Спящая красавица что в ней напоминает народные русские сказки

Ответы на вопросы учебника литература 5 класс, 1 часть, коровина, страницы 82-83размышляем о прочитанном.1. вы прочитали сказку жуковского спящая царевна.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 82-83

Размышляем о прочитанном.

1. Вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

Мне больше всего понравилось посещение царским сыном сонного дворца, описание спящих людей, замерших посредине движения или дела. И то, как царский сын, молитву сотворя, шагнул через царя Матвея.

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

Это волшебная сказка. В ней есть чародейки, колдовство, волшебный предмет, превращения.

Эта сказка напоминает народные своим языком, который Жуковский попытался сделать максимально народным.

Также в ней есть зачин и концовка, характерные для народных сказок: «Жил-был добрый царь Матвей…», «Свадьба, пир, и я там был..»

Использует Жуковский и традиционные приёмы волшебных народных сказок: испытание главного героя, борьба со злом и победа добра, устойчивые эпитеты «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Но в отличии от народных сказок, Жуковский не использует такой обязательный элемент, как троекратные повторы. Нет у него и присказки, а герои необычные для народной сказки: рак, царь по имени Матвей.

Необычным авторским приёмом оказывается и ирония, которая наполняет сказку. Жуковский старался развлечь читателя, а не чему-то его научить.

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Двенадцатую колдунью не пригласили потому, что золотых обеденных блюд было одиннадцать. Двенадцатый набор был кем-то украден.

Злая колдунья обиделась и предсказала царевне смерть на шестнадцатом году от укола веретена.

Но одиннадцатая чародейка сказала, что принцесса не умрёт, а проспит триста лет.

Пробудил царевну царский сын, который пробрался во дворец и поцеловал её.

Литература и изобразительное искусство

Найдите в других книгах и в интернете иллюстрации к сказке Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

В учебнике мы видим иллюстрацию художника В. Кутлинского.

В интернете я видела множество интересных иллюстраций к этой сказке. Их рисовали художники Курдюмов, Дехтерев, Пименов, Рыжов.

Но мне больше всего понравилась иллюстрация В. Васнецова. Это настоящая картина на сюжет этой сказки. На ней художник изобразил спящую на высоком резном диванчике царевну. Рядом спит девочка с раскрытой книгой, на полу спит медведь, вокруг спят слуги. 

На этой картине нашлось место даже густому бору, который окружил дворец.

Именно за обилие деталей, яркие краски и настоящую сказочность я люблю эту иллюстрацию.

Фонохрестоматия

1. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

Само слово Сказывание подразумевает доверительный рассказ, в котором рассказчик выражает своё мнение о героях и событиях сказки. Каждый рассказчик может добавлять в сказку что-то своё.

При художественном чтении чтец выражает мнение автора, он связан границами литературного произведения, не может вставлять свои слова или присказки.

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

Злая чародейка должна быть злой. Её злобу актёр показывает низким голосом, быстрым темпом. Такое чтение эмоционально кажется зловещим.

Доброту другой чародейки актёр тоже показывает голосом. Её слова он читает спокойно, доверительно, успокаивающе. Ей хочется верить.

3. Прочитайте описание сонного царства так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

Читаем спокойно, неторопливо, выделяя голосом смешные фразы и слова: вкопанный, раскрывши рот, упасть готовый и т.д.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

Интонация повышается, актёр передаёт горячность царского сына, его смелость и удаль. Услышав про заколдованный дворец, кровь у молодца вскипела, он бесстрашно бросился в бор.

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет. Это особенность авторского произведения.

6. Сравните описание сонного царства и проснувшегося, оживившегося царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае, и движение, оживление во втором.

Передать описание сонного царства можно спокойной интонацией с замедленным темпом. Пробуждение и оживление напротив, нужно читать быстро с воодушевлением.

AVvXsEj0uljsnYhx vvbl6xoulmr0n gycJHpK7xOZcrdmxSdDHartpsBg1qMJgF8K49GCy8LU8qM8FFQI2fzcwy968thnYzoEfWlJcL5Pnc c8UutLXEuVMnQ8ipbMa9JEbcOFspwn3 vw Xg5af1JV8Xp5lJppoRV1vQLSY3J88AuOCxEBNc Bn84rOy fdg=w400 h351

Конспект урока.

Ι. Актуализация знаний. Слайд 1.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль  на месте?
Всё ль  в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Проверка домашнего
задания.

–  Для начала проверим домашнее задание. С какой
сказкой мы работали на прошлом уроке? Откройте тетради.

Слайд 2. Наше знакомство с волшебным миром
сказок начинается с самого детства: сначала их нам рассказывают наши мамы и
папы, бабушки и дедушки. Затем, когда мы учимся читать, в нашей жизни
появляются книжки. Первые книжки, которые мы самостоятельно читаем, тоже
сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором происходят чудеса, мир полный
волшебства. И став взрослыми, мы не перестаем верить в сказки, мы стараемся
сохранить этот мир, сказочный мир, в глубине своего сердца.

Слайд 3. — Что же такое сказка? Сказка – это
занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и
приключениях.

Слайд 4. — Кто может сочинять сказки? (народ
и автор: народные и литературные сказки)

Слайд 5. — Что значит литературная сказка?

«Литературная сказка — авторское,
художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на
фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное».  Это «произведение
преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения
сказочных героев».                                                          Людмила
Юльевна Брауде

Слайд 6. — Уверена вы знаете данных
писателей, как авторов самых известных сказок.

— Как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня?
Над чем мы будем работать?

II. Развитие
умений.

Биография
писателя.

Слайд 7. — Сегодня
же мы знакомимся с творчеством Василия Андреевича Жуковского. Что вы помните о нем?

Жуковский одним из первых обратил
внимание на незаурядный талант молодого лицеиста. Лицеист Пушкин высоко оценил
дружескую поддержку поэта.

Слайд 8.В своем
стихотворении «К портрету Жуковского» А.С. Пушкин писал:

«Его стихов пленительная сладость
пройдет веков завистливую даль…»

Слайд 9.Жуковский
родился в 1783 году 9 февраля в Тульской Губернии, село Мишенское.

Несмотря на то, что Василий
Андреевич Жуковский относится к знатному роду, его происхождение отнюдь не
считалось благородным. Его отцом был помещик Афанасий Иванович Бунин, а матерью
стала турчанка Сальха, пленённая во время русско-турецкой войны.

Слайд 10. Мальчик
родился незаконно – вне брака, что для того времени было очень серьёзно. Даже
усыновление не давало право получить дворянский титул родителей. Андрей
Григорьевич Жуковский, обедневший дворянин из Беларуси, стал крёстным отцом. От
него же мальчику досталась фамилия и отчество.

Из-за внебрачного рождения мальчик
не мог рассчитывать на что-либо от своих родителей, включая дворянский титул.
Но родной отец подсуетился, чтобы мальчика фиктивно зачислили на военную
службу. В результате в 6 лет он был внесён официально в дворянскую родословную
книгу.

Слайд 11. Несмотря
на своё положение, молодой человек получил хорошее образование. В юном возрасте
он исключён из Главного народного училища. Тем не менее, впоследствии он
поступил в Благородный пансион при Московском университете, где изучал языки.

В Благородном пансионе возникло
литературное сообщество, куда входили Дмитрий Дашков и государственные деятели
Андрей и Александр Тургеневы. Василий Жуковский участвовал в написании устава и
стал первым председателем.

Слайд 12. Известность
постепенно привела его к Императорскому двору. В 1816 году он стал чтецом при
императрице Марии Фёдоровой, а несколько позже Александр I назначил ему пенсию
4 000 рублей в год.

Слайд 13.Начиная с
1817 года, известный литератор и публицист назначен наставником будущего
императора.

Слайд 14.Произведения
автора часто уходили в народ, поэтому легко принимались даже в качестве гимна.

Слайд 15.К 1808 в
творчестве Жуковского появляются первые баллады: «Людмила» (1808),
«Кассандра» (1809), «Светлана» (1808 — 1812) написаны на
основе иностранных литературных источников.

Слайд 16.В 1831
году Пушкин приезжает в Царское село с практически готовой «Сказкой о
попе…» и множеством конспектов сказок.

— Что же происходит в Царском селе?
Кто помнит?

Слайд 17.Интерес к
русской народной сказке к тому времени у поэта был столь велик, что он заражает
им и Жуковского. Тогда же в Царском селе оба поэта вступают в некое шуточное
соревнование на тему: «Пишем сказки в народном стиле».

Слайд 18. Свидетелем
этого состязания стал ещѐ один будущий гений русской литературы — Николай
Васильевич Гоголь, который писал: «Все лето я прожил в Павловске и Царском
Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. О, сколько
прелестей вышло из-под пера сих мужей. …У Пушкина … сказки русские народные.. у
Жуковского тоже русские народные сказки…Чудное дело! Жуковского узнать нельзя.
Кажется, появился новый обширный поэт, и уже чисто русский».

Слайд 19. Именно
тогда на свет появились великолепные пушкинские сказки «Сказка о Попе
и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане»,

«Сказка о рыбаке и
рыбке»,

«Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке».

И сказки В.А.Жуковского «Сказка
о царе Берендее», «Спящая царевна»
и т.д.

Слайд 20. А.С. Пушкин
считал В.А.Жуковского своим другом и учителем.

В 1820 году Жуковский, прочитав
поэму Пушкина «Руслан и Людмила», дарит поэту свой портрет с надписью:

«Победителю —
ученику

от побежденного —
учителя».

Слайд 21. Слайд
22.
Физминутка.

— А сейчас немного отдохнем.

Работа с текстом
сказки.

Работа с текстом
до чтения.

Слайд 23.– Ребята,
для кого же Жуковский написал сказку «Спящая царевна»?

– Как это может отразиться на тексте?
(Можно вернуть учащихся к материалам с. 114.)

Слайд 24. Сказки
В.А. Жуковского издавались неоднократно и иллюстрировались многими художниками.

Слайд 25 – Знакомо
ли вам название сказки? Где вы встречались с этим сюжетом? (Впервые подобный
сюжет использовал Шарль Перро, написав в конце XVII в. сказку «Спящая красавица»,
затем в начале XVIII в. братья Гримм обработали и записали сказку «Шиповничек»
с похожим сюжетом.)
Слайд 26

– Прочитаем сказку и увидим,
удалось ли Василию Андреевичу написать для детей сказку не столько
поучительную, сколько увлекательную. Начинаем читать.

Работа с текстом
во время чтения.

1) Комментированное чтение
сказки. Работа в группах.

Слайд 27. — Сейчас
поработаем в группах. Каждая группа читает фрагмент сказки и отвечает на
поставленные вопросы. На работу 3 мин.

Группа №1.

1.  
К
какому виду можно отнести сказку? Почему?

2.  
Найдите
определения, которыми автор характеризует царя Матвея.

Группа №2.

1.   Почему же такой
«разумный» царь оплошал: не позвал двенадцатую чародейку на пир? Как она
отомстила?

2.   Почему последняя
чародейка не смогла полностью снять злые чары?

Группа №3.

1.  
Прочитайте
эпизод, где рассказывается о том, как чародейки отблагодарили царя за
замечательный пир.

2.  
Что
предпринимает царь Матвей, чтобы страшное пророчество не сбылось?

Группа №4.

1.  
Как
вы думаете, почему пророчество сбывается? (Найдите и прочитайте ответ в тексте)

2.  
Найдите
описание пути царского сына, выразительно прочитайте эпизод. Что можно сказать
о характере этого героя. Почему он решил отправиться к царскому дому?

Группа №5.

1.   Кто и в какой
момент поведал царевичу о спящей девушке?

2.  
Что
помогло пробудить царевну?

Группа №6.

1.   Прочтите описание
царевны. Какой вы себе её представили?

2.  
Найдите
кульминацию (концовку) в сказке. Зачитайте.

Слайд 28

2) Выборочное чтение сказки.

– Чем привлекателен царь Матвей?

– Где уже в начале сказки борются
добро и зло? (Дары чародеек.)

– Почему смерть царевны обернулась
всего лишь сном?

– А почему вместе с царевной уснул
весь дворец?

– Прочитайте выразительно картину
спящего дворца. Передайте чтением как быстро меняются картины. (Лаконично
сказано о многом, быстрые переходы от одной фигуры к другой.)

– Почему повторяется в сказке
картина уснувшего дворца?

–  Как встретили вы развязку
сказки? Могла ли сказка по-другому закончиться?

— Что в сказке напоминает народную
сказку, а что отличает?

Работа с текстом
после чтения.

1) Беседа с учащимися:

– В чём проявляются лёгкость и
незатейливость сказки Жуковского?

– Какие страницы сказки вам показались
самыми удачными, особенно выразительными?

Слайд 29.

2) Выполнение одного из заданий
учебника (по выбору учащихся – задание 1 с. 156) почему сказка именно русская.

– Вопрос 3 учебника, с. 156. (нет
ли ничего злого и дурного в сказке)

Задания в тетради
№2 на стр.47.

ΙΙΙ. Итог.

– Что мы делали? (Читали текст,
отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

Слайд 30. «Спящая царевна» — одна из
красивейших литературных  сказок России. С течением времени читательский
интерес к ней не ослабевает. Это и есть свидетельство того, что творчество В.
А. Жуковского современно и ныне.

Слайд 31.

        
Понравилась
вам сказка?

        
  Какой
эпизод вам больше всего запомнился? Почему?

        
 Какие
чувства вызвала у вас прочитанная сказка?

— За какого героя
вы переживали больше всего?

Как бы вы
оценили свою работу на уроке? Оценивание!!

Слайд 32.

IV. Домашнее задание.

Ø
Прочитать сказку «Спящая царевна»

Ø
Выполнить письменно в рабочей тетради №3 на стр48.

Обобщение
материалов предыдущих уроков.

Беседа с учащимися.

– Похожи ли сказки Пушкина и
Жуковского на народные (фольклорные) сказки? Чем?

1. Есть элементы сказочного
построения (концовки, повторы событий).

2. Общие сюжеты, основанные на
вымысле, волшебстве.

3. В сказках есть добро, зло; зло
бывает наказано.

4. Язык простой, понятный,
поэтичный.

– А в чём отличие сказок Пушкина и
Жуковского от народных сказок?

1. Подчеркнуть (и в той и в другой
сказке) национальный русский колорит: имена героев, детали быта, образ жизни
героев и т.д. Здесь и далее учащиеся приводят примеры.

2. Мир добра и зла не так резко
разграничен, зло чаще всего само себя наказывает, другие герои прощают зло.
Подчёркивается сила добра.

3. Герои сказок не просто добрые и
злые, они могут быть разными (как царь Салтан, как царь Матвей).

4. В сказках есть автор, который не
прячет от читателя своего отношения к героям, событиям. Мы знаем, кого он
любит, кому сострадает, над кем подсмеивается, а кого осуждает.

5. Особый язык сказок: не просто
стихотворный (народные сказки тоже зачастую рифмованы, а значит, стихотворны),
но и образный, поэтический, насыщенный авторскими эпитетами, с особенными
ритмом и рифмами. (Можно сравнить язык двух сказок.)

6. Авторы не просто используют
известные народные сюжеты, а разворачивают их, дополняют, расширяют,
преобразуют. Особенно это характерно для сказок Пушкина (см. задание № 4 к
уроку 42 в «Тетради по литературному чтению»).

7. Обилие художественных деталей,
зачастую подмеченных в реальной жизни (задание II.2 в «Тетради по литературному
чтению», урок 45).

– Сопоставьте наши выводы по
первому и второму вопросам. Сделайте общий вывод: что такое сказки Пушкина и
Жуковского – переложение (пересказ) известных народных сказок или собственно
авторские литературные сказки? Вывод обоснуйте.

– Что же такое авторская
литературная сказка?

– А что можно назвать обработкой,
переложением народной сказки?

Интересны ли нам обработки народных
сказок? В чём их ценность?

В чём ценность авторских
литературных сказок?

– Проследите путь от сказки
народной к сказке авторской. Определите место обработки сказки (народная сказка
– запись и обработка сказки – авторская литературная сказка).

2. Подведение
итогов поэтического состязания.

1) Перечитывание материалов
учебника (с. 114–116).

– В чём была суть поэтического
состязания?

– В чём изначально разошлись
авторы?

– Каких результатов сумели достичь
оба?

2) Определение победителя в
состязании
.

– Как на этот вопрос ответил
Николай Александрович?

– Согласны ли вы с ним или у вас
есть особое мнение? Какое?

На чтение 7 мин. Просмотров 81 Опубликовано

Картина В. Васнецова «Спящая царевна»

«Спя́щая царе́вна» — сказка В. А. Жуковского, написанная 26 августа — 12 сентября 1831 года в Царском селе[1]. Является самостоятельным авторским литературным произведением, написанным по мотивам сюжета немецкой народной сказки «Царевна-шиповник» (нем. Dornröschen), которую он нашёл у братьев Гримм, и французской «Красавица, спящая в лесу» (фр. La Belle au Bois Dormant), обработанной Шарлем Перро. Впервые сказка напечатана в журнале «Европеец», 1832, № 1, январь, стр. 24—37, под заглавием «Сказка о спящей царевне».

История создания

Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в своеобразный спор: кто лучше напишет сказку, по стилю напоминающую русскую народную. Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Всё лето я прожил в Павловском и в Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки… Чудное дело! Жуковского узнать нельзя»[2].

Жуковский в тот год создал «Сказку о царе Берендее» и «Спящую царевну», Пушкин — «Сказку о царе Салтане».

Сюжет

У царя с царицей долго не было детей, а потом родилась долгожданная дочь. В честь рождения маленькой царевны начинается большой пир, на который пригласили 11 из 12 волшебниц, живших в царстве. Двенадцатая, которую не пригласили, обиделась. Когда волшебницы желали царевне всяких благ, явилась 12-я и предрекла смерть царевны в 15 лет от укола веретена. 11-я, которая не успела ничего пожелать, сказала, что это будет не смерть, а сон, длящийся 300 лет. Царь, испугавшись, запретил подданным вообще прясть и убрать из царства всё, что связано с прядением. В назначенном возрасте девочка всё-таки уколола палец веретеном и уснула, а с ней царь, царица и все подданные. Через 300 лет её разбудил поцелуем царевич, а с ней проснулись и все остальные. Царевич женился на царевне, и все жили долго и счастливо.

См. также

Эта страница в последний раз была отредактирована 22 января 2021 в 11:09. Фокина Александра

В 1831 году летом в Царское село приехали Пушкин, Жуковский и Гоголь. В одном из разговоров между Пушкиным и Жуковским возник спор, кто сможет лучше написать сказку, которая более всего будет напоминать русскую народную. Оба принялись активно за работу. По рассказам Гоголя у обоих это выходило замечательно. Для своей сказки Жуковский скомбинировал сюжет сказки Шарля Перо и братьев Гримм. В результате его работы на свет появилась «Спящая царевна», которая действительно была очень близка к цели.

ПожаловатьсяСодержание:

История создания

Интересной является история создания этого произведения. Летом 1831 года в загородном имении Царское Село проводили время друзья Александр Пушкин и Василий Жуковский. Известные писатели поспорили, кто из них сможет написать сказку, которая будет неотличима от народной. Впоследствии два произведения, которые появились благодаря этому оригинальному спору, стали классическими и пополнили сокровищницу русской литературы.

Александр Пушкин за несколько месяцев написал «Сказку о царе Салтане». Жуковский долгое время подбирал сюжет для своего произведения и в результате остановился на мотивах немецкой сказки «Царевна Шиповник», написанной братьями Гримм. Василий Андреевич утверждал, что вдохновение черпал также из сказки Шарля Перро «Красавица, спящая в лесу». В своем читательском дневнике Жуковский кратко сделал описание и план этого рассказа и в последующем придерживался намеченной цели.

Сказка «Спящая царевна» была завершена в сентябре 1931 года, в печати она появилась в 1839 г. в журнале «Европеец». Работу Жуковского по достоинству оценили многие критики и читатели. После этого вышло немало сборников произведений автора, одной из жемчужин которых стала «Спящая царевна». Читать ее могут как взрослые, так и маленькие детишки. Это лёгкая и добродушная история, рассказывающая о благородных героях, их смелых поступках и беззаветной любви. Основные мотивы сказки:

  • борьба добра со злом;
  • благородные поступки;
  • любовь.

В произведении Жуковский сочетал народные особенности и индивидуальный авторский стиль. Так, бросаются в глаза традиционные решения, характерные для устного творчества. В частности, был введён образ таинственного густого леса, который надежно скрыл дворец и спящих в нём людей.

Творение Жуковского стало не просто переведённым и переписанным сюжетом западной сказки, а самобытным произведением, отображающим культуру и русское мировоззрение. Интересны также характеристики главных героев, многогранных и прекрасных в своих благородных поступках.

Основные действующие герои

В сказке есть около десятка действующих персонажей, судьбы которых тесно переплетены. Главными героями «Спящей красавицы» являются:

  • принцесса — долгожданная дочь царя и царицы;
  • принц, разбудивший принцессу от столетнего сна;
  • царь Матвей и его супруга — родители царевны, правители королевства, в котором происходило действие;
  • добрые феи, наделившие новорожденную царевну хорошими качествами;
  • старая злая волшебница, пожелавшая малышке умереть в 15 лет;
  • старуха, по вине которой главная героиня укололась веретеном и уснула на 100 лет.

Краткое содержание

Царь Матвей и царица на протяжении долгих лет жили счастливо, но не могли завести потомство. Однажды летом царица бродила около ручья, заливаясь горькими слезами из-за невозможности иметь детей. Речной рак сжалился над женщиной и предсказал ей в скором времени рождение ребенка. Действительно, вскоре в царском семействе произошло прибавление — родилась здоровая малышка. По этому случаю во дворце устроили роскошный пир.

На праздник пригласили 11 добрых фей, а злую волшебницу звать не стали, опасаясь, что она испортит торжество.

В разгар мероприятия старуха явилась без приглашения. Даже в этом случае ей были рады, нашли место и поставили богатые приборы с яствами, но ворчливой фее всё было не так. Ей показалось, что остальным волшебницам уделяют больше внимания, так как они оказались за столом ближе к царским особам. Также ей не понравились столовые приборы, которые были беднее, чем у других гостей.

Когда пришло время одаривать малышку подарками, каждая фея наклонялась к ее кроватке и нашептывала что-то хорошее. Старуха сделала страшный подарок — она предрекла, что девушка в 15 лет уколется веретеном и умрет. Самая младшая фея спряталась за кроваткой и услышала страшное пожелание. Она решила сгладить ужасный подарок и сделала так, что принцесса не умрёт, а уснёт столетним сном вместе с другими обитателями королевства.

Царь Матвей, чтобы защитить дочь, издает указ, в котором запрещает использование веретен. Пятнадцать лет прошли быстро, девушка выросла красивой, доброй и любознательной. Однажды она познакомилась со старухой, которая жила в отдаленной местности и не знала о запрете. Женщина предложила обучить царевну рукоделию и начала заниматься с ней в удаленной башне дворца. Однажды девушка уколола палец иглой веретена и погрузилась в столетний сон. Вместе с ней заснули все жители королевства, которое быстро пришло в упадок.

Спустя 100 лет в отдалённом королевстве сын короля услышал легенду о принцессе и решил спасти девушку. Царевич отправился в далекое путешествие, преодолел дремучий лес, справился с массой препятствий, зашёл в башню и поцеловал спящую царевну. Девушка проснулась, вместе с ней стали пробуждаться её отец, мать и другие жители королевства. Молодые люди влюбились друг в друга и вскоре сыграли свадьбу.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Используемые источники:

  • https://wiki2.org/ru/спящая_царевна
  • https://vashurok.ru/questions/kakaya-istoriya-sozdaniya-skazki-zhukovskogo-spyaschaya-tsarevna
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/spyashchaya-tsarevna.html

Светлана Глушко
Сочинение из моего детства на тему: «Книга в моей жизни»
Недавно, перебирая свои старые записи, случайно наткнулась на свои школьные сочинения. Многие делятся своими рецептами, мастер классами и т. д. А я хочу поделиться с вами, мои коллеги, своим одним из сочинений из детства. Прошу строго не судить это было очень давно.
Сочинение: “Книга в моем детстве“.
Как только начинаешь познавать мир, первый друг и товарищ – это книга. С первых лет жизни к нам приходят красочные и увлекательные книжки: сказки, стихи, рассказы. Ты идешь по жизни с книгой, порой сам не замечая этого. Книга – это простое беззвучное слово, но как много она значит для жизни человека.
А сколько нужно трудов, чтобы издать книгу, над ней работают тысячи людей. Сколько создано техники, благодаря книге и, чтоб облегчить ее создание. Книга в моей жизни небезразлична, но сказать, что она для меня есть смысл жизни я не могу. Но книга нужна нам, чтобы мы развивались и продолжали свое существование.
Мы идем в первый класс, и первое, что мы видим у себя на парте – это книга. Открываем первые страницы и оттуда выпрыгивают к нам непонятные буквы, слова, головоломки, красочные рисунки. Мы сидим и рассматриваем каждую страничку книжки, пытаясь прочитать и осознать, что там написано. В свободное для себя время садишься, открываешь книгу вчитываешься в нее, отключаешься от внешнего мира и становишься героем этого произведения, проходишь все испытания, порой кажущиеся невыполнимыми, отдыхаешь, плачешь и переживаешь вместе с героем. Но что же потом, поставил книгу на полку и через месяц-два ты уже забыл о чем идет речь в этом произведении. Мне кажется, что это неуважение не только к книге, но и в чем-то и к себе. Поэтому мы должны не только читать, но и понимать, и запоминать, что мы прочитали. И мы должны сделать все, чтобы книга жила и развивалась, становилась все более интересным, познавательным настольным товарищем и другом. Другими словами можно сказать: “Книга – друг человека“. И из этого можно сделать вывод: можешь не читать книги, но уважать ты их обязан.

На вопрос, какие книги знакомы с пеленок, все не задумываясь назовут сказки. А ведь эти удивительные сказочные приключения действительно являются нашими спутниками с детства, поэтому в сочинении на тему сказка, будет несложно поделиться своими мыслями и раскрыть тему народных сказок в 5 классе.

Сочинение: сказка

Русские народные сказки — это удивительные произведения народного творчества, которые переносят читателей в сказочный необычный виртуальный мир. Там все иначе. В этом мире живут герои, красавицы, богатыри, королевы и короли, в нем оживают деревья, умеют говорить животные Этот мир наполнен волшебством, поэтому сказки с большим удовольствием слушают малыши или читают самостоятельно дети постарше. У кого нет любимой сказки? Наверное такого человека и не встретишь, как и не встретишь тех, кто бы не знал ни одной сказки. Пусть это будет только всем известный Колобок или Репка, но эти сказки может пересказать на память даже маленький ребенок.
Самое главное в сказках то, что это не просто интересные народные произведения. Хочется отметить в своем сочинении про сказку то, что это поучительные работы, которые полны народной мудрости. Сказка помогает правильно воспринимать окружающую действительность, учит доброте, пониманию, помогает распознавать злые и добрые начала.

Наталья Лекомцева
Сочинение на тему «Детство»
Детство – небольшой, неповторимый и замечательный отрезок нашей жизни. В детстве мы могли стать кем угодно: летчиком, волшебником, поэтом, актером и многими другими. Детская фантазия безгранична, благодаря ей окружающий мир становится увлекательным и таинственным. Все мы в детстве были добрыми, открытыми и честными. Радовались всему, первому снегу, опавшим листьям, подаренной конфетке или найденному камушку. Но все это куда-то исчезает.
Детство, как думают взрослые, это беззаботное время, но на самом деле это очень тяжелая и загруженная пора. Ведь в детстве нам нужно научиться всему, что мы будем уметь когда повзрослеем. Каждая минута детства – это время накопления опыта, например, умение ходить или умение правильно держать ложку. Но дети в отличие от взрослых свои «дела» решают в игре, учатся говорить, убирать за собой игрушки и выполнять бытовые действия. Детство – это настоящая школа жизни.
Главные учителя в детстве это наши родители. Когда мы появляемся на свет, они на время нашего взросления вновь возвращаются в детство и потом растут вместе с нами. Переживают наши первые шаги и падения и заново учатся говорить с ними малышками. Вновь проживают все периоды детства с нами, как будто возвращаясь в прошлое, но уже взрослыми глазами.
В детстве все мы хотим поскорее вырасти, стать большими, чтобы быть самостоятельными, уметь как мама и папа быстро и с легкостью решать проблемы и быть независимым. А когда выросли, теперь понимаем, что зря спешили. Но мы, ни когда не должны забывать, что мы можем фантазировать, быть добрыми и честными, учиться каждую минуту и любить, то что окружает нас, ведь как говорил замечательный писатель Антуан де Сент-Экзюпери – «Все мы родом из детства».

Мир детства – это такой волшебный мир, в котором ребенок может поиграть в куклы, в машины, в мяч. И хотя детство пролетает очень быстро, оно все-таки очень интересное, яркое и веселое. Это незабываемая пора, пора мечтаний, искренней радости и взросления ребёнка. Мы не должны забывать детство и должны беречь его в своём сердце, и тогда оно не забудет нас.
Детство, всё о котором мы можем почитать на страничке minimy.in.ua – это беззаботность, веселье, радость каждого человека. Вспоминая о своём детстве, мы никогда не можем сказать, что оно прошло для нас плохо или что нам было скучно. Это всегда хорошие, добрые и счастливые воспоминания нашей жизни. Мы растем, учимся жизни, начинаем осознавать реальность именно в этом возрасте. Именно поэтому в школу начинают ходить с возраста 6-8 лет. Мы лучше запоминаем алфавит, таблицу умножения, правила русского языка и другие полезные сведения. А дети, впервые пришедшие в школу, ещё ощущают себя детьми. Они приносят игрушки, куклы и машины с собой на занятия, и не осознают что это уже, пусть и маленькая – ступень в начинающуюся взрослую жизнь.
Детство – это свобода, когда нет никаких обязанностей, проблем и забот. Многие взрослые часто говорят: «Как хорошо быть маленьким! Можно спать, сколько хочешь, можно проснуться, подойти к окну и наблюдать, как люди спешат по своим делам, слушать, как шумит город за окном. Весь день можно играть в разные игры: в прятки – и прятаться где угодно, в догонялки – убегать, например, от бабушки. Потом можно гулять на свежем воздухе, греться на солнышке, лежать на травке и наслаждаться свободой. Но это только мечты, детство ведь уже не вернешь!»

Перу замечательного русского поэта и писателя А. С. Пушкина принадлежит много образов романтических, смелых, мужественных и благородных героев. Владимир Дубровский — один из них.
Владимир — потомственный дворянин, молодой, образованный. Он единственной сын своего отца Андрея Гавриловича Дубровского, извести его своей добропорядочностью, честным и неподкупным характером. Едва завершив службу Владимир переносит две тяжелее для него утраты: смерть отца и потерю родового имения. Несмотря на обрушившиеся на него несчастья, молодой человек не падает духом. Спасая своих крепостных от расправы, он уводит их в лес и становится предводителем отряда разбойников, быстро прославившегося своим странным благородством: они никого не убивали, а грабили только богатых.
Настойчиво и верно идет Дубровский к своей главной цели — отомстить виновнику всех своих бед Кириле Петровичу Троекурову. Однако судьба подготовила ему новое испытание — любовь к Маше Троекуровой. В своем стремлении сделать девушку счастливой, не омрачать ее жизни потерей родных ей людей, Владимир готов отказаться от своего намерения. Любовь к Маше толкает Дубровского на дерзкие и отчаянные поступки: он хитростью проникает в дом Троекуровых и даже умудряется завоевать расположение и уважение самого барина.
К сожалению, удача не всегда сопутствует молодому благородному разбойнику. Волей обстоятельств Маша выходит замуж за старого князя, а след самого Дубровского теряется в неизвестности. Однако память о нем, наверняка, надолго останется в сердцах людей, знакомых с ним, и даже узнавших о нем со страниц известной повести А. С. Пушкина.

Детство — это беззаботность, веселье, радость каждого человека. Вспоминая о своём детстве, мы никогда не можем сказать, что оно прошло для нас плохо или что нам было скучно. Это всегда хорошие, добрые и счастливые воспоминания нашей жизни. Мы растем, учимся жизни, начинаем осознавать реальность именно в этом возрасте. Именно поэтому в школу начинают ходить с возраста 6-8 лет. Мы лучше запоминаем алфавит, таблицу умножения, правила русского языка и другие полезные сведения. А дети, впервые пришедшие в школу, ещё ощущают себя детьми. Они приносят игрушки, куклы и машины с собой на занятия, и не осознают что это уже, пусть и маленькая — ступень в начинающуюся взрослую жизнь.
Детство — это свобода, когда нет никаких обязанностей, проблем и забот. Многие взрослые часто говорят: «Как хорошо быть маленьким! Можно спать, сколько хочешь, можно проснуться, подойти к окну и наблюдать, как люди спешат по своим делам, слушать, как шумит город за окном. Весь день можно играть в разные игры: в прятки — и прятаться где угодно, в догонялки – убегать, например, от бабушки. Потом можно гулять на свежем воздухе, греться на солнышке, лежать на травке и наслаждаться свободой. Но это только мечты, детство ведь уже не вернешь!»
У каждого ребёнка есть семья. Семья – это защитник. Что бы ни случилось с ребёнком в детстве, кто бы его ни обидел, только в семье найдётся понимание, поддержка и защита. Наверное, поэтому в детстве так легко и беззаботно живется, потому что на страже стоят всегда родители, семья. В детстве происходит много разных событий, и если ты со временем забыл, что с тобою было в детстве, то мама или папа всегда расскажут тебе об этом.
В детстве каждый праздник радует нас. Всегда напоминает вкусные торты, веселье и подарки. День рождения — это день, когда мы становимся на год старше. Мы его ждем и радуемся ему. Родители поздравляют, обнимая и целуя, друзья приходят и дарят подарки. Все дети очень любят это!
Я считаю, что мир детства – это прекрасный период в жизни каждого человека. У всех людей оно проходит по-разному, но я не слышала ни от одного человека, чтобы он говорил, что детство прошло плохо. Ведь все равно в жизни каждого человека в детстве есть какие-то яркие незабываемые моменты. Ведь детство — это здорово!
Сочинение на тему «Детство» | Март 2015

Эта история о девушке с добрым сердцем, отец которой женился на злой, сварливой женщине. У мачехи было две родные дочери, которых она очень любила, а на падчерицу ее любви не хватило. Золушке приходилось терпеть упреки и унижения, выполняя грязную тяжелую работу, и некому было за нее заступиться. Отец не мог перечить жене, он был безвольным и слабохарактерным. Но, несмотря на все обиды, Золушка все равно не озлобилась, она сохранила душевное тепло и мягкость. Девушка была умелой, и любая работа в ее руках спорилась. Однажды их пригласили на королевский бал, но мачеха запретила Золушке ехать, в надежде на то, что одна из ее дочерей сможет обаять принца и выйдет за него замуж. Этому не суждено было случиться, ведь Золушке помогла крестная фея, и ей все же удалось попасть на бал. Там она познакомилась с принцем, и между ними возникли чувства. Но ей нужно было покинуть дворец до полуночи. У сказки счастливый конец – принц разыскал возлюбленную и они поженились, несмотря на все преграды.
На мой взгляд, эта сказка учит нас тому, что такие душевные качества, как доброта, справедливость, трудолюбие всегда вознаграждаются. Ведь принц не мог не влюбиться в такую милую и добрую девушку. Благодаря этой сказке я понял, что за грязным платьем может скрываться чистая душа.
Когда мама читала эту сказку, мне было жаль Золушку, и хотелось, чтобы она нашла свое счастье, а злая мачеха была наказана за свою подлость и жестокость. Так и случилось.
Хотелось бы, чтобы и в жизни всегда наступал счастливый конец, добро побеждало, а зло было наказано. Но, к сожалению, так бывает далеко не всегда. И все равно, я думаю, что нужно всегда надеяться на лучшее и сохранять в себе способность прощать в любой ситуации.

Индекс любви: 9.67 (29/3)
Научившись читать, я открывала для себя мир книг очень неадекватно. Результатом этого стали скандалы в дет.саду, когда я деморализовывала дух трехлетних карапузов своими выкриками “Это суп из пиявок!” или “Не ешьте это, там мышиные хвостики”. Так мне запомнился “Волшебник изумрудного города”. В пятилетнем возрасте я просто пересказывала “Мифы Древней Греции” и книги по астрономии, которые обожала. Однокашники открывали рты, я тихо млела. А дома с увлечением разглядывала еще одну любимую книгу – “Атлас анатомии человека”. Особенно меня поражала картинка. кровеносной системы плода. Прочитав все подписи, я рисовала копчики и мышцы, раскрашивала, и радовалась. А потом я пошла в школу. И спектр любимых книг стал расширяться и подвергаться изменениям.Прошло уже много лет, но я до сих пор держу ТЕ книги на полке любимых, перелистываю их изредка, и погружаюсь в то давнее ощущение познания мира.
Хорошая, кстати, тема. Что-то я недавно крепко подсел на книги, которые были прочитаны мной еще в детстве. Конечно, не в самом глубоком детстве, а лет так в 10-11. И что самое странное – при повторном прочтении они вовсе не показались мне примитивом. Нормальные такие, добрые книжки, с интересным сюжетом. Только не надо говорить, что я страдаю инфантилизмом ??
Не из младенчества, конечно. А уже прочитанные в школьном возрасте. Мне повезло – почти все мои книжки были мамины – таких тогда не издавали, а то и сейчас не издают. А потому – был Винни-Пух и Карлсон (не в сокращении -настоящий), были незаслуженно забытые ныне Пан Клякса и Гомер Прайс, ослик Мафин и Алиса в академическом переводе, Волшебник изумрудного города естественно.. Муми-тролли со всей компанией. Они все и сейчас живут у меня дома. И самое смешное – я их перечитываю, и начинаю понимать только сейчас. Так наверное всегда и бывает. Я люблю их – этих героев, они проводили меня во взрослую жизнь, и я их не забываю – я их люблю. Добрые, солнечные, чуть наивные и Честные книги. Там где – добро это добро, а зло – злое, но ведь совсем не страшное, там где есть друзья, там где сумасшедшая, но такая верная логика. А чтоб я ни кричала – у меня сущность персонажа детской сказки. Эльфы пришли уже потом. Снусмумрик я ??
Книг прошедших через моё детство было привеликое множество, другое дело что многие из этих книг уже не помню. Читать я научился ещё за долго до школы, хотя скорость моего чтения тогда была низкой и поэтому книги читали мне мои родители вслух. В дошкольные времена мне очень понравились книги про Незнайку, особенно “Незнайка на Луне”, мне тогда казалось что эта книга очень серьёзная и в тоже время полная приключений. У меня на старой квартире где то сохранилось даже моя перерисовка заглавных букв книги “Незнайка на Луне”, уж больно мне тогда понравилась эта книга. Очень понравилась книга про приключения Мумми Троллей и шляпа волшебника, особенно мне понравился один сюжетик из этой книги, где в Мумми – холе из за этой самой шляпы начали расти джунглии. Добавлю, что мне очень нравились разные сказки, особенно русские народные сказки. В них чувствовался какой то дух седой старины и в тоже время в их содержании ощущалось братство главных, положительных героев и чувство справедливости.
На днях захотелось перечитать Карлсона. Странно – в детстве эта книга не была моей любимой (а про любимый атлас анатомии я уже писала выше). А сейчас прямо впилась и прочитала взахлеб, изредка озвучивая самые любимые свои фразы: “Красивая вещь. Где ты ее стянула?”, “Она положила туда лисий яд!” (муж на бутылку острого кетчупа бумажку прилепил – “ЛИСИЙ ЙАД”). Апофеозом возвращения к детству стала записка “В мири зкасок тожы люби булочкы. Гнум”. Я хочу снова стать маленькой и погружаться в “мир зкасок”! Альтернатива – поиграть в Алису МакГи, чем и займусь, наверное, ведь Карлсон прочитан.
Ммм. Сегодня разбирали с мамой старые книги. Нашли там сборник стихов “Было тихо. ” – эту книжечку я впервые сама прочитала. Вслух. Родители были уверены, что я ее просто наизусть знаю, но проверили, оказалось – нет ?? Любимые книги Владислава Крапивана. Очарована ими, влюблена просто. Одно время я обожала море и все, что связано с морской тематикой, могла без запинки назвать все части корабля и знала разные морские термины. Сейчас забыла ?? Далее, Астрид Линдгрен. Взахлеб читала ее 6-томник – и Пеппи Длинный чулок, и Эмиль. Любимое произведение из творчества А. Линдгрен “Расмус-бродяга9quot;. Великолепная и трогательная повесть. Ну, совсем уж детство – это разные сказки, стихи. Корней Чуковский, Григорий Островский (его вредные советы ^_^). Короче, с книгами по жизни – начиная с самого детства. Читала всегда много и, наверное, так же обильно буду читать в будущем.
Меня тут последнее время дома замечали за чтением книг советского издания. Старых и потрёпанных ?? Я не могу сказать, что в детстве я плохие книги читала, тем более большей частью они были познавательные или воспитательные. Так что и сейчас с ними ознакомиться полезно, ведь многие интересные факты и жизненные наблюдения за ненадобностью затёрлись. Кроме того, толко сейчас это понимаю и замечаю, что детские книги очень полезны для взрослых людей: в них есть очень тонкие замечания, которые человек поймёт только когда сам переживёт что-то подобное, о чём пишут. И просто: читать детские книжки – это возвращаться в детство, а то ведь все кругом ходят умные, столько лет прожили, а уже ничего не помним, и те же ошибки совершаем, окоторых авторы детей предупреждали.
Книги из детства – это что-то вроде моста, который соединяет нас непосредственно с нашим деством. Эти книги добрые, героям книг я всегда верила и знала, что в них все справедливо и зло обязательно накажут! От старых стрничек, которые перелистываешь, веет чем-то родным и давно забытым. Начинаешь перечитывать главу, понимаешь, что всему сказанному по-прежнему веришь, в этом придуманном мире видишь себя, ощущаешь теплоту и на душе становится светло и спокойно!
Ой! В детстве фанатела от “Одиссеи капитана Блада”, от книжек Владислава Крапивина, любимая моя – “Возвращение клипера “Кречет9quot;! Они и сейчас, в моём нынешнем-то возрасте(!) бывают перечитываемы иногда! Я обожаю читать книги и сейчас, а в детстве – читала дни напролёт! Очень фанатела от книг Луи Буссенара, перечитала все! Хорошие и теплые воспоминания от этих книжек, они и сейчас, все затрёпаные и замусоленые, стоят на моих полках.
В детстве моими настольными книгами были “Сказочные повести скандинавских писателей”, “Малыш и Карлсон”, “Мэри Поппинс”, “Алиса в стране чудес”, и я очень рада, что выросла именно на ЭТИХ книгах! Сейчас перечитываю их с удовольствием!
Это мои любимейшие корейские сказки, истории о забавных зверьках и волшебных, мифических героях, которые я читала в детстве – сама или при поомщи Вари или своей няни. Потом появились более осмысленные и правдоподобные рассказы, я очень любила Чехова, особенно “Каштанку9quot; – ведь души не чаяла в животных! Моими любимыми книгами были “Маленький принц”, Экзюпери, “Волшебник изумрудного города”, – их я читала часто, по многу раз перечитывала, в итоге почти порвав обложку и заучив все фразы до дыр. Но взросление у меня наступало очень быстро, и я уже в 11 лет прочитала “Тысяча и одна ночь”. Книги моего детства – это те милые, уже изрядно потрепанные томики, которые навевают приятные воспоминания, ностальгию. Это часица моего светлого и безоблачного прошлого, я не могу не любить их.
Хотя их не было. Первую свою книгу прочла в 11 классе. Не смешно. До этого был некий протест. Против школьной программы, против тех книг, который пытался всучить па. А потом как-то ночью зашла в “Рамстор9quot;, по дороше домой, как обычно взяла печений и сока, а потом пошла за журналами всякими. Хотя что там совершенно конкретными ?? за мужчкими журналами. И тут смотрю среди книг, которые конечно были в этом же отделе, одна так и смотрит на меня своей обложкой. И название прям увлекло. Короче, взяла её и купила.Прочла. Была в восторге и так понеслось книга за книгой. В день по книге ??
Выросла и поняла, что на самом деле хорошие книги в основном предназначены для детей. Вроде как стыдно в двадцать с хвостом зачитываться Крапивиным, но мне все равно. Не читать же Донцову и иже с ним, а хороших книг издают действительно мало. А заново открывать для себя Дюма, Крапивина, Стругацких, Верна – просто волшебство.
Какая ностальгия! Кроули, ЛаВей; Ницше, Шопенгауэр, Шпенглер, Фуко. ; “Властелин колец”, “Три мушкетера”, “Королева Марго”, “Виконт де Бражелон” и т.д., и т.п. Сколько же я всего перечитал из отцовской библиотеки! Я потерял счет дням и ночам, которые я там провел. И сегодня иной раз открываю книгу и погружаюсь в атмосферу детства – не всегда безоблачного, но, в принципе, не такого уж и плохого. Бывает и хуже. Хорошая тема, спасибо.:)
Музыка в моём детстве была жуткая, но это компенсировалось замечательными книгами. Очень любила Волшебника изумрудного города, прочитала все книги из этой серии по нескольку раз каждую. Милые, добрые и пушистые Мумми-троли, читаю их до сих пор, и каждый раз открываю для себя что-то новое. И конечно же сказки: русалочка, белоснежка и семь гномов, Спящая красавица(моя любимая сказка). Потом были книги Кира Булычова про девочку Алису. Старая добрая детская фонтастика. Я даже иногда завидовала своей сестре, что её зовут так же, как и главную героиню книжек. Телека у нас тогда небыло и мы частенько дрались с ней из-за книжек.. Потом был подростковый период: телевизор и детективчики, написанные специально для подростков.
Моя любимая книга детства была “Витя Малеев в школе и дома”. Я ее читала раз 10, не меньше. Потому что было очень интересно написано. Да и вообще, мне нравились книги о школе))
Моя любимая книга в детстве была “Витя Малеев в школе и дома”. Я ее читала раз 10, не меньше, потому что она была, по-моему, оч интересной, да и написано хорошо. Я вообще любила книги о школе))
О, в детстве много читала, не то что сейчас. Помню, Незнайку читала, все книжки, да. Ещё сказки Астрид Линдгрен любила. Мэри Поппинс нравилась очень. О, ещё книжка “Девочка с Земли”. Читала всё сама. Хотя, ещё была одна совершенно жуткая книженция, с какими-то сюрреалистическими стихами, и картинками, от которых мне реально страшно становилось, щас бы найти ещё, да посмотреть, только она пропала куда-то.
Вот список литературы которым я увлекался с раннего детства по мере вступления в подростковый возраст. ”Про Веру и Анфису”-Э.Успенский. ”Муми-тролли”-Т.Янссон. ”Малыш и Карлсон”, ” Пеппи-Длинный Чулок”-А.Линдгрен. ”Волшебник Изумрудного города”-автора блин не помню. ”Незнайка”-Н.Носов. ”Алиса в Стране Чудес”, ”Алиса в Зазеркалье”-Л,Кэрролл. ”Джим Пуговка”-М.Энде. ”Приключения Джельсомино”-Дж.Родари. ”Невероятные приключения итальянцев в космосе”-С.Джильи. ”Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”-С.Лагерлёф. ”Первый ученик”-П.Яковлев. ”Белеет парус”-В.Катаев. ”Сто лет тому вперед”-К.Булычев. ”Колыбельная для брата”, ”Мальчик со шпагой”, ”Бронзовый мальчик”-В.Крапивин. ”Кортик”, ”Бронзовая птица”-А.Рыбаков. ”Таинственный остров”-Ж.Верн. ”Моя семья и другие звери”-Дж.Даррелл. Может и читал другие книги но вспомнить не могу т.к.то что я перечислил напрочно застряли в памяти ибо их читал бесконечно с повторами от скуки.
Помню, я обожала Чипполино)) У меня до сих пор на полке стоит большая иллюстрированная книга про его приключения. Чуть позже свято верила в Питера Пена и ждала, когда же он за мной прилетит.

2.2. Выразительное чтение учебной статьи классом (по цепочке).

 2.3. Собственно составление тезисного плана учебной статьи
(всем классом совместно).

3. Изучение нового материала
с основой на ранее изученный.

Редкое умение Жуковского – увидеть
и оценить чужой талант.

В 1815 году Жуковский посещает
Лицей в Царском селе, где встречается с юным Пушкиным. После этой
судьбоносной встречи в письме Вяземскому Жуковский  напишет: «Это надежда
нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому
будущему гиганту, который всех нас перерастёт».

26 марта 1815 года на квартире  у
Жуковского Пушкин прочитал  последнюю песню поэмы «Руслан и Людмила».

По окончании чтения Жуковский
достал свой портрет с надписью «Победителю – ученику от побеждённого
учителя…»    вручил его Пушкину.

У Пушкина есть строки, обращённые к
Жуковскому:

                   Его стихов
пленительная сладость

                    Пройдёт веков
завистливую даль…

Эти строки являются эпиграфом к
нашему уроку.

? Что такое эпиграф?

(Короткий текст (обычно цитата откуда-нибудь, пословица, изречение и
т. п.), помещаемый автором впереди своего произведения или его отдельной
части, и придающий своеобразное освещение основной идее произведения.) 

?Как вы понимаете смысл эпиграфа?

3.1. Анализ эпиграфа.

Лето 1831 г. : Жуковский и Пушкин в
Царском Селе. Состоялось шутливое соревнование между друзьями-поэтами.

Жуковский пишет «Сказку о царе
Берендее» и сказку «Спящая царевна». Пушкин – «Сказку о царе Салтане»,
«Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях».
Пушкинская «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» была создана в 1833 г.

«Спящая царевна» написана 26 августа —12 сентября 1831 г.

3.2. Актуализация и
систематизация опорных знаний.

? Ребята, давайте вспомним, что
такое народная сказка?

? Что отражается в народных
сказках?

? Какие виды народных сказок Вы
знаете?

(Народные сказки – произведения устного народного творчества, которые сохранили
представления наших предков о взаимоотношениях человека и природы.

В них отражены  нравственные
принципы, определена четкая грань между добром и злом и проявляются
выразительные черты национального характера, верований, быта.

Народные сказки классифицируют как
волшебные, бытовые и сказки о животных

Сказки о животных занимают особое
место, так как их возникновение   исследователи устного народного творчества
связывают с языческими                 ритуалами.  )

3.3. Подача нового материала.

Литературная сказка возникла
гораздо позже.

Во второй половине XVIII века с
развитием просветительских идей в европейской литературе появились авторские
обработки фольклорных сказок, а в XIX традиционные сказочные сюжеты стали
использовать Ш. Перро, братья Гримм, Г.Х. Андерсен, А. Гофман – писатели,
которых весь мир признал классиками этого жанра. 

Огромное место литературная
сказка занимала и занимает и в нашей стране.

3.4. Работа в тетрадях.

Запись темы урока: Чудесный мир
литературной сказки, созданный В.А. Жуковским.

Сказки литературные – сказки, рожденные благодаря отдельному автору, а не народу.

Давайте зафиксируем
отличительные признаки литературной сказки.
Отличие литературной сказки от народной.

Литературные сказки писали многие
русские, немецкие, французские и другие иностранные писатели.

В основном писатели используют
доступные народные сказочные сюжеты, мотивы или создают свои собственные
оригинальные авторские сказки, заселяя новыми вымышленными персонажами,
героями.

Общие  черты литературной сказки
и народной:

         
сказочные зачины и концовки, формулы;

         
постоянные эпитеты;

         
сюжет волшебной сказки;

         
чудесные предметы;

         
число «три»;

         
положительные и отрицательные герои;

         
         победа добра над злом в финале.

Отличительные  черты литературной сказки:

         
шутливый тон повествования (приглашение чародеек
на пир);

         
авторское отношение к героям сказки (описание
царевны, царского сына);

         
чисто литературные описания (описание пробудившегося
царского дома);

         
«авторские» эпитеты («раскалительный огонь»,
«рдеющие ланиты», «чудо красоты» и др.);

         
         стихотворная форма.

А
сейчас прошу Вас обратиться к новому термину «бродячие сюжеты», с которым
будет связано домашнее задание.

Бродячие сюжеты —  устойчивые мотивы, переходящие из одной страны в другую, меняющие
свой художественный облик в зависимости от обстоятельств, страны…

«Спящая
царевна» В.А. Жуковского

«Сказка
о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина

«Царевна-шиповник»
братьев Грим

 «Спящая
в лесу красавица» Шарля Перро

4.Выразительное чтение сказки
«Спящая царевна».

Текст может читать учитель,
возможно включение аудиозаписи.

5.  Словарная работа по
тексту сказки «Спящая царевна».

Ученикам предлагается найти
устаревшие слова и объяснить их значение, используя словарь устаревших слов.

Работа со словарём.

Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.

Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.

Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.

Дотоле — до сих пор, до этого времени.

Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.

                 Хорунжий — в царской армии казачий

                                          
офицерский   чин.

Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного
лица.

Сном пресекся разговор — разговор прервался из-за наступившего внезапно сна.

Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.

Ланиты — щеки.

5. Беседа по содержанию
сказки «Спящая царевна».

Разговор о сказочных героях.

Вопросник по содержанию сказки.

1.  Кто герои сказки?  Наделены
ли они именами?

2. Кто выступает в качестве
предсказателя? В чём необычность этого персонажа?

3. С помощью какой сказочной
формулы описывается красота родившейся царевны?

4. Почему на пир не пригласили
двенадцатую колдунью?

Как она отомстила?

Какой  вы представляете себе
ведьму?

5. Почему можно сказать, что
двенадцатая чародейка спасла царевну от смерти?

6. Как царь Матвей пытается
отвести беду от любимой дочери?

7. Кем на самом деле была
старушонка-пряха?

8. Прочитайте описание дворца,
объятого сном. Какие сказочные приёмы использованы в этом описании?

9. Кто пробудил царевну от
волшебного сна?

10. Почему изменилось описание
бора при появлении царского сына?

(он спаситель)

11. Опишите спящую царевну (с
обращением к иллюстрациям в учебнике, на слайдах представленной к уроку
презентации, к тексту сказки).

12. Что разрушает силу сна?

13. Каков финал сказки?

14.  Что в сказке Жуковского
напоминает русские народные сказки?

(Русскую народную волшебную сказку
напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был…»,
концовка: «Свадьба, пир, и я там был…»
      В сказке Жуковского есть чародейки,
старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает
царскому сыну о спящей

            царевне.)

15. Что отличает «Спящую
царевну» от русских народных сказок?

(Отличает эту сказку от народной ее
форма. Сказка написана стихами, и известен ее автор.)

6. Чтение учебной статьи «Из
истории создания сказки «Спящая царевна».

Выразительное чтение статьи
учениками класса.

Размышления о прочитанном:

1.      Вы
прочитали сказку «Спящая царевна». Что в ней особенно понравилось? А что
запомнилось (пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение)?

  • Спящая принцесса сказка читать
  • Спящая красавица сходные и различные черты сказки жуковского и народной сказки
  • Спящая красавица читать сказку краткое содержание
  • Спящая красавица читать сказку шарль перро полностью на русском
  • Спящая красавица читать русская народная сказка читать