Справедливо ли мнение о том что быть патриотом это значит отдавать долг родине сочинение аргументы

Итоговое сочинение 2021 подробности создано 08.11.2021 автор: денис гусев 1 декабря 2021 года учащимся 11 класса предстоит за 3 часа

Итоговое сочинение 2021

Подробности
Создано 08.11.2021

Автор: Денис Гусев

Справедливо ли мнение о том что быть патриотом это значит отдавать долг родине сочинение аргументы

1 декабря 2021 года учащимся 11 класса предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение как допуск к ГИА по одной из выбранных тем.

·         ВАЖНО! Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт!)

·         Сочинение должно быть написано самостоятельно

Направления, темы и аргументы для итогового                                сочинения 2021-2022:

Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

1. Как меняется характер человека на протяжении жизни?

 2. Каждый ли человек может найти свой жизненный путь?

3. Согласны ли вы с высказыванием: «Жизнь прожить – не поле перейти»?

 4. Может ли путешествие изменить мировоззрение человека?

5. Как вы понимаете высказывание Г. Торо: «Никто ещё не заблудился, следуя своему внутреннему голосу»?

6. Почему тема дороги стала одной из ведущих тем в русской литературе XIX века?

7. Почему некоторые люди не могут найти своё место в жизни?

8. Согласны ли вы с тем, что человек должен находиться в постоянном поиске?

9. Как путешествия помогают познавать себя?

10. Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?

 Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

1. Согласны ли вы с высказыванием художника П. Пикассо: «Компьютеры бесполезны. Они всего лишь могут давать вам ответы»?

2. Какое влияние оказывают новейшие технологии на человеческое мышление?

3. Может ли научно-технический прогресс привести к вырождению человечества?

4. Всегда ли люди разумно пользуются плодами научно-технического прогресса?

5. Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?

6. Согласны ли вы с тем, что новейшие технологии помогают нам сэкономить время?

7. Можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий?

8. Согласны ли вы с тем, что развитие цифровых технологий приводит к дефициту живого общения?

 9. Как вы понимаете высказывание Стива Джобса: «Я бы обменял все свои технологии на встречу с Сократом»?

10. Может ли научное открытие привести к тяжёлым последствиям для человечества?

 Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

1. Каждый ли человек может испытывать муки совести?

2. Бывают ли ситуации, в которых преступление может быть оправдано?

3. Как вы понимаете высказывание философа Сенеки: «Стыд запрещает порой то, чего не запрещают законы»?

4. Согласны ли вы с тем, что за каждое преступление человек должен понести наказание?

 5. Почему важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор?

6. Почему люди становятся преступниками?

7. Что сильнее: закон или совесть?

 8. Почему говорят, что мы раскаиваемся не только в плохих, но и в хороших делах?

9. Почему Ф.М. Достоевский назвал совесть «действием Бога в человеке?»

10. Легко ли всегда поступать по совести?

 Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

 1. Какое произведение искусства повлияло на вашу систему ценностей?

 2. Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?

 3. Как музыка может помочь человеку пережить трудное время?

 4. Почему людям нравится смотреть фильмы?

 5. Как вы понимаете высказывание В. Гюго: «Книги – это друзья, бесстрастные, но верные»?

 6. Как искусство может изменить человека?

7. Согласны ли вы с высказыванием М. Лютера: «Музыка – лучшее утешение для опечаленного человека»?

 8. Справедливо ли мнение о том, что смотреть фильмы и читать книги – это значит жить чужой жизнью?

 9. Может ли человечество существовать без искусства?

10. Как книга может помочь человеку понять свой внутренний мир?

 Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

1. Как вы понимаете высказывание Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?

 2. Справедливо ли мнение о том, что быть патриотом – это значит отдавать долг Родине?

 3. Согласны ли вы с тем, что историю делает народ, а не отдельные личности?

 4. Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?

 5. Как вы понимаете высказывание В.Г. Белинского: «Патриотизм, чей бы он ни был, доказывается не словом, а делом»?

 6. Может ли государство помочь всем людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию?

7. Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?

 8. Согласны ли вы с высказыванием А.Н. Радищева: «Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же»?

9. Что значит честно служить Родине?

10. Может ли человек обрести счастье на чужбине? 

Приказ №579 Об организации и проведении итогового сочинения (изложения) 01.12.2021

Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году

Самой загадочной и обсуждаемой литературой всех времён считается древнегреческая. «Одиссея» — это второе произведение после «Илиады», авторство которых приписывают поэту Древней Греции Гомеру. Литературоведы предполагают, что Гомер был странствующим певцом, но вот вопрос, действительно ли он является автором двух классических масштабных поэм, остаётся открытым. 

История создания

Создана «Одиссея» приблизительно в 8 в. до н.э. Написана она гекзаметром – особым древнегреческим размером (шестистопным дактилем), состоит из 12 110 стихов. В состав произведения входит 24 песни, по количеству букв в греческом алфавите. Автор разделил повествование на два плана: человеческий (приключения Одиссея и ожидание Пенелопы) и божественный (происки мифических героев). Но в «Одиссее» мистические элементы вплетаются в описания реальности и образуют единый художественный пласт.

Поэма написана уникальным языком, который не схож ни с одним греческим диалектом. Особенно часто употреблялись специфические языковые формы, которые не встречались в живом языке. 

Действие в поэме происходит через 10 лет после падения Трои, запечатленного в «Илиаде». Хитрый и мудрый царь Итаки Одиссей возвращается домой, но Пасейдон решил отомстить ему за убийство Палифема (циклопа) и продлить его путь, устроив герою веселые встречи с богинями, сиренами и морскими чудовищами. Но царь покровительствует богиня мудрости Афина, и ей удается провести дядю.

Об авторе поэмы известно крайне мало. Исследователи говорят о том, что Гомер был слепым странствующим певцом. Он хорошо знал мифы и древние сказания, общался со многими людьми и узнавал об исторических событиях. На этой основе он постепенно создал эпические поэмы, сочетающие в себе и фольклорные традиции героических песен, четкую композицию письменного литературного произведения. Если их описание верно, то Гомер изобразил в «Одиссее» себя. В 8 песне на играх слепой певец Демодок поёт о подвигах Одиссея.

Несмотря на то, что сама одиссея (то есть странствия) главного героя заняла 10 лет, все события в «Одиссее» происходят в течение 40 суток, причём главными событиями наполнено всего 9 дней. Временные рамки произведения расширяются за счёт многочисленных вставных новелл.

Споры вокруг древнегреческого литературного наследия не утихают до сих пор. Так, 24-ую песнь многие ученые считают поздним добавлением, авторство которого принадлежит другому лицу.

Интересно и то, что в «Одиссее» современный читатель найдет не мистическую сказку, а бытовую новеллу. Автор дал многим мистическим явлениям рациональную трактовку. В центре повествования герой, но его главными чертами являются не сила или отвага, а хитрость, изворотливость, мудрость. Он действует на холодную голову и всегда продумывает свои ходы. Это новаторство автора.

Исследователи за время изучения текста выдвинули две главные версии истории написания «Одиссеи»:

  1. Кирхгоф и его единомышленники утверждают, что канонический текст поэмы — это компиляция нескольких «малых эпосов» («Телемахия», «странствия», «возвращение Одиссея» и т. п.). Автор (или авторы) соединил воедино сюжеты, уже получившие распространение в фольклоре.
  2. «Унитарная» теория предполагает, что Гомер создал поэму, безусловно, опираясь на другие источники, но придумав главный сюжет самостоятельно. 

Жанр и направление

Жанром произведения является поэма – крупный текст с линейным сюжетом, написанный в форме стихотворения. Размер — гекзаметр.

Также «Одиссея» сохраняет в себе как лирическую, так и эпическую составляющую. Поэтому литераторы дают более точную характеристику и определяют жанр – лироэпическая поэма. 

Композиция и конфликт 

Две поэмы «Илиада» и «Одиссея» имеют различия в своём построении, так в «Одиссее» происходит усложнение композиции. Хронология событий отличается непоследовательностью (произведение начинается с середины истории), встречаются различного рода отступления. Такой литературный метод носит название ретроспекция. Объём произведения составляет 12 110 стихов, и эта поэма несколько меньше «Илиады».

Так же, как и в «Илиаде», композиция поэмы симметрична. Начало и конец поэмы посвящены эпизодам на Итаке, а композиционный центр отдан рассказу Одиссея о его странствиях, в которых главное место занимает спуск в Аид, непосредственно перекликающийся с «Илиадой» (беседа Одиссея с душами Агамемнона и Ахилла)

Также здесь представлены три сюжетные линии:

  1. Олимпийский пантеон
  2. Возвращение Одиссея
  3. Жизнь на Итаке

Что касается конфликта, то он присутствует на протяжении всей поэмы. Основной причиной такого положения дел является полоса препятствий и трудностей, которых автор постоянно сталкивает с главным героем. Одиссей — не только азартный воин, но и увлечённый путешественник, за что расплачивается нескончаемыми проблемами, опасностями и искушениями. Ему приходится многое отдать, чтобы вернуться в свой дом, в том числе время (само возвращение на родину занимает 10 лет), а также силы. 

Конфликты в поэме можно классифицировать по трём признакам:

  1. Одиссей в сражении с самим собой: здесь можно привести пример, как главный герой просит свою команду пристегнуть его к мачте. С одной стороны, он хочет остаться в живых, с другой – Одиссей имеет непреодолимое желание услышать песню мифического существа – Сирены. 
  2. Одиссей в борьбе с природой: примером такого рода конфликта будет служить сражение с мифическим водоворотом Харибда, который находится напротив логова чудовища Сциллы. 
  3. Одиссей в борьбе с обществом: по возвращению домой, главный герой узнаёт, что за долгие годы странствий к его жене Пенелопе приходили свататься сотни женихов. И он убивает их, а потом еще решает возникшие вопросы с их родней.

Все конфликты в поэме имеют разные начала, своеобразную борьбу и последствия. 

Смысл названия

Автор не использовал в названии никаких загадок и ребусов. Поэма «Одиссея» названа в честь главного героя и описывает его путешествие. 

Но стоит отметить, что в Древней Греции имя Одиссей связывалось с такими глаголами, как ненавидеть и гневаться. Также в латинском языке Одиссей переводится как Улисс, а в переносном смысле слово «одиссея» означает долгую дорогу, полную разнообразных приключений. 

Суть: о чём произведение?

Основу сюжетной линии составляет история о возвращении домой правителя Итаки. Одиссей 10 лет находился на Троянской войне, но вот она закончилась, одержана победа. Только Одиссей разгневал богов-олимпийцев, и без их помощи герою потребовалось ещё 10 лет, чтобы добраться до своей родины. Он убил циклопа, который съел нескольких его товарищей. И Посейдон наказал Одиссея несколькими кораблекрушениями и другими неприятностями в море. Лишь заступничество Афины, богини мудрости и справедливой войны, помогло герою выжить и вернуться домой. Но и его хитрость, решительность, преданность сыграли немаловажную роль в благополучном исходе.

Телемах, сын Одиссея, тоже не сидит сложа руки. Он услышал зов Афины и начал поиски отца. Он собрал нужные сведения и раньше всех узнал, что царь Итаки вернулся. Телемах помог ему вновь взойти на престол.

В долгом путешествии не могло обойтись без трудностей, опасностей и даже жертв. Лишь Одиссей выжил из всей команды. Но не все эти долгие 10 лет герой плыл домой, 7 лет он провёл на острове Калипсо. Нимфа очень полюбила Одиссея, а он горевал и тосковал по дому. Только по разрешению богов он мог покинуть ненавистный ему остров и продолжить свой путь. 

Герою удалось добраться до Итаки. Там под видом бедняка он приходит к своему дворцу и понимает, что к его жене сватаются другие мужи. «Женихи» начинают издеваться над Одиссеем и даже сговариваются на убийство. В это время Пенелопа придумывает испытание для мужчин и пройти его смог только доблестный Одиссей. Он открыл свою личность и убил всех соперников. 

Главные герои и их характеристика

Главные герои «Одиссеи» многочислены, и Литрекон ограничился их минимальным перечислением, иначе он рискует растянуть повествование и перегнать самого Гомера. Если же Вам чего-то не хватило, напишите в комментариях, и он добавит.

  1. Главным героем произведения является Одиссей – царь Итаки. Он представляется умным, хитрым, находчивым, а также обладает смекалкой – все эти качества помогают герою в столь сложном путешествии. Одиссей пользуется покровительством богини Афины, но единственное его желание – это возвращение в свой дом. Герой любит свою семью и очень болезненно переживает долгое отсутствие. Это преданный и добрый семьянин, которого не смогли увлечь за собой даже богини.
  2. Пенелопа – жена Одиссея. Также она сестра Прекрасной Елены, из-за которой и началась Троянская война. Пенелопа обладает такими качествами, как находчивость и смекалка, ведь именно они помогают в обмане бесконечного потока женихов. Она остаётся 20 лет верна своему мужу и продолжает его ждать. Пенелопа — настоящая хранительница домашнего очага, она скромна и сдержана, верна и умна. Её любимое занятие – рукоделие. 
  3. Телемах – сын главного героя. Он с чистым искренним чувством относится к своим родителям. Помимо этого, Телемах бесстрашный и решительный воин. Он умен и проницателен, как и отец.

Темы

В «Одиссее» отражено множество тем, но главной является рискованное приключение, наполненное опасностями и трудностями. Эмоциональные рассказы главного героя заставляют проникнуться приключенческой атмосферой.

Также раскрывается любовная тематика. Примером может послужить то, что герой отказывается от любви прекрасной нимфы Калипсо и ни за что не соглашается предать свою семью. С помощью образа Пенелопы, автор выделяет тему супружеской верности. Она не только отвергает шанс нового замужества, но и продолжает верить в возвращение своего возлюбленного. 

В тексте можно встретить тему судьбы. Одиссей — не только мужественный воин, но и настоящий бунтарь. Он протестует против олимпийцев, против судьбы и предназначения, но очень скоро понимает, что уже всё заранее предначертано. 

Также в поэме поднимается немаловажная тема – честь и бесчестье. Например, сын считает своим главным долгом найти отца, жена не опускается до измен, так как это нравственное падение, а главный герой считает нечестным перестать бороться. 

Проблемы

Основу главной проблематики поэмы «Одиссея» составляет нравственность. Мысль о святости брака и ценности семьи в полном объеме показана на главных героях произведения. Эта история должна напоминать, что человеку важно оставаться человеком, хранить обещания, выполнять свой долг, а также сохранить в сердце любовь и теплоту.

Можно выделить ещё одну проблематику – приключенческую. В поэме одно из главных мест занимают подвиги главного героя, его поступки. Также имеется проблема вторжения, вмешательства богов-олимпийцев. Они лишают человека всякой уверенности, так как управляют им, словно куклой. 

Проблема мести — одна из главных в поэме. Посейдон мстит Одиссею и не может остановиться в гневе своем. Возмездие лишает его здравого смысла и отвлекает от более насущных дел. Кроме того, его злоб лишена справедливости: циклоп сам виноват в гибели, ведь съел друзей Одиссея.

Проблема рока тоже очень важна. Что бы ни делал Одиссей, от судьбы не уйти. Боги тоже бессильны против нее.

Проблема гордыни и высокомерия поставлена наиболее остро. Эти качества привели царя Итаки к многолетним скитаниям и невозможности вернуться домой раньше. Если бы он не бросил вызов богам, ему удалось бы добраться до дома более благополучно.

Смысл 

Одиссей не просто так плавал 10 лет и не мог добраться до желаемого дома. Он оскорбил богов, а именно верховного морского бога Посейдона – убил его сына. Главный герой достаточно эгоистичен и самолюбив, в один момент он сказал, что способен сам выбирать свою судьбу и управлять ею. Эти вещи боги попросту не смогли ему простить. Из этого можно сделать вывод, что главная мысль «Одиссеи» состоит в том, что нельзя подчиняться гордыне. Нельзя так же быть эгоистом, нужно уметь признавать свою вину и приносить извинения. 

У литературоведов существует мнение, что автор поэмы хотел донести одну простую идею – всё в этом мире уже предопределено. Основная идея поэмы «Одиссея» — неотвратимость рока. Однако все наши шаги предопределены не Мойрами, которые просто видят судьбу. Они выстроены в соответствии с нашими качествами характера, с нашими способностями и неспособностями. То, что Одиссей смог добраться до дома, можно было предсказать, зная, кто он.

Чему учит?

Произведение «Одиссея» способно вдохновить читателя. Можно сделать вывод, что работа над собой, борьба с трудностями обязательно приведут к результату, точно так же, как привели домой Одиссея. 

Это масштабная античная поэма, в которой затронуты наиважнейшие темы, такие как честь, храбрость, верность, любовь. Мораль данного произведения заключается в том, что никогда не нужно сдаваться, необходимо идти к своей цели, любить и сохранить верность как семье, так и самому себе. 

Критика

Достаточно сложно найти человека, который бы взялся высказывать мнение о таком великом античном литературном памятнике. Многие писатели сравнивали, приводили примеры из поэм Гомера.

Вот что написал в своём произведении Достоевский:

«О, если бы я был поэт! — разумеется, по крайней мере такой, как Гомер или Пушкин; с меньшим талантом соваться нельзя, — я бы непременно изобразил вам яркими красками и широкою кистью, о читатели! весь этот высокоторжественный день.» (Ф. М. Достоевский «Двойник», 1846 г.)

Или, например, Чехов:

«Душой овладевает чувство, какое, вероятно, испытывал Одиссей, когда плавал по незнакомому морю и смутно предчувствовал встречи с необыкновенными существами.» (А. П. Чехов «Остров Сахалин», 1895 г.)

Автор: Ксения Сизова

Итоговое сочинение. Подборка тем к новым направлениям 2021-2022 учебного года, которые могут быть на реальном сочинении у 11 класса 1 декабря 2021 года.

Список тем сочинения направления человек путешествующий: дорога в жизни человека

(дорога реальная, воображаемая, книжная).

1. Как меняется характер человека на протяжении жизни?
2. Каждый ли человек может найти свой жизненный путь?
3. Согласны ли вы с высказыванием: «Жизнь прожить – не поле перейти»?
4. Может ли путешествие изменить мировоззрение человека?
5. Как вы понимаете высказывание Г. Торо: «Никто ещё не заблудился, следуя своему внутреннему голосу»?
6. Почему тема дороги стала одной из ведущих тем в русской литературе XIX века?
7. Почему некоторые люди не могут найти своё место в жизни?
8. Согласны ли вы с тем, что человек должен находиться в постоянном поиске?
9. Как путешествия помогают познавать себя?
10. Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?

Список тем сочинения направления цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

(достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

1. Согласны ли вы с высказыванием художника П. Пикассо: «Компьютеры бесполезны. Они всего лишь могут давать вам ответы»?
2. Какое влияние оказывают новейшие технологии на человеческое мышление?
3. Может ли научно-технический прогресс привести к вырождению человечества?
4. Всегда ли люди разумно пользуются плодами научно-технического прогресса?
5. Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?
6. Согласны ли вы с тем, что новейшие технологии помогают нам сэкономить время?
7. Можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий?
8. Согласны ли вы с тем, что развитие цифровых технологий приводит к дефициту живого общения?
9. Как вы понимаете высказывание Стива Джобса: «Я бы обменял все свои технологии на встречу с Сократом»?
10. Может ли научное открытие привести к тяжёлым последствиям для человечества?

Список тем направления преступление и Наказание – вечная тема

(преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

1. Каждый ли человек может испытывать муки совести?
2. Бывают ли ситуации, в которых преступление может быть оправдано?
3. Как вы понимаете высказывание философа Сенеки: «Стыд запрещает порой то, чего не запрещают законы»?
4. Согласны ли вы с тем, что за каждое преступление человек должен понести наказание?
5. Почему важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор?
6. Почему люди становятся преступниками?
7. Что сильнее: закон или совесть?
8. Почему говорят, что мы раскаиваемся не только в плохих, но и в хороших делах?
9. Почему Ф.М. Достоевский назвал совесть «действием Бога в человеке?»
10. Легко ли всегда поступать по совести?

Список тем направления Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

(высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

1. Какое произведение искусства повлияло на вашу систему ценностей?
2. Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?
3. Как музыка может помочь человеку пережить трудное время?
4. Почему людям нравится смотреть фильмы?
5. Как вы понимаете высказывание В. Гюго: «Книги – это друзья, бесстрастные, но верные»?
6. Как искусство может изменить человека?
7. Согласны ли вы с высказыванием М. Лютера: «Музыка – лучшее утешение для опечаленного человека»?
8. Справедливо ли мнение о том, что смотреть фильмы и читать книги – это значит жить чужой жизнью?
9. Может ли человечество существовать без искусства?
10. Как книга может помочь человеку понять свой внутренний мир?

Список тем направления кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина 

(социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

1. Как вы понимаете высказывание Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?
2. Справедливо ли мнение о том, что быть патриотом – это значит отдавать долг Родине?
3. Согласны ли вы с тем, что историю делает народ, а не отдельные личности?
4. Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?
5. Как вы понимаете высказывание В.Г. Белинского: «Патриотизм, чей бы он ни был, доказывается не словом, а делом»?
6. Может ли государство помочь всем людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию?
7. Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?
8. Согласны ли вы с высказыванием А.Н. Радищева: «Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же»?
9. Что значит честно служить Родине?
10. Может ли человек обрести счастье на чужбине?

Смотрите также на нашем сайте:

Работы СТАТГРАД по русскому языку задания и ответы

Работы СТАТГРАД по математике задания и ответы

Метки: ЕГЭ 2022итоговое сочинение 2021литература 11 класс

Комментарий ФИПИ по направлению «Смелость и трусость» :
“В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.”
Рекомендации учащимся:
В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению «Смелость и трусость». Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений.
Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы.
Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)

Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению “Смелость и трусость”

Направление
Примерный список литературных произведений
Носители проблемы
Смелость и трусость
Л. Н. Толстой “Война и мир”
Андрей Болконский, капитан Тушин, Кутузов – смелость и героизм на войне. Жерков – трусость, стремление оказаться в тылу.
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»
Гринев, семья капитана Миронова, Пугачев – смелы в своих действиях и стремлениях. Швабрин – трус и предатель.
М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»
Купец Калашников смело выходит на поединок с Кирибеевичем, защищая честь жены.
А. П. Чехов. «О любви»
Алехин боится быть счастливым, так как это требует смелости в преодолении общественных правил и стереотипов.
А. П. Чехов. «Человек в футляре»
Беликов боится жить, потому что «как бы чего не вышло».
М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»
Сказочный герой Премудрый пескарь жизненной стратегией избрал страх. Он решил бояться и беречься, потому что только так можно перехитрить щук и не попасть в сети рыбаков.
А. М. Горький «Старуха Изергиль»
Данко взял на себя смелость вывести людей из леса и спасти их.
В. В. Быков «Сотников»
Сотников (смелость), Рыбак (трусость, предал партизан).
В. В. Быков «Обелиск»
Учитель Мороз мужественно выполнил долг учителя и остался со своими учениками.
М. Шолохов. «Судьба человека»
Андрей Соколов (воплощение смелости на всех этапах жизненного пути). Но на этом пути встречались и трусы (эпизод в церкви, когда Соколов задушил человека, намеревавшегося выдать немцам имена коммунистов).
Б. Васильев «А зори здесь тихие»
Девушки из взвода старшины Васкова, принявшие неравный бой с немецкими диверсантами.
Б. Васильев. «В списках не значился»
Николай Плужников мужественно сопротивляется немцам, даже когда он остается единственным защитником Брестской крепости.
Тема «Смелость и трусость» предложена в числе других тем итогового сочинения по литературе для выпускников 2020 года. Об этих двух явлениях рассуждали многие великие люди. «Смелость — начало победы», – сказал когда-то Плутарх. «Смелость города берет», – через много столетий соглашался с ним А.В.Суворов. А кое-кто делал даже провокационные заявления на эту тему: «Настоящая смелость редко обходится без глупости» (Ф. Бэкон). Обязательно включите подобные цитаты в свою работу – это положительно скажется на вашей оценке, как и упоминание примеров из истории, литературы или из жизни.
О чем писать в сочинении на эту тему? Можно рассмотреть смелость и трусость в качестве абстрактных понятий в самом широком их смысле, поразмышлять о них как о двух сторонах медали одной личности, об истинности и ложности этих чувств. Напишите о том, что смелость может быть проявлением чрезмерной самоуверенности, что имеется прямая связь между эгоизмом и трусостью, а вот рациональный страх и трусость – это не одно и то же.
Популярная тема для размышлений – трусость и смелость в экстремальных условиях, например, на войне, когда обнажаются самые главные и скрытые ранее человеческие страхи, когда человек проявляет неведомые ранее для других и самого себя черты характера. Либо наоборот: даже самые положительные люди в нештатной ситуации могут проявить малодушие. Здесь будет нелишним порассуждать о героизме, подвиге, дезертирстве и предательстве.
В рамках этого сочинения можно написать о смелости и трусости в любви, а также в своем уме. Здесь будет уместно вспомнить силу воли, умение говорить «нет», способность или неспособность отстаивать свое мнение. Можно поговорить о поведении человека при принятии решений или знакомстве с чем-то новым, выходе из зоны комфорта, смелости признавать свои ошибки.
Другие направления итогового сочинения:
Верность и измена
Человек и общество
Равнодушие и отзывчивость
Цели и средства

  • Справа как пишется слитно или раздельно правило
  • Справа от дома как пишется
  • Способы работы со сказками в психокоррекции
  • Справа или справо как пишется правило
  • Способно ли искусство врачевать душевные раны сочинение аргументы из литературы