Спознали значение слова в сказке пушкина

Сочинение по произведению сказка о мертвой царевне. в сказке о мертвой царевне появляется обобщенный образ богатырей. еще в руслане и

Сочинение по произведению «Сказка о мертвой царевне». В «Сказке о мертвой царевне» появляется обобщенный образ богатырей. Еще в «Руслане и Людмиле» слились мотивы волшебной сказки и героической былины. Характерно это и для «Сказки о царе Салтане». Но «красавцы удалые», «великаны молодые», «тридцать три богатыря» во главе с дядькой Черномором — это волшебные помощники князя Гвидона, а «семь богатырей», «семь румяных усачей» изображаются как реальные положительные герои. Известная таинственность окружает, конечно, и богатырей из «Сказки о мертвой царевне». Мы ничего не знаем об их прошлом, о том, что побудило их жить в глухом, дремучем лесу. И дела их носят какой-то отпечаток загадочности. Не то это «вольные люди», благородные разбойники, которые мстили угнетателям и скрывались от самодержавной власти, не то защитники русской земли от внешних врагов. Сорочины, татары, пятигорские черкесы — все те, кто противостоит богатырям в сказке Пушкина, являются и врагами героев русских былин и исторических песен.
Сказочный ореол не мешает Пушкину создать вполне реальный быт богатырей. Их сказочный терем удивительно похож на крестьянскую избу. В нем крылечко, «светлая горница» лавки, «стол дубовый», «печь с лежанкой изразцовой», божница, полати. А главное, в своем поведении богатыри больше всего напоминают простых деревенских парней. Вспомним, как они смущены после неудачного сватовства: Братья молча постояли
Да в затылке почесали.
Вне опоэтизированного реального быта в «Сказке о мертвой царевне» обрисован лишь королевич Елисей. В нем нет богатырской удали Гвидона. Он весь во власти всепоглощающей любви. Королевич скачет по всему свету и неутешно плачет. Все время нарастает его скорбь и отчаяние. Надеясь узнать от месяца, где находится царевна, Елисей «за ним с мольбой погнался», затем «к ветру кинулся, взывая». В произведении с потрясающей художественной силой воплотилась гуманистическая идея народной сказки о самозабвенной человеческой любви, способной совершить чудо, преодолеть смерть, торжествовать над всеми силами зла и жестокости.
Каждая сказка Пушкина имеет свои неповторимые особенности, но, будучи произведениями сказочного жанра, все они содержат и много общих черт. Поэтике Пушкина особенно родственной оказалась выразительная динамика народно-сказочного повествования. Глагол и для Пушкина стал важнейшим изобразительным средством. В его сказках мы видим непрерывное действие, которое выражается в постоянно следующих друг за другом глаголах. Эпизод встречи царевны с богатырями занимает 22 строчки. И сколько в нем движения! Что ни строка, то глагол: «сошла», «отдала», «поклонилась», «извинилась», «зашла», «спознали», «принимали», «усадили», «подносили», «наливали», «подавали» и т. д. Замечателен финал рассказа о морских приключениях Гвидона:
— Сын на ножки поднялся,
— В дно головкой уперся,
— Понатужился немножко:
— «Как бы здесь на двор окошко
— Нам проделать?» — молвил он,
— Вышиб дно и вышел вон.
С. Маршак писал об этой сценке, так хорошо передающей глаголами нарастающего действия и гибким, упругим ритмом мускульное напряжение маленького богатыря: «Сколько силы и энергии В этой цепи глаголов: «поднялся», «уперся», «понатужился», «молвил», «вышиб» и «вышел»! Радость действия, борьбы — вот что внушают читателю-ребенку эти шесть строк. И завершаются они победой: вышиб и вышел». Фольклорная глагольная поэтика становится в сказках Пушкина могучим средством реалистического изображения жизни, помогает поэту проникнуть в психологию героев. Исследователи справедливо называют сказки Пушкина психологическими, сказками характеров. Через действия поэт показывает движение души. Отсюда такую роль играют в сказках Пушкина жесты героев, раскрывающие каждое их переживание. Разве сцена охоты князя Гвидона не доносит во всех деталях настроения столкнувшихся здесь сил? Пушкин не просто сообщает о смерти мачехи в «Сказке о мертвой царевне». Он воспроизводит «непрерывный ряд жестов, действий, отражающий бушевание необузданных страстей, которыми царица сама себя погубила»:
— Злая мачеха, вскочив,
— Об пол зеркальце разбив,
— В двери прямо побежала
— И царевну повстречала.
— Тут ее тоска взяла.
— И царица умерла.
Народный рассказчик только бы упомянул о поражении бесенка в беге с зайцем в сказке о попе и работнике, а Пушкин нарисовал яркую картину, наглядно передавшую состояние вконец измотавшегося существа:
— Вот, море кругом обежавши,
— Высунув язык,
— мордку поднявши,
— Прибежал бесенок, задыхаясь,
— Весь мокрешенек, лапкой утираясь…
Реалистическое видение мира пронизывает всю художественную ткань сказок Пушкина. Оно проявляется одинаково, когда речь идет о людях, их жизни, окружающем их быте и о предметах и явлениях чудесных, волшебных. Пушкин поднял на новую ступень развития традиции народной реалистической фантастики. Поэт иногда не скрывает усмешки и легкой иронии по отношению к своим героям, когда ими начинают играть волшебные силы. Мы это чувствуем в авторской интонации при изображении подвигов маленького Гвидона, чудес Царевны-Лебеди и т. д. Порой появление чудесного кажется сперва чем-то небывалым, исключительным. Поймав золотую рыбку,
— Удивился старик, испугался:
— Он рыбачил тридцать лет и три года
— И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Вскоре, однако, исчезает это чувство невероятности волшебного. Старик начинает верить в реальность золотой рыбки, говорит ей «ласковое слово», а в дальнейшем обращается к ней за помощью. И для всех других героев пушкинских сказок чудесное — это явление реальное, обыденное. Эту новаторскую сущность подхода Пушкина к сказочной фантастике отметил еще литературовед Л. Поливанов: «Чудесное Пушкин изображает серьезным и порою увлекательным тоном сказочника, верящего в чудеса своей сказки… Прелесть рассказа Пушкина, уважавшего читателя, и состояла именно в том, что он о чудесном заговорил так, как о действительном».
Удивительно легко, свободно и естественно совершается в сказках Пушкина переход от реального к волшебному и от волшебного к реальному. Реальное и волшебное органически слиты, взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга. Царица запросто разговаривает с волшебным зеркальцем и запросто расправляется с ним, будто это вещь домашнего обихода. Собирание оброка с чертей для Балды тоже обычное, хотя и трудное дело. Волшебное постоянно переплетается в сказках Пушкина с реальной жизнью людей, с их думами, стремлениями и борьбой. В разработке волшебных мотивов и образов Пушкин также остается новатором. Из фольклора он взял образы чертенят, золотого петушка, волшебного зеркальца, Царевны-Лебеди, чудесного города, мотивы обращения героя к стихиям природы и возвращения им к жизни погубленной невесты. Все остальные волшебные образы созданы самим поэтом. Это шамаханская царица, белочка, золотая рыбка, тридцать три богатыря, Гвидон, превратившийся в муху, комара, шмеля. Некоторые образы, получившие в народной сказке силу волшебства, даны в сказках Пушкина исключительно в реальном плане. Таковы очень выразительный, проявляющий себя в сплошных порывах и мимике пес из «Сказки о мертвой царевне», яблоко из той же сказки, которое обрисовано так живо и осязаемо, что навсегда запечатлевается в памяти читателя.
Заимствованные из фольклора волшебные образы Пушкин переосмыслил. Волшебное зеркальце, которым в народной сказке обычно вознаграждают героиню за доброту и трудолюбие, стало у Пушкина приданым царицы-мачехи, и это помогает поэту глубже показать ее злой нрав. Золотой петушок, возвращающий в народной сказке бедным старикам волшебную мельницу, связывается поэтом с темой мщения тирану-царю и т. д. А главное, заимствованные из фольклора волшебные мотивы и образы, как и те, что самостоятельно созданы воображением поэта, разработаны им по законам реалистического искусства. Мы это видели на образах чертей, которых автор уподобил недалеким и наивным существам. Пушкин остается на позициях строгого изобразительного реализма и тогда, когда рисует волшебные предметы и диковинки. Любой волшебный город, возникающий в народной сказке по велению чудесного помощника, очерчивается рассказчиком в самых общих чертах, однотипно. А город, вызванный к жизни Царевной-Лебедью,- это действительно средневековый русский город и по особенностям своей национальной архитектуры (здесь «стены с частыми зубцами; и за белыми стенами блещут маковки церквей и святых монастырей»), и по особенностям бытовым и социально-историческим (сцена встречи с жителями волшебного города Гвидона и венчание его «княжей шапкой»). Так волшебное оборачивается реальным, а порой и конкретно-историческим явлением, а реальное незаметно переходит в чудесное.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 122-124. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Русские писатели». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Назови произведения, которые тебе запомнились. Кто их автор?

Мне больше всего запомнились сказка Пушкина «О рыбаке и рыбке» и рассказ Толстого «Котёнок».

2. Ты уже познакомился с народными сказками. Теперь ты узнал, что сказку может придумать писатель, поэт. Мы говорим, что это литературная сказка.

Сказки бывают народными и литературными. Народные придумывает народ, литературные сочиняет автор.

3. Встречалось ли тебе слово иллюстратор? Это художник, который делает рисунки — иллюстрации к литературным произведениям. Например, к сказке о «Рыбаке и рыбке» рисунки делал художник Перцов.

А наиболее известным иллюстратором сказок Пушкина является Иван Билибин.

4. С какими произведениям Пушкина, Крылова, Толстого ты был знаком раньше? Расскажи одно из них.

Я читала сказки Пушкина: «О царе Салтане», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О попе и работнике его Балде».

Я читала басни Крылова: «Волк и ягнёнок», «Слон и Моська», «Мартышка и очки».

Я читала рассказы и сказки Льва Толстого: «Два брата», «Два товарища», «Лев и собачка».

Пример пересказа сказок Пушкина можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Какие образные выражения из прочитанных рассказов ты запомнил и можешь объяснить их смысл?

«Сказка о рыбаке и рыбке»: не садися не в свои сани. Это значит занимайся своим делом, не лезь в чужое.

«Лебедь, рак и щука»: из кожи лезут вон. Это значит стараются изо всех сил.

«Стрекоза и муравей»: голову вскружило. Это значит потерять рассудок, делать глупости.

«Филипок»: в горле пересохло. Это значит, что мальчик не мог сказать ни слова.

«Котёнок»: что было духу. Это значит изо всех сил, очень быстро.

6. Прочитай ещё один отрывок из романа «Евгений Онегин» Пушкина. Сравни это стихотворение со стихотворением на странице 89. Подумай, какая тема их объединяет. Одинаковы ли в них зимние картины? Чем они различаются? Где наблюдал зиму поэт: в городе, в деревне?

Тема этих стихотворений — зима и мороз.

Но картины в этих стихотворениях разные. В первом описана деревня, день, радость мальчика и крестьянина. Во втором описан город и ночь, все люди спят и только собака лает.

7. Можешь ли ты сказать, в чём необычность «Сказки о золотой рыбке»?

Её необычность в том, что она написана в стихах. И у неё грустный конец, нет счастливого финала.

8. Случалось ли тебе остаться у разбитого корыта? Придумай свой рассказ на эту тему.

Пример рассказа на тему «Остаться у разбитого корыта» для 2 класса

Однажды мы с Игорем гостили в деревне у бабушки.

Как-то мы отправились в лес за грибами. Ходили мы долго, почти полдня, и набрали по полной корзинке грибов. Радостные мы возвращались домой.

Нам нужно было перейти по мосткам небольшую, но быструю речку. Я пошла осторожно, а Игорь побежал. Он поскользнулся и упал в воду. Корзина опрокинулась и грибы уплыли по течению. Только один боровик Игорь успел схватить.

Он остался у разбитого корыта, но я поделилась с ним своими грибами.

9. Определи основные мысли прочитанных басен Крылова. Назови образные слова и выражения из его басен, которые мы часто употребляем в речи. Почему их называют крылатыми?

Основная мысль басни «Лебедь, рак и щука»: Действовать нужно сообща, помогать, а не мешать друг другу.

Основная мысль басни «Стрекоза и муравей»: Нужно всегда думать о будущем и готовиться к нему заранее.

Образные слова: Злой тоской удручена, Воз и ныне там.

Эти выражения называют крылатыми, потому что они ушли в народ, стали часто употребляться в речи.

10. Вспомните с другом примеры из жизни, когда можно употребить следующие пословицы:

Один за всех и все за одного. Миша объяснил друзьям тему по русскому языку, а они помогли ему научиться играть в теннис. («Лебедь, рак и щука»)

Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт. Маша боялась спать в темноте, но стремилась побороть свой страх и специально попросила маму гасить ей на ночь свет. («Котёнок»)

Грамоте учиться, всегда пригодиться. Коля пошёл в магазин, но не смог прочитать название товара и ничего не купил. А Игорь знал грамоту и купил нужный ему товар. («Филипок»)

Друзья познаются в беде. Юля потеряла ключи от дома. Алина сказала, что нужно быть внимательней, а Вика пригласила Юлю к себе, пока не пришли её родители. Вика помогла в беде, значит она настоящий друг. («Котёнок», «Стрекоза и муравей»)

Добра желаешь — добро и делай. Вадим помог старушке перейти улицу, а она дала ему конфетку. («Старый дед и внучек», «Стрекоза и муравей»)

Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее. Маша плохо понимала математику и мама наняла репетитора. Маша усиленно занималась и стала получать по математике пятёрки. («Филипок»)

Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает. Андрей долго тренировался и победил на соревнованиях. Он был счастлив. («Филипок»)

11. Назови прочитанные произведения, к которым подходят эти пословицы.

Смотри названия произведений в скобочках.

1

На чтение 29 мин. Просмотров 7 Опубликовано

(7)

Сказки Жуковского ориентированы прежде всего на детскую аудиторию и рассчитаны на звучащее слово, тогда как пушкинская сказка обращена к читателю любого возраста, и чем старше читатель, тем больше она открывается ему.

Но повторю снова слова Белинского: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина». Чтобы быть готовыми к погружению в глубины сказок Пушкина, хорошо окунуться и в сказочный мир Жуковского, плениться его атмосферой сказки общенациональной, в основе которой общие сюжеты и герои многих народов, чтобы потом острее почувствовать «русскость» сказок Пушкина и свою собственную.

Начнём мы знакомство пятиклассников с Жуковским с чтения статьи в хрестоматии и рассматривания портрета поэта работы О. Кипренского.

Каким предстаёт перед нами Василий Андреевич Жуковский?

Обратите внимание на фон, на котором изображён поэт. О чём рассказывает нам этот фон?

Дети отмечают задумчивость и мечтательность поэта, говорят о том, что он изображён на фоне руин какого-то замка, что придаёт портрету загадочность и таинственность. Видимо, Жуковскому было интересно всё старинное и необычное.

Действительно, он был человеком очень мечтательным, поэтому с особым интересом читал и слушал сказки, легенды, старинные истории, предания. Они волновали его воображение, подсказывали ему стихи. Жуковский хорошо знал немецкий язык, любил немецкую поэзию и культуру и очень хотел познакомить с ней русского читателя, поэтому и переводил многие произведения на русский язык.

Более половины литературных произведений Жуковского — это переводы с немецкого и английского языков, но эти переводы по праву соперничают с подлинниками. Он говорил: «Переводчик в прозе — раб, переводчик в стихах – соперник». И в самом деле, Жуковский стал достойным соперником лучших поэтов мира: Гёте и Ф. Шиллера, В.Скопа и Байрона.

Широко известны его поэтические переложения известных сказок братьев Гримм и Шарля Перро.

С одним из таких переложений мы и познакомимся. Сказка «Спящая царевна» появилась летом 1831 года в результате своеобразного поэтического «состязания» между двумя замечательными русскими поэтами — Пушкиным и Жуковским. «Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей!» — восклицает Н. В. Гоголь.

Жуковский в тот год создал «Сказку о царе Берендее» и «Спящую царевну», Пушкин — «Сказку о царе Салтане». А в 1833 году Пушкин, возможно, вспомнив о поэтическом турнире и сказке своего соперника «Спящая царевна», написал «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Далее сказка выразительно читается учителем (или прослушивается в фонохрестоматии, прилагаемой к учебнику Коровиной).

После прочтения выясняем восприятие произведения пятиклассниками.

Знаком ли вам сюжет этой сказки? Откуда?

Да, в сюжете Жуковского дети без труда узнают знакомую им сказку Шарля Перро «Спящая красавица», кое-кто вспоминает и братьев Гримм, правда, точное название их сказки («Шиповничек») не помнят.

Понравилось ли вам произведение Жуковского? Чем?

Больше всего детям нравится, что сказка написана в стихах. Им по душе её красивый слог. В качестве понравившихся моментов отмечают описание сонного царства, пробуждение царевны к жизни.

Чем похожа и не похожа сказка на известные вам русские народные сказки?

Найдите в ней обороты речи, близкие народным. На русские народные сказки она похожа чудесами, которые в ней описываются (чары, наложенные на царевну, заколдованное царство), традиционными героями (царь, царица, царевна, царевич), победой сил добра над силами зла, некоторыми оборотами речи, близкими к народным («Жил-был добрый царь»: «Дочь прекрасна так была, / Что ни в сказке рассказать, / Ни пером не описать …; «Птица там не пролетит, / Близко зверь не пробежит … «; «Свадьба, пир, и я там был / И вино на свадьбе пил; / По усам вино бежало, / В рот же капли не попало» и др.).

Но у этой сказки есть автор, она написана в стихах. Среди её героев есть нетипичные для русских сказок — рак-пророк, который предсказал рождение царевны. Да и царь носит непривычное имя — Матвей, чаще мы слышим другие имена или он вовсе остаётся безымянным.

Всё это говорит о том, что перед нами литературная сказка. Запишем её определение: «Литературная сказка — авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, либо основанное на фольклорных источниках, либо придуманное писателем; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев.

Главные особенности литературной сказки: она имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме. Как и многие другие литературные сказки, произведение Жуковского создано по мотивам народных сказок.

Вспомните, отчего в народных сказках (например, в сказках «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка») часто происходит беда с героями.

А какую ошибку и кто совершил в сказке Жуковского? Какое правило нарушил?

Ошибку совершил царь Матвей: он не пригласил на пир в честь рождения дочери одну из двенадцати чародеек, которая была самой старой из всех. Не пригласил — значит, нарушил закон гостеприимства, да ещё и не уважил старого человека.

Почему же он не позвал старую колдунью?

Конечно, отсутствие блюда не повод для того, чтоб кого-то не пригласить. Наверняка в царских закромах нашлось бы какое-то другое красивое блюдо, которым можно было заменить недостающее, и ситуация была бы разрешена.

Попробуем угадать отношение автора к поступку царя. Найдите слово, которым поэт выразил своё отношение к нему.

Совершил плохой, необдуманный поступок, оступился. Жуковский не оправдывает царя, слово разумный по отношению к царю звучит здесь со скрытой насмешкой (иронией), так как Матвей не ищет решения проблемы, а просто не зовёт на пир старуху.

К жажде мести, желанию смерти ни в чём не повинной девочки. Старуха обещает ей:

Разумеется нет! Из-за мелкой обиды старуха готова лишить девушку жизни. Вот что может породить обида! Один по легкомыслию совершил ошибку, обидел своим невниманием старого человека, что вызвало ответную реакцию, которая навлекла беду не только на царевну, но и на всё царство. Другая приготовила страшный подарок юной царевне.

Найдите слово, которым автор выражает своё отношение к этой чародейке. Он называет её ведьмой, таким образом выражая своё неприятие её действий. Да, тут уже вступает в действие в лице чародейки злая и опасная сила, тогда как другие приготовили новорождённой царевне чудесные дары. Что они ей приготовили в подарок?

Сколько здесь пожеланий? (Пять.) А чародеек? (Одиннадцать.)

Придумаем, что пожелали девочке остальные шесть. Включается вальс из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица», и под его звучание дети сочиняют пожелания чародеек царевне.

Поскольку начало всегда затруднительно, можно дать детям возможные первые фразы, например: «Будет у тебя дворец … »; «Вот чудесный сундучок …»;  «Ты родишь сынка и дочь …»; «Ты увидишь белый свет … » и т.д.

Кроме редактирования, дети получают задание по вариантам: сделать рисунки, изображающие заколдованный бор в тот момент, когда царство только погрузилось в сон (1-й вариант), и бор перед пробуждением царевны (2-й вариант). Кому-то из учеников поручается найти и выписать лексические значения слов бор и лес.

Следующий урок начинаем вопросом:

Каким образом царь пытался отвести беду от своей дочери?

Жуковский называет царя «разумным». А можно ли назвать разумным его решение? Почему?

Большинство детей считает неразумным решение царя Матвея. Главный их аргумент: против судьбы не пойдёшь, всё равно заклятие должно исполниться. Значит, бессмысленно ему препятствовать. Запрещая же выращивать лён, прясть его и шить из него одежду, высылая всех прях из царства, царь не решает свою проблему, а создаёт новые трудности для людей. При этом он продолжает жить по-прежнему легко и весело:

Он не очень дальновидный, легкомысленный, беспечный. И вот пророчество колдуньи сбывается. Перечитаем описание сонного царства. Чем оно интересно? Назовите самые яркие, выразительные детали в описании этого царства.

Самыми интересными и яркими деталями описания дети считают стражников, спящих под ружьём; огонь, застывший «сонным пламенем» на кухне; повара, замершего пред ним.

Вообще, царство интересно своей неподвижностью, но в этой неподвижности чувствуется остановленное чарами движение, угадывается жизнь. Попробуйте найти в описании сонного царства такие строчки, которые доказывают, что жизнь в царстве просто замерла на какое-то время.

Дети находят строчки о сонных мухах, о конях, которые «корму не едят», о сторожевых собаках, заснувших у ворот, о хорунжем (значение слова даётся в сносках учебника), спящем прямо в седле, о поваре и т. п.

И вот эта затянувшаяся неподвижность позволила диким растениям наглухо окружить дворец:

Почему царь Матвей «изгладился» из памяти людской? Случайно это или нет? Не связано ли это как-то с его роковой ошибкой?

Царь Матвей забыт, потому что ничего доброго и полезного не сделал для своих подданных и славился только своими беспечностью и легкомыслием. «Разумность» его была весьма сомнительной, она и привела к ошибке – он «оплошал» и накликал беду в собственную семью и царство. Что же помнить о таком царе?

А вот о дочери его народ помнит.

Почему он передаёт из поколения в поколение рассказ о спящей в бору царевне? Со спящей царевной связано ожидание чуда, которое должно произойти через 300 лет.

Почему никому из смельчаков не удавалось дойти до царевны и никто не возвращался из этого похода? Представьте, что могло с ними происходить.

Царство вместе с царевной было заколдовано на 300 лет. Вспомним: ведь это юная чародейка заменила смерть сном, потому что полностью снять заклятие она не могла. Смельчаки не могли добраться до дворца со спящей царевной, потому что время заклятия ещё не закончилось.

Пытаясь пробраться через колючий терновник, они, возможно, погибали от его шипов, а тех, кому удавалось прорваться через это заграждение, смерть, вероятно, настигала по дороге. А может быть, и на них распространялись чары, и они тоже засыпали, приближаясь к воротам сонного царства.

Почему у царского сына всё складывается по-другому? Какое чувство вызвала у него рассказанная стариком история?

Каким же теперь стал бор? Как его теперь называет Жуковский?

Бор превратился в лес … Чем же отличается лес от бора?

Подготовленный ученик сообщает лексическое значение этих слов: «Бор — хвойный лес, состоящий из одной породы деревьев. Лес — пространство, заросшее деревьями, и вся растительность, покрывающая землю между деревьями: кустарники, травы, папоротники, грибы».

Почему бор стал лесом?

Царевна и её царство находились в состоянии сна, которому соответствует неподвижность, монотонность, поэтому И лес для этого сна выбран однообразный и назван бором.

Перед пробуждением царевны бор превращается в лес и наполняется ароматами разных растений, пением птиц, яркими бабочками — впереди прекрасная и разнообразная, полноценная жизнь!

Что поражает царевича в царском дворце? Конечно, множество спящих людей, которых сон застал в момент какого-то действия. Сравните описание сонного царства в начале сказки и теперь. В каком из них больше жизни? Почему?

Во втором описании жизни больше, потому что вот-вот все проснутся:

Но больше всего своей красотой поражает царевича царевна. Найдите её портрет в сказке:

Встречались ли вам такие подробные портреты в народных сказках? Как в них обычно описывается красота девушки?

Таких портретов в народных сказках не встретишь. Обычно красота описывается словами: ни в сказке сказать, ни пером описать …

Но перед нами сказка литературная, и потому описание героини дано во всех подробностях: мы видим и черты её лица, и стройную фигуру, и одежду.

Чем можно доказать, что сон царевны лишь ожидание суженого?

Во сне у неё «губки алые горят», грудь трепещет. «Меж ресницами блестит / Пламя сонное очей», она «распылалась от сна» — всё говорит о том, что она ждёт своего спасителя.

Сравните этот портрет царевны с картиной В.Васнецова «Спящая царевна». Нравится ли вам она?

Картина очень нравится детям своей сказочностью, атмосферой тайны и ожиданием чуда. Сон царевны очень живой и такой сладкий, что и нам, зрителям, хочется сладко зевнуть и прикорнуть где-нибудь рядом со спящими девушками или гуслярами, чтобы через несколько мгновений проснуться и очутиться.

Царевна так хороша, так полон счастливым ожиданием её сон, что царевичу хочется поскорее увидеть её очнувшейся. Пока она не слышит и не видит его, а он уже всей душой с ней:

Царевна проснулась «вмиг», потому что ждала его целых 300 лет. Что стало следствием этого поцелуя? (Пробуждение всего царства.) Перечитаем картину этого пробуждения. Какие детали в его описании особенно выразительны и запоминаются?

С какой интонацией описывает поэт пробуждение сонного царства? Докажите, что он посмеивается над его обитателями и особенно над незадачливым «разумным» царём Матвеем.

Картина пробуждения вызывает у детей улыбки, они с удовольствием зачитывают отдельные его подробности. Всё возвращается на круги своя:

Особенно смешон царь, который как ни в чём не бывало «нагулявшися ведёт» в покои царицу; смешны и стражи, стучащие ружьями, мухи, очнувшиеся от многолетнего сна и летящие стаями поживиться в царском дворце, повар, возобновивший приготовление пищи. Мы радуемся вместе с героями тому, что всё закончилось хорошо.

А благодаря чему это произошло?

Похоже, что он так и останется незадачливым и беспечным человеком, который поглощён только удовольствиями жизни. А вот царевна и молодой царевич, которые никак не могут наговориться после долгожданной встречи, наверно, в полной мере оценят своё счастье и будут беречь его.

Опубликовано 16.08.2020 — 10:32 —

Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.А.Жуковского; познакомить учащихся с понятием авторской сказки и показать ее отличие от народной; пробуждать интерес к вдумчивому анализированию художественного произведения.

Скачать:

Вложение Размер
urok_po_zhukovskomu_moy.docx_image1.jpg

— Какой предмет колдунья дала царевне? (Веретено)

— Кого в бору встретил царский сын? (Старика)

— Где все спали? (Во дворце)

— Кто был на зеленом лугу? (Царица)

— Кто уполз в ручей? (Рак)

— Кто спит перед огнем? (Повар)

— Как звали царя в сказке «Спящая царевна»? (Матвей)

— Из какого материала были сделаны блюда для чародеек? (Из золота)

— Кто такой пророк? (предсказатель будущего).

—  Что случилось с двенадцатым блюдом? (украдено)

—  Что должно случиться с царевной на 16-м году? (оцарапает руку веретеном и умрёт)

—  Сколько должен продлиться сон в царстве? (300 лет)

—  Где были родители, когда царевна решила обследовать дворец? (ушли гулять)

—  Кого увидела царевна, когда поднялась в одну комнату? (старушонку)

—  Докажите, что женщина была очень старая (гребень под носом торчит)

—  Кто и как разбудил царевну? (царевич поцелуем)

  1. Интерактивный тест-раскраска.

— Вот и наш бор расступился перед нами, потому что вы справились со всеми вопросами.

Можно немного и передохнуть.

7. Физкультурная минутка

3.АНАЛИЗ СКАЗКИ. СОПОСТАВЛЕНИЕ С НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ

-Мы сейчас проведём небольшоё исследование  — при этом будем работать с текстом сказки. Класс разделён на группы.

1 группа доказывает, к какому виду народных сказок можно отнести сказку Жуковского и почему.(Наличие чуда. Столкновение с волшебной силой.  Существование какого-либо запрета. Волшебные персонажи. Волшебные предметы. Символы).

2 группа определяет зачин, концовку, повторы, устойчивые выражения, действуют ли помощники.

– С чего начинает завязываться действие в сказке? Прочитайте. (Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет;

А детей всё нет и нет ).

– Как развиваются события дальше? (

Царица сидела на берегу, к ней приполз рак — пророк и сказал ей, что у неё родиться дочь.

Двенадцать месяцев года

– Как думаете, с чем связано, что двенадцать было чародеек?

(Двенадцать месяцев года,).

– Почему на ПИР не пригласили 12-ю колдунью?

(у царя было 12 драгоценных, золотых блюд, но когда приготовили обед одно блюдо не нашли.)

— Как она отомстила?

(И незваная стоит

Над царевной и ворчит:

«На пиру я не была,

Но подарок принесла:

На шестнадцатом году

Повстречаешь ты беду;

В этом возрасте своем

Руку ты веретеном

Оцарапаешь, мой свет,

И умрёшь во цвете лет!»).

– Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти? (да).

– Какой счастливой сказочной формулой завершится сказка?

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот же капли не попало

3 группа работает над героями сказки. – Расскажите

· о царе Матвее

· о царевне

· о царском сыне

— Какими вы увидели героев сказки «Спящая царевна?» Похожи ли они на героев народной сказки?

Делают вывод о том, что эти герои типичные для народной сказки,

они наделены чертами характерными для героев народной сказок.

 (Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера)

Итак, делаем вывод. Какие черты роднят сказку Жуковского с народной?     (Сказочные зачин и концовка;  сюжет волшебной сказки;

          чудесные предметы;   число «3»;   положительные и отрицательные герои;   победа добра над злом в финале).

— В чём вы видите отличие? Что в народных сказках мы не могли встретить?

(в сказке Жуковского встречаются такие герои, как рак-пророк, что не характерно для русских народных сказок. Чародеек в сказке было не три или семь (магические числа для УНТ), а двенадцать. Сказка написана в поэтической форме, у неё есть автор. Имя Матвей  не характерно для русских народных сказок).

ИТОГ

— Подведём итог. Чем отличается авторская сказка от фольклорной. Выбери аргументы для связного ответа и заполните таблицу:

  •  Идея – добро побеждает зло
  • Более разнообразные приключения.
  • Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»)
  • Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера
  • Стихотворная речь
  • Построение: зачин, развитие действия, концовка.
  • Волшебные «заколдованные» предметы
  • Употребление устойчивых выражений
  • Автор

Сходство

Различие

1. Идея – добро побеждает зло

1. Автор

2. Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера

2. Более разнообразные приключения.

3. Построение: зачин, развитие действия, концовка.

3. Стихотворная речь

4. Употребление устойчивых выражений

4. Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»)

5. Волшебные «заколдованные» предметы

— Итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой.

4. Итог урока:

— Какова тема нашего урока? Какие задачи мы поставили в начале урока?

— Какие нам удалось выполнить, а над какими еще нужно поработать.

— В таком случае давайте вернемся к нашей речевой разминке:

Мы внимательные? – Да.

Мы старательные? – Да.

Мы умные? – Да.

Мы добрые? – Да.

Мы отлично учимся? – Да.

Всё у нас получилось? — Да.

А это значит вы молодцы! Кто получил сегодня на уроке «5»? (подсчитайте жетоны)

(Выставление оценок)

5. Домашнее задание:

1) выразительное чтение наизусть 25 любых понравившихся строк из  сказки;

Творческие задания:

  1. иллюстрации к сказке;
  2. Проект — интерактивный словарь «Устаревшие слова в сказке В.А.Жуковского «Спящая царевна» (можно индивидуально, можно коллективно)

6. Рефлексия:

— А теперь я попрошу каждого проанализировать свою работу на уроке (насколько вы выполнили учебную задачу, поставленную перед собой)

У вас на партах лежат листочки – подчеркните выбранный вами ответ. Сдайте мне их.

— Спасибо за урок! До свидания!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жуковский Спящая царевна

Конспект урока литературы в 5 классе В Жуковский » Спящая царевна»….

Урок литературы в 5 классе по теме «В.А. Жуковский. Личность поэта. Сказка «Спящая царевна». История создания произведения. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои сказки».

Урок литературы в 5 классе  по творчеству В.А. Жуковского с применением различных педагогических технологий….

« Что за прелесть эти сказки!» ( А. С. Пушкин) ( Сравнительный анализ сказок В. А. Жуковского «Спящая царевна» и Ш. Перро «Спящая красавица»: сходство и различие)

Урок по литературе6 класс…

picture-539974-1417082648.jpg

Сценарий открытого урока по сказкам Бр. Гримм «Шиповничек», Ш. Перро «Спящая красавица», В.А. Жуковского «Спящая царевна» и А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Материал для открытого урока по литературным сказкам, изучаемым в 5 классе….

Тест к уроку по сказке В.А. Жуковского «Спящая царевна» и творческие работы детей «Энциклопедический словарь устаревших слов в сказке», исследовательская работа «Сходство и различие сказки В.А. Жуковского с народной сказкой»

Данный материал содержит три вида работы:1. Итоговый тест по сказке.2. Исследовательскую работу обучающихся 5 класса на тему: «Сходство и различие сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна» с народными ск…

Урок литературы в 5 классе по теме «В.А. Жуковский. Личность поэта. Сказка «Спящая царевна». История создания произведения. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои сказки».

В данной разработке  рассказываеся о В.А.Жуковском, анализируется сказка «Спящая царевна», даются характеристики героев….

Исследовательская работа по теме: Сходства и различия сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»

Сравнение Сказок А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»  и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна».Актуальность темыСказка — один из жанров фольк…

  • Мне нравится

. Сказка «Спящая царевна». Черты литературной и народной сказки

Цели урока: 1. Познакомиться с биографией (начальный этап; по материалу учебника)

2. Провести сравнительный анализ народной сказки со сказкой ;

3. Оценить уровень знания текста сказки ;

4.* Выполнит работу уровней В и С по изучаемому произведению.

1. Вступительное слово. Ход урока. Оформление записей в тетради.

ГјВ  цели урока

ГјВ  ход урока

ГјВ  запись темы, работа с эпиграфом (словарная работа)

Василий Андреевич Жуковский (1783 – 1852)

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль…

«Спящая царевна»

Эпиграф (от греч. epigraphГ© — надпись), с 14 в. короткий текст, помещаемый автором перед сочинением или его частью. Э. вносит дополнительную точку зрения на предмет изображения, проясняя его смысл, указывает на традицию, к которой примыкает произведение. (БСЭ)

ЭпиМЃграф (греч. ОµПЂО№ОіПЃО±П†О®В — «надпись»)В — цитата, помещаемая во главе сочинения или части его с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора иВ т.В п.

К портрету Жуковского

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнет о славе младость,

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость. (1818)

2. Работа с биографией поэта.

План (на доске): 1. Детство. 2. Первая публикация. 3. Жуковский и Пушкин.

ГјВ  Современников поражала музыкальность стихотворений Жуковского

ГјВ  Новые темы в русской поэзии, новые жанры, стилистика произведений

ГјВ  Знал много иностранных языков – переводные произведения

ГјВ  Обращался к народной культуре, обычаям в†’ родоначальник народной темы в русской романтической поэзии

– Как вы понимаете смысл эпиграфа?

3. Работа с текстом произведения.

1. Проверка знания текста произведения:

1. Жил-был добрый царь …. Назовите имя царя из сказки «Спящая царевна» Жуковского? (Матвей)

2. Кто предсказал царице рождение дочери? (рак)

3. Напишите цифру, соответствующую количеству приглашённых «чародеек молодых». (11)

4. Почему не пригласили «хромоногую, старую, злую» чародейку? Продолжите фразу: не оказалось в царских кладовых …. (золотого блюда)

5. В каком возрасте царевна должна была умереть? (16 лет)

6. Что должно послужить причиной смерти царевны? (веретено)

7. «Не дам // Без пути ругаться ей // Над царевною моей; // Будет то не смерть, а сон…» Вспомнить, сколько лет «продлится он»? (300)

8. Кто поведал царскому сыну историю о заколдованном бору? (старик)

9. Что пробудило царевну ото сна и сняло чары с замка? (поцелуй)

10. Кому принадлежат слова: «Свадьба, пир, и я там был // И вино на свадьбе пил; // По усам вино бежало, // В рот же капли не попало»? (рассказчику)

Работа в парах – проверка тетради соседа, выставление оценки

2. Анализ произведения.

– Расскажите историю создания сказки «Спящая царевна».

– Вспомните определение жанра «сказка» (тетрадь, учебник). Докажите, что произведение Жуковского можно назвать сказкой.

– Какие виды сказок вы знаете? К какому из них можно отнести «Спящую царевну»? Почему? (волшебная сказка)

– Сравните: «Царевна-лягушка» и «Спящая царевна». В чём отличие?

– Подумаем, в чём сходство и отличие «Спящей царевны» и народных сказок. Составим таблицу.

Народные и литературные сказки

Общее

Различное

1. Сказочный сюжет

2. Элементы произведения (зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты)

3. Волшебные герои

4. Волшебный помощник

5. Пословицы, поговорки, выражения, близкие к народным:

ГјВ  Что ни в сказке рассказать,

Ни пером ни описать

ГјВ  «Начал жить да поживать»

ГјВ  Птица там не пролетит,

Близко зверь не пробежит

1. Наличие автора

2. Стихотворная форма

3. Книжные выражения:

ГјВ  «Блещут розы по кустам»

ГјВ  «Зданье – чудо старины»

ГјВ  «Пышных комнат нет числа»

ГјВ  «Сном пресёкся разговор»

– Сделайте вывод, используя материал таблицы.

– Проверим ваше умение работать с текстом произведения. Ответьте на вопросы, цитируя текст.

1.В  Почему на пир не пригласили 12 колдунью?

2.В  Как она отомстила?

3.В  Можно ли сказать, что 12 чародейка спасла царевну от смерти?

4.В  Почему царевна и весь замок заснули?

5.В  Кто и в какой момент поведал царевичу о спящей девушке?

6.В  Что помогло пробудить царевну?

– Можно ли утверждать, что в этой сказке мы опять встретились с борьбой Добра и Зла?

– Чему учит эта сказка?

3. Работа эпизодом произведения (часть В и С).

*** «Жил-был добрый царь Матвей…» до «Ни пером не описать».

Ответы на задания необходимо дать в виде слова или сочетания слов:

В1. Какую чародейку не позвал царь на пир? (12, хромоногую, старую, злую)

В2. Чем отвратителен поступок колдуньи? (злоба переносится на ребёнка)

В3. Как называется композиционный приём, с которого начинается сказка? (зачин)

В4. В каком значении использовано в отрывке слово «пророк»? (предсказатель)

В5. Найдите в данном фрагменте те особенности художественной речи, которые отличают литературную сказку от фольклорной. (царь Матвей (имя героя))

В6. Выпишите из последней части эпизода фразу, характерную для народных сказок. (Ни в сказке сказать, // ни пером не описать»)

4. Итоги урока.

Домашнее задание: 1. «Кубок» (чтение, ответ на вопросы)

2. Р. Стивенсон «Вересковый мёд» (чтение, II часть учебника)

Подпишитесь на рассылку:

Проекты по теме:

Поиск

Вики

Архив

Дети

Русский язык

Литература

Культура

Общество

Искусство

Жуковский А А Авиация • Административное право • Административные регламенты • Администрации • Алкоголизм • Анализ • Аналитика • Анкеты • Асфальтирование • Аукционы Б Б Безопасность • Библиотеки • Благотворительность • Больницы • Бухгалтерский учет • Бюджетное финансирование • Бюджетные программы • Бюджетный дефицит • Бюджеты округов • Бюджеты В В Валюта • Вестники • Внесения изменений • Внеурочная деятельность • Воспитательная работа • Выполнение работ • Выпускники • Высшее образование Г Г Газеты • Газопровод • Генеральные планы • Геодезия и картография • Городские округа • Городские поселения • Государственное управление • Государственные должности • Гражданская оборона • Гражданская служба • Гражданское право • Гражданско-правовые договоры • Графики Д Д Декларации • Деревня • Детское дополнительное образование • Деятельность администраций • Дистационное образование и курсы • Договора аренды имущества • Договора аренды • Договора комиссии • Договора на оказание услуг • Договора на подряд • Договора обслуживания • Договора подряда • Договора управления • Доклады • Документы • Должностные инструкции • Дополнительное образование • Доходы Ж Ж Жилье З З Задания • Заключения • Законы • Замещение • Занятость • Запросы предложений • Запросы цен • Запросы • Защита • Заявки • Земельные участки • Земельный кадастр • Землепользование И И Избирательные комиссии • Извещения • Издательские дома • Издательства • Имущественное право • Имущественные договора • Имущество • Инвестиции • Индивидуальное предпринимательство • Инженерия • Институты • Инструкции • Информация • Искусство • История • Итоги К К Кадастры • Календарные планы • Канализация • Капитал • Классные руководители • Комитеты по градостоительству • Коммерция • Конкурсная документация • Конкурсы • Конспекты уроков • Конспекты • Контракты • Контроль • Контрольные работы • Конференции • Котировочные комиссии • Котировочные цены • Кровельные материалы • Культура Л Л Лексика • Литература М М Малое предпринимательство • Материалы • Межевания • Мероприятия • Местные налоги • Методики • Методички • Методы • Микрорайоны • Многоквартирные дома • Модернизация • Муниципальная собственность • Муниципальные программы • Муниципальные управления • Муниципальный сбор Н Н Надзор • Налоговая система • Налогообложение • Нарушения • Наука • Научная и научно-популярная литература • Научно-практические конференции • Недвижимость • Нормативные материалы • Нравственность О О Обеспечение • Облицовка и отделка • Оборудование • Образовательные программы • Обращения • Обслуживание • Обучение • Общеобразовательные программы • Общественная палата • Объекты недвижимости • Оздоровительные программы • Олимпиады • Определения • Органы местного самоуправления • Ответственность • Отчеты по практике • Отчеты • Охрана труда • Охрана • Оценки П П Педагогика • Первенство • Планирование • Планы мероприятий • Планы развития • Планы социального развития • Планы • Повышение цен • Подготовка к вступительным экзаменам • Подготовка • Пожарная безопасность • Положения • Поселения • Поставки • Постановления • Поэзия • Правонарушения • Предложения • Предпринимательство • Презентации • Приказы о проведении олимпиад • Приказы по школам • Приказы • Приложения • Проверочные работы • Программы мероприятий • Программы повышения квалификации • Программы развития • Программы • Прогресс • Продажа • Проектная документация • Проектно-сметная документация • Проектные декларации • Проектные работы • Проекты договоров • Проекты постановлений • Проекты правил • Проекты • Промышленность строительных материалов • Пропаганда • Протоколы заседаний сельских поселений • Протоколы заседаний • Протоколы котировочных заявок • Протоколы оценок котировочных заявок • Протоколы публичных слушаний • Протоколы рассмотрения заявок • Протоколы • Профессиональная деятельность • Профессиональное образование • Профилактика • Публичные слушания Р Р Работа • Развитие экономики • Развитие • Распоряжения • Расходы • Регламенты • Резервы • Результаты • Реклама • Ремонты • Рефераты • Решения думы • Решения • Руководства С С Самоуправление • Сантехника • Сельские поселения • Семинары • Сметная документация • Сметы в строительстве • Собственность • Соревнования • Социальная защита • Социальная инфраструктура • Среднее образование • Среднее предпринимательство • Статистика • Стоимость имущества • Строительство • Субсидии • Субъекты • Счетные палаты Т Т Таможня • Теплоизоляция • Теплоснабжение • Территориальное планирование • Территория • Техника • Техническая документация • Техническая литература • Технические задания в инженерии • Технологии • Торги • Торговое право • Торговые договоры • Транспорт У У Университеты • Управление имуществом • Управление • Услуги • Уставы муниципальных образований • Уставы сельских поселений • Уставы • Утверждения положений • Учебные планы • Учреждения Ф Ф Фасадные работы • Филиалы • Финансовый анализ • Финансы • Флора • Фольклор • Фонд оплаты труда • Фонды • Функции управления Ц Ц Целевые программы Ш Ш Школьные программы Э Э Экономика • Экономическая эффективность • Экспертиза • Энергоэффективность • Эффективность ЛитератураЛитература: Герои • Жанры

За 14 лет (1831–1845) Жуковским написано 6 сказок. Они навеяны разными источниками – сказками Ш. Перро (В«Спящая царевнаВ», В«Кот в сапогахВ»), братьев Гримм (В«Тюльпановое деревоВ»), древнегреческим эпосом (В«Война мышей и лягушекВ»), русским фольклором (В«Сказка о царе БерендееВ», В«Иван царевич и серый волкВ»).

Со сказок начинается эпический цикл произведений В. Жуковского. Летом 1831 г. он, Пушкин и Гоголь жили в Царском Селе – Пушкин работал над своими В«СказкамиВ», Гоголь писал В«Вечера на хуторе близ ДиканькиВ». Как бы состязаясь с Пушкиным, Жуковский пишет свою сказку В«Спящая царевнаВ». Используя французский источник, он переделывает сказку на русский лад. И В«хлебосольныйВ» царь Матвей, и описание дворцового уклада очень напоминают русские народные сказки:

Царь, издав такой закон,

Начал пить, и есть, и спать,

Начал жить да поживать,

Как дотоле без забот.

Портрет царевны также восходит к русским народным сказкам:В 

Кудри черной полосой

Обвились кругом чела…

На воздушный, тонкий стан

Брошен легкий сарафан;

Губки алые горят…

Сжаты в легких сапожках

Ножки – чудо красотой.

На протяжении всего повествования сохраняется легкая ирония, лукавая насмешка:

И, беду чтоб отвести,

Он дает такой указ:

В«Запрещается от нас

В нашем царстве сеять лен,

Прясть, сучить, чтоб веретен

Духу не было в домах;

Чтоб скорей как можно прях

Всех из царства выслать вонВ».

Жуковский отходит от французской сказки. Там забыли пригласить последнюю 8 фею (у Жуковского волшебниц 12), а здесь не смогли иль не захотели:

У царя двенадцать блюд

Драгоценных, золотых

Было в царских кладовых;

Приготовили обед;

А двенадцатого нет

(Кем украдено оно,

Знать об этом не дано).

В«Что ж тут делать? – царь сказал. –

Так и быть!В» И не послал

Он на пир старухи звать.

Принято поистине простое, но В«мудроеВ» решение – нет блюда, нет гостьи. Да и волшебный сон царевны Жуковский продлил до 300 лет (вместо ста). Прошли 300 лет – но ничего не изменилось в образе жизни царя Матвея, так юмористически описанного поэтом:

Царь на лестницу идет;

Нагулявшися, ведет

Он царицу в их покой;

Сзади свита вся толпой;

Стражи ружьями стучат;

Мухи стаями летят;

Приворотный лает пес;

На конюшне свой овес

Доедает добрый конь…

…

Все бывалое…

В своей сказке В«Спящая царевнаВ» (как и в других сказках) Жуковский сознательно отказывается от романтической мечтательности. В свою сказку, написанную четырехстопным хореем с одними мужскими рифмами (встречается и внутренняя рифма: В«пляшут, блещут мотылькиВ»; В«вьются, пенятся, журчатВ») Жуковский вводит фольклорные мотивы (В«начал жить да поживатьВ», В«старинушка честнойВ», В«давным-давноВ», В«детина удалой царский сынВ»); разговорную речь (В«и не дали без пути ругаться ейВ», В«чтоб веретен духу не было в домахВ», В«за царевной ни ногойВ»); народно-сказочные формулы (В«что ни в сказке рассказать, ни пером не описатьВ», В«по устам вино бежало, в рот ни капли не попалоВ»), но общий колорит сказки нельзя назвать В«простонароднымВ», русским.

В 

в–єВ Читайте также другие статьи о жизни и творчестве В.А. Жуковского:

в–єВ Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Используемые источники:

  • https://info-shkola.ru/analiz-skazki-spyashhaya-carevna-zhukovskogo/
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/08/16/v-a-zhukovskiy-spyashchaya-tsarevna-shodnye-i-razlichnye-cherty
  • https://pandia.ru/text/80/358/50099.php
  • https://licey.net/free/14-razbor_poeticheskih_proizvedenii_russkie_i_zarubezhnye_poety/71-russkaya_poeziya_xix_veka/stages/4241-analiz_skazki__spyaschaya_carevna_.html

6 июня наша страна отмечает 221-ю годовщину со дня рождения великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина.

А.С. Пушкин — автор всем известных и любимых сказок. Не одно поколение детей выросло на сказках Пушкина, его творчество, ставшее неотъемлемой частью нашей культуры, сопровождает нас на протяжении всей жизни.

Сказки Пушкина написаны в живой и легко воспринимаемой стихотворной форме, созвучной народным напевам и сказаниям. Фольклор вдохновил поэта и обогатил его творчество красочными образами и сюжетами. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма, – писал Пушкин под впечатлением от рассказов своей няни Арины Родионовны, донесшей до него великолепие и мудрость народного творчества. – Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

Сказочный мир Пушкина наполнен героями, созданными под влиянием фольклора, такими как царь Салтан, царевна Лебедь, кот ученый, богатыри, Балда, также здесь присутствуют исконно славянские мифологические персонажи — Кощей и Баба Яга с Избушкой на курьих ножках.

Как провести этот день с дошкольником? 

1. Немного биографии

Александра Сергеевича  знают не только в нашей стране. Он известен всему миру. Конечно, сначала был просто маленький Саша Пушкин. Родился он очень давно – 6 июня 1799 года. В то время ещё не жили ни вы, ребята, ни я, не было на свете даже моей бабушки. Саша жил в большой семье. У него были старшая сестра и два младших брата. А ещё у Саши была няня Арина Родионовна. В доме у них было очень много книг. Отец Саши очень любил читать и писал стихи. Саша тоже начал писать стихи очень рано – в три года.

Но мы с вами знаем, что Александр Сергеевич Пушкин писал не только стихи. Он написал ещё и сказки. Сказки он любил с детства Арина Родионовна знала много сказок и очень хорошо их рассказывала. Арина Родионовна брала в руки вязанье, садилась, и начиналась сказка… Эти сказки маленький Саша мог слушать подолгу. Но когда он вырос, он не забыл свою няню, он написал о ней стихотворение «Буря мглою небо кроет…» и, когда приезжал домой, обязательно слушал сказки и рассказы своей старенькой няни.

Когда Саше исполнилось 11 лет, его привезли учиться в Царское Село, в Лицей – школу для мальчиков. Здесь он проучился шесть лет,встретил своих будущих друзей: Ивана Пущина, Антона Дельвига. В Царском Селе Пушкин начал писать свои настоящие стихи (можно продемонстрировать рисунок : Пушкин читает стихи своим друзьям). Пушкин любил рисовать и часто рядом со стихами он рисовал пером.

Прошло много лет с того времени, когда жил великий поэт. Но его стихи не забыты. Его помнят и любят не только в нашей стране, но и во всём мире. Его именем названы город, станция метро, улицы, площади. В Казани, в самом центре города стоит памятник поэту. Создан музей Пушкина.

Каждый год печатаются новые книги с его стихами, сказками. Но есть одна старая книга, которая хранится в музее. Учитель- Онегин Д. С. – прислал с фронта своим дочерям письмо и книгу со стихами Пушкина. Он думал, что погибнет на войне, не вернётся домой. В письме он написал, чтобы дочери хранили эту книгу, раненую в бою. Но он вернулся, много лет хранил эту книгу, а потом передал её в музей.

2. Посмотрите этот замечательный мультфильм в котором говорится о Великом поэте простыми, понятными любому ребёнку словами.

https://yadi.sk/i/ET5mbxBJpoSMog

3. С какого возраста  нужно читать детям Пушкина?

В соответствии с Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой знакомство со сказками Пушкина начинается уже в 1 младшей группе (дети от 2 до 3 лет). Воспитатель читает отрывок из «Сказки о царе Салтане»

Конечно, педагог не сообщает детям автора и название сказки, а привлекает внимание малышей к кораблику с парусами, пущенному по воде. Предлагает всем подуть, посмотреть, как побежит кораблик на раздутых парусах. Вот так в игровой форме начинается знакомство с волшебными сказками великого поэта.

Во второй младшей группе (дети от 3 до 4 лет) воспитатель знакомит детей с отрывками из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях».

Образы солнышка, ветра, месяца дотупны и понятны детям этого возраста. Иллюстрации в книгах прекрасно дополняют чтение отрывков. Конечно, воспитатель вправе сам решать сообщать ли дошкольникам автора данных строк или нет. Я считаю, что уже в младшей группе дети вполне могут запомнить фамилию Пушкин.

В средней группе (дети от 4 до 5 лет) предагается заучивание отрывка из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»- «Ветер, ветер, ты могуч!». Работа над поэтическим прозведением включает в себя всегда предварительную работу- знакомство с новыми словами, объяснения их смысла, чтобы не отвлекаться на это во время чтения. Детям необходимо сообщить имя, отчество и фамилию поэта, показать портрет. Предложить вспомнить стихотворение про ветер, которое они уже читали ранее. Если дети затрудняются, педагог читает. Здесь снова на помощь приходят иллюстрации.

Почему объяснение новых слов так важно в работе над сказками Пушкина? Дело в том, что в них содержится столько архаизмов, т. е. слов, вышедших из употребления, что дошкольнику будет очень трудно понять смысл целой фразы. Следует привести примеры архаизмов: ланиты (щеки, выя (шея, длань (ладонь, внемлить (слушать).

Сказки Пушкина нужно читать очень внимательно, а не вырывать какие-то места для запоминания.

Так в старшей группе знакомство со сказками продолжается чтением «Сказки о царе Салтане,сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Сказка достаточно большая по объему, поэтому прочитать за один раз не получится. Значит, это будет чтение с продолжением. Здесь можно использовать прием-запомнить место, на котором остановились, а в следующий раз предложить вспомнить. 

В подготовительной к школе группе детям читают «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях».

4. А теперь можно и повтворить.

Рисуйте, делайте поделки, аппликацию. Здесь Вас никто не ограничивает. Дайте полёт фантазии.


Исследовательский проект «Устаревшие слова в сказках А. С. Пушкина» Выполнили: обучающиеся 4 «А» класса МАОУ СОШ № 21 ГОЩ ( Серковская) Руководитель: Мокрушина С.Н.

Исследовательский проект «Устаревшие слова в сказках А. С. Пушкина»

Выполнили: обучающиеся 4 «А» класса МАОУ СОШ № 21 ГОЩ

( Серковская)

Руководитель: Мокрушина С.Н.


Актуальность темы Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт и писатель нашей страны. Он написал большое количество стихотворений, поэм, повестей. В честь Пушкина построено много памятников. Его именем названы улицы и площади во многих городах нашей страны. Россия по праву гордится этим знаменитым человеком . В этом году мы будем отмечать 220 лет со дня рождения Пушкина,. Произведения Александра Сергеевича не только читают, но и старательно изучают .

Актуальность темы

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт и писатель нашей страны. Он написал большое количество стихотворений, поэм, повестей. В честь Пушкина построено много памятников. Его именем названы улицы и площади во многих городах нашей страны. Россия по праву гордится этим знаменитым человеком .

В этом году мы будем отмечать 220 лет со дня рождения Пушкина,. Произведения Александра Сергеевича не только читают, но и старательно изучают .


Гипотеза А.С. Пушкин использует устаревшие слова в своих сказках, чтобы воссоздать колорит русской старины, показать разнообразие и богатство народного поэтического творчества.

Гипотеза

А.С. Пушкин использует устаревшие слова в своих сказках, чтобы воссоздать колорит русской старины, показать разнообразие и богатство народного поэтического творчества.


Объект исследования: сказки А.С.Пушкина Предмет исследования: устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина

Объект исследования: сказки А.С.Пушкина Предмет исследования: устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина


Цель исследования: познакомиться с устаревшими словами и их разновидностями

Цель исследования: познакомиться с устаревшими словами и их разновидностями


Задачи исследования: Узнать, что такое устаревшие слова. Провести опрос учащихся с целью выявления: знают ли они устаревшие слова. Прочитать сказки А.С. Пушкина и найти в них устаревшие слова. Составить «Словарь устаревших слов по сказкам А.С. Пушкина»

Задачи исследования:

Узнать, что такое устаревшие слова. Провести опрос учащихся с целью выявления: знают ли они устаревшие слова. Прочитать сказки А.С. Пушкина и найти в них устаревшие слова. Составить «Словарь устаревших слов по сказкам А.С. Пушкина»


 Методы исследования: Сбор информации Социологический опрос Лингвистический эксперимент Анализ Обобщение результатов

Методы исследования:

  • Сбор информации
  • Социологический опрос
  • Лингвистический эксперимент
  • Анализ
  • Обобщение результатов


Теоретическая значимость проекта: изучены устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина Практическая значимость проекта: Создан «Словарь устаревшей лексики сказок А.С.Пушкина»

Теоретическая значимость проекта: изучены устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина

Практическая значимость проекта:

Создан «Словарь устаревшей лексики сказок А.С.Пушкина»


Результаты анкетирования

Результаты анкетирования


Результаты анкетирования

Результаты анкетирования


Вывод: Большая часть ребят затрудняется в определении понятия «устаревшие слова»

Вывод:

Большая часть ребят затрудняется в определении понятия «устаревшие слова»


Устаревшие слова Историзмы Архаизмы

Устаревшие слова

Историзмы Архаизмы


Историзмы К ним относятся слова, обозначающие особые вещи, должности, явления, которые перестали существовать в современном мире, но имели место раньше. Пример таких слов – боярин, воевода, сенная девушка, поместье. Они не имеют синонимов в современном языке, а узнать их значение можно только из толкового словаря. Вот несколько примеров предложений, содержащих устаревшие слова. «Царь Салтан сидит в палате на престоле и в венце» ( на троне и в короне )

Историзмы

К ним относятся слова, обозначающие особые вещи, должности, явления, которые перестали существовать в современном мире, но имели место раньше. Пример таких слов – боярин, воевода, сенная девушка, поместье. Они не имеют синонимов в современном языке, а узнать их значение можно только из толкового словаря. Вот несколько примеров предложений, содержащих устаревшие слова.

«Царь Салтан сидит в палате на престоле и в венце» ( на троне и в короне )


Архаизмы Это тоже слова, вышедшие из употребления. Но основное их отличие в том, что их можно заменить синонимами, которые употребляются в современной речи. Вот примеры архаизмов: ланиты, персты, чупрун. Соответственно, их современные аналоги – щёки, пальцы, чуб. А вот примеры предложений, содержащих архаизмы: «Перед нею усердные слуги; она бьёт их, за чупрун таскает.» ( чуб, чёлка ) «Старик не осмелился перечить , ( говорить наперекор ) не дерзнул поперёк слова молвить.» ( говорить )

Архаизмы

Это тоже слова, вышедшие из употребления. Но основное их отличие в том, что их можно заменить синонимами, которые употребляются в современной речи. Вот примеры архаизмов: ланиты, персты, чупрун. Соответственно, их современные аналоги – щёки, пальцы, чуб.

А вот примеры предложений, содержащих архаизмы:

«Перед нею усердные слуги; она бьёт их, за чупрун таскает.» ( чуб, чёлка )

«Старик не осмелился перечить , ( говорить наперекор ) не дерзнул поперёк слова молвить.» ( говорить )


Устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина В рамках данного проекта мы исследовали устаревшие слова в пяти сказках А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Попе и работнике его Балде», «Сказка о Мертвой Царевне и о семи богатырях», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане…» Герои Пушкина имеют разнообразные титулы и звания : царь, царица, бояре, чернавка. Имена и прозвища пушкинских героев многозначительны: Балда, царь Салтан, баба Бабариха, князь Гвидон, Черномор. В пушкинских сказках встречаются названия денежных единиц : алтын, грош, полушка, гривна, полтина.

Устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина

В рамках данного проекта мы исследовали устаревшие слова в пяти сказках А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Попе и работнике его Балде», «Сказка о Мертвой Царевне и о семи богатырях», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане…»

Герои Пушкина имеют разнообразные титулы и звания : царь, царица, бояре, чернавка. Имена и прозвища пушкинских героев многозначительны: Балда, царь Салтан, баба Бабариха, князь Гвидон, Черномор. В пушкинских сказках встречаются названия денежных единиц : алтын, грош, полушка, гривна, полтина.


Большой интерес вызвали у нас устаревшие слова в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях». Многие из них звучат непривычно, забавно, смешно. Значения этих слов мы не знали . Поэтому задались вопросом: не лучше ли было переиздать сказку, заменив устаревшие слова синонимами из современного языка, для упрощения чтения и понимания текста сказки.

Большой интерес вызвали у нас устаревшие слова в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях». Многие из них звучат непривычно, забавно, смешно. Значения этих слов мы не знали . Поэтому задались вопросом: не лучше ли было переиздать сказку, заменив устаревшие слова синонимами из современного языка, для упрощения чтения и понимания текста сказки.


По ходу чтения сказки мы выписали все устаревшие слова. Затем выписали их значения из «Толкового словаря живого великорусского языка» Даля.

По ходу чтения сказки мы выписали все устаревшие слова. Затем выписали их значения из «Толкового словаря живого великорусского языка» Даля.


«Смотрит в поле, инда очи» - смотрит в поле, даже глаза «Издалеча наконец» – из далекой наконец «И к обедне умерла» - и к церковной службе умерла «Правду молвить, молодица» – правду говорить, молодая женщина

«Смотрит в поле, инда очи» — смотрит в поле, даже глаза

«Издалеча наконец» – из далекой наконец

«И к обедне умерла» — и к церковной службе умерла

«Правду молвить, молодица» – правду говорить, молодая женщина


Замена слов в оригинальном тексте на слова синонимы Текст оригинала Текст переделанный «Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива.» «Правду говорить, молодая женщина Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, упряма Своенравна и ревнива.» «И царевна очутилась В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой.» «И царевна очутилась В светлой комнате; кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с выжженным выступом.»

Замена слов в оригинальном тексте на слова синонимы

Текст оригинала

Текст переделанный

«Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива.»

«Правду говорить, молодая женщина Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, упряма Своенравна и ревнива.»

«И царевна очутилась В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой.»

«И царевна очутилась В светлой комнате; кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с выжженным выступом.»


С помощью толкового словаря живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля и сети Интернет мы выяснили толкование непонятных устаревших слов. В результате у нас получился «Словарь устаревшей лексики сказок А.С.Пушкина» (Приложение 4)

С помощью толкового словаря живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля и сети Интернет мы выяснили толкование непонятных устаревших слов. В результате у нас получился «Словарь устаревшей лексики сказок А.С.Пушкина» (Приложение 4)


Вывод В ходе своего исследования мы убедились, что в произведениях художественной литературы историзмы и архаизмы помогают воссоздать колорит эпохи. Язык наших предков – необычайно красив и выразителен. В процессе этой работы мы научилась проверять свои идеи, подбирать научную литературу по интересующему нас вопросу, проводить эксперименты. А главное, мы составили «Словарь устаревшей лексики сказок А. С. Пушкина», который поможет нам с ещё большим удовольствием читать эти замечательные сказки.

Вывод

В ходе своего исследования мы убедились, что в произведениях художественной литературы историзмы и архаизмы помогают воссоздать колорит эпохи. Язык наших предков – необычайно красив и выразителен.

В процессе этой работы мы научилась проверять свои идеи, подбирать научную литературу по интересующему нас вопросу, проводить эксперименты. А главное, мы составили «Словарь устаревшей лексики сказок А. С. Пушкина», который поможет нам с ещё большим удовольствием читать эти замечательные сказки.


Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

  • Сплошь сухой как пишется
  • Сплю на ходу как пишется
  • Спишите текст по рассказу бориса житкова вставляя пропущенные буквы озаглавьте текст определите тип
  • Сплавной лес как пишется
  • Сплоченный коллектив как пишется