Спорт в беларуси сочинение

Последнее обстоятельство продиктовано пандемийными реалиями звать гостей из настоящих заграниц оказалось проблематично. за исключением итальянского маэстро джанлуки марчано, который

Последнее обстоятельство продиктовано пандемийными реалиями — звать гостей из настоящих заграниц оказалось проблематично. За исключением итальянского маэстро Джанлуки Марчано, который постоянно сотрудничает с белорусским Большим театром и на этот раз продирижирует 22 декабря заключительным гала-концертом, участники форума приехали с просторов бывшего СССР. Одним из самых ярких эпизодов XI оперного праздника стал сольный концерт российской оперной дивы, уроженки Минска, Екатерины Семенчук — солистка Мариинского театра представила в родном городе программу из своего обширного оперного репертуара.

После ухода из белорусского Большого театра в 2019-м главного режиссера — россиянина Михаила Панджавидзе, «правившего» в этих стенах целое десятилетие, в театре воцарились режиссеры-женщины (при этом официально позиция главного режиссера остается вакантной). Нынешняя оперная программа форума состоит только из их постановок. «Фауст» Гуно и национальная белорусская опера «Дикая охота короля Стаха» («Культура» писала об этой премьере см. ссылку) — работы Анны Моторной, а редкая опера Пуччини «Виллисы» и приуроченная к открытию форума премьера «Самсона и Далилы» Сен-Санса — достижения прославленной белорусской меццо-сопрано Оксаны Волковой, лишь недавно освоившей режиссерскую специальность. Обе они — ученицы долгое время ставившей оперы на сцене минского театра Маргариты Изворской-Елизарьевой, супруги нынешнего худрука белорусского Большого, знаменитого советского балетмейстера Валентина Елизарьева.

За исключением «Фауста», оперы, которую ставят часто, все остальное — довольно редкие вещи. Даже шедевр Сен-Санса, лучшая из его одиннадцати опер, можно сказать, раритет: на постсоветском пространстве это сочинение сегодня можно встретить только в Мариинском театре Петербурга и в Харьковском оперном. Даже удивительно, почему так обделена вниманием эта удивительная опера. Легенда о коварной филистимлянке и иудейском герое, потерявшем от ее чар сначала голову, а потом и волосы, заключавшие его исполинскую силу, положена французским композитором на изумительную музыку — по-французски изящную и страстную, при этом с удивительным обаянием ориентальности. Первоначально «Самсон» создавался как оратория, то есть сочинение, не предназначенное для театра, но, переделывая ее, композитор идеально выстроил драматургию. Грандиозные хоры, яркие оркестровые страницы, щедрое мелодическое богатство — «Самсон» не уступает лучшим итальянским операм вроде «Нормы» или «Аиды».

А еще это прекрасная возможность для певицы-меццо-сопрано не просто проявить себя, но поистине царить на сцене — редкая удача для этого типа голоса. В большинстве классических опер меццо принадлежит лишь вторая роль. Сен-Санс писал партию Далилы для великой меццо Полины Виардо. Поэтому выбор Оксаны Волковой неудивителен: она поставила оперу прежде всего для себя.

При этом на премьере фестиваля заглавную роль исполняла ее молодая коллега Анастасия Малевич, которая спела свою Далилу феноменально. Красивый, томный, одновременно прозрачный и сочный тембр, волнующее звучание низов и уверенные верхи, мягкая подача звука и тонкая фразировка — все эти достоинства молодой певицы идеально подошли для столь знаковой партии. Малевич числится в труппе как сопрано, в ее пока небольшом репертуаре одновременно сверхвысокая партия в «Кармине Буране» Орфа и драматическая «Тоска» Пуччини. Насколько подходят эти партии ее голосу, сказать трудно, но в «Самсоне» она прозвучала как уверенное и очень привлекательное меццо.

Не меньшее впечатление произвел и ее партнер — молодой тенор Дмитрий Шабетя в партии Самсона: лирико-драматический голос красивого тембра звучал одновременно и мощно, и ярко, но без малейшего напряжения на верхах. Великолепный по выразительности вокально-драматический образ создал опытный баритон Станислав Трифонов: его Верховный жрец был и коварен, и устрашающ, — показав суть характера этого демонического героя. Порадовал вновь обретенной формой известный белорусский бас Олег Мельников в партии Старого еврея: тембристый, звучный голос летел в зал и трепетно и ярко. Наконец, молодой бас Андрей Селютин в небольшой, но важной партии Абемелиха впечатлил благородством тембра, хотя легкий и светлый звук его голоса иногда вызывает сомнения в его басовой специализации.

Под стать вокальным достижениям оказалась и работа коллективов Белорусской оперы. Особенно порадовал хор Нины Ломанович – мощным и стройным звучанием, пением выразительным и стильным. Но и оркестру опера оказалась по размеру: дирижер Олег Лесун сумел выстроить динамичное развитие музыкальной ткани, собрать форму произведения, а оркестровые партии и солисты прозвучали очень достойно, то чутко аккомпанируя певцам, то выходя на первый план и радуя богатой палитрой тембральных красок.

Музыкально фестивальная премьера удалась, чего однозначно нельзя сказать о постановке: это скорее добротная иллюстрация библейского сюжета, чем режиссерская интерпретация. Захватывающих идей было не много. Вряд ли к таковым можно отнести решение проиллюстрировать балетными средствами (хореограф Сергей Микель) в «Вакханалии» историю соблазнения и предательства Самсона Далилой — то, о чем два акта шла речь в оркестре и вокальных партиях, вдруг решили повторить для непонятливых еще и в танцевальном варианте в середине третьего акта. Или показать финальное обрушение языческого храма Дагона как следствие божественного света, исходящего от священной книги — Ветхого Завета в руках ослепленного Самсона — метафорично, но не ново. Впрочем, учитывая ораториальную природу этой оперы, тот факт, что режиссер сумела избежать суеты на сцене и дала солистам и хору петь спокойно, не отвлекаясь на выполнение экстремальных задач, — это скорее плюс новой продукции, но, в общем-то, ожидаемый, поскольку ставила действующая певица.

Своей героине Волкова подарила и неоднозначность образа (в чем можно усмотреть некоторую новацию): до конца так и не понятно, кто она — ее Далила: соблазнительница-изменщица или двойной агент, в итоге своеобразно помогающий Самсону на последнем издыхании победить врагов. К сильным сторонам постановки не отнесешь работу световика Стаса Свистуновича — половина первого акта проходит впотьмах: возможно, тем самым хотели подчеркнуть упаднические настроения иудеев, но залу в результате было мало что понятно.

Зато удачей можно назвать сценографию и костюмы Этели Иошпы, выполненные с явной отсылкой к творчеству великого венца Густава Климта. Золотые пластинки всех размеров соблазнительно сверкали в полумраке почти весь вечер. А монументальная многоуровневая декорация на вращающемся круге оказалась удобным решением для достижения кинематографической динамики в развертывании сюжета.

Фотографии с официальной страницы vkontakte Белорусского Большого театра.

В Беларуси дети идут в школу в возрасте шести лет. Среднее образование, которое является обязательным длится 11
In Belarus children go to school at the age of six. Secondary education which is compulsory lasts 11
лет. Она состоит из трех уровней: начальной школы, средней школы и средней школы. Начальная школа длится
years. It consists of three levels: primary school, secondary school and high school. Primary school lasts
в течение четырех лет. В игровой форме дети учатся не только читать, писать и считать, но и рисовать,
for four years. In the form of games children learn not only to read, write and count but also to draw,
проектировать простые вещи, петь и танцевать.
design simple things, sing and dance.
Второй уровень составляет пять лет обучения с широким выбором предметов. Родители могут выбрать
The second level is five years of instruction with a wide choice of subjects. Parents may choose the
Учебный план по способности и наклонности своих детей. В конце 9-го класса ученики принимают
curriculum according the abilities and inclinations of their children. At the end of the 9th form pupils take
Базовый Сертификат испытаний по математике, истории, русском и белорусском языках. По их результатам
Basic Certificate Examination in Maths, History, Russian and Belarusian. According to their results
ученики могут перейти в среднюю школу или получить профессиональное образование.
pupils can go to high school or get professional education.
Средняя школа состоит из двух лет обучения. Каждый ученик может сделать конкретный выбор, который подвергает
High school consists of two years of instruction. Every pupil can make particular choice which subjects
он или она не хочет учиться на продвинутом уровне: науки, гуманитарные науки, лингвистика и т.д. Там может быть не более
he or she wants to study on advanced level: sciences, humanities, linguistics etc. There can be no more
чем три обязательных предметов. В 11-м классе учащиеся сдают Аттестат экзамен по математике
than three compulsory subjects. In the 11th form pupils take General Certificate Examination in Maths,
Русский или белорусский и свободны выбрать третий экзамен среди предметов, которые они изучали на
Russian or Belarusian and are free to choose the third exam among the subjects they have studied on
продвинутый уровень.
advanced level.
Школа проходит пять дней в неделю. Каждый урок длится 45 минут с перерывами от 15 до 20 минут
School takes place five days a week. Every lesson lasts 45 minutes with breaks from 15 to 20 minutes.
Школа начинается 1 сентября и заканчивается 31-го мая. Он разделен на четыре точки с
The school begins on the 1st of September and is over on the 31st of May. It is divided into four terms with
праздники до 14 дней между ними. В летние каникулы длятся с июня по сентябрь.
holidays up to 14 days between them. The summer holidays last from June to September.
Text 2 .
As far as knowledge is the highest privilege of the day, school should provide the greatest possible educational opportunities for its pupils.
The problems of education always were in the national spotlight. There is now public debate about how schools are run, how they are financed, what they should teach, what they should achieve and to whom they should be accountable. Opinions on what kind of school provides the best education differ considerably but to my mind any school that achieves its goals is effective. Certainly, there is no doubt that good education helps people to develop their personalities and to make their way in society.
As for me, I study in Vileyka Gymnasium #1 “Logos”. Gymnasium N1 of Vileyka was founded in 1991, since June 1993 it is called “Logos”. Logos means the word, the meaning of the word, good and deep knowledge. The two symbols of the Gymnasium are its flag and emblem. The blue colour of the flag is the color of the sky, hope and optimism. The white color is the purity of our plans, an open page. The triangle is a symbol that unites students, teachers and parents. We associate ourselves with a hive and busy bees. We try to use properly what we have today, to value the time, and to be sure of our success. There are about 800 students and 93 teachers in the Gymnasium today.
Our gymnasium is one of the most advanced schools in our republic which gives every pupil an opportunity to choose basic or advanced program within the subject and provides freedom, cooperation and self-access. I think, it is very useful because pupils can work with additional material, can address for the explanation to the teacher or the fellow students or to work in pairs and in groups.
So, I can say that our school is effective, because it achieves its goals. It teaches the whole child gives him academic growth, moral strength and physical development. This process in my school is reflected in the school curriculum on which it works. The curriculum encourages the development of the personality. It consists of the formal, informal and “hidden” curriculum. The formal curriculum is activities, planned to take place during school hours, it is formally presented as the time-table and you see it when you enter the hall on the ground floor. Also formal curriculum includes optional courses which pupils have chosen to have an advanced program within the subjects which they are to take at the Central Testing to enter the higher educational establishments.
Informal curriculum takes an important part in our school life too. It helps us to improve physical, musical, dramatic and other abilities through extracurricular activities such as studious, clubs, music lessons and sport sections. Our artists, pop-singers, poets have won many contests too. We can attend the intellectual team “Nika”, the Art Studio “Vyasyolka” , the Dance Company “Forsazh” , the folk group “Perepyolochka”, a chanting studio, a choir and some crafts groups. Our pupils can learn to play the piano, the accordion, the guitar and different folk instruments. Besides, our school has worked out a system of school traditions through which from year to year pupils acquire moral strength. Everyone in our school including parents and teachers takes part in parties, celebrations, concerts and meetings. Every school year begins with Knowledge Day, the whole-school meeting on the 1st of September in the school yard. On Teacher’s Day we have different concerts or Funny Club Meeting between students of different forms. It is usually a great show with clever jokes, bright improvisation and well-prepared program. After the autumn holidays we have traditional and one of the most important events – the Day of Initiation into the gympupils. It is a special holiday for the fifth-formers when they compete for the right to be called pupils of Gymnasium “Logos”. New Year celebrations are very popular. Students are on the stage again. They discover their talents and new bright stars appear in the gymnasium sky. In February school leavers get together to recollect their school years. Defenders’ Day is a great sport holiday for the strongest and the most courageous boys. On the 8th of March we organize the brightest contest for the most charming girls of Gymnasium “Logos”. They demonstrate their talents and mastery in singing, cooking and dancing. At the final concerts in June we show our parents everything we have learnt, the best pupils get diplomas and awards and we say good-bye to Gymnasium till September.
Our students take part in different Town, Regional and Republican contests, competitions and Olympiads. They are engaged in working on various scientific and research projects and then presenting them at difference conferences. Our senior pupils can participate in the international contest. They have an opportunity to know another culture, to make new friends and to improve their English.
Speaking about our gymnasium I must admit that it provides the greatest educational opportunities. It gives pretty good knowledge and understanding of the world. In our school pupils and teachers are good partners and companions. School helps pupils to realize their personalities to find place in society and to become useful members of it realizing their abilities, talents and skills.

Belarusian education is well-appreciated and valued in the world so many foreign students want to receive training there. The educational system of the country is rather developed and comprises of pre-school, school and further education. Almost 70% of children start attending nursery before going to school. This stage is not compulsory, but is recommended. School education starts at the age of 6 and lasts for about ten years. This education is compulsory and children have to follow basic curriculum. When the secondary school is over, children receive a certificate of general education completion. At the age of 15 they are free to choose their further education. Some wish to serve in the military or join the workforce. Others continue studying at vocational schools or go for a higher education. There are two official languages in Belarusian system of education: Russian and Belarusian. There are over 50 Higher Education institutions throughout the country. Most of them are state-owned. Higher education is considered to be prestigious due to its high quality and affordability. That’s why most teenagers wish to continue studies after they finish school. The courses usually run for five years and provided either full-time or by correspondence. Gifted students have a chance to receive a scholarship or grant. Vocational schools are another post-school option. They offer refresher courses and retraining opportunities, which last for three years. The most venerable institution in the country is, of course, the Belarusian State University.

Vocabulary
The
system of education in Belarus

Educational
establishments – учебные
заведения
Preschool
education – дошкольное
образование
Primary
school – младшие классы
Secondary
school – средняя
школа
Senior
school – старшие классы
General
grounding – общие
знания
Diversification
– разностороннее развитие
Higher
Education
– высшее образование
University
– университет
Academy
– академия
To
comprise
– состоять, составлять
Higher
educational institutions
– высшие
учебные
заведения
Graduate
programs
– магистратура
Post-graduate
programs
– аспирантура
Specialization
– специализация
Separate
entity
– отдельный
объект
Full-time
program
– дневное
обучение
Night
program
– вечернее
обучение
Correspondence
program
– заочное
обучение
To
confer
– присуждать, присваивать, предоставлять
Degree
– звание, учёная степень; диплом
Certified
Specialist
– квалифицированный
специалист
Final
state examinations
– госэкзамены
Defense
of a thesis
– защита
диплома
Bachelor’s
degree – степень бакалавра
Master’s
degree – (ученая) степень магистра
Candidate
of Sciences
– кандидат
наук
Doctor
of Sciences
– доктор
наук
Ph.D.
– доктор философии
Highly
prestigious
– очень
престижно
To
obtain
– получать
Rector
– ректор
Educational
Policy – учебная
политика
Curricula
– учебный план, программа
Staffing
– штат сотрудников
Dean
– декан
Faculty/Department
– факультет
Applicant
– абитуриент
To
complete secondary education – закончить
среднее образование
Per
spot
– на место
Competition
– конкуренция, конкурс
Entrance
examinations – вступительные
экзамены
Obligatory
subjects – обязательные
предметы
General
subjects – общие
предметы
General
professional subjects – профессиональные
предметы
Elective
– факультатив
Specialized
subjects – спецпредметы
To
be set up by the institution – устанавливаться
институтом
Stipend/grant
– стипендия
To
get excellent grades – получить
отличные
оценки,
высший
балл
To
pay
tuition
fees
– платить
за
обучение
Enrolled
students
– зачисленные студенты
Schedule
– расписание
To
ensure
the
quality
of
education
– гарантировать, обеспечивать качество
обучения
Semester
– семестр
Grade
– оценивать
Evaluation
– оценка
To
retake the exams – пересдавать
экзамены
A
panel of professors – комиссия
профессоров
To
be expelled from the University – быть
отчисленным
из
университета
To
graduate with honors – закончить
с
отличием
The
system of education in Belarus

Scientific
and intellectual potential is the main strategic resource of Belarus.
That’s why Belarus has a developed system of education. It embraces
a great number of educational establishments; thousands of teachers
work there, about 40 % of population attends different forms of
classes.
The
system of education in Belarus starts with the preschool education.
Kindergartens and daycare centers are the first stage of Belarusian
education. They help to develop physical growth, the ability to
communicate in the group, to reveal personal qualities and talents
which children will develop at schools.
The
basis of Belarusian education is secondary school. It must improve
the level of general grounding, stimulate the diversification of
individuality and capacities to work and learn. Secondary school
starts with primary school (1-4 forms) where children are taught to
read, count, draw, they are given knowledge in maths, nature studies
and music.
Secondary
school itself (5-9 forms) acquaints pupils with culture, science,
technology. Pupils study obligatory subjects like maths, biology,
physics, chemistry, history and attend different electives to enrich
their knowledge in favourite subjects as well as define their future
profession.
Senior
school (10-11 forms) finishes the secondary education. Except
obligatory subjects pupils can choose other subjects depending on
their interests and talents. Practically every school offers several
specialized classes in maths, economy, sport, biology or languages.
There are even special sport and music schools for studying sports
and music on high level. It’s not obligatory to attend senior
school. There are great number of new types of educational
establishments like gymnasiya, lyceum, colleges, technical schools
where pupils are given specialized knowledge they will need for their
profession.
The
higher school level comprises higher educational institutes. The
Belarusian system of higher education consists of universities,
academies, and institutes. It comprises 42 state and 15 non-state
higher educational institutions with a total of 243,700 thousand
students. Universities and academies offer graduate and post-graduate
programs and are engaged in fundamental research. Whereas
universities offer education in a wide variety of areas, academies
have a narrower specialization (e.g., medical or management
academies). Institutes are also highly specialized and usually have
no post-graduate programs. They can function as separate entities or
as part of a university. Higher educational institutions offer
full-time (day) and part-time (night and correspondence) programs.
The
degree that has been traditionally conferred by Belarusian higher
educational institutions is Certified Specialist. It usually requires
five years of training, success in final state examinations, and
defense of a thesis. The need to integrate into the world educational
community has stimulated the introduction of two other degrees:
Bachelor’s, after four years of training, and Master’s, after six
years of instruction. The advanced scholarly degrees include Kandydat
navuk

(literally “Candidate of Sciences”) and Doktar
navuk

(Doctor of Sciences). The degree of Kandydat
is approximately equivalent to a Ph.D. and requires at least three
years of post-graduate study, success in qualification examinations,
and the defense of a dissertation.
It’s highly prestigious to have a degree.
Teachers
of higher educational institutions are promoted to faculty positions
through the process of competition. The faculty positions are:
Assistant, Senior Lecturer, Datsent
(which usually requires a Kandydat’s
degree), and Professor (usually with a Doktar’s
degree).
A
higher educational institution is headed by the Rector, elected by
the Academic Council, which makes major decisions about educational
policy, curricula, and staffing. The institution is divided into
faculties, headed by Deans. All faculty members are organized
according to their specialty into departments called faculty.
Applicants
to higher educational institutions must have completed secondary
education. The admissions are highly selective: on the average, there
are 250 applications per 100 spots in full-time programs. Since some
specialties are much more popular than others, the competition in the
departments can be very intense. The prospective students have to
take three to five entrance examinations. The obligatory subjects for
all applicants are the Belarusian language and literature or the
Russian language and literature. Other subjects, which have to be
connected with the future specialty, are set up by the institution on
the basis of the list, developed by the Ministry of Education, which
includes: a foreign language, history of Belarus, new world history,
humankind and society, geography, physics, information science,
mathematics, chemistry, biology, art, music, technical drawing, and
other subjects. The applicants who score the highest are admitted to
free studies and are even paid a small monthly stipend. Those who
have a gold or a silver medal take only one exam and are admitted if
they get an excellent grade. Previously, higher education was free
for all students. Now a certain percentage of students at state
universities (those who passed the examinations but did not win the
competition) pay tuition fees.
All
the enrolled students are divided into permanent groups of 25 to 30
people. They stay together as a group throughout the period of their
studies, which allows them to develop close friendships. The schedule
is made for the whole group. The structure of the curricula largely
depends on standards developed on the state level. This is done in
order to ensure the quality of education in the whole Republic. The
main categories included in the curricula are general, general
professional, and specialized subjects. The share of electives is
comparatively small. The academic year begins on September 1 and is
divided into semesters.
Students
are graded both for their current work and examinations taken at the
end of each semester. The grades used for evaluation are “excellent,
good, satisfactory, and unsatisfactory.” In case of a failure,
students are allowed to retake the examination three times, the last
time before a panel of professors. If they fail, they are expelled
from the university. Excellent students receive an increase to their
stipend. The course of study culminates in a state profile exam
and/or defense of a thesis. Students who graduate with honors are
awarded a “red certificate.”
So
we may say that all types of educational establishments stimulate
effectiveness of education according to one’s abilities and
inclinations and correspond to the state educational standards.
The
system of education in Belarus (exercises).

Find
Russian equivalents

The
main strategic resource
To
attend school
The
preschool education
To
improve the level of general grounding
To
define future profession
To
offer graduate and post-graduate programs
A
narrower specialization
Correspondence
programs
Certified
Specialist
The
advanced scholarly degree
the
defense of a dissertation
the
process of competition
applicants
an
intensive competition
to
be connected with the future speciality
to
get an excellent grade
enrolled
students
the
academic year
to
retake the exams
to
graduate with honors
Find
English equivalents

Научный
и интеллектуальный потенциал
Детские
сады и ясли
Обогащать
знания
Посещать
факультативы
В
зависимости от интересов и талантов
Высшие
учебные заведения
Дневное
и вечернее обучение
Госэкзамены
Защита
диплома
Подавать
документы
Учебный
план
Законченное
среднее образование
Обязательные
экзамены
Министерство
образования
Платить
за обучение
Улучшить
качество образования
Оценивать
В
случае провала
Быть
отчисленным из университета
Say
if the sentences are TRUE or FALSE

There
are 5 stages of education in Belarus.
The
basis of education is University.
You
can study at secondary vocational schools after finishing the 9th
form.
All
higher educational establishments offer graduate and post-graduate
studies.
Traditionally
the degree that has been conferred by Belarusian higher education is
Certified Specialist.
The
Bachelor’s degree can be obtained after 3 years of training.
The
advanced scholarly degrees are Candidate of Science and Ph.D.
Teachers
of higher educational establishments are promoted to faculty through
the process of election.
A
University is headed by a Dean.
The
Ministry of education sets up the curricula.
Today
higher education is free for everybody.
At
universities students study general, professional and specialized
subjects.
Students
are given grades for their current work.
If
a student fails the exams, he can retake them only once.
No
one is expelled from University.
At
the end of the 5th
course students have only final state examinations.
Every
student gets a grant.
Answer
the questions

What
are the main stages of education?
What
is the basis of education?
What
does the system of higher education consist of?
What
does university offer?
Which
of higher educational establishments has a narrower specialization?
What
is the difference between a university, an institute and an academy?
What
degrees can students obtain?
Who
generally rules a higher educational institution?
Who
is the head of a faculty?
What
do applicants need to enter a university?
What
do students get if they are admitted to free studies?
What
do the curricula comprise?
When
does the academic year start?
What
grades are used for evaluation?
What
measures are taken for those who fail the examinations?
What
is the culmination of the 5th
year
course?
Which
specialities are popular nowadays?
What
entrance exams did you pass when entered the university?
How
many students are in your group?
Are
you going to obtain a degree?
Translate
the sentences into English

Каждый
может получить высшее образование в
высших учебных заведениях: университетах,
институтах и академиях.
Высшие
учебные заведения предоставляют
обучение в магистратуре и аспирантуре.
В
ВУЗе есть дневное и заочное отделение.
Чтобы
получить степень «Квалифицированный
специалист», необходимо сдать госэкзамены
и защитить диплом.
Высшее
образование не бесплатное, некоторые
платят за обучение.
Получить
степень кандидата наук очень престижно.
ВУЗом
руководит ректор, а факультетом –
декан.
Чтобы
поступить в ВУЗ, необходимо иметь
законченное среднее образование и
сдать вступительные экзамены.
Конкурс
на физическом факультете очень высокий.
Студенты
изучают обязательные предметы, а также
специальные и профессиональные.
Некоторые
студенты получают стипендии.
Работа
студентов оценивается в конце семестра.
Студенты,
которые не сдали экзамены, могут
пересдать их 3 раза перед комиссией.
Студенты,
заканчивающие на отлично, награждаются
красным дипломом.
Система
образования в Беларуси состоит из
дошкольного, среднего и высшего
образования.

Culture_baner.png

История белорусской культуры

Наша культура прошла достаточно сложный путь формирования в ходе исторических событий.

С X по XIII век культура Беларуси характеризовалась высоким уровнем развития и тесной связью с христианством. Одновременно с ее развитием на территории нашей республики распространялась грамотность. Этим периодом датируются и рукописные книги, к примеру, Туровское евангелие.

В XIV-XVI веках происходило дальнейшее развитие национальной культуры Беларуси и, соответственно, белорусского языка. 

Culture_diversity.png
Развитие грамотности и книгопечатания в Беларуси

Философ, писатель и общественный деятель Франциск Скорина стал основоположником не только белорусского, но и восточнославянского книгопечатания.Ему посвящено несколько достопримечательностей-памятников, расположенных в разных городах Беларуси.

В это время наблюдался резкий расцвет белорусской культуры. Открывались художественные и архитектурные школы, создавались литературные и музыкальные творения. 

Culture_books.pngСовременная культура Беларуси очень разносторонняя. В Беларуси проходит многочисленное количество театральных, музыкальных, кино-фестивалей, которые посещают как жители республики, так и гости. Белорусский народ гордится богатыми корнями своей культуры, фольклором, народными промыслами, обрядностью. Приобщиться к историческому наследию можно, посетив белорусские музеи-скансены «Дудутки» и «Строчицы»

Культурная эволюция нашей нации связана с независимостью страны, развитием белорусского языка, национальными традициями.

Culture_national.png

Театральное искусство в Беларуси

В стране работает 28 государственных театров. Большинство относится к ведомству Министерства культуры. Среди них 18 драматических, 7 кукольных и 2 музыкальных.

Culture_theatres.png

Развитие белорусской музыки

Искусство музыки в нашей стране – это особая область художественного движения. Она получила огромное развитие в XX веке благодаря творческим успехам музыкантов различной величины и направлений, объединенных идей создания национального музыкального искусства.

На сегодняшний день в Беларуси существует огромное множество различных групп, певцов, работающих в разнообразных музыкальных направлениях, таких, как рок, рэп, поп, народная музыка и другие. Среди самых известных белорусских музыкантов – группы «Сябры», «J:Морс», «Без билета», оркестр под руководством Михаила Финберга, музыканты Дмитрий Колдун, Петр Елфимов, Алена Ланская, Ирина Дорофеева и другие. У нас вы можете услышать произведения замечательных белорусских авторов мировой классики, таких, как Эдуард Ханок, Евгений Олейник, Владимир Мулявин, Игорь Лученок. Пресловутый вокалист, композитор и аранжировщик нашей страны Владимир Мулявин создал ансамбль «Песняры», ставший легендой всего мира. Его имя увековечено на московской Аллее звезд и в Витебске, городе проведения «Славянского базара».

Culture_groups1.png  Culture_groups2.png  Culture_groups.png

Ежегодно в Беларуси проходят многочисленные фестивали: «Музы Нясвижа», «Минская весна», «Золотой шлягер», «Белорусская музыкальная осень» и другие. Символом музыкального движения нашей республики стал Международный фестиваль искусства «Славянский базар в Витебске», где участвуют артисты из многих стран.

Белорусская литература

Немаловажное место в культуре нашей республики занимает литература. Выдающиеся белорусские авторы — это Янка Купала, Якуб Колос, Максим Богданович, Василь Быков, Симеон Полоцкий.

Каждый год проходит День белорусской письменности, целью которого является не только демонстрация печатных изданий и исторического пути письменности, но и развитие современной культуры и белорусской литературы.

Culture_literature.png

Развитие кино в Беларуси

С начала прошлого века у нас начало интенсивно развиваться искусство кино. В 1924 году была создана белорусская организация по кинематографии — Белгоскино. В 1928 году прошло открытие киностудии «Советская Беларусь», выпускавшей научно-популярные, художественные и хроникальные фильмы. К концу 40-х годов киностудия переехала в столицу, а с 1946-го года была переименована в «Беларусьфильм».

Выходцы из Беларуси оставили свой след и в развитии мирового кинематографа. Луис Барт Майер, родом из Минска, прославился в области мировой кинематографии. Он известен не только как основатель киностудии Голливуда «Metro goldwyn mayer», но и один из учредителей американской Академии кинематографа. Ему принадлежит идея ежегодно вручать знаменитую премию «Оскар».

Culture_cinema.png

Белорусская живопись

Наша страна богата талантливыми и знаменитыми деятелями культуры. В живописи это Марк Шагал, всем известный как мастер авангарда. Дом-музей, в котором некогда он жил, а также Арт-центр, которые можно посетить, находятся в Витебске, откуда он родом. Широко известно имя Ивана Хруцкого, выдающегося художника, который разработал собственный стиль в живописи, сочетая элементы натюрморта и портрета. Еще одним из известных художников нашей страны стал Михаил Савицкий, чьи работы получили мировое признание. Он является автором огромного множества полотен.

Culture_painting.pngБелорусскую культуру по праву можно считать одной из богатейших в мире, и, посетив нашу страну, вы можете сами в этом убедиться во время экскурсий в многочисленные музеи, художественные галереи, во время посещения театров и концертов. 

Развитие отрасли физической культуры и спорта в Республике Беларусь

План

1. Общая характеристика отрасли

.1 Анализ развития отрасли в Республике Беларусь

.2 Характеристика структуры, ключевых предприятий и оценка конкурентной среды в отрасли

. Анализ динамики показателей функционирования отрасли

. Перспективы и направления развития отрасли в Республике Беларусь

.Общая характеристика отрасли

Физическая культура определяется как часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Основными показателями состояния физической культуры являются: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физических упражнений в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.

Спорт рассматривается как составная часть физической культуры, а также средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий. Существуют три основные взаимосвязанные организационные формы спорта: массовый самодеятельный, резервный и спорт высших достижений.

На современном этапе в тесной взаимосвязи с физической культурой и спортом развивается туризм — крупная межотраслевая система, которая обеспечивает отдых и оздоровление людей, а также является потенциальным источником доходов государственного бюджета (отрасль работает с прибылью).

1.1Анализ развития отрасли в Республике Беларусь

Государственная социальная политика Республики Беларусь на современном этапе направлена на повышение роли физической культуры и спорта в обществе.

Развитие массовой физической культуры и спорта является одним из приоритетов политики государства. Одной из мер по ее реализации является повсеместное возведение спортивных объектов, особое внимание уделяется развитию спортивной инфраструктуры в малых и средних городах.

Государственным органом, ответственным за реализацию государственной политики по развитию физической культуры и спорта, является Министерство спорта и туризма Республики Беларусь.

Физическая культура и спорт в республике являются самостоятельной отраслью со сложившейся структурой управления, материально-техническим и кадровым потенциалом, системой специализированных учебно-спортивных учреждений, организаций и учебных заведений.

В Беларуси приняты и выполняются в полной мере социальные стандарты по физической культуре и спорту, которые определены как нормативы бюджетной обеспеченности расходов на физическую культуру и спорт в расчете на одного жителя и включают средства, затраченные на проведение городских и районных спортивных мероприятий, на содержание всех типов специализированных учебно-спортивных учреждений, центров физкультурно-оздоровительной работы, комбинатов, комплексов, спортивных сооружений, на частичное финансирование клубов по видам спорта.

Для более полного удовлетворения спроса населения в республике развивается рынок платных физкультурно-оздоровительных услуг. В то же время бесплатно такие услуги предоставляются детям-инвалидам в возрасте до 16 лет, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, инвалидам I и II группы. Услуги с частичной оплатой предоставляются неработающим пенсионерам, детям, воспитывающимся в многодетных семьях, а также в семьях, где один или оба родителя являются инвалидами I и II группы.

В стране развивается система подготовки спортсменов высокого класса. В нее входят детско-юношеские спортивные школы, специализированные школы, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки.

Кроме того, в Беларуси функционируют детско-юношеские клубы физической подготовки. Сеть спортивных школ сориентирована преимущественно на олимпийские виды спорта.

Особой заботой государства является развитие спорта среди инвалидов как важного средства их адаптации в обществе. Вопросы физической реабилитации инвалидов возложены на федерации, клубы, местные физкультурно-спортивные организации. Спортсмены-инвалиды Беларуси успешно выступают на Параолимпийских играх.

Государственный аппарат рассматриваемой отрасли представлен сегодня субъектами специальной компетенции — это Министерство спорта и туризма, областные управления и городские (районные) отделы физической культуры и спорта. Ведущая роль в развитии спорта и подготовке спортивного резерва отводится общественным субъектам управления, среди которых доминирующее положение принадлежит Республиканским (областным) федерациям и ассоциациям по видам спорта, Республиканскому (областному) физкультурно-спортивному обществу «Динамо» (ФСО), Республиканским (областным) физкультурно-спортивным клубам (ФСК), Национальному олимпийскому комитету (НОК РБ) и др. Структура отрасли представлена в таблице 1.

Физкультурно-спортивному движению придан статус одного из главных приоритетов политики государства. Законами «О бюджете Республики Беларусь» по отрасли «Физическая культура и спорт» ежегодно предусматриваются бюджетные финансирования. Наряду с этим возрастает роль внебюджетного финансирования.

Таблица 1

Министр спорта и туризмаОбщее руководство жизнедеятельностью отрасли, формированием и реализацией государственной политики в области физической культуры, спорта и туризма; вопросы правовой работы, контрольно-ревизионной деятельности

Помощник Министра

Пресс-секретарь

Режимно-секретный орган

Контрольно-ревизионный сектор

Основными источниками поступления внебюджетных средств являются такие виды деятельности, как оказание платных спортивно-оздоровительных услуг, сдача в аренду помещений и спортивных сооружений, а также спонсорская помощь; растет количество занятых (преподавателей, тренеров и др.).

В системе Министерства спорта и туризма работают 14 республиканских центров по видам спорта для олимпийской подготовки спортсменов («Стайки», «Раубичи», «Ратомка»), 23 национальных федерации (союза, ассоциации) по видам спорта, 6 областных учебно-методических центров физического воспитания населения, более 100 городских и районных физкультурно-спортивных клубов, центров физкультурно-оздоровительной работы и более 700 клубов по спортивным интересам.

В 2010 году впервые в суверенной истории выступления самостоятельной командой на зимних Олимпийских играх белорусскими спортсменами завоеваны золотая, серебряная и бронзовая медали XXI зимних Олимпийских игр 2010 года (12 — 28 февраля 2010 г., г. Ванкувер, Канада). Титула олимпийского чемпиона удостоен Алексей Гришин (фристайл, акробатика). Выступления белорусских спортсменов позволили Республике Беларусь в мировом рейтинге сохранить место в «двадцатке» сильнейших стран — 12 место. Это лучший результат в спортивной истории нашей страны.

В стране созданы все необходимые условия для развития международного туризма. Беларусь — открытое государство и готово к сотрудничеству, в том числе в области туризма, со всеми странами.

Развитие познавательного, экологического и научного туризма тесно связано с формированием туристического продукта в малых городах и особо охраняемых природных территориях, в том числе через реализацию Государственной программы социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2010-2015 годы, Государственной программы развития курортной зоны Нарочанского региона на 2011 — 2015 годы, Государственной программы развития белорусской части Августовского канала на 2009 — 2011 годы, Государственной программы развития системы особо охраняемых природных территорий на 2008 — 2014 годы, Комплексной программы развития г. Мстиславля и Мстиславского района на 2011-2016 годы. Реализация международных проектов в сфере туризма в таких регионах страны, как Неизвестная Европа в Гродненской области, Евро регион Поозерье, Белла-Двина в Витебской области и других позволяет эффективно использовать историко-культурное наследие и уникальный природный потенциал, обеспечивать их сохранность, особенно в малых городах и сельской местности.

2. Анализ динамики показателей функционирования отрасли

Физической культурой и спортом в стране занимается 1520 тысяч человек, или 16 процентов от общей численности населения республики (в 2006 году — 1309 тысяч человек, или 13,5 процента). В стране функционируют 25 836 спортивных сооружений (в 2006 году — 22 076), из них 229 стадионов, 10 811 спортивных площадок, 5025 спортивных залов, 23 крытые арены с искусственным льдом, 46 манежей, 265 плавательных бассейнов, 706 мини-бассейнов. Число работников отрасли составляет 26 395 человек (в 2006 году — 26 156).

Подготовку спортивного резерва обеспечивают 504 учреждения, в том числе 492 специализированных учебно-спортивных учреждения и 12 средних школ — училищ олимпийского резерва, в которых проходят подготовку 194 тысячи учащихся, или 18 процентов учащихся общеобразовательных школ.

Система государственных специализированных учебно-спортивных учреждений позволяет ежегодно обеспечивать подготовку спортсменов в составы 46 национальных команд Республики Беларусь по видам спорта. В 2010 году введены в эксплуатацию спорткомплексы в Могилеве и Лиде, гребная база в Жлобине, Дворец водных видов спорта в Бресте, Ледовый дворец в Лиде и другие. В 1,5 тыс. агрогородках проведены реконструкция и ремонт более 700 физкультурно-спортивных сооружений, а также введено в строй более 180 абсолютно новых объектов — физкультурно-оздоровительных комплексов, стадионов, бассейнов.

января 2010 года перед Матчем звезд Континентальной хоккейной лиги состоялось официальное открытие многофункционального культурно-спортивного комплекса «Минск-Арена». Хоккейный стадион «Минск-Арена» с трибунами на 15 тыс. зрителей является самым вместительным крытым ледовым сооружением на территории КХЛ, объединяющей клубы России, Беларуси, Латвии и Казахстана. В Европе лишь в трех городах есть ледовые дворцы, превосходящие по вместимости «Минск-Арену» — «Кельн-Арена» в Германии (18 тыс.), «Пост Финанс-Арена» в швейцарском Берне (16789) и «О2-Арена» в чешской Праге (17360). Но особенность «Минск-Арены» также в том, что, помимо главной площадки, комплекс включает в себя расположенные рядом другие современные объекты — велодром и конькобежный овал.

В Беларуси за 2010 год выполнены доведенные показатели по оказанию услуг физической культуры и спорта — 121,9% (запланировано 121-122%). В январе-ноябре 2010 г. общий объем платных услуг населению, оказанных через все каналы реализации, возрос в сопоставимых ценах на 10,6% до 14,1 трлн. руб. Одни из наиболее высоких темпов роста показали также туристические и экскурсионные услугам (+32,2%), услуги физической культуры и спорта (+20,7%).

Летняя Олимпиада-2008 в Пекине стала самой успешной в истории суверенной Беларуси — 19 медалей (4 золотые, 5 серебряных, 10 золотых). По качеству медалей Беларусь заняла 16-е место, по количеству — 13-е место, по очкам за 1-8 места — 16-е место.

Год 2010-й отмечен для белорусского спорта, прежде всего успехами на Олимпиаде в Ванкувере, которая стала наиболее урожайной на медали за всю историю выступления сборной Беларуси на зимних Играх отдельной командой. В общем зачете белорусская команда заняла в Ванкувере 17-е место в мире, 12-е — в Европе, 2-е — среди государств СНГ.

Гордость и уважение вызывают высокие результаты белорусских паралимпийцев, завоевавших на Играх-2010 в Ванкувере 9 медалей — 2 золотые и 7 бронзовых. Это национальный рекорд выступлений сборной Беларуси на зимних Паралимпиадах.

В девяти Олимпийских играх (пяти зимних и четырех летних), где белорусские спортсмены выступали самостоятельной командой, завоевано 75 медалей (11 золотых, 24 серебряные, 40 бронзовых). При этом олимпийскими чемпионами и призерами стали 79 спортсменов Республики Беларусь.

В туристической сфере можно привести следующие показатели. В 2010 году Республику Беларусь с деловыми, туристическими и служебным целями посетили 4 млн. иностранных граждан, экспорт туристических услуг составил 146,7 млн. долларов США, что в 6,8 раза больше, чем за аналогичный период 2005 года. Объем платных туристических и экскурсионных услуг, оказанных населению, составил 468,7 млрд. рублей и увеличился в фактических ценах в 13 раз по сравнению с 2005 годом.

Вместе с тем развитие туризма, увеличение его доли в валовом внутреннем продукте, занятости населения, инвестициях, доходах бюджета остаются актуальными проблемами экономики Республики Беларусь.

В соответствии с прогнозными показателями развития туризма в Республике Беларусь в 2011 — 2015 годах (согласно государственной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2011-2015 годы) планируется, что к 2015 году по сравнению с 2010 годом увеличатся:

туристические прибытия (служебные, туристические и частные поездки) более чем в 1,6 раза;

количество организованных туристов, посетивших Республику Беларусь, более чем в 1,6 раза;

экспорт туристических услуг (по методологии Белстата) в 3,5 раза;

выручка от оказания туристических услуг субъектами туристической деятельности в 2 раза.

Министерство спорта и туризма в рамках формирования налогового законодательства на 2012 год внесло в Министерство финансов предложение о введении систем возврата суммы НДС, уплаченной иностранными туристами при покупке ими товаров белорусского производства при условии их вывоза за пределы республики. Система Tax Free получила широкое развитие в западных странах. Деньги, оставленные иностранным туристом в Беларуси, в любом случае превысят сумму недополученного НДС. В вопросах внедрения системы возврата суммы НДС наблюдается конкуренция между странами, снижающими минимальные суммы покупок, при которых происходит возврат налога.

Тема рентабельности спортивных сооружений пока остается проблемной. Полностью загрузить эти объекты и быстро сделать их рентабельными очень сложно. Для этого нужен очень серьезный менеджмент, который бы занимался организацией мероприятий, приносящих немалый доход, необходимый для выхода на рентабельность.

В целом, отмечается позитивная динамика оздоровления нации средствами физической культуры и спорта, укрепления позиций Республики Беларусь среди ведущих мировых спортивных держав, пропагандирования здорового образа жизни среди населения.

3. Перспективы и направления развития отрасли в Республике Беларусь

физическая культура спорт социальная политика

Физическая культура, массовый спорт, оздоровительный туризм — универсальные средства укрепления и сохранения здоровья, формирования здорового образа жизни.

Очевидно и другое, что спорт в любой стране не может успешно развиваться без опоры на массовое физкультурное движение как важный фактор оздоровления людей.

Сейчас поставлена конкретная задача по созданию благоприятных условий для развития массового спорта в каждом населенном пункте. Решение этой задачи обеспечивают органы исполнительной власти на местах. А реализуют на практике специалисты физической культуры и спорта, число которых постоянно растет.

Ежегодно для приверженцев здорового образа жизни проводятся республиканские, городские и районные спортивные мероприятия. Традиционными стали физкультурно-спортивные соревнования «Белорусская лыжня», Всебелорусский физкультурно-спортивный праздник, посвященный Дню Независимости Республики Беларусь, турниры по хоккею «Золотая шайба» на призы президентского спортивного клуба, футболу — «Кожаный мяч», гандболу — «Стремительный мяч», шахматам — «Белая ладья», волейболу — «Мяч над сеткой»; спартакиады допризывной и призывной молодежи «Защитник отечества», фестиваль бега «Языльская десятка», Всебелорусский легкоатлетичный кросс на призы газеты «Советская Белоруссия».

Особое внимание совместно с Министерством образования уделяется совершенствованию физического воспитания детей и учащейся молодежи. Для них организуются подростковые спортивные клубы, создаются группы, секции, кружки по спортивным интересам.

Государство проявляет особую заботу и о тех 2,5 млн. белорусских граждан, которые проживают в сельской местности, где также создаются благоприятные условия для развития массового спорта.

В сфере туризма наиболее актуальными будут такие направления, как агроэкотуризм, формирующийся на базе туристических ресурсов сельскохозяйственных производственных кооперативов, сельскохозяйственных предприятий и создаваемых сельских усадеб. Новое наполнение в сфере агротуризма получат неиспользуемые объекты историко-культурного наследия, старинные усадьбы.

Развитие транзитного и трансграничного туризма в регионах страны продолжится в рамках программ Добрососедства и побратимских связей с регионами России и стран-соседей, а также реализации мероприятий и программ в сфере туризма в рамках Союзного государства. Дальнейшее развитие получат международные туристические маршруты, в том числе трансграничные по видам туризма, в первую очередь познавательного, спортивного, рекреационного и оздоровительного, водного, экологического, агротуризма.

Первостепенной задачей станет создание современной инфраструктуры туризма, транспортного обеспечения, современных туристических комплексов в малых городах, модернизация имеющихся санаторно-курортных и оздоровительных организаций, разгосударствление гостиниц коммунальной формы собственности, развитие инфраструктуры вдоль автомобильных дорог, вокруг водных систем, особо охраняемых природных территорий, санаторно-курортных и оздоровительных организаций, домов и комплексов охотников и рыболовов, станций, баз и центров детского туризма и краеведения. Новым будет строительство вертолетных площадок вблизи крупных туристических комплексов, оборудование современных пляжных зон и троп Здоровье.

В настоящее время воздвигается и находится на реконструкции ряд спортивных объектов в различных регионах страны: ОСК «Стайки», РЦОП конного спорта и коневодства в п.Ратомка, гребной канал РЦОП по гребным видам спорта в г.Заславле, ледовый дворец в Орше и др.

Главной задачей в области туризма является формирование привлекательного имиджа Беларуси как страны, благоприятной для туризма, посредством создания современного эффективного и конкурентоспособного туристического комплекса.

С этой целью предполагается:

максимальное вовлечение в туристический оборот объектов историко-культурного наследия и природных лечебных ресурсов Беларуси;

развитие оздоровительного туризма на основе укрепления санаторно-курортной базы;

совершенствование инфраструктуры туризма, включая придорожный сервис;

продвижение национальных туров на мировой рынок туристических услуг, переход на мировые стандарты качества туристических услуг;

развитие туристических зон, создание условий для развития агро- и экотуризма.

Итогом решения поставленных задач станут формирование физически здоровой нации, повышение качества туристических услуг.

Литература

1.Официальный сайт Министерства спорта и туризма Республики Беларусь <http://www.mst.by/ru/>

.Портал информационной поддержки экспорта <http://export.by/bel_info/o_belarusi/obschaya_informaciyafc5/fizkultura_i_sport208.html>

.Официальный сайт белорусского телеграфного агентства «Белта» <http://www.belta.by/ru/articles/all_belarus/sport_i_285.html>

.Государственная программа развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2011 — 2015 годы.

.Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011 — 2015 годы.

.Советская Белоруссия №181 (23823), четверг, 22 сентября 2011 года -Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы.

Документы у абитуриентов, которые решили учиться на платной основе и которым не нужно сдавать творческие испытания, принимают до 9 августа.

Спорт в беларуси сочинение

Вчера, 26 июля, был последний день, когда абитуриенты могли подать документы для получения 1-й ступени высшего образования за счет средств республиканского бюджета. Определиться с выбором специальности молодые люди могли с 20 по 26 июля. Вместе с тем документы на сельскохозяйственные специальности комиссии принимают до 28 июля включительно. Если в каких-то учреждениях образования окажется недобор, приемные комиссии расскажут о наличии вакантных мест на своих сайтах.

В то же время прием документов от абитуриентов, которые решили получать образование на платной основе и не будут сдавать вступительные испытания непосредственно в вузах, продолжится до 9 августа. Зачисление на бюджет завершится 5 августа, на платную форму обучения – 11 августа.

Петь, танцевать, анализировать: дан старт внутренним испытаниям

Напомним, для поступления в некоторые белорусские вузы абитуриентам необходимо сдавать не только ЦТ, но и внутренние вступительные испытания. Они проходят после подачи документов в форме устного ответа, демонстрации творческих навыков или сдачи нормативов.

В этом году испытания продлятся с 27 июля по 4 августа.

Речь идет о таких направлениях, как архитектура, русская и белорусская филология, журналистика, музыка, изобразительное искусство, музыка, дизайн, хореография, актерское искусство, режиссура, спорт и другие. Например, абитуриенты, которые хотят стать архитекторами, должны обладать художественными навыками и иметь понятие о композиции – эти умения проверяют на экзамене «Творчество» на специальности «Архитектура» или «Архитектурный дизайн» в БНТУ, БрГТУ, БелГУТ, ПГУ. Чтобы стать студентом-филологом, необходимо пройти через устный экзамен по русской или белорусской литературе. Абитуриента попросят проанализировать произведения из школьной программы в устной форме. Будущие журналисты проходят испытание на профпригодность в 2 этапа. Абитуриенты должны написать сочинение на заданную тему и сдать творческое тестирование, которое состоит из демонстрации навыков редактирования текста и ответов на вопросы устно. Приемная комиссия актерских специальностей оценивает постановку речи, вокал и сценическую пластику кандидатов. Сдавать внутренние экзамены можно сдавать только в одном вузе.

Где искать список зачисленных

Для многих молодых людей вступительная гонка завершилась – абитуриентам с высокими баллами осталось лишь убедиться, что все получилось, найдя свою фамилию в списке зачисленных. Некоторые университеты публикуют на своих сайтах списки абитуриентов, рекомендованных к зачислению, сразу после окончания подачи документов. Другим вузам для формирования таблиц с инициалами первокурсников требуется больше времени. Часть вузов предоставляет важную информацию в личном кабинете абитуриентов. В целом, в каждом университете есть свои нюансы по зачислению, поэтому молодым людям следует внимательно читать информация на сайте выбранного учреждения образования. Одно ясно точно: до 5 августа все без исключения высшие учебные заведения страны определятся со списком студентов бюджетной формы.

Стоимость платного образования в белорусских вузах

Гонка за место под солнцем для поступающих на платную форму продолжается. Повторимся, документы у ребят принимают до 9 августа, а списки зачисленных станут известны до 11 августа.

Представители Минобразования в начале года сообщали, что в этом году цена повышаться не будет, но главный технический вуз Беларуси все же поднимает плату за обучение. В университете подчеркнули, что стоимость обучения на 2021/22 учебный год установлена в размере экономически обоснованных затрат, необходимых для подготовки специалистов. С 1 сентября цена за один учебный год в БНТУ составит от 3996 рублей до 4263 рублей – в зависимости от выбранных факультета и специальности. Другие университеты пока не объявляли о росте цен за обучение.

В настоящий момент средняя стоимость года обучения при получении высшего образования в Беларуси колеблется от 3 до 4 тысяч рублей. Чуть выше верхней границы – стоимость на некоторые медицинские специальности, правовые и иные.

Весьма дорогой станет подготовка пилотов, первый набор которых как раз в этом году проводит Белорусская академия авиации. Программа подготовки предусматривает практические полеты на сверхлегких и двухмоторных судах зарубежных марок, а также тренажерную наземную подготовку. Курс подготовки летчика коммерческой авиации в белорусском вузе обойдется около 191 тыс. рублей (примерно 73 тыс. долларов). Срок подготовки по специальности «Летная эксплуатация воздушных судов гражданской авиации» – 4,5 года. Всего на обучение Белорусская государственная академия авиации в текущем году примет 8 бюджетников, и еще 8 – на платную форму.

В целом, общий план приема в 50 учреждений высшего образования – 42 государственных и 8 частных – в этом году составляет около​ 54,9 тыс. человек. План приема для получения среднего специального образования составляет в этом году около 39,6 тыс.​ человек. ​О преимуществах среднего и профессионально-технического образования можно прочесть здесь.

Подготовила Наталья МАРЦИНКЕВИЧ

Фото Александра ПОБАТА

  • Спортзал или спорт зал как пишется
  • Спорт и физкультура в моей жизни сочинение
  • Спорт в нашей школе сочинение
  • Спорт игра как пишется
  • Спорт это здоровье сочинение