Спор пушкина и жуковского о сказках кто победил

Ответы на вопросы учебника литература 5 класс, 1 часть, коровина, страницы 82-83размышляем о прочитанном.1. вы прочитали сказку жуковского спящая царевна.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 82-83

Размышляем о прочитанном.

1. Вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

Мне больше всего понравилось посещение царским сыном сонного дворца, описание спящих людей, замерших посредине движения или дела. И то, как царский сын, молитву сотворя, шагнул через царя Матвея.

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

Это волшебная сказка. В ней есть чародейки, колдовство, волшебный предмет, превращения.

Эта сказка напоминает народные своим языком, который Жуковский попытался сделать максимально народным.

Также в ней есть зачин и концовка, характерные для народных сказок: «Жил-был добрый царь Матвей…», «Свадьба, пир, и я там был..»

Использует Жуковский и традиционные приёмы волшебных народных сказок: испытание главного героя, борьба со злом и победа добра, устойчивые эпитеты «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Но в отличии от народных сказок, Жуковский не использует такой обязательный элемент, как троекратные повторы. Нет у него и присказки, а герои необычные для народной сказки: рак, царь по имени Матвей.

Необычным авторским приёмом оказывается и ирония, которая наполняет сказку. Жуковский старался развлечь читателя, а не чему-то его научить.

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Двенадцатую колдунью не пригласили потому, что золотых обеденных блюд было одиннадцать. Двенадцатый набор был кем-то украден.

Злая колдунья обиделась и предсказала царевне смерть на шестнадцатом году от укола веретена.

Но одиннадцатая чародейка сказала, что принцесса не умрёт, а проспит триста лет.

Пробудил царевну царский сын, который пробрался во дворец и поцеловал её.

Литература и изобразительное искусство

Найдите в других книгах и в интернете иллюстрации к сказке Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

В учебнике мы видим иллюстрацию художника В. Кутлинского.

В интернете я видела множество интересных иллюстраций к этой сказке. Их рисовали художники Курдюмов, Дехтерев, Пименов, Рыжов.

Но мне больше всего понравилась иллюстрация В. Васнецова. Это настоящая картина на сюжет этой сказки. На ней художник изобразил спящую на высоком резном диванчике царевну. Рядом спит девочка с раскрытой книгой, на полу спит медведь, вокруг спят слуги. 

На этой картине нашлось место даже густому бору, который окружил дворец.

Именно за обилие деталей, яркие краски и настоящую сказочность я люблю эту иллюстрацию.

Фонохрестоматия

1. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

Само слово Сказывание подразумевает доверительный рассказ, в котором рассказчик выражает своё мнение о героях и событиях сказки. Каждый рассказчик может добавлять в сказку что-то своё.

При художественном чтении чтец выражает мнение автора, он связан границами литературного произведения, не может вставлять свои слова или присказки.

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

Злая чародейка должна быть злой. Её злобу актёр показывает низким голосом, быстрым темпом. Такое чтение эмоционально кажется зловещим.

Доброту другой чародейки актёр тоже показывает голосом. Её слова он читает спокойно, доверительно, успокаивающе. Ей хочется верить.

3. Прочитайте описание сонного царства так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

Читаем спокойно, неторопливо, выделяя голосом смешные фразы и слова: вкопанный, раскрывши рот, упасть готовый и т.д.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

Интонация повышается, актёр передаёт горячность царского сына, его смелость и удаль. Услышав про заколдованный дворец, кровь у молодца вскипела, он бесстрашно бросился в бор.

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет. Это особенность авторского произведения.

6. Сравните описание сонного царства и проснувшегося, оживившегося царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае, и движение, оживление во втором.

Передать описание сонного царства можно спокойной интонацией с замедленным темпом. Пробуждение и оживление напротив, нужно читать быстро с воодушевлением.

AVvXsEj0uljsnYhx vvbl6xoulmr0n gycJHpK7xOZcrdmxSdDHartpsBg1qMJgF8K49GCy8LU8qM8FFQI2fzcwy968thnYzoEfWlJcL5Pnc c8UutLXEuVMnQ8ipbMa9JEbcOFspwn3 vw Xg5af1JV8Xp5lJppoRV1vQLSY3J88AuOCxEBNc Bn84rOy fdg=w400 h351

ß íå áóäó îïèñûâàòü æèçíü Àëåêñàíäðà Ñåðãååâè÷à Ïóøêèíà, îíà âñåì õîðîøî èçâåñòíà.  ýòîé ãëàâå ìíå õîòåëîñü áû ðàññêàçàòü î âçàèìîîòíîøåíèÿõ À. Ñ.Ïóøêèíà ñ Â. À. Æóêîâñêèì. Æóêîâñêèé ñäåëàë íåèçìåðèìî ìíîãî äëÿ Ïóøêèíà. Çàêîíîìåðåí âîïðîñ, à ñìîã áû ñòàòü âåëèêèì ðóññêèì ïîýòîì Ïóøêèí, åñëè áû íå òà îãðîìíàÿ è âñåñòîðîííÿÿ ïîääåðæêà, êîòîðóþ â òå÷åíèå æèçíè îí ïîñòîÿííî îùóùàë îò ñâîåãî «äîáðîãî àíãåëà» Æóêîâñêîãî.

19 ñåíòÿáðÿ 1815 ãîäà ñîñòîÿëîñü ñëó÷àéíîå çíàêîìñòâî Æóêîâñêîãî ñ ëèöåèñòîì Àëåêñàíäðîì Ïóøêèíûì, î ÷åì îí ñîîáùàë â ïèñüìå Âÿçåìñêîìó: «Ýòî íàäåæäà íàøåé ñëîâåñíîñòè. Áîþñü òîëüêî, ÷òîáû îí, âîîáðàçèâ ñåáÿ çðåëûì, íå ìåøàë ñåáå ñîçðåòü! Íàì âñåì íàäîáíî ñîåäèíèòüñÿ, ÷òîáû ïîìî÷ü âûðàñòè ýòîìó áóäóùåìó ãèãàíòó, êîòîðûé âñåõ íàñ ïåðåðàñòàåò. Åìó íàäîáíî íåïðåìåííî ó÷èòüñÿ, è ó÷èòüñÿ íå òàê, êàê ìû ó÷èëèñü!»

Ïóøêèí âìåñòå ñ Æóêîâñêèì ñòàë ïîñåùàòü ãîñòèíûå Êàðàìçèíà, Áàòþøêîâà è äðóãèõ èçâåñòíûõ ïèñàòåëåé. Âìåñòå ñî ñâîèì ñòàðøèì äðóãîì îí ñòàë ÷ëåíîì êðóæêà «Àðçàìàñ», ãäå çàíèìàëèñü èçó÷åíèåì ïîýçèè, ïèñàëè è äåêëàìèðîâàëè ñòèõè, ñîðåâíîâàëèñü â ëèòåðàòóðíîì ìàñòåðñòâå. Øóòî÷íûå ïðîçâèùà ó÷àñòíèêîâ «Àðçàìàñà» áûëè âçÿòû èç áàëëàä Â. À. Æóêîâñêîãî, ïðè÷åì ñàì Æóêîâñêèé ïîëó÷èë ïðîçâèùå Ñâåòëàíà, à þíûé À.Ñ. Ïóøêèí — Ñâåð÷îê. Îòíîøåíèÿ Æóêîâñêîãî è Ïóøêèíà ñòàíîâèëèñü âñå áîëåå òåïëûìè è äîâåðèòåëüíûìè. Ðàçíèöà â âîçðàñòå â 16 ëåò íå ìåøàëà ýòîé äðóæáå: ìóäðîñòü è æèçíåííûé îïûò îäíîãî ïîìîãàëè îõëàäèòü þíîøåñêèé ïûë äðóãîãî.

Ïóøêèí ñ÷èòàë ñåáÿ ó÷åíèêîì Âàñèëèÿ Àíäðååâè÷à, âåäü èìåííî åãî ñêàçêè âäîõíîâèëè ìîëîäîãî Àëåêñàíäðà íà ñîçäàíèå ñîáñòâåííûõ øåäåâðîâ.  1831 ãîäó, ïîñëå ññûëêè â Ìèõàéëîâñêîå, Ïóøêèí ïðåäñòàâèë ñâîåìó äðóãó «Ñêàçêó î ïîïå è ðàáîòíèêå åãî Áàëäå» è íåñêîëüêî äðóãèõ íàáðîñêîâ. Æóêîâñêèé âûñîêî îöåíèë ïðîèçâåäåíèÿ è ïðåäëîæèë âñòóïèòü â øóòî÷íîå ñîðåâíîâàíèå. Ñïîð Æóêîâñêîãî è Ïóøêèíà êàñàëñÿ íàïèñàíèÿ ñêàçîê â íàðîäíîì ñòèëå. Òàê ïîÿâèëèñü çíàìåíèòûå «Ñêàçêà î öàðå Ñàëòàíå è ñûíå åãî Ãâèäîíå…» è «Ñêàçêà î ìåðòâîé öàðåâíå…» Ïóøêèíà, à òàêæå ñêàçêè Æóêîâñêîãî «Î öàðå Áåðåíäåå» è «Î ñïÿùåé öàðåâíå».

Ìíîãèå ñëûøàëè î òîì, êàê ñòàðåþùèé Æóêîâñêèé ïîäàðèë þíîìó Ïóøêèíó ñâîé ïîðòðåò ñ íàäïèñüþ: «Ïîáåäèòåëþ-ó÷åíèêó îò ïîáåæäåííîãî-ó÷èòåëÿ». Ïîíåâîëå ïðåäñòàâëÿåòñÿ äðÿõëûé Æóêîâñêèé, êîòîðûé, óæå îäíîé íîãîé ñòîÿ â ìîãèëå, áëàãîñëîâëÿåò ñâîåãî ãåíèàëüíîãî ó÷åíèêà. Íî íà äåëå âñå áûëî ñîâñåì íå òàê.

 íî÷ü ñ 25 íà 26 ìàðòà (ñ 6 íà 7 àïðåëÿ ïî íîâîìó ñòèëþ) 1820 ãîäà Ïóøêèí çàêîí÷èë ïîýìó «Ðóñëàí è Ëþäìèëà». Óòðîì îí íåòåðïåëèâîé çàïèñêîé ñîîáùèë îá ýòîì Æóêîâñêîìó. Âàñèëèé Àíäðååâè÷ ïîñëàë îòâåòíóþ çàïèñêó, â êîòîðîé ïðèãëàñèë Ïóøêèíà ê ñåáå. Æóêîâñêèé â ýòî âðåìÿ æèë â Àíè÷êîâîì äâîðöå íà êàçåííîé êâàðòèðå, ïðåäîñòàâëåííîé åìó êàê ó÷èòåëþ âåëèêîé êíÿãèíè Àëåêñàíäðû Ôåäîðîâíû. È âîò âå÷åðîì 26 ìàðòà Ïóøêèí ïðî÷åë Æóêîâñêîìó øåñòóþ, ïîñëåäíþþ ÷àñòü ïîýìû, ïîñëå ÷åãî Âàñèëèé Àíäðååâè÷ ïîäàðèë Ïóøêèíó ñâåæèé îòòèñê ñâîåãî ëèòîãðàôñêîãî ïîðòðåòà, ñäåëàííîãî íåìåöêèì õóäîæíèêîì Îòòî Ãåðìàíîì Ýñòåððåéõîì.

Íàäïèñü íà ïîðòðåòå áûëà òîæå íå ñîâñåì òîé, î êîòîðîé ìíîãèå ñëûøàëè. Ýòî áûëà ëèøü ïåðâàÿ ñòðî÷êà íàäïèñè «Ïîáåäèòåëþ-ó÷åíèêó îò ïîáåæäåííîãî-ó÷èòåëÿ…». Äàëüíåéøèé òåêñò çíàþò íåìíîãèå: «…â òîò âûñîêîòîðæåñòâåííûé äåíü â êîòîðûé îí îêîí÷èë ñâîþ ïîýìó Ðóñëàí è Ëþäìèëà 1820 Ìàðòà 26 Âåëèêàÿ ïÿòíèöà. È íà ïîðòðåòå òîì áûë èçîáðàæåí ïðåêðàñíûé è åùå ìîëîäîé Æóêîâñêèé, êîòîðîìó áûëî â òó ïîðó âñåãî 37 ëåò.

Íåêîòîðûå îòíîñÿò ýòè ñòðîêè ê ñîâñåì äðóãîé âñòðå÷å, ê âûñòóïëåíèþ þíîãî Ïóøêèíà ïåðåä Ãàâðèèëîì Äåðæàâèíûì íà ëèöåéñêîì ýêçàìåíå â ÿíâàðå 1815 ãîäà. À âåäü ýòî áûëè äâà ñîâåðøåííî ðàçíûõ ñîáûòèÿ â æèçíè ãåíèàëüíîãî ïîýòà. Îáúÿñíÿåòñÿ ýòî òåì, ÷òî ìíîãèì ïðî÷íî âðåçàëàñü â ïàìÿòü êàðòèíà Ðåïèíà, íà êîòîðîé îí èçîáðàçèë 15-ëåòíåãî êóäðÿâîãî ëèöåèñòà Ñàøó Ïóøêèíà, êîòîðûé â ëåâîé ðóêå äåðæèò ðóêîïèñü, à ïðàâîé âîñòîðæåííî æåñòèêóëèðóåò. Òîãäà îí ÷èòàë ñâîå ñòèõîòâîðåíèå «Âîñïîìèíàíèå î Öàðñêîì ñåëå» ïåðåä ñîáðàâøèìèñÿ çðèòåëÿìè è âûñîêî÷òèìîé êîìèññèåé, âî ãëàâå êîòîðîé ñèäåë ïåðâûé ïîýò òîãî âðåìåíè, óæå ïîæèëîé, 72-ëåòíèé Äåðæàâèí. Ïî ñâèäåòåëüñòâàì î÷åâèäöåâ ìàñòèòûé ðóññêèé ïîýò áûë ïîä ñèëüíûì âïå÷àòëåíèåì îò òàëàíòà þíîãî Ïóøêèíà, ïîäíÿëñÿ, ÷òîáû åãî îáíÿòü, íî âçâîëíîâàííûé þíîøà âûáåæàë èç çàëà è åãî äîëãî íå óäàâàëîñü íàéòè.

Òà æå âñòðå÷à, î êîòîðîé ìû çäåñü ðàññêàçûâàåì, ïðîèçîøëà íà 5 ëåò ïîçäíåå, â 1820 ãîäó. Ýòà âñòðå÷à Ïóøêèíà ñ Æóêîâñêèì áûëà ñîâñåì íå òîðæåñòâåííîé, à êàìåðíîé, îáà ñèäåëè â ïîëóïóñòîé ãîñòèíîé äâîðöà, ãäå àêóñòèêà áûëà âåëèêîëåïíîé. Ïîäñâå÷íèê íà òðè ñâå÷è, äà ëàìïàäà ó èêîí — âîò è âñå îñâåùåíèå.
 
Ñëóøàë Æóêîâñêèé áåññìåðòíûå ñòðîêè èç «Ðóñëàíà è Ëþäìèëû»:
Ëåæèò îí ìåðòâûé â ÷èñòîì ïîëå;
Óæ êðîâü åãî íå ëüåòñÿ áîëå,
Íàä íèì ëåòàåò æàäíûé âðàí,
Áåçãëàñåí ðîã, íåäâèæíû ëàòû,
Íå øåâåëèòñÿ øëåì êîñìàòûé!

Âîêðóã Ðóñëàíà õîäèò êîíü,
Ïîíèêíóâ ãîðäîé ãîëîâîþ,
 åãî ãëàçàõ èñ÷åç îãîíü!
Íå ìàøåò ãðèâîé çîëîòîþ,
Íå òåøèòñÿ, íå ñêà÷åò îí,
È æäåò, êîãäà Ðóñëàí âîñïðÿíåò…
Íî êíÿçÿ êðåïîê õëàäíûé ñîí,
È äîëãî ùèò åãî íå ãðÿíåò.

è, íàâåðíîå, äóìàë î òîì, ÷òî âûðîñøèé íà åãî ãëàçàõ èç îòðîêà â 20-ëåòíåãî þíîøó Ïóøêèí óæå íå íóæäàåòñÿ â åãî óðîêàõ è íàñòàâëåíèÿõ. Åãî ïîäîïå÷íûé îáðåë êðûëüÿ. È ñåé÷àñ Ïóøêèíà íàäî òîëüêî ëþáèòü, çàùèùàòü è áåðå÷ü. Íà ýòîì Æóêîâñêèé è Ïóøêèí çàêîí÷èëè ñâîé ëèòåðàòóðíûé ïîåäèíîê. Èçäàíèå ïóøêèíñêîé ïîýìû «Ðóñëàí è Ëþäìèëà» âçÿë íà ñåáÿ Æóêîâñêèé.

***
Ìíîãèå ãîäû ïîñëå çíàêîìñòâà è äî ñàìîé ñìåðòè Ïóøêèíà Æóêîâñêèé áûë äëÿ ñâîåãî þíîãî äðóãà ñâîåãî ðîäà ñïàñèòåëåì. Ê ñîæàëåíüþ, Ïóøêèí ñ ìîëîäûõ ëåò óæå ïîëó÷èë ñîìíèòåëüíóþ ñëàâó êàê öèíèê, áóçîòåð è àòåèñò. Åùå âî âðåìÿ îáó÷åíèÿ â ëèöåå ïðåïîäàâàòåëè îòìå÷àëè ãèáêèé îñòðûé óì þíîøè ïðè ïîëíîì îòñóòñòâèè ïðèëåæàíèÿ.
Ïóøêèí óäåëÿë âíèìàíèå òîëüêî òåì ïðåäìåòàì, êîòîðûå åìó íðàâèëèñü, ïîýòîìó ÷èñëèëñÿ ñðåäè ïëîõî óñïåâàþùèõ ëèöåèñòîâ. Åìó íðàâèëñÿ ôðàíöóçñêèé ÿçûê è çà åãî îòëè÷íîå çíàíèå îí ïîëó÷èë ïðîçâèùå «ôðàíöóç».

Ïðè âûïóñêå èç ëèöåÿ â 1817 ãîäó Ïóøêèí îêàçàëñÿ 26 ïî óñïåâàåìîñòè èç 29 âûïóñêíèêîâ. Ïî èòîãàì 15 ýêçàìåíîâ îòëè÷íûå ðåçóëüòàòû áûëè òîëüêî ïî ôåõòîâàíèþ, ðîññèéñêîé è ôðàíöóçñêîé ñëîâåñíîñòè. Âñïûëü÷èâûé ïî íàòóðå, ïîýò ÷àñòî íà ïóñòîì ìåñòå çàòåâàë ññîðû, ïîñëå ÷åãî ãëóáîêî è èñêðåííå ðàñêàèâàëñÿ. Íåóìåñòíûå îñòðîòû çàäåâàëè äðóçåé. Ïîñëå îäíîé èç îñêîðáèòåëüíûõ ýïèãðàìì â àäðåñ Â.Êþõåëüáåêåðà ñîñòîÿëàñü ïåðâàÿ äóýëü, â ðåçóëüòàòå êîòîðîé ñîïåðíèê âûñòðåëèë â ñòîðîíó, à Ïóøêèí áðîñèë ïèñòîëåò â ñóãðîá. Äðóçüÿ îáíÿëèñü è ïîìèðèëèñü.

Äëÿ âëàñòåé ïîâçðîñëåâøèé Ïóøêèí áûë îïàñíûì ñìóòüÿíîì. Åãî äðóçüÿ — ñïëîøü ðåâîëþöèîíåðû, áóäóùèå äåêàáðèñòû. Àëåêñàíäð I ñåòîâàë, ÷òî Ïóøêèí íàâîäíèë Ðîññèþ âîçìóòèòåëüíûìè ñòèõàìè. Ãåíåðàë-ãóáåðíàòîð Ïåòåðáóðãà ïî÷òè êàæäûé äåíü ïîëó÷àë äîíîñû íà Ïóøêèíà: …âûçâàë íà äóýëü… ïîäðàëñÿ ñ èíîñòðàíöàìè â çàãîðîäíîì ðåñòîðàíå… îòïóñêàë äåðçêèå øóòêè… äåêëàìèðîâàë íåäîçâîëåííûå ñòèõè… Ìîëîäîìó ïîýòó ãðîçÿò âñåâîçìîæíûìè êàðàìè. Æóêîâñêèé âñå ýòî çíàåò, íî íå ÷èòàåò ìîðàëü Ïóøêèíó, à âñÿ÷åñêè ïîääåðæèâàåò è áëàãîñëîâëÿåò. È Ñâåð÷îê óõîäèò ñ÷àñòëèâûé. ×åðåç ìíîãî ëåò Ïóøêèí íàïèøåò: «Íåñ÷àñòèå õîðîøàÿ øêîëà: ìîæåò áûòü. Íî ñ÷àñòüå åñòü ëó÷øèé óíèâåðñèòåò».

Êîãäà â 1820 ãîäó çà íåóãîäíûå öàðþ ñòðîêè ñòèõîòâîðåíèé è ðåçêèå ýïèãðàììû  Ïóøêèíà ñîáèðàëèñü âûñëàòü â Ñèáèðü, òî Æóêîâñêèé, Êàðàìçèí è äðóãèå âëèÿòåëüíûå ëþäè äîáèëèñü, ÷òîáû òàêàÿ ñóðîâàÿ ìåðà áûëà çàìåíåíà ïåðåâîäîì íà þã ñòðàíû. Áëàãîäàðÿ ýòîìó Àëåêñàíäðó óäàëîñü ñîõðàíèòü ñëóæáó è îáùåñòâåííîå ïîëîæåíèå.

Æóêîâñêèé áûë ðÿäîì è â íåëåãêèé 1824 ãîä, êîãäà êðóïíàÿ ññîðà ñ îòöîì ãðîçèëà ïîýòó ñóäåáíûì ðàçáèðàòåëüñòâîì, à ýòî åùå áîëåå óñóãóáèëî áû åãî è áåç òîãî íå ñàìîå âûãîäíîå ïîëîæåíèå. Áëàãîäàðÿ âìåøàòåëüñòâó Æóêîâñêîãî, Àëåêñàíäð Ñåðãååâè÷ âíîâü ïî÷óâñòâîâàë áëàãîñêëîííîñòü öàðÿ è ñìîã âåðíóòüñÿ â âûñøåå îáùåñòâî.

Èìåííî Æóêîâñêèé â ÷èñëå íåìíîãèõ ñàìûõ âåðíûõ äðóçåé íå îñòàâëÿë Ïóøêèíà è âî âðåìÿ ññûëêè â Ìèõàéëîâñêîå è ñòàðàëñÿ ïîääåðæàòü è îáîäðèòü, õîòÿ áû ïèñüìàìè.
Èç ïèñåì Â.À. Æóêîâñêîãî À.Ñ. Ïóøêèíó:
1 èþíÿ 1824 ãîäà èç Ïåòåðáóðãà â Ìèõàéëîâñêîå: «Òû óâåðÿåøü ìåíÿ, Ñâåð÷îê ìîåãî ñåðäöà, ÷òî òû êî ìíå ïèñàë, ïèñàë è ïèñàë — íî ÿ íå ïîëó÷àë, íå ïîëó÷àë è íå ïîëó÷àë òâîèõ ïèñåì. Èòàê, Áîã ñóäüÿ òîìó, êòî íàñëàæäàëñÿ èìè.
…Êðûëüÿ ó äóøè åñòü! Âûøèíû îíà íå ïîáîèòñÿ, òàì íàñòîÿùèé åå ýëåìåíò! Äàé ñâîáîäó ýòèì êðûëüÿì, è íåáî òâîå. Âîò ìîÿ âåðà. Êîãäà ïîäóìàþ, êàêîå ìîæåøü ñîñòðÿïàòü äëÿ ñåáÿ áóäóùåå, òî ñåðäöå ðàçîãðååòñÿ íàäåæäîþ çà òåáÿ. Ïðîñòè, ÷åðòèê, áóäü àíãåëîì».
12 íîÿáðÿ 1824 ãîäà, èç Ïåòåðáóðãà â Ìèõàéëîâñêîå: «Òû èìååøü íå äàðîâàíèå, à ãåíèé. Òû áîãà÷, ó òåáÿ åñòü íåîòúåìëåìîå ñðåäñòâî áûòü âûøå íåçàñëóæåííîãî íåñ÷àñòüÿ è îáðàòèòü â äîáðî çàñëóæåííîå; òû áîëåå, íåæåëè êòî-íèáóäü, ìîæåøü è îáÿçàí èìåòü íðàâñòâåííîå äîñòîèíñòâî. Òû ðîæäåí áûòü âåëèêèì ïîýòîì; áóäü æå ýòîãî äîñòîèí… Îáñòîÿòåëüñòâà æèçíè, ñ÷àñòëèâûå èëè íåñ÷àñòëèâûå, — øåëóõà. Òû ñêàæåøü, ÷òî ÿ ïðîïîâåäàþ ñî ñïîêîéíîãî áåðåãà óòîïàþùåìó. Íåò! ß ñòîþ íà ïóñòîì áåðåãó, âèæó â âîëíàõ ñèëà÷à è çíàþ, ÷òî îí íå óòîíåò, åñëè óïîòðåáèò ñâîþ ñèëó, è òîëüêî ïîêàçûâàþ åìó ëó÷øèé áåðåã, ê êîòîðîìó îí íåïðåìåííî äîïëûâåò, åñëè çàõî÷åò ñàì. Ïëûâè, ñèëà÷. À ÿ îáíèìàþ òåáÿ».
×òî ìîæåò áûòü ëó÷øå â êà÷åñòâå áëàãîñëîâåíèÿ ìîëîäîìó ïîýòó?! Ñ íàñòàâíèêîì åìó íåîáûêíîâåííî ïîâåçëî!

 1825 ãîäó áëàãîäàðÿ ñâîåìó âëèÿíèþ ïðè äâîðå Âàñèëèé Àíäðååâè÷ ïîìîã îïðàâäàòü Ïóøêèíà, îáâèíåííîãî â ïðè÷àñòíîñòè ê âîññòàíèþ äåêàáðèñòîâ. Àëåêñàíäð Ñåðãååâè÷ áûë ãëóáîêî áëàãîäàðåí è áîãîòâîðèë ñâîåãî ìóäðîãî äðóãà. Íåñìîòðÿ íà èõ íå ñîâñåì ñåðüåçíîå ñîïåðíè÷åñòâî, Ïóøêèí âñåãäà âèäåë â Æóêîâñêîì ó÷èòåëÿ è íàñòàâíèêà. Õðåñòîìàòèéíûìè ñòàëè ñòðîêè îäíîãî èç åãî ñòèõîòâîðåíèé, ïîñâÿùåííûõ Æóêîâñêîìó:
Åãî ñòèõîâ ïëåíèòåëüíàÿ ñëàäîñòü
Ïðîéäåò âåêîâ çàâèñòëèâóþ äàëü…

«Íåáåñíàÿ äóøà» — òàê òåïëî è ëàñêîâî íàçûâàë Àëåêñàíäð ñâîåãî ãîðÿ÷î ëþáèìîãî äðóãà, à â ïèñüìàõ íåðåäêî îáðàùàëñÿ ê íåìó íå èíà÷å êàê «àíãåë-õðàíèòåëü». Ñ ïîðòðåòîì Æóêîâñêîãî Ïóøêèí íå ðàññòàâàëñÿ äî ñàìîãî êîíöà.  ãîðüêèå ìèíóòû ïîäíèìàë ãëàçà è âèäåë îáîäðÿþùèé âçãëÿä ñâîåãî «ïîáåæäåííîãî ó÷èòåëÿ». Ïîðòðåò è ñåãîäíÿ âèñèò íàä ïèñüìåííûì ñòîëîì ïîýòà â åãî ìóçåå-êâàðòèðå íà Ìîéêå.

 îòíîøåíèè Âàñèëèÿ Àíäðååâè÷à ê ñâîåìó þíîìó äðóãó íèêîãäà íå áûëî äàæå íîòêè ñíèñõîäèòåëüíîñòè, íåñìîòðÿ íà ðàçíèöó â âîçðàñòå è îáùåñòâåííîì ïîëîæåíèè. Ìîæíî ñìåëî ñêàçàòü, ÷òî â ýòèõ âçàèìîîòíîøåíèÿõ âîçðàñò íå èãðàë íèêàêîé ðîëè — íàñòîëüêî äóøåâíî áëèçêèìè îêàçàëèñü ýòè äâà ÷åëîâåêà. Æóêîâñêèé âûñîêî öåíèë êàê ëè÷íûå êà÷åñòâà Àëåêñàíäðà, òàê è åãî ïîýòè÷åñêèé äàð.

***
Î÷åíü òÿæåëûìè äëÿ Àëåêñàíäðà Ñåðãååâè÷à Ïóøêèíà îêàçàëèñü 1836-1837 ãîäû. Ïîÿâëåíèå Æîðæà Äàíòåñà, êîòîðûé ïðåñëåäîâàë åãî æåíó, èíòðèãè âûñøåãî ñâåòà, êëåâåòà è óíèçèòåëüíûå ýïèãðàììû â àäðåñ ñåìüè Ïóøêèíûõ, ïîïûòêè çàùèòèòü ÷åñòü ñóïðóãè… Ñèòóàöèÿ íàêàëÿëàñü ñ êàæäûì äíåì. Áûëî ÿñíî, ÷òî öåëü îäíà — ñïðîâîöèðîâàòü âñïûëü÷èâîãî ïîýòà íà äóýëü. Æóêîâñêîãî î÷åíü áåñïîêîèë ýòîò ñêàíäàë, ñâÿçàííûé ñ æåíîé Ïóøêèíà è Äàíòåñîì; îí âûñòóïèë ïîñðåäíèêîì, ñòàðàÿñü ïðèìèðèòü ïîýòà ñ Äàíòåñîì, íî Ïóøêèí ðåøèòåëüíî îòêàçàëñÿ. Æóêîâñêèé óïðàøèâàë ïîýòà îäóìàòüñÿ, äîáèâàëñÿ ïðåêðàùåíèÿ íåïðèÿòíîãî äåëà è ìîë÷àíèÿ îáî âñ¸ì ñëó÷èâøåìñÿ. Îäíàêî Ïóøêèí êàòåãîðè÷åñêè îòêàçûâàëñÿ ñëåäîâàòü åãî ñîâåòàì.  ñåðäöàõ Âàñèëèé Àíäðååâè÷ ïèñàë: «Õîòÿ òû è ðàññåðäèë è äàæå îáèäåë ìåíÿ, íî ìåíÿ âñ¸ ê òåáå òÿíåò — íå áðþõîì, êîòîðîå èìåþ óæå âåñüìà ïîðÿäî÷íîå, íî ñåðäöåì, êîòîðîå æèâî ðàçäåëÿåò òî, ÷òî äåëàåòñÿ â òâî¸ì…»

27 ÿíâàðÿ 1837 ãîäà Æóêîâñêèé óçíàë î ñìåðòåëüíîì ðàíåíèè Ïóøêèíà ñëó÷àéíî: íå çàñòàâ Âÿçåìñêèõ, îí çàø¸ë ê èõ çÿòþ. Äàëåå îí ïîåõàë ê ðàíåíîìó ïîýòó, è îò äîêòîðà Àðåíäòà óçíàë, ÷òî ñìåðòü íåìèíóåìà. Êîãäà íà ñëåäóþùèé äåíü Ïóøêèí ïðîùàëñÿ ñ áëèçêèìè è äðóçüÿìè, Æóêîâñêèé ñìîã òîëüêî ïîöåëîâàòü åìó ðóêó, íå â ñèëàõ âûìîëâèòü íè ñëîâà.  ïîñëåäíþþ íî÷ü Ïóøêèíà ó åãî ïîñòåëè ñèäåë Â. È. Äàëü, à Âÿçåìñêèé, Æóêîâñêèé è Âèåëüãîðñêèé îæèäàëè â ñîñåäíåé êîìíàòå. Ïîñëå âûíîñà òåëà Æóêîâñêèé îïå÷àòàë êàáèíåò ïîýòà ñâîåé ïå÷àòüþ…

Ñóäüáà ñûãðàëà çëóþ øóòêó: äåíü ðîæäåíèÿ Â. À. Æóêîâñêîãî, 29 ÿíâàðÿ, ñòàë äíåì ñìåðòè åãî âåðíîãî è ëþáèìîãî äðóãà… È ïîñëå ñìåðòè ïîýòà, ñëîâíî àíãåë-õðàíèòåëü, Æóêîâñêèé âíîâü ïðèøåë íà ïîìîùü óæå ïîêîéíîìó äðóãó: ïîëó÷èâ ïðèêàç ïåðåñìîòðåòü è äîñòàâèòü ãîñóäàðþ âñå ïèñüìà Ïóøêèíà, îí âïåðâûå îñëóøàëñÿ è òàéíî âûíåñ èõ æåíå — Íàòàëüå Íèêîëàåâíå. Æóêîâñêèé ðàçîáðàë âåñü àðõèâ Ïóøêèíà, äàæå âûïëàòèë åãî êàðòî÷íûå äîëãè.

Æóêîâñêèé ñ äðóçüÿìè âçÿëè íà ñåáÿ ïðîäîëæåíèå èçäàíèÿ «Ñîâðåìåííèêà» â ïîëüçó äåòåé Ïóøêèíà. Âñêîðå ýòèì åäèíîëè÷íî çàíÿëñÿ Ïëåòí¸â; Æóêîâñêèé æå äîáèëñÿ ïå÷àòàíèÿ ïîëíîãî ñîáðàíèÿ ñî÷èíåíèé Ïóøêèíà, êîòîðîå íà÷àëîñü â 1838 ãîäó. Ñ ôåâðàëÿ 1837 ãîäà ìíîãèå ñâîè ïèñüìà Æóêîâñêèé çàïå÷àòûâàë ïåðñòíåì Ïóøêèíà, ñíÿòûì ñ óæå ì¸ðòâîãî òåëà. Ýòîò ïåðñòåíü-ïå÷àòêà áûë âîñïåò â ñòèõîòâîðåíèè «Òàëèñìàí». Ïîñëå ñìåðòè Ïóøêèíà, êàê ñâèäåòåëüñòâîâàëè ñîâðåìåííèêè, Æóêîâñêèé ñòàë «ãðóñòíåå» è, êàê ñàì ãîâîðèë, «ñòàðåå».  äîñòàâøåéñÿ åìó íåçàïîëíåííîé çàïèñíîé êíèæêå À. Ñ. Ïóøêèíà îí ïåðåïèñàë ñòèõîòâîðíîå ââåäåíèå ê «Óíäèíå», à òàêæå ãåêçàìåòðè÷åñêîå îïèñàíèå ïîñëåäíèõ äíåé ïîýòà — ïåðåëîæåíèå ñîáñòâåííîãî ïèñüìà Ñ. Ë. Ïóøêèíó.

Î ñóäüáå êîëüöà-òàëèñìàíà ñ ðóêè Ïóøêèíà íàïèñàë ïîçäíåå Èâàí Ñåðãååâè÷ Òóðãåíåâ: «Ïåðñòåíü ýòîò áûë ïîäàðåí Ïóøêèíó â Îäåññå êíÿãèíåé Âîðîíöîâîé. Îí íîñèë ïî÷òè ïîñòîÿííî ýòîò ïåðñòåíü (ïî ïîâîäó êîòîðîãî íàïèñàë ñâîå ñòèõîòâîðåíèå «òàëèñìàí») è ïîäàðèë åãî íà ñìåðòíîì îäðå ïîýòó Æóêîâñêîìó. Îò Æóêîâñêîãî ïåðñòåíü ïåðåøåë ê åãî ñûíó, Ïàâëó Âàñèëüåâè÷ó, êîòîðûé ïîäàðèë åãî ìíå». Ýòó çàïèñü Òóðãåíåâ ïîñòàâèë ïîä ïåðñòíåì, âûñòàâëåííûì èì â 1880 ãîäó â Ïåòåðáóðãå âî âðåìÿ Ïóøêèíñêèõ òîðæåñòâ. Ïîñëå ñìåðòè Òóðãåíåâà êîëüöî-òàëèñìàí ñ ðóêè Ïóøêèíà îêàçàëîñü ó ôðàíöóçñêîé ïåâèöû Ïîëèíû Âèàðäî. Íàäî îòìåòèòü, ÷òî Èâàí Ñåðãååâè÷ ÿñíî âûñêàçàë ñâîþ ïîñëåäíþþ âîëþ î òîì, êîìó äîëæíî áûòü ïåðåäàíî êîëüöî ïîñëå åãî ñìåðòè â ïèñüìå ðóññêîìó âèöå-êîíñóëó: «ß î÷åíü ãîðæóñü îáëàäàíèåì ïóøêèíñêîãî ïåðñòíÿ è ïðèäàþ åìó òàê æå êàê è Ïóøêèí áîëüøîå çíà÷åíèå. Ïîñëå ìîåé ñìåðòè ÿ áû æåëàë, ÷òîáû ýòîò ïåðñòåíü áûë ïåðåäàí ãðàôó Ëüâó Íèêîëàåâè÷ó Òîëñòîìó… Êîãäà íàñòàíåò è „åãî ÷àñ“, ãð. Òîëñòîé ïåðåäàë áû ìîé ïåðñòåíü ïî ñâîåìó âûáîðó äîñòîéíåéøåìó ïîñëåäîâàòåëþ ïóøêèíñêèõ òðàäèöèé ìåæäó íîâåéøèìè ïèñàòåëÿìè». Ðóññêèé ïîñëàííèê ïûòàëñÿ âîçâðàòèòü ïóøêèíñêîå êîëüöî â Ðîññèþ, íî  áåçðåçóëüòàòíî, ìàäàì Âèàðäî íà ýòî íå ñîãëàøàëàñü. Âñå-òàêè, â 1887 ãîäó, î÷åâèäíî ïîä äàâëåíèåì îáùåñòâåííîñòè, Ïîëèíà Âèàðäî ïåðåäàëà êîëüöî-òàëèñìàí Ïóøêèíñêîìó ìóçåþ Àëåêñàíäðîâñêîãî ëèöåÿ.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû:
1.Àôàíàñüåâ Â. Â. Æóêîâñêèé. — Ì. : Ìîëîäàÿ ãâàðäèÿ, 1986. — 399 ñ.
2.Âàñèëèé Àíäðååâè÷ Æóêîâñêèé è Ïóøêèí Àëåêñàíäð Ñåðãååâè÷: èñòîðèÿ äðóæáû, ñðàâíåíèå ïðîèçâåäåíèé. https://fb.ru/article/222788/
3.Ãèëëåëüñîí Ì. È. Ìîëîäîé Ïóøêèí è àðçàìàññêîå áðàòñòâî. Ë., Íàóêà, 1974. 229 ñ.
4.Ðåáåíèíà Ï. Ìîé Òóðãåíåâ. 2021, Ñóïåðèçäàòåëüñòâî.
5.Øåâàðîâ Ä. Ïîëåò Ñâåð÷êà. 6 àïðåëÿ 2020 ã. Ðîññèéñêàÿ ãàçåòà.

Современники-литераторы осуждали Пушкина за такое «легкомысленное» дело как написание сказок. Мол, зачем тратить талант попусту? Как известно, они оказались неправы, и сказки Александра Сергеевича вот уже 200 лет радуют детей и взрослых. Но не все сюжеты поэт придумал самостоятельно. Кое-где он «подтянул» и чужое творчество.

Русские сказки

Наибольшие споры у пушкинистов вызывает «Сказка о царе Салтане». Самая убедительная версия сводится к тому, что в порыве выиграть спор с Жуковским на написание лучшей сказки Пушкин переработал народную сказку «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», записанную А.Афанасьевым.

В обеих сказках есть эпизод с разговором трех девиц, которых подслушал царь, рождение «неведомого зверюшки», противопоставление доброй младшенькой сестрицы двум старшим злым, «путешествие» в бочке. В пушкинских тетрадях все эти идеи присутствуют, хотя остается неясным: записал ли он их по памяти или со слов Арины Родионовны. Но народную сказку Пушкин преобразил и обогатил, дополнив героями не из русского фольклора, а также сюжетами из других источников.

Античные мифы

Литературовед А. Гаврилов предполагал, что сюжет о Гвидоне и его матери Пушкин, прекрасно знавший античную литературу, «подсмотрел» в мифе о Персее. Не исключено, что в элегии о Данае — интерпретации мифа о Персее одного из наиболее значительных древнегреческих поэтов, Симонида Кеосского. Одно из подтверждений версии – запись в пушкинской тетради о встрече царя и оракула. Другой довод «за» – обширная библиотека древнейших классиков в переводе на французский, к которой Пушкин обращался неоднократно.

Напомним, что в оригинальном мифе аргосскому царю Акрисию оракул предсказывает рождение у дочери Данаи сына, который свергнет и убьет деда. Акрисий заточает дочь в подземелье, но влюбленный в нее Зевс проникает в темницу в виде золотого дождя. Даная беременеет и рождает сына Персея. Акрисий сажает дочь и внука в большой сундук и бросает их в море. За время странствий по волнам Персей вырастает в богатыря. Сундук случайно попадает в сети рыбака, который и освобождает невольников.

Звездные атласы и не только

Как уверяет тюменский пушкинист А. Захаров в книге «Вслед за Великой Богиней», ни в одной из русских сказок, ни в античной литературе не найти Царевну-Лебедь. Возможно, идея о Прекрасной деве родилась у Пушкина при изучении древних звездных атласов, а именно – атласа польского астронома Яна Гевелия. Его альбом звездного неба с 1690 года был хорошо известен не только в Европе, но и в России, а три из четырех экземпляров хранились в Санкт-Петербурге. Атлас Гевелия Пушкин мог видеть в Лицее или на Петровском планетарии – огромном шаре, подаренном Петру и помещенным им в кунсткамеру для всеобщего обозрения.

Прекрасные гравюры неизвестных мастеров, на которых созвездия «оживали», наверняка впечатлили поэта. Натягивающий лук Антиной рядом с созвездием прекрасной Девы с распахнутыми крыльями стали точкой отсчета для проработки образов Гвидона и Царевны-Лебедь. Интересно, что рядом с созвездием Девы на карте Гевелия расположено созвездие Орла, который у Пушкина превращается в коршуна: «Бьется лебедь средь зыбей,/Коршун носится над ней».

Такую запоминающуюся деталь образа Царевны-Лебедь, как блестящий под косой месяц, Пушкин мог позаимствовать из «Начертаний гербоведения» немецкого ученого эпохи Просвещения, Иоганна Гаттерера. Он описывал богиню охоты и леса Диану в легком охотничьем платье белого цвета и с заплетенными волосами, в которых блестел полумесяц. Так что Пушкину было достаточно протянуть руку, взять с собственной книжкой полки сочинение Гаттерера и «подсмотреть» там яркие детали образа Царевны Лебедь.

Древнерусская литература и римские историки

Очевидно, что бравую команду богатырей, Пушкин тоже не сам придумал. Не исключено, что он был знаком или слышал в пересказе широко известное на Руси сочинение «О человецех, незнаемых в восточной стране». Кроме прочих чудес, там рассказывается об удивительных морских жителях, которые месяцами «лежат в воде», потому что на берегу «их тело трескается». Как тут не вспомнить пушкинское «А теперь пора нам в море./Тяжек воздух нам земли».

Другим источником, вдохновившим Пушкина на создание 33 богатырей, могло стать сочинение римского историка Павла Йовия, которое поэт имел в своей библиотеке и неоднократно читал. Там есть упоминание о народе, большую часть жизни проводящем в воде и питающемся исключительно сырой рыбой. Народ этот, подобно рыбам, покрыт чешуей. И у Пушкина: «В чешуе, как жар горя/Тридцать три богатыря». К тому же поэт наверняка знал о сибирском обычае употреблять в пищу сырую рыбу и искусном умении аборигенов шить одежду и обувь из рыбьей кожи.

Интересно, что образ дядьки Черномора Пушкин мог подсмотреть в народной легенде о морских жителях, бытовавшей на Севере. Там рассказывается о самоедах и обдорских остяках, большую часть жизни проводивших в море. Как поясняет знаток северных обрядов и традиций прошлого века Н. Абрамов, эти народы регулярно «выходили из воды» и совершали на берегу обряд поклонения водным божествам, бросая в море деньги и угощения. Их тотемный предок – некий морской дядька – и мог стать прообразом Черномора.

Американская классика и шахматная доска

У пушкинистов не вызывает сомнений, что сюжет «Сказки о Золотом петушке» Пушкин позаимствовал в «Легенде об арабском звездочете» из сборника романтических рассказов «Альгамбра» «отца американский литературы» Вашингтона Ирвинга. В начале 19 века его читала вся Европа, был знаком с творчеством Ирвинга и Пушкин. Из «Легенды» американского классика русский поэт взял главных персонажей – престарелого правителя и помощника волшебника-звездочета, которые при помощи магии противостоят врагам-захватчикам. Пушкин заимствовал у Ирвинга даже мелкие детали – например, арабскую чалму (сарачинскую шапку) на голове звездочета: «Вдруг в толпе увидел он (Дадон), в сарачинской шапке белой,/Весь как лебедь поседелый,/Старый друг его, скопец». Зато Шамаханская царица – образ исключительно пушкинский.

Есть и существенные отличия. Если в пушкинской сказке о приближении недругов сообщает Золотой петушок, то в «Легенде» это делают оживающие на шахматной доске фигуры. Впрочем, шахматная доска в сказке Пушкина всё же незримо присутствует. Для исчисления времени поэт использует цифру восемь, а не традиционно-сакральные для Руси семь или десять. «Вот проходят 8 дней,/А от войска нет вестей», «Снова 8 дней проходят,/Люди в страхе дни проводят». Не исключено, что в пушкинскую сказку «восьмерка» перекочевала с шахматной доски – именно столько чередующихся черно-белых клеток умещается на одной стороне ее поля.

С миру по нитке

Первые строки «Руслана и Людмилы» Пушкин, как известно, написал еще лицеистом на стенах карцера, куда был в очередной раз помещен за «шалости». Когда поэт закончил работу над сказочной поэмой, «побежденный учитель» Жуковский подарил победителю-ученику Пушкину свой памятный портрет и поздравил с «великой пятницей» — днем окончания произведения, ставшего образцом русского романтизма.

Поэма стала событием в мире русской литературы – и это несмотря на то, что все ее сюжеты и идеи были заимствованы из различных источников. Живая голова, шутливая характеристика главной героини, очарованный замок и всё остальное Пушкин подсмотрел у разных авторов – у Ариосто в «Неистовом Роланде», у Вольтера в «Девственнице», в сказках М. Чулкова и Гамильтона, в фольклорной повести о Еруслане Лазаревиче, у Радищева в поэме «Алеша Попович». А вот образ волшебного кота Баюна Пушкин взял из лубочных повестей, пользовавшихся огромной популярностью на Руси. Там Баюн предстает сказочным чудовищем-птицей с исцеляющим голосом, который сидит на высоком столбе и своими песнями зачаровывает и лишает силы прохожих.

И всё же спустя четверть века критики напишут, что Пушкин в «Руслане и Людмиле» «гнул стих русский», как искусный ваятель воск, и заставлял его петь на все лады, подобно оживляющему скрипичные струны Паганини.

  • Спор о человеке в драме горького на дне сочинение 11 класс
  • Спонтанные поездки самые лучшие как пишется
  • Спор о правде в пьесе максима горького на дне сочинение
  • Спор деревьев ушинский продолжить сказку помирить деревья
  • Спор героев о правде в пьесе на дне сочинение