Спор поколений вечный или временный в романе отцы и дети сочинение

Проблема поколений в романе и. с. тургенева отцы и дети автор: тургенев и.с. приступая к работе над романом отцы и

Пробл$ема поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Автор: Тургенев И.С.

Приступая к работе над романом “Отцы и дети”, И. С. Тургенев ставил перед собой задачу показать переломный момент в общественном развити$и России. Он хотел проститься со старой, уходящей эпохой и встретить эпоху новую, пока еще находящуюся в поисках и метаниях. Роман “Отцы и дети” — это спор двух культур: старой, дворянской, и новой, демократической.

Роман начинается с самой обычной ситуации — приезда из столицы молодого дворянского отпрыска к отцу в деревню. Семья Кирсановых не отличается ни богатством, ни аристократическими связями, ни блистательной родословной. Зато в их роду нет крепо$стников-самодуров, представителей “барства дикого”. Братья Кирсановы — образованные и добропорядочные люди. Кажется, что в их дворянском гнезде все прочно и спокойно. Однако одновременно рисуется картина глубокого упадка хозяйства $Николая Петровича, нищеты его крепостной деревни. По дороге в Марьино Базарову и Аркадию попадались “деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины р$азметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами”. Тема кризиса всего крепостного уклада звучит и в горестных сето$ваниях Николая Петровича, и в размышлениях Аркадия о необходимости преобразований. Тургенев не питает никаких иллюзий относительно общественной роли “отцов”. Показывая почти разоренное поместье Николая Петровича Кирсанова, он отмечает полную хозяйственную беспомощность дворянства, не уме$ющего приспособиться к новым требованиям жизни. “Сил моих нет!” — не раз с отчаянием восклицает Николай Петрович.

Дворянское оскудение находит свое отражение даже в деталях усадебного пейзажа: бедное растительностью место усадьбы Кирсановых, вид голых полей вместо традиционного сада-парка с липовыми аллеями и поэтическими местами. Помещику Кирсанову, хо$тя он и любит природу, не до ее поэзии. Еще более беспомощен в практических делах, волнующих Николая Петровича, его брат Павел Петрович. На первый взгляд кажется, что это сильный человек, он не опускается, как Николай Петрович, следит за собой и живет по строго заведенному порядку. Но тщательным описанием внешнего облика, одежд$ы Павла Петровича Тургенев показывает, что тот является рабом своих аристократических привычек. Его изысканность и лоск смотрятся несколько комично на фоне окружающей его простой сельской обстановки. Павел Петрович не чужд духовной жизни и культуры. Но культура эта окостенела, от нее остались только устаревшие принципы. Об этом говорит даже описание кабинета Павла Петровича: “…изящный кабинет, оклеенны$й по стенам красивыми обоями дикого цвета, с развешанным оружием на пестром персидском ковре, с ореховою мебелью, обитой темно-зеленым трипом… с бронзовыми статуэтками на великолепном письменном столе, с камином”. Во всем этом нет жизни, нет души. Этот кабинет никогда не оживляется ни творческой работой, ни спорами. Тургенев осмеивает так называемое с$лавянофильство Павла Петровича, убежденного в том, что русский народ “свято чтит предания”, “не может жить без веры” и отличается патриархальностью. В эпилоге писатель сообщает, что старший Кирсанов “ничего русского не читает,$ но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя”. Павел Петрович до мозга костей проникнут аристократизмом, эстетством. Он убежденный противник материализма — отсюда его презрительное отношение к “химикам”, к увлечению естеств$ознанием. Павел Петрович считает себя либералом, но Тургенев показывает ограниченность его так называемого либерализма. Сквозь облик гуманного либерала проступают черты крепостника с его барским пренебрежением к простым людям: разговаривая с крестьянами, он “морщится $и нюхает одеколон”.

Давая оценку дворянства, изображенного на страницах романа “Отцы и дети”, Тургенев писал: “Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петрович?, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою т$ему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян — и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность”.

И вот в среду этих “хороших представителей дворянства”, в полуобломовскую обстановку их жизни Тургенев$ вводит нового человека — сына лекаря Базарова, воплощающего в себе отрицание этой жизни. Сама ситуация приезда бедного студента, разночинца-демократа, к своему богатому товарищу в барскую усадьбу может показаться необычной$. Но действие романа происходит в тот исторический момент, когда считавшие себя прогрессивными молодые люди из дворян, вроде Аркадия Кирсанова, заискивали перед сильными духом и волей разночинцами. Теперь уже разночинец-демократ снисходит до дружбы с молодым барином. “Он так любезен, что согласился погостить у нас”, — благодарно говорит Аркадий.

В романе “Отцы и дети” выступают две различные социальные среды с противоположными представлениями и интересами. В самой композиции романа нашла отражение русская$ действительность в период падения крепостного права, борьба в ней двух общественных лагерей. Действие романа ведет Базаров: он выступает почти во всех сценах; он, а не Дворянская среда $образует первый план повествования. Роль Аркадия невелика, он лишь “поддакивает” Базарову. Писатель отмечает слабоволие Аркадия,поверхностность его демократических увлечений, присущие ему барские замашки и лень. Аркадий как бы склоняется перед сильной личностью Базарова, у которого “дед землю пахал”. Базаров не только не стесняется своего плебейского происхождения, но даже гордится им перед дворянами-белоручками.$ Базаров не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость. Базаров — нигилист, отрицатель, разрушитель. В своем о$трицании он не останавливается ни перед чем, что приводит в содрогание Павла Петровича, олицетворяющего старые устои.

Весь роман построен на цепи постепенно обостряющихся споров и столкновений между Павлом Петровичем и Базаровым. Сначала “отцы” снисходительно, с иронией и сознанием собственного превосходства выслушивают $“детей”, как бы понимая, что молодежи всегда свойственны увлечения и крайности. Узнав, что Базаров нигилист, Павел Петрович сперва решил, что он — пустой критикан. Однако, убедившись, что Базаров вовсе не так пуст и безопасен, как ему сначала показалось, Павел Петрович потерял свое спокойствие, самоуверенность и чувство превосходства. Постепенно у него сложилось активное чувство вражды к этому нигилисту, дерзко отрицающему принципы, скла$дывавшиеся веками, то есть те принципы, на которых основывалось существование старшего Кирсанова. Базаров со своей стороны проникался все большим презрением по отношению к либеральному “аристократишке”. Споры “отцов” и “детей” велись вокруг самых различных вопросов, волновавших общественную мысль 60-х годов XIX века, — об отношении к дворянскому культурному наследию, об искусств$е и науке, об идеализме и материализме, о нравственных принципах, о воспитании, об общественном долге и т. д. Но, собственно, это уже были не споры, а, скорее, выражение позиций, а затем открытая схватка людей, взгляды которых давно определились. Спор $предполагает возможность соглашения на основе найденной истины, а здесь возможны только разрыв и война.

Таким образом, в романе “Отцы и дети” идейные взгляды и противоречия, характеры и чувства рассматриваются в свете столкновения не столько разных поколений русского общества, сколько представителей двух разных общественных классов — дворян$ и разночинцев, олицетворяющих собой настоящее и будущее России.

ТЕМА: КОНФЛИКТ
ПОКОЛЕНИЙ В РОМАНЕ

И.С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»

ТИП
УРОКА: изучение нового материала.

ФОРМЫ
РАБОТЫ: беседа, работа с текстом романа, работа с элементом

технологической
карты учащегося.

МЕТОДЫ:
проблемный, частично-поисковый, репродуктивный.

ЦЕЛИ
УРОКА: 1. Формирование знаний учащихся о взаимоотношениях представителей

разных
поколений в романе;

2.
Развитие внимательности, культуры речи, умения выделять главное;

3.
Воспитание самостоятельности, сознательности, чувства ответственности,

справедливости.

ОБОРУДОВАНИЕ:
портрет писателя, текст романа, технологическая карта

учащегося
«Творчество Тургенева И.С.».

I.
Организационный этап.

Психологическая
подготовка учащихся к работе на уроке.

Готовность
учащихся к работе, включение в деловой ритм.

II.
Сообщение темы, целей и задач урока.

Необходимо
рассмотреть сущность конфликта между главным героем романа Е. Базаровым и
поколением «отцов».

Задачи:


выявить и понять общественно — исторические предпосылки конфликта;


проанализировать отдельные направления спора между Е. Базаровым и Кирсановым.

Запись
в рабочих тетрадях даты и темы урока.

(Осознание
 целей и задач урока).

III.
Актуализация знаний учащихся, усвоенных ранее.

Вопросы
для повторения:

1.Значение
терминов:

Идеология  – это
система идей об устройстве общества и государства.

 Мировоззре́ние — система взглядов, оценок и образных представлений о
мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности
и самому себе.

1.
Какова основная проблема романа «Отцы и дети»?

2.
Кого из героев романа можно отнести к категории «отцов», а кого к категории «детей»
в романе?

3.
Кто из этих персонажей является идеологическими противниками?

Учащиеся
отвечают на вопросы, мобилизуя знания по краткой характеристике романа и
расстановке героев в произведении.

IV.
Изучение нового

материала.

1.
Вступительное слово преподавателя по теме урока.

Принято
считать, что борьба «отцов» и «детей» в романе Тургенева И.С. — отражение исторического
процесса смены поколений, борьба старого и нового.

Столкновение
героев в романе имеет и другой смысл. Это борьба различных идеологий, рожденных
новой и предшествующей эпохами.

(Студенты
 слушают рассказ преподавателя)

2.Начало
спора между Е. Базаровым и П.П. Кирсановым.

Основная
тема спора — пути «спасения» России. Необходимо выяснить, что послужило поводом
к началу спора, развитию конфликта между героями.

Работают
с текстом романа «Отцы и дети» (глава X), выясняя, из-за чего произошло
столкновение между героями. «Дрянь,  аристократишко»,…- сказал Базаров.)

3.
Направления  спора между  героями.

Работа
с  фрагментом  технологической  карты.

Спор
между Е. Базаровым и Павлом Петровичем стал идейным центром романа. Во время
спора герои затрагивают несколько важных проблем.

Необходимо
выяснить: какие вопросы были подняты в споре.

Организация
работы учащихся с текстом романа и фрагментом технологической карты
одновременно.

Индивидуальное
консультирование учащихся по формулированию мировоззренческих позиций Базарова
для внесения записей в таблицы технологической карты.

Возвращаются
к работе с текстом, выясняют, какие основные вопросы были затронуты в споре.

Заполняют
таблицы «Мировоззрение Базарова»  в виде технологической карты.

4.
Закрепление  изученного    материала.

Вопросы
для закрепления:

1.
Чем был вызван конфликт поколений в романе?

2.
Чем усугублен конфликт между героями, помимо того, что они имеют различные  взгляды
на жизнь как представители  разных поколений?

3.
Что означают понятия «аристократия»,

«нигилизм»?

4.
Какие основные проблемы Е. Базаров и  П.П. Кирсанов затронули в споре?

  
Отвечают на вопросы с помощью технологической карты.

V.
Домашнее

задание

Читать
роман “Отцы и дети”;

продолжить
анализ конфликта Е. Базарова и

П.П.
Кирсанова.

Записывают
домашнее задание.

VI.
Подведение итогов урока

Оценивание
деятельности учащихся на уроке.

Исследовательские
проекты на уроке литературы
На современном этапе образования задача учителя словесника заключается не
только в активизации художественно — эстетических представлений учащихся,
приобщение их к искусству слова, но и в осуществлении системно-деятельностного
подхода к преподаванию, умения создавать исследовательские проекты
непосредственно на уроке.
В результате работы по внедрению в практику новых образовательных технологий
мною разработан тип занятия, включающий в себя оптимальные приемы и методы
различных технологий и способствующий формированию всех ключевых
компетентностей в целом, уделяя особое внимание коммуникативной компетентности.
Можно выделить следующие основные этапы такого урока, которые требуют включения
всего комплекса навыков и умений сразу:
— Обращение к личному и читательскому и художественному опыту обучающихся, идейно
связанному с темой урока
— Обращение к литературно-критическим статьям, высказываниям известных людей,
связанными с данной темой через приём «отсроченной отгадки»
— Групповая форма работы, включающая само — и взаимокоррекцию,  обмен мнениями,
сотрудничество, оппонирование.
— Исследовательская деятельность учителя и учащихся на уроке:
— Фрагменты лекции учителя, сопровождающиеся заданиями на слушание. Идеальное
сочетание – увлекательное вдохновенное изложение учителя с неординарными
заданиями на слушание: отыщите противоречие в моем рассказе; восстановите
последовательность событий; составьте к моему рассказу вопросы так, чтобы
отвечая на них, можно было бы восстановить рассказ; ответьте после моего
рассказа на вопрос…, причем прямого ответа в рассказе не будет, но будет идея, которая
вам укажет путь и т.п.

Детальный
анализ текста (внимание к художественному слову)
— Выход на проблему и решение проблемной ситуации


Рефлексия на ключевых этапах урока
— Творческая работа — прием незаконченного предложения
Такая форма урока способствует формированию комплекса ключевых компетентностей.
Каждый ученик имеет возможность выступать в различных коммуникативных ролях и
является субъектом собственной коммуникативной стратегии, его коммуникация
встроена в деятельность и обусловлена ею. Все это способствует развитию
коммуникативной компетентности.
Каждый обучающийся ставит для себя цель, планирует свою деятельность и
отслеживает результат, участвует в создании исследовательских проектов,
приобретая навыки проектной компетентности.
Он находит нужную информацию, обрабатывает и использует для решения
поставленных задач, развивая информационную компетентность.
Ученик работает в группе, взаимодействуя с другими учениками, анализируя и
корректируя свою деятельность, принимает различные социальные роли. Это способствует
развитию социальной и рефлексивной компетентностей.
Именно такой урок в 10 классе на тему «Проблема «отцов и детей» в романе И.С. Тургенева:
поиски решения» соответствует заявленному описанию.
Результатом групповой деятельности учащихся на уроке являются два
исследовательских проекта.
Модель урока литературы в 10 классе по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Тема: Проблема «отцов и детей» в романе И.С. Тургенева: поиски решения.
Технология проблемного обучения
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: исследовательский проект
Предмет исследования учителя — эффективность различных методических приемов для
формирования и развития ключевых компетентностей.
Предмет исследования учащихся — текст художественного произведения с целью
ответа на возникшие проблемные вопросы. Продукт самостоятельной групповой
исследовательской деятельности учащихся на уроке — компьютерные проекты.
Продукт индивидуальной исследовательской деятельности учащихся на уроке —
сочинения- эссе.
Цель: определить отношение Тургенева к проблеме «отцов и детей», сформировать
собственное видение проблемы, наметить пути её решения .
Задачи:
Обучающие: продолжив наблюдение над текстом романа, выяснить причину взаимного
неприятия П.П. Кирсанова и Е. Базарова, определить отношение автора к своим
героям, отметить средства создания образов, использованные И.С. Тургеневым.
Развивающие: способствовать формированию культуры учебной деятельности,
формированию навыков работы с компьютером; работать над развитием
монологической речи, умением анализировать и сравнивать.
Воспитательные: приобщить к мировой культуре, сформировать бесконфликтную
модель поведения при решении проблемы отцов и детей в литературе и в жизни.
План урока:
I. Вступительное слово учителя. Постановка целей урока.
II. Обозначение проблемы. Приём «отсроченной отгадки». Деление учащихся на
творческие группы: практики – 2 группы (получают задания для своих групп),
аналитики продолжают вести учебный диалог.
III. Решение проблемы:
1. Составление кластера по проблеме «отцов и детей».
2. Сообщение учащегося «Притча о блудном сыне». Традиционное решение проблемы
«отцов и детей».
3. Интегрирование. Развитие сюжета притчи в искусстве. 4.Просмотр
видеофрагмента лекции с последующим заданием: сформулировать и записать тезис,
аргумент — доказательство, вывод. Найти в лекции логическое несоответствие
между частями.
5. Представление итогов проектной деятельности творческих групп.
6.Творческое задание. Взаимоотношения между родителями и детьми в семьях
Кирсановых и Базаровых
7. Ответы на проблемные вопросы урока. Возвращение к «отсроченной отгадке».
IV. Итоги урока. Рефлексия.
V. Домашнее задание.

Ход
урока
I. Вступительное слово учителя. Постановка целей урока.
Прочтём фразу, которую каждый из вас когда-либо да слышал. “Нынешняя молодежь привыкла
к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает
старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителя”
Кто её мог произнести, когда и при каких обстоятельствах?
(Это сказал учитель Сократ, недовольный поведением своих учеников  в 5 веке до
нашей эры)
— Как это характеризует интересующую нас сегодня проблему? (вечную, нерешённую,
острую, актуальную)
Чтобы приблизиться к её решению, предлагаю разделиться на творческие группы:
практики, которые продолжат работать над проектом и аналитики, которые примут
участие в учебном диалоге  (практики получают задания для групп и работают
самостоятельно)
II. Обозначение проблемы. Приём «отсроченной отгадки».
«Вот оно, таинственное нравоучение, которое вложил Тургенев в своё
произведение», — писал критик Н.Н. Страхов.
— Что такое нравоучение? (истина, назидание, мудрость), к тому же ещё покрытая
завесой тайны, спрятанная от невнимательных глаз.
Интрига сегодняшнего урока будет состоять в раскрытии этой тайны. Другими словами
мы ищем рецепт решения проблемы «отцов и детей», спрятанный в романе Тургенева.
III. Задания, направленные на решение проблемы:
Составление кластера по проблеме «отцов и детей».
— Поразмышляем, что обостряет проблему «отцов и детей», чего при этом нет во
взаимоотношениях людей разных поколений? (нет взаимопонимания, равноправия,
согласия, несовпадение интересов, недоверие, насмешки, неумение слышать,
равнодушие, излишняя опека) Сообщение учащегося «Притча о блудном сыне».
Традиционное решение проблемы «отцов и детей».
Интегрирование. Развитие сюжета притчи в искусстве. Знакомство с картинами
Дюрера, Мурильо, Рембрандта. Сравнительный анализ картин.
— Если бы вы были художниками, то какой бы фрагмент притчи вы изобразили? (уход
сына из дома, грехи сына, трапеза со свиньями, возвращение домой)
— Рассмотрим картины художников Мурильо и Рембрандта. Что они изображают? Кому
из художников, на ваш взгляд, точнее удалось передать смысл происходящего?
— В романе «Отцы и дети» тоже переосмысливается сюжет притчи о блудном сыне.
Это трагическое возвращение. Подтвердите это текстом романа.
4. Просмотр видеофрагмента лекции с последующим заданием:
1) сформулировать и записать тезис, аргумент-доказательство, вывод.
2) найти в лекции логическое несоответствие между частями
( идёт запись лекции, выполняются письменные задания ) Выполняется проверка
задания ( с использованием наглядного материала на доске)
— Озвучьте правильный вывод, логично вытекающий из заявленного тезиса (автор
показывает в романе 2 равнозначные точки зрения отцов и детей на любые
жизненные события).
Представление итогов проектной деятельности творческих групп.
Правда «отцов». Правда «детей» (выступления групп).
— Что общего вы увидели между «отцами» и «детьми»?
6. Выполнение творческого задания письменно. Взаимоотношения в семьях Базаровых
и Кирсановых.
7. Ответы на проблемные вопросы урока. Возвращение к «отсроченной отгадке».
— Итак, проследите в романе завершение конфликта «отцов и детей».
Этот конфликт постепенно сходит на нет. Противоречие между отцами и детьми,
которые заявлены на первых же страницах, дальше не обостряются, не углубляются.
Наоборот, крайности всё больше приближаются друг к другу. Противоречия между
молодой энергичностью и покорностью жизни, которая присуща уже более зрелым
периодам в жизни человека с точки зрения Тургенева – это МНИМОЕ противоречие.
— Вернёмся к цитате урока о « таинственном нравоучении» и раскроем его смысл (открываем
текст цитаты частично, предлагая учащимся самостоятельно сформулировать
продолжение фразы)
«Базаров отворачивается от природы. Не корит его за это Тургенев, а
только………………………………
рисует природу рядом во всей её красе.
Базаров не дорожит дружбой и отрекается от романтической любви. Не порочит его
за это автор, а только ……………………………………………………….
изображает дружбу Аркадия к самому Базарову.
Базаров отрицает тесные связи между родителями и детьми. Не упрекает его за это
автор, а только……………………………………………………………………..развёртывает перед нами картину
родительской любви.
Базаров чуждается жизни. Не выставляет нам автор его злодеем, а только
…………………………………….
показывает нам жизнь во всей её красе» (критик Н.Н. Страхов)
— Чему учит нас Тургенев, исподволь, ненавязчиво? (мудрости, не порицать, не
осуждать иную, не очень понятную тебе точку зрения другого человека. Условием правильного
поведения родителей и детей, при котором их взаимоотношения не перетекают в
конфликт, Тургенев считает душевную чуткость, деликатность, тактичность и
просто любовь)

IV.
Итоги урока. Рефлексия.
— Были ли для вас на уроке какие-то открытия? Продолжите фразу: Я и не
подозревал, что…
— Присуждение номинаций «Знаток романа Тургенева», «Мастер развёрнутого
ответа»,
V. Домашнее задание. На память о сегодняшнем уроке я хочу подарить вам
проникновенные слова М. Цветаевой:
«Не очень-то сердитесь на родителей, ведь они были когда-то вами, а вы когда-то
будете ими». Приклейте их в тетрадь, а под ними дома напишите сочинение – эссе
«Как избежать конфликта между отцами и детьми» (по мотивам романа И.С. Тургенева)
Приложение 1.
Задание группе 1:
Разместите информацию на слайдах в соответствии с предлагаемыми к каждому
слайду заданиями.
1 слайд: сформулируйте, с какой целью необходимо разрешить проблему «Отцов и
детей»
2 слайд: внешность Базарова (яркие художественные детали, описание одежды)
3 слайд: сформулируйте отношение Базарова к Павлу Петровичу Кирсанову. Что, с
вашей точки зрения, мог бы изменить в своём поведении Базаров, чтобы сгладить
конфликт с Павлом Петровичем?
4 слайд: составьте синквейн «Базаров»
Задание группе 2:
Разместите  информацию на слайдах в соответствии с предлагаемыми к каждому
слайду заданиями.
1 слайд: сформулируйте, с какой целью необходимо разрешить проблему «Отцов и
детей»
2 слайд: внешность Павла Петровича Кирсанова (яркие художественные детали,
описание одежды)
3 слайд: сформулируйте отношение Павла Петровича Кирсанова к Базарову. Что, с
вашей точки зрения, мог бы изменить в своём поведении Павел Петрович, чтобы
сгладить конфликт с Базаровым?
4 слайд: составьте синквейн «Павел Петрович Кирсанов»
Приложение 2.
Проверочная работа.
Взаимоотношения «отцов и детей» в семье Николая Петровича и Аркадия Кирсановых.
Николай Петрович пытается понять своего сына и быть ему не только отцом , но и
……………………
Николай Петрович не разделяет увлечение сына(чем?)…………………………..,
понимая, что его сын во  всём хочет быть похожим на…………………………..
Однако отец дорожит дружбой с сыном, поэтому не позволяет себе ни
………………………………., ни
……………………………….
Николай Петрович очень
(какой?)……………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………….человек.
В отношениях отцов и взрослых детей очень важны
…………………………………………………………………….
Проявляя эгоизм, взрослые дети порой отказывают родителям в праве
на………………………………
А родители считают своим долгом вмешиваться в
………………………………………………………., тем самым
усугубляя проблемы и увеличивая непонимание.
Таким образом, Тургенев даёт нам понять, что конфликт между «отцами и детьми» —
это скорее
следствие…………………………………………………………………………………………………..,
чем закономерная неизбежность.
Взаимоотношения «отцов и детей» в семье Базаровых.
Они живут в разных мирах. Хотя Базаров и считает своих родителей
(какими?)……………………………….
людьми, но не
может………………………………………………………………………………………………………………
Ему неинтересны их……………………………………………………,
раздражает их………………………………………… .
В глубине души Евгений ………………………………. своих родителей,
но его убеждения не позволяют
ему…………………………………………………………………………
. Духовные связи между отцом и сыном
Базаровыми………………………………………………………………………..
Ведь именно от отца Евгений унаследовал (какие качества
личности?)……………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
В конце концов Базаров приходит к пониманию этого. Таким образом, Тургенев
показывает, что несмотря на противоречия между поколениями, их
связывает……………………………………………………

Проблема поколений

(по роману И.С.
Тургенева «Отцы и дети»)

Цели: Образовательные:

Продолжить
изучение и анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Совершенствовать
умение учащихся составлять сравнительную характеристику персонажей художественного
произведения.

Развивать умение
школьников определять нравственные и идейные позиции героев произведения,
выяснять их отношение к тому или иному явлению действительности.

Совершенствовать
навыки анализа текста эпического произведения.

Развивать умение
школьников видеть авторскую позицию в художественном тексте.

Развивающие:

Развивать мышление
учащихся (логичность, абстрактность, гибкость и т.д.)

Способствовать
развитию воссоздающего воображения учащихся, умения создавать образы главных
героев и явлений по данному описанию.

Развивать устную и
письменную речь учащихся.

Воспитательные:

Способствовать
формированию нравственных качеств (искренности в общении с людьми, уважения к
старшим)

Обломки
старых поколений,

Вы,
пережившие свой век:

Как ваших
жалоб, ваших пений

Неправый
праведен упрек!

Как
грустно полусонной тенью,

С
изнеможением в кости,

Навстречу
солнцу и движенью,

За новым
племенем брести!

Ф.И.
Тютчев.

Ход урока:

Вступление.
Актуализация знаний.

 Конфликт
поколений…

Эта проблема
актуальна во все времена, во всех странах  и для всех народов. Многие
писатели обращались к этой теме в своем творчестве.
Семьи
Ромео и Джульетты, Чацкий и Фамусов, Катерина и «тёмное царство».
«Да, были
люди в наше время – могучее, лихое племя, богатыри – не вы!» — восклицал герой
Лермонтова.

     
Поколение – это общность людей, живущих в определенный исторический
отрезок времени. Различные политические, экономические, бытовые условия
накладывают свой отпечаток на жизнь людей. Смена поколений – процесс всегда
непростой. «Дети» принимают от «отцов» весь духовный опыт человечества.
Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов» — необходимо творческое
переосмысление их жизненного кредо – но переосмысление на основе уважения к
принципам предков. В эпоху социальных потрясений такая переоценка ценностей
новым поколением происходит гораздо более жестко. Значит, эта проблема вечна и
неизбежна?
И новое поколение вырубит «вишнёвый сад» прежних хозяев?

— Приведите,
пожалуйста, примеры противоречий поколений из своего жизненного опыта. (Дискуссия
учащихся).

Сообщение темы и
целей урока.

Слово учителя.

В чём же смысл
заглавия романа?

Как и почему идет
спор между представителями разных поколений, между аристократами и демократами,
между либералами и революционерами-разночинцами?

     
Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны определить идейно-нравственные позиции
героев романа Тургенева Базарова и Кирсановых и уметь подбирать из текста
примеры.

(Запись на доске.
Знать: идейно-нравственные позиции героев романа Тургенева Базарова и
Кирсановых.)

  — 
Итак, в чём смысл заглавия романа? «Отцы и дети»… Что мы слышим в этих словах? (Противопоставление)

— Обратимся к
словарю лингвистических терминов. 

Антитеза —
противопоставление понятий, мыслей, образов. (Записать в тетрадь).

— Значит, в самом
названии романа заложено противопоставление? Кого с кем? (Либеральной
аристократии и нигилистов)

— Обратимся к
исторической справке. Нигилизм. Либералы

— Кого из
действующих лиц романа можно отнести к лагерю «отцов» и к лагерю «детей»?

Предлагаю
обратиться к видеоматериалу, касающегося проблемы поколений:

https://youtu.be/cyvLz-Gkgjo

Актуализация
знаний.

·        

Назовите героев, с которыми мы познакомились в начале романа.

·        

Каково происхождение и социальная принадлежность героев?

·        

Рассмотрим иллюстрации художника К.Рудакова. Что можно сказать на основании
происхождения и портретного несходства героев?

Вывод:

Базаров и П.П.Кирсанов
– люди столь разные по своему социальному и психологическому облику, что при
всей их сдержанности между ними должен произойти конфликт.

          
Обратимся к образам П.П.Кирсанова и Базарова и  составим сравнительную
характеристику их образов.

Базаров

П.П.
Кирсанов

1.
Происхождение, социальная принадлежность

2. 
Портрет

3.
Речь

4.
Философские, общественно-политические взгляды, нравственная позиция

5.
Отношение к любви

6.
Образ жизни, интересы

7. Отношение
друг к другу

— Что выделил
автор в портрете Базарова? (Ответ записывается в таблицу)

— Какие черты
характера Павла Петровича вы могли бы назвать, прочитав его портретное
описание?

 (Демократизм
Б.: длинные волосы, балахон, красные руки  и утончённая изысканная
внешность П.П. Пристрастие к иностранному в одежде, руки с длинными розовыми
ногтями.)

IV. Беседа, анализ
произведения.

     
— В X главе происходит открытый идеологический конфликт между героями. Что
движет участниками спора?

      
— Выделите основные вопросы спора.

      
1 линия – об аристократии и её
принципах. Какова позиция героев по этому вопросу?

      
2 линия – о принципах нигилистов. Что они отвергают?

      
3 линия спора – о русском народе. Каким представляют себе характер
русского народа Павел Петрович и Базаров? Зачитайте и прокомментируйте.

     
— Кого же крестьяне скорее признают? Докажите текстом. (Начало V и X главы).

     
4 линия спора – взгляды на искусство и природу.

     
— Прав ли Базаров в своём отрицании искусства? Почему у него такие взгляды?

     
— Чувствует ли Базаров красоту природы? Из чего он исходит в своем отношении к
ней?

     
— С какими афоризмами Базарова можно согласиться, с какими нельзя, почему?
Обоснуйте свое мнение.

1)
«Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

2)
«Рафаэль гроша ломаного не стоит».

3)
«Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта».

4)
«Всякий человек сам себя воспитать должен… А что качается времени – отчего я от
него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня».

5)
«Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным… В теперешнее время
полезнее отрицание – мы отрицаем».

6)
«Исправьте общество, и болезней не будет».

— Сопоставьте речь
Базарова

(простота, близость к народной речи, употребляет поговорки, афоризмы) и
Павла Петровича
(употребляет иностранные слова, искажает русские слова на
иностранный манер).

IV. Итогов урока.

— Тургенев считал
(как и создатели античных трагедий), что подлинно трагический конфликт
возникает тогда, когда обе враждующие стороны в известной степени правы.

Подтверждает ли
текст романа это предположение?

(Да, подтверждает.
И те и другие герои оказываются правыми в одних вопросах и имеют ложные 
представления о других. Мы не можем согласиться со взглядами Базарова на
искусство и любовь, с его материалистическим подходом к природе. «Отцы» же в
романе придерживаются иных взглядов. Их позиция нам ближе.

Но как можно
принять образ жизни, примитивность интересов братьев Кирсановых? В этом Евгений
Базаров выступает как полная противоположность им.)

— Как вы считаете,
на чьей стороне автор?

        
—   Сам И.С. Тургенев относил себя, естественно, к поколению «отцов».
Рисуя своего героя, он хотел показать как положительные, так и отрицательные
качества людей нового времени. Он восхищался их стремлением к прогрессу,
реалистичностью их взглядов на действительность и т.п. Но писатель не
пытается перечеркнуть жизнь и деятельность поколения «отцов». Рисуя лучших
представителей этого лагеря, Тургенев пытается донести до читателя мысль о
важной роли «стариков» в прошлом и настоящем России.
Писатель на
собственном примере понимает сложность принятия взглядов, убеждений нового
времени. Да, необходимо изменить жизнь, дать развитие естественным наукам,
прекратить отрицать явные стороны действительности, но, в тоже время, нельзя
отрицать весь накопленный человечеством опыт, искусство, религию, духовную
сторону жизни общества. Он пытается донести до читателя мысль о нахождении
некого компромисса между поколениями.

        
V.Домашнее задание. Найти сильные и слабые
стороны нигилизма Евгения Базарова.  Прочитать главы 13-19, 25-27.

Мое отношение к роману «Отцы и дети»: пример хороших отношений отцов и детей

Спор поколений вечный или временный в романе отцы и дети сочинение
Мое отношение к роману «Отцы и дети»

В школе часто задают написать сочинение про отношение к тому или иному герою лично каждого ученика. Конечно, это сделать сложно, если вы не читали произведение. Но мы поможем — вот сочинение по теме «Мое отношение к роману «Отцы и дети» с примером хороших отношений отцов и детей:

В романе «Отцы и дети» противоречивый, но стойкий характером нигилист Базаров мне нравится больше, чем мямля Аркадий Кирсанов. Но, вместе с тем, я не могу сказать, что я поддерживаю Евгения во всем. Мне искренне симпатична его тяга к новизне и протесту. Но я считаю, что прежде, чем ломать уже существующую годами систему, нужно знать, как построить новую.

Соответственно, критикуя дворянство, Базаров должен был не только все отрицать и нахваливать нигилистов, но и предлагать свои пути развития общества. Иначе он сам себе противоречит, и его разговоры – такая же пустая болтовня, как и разговоры об искусстве, которые он ненавидел.

Тем не менее, мне нравится Базаров тем, что он человек науки, эрудированный, мыслящий, воспитанный. Он талантливый врач, человек с убеждениями. Стоек как к физическому, так и моральному. Уравновешен.

Что же касается негативных черт, мне не нравится излишний цинизм героя и скупость его на эмоции. Каким бы протестантом не был молодой человек, мне кажется, не было ничего зазорного, если бы он открыто проявлял любовь к отцу и матери, к Одинцовой, дружеские чувства к Аркадию. Каким бы сильным не был человек, к близким людям нужно проявлять эмоции. Это не признак слабости, а признак любви. Также мне не нравится потребительское отношение Евгения к женщинам и отрицание чувств. Но, как показывает практика, встретив Одинцову, он изменился в лучшую сторону.

Кстати, даже семья Базаровых могла бы быть примером хорошего отношения между отцами и детьми, если бы Евгений был с родителями более душевным. Ведь они очень любили его, сопереживали – правда, не всегда понимали, что с ним происходит и до конца не могли вникнуть в образ его мыслей. Сам же герой считал родителей духовно ниже себя. И это огромная ошибка.
На самом деле, ему следовало понимать, что перед ним не глупые люди, а представители иного поколения, к которым стоит быть толерантным.

Конфликт отцов и детей может сойти на «нет» в любой семье. И ключ к этому — понимание. Дети должны осознавать, что родители не всегда могут поспевать за радикальными изменениями мира, и не всегда могут понять нововведения и моду. Родителям следует стараться успевать за интересами молодого поколения и понимать их. Если не полностью, то хотя бы отчасти

Также важно слушать и слышать, и конечно же, уважать друг друга

Сочинение 2

Как бы мы близки не были с родителями, конфликт между поколениями всегда будет идти рядом с нами. Вроде бы взрослый родитель должен понять все переживания подростка, так как сам ещё не столь давно проходил через всё те же эмоции. Может обойти острые углы в конфликтах. Но почему-то на деле все выходит наоборот. Почему же так происходит?

Всему виной опыт, накопленный старшим поколением. Они, с высока своих лет, понимают ошибки, которые совершали в юном возрасте. И страх того, что твой ребёнок может наступить на те же грабли, выражается в постоянных советах, нравоучениях, которые выливаются в конфликты с ребёнком. Ребёнок же, в свою очередь, ждёт поддержку в своих начинаниях от родителей, а не постоянную гиперопеку

Подростку претят все барьеры, которые устанавливает взрослый, так как, по мнению младшего поколения, это их шаги, их опыт в этой жизни, не важно: будет ли он положительный или отрицательный

Каждый, теперь уже взрослый человек, был таким же подростком, с таким же спектром переживаний. Он так же не понимал своих родителей, его родители в свою очередь имели свою точку зрения на систему воспитания ребёнка. В такие моменты подросток часто думает, что именно он не будет давать советы, учить и ограничивать своих детей. Но проходит время, вырастают дети, и все возвращается на круги своя.

Эта проблема никогда не выйдет из основных тем психологов.

Взрослому поколению необходимо понимать, что каждый человек, проходя этапы взросления, сталкивается с трудностями. Это закаляет характер, вырабатывает иммунитет к проблемам, стимулирует развиваться. Ребёнок не знает, с какими препятствиями жизнь его столкнёт в будущем, не знает, что нужно будет работать, заводить семью, трудиться, переживать потери, расставания, боль. Это все сейчас для него неактуально. Родители не должны давить, ограничивать и давать нравоучения. Необходимо направлять в нужном направлении, но делать это мягко, без потери связи с ребёнком. Иначе, конфликт может привести к еще большим проблемам.

Младшему же поколению нужно понимать, что родители не стремятся закрыть его от внешнего мира, не хотят сделать больно и плохо. Нужно прислушиваться к мнению взрослых, так как их опыт может дать верное направление уже сейчас, не зацикливаясь, что там будет в этом очень-очень далеком будущем.

Как сказал Антуан де Сент-Экзюпери — «Мы в ответе за тех, кого приручили». Это «уравнение» можно применить и к нашей проблеме. От поступков и шагов старшего поколения зависит обстановка в семье и устанавливаемая связь с ребёнком. Поэтому, нужно быть снисходительными к попыткам младшего поколения начинать свой путь в этой жизни. Но при этом всегда должны присутствовать полезные ограничения, без них сложно будет выстраивать дорогу молодым.

8 альтернативных факторов, почему конфликт отцов и детей вечен

Эти факторы нередко и становятся причинами появления конфликта между детьми и их родителями.

Причина Описание
Несдержанность в высказываниях и поступках Все люди имеют право проявлять эмоции, это нормально. Но если это происходит слишком часто и на «повышенных тонах», возникает недопонимание. Зачастую родителям кажется, что, не повысив голос, дети их не услышат. В ответ дети не стесняются в выражениях, чтобы родители лучше понимали серьезность их намерений. В итоге – типичное проявление конфликта.
Нежелание понимать и принимать Как известно, каждое поколение отличалось своими особыми вкусами – в одежде, манере поведения, музыке и т.д. Для каждого последующего поколения прошлая мода – настоящая «дикость». Стало быть, для родителей дикость – то, что модно сейчас. Нежелание понять вкусы друг друга – очень частая причина для ссор.
Чрезмерная опека Каждый человек, становясь родителем, видит свое основное предназначение в тщательном уходе за чадом и его защите. Но дети вырастают – это факт, а гиперопека остается еще на долгие годы.
Желание поскорее стать взрослым Это зачастую проблема детей. Уже в 14-15 лет им кажется, что они взрослые и умудренные опытом люди. Родителей слушаться в таком возрасте уже не модно, а значит, можно жить в свое удовольствие. Но какому родителю это понравится? Разумеется, будет очередной скандал.
Устарелые взгляды на мир Большинство родителей считает, что ребенок должен обязательно окончить школу, потом университет, потом – пойти за работу. Но современные дети выбирают фриланс, удаленную занятость, блоггинг. К сожалению, многим родителям это не по душе.
Усталость от родительства Если спросить у родителя, устал ли он, ответ будет отрицательным. Для каждого родителя его ребенок – гордость, а не груз на плечах. Но на самом деле родители устают, еще и как. Из-за этого они порой не могут адекватно воспринимать поступки детей, и сильно отдаляются от них.
Детский эгоизм Современные детишки немного избалованные, счастье для них состоит в наличие материальных благ, от чего их родители вынуждены слишком много времени уделять работе. По этой причине дети становятся эгоистами, а родители слишком устают. Причина непонимания тут очевидна.
Разрушенные браки Во все времена случалось, что родитель воспитывал ребенка самостоятельно. Для кого-то это не вылилось в проблему, а кто-то слишком зацикливался на неполноте семьи, от чего дети вырастали несчастными, родитель был всегда уставшим, а денег не хватало. Все это с годами выливается в вечный конфликт.

Несмотря на то, что причины, казалось бы, разные, их суть одна – родители устают, и их ценности кардинально другие. Дети всегда немного эгоисты, и им не понять проблем своих предков.

Из-за недоговорок, обид и нежелания поговорить на чистоту возникает конфликт. И он не исчезает с годами, так как каждое последующее поколение – уже совсем не то что было прежде.

Спор поколений вечный или временный в романе отцы и дети сочинение

Причины появления конфликта

Конфликт отцов и детей чаще всего возникает по следующим причинам:

  1. Проблемы в школе. Плохая успеваемость ребенка, жалобы учителей на плохое поведение, абсолютное нежелание выполнять домашнее задание.
  2. Порядок в доме. Его несоблюдение становится причиной для ссор между родителем ребенком практически любого возраста.
  3. Ложь. Мамы и папы крайне недовольны детским враньем. Каждый ребенок хотя бы раз солгал своим родителям. После того как правда «выплывает наружу», происходит очередной скандал.
  4. Шум. Дети по своей натуре подвижны, поэтому они создают много шума (звук телевизора, громкая музыка, крики и аудиоигрушки).
  5. Непочтительное отношение к старшему поколению. Такое поведение возмущает родителей, поэтому они ругают ребенка.
  6. Требование подарков. С этой проблемой сталкивается каждый родитель. Чадо знает только слово «хочу», поэтому неприобретенная вещь становится поводом для обид со стороны ребенка.
  7. Круг общения. Друзья подростка очень часто вызывают подозрение и отца и матери. Это недовольство они стараются донести до ребенка, который и слышать ничего об этом не хочет.
  8. Внешний вид. Неопрятная внешность, современная манера одежды и вкус ребенка очень часто становятся причиной конфликта.
  9. Домашние животные. Ссора возникает либо из-за недостаточного ухода ребенка за своим питомцем, либо из-за его чрезвычайного желания завладеть им.

Сравнение принципов двух семей

Проблема взаимоотношений отцов и детей актуальна во все времена

Очень важно то, какое воспитание родители дают своим детям, но также важны и отношения в семье. В строгости и жесткости можно воспитать волю, но наиболее гармоничные личности вырастают в семьях, где детям позволено иметь свое мнение

Семью Ростовых Толстой представляет как идеал взаимоотношений между родителями и детьми. Здесь царят гармония и взаимоуважение.

Направление принципов воспитания Болконских автор показывает жестким и диктаторским. Марья обречена на безбрачие, жизнь в доме тирана. Она смирилась с этим, а отцу безразлична ее женская судьба, хотя он очень любит Марью. В поисках достойного кавалера, Николай Андреевич способен и вовсе оставить дочь без семьи и детей. Андрей стремиться убежать из родительского дома, но на его личности сказывается жесткость в принципах воспитания. Это говорит о том, что на плечи родителей ложится судьба сына или дочери, ведь принципы воспитания – прямая дорога, по которой предстоит идти выросшему человеку самостоятельно.

Проблема отношения между старшим и молодым поколением – вечный вопрос, который в своем творчестве поднимает множество авторов

На примере произведения «Война и мир», мы видим, насколько важно вкладывать в воспитание детей любовь и готовность поддерживать начинания и идеи ребенка

Сравнивая принципы воспитания в нескольких семьях, Толстой показывает, как важно уделять внимание тому, что происходит с ребенком, контролировать его поведение, но не влезать в его жизнь. Так, на примере Курагиных читатель может увидеть и оценить, что собственный пример – одна из немаловажных составляющих воспитания. Дурное воспитание передается детям автоматически, и очень важно не только воспитывать детей в кругу семьи, но и создавать общественный контроль над воспитанием молодого поколения

Дурное воспитание передается детям автоматически, и очень важно не только воспитывать детей в кругу семьи, но и создавать общественный контроль над воспитанием молодого поколения. Роман «Война и мир» способен много рассказать о важных принципах жизни в обществе, в том числе о воспитании детей и проблемах столкновения интересов поколений

Роман «Война и мир» способен много рассказать о важных принципах жизни в обществе, в том числе о воспитании детей и проблемах столкновения интересов поколений.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Отцы и дети в романе «Война и мир», дать сравнительную характеристику принципов воспитания в двух разных семьях.

Советы психолога

Отцы и дети – конфликт поколений, знакомый каждому. Но избежать его можно и нужно. Для этого достаточно следовать следующим советам:

принимать ребенка следует таким, какой он есть, не стоит навязывать ему свои вкусы и предпочтения;
категорически запрещено повышать на ребенка голос;
попрекать ребенка своими достижениями непозволительно;
наказывать подростка следует аккуратно, без принятия жестких мер;
интересоваться жизнью ребенка нужно аккуратно, как бы невзначай;
не стоит забывать про сантименты (объятия и поцелуи), но их количество должно контролироваться;
нужно постоянно хвалить ребенка и акцентировать внимание на его положительных чертах;
нельзя заставлять подростка что-то делать, его стоит попросить.

И, главное — не стоит забывать о том, что каждый человек индивидуален и у него есть свой путь и своя судьба.

Стихи про войну для детей начальной школы на конкурс чтецов (2-3 класс)

Качается рожь несжатая, Шагают бойцы по ней. Шагаем и мы — девчата, Похожие на парней. Нет, это горят не хаты, То юность моя в огне, Идут по войне девчата, Похожие на парней. Я только раз видала рукопашный. Раз – наяву и тысячу — во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне.

***

22 июня 1941 года «Началась война…» – В сердца вонзилось Страшною отравленной стрелой. И на свете Всё переменилось. И тревога Встала Над страной.

Эта весть Собой закрыла солнце, Словно туча чёрная в грозу. Нивы Вдруг пожухли, Колокольцы Вздрогнули В разбуженном лесу.

Эта весть Ударила, как бомба. Гнев народа Поднялся волной. В этот день Мы поклялись до гроба Воевать С проклятою войной.

В этот день Ты верным стал солдатом, И тебе, Прошедший бой солдат, Люди За победу в сорок пятом От души Спасибо говорят. Миклай Казаков

***

Запевали песню запевалы Запевали песню запевалы, Подпевали все до одного, И она им сердце согревала, Только жаром сердца своего! Только тем, что прямо пала в душу, Стала солнцем, явью и мечтой, Нашей русской девушкой Катюшей, Сероглазой девушкой простой. Шла Катюша с гневом или болью, От Советской родины вдали. И бровинки тонкие, собольи, Как сошлись, расстаться не могли! А.Прокофьев

***

Спор поколений вечный или временный в романе отцы и дети сочинение

Его зарыли в шар земной, А был он лишь солдат, Всего, друзья, солдат простой, Без званий и наград. Ему как Мавзолей земля — На миллион веков, И Млечные Пути пылят Вокруг него с боков. На рыжих скатах тучи спят, Метелицы метут, Грома тяжелые гремят, Ветра разбег берут. Давным-давно окончен бой… Руками всех друзей Положен парень в шар земной, Как будто в Мавзолей… С. Орлов

***

Нет сказали мы фашистам Не потерпит наш народ Чтобы русский хлеб душистый Назывался словом “брот”. И от моря и до моря Встали русские полки Встали с русскими едино Белорусы, латыши, Молдаване, чуваши. Все советские народы Против общего врага Все, кому мела свобода И Россия дорога. Не опишешь в этой были Немцев били там и тут, Как побили – так салют.

***

От бескрайней равнины сибирской До полесских лесов и болот Подымался народ богатырский Наш великий советский народ, Выходил он свободный и правый, Отвечая войной на войну, Постоять за родную державу, За могучую нашу страну Сокрушая железо и камень, Он врага беспощадно разил Над Берлином победное знамя Знамя правды своей водрузил. Он прошёл через пламя и воду Он с пути не свернул своего. Слава, слава, герою народу! Слава, Армии этой страны!

Что такое конфликт отцов и детей, и откуда «растут» его корни?

В психологии существует два очень близких понятия – конфликт поколений и конфликт отцов и детей. Многие эти термины отождествляют, хотя между ними все-таки есть разница.

Когда мы говорим о конфликте поколений, мы подразумеваем непонимание между людьми, рожденными в разные эпохи (поколения). Основная причина возникающего на этой почве конфликта – очень большая временная «пропасть», которая сильно мешает людям из разных поколений понимать друг друга.

Когда же речь заходит о конфликте отцов и детей, разница во временной пропасти несколько сужается, так как предполагаются отношения лишь двух поколений – отцов и их детей. Точнее, не только отцов, но и просто родителей.

Отсюда возникает вопрос: если разница между поколениями не слишком велика – всего 20-30 лет, то откуда возникает конфликт?

Несмотря на относительно небольшую разницу в возрасте, конфликт отцов и детей – распространенное явление, которое начинает проявляться, как только ребенок совершает попытки самоутвердиться.

С первым детским «Я могу сам» появляется определенное недопонимание, когда родители стараются проявить гиперопеку, а ребенок стремится к самостоятельному решению первых проблем, к примеру, надеть куртку и шапку.

И все бы ничего, если бы конфликт ограничивался одним непониманием. Как правило, конфликт отцов детей проявляется и в другом:

  • Частых ссорах и склоках между родителями и детьми.
  • Желании ребенка поскорее покинуть отцовский дом.
  • Нежелании обеих сторон слушать и прислушиваться к друг другу.
  • Недоверии со стороны самых близких родственников.

Согласно статистике, конфликт отцов и детей встречается в 85% семей.

Спор поколений вечный или временный в романе отцы и дети сочинение

нем говорится еще в мифах античного мира, где описываются непростые отношения богов с их детьми.

Выходит, что трудности в общении родителей и детей – явление и вправду давнее. Так что же мешает его искоренить?

«Отцы и дети» — отношение к искусству, природе: сочинение, аргументы, цитаты

Спор поколений вечный или временный в романе отцы и дети сочинение
«Отцы и дети» — отношение к искусству, природе

Базаров – человек категоричный и рациональный. Он предан науке, считает ее высшей движущей силой. Вот сочинение по теме «Отцы и дети» — отношение к искусству, природе», с аргументами и цитатами:

К любви, искусству, и всему возвышенному, Евгений относится скептически, считая, что «один химик приносит больше пользы, чем 20 поэтов». Он утверждает, что «смотрит на небо только тогда, когда чихает, а не для того, чтобы полюбоваться им, и т.д.». Негативно Базаров относится и к музыке. Он считает это «искусством наживать деньги» и тратой времени впустую.

Герой не читает художественную литературу. В его понимании, только научные труды приносят пользу, а остальное – сказки, которые в жизни совершенно бесполезны. Тем не менее, в искусстве Базаров разбирается – иначе не стал бы так яростно его отвергать. Поскольку его подход научный – прежде, чем что-то критиковать, герой вникает в суть и делает свои логические выводы, которые позволяют говорить что-либо конкретное.

Возможно, что юноша так негативно настроен по отношению к искусству, поскольку считает, что обществу сейчас нужно не развлекаться, а срочно решать политические, гражданские вопросы. Базаров строит вполне разумные суждения, базируясь не на эмоциях, а на личном опыте, логике, анализе. Переспорить его достаточно сложно.

Красоту природы герой отрицает. Он считает, что она является не храмом для человека, а мастерской. Соответственно, любоваться каплями на листах после дождя и писать о них стихи — это глупо. А вот заниматься ботаникой с целью изучения и внедрения новых лекарственных растений, либо же практиковаться на лягушках в медицинских целях – это правильно. Получается, Евгений убежден, что дары природы должны быть полезны человеку, не стоит воспевать ее словно богиню, просто ради красного словца.

СПАДИЛО.РУ

Основной конфликт романа

Конфликт между отцами и детьми длится с начала времен и по сей день. Особенно остро он ощущается в периоды перемен общественной жизни, когда поколение прошлого выступает как консерватор, а молодежь ратует за новизну. Такая ситуация характерна для России 60-х гг. 19 в., свое отражение она нашла в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Столкновение старого и молодого поколения преодолевает рамки семейного конфликта и затрагивает социально-политическое устройство страны – социал-демократы встают на борьбу с либералами-аристократами.

Базаров и Павел Петрович

Молодой нигилист Евгений Васильевич Базаров противостоит дворянину аристократу Павлу Петровичу Кирсанову. Разница поколений выражена уже во внешности героев.

Базаров – человек огромной силы воли, человек слова, немного отстраненный от людей

Тургенев особое внимание уделяет живому уму героя. А Кирсанов описан лишь внешне: носит белое белье, накрахмаленные воротнички, лаковые полусапожки

Будучи в прошлом известным светским человеком, Павел Петрович сохранил свои привычки и в деревенской усадьбе брата – безупречность и элегантность образа.

Кирсанов ничего не делает, не имеет никаких обязанностей и стремлений, живет в свое удовольствие. Базаров же деятелен, все, что он делает, полезно для общества, для науки, для народа.

Жизненные позиции героев крайне противоположны. Они спорят постоянно и спорят обо всем на свете: о том, как дальше развиваться России, о реальном и иррациональном, о полезности науки и искусства, о патриархальности народа. Базаров утверждает, что все старое должно быть разрушено, а Павел Петрович уверен, что все это должно быть сохранено для будущих поколений. Кирсанова возмущает еще и то, что конкретного плана преобразования миропорядка у Базарова и его последователей нет. Они призывают лишь разрушать, а созидать не собираются. В ответ на упрек в этом, Базаров говорит, что сперва нужно «место расчистить».

Базаров и его родители

В отношениях Базарова с его родителями также отчетливо просматривается конфликт поколений. Базаров любит отца и мать, но в то же время испытывает презрение к их глупой бесцельной жизни. Несмотря на непонимания друг друга, родители любят Евгения. Любовь не прекращает существовать даже после смерти героя. В конце концов оказывается так, что только родителям Базаров был по-настоящему дорог.

Аркадий и семья

В семье Кирсановых противостояние поколений не столь очевидно. Аркадий Кирсанов постепенно превращается в копию своего отца. В жизни он ценит то же, что и он: дом, семейная жизнь, покой. Для него это намного важнее, чем борьба за всеобщее мировое благополучие. Аркадий всего лишь подражал Базарову, и это вызывало небольшие раздоры в семье. И когда Базаров уходит из поля зрения Аркадия, и конфликты сходят на нет.

Тема «отцов» и «детей» в русской литературе

Взаимоотношения отцов и детей – одна из первостепенных и значимых в русской литературе. Эта проблема отражена в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в драме «Гроза» А.Н. Островского, в творениях А.С. Пушкина и мн. др. Авторы как люди творческие стоят на стороне молодого поколения. Однако Тургенев не занимает определенной позиции, и предоставляет возможность читателю самому выбрать правильную идеологию

Я думаю, для Тургенева было важно показать, что только в мире и гармонии общество сможет правильно развиваться в дальнейшем

В чем причины конфликта отцов и детей? («Отцы и дети»)

Проблема взаимоотношений между поколениями стоит очень остро. Почти каждый школьник, если его об этом спросить, скажет, что в его семье между взрослыми и детьми есть какое-то недопонимание. Хорошо, когда мамы и папы стараются уважать мнение ребенка, а сам ребенок лишний раз не провоцирует взрослых на скандал. Но нередки случаи, когда гордость с обеих сторон вынуждает членов одной семьи вступать в серьезный конфликт друг с другом. Родители не слышат детей, дети не хотят понять родителей. Каковы причины конфликта между представителями разных поколений?

Причин, по которым возникает проблема «отцов и детей» множество. Я же считаю, что главная из них – это различные взгляды на жизнь. Действительно, у каждого поколения свои принципы и идеалы. Это вполне объяснимо. Каждая эпоха накладывает свой отпечаток на живущих в именно в этом время. Потому те модные тенденции, что прослеживались пятьдесят лет назад, будут смешны в глазах нынешнего поколения. Об этом даже написано множество книг. Среди них отдельное место занимает роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Именно в этом произведении наблюдается конфликт отцов и детей на почве различных суждений о мире и взглядах на жизнь. Евгений Базаров и его друг Аркадий Кирсанов – представители младшего поколения. Они преследуют идеи нигилизма, популярного течения среди молодежи тургеневской эпохи. Нигилизм подразумевает отрицание высших ценностей: любви, дружбы, искусства, силы природы, чувства прекрасного. Разумеется, старшему поколению в лице аристократов братьев Кирсановых не понять эти новомодные идеи молодежи. Конфликт неизбежен, так как каждый из героев отстаивает свою точку зрения и взгляд на мир.

Похожая ситуация наблюдается и в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Здесь читатель знакомится с веком минувшим, то есть с Фамусовским обществом во главе с непросвещенным Фамусовым, и веком нынешним, с молодым и образованным человеком Чацким. Старшее поколение воспитано таким образом, что их высшими ценностями является продвижение по карьерной лестнице, получение хорошего чина и накопление богатства. Самое интересное, что каждый из Фамусовского общества видит в этом цель жизни, но серьезно работать над этим не желает. Им неинтересны книги и просвещение, не интересна и сама работа.

Они предпочитают отбросить книгу как ненужную вещь, а от работы отлынивать насколько это возможно. Чацкий же сторонник других идей и правил. Он рад служить, но не желает это делать так, как принято старшим поколением. Чацкий образован, не глуп, и продолжает развиваться дальше, находя в этом великую ценность. Различные взгляды на мир и место в нем разыгрывают конфликт между представителями разных поколений. Но Чацкий один против целого общества. Ему не победить в этой борьбе мнений.

Таким образом, главной причиной конфликта отцов и детей, являются различные взгляды на жизнь и ценности. Каждому поколению свойственны свои рассуждения, мысли и мнения. Именно из-за этого конфликт между старшими и младшими неизбежен и будет повторяться с каждым новым поколением.

Итоговое с аргументами из литературы

Конфликт поколений всегда был актуальной проблемой. Причины разногласий кроются в различных аспектах. У каждого своего представления об окружающем, свои принципы и идеалы, которые порой нам могут противоречить.

Эти разногласия присутствуют и в русской литературе.  Это утверждает, что проблема межпоколенческих отношений всегда интересовала писателей.  И ни один из них не оставил в своей работе полностью разрешенного конфликта.

В качестве первого примера можно взять произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети». Данное творчество сразу заставляет нас увидеть разницу взглядов двух поколений.

Разладица Базарова и Кирсанова представил разность во взглядах двух поколений, доказав бесконечность трудности взаимоотношений отца и детей. И если Кирсанов почитал Базарова начальником, то для Базарова Кирсанов был праздным, ненужным хозяином. И если прошедшее поколение заключалось из приверженцев вежливых нравов, незанятой аристократии, то новое поколение заключалось из людей службы и бизнеса, презирающих надмение и ленивую жизнедеятельность в своих имениях. Они думают о том, чтобы все больше и больше улучшить себе жизнь, но не ищут счастья в мелочах.  Если бы обе стороны не были настолько категоричны, они пошли на компромисс, ведь соединение двух поколений могло бы быть сильно плодотворным.

Таким образом, Базаров мог научиться сдержанности у Кирсанова, а Кирсанов открыл для себя мир преобразований.

Также делая аргумент в сторону данной темы, можно взять комедию А. Грибоедова «Горе от ума».

Здесь указывается поколение двух разных взглядов. Первый тип составляет Фамусов и его окружение со своими жизненными принципами, которые занимают верхи общества. Также противоположный ему персонаж – Чацкий.

У него совершенно другой взгляд на жизнь, в отличие от Общества Фамусова. Главный герой противостоит поклонению, подобострастию, лицемерию, с помощью которых люди «прошлого века» привыкли добиваться своих корыстных целей, совмещая их со служением и приспособленностью к обществу.  Чацкий выходит за рамки социальных изменений, к которым представители «отцов» относятся отрицательно, так как их устраивает уже привычное существование. Грибоедов пытается донести до нас, что у этих поколений разные представления о личной и общественной жизни, также замечается разное видение на окружающий мир. Это и послужило нерешенностью разногласия и появляется необходимость конфликта между «отцами» и «детьми»

Подводя итоги, хочется сказать, что, неизбежность конфликтов взрослого и младшего поколения будет происходить еще множество веков. Всё это может свидетельствовать что люди по-разному смотрят на жизнь и свои реалии, поэтому неким выходом из данной ситуации будет прислушиваться мнения старшего поколения, но оставаться при своем.

8. Роман и.С.Тургенева «Отцы и дети». Смысл названия, основной конфликт, проблематика.
В романе «Отцы и дети» описан конфликт двух поколений. Это разногласие происходит не только оттого, что часть героев относится к поколению «отцов», а другая — «детей», но и потому, что они представляют разные слои общества — дворянства и демократов-разночинцев и являются выразителями противоположных идей, различных мнений.
Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова можно отнести к поколению «детей», а Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых — к поколению «отцов». Дети получили многое от своих родителей, но пошли значительно дальше в своем развитии.
В чем же смысл названия романа? «Отцы и дети» — это символ вечно обновляющейся жизни. Роман «Отцы и дети» — о жизни, такой, какая предстала перед Тургеневым, и такой, как он её понял. В романе «Отцы и дети» очень богатая проблематика. Но главной проблемой, на мой взгляд, является нигилизм.
В чем же сущность нигилизма, в частности нигилизма Базарова?
Он считает прогнившим весь государственный строй России, поэтому он отрицает «все»: самодержавие, крепостное право, религию — и то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, темноту, невежество, патриархальную старину, семью. Однако положительной программы Базаров не выдвигает. Когда П. П. Кирсанов говорит ему: «. Вы все разрушаете. Да ведь надобно же и строить», Базаров отвечает: «Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить».
Роман направлен против дворянства, причем в этом произведении Тургенева обличается именно весь класс помещиков, а не отдельно взятых дворян, показана их неспособность вести Россию дальше по пути развития. Прежняя, изжившая себя мораль, устаревает, уступая место новому, прогрессивному движению, новой морали. Одним из носителей этой морали является Евгений Базаров. Базаров – разночинец, который, видя упадок государства, встает пока еще не на путь строительства новых устоев, но на путь нигилизма, предшествующего этому грядущему строительству.
По его же словам, он отрицает абсолютно все – искусство, поэзию, авторитеты, религию, самодержавие, даже любовь. Отличительная черта нигилизма Базарова в том, что он не борется против того, что отрицает. Ему все равно, пойдут ли за ним и за его убеждениями, он не проповедует нигилизм, лишь не скрывает своих убеждений и не боится открыто их высказать. Он материалист, и это не лучшая его черта – он называет духовность «романтизмом» и «вздором», а людей-носителей ее, презирает. «Порядочный химик раз в двадцать полезней высокого поэта» – слова Базарова, из которых мы можем заключить, что материальный мир для него куда важнее духовного.
Хотя надо сказать, что не ко всему материальному миру у него такое почтительное отношение – его не волнует его собственное материальное состояние и то, что о нем думают другие люди. Он неприхотлив, мало заботится о модности своей одежды, о красоте своего лица и тела, он не стремится добыть как можно больше денег — ему хватает того, что у него есть. И эта черта – признак сильных и умных людей.
Тургенев не видел будущего за поколением “отцов”, оно отжило свой век, но также автор не видел будущего и за “детьми”, пришедшими в мир, чтобы “разрушить” его, “расчистить место”, не создав при этом ничего нового. Именно поэтому Тургенев “убивает” своего героя, не видя за ним будущего, той роли, которую он бы мог сыграть в движении России вперед. Но заслуга автора в том, что он создал образ современного человека, представителя разночинной молодежи 60-х годов.
Роман Тургенева всколыхнул все слои русского общества. Полемика о нигилизме, об образе естественника, демократа Базарова продолжалась целое десятилетие на страницах почти всех журналов той поры.
Критики XX века В. В. Боровский и А. В. Луначарский считали роман «Отцы и дети» значительным явлением не только литературы, но и всей общественной жизни, крупным фактом идейной борьбы 60-х годов.
Источник:
Смысл названия и основной конфликт романа отцы и дети
8. Роман и.С.Тургенева «Отцы и дети». Смысл названия, основной конфликт, проблематика. В романе «Отцы и дети» описан конфликт двух поколений. Это разногласие происходит не только оттого, что
http://studfiles.net/preview/1725688/page:7/

Смысл названия романа И

Осенью 1860 года Тургенев начинает работу над новым романом, героем которого должен стать “русский Инсаров”. Этому роману Тургенев придавал большое значение, он хотел подвести в нем итог своим разногласиям с Добролюбовым — спорам между либералами и демократами.
Внешне прямо противоположен Павлу Петровичу его брат, Николай Петрович. Он добр, мягок, сентиментален. В отличие от бездельничающего Павла Петровича Николай Петрович пытается заниматься хозяйством, но проявляет при этом совершенную беспомощность. Он пытается что-то изменить, следовательно, делает шаг к тому, чтобы хоть как-то приблизить себя к обстоятельствам новой жизни — это уже прогресс.
Аркадий Кирсанов по возрасту представляет молодое поколение. Он взрослеет в среде, отличной от той, которая воспитала его отца и дядю. Аркадий тянется к Базарову и всерьез считает себя его последователем. Но на деле оказывается способным только подражать Евгению. Аркадий сам по себе очень внушаем, и вдали от дома увлекается Базаровым как сильной личностью, непохожей на других. Но взгляды отца и дяди все равно гораздо ближе Аркадию. В родном имении он постепенно отходит от Базарова. Знакомство с Катей Локтевой окончательно отдаляет их друг от друга. Впоследствии Аркадий становится более практичным хозяином, чем его отец, — именно в этом можно усмотреть истинный прогресс и положительное влияние нового времени. Но все равно Аркадия хочется отнести к представителям старого поколения, несмотря на его молодой возраст.
По моему мнению, в романе показан один представитель “детей” — Евгений Базаров. Он именно тот новый герой, которого можно назвать “русским Инсаровым”. Разночинец Базаров противопоставлен дворянам Кирсановым. В этом противопоставлении и заключается конфликт и смысл романа. Базаров подчеркивает в разговоре с Павлом Петровичем свою связь с народом: “Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника Вы и говорить-то с ним не умеете”.
И в то же время своего героя Тургенев рисует как человека, не склонного отдать свою жизнь на благо народа. Базаров не идеализирует русского мужика. Он осуждает его серость, отсталость и необразованность. Деревенские мужики хорошо относятся к Базарову, потому что видят в нем простого и умного, но одновременно и чужого, не понимающего их человека.
47863 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Источник:
Смысл названия романа И
Litra.RU ::Смысл названия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Отцы и дети Тургенев И.С.
http://www.litra.ru/composition/get/coid/00043901184864042728/

  • Спор о правде и мечте в пьесе на дне сочинение
  • Спор трех друзей сказка
  • Спор пушкина и жуковского о сказках кто победил
  • Спор о человеке в драме горького на дне сочинение 11 класс
  • Спонтанные поездки самые лучшие как пишется