Спокойная музыка для сказки без слов

Методическая разработкамастер-класс для родителейорганизация сотрудничества с родителями по речевому развитиюсоставитель:тиунова татьяна николаевна, старший воспитательцель: вовлечение родителей в совместную игровую деятельность,

Методическая разработка

Мастер-класс для родителей

«Организация сотрудничества с родителями по речевому развитию»

Составитель:

Тиунова Татьяна Николаевна,

старший воспитатель

Цель: Вовлечение родителей в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.

Задачи:

  1. формировать у родителей представление о понятии «речевое развитие ребенка» и способах повышения уровня этого развития;
  2. познакомить родителей с формами логопедической работы, которые необходимо использовать при индивидуальной работе с ребенком дома;
  3. информировать родителей о сформированности психических процессов на этапе завершения дошкольного детства («Готовность к школе»);
  4. пополнить педагогический арсенал родителей играми, способствовать повышению их речевой культуры;
  5. воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес ребёнка к занятию.

Используемая технология: игровая.

Форма проведения родительского собрания: мастер-класс.

Продолжительность мероприятия: 1 час.

Предварительная работа:

Подготовить:

  • лист регистрации;
  • презентация «Играем вместе»;
  • наглядный материал (картинки птиц, картинки «Зерно»);
  • памятка-буклет «Речевые игры дома»;
  • анкеты для родителей «Обратная связь».

Ход мастер-класса:

Этапы

Содержание

Деятельность родителей

Время

Вводный

В зале звучит спокойная музыка.

1. Приветственное слово старшего воспитателя.

Уважаемые родители! Мы рады видеть Вас на нашей встрече, посвященной проблемам развития речи дошкольников. Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребенку первые знания. Навык правильной речи, как и все другие навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни. Только совместными усилиями родителей и педагогов мы можем решить проблемы в речевом развитии детей.

Мастер-класс начнется с мини-лекции, в ходе собрания будут применяться игровые упражнения. По окончании работы для подведения итогов и получения обратной связи вам будет предложена мини-анкета.

2. Регистрация участников.

Сбор участников мастер-класса

Приветствие родителей

Регистрация

5 мин

1 мин

2 мин

Основной

1. Выступление учителя-логопеда: «Направления логопедической работы в ДОУ».

— формы логопедической работы на занятиях;

— структура логопедического занятия.

2. Выступление педагога-психолога: «Результаты обследования психических процессов»:

— трудности;

— готовность к школьному обучению.

Слушание

вопросы

Слушание

вопросы

5 мин

7 мин

Основной

3. Выступление старшего воспитателя «Речевые игры дома» (мастер-класс) (приложение 1):

— игры на активизацию словаря;

— игры на речевые обобщения;

— игры на развитие звукового анализа слова;

— игры на грамматику;

— игры на связную речь.

Рекомендации по работе с лексической темой «Хлеб всему голова».

Выполнение заданий, участие в мастер-классе

30 мин

Заключительный

1. Получение обратной связь — анкетирование родителей (приложение 2).

2. Подведение итогов.

Уважаемые родители! Мы активно работали сегодня, пытаясь найти ответ на вопрос о том, как стимулировать речевое развитие ребенка. Завершая наше общение, давайте поблагодарим друг друга и скажем друг другу комплимент, начинающийся со слов: «Вы успешный родитель, потому что …».

Родители встают в круг и произносят по очереди комплименты друг другу.

3. Буклет «Играем вместе. Речевые игры дома».

Заполнение анкет

Получение буклетов

5- 7 мин

Приложение 1

«Речевые игры дома»

Игры на активизацию словаря:

Игра «Как можно…»

Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…» Другие вопросы: — Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…) — Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…) — Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно…) — Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно…) – Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно…)

«Ищем слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Из компота?

«Опиши предмет»

Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое?) красное, кислое, круглое, твердое и т.д. (машина, хлеб).

Игры на речевые обобщения:

«Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

— «Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведро, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

зима, апрель, весна, осень, лето;

мама, подруга, папа, сын, бабушка.

— «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

крепкий, далекий, прочный, надежный;

смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

— «Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал;

пришел, явился, смотрел;

выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

Игры на развитие грамматического строя речи:

«Один — много»

«Яблоко – много чего? (яблок); Помидор – много чего? (помидоров)» и т. д.

Игра «Веселый счет» 

Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна..) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…)

«Приготовим сок»

«Из яблок сок (какой?) — яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)» и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?» и т. д.

Игры на развитие звукового анализа и синтеза:

Игра «Цепочка слов» 

Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова

Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста — …

Игры на развитие связной речи:

Кем (чем) был?

Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных и т. д., а ребёнок должен сказать, кем

(чем) они были раньше. Корова была телёнком. Бабочка была гусеницей. Курица была цыплёнком, а цыплёнок – яйцом. Лёд был водой и т. д.

Приложение 2

Анкета для участника мастер-класса

(обратная связь)

Уважаемые педагоги! Предлагаем Вам вопросы анкеты, касающиеся проведения и результативности мастер-класса. Информация, полученная от Вас, будет использована для повышения эффективности и совершенствования различных мастер-классов.

  1. Для Вас был полезен данный мастер-класс?
  • Да
  • Нет
  1. Какое задание Вам больше всего понравилось?

________________________________________________________

  1. Был ли материал, о котором вы не знали?

________________________________________________________

  1. Сложно ли Вам применить данный материал на практике? (если да, то в чем сложность?)

________________________________________________________

  1. Используете ли Вы в своей работе данный материал?

________________________________________________________

  1. Можете ли Вы предложить новый прием в работе по развитию графо-моторных навыков детей дошкольного возраста?

________________________________________________________

  1. Что, по Вашему мнению, в данном мастер-классе требует дополнительных разъяснений?
  • Методика;
  • Отдельные педагогические приёмы;
  • Техническое оснащение;
  • Другое____________________________________________
  1. Хотели бы Вы встречаться на таких мастер-классах?
  • Да
  • Нет
  1. Если да, то какая тема Вам интересна?

________________________________________________________

Приложение 3

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ПРИСУТСТВУЮЩИХ

Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

(форма и тема мероприятия)

Дата:

п/п

ФИО родителя

ФИО ребенка

Подпись

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Выступающие:

____________________                                        учитель-логопед                        подпись                

____________________                                        старший воспитатель

        подпись

____________________                                        педагог-психолог                                                        

Часть 1

О переменах, кадрах, мотивации, фейках, спецвакцине, пловцах, гаджетах и подозрительности

— Место встречи изменить нельзя, Сергей Валерьевич? Ждал вас на набережной Ялты, думал, поговорим о ликвидации последствий летнего наводнения. Вместо этого беседуем в вашем кабинете в Симферополе, где пять с половиной лет назад уже писали интервью для ТАСС.

— Конец года, напряженно со временем, вот только вернулся из Красногвардейского района, за каждым объектом нужен надзор — как говорится, глаз да глаз. На ЮБК, извините, не успевал физически.

Поэтому встретились в прежнем месте, что же касается остального — за прошедшие годы перемены в Крыму значительные, даже колоссальные. Можно сказать, за год выполняем пятилетку в том, что касается социально-экономического развития. Если любопытно, загляните в сводку объектов, которые ремонтируются, восстанавливаются, реконструируются, строятся с нуля. В конце прошлого года ввели в эксплуатацию Многопрофильный республиканский медицинский центр имени Семашко, построили Бештерек-Зуйский водозабор, который будет питать Симферополь. Большинство проектов реализуется благодаря решениям, принятым президентом Путиным. Федеральное финансирование, по сути, основа развития нашей республики.

Иногда поздно ночью возвращаюсь домой откуда-то из района, читаю бумаги, отвлекаюсь от дороги, потом поднимаю голову, смотрю в окно и в первую секунду не понимаю, где нахожусь. Хотя Крым знаю прекрасно. Впечатление, что даже рельеф поменялся.

С 2014 года заложили более 10 тысяч гектаров новых садов и виноградников.

Раньше на дорогу до Керчи уходило два с половиной, а то и три часа, сейчас по трассе «Таврида» доезжаем за час сорок. До Севастополя вообще 35–40 минут — считай, рядом. Осталось достроить последний этап, и ситуация с точки зрения доступности и этого города-героя будет окончательно решена.

Участок трассы "Таврида" в районе села Скалистое Сергей Мальгавко/ТАСС

Участок трассы «Таврида» в районе села Скалистое

© Сергей Мальгавко/ТАСС

Инфраструктурные изменения мощные. Но идеализировать ситуацию не хочу. Требующих решения проблем по-прежнему огромное количество. Доходы граждан, цены на продовольствие, работа системы здравоохранения в условиях COVID, тарифы и качество услуг сферы ЖКХ, жилищная политика — вот то, что волнует крымчан. К сожалению, по большинству вопросов пока нет окончательных ответов.

Однако это не повод опускать руки. Если зашел на цель с одной стороны и у меня не получилось, зайду с другой. Хотя не все зависит лично от меня. Иногда люди не могут понять или решить задачу, которую ставишь перед ними. Кадры — вот главный вопрос. Подготовленные, неравнодушные. Нужны те, кто может на себя взять ответственность и, дав обещание, сдержать слово. С этим действительно есть проблема.

— За семь с половиной лет, что вы во главе региона, сколько раз сменилась команда?

— Команда прежняя. Меняются люди, которые не достигли нужного результата. Основной критерий — эффективность и обязательность. Ко многим из тех, кто был уволен, я хорошо отношусь. Люди сами по себе порядочные, добросовестные, но в силу тех или иных причин не смогли решить поставленную задачу. Значит, нужно искать других исполнителей. Это же не частная лавочка, мы занимаемся тем, что касается судеб огромного количества наших сограждан. Поэтому все должно быть четко: обещал — сделай.  А если провалил дело — не отпирайся, скажи как есть и уйди.

Конец года — хороший повод посмотреть, какие цели достигнуты, что из заявленного изначально не выполнено. И сделать определенные выводы.

— Когда мы общались в 2017-м, под следствием находился вице-премьер правительства Крыма Олег Казурин…

— Да, его осудили на 11 с половиной лет за получение взятки. Все справедливо.

— Теперь задержаны два бывших ваших зама — Евгений Кабанов и Владимир Серов.

— Это разные истории, и статьи другие, сейчас речь об экономических преступлениях.

— Я к тому, что время идет, но здесь стабильность, ничего не изменилось…

— Обычная история — человеческий фактор. Наверное, у кого-то возникает желание быстро заработать или иным способом достичь материального благополучия. Пожалуйста, добивайтесь этих целей, не используя органы власти. К сожалению, с точки зрения престижа и финансовой обеспеченности работа чиновником далеко не самая привлекательная. Это очевидный факт. Зарплата, которую платят большинству должностных лиц, не соответствует уровню нагрузки и ответственности.

Спросите в какой-нибудь корпорации или банке, кто из топ-менеджеров согласится перейти на госслужбу при том количестве подчиненных и объеме вознаграждения, которые есть сегодня. Боюсь, вряд ли найдем добровольцев.

Поэтому честно говорю: коллеги, если вы пришли сюда за деньгами, не ищите приключений, сразу идите в бизнес, пытайтесь заработать за пределами этого здания, в правительстве не будет ничего другого, кроме неотвратимости наказания. Конечно, иллюзий не строю, мы далеко не все коррупционные явления победили, и неизвестно, когда одолеем, если по-честному. Человеческую природу, наверное, не изменишь, тем не менее критерий один: создание условий прозрачности, чтобы исключить любые соблазны.

 Нужны системные, государственные люди, а не временщики, думающие, как бы набить карман. Надо менять подход в целом. Постоянно выступаю за повышение престижа работы в органах госвласти, улучшение стимулирования. Способов разных много, мы готовим предложения для обсуждения.

Должна повыситься не только зарплата, но и сам подход, чтобы люди поняли: надо держаться за работу, более ответственно выполнять поручения. В любом случае дорогу осилит идущий.

В правительстве республики — что называется, на земле, на низовом уровне — работают молодые специалисты, получающие от 15 до 18 тысяч в месяц. Ну куда это годится? Обязанностей тьма, за все спрашивают, а денег, по сути, не платят…

— И главе Крыма недокладывают мяса?

— Речь не обо мне. Я пришел из бизнеса, жена и сын продолжают им заниматься, у семьи были и есть официальные источники дохода. Откровенно могу сказать, что работаю во власти исключительно из чувства благодарности и уважения к нашему лидеру, доверившему мне ответственный участок. И, конечно, ради земляков, сделавших в 2014-м свой выбор.

Коллеги знают: если бы не «крымская весна», никогда не согласился бы на госслужбу. Даже не думал об этом. Так исторически сложилось

— И надолго задерживаться у руля не планировали?

— Нет, конечно. Рассчитывал закончить карьеру в органах власти после подписания документа о возвращении Крыма на историческую родину. Не собирался претендовать ни на какие посты. Сделал работу и отошел в сторонку. Не получилось…

— А что труднее — быть революционером или хозяйственником?

— Второе. Весной 2014-го все было понятно: вот он, враг, перед тобой. Хозяйственные вопросы — совсем иное. Надо иметь опыт, интуицию, понимать, чувствовать, где тебя обманывают или пытаются объегорить. К сожалению, ежедневно с этим приходится сталкиваться. Кто-то действует умышленно, другие выдают непроверенную информацию… Мотивы не так важны. Главное — что эффект от неправильно принятого решения все равно будет отрицательным.

‘ Пресс-служба Главы и Правительства Республики Крым/ТАСС’

— Часто обжигаетесь, Сергей Валерьевич?

— Это вопрос доверия человеку. Ты предлагаешь ему работу, объясняешь условия, договариваешься на берегу: никакого вымогательства денег у граждан, распила бюджета — за это уголовное наказание, причем жесткое. Пожалуйста, если кто-то в семье занимается законным бизнесом, который не связан с должностными обязанностями, — да ради бога, это не возбраняется. Нормальный процесс.

Дальше уже наступает выбор и персональная ответственность каждого.

— А ваша мотивация в чем?

— Моя? Чтобы стыдно не было потом перед президентом страны, крымчанами и собственными детьми. Вот и все, предельно просто.

— Дантон сказал, что революция, как бог Сатурн, пожирает своих детей. В Севастополе уже поменялось несколько начальников. Был Меняйло, потом Овсянников, сейчас Развожаев…

— Это другой субъект, я за него не в ответе. Своего хватает, уже практически живу здесь, на работе. Даже шучу, что скоро прописку переоформлю на Совет министров…

Повторяю, я не загадываю. Глава государства может в любой момент принять решение — и я тут же уйду. Но пока есть доверие, работаю. В том числе со стороны крымчан. Ну, смысл сидеть, если на тебя нельзя положиться? Зачем? Ходить каждый раз на выборы, обещать, а потом искать оправдание, почему опять ничего не сделали? Мол, извините? Это не мой стиль, я так не хочу. Привык отвечать за слова.

Другое дело, что порой трудно отличить правду от лжи. Фейки очень удобно разгонять, ситуация, увы, такова, что хорошие новости часто не читаются и не замечаются. Над безобидными глупостями посмеялись и забыли, но порой возникают стрессовые ситуации, связанные с реальными ЧП, и находятся негодяи, которые сеют панические настроения, паразитируют на этом. Необходимо быстро принимать решения, а люди реагируют на разные вбросы…

Помните, осенью 2018-го случилась трагедия в политехническом колледже Керчи. Как только позвонили, я бросил дела и помчался туда. Две машины — с охраной, оружием. Ехали часа два, «Тавриду» еще не построили. По дороге читаем так называемые новости: нападавших 10 человек, 12, 15… Что вообще происходит?

Во время брифинга у Керченского политехнического колледжа, 17 октября 2018 года Сергей Мальгавко/ТАСС

Во время брифинга у Керченского политехнического колледжа, 17 октября 2018 года

© Сергей Мальгавко/ТАСС

На место приехали — к этому времени стало понятно, что террорист был один. Но вы не представляете, каких усилий стоило переубедить людей. Я встречался с родителями, учениками, преподавателями. Более 500 человек собралось в зале. Говорю: вот записи с камер видеонаблюдения, вот свидетели. Нет, не верят, что не было сообщников. И ссылаются на анонимные источники. Где-то что-то слышали.

Сейчас с вакцинацией схожая ситуация. Что только представители власти не говорят, какие аргументы не приводят, уважаемых людей, чья репутация безупречна, тоже привлекли — отказываются прививаться, хоть ты тресни! Нам нужно вакцинировать более миллиона 200 тысяч человек, в начале декабря недобирали до плановой цифры почти 30 процентов…

— Вы под камерой укололись?

— Конечно. И привился, и ревакцинировался «Спутником». Специально сказал, чтобы ампулу отправили на анализ и показали потом результат: там не вода и не физраствор.

К сожалению, личный пример в данном случае не работает, тотальный кризис доверия в обществе. И не только в России, как видим.

Подумываю: может, запустить слух, что бесплатной вакцины в Крыму осталось на два дня и выдается теперь она только избранным

— Членам профсоюза.

— Завтра штурмом возьмут все медучреждения! Логика у людей простая: раз дефицит — значит, стоящая вещь. Можно еще шепотом сказать, что сделали спецвакцину для госслужащих, списки утверждает лично глава республики и хранит бумаги у себя в сейфе.

— «Спутник А». Аксеновский.

— Ну да, что-то из этой серии. Дескать, придумали отдельный компонент, но его страшно мало.

Завтра же соберут инициативную группу товарищей, утром пересчитают вакцину, днем организуют очередь, а к вечеру все сделают прививку!

— Полагаете, сработает?

— Уверен! Но обманывать людей не в наших правилах, фейком на фейк не отвечаем. Конечно, шучу, утрирую, однако смех сквозь слезы, если честно.

Ходим, уговариваем… Первыми в мире сделали вакцину, президент принял решение бесплатно прививать всех желающих, но добраться до коллективного иммунитета не можем…

— Легче поверить в небылицу. Вся страна видела, как во время летнего наводнения вы плыли по затопленной Керчи в лодке, а сзади вас сопровождали трое мужчин в гидрокостюмах.

— И еще три водолаза были под моторкой. Охрана. Не все в кадр попали…

Во время осмотра последствий сильных ливней в Керчи, 2021 год Пресс-служба главы и правительства Крыма/ТАСС

Во время осмотра последствий сильных ливней в Керчи, 2021 год

© Пресс-служба главы и правительства Крыма/ТАСС

Бред из серии «Нарочно не придумаешь». Улицы реально ушли под воду, пострадавшие в больнице сидят, спасатели развозят продукты старикам и лекарства пациентам, но это никого не трогает. Всех волнует, кто были мужики, плывшие за Аксеновым. В действительности сотрудники МЧС вытолкали нас на фарватер, где глубина превышала два метра. Вот и все.

Чуть позже в тот же день я встречался с людьми в пострадавшем от воды селе Ленинского района — вдруг меня выдергивают: срочно надо дать комментарий. Что случилось? Говорят: везде шум стоит, интернет бурлит. Я сразу даже не понял, о чем речь. Оказывается, водолазы Аксенова не дают всем покоя. Пришлось звонить руководителю управления МЧС, чтобы он подтвердил: это были их сотрудники.

 Но пресса уже подхватила. Я вашим коллегам говорю: вы хотя бы предупредили бы заранее, выбросился бы из лодки, поучаствовал в спасении спасателей…

Вот как с этими нелепицами бороться? Сидеть в соцсетях и опровергать? Так у меня на это времени нет.

— Да и с гаджетами вы, насколько понимаю, пока не особо дружите.

— Никогда не дружил. У меня обыкновенный кнопочный телефон. Слава богу, восемь лет нормально служит. Он нужен только для звонков — входящих, исходящих. Всё! SMS сам не пишу, чужие не читаю. Придерживаюсь старых традиций.

Чтобы узнать новости, обхожусь без гаджета. По выходным иногда сажусь за руль и еду в какой-нибудь район, заранее никого не предупреждая. Могу подбросить по пути кого-то из голосующих на трассе. Заодно и поговорим. Недавно подъехал на автостанцию, позвал ребят-таксистов, они рассказали все, что наболело. Молодцы! Нужно смотреть людям глаза в глаза. Полезно.

— Потом следуют оргвыводы?

— Ну, как минимум коллеги знают, что я постоянно работаю на земле, сказки мне плести не надо, быстро разберусь.  Любой вопрос всегда перепроверяю с разных сторон.

— Подозрительный вы.

— Опытный. Семь лет назад был другим.

— Каким?

— Обыкновенным. Отвечал сам за себя, и у меня было просто: если обманывали — переставал общаться с человеком…

— А сейчас?

— Приходится садиться и разбираться, я не могу взять и выгнать всех, кто не выполнил договоренности. В конце концов, есть Трудовой кодекс…

За эти годы понял одно: до 80 процентов входящей информации оказывается ложной. Как угодно можно это называть…

Приведите примеры.

— Профильное министерство сообщает, что все цены на продукты питания у нас ниже российских. Не верю. Отправляю помощников в магазин, сам еду на рынок, смотрю и убеждаюсь, что нарисованная картина далека от истинной. Дальше начинаем выяснять, зачем писать неправду…

Конечно, не лично министр виноват в том, что цены растут. В Крыму по-прежнему нет больших торговых сетей, это снижает уровень конкуренции, создает почву для спекуляций. Проблема есть, ее надо решать, а не замалчивать. Скажем, чаще организовывать ярмарки местных сельхозпроизводителей, помогать им продавать продукцию без посредников… Будем строить в Симферопольском районе крупный оптово-распределительный центр, что позволит хранить тысячи тонн товаров. Планируется, что инвестиции в проект составят более 6 миллиардов рублей, срок реализации — два года.

Знаете, уже привык практически каждый документ ставить под сомнение. Любую цифру, которую вижу, проверяю. И в большинстве случаев мои подозрения оправдываются. Вот в чем проблема. Клянусь, был бы рад ошибиться. Увы…

Я так работать не могу. Если что-то обещаю — люди мне верят, знают, что сделаю.

Коллегам всегда говорю: помните о дне, когда уйдете с госслужбы и опять будете по улице ходить, с людьми встречаться. Хочу идти спокойно, не отводя ни от кого глаз. И по кабинетам прятаться не собираюсь, мне нечего стыдиться. Все решения принимаю честно, меры закладываю исчерпывающие. Да, не все получается, но делаю максимум того, что в моих силах. Многим пытаюсь помочь, что называется, в личном порядке, не как чиновник. Вот звонят люди, срочно нужно вмешаться, по здоровью бывают сложные ситуации, порой на грани. Конечно, стараюсь решить…

Ежедневно на мою страницу в соцсетях приходит несколько сотен обращений по самым разным темам. Все читаю и размечаю должностным лицам, каждое беру на контроль. Обязательно идет обратный отзвон тем, кто написал мне, чтобы удостовериться, удовлетворен ли заявитель решением вопроса. Сам звоню многим, проверяю.

Мы в бюрократию не играем. Обращения расписываю в день поступления, назавтра по ним уже должны работать. Вот вчера жители дома из Симферополя написали, что у них подвал три года фекалиями затоплен, а коммунальные службы друг на друга кивают. Отправил туда министра, велел перезвонить, когда будет на месте. К вечеру проблему закрыли…

— Извините, а это уровень главы Крыма? Такими вопросами заниматься?

— Конечно, нет. Но если люди обратились ко мне, не могу же проигнорировать. Речь об эффективности различных руководителей. Три года морочили людям голову, а потом все сделали за три часа…

В Феодосии вот был. Приехали к дому, где на верхних этажах пару лет нет горячей воды. Цена вопроса — 100 тысяч рублей. Тома переписки, а решения нет. К кому только жильцы не обращались, ко мне пришли как к последней инстанции. Конечно, я отреагировал.

— Прекрасно, что вы такой отзывчивый и душевный, Сергей Валерьевич, но постоянное управление в ручном режиме… Строго говоря, это бардак.

Не спорю. Пока не получается, чтобы вертикаль системно срабатывала

— Плохо строят?

— Кирпичи некачественные, стройматериалы надо лучше выпускать…

С автором проекта "Первые лица регионов" Андреем Ванденко Антон Волк

С автором проекта «Первые лица регионов» Андреем Ванденко

© Антон Волк

— Может, и каменщики не тянут?

— Все вместе, по совокупности. Повторяю, кадровая проблема стоит очень остро. Сейчас вот подбираем кандидатов в мэры крупных городов полуострова. Уже не знаю, где искать — то ли среди тех, кто из тюрьмы освобождается, то ли в психушку обращаться… И смех и грех!

Руководителей, умеющих правильно поставить задачу, поддержать коллектив, мотивировать его, защищать в случае необходимости, к сожалению, не хватает. Повторяю, специалисты на земле работают адекватные и вменяемые, речь об эффективности топ-менеджмента, важно настроить людей на результат.

— Не слишком радостная картина получается.

— Что делать? Какая есть. Мы же встретились, чтобы правду друг другу говорить…

Часть 2

Об ордере на арест, Лукашенко, отпуске, ЧП, Зеленском, Путине и подковерной борьбе

— Тогда ответьте, как относитесь к тому, что Украина выписала ордер на ваш арест?

— Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Что могу сказать? Даже оценивать не хочу — там, по-моему, уровень маразма уже зашкаливает. Пусть приезжают, попробуют. Адрес знают.

— А Лукашенко в гости ждете?

— Ну, как Владимир Владимирович решит. Он пригласил президента Белоруссии, а я всегда и во всем поддерживаю нашего лидера. Конечно, будем рады принять Александра Григорьевича.

Это братский славянский народ, что же мы порознь живем?

— У белорусов в Крыму осталась какая-то недвижимость?

— Санаторий. Туристы едут, хотя и не так много. Кружным путем добираться долго.

— Официальных контактов сегодня нет?

— Никаких. Лишь на уровне народной дипломатии. Представители белорусской общины Крыма активно общаются, поддерживают отношения, ездят к землякам. И предприниматели торгуют независимо, так сказать, от политики. На прошлогоднем экономическом форуме в Ялте были, но в большинстве — инкогнито.

— На этот раз форум отменили в последний момент. Поломали вам планы?

— Куда деваться? Ковид. Число заболевших стало расти, какой тут форум? Все соглашения готовились для подписания заранее, были детально обсуждены, оставалось лишь формализовать их. Что мы и сделали в рабочем порядке. Никаких проблем не возникло. Самое крупное соглашение — проект комплексного освоения территории вокруг озера Мойнаки, рассчитан на шесть — девять лет, сумма инвестиций — 35 миллиардов рублей.

Безусловно, это очень важно для развития региона, но, честно говоря, форум носит для нас не только экономический, но и политический характер. Возможность пригласить сюда представителей политических элит, бизнеса из разных стран…

— Косвенный факт признания?

— Конечно. Форум друзей Крыма так и возник. Активно тогда выступали итальянская, французская, немецкая делегации…

Все равно признают. А куда денутся? Но мы готовы к тому, что процесс затянется надолго. Более того, закладываемся на худший сценарий. Так проще работать — когда ничего не ждешь. Зато если ситуация прорвет, сразу откроется окно возможностей для нас. Их надо будет правильно использовать.

— За границу вы по-прежнему не ездите?

— Я не особо путешественник… Не умею праздно проводить время, только порчу всем отдых, постоянно ищу себе какое-нибудь занятие. Ходить по экскурсиям не в моем характере, лежать кверху животом — тоже.

— В этом году в отпуске были?

— Могу твердо сказать, что за последние семь с половиной лет искупался в Черном море шесть раз. Шесть! Как-то установил личный рекорд — трижды за сезон окунулся, а некоторые годы совсем пропустил.

Не придумываю, честно говорю. В 2019-м, помню, заехал на пляж… Я один был, сам за рулем. Посидел, погрелся. Потом стали люди подходить, просить сфотографироваться. Во второй раз плыл на веслах на резиновой лодке, прыгнул за борт. Выныриваю, подгребает мужчина: «Вы Аксенов? У меня тут один вопрос…» Ну, и все, короче, поплавал. Решил, что сезон на этом можно закрывать…

У меня и загар крымский. Шея и руки по локоть. Правда, как-то разговорился с людьми, стоял без головного убора — сгорел так, что потом два дня не мог в телевизоре показаться, цвет лица был неприличный, просто труба!

Коллеги думают — раз у нас курортный регион, значит, я из моря не вылезаю, пресс-конференции в плавках провожу, а пиджак сверху для вида цепляю…

В этом году взял неделю отпуска. Осенью. Чтобы разобрать накопившиеся документы.

Все лето занимался ликвидацией последствий наводнения. Мощно накрыло в середине июня. Сначала Кировский и Ленинский районы, Керчь, потом Ялту.

В 2020-м страдали из-за небывалой засухи. У нас, видите, то густо, то пусто.

— В народе говорят: то понос, то золотуха.

— Называть можно по-разному, но суть не меняется: самое крупное за 100 лет наводнение, рекордное количество осадков. В Ялте выпало более 100 миллиметров, в Керчи — около того. Настоящий сумасшедший дом.

А в 2020-м зной, которого тоже не случалось полтора века…

Обмелевшее из-за засухи Бахчисарайское водохранилище, 2019 год Алексей Павлишак/ТАСС

Обмелевшее из-за засухи Бахчисарайское водохранилище, 2019 год

© Алексей Павлишак/ТАСС

— Вы везучий.

— Да, приключения меня словно испытывают.

По сути, не было ни года без ЧС

— В буквальном смысле?

— В прямом.

Вспомните, с чего мы начинали. В 2014-м — «крымская весна», референдум, вхождение в состав России, смена валюты, законодательства, паспортов… Словом, по полной программе.

А теперь назовите хоть один регион мира, которому полностью отключили бы электроэнергию. У нас это было в ноябре 2015-го, когда Украина взорвала ЛЭП на своей территории и обесточила весь полуостров. Блэкаут! Котельные зимой встали, люди по домам сидели без света. Зимой!

А перед этим нам устроили водную блокаду, перекрыли Северо-Крымский канал.

Полгода жили в стрессе.

— Почему так долго?

— Смотрите: в Крыму потребление на пике было 1 300 мегаватт, а первая линия, которая зашла на полуостров по экстренно построенному энергомосту, давала 200 мегаватт. Вторая — еще 220. Ну, и так далее. Срочно поставили дизельные генераторы, сжигали в сутки полторы тысячи тонн солярки…

Президент держал ход работ на постоянном личном контроле. Восстанавливали, наращивали мощности и к летнему сезону 2016 года смогли полностью удовлетворить спрос, закрыть ситуацию.

В 2018-м — расстрел учащихся колледжа в Керчи, 21 погибший. Мы сегодня уже вспоминали эту трагедию.

В том же году — химический выброс в Армянске, когда вывозили из города всех детей и почти полностью взрослое население.

В 2019-м, кажется, чуть выдохнули, а в 2020-м начался COVID. Ну, и засуха…

В уходящем году — наводнение. Убытки составили почти 10 миллиардов рублей, до сих пор идет расчистка русел рек в Керчи и Ялте.

Так и живем, не скучаем.

— Как пандемия сказалась на туристическом потоке?

— Бьем рекорды. В 2019-м в Крым приехали 7 миллионов 400 тысяч отдыхающих, в 2020-м из-за ковида цифра упала до 6 миллионов 300 тысяч человек, зато в этом году по итогам 11 месяцев уже было 9 миллионов. У нас своя система, методика подсчета — может, она недостаточно точна, но плюс-минус так. Внутренний туризм расцвел, грех жаловаться.

Церемония встречи поезда "Таврия", прибывшего из Санкт-Петербурга в Севастополь, 2019 год Петр Ковалев/ТАСС

Церемония встречи поезда «Таврия», прибывшего из Санкт-Петербурга в Севастополь, 2019 год

© Петр Ковалев/ТАСС

— А в советское время сколько собирали на пике?

— До 10 миллионов. Владимир Владимирович поставил задачу, чтобы к 2025 году мы стопроцентно вышли на этот показатель. Но вопрос не в том, чтобы достичь количественного рубежа, — важно обеспечить доступный и качественный отдых.

Сегодня коечный фонд санаториев и пансионатов — 155 тысяч мест. Когда коллеги спрашивают, сможет ли Крым принять больше туристов, задаю встречный вопрос: а куда мы их разместим? Выше головы не прыгнешь. Да, вводятся новые объекты, в этом году открыли шесть гостиниц на 283 номера, есть еще частный сектор, около 9 тысяч домовладений, перепрофилированных под мини-отели. Но там должны быть заданы определенные стандарты.

И налоги, хотя бы минимальные, с аренды надо платить. Знаю, крымчане летом зарабатывают на весь год, однако мы же хотим жить в правовом государстве. Сейчас доделывается проект закона о туристической деятельности, куда вошли многие наши предложения. В том числе о гостевых домах. Ожидаем, что документ примут до начала следующего курортного сезона

— Хотите легализовать бизнес?

— Чтобы одновременно помочь людям. Это и дополнительные деньги в бюджет, и безопасность туристов, и понимание, куда, к кому они идут. Для владельцев мини-отелей тоже плюс. Многие лицензированные туристические компании готовы работать с частным сектором. В том числе в низкий сезон. Это может обеспечить приличный дополнительный турпоток — до полумиллиона человек за зиму.

Чтобы начать сотрудничество, надо зарегистрировать ИП или стать самозанятым. Мы кровно заинтересованы, чтобы у крымчан появилась еще одна возможность официально зарабатывать. И у хозяев гостевых домов, и у тех, кто сдает квартиры в аренду.

— Пять лет назад вы говорили, что планируете навести порядок с застройкой в 100 метрах от кромки моря. Как успехи?

— Прорыва не достигли, к сожалению. Пока ковыряемся.

— В чем проблема?

— Нам многое досталось по наследству от Украины, когда выгнали фундамент или уже стены поставили. Попытки быстро взыскать с застройщиков оказались малоэффективны. Как правило, это фирмы «Рога и копыта», концы найти невозможно, тем более что-то вернуть или получить. Это стало проблемой государства. Надо и правоохранительной системе, и нам четче работать, заканчивать с ревизией украинских решений, которые сложно обжаловать. В каждом случае имеются свои нюансы, но часто все упирается в низкую результативность органов исполнительной власти разного уровня, слабую юридическую проработку вопросов.

Да, есть конкретные объекты, по которым продолжаем судиться, совместно с прокуратурой подали более 300 исков. При этом не снимаю личной ответственности, вижу управленческие просчеты. Значит, не тех людей назначил на должности.

Никто не хочет вызывать огонь на себя, выяснять отношения с застройщиками, клиентами — проще остаться в стороне, ни с кем не конфликтовать. Зачастую даже первоисточники украинских решений не найти, архивов нет. Попадаются постановления сессий поселковых советов о выделении земли, особенно приморской, датированные, допустим, 6 марта 2014 года. Понимаете, да? Кому война, а кому мать родна. И здесь человеческий фактор…

— Но недавняя вырубка в Форосском парке ​​​​​​ — явно не украинское наследие.

— Наши партнеры и коллеги из Республики Татарстан строят детский лагерь, а не виллы какие-то. Да, некоторое количество деревьев пострадало. Увы, без этого не обходится ни одна стройка. Я выезжал на место, с инициативной группой лично осмотрел, так сказать, «место преступления». Спрашиваю застройщика: за каждое срубленное или поврежденное дерево посадишь пять новых? Конечно, говорит, сделаю.

Задаю вопрос местным: устраивает? Отвечают: да, только пусть еще пальмы пересадят. Вот и все.

Я человек конкретный, готов выслушать и поддержать любые претензии, если они обоснованы. Когда же начинают рассказывать об изменениях потоков воздушных масс из-за стройки, прошу не забивать головы мне и другим.

В Форосе появятся новые рабочие места, мы договорились, что ребята, живущие там, смогут заниматься в спортивных и других секциях при лагере, ходить в бассейн. Это реальная польза. Остальное — попытка раскачать ситуацию, используя модную экологическую повестку. На самом деле причиной конфликта была не стройка, а угроза того, что закроют доступ в парковую зону. Это ошибочное решение застройщика, нельзя лишать жителей Фороса возможности зарабатывать на сдаче квартир, всегда надо искать баланс между интересами предпринимателей и всех остальных. Мы его нашли.

— У Владимира Зеленского не там жилье?

— Нет, у него квартира в Ливадии.

— Вроде за коммуналку перестал платить. Задолжал за несколько месяцев.

— Коллеги говорили, раньше стабильно вносил по 6 тысяч рублей в месяц. Хорошо, что подсказали!

— И что делать будете?

— Судиться. Выйду с иском. Меня же они хотят арестовать за что-то. Вот и мы задержим его как должника. В случае прибытия в Крым.

— С Владимиром Путиным часто общаетесь?

— Стараюсь не беспокоить руководителя по вопросам, которые должен решать сам, обращаюсь, когда необходима помощь. На самом деле это палочка-выручалочка. Спасибо лидеру, подавляющее большинство вопросов решается при его содействии и участии. Вмешательство главы государства очень ускоряет процесс. Таковы особенности работы бюрократии.

С президентом РФ Владимиром Путиным и врио губернатора Севастополя Михаилом Развожаевым во время встречи с участниками байк-шоу "Тень Вавилона" у горы Гасфорта, 2019 год Алексей Дружинин/пресс-служба президента РФ/ТАСС

С президентом РФ Владимиром Путиным и врио губернатора Севастополя Михаилом Развожаевым во время встречи с участниками байк-шоу «Тень Вавилона» у горы Гасфорта, 2019 год

© Алексей Дружинин/пресс-служба президента РФ/ТАСС

Крым и Севастополь — личные проекты для Владимира Владимировича. Его идея и реализация. Вопросам развития, безопасности полуострова он уделяет большое внимание.

— Кто чаще звонит?

— Я, конечно. Сначала выясню досконально вопрос, переговорю со всеми исполнителями, а потом уже к лидеру обращаюсь или докладываю, стараюсь не занимать более пяти минут.

— Почему вас не позвали в Севастополь 4 ноября, на День народного единства?

— Да, и тут же начался новый виток конспирологии… Послушайте, Владимир Владимирович встречался с общественностью города. Как прежде, много раз общался с крымчанами, и на этих встречах не присутствовал губернатор Севастополя. Совершенно нормальная практика, обычный рабочий процесс…

Географически мы находимся на одной территории, но это два разных субъекта Федерации. Не надо искать здесь какие-то подводные течения.

Я никогда не занимался подковерной борьбой. Наверное, это моя сила и слабость одновременно. Минус в том, что я прогнозируемый, предсказуемый. Говорю, что думаю, не хожу зигзагом, не умею маскироваться, все заявляю человеку в лицо. И к себе требую такого же отношения. Я человек предметный: если возник вопрос, спрашивайте прямо.

— Вас постоянно то снимают, то назначают куда-нибудь…

— Через неделю одна и та же история повторяется. Давно уже не реагирую. Отшучиваюсь цитатой из профессора Преображенского, советовавшего не читать по утрам советских газет.

— Не устали, Сергей Валерьевич?

— Уже говорил: если бы имел свободный выбор в 2014 году, если бы знал, что не подведу ни лидера, ни тех, кто мне доверился, конечно, перекрестился бы и ушел из политики. Фух!

Владимир Владимирович сказал: «Занимайся. Это теперь твоя зона ответственности». Вот и работаю.

— Вы рассказывали мне, что 26 ноября, в день рождения, принимали поздравления не от всех.

— Да, объявил коллегам, что в кабинет будут допущены лишь те, кто выполнил 100 процентов поручений.

— Провели весь день в одиночестве?

— Некоторые заходили. С оглядкой…

Я вольный человек по жизни. Могу постоять за себя. И обидеть меня сложно. Не промолчу, отвечу. Лесть не люблю, подхалимов. И начальников у меня никогда не было. Друзья, партнеры, команда — это понятно. Но не начальники. Не хотел никогда ни под кем работать, подчиняться кому-то.

С 2010 года возглавлял партию «Русское единство» в Крыму, мы создали отделения во всех регионах Украины. Финансировал организацию на собственные средства, мне не надо было ни у кого просить одобрения. Коллеги знали: если я принял какое-то решение, через секунду приступлю к реализации. Не ходил, как говорят в Крыму, через Саки на Мойнаки (кружным путем — прим. ТАСС), не тратил по полгода на согласование каждого шага. Сразу брал на себя ответственность. Поэтому, когда 26 февраля 2014-го мы решили, что завтра блокируем парламент Крыма, утром все уже было сделано.

Говорил вам: Владимир Владимирович — мой первый и последний начальник в жизни. Дело не в должности или служебной субординации. Я о человеческом уважении и чувстве благодарности. Не стесняюсь повторять, что присягу дал раз и навсегда

Семь с половиной лет пролетели как мгновение. Утро — вечер, утро — вечер. Сегодня одна проблема, завтра другая…

Работаю честно. Не беру взяток, не лоббирую чьих-то интересов. Коллеги это знают. Хочется добиться ощутимых положительных результатов. Чтобы каждый житель и гость Крыма почувствовал их на себе. Не все пока получается, но рук никогда не опускаю, сразу захожу на новый круг.

А что дальше? Как лидер скажет, так и будет…

Симферополь — Москва

На новогодних представлениях областного центра творчества выросло не одно поколение маленьких могилевчан. Из года в год волшебные и запоминающиеся сказки, подготовленные силами педагогов и воспитанников учреждения дополнительного образования, непременно проходят с аншлагами. Зрители в восторге от впечатляющих декораций, великолепных костюмов, зажигательных мелодий, современной хореографии и, конечно же, любимых всеми сказочных сюжетов, рассказанных на новый лад. В этом году творческий коллектив в очередной раз будет удивлять. Так, могилевский Дед Мороз примет участие в небывалом эксперименте и отправится встречать Новый год к русалкам на дно океана. О том, какие еще чудеса произойдут на праздничной сцене, корреспондентам БЕЛТА рассказали в центре творчества во время генеральной репетиции музыкальной сказки «Русалочка».

«Наш творческий коллектив искренне верит, что в канун зимних праздников возможны любые чудеса, — с загадочной улыбкой встретил нас режиссер-постановщик Игорь Евстифеев. — Поэтому мы решили удивить зрителей и показать им, казалось бы, совсем не новогоднюю сказку. Но не торопитесь делать выводы! На сцене все получится: добро победит зло, любовь растопит ненависть, а любимый всеми зимний праздник придет и в русалочье царство. Признаюсь, совместить сюжет классической диснеевской «Русалочки» с нашими традиционными сказочными персонажами Дедом Морозом и Снегурочкой было непросто. Однако трудности нас не испугали, а подстегнули к творческой переработке материала. И сказочный эксперимент удался — очередное доказательство того, что стоит всегда искать что-то новое и не бояться над этим работать».

Спокойная музыка для сказки без слов

Режиссер выстроил на сцене две сюжетные линии. Одна из них — воздушно-романтическая, которая расскажет о встрече двух юных и чистых сердец. Между главными героями сказки, принцем Эриком и русалочкой Ариэль, как и в мультипликационной версии вспыхнет нежное и трепетное чувство. Однако на пути к своему счастью влюбленной паре придется пройти не одно испытание. Вторая сюжетная линия — семейная. В ее основу лег многолетний конфликт между братом и сестрой — царем подводного мира Тритоном и коварной, но обворожительной ведьмой Урсулой. В свое время их отец Посейдон несправедливо разделил между детьми наследство, что послужило началом недопонимания, зависти и мстительных настроений. Все как в жизни, уверен режиссер.

Спокойная музыка для сказки без слов

«На сцене будет рассказана не история противостояния или борьбы, а сказка о любви и семейных отношениях, — пояснил Игорь Евстифеев. — Сюжетные перипетии никак не омрачат предновогоднее настроение: повествование будет легким и ненавязчивым, а динамику происходящему придадут хореографические и музыкальные номера. Со сцены прозвучит много популярных современных мелодий. Причем тексты песен — как отечественных, так и зарубежных — тоже пройдут творческую обработку. Поскольку их поют сказочные герои, треки по смыслу будут привязаны к нашему сюжету. Получится весело и зажигательно. Зрители услышат хиты Полины Гагариной, обязательно будут подпевать песне Хабиба «Ягода-малинка» и уж точно никто не усидит на местах во время суперхита «Rampampam» румынской исполнительницы Minelli. Музыкальные фишки — именно то, что зрители любят в наших представлениях».

Спокойная музыка для сказки без слов

Благодарим режиссера и пробираемся в закулисье. Репетиция вот-вот начнется. Практически все герои уже надели свои костюмы и старательно вживаются в образ. Внимание привлекает обворожительная девушка в расшитой пайетками сверкающей длинной юбке. Ее темно-зеленый наряд заужен книзу наподобие русалочьего хвостика и дополнен по бокам волной фиолетовых воланов. Все верно — перед нами Ариэль, главная героиня сказки.

Спокойная музыка для сказки без слов

«Я играю главных героинь наших новогодних постановок уже на протяжении пяти лет, — делится впечатлениями культорганизатор, педагог образцового театра игры и юных ведущих «Бим-Бом» Екатерина Дробышевская. — Успела побывать в образе Спящей Красавицы, Принцессы в сказке «Кот в сапогах», Алисы в Стране чудес и Машеньки в «Щелкунчике». Все эти роли были разноплановые и безумно интересными. В этом году сказка повествует о подводном мире, поэтому и принцесса не совсем типичная. Теперь я морской обитатель, который представлен в интересном и необычном образе. Ариэль даже передвигается по сцене по-другому — все рассчитано на пластику. Мы работаем ручками, семеним в своих узких юбках-хвостиках ножками и как будто плывем. Я нахожусь в бесконечном внутреннем восторге от постановки, декораций и вообще от всей этой волшебной подготовки к предстоящей премьере».

На первый взгляд история главной героини романтическая и «девчачья», говорит Ариэль. Однако в ней есть и второй, более глубинный смысл: сказка несет в себе понимание ценности семьи — очень важно, чтобы наши родные и близкие были с нами. Не лишним будет еще раз напомнить зрителям об удивительной силе любви — чувства, которое путеводной звездой ведет человека по жизни и дает ему силы преодолевать самые сложные препятствия на пути. Именно поэтому Екатерине Дробышевской очень нравится играть положительных персонажей, которые тянутся к свету.

Спокойная музыка для сказки без слов

«Однако в этой постановке я все-таки примеряю на себя образ коварной Урсулы: мы меняемся ролями, когда она забирает мой голос и предстает в облике Русалочки перед Эриком, — рассказывает героиня. — Конечно же, в этих сценах мне приходится быть отрицательным персонажем — волком в овечьей шкуре. Для меня это новый опыт, который разнообразил мой сценический образ. А вообще, когда ты в душе принцесса и прелестница, то играть добрых и положительных героев не надоедает. Все соответствует моему характеру».

Спокойная музыка для сказки без слов

Для культорганизатора Андрея Николаева роль принца Эрика стала дебютом. Молодой специалист только в сентябре устроился на работу в областной центр творчества и сразу оказался частью большой и дружной команды. «Участие в новогоднем представлении — опыт важный и интересный, — делится с нами Андрей. — Тем более попал в типаж — нужен был молодой и статный принц. А я к тому же еще поющий и музыкальный, как и мультипликационный Эрик. Поэтому без вариантов, других ролей мне просто не досталось. Сказка очень красивая и хорошая. Местами она немного сложная, местами — трогательная и поучительная. Но после ее просмотра никто не уйдет равнодушным. На сегодня остались последние приготовления. Все актеры с нетерпением ждут премьеры».

Спокойная музыка для сказки без слов

Буквально пару шагов по закулисью — и еще одна удачная встреча: царь Тритон с волшебным трезубцем и эффектная морская ведьма в стильном вечернем платье. «Урсула — вы ли это? — сразу удивляюсь я. — Где коротко стриженые седые волосы, лишний вес, бальзаковский возраст и злобное выражение лица?». «Не в этот раз!» — смеется педагог Анна Белоусова. И в самом деле, в творческой интерпретации могилевского режиссера Урсула — злодейка нетипичная. Исходя из предыстории — не знаешь, порицать ее или все-таки проявить сочувствие.

Спокойная музыка для сказки без слов

«В сказке мы не поделили с братом наследство, — сетует морская ведьма. — Отец Посейдон подарил дочери только ракушку, а вот по мужской линии расщедрился — передал единственному сыну и волшебный трезубец, и все морское царство. Понятное дело, что одинокая и обиженная женщина жаждет мести. В итоге план Урсулы провалился, однако Тритон не стал отвечать злом на зло. Он проявил человечность и братские чувства, что в конце концов заставило нас помириться».

Спокойная музыка для сказки без слов

Для Анны Белоусовой роль Урсулы — непривычный образ и совершенно новый характер. «Когда я узнала, что получу роль морской злодейки, одновременно обрадовалась и огорчилась — а вдруг не справлюсь, не дотяну? — вспоминает о своих переживаниях героиня. — Однако меня поддержал весь коллектив, ни у кого даже сомнения не возникло, что роль будет мне не по силам. Очень старалась, чтобы на сцене зритель увидел настоящую Урсулу — не хочется быть просто красивой, поющей и танцующей исполнительницей. Тем не менее, не хочу, чтобы дети меня пугались. Даже в отрицательном персонаже должны быть человеческие черты — хочется, чтобы зритель сопереживал моей героине, и если не оправдывал, то хотя бы понимал ее поступки. Образ у меня сложный и реквизит соответствующий: есть даже сцена, где приходится забираться в бочку, к которой приделаны длинные щупальца. Ими управляют воспитанницы коллектива театра-студии «Радуга». Сцена получается эффектной и впечатляющей».

Спокойная музыка для сказки без слов

А вообще, как призналась Анна Белоусова, она с детства мечтала петь и выступать. Девушка нашла себя в хореографии — и вот уже 17 лет преподает эту дисциплину в областном центре творчества. «Моя работа дала мне возможность полностью реализоваться на сцене, и это очень здорово, — говорит Анна. — Благодаря ей я осуществляю свои детские мечты. Все задуманное однозначно сбывается».

Спокойная музыка для сказки без слов

Не остался без нашего внимания бессменный Дед Мороз областного центра творчества — концертмейстер Роман Морозов. Какое же новогоднее представление без этого сказочного героя?! «Я очень люблю свою роль — и это несмотря на то, что играю сказочного персонажа на протяжении 13 лет, — говорит он. — У меня даже фамилия говорящая — это уже точно судьба. Мой отец тоже в свое время был Дедом Морозом. Получается, что я уже потомственный сказочный герой. Перевоплощаюсь на сцене очень быстро — стоит только примерить бороду и шубу. Сказка — это радость и для меня, и для детей. Важно, чтобы ребята верили в волшебство, в сказочных героев. Всегда стараюсь обыграть свой образ и побольше общаться с детьми. К слову, очень многое значит взгляд — он должен быть искренним и добрым. Радует, когда чувствуешь, как тянется к тебе зал. Каждый протягивает ручку, чтобы поздороваться с Дедушкой».

Спокойная музыка для сказки без слов

Были в жизни могилевского Деда Мороза очень трогательные истории, которые запомнились на всю жизнь. Пару лет назад за кулисы пришел мальчик и сразу обратился к Роману Васильевичу с фразой: «Вы меня помните?» Актер немного стушевался — поздравлял очень много мальчишек и девчонок, как тут всех упомнить. Но когда парень дал подсказку, сразу вспомнилось. Оказывается, он каждый год приносил на новогодние представления печенье и угощал им Дедушку Мороза. В этот раз он уже совсем подрос, но все равно не перестал верить в сказку. Мальчик крепко обнял Мороза Ивановича и снова подарил мучное лакомство, которое испек вместе с бабушкой.

Спокойная музыка для сказки без слов

Создание новогоднего представления — это не только режиссерская работа, игра актеров и музыкальное оформление, но и большой труд команды декораторов, костюмеров и работников сцены. Так, прямо в кулуарах застаем художницу Наталью Дешину за росписью декоративной розетки, которая уже скоро станет частью внутренней отделки дворца земного царства. «Сказка будет безумно интересная, — не отрываясь от своей работы делится мастер. — Представление не только затронет внутренний мир юных зрителей через игру актеров, смысловую нагрузку и музыкальное решение, но и впечатлит визуально — начиная от костюмов и заканчивая светом и декорациями».

Спокойная музыка для сказки без слов

На сегодня остались последние штрихи и приготовления. Монтажники уже выстроили на сцене по авторским эскизам архитектурную форму, художники ее задекорировали и оформили, оставив на доработку только мелкие детали. По задумке режиссера действие спектакля будет проходить на трех локациях. Поворотная сцена позволяет сделать антураж земного царства, где живет принц Эрик, подводного мира — дома для русалочек и Тритона, а также оформить морской пейзаж и корабль, на котором отправился в путешествие принц.

Спокойная музыка для сказки без слов

«Конечно же, работа над декорациями к сказке проведена не просто огромная, а по-настоящему масштабная, — подчеркнула Наталья Дешина. — Представьте, что только зеркало сцены у нас 11 на 8 метров. Это очень большое пространство, которое необходимо композиционно построить так, чтобы из зала смотрелось красиво и незаурядно. «Русалочка» для нас сказка новая, такие декорации мы еще никогда не делали. Однако морская тематика не вызвала трудностей, наоборот — полет фантазии был просто безграничным. С большим интересом придумывали все — от рыбьих хвостиков до трона в виде ракушки, от костюмов морских коньков до кораллов. Все, что присутствует на морском дне, нашло отражение на сцене. И каждый из нас действительно насладился творчеством. На все оформление и пошив костюмов у нас ушло более трех месяцев непрерывной работы».

«Держать марку и на протяжении нескольких десятилетий завоевать не одно зрительское сердце — это большой труд и ответственность, — уверена заместитель директора Ольга Ромашкевич. — Когда заканчивается очередной новогодний проект, мы всегда думаем, а что будет в следующий раз? И идею очередного представления вынашиваем долго. Перед тем как принять решение, собираемся и обсуждаем всем коллективом: какая постановка будет, чем удивим зрителя, с какими сложностями можем столкнуться в процессе работы? Конечно же, угнаться за современными технологиями трудно, но мы стараемся идти в ногу со временем и каждый раз ищем нестандартные решения. Неотъемлемый атрибут наших новогодних спектаклей — красивые декорации, великолепные костюмы и массовое участие детей. Все это вместе со зрительской любовью и признанием на протяжении нескольких десятилетий делает наши новогодние представления настоящим сказочным брендом».

Спокойная музыка для сказки без слов

Новогодние представления в областном центре творчества пройдут с 17 декабря по 3 января. За это время на сцене учреждения будет отыграно 43 спектакля, которые увидят более 20 тыс. зрителей со всей Могилевской области. Причем 3 показа будут благотворительными. В этом году в музыкальном спектакле «Русалочка» задействовано 3 состава детей по 90 человек в каждом и один состав взрослых актеров — около 20 человек. В проекте участвуют воспитанники образцовых и заслуженных коллективов учреждения: «Радуга», «Ярыца», «Криничка», «Бим-бом», «Экстрим». Традиционно перед каждым спектаклем организовано представление у елки, в котором танцуют и поют еще около 50 юных воспитанников кружков и студий. Дети исполняют современные новогодние композиции и дарят зрителям настоящее праздничное настроение.

Юлия ЕВМЕНЬКОВА,

Фото Олега ФОЙНИЦКОГО,

БЕЛТА.-0-

Музыка для медитации

Звуки природы

cbb2180594fcf06c14186e2985d26e48

Поющие чаши

6c3afcb2d6de6355f1fc8b8d6fc160c2

Chinmaya Dunster

249f98eb8ee5bcb0d46373a8df708a97

Музыка для релаксации

74f9f6f379794755a8ee90c2394e8db0

Сборник №1

0fa871691fea5e9714e9edcd5048de9a

Сборник №2

2c039f4c8ee0fb3f38c64453581f30a0

Альбомы

Современный мир пагубно влияет на психику человека. Работа, недосыпы, пробки и обилие электроники заставляют организм работать на износ. Постоянное напряжение сказывается на всех системах организма, однако особенно от всего изобилия раздражающих факторов страдает наша нервная система. Для большинства людей единственным способом отвлечься от жестоких реалий является погружение в «другой мир», имя которому – медитация.

Что такое медитация

Медитацией называют состояние полного расслабления, в которое человек погружается особым способом, а именно, при помощи определённого набора звуков. Наибольшую эффективность представляют так называемые «мантры». Они позволяют слушать медитации без музыки, так как в их основе лежит повторение звуковых вибраций определённых частот. Однако все же варианты с музыкальным сопровождением популярней.

Повторение звуков позволяет создать хорошую гармонию между телом и разумом. Разум очищается от лишних мыслей и запускается процесс восстановления тела и сознания.

Подобные практики могут быть выполнены в любом удобном месте. Для этого необходимо отсутствие внешних раздражителей (телевизор, телефон и проч.). Далее следует принять удобную позу и сосредоточиться на частоте повторения звуков. Создание размеренного ритма идеально восстанавливает силы организма (час медитации равен 2 часам глубокой фазы сна). Время проведения может быть вариативно, однако большего результата можно добиться от 40 минут медитаций, повторяющихся 2-3 раза в неделю.

Музыка для медитации: слушать онлайн, или правила выбора

К выбору музыки, прежде всего, следует подходить начиная с источника. Идеальным портативным вариантом является музыка для медитации, слушать онлайн которую можно в любом месте, где есть доступ к интернету. Благодаря такой возможности, медитацией можно заняться даже по пути на работу (конечно, если вы не за рулем). Получается, что музыка для медитации, слушать онлайн которую можно в любое время, является актуальным вариантом для активных людей.

К преимуществам данного вида можно отнести возможность использования различных сборников. Вся лучшая музыка для медитации, слушать онлайн которую можно через мобильные гаджеты, постоянно компонуется в топ-листы. Таким образом, у желающего расслабиться появляется музыка для медитации mp3, собранная по вкусовым предпочтениям. Среди всего разнообразия можно подобрать вариант, подходящий именно вам.

Теперь необходимо остановиться на качестве вашего будущего сопровождения. Дело в том, что лучшая музыка для медитации, слушать которую вы будете для релаксации и очистки разума – чистая. Под этим термином предполагается отсутствие явных шумов и дефектов записи, которые искажают звуки и ритм. Любая музыка (медитация), слушать онлайн бесплатно в хорошем качестве – необходимость, а не роскошь. Любые помехи могут нарушить восприятие ритма и звуков, что приведет к дестабилизации дыхания с сердцебиением, и как следствие, это выведет вас из медитации.

Сегодня широко доступна музыка для медитации бесплатно и без качественных проблем. Популяризация данной техники релаксации привнесла свое дело. Дело в том, что песни для медитации вошли в репертуар популярных исполнителей, что привлекло новых поклонников техники расслабления.

Музыка для медитации: скачать mp3

Для людей, которые считают медитации частью своей жизни, существует возможность постоянно хранить любимые композиции при себе. В данном случае, вся актуальная музыка для медитации, скачать бесплатно mp3 которую можно на удобный для прослушивания гаджет, будет храниться под рукой. Подобное решение будет актуально для поездок, так как соединение с интернетом для возможности слушать музыку для медитации без регистрации бесплатно онлайн предоставляется далеко не всегда.

Дополнительным преимуществом создания возможности постоянного хранения любимой музыки при себе создает определенный баланс. Дело в том, что сам факт того, что у вас есть в любой момент музыка для медитации бесплатно без регистрации и прочих сложностей, позволяет подсознанию расслабиться. Для большинства уход в медитацию может стать спасением в критических ситуациях. Таким образом, возможность слушать и скачать музыку для медитации является гарантом душевного спокойствия, которое вы можете постоянно носить с собой в телефоне или плеере.

Возможность скачать музыку для медитации бесплатно и без регистрации

Для поклонников медитаций, возможность постоянного пополнения репертуара свежими композициями позволяет получать новые впечатления от релаксации и изучать новые техники. Вся музыка для медитации, скачать без регистрации которую может любой желающий, находится в свободном доступе на законных основаниях. Постоянное пополнение коллекции производится за счет актуальных новинок от различных исполнителей. Причины разносторонности кроются в том, что скачать песню для медитации – самая легкая часть задачи. Прежде, необходимо найти исполнителя или музыканта, который смог воплотить свои идеи в композиции, подходящие именно вам.

Современная музыка для медитации, скачать бесплатно без регистрации которую можно в лучшем качестве, представляет собой настоящее поле для развития самоконтроля. На нашем сайте мы предлагаем вам возможность окунуться в мир, где каждый сможет найти идеальное сопровождение для своей медитации.

Медитация: музыка, скачать бесплатно, слушать на нашем сайте

Мы предлагаем вашему вниманию огромное количество классических, спокойных сопровождений для медитаций. Вне зависимости от того, отдаете ли вы предпочтение китайским мантрам или же индийской музыке, у нас вы сможете найти именно то, что искали.

Вся музыка для медитации, слушать бесплатно mp3 которую можно онлайн, либо после процесса скачивания, была тщательно отобрана по следующим критериям:

Музыка для медитации: скачать бесплатно и без регистрации

Мы позволяем своим посетителям пользоваться нашими ресурсами бесплатно. Плата не взымается даже при скачивании большого объема произведений. Если вам нужна музыка для медитации, скачать бесплатно ее вы сможете на нашем сайте, который не будет требовать от вас прохождения процедуры регистрации. Однако если вы хотите оставаться в курсе последних новинок и пополнения выбранного вам раздела сайта, возможно создание вашего аккаунта.

При необходимости, музыка для медитации также будет доступна через регистрацию. Данный способ будет удобен посетителям, которые постоянно практикуют техники релаксации и желают привнести в них нечто новое.

Таким образом, наш сайт позволяет найти идеальное решение для медитации как новичкам, так и опытным практикам. Постоянное обновление репертуара, а также удобство навигации делает процесс понятным и удобным.

Источник

Цель диагностики — изучить особенности восприятия музыкальных
произведений П. И. Чайковского детьми старшего дошкольного возраста.

Особенности художественного восприятия детьми музыки
П.И.Чайковского изучаем в единстве трех компонентов художествен­ного
восприятия:

^ эмоциональной отзывчивости на музыку;

^ сформированности интереса к слушанию музыки; музыкальной
эрудиции.

Диагностическое задание
№ 1

Цель — изучение эмоциональной отзывчивости и сформирован­ное интереса
к восприятию музыки.

Ход диагностики. Детям предлагается для прослушивания (1—1,5
минуты) два отрывка из произведений П. И.Чайковского «Песня жа­воронка» из
«Детского альбома» и Марша из балета «Щелкунчик». В процессе наблюдения за
поведением детей в процессе слушания музыки фиксируются следующие особенности
восприятия:

^ эмоциональный отклик на музыку (эмоциональная активность в процессе
слушания);

^ проявление ребенком интереса к слушанию музыки;

^ сосредоточенность (сохранение на протяжении всего процесса
вос­приятия, устойчивость);

^ воспроизведение в мимических, двигательных реакциях ритмичес­кого
рисунка;

^ адекватность эмоциональных реакций передаваемому в произведе­нии
настроению.

Результаты.

1 балл — низкий уровень, ребенок отвлекается, не слушает
музыку.

2 балла — средний показатель, внешние реакции проявляются по
инициативе взрослого, носят неустойчивый характер.

3 балла — высокий уровень, реакции проявляются ярко, автоном­но
от взрослого.

Уровень эмоциональной отзывчивости. Высокий уровень — 24—30
баллов. Средний уровень — 20—24 балла. Низкий уровень — до 20 баллов.

Диагностическое задание
№2

Цель — изучение понимания детьми эмоционального настроения,
передаваемого музыкальными средствами выразительности в произве­дении.

Ход диагностики. После прослушивания отрывков (задание №1) с
каждым ребенком индивидуально организуется обсуждение, в про­цессе которого
воспринятый отрывок ребенок характеризует через выбор (так как самостоятельный
подбор слов для ребенка сложен) слов-эпитетов для определения характера
музыкального произведе­ния. Для этого отобраны слова-эпитеты из «Словаря
эмоционально-образного содержания музыки» (по О. П. Радыновой).

Марш из балета «Щелкунчик»

Веселая

Спокойная

Отважная

Игривая

Гордая

Беспокойная

Задорная

Мужественная

Стремительная

Звонкая

Грозная

Осторожная

Забавная

Сердитая

Уверенная

Скачущая

Торопливая

Прозрачная

Солнечная

Праздничная

Суровая

Танцевальная

Маршевая

Грубая

«Песня жаворонка»

Мечтательная

Звонкая

Улыбающаяся

Ласковая

Жалобная

Тоскливая

Задумчивая

Протяжная

Обиженная

Светлая

Неторопливая

Сердитая

Легкая

Спокойная

Сказочная

Плавная

Тревожная

Волшебная

Печальная

Сдержанная

Осторожная

Шутливая

Утренняя

Скачущая

После выбора того или иного эпитета к отрывку ребенка просят
обосновать свой выбор («Почему ты так думаешь?»).

Беседа с детьми

Цель — изучение особенностей музыкальной эрудиции детей стар­шего
дошкольного возраста.

Вопросы беседы:

Зачем людям нужна музыка? Какие чувства выражает музыка? Что
ты любишь делать под музыку?

Что значит «классическая музыка»? Какую классическую музыку ты
знаешь?

Каких композиторов ты знаешь?

Какие жанры музыки ты знаешь?

Какой в музыке бывает ритм?

Опиши мелодию твоего любимого произведения.

Что в музыке можно передать с помощью темпа?

Критерии оценки.

Низкий уровень. Ребенок проявляет активность только в
некоторых видах музыкальной деятельности. Не узнает музыкальные произведения,
которые слушались на занятиях ранее. Плохо ориентируется в музыкаль­ных
средствах выразительности. Не может объяснить их назначение.

Средний уровень. Ребенок понимает средства музыкальной вырази­тельности,
но не всегда может объяснить их использование. Не может проанализировать музыку.
В своих ответах не уверен. Имеет музы­кальные предпочтения, хорошо объясняет на
примере любимых про­изведений свое понимание музыкального образа.

Высокий уровень. Ребенок музыкально эрудирован. Знает музыкаль­ные
средства выразительности, может указать на некоторые из них. Дифференцированное
восприятие носит осознанный, системный ха­рактер. Имеет представления о жанрах
классической музыки.

Диагностическое задание
№3

Цель — изучение особенностей восприятия детьми музыкальных
произведений и умений отражать впечатления через интеграцию ви­зуальных и
слуховых впечатлений.

Ход диагностики. Методика заключается в выборе детьми из ряда
цветовых стимулов-карточек (9 основных цветов спектра), предъявля­емых в
процессе восприятия музыкальных фрагментов, цветового ин­дикатора
эмоционального состояния, соответствующего характеру за­данного для
прослушивания музыкального фрагмента.

Детям в процессе прослушивания небольшого отрывка из музы­кального
произведения П.И.Чайковского («Камаринская», «Болезнь куклы», «Утренняя
молитва») предлагается выбрать карточку именно того цвета, каким бы они
нарисовали данную мелодию. Задача для ребенка — посредством возникающего
эмоционального отношения восстановить структуру отображения, то есть с помощью
эмоциональ­ного кода воссоздать цветовой образ музыкальной композиции.

Единовременное воздействие активизирует процесс согласования
информации различных сенсорных каналов, то есть позволяет ребенку выбрать из
предложенного ряда цветовой стимул, наиболее соответст­вующий эмоциональному переживанию,
возникшему в процессе му­зыкального восприятия.

Посредством введения цветовой символики изучается эмоциональ­ная
реакция на три разнохарактерных (принцип контраста) мелодии.

Результаты диагностики соотносятся с одним из типов
художествен­ного восприятия музыки ребенком старшего дошкольного возраста.

Дети-фантазеры. Эмоциональная отзывчивость на музыкальные
произведения проявляется в большом количестве мимических, двига­тельных
реакций, проявлении интереса к ритмическому рисунку, бы­строй смене темпо-ритма.
Для таких детей в значительной степени характерна эмоциональная активность в
процессе слушания музыки — сопереживание проявляется очень бурно, выражены
адекватные эмо­циональные реакции. Ребенок понимает и по-своему интерпретирует
содержание музыкального произведения, которое для него более зна­чимо,
представляет свои сюжеты, его захватывает процесс его интер­претации, то есть
придумывания своего содержания к отрывку. Инте­рес ребенка к процессу слушания
музыкального произведения ситуа­тивен, обусловлен близостью содержания к
игровым интересам ребенка. У таких детей развито воображение, фантазия. Поэтому
они в значительной степени сензитивны к бисенсорному воздействию. Од­нако само
музыкальное произведение, его средства выразительности занимают второстепенное
место. Тем не менее, именно через понима­ние средств музыкальной
выразительности ребенок строит свое игро­вое содержание. Такие дети обладают
достаточным запасом знаний о музыке и музыкальных средствах выразительности, но
его объяснение носит субъективный, авторский характер.

Дети-мечтатели отличаются высокой восприимчивостью и чуткос­тью
в проявлении эмоциональной отзывчивости на музыкальное произ­ведение.
Характерны устойчивость сосредоточения и его длительное со­хранение. Ребенок
слушает внимательно, почти отключается от внешних раздражителей. Ребенок
познает музыкальное произведение как своеоб­разный, поэтичный мир, что
доставляет ему удовольствие. Ребенок не пытается вникнуть в содержание или
различить средства музыкальной выразительности. Для него ценно и значимо
музыкальное произведение в целостности, в единстве всех компонентов. Ребенок не
проявляет эмо­циональной активности в процессе слушания, эмоциональные реакции
бедные. Ребенок точно отражает эмоциональный настрой произведения через слово
(подбор эпитетов). Иногда затрудняется с ответом, так как не точно понимает
содержание слова и тонкости лексических значений. Часто использует сравнения.
Средства выразительности почти не диффе­ренцируются. Уровень знаний в области
музыки незначителен. У ребен­ка не развито дифференцированное восприятие
музыкального произве­дения. Имеет свои музыкальные предпочтения. Бисенсорное
воздейст­вие продуктивно и индивидуализировано.

Дети-рационализаторы. Для детей данной группы характерен ин­терес
к музыкальным произведениям, проявляющийся в условиях под­крепления слуховых
зрительными или другими впечатлениями. Дети склонны опираться на известные
образы, сравнивать с известными мелодиями. Ассоциативный ряд проявляется во
взаимосвязи с явле­ниями общественной жизни: «Я уже слышал это по телевизору» и
т. п. Музыкальное произведение привлекательно с точки зрения известнос­ти,
«знакоместа», распространенности. Дети данной группы стараются средства
музыкальной выразительности логизировать, пошагово объ­яснить, прокомментировать.
Воображение развито слабо. Эмоцио­нальная активность проявляется в случае, если
произведение знакомо, при многократном повторе. Устойчивость и
сосредоточенность в про­цессе художественного восприятия выражены слабо.
Внешние прояв­ления эмоциональных реакций чаще всего проявляются по инициати­ве
взрослого. Настроение музыкального произведения понимается, но в значительной
степени с опорой на содержание. Знания в области музыки поверхностны,
ситуативны. Отражение музыкальных впечат­лений через интеграцию слуховых и
зрительных впечатлений затруд­нено, впечатления выражаются часто через
графический образ. Основ­ная особенность данной группы детей — стремление к
логической интерпретации музыкального произведения.

Дети-потребители отличаются поверхностностью в восприятии
музыки. Поведение и эмоциональные реакции неустойчивы, в значи­тельной степени
ситуативны. Для ребенка затруднено зрительное со­средоточение при восприятии
музыкального произведения. Эмоцио­нальные реакции, мимические и двигательные
реакции неосознанны, наблюдается их частая смена, не всегда адекватная
передаваемому настроению в музыкальном отрывке. Ребенок часто отвлекается, од­нако
включение музыкальных произведений в повседневные режим­ные моменты
способствует проявлению организованности, собранности, стимулирует
деятельность. Эмоциональное настроение (через слово-эпитет) легче
воспринимается через контрастные эпитеты. При этом часто дети стремятся
угадать, ориентируясь на реакцию экспе­риментатора. Дети-потребители плохо
ориентируются в средствах му­зыкальной выразительности, не проявляют интереса.
Ценностное от­ношение к музыкальным произведениям не сформировано.

В результате использования вышеназванных диагностик воспри­ятия
музыки детьми раннего и дошкольного возраста определяются особенности и уровень
восприятия — первой ступени музыкально-ху­дожественной деятельности
ребенка-дошкольника. Изучив специфику процесса восприятия музыки детьми,
музыкальному руководителю, воспитателю станут очевидны возможные педагогические
стратегии и тактики развития музыкальности ребенка, его музыкальных способ­ностей,
музыкальной культуры и эрудиции не только на музыкальных занятиях, но и в
повседневной жизни воспитанника.

ДИАГНОСТИКА СУБЪЕКТНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА В
МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предмет педагогической диагностики: субъектные проявления стар­шего
дошкольника в музыкальной деятельности. Задачи диагностики:

1. Изучить особенности интереса и отношения детей старшего до­школьного
возраста к музыке и к разным видам музыкальной деятель­ности.

2. Изучить особенности музыкальной субкультуры старших до­школьников.

3. Изучить особенности музыкальных способностей старших до­школьников.

4. Определить позиции детей старшего дошкольного возраста в
музыкальной деятельности.

Методы педагогической диагностики: индивидуальные беседы с ре­бенком,
наблюдения за детьми в повседневной жизни и в музыкальной деятельности,
диагностические игровые ситуации, диагностические игры, анкетирование
родителей.

  • Спой главные темы названных музыкальных сочинений музыка 6 класс
  • Споить или спаить как пишется
  • Спокойная мелодия для чтения сказки
  • Спокоен и счастлив тот кто живет в ладу со своей совестью сочинение рассуждение
  • Сподвигнуть как пишется правильно