Сплавлять лес как пишется

17:54 10 декабря 2019 г. уважаемая редакция советской россии! я, наталья амерьяновна рожина, жительница крайнего севера, точнее маленького эвенкийского

17:54 10 декабря 2019 г.

Уважаемая редакция «Советской России»!
Я, Наталья Амерьяновна Рожина, – жительница Крайнего Севера, точнее маленького эвенкийского села Намы Булунского района Республики Саха (Якутия), что находится практически на берегу Северного Ледовитого океана, – решила обратиться к вам за помощью в надежде, что мое письмо-заявление вдруг прочтет министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев. 

Скоро Новый год. Все суетятся: покупают подарки близким и родным, запасаются продуктами, но не наша семья. Правда, овощи и фрукты поступают в Намы, один из самых северных населенных пунктов России, только к весне. Мои дети в очередной раз останутся ни с чем. Мы с мужем – безработные. У нас банально нет денег. Ни копейки…
А вдруг господин Патрушев, садясь за свой праздничный семейный новогодний стол, вспомнит и о моих детях и хотя бы мысленно попытается представить наш скудный стол. Тогда, быть может, Дмитрий Николаевич снизойдет до нас – до типичной большой драмы маленьких людей с поломанными судьбами – и приструнит глумящегося над нами местного царька сельскохозяйственного предприятия, относящегося к ведомству, которым министр руководит… 
Я прошу защитить интересы нашей семьи – семьи оленеводов Рожиных – от неправомерных действий директора МУП «Борогонское» Петра Бурцева. У нас трое детей школьного возраста, двое из которых – инсулинозависимые инвалиды, страдающие тяжелой формой сахарного диабета. 
Я работала чумработницей, но из-за тяжелого состояния детей (дочка в позапрошлом году в состоянии комы была вывезена в Якутск) вынужденно оставила работу и дома занимаюсь детьми. Муж, Христофор Рожин, с 18 лет работал в оленеводстве. Сейчас ему 36. Он более 20 лет и в зной, и в трескучие морозы, живя в палатке, добросовестно трудился бригадиром оленеводческой бригады. 
Но в прошлом году, когда его отец тяжело заболел (онкология), а у двоих детей-инвалидов началось обострение болезни, Христофор Христофорович вынужденно два месяца ухаживал за умирающим отцом и больными детьми. Я одна не справлялась с такой тяжелой ношей. Директор МУП «Борогонское» Петр Бурцев, несмотря на тяжелые обстоятельства нашей семьи, ссылаясь якобы на прогулы, уволил моего мужа без объяснения причин и не поставив его в известность. 
Вместо него назначил бригадиром оленеводческой бригады мужа бухгалтера МУП «Борогонское» Василия Челбердирова, который ранее никогда не работал в оленеводстве. В отличие от него Христофор Христофорович, много лет работая оленеводом-бригадиром, знает до мельчайших подробностей все секреты мастерства этой сложнейшей профессии. После стольких лет честного и добросовестного труда его как котенка выбросили на улицу, не считаясь с тем, что у него большая семья и дети-инвалиды, которые нуждаются в постоянном уходе и внимании. 
Мы живем в старом аварийном доме, отапливаемом дровами, которые сами с трудом заготавливаем в условиях безлесья. А потом за их провоз на тракторе или автомашине до села нужно заплатить кругленькую сумму. Зимой печь топим с утра до ночи, но тепло все равно улетучивается сквозь щели. В прошлом году, когда морозы достигали минус 58 градусов, у нас дома до того было холодно, что половая тряпка замерзала в ведре с водой. Такая же история продолжается и нынче. Строить дом на Крайнем Севере, в тундровой зоне, невозможно, так как нет строительных материалов. А сплавлять лес из центральных улусов слишком дорого. Естественно, в нашем полуразрушенном доме нет никакого благоустройства. Нужду, извините, справляем на улице. 
Глава нашей семьи, Христофор Рожин, столько лет отработав на тяжелой работе, остался у разбитого корыта, так ничего и не заработав. Где справедливость? 
Лекарства очень дорогие, хотя часть из них получаем бесплатно, причем с большим боем (это совсем другая тяжелая история), к тому же дети дважды в год должны выезжать на лечение в Якутск для осмотра специалистами. А стоит это огромных денег. Из Намы нужно на вертолете долететь до улусного центра Тикси. Оттуда до Якутска три часа на Ан-24. Плюс проезд в обратную сторону и расходы на проживание в столице. Получается баснословная неподъемная сумма для нас. 
Муж очень возмущен поступком Петра Бурцева. Но он никогда не пойдет к нему на поклон (особенности характера малочисленных народностей Севера). Меня ругает за то, что я постоянно унижаюсь перед всеми и прошу содействовать восстановлению его на работе.
Я из-за безденежья и скудного питания детей обратилась к первому секретарю Якутского рескома КПРФ, заместителю председателя Государственного собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Виктору Губареву, который занимается вопросами малочисленных народностей Севера, с просьбой защитить интересы нашей семьи и восстановить на работе мужа. Виктор Николаевич с самых первых дней стал оказывать нам личную посильную материальную помощь. Он неоднократно встречался с Бурцевым в Якутске, когда тот был в командировке, более 20 раз звонил и по-человечески просил его вновь принять на работу опытного бригадира-оленевода. 
Бурцев все время обещал Губареву, что поговорит с Рожиным, но воз и ныне там. Более того, Петр Николаевич постоянно обвиняет нашу семью во всех смертных грехах. Сыр-бор начался из-за того, что однажды Бурцеву вздумалось запретить выезд нашей семьи на вертолете в оленеводческие бригады на лето, как это мы делали каждую весну сразу после окончания учебы детей в школе. 
Я полтора года назад проблемы моей семьи поднимала на страницах газеты «Советская Россия» и в ряде республиканских изданий, но никто из высокопоставленных чиновников не откликнулся. Поэтому решила адресно обратиться к министру сельского хозяйства РФ. 
Уважаемый Дмитрий Николаевич, я прошу заступиться за нашу многострадальную семью. Надеюсь, что вы, молодой, энергичный министр сельского хозяйства страны, для нас, малоимущих северян, жизнь которых непосредственно связана с самой сложной отраслью сельского хозяйства – оленеводством, станете защитником и проявите отеческую заботу. Спасите нас от произвола господина Бурцева, который хвалится, что ему никто не указ. 

_____________

Недавно в соцсетях распространили видео, как в Якутске, в центре столицы алмазной республики, вполне прилично одетая женщина с четырьмя маленькими детьми собирали остатки пищи, копаясь в мусорных баках. Маленькая крошка сидела в коляске, а трое детей активно помогали женщине собирать огрызки, которые клали в ванночку, установленную на вторую коляску…
Потом выяснилось, что женщина с маленькой дочкой и племянниками собирала еду не для собаки, а на пропитание семьи. Оказывается, она со своей сестрой и детьми живет в деревянном ветхом доме, отапливаемом дровами, которых тоже нет. В доме очень холодно, двери плотно не закрываются, потому она попросила добрых людей помочь отремонтировать двери. В дело вмешались милосердные горожане и мэрия, которые стали приносить им продукты, одежду, постельное белье… 
Вот так и живет безрадостно нищий бесправный народ в богатейшей России с бездарными правителями…

_____________

Устное письмо Натальи РОЖИНОЙ, жительницы села Намы Булунского улуса Республики Саха (Якутия), записала

г. Якутск

II. Формулирование темы и целей
урока

Выдвигает проблему. Организует
формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.
Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

– Как будет звучать тема
нашего урока?

– Тема нашего урока:
«Простые и сложные пред-
ложения. Знаки препинания в сложных предложениях».

– Какова цель урока?

– Определите цели урока,
используя опорные слова

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему
урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока.

– Сегодня на уроке…

МЫ

познакомимся с…

узнаем…

вспомним…

будем уметь…

сможем поразмышлять…

Принимать и сохранять учебную
задачу. Выполнять анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию,
классификацию

III. Изучение нового материала.

Работа по учебнику.

Упражнение 175.

Упражнение 176

Организует лексическую работу,
проводит дискуссию по теме. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме
урока.

– Прочитайте слова. Запишите их в
два столбика: 1) слова, у которых один корень; 2) слова, у которых два корня.

– Как называются слова, у которых
несколько корней?

– Рядом со сложными словами в
скобках напишите слова, которые дали им жизнь.

– Прочитайте значения слова сложный.

– Как вы думаете, сложные слова
называются так потому, что это трудные, запутанные слова, или потому, что они
состоят из нескольких частей?

– Прочитайте диалог Евдокии
Васильевны и Миши.

– Прочитайте пословицы и
рассмотрите шуточные иллюстрации к ним.

– Какая же пословица зашифрована
в первой картинке? Запишите пословицу. Выделите основу в этом предложении.

– Миша обращает внимание на то,
что 2-я и 3-я картинки состоят из двух частей. Почему 2-я и 3-я картинки
состоят из двух частей? Найдите пословицу, которая относится к ним.

– Какую пословицу иллюстрирует
рисунок под цифрой 2? В этой пословице два действующих лица? Кто они? Что
делает первый? Что делает второй?

– Пословица состоит из двух
частей. Прочитайте каждую часть отдельно. Назовите основу каждой части. Как
эти части соединены друг с другом?

– Запишите эту пословицу.
Подчеркните основу в каждой части. Закрасьте союз и знак, соединяющий
части, голубым цветом.

– Прочитайте правила, которые
записаны на плакате Летучей Мыши (с. 174)

Выполняют дидактические
упражнения, отве-
чают на вопросы, высказывают свое мнение и предположение.

Все слова учащиеся распределяют в
две группы. В первую группу записывают слова, у которых один корень, во
вторую – слова, у которых два корня.

Вспоминают, как называются слова
второй группы, и рядом с каждым из сложных слов в скобках записывают слова,
которые дали им жизнь.

1. Переправа, беляк,
передёргивать, подводник
.

2. Лесосплав (лес,
сплавлять), белогрудый (белая, грудь), гвоздодёр (гвозди,
дёргать), водопад
(вода, падать).

– В словосочетании «сложные
слова» слово сложный используется в 1-м значении (состоящий из
нескольких частей).

– Сложными бывают не только
слова, но и предложения. Сложное предложение состоит из нескольких частей.

– К 1-й картинке относится
пословица: Яблоко от яблони недалеко падает.

– 2-я картинка состоит из двух
частей: 1) знайка по дорожке бежит; 2) незнайка на печи лежит.

– Ко 2-й картинке относится
пословица: Знайка по дорожке бежит, а незнайка на
печи лежит
. Закрасим запятую и союз а.

– 3-я картинка состоит из двух
частей: 1) ласточка день начинает; 2) соловей вечер кончает.

– К 3-й картинке относится
пословица: Ласточка день начинает, а соловей вечер кончает.
Закрасим запятую и союз а.

– К 4-й картинке относится
пословица: Лиса семерых волков проведёт.

Учащиеся знакомятся с правилами,
которые записаны на плакате Летучей Мыши (с. 174)

Выражать свои мысли в
соответствии с задачей и ус-ловием. Выполнять мыслительные действия (анализ,
синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация). Использовать
знаково-символические средства. Моделировать и преобразовывать модели разных
типов (предметы, схемы, знаки и т. д.). Устанавливать
причинно-следственные связи. Самостоятельно создавать способы решения проблем
творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной
самоорганизации. Формировать осознанное и произвольное построение речевого
высказывания. Выполнять построение логической цепи рассуждений

IV. Закрепление, первичная
проверка и коррекция полученных ранее знаний

Организует первичное закрепление,
помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.

– Прочитайте стихотворение Бориса
Заходера.

Очень-очень странный вид:

Речка за окном горит,

Чей-то дом хвостом
виляет,

Пёсик из ружья стреляет,

Мальчик чуть не слопал
мышку,

Кот в очках читает
книжку,

Старый дед влетел в окно,

Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

«Вот что значит запятая!»

– Что вас так развеселило в
стихотворении? Почему так произошло?

– Как можете объяснить слова
воробья?

– Попробуйте расставить знаки
препинания правильно

Уточняют и расширяют свои знания
по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Учащиеся работают в группах с
последующей проверкой по эталону и самооценкой выполнения задания.

Очень-очень странный вид:

Речка за окном, горит

Чей-то дом, хвостом
виляет

Пёсик, из ружья стреляет

Мальчик, чуть не слопал
мышку

Кот, в очках читает
книжку

Старый дед, влетел в окно

Воробей, схватил зерно.

– Борис Заходер неправильно
расставил запятые, чтобы показать, как важна запятая.

– Речь стала не стихотворной

Осуществлять актуализацию
сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности.

Проводить наблюдение, анализ,
выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку.
Выстраивать логическую цепь рассуждений

V. Итоги урока, рефлексия

Организация подведения итогов
урока учащимися. Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на
уроке?

– Сравните понятия «простое»
и «сложное» предложения.

– Какое задание было самым
интересным и почему? Какое задание было самым трудным?

– Что у вас получилось лучше
всего и без ошибок?

– Нарисуйте смайлик,
отражающий ваше настроение к концу урока

Вспоминают и
проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Сравнивают понятия
«простое» и «сложное» предложения. Определяют свое эмоциональное состояние на
уроке. Проводят самооценку, рефлексию
. Оценивают свою работу по
предложенным критериям, комментируют свой выбор:

image001

открыл…

исследовал…

научился…

Отслеживать цель учебной
деятельности. Выполнять рефлексию способов и условий действия. Формулировать
и аргументировать свое мнение, учитывать
разные мнения

Домашнее
задание

Организует обсуждение домашнего
задания.

Тетрадь для СР № 2, упражнение 82

Записывают домашнее задание.

Рассуждение
ученика
:

1. В каждой части пословиц
подчеркиваю основу: Глаза страшат, а руки делают.
Воин воюет, а жена дома горюет. Собака лает,
соловей молчит. Медведь пляшет, а цыган
деньги берёт
.

2. Выписываю глаголы с
безударными личными окончаниями: дела/ют – делать (I спр.),
вою/ет – воевать (I спр.), горю/ет – горевать
(I спр.), ла/ет – лаять (I спр.), пляш/ет – плясать (I
спр.).

3. Выписываю глаголы с ударными
личными окончаниями: молч/ит – молчать (II спр.),
бер/ёт – брать (II спр.)

Формировать
навыки самоорганизации

Тема: Звуки и буквы. Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Диктант.

Школа:

Дата:

Имя учителя:

КЛАСС: 3

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которым посвящен урок:

3.1.1.1 определять основные моменты, фиксировать их; отвечать на открытые и закрытые вопросы

3.2.3.1 формулировать вопросы с опорой на ключевые моменты, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного

3.3.6.1 писать в тетради в широкую линейку, отрабатывать каллиграфические навыки: соблюдение высоты, ширины и наклона прописных и строчных букв и их соединений

Развитие навыков:

1.1 Понимание содержания информации/сообщения

2.3 Формулирование вопросов и ответов

3.6 Соблюдение каллиграфических норм

Предполагаемый результат:

Все учащиеся смогут:

Вспомнить о звуках и буквах русского языка.

Выполнять фонетический разбор слов.

Большинство учащихся смогут:

Отвечать на открытые и закрытые вопросы.

Выделять главную и второстепенную информацию из прочитанных отрывков.

Высказать своё мнение, объясняя разнообразие животных.

Давать звуковую характеристику слов.

Определять в словах количество звуков и букв.

Рассказать об особенностях гласных и согласных звуков.

Делить слова на слоги и для переноса.

Рассказать по схеме о звуках.

Находить твёрдые и мягкие согласные.

Проверять безударные гласные и парные согласные в словах.

Рассказать о роли Ь в словах.

Находить в тексте предложения, соответствующие картинке, основной мысли.

Находить в словах твёрдые и мягкие согласные, ударные и безударные гласные.

Делать звукобуквенный разбор слов.

Повторить изученные орфограммы при написании предупредительного диктанта.

Определять части речи в предложении.

Соблюдать каллиграфические нормы письма.

Некоторые учащиеся смогут:

Рассказать и объяснить особенности внешнего вида и повадки разных животных.

Языковая цель

Основные термины и словосочетания:

Звуки, буквы, словообразовательный, фонетический разбор, слоги, перенос, схема, повадки, защитная окраска животных,

Используемый язык для диалога/письма на уроке: русский

Вопросы для обсуждения:

Какие источники для поиска необходимой информации можно использовать?

Какой попугай самый разговорчивый? Почему петух кукарекает? Правда ли, что моль ест шубу? Как рождаются рыбки? Почему крапива жжётся? Как появились собаки? Зачем слонёнку хобот? Почему ленивца так назвали?

Всегда ли совпадает правописание и произношение слов? Почему?

Чем звуки отличаются от букв?

Чем гласные отличаются от согласных?

Сколько в русском языке гласных букв и звуков?

Как определить количество слогов в слове?

Как разделить слово для переноса.

Как выполнить фонетический разбор?

Какие изученные орфограммы встретились в тексте?

Материал прошедших уроков

Речь. Устная и письменная речь. Требования к речи. Речевой этикет. Язык – средство общения и познания. Языковые явления. Сопоставление произношения и написания слов. Предложение. Части речи. Состав слова.

План

Временное планирование

Планируемые мероприятия

Ресурсы

Создание положительного эмоционального настроя.

Я в школе на уроке. 
Сейчас я начну учиться. 
Внимание моё растёт 
Я, как разведчик, всё замечу. 
Память моя крепка. 
Голова мыслит ясно. 
Я хочу учиться. 
Я готов к работе, 
Работаю!
 

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

Минутка чистописания: работа с пословицей – Мир освещается солнцем, а человек – знанием.

Работа с пословицей по плану:

1. Чтение пословицы.

2. Объяснить значение непонятных слов.

3. Выяснить смысл пословицы в целом: о чём она и чему учит?

4. Подобрать жизненную ситуацию, в которой можно употребить данную пословицу.

Учебник

Работа над лексической темой урока.

Учитель вместе с детьми организует беседу по теме «Для чего человеку нужно изучать природу»

Человек – живое существо, и поэтому, какого бы уровня ни достигла цивилизация, он всегда остается частью этого огромного пазла под названием «природа».. Когда единственным прибежищем человека были пещеры и другие естественные укрытия, он был вынужден наблюдать и изучать смену времен года, поскольку от этих знаний зависело, сможет ли он найти себе пропитание и топливо на завтра или надо запасаться едой и хворостом впрок. Изменения климата заставляли племена подниматься и уходить в другие места, где легче было раздобыть пищу. Но были и такие, которые оставались в освоенном уже месте и постепенно приспосабливались к новым природным условиям. Когда человечество перешло к оседлому образу жизни и занялось земледелием, этих знаний уже было недостаточно. Надо было научиться предвидеть изменение температуры и количества осадков на месяцы вперед, чтобы знать, когда надо пахать, сеять, как грамотно вырастить, убрать и сохранить урожай. А также, наблюдая за природой, наши предки учились бережно относиться к окружающему растительному и животному миру, чтоб охотой и собирательством не причинить ему непоправимый урон. Не только сельское хозяйство и охота заставляли людей внимательно относиться к природе и к ее явлениям. Развиваясь и изучая окружающий мир, люди научились использовать и другие возможности и богатства природы. Жители лесных районов научились по рекам сплавлять лес, а жители побережья океанов – путешествовать. используя возможности океанических течений. 

https://znanija.com/task/22673402

(Г) Детям предлагается прочитать информацию для «Почемучек» и ответить на те вопросы, на которые к учебнике нет ответа.

Выясняется, какие источники информации помогают находить информацию такого рода.

Предлагаются оставшиеся вопросы для обсуждения:

Почему петух кукарекает?

Как рождаются рыбки?

Как появились собаки?

Почему ленивца так назвали?

Доп.материал

Работа над грамматической темой урока.

(К, Г) Исследовательская деятельность

Дети читают выделенные слова. Вспомнают, чем буквы отличаются от звуков. Всегда ли совпадает правописание и произношение, количество букв и звуков? Почему? Выписывают выделенные слова, разделяя их на слоги и ставят ударение. Используя памятку, делают звукобуквенный разбор одного из слов.

(П) На основе стихотворения И. Челышевой делается вывод о делении звуков на гласные и согласные. Дети вспоминают, сколько гласных звуков и букв в русском языке, чем отличаются гласные от согласных.

Считается количество слогов в выделенном слове, делят слово для переноса.

(Г) Рассматривание таблицы.

(К, И) Работа с правилом.

Слова, которые мы произносим или слышим, состоят из звуков. Слова, которые мы пишем или читаем, состоят из букв. Буква – это знак звука. В русском языке шесть гласных звуков и десять букв, обозначающих эти звуки. Гласные звуки состоят из голоса. Согласные могут образовываться при помощи голоса и шума или только шума.

Учебник

(Д,К) Динамическая пауза

Мы охотимся на льва.
Не боимся мы его.
У нас длинное ружье
И подзорная труба.
Ой! А что это?
А это – поле: топ–топ–топ.
Ой! А что это?
А это – болото: чав–чав–чав.
Ой! А что это?
А это море: буль–буль–буль.
Ой! А что это?
А это тропинка: шур–шур–шур.
Под ней не проползти.
Над ней не пролететь.
Ее не обойти, а дорожка напрямик,
Вышли на полянку.

Кто это здесь лежит? Давайте его потрогаем.

Дети «трогают» воображаемого льва.

«Да это же лев! Ой, мамочки!» – испугались его и побежали домой.

По тропинке: шур–шур–шур.
По морю: буль–буль–буль.
По болоту: чав–чав–чав.
По полю: топ–топ–топ.
Прибежали домой.
Дверь закрыли.
Ух! (на выдохе) Устали.
Молодцы!

Работа по учебнику.

(П) Запись слов парами, подчёркивание мягких согласных.

(И) Работа с текстом «Тяжёлая работа». Найти и зачитать основную мысль текста, предложение, соответствующее картинке.

Запись предложения, подчёркивание мягких согласных.

(К) Ученики списывают слова, разделяя слова для переноса, ставят ударение.

Работа с правилом.

В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Слова переносятся по слогам. Деление слов для переноса не всегда совпадает с делением слов на слоги.

учебник

(Д, К) Пальчиковая гимнастика

Листопад.

Листопад, листопад!            Руки поднять вверх.

Листья по ветру летят:        Покачивая кистями из стороны

в сторону,             

медленно опускать руки (листья опадают).

С клёна – кленовый,                         Пальцы выпрямить и

максимально развести в         стороны.

С дуба – дубовый,                            Пальцы выпрямить и плотно

прижать друг к другу.

С осины – осиновый,                        Указательный и большой

соединить в виде колечка.

С рябины– рябиновый.                      Пальцы выпрямить и слегка

развести в стороны.

Полны листьев лес и сад                  Хлопки в ладоши.

То–то радость для ребят!  

http://nsportal.ru/detskiy–sad/raznoe/2016/12/13/palchikovye–gimnastiki

(Г) Чтение теста «Зачем верблюду горб?». Дети анализируют выделенные слова, вспоминают, как проверить безударные гласные и парные согласные в словах.

Обращается внимание детей на порядок фонетического разбора слова «питьё», обозначение 2 звуков буквой Ё после разделительного Ь. Вспоминают случаи обозначения 2 звуков йотированными гласными (начало слова, после гласных, после разделительного Ь).

(К) Работа с правилом.

Разделительный ь (мягкий знак) пишется внутри слова перед гласными е, ё, ю, я, и: воробьи, бельё, лью, семья. А после согласного и на конце слова мягкий знак является показателем мягкости согласного: конь, больше.

Нахождение слов с разделительным и смягчающим ь в тексте «Чем опасен осьминог?». Выписывание слов, разделяя для переноса.

Работа в тетради «Что я знаю и умею». Оценка уровня усвоения навыка по теме.

Тетрадь

«Что я знаю и умею

(И) Написание предупредительного диктанта «Чижи». Определить части речи в последнем предложении.

В начальных классах наиболее распространены предупредительные диктанты.  Орфографический анализ текста предупредительного диктанта может осуществляться в процессе зрительного (на начальном этапе усвоения материала) и слухового (на более позднем этапе) восприятия.  При зрительном восприятии текст может быть записан на доске, или спроецирован с помощью технических средств на экран. Орфограммы можно подчеркнуть, выделить цветом и т. п.

 Последовательность работы над предупредительным диктантом такова:

1) восприятие текста учащимися (зрительное или слуховое);

2) выделение и объяснение орфограмм и пунктограмм;

3) запись проанализированного текста под диктовку;

4) проверка записанного на слух (при зрительном восприятии – сверка с доской, учебником и т. п.).

 На первоначальном этапе обучения осуществляется запись отдельных предложений после анализа каждого из них; на более позднем – всего текста после разбора орфограмм. Текст читается учителем чётко, с соблюдением норм русского литературного произношения.

 Предупреждение возможных ошибок в обучающих диктантах осуществляется также путём комментирования. В комментируемом диктанте орфограммы объясняются учащимися в процессе записи текста. Однако не следует комментарий подменять проговариванием. Особенность диктанта с проговариванием заключается в том, что учитель диктует текст, соблюдая орфоэпические нормы, а учащиеся проговаривают каждое слово так, как необходимо его записать.

Итог урока. Рефлексия.

Звуки на письме обозначаются … . Гласные звуки … . Согласные звуки … . На письме мягкость согласных звуков обозначается … . Чтобы сделать словообразовательный разбор, нужно … .

Гласные звуки … . Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука, когда … .

Приём критического мышления «Ключевые вопросы урока». Дети дают ответы на вопросы:

Оправдались ли ваши ожидания? (если нет, то почему?).

Удалось ли вам получить ответы на свои вопросы?

На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?

Как бы вы оценили свою работу на уроке? (работу своей группы, пары). По каким критериям?

Ваше эмоциональное состояние? (до и после урока)

https://infourok.ru/kopilka_primerov_refleksii_na_urokah–179969.htm

Рекомендации для учителя.

Учитель готовит информацию для детей на интересующие их вопросы и вопросы учебника. Целью урока – является подготовка к диктанту, в зависимости от уровня мотивированности класса учитель подбирает задания учебника по желанию, то есть выполнять все задания учебника не обязательно. Диктант учитель подбирает самостоятельно.

Дополнительная информация

Дифференциация

Оценивание

Межпредметные связи

Мотивированные дети могут рассказать и объяснить особенности внешнего вида и повадки разных животных.

Формативное оценивание

Самооценивание по «Шкале трудности» в тетради «Что я знаю и умею».

Взаимооценивание при работе в паре, группе, классом.

Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке.

Определение уровня усвоения навыка по теме (тетрадь «Что я знаю и умею»).

литература

физическая культура

познание мира

Рефлексия для учителя:

Важные вопросы
по уроку:

Итоговая оценка (с точки зрения преподавания и обучения)

Какие два момента были наиболее успешны?

Какие два момента улучшили урок?

Что я узнал из урока о классе и отдельных людях, что я расскажу на следующем уроке?

Словарный диктант на тему «Чередующиеся гласные в корне»

Словарный диктант на тему «Чередующиеся гласные в корне»

Перед вами словарные диктанты по теме «Чередующиеся гласные в корне». Данные словарные диктанты могут быть рекомендованы для комментированных, объяснительных, предупредительных, выборочных, творческих, свободных и других видов диктантов (выбор методики проведения диктанта — свободный), а также использованы в виде тренировочных упражнений.

Варианты словарных диктантов по теме «Чередующиеся гласные в корне»

Словарный диктант 1.

Безугарный, возгораемость, возгорание, возгораться, воз­гореться, выгарки, выгорание, выгореть, гаревый, гарь, горелка, горючий, догорание, догорать, догореть, загар, загорание, загорать, загорелый, загореться, изгарь, изгорать, изгореть, нагар, нагорать, нагоревший, нагореть, обгорать, обгореть, огарок, перегорание, перегорать, перегореть, погорелец, погореть, подгорать, подгоре­лый, пригар, пригарь, пригорание, пригорать, разгар, разгореться, самовозгораемость, самовозгорание, сгораемость, сгорать, сгореть, угар, угорать, угорелый, угореть.

Словарный диктант 2.

Заревой, зарница, зарничный, заря, зоревать, зоренька, зорька, зорюшка, зарянка, (играть) зорю, (рад) заре, озарение, озарённость, озариться, озарять, озаряться.

Словарный диктант 3.

Кланяться, клонить, клониться, наклон, наклонение, наклонённый, наклонить, наклонность, наклонный, наклонять, неуклонность, неуклонный, откланиваться, откланяться, откло­нение, отклониться, отклонять, поклон, поклонение, поклониться, поклонник, поклонница, преклонение, преклонённый, преклонить (колени), преклонный, приклонить (ветку), просклонять, рас­кланиваться, раскланяться, склон, склонение, склонность, склон­ный, склоняемость, склоняемый, склоняться, уклон, уклончивость, уклончивый.

Словарный диктант 4.

Касание, касательная, касательно, касательство, касаться, коснувшись, коснуться, неприкосновенность, неукоснительно, не­укоснительный, подкасательная, прикасание, прикасаться, прикос­новение, прикоснуться, соприкасаться, соприкосновение, соприкос­нувшись.

Словарный диктант 5.

Безотлагательный, безотложный, благорасположение, вло­жение, возлагаемый, возложить, доложить, заложенный, излагать, изложение, местоположение, налагать, наложиться, неотлагатель­ность, неотложный, низложенный, облагаться, обложение, облож­ной, отлагать, переложение, подложить, полагать, полог, поло­жение, предлагать, предложение, предполагаемый, предрасположенный, прилагательное, пролог, проложить, разла­гаться, разложение, расположенный, слагаемое, сложенный, сос­лагательное (наклонение).

Словарный диктант 6.

Взмокать, вымакать (всё содержимое), вымокнуть, вымо­ченный, вымочка, измокающий (под дождём), макание, макнуть, мокренький, мокрёхонек, мокрица, мокрота, намоченный, непро­мокаемый, обмакнутый (в чернила), отмокать, подмочивший, помочить, приманивать, промокательный, промокашка, про­мокший, размачивание, размокший, смочить.

Словарный диктант 7.

Вплавь, выплывать, заплыв, на плаву, плаванье, плава­тельный, плавать, плавун, плавунец, плавунчик (‘птица’), пла­вучесть, плавучий, пловец, пловчиха, плывуны, плывучий (‘жидкий’), плывущий, плыть, поплавать, поплавок, проплавать, проплыть, сплав, сплавлять, сплавной, сплавщик.

Словарный диктант 8.

Вровень, выравнивание, выравнивать, выровненный (ас­фальт), выровнитель, заравнивание, заровнять (поверхность), несравненный, несравнимый (ни с кем), обровнять (края), / подравняться (в строю), подровнять (листы), поравняться, приравнивать, приравнять (величины), равнение, равнина; равнинный, равнобедренный, равноденствие, равнозначный, рав­ноправие, равный, разравнивать, разровнять (грядку), ровесник, ровный, сравнение, сравнимый (с чем-либо), сравнительно-ис­торический, уравнение, уравновешенный, уровнять (дорожку).

Словарный диктант 9.

Взрастать, взрастить, взращивание, взращивать, взрослеть, взрослый, возрастной, врастать, врасти, вырастить, выращенный, вырост, выросток, доморощенный, дорасти, зарастание, зарасти, зарастить, заросль, нарастание, наращение, недорослый, недоро­сток, обрастать, отраслевик, отраслевой, отрасль, отросток, перерастание, переросток, повзрослеть, подрастание, под­ращённый, подрост, подростковый, подросток, прирастание, при­растить. прирост, произрастать, прорастать, прорасти, пророщенный, разрастись, растение, растеньице, расти, растительный, растить, рослость, рослый, Ростислав, ростковый. Ростов, рос­товщик, ростовщический, ростовщичество, срастись, срастить, сросток.

Словарный диктант 10.

Вприскачку, вскакивать, вскочить, выскакивание, выскочить, выскочка, доскакать, доскочить, заскочить, наскакаться, наскакивать, обскакать, отскочить, перескакивать, перескакнуть, перескочить, подскакавший, подскок, подскочить, привскакивание, привскочить, скачет, скачки, скачок, соскакивать, соскочить, ускакать.

Словарный диктант 11.

Благотворительность, благотворительный, вытворить, вы­творять, затворить (тесто), натворить, одухотворение, одухот­ворённость, потворство, потворствовать, потворщик, претворение, претворять (в жизнь), притвора, притворный, притворщица, растворение, растворимый, растворяемость, рукотворный, сотворение, сотворить, сотворчество, тварь, творение, творец, твори­тельный, творить, творческий, творчество, удовлетворение, удов­летворяться, утварь.

Словарный диктант 12.

Блеск, блестеть, блистательный, блистать, внимание, внимательный, выжечь, выжига, выжигание, вычет, заблестеть, заблистать, задирать, заклинать, замирать, заниматься, запереть­ся, запирать, застиранный, истереть, наснимать, настеленный.

Словарный диктант 13.

настилание, настилать, начать, начинающий, нерасчётливый, обдирала, обжиг, обжигание, обмереть, обмерший, обминать, обмирать, обсчитаться, опереться, отблеск, отереть, отмереть, отнимать, отперев, отпертый, отпираться, оттереть, отчитать, пересчёт, пересчитанный, перетирание, поджигание, поднимать, поднятый, подпереть, подпирать, подстелить, подстилка, подте­реть, понимание, понятийный, понять, постелить, прижигание, пробираться, протирание, разбирать, разжечь, разнять, распереть, распирающий, распростёртый, распростирать, расстелиться, рас­стилаться, рассчитывать, расчёт, сжигание, сочетание, сочетать, уминать, умирание, умять, упереться, упершись, устилать.

Используемая литература: К. А. Войлова,ВВ. Паршина, В.В. Тихонова «Сборник диктантов по русскому языку»

Диктант на безударные гласные в корне. Безударные гласные в корне слова

Диктант – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста. Проверочные и контрольные диктанты по русскому языку для 3 класса

По темам (3 класс):

Диктанты по русскому языку 3 класс 1 четверть
Диктанты по русскому языку 3 класс 2 четверть
Диктанты по русскому языку 3 класс 3 четверть
Диктанты по русскому языку 3 класс 4 четверть
Годовой диктант по русскому языку 3 класс
Диктант по теме «Предложение»
Осень в лесу

Как красив осенний лес! Березки надели золотые платья. Листья клена разрумянились. Густая листва дуба стала как медь. Сосны и ели остались зелеными. Пестрый ковер листьев шуршал под ногами. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и желтые опята ждут грибников. (43 слова)

  1. Дать характеристику 1 предложению. Выделить грамматическую основу во 2 предложении.
  2. Дать характеристику 1 предложению. Выделить грамматическую основу в 3 предложении.
Диктант по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»
Снежные фигурки

С неба летел мокрый снежок. Ребята выбежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика. Хорош снеговик! В носу краснела морковка. В руке метла, а на голове ведро. Женя строил башню с ледяными окошками. Толя и Илья лепили Деда Мороза и Снегурочку. Дед Мороз был с бородой. Снегурочка в руках держала зеленую елочку. (58 слов)

  1. Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, написать проверочное слово, выделить орфограмму.
  2. Выписать из текста группу родственных слов, выделить корень.
Диктант по теме «Правописание суффиксов и приставок»
Зимой

Был зимний денек. Синичка Зинька прыгала по веткам. Глазок у синички острый. Под корой деревьев она добывала насекомых. Вот Зинька раздолбила дырочку, вытащила букашку и съела. Тут выпрыгнула из снега мышка. Мышка дрожит, вся взъерошились. Она объяснила Зиньке свой страх. Мышка провалилась в медвежью берлогу. Там крепко спали большая медведица и маленькие медвежата. (54 слова)

  1. Выписать из текста по одному слову с разделительным Ь и Ъ знаком, выделить орфограмму.
  2. Выписать из текста 2 слова с приставкой, выделить её.
Диктант по теме «Имя прилагательное»
Ранняя весна

Хороша ранняя весна в лесу! Ярко светит весеннее солнце. Легкие облака украшают голубое небо. Слышны чудесные трели птиц. Смолой запахли душистые почки. Появилась молодая травка. Выглянул голубенький подснежник. С пригорка зажурчал говорливый ручеек. У сосны резвились счастливые бельчата. Маленький зайчишка грыз кору молодой осинки. На поляну вывела своих медвежат бурая медведица. Веселый и радостный лес весной! (58 слов)

  1. Выписать 3 любых имени прилагательных в единственном числе, определить их род, выделить окончание.
  2. 1 вариант: Выделить грамматическую основу в 8 предложении, подписать все части речи. Разобрать по составу слово голубенький.
  3. 2 вариант: Выделить грамматическую основу в 9 предложении, подписать все части речи. Разобрать по составу слово подснежник.

diktant bezudarnie glasnie A7494

Серёжа с папой делали кормушку для птиц. Серёжа подавал гвозди и дощечки. Папа их строгал и сколачивал. Зимой каждое утро Серёжа сыпал в кормушку зерно. Воробьи и синички ждали мальчика. Они слетались со всех сторон, спешили позавтракать. В морозные дни Серёжа кормил своих пернатых друзей часто. Сытая птица легко переносит холод.

Идёт мелкий снежок. Пушистые хлопья снега легли на землю и деревья. На поляне стояла молоденькая стройная ёлочка. Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили кочан капусты. Утром над ёлкой кружилась стайка птиц. Вечером прибежали два зайца. Они угощались вкусным ужином.

С неба летел мокрый снежок. Ребята выбежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика. Хорош снеговик! В носу краснела морковка. В руке метла, а на голове ведро. Женя строил башню с ледяными окошками. Толя и Илья лепили Деда Мороза и Снегурочку. Дед Мороз был с бородой. Снегурочка в руках держала зеленую елочку.

Кто не видел первый снег? Красивое зрелище! Наконец выпал на землю мягкий пушистый снежок. Каждое деревце и каждый кустик надели снежные шапки. Вечером с высоких берез тетерева начали нырять в снег. Они пробегали несколько шагов под снегом, обминали вокруг себя местечко. Выходила уютная подснежная спальня. Сверху ее зверь не увидит, а внутри будет тепло и уютно.

Зрительные и слуховые предупредительные диктанты.

Враги, врачи, глаза, грачи, жара, сады, стада, страна, тазы, трава, часы, шаги, шары, шарфы, бока, вода, волна, гора, гроза, дожди, дома, доска, дворы, дрова, дрозды, коза, кора, коса, колосья, кольцо, кроты, моря, мосты, нога, ножи, нора, окно, они, оса, плоды, плоты, поля, полы, рога, роса, слоны, смола, сова, сомы, сосна, столбы, столы, сторона, толпа, тропа, холмы, ходы, берега, ведро, весна, весы, гнездо, дела, дерево, ерши, ежи, звезда, звено, земля, зерно, змея, леса, метла, меха, мечи, озеро, осень, перо, плечо, река, свеча, село, седло, сестра, следы, снега, стекло, стрела, стена, хлеба, хлева, цветы, винты, грибы, зима, игра, киты, лиса, листы, лицо, пила, письмо, плита, свинья, число, гряда, мячи, пятно, ряды, ядро, яйцо.

Варенье, повар, каток, лошадка, мастерская, площадка, танкист, больница, боец, домашний, ковер, кормушка, котенок, лосиха, лосенок, моряк, ночлег, осенний, плохой, поляна, скворец, скворечник, столяр, столовая, тропинка, весенний, вершина, верхушка, деревянный, лесник, птенец, снежинка, снежки, степной, живет, животное, лисята, тишина, чистота, пятерки.

1. У дедушки болит нога. 2. На стене часы. 3. Птенчик пищит в гнезде.

1. На лугу дети рвали цветы. 2. Суслики — враги полей. 3. В Ленинграде чудесные мосты. 4. Киты живут в морях и океанах.

1. У Нины глаза карие. 2. Этой весной было много дождей. 3. Сестра подклеила листы в книге. 4. Ученики выполняли упражнения с мячами.

1. На склоне горы пасутся стада. 2. На небе зажглась вечерняя звезда. 3. Все лицо Аленки стало красным. 4. Вода в реке была мутная.

1. Слоны живут стадами. 2. Яша принес полное ведро воды. 3. В лесу слышен звук пилы. 4. На фартуке большое жирное пятно.

1. Брат пишет письмо сестре. 2. Весной сады надели белый наряд. 3. Из сосны капает смола. 4. Дрозды клюют ягоды.

1. Мой пес белый с черным пятном на боку. 2. Поля и холмы покрыты снежным ковром. 3. Курам насыпали зерно. 4. У берез стройные стволы и белая кора.

1. Кормушка — это птичья столовая. 2. Садовник дал нам красные тюльпаны. 3. Ласточка свила гнездо над окном. 4. Быстро прошел летний дождь. В лесу много грибов.

1. Кроты роют ходы в земле. 2. Мы играли в игру «Кольцо, ко мне». 3. Какое число делится на три? 4. В горном озере вода как стекло.

1. У меня подушка из гусиного пера. 2. У козы острые рога. 3. В тишине слышны шаги сторожа. 4. Дрова убрали в сарай.

1. У свиньи — поросята. 2. У козы — козлята. 3. У совы — совята. 4. У грача — грачата.

1. Столы делает столяр. 2. Повар варит суп. 3. Моряк служит на флоте. 4. Боец стоит на посту.

1. Утром я ем яйцо и пью чай. 2. Спелые плоды гнули ветки к земле. 3. Трава от росы мокрая.

1. Лодка раскачивалась на волнах. 2. Все платье у Маши в цветах. 3. У Марины сегодня пятерка в дневнике.

У реки старый клен. Там, на верхушке, гнездо грача. Каждую весну грачи прилетают к своему гнезду.

Рано. На траве роса. Скорее в лес! Лена и Вера ищут в лесу грибы.

В классе светло и красиво. Слева три окна. На стене портрет Ленина. У стола учительница. Она диктует слова. Мы пишем: Москва, Кремль, Красная площадь.

Воробей и ласточки.

Пришла весна. Ласточка слепила гнездо. Увидел воробей гнездо и занял его. Ласточка позвала на помощь своих сестер. Вместе они прогнали воробья из гнезда.

В лесу растет старая сосна. Под сосной нора лисы. В норе лисята. У лисы в норе чисто и тепло.

Замела метель все рыжие листочки. Легла под куст отдохнуть. Вдруг видит еще большой лист. Только это был не листик, а рыжий лисенок.

На лугу паслись гуси. Они щипали траву. Из леса вышла лиса. Гуси не заметили лисы. Плутовка совсем рядом. Схватила она гуся. Унесла своим детям в нору.

Птицы — наши друзья. Они поедают вредных насекомых. Птицы охраняют поля, сады, леса, огороды. Школьники заботятся о птицах. Он вешают в садах скворечники. Ребята, не разоряйте птичьи гнезда!

Хороша молодая березка в весеннюю пору! Растет березка в наших лесах. Любят русские это дерево. Про белую березку и в народных песнях поется.

Пришла весна. Солнце стало греть землю. На лугу коза с козлятами. А дальше лес. В лесу сочная трава. Козлята бегут в лес.

Ребята пришли в лес. На траве и кустах утренняя роса. Поют птицы. Стучат носом дятлы. Пушистая белка грызет шишки. У нее в гнезде бельчата.

Лосенок такой смешной. Губы толстые. Ноги длинные и тонкие. Лосенок бегает за лосихой. Пока еще лосиха кормит его молоком. Летом лосенок жует горькие осиновые веточки. Осенью ест грибы.

Солнце согнало снег с полей. В траве свежие стебельки. Почки на деревьях выпустили молоденькие листочки. Проснулась пчела от зимнего сна. Прочистила глаза мохнатыми лапками. Видит пчела, яркое солнышко светит. Везде светло и тепло. Выбралась из улья и полетела к цветку.

Иду я с ружьем по лесу. Смотрю: на полянке котенок ходит. Хвост короткий. Глаза глупые. Котенок то за мухой бегает, то цветок лапой ударит. Тут шмель попал на глаза. Стукнул котенок шмеля задней лапой. Сильный он. Вырастет лесной котенок и станет рысью.

Засыпала зима поля снегами. Покрыла землю белым ковром. Голодные птицы летят к жилью. Жалко детям пернатых друзей. Развесили они в садах и парках кормушки. Насыпали зерна, крошек. Положили ягод. Слетаются к кормушкам воробьи, синички, снегири. Радостно щебечут, словно благодарят ребят.

Он применяется на первом этапе изучаемого материала. Учащиеся выбирают и записывают слова и словосочетания на закрепляемое правило. Например, при изучении темы «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова» во 2-м классе для выборочного диктанта дают предложения познавательного характера.

Африканский земляной волк питается только насекомыми. Хитрый леопард хранит добычу на деревьях. Медведь и енот — прекрасные рыболовы. Жук-златка в древности служил украшением. Дрозд кормится в основном на земле, реже — на деревьях. Крот является лучшим землекопом в мире. Голубь не пьет воду, а сосет ее. Ястреб является одним из самых надежных охранников аэродромов от птиц. Полярный медведь может иметь слой жира до 20 см.

У детей в тетрадях — слова на изучаемое правило с графическим обозначением орфограммы: волк, леопард, медведь, енот, жук, дрозд, крот, голубь, ястреб, медведь.

Распределительный диктант

Он нужен для разграничения сходных видов орфограмм (например, существительное на шипящую мужского и женского рода; безударные проверяемые и непроверяемые и др.) и для разграничения 2-3 изученных орфограмм (даже не сходных): безударные, непроизносимые согласные, парные звонкие и глухие согласные.

Например, в 4-м классе: существительные ж. р. с «ь»; существительные м. р. без «ь»; инфинитив «ь»; глаголы 2-го лица единственного числа с «ь»; «-тся» без «ь» (глаголы 3-го лица).

Дети повторяют правила, а затем учитель диктует в разбивку слова. Ученики записывают в строчку 3-4 слова.

Выборочно-распределительный диктант

Выборочно-распределительный диктант — письменная работа, при выполнении которой производится не только выборочная запись диктуемого текста, но и распределение выбранного на группы, чаще всего в столбики. Например, дается описательный оборот, а дети заменяют его словом на изучаемую орфограмму (в данном случае «Парные согласные на конце слова») и распределяют в два столбика (с оглушением и без оглушения).

У детей — запись в тетрадях в два столбика:

Творческие диктанты

Это запись под диктовку текста с орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию учителя. Можно выделить следующие разновидности творческих диктантов:

  • Творческие диктанты на расширение текста: например, ввести прилагательное в предложение (время выполнения — 10 минут).

После дождя

Ветер дует в лицо. . облака плывут над рекой. Доносятся. раскаты грома. (Теплый, легкие, слабые.)

Учитель. Замените в тексте прилагательные антонимами. Как озаглавим новый текст?

Перед дождем
.
. ветер дует в лицо. . облака плывут над рекой. Доносятся. раскаты грома. (Холодный, тяжелые и сильные.)

— Обозначьте графически условия выбора орфограмм в словах.

  • Творческие диктанты с заменами: например, заменить указанные слова близкими по значению.

Мы ходили в цирк. Там смотрели на. лисичку. Глеб смеялся над. медвежонком. Веселая обезьянка корчила. рожицы. Малыши всегда удивляют и забавляют.

(Синонимы: смешные, забавные, потешный, уморительный.)

  • Творческие диктанты на сужение текста. При записи учащиеся сокращают прочитанный ими текст, опуская некоторые части предложений: например, из предложения записывают только подлежащее и сказуемое.
  • Творческие диктанты на разделение текста. Проводятся при изучении синтаксиса и пунктуации. Например, сложное предложение заменить простым (в 4-м классе дети вначале повторяют признаки сложного и простого предложений).

Как переходить через дорогу

Все люди переходят через дорогу по Правилам дорожного движения, и они стараются их придерживаться всегда. Дети тоже их соблюдают, и они переходят улицу по зебре около светофора. Ребята смотрят налево, направо, а затем осторожно двигаются. Дети переходят через дорогу по сигналу светофора, а водители в это время терпеливо ждут. Мы идем через дорогу на зеленый свет, а красный свет и желтый свет запрещают двигаться. Дети на дороге не должны играть, и они не нарушают этого правила. Эти правила нужны нам всем, так как делают нашу жизнь безопасной.

Как переходить через дорогу (после преобразования)

Все люди переходят через дорогу по Правилам дорожного движения. Они стараются их придерживаться. Дети тоже их соблюдают. Они переходят улицу по зебре около светофора. Ребята смотрят налево, направо. Затем осторожно двигаются. Дети переходят через дорогу по сигналу светофора. Водители в это время терпеливо ждут. Мы идем через дорогу на зеленый свет. Красный свет и желтый свет запрещают двигаться. Дети на дороге не должны играть. Они не нарушают этого правила. Эти правила нужны нам всем. Ведь они делают нашу жизнь безопасной.

  • Творческие диктанты на соединение текста: например, два простых предложения соединить в сложное.

Первый текст читается и разбирается устно.


Кодекс здорового человека

Каждый человек хочет быть здоровым. Для этого он должен соблюдать определенные правила. Люди должны есть в меру. Нельзя переедать. Нам нужно почаще есть рыбу, овощи, фрукты. Нельзя употреблять много жирной, сладкой и соленой пищи. Дети должны пить молоко, соки. Здоровый человек должен заниматься спортом. Он обязан чаще дышать свежим воздухом. Люди должны улыбаться, любить жизнь. Они не должны быть раздражительными, унывать, сердиться, обижаться.

После преобразования текст записывается в тетрадь.

Кодекс здорового человека

Каждый человек хочет быть здоровым, а для этого он должен соблюдать определенные правила:


1. Люди должны есть в меру. Нельзя переедать.
2. Нам нужно почаще есть рыбу, овощи, фрукты, но нельзя употреблять много жирной, сладкой и соленой пищи. Дети должны пить молоко, соки.
3. Здоровый человек должен заниматься спортом и чаще дышать свежим воздухом.
4. Люди должны улыбаться, любить жизнь, но они не должны быть раздражительными, унывать, сердиться, обижаться.

Выберите вывод из пословиц:

  • Береги платье снову, а здоровье — смолоду.
  • В здоровом теле — здоровый дух.
  • Здоровье даром не дается, за него бороться придется.

Восстановленный диктант

Этот вид диктанта, к сожалению, учителями применяется редко или совсем не используется. Ученики должны восстановить текст диктанта по опорным словам. Но опорные слова не любые, а на изучаемое правило.

Текст для проведения восстановленного диктанта можно составить по любой теме, можно по картине. Восстановленный диктант является промежуточной работой между диктантом и изложением, а при использовании картины, включая некоторые элементы сочинения по картине, восстановленный диктант — хорошее средство для развития связной речи.

Остановимся подробнее на методике проведения таких диктантов.

При изучении темы «Правописание звонких и глухих согласных в середине слова» (2-3-е классы) текст должен быть составлен так, чтобы в каждом предложении была изучаемая орфограмма.

1. Чтение текста.

Выпал пушистый снег. Мы надели теплые шапки, шубки, варежки и отправились в лес. Узкая дорожка привела нас в чащу. Редкий звук нарушает тишину. Хрупкие березки и дубки стоят без листьев. Чей это след? Это пробежала ловкая мышка. Медведь залез в берлогу. Белка в дупле ест грибки и орешки.
(46 слов)

2. Дети подбирают заглавие (Зимой в лесу. Зимний лес). Самое удачное записывают в тетради.

3. Называют тему, главную мысль.

4. Учитель читает каждое предложение в отдельности.

Учащиеся находят слова на изучаемое правило (в данном случае — с парными звонкими и глухими согласными).
Учитель записывает эти слова на доске, учащиеся объясняют правописание, подбирая проверочные слова: снег, шапки, шубки, варежки, узкая дорожка, редкий, березки и дубки, след, мышка, медведь, залез, грибки и орешки

5. Учащиеся вспоминают, то есть восстанавливают все предложения по опорным словам, учитель помогает.

6. Дети записывают диктант по памяти, в опорных словах обозначают графические орфограммы.

7. В конце урока учитель еще раз читает текст, ученики сравнивают его со своим.

Тексты восстановленных диктантов

Тема: «Непроизносимые гласные»

Стояла ненастная осенняя погода. Солнце спряталось за тучу. Грустно смотреть на голые деревья. Печально шелестит на болоте тростник. Зима в этом году пришла поздно. Вся местность от снега сразу изменилась. С радостным криком ребята выбежали на улицу и стали играть в снежки. Они слепили чудесную снежную бабу. Для ребят зима — настоящий праздник. Зимой много интересных развлечений.
(55 слов)

(Ненастная, солнце, грустно, тростник, поздно, местность, радостным, чудесная, праздник, интересных.)

Тема: «Безударные гласные, проверяемые ударением»

Скоро зима. Кончились теплые летние деньки.
Пришла ненастная осень. Животные готовятся к холодной зиме. Птицы улетают от голода и холода на юг. Хлопотливый еж утепляет свою норку. Ночью и днем таскает он душистые сухие листочки, мягкий лесной мох.
Проворная белочка запасает на зиму вкусные орехи, крепкие грибы. Мышки вырыли норки под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно. Под корнями упавшей ели медведь решил устроить себе берлогу. Не страшна зима зверям.
(71 слово)

(Зима, деньки, осень, к холодной зиме, улетают, от голода и холода, хлопотливый, утепляет, свою, таскает, листочки, лесной, запасает, грибы, воруют зерно, под корнями, не страшна.)

Тема: «Глаголы 2 лица единственного числа»

Урок здоровья

С волнением ты ждешь уроки физкультуры. На этих уроках ты учишься управлять своим телом. В спортивном зале научишься лазать по шесту, по канату. В походе ты легко заберешься на самое высокое дерево, преодолеешь крутой подъем. На уроке физкультуры ты ходишь по узкому бревну и сохраняешь равновесие. Потом без труда переберешься по тонкому бревнышку через ручей. На уроках здоровья ты укрепляешь свои мышцы, закаляешь весь организм.
Если ты любишь уроки физкультуры, то вырастешь крепким, сильным, выносливым, здоровым. Будешь здоровым — принесешь больше пользы себе и другим.

(Ждешь, учишься, научишься, заберешься, преодолеешь, ходишь, сохраняешь, переберешься, укрепляешь, закаляешь, любишь, вырастешь, будешь, принесешь.)

Образцы работы с восстановленными диктантами

Тема: «Написание большой буквы в словах»

В нашем городе Кирово-Чепецке есть Дом малютки. Мы любим бывать там с Тамарой Алексеевной. Здесь живут наши друзья Аленушка, Ванечка, Сашенька, Аннушка. На Новый год мы подарили малышам собачку Жучку, кошечку Пушинку, петушка Красавца. Маленькая Олечка была рада черепахе Жужу. А Стасик весело играл с потешной коровушкой Буренкой. Всех забавляли проказы обезьянки Чапы.
(57 слов)

Этапы работы

1. Читается весь текст.

2. Дети выбирают заголовок из пословиц, самый удачный записывают в тетрадь:

  • Делай добро и бросай его в воду.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Добра желаешь — добро и делай.
  • Добро творить — себя веселить.

3. Ученики называют тему и главную мысль текста.

4. Каждое предложение читается в отдельности. Дети находят слова на изучаемое правило (в данном случае слова, которые пишутся с большой буквы). Слова записываются на доску. Дети объясняют правописание (Кирово-Чепецке, с Тамарой Алексеевной, Аленушка, Ванечка, Сашенька, Аннушка, Жучку, Пушинку, Красавца, Олечка, Жужу, Стасик, Буренкой, Чапы).

5. Дети восстанавливают все предложения по опорным словам.

Дети выясняют, по каким признакам слова объединены в столбики (по орфограммам), подбирают проверочные слова, говорят правила, проговаривают орфографически.

На доске — слова по группам (столбикам):

Проверяемая безударная гласная в корне слова: подарили, малышам, малютки, весело, забавляли.
Непроверяемая безударная гласная в корне слова: город, улица, собачка, петушок, черепаха, коровушка.
жи, ши, ча, ща: живут, наши, Пушинка, Чапа.
Исключения: здесь.

7. Учащиеся записывают диктант по памяти, используя опорные слова, которые остаются на доске. В опорных словах выделяют графически условия выбора орфограммы.

8. В конце урока еще раз зачитывается текст, дети сравнивают его со своим.

Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Текст составлен по фрагменту сказки Х.К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

Мальчишки посадили в лодочку оловянного солдатика и пустили в канаву.
Они бежали рядом и хлопали в ладоши.
Лодочку бросало и вертело во все стороны. Оловянный солдатик весь дрожал, но держался стойко. Он не изменился в лице. Ружье было на плече, голова прямо, грудь вперед.
Лодку понесло под длинные мостки. Стало темно. Из-под мостков выбежала большая крыса. Она спросила у смельчака паспорт. Но храбрец молчал. Отважный мореплаватель еще крепче сжимал ружье.

Фрагмент передан учителем сжато, введены слова на безударную гласную.

1. Учитель читает текст.

2. Задает вопросы по содержанию.

3. Подбирается заголовок. (Отважный путешественник. Храбрец).

4. Дети называют тему, главную мысль текста.

5. Проводится лексико-орфографическая работа в каждом предложении.

6. На доску из каждого предложения выписываются слова на безударную гласную. Дети устно подбирают проверочные слова (посадили; бежали и хлопали; бросало и вертело, стороны; дрожал, но держался; не изменился в лице; . на плече, голова; понесло; темно; выбежала большая; спросила у смельчака; храбрец молчал; мореплаватель).

7. Учащиеся вспоминают, то есть устно восстанавливают все предложения по опорным словам, учитель помогает.

8. Ученики записывают диктант по памяти. Опорные слова остаются на доске. Дети в тетрадях в опорных словах графически обозначают условия выбора орфограммы.

9. В конце урока еще раз читается текст, дети сравнивают его со своим.

Тема: «Правописание приставок и предлогов»

В лесу можно повстречать удивительные грибы. В народе белый гриб называют «царем грибов». В нем ученые нашли антибиотики. При помощи гриба дождевика останавливают кровотечение. Шампиньоны тоже помогают в борьбе с болезнями. А вот грибы трюфели вырастают под землей на глубине десяти сантиметров. Их выкапывают, как картошку. Для поиска используют собак и даже поросят.
(54 слова.)

На доске:
|_______ !

1. Чтение текста. Беседа по вопросам. Обязательное использование рисунков грибов.

2. Придумывание заглавия.

3. Выяснение темы и главной мысли текста.

4. Чтение каждого предложения в отдельности, нахождение слов на изучаемые правила (в данном случае — правописание приставок и предлогов). Записывание слов на доску, объяснение орфограмм (в лесу, повстречать, в народе, называют, в нем, нашли, при помощи, останавливают, помогают в борьбе с болезнями, вырастают, под землей, на глубине, выкапывают, для поиска используют.)
Последнее предложение ученики придумывают сами по схеме, например: Невероятно! Фантастика! Удивительно! Замечательно! Здорово!

5. Лексико-орфографическая подготовка.

По какому признаку слова объединены в первом и втором столбиках?

6. Восстанавливание текста по опорным словам.

7. Запись диктанта по памяти (опорные слова остаются на доске).

В диктанте дети графически обозначают условия выбора орфограмм в опорных словах.

Выводы . При написании восстановительных диктантов развиваются все виды орфографической памяти: слуховая, зрительная, речедвигательная, моторная; наглядно-действенное словесно-логическое мышление, внимание, орфографическая зоркость.

Тема: «Правописание безударных окончаний имен прилагательных»

Тёма и Жучка

Была темная ночь. Тёма взял в сарае фонарь и длинную веревку. Мальчик пошел к старому колодцу. Тема решил спасти любимую собаку Жучку.
Он наклонился над страшным колодцем и позвал Жучку. Собака ответила ему радостным визгом. Тёма осторожно спустился по веревке в холодный вонючий колодец.
Он обвязал дрожащую Жучку веревкой. Мальчик собрал последние силы и с трудом вылез из колодца. Затем он вытащил измученную Жучку. Благодарная собака облизала своего спасителя.
(73слова)

1. Читается весь текст.

2. Называется тема, главная мысль текста.

3. Задаются вопросы по содержанию.

4. Читается каждое предложение в отдельности.
Дети находят в них имена прилагательные, объясняют, от чего зависит правописание безударного окончания имени прилагательного.

Опорные слова выписываются на доску:
темная. (ночь), длинную. (веревку), к старому. (колодцу), любимую. (собаку), над страшным. (колодцем), радостным. (визгом), в холодной вонючий. (колодец), дрожащую. (Жучку), последние. (силы), измученную. (Жучку), благодарная. (собака)

5. Дети вспоминают, восстанавливают все предложения по опорным словам (устно). Идет пересказ по частям.

6. Лексико-орфографическая подготовка.

На доске выписаны по группам слова.
Шапку столбиков на доске можно не писать (см. таблицу).

проверяемая безударная гласная непроверяемая безударная гласная парные согласные удвоенная согласная «ь» после шипящих непроизносимые согласные
спасти
осторожно
холодный сарай верёвка
вонючий фонарь к колодцу длинная ночь радостный
обвязал колодец вылез измученная
дрожащую собака
вытащил
облизала
спаситель

Что общего между словами 1, 2 и 3-го столбиков?

7. Учащиеся записывают диктант по памяти. Опорные слова остаются на доске. В диктанте в опорных словах дети графически обозначают условия выбора орфограммы.

8. В конце урока текст читается учителем, учащиеся сравнивают его со своим.

ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ТЕМА: «ОБОЗНАЧЕНИЕ БУКВАМИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА»

Представленные здесь диктанты проводятся с учащимися 2 классов средних общеобразовательных учреждений. Целью написания диктантов является проверка степени усвоения учениками 2 класса изученной темы. Уровень сложности диктантов и других заданий соответствует уровню подготовки учащихся 2 классов начальной школы.

Выборочные диктанты

1. Записать слова, в которых написание гласной буквы надо запомнить.

1) Не бросай слов на ветер ! 2) Весело зачирикал воробей . 3) Машина любит чистоту. 4) Тетрадь и пенал — школьные принадлежности. 5) Корова в тепле — молоко на столе. 6) Москвастолица России. 7) Зимой заяц белый. 8) Улыбнулись сонные березки . 9) Цветные карандаши я положил в пенал . 10) Всякая работа мастера хвалит.

2. Записать слова, в которых написание гласной буквы в корне надо проверять.

Зима — зимушка, коврик — ковер, свеча — свечка, длина — длинный, пчела — пчелка, трава — травка, дарить — подарок, ослик — осел, линия — линейка, болеть — боль.

Проверочные диктанты

Хорошо в лесу! Дует теплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под березой вырос гриб. У сосны нора крота. Желтый лист упал с осины. Скоро наступит осень. (30 слов)

Осень. Лесная дорога. Дует холодный ветер. Желтый лист шуршит под ногами. Весело свистят дрозды. Они клюют ягоды рябины. Летит стайка птиц. Это клесты ищут сосновые шишки. (26 слов)

Сильные морозы сковали озера и реки. Снега засыпали землю. Тихо в лесах и полях. Природа уснула до весны. Холодный ветер гуляет кругом. Зимой птицам трудно добывать еду. Они летят к людям. Покормите птиц! (33 слова)

Хорошо летом в лесу! Мы идем по густой сочной траве. Кругом цветы. Гудят шмели. На цветок села пчела. Поют чижы и дрозды. У тропы кучка рыхлой земли. Это нора крота. (31 слово)

Орфографические минутки

1. Подчеркнуть букву, обозначающую безударный гласный звук. Объяснить её написание.

Бревно, глаза, дворы, зерно, кроты, мосты, ряды;

ведро, гнездо, зима, леса, ножи, село, щека;

вода, гора, дома, змея, лиса, нора, следы, слеза;

война, гроза, доска, коза, листы, окно, трава;

враги, гроза, звезда, копна, лицо, перо, сова;

врачи, гряда, роса, моря, плита, стога, земля;

стена, стрела, хлеба, холмы, число, шаги, грачи;

ядро, седло, сады, оса, стекло, спина, весна;

зверек, листок, медок, грибок, денек, пенек;

птенец, грибной, лентяй, лесник, моряк, травинка;

котята, слоненок, тигрица, лосята, волчица.

2. Подчеркнуть в словах буквы, написание которых надо запомнить.

Береза, ветер, ворона, город, заяц, сентябрь;

яблоко, ягода, ребята, пальто, тетрадь, деревня;

рисунок, ученик, весело, карандаш, работа, дорога.

3. Записать, изменяя каждое слово так, чтобы в нем ударный гласный звук стал безударным.

Редакция газеты «Сельский труженик», открывая новую рубрику, предложила мне рассказать о Тасеевском леспромхозе: что это за предприятие, как работало, какой след оставило в истории нашего района. И я с удовольствием откликнулся на это и представляю читателям газеты свое видение работы леспромхоза, в котором проработал 30 лет на разных должностях.

1949 год – рождение Тасеевского ЛПХ. Основной костяк – это люди, прошедшие войну, бывшие солдаты. У них было свое отношение к труду. К ним примыкали более молодые люди, но это тоже были дети войны. Также был слой населения, который прибыл в Сибирь не по своей воле, после политических репрессий. Были люди из академии Генерального штаба, преподаватели высших учебных заведений. Они терпеливо и ненавязчиво обучали местных инженерно-технических работников и служащих азам экономики и планирования. 

Начиналось все очень трудно. Техника старая, конная тяга. Трелевали на лошадях, газогенераторные трактора на чурочках. Трудно поверить, штабелевали вручную. Адский труд. Вся цепь производства состояла из звеньев, которые нельзя было разрывать. И это было во все времена.

Когда пришла в лес заготовительная техника, объемы заготовок увеличились, планы тоже. Непрерывная работа звеньев стала еще актуальнее. Это подготовка производства, валка, трелевка, вывозка, раскряжевка, штабелевка. Любое несогласование отражалось на всем производстве.

Весной начинался сплав – финальная стадия производства. Нужно было сплавлять лес по большой воде. Жители не подозревали, что по реке Усолке сплавляли до 400 тысяч кубических метров древесины. А когда запретили сплав, по селу вереницей пошли лесовозы на Канск, Красноярск. Объездной дороги еще не было. Автомобили с балансом шли по Октябрьской улице.

Сейчас модно критиковать советские времена, плановое хозяйство. Все производственные коллективы работали по плану. Был Госплан. Значит, государству нужен был труд рабочих и крестьян. Нашему правительству не нужен никакой план. Куда это ведет, неизвестно. Только стараются выполнять наказы президента (то майские, то ноябрьские, то обращения к депутатам), как получится. Не могу назвать ни одной толковой реформы. А в те времена леспромхоз вкладывал в бюджет района до 70 %. В зимний период у первого секретаря района рабочий день начинался в 7 утра в конторе ЛПХ на переговорах с участками. И раза 3 в неделю заканчивался в 9 вечера на участках. Лес заготавливали в 2 смены, вывозили в 3 смены.

Зимой лесовозы глушили на ремонт и техобслуживание. Когда пришла спецтехника (ЛП-19, ЛП-18), труд стал легче. На основных работах (валка, трелевка, вывозка, раскряжевка, погрузка) все равно были льготы по выходу на пенсию. Достаточно было проработать 12,5 лет, чтобы выйти на пенсию на 5 лет раньше.

Технику ремонтировали в мастерских леспромхоза. С вводом бокса-профилактория пробег лесовозов увеличился на 100 тысяч километров. В мастерских реставрировали много деталей, ремонтировали двигатели, другие агрегаты.

Леспромхоз строил дороги круглогодового действия. На предприятии работало больше 1 000 человек. На зимний период нанимали еще и временных рабочих. За свой счет леспромхоз обучал рабочих, чтобы они могли трудиться и на валке, и на трелевке, и на вывозке леса. После 1970 года он стал кузницей кадров. Многие люди, прошедшие ее, стали работать в вышестоящих организациях, преподавали в институтах и техникумах. В лесной промышленности директора леспромхоза проходили все стадии от мастера и выше. Поэтому они, как правило, знали производство от А до Я.

До внедрения новой техники на заготовке леса леспромхоз вырубал по 2,5-2,7 тысячи гектаров. Это площадь участка примерно 5 км х 5 км. После применения валочных машин площадь лесосек стала около 2-2,1 тысячи гектаров. Площадь вырубки леса уменьшилась, а объемы заготовки увеличились.

Помимо заготовки нужно было лес восстанавливать. Частично сохраняли подрост, проводили минерализацию почвы, вели посадку леса саженцами, а в Ялае – семенами. Потом эти работы принимал лесхоз, за нарушения взимал штрафы. Все работы в лесу велись по плану рубок, который составлялся после лесоустройства. В основном он выполнялся.

На своих участках леспромхоз обеспечивал дровами детские сады, школы, клубы, пенсионеров, учителей, медиков. Были установлены дизель-генераторы в котельных больницы, детсада, на участках – на случай отключения электроэнергии.

Первый звонок к краху леспромхоза прозвенел после того, как «зеленые» добились закрытия лесосплава. Я считаю, что это была антигосударственная акция. Игарка отгружала до 4 миллионов кубометров пиломатериала на корабли. Сейчас это промежуточный участок для вахтеров-нефтяников и газовиков.

Потом пришла беда с шелкопрядом. Около 100 миллионов кубометров погибло темнохвойных насаждений (по результатам работы Брянской эспедиции)

С 1991 года началась чехарда с директорами. И тут сразу появились кредиторы, желающие обанкротить леспромхоз. Дебиторская задолженность была ненамного меньше кредиторской, но кому-то нужно было леспромхоз продать. Продали, выдали задолженность по зарплате, новые менеджеры продали металлолом и уехали.

Эпоха леспромхоза закончилась. Эта участь постигла всю лесную промышленность. После принятия нового лесного кодекса в 2006 году началось умирание лесного хозяйства. Убрали лесников из леса. После Петра I это была самая бестолковая реформа. Хозяин ушел из леса.

Разрешили субаренду. А это позволяло прятать концы по заготовке. Охрану лесов от пожаров переложили на авиаохрану, а она одна не сможет физически везде успеть.

Все же надеюсь, что наступят времена, когда придут в правительство государственные мужи, способные наладить работу в лесных хозяйствах и лесной промышленности. Ветераны лесной отрасли меня поймут, молодежь примет к сведению.

Всех бывших работников лесной промышленности и лесного хозяйства поздравляю с прошедшим в июне Днем России! Здоровья, благополучия, счастья, мирного неба!

Анатолий НИКУЛОВ

  • Спишь или спиш как правильно пишется слово
  • Сплочать коллектив как пишется
  • Сплоченная команда как пишется
  • Сплетенные из прутьев гнезда как пишется
  • Сплоченность как пишется правильно