Сплав на байдарках сочинение

Главная сплав на байдарках по реке шернакорпоративный сплав по рекам подмосковья /корпоративный рафтинг по рекам подмосковья одно их самых удачных
Главная

СПЛАВ НА БАЙДАРКАХ ПО РЕКЕ ШЕРНА
Сплав на байдарках сочинение
КОРПОРАТИВНЫЙ СПЛАВ ПО РЕКАМ ПОДМОСКОВЬЯ /КОРПОРАТИВНЫЙ РАФТИНГ ПО РЕКАМ ПОДМОСКОВЬЯ

Одно их самых удачных решений  для летнего активного отдыха на природе для корпоративных и других организованных групп.

Что может быть лучше, чем в летний солнечный день, выехать всей компанией на ближайший, чистый, и практически безлюдный водоем, пройти на веслах несколько километров по живописнейшей реке, при этом погрузиться в настоящее азартное приключение в игре-квест.Мы предлагаем проверенный и неоднократно пройденный однодневный маршрут сплав на байдарках в Подмосковье, для тех, кто желает провести один день на природе, не уезжая  далеко от столицы, всего 48 км. от МКАД. Вас ждет красивейшая река с чистейшей водой, где невысокие поросшие лесом берега и практически безлюдные, дикие места. Разнообразная обильная растительность и живописные небольшие песчаные пляжи.сплав на байдарках в Подмосковье мы проводим в игровом формате, приключенческая игра с элементами ориентирования.Миллионы людей привлекал и привлекает поиск сокровищ. Мы предлагаем вам отправится за кладом во время сплав на байдарках по реке Шерна. Вам и Вашим коллегам предстоит научиться не только грести веслом и управлять плавсредством, но и ориентироваться по карте, природным предметам и компасу, разгадать несколько загадок и в результате получить металлоискатель и лопату для поиска клада. Участники, во время сплав на байдарках по реке Шерна должны найти все выписки из судового журнала некогда потерпевшего кораблекрушения судна. Найденные выписки приведут команды до финиша, каждая найденная выписка, указывает на место нахождения следующей. Каждая команда получает свои координаты и компас, пройдя по своему маршруту (маршрут состоит из нескольких отрезков различного направления азимутов), сходятся на одной поляне где закопаны сокровища. Взяв в руки металлоискатель и лопату приступают к поиску и раскопкам сокровищ.Вас ждут настоящие приключения, увлекательные загадки, требующие проявления личной инициативы  каждого и сплоченной работы всех. Только совместными усилиями можно достичь цели и отыскать сокровища.Сплав на байдарках в Подмосковье, уже давно завоевал большую популярность среди различных компаний Москвы, как лучший корпоративный выезд на природу!

 

ИНФОРМАЦИЯ:
Удаленность от Москвы: 48 км. Ногинский район.
Протяженность маршрута: 19 км.
Сезон проведения: май — октябрь.
Общая продолжительность: 1 день. озможна организация 2-х или 3-х дневного сплава, с проживанием в кемпинге или в доме отдыха).
Категория сложности: отсутствует.
Плавсредства: 3-х местные байдарки(возможен сплав на 10-12-и местных рафтах или 6-и местных катамаранах).

Стоимость: 2700 руб/чел. (с понедельника по четверг действуют скидки).


ПРИМЕРНЫЙ ТАЙМИНГ МЕРОПРИЯТИЯ:

8.00 – 10.00 Трансфер.
10.00 – 10.30 Прибытие участников на точку старта. Встреча ведущим или администратором мероприятия. 
Информационный брифинг о месте пребывания.
10.30 – 11.30 Кофе-брейк.
11.30 – 12.00 Подготовка к сплаву, переодевание.
12.00 – 13.00 Разминка, деление на команды, создание командного флага, презентация команд.
13.00 – 14.00 Выдача необходимого снаряжения. Инструктаж по технике безопасности на воде и технике гребли.
Брифинг по предстоящей игреквест, получение первого задания. Распределение по плавсредствам, спуск на воду.
14.00 Начало сплава, с предварительной тренировкой у берега.
14.00 – 16.30 Сплав на байдарках по реке Шерна. Общая протяженность маршрута около 19-и километров. 
Сплав по времени занимает около 2,5 – 3 часа,
  в зависимости от скорости передвижения группы и выполнению заданий по игре-квест.
Маршрут проходит по живописной и ненаселенной местности. Во время сплава вы научитесь работать в команде, управлять плавсредством. Пройдете ряд заданий в легкой приключенческой игре-квест, и найдете настоящий клад.
16.30 Завершение сплава.
16.30 – 17.00 Подведение итогов игры, поиски клада.
17.00 Обед.
17.00 – 19.00 Свободное время для отдыха и развлечений (волейбол, фризби, бадминтон, настольные игры и др.).
19.00 – 20.30 BBQ / Барбекю.
21.00 Трансфер.

 
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ:

Отсутствие острых сердечных или других хронических заболеваний, могущих навредить вашему здоровью во время сплава. 
Если есть проблемы со здоровьем, просим предупредить заранее. 

В СТОИМОСТЬ ВХОДИТ:

  • Профессиональные сертифицированные инструктора на воде (идут отдельно на байдарках).
  • Аптечка первой доврачебной помощи.
  • Обслуживающий персонал на суше (техники).
  • Администратор мероприятия.
  • Все необходимое снаряжение для сплава (байдарки 3-4-х местные, весла, спасательные жилеты, гермоупаковки, ремнаборы, насосы).
  • Техническая поддержка с берега (полноприводный авто для экстренных случаев, и перевозке личных вещей заказчика).
  • Бутилированная вода (0,5/чел.).
  • Приключенческая игра-квест во время сплава, включая весь необходимый реквизит и инвентарь.
  • Развлечения на финише (настольные игры, футбольный и волейбольный мяч + сетка, бадминтон, фризби).
  • Зона для переодевания (спец. палатки).
  • Санитарная зона (кемпинговые туалеты, рукомойник).
  • Фотографии с мероприятия.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО ОПЛАЧИВАЕТСЯ:

  • Трансфер.
  • Ведущий мероприятия.
  • Музыкальное сопровождение (dj / диджей).
  • Организация питания (кофе-брейк и BBQ / барбекю).
  • Кемпинговая мебель.
  • Походная баня.
  • Спиртные и прохладительные напитки.
  • Страховка.

ЗА БОЛЕЕ ПОДРОБНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ ОБРАЩАЙТЕСЬ ПО ТЕЛЕФОНУ ИЛИ ПИШИТЕ НА Э-ПОЧТУ. 

Сплав на байдарках сочинение

Туристический сплав по реке Случь – это красивейший тур по живописным местам первозданной природы. Маршрут проходит по удивительным заповедным территориям Наслучанского национального парка, который также называют «Надслучанская Швейцария», а также через скалистые холмы заказника «Соколиные горы» и по охраняемой природной территории «Марининско-Устянские граниты».

Сплав по величественной реке Случь предоставляет возможность насладиться гармоничной природой, которая на этой территории сохранилась во всей своей первозданной красоте. Долина реки окружена высокими холмами, благодаря чему в течение столетий здесь сформировался уникальный микроклимат и удивительный растительный мир.

В этих местах природные пейзажи поражают не только своим великолепием, но и разнообразием. Высокие холмы с гранитными выступами, которые плотно обступают реку и спускаются к самой воде, сменяются изумрудными опушками и лесами, через некоторое время уступающими место заливным цветущим лугами и изящному редколесью.

Вода в реке поражает своей чистотой и прозрачностью. Время от времени появляются чистые песчаные пляжи, на которых можно остановиться и искупаться в реке. Над рекой также расположены руины Губковского замка, которые величественно возвышаются над рекой с крутого обрывистого склона. Пейзажи случинских берегов сменяются быстро и часто. Картины природных красот, окружающих эту реку, очень сложно сравнить с какой-либо другой местностью.

Динамики сплаву добавляют небольшие перекаты и пороги. Местами также возникают отдельные островки посреди бурных вод. В таких местах образовывается целая долина с отвесными скальными берегами. В целом, Случь довольно спокойная и равнинная река, но на пути иногда появляются песчаные отмели и узкие места, в которых течение заметно ускоряется. Особых трудностей сплав по этой реке не вызывает и никакой дополнительной подготовки не требует. Даже путешественники без опыта могут отправиться в тур по Случи и сполна насладиться красотами этого края.

1 день. Сбор участников сплава пройдет на железнодорожном вокзале в Новоград-Волынском.

Перед началом сплава провожатый обязательно проведет тщательный инструктаж. После этого будут собраны байдарки и начнется непосредственно знакомство с величественной рекой. Сплав в первый день будет относительно тихим и спокойным. Предусмотрено прохождение довольно короткого участка реки.

Вокруг будут открываться виды на живописные берега Случи, укрытые сочными зелеными лугами и разноцветными цветами. Вскоре пейзаж сменится на густые леса, а после – на обрывистые скалы. Природное великолепие дополнит таинственная средневековая архитектура, хранящая тайны истории здешних мест.

2 день.  Ко второму дню даже наиболее неопытные участники сплава приловчатся к управлению байдаркой и с легкостью будут преодолевать все неожиданности, которые иногда будут попадаться в довольно спокойном течении. Воды здесь бегут со скоростью приблизительно от двух до четырех км в час.

Река проложила себе путь сквозь Украинский кристаллический щит, благодаря чему в долине образовались уникальные и очень красивые ландшафты. Время от времени на пути будут возникать небольшие пороги. Довольно часто берега Случи украшают старые деревянные лодки, благодаря которым пейзаж становится еще более оригинальным и впечатляющим.

3 день.  Продолжая покорять величественную реку, участники сплава преодолеют порог с быстрым течением неподалеку от поселка Курчица, рядом со старой мельницей. Порог состоит из разбросанных в шахматном порядке камней различной величины. Следующим препятствием на пути будет мост с тремя низкими пролетами. Сквозь эти пролеты стремительно протекает вода и образовывает прямо за мостом бушующие волны.

Далее по довольно спокойным водам участники сплава доплывут до поселка Городница. Здесь будет остановка для посещения знаменитого Городницкого Свято-Георгиевского монастыря. Находится монастырь на высоком обрывистом берегу реки. Данные о существовании этого святого места доходят до наших дней еще со средины 16 века. Не удивительно, что древние монахи выбрали для своего обитания это уникальное место с прекраснейшими умиротворенными пейзажами.

С древних времен берега Случи всегда были заселены людьми. Остатки древнерусских городищ 11-13 веков расположены на территории современных селений Маринин и Бельчаки. В этих местах также находятся радоновые источники, известные своими целительными свойствами. Из некоторых таких источников вытекают небольшие ручейки, которые стекают по крутым берегам прямо в воды Случи.

4 день.  После трех дней пути участники сплава достигнут охраняемой природной территории «Соколиные горы». Находится этот заказник в поселке Маринин. Это местность со скалистыми крутыми берегами и оврагами, поросшими изумрудной травой. Пейзажи тут сочетают в себе пологие холмы, высокие крутые скалы и яркие цветущие луга.

Наиболее живописная и популярная скала в заказнике – это Князь-гора высотой 70 метров. Это не только наилучшая точка для обзора величественной Случи, но и место, где ранее располагались удивительный Губковский замок и городище древлян, от которых до наших дней сохранились лишь руины.

5 день.  Участники сплава причалят свои байдарки к берегу и поднимутся на гору, чтобы посетить именитый Губковский замок. В сохранности сегодня остались лишь пара башен и фрагменты стен. Также здесь находится засыпанный замковый колодец. Возвышающиеся над крутым обрывом и шумящей рекой руины представляют собой удивительное зрелище, таинственное и неповторимое.

Нагулявшись по древним развалинам, группа отправится дальше по реке. По пути будут попадаться цветущие водяные лилии и множество кувшинок. Довольно часто на этом участке реки можно увидеть черепах и цапель.

Последний участок сплава по уже привычной и приветливой Случи пройдет очень быстро. Причалив к берегу рядом с поселком Мокрин, участники путешествия разберут байдарки и хорошенько их высушат. Загрузившись в автобус, группа отправится в город Ровно, куда прибудет приблизительно к обеду.

Стоимость участия в походе 2200грн

В стоимость похода включено:

— прокат байдарок;
— услуги инструктора-проводника;
— 3-разовое питание на маршруте;
— использование общественного снаряжения, газовых горелок, медаптечки;
— фотоальбом пройденного похода и видеофильм в электронном виде.

Дополнительно оплачиваются:

— проезд в транспорте;
— прокат снаряжения при необходимости (рюкзак, коврик, спальник, палатка)
— медицинская страховка по желанию.
Узнать дополнительную информацию и подать заявки можно по телефону: 
+38 066 4321 870,+38 068 864 95 04

ПУТЕШЕСТВИЕ НА ТЕПЛОХОДЕ

С самого раннего детства я любила смотреть фильмы и передачи о морских путешествиях. Особенно меня привлекали те, в которых пока­зывали увлекательные круизы на теплоходах. Мне все время хотелось оказаться на месте рос­кошных женщин с развевающимися на ветру во­лосами, задумчиво стоящих на палубе и прово­жающих взглядом убегающие волны.
Возможно, слова мои вызовут улыбку, но ведь это были мои детские мечты, меня манила кра­сота и романтика всего, что связано с морем. И я думала, что мечты так и останутся мечтами — ведь живем мы далеко от океана, а путешествия в дальние страны если и станут когда-нибудь до­ступны мне, то произойдет это очень не скоро. Но судьба решила, видимо, порадовать меня, а заод­но и моих родителей, и предоставила нам уни­кальную возможность совершить морскую про­гулку на теплоходе, хотя это, конечно, и не кру­из на океанском лайнере.
Дело было на Черном море, где наша семья проводила летний отпуск. Однажды утром в наш номер вошли знакомые моих родителей и пред­ложили отправиться вместе с ними в небольшое путешествие из Ялты к мысу Айя. Нам обещали массу впечатлений и ни с чем не сравнимое удо­вольствие.
Мы, конечно же, с радостью согласились. Пу­тешествие оказалось организованной, хорошо под­готовленной экскурсией на белоснежном двух­этажном теплоходе.
Мы выбрали места на верхней, открытой па­лубе, откуда можно было не только любоваться окружающими достопримечательностями, но и ощущать свежесть морских волн, слышать кри­ки чаек над головой, вдыхать аромат морского воздуха. В предвкушении чего-то необыкновен­ного мы ступили на борт. Как только все пасса­жиры заняли свои места, теплоход медленно и величественно отошел от причала. Экскурсовод представился нам и пожелал удачного путеше­ствия. Теплоход плавно покачивался на волнах.
Но вот корабль стал постепенно набирать ход, зазвучала приятная музыка и мы забыли обо всем, погрузившись в волшебное ощущение «бега по волнам ».
Солнце ласково улыбалось нам с небес, а наш белый теплоход уверенно рассекал морскую гладь, оставляя за бортом пенящийся след. А впе­реди нас ждало удивительное знакомство с неиз­вестными местами. Мы отплыли уже достаточно далеко от берега, и я восторженно смотрела вдаль — на восхитительную линию Крымских гор. То устремляясь вверх гордыми вершинами, то поло­го спускаясь почти к самому морю, величествен­ная горная гряда тянулась на десятки километ­ров, завораживая взгляд своей красотой. А у са­мого берега скалы вдруг превращались в причуд­ливые образы животных. Вот перед нами гора-кошка, которая, будто мягкий пушистый зверек, спустилась к воде и наблюдает. Даже возникло желание погладить ее. А вот, кажется, опасный хищник — аллигатор поднялся на берег, на вре­мя коварно спрятав свою пугающую пасть в мор­ских водах. Пока он дремлет, но попробуй подой­ти ближе — и неизвестно, что придет на ум этому кровожадному животному. А это что за загадоч­ные зубцы на выступе горы, напоминающие нам очертания хвоста динозавра? Конечно же, это гора-дракон, охраняющая свою территорию от вторжения непрошеных гостей. Замешкайся чуть-чуть, разозли чем-то этого грозного охран­ника — и тебе не избежать его испепеляющего огня.
А вот с одной из горных вершин словно сбега­ет вниз удивительная река. Удивительна она тем, что «волны» ее состоят из разнообразных камней, на которых, словно солнечные блики, уютно обо­сновались белобрюхие чайки. Благодаря их по­стоянному движению, создается впечатление, что с гор несутся настоящие водные потоки. А вок­руг этой необычной реки величественные седые скалы, нависающие над самой водой, надежно хранящие отпечатки нашей далекой истории. Эти места помнят запах и шум сражений. На му­жественном могучем теле этих скал еще видны шрамы от ядер франко-английской эскадры и разрывов фашистских снарядов. Скалы испещ­рены мелкими круглыми отметинами, оставлен­ными вражескими орудиями.
Но во время путешествия мы любовались не только красотой Крымских гор и скал. Прекрас­ный богатый мир крымской природы открылся перед нами во всем своем великолепии. Здесь по­всюду, куда ни бросишь взгляд, на гористых склонах раскинулись леса и прекрасные виног­радники.
Недалеко от них на побережье построены ви­нодельческие заводы, на которых производят ве­ликолепные массандровские вина. Вина эти сла­вятся не только в Украине, но и далеко за ее пре­делами.
По пути мы любовались не только красотами крымской природы, но и прекрасными архитек­турными памятниками, среди которых Ливадийский и Воронцовский дворцы, «Ласточкино гнез­до», примостившееся высоко на краю утеса, зна­менитая Форосская церковь и многие другие. В этих местах снималось и снимается немало изве­стных кинофильмов, мюзиклов («Небесные лас­точки», «Человек-амфибия», «Пираты XX века», «Собака на сене», «Десять негритят», «9 рота», новогодний мюзикл «Фигаро» и многие другие). Кроме того, на Южном берегу Крыма находятся дачи многих известных деятелей науки, искус­ства и политики. Эти архитектурные ансамбли удачно вошли в живописный крымский ланд­шафт — они окружены великолепными руко­творными парками. Среди них особо выделяют­ся своими размерами и красотой парки Ливадийского и Воронцовского дворцов, Форосский парк. Рядом с поселком Мухолатка находится дача пре­зидента Украины, также расположенная в живо­писной парковой зоне.
У мыса Ласпи наш теплоход замедлил свой бег, чтобы мы могли полюбоваться игрой крым­ских дельфинов — афалин. Небольшая стайка этих чудесных животных подплыла почти к са­мому берегу. Дельфины резвились, то выпрыги­вая из воды, то ныряя на глубину, то соревнуясь в скорости с нашим теплоходом. Их появление вызвало всеобщее оживление и восторженные возгласы, мы готовы были долго еще любоваться дельфинами, но впереди нас ждал мыс Айя и воз­вращение в Ялту.
Путешествие на теплоходе стало самым ярким событием прошедшего лета. Впечатления, полу­ченные от морской прогулки, настолько сильны, что стоит мне закрыть глаза, как я снова оказы­ваюсь на палубе белого теплохода, и мне кажет­ся, что я слышу и крики чаек, и шум волн, ощу­щаю свежий морской запах, влажные соленые капли на лице, а перед глазами проплывают жи­вописные крымские пейзажи. Если за окном не­погода или мне вдруг становится грустно, я за­крываю глаза и окунаюсь в воспоминания того чудесного летнего дня.
Я верю, что мечты рано или поздно сбывают­ся, и впереди меня непременно ждет кругосвет­ное плавание на великолепном океанском лай­нере!

Прекрасная возможность для семейного отдыха

До отпуска еще так далеко. А впереди только 2 выходных… Как провести их максимально насыщенно и интересно?!
Мы приглашаем вас на увлекательный сплав по реке Медведица в Тверской области.
Недалеко от Москвы (1 ч. 40 мин. на электричке) вы сможете насладиться сосновым бором, красивой рекой и настоящим отдыхом вдали от города и суеты.
Живописная речка в малонаселенном районе Тверской области всего в 160 км. от Москвы гостеприимно откроет свои берега для нас!

Протяженность маршрута: 35 км.
Приятной особенностью данного тура является машина сопровождения.

Активности в туре

Сплав на байдарках сочинение

Выходного дня

Сплав на байдарках сочинение

Сплавы на байдарках

Сплав на байдарках сочинение

С детьми

Сплав на байдарках сочинение

На 12 июня

Что вас ожидает в туре

несложный сплав по живописной лесной реке

чудесные сосновые боры по берегам и песчаные пляжи

возможность порыбачить, в этих краях часто встречаются лещ, судак и щука

ночевки в палатках

Сложность: доступен каждому

Размер группы: до 40 человек

Участие с детьми:

от 4 лет

Длительность тура: 3 дня

Проживание во время путешествия:

Палатка — 2 ночи

Дата открытия: май

от 8 000 Р/чел.

Задайте вопросы эксперту

WhаtsApp / Telegram / Viber

Программа тура

1 день Прибытие в Тверь, трансфер к месту начала маршрута, отдых

18:41 отъезд из Москвы с Ленинградского вокзала скорой электричкой до ст. Тверь, в 20:27 прибытие в Тверь. Билеты продаются в день отправления, необходимо приехать немного заранее, в кассы может быть очередь.

Встреча группы на ж/д вокзале ст. Тверь в 20:30. Встреча участников тура с 20:30 до 20:45 перед входом в главное здание ж/д вокзала станции Тверь, на площадке между главным входом в ж/д вокзал и храмом.

Трансфер к началу маршрута (ок. 1 часа).

Ужин.

Ночевка в палатках.

Сплав на байдарках сочинение

Проживание в палатке

Сплав на байдарках сочинение

Отсутствие электричества

Сплав на байдарках сочинение

Эпизодическая связь

Сплав на байдарках сочинение

Отсутствие душа

2 день Сплав по р. Медведица

Подъем. Завтрак.

Инструктаж по основам управления байдаркой и технике безопасности.

Сплав по Медведице (20 км). Перекус.

Река Медведица считается самой чистой и самой красивой рекой данного региона. Происхождение названия уходит корнями в далекую старину – может быть, когда–то здесь было много медведей, а, может быть, реке дали такое имя из–за большого числа медовых мест на ее берегах. Их много и сейчас. Река привлекает песчаными пляжами и прекрасными сосновыми лесами, раскинувшимися по ее берегам, где встречаются и совсем безлюдные места. Девственная природа, былинная красота окружающих мест являются желанными объектами для фототуристов. Рыбалка на Медведице славится тем, что здесь можно поймать почти любую пресноводную рыбу – на крючок попадается даже стерлядка и корюшка.

Остановка на ночлег. Обед.

Ужин, отдых, посиделки у костра.

Сплав на байдарках сочинение

Проживание в палатке

Сплав на байдарках сочинение

Отсутствие электричества

Сплав на байдарках сочинение

Эпизодическая связь

Сплав на байдарках сочинение

Отсутствие душа

3 день Продолжение сплава, трансфер на ж.д. вокзал

Подъем. Завтрак.

Сплав по Медведице (15 км).

Обед.

Трансфер в Тверь на ж/д вокзал к 18:00 («Ласточка» из Твери в 18:52, прибывает на Ленинградский вокзал).

*Организаторы оставляют за собой право вносить изменения в маршрут, в зависимости от погодных условий и темпа движения группы.

Сплав на байдарках сочинение

Отсутствие электричества

Сплав на байдарках сочинение

Эпизодическая связь

Сплав на байдарках сочинение

Отсутствие душа

+ Что входит в стоимость

  • трансферы по программе
  • питание по программе
  • работа инструкторов
  • прокат снаряжения для сплава: байдарок, весел, спасжилетов
  • прокат снаряжения для лагеря: кострового снаряжения, палаток (современные, дуговые), спальных мешков, теплоизоляционных ковриков
  • машина сопровождения

Что не входит в стоимость

  • билеты Москва – Тверь – Москва
  • алкогольные напитки
  • страховка

Уточнение по цене

Стоимость тура – 8 000 рублей с 1 человека
Скидка детям до 12 лет (включительно) – 10%

Карта тура

Удобнее всего добраться на электричке.
Рекомендовано: в 18:41 отъезд из Москвы с Ленинградского вокзала электричкой до ст. Тверь, в 20:27 прибытие в Тверь. Билеты продаются в день отправления, необходимо приехать немного заранее, в кассы может быть очередь (расписание уточнять на сайте ржд).
Встреча участников тура в день сплава в пятницу с 20:30 до 20:45 перед входом в главное здание ж/д вокзала станции Тверь, на площадке между главным входом в ж/д вокзал и храмом.
По окончании тура, в воскресенье, участников доставят обратно на вокзал к 18:00 часам.
Для тех, кто желает приехать в Тверь на личном автомобиле, есть возможность поставить машину на платную автостоянку недалеко от вокзала (5 мин. ходьбы).

Питание

Примерное меню:

Завтрак: яичница и/ или каша с сухофруктами, бутерброды, чай/кофе с печеньем и конфетами;

Полдник: яблоко, бутерброд;

Обед: суп на мясном бульоне, овощной салат, бутерброды, чай с печеньем и конфетами;

Ужин: мясо с гарниром, овощной салат, чай с печеньем и конфетами.

Еда готовится на питьевой воде.Питьевой водой участники обеспечиваются.

Во время сплава на каждую байдарку выдается 1 бутылка (1,5 л) в день. Если участники не хотят пить из одной бутылки, можно привезти с собой небольшую бутылку и налить себе воды дополнительно.

ВНИМАНИЕ: обо всех аллергиях и особенностях питания необходимо предупреждать при бронировании тура!

Что взять с собой

Обязательно

Желательно

Предоставляемое снаряжение в туре

снаряжение для сплава:

байдарки (2–3–местные байдарки «Вуокса» и «Варзуга», производства компании «Тритон–Лтд»), 3–местные байдарки «Хатанги» (каркасно–надувные))

весла

спасательные жилеты

небольшие гермомешки для личных вещей на время сплава (1 на байдарку) (до 40л)

костровое снаряжение

палатки (современные, дуговые) (2–, 3–, 4–местные палатки «BONZER» производства компании «BASK»)

спальные мешки

теплоизоляционные коврики (по числу проживающих в палатке)

Часто задаваемые вопросы

Ответы на популярные вопросы

Примерное меню:

Завтрак: яичница и/ или каша с сухофруктами, бутерброды, чай/кофе с печеньем и конфетами;

Полдник: яблоко, бутерброд;

Обед: суп на мясном бульоне, овощной салат, бутерброды, чай с печеньем и конфетами;

Ужин: мясо с гарниром, овощной салат, чай с печеньем и конфетами.

Еда готовится на питьевой воде.Питьевой водой участники обеспечиваются.

Во время сплава на каждую байдарку выдается 1 бутылка (1,5 л) в день. Если участники не хотят пить из одной бутылки, можно привезти с собой небольшую бутылку и налить себе воды дополнительно.

ВНИМАНИЕ: обо всех аллергиях и особенностях питания необходимо предупреждать при бронировании тура!

В меню входят блюда, которые будут соответствовать вашим пищевым предпочтениям, но надо учитывать, что супы, а также некоторые вторые блюда готовятся изначально на мясе (не с использованием тушенки), поэтому можно взять какие-то дополнительные продукты питания с собой.

ВНИМАНИЕ: обо всех аллергиях и особенностях питания необходимо предупреждать при бронировании тура, а также напомнить инструкторам при заезде!

Обязательно:

рюкзак без станка или дорожную сумку
паспорт
страховой медицинский полис
заряженный сотовый телефон
3 комплекта одежды:
1–й комплект: в чем вы будете сплавляться (может промокнуть). Это могут быть тренировочные брюки с футболкой и флисовой кофтой + ветровка (на случай прохладной погоды), купальный костюм
накидка от дождя (плащ, пончо)
перчатки для сплава (можно обычные х/б)
обувь для сплава: сплавляться необходимо в обуви, в которой можно при причаливании к берегу сойти в воду (неопреновую обувь, коралловые тапочки, спортивные тапочки на липучках, кеды или резиновые сапоги «под колено»)
2–й комплект: одежда, в которой вы будете находиться в лагере вечером (вечером может быть прохладно!)
удобная одежда и обувь по сезону
комплект теплых вещей (свитер, куртка, шерстяные носки)
3–й комплект: одежда, в которой вы будете спать в спальнике. Это может быть термобелье или спортивный костюм
2–й и 3–й комплект могут взаимозаменять друг друга. Но комплект для сплава и накидка от дождя должны быть у каждого участника отдельно. Все это может намокнуть во время сплава и у каждого должна быть возможность переодеться в сухое
резиновые сапоги – по погоде
дождевик (можно одноразовый)
летний головной убор (панама, кепка…)
средства личной гигиены (зубная паста, щетка, мыло, полотенце, туалетная бумага)
фонарик (удобнее налобный) 
сидушка
средство от комаров
необходимые индивидуальные лекарства

Желательно взять с собой:

фото–видео аппаратура
рыболовные снасти
надувная подушка
вкладыш в спальный мешок или простыню
внешний аккумулятор для телефона
КЛМН (кружка, ложка, миска, нож) – по желанию

Да, сплав несложный.
Дети на маршрут допускаются с 4–х лет.
Детские спасжилеты есть в наличии.
При участии с детьми рекомендуем брать для детей больше комплектов одежды и обязательно теплые вещи, можно горнолыжные куртки (при наличии).

снаряжение для сплава:
байдарки (2–3–местные байдарки «Вуокса» и «Варзуга», производства компании «Тритон–Лтд»), 3–местные байдарки «Хатанги» (каркасно–надувные))
весла
спасательные жилеты
небольшие гермомешки для личных вещей на время сплава (1 на байдарку) (до 40л)
костровое снаряжение
походная баня
палатки (современные, дуговые) (2–, 3–, 4–местные палатки «BONZER» производства компании «BASK»)
спальные мешки
теплоизоляционные коврики (по числу проживающих в палатке)

Тур нужно бронировать заблаговременно, минимум за 2 недели до поездки, ввиду большого спроса на байдарочные туры, особенно в летний сезон. Возможно и более позднее бронирование при наличии мест.

Билеты продаются в день отправления, необходимо приехать на Ленинградский вокзал немного заранее, в кассы может быть очередь.

Если вы являетесь участником сборной группы, а не индивидуальной, то собаку брать нельзя. Если же вы путешествуете индивидуальной группой в кругу своих друзей, то собаку брать можно с согласия всех членов группы.

Бронировать индивидуальные туры нужно заблаговременно, минимум за месяц до начала тура. По поводу минимального количества участников группы и стоимости тура консультируйтесь у наших специалистов.

Встреча группы на ж/д вокзале ст. Тверь с 20:30 до 20:45 перед входом в главное здание ж/д вокзала, на площадке между главным входом в ж/д вокзал и храмом.

Тур рассчитан под прибытие участников скоростной электричкой (Ласточка), отправляющейся с Ленинградского вокзала г. Москвы в 18:41 и прибывающей в Тверь в 20:27.

Если вы добираетесь до Твери на личном автотранспорте, то машину можно будет оставить на платной охраняемой стоянке рядом с вокзалом.

Связь на маршруте не всегда устойчива Инструкторы всегда подскажут Вам, откуда лучше позвонить родным, чтобы они не беспокоились.

Тур подходит абсолютно для всех туристов в нормальной физической форме, которые хотят активно провести время на природе.

В 1971 году группа туристов из Пензы совершила сплав по Енисею на байдарках. Отчет о туристском походе 3 категории сложности по маршруту город Кызыл — поселок Майна. Руководитель группы Стрит Вячеславович Голубцов.

ОТЧЕТ о туристском походе на байдарках по реке Енисей (г. Кызыл — пос. Майна). Июль-август 1971 года.

Организация похода

Поход 3 категории сложности по р. Енисей был организован Пензенским клубом туристов и МК профсоюза ПНИЭИ. В число 10 участников похода вошли работники предприятий, учреждений и учебных заведений города‚ имевшие необходимый опыт водных путешествий. Поход был рассмотрен и разрешен МКК при Пензенском облсовете по туризму.

Разрешенный маршрут похода протяженностью около 600 км предусматривал прохождение на байдарках участка р. Енисей от г. Кызыла до г. Абакана с радиальным выходом в горы в районе Саянской трубы. Фактически выполненный маршрут завершили в пос. Майна, проделав остальную часть пути на катере, т.к. участок реки ниже пос. Майна оказался малоинтересным для плавания на байдарках.

Сплав по ЕнисеюОдной из особенностей похода было участие в нем в качестве члена экипажа одной из байдарок девятилетнего мальчика. Мальчик имел опыт участия в водных походах 1 и 2 категорий сложности /р. Сура, оз. Байкал/. При подготовке похода была поставлена цель выбрать маршрут, интересный для опытных участников путешествия, и включающий в себя только такие опасные и трудные /с точки зрения физической нагрузки/ участки, которые при необходимости можно обойти и не преодолевать их.

Выбранный маршрут полностью отвечает этому требованию. Кроме того, маршрут привлекает своей, в некотором роде, уникальностью. Через несколько лет, после окончания строительства Саяно-Шушенской ГЭС, наиболее интересный участок маршрута — Саянская труба — будет полностью затоплен водохранилищем этой гидростанции.

При подготовке к походу была использована следующая литература:

  1. Отчет Е. Юшманова «На байдарках по Саянам, Туве и Енисею», 1959 г., Московский клуб туристов, инв. № 1010.
  2. Отчет И. Скачко «О походе 5 категории сложности по Тувинской АССР», 1969 г., Московский клуб туристов, инв. № 1763.
  3. Е. Юшманов. «По Верхнему Енисею». «Турист», №9, 1968 г.
  4. С. Елаховский. По Енисею. Альманах «Туристские тропы», кн. 6, 1962 г.
  5. А. Н. Колесов. По Енисею. Путеводитель. Красноярск, 1971 г.

Отчет об уникальном сплаве пензенских туристов на байдарках по реке ЕнисейКраткая характеристика маршрута

Район путешествия расположен на 51°-53° С. Ш. /соответствует широте г.г. Киева, Воронежа/ проходя по Северной Туве и югу Красноярского края. Маршрут пересекает две, резко различающиеся своими природными условиями зоны.

Первая зона соответствует Тувинской котловине /т.н. Центрально-Тувинская провинция/. Она отличается резко-континентальным климатом, жарким сухим летом /осадков летом выпадает не более 250 мм/. Лес здесь встречается только вдоль русел больших рек /тополь, черемуха, ива, рябина, берёза/. Остальное пространство занимает сухая степь, всхолмленная отрогами окружающих гор. Населенность района /тувинцы/ довольно плотная, причем все города и поселки сосредоточены вдоль рек.

Вторая часть маршрута проходит по Западному Саяну, горной системе, протянувшейся с запада на восток с высотами до 2500-2900 м. Климат здесь более мягкий, количество осадков на северных склонах гор летом доходит до 500-900 мм. Лето сравнительно прохладное /средняя температура июля +6 — +10 °С, максимальная — до +36 °С/.

Горы и долины покрыты густой лиственнично-сосновой тайгой, в которой много также кедра, пихты и ели. Граница леса проходит на высоте 1700-1900 м, где начинаются альпийские луга и горные тундры. В горах возможны заморозки и снегопады в любое время года.

Населённость низкая, лишь в долинах больших рек встречаются немногочисленные поселки в несколько домиков и зимовья. Богат животный мир, много маралов, медведей, коз, белок, бурундуков, змей. В реках водится елец, хариус, ленок, налим, таймень /в небольшом количестве/.

Маршрут проходит по основной реке района — Енисею. Недалеко от г. Кызыла, где начинается маршрут, сливаются реки Бий-Хем и Каа-Хем, образуя р. Улуг-Хем — Верхний Енисей. Перед входом в Западный Саян в Улуг-Хем впадает крупный приток — р. Хемчик, и река принимает название Енисей.

В горах Западного Саяна Енисей образовал узкую извилистую долину, т.н. Саянскую трубу протяженностью около 200 км. В Трубе сосредоточены все основные пороги и шиверы маршрута.

Урез воды реки в начале маршрута /г. Кызыл/ равен 610 м, а в конце маршрута — 300 м. Средний уклон реки на маршруте составляет 0,7 м/км, уклон на отдельных участках маршрута приведен в нижеследующей таблице:

Сплав по ЕнисеюВ пределах Саянской трубы уклон распределен неравномерно‚ встречаются как участки с уклоном более 1,5 м/км /район устья р. Ушмун и др./, так и «ямы» с почти неподвижной водой.

Основные опасности на маршруте: пороги Большой, Дедушкин, шиверы и водовороты в начале Саянской трубы и ниже порога Дедушкин, мели и лесные завалы в протоках Тувинского участка маршрута, и др.

Доставка на маршрут

Основная часть группы выехала из Пензы 24 июля поездом Киев-Владивосток. 27 июля сделали пересадку в Ачинске на поезд Красноярск-Абакан и 28 июля утром прибыли в г. Абакан.

От вокзала отходят междугородные автобусы на Кызыл /5 рейсов ежедневно, начиная с 7 утра/, но, к сожалению, цивилизация достигла и этих мест и взамен старых, добрых автобусов «ЛИАЗ» теперь линию обслуживают машины «Икарус-люкс» /в которые с вещами не пускают, а багажник у них, с точки зрения туриста-водника, до смешного мал: разрешается брать с собой один небольшой рюкзак.

Сплав по ЕнисеюБольшинство наших вещей осталось лежать на асфальте сиротливой горой. Для ее отправки была ассигнована некоторая сумма и командирован в окрестности Володя Беляков на поиски шофера с машиной. Недалеко от вокзала /справа/ есть большая автобаза, но, чтобы через нее отправить законным порядком груз, надо потратить около недели, чему мы были свидетелями. Поэтому все ищут «леваков»- таковы нынче порядки в Абакане.

К середине дня вещи удалось отправить и уехать остальным участникам похода: Таня и Виталик летели из Пензы самолетом через Москву, затратив на перелет от Москвы каких-то 6 часов /вместо 4 суток у остальных!/. В связи с задержкой в Абакане им пришлось ехать ночным рейсом автобуса. Автобус идет до Кызыла 12 часов, и ночью все страшно замерзли, т.к. на перевалах и в горах выпал снег и был мороз, автобус почему-то не отапливался, а все теплые вещи уехали «левым» рейсом.

Перед отъездом из Абакана встретили группу московских водников, возвращавшихся с маршрута по Каа-Хему. Они рассказали, что последние две недели по всей Туве шли проливные дожди. Вода в Енисее поднялась на несколько метров /такого подъема воды не наблюдалось с 1906 г/. Бешеное течение несет коряги и всякий мусор, смыло переправы, затопило поселки. Населению помогают пограничные войска.

В Кызыле, наконец, собралась вся группа. Это произошло рано утром 29 июля. Погода стоит отличная. Для нас, как по заказу, кончились дожди и ярко светило солнце. В небе стоит непрерывный гул: это кызылский аэропорт доставляет на маршруты скопившихся за время непогоды туристов /сотни две/.

В Кызыле на берегу Енисея есть парк Культуры и отдыха. Когда-то здесь был остров, но в протоку насыпали дамбу, образовался залив, проходящий недалеко от автовокзала. На берегу этого залива мы и расположились собирать байдарки.

Сплав по Енисею начинается. Улуг-Хем.

Сборы, как всегда, заняли почти весь день. Закончив их, прошлись по городу, побывали у нового обелиска «Центр Азии», закупили хлеба на несколько дней. Выбор продуктов в Кызыле небогатый, поэтому все, особенно мясо, лучше везти для похода из дома. Отправились в 17 часов местного времени /относительно Москвы оно сдвинуто на 4 часа/.

Сплав по ЕнисеюИз нашего залива выбраться оказалось не очень просто: он отгорожен не одной, как мы вначале думали, а двумя дамбами. Пришлось перетаскиваться. Уровень воды в реке выше нормы на 2-2,5 метра, течение очень быстрое. Вода спадает, а ее максимальный уровень был выше обычного на 3-3,5 метра. Для такой могучей реки это очень много: ширина Улуг-Хема в среднем здесь метров 500-700.

Первое время всех радует и удивляет скорость и мощь течения: оно несет нас со скоростью велосипедиста. Проплывая над затопленными галечными отмелями, слышим характерный высокий звон и шипение, возникающие от трения многочисленных песчинок и камней, подхваченных течением. Причаливание к берегу становится сложным маневром — того и гляди занесет под затопленные кусты и перевернет, а промедлишь мгновение — и уже оказываешься в полукилометре от того места, где думал остановиться.

Пройдя меньше двух часов, мы далеко позади оставили Кызыл и оказались среди многочисленных проток и островов, заросших лиственничным лесом. Со многих из них только что сошла вода. Учитывая хорошую погоду, мы решили рискнуть и остановиться на одном из островков, выбрав незатоплявшееся место.

В отличие от Юшманова, нам понравились эти места – уютные островки, много дров /плавник и сухостой/ и стерильная чистота. Правда, из-за половодья вода в реке мутновата, но на этих островках чувствуешь себя хозяином и первооткрывателем.

В первую же ночевку заболел ангиной Виталик: сказалась холодная ночь, проведенная в автобусе. Поэтому на следующий день отправление пришлось задержать до 14 часов.

Через час после отправления /от Кызыла в 2-45/ проплыли поселок Усть-Элегест. По левому берегу тянется живописная скальная стена, а под ней у самой воды проходит автомобильная трасса на Шагонар.

Ниже Усть-Элегеста справа начинается высокий берег с каменистыми осыпями, а затем у левого берега встает высокая скала, под которой шумит течение — небольшой прижим. Вообще же течение стало более спокойным — по-видимому уклон стал немного меньше, да и уровень воды заметно упал.

Во время остановки на обед поймали первых шесть ельцов /хорошо ловить на хлеб, на кузнечиков/.

На следующий день характер реки остался прежним: она то собирается в одно русло, то растекается множеством проток, в которых иногда шумят шиверы и есть возможность попасть под завал. Берега то низкие, то нависают огромными живописными скалами, которые своими размерами напоминают горы. На одну из таких скал мы поднялись, потратив на это мероприятие полтора часа.

Сорок Енисеев

Скала расположена на правом берегу километров на 5 ниже поселка Ийн-Тал. Она очень внушительно выглядит издалека, напоминая черные зубцы, врезающиеся в небо. Со скалы вид тоже очень живописный — открывается панорама дальних гор, бесчисленных проток и излучин Улуг-Хема. Не зря его здесь называют «Сорок Енисеев».

Сплав по ЕнисеюНа скале обнаружили цветущий багульник и заросли колючего вкусного крыжовника.

Через 5-6 часов плавания достигли еще более величественной и живописной скалы на левом берегу; подняться на самый верх скалы у нас не было времени, полазили по её отрогам.

Проплыв поселок Шагонар, встретили справа невысокую скалу, после которой у правого берега сильное обратное течение.

Здесь мы впервые увидели знаменитые водовороты «круги», правда пока небольшие.

Самих поселков, как правило с воды видно не бывает, они расположены или не на самом берегу, или в протоке, куда не догадаешься пойти. При необходимости поселки надо специально искать, ориентируясь по карте и створным знакам.

Створные знаки — белые квадраты на деревянных столбах, устанавливаемые на берегу. Если плывешь на знак, значит, идешь фарватером, доплыв до одного из знаков, надо искать следующий. Это обычно просто — знаки на тувинском участке реки поддерживаются в хорошем состоянии.

Если же хочется «уйти от людей» — по знакам ходят моторки и даже буксиры, — то надо свернуть в любую боковую протоку и можно по ней крутиться целый день. Ширина проток иногда довольно большая, метров 100-200, в них держатся утки, цапли и другая живность. Люди в них бывают по-видимому, не очень часто.

Сплав по ЕнисеюОдна из ночевок у нас была в 7-10 км выше поселка Чаа-Холь на левом берегу большой протоки. Как оказалось, мы остановились на обширном острове, в середине которого находится довольно большое озеро с утками и относительно теплой водой /около 18-20°/. В Улуг-Хеме температура воды обычно не превышала 13-15°. Сам остров очень чистый и приятный: вода нанесла на него песчаные косы, которые уже начали зарастать травой. На песке много следов диких коз. В реке хорошо клюют ельцы.

Плавание по Тувинской котловине у нас оставило очень приятное воспоминание — отличная погода, разнообразный пейзаж, быстрая река. Поэтому отношение к этому участку, как к неизбежному злу на маршруте, которое надо поскорее проскочить, неверно. Там можно очень приятно и интересно провести время.

Через час плавания после поселка Чаа-Холь все «сорок Енисеев» сливаются в один, и его серая лента врезается в горы — начинается Саянская труба. Первые километры река течет, обрамленная скалами, берега высокие. Их то и дело пересекают долины, напротив которых в реку вдаются конусы выноса текущих по долинам ручьев. Почти у каждого ручья, в каждом распадке расположены летники – юрты тувинцев, а на скалах видны пасущиеся стада овец. Течение быстрое, ровное, спокойное. Во время высадки на берег обратили внимание, что в недавнее половодье подъем воды здесь был заметно выше, чем на равнине — более 4 м — русло сжато горами.

Сплав по ЕнисеюПримерно через час после входа в трубу встретили галечный остров, после которого слева горы расходятся, пропуская крупный приток Енисея – р. Хемчик. В его устье мы остановились на обед, во время которого к нам подплыла группа студентов МАИ на 5-ти байдарках. Они спускались по рекам Алаш и Хемчик. От порогов Алаша осталась много впечатлений. Удивительно только, почему у них там оказалась бедная рыбалка.

Так закончился для нас Улуг-Хем — Великая река.

В Саянской трубе

После входа в трубу Енисей выглядит очень мрачно. Непривычно сокращен горизонт, голые высокие горы, стального цвета река. После Хемчика мрачный вид пейзажа еще усилился, а течение заметно ускорило свой бег.

Через 15-20 минут после отплытия от Хемчика Енисей резко заворачивает влево, а потом почти сразу вправо. Перед вторым поворотом справа стоит невысокая и‚ на первый взгляд, безобидная скала.

Сплав по ЕнисеюОднако за ней обращают на себя внимание какие-то фонтанчики и брызги, вылетающие из, казалось бы, ровной поверхности воды. Когда первая байдарка подплыла ближе, то оказалось, что этот феномен обязан большим водоворотам, крутящимся после скалы по всей поверхности реки.

Течение там довольно быстрое, и по сигналу опасности только последняя байдарка успела повернуть и пройти к левому берегу. Остальным волей-неволей пришлось знакомиться с водоворотом.

После скалы возникают два мощных обратных течения, закручивающихся в противоположные стороны вдоль правого и левого берегов. В результате в реке образуется замысловатой формы средняя линия — «хребет» — вода в которой на 20-30 см выше остального уровня реки, а по обе стороны от нее закручиваются водовороты.

Водовороты

Интересно, что совершенно нельзя предвидеть, в какой момент и в каком месте возникнет водоворот, и поэтому уйти от него часто бывает невозможно. Диаметр водоворота обычно 2-3 метра, глубина воронки 0,5-0,8 м.

Байдарка, проходя такой водоворот, обычно разрушает его, но сама при этом угрожающе ныряет в водяную яму так, что вода заливает деку. Если водовороту ничего не мешает, он живет 2-3 минуты, а затем превращается в могучий вертикальный выброс воды, которая растекается во все стороны по поверхности реки с образованием водяного бугра.

Попав по центру струи на «хребет», байдарка уже не сворачивает с него, а следует за всеми его извивами, иногда срезая крутые повороты и попадая в край водоворота. Издали кажется, что лодки привязаны друг и другу и идут по синусоиде.

Последняя байдарка, угребшаяся к левому берегу, попала в обратное течение. Команда была вынуждена долго /около одного км/ выгребать против сильного течения, при этом порядочно отстав от остальных, прошедших по водоворотам.

По мере приближения к реке Урбун Енисей все ускоряет свой бег, и, наконец, появляются шиверы с участками стоячих волн. Наиболее высокая стоячая волна /порядка 0,5 м/ встречается вскоре после устья Урбуна.

Урбун — быстрая горная речка, правый приток Енисея. Мы предполагали устроить на нем дневку, но, увлеченные выбором пути среди стоячих волн‚ прозевали устье. Урбун впадает за невысокой скалой, которая не позволяет заранее увидеть устье, а, увидев его, нельзя сразу повернуть к берегу из-за стоячих волн и сложной обстановки /извилистый фарватер, вызванный каменистым островом сразу после устья Урбуна/. Об обратном подъеме к Урбуну не приходится и думать — очень сильное течение.

Дневка

На дневку остановились в устье небольшого ручейка, впадающего в Енисей слева. Горы здесь по-прежнему голые, но на северных склонах и, особенно, в долинах речек и ручьев вроде нашего, начинает появляться тайга. Во время дневки полазали по окрестным склонам, обследовали долину ручейка, половили рыбу – елец, хариус. Долина ручья оказалась довольно интересной. Местами ручей течет в скалах, образуя водопады и «ванны» прозрачной холодной воды, где в жару хорошо искупаться. Видели остатки наледей.

На склонах обнаружили несколько небольших пещер, служащих, судя по следам, убежищем для горных коз. Видели несколько больших /около метра длиной/ змей, по всей видимости гадюк /по другим данным — ядовитый полоз/. Будучи растревожены, они громко шипят и активно защищаются. Но в обычных условиях стараются уйти с дороги.

В лесу много белок, черных с белым брюшком. Одна из таких белок у нас на глазах переплыла Енисей, долго не могла отдышаться сидя на прибрежных камнях. Потом влезла на тополь сушиться и приводить себя в порядок.

Мы в Енисее тоже довольно регулярно купаемся. Главное, чтобы не унесло течением и не ударило об камень. Вода прохладная, и процедура купания обычно не затягивается. Очень приятно для купания и остановок использовать небольшие песчаные пляжики‚ часто встречающиеся между береговых скал.

Сплав по ЕнисеюЧерез час после отплытия /встречаются небольшие шиверки/ слева в Енисей впадает р. Б. Уры — живописная горная река с прозрачной холодной водой. Все усилия наших рыбаков потерпели неудачу. Рыба тут ни на удочку, ни на спиннинг идти не хочет.

После Б. Уры идет несложная шивера, вскоре появляется р. М. Уры, а за ней над Енисеем с обеих сторон встают высокие живописные стены. Течение небыстрое, изобилует не очень сильными водоворотами. По реке проходит ярко выраженный «хребет», и все байдарки, как привязанные, следуют точно по нему.

Через некоторое время горы вдруг расступаются и поднимаются. Это значит, что мы преодолели Хемчикский хребет, первый из хребтов на нашем пути, прорезанный Енисеем.

На берегах часто видны летники, пасутся стада, сравнительно много людей на берегу. Ночевали на правом берегу в 3-ех км выше устья большого правого притока Енисея — р. Ус.

После Уса вскоре горы опять обступили Енисей — начался главный Саянский хребет.

В реку впадает много ручьев, на карте отмечены из них только те, что можно назвать речками. В этом заметное отличие от начального участка трубы. Там было много сухих долин, «лишних» по сравнению с картой ручьев не было.

Мы намечали устроить очередную дневку на р. Б. Тепсель, и‚ если возможно, подняться по ней до устья р. Погорелки. Но эти планы у нас опять провалились — сразу после впадения р. Б. Тепселя на Енисее довольно бодрая шивера со стоячей волной и воронками в конце. Нас затянуло туда, пристать не успели. Проходить шиверу надо ближе к левому берегу, а р. Б. Тепсель – справа.

После этой шиверы русло Енисея расширено в виде круга диаметром, наверное, с километр. По-видимому, здесь сильно крутит обратное течение.

Сама речка Б. Тепсель очень бурная, с крутым падением, так что если бы даже мы вовремя к ней пристали, то подняться по ней на байдарках нечего и думать.

Днёвку решили не делать, а заночевали на ручье справа выше р. Таловки. На берегу обнаружили свежие следы медведя.

Таловка — порядочная речка, порожистая, образует при впадении довольно большую галечную косу /что в этих местах бывает далеко не всегда/, долина у нее сравнительно широкая. От Таловки немного более 2 часов хода до Большого Порога.

Большой Порог

К Большому Порогу мы приехали утром 7 августа. На разведку и прохождение порога ушел весь день, и даже немного не успели, т.к. под вечер собралась гроза. Надежная примета Порога — впадение реки Казырсук справа. Для разведки и обноса удобно приставать в бухте сразу после впадения этой реки /следует опасаться в ней подводных камней, которые совсем не видны из-за отсутствия течения/.

От устья Казырсука Енисей поворачивает влево и сразу же – вправо. При правом повороте вся струя ударяется в скальную стенку левого берега /см. схему/. На 2/3 ширины реки /здесь её ширина не более 300 метров/ от левого берега идут косые отбойные валы высотой местами более 3 метров. Разогнавшись на пороге, вода образует затем стоячие волны по всей реке.

Отчет об уникальном сплаве пензенских туристов на байдарках по реке ЕнисейПравый берег представляет собой каменную осыпь, сложенную из огромных /7-10 м/, беспорядочно наваленных камней. В воде у правого берега — две отчетливо видных гряды камней, одна — у входа в порог, другая — в его первой трети. Эти гряды дополнительно оттесняют струю к левому берегу и дают свою систему стоячих волн, сильно затрудняющих маневр в пороге.

После каменной осыпи в правый берег вдается бухта, отделенная от основной струи островом. Бухта образована обратным течением после порога. В основной струе после порога стоячие волны сохраняются напротив острова и ниже на протяжении 1-1,5 км. Ниже порога струя подходит к правому берегу, который здесь на значительном протяжении /так же, как и левый берег/ представляет из себя скальную стенку, отделенную от воды грядой осыпавшихся с неё камней, на которые при большой необходимости можно высадиться. Высадку затрудняет сильная прибойная волна от порога. Идти пешком вдоль стенки можно, но с трудом /особенно после дождя плохо идти/. Важно, что всё, что проплывает Большой Порог, в конце концов приносит течением к правому берегу.

От бухты в устье Казырсука к бухте ниже порога идет отличная автотракторная дорога, протяженность которой /и обноса, соответственно/ около полукилометра.

Достопримечательности Большого Порога

Интересны достопримечательности Большого Порога. Над порогом, на большом камне осыпи правого берега стоит старая деревянная часовня, в которой в старые времена служили службу перед прохождением порога: «во здравие», и «за упокой» в случае несчастья. Кроме того, из этой же часовни хозяин наблюдал прохождение своего каравана через порог.

Сплав по ЕнисеюК часовне ведет с дороги настил из истлевших досок. Ниже часовни стоит старый деревянный крест.

В районе бухты ниже порога есть две могилы с обелисками — моториста буксира и практикантки геологической партии.

В бухте лежит груда металлолома. Это остатки баржи, погибшей при прохождении Б. Порога из-за того, что лопнул буксирный трос.

Ниже бухты в скале выбита дорога длиной метров 200. По ней в свое время ходили 5 тракторов, тянувших стальной трос, перекинутый через блок в вершине порога и зачаленный другим концом за проводимую баржу. В скалах порога до сих пор сохранились массивные металлические кольца, служившие для крепления расчалок.

Скала над тракторной дорогой сплошь исписана названиями теплоходов и фамилиями экипажей‚ успешно преодолевших Б. Порог.

Сейчас все это ушло в историю, т.к. все грузы доставлять выгоднее и безопаснее по Усинскому тракту. Б. Порог проходят теперь только моторки местных жителей‚ да байдарки туристов.

Проведя разведку порога, решили стараться проходить его, прижимаясь к правому берегу, где течение тише и нет стоячих волн.

Береговую страховку для первой байдарки организовали на мысе у начала бухты после порога. Страховку с воды после прохождения первой байдарки решили проводить у выхода обратного течения из бухты.

Первой проходила байдарка, укомплектованная наиболее опытным экипажем /Стрит и Таня/. Порог они преодолели более или менее благополучно, но поняли, что полностью выполнить намеченный маневр /вход посередине веки и переход после второй гряды камней к правому берегу/ не удается. Этому препятствует огромная сила и скорость основной струи и стоячие волны, не дающие возможности поставить лодку в направлении правого берега. В результате байдарка прошла по краю отбойных волн, идущих от левого берега и дающих сильный бортовой удар. Одна волна накрыла экипаж с головой и только своевременный гребок правым веслом спас от оверкиля. В конце порога лодка прошла по стоячим волнам и после острова благополучно завернула в бухту

Первое прохождение показало, что порог все экипажи пройти не смогут. Поэтому дальше проходили усиленные экипажи.  Вторая байдарка прошла порог благополучно, а две следующие перевернулись. Оверкиль произошел в одном и том же месте — на стоячей волне при слишком резком повороте вправо.

Сплав по ЕнисеюПри ликвидации аварии помощь страховки оказалась излишней: струя сама быстро принесла потерпевших к правому берегу. Благодаря тщательной подготовке к прохождению порога, потерь практически не было. Последнюю байдарку пришлось обнести из-за нагрянувшей грозы, ночевать остановились на площадке над бухтой после порога.

Пройти порог по трассе, намеченной заранее, не удалось ни одной байдарке. Возможно, эта трасса осуществима, если не огибать первую гряду камней, а «прыгнуть» с имеющегося там слива. Тогда удастся избежать стоячих волн, порождаемых этой грядой и подойти вплотную ко второй гряде. Там, сделав резкий поворот вправо, перерезать её отбойную волну и войти в спокойную воду.

Отметим попутно, что благодаря высокой точке наблюдения размер волны в пороге «на глаз» оценить очень трудно /она кажется значительно меньше, чем на самом деле/.

Дедушкин порог

Через 25 минут хода после Большого Порога байдарки приплывают к порогу Дедушкин /за 10 минут до порога справа впадает бурная речка/. В начале порога почти посреди реки стоит камень /см. схему/. Затем — гряда камней у правого берега, где начинается невысокая скальная стенка, на которой установлен створный знак.

У левого берега в начале порога имеется также гряда камней, после которой на реке появляются стоячие волны, сохраняющиеся на протяжении всего порога. Затем река поворачивает влево; на повороте на левом берегу — скала со створным знаком наверху, а за ней небольшая бухта с обратным течением. После поворота у левого берега есть еще одна гряда камней, которой и заканчивается порог. В конце порога справа в Енисей впадает речка.

При прохождении порога следует ориентироваться на створные знаки. Разведку удобнее проводить левым берегом /мы проводили по правому, но там скала/. Входить в порог надо серединой реки, оставив входной камень справа. Идя на первый створный знак, удается благополучно миновать первые две гряды камней. После этого надо плавно пересекать реку в направлении створного знака левого берега, остерегаясь стоячих волн /во время разведки надо наметить для себя участок реки, где эти волны поменьше/.

Подойдя к скале левого берега, следует обогнуть ее, и, при необходимости, сделать остановку в бухточке. Или сразу идти в направлении второго створного знака правого берега, огибая выходную гряду камней справа. Мы проходили порог в обычном составе, без страховки, после предварительной разведки, в дождь. Наиболее внимательным надо быть при пересечении реки после первого створного знака.

Через 20 минут хода, ниже Дедушкина порога, посередине реки стоит небольшой каменистый островок, называемый Кабачком. Он, как нос корабля, разрезает струю, образуя стоячие волны. Говорят, за островом крутятся огромные воронки, которые втягивают под воду целые деревья и выбрасывают их метров на 50 ниже. Мы прошли вдоль левого берега, обходя стоячие волны, и воронок, да и самих волн, не видали.

Еще через 20 минут с левого берега в Енисей впадает р. Голая. Около устья на правом берегу Голой стоит изба. Когда мы проезжали, там располагалась партия Московской лесоустроительной экспедиции.

Мы разбили лагерь на 500 метров ниже устья Голой на опушке леса. Вечером недалеко от лагеря слышали выстрелы. Потом мы узнали, что это с катера, принадлежавшего строительству Саянской ГЭС, убили переплывавшего Енисей медведя.

Радиальный выход в горы

Выход в горы был намечен еще при планировании маршрута и имел целью более близкое ознакомление участников с природой Саян. Выбор места радиального выхода был обусловлен, во-первых, тем, что сравнительно узкая долина Голой лежит между двумя величественными хребтами Зап. Саяна — Саянским и Кантегирским — и мы сможем увидеть их оба; во-вторых, судя по карте, в этом районе гольцы расположены не очень далеко от Енисея и к ним легче добраться. Кроме того, в районе гольцов /высота 2261 м/ имеется несколько высокогорных озер. Наконец, немаловажно и то, что к моменту прибытия на Голую мы устали сидеть в байдарках, приятно будет размяться.

В пеший маршрут вышли на следующий день после прибытия, взяв с собой 5-ти дневный запас продуктов и спрятав байдарки и остающиеся вещи в ближайшем лесу. К нашей экспедиции присоединился Павел Панов‚ рабочий лесоустроительной партии Московской экспедиции, по совместительству — московский архитектор.

Мы решили пройти вдоль Голой до устья первого левого притока, обозначенного на карте, а затем вдоль него подняться к выбранному нами гольцу. Шли левым берегом Голой. После непогоды река еще не совсем вошла в берега. Во многих местах прибрежные отмели и «облазы» были подтоплены, что затрудняло движение.

Поход в походе

Первые полкилометра была хорошая тропа, но она быстро кончилась, пришлось пробираться по кустам, каменным осыпям, а иногда, где встречались небольшие террасы, по тайге. Скорость движения не более 1-1,5 км в час, некоторые из нашей группы впервые пробираются по таким чащобам. Трудно.

Голая – бурная, порожистая река. Смотрим на нее глазами байдарочников. Сплавиться можно, но с большим трудом и риском.

Сплав по ЕнисеюЗа день прошли километров 8, дошли до устья первого правого ручья. Сильно задержал большой «облаз» в конце дня. Чтобы обойти небольшую, на первый взгляд, скалу, нам пришлось подняться вверх и спуститься на 300 метров по вертикали.

На следующий день менее выносливые участники похода сочли благоразумным остаться в лагере, а остальные 7 человек решили, что налегке они успеют «сбегать» на голец за один день.

Пройдя еще километра 4 вдоль Голой, мы добрались до левого притока и начали подъем, траверсируя правый склон его долины. Следует заметить, что до этого притока нам встречалось уже много всяких ручьев. Но этот оказался наиболее мощным, хотя в устье это и не заметно, т.к. он впадает несколькими руслами.

Подъем не очень крутой, но мешает бадан – круглые, скользкие листья которого не позволяют закрепиться ноге. Выше бадан сменился брусничником. На Голой нас радовало обилие очень крупной черной смородины и малины, а теперь спелая брусника!

Поднявшись по склону, мы оказались на одном из хребтов, радиально расходящихся от горного узла, к которому мы пробираемся. Подъем стал спокойнее, появилась звериная тропа /маралы, козы/, тайга стала реже. Но мы не сумели выполнить свои планы: к закату солнца мы дошли только по границы леса, спугнув по пути трех маралов. Продолжать восхождение было бессмысленно. Решили заночевать, пока есть дрова.

Без палаток и теплой одежды было холодно, у нас почти не осталось еды и совсем не было воды. Ближайший ручей грохотал в ущелье метров на 700 ниже нас.

Смирившись с этими лишениями, мы развели могучий костер и сделали вид, что спим, накрывшись клеенкой из пластика от холода.

Подъем был непривычно ранним, никто не проспал восхода солнца. Сразу же полезли в гору. В полукилометре от места ночлега обнаружили небольшой ручеек, протекавший под каменной осыпью. Раскидав камни и добравшись до воды, мы с огромным удовольствием напились, заедая ледяную воду шоколадом из НЗ.

Поднялись на вершину и сразу поняли, что до намеченного гольца ещё 1,5-2 км, а мы находимся на второй, более низкой, его вершине /отметка 2183 м/. Чтобы добраться до основной вершины, надо преодолеть острый гребень, потеряв метров 200 высоты.

Мы решили удовлетвориться уже достигнутой вершиной. С нее открывается прекрасный вид на Саянский и Кантегирский хребты, долины Голой и Енисея‚ заполненные утренним туманом.

Сплав по ЕнисеюХорошо видны высокогорные озера. Из них вытекает ручей, вдоль которого мы шли. Озера лежат в котловине ниже нас метров на 500-600. Вода в них совершенно черная. Ручей вытекает из большего озера, причем первую половину пути он летит водопадами. У большого озера растут деревья, по-видимому, там хорошее место для ночевки. От нас попасть туда нельзя — склоны котловины здесь отвесны.

Как мы выяснили позже, изучая пятисотметровку лесоустроителей, было бы проще и, возможно, интереснее спланировать наш радиальный выход по другому пути. По Енисею доплыть до первого левого притока после Голой, по склону его долины подняться к гольцам, зайти на озеро, а оттуда подняться на голец 2261. Этот маршрут короче /10 км вместо 18 в один конец/. Зато не увидеть красавицы Голой.

Отчет об уникальном сплаве пензенских туристов на байдарках по реке Енисей

Тур на вершине

На высоте 2186 мы сложили тур с надписью «1971» и запиской внутри и после салюта отправились вниз. Спускаемся по хребту, расположенному западнее того, по которому мы поднимались, т.к. идти по нему легче. Там нет тайги, это старая гарь. Спустились мы довольно быстро. Дойдя до Голой, с удовольствием искупались в ее холодной чистой воде, доели остатки сухарей с чаем и в темпе двинулись в сторону лагеря. По сравнению с планом мы опоздали на сутки. Пришли в 9 часов вечера, потратив на 20 км 16 часов.

Отчет об уникальном сплаве пензенских туристов на байдарках по реке Енисей

На следующий день решили возвращаться по правому берегу Голой. Там есть тропа, и не надо обходить скалу. Но зато надо переправиться через Голую.

Глубина реки — по грудь, течение сбивает с ног, как только вода поднимается выше пояса. Мы натянули наискосок к течению реки репшнур, и переправлялись, одев на себя ременную петлю, через которую продет репшнур. Виталик переехал реку на плечах отца. При этом для страховки оба они были привязаны к репшнуру независимо.

Рюкзаки сначала решили переправить также по репшнуру, привязав его к высокому дереву с уклоном около 45°, но из этой затеи ничего не вышло. Шнур растягивался, и рюкзак останавливался над серединой реки. Пришлось переправлять рюкзаки на себе, хотя при этом они и подмокали. Переправа заняла у нас около 4-х часов.

Обратный путь занял у нас 5 ходовых часов. В связи с задержкой на переправе пришлось заночевать в 2,5 км от устья Голой.

По Енисею от Голой до Майны

Течение в Енисее по-прежнему быстрое; ниже устья р. Карынсук есть небольшая шивера, справа стоячие волны,

Более серьезная волна на Березовском пороге /см. схему/. Он расположен в 5-7 км ниже устья р. Березовой. Справа в Енисее каменные гряды, от них идет сильная и длинная отбойная волна, которая в конце порога достигает левого берега. У левого берега в начале порога несколько надводных камней, но течение там еще не набрало силу, и они не опасны. Наиболее неприятное место напротив невысокой скальной стенки левого берега, где стоит сплошная толчея от «своих» и дошедших с правого берега стоячих волн. Идти надо все время вдоль левого берега.

В этот день мы «переплыли» Кантегирский хребет и миновали два небольших поселка — Пашкино и Таловку, напротив которой заночевали. Ниже Таловки два острова, на которых ночевку устроить было бы удобнее.

На нашем пути остался последний порог — Джойский и последний хребет — Борус, который из-за надвигавшегося дождя выглядел очень мрачно.

Джойского порога, если идти левым берегом, обнаружить не удается: он взорван. Так же, как и у Большого порога здесь есть старый деревянный крест и скала, исписанная названиями теплоходов, прошедших порог. И все. На пороге ниже речки Джой у левого берега есть каменистый островок. Это место интересно проплыть по быстрой левой протоке.

Сплав по ЕнисеюНемного выше Джоя в Енисей впадает чудесная река Кантегир, полноводная, быстрая, с чистой водой. В Енисее же вода по-прежнему мутновата.

Саяно-Шушенская ГЭС

Через 2,5 часа плавания мы были уже у строительства Саяно-Шушенской ГЭС. На строительстве самой ГЭС затишье. У реки отгорожен котлован, там бездействуют два экскаватора да работает насос, откачивающий воду. Зато оживленно на строительстве жилого поселка, который называется Черемушки, и бетонного завода. После окончания строительства здесь поднимется плотина высотой 270 метров, выше которой разольется водохранилище. Оно затопит всю Саянскую трубу.

Сплав по ЕнисеюОбидно, что здесь, как нам сказали лесоустроители, не планируется вырубка леса. Он весь уйдет под воду.

В летние месяцы до ГЭС из Абакана ежедневно ходит быстроходный водометный катер «Заря». Мы приплыли в последний день действия летнего расписания. Было неясно, придет ли в этот день катер. Поэтому мы решили плыть своим ходом до пос. Майна.

Енисей продолжает течь среди гор, течение быстрое, по берегу проложены шоссе и железная дорога. По берегам то и дело встречаются деревни. От былой «дикости» остались лишь воспоминания.

Перед Майной горы кончаются, Енисей вырывается на равнину.

Возвращение домой

Катер ходит до пос. Сизая — на правом берегу, почти напротив Майны. Мы решили плыть до Майны и там закрыть маршрут, т. к. пейзаж стал унылым и дальше плыть неинтересно. А тут есть возможность прокатиться на современном быстроходном катере.

Отправившись из Майны в 17 часов, в 21 час мы были уже в Абакане. Катер «Заря» имеет среднюю скорость 45 км/час, подходит к самому берегу без пристаней, уткнувшись носом в берег. Он легко преодолевает быстрое течение и мели Енисея. ОН находка для этих мест.

Енисей выглядит на этом отрезке очень безрадостно. Мелкие кусты на плоских глинистых берегах, леса и дров нет, много поселков, но течение довольно быстрое.

В Абакане взяли билеты на поезд Абакан-Новосибирск; утром в Новокузнецке трое наших отстали, т.к. поезд без объявления ушел на 10 минут раньше времени. В Новосибирске ожидание отставших и пересадка заняли сутки. Ночь проспали в комнатах отдыха вокзала, а днем съездили в Академгородок, побывали на Обском море.

Заключение

Пройденный маршрут интересен разнообразием природных ландшафтов. Условия плавания также меняются на различных участках маршрута. Опасные места, в первую очередь Большой порог, туристы средней квалификации могут преодолеть с предварительной разведкой. Большой порог легко обнести. Водникам, имеющим достаточный опыт, несомненно доставит большое удовольствие его прохождение, к этому надо отнестись с максимальной серьезностью и вниманием.

Отчет об уникальном сплаве пензенских туристов на байдарках по реке ЕнисейОсновные меры безопасности на маршруте сводятся к следующему:

— прохождение Саянской трубы в спасжилетах;

— оборудование всех байдарок фартуками с дополнительным креплением, не позволяющим сорвать его волной и дающим возможность команде легко выйти из-под него даже в перевернутом состоянии с надутым спасжилетом;

— обеспечение дополнительной плавучести байдарок за счет надувных камер, матрацев и др, а также рациональной загрузки;

— организация разведки и страховки при прохождении входных шивер Саянской трубы, порогов Большого, Дедушкина, Березовского и др. опасных участков.

Необходима предварительная тренировка

Положительную роль сыграла также предварительная тренировка, в которой принимали участие все участники команды. Была проведена имитация оверкиля: байдарку с командой, сидящей под фартуком, с веслами и в надутых жилетах, переворачивали на спокойной воде /на реке Суре под Пензой/.

График похода очень свободный; планировать движение нужно так, чтобы больше времени провести на первой половине Саянской трубы. Там наиболее интересные места.

Не следует пренебрегать и первым, равнинным участком реки. Там тоже хорошо. Радиальный выход в горы в районе р. Голая хорошо знакомит с природой Западного Саяна и оставляет прекрасное впечатление. Для сокращения пешей части этого маршрута можно использовать вариант с подъемом по ручью, впадающему в Енисей слева после р. Голой.

Заканчивать сплав по Енисею целесообразно в Черемушках или в Майне. Дальнейшее плавание интереса не представляет.

В тайге много дичи, но на охоту надо предусматривать дополнительное время. Рыбы в реке сравнительно немного. Вода мутноватая, и спиннинги оказались бесполезными. За время плавания мы выловили всего около 15 кг рыбы. Рыбалкой увлекались 5 человек.

Из других даров природы встречаются грибы, очень много ягод. Комара и гнуса на всем маршруте практически не было.

Фактические затраты на поход: 122 руб. на взрослого и 92 руб. на ребенка.

Фото участников похода:

Отчет об уникальном сплаве пензенских туристов на байдарках по реке ЕнисейОтчет об уникальном сплаве пензенских туристов на байдарках по реке ЕнисейОтчет об уникальном сплаве пензенских туристов на байдарках по реке Енисей

Послесловие. Фотографии из отчета  ранее были размещены на сайте 

Отчёт читал Божаткин Михаил

Этнопарк «База Елистратова» (турбаза Лесная Дача Елистратова). Турбаза в Никоново

Затерявшаяся в живописных лесах турбаза «Лесная Дача Елистратова»(База Елистратова) приглашает в сказку. На её территории вас встретят рукотворное волшебство в каждой детали и одухотворённая красота природы. В царящей здесь атмосфере покоя и гармонии вы отдохнёте от городской суеты и шума, зарядитесь здоровьем и обретёте вдохновение для новых начинаний. Лесная Дача Елистратова – комфортный отдых в…

Подробнее…

  • Спишите отрывок из рассказа черемуха вставляя пропущенные буквы найдите в предложениях на опушках
  • Спиши отрывок из сказки о рыбаке и рыбке ставя дополнения в нужную форму
  • Спишите отрывок из рассказа в г короленко мгновение вставляя пропущенные буквы и знаки
  • Спишите отрывок из рассказа весна в лесу вставляя пропущенные буквы радостна шумна и пахуча весна
  • Спишемся или спишимся правильно как пишется слово