Список сказок о труде

11111 рейтинг 4.40 подробности категория: владимир даль старик годовик сказка-загадка вышел старик годовик. стал он махать рукавом и пускать птиц.

11111 Рейтинг 4.40

Подробности Категория: Владимир Даль

Старик годовик (сказка-загадка)

синие птицы

Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

красные птицы

зимний лес

Махнул старик годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.

цветы

желтые птицы

Махнул старик годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

крестьяне убирают урожай

Махнул старик годовик четвертый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — чёрная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.

Старик годовик

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Какие то четыре крыла у каждой птицы?
Какие семь перьев в каждом крыле?
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — чёрная?

— КОНЕЦ —

Свои сказки Владимир Даль писал для детей, а также и для взрослых. Владимир Иванович Даль рассказы создавал довольно близко к фольклорным (например «Девочка-снегурочка», «Лиса и медведь» или «Война грибов» и «Журавль и цапля»).

Писатель тут старается использовать разные сюжеты или их отдельные элементы, делает собственные выставки рисунков, чтобы постараться сделать более простым логическое восприятие своих произведений. Огромную роль играет морализаторство. Язык, который наполняет сказки Даля создает необыкновенную ауру детства. Ребенок с радостью воспринимает ритмическую и простую речь сказок.

Писал Владимир Иванович Даль сказки и для взрослых, которые имеют в большей степени, иронический характер, фольклорные характеры используются всё реже. Типичный мотив для сказки Даля — это взаимодействие какой-либо нечистой силы и обычного мужика. Важен социальный подтекст — противостояние низжих и высших слоев нашего общества. Народная речь зачастую перемешивается с литературной лексикой. Сказочная манера, наполняющая рассказы Даль пытался приблизить к народной речи. Чтоит отметить ,что присутствуют также описания простонародного быта и нравов старой жизни. В этой категории все сказки даля читать можно абсолюно бесплатно онлайн, также к каждой сказке привязана соответствующая иллюстрация.

Владимир Иванович Даль (10 (22) ноября 1801 — 22 сентября (4 октября) 1872)— русский писатель, этнограф, лингвист, лексикограф, врач. Прославился как автор «Толкового словаря живого великорусского языка».
Псевдоним — Казак Луганский.
Отец Даля был выходцем из Дании, получил образование в Германии, где учил богословие и древние и новые языки. Мать, немка, владела пятью языками. Даль получил домашнее образование, писал стихи. В 1815 поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге. Учебу в корпусе, впоследствии описанную в повести Мичман Поцелуев, или Живучи оглядывайся (1841), Даль считал «убитыми годами». Учебное плавание в Данию убедило его в том, что «отечество мое Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков». По окончании учебы (1819) был направлен служить мичманом на Черноморский флот. В это время Даль, по его словам, «бессознательно» начал записывать неизвестные ему слова, приступив таким образом к главному делу своей жизни – созданию Толкового словаря живого великорусского языка.
Во время службы Даль продолжал писать стихи, что принесло ему неприятности: за эпиграмму на главнокомандующего Черноморским флотом в 1823 он был взят под арест. Оправданный судом, Даль перевелся в Кронштадт, а в 1826 вышел в отставку и поступил на медицинский факультет Дерптского университета. Материальное положение Даля было тяжелым, он зарабатывал на жизнь репетиторством, тем не менее годы учебы остались одним из самых светлых воспоминаний его жизни. Даль писал стихи и одноактные комедии, познакомился с поэтами Языковым и Жуковским, с хирургом Пироговым, а также с издателем журнала «Славянин» Воейковым, который в 1827 впервые опубликовал стихи Даля.
В 1829 Даль успешно защитил диссертацию и был направлен на русско-турецкую войну в действующую армию. Работая в полевом госпитале, стал блестящим хирургом. Даль продолжал собирать материал для будущего Словаря, записывая со слов солдат «областные речения» разных местностей. Тогда же подтвердились впечатления его детства – о том, что
«речь простолюдина с ее своеобразными оборотами всегда почти отличалась краткостью, сжатостью, ясностью, определительностью и в ней было гораздо больше жизни, чем в языке книжном и в языке, которым говорят образованные люди».
По окончании русско-турецкой войны 1828–1829 Даль продолжил службу в качестве военного врача и эпидемиолога. В 1831 работал на эпидемии холеры, а также принимал участие в польской кампании. Вернувшись в 1832 в Петербург, работал в военном госпитале.
В 1830 была опубликована первая повесть Даля – Цыганка. В 1832 Даль издал сборник «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый.» Цензура усмотрела в книге насмешку над правительством; от судебного преследования Даля спасли только его воинские заслуги.
В 1833 Даль был направлен на службу в Оренбург, где стал чиновником особых поручений при военном губернаторе. Исполнение служебных обязанностей было связано с частыми разъездами по губернии, что дало писателю возможность изучить быт и язык населявших ее людей. В годы службы Даль написал повести о казахах – «Бикей» и «Маулина» (1836) и о башкирах – «Башкирская русалка» (1843). Собирал коллекции флоры и фауны Оренбургской губернии, за что был избран член-корреспондентом Академии Наук (1838). Во время поездки Пушкина по пугачевским местам Даль в течение нескольких дней сопровождал его. В 1837, узнав о дуэли Пушкина, приехал в Петербург и дежурил у постели поэта до его последней минуты. В 1841, вскоре после хивинского похода русской армии (1839–1840), в котором он принимал участие, Даль переехал в Петербург и начал работать секретарем и чиновником особых поручений при министре внутренних дел, по поручению которого написал «Исследование о скопческой ереси» (1844).
Все годы службы Даль продолжал работу над Словарем, собирая для него материал во время поездок по Оренбургской губернии, а по переезде в Петербург получая письма с образцами местных говоров, сказок и пословиц со всей России. Живя в столице, Даль познакомился с Одоевским, Тургеневым, Погорельским и др. писателями. Опубликовал в петербургских журналах и в отдельных сборниках повести Бедовик (1839), Савелий Граб, или Двойник (1842), Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета (1844), Небывалое в былом, или Былое в небывалом (1846) и др. произведения, написанные в духе «натуральной школы» – с обилием точных бытовых деталей и этнографических подробностей, с описанием реальных случаев. Героем их был, как правило, простой человек, обладающий «привычками и обычаями родины своей». В язык Даля органично вплетались народные слова и выражения. Его излюбленным прозаическим жанром вскоре стал физиологический очерк («Уральский казак», 1843, «Денщик», 1845, «Чухонцы в Питере», 1846, и др.). Белинский, высоко оценивая мастерство Даля, назвал его «живой статистикой живого русского народонаселения». Писал Даль и маленькие рассказы, объединенные в циклы «Картины из русского быта» (1848), «Солдатские досуги» (1843), «Матросские досуги» (1853), «Два сорока бывальщинок для крестьян» (1862). Гоголь писал о нем: «Ему стоит, не прибегая ни к завязке, ни к развязке, над которыми так ломает голову романист, взять любой случай, случившийся в русской земле, первое дело, которого производству он был свидетелем и очевидцем, чтобы вышла сама собой наизанимательнейшая повесть. По мне он значительней всех повествователей-изобретателей».
В 1849 Даль был назначен на должность управляющего Нижегородской удельной конторой. Это было значительным понижением по службе, на которое Даль пошел добровольно, чтобы находиться ближе к крестьянам. В его ведении находились дела почти 40 000 государственных крестьян. Помимо непосредственных служебных обязанностей (писание крестьянских жалоб и т.п.), Даль делал хирургические операции. В 1862 издал сборник Пословицы русского народа, в котором пословицы располагались не по алфавиту, а по темам (Бог, любовь, семья и т.д.). Несмотря на свою культуртрегерскую деятельность и глубокий демократизм, Даль выступал против обучения крестьян грамоте, т.к. она, по его мнению, «без всякого умственного и нравственного образования почти всегда доводит до худа». Этими высказываниями он навлек на себя гнев представителей демократического лагеря Чернышевского, Добролюбова и др.
В начале 1860-х годов Даль вышел в отставку и поселился в Москве. К этому времени было подготовлено первое издание его Толкового словаря живого великорусского языка, содержавшего 200 тыс. слов. Труд, которому Даль посвятил 50 лет своей подвижнической жизни, был опубликован в 1867. В 1868 Даль был избран почетным членом Академии Наук.
В последние годы жизни Даль работал над вторым изданием Словаря, пополняя запасы слов, и писал детские рассказы. Сделал переложение Ветхого Завета «применительно к понятиям русского простонародья», написал учебники по зоологии и ботанике, передал фольклористам Киреевскому и Афанасьеву собранные им народные песни и сказки. Кроме того, Даль играл на нескольких музыкальных инструментах, работал на токарном станке, увлекался спиритизмом и изучал гомеопатию. «За что ни брался Даль, все ему удавалось усвоить», – писал его друг, великий хирург Пирогов.
Незадолго до смерти Даль перешел из лютеранства в православие. Умер Даль в Москве 22 сентября (4 октября) 1872. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

  • Главная
  • Общество

Ольга ВЛАДИМИРОВА

15 декабря 2021 17:01
0

Писатели о списке литературы Руслана Стефанчука: Депутатам уже ничего не поможет

Фото: Полищук Максим / УНИАН

В «Национальную неделю чтения» Руслан Стефанчук призвал депутатов читать. Не только социальные сети, мессенджеры и заголовки в СМИ, но и старые добрые книги. Для этого политик составил для коллег «домашнее задание» из пяти книг. В список литературы вошли: Григорий Сковорода «Лучшее», Норман Дейвис «Европа. История», Михаил Зыгарь «Империя должна умереть», Борис Джонсон «Фактор Черчилля. Как один человек изменил историю» и адмирал Уильям Г. Макрейвен «Застилайте кровать. Пустяки, которые могут изменить вашу жизнь, а возможно, и мир».

Помогут ли эти книги нашим депутатам и что бы им еще почитать для развития, «КП в Украине» обсудила с украинскими писателями.

Михаил Сидоржевский: «Эх, если бы наши советы кто-то услышал!»

Михаил Сторожевский Фото: Mykola Vasylechko / Википедия

Услышав наш вопрос, председатель Национального союза писателей Украины Михаил Сидоржевский рассмеялся:

— Если депутаты что-то читают, кроме чековых книжек, то тогда из украинской литературы каждому из них нужно вручить по Жадану и по Андруховичу. Почему этих авторов? Потому что об остальных народные избранники вряд ли слышали. Жадан и Андрухович у всех на слуху, о них говорят.

А еще Леся Подервянского пусть читают. Там депутаты найдут мно-о-ого интересного! В том числе про самих себя.

Из мировой и русской литературы советую познакомиться с «Мертвыми душами» Гоголя, «Идиотом» Достоевского и его «Преступлением и наказанием».

И, конечно же, нужно читать сказки! Про барона Мюнхгаузена, капитана Врунгеля, про Петрушку и Буратино. Да, это детская литература, но в сказах есть глубокий смысл! Не только мифологический и семантический, но и политический. Это можно заметить, если читать внимательно. Я, например, недавно перечитывал «Приключения барона Мюнхгаузена». Это же просто шедеврально! Сюжеты многих сказок красиво накладываются на современность.

Эх, если бы эти советы кто-то услышал! Это, конечно, шуточные рекомендации, но только наполовину. Увы, вряд ли их прочитают те, кому они адресованы.

Современную литературу тоже нужно знать, но много из нее не возьмешь. 90-95% из того, что написано сегодня, со временем отсеется. А вот классика всегда актуальна — украинская и зарубежная. Это лучшее, что остается в мировой литературе, а учиться нужно на лучших примерах.

Василий Герасимьюк: «К возможностям депутатов отношусь пессимистично»

Василий Герасимьюк Фото: ivasyuk.org.ua

— Этим депутатам уже ничего не поможет! Это уже абсолютно понятно! – с ходу отрезал поэт, лауреат Национальной премии имени Тараса Шевченко и по совместительству бывший муж экс-депутата Ольги Герасимьюк Василий Герасимьюк. Но потом немного смягчился:

— Ну, есть там пару нормальных людей. Пусть они читают классику — украинскую и зарубежную.

И продолжил:

— У нас много отличных переводчиков. Хорошо писали французы, итальянцы, немцы. Поэзию полезно читать, шестидесятников нужно знать. В домашней библиотеке должны быть не только россияне, но также поляки и чехи. Например, в Чехии есть один нобелевский лауреат Ярослав Сейферт, пусть депутаты поинтересуются, кто это. Кстати, там были писатели-депутаты. У нас они тоже встречались… Только какая от них польза? Это большой вопрос.

Пусть депутаты читают поэзию! Это не поможет им в размышлениях о фискальных делах и не решит вопрос, как построить бизнес, зато позволит приобрести какие-то представления о человеческой душе.

А вообще я пессимистично отношусь к возможностям депутатов. Так и напишите! Я ответил искренне! Мне 65 лет, и я имею право на свое мнение.

Владимир Даниленко: «Роман-антиутопия поможет избежать ошибок»

Владимир Даниленко Фото Владимир Сердюк / Википедия

Прозаик, критик и литературовед Владимир Даниленко подошел к делу ответственно и порекомендовал депутатам самые интересные, на его взгляд, произведения, изданные в этом году:

— Хочу порекомендовать 3 книги. В первую очередь — первый том Карла Густава Маннергейма «Воспоминания», изданный «Астролябієй». Книга повествует о событиях 1939 года. При этом она актуальна и сейчас.

Когда СССР бросил свою технику и авиацию на Финляндию, финны сумели отбить атаку. Они показали, что, несмотря на маленькую армию, можно достойно ответить врагу. Думаю, книга подойдет всем украинцам. Депутатский корпус должен прочесть ее в первую очередь. Воспоминания Маннергейма полезны не только людям, которые интересуются вопросами обороны, но и политикам. Если бы в 1918 году в Украине был свой Маннергейм, думаю, наша история пошла бы по другому пути.

Следующая книга — политический триллер-антиутопия «Час тирана. Прозріння 2084 року». Ее написал экс-посол Украины в США Юрий Николаевич Щербак. Мы оба выходили с ним на Шевченковскую премию. Он долгое время не писал, и у него мог атрофироваться стиль, однако я был приятно удивлен заключительной частью трилогии «Час». События антиутопии разворачиваются в будущем. В Украине-Руси на должность главного менеджера выбирают диктатора генерала Гайдука. В книге показано, что из этого получилось. Очень интересный взгляд на возможное будущее Украины. 

Третья книга, которую нужно прочитать депутатам — «Виктор Петров. Листи до Софії Зерової». Сам Петров — очень интересная личность: он был прозаиком, археологом, историком и… шпионом.

Советская власть забросила его в Мюнхен, и он исполнял все то, что поручала ему Москва. Одновременно Петров писал прозу, научные труды, был членом украинской диаспоры. Через время выяснилось, что Петров работал на советскую разведку.

София Зерова была женой его друга, в которую он был влюблен долгие годы. Петров и Зерова оформили брак только через 35 лет после знакомства. Письма Петрова — эпистолярное наследие очень закрытого человека. Кстати, его похоронили на Лукьяновском кладбище напротив нашей телевышки. Там хоронят только сотрудников спецслужб и военных.

Андрей Курков: «Им бы говорить научиться»

Андрей Курков Фото: Водник / Википедия

Писатель, преподаватель и сценарист Андрей Курков считает, что депутатам нужно уметь выражать свои мысли грамотно. И поясняет:

— Без чтения никак не получится нормально говорить. Человек начинает дружить со словом только тогда, когда начинает внимательно читать. Большинство депутатов не умеют говорить публично на актуальные темы. Поэтому им будет полезно побольше читать всевозможных эссе и произведений украинских писателей.

Эссе — письменные размышления от первого лица. На примере этого жанра можно понять, как правильно выражать свои мысли. Довольно важное умение, особенно для человека, который решил стать политиком.

Из книг я бы посоветовал следующие: «Історії для домашнього вжитку» украинского историка и писателя Андрея Портнова, «Чарунки долі» Вахтанга Кебуладзе, «Плинні ідеології. Ідеї та політика в Європі XIX-XX століть» Владимира Ермоленко, «Cполахи» Константина Москальца, а также все книги Николая Рябчука.

Помимо списка литературы, писатель порекомендовал депутатам интересоваться историей Украины, а на ночь читать сказки, «чтобы не попадать в глупые ситуации, которые в этих сказках описываются».

Сергей Пантюк: «Нельзя превращать страну в абсурд»

Сергей Пантюк Фото: Роман Закревский / Википедия

Писатель, журналист, издатель, редактор, преподаватель и радиоведущий Сергей Пантюк:

— С удовольствием хочу порекомендовать депутатам новый роман писателя-ветерана Виталия Запеки «Абсурд». Эту книжку должны прочесть все украинцы, а депутаты — в первую очередь. Месседж произведения очень прост — нельзя превращать страну в абсурд!

Вторая книга говорит о том, что история идет по спирали, и тот, кто внимательно читает исторические романы, не будет повторять ошибок героев в современной жизни, ведь это уже было, и было не раз. Такие себе круглые грабли.

А еще я бы порекомендовал депутатам историческую прозу: она воспроизводит современность. Из последнего интересны две книги трилогии Василия Краса из Донецкой области — «Татарський бранець» и «Руїна». Эти два романа очень хорошо освещают нашу историю, именно в те не очень добрые моменты, которые проецируются на современность.

Как поэт я не могу не порекомендовать поэзию: она облагораживает! У нас очень много хорошей поэзии. Например, произведения Ивана Андрусяка. Очень полезное чтение для наших депутатов.

А ЧТО ЕЩЕ

Поэт, публицист, драматург, переводчик, общественный деятель Михаил Каменюк рекомендует депутатам почитать лауреата Нобелевской премии Жозе Сарамаго «Слепота» и «Прозрение»:

— В этих двух романах поднимаются вечные темы.

Кроме того, будет полезна книга «Россия без маски», два романа Владимира Войновича в украинском переводе — «Монументальная пропаганда» и «Малиновый пеликан».

А еще пусть почитают мои стихи: «Пісні ніжного волоцюги». Пожалуй, этих книг хватит на месяц.

Михаил Каменюк Фото: Андрій Стебелєв / Википедия.

Михаил Каменюк Фото: Андрій Стебелєв / Википедия.

Подписывайтесь на нас в соц. сетях

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 12-21.

УКМ «Школа России»

Раздел «Устное народное творчество»

Продолжение ответов на вопросы «Рабочей тетради» к этому разделу на вопросы к сказкам можно посмотреть, перейдя по ссылке.

1. Отметь, какие из книг относятся к произведениям устного народного творчества.

Отмечаем книги:

В. Даль «Пословицы русского народа»

«Заря-заряница» Стихи и загадки для малышей

«Русские народные потешки, прибаутки»

«Радуга-дуга» Потешки, прибаутки, песенки.

2. Составьте с другом список книг, которые можно поместить на выставку «Устное народное творчество». Воспользуйтесь тематическим каталогом.

Список книг для выставки на тему «Устное народное творчество» для 2 класса:

  1. «Пословицы и поговорки в сказках»
  2. «Сказания и былины русского народа»
  3. «Потешки для малышей. Колыбельные»
  4. «Русские народные сказки Ненаглядная красота»
  5. «Еду-еду к бабе, к деду»
  6. «Сказки Ленинградской области»
  7. «Русские волшебные сказки»
  8. «Чудо чудное. Русские сказки»
  9. «1001 загадка»
  10. «Во поле берёзка стояла. Русские народные песни»

3. Собери пословицы.

Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Терпенье и труд всё перетрут.

Пока железо в работе, его и ржа не берёт.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Какие труды, такие и плоды.

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

4. Выпиши понравившуюся пословицу о труде, трудолюбии. Объясни её смысл.

Любишь кататься — люби и саночки возить. Смысл этой пословицы в том, что получить что-то приятное можно, только если прежде потрудиться.

Терпенье и труд всё перетрут. Смысл этой пословицы в том, что если терпеливо трудится, не опускать руки, то можно сделать любое самое сложное дело.

Какие труды, такие и плоды. Смысл этой пословицы в том, что если хорошо потрудиться, то и результат будет хороший, а если плохо — то и получится плохо.

5. В каких источниках информации ты мог бы найти другие пословицы о труде?

Я бы могла найти пословицы о труде в интернете или в книге «Пословицы русского народа».

6. Прочитай русские народные песни. Подчеркни слова, которые описывают берёзу.

Подчёркиваем слова Белая, кудрявая, листья зелёные.

7. Прочитай стихотворение А. Прокофьева о берёзе. Подчеркни слова, которые помогают представить берёзу.

Подчеркиваем слова: светлую, грустную, в белом сарафанчике, с платочками в карманчиках, с красивыми застёжками, с зелёными серёжками, нарядную, ясную, кипучую, грустную, плакучую, низко клонится, не ломится.

8. Опиши берёзу.

Берёза белая, плакучая, кудрявая, с зелёными листьями и серёжками. Она может быть весёлой, может быть грустной, гнётся, но не ломается на ветру.

9. Обсуди с другом, почему именно берёза является символом России.

Берёза очень красивое, но в то же время скромное дерево. Оно растёт всюду, по всей стране. Люди сравнивают берёзу с девушкой, она же является символом матери. 

Берёза всегда соседствует человеческому жилью и для народа она является символом родного дома, деревом, возле которого прошло детство, юность, вся жизнь. 

Поэтому берёзу олицетворяют, считают символом Родины, а наша Родина — Россия.

10. Какие слова часто используются в колыбельных песенках? Допиши.

В колыбельных песнях часто используются слова: баю-баю-бай, усни, баюшки-баю, спи, малыш, засыпай, люли-люли.

11. Попробуй сам сочинить колыбельную песенку.

Пример колыбельной песенки, сочинённой самостоятельно, для 2 класса

Люли-люли-люленьки 

Засыпает Юленька, 

Засыпают Ванечка, 

Ирочка и Танечка.

Баю-баюшки-баю 

Я вам песенку спою. 

Глазки деток спать хотят,

Ббаю-баю детки спят.

12. Найди информацию о потешках и прибаутках. Попробуй сам сочинить потешки про щенка задиристого, спящего, игривого.

Пример потешок про щенка можно посмотреть, перейдя по ссылке.

13. Найди информацию о небылицах. Что тебе раньше не было известно? Какие источники помогли тебе найти интересные факты? Обсуди с другом, от какого слова произошло слово небылица.

В словаре написано, что небылица — это жанр устного народного творчества комического содержания, в котором действительность нарочно искажена.

Я не знала, что небылица по другому называется небывальщина.

Я искала информацию о небылицах в интернете.

Слово Небылица происходит от слова Небыль, то есть то, чего не было. Это слово является антонимом слова Быль — то что было.

14. Прочитай стихотворение Ю. Энтина. Является ли стихотворение небылицей? Приведи доказательства.

Это стихотворение является небылицей. В ней рассказывается о невозможном и смешном.

Это говорящий кот, который пел песни в детском саду. Это марсианин, который хотел познакомиться с автором. Это сам автор, который взлетел на небо.

Всего этого не могло быть.

15. Игра «Сочиняем небылицу»

Злой кабан давал гудки

Пароход точил клыки

Соловей томился в клетке

Дикобраз сидел на ветке.

Кошка физику учила

Маша хвостик свой ловила.

Стол усами шевелил

Буратино накрыт к обеду был.

Портной летал под облаками

Чиж гонялся за мышами.

Ёж сшил себе штаны

Стол все поел блины.

Чайник прыгал во дворе

Мальчик булькал на костре.

16. Продолжите сочинять небылицы с другом.

Пример небылицы, сочинённой с другом для 2 класса

Телевизор лёг в кровать

Чтобы сладко в ней поспать

Пылесос цветы полил,

Чайник вдруг заговорил.

Кресло стало танцевать,

Шкаф в квартире убирать.

Мальчик вдруг квадратным стал

Папа в стену убежал.

Вся квартира кверху дном,

Ну а с нею и весь дом.

17. Прочитай загадки. Отгадай их. В загадках подчеркни слова, которые помогают догадаться о чём или о ком идёт речь.

Медведь. Подчёркиваем слово Берлоге.

Ослик. Подчёркиваем слова Большие уши, как грузовик.

Кот. Подчёркиваем слова Царапки, гроза мышей.

18. Найди дома или в библиотеке сборник загадок. Выпиши несколько понравившихся тебе загадок.

Я бы выписала следующие загадки:

Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо)

Из неё берёшь — она больше становится. (Яма)

Шёл долговяз, в сырую землю увяз. (Дождь)

Крылья есть, да не летает, ног нет, да не догонишь. (Рыба)

Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)

Не лает, не кусает, а в избушку не пускает. (Замок)

Что легко носить, а трудно сосчитать? (Волосы)

19. Прочитай пословицы и поговорки. О чём они рассказывают, какая тема каждой из них? Распредели их на группы по темам. Дополни свои группы пословицами и поговорками из учебника. В каком другом источнике информации можно найти пословицы и поговорки?

Это пословицы о временах года. Разделение их на группы смотри внизу статьи.

Дополним их пословицами из учебника:

Лето — припасиха, зима — прибериха.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Пословицы и поговорки можно найти в интернете или в книге В. Даль «Пословицы русского народа»

20. Какая пословица или поговорка тебе понравилась больше всего? Объясни её смысл.

Мне понравились пословицы:

Будет зима — будет и лето. Её смысл в том, что не надо огорчаться из-за наступивших морозов. Зима пройдёт и обязательно снова придёт лето.

Кто спит весною — мёрзнет зимою. Её смысл в том, что тот, кто ничего не делает весной и летом, не заботиться о будущем, зимой останется без запасов, будет мёрзнуть.

Цыплят по осени считают. Её смысл в том, что окончательный результат труда будет понятен только тогда, когда он будет завершён. Заранее нельзя сказать, что получится.

21. Какая пословица тебе плохо понятна?

Мне непонятна пословица:

Как месяц не свети, а всё не солнышко.

Это пословица не про времена года. Она говорит о том, что месяц не сравнится с солнцем. Мне кажется, что её смысл в том, что любая копия всегда будет хуже оригинала.

1

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ

ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

                                                                                                                                                                            
Воспитатель:

                                                                    
                                                                                                       Метелкина
Марианна Валерьевна

2021-2023г.

Актуальность темы

     Финансовое просвещение и экономическое воспитание –
сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные
исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения
экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают
первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их
приобщение к миру экономической действительности. 

      Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не
учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги»,
«цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают
атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

     Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном
возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного
воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует
относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого
труда и человеку.

     Экономическое воспитание дошкольников надо начинать
не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый
процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и
окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.

Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими
сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического
мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста
основ финансовой грамотности. Помочь детям пяти-шести–семи лет войти в
социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой
грамотности у детей данного возраста.

Задачи: 

Ø
способствовать
формированию первоначальных представлений о потребностях;

Ø
способствовать
формированию первоначальных представлений о труде;

Ø
способствовать
формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;

Ø
способствовать
формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном
средстве обмена, платежа и накопления;

Ø
способствовать
формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости
финансовой грамотности в семейной экономике.

Ø
понимать и
ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

Ø
уважать людей,
умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

Ø
сознавать
взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в
зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

Ø
признавать
авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность,
экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность,
отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи,
поддержки и т. п.);

Ø
рационально
оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные
потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

Ø
применять
полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Условия реализации: дети, воспитатель, родители.

Применение: применять дидактические материалы для дошкольников в
условиях детских образовательных учреждений.

Срок реализации: 2021-2023г.

Предполагаемый результат:

Воспитатели:

·       
оформление собственных
методических разработок (обобщение опыта работы);

·       
повышение
качества воспитательно–образовательного процесса;

·       
участие в
педсоветах, семинарах;

·       
повышен
теоретический и педагогический уровень, компетентность по экономическому
воспитанию старших дошкольников.

Родители:

повышен интерес родителей к
совместной работе по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей
старшего дошкольного возраста.

Дети:

·       
знают и
называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка,
супермаркет, интернет-магазин;

·       
знают
российские деньги;

·       
знают
несколько современных профессий, содержание их деятельности;

·       
в случае
поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою
или чужую оплошность;

·       
бережно,
рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;

·       
проявляют
интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет
хозяйство.).

Развивающая предметно-пространственная среда:

·       
картотека игр
по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников;

·       
оформление
уголка (стенда) «Школа гнома Эконома»;

·       
приобретение
художественной литературы на экономическую тематику;
приобретение и изготовление дидактических игр.

Основные
формы реализации плана по самообразованию:


Беседы.


Непосредственно – образовательная деятельность.


Дидактические игры.


Моделирование ситуаций – тренингов.


Чтение художественной литературы.

•Работа
с родителями: анкетирование, опросы, досуги, беседы и консультации.

Этапы
самообразования:

1.
Подбор и изучение методической литературы

2.
Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования

3.
Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

4.
Представление опыта работы по теме.

Изучение методической литературы

Ознакомление с новыми нормативными
документами по вопросам дошкольного воспитания;

Изучение учебной и научно-методической
литературы;

Ознакомление с новыми достижениями
педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

Изучение новых программ и педагогических
технологий;

Ознакомление с передовой практикой
дошкольных учреждений;

Повышение общекультурного уровня.

Участие
в мероприятиях, посвященных теме самообразования

Участие в методической работе детского
сада

Дата

Тема

Форма участия

 Ноябрь

2021г.

«Квест-игра «Бюджет семьи: доходы и расходы»

 занятие

 Январь

2022г.

 «Финансовая грамотность. Экономическое развитие
дошкольников»

Буклет

Апрель

2023.

«Экономическое развитие дошкольников»

Выступление на педсовете

План работы с детьми, с педагогами, с родителями на 2021-2023г.

№ п/п

Месяц

План работы с детьми, педагогами, родителями

1.

Сентябрь

1. Дидактическая игра «Заветные желания», демонстрация
мультфильма «Телефон».

2. Подбор материала по данной теме, необходимого для работы с
детьми и родителями.

3. Консультация для родителей «Практические советы родителям по
формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

2.

Октябрь

1. Чтение сказки С. Я. Маршак «Кошкин дом», Сюжетно-ролевая игра
«Сберегательный банк»

2. Семинар для педагогов «Финансы и дошкольник: за и против»

3. Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в
мир экономики»

3.

Ноябрь

1. Квест – игра «Путешествие Буратино»

2. Консультация для педагогов: «Формируйте у детей разумные
потребности»

3. Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет»

4.

Декабрь

1. Формировать представление о потребностях и возможностях: А.С.
Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И. Чуковский «Телефон».

2. Круглый стол «Развитие финансовой грамотности дошкольников»

3. Разработка буклетов «Ребенок и финансы»

5.

Январь

1. С/р «Магазин», Д.и «Безналичные деньги». Поход с детьми в
магазин.

2.Буклет для педагогов: «Бюджет семьи – забота каждого»

3. Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами»

6.

Февраль

1. Викторина по экономическому воспитанию для детей
подготовительной группы «Путешествие в денежную страну»

2.Консультация для педагогов: «Использование дидактических игр
по развитию финансовой грамотности дошкольников»

3. Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар»

7.

Март

1. Игра «Хочу и надо». Формировать представление детей о понятии
«бюджет»

2. Консультация «Учите ребенка планировать семейный бюджет»

3. Буклет «История о дереве и человеке»

8.

Апрель

1. КВН «Путешествие в денежную страну»

2. Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в
мир экономики»

3. Деловая игра для родителей детей подготовительной группы
«Азбука финансов»

9.

Май

1. Формировать представление детей о рекламе.

С. В. Михалков «Как старик корову продавал»

2.Отчёт- презентация

3. Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги»

Формирование опыта по
теме. Внедрение в практику
.

              
Тема

                                                        
       Содержание работы

Наши
потребности.

Чтение и
обсуждение стихотворения о потребностях «Телефон» К.И.Чуковского.

Показ
сказки «Как коза избушку построила».

Дидактическая
игра «Кому что нужно?».

Игра
«Заветные желания».

Чтение и
обсуждение сказок о потребностях и возможностях: «Сивка-Бурка», «Иван-Царевич
и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке»;

Составление
морфологических таблиц «Потребности растений», «Потребности животных»,
«Потребности человека»;

Развлечение
«Путешествие» (потребности человека)

Труд-продукт-товар.

Рассказ
педагога о разнообразии профессий, знакомство с понятием профессия.

Беседа с
детьми о профессиях их родителей, бабушек, дедушек;

Знакомство
детей с понятием «династия»;

Чтение
стихотворений: С.Михалков «А что у вас?», Д.Родари «Чем пахнут ремесла»,
С.Маршак «Почта», В.Маяковский «Кем быть?»

Чтение и
обсуждение сказки Л.Н.Толстого «Наши пряли, а ваши спали»;

Игра по
картинкам «Назови профессию»;

Чтение и
обсуждение сказок «Дикие лебеди», «Мужик и медведь»;

Игра-занятие
«Машины, приборы, оборудование, инструменты»

Почему
все взрослые работают?

Беседа о
необходимости трудиться;

Знакомство
с профессиями, у которых результат труда не так нагляден (учитель, писатель,
воспитатель, работник полиции);

Игра
«Кто больше назовет профессий».

Работа и
заработок.

Чтение
грузинской сказки «Заработанный рубль» и беседа по сказке;

Выполнение
заданий на листках «Профессии».

Игровое
занятие «Угадай, о ком я говорю», «Подбери то, что нужно для работы».

Когда
продукт труда превращается в товар.

Чтение и
обсуждение сказки о труде «Терем-теремок» с использованием проблемных
ситуаций и вопросов;

Игры-занятия
«Кто производит товар», «Петушок и бобовое зернышко», «Я рисую свою мечту»;

Обсуждение
процесса изготовления товара (посуды, бумаги, книг и т.п.);

Чтение
сказки Т.С.Аксакова «Аленький цветочек и обсуждение прочитанного.

Ценность
и украшение товара – его качество.

Рассказ
педагога о том, что товары бывают разного качества (демонстрация посуды
разного качества);

Беседа с
детьми о применении посуды разного качества в разных жизненных ситуациях;

Чтение
стихотворения К.И.Чуковского «Федорино горе» (почему же вся посуда сбежала от
Федоры?)

В гостях
у сказки.

Чтение
истории 16 «Как Миша задумал ярмарку устроить» из книги Т.Поповой «Экономика
для малышей, или как  Миша стал бизнесменом»;

Обсуждение
сказки и выполнение практических заданий по теме

Менеджер
– интересная профессия.

Рассказ
воспитателя о профессии «менеджер», беседа с детьми, ответы на вопросы детей;

Сюжетно-дидактическая
игра «Хлебозавод»;

Вспоминаем
поговорки и пословицы о труде

Игровое
занятие.

Игра
«Где пригодится» (соединить линиями кушанья и растения, из которых они
готовятся), «Кто что производит» (соединить стрелочкой, кто что производит),
«Кому что нужно» (разложить карточки в соответствии с профессией человека)

Сколько
заработал – столько купил.

Художественная
деятельность: рисование, аппликация на тему «Гжель», «Жестово», «Дымковская
игрушка»;

Путешествие
в импровизированный магазин детских товаров за покупками (купля-продажа
товара собственного приготовления)

Игровое
занятие.

Игра
«Хочу и надо» (определить к какому понятию «хочу» или «надо» относится
изображенный на картоне предмет и приклеить картинку на соответствующее пано

Что
такое реклама?

Рассматривание
рекламных газет, их ярких иллюстраций;

Чтение
рекламных текстов. Рассказ воспитателя об особенностях содержания этих
текстов (положительная оценка достоинств товара, призыв приобрести товар,
адрес, где можно купить);

Чтение
отрывка из книги Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены» о рекламе;

Чтение
русской народной сказки «Лиса и козел», обсуждение сказки, ответы детей на
вопросы воспитателя, выделение социально-нравственных качеств – хитрость,
доверчивость.

Кто
делает рекламу?

Рассказ
педагога, показ разных средств изготовления рекламы;

Чтение и
инсценирование  сказки С.Михалкова «Как старик корову продавал»;

Рассматривание
детьми рекламных листков и буклетов.

Реклама
в сказках.

Чтение
истории «Как сорока Мишин товар хвалила» из книги Т.Поповой «Экономика для
малышей, или как Миша стал  бизнесменом»;

Чтение
сказок братьев Гримм «Три счастливица» и Г.Х.Андерсена «Новое платье короля»
и обсуждение прочитанного.

Если бы
у меня было собственное дело.

Беседа с
детьми «Что такое собственное дело?» (хозяин, руководитель фирмы, директор
предприятия);

Придумываем
рекламу своего предприятия;

Чтение
стихотворения  Э.Успенского «Реклама», А.Беспаловой «Реклама»

Новогодние
каникулы

Что
такое деньги.

Рассказ
педагога о том, как появились деньги, что такое деньги, о заменителях денег;

Чтение
сказки «Бобовое зернышко» (понятие «обмен товарами»);

Показ
сказки «Выгодное дело» Бр. Гримм;

Деньги
счет любят.

Чтение
истории 8 «Как Миша понял, что такое деньги счет любят» из книги «Экономика
для малышей, или как Миша стал бизнесменом»;

Выполнение
детьми практических заданий по теме

Как
правильно распоряжаться деньгами.

Чтение
истории 9 «Как Миша учился деньги делить» из книги Экономика для малышей, или
как Миша стал бизнесменом», беседа по сказке, ответы детей на вопросы
педагога;

Выполнение
детьми практических заданий по теме

Игровые
занятия.

Игровое
занятие «Где? Что? По чем?»

Комплексное
занятие «По одежке – протягивай ножки»

Бюджет
семьи.

Чтение и
обсуждение детской литературы: И.Токмаковой «Купите лук», К.Ушинский
«Лекарство», И.Туричик «Человек заболел»;

Беседы
«Зачем людям нужны деньги», «Семейный бюджет»;

Сюжетно-ролевые
игры «Семья», «Больница», «Театр», «Парикмахерская»

В гостях
у сказки.

Чтение
сказки К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха», далог с детьми о прочитанном, ответы
на вопросы;

Показ
спектакля «Муха-Цокотуха»

Подведение
итогов.

Игра-занятие
«Бюджет семьи, доход, расход»;

Уточнение
имеющихся у детей знаний о том, из чего складывается бюджет семьи;

Игра
«Семейный бюджет».

Что
такое экономика.

Игра-беседа
«Экономика и человек»;

Занятие
«Что такое экономика? 12 золотых правил экономики»;

Игры-занятия
«В гостях у семьи», «Путешествие в сказку», «Какие бывают расходы»

Бизнес и
капитал.

Показ
сказки «Как звери решили открыть свой бизнес»;

Чтение и
обсуждение сказок о купле-продаже и капитале: «Как барин овцу продавал»,
«Чудесная рубашка»

Игровые
занятия.

Игра-занятие
«Экономическая рыбалка»;

Экономическая
игра «КВН»

Игровые
занятия.

Подготовка
и показ детьми сказки»Репка» на новый лад (экономическая сказка)

Что
такое налоги и почему их надо платить.

Чтение
истории 13 «Почему Миша платит налоги» из книги «Экономика для малышей, или
как Миша стал бизнесменом»;

Беседа
по сказке, ответы детей на вопросы педагога;

Выполнение
практических занятий по теме

Бартер.

Чтение и
обсуждение сказок о бартере «Мена», «Лисичка со скалочкой», «Дудочка и
кувшинчик»;

Просмотр
мультфильма «Волшебное кольцо» и его обсуждение;

Игровая
ситуация «Бартер»;

Дидактическая
игра «Бартер»

Выгода и
убыток.

Показ
сказки «Про мышь зубастую, да про воробья богатого» В.И.Даль;

Игра-занятие
«Как торговали Барин и Свинья»;

Чтение и
обсуждение сказок о выгоде и убытке: «Новое платье короля» Г.Х.Андерсен,
«Продавец и лось» Ф.Хопер, «Как мужик гусей делил»

Игра-занятие:
Бюджет семьи, доход, расход

Уточнение
имеющихся у детей знаний о том, из чего складывается бюджет семьи

Благотворительная
деятельность. Меценаты.

Рассказ
воспитателя об известных русских меценатах, о спонсорах, которые в наше время
помогают бедным и нуждающимся, диалог с детьми по рассказанному, ответы на
вопросы;

Благотворительность
приносит не только добро, но и выгоду.

Чтение
истории 15 «Праздник в Машином магазине» из книги «Экономика для малышей, или
как Миша стал бизнесменом»; беседа с детьми по сказке, ответы детей на
вопросы педагога

Благотворительность.
Практические занятия.

Выполнение
задания по теме «Богатые и бедные. Благотворительность»

Итоговое
занятие.

Подведение
итогов, уточнение знаний детей, полученных при прохождении курса программы
«Путешествие в страну Экономику»

Список литературы

1. Программа «От
рождения до школы» — под. ред. Н. Г. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.
2. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО.
Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева –
Калининград: КОИРО, 2017.

3.
Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой
грамотности.  Примерная парциальная образовательная программа дошкольного
образования для детей 5–7 лет

4.
Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное
образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под
ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО,
2005. 28 с.

5.
Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104 с.

6.
Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016.
336 с.

7.
Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8.
С. 349–351.

8.
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в
старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995. № 9.

9.
Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в
условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире:
материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое
издательство, 2015. С. 39–41.

10.
Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации.
Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.

11.
Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.

12. Шатова А.Д.
Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России,
2005. 256 с.

Тема «В труде красота человека».

Цель:
формирование  представления  о  значении  труда в жизни человека.

1.Образовательная: раскрыть понятие труда,
на примерах из литературы изучить отношение и значение труда для человека.

2.Развивающая: совершенствовать умение
работать  с текстом, формирование читательской грамотности,  развитие
монологической речи, умения делать сообщения, высказывать свое мнение, делать
выводы.

3.Воспитательная: формировать уважительное
отношение к труду,  трудолюбие как важная черта характера человека.

Тип урока
изучение нового материала.

Материально-техническое обеспечение:
компьютер, проектор,  презентация, раздаточный вариант, учебник Виноградов Н.Ф 
«Основы духовно-нравственной культуры народов
России».- Москва,2016.

Методы:
проблемный вопрос, эвристическая беседа, рефлексивная мишень,
частично-поисковый, рассказ по опорным словам,  здоровьесберегающий.

Виды деятельности:
индивидуальная, фронтальная.

План урока.

1.Что такое труд.

2.Что человеку дает труд.

3. Трудолюбие, важное качество человека.

Предметные: узнать, что такое труд, уметь
объяснять понятие, значение труда в жизни человека, с опорой на личный опыт
приводить примеры из жизни.

Метапредметные:
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события,
изложенные в текстах разных видов и жанров,

Личностные:
понимание роли  труда в жизни человека, принятие норм нравственного поведения
стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических
потребностей.

Ход урока.

Этап

Деятельность
учителя

Деятельность
ученика

Универсальные
учебные действия

1.Организационный

момент.
1минута

Приветствие
класса, отметка отсутствующих.

Приветствие 
учителя.

Личностные,
регулятивные

2.
Мотивационный.

3 минуты

1.Прочитайте
сказку К.Ушинского «Два плуга»

Задание:
Определите  тему   сказки?

Какая
житейская мудрость в ней содержаться?

2.
Предположите, о чем пойдет речь на нашем занятии

1.Читают
в учебнике стр.40.

Ответ: 
сказка о труде,

Мудрость,
что без труда жизнь бессмысленна.

2.Ответ:
о труде

Познавательные,

регулятивные

3.Актуализация
опорных знаний.

3
минуты.

1.Назовите
свои ассоциации  (представления) со словом труд.

Звездочка
ученику  за самую оригинальную ассоциацию.

2. Из
предложенных вариантов  (слайд презентации) выбрать самые точные для
понимания труд?

1.Примерный
ответ:  работа, занятие, умение, дело зарплата, труженик, ответственность,
профессия, деятельность

2. Труд-
умение, деятельность, профессия.

Познавательные,

коммуникативные

4.Изучение
нового материала.

20 минут

1.Запишите
со слайда определение, что такое труд

2.Работа
с текстом учебника.

Найдите
в тексте ответы на вопросы:

1.Что
труд дает человеку?

2.Как
относятся к тому, кто не умеет трудиться?

3.Читаем
сказку «Звездочка Зухра».

1.Какая
тема и главная мысль сказки?

2.Слово
учителя : посмотрите на слайд действительно существует созвездие Коромысло,
пояса Ориона.

Сказка
может содержать  не только вымысел, но и события, факты реальной жизни.

3.Вспомните
название сказок, где трудолюбивые герои получают награду?

Звездочка
ученику,  назвавшему больше сказок.

4. Слово
учителя,  мы вспомнили с вами трудолюбивых героев разных сказок, но наши
предки любили былины.

Вспомните
былины, которые вы читали на уроках литературы?  Что делали богатыри?

5. Слово
учителя: Земледельческий труд на Руси считался настоящим подвигом, послушаем
сообщение о богатыре-пахаре Микуле-Селяниновиче.

Вопросы:

1.Что
значит селянинович?

2.Какими
качествами обладал этот герой?

1.Записывают:

Труд-
деятельность человека, в ходе которой он создает предметы необходимые для
жизни.

2.
стр.36 работают с текстом:

1.Труд
возвышает и воспитывает человека, через труд человек улучшает жизнь свою и
близких.

2.Вызывает
жалость и осуждение, зависит от других людей.

3.Читаю
сказку

1.Тема-
о трудолюбивой девочке Зухре, которая стала звездочкой.

2.Мысль-
Зухру наградили за труд, ее добрая душа вознеслась на небо. Все плохое
прошло.

3.
Ответ: Золушка, Крошечка-Хаврошечка,

Двенадцать
месяцев, Морозко, Три поросенка, Госпожа метелица, Конек-Горбунок.

4. Ответ: былины про богатырей Илью Муромца,
Добрыню Никитича, Алешу Поповича.

Богатыри защищали русскую землю.

5.Индивидуальное задание, выступление ученика с
сообщением

«Микула-Селянинович»

1.Значит сеятель, пахарь

2.Трудолюбие, терпение, храбрость, сила духа.

Познавательные,

коммуникативные,
личностные, общеучебные.

Физкультминутка.

1
минута.

Гимнастика
для глаз

Делают

Первичное
закрепление материала.

3
минуты.

Слово
учителя: о труде много говориться в сказках, пословицах, былинах, в Библии
много причт (поучительных историй) связанных с трудом, посмотрите на слайд,
здесь фраза из притчи:

«Кто
возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает
праздным, то насытиться нищетою».

Вопрос:
объясните смысл фразы?

Ответ:
труд  дает  человеку, возможность  зарабатывать, обеспечивать себя, а
безделье приведет к нищете.

Познавательные,

регулятивные,
коммуникативные,

общеучебные.

Повторение.

7 минут.

Слово
учителя: на рабочих листах представлены пословицы о труде, соедините начало и
конец пословицы.

Напишите
небольшой текст, используя о труде используя все слова:  Библия,  труд,
ценился, человек, трудолюбие,  сказки, былины.

Работают
с листами, устанавливают соответствие.

Примерный
текст:  Труд всегда ценился, о трудолюбивом человеке, много историй в Библии,
написаны сказки и былины.

Регулятивные,
общеучебные.

Рефлексия

1 минута

Сдаем
рабочие листы.

На них
выделить  сектор мишени: активно
участвовал, было интересно, было понятно, узнал новое

Ученики,
получившие звезды

это дополнительный
балл к оценке.

Отмечают
на листах сектор, сдают рабочие листы.

Оценочные,
личностные

Итоги
урока.

1 минута

Выставление
оценок

Инструктаж
домашнего задания, составить дома кроссворд на тему Труд. Индивидуальные
сообщения.

Записывают
домашнее задание

Регулятивные

Приложение.

1.Установите соответствие, начало и конец
пословицы.

2.Напишите
небольшой текст на тему «В труде красота человека», используя о труде используя
все слова:  Библия,  труд, ценился, человек, трудолюбие,  сказки, былины.

  • Список советских мультиков и сказок
  • Список современной литературы для итогового сочинения
  • Список сказок чуковского для детей
  • Список сказок народов мира для 3 класса
  • Список сказок про бабу ягу