Список русских народных сказок о животных

Для детей сказка - это удивительная, но вымышленная история о волшебных предметах, чудовищах и героях. однако если посмотреть глубже, то

Для детей сказка — это удивительная, но вымышленная история о волшебных предметах, чудовищах и героях. Однако если посмотреть глубже, то становится понятно, что сказка — это уникальная энциклопедия, отражающая быт и нравственные устои любого народа.

народные сказки о животных

За несколько сотен лет люди придумали огромное количество сказок. Наши предки передавали их из уст в уста. Они изменялись, исчезали и возвращались снова. Причем героями сказок могут быть абсолютно разные персонажи. Чаще всего герои русских народных сказок — животные, а в европейской литературе главными героями чаще являются принцессы и дети.

Сказка и ее значение для народа

Сказка — это повествовательная история о вымышленных, не происходивших в действительности событиях с участием вымышленных героев и волшебных персонажей. Сказки, сочиненные народом и являющиеся творением фольклорных традиций, существуют в каждой стране. Жителям России ближе русские народные сказки о животных, царях и Иване-дураке, жителям Англии — о лепреконах, гномах, котах и т.д.

Сказки обладают мощнейшей воспитательной силой. Ребенок с пеленок слушает сказки, ассоциирует себя с персонажами, ставит себя на их место. Благодаря этому у него вырабатывается определенная модель поведения. Народные сказки о животных учат бережному отношению к братьям нашим меньшим.

русские народные сказки про животных

Стоит также отметить, что русские сказки бытового характера включают в себя такие слова, как «барин», «мужик». Это пробуждает в ребенке любопытство. С помощью сказок можно заинтересовать ребенка историей.

Все, что вкладывается в ребенка в детстве, остается с ним навсегда. Правильно воспитанный на сказках малыш вырастет порядочным и отзывчивым человеком.

Композиция

Большинство сказок написаны по одной системе. Она представляет собой следующую схему:

1) Зачин. Здесь описывается место, где будут происходить события. Если это народные сказки о животных, то в зачине описание начнется с леса. Здесь же читатель или слушатель знакомится с основными героями.

2) Завязка. На этой стадии сказки происходит главная интрига, которая превращается в начало сюжета. Допустим, у героя возникает проблема и он должен ее решить.

3) Кульминация. Ее еще называют вершиной сказки. Чаще всего это середина произведения. Обстановка накаляется, происходят самые ответственные действия.

4) Развязка. На этом моменте главный герой решает свою проблему. Все персонажи живут долго и счастливо (как правило, народные сказки имеют хорошую, добрую концовку).

герои русских народных сказок животные

По этой схеме строится большинство сказок. Ее же можно найти в авторских произведениях, только со значительными дополнениями.

Русские народные сказки

Они представляют собой огромный блок фольклорных произведений. Русские сказки разнообразны. Их сюжеты, действия и герои отчасти похожи, но, тем не менее, каждая по-своему уникальна. Попадаются порой одни и те же народные сказки о животных, названия их при этом разные.

Все русские народные сказки можно классифицировать следующим образом:

1) Народные сказки о животных, растениях и неживой природе («Терем-теремок», «Курочка-ряба» и т. п.)

2) Волшебные («Скатерть-самобранка», «Летучий корабль»).

3) Небылицы («Быль-небылица», «Ехал Ваня на коне…»)

4) Докучные сказки («Про белого бычка», «У попа была собака»).

5) Бытовые («Барин и собака», «Добрый поп», «Хорошо да худо», «Горшок»).

Классификаций существует довольно много, мы же рассмотрели предложенную В. Я. Проппом, одним из выдающихся исследователей русской сказки.

Образы животных

Каждый человек, выросший в России, может перечислить основных животных, которые являются персонажами русских сказок. Медведь, волк, лисица, заяц — это герои русских сказок. Животные живут в лесу. У каждого из них есть свой образ, в литературоведении именуемый аллегорией. Например, волк, которого мы встречаем в русских сказках, всегда голоден и зол. Это всегда отрицательный герой. Из-за своей злости или жадности он часто попадает впросак.

народные сказки о животных

Медведь — это хозяин леса, царь. Его в сказках обычно изображают справедливым и мудрым правителем.

Лисица — это аллегория хитрости. Если в сказке присутствует это животное, то кому-то из других героев точно быть обманутым. Заяц — это образ трусости. Он, как правило, является вечной жертвой лисы и волка, намеревающихся его съесть.

Итак, именно таких героев нам представляют русские народные сказки про животных. Посмотрим, каким образом они себя ведут.

Примеры

Рассмотрим некоторые народные сказки о животных. Список огромен, постараемся проанализировать лишь некоторые. Для примера возьмем сказку «Лиса и Журавль». Она повествует о Лисе, которая звала Журавля к себе на обед. Приготовила она каши, размазала по тарелке. А Журавлю кушать неудобно, поэтому каши ему не досталось. Такова была хитрость экономной Лисы. Журавль пригласил Лису на обед, наварил окрошки и предложил покушать из кувшина с высоким горлом. Но Лиса так и не добралась до окрошки. Мораль сказки: как аукнется, так, к сожалению, и откликнется.

Интересна сказка про Котофея Ивановича. Один мужик привез кота в лес и оставил там. Его нашла лиса и вышла за него замуж. Стала она всем зверям рассказывать, какой он сильный и злющий. Волк и медведь решили придти на него посмотреть. Лиса предупредила, что лучше им спрятаться. Залезли они на дерево, а под ним положили мясо быка. Пришли кот с лисой, кот набросился на мясо, стал приговаривать: «Мяу, мяу…». А волку и медведю кажется: «Мало! Мало!». Подивились они, захотели поближе посмотреть на Котофея Ивановича. Шелохнулись листья, а кот подумал, что это мышь, и вцепился им в морды когтями. Волк с лисой убежали.

народные сказки о животных названия

Таковы русские народные сказки про животных. Как видно, лиса всех обводит вокруг пальца.

Животные в английских сказках

Положительными героями в английских сказках выступают курочка и петух, кошка и кот, медведь. Лиса и волк всегда являются отрицательными персонажами. Примечательно, что, по исследованиям филологов, кот в английских сказках никогда не бывал отрицательным персонажем.

народные сказки о животных список

Как и русские, английские народные сказки о животных делят персонажей на добрых и злых. Добро всегда побеждает зло. Также произведения имеют дидактическое назначение, т. е. в конце всегда есть нравственные выводы для читателей.

Примеры английских сказок про животных

Интересно произведение «Кошачий король». Оно повествует о двух братьях, живших в лесу с собакой и черным котом. Один брат однажды задержался на охоте. По возвращению он начал рассказывать чудеса. Говорит, что видел похороны. Множество котов несли гробик с изображенной короной и скипетром. Вдруг черный кот, лежащий у ног, поднял голову и вскрикнул: «Старый Питер умер! Я — кошачий король!». После этого прыгнул в камин. Больше его никто не видел.

В пример приведем комичную сказку «Вилли и поросенок». Один хозяин доверил своему глуповатому слуге отнести поросенка его другу. Однако друзья Вилли уговорили его зайти в трактир, и пока он выпивал, они в шутку подменили поросенка на собаку. Вилли подумал, что это шутка дьявола.

английские народные сказки о животных

Животные в других жанрах литературы (басни)

Стоит отметить, что русская литература включает не только русские народные сказки про животных. Она также богата баснями. Животные в этих произведениях обладают такими качествами людей, как трусость, доброта, глупость, зависть. Особенно животных в качестве персонажей любил использовать И. А. Крылов. Его басни «Ворона и лисица», «Мартышка и очки» известны всем.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование животных в сказках и баснях придает литературе особенный шарм и стиль. Причем в английской и русской литературе героями являются одни и те же животные. Только их истории и характеристики совершенно различны.

Сказки
о животных

Волшебные
сказки

Социально-бытовые
сказки

Тематика
и проблематика

Сказки о
животных вводят человека в круг первых жизненно важных представлений,
объясняют сущность многих явлений, знакомят с характерами и взаимоотношениями
людей.

Исходя
из этого, изучение сказок о животных является существенным элементом познания
генезиса человеческого общества, представлений человека об окружающем мире и
о нем самом.

Некоторая
жесткость, и, даже жестокость, может быть оправдана целью, преследуемой
создателями сказки: наставление, назидание подрастающего поколения. И чем
конкретнее выражено наставление в данном случае, тем сильнее воспитательное
воздействие.

Социально-бытовые
сказки отличаются острой идейной направленностью. Это сказывается, прежде
всего, в том, что сюжеты имеют в основе две важных общественных темы:
социальную несправедливость и социальное наказание. Первая тема реализуется в
сюжетах, где барин, купец или поп обирают и угнетают крестьянина, унижают его
личность. В сказках речь идет о барщине, о бедности крестьян. Вторая тема
реализуется в сюжетах, где умный и сообразительный мужик находит средство
наказать своих угнетателей за вековое бесправие, выставляет их в смешном виде.

Главные
герои

В
сказках часто фигурируют представители дикой фауны. Это обитатели лесов,
полей, степей: лиса, медведь, волк, дикий кабан, заяц, еж, лягушка, мышь.
Разнообразно представлены птицы: ворон, воробей, цапля, журавль, дятел, сова.
Встречаются насекомые: муха, комар, пчела, муравей, паук. По мере
исторического развития стали возникать сказки и о прирученных домашних
животных и птицах. Славян повседневно окружали и сделались персонажами их
сказок вол, лошадь, баран, собака, кот, петух, утка, гусь. В сказки вошел и
сам человек как равноправный участник событий.

Герой
волшебной сказки нередко приобретает чудесных помощников (волка, коня, змею,
собаку, добывает себе или королю невесту, причём обычно должен узнать её
среди многих других девушек, как в чешской сказке «Златовласка».

Иван-дурак

Богатырь

Чудо-невеста

Баба Яга

Кощей

Змей
Горыныч

Силы
природы

Жар-птица

Благодарные
животные

Герой
бытовой сказки — это не богатырь, а обычный человек, например, солдат,
крестьянин или кузнец. Он не совершает ратных подвигов и не имеет волшебных
дарований, однако преодолевает все трудности с помощью своей смекалки и
ловкости. Также нередко в качестве основного мотива выступает любовная тема —
венчание, свадьба или жизнь после замужества.

Особенности
композиции

Сказки о
животных строятся на элементарных действиях, лежащих в основе повествования,
представляющих собой более или менее ожидаемый или неожидаемый конец,
известным образом подготовленный. Эти простейшие действия представляют собой
явления психологического порядка. Композиция русских сказок о животных также
отличается простотой и прозрачностью. Нередко они являются одноэпизодными
(«Лиса и журавль», «Журавль и цапля» и др.). В этом случае для них характерна
гиперболизация основных свойств и черт персонажа, определяющая необычность,
фантастичность их поступков. Однако гораздо чаще встречаются сказки с
сюжетами, основанными на последовательном сцеплении однотемных сюжетных
звеньев-мотивов. События в них связываются аналогичными по характеру
действиями сквозных персонажей: так, в сказке «Лиса и волк» существует три
сюжетных мотива — «Лиса крадет рыбу из саней», «Волк у проруби», «Битый
небитого везет». Многоэпизодность, как правило, не осложняет композиции,
поскольку речь обычно идет об однотипных действиях персонажей, совершаемых в
разных сюжетных ситуациях.

Прежде
всего, в волшебных сказках своеобразно соединяется реальное и фантастическое.
Начало сказок, как правило, не содержит в себе ничего необычного.

Действие
волшебных сказок происходит в неопределённом месте и в неопределённое время:
давным-давно или когда-то, в неведомом царстве, в тридесятом государстве.
Героям приходится спускаться в подземное и подводное царства, проходить через
медное, серебряное и золотое царства.

Для
волшебных сказок характерна сюжетность с развитой цепью приключений, острой
конфликтностью невероятными происшествиями. Для них свойственны определённого
рода сюжетные мотивы: неожиданные встречи с чудовищами и колдунами.

Композиция
волшебных сказок значительно сложнее, нежели композиция сказок о животных и
социально-бытовых. Их сюжеты строятся на цепи приключений, преодолении героем
препятствий, решении трудных задач, сражении с чудовищами, в чём ему помогают
чудесные помощники — змейка, рыбка, волк, конь. Есть у героя и волшебная палка,
избивающая по его просьбе врагов, шапка-неведимка, скрывающая его в опасный
момент. Когда он убегает от преследователей, то бросает гребешок — и позади
него вырастает лес, бросает полотенце — и за ним появляется река. Помогает
героям и живая вода, которая воскрешает героя или его невесту.

Для
развития действия в волшебных сказках характерна троичность эпизодов: три
раза бьётся герой с трёхглавым змеем; три раза бьётся герой с трёхглавым
змеем; три раза сторожат братья сад от Жар-птицы.

В центре
сюжета, как правило, один эпизод, действие развивается быстро, без
замедлений. Развит комизм. Распространены диалоги, изложение от лица
условного рассказчика выполняет пояснительную роль. Темой бытовых сказок
может быть социальная несправедливость, либо высмеивание пороков. Бытовые
сказки отличаются острой идейной направленностью.

Популярен
сюжет о том, как мужик одурачил барина. Барин в таких сказках показан как
глупый, не знающий жизни человек, жадный, жестокий. Мужик умнее его, честнее.
Существует другой вариант сюжета – барин попадает в другую жизненную среду,
например, сказка о том, как барыня во сне переносится в избу сапожника, и
получает хороший урок.

Сказочные
формулы, постоянные места

Началу
сказок свойственна конструкция «жили-были старик и старуха» (разные
варианты). Соответственно этому в сказках о животных находим: «жили-были кум
с кумой — волк с лисой», «жили-были волк да лисичка», «жили-были лиса да
заяц». Сюжет некоторых из них имеет небольшую экспозицию. Так, например,
сказка «Волк и коза» начинается такой экспозицией: «Жила-была коза, сделала
себе в лесу избушку и нарожала деток. Часто уходила коза в бор искать корму;
как только уйдет, козлятки запрут за нею избушку, а сами никуда не выходят.
Воротится коза, постучится в дверь и запоет: «Козлятушки, детушки!
Отопритеся, отворитеся!..» И козлятки отпирают дверь». Приведенная экспозиция
характеризует обстановку, предшествующую развитию действия, дает некоторую
мотивировку определенному сюжету. Однако уже в ней содержится сказочность,
она рисует весьма удивительную картину: коза и ее детки обладают
человеческими качествами. Большинство же сказок о животных не имеют никакой
экспозиции, а сразу начинаются с завязки. Например, сказка «Звери в яме»
начинается такой завязкой: «Шла свинья в Питер богу молиться. Попадается ей
волк навстречу: «Свинья, свинья, куда идешь?» — «В Питер, богу молиться». —
«Возьми и меня». — «Пойдем, куманек!». Главное назначение приведенных зачинов
— удивить слушателя необычной ситуацией, приковать его внимание к
невероятному и необычному.

«Баба
яга, костяная нога»

«Это
присказка, сказка будет впереди!»

«Стань
передо мной, как лист перед травой!»

«На тех
пирах я бывал, мёд-пиво пивал, сколько ни пил — только усы обмочил»

«Чую,
русским духом пахнет!»

«Повернись,
избушка, к лесу задом, ко мне передом!» «Избушка, избушка: встань к лесу
задом, ко мне передом!»

«Скоро
сказка сказывается, да не скоро дело делается»

«За
тридевять земель, в тридесятом государстве»

«Сказка
не вся, а наставить нельзя, а если бы рюмочку винца — рассказала бы до
конца!»

«Жили-были…»

«Жил
старик со старухой»

Языковые
особенности

Повторяющиеся
эпизоды, диалоги часто рифмованы и ритмизированы, сопровождаются песенками
(например, песенки Колобка). Коза, а затем и Волк в сказке «Волк и козлята»
разными голосами распевают:

Козлятушки,
ребятушки!

Отопритеся,
отворитеся.

Язык
волшебной сказки приближен к разговорной речи, в ней используются, как и во
всех фольклорных произведениях, постоянные эпитеты (море синее, лес
дремучий), тавтологические сочетания (диво-дивное, чудо-чудное), сросшиеся
синонимы (путь-дороженька, грусть-тоска). Текст сказки насыщен пословицами,
поговорками, загадками.

Много
иронии и юмора.

Идея
и воспитательная ценность

В
сказках о животных все черты, характерные для людей, их реакция и
определенные поступки представлены на примере животных. Они выступают как
основные символы человеческого характера, его пороков, недостатков, глупости
и жадности. Они так же показывают примеры доброты и заботы, которые в раннем
возрасте должны быть восприняты детьми как эталоны поведения в зрелом
возрасте.

Именно к
волшебной сказке чаще всего обращаются те, кто ищет в обычных детских сказках
следы древних знаний, бережно хранимых и передаваемых из уст в уста нашими
далекими предками. Даже в сказках которых дошли до нас от предков, несложно
найти простые общечеловеческие ценности – что добрым быть лучше, чем злым,
щедрым – чем жадным, трудолюбивым – чем ленивым. Что зло и обман в конце
концов бывают наказаны, а доброта, отвага и честность – вознаграждены. Может
быть, многие из этих ценностей кто-то сочтет устаревшими для нашего мира. Но
как же сложно и грустно жить в мире обмана и зла. И тут сказки дают нам
путеводную нить, лучик света, ведущий к надежде, что это – не навсегда, время
трудностей пройдет, зло будет наказано.

Бытовые
сказки рассказывались и рассказываются детям для того, чтобы указать им
правильное направление в жизни, научить их делать верный выбор. Ведь что
такое бытовая сказка, если не поучение и наставление будущим поколениям? Она
учит нас самому доброму и хорошему, ведь добро всегда побеждает зло, люди,
готовые помочь, не пропадают в беде, а наши богатыри всегда готовы защитить
свою родину. Бытовые сказки обычно несут в себе идею о том, что надо быть
трудолюбивым и умелым. Таким людям удается все. А неумелых и ленивых в этих
сказках обычно высмеивают, и они остаются ни с чем. Так, в бытовых сказках с
негативом относятся к господам и попам. Они обычно представляются жадными и
ленивыми, а эти качества всегда неприятны людям. Более того, можно говорить о
том, что в бытовых сказках ярко заметно социальное неравенство героев. Причем
у людей низших сословий гораздо больше благородства и доброты, чем у более
богатых. Роль бытовой сказки в том, чтобы обличать ложь и показывать именно
социальные трудности и проблемы, существующие в обществе.

Примеры
произведений

Как лиса шила волку шубу

Лиса и тетерев

Лиса и журавль

Кочет и курица

Кот, петух и лиса

Кот и лиса

Лиса и рак

Звери в яме

За лапоток – курочку, за курочку – гусочку

Лиса заяц и петух

Волк и коза

Волк – дурень

Лисичка-Сестричка и волк.

Мужик, медведь и лиса

Лиса – исповедница

Лиса – повитуха

Кот и лиса

Мышь и воробей

Напуганные волки

Козлятки и волк

О Ваське – Муське

Рукавичка

Петух и бобок

Петух и курица

Петушок

Коза

Коза Тарата

Напуганные медведь и волки

Старик и волк

Волк-дурень

Посулёно

Журавль и цапля

Бык, баран, гусь, петух и волк

Про старушку и бычка

Теремок

Теремок (2-ой вариант)

Лисица-девица и Котофей Иванович

Лиса и кувшин

Ворона

Сказка о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове

Козьма Скоробогатый

Арысь-поле
Безногий и безрукий богатыри
Береза и три сокола
Белая уточка
Ванюшка и царевна
Вещий сон
Волшебное кольцо
Горе
Жар-птица и Василиса-царевна
Заколдованная королевна
Звериное молоко
Золотой башмачок
Иван-царевич и белый полянин
Клад
Колобок
Конь, скатерть и рожок
Лихо одноглазое
Мудрая дева
Мудрая девица и семь разбойников
Мудрые ответы
Несмеяна-царевна
Ночные пляски
Окаменелое царство
Перышко Финиста ясна сокола
Петух и жерновцы
По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре
Притворная болезнь
Птичий язык
Разбойники
Сестрица Аленушка, братец Иванушка
Сивко-Бурко
Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке
Хитрая наука
Хрустальная гора
Царь-девица
Царевна-лягушка
Царевна-змея
Царевна, разрешающая загадки
Чудесные лапоточки
Леший
Лутонюшка
Кикимора
Сказка о медведе костоломе и об Иване, купецком сыне
Сказание о храбром витязе Укроме-Табунщике
Крошечка-Хаврошечка
Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо
Золотой петушок
Мальчик-с-пальчик
Маша и медведь
Про Иванушку-дурачка
Снегурушка и лиса
Пузырь, соломинка и лапоть
Баба-Яга и жихарь
Гуси-лебеди
Иван крестьянский сын и мужичок сам с пёрст, усы на
семь вёрст

Медведко, Усыня, Горыня и Дугиня богатыри
Семь Симеонов
Шабарша
Солдат избавляет царевну
Кощей Бессмертный
Марья Моревна
Емеля-дурак
Чудесный ящик
Царь-медведь
Чудесная рубашка
Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что
Мудрая жена

Ямщик и купец

Щука с хреном

Шесть братьев — все Агафоны

Шемякин суд

Шел солдат домой

Что на базар везешь?

Что дальше слышно

Чистота, благодать и красота

Чего на свете не бывает

Царь, старик и бояре

Царь Иван и лапотник

Худая жена

Хорошо, да худо

Хлыст и Подлыгало

Фомка — шут

Фома и Ерема

Фома Беренников

Федул и Меланья

Умный работник

Удалой батрак

У одной бабы был муж глухой

У мужика в сенях висел кусок сала

Три калача и одна баранка

Топанье и ляганье

Тини-тини, потягивай…

Суд

Стоит река — вся из молока, берега — из
киселя

Старухина молитва

Сосватанные дети

Солдатская школа

Солдатская шинель

Солдатская загадка

Солдат-сказочник

ОТРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В
РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ О ЖИВОТНЫХ (НА ФОНЕ КИТАЙСКИХ СТЕРЕОТИПОВ)

Народная сказка – один из самых популярных
и любимых жанров русского фольклора, причем действующим лицом стал здесь не
только человек, но и все живое. Изображая реалии, народная сказка придает им
человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует их специфические
особенности, отражая «образ мысли» в самом широком понимании.

Известнейшим ценителем и собирателем
русских народных сказок был А.Н. Афанасьев. В 1857–1862 годы им
подготовлены сборники русских народных сказок. Уже в 1884 году вышел
сборник другого собирателя, Д.Н. Содовникова, «Сказки и предания
Самарского края». В этих сборниках можно познакомиться со сказками различных
жанров, в том числе со сказками о животных.

Сказки о животных очень популярны и любимы
в России. Скорее всего, причина кроется не только в традиционной любви к
братьям нашим меньшим, но и в возможности опосредованно указать на проблемы в
обществе и наметить пути для их решения. При этом сами образы животных и
качества, которые традиционно за ними закреплены, сложились в рамках
поэтической традиции и могут быть рассмотрены как стереотипные. Вслед за
В.В. Красных мы придерживаемся мнения, что стереотип – это «некоторый
образ-представление, это ментальная «картинка», некое устойчивое,
минимизировано-инвариантное, обусловленное национально-культурной спецификой
представление о предмете или о ситуации» [4, с. 178].

Обратимся к рассмотрению стереотипных
представлений, нашедших свое отражение в этих сказках. Мы должны чётко очертить
круг рассматриваемых вопросов. Во-первых, укажем на то, что объектом
исследования стали номинации животных и их действия. Во-вторых, мы постарались,
по возможности, выделить и рассмотреть общеизвестные стереотипы, оставив на
периферии субъективное восприятие читающего текст. В-третьих, обозначим
принципы и основные доминанты, которые можно выявить при сопоставлении
фольклорных традиций двух стран – России и Китая.

Итак, согласно концепции В.И. Курашова,
народная сказка является отражением ментальности конкретного народа и вбирает в
себя все характерные для него особенности [5, с. 6]. В этом
смысле комический эффект, например, становится ярким проявлением данного
отражения, так как строится на определённой модели мира и оперирует языковыми и
культурными стереотипами, присущими конкретной нации и недоступными
представителям других культур [9, с. 51–53].

В этом столкновении мировоззрений, которое
происходит при чтении народной сказки представителем иной культуры, отчасти
кроется одна из причин культурного шока, который испытывают иностранцы,
сталкиваясь с незнакомой традицией, которая, в частности, касается и
литературных источников, каким, без сомнения, является сказка.

Совсем не редки случаи, когда носитель
языка и иностранец по-разному реагируют на прочитанное в сказке или басне.
Учитывая морально-этическую нагрузку этих жанров и особенности их построения,
становится понятно, что непонимание самих принципов их функционирования ведёт к
отсутствию должного отклика у иностранцев. Понятие комического эффекта и его
природа у разных учёных описывается по-своему. Объединив основные понятия,
приходим к выводу о том, что авторские окказионализмы и неологизмы, игра прямым
и переносным значением, оригинальное называние вещей и понятий и другие
лингвостилистические приёмы создают суть комического, помогают читателю быть
вовлечённым в суть происходящего [2; 3].

Стереотипное мышление при этом способно
как ускорять процесс декодирования текста носителем языка, так и существенно
усложнять его в случае с иностранцами. Рассмотрим, к примеру, традицию
номинации животных в русских народных сказках. С одной стороны, в русской
сказке существует традиция называть животных по отчеству (Котофей
Иванович [1, с. 51], Лизавета Ивановна [1, с. 51],
Михайло Иванович [1, с. 52]). Отчество, как видно по примерам,
чаще всего одно, что, вероятно, связано со стереотипным мышлением русских в
этом направлении. С другой стороны, существует традиция называния по какому-то
характерному признаку (Косолапый медведь [1, с. 47]). Некоторые
случаи вполне укладываются в представление китайцев о данном животном
(лиса-плутовка), другие же абсолютно не ясны по своей внутренней форме для
носителя китайской культуры (косой заяц [1, с. 46]), а потому
вызывают неожиданный комический эффект при переводе. Двойственность трактовки
не только не способствует правильному восприятию, но и, напротив, способна
ввести в заблуждение: заяц может бегать не прямо, а потому «косой» –
характеристика стиля его передвижения, или это указание на его проблемы со
зрением. Первое понятие характерно для китайской традиции, а второе –
чрезвычайно комично звучит в случае перевода. В китайской культуре заяц
ассоциируется с чем-то милым и трусливым, но никогда не связан с понятием «косой».
Поэтому характеристика глаз зайца как косящих, являясь чуждым образом для
китайского сознания, вызывает смех.

Стереотипность указанных имён
подтверждается их повторяемостью в разных вариантах сказки, что наглядно видно
в сборнике А.Н. Афанасьева. Следовательно, любой русский назовёт то или
иное животное в рамках фольклорного дискурса именно так, как мы читаем в этих
сказках. Механизм закрепления имени за героем сказки, как правило, опирается на
фонетическое сходство имени с названием животного. (Петя-петушок [1, с. 48]).
Ни у кого из русских не возникает сомнений в связи имени Михаил с медведем, так
как уменьшительно-ласкательные формы у них совпадают – мишка. То же
самое можем сказать и о Кузьме и козле, Пете и петушке.

Вместе с тем, существует ряд имён, которые
не могут быть с лёгкостью этимологизированы или же потеряли подобное значение с
течением времени. Например, Левон Иваныч [1, с. 52]. В этом
случае в разных вариантах сказки появляется вариативность в названиях, что, в
свою очередь, говорит об отсутствии какой-либо стереотипности при номинации.

Особая группа названий животных –
семейные, близкие отношения (Брат Мишка [1, с. 61],
Лисичка-сестричка [1, с. 11]). Лисичка-сестричка –
устойчивое в сознании русского человека понятие, которое, впрочем, никак не
может быть спроецировано и понято, например, китайцем, так как в китайской
традиции лиса ассоциируется с умным, хитрым и проворным животным, чей образ,
впрочем, не закреплён в конкретных текстовых источниках, но существует априори,
как данность в сознании нации. Что касается медведя – Батюшка-медведюшка, то,
вероятно, русские признают за медведем главную роль в лесу, а потому он
является «отцом», «батюшкой». При этом ласковое обращение не только соотносится
с таким обращением фонетически, но и выражает дополнительное ласковое
обращение. Говоря о закреплении образа лисицы в литературе, отмечаем работу Пу
Сунлин «Ляочжай чжи-и» («Повести о странном из кабинета Ляо»), где лисица –
оборотень. Ее образ – красивая девушка. Заметим, это не сказка, а
фантасмагория. Тем не менее, в процессе чтения русской сказки носителем
китайского языкового сознания происходит наложение одного понятия на другое,
что затрудняет восприятие текста иностранным учащимся.

Чтобы правильно декодировать текст,
иностранец должен пойти на слом своего стереотипа и сознательное восприятие
чуждого его культуре понятия. Это существенно замедляет процесс чтения (или
может привести к неверной интерпретации всего текста).

В следующую группу названий животных, которая
требует нашего внимания, отнесем названия, которым присущи экспрессивность и
субъективизм. В той или иной степени эти качества свойственны всем группам, но
здесь мы говорим об их эксплицитном выражении (пример: «Я – лисичка-сестричка,
пустите переночевать» [1, с. 12] / -Здравствуй, кумушка! –
Здравствуй, куманек! / «Как мне, батюшка-медведюшка, не плакать!
…» [1, с. 45] / Марсище-козлище [1, с. 57]).
Отождествление животного с человеком часто происходит не напрямую посредством
приписывания каких-либо человеческих навыков или даже профессии. Это особенно
интересно в плане соответствия китайской традиции.

Теперь перейдём к анализу действий,
совершаемых животными. Очевидно, что приписывание способности говорить или
заниматься домашним хозяйством – характерной бытовой деятельностью человека –
укладывается в рамки сказки. Вместе с тем сочетание несочетаемого – залог
успеха комического эффекта. (Лиса-повитуха [1, с. 21],
Лиса-исповедница [1, с. 27]). Параллели с китайской сказкой в
этом случае очевидны, так как принципы комического везде одинаковы.

В заключение укажем на существенные
несоответствия между русским и китайским понятийным полем, что ведёт к
отсутствию понимания русских сказок в общем и комического эффекта в них, в
частности, со стороны китайских студентов. В этой связи в группах с однородным
национальным составом студентов должна проводиться более серьёзная работа
непосредственно перед началом чтения сказки.

С точки зрения результатов подобной работы
и чтения как такового отметим чрезвычайную важность затронутой проблемы, так
как подобные явления знакомят иностранца с русскими стереотипами и их мышлением
в той или иной ситуации.

Список литературы:

1.     Афанасьев А.Н.
Народные русские сказки в трёх томах Т. 1. – М.: Наука, 1985. 511 с.

2.     Васильев Л.М.
Современная лингвистическая семантика. – М., 1990. 176 с.

3.     Виноградов В.В.
Проблемы русской стилистики. – М., 1981. 319 с.

4.     Красных В.В.
Этнопсихология и лингвокультурология: Курс лекций. – М.: ИТДГК «Гнозис», 2002.
284 c.

5.     Курашов В.И.
Философские смыслы и русская ментальность в русской волшебной сказке // Журнал
практического психолога. – 2000. – № 10–11.

6.     Пропп В.Я.
Проблемы комизма и смеха. – М., 1976. 321 с.

7.     Пропп В.Я.
Русская сказка. – Л.: Лениздат, 1984 – 263 с.

8.     Пропп В.Я.
Исторические корни волшебной сказки. – М.: Лабиринт, 2000. 336 с.

9.     Прохоров Ю.Е.
Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении
русскому языку иностранцев. – М., 1996. 216 с.

10. Шеллинг Ф.Й.
Сочинения в двух томах – М., 1989. 640 с.

Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение

«Яркополенский детский сад
«Солнышко»

Джанкойского района Республики
Крым

Индивидуальный план по самообразованию

воспитателя

Османовой Эльзары Эбильвейсовны

 «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста
посредством русских народных сказок»

Длительность 1 год (сентябрь 2020 г.- май 2021г.)

с. Яркое Поле, 2020г.

Паспорт индивидуального плана

Название  Воспитание нравственных
качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Тип   Педагогический

Вид Информационно-познавательный,
игровой.

Образовательные
области
  Социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие

Участники
проекта
    Педагоги, воспитанники, родители (законные представители)
воспитанников.

Сроки реализации      долгосрочный
сентябрь 2020г. — май 2021г.

Возрастная
группа
    

 «Сказки
– это зернышко, из которого

           
                        прорастает эмоциональная оценка   

                                       
                    ребенком жизненных явлений».

В.А. Сухомлинский.

«Сказки
– блестящее, лучшее в мире золото,

                                          
то золото, что блестит огоньками в

                        
                           детских глазах, звенит смехом из детских

                  
уст и уст родителей».

                                   
Г.Х. Андерсен.

Введение

Данный проект рассчитан для детей  дошкольного
возраста  и направлен на формирование у детей нравственных качеств посредством
приобщения к русским народным сказкам. Этот проект даёт возможность решать
проблемы духовно-нравственного воспитания. Проект необходим не только детям, но
и их родителям, так как поможет родителям воспитывать у детей такие качество
как: милосердие, великодушие, доброта, трудолюбие, справедливость и другие
моральные качества. Также привлечение к работе над проектом семей воспитанников
позволит улучшить социальное партнерство семьи и МДОУ.

      В проекте определены цели и
задачи, содержание, перспективный план работы с детьми дошкольного возраста,
прослеживается взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности. Ведь
сказки созданы многовековой мудростью народа. Наши предки создавали сказочные
предания, включая в них опыт жизни человечества. Сюжеты многообразны. Так
сказки о животных, о взаимоотношениях людей и животных передают ребёнку
жизненный опыт. Бытовые сказки показывают способы разрешения конфликтов,
формируют позицию здравого смысла и чувства юмора. Волшебные сказки служат
передачей жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека

Актуальность

Актуальность данного исследования видится в том, что современный
мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна
быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности
дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые
знания о «большом» мире посредством сказки.

 Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и
зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы,
выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и
явления, доступные пониманию ребенка, — все это делает сказку незаменимым
инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

   
   
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в
педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования
личности.

   
 Основой нравственности являются нравственные качества личности, которые
определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально
ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества
выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе
морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости
человека, его нравственной культуры.

   
   Дошкольный возраст — важный этап становления морального облика ребенка,
когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение
элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На
этой ступени возраста  формируются дружеские взаимоотношения между детьми,
уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.  

 В настоящее время
мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению
друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных
мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о
доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит
формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим
условием формирования нравственной культуры.

   
  Для решения данной проблемы мной была выбрана  работа по
ознакомлению детей  с русскими народными сказками, так как считаю, что
сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает
природе ребенка; близка его мышлению, представлению.

В моей работе
именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств
нравственного воспитания дошкольников.

   
 В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной
природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают
блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и
положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед
ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Ребенок проникается
этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в
форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т.В.
Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает
человека универсальным строителем».

    Данная проблема позволила
определить 
тему исследования – «Формирование нравственных
качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Цель – изучение влияния
русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного
возраста.

Для достижения
поставленной цели были выдвинуты следующие 
задачи:

— изучить и
проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных
сказок в формировании нравственных качеств у дошкольников;

— выявить особенности
нравственного воспитания в дошкольном возрасте;

—  создать
необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

— разработать
диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование
позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств
дошкольников;

— определить
эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных
качеств в процессе специально организованной деятельности детей.

Ведущая
педагогическая идея опыта:
 формирование нравственных качеств у
 детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок,
определение  эффективности  использования русских народных сказок для
развития нравственных качеств в процессе различных видов деятельности детей.

Методы
исследования

— изучение и анализ
литературных источников по проблеме исследования;

— наблюдение за
детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;

— количественный и
качественный анализ полученных результатов;

— педагогические
наблюдения (тестирование, анкетирование).

— анкетирование и
беседа с родителями.

Объектом
исследования
 является воспитание нравственных качеств у детей
дошкольного возраста

Предмет
исследования
 – русская народная сказка как средство воспитания
нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Гипотеза – предполагается,
что использование русских народных сказок оказывает позитивное влияние на
развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста в процессе специально
организованной деятельности детей, если будут  разработаны диагностические
методики и тесты, составлены методические рекомендации в помощь воспитателям.

Теоретическая
база опыта:  
изучение  и анализ  научной
литературы по проблеме использования русских народных сказок в формировании
нравственных качеств у дошкольников;

— выявление
особенностей нравственного воспитания в дошкольном возрасте;

— разработка
 диагностических методов  и игровых  тестов, направленные на
исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание
нравственных качеств дошкольников;

— определить
эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных
качеств в процессе различных видов  деятельности детей.

Новизна опыта.

Научная новизна
исследования  заключается в изучении на практике эффективности влияния
русских народных сказок на нравственное развитие детей дошкольного возраста.

Теоретическая
значимость
  заключается в
выявлении уровня сформированности нравственных качеств у детей дошкольного
возраста, разработке содержания и форм работы по изучению нравственных сторон
русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию
воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении
проблемы.

Практическая
значимость
 заключается в
повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных
качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых,
эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.

Познавательная
значимость
 сказок заключается в их влиянии на
всестороннее развитие  ребенка, а в особенности на нравственное
воспитание.

    Сказки внушают
уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания
положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними
обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат
совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос
хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки
помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.

Главное средство
воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца
к добру, великодушию, совести, чести и
 справедливости.
Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а
именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше
гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература –
это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Из всего этого
следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо
нравственность изначально заложена в их сюжете.

     Сказки должны
входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок
должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Действие таких книг
должно быть направлено на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Фантазию
ребенка легко направить как в положительное русло, так и в отрицательное русло
развития. Начинать лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет. Воспитание
сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.

   
     В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются
гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного
поведения, социально — общественные качества, уважение к взрослым,
ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и
трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

В решении задач
нравственного воспитания нам помогают сказки.

 Необходимо продолжать воспитывать
читателя, способного испытывать сострадание к героям, побуждать детей
рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помогать детям,
понять скрытые мотивы поведения героев. Анализ сказки должен быть таким, чтобы
дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и
художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.

В подготовительной группе продолжаем
пополнять литературный багаж сказками. Когда запас сказок, которые дети знают и
умеют рассказывать, станет достаточно богатым, когда ребенок на элементарном
уровне осознает характерные особенности этого жанра (фантастический вымысел,
очеловечивание животных, растений, предметов и др.), традиционность приемов
построения сказочного сюжета (присказка, зачин, концовка), переходим  к
сочинению сказок.

Дошкольники с удовольствием и активно
откликаются на предложение стать сказочниками, придумывать свои сказки. Однако
умение самостоятельно придумывать связные, законченные сказочные сюжеты
формируется не сразу.  Поэтому мы сначала  изучаем приемы сочинения
сказок: обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета,
завершению его.

Самыми  целесообразными
методами  формирования нравственных качеств у детей, являются:

-знакомство с содержанием сказки;

— вовлечение детей в деятельность;

— инсценировка сказки

Методы ознакомления со
сказкой:

— чтение воспитателя;

— рассказывание;

— дидактические игры;

— литературные викторины

Приемы формирования восприятия
сказки:

-выразительность чтения;

— повторность чтения;

-выборочность чтения;

— драматизация и театрализация сказки;

-просмотр иллюстраций

Этапы работы со сказкой

  • Знакомство детей с русской
    народной сказкой
     – чтение, рассказывание, беседы
    по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития
    эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
  •  Эмоциональное восприятие
    сказки детьми
     – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр,
    подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания
    сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли
    суть сказки.
  • Художественная
    деятельность 
    – отношение к герою сказки в лепке,
    рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое
    отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки
    сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
  •  Подготовка к самостоятельной
    деятельности
     – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные
    игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей,
    сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует
    не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки,
    умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Используя
русские народные сказки, при формировании нравственных качеств  я
планировала добиться следующих результатов:

— формирование позитивного отношения
ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений
со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;

— готовность проявлять совместное
сострадание и радость;

— развитие творческих способностей через
ознакомление с русскими народными сказками;

Критерии эффективности:

— уровень освоения образовательной
программы;

— удовлетворение родителей качеством
образования;

— информационно-методическая
обеспеченность.

План реализации образовательного проекта

Длительность работы над опытом 1 год,
осуществляется в три этапа.

1этап – подготовительный
(сентябрь-октябрь 2020г).

Цель: создание
условий для проведения эксперимента.

Тематика мероприятий (цель)

Форма проведения

Дата

(месяц)

Ознакомление с
 нравственными качествами дошкольников.

Наблюдение

Сентябрь

Изучение передового
опыта педагогов и психологов по  нравственному воспитанию дошкольников
через русские народные сказки.

Изучение педагогической, психологической и методической
литературы

Октябрь

Изучение и анализ
педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой
проблеме.

Изучение и подбор литературы

Октябрь

Разработка
методических материалов по формированию нравственных качеств у дошкольников.

Составление конспектов НОД; праздников, театральных
представлений, оформление папок-передвижок; подготовка материалов для
консультации, беседы с родителями и педагогами

октябрь

2этап – практический (ноябрь
2020г. – апрель 2021г.)

1 блок — работа с детьми

Цель: воспитание
нравственных качеств у дошкольников: доброты, отзывчивости, заботы,
вежливости, гуманности, милосердия, любовь и уважение к близким, к взрослым и к
своим сверстникам через сказотерапию,

беседы, инсценировки, выставки рисунков,
прослушивание видеозаписи,

просмотра мультфильмов.

Тематика мероприятий (цель)

Форма проведения

Дата

(месяц)

«Неделя
добра» 
(цель: воспитание в детях нравственных
чувств).

Составление списка добрых дел «Мои добрые дела»

Ноябрь 2020

«Мир не без добрых людей»

(цель: учить детей
делать выводы, анализируя поступки героев; воспитывать заботливость,
внимательность к близким людям, создать мотив быть добрым).

Чтение и обсуждение сказки

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Ноябрь 2020

«Доброта важнее всего»

(цель: формирование
таких качеств как послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость)

НОД с фрагментами

сказкотерапии, чтение
сказки «Царевна-лягушка»

Декабрь 2020

«Волшебство добрых слов»

(цель: формировать культуру поведения, нравственных качества:
 отзывчивость, доброжелательность; тренироваться

в умении дарить
окружающим доброту слова и дела).

Беседа, инсценировка

Январь 2021

«Сказочный денёк» (цель:

формировать вежливое
отношение к окружающим; развивать способность оценивать свое отношение к
другим людям).

НОД с участием сказочного персонажа

Январь 2021

«Вежливые слова»,

«Добрые поступки»,

«Желание
помочь другим», «Азбука доброты».

Папки-передвижки

Февраль 2021

«Мои поступки» (цель: формировать
поступки и поведение быть добрым; учить различать хорошие и плохие поступки).

Просмотр мультфильма «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Февраль 2021

«Дарите
людям доброту» 
(цель: закрепить
представления детей о понятиях «добро», «зло»).

Праздник с участием сказочного персонажа

Март 2021

«Добрый гном»

(цель: учить выражать эмоциональные чувства через рисунок).

Выставка детских рисунков

Март 2021

 «Добрая сказка» (цель:
формирование доброты и отзывчивости у дошкольников).

Театрализованное представление сказки «Золущка»

Апрель  2021

2 блок — работа с родителями

«Как воспитывать ребенка добрым?»

Консультация

Сентябрь

«Воспитывать доброту!

 (цель: показать родителям

необходимость целенаправленного воспитания у детей  доброты,
побудить к этому).

Выступление на родительском собрании

Октябрь

«Роль книги в нравственном воспитании детей»

Консультация

Январь

Поговорим о нравственности 

«Воспитание  добром» «Добрые, любимые, родные!»

Групповое родительское собрание.

Праздник, посвящённый мамам

с участием сказочного

персонажа

Февраль

Март

3 блок — работа с педагогами

Распространение передового педагогического опыта работы

Презентация

Май 2021

Выступление на педагогическом совете

Доклад

Май 2021

 3 этап – завершающий (май
2017г.) 
 

Цель: анализ и
обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате
исследования.

Тематика мероприятий (цель)

Форма проведения

Дата

(месяц)

Динамика формирования
нравственных качеств у дошкольников до и после проведения мероприятий с
использованием сказок.

Мониторинг качества формирования нравственных качеств у
дошкольников

май 2021г.

Эффективность проведенных мероприятий по формированию
нравственных качеств у дошкольников: доброты, отзывчивости, заботы,
гуманности, милосердия, вежливости,  любви и уважения к близким, к
взрослым и к своим сверстникам.

Выступление на педсовете о проделанной работе

Май 2021г.

Список литературы

1. Азбука нравственного  воспитания /
под ред. И. А. Каирова. – Омск : Русь, 2009. – 48 с.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология /
Г. М. Андреева. –  М. : Аспект-Пресс, 2006. – 320 с.

3. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание /
И. С. Артюхова // Педагогика, – 2009. – № 4. – С. 181-183.

4. Асташова, Н. А. Учитель: проблема
выбора и формирования ценностей / Н. А. Асташова. – Воронеж : Сфера, –
2010. – 58 с.

5. Божович, Л. И. Личность  и ее
формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Питер, 2008.
– 750 с.  

  1.  Зинкевич-Евстигнеева
    Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000. – 112 с.
  2. Козлова
    С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. М.: Академия,
    2002. – 416 с.
  3. Нравственное воспитание в детском
    саду / Под ред.В.Г. Нечаевой. — М.: Сфера, 2002. — с.185
  4. .Нравственное воспитание: Проблемы
    теории и практики /Отв. ред.А.К. Уледов. — М.: Владос, 2004. — 142 с.

10.
Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга с детьми /
И. В. Вачков. – М. : Филин, 2004. – 412 с.

11. Гаврилов, В. А. Проблемы
 нравственного воспитания  в педагогической науке / В. А. Гаврилов. –
Кишинев :Тимпул, 2007. – 169 с.

12. Гурова, Р. Г. Нравственные проблемы
воспитания / Р. Г. Гурова. – М. : Педагогика, 2011. – 247 с.

13. Клингаль, С. В. Воспитание
нравственной личности /

С.
В. Клингаль // Народное образование. – 2001. – № 2. – С. 158-159.

14. Никаноров, Н. Д. Ценности как основа
нравственного воспитания / Н. Д. Никаноров // Педагогика. – 2008. – №
3 – С. 3-10.

15. Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание
дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4. —
С.14-16.

16. Детство: программа развития и
воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и
др. — М.: Детство-Пресс, 2006. — 243с.

17.
Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет./ И.Ф.
Мулько — М.:  Изд-во Москва ,2004.

 
       18. Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском
саду. Программа и методические рекомендации/. В.И. Петрова-   М.: Изд-во
Мозаика-Синтез, 2005.

 
      19. Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет:
Нравственное воспитание в детском саду. / В.И. Петрова – М.: Изд-во
Мозаика-Синтез, 2007.

20.
   Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование
доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 9. — С.
68-76.

21. Архангельский,
Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности [Текст] /
Л.М.Архангельский. -М.: Знание, 2008. 64с.

22.  Сказка
как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. — Владос, 2001.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Слово «сказка» появляется в письменных источниках приблизительно в 16 веке. Наши далекие предки именовали сказку «кощуной». В 11 веке, после крещения Руси, кощуна потеряла свой мифологический, сакральный смысл. Она получила  новое название — баснь, которое продержалось до 19 века, сменившись в свою очередь известным нам названием сказки.

По содержанию, художественным образам и особенностям композиции народные сказки делятся на три большие группы — сказки о животных, волшебные и бытовые сказки.

Русские сказки наполнены образами самых различ­ных домашних животных, зверей, птиц и рыб. В бытовых сказ­ках они действуют и говорят, как обычные люди, им присущи положи­тельные и отрицательные черты. Каждый образ несет определенную смысловую нагрузку: лисы — хитрые, волки — глу­пые, петухи — хвастливые, собаки — несчастные и добрые, коты — от­важные и т. п.

Совсем другие функции выполняют они в волшебных сказках. Все они наделяются чудесными свойствами, с помощью которых становятся могучими помощниками, покровителями героя сказки, а иногда и врагами.

Свои знания о земных животных древний славянин перено­сил в воображении на небесные атмосферные явления. Так, свист ветра, гром молнии, тучи, застилающие солнце, снег и дождь он объяснял криком, бегом и борьбой различных небесных зверей, птиц, огненных змей.

В одних сказках жи­вотные занимает положение, равноценное человека. В других, они играют второстепенную роль, помогая герою. Большое число видов различных животных, наделенных множеством вол­шебных свойств, живут в сказках, влияя на судьбу героя.

Функции, которые выполняют эти животные, могут быть такими: 1.Помощники героя сказки; 2. Оборотни-друзья; 3. Вещуны; 4. Редкие звери с чудесными свойствами; 5. Враги героя; 7. Помощники врагов героя; 8. Оборотни-враги и другие.

Наиболее подробно рассмотрены исследователями только два пер­сонажа: змей и конь.

Змей в подавляющем большинстве — основной враг. В. Я. Пропп связывает его образ с мифическим образом главного духа обряда инициа­ции, духом-страшилищем (поглотителем), которого боятся все непосвя­щенные.

При встрече со змеем героя поджидает опасность сна, засыпания. Змей никогда не пытается убить героя оружием, лапами, или зубами — он пытается вбить героя в землю (т.е. в грех) и этим его уничтожить. Змея можно уничтожить только отсечением всех его голов, то есть победой над своими чувствами.

В русских народных сказках змей является охранителем границы в Царство Небесное. Сама граница описывается как огненная река, называемая Смородинка («мор» — смерть, «один» — один; то есть смерть одна). Через неё ведёт мост, называемый «калиновый». Перейти через мост сможет тот, кто убьёт змея, то есть победит всю свою животную стихию.

В отличие от змея конь — помощник — друг и советчик героя,  обладающий разными волшебными свойствами.

Чудесного коня в русских сказках называют например: «Сивка-бурка». Эпитет «бурый» родствен сло­вам «буря», «буран» и означает «бурлить», «шуметь», «бушевать». В целом ряде славянских народных сказаний буйные ветры, ходячие облака, грозовые тучи, быстро мелькающая молния называются небесными конями.

Будучи олицетворением порывистых ветров, бури и летучих облаков, сказочные кони наделялись крыльями, что роднило их с мифическими птицами, а дополнительными эпитетами «огненный», «огнедышащий» награждались кони с ясным солнцем или месяцем во лбу, с частыми звездами по бокам. «Золотогривый», «золотохвостый» или просто «золотой конь» служит поэтическим образом солнца.

В некоторых сказках сам герой превращается в животное и гово­рит на «зверином» языке. Герой в этих сказках может стать любым животным. Если сам герой не умеет превращаться в животное, он, когда ему это требуется, надевает на себя шкуру собаки, барана, козла, быка.

Волшебными свойствами об­ладает и звериное молоко: волчье, львиное, медвежье и лошадиное. Оно дает герою силу, красоту, молодость, т. е„ также обладает качествами живой воды.

Повелителем животных и птиц в  русских сказках выступает чаще всего Баба Яга. Одной из граней ее деятельности является власть над жи­вотными. Причем в это случае она, как хозяйка леса и животных, помогает герою. Так же в роли общелесного повелителя в сказках часто выступает дед, старик или хозяин леса — леший.

Еще одним интересным образом в сказках являются образы водоплавающих птиц — уток, гусей и лебедей. Зачастую именно утица, лебедь или гусь маркируют собой сферу сакрального в обрядовых песнях календарного цикла. Например, с иным миром гуси-лебеди связаны в известной русской народной сказке «Гуси-Лебеди».

Кроме этого, образ лебедей наши предки часто связывался с солнцем. Например, идея его движения представлялась в дневное время в виде упряжки коней, везущих светило по небу, а в ночное возницами в подземном океане выступали лебеди. Они сопровождали Бога Солнца — Даждьбога.  Поэтому славяне приписывали особую  силу оберегам-талисманам в виде уточки с головой коня. 

Особенно же широко распространены образы гусей и белых лебедей в русских народных свадебных песнях, где постоянно сравнение невесты с «лебедью белой».

Лыбедь в восточнославянской мифологии генеалогический герой, сестра трёх братьев — родоначальников племени полян: Кия, Щека и Хорива.

В русской сказке — богатырша Белая лебедь, владелица живой воды и молодильных яблок, за которыми посланы братья. Её имя могло быть преобразовано из первоначального Лыбедь под влиянием мифологического мотива превращения богатырши в птицу.

В сказаниях русского народа о девах лебединых говорилось об их особой красоте и вещей силе. Олицетворяли они дождевые весенние облака, считались дочерями Окиян-моря, обитали в водоёмах и колодцах. А полюбив кого-то, могли любую сверхъестественную задачу выполнить.

Таким образом, животные окружали древнего человека и почти никогда не были враждебны или неприятны ему. Получая от них в жизни самую реальную помощь и пользу, он в своем воображении одарял их доб­ротой, благородством, умом и могуществом. Вера в их готовность всегда прийти на помощь помогала человеку в трудной борьбе с самыми раз­личными препятствиями, встававшими на его пути.

Список используемой литературы:

  1. Белякова Г. С. Славянская мифология. — М.: Просвещение, 1995.- 239 с.
  2. Пропп В.Я. Исторические корни Волшебной Сказки. — М.: Лабиринт, 2002. — 332 с.
  3. Академия наук СССР. Древняя Русь и славяне. — М.: Наука.,1978. — 445с.

  • Список сказок для детей по возрастам
  • Список рассказов драгунского денискины рассказы
  • Список литературы к итоговому сочинению 2022
  • Спецзаказ как правильно пишется
  • Спасибо по татарски как пишется русскими буквами