Название[4] | Номера А и (AT)[4][5] | Примечания |
---|---|---|
Лисичка-сестричка и волк | № 1 (1+2,3,4,43,30,170,61A), № 2 (1+2,3,4), № 3 (1+2), № 4 (15+1,2,3,158,4), № 5 (1+2,3,21), № 6 (158+1,2), № 7 (158+2,21) | № 1 — записана А. Н. Афанасьевым в 1848 г. в Бобровском уезде Воронежской губ. № 2 — записана Н. Бодровым в Переславль-Залесском уезде Московской губ. № 3 — записана во Владимире. № 4 — записана в Харьковском уезде писателем Г. Ф. Квиткой-Основьяненко (1778—1843). № 5 — записана на белорусском языке в Новогрудском уезде Гродненской губ. учителем Новогрудского училища М. А. Дмитриевым, № 6 — на малороссийском наречии (совр. украинском языке) № 7 — записана в Тверской губ. |
За лапоток — курочку, за курочку — гусочку | № 8 (170+158) | |
Лиса-повитуха | № 9 (15), № 11 (43+15,1,2), № 12 (43+15), № 13 (43+15) | № 9 — записана в Переславль-Залесском уезде Н. Бодровым. № 10 — записана в Чердынском уезде Пермской губ. Н. Бодровым. № 11 — записана в Архангельской губ. № 12 — записана в Никольском уезде Вологодской губ. № 13 — записана в Саратовской губ. К. А. Гуськовым. |
Лиса, заяц и петух | № 14 (43) | Записана в Переславль-Залесском уезде Н. Бодровым. |
Лиса-исповедница | № 15 (61), № 16 (61А), № 17 (106*+61А) | № 16 — перепечатана из «Пермского сборника», I, с. 127—128. Записана в Перми Л. Питерским в 1846 г. от девяностолетнего старика из мастеровых Мотовилихинского завода П. С. Казакова. Стиль близкий к книжному. № 17 — Записана в Лихвинском уезде Тульской губ. писателем и фольклористом-этнографом П. И. Якушкиным (1822—1872). Последние 9 строк стихотворного текста соответствуют в основном поминанию трёх Матрен и Луки с Петром в послании А. С. Пушкина и П. А. Вяземского к В. А. Жуковскому (1833) и пушкинскому стихотворению 1833 г. «Сват Иван, как пить мы станем…», а также в поэме «Кому на Руси жить хорошо» («Пир на весь мир», ч. 2, песня «Солдатская») Н. А. Некрасова. |
Лиса-лекарка | № 18 (1889К+804A,218B*,37) | Записана в Шенкурском уезде Архангельской губ. |
Старик лезет на небо | № 19 (1960С) | Записана в Вологодской губ. |
Старик на небе | № 20 (218В*) | |
Лиса-плачея | № 21 (218В*+1889К,37,154), № 22 (37) | № 22 — записано в Кольском уезде Олонецкой губ. И. Спарихиным. |
Мужик, медведь и лиса | № 23 (1030+154), № 24 (1030+154), № 25 (1030+154), № 26 (154+68В) | № 23 — отсутствует в первом издании. Записано в Тульской губ. членом-сотрудником РГО Мясоедовым. № 24 — записана в Липецком уезде Тамбовской губ, исправлена Афанасьевым. Рукопись — в архиве ВГО (p. XL, оп. 1, № 36, лл. 21—22 об.; 1848). № 26 — записана в Новогрудском уезде Гродненской губ. учителем М. А. Дмитриевым на белорусском языке. |
Старая хлеб-соль забывается | № 27 (155) | Вторая часть рукописи, записанной в Черноярском уезде Астраханской губ. писарем О. Л. Волконидиным (1857). Первая часть рукописи опубликована Афанасьевым отдельной сказкой под именем «Овца, лиса и волк» (№ 28). |
Овца, лиса и волк | № 28 (44*) | См. примечания к № 27 |
Звери в яме | № 29 (20A+21), № 30 (20А+21,248А*) | № 30 — записана в Воронежском уезде К. О. Александровым-Дольником. |
Лиса и тетерев | № 31 (62) | Записана в Тверской губ. |
Лиса и дятел | № 32 (56В) | Записана в Васильевском уезде Нижегородской губ. монахом Макарием, членом-сотрудником РГО. |
Лиса и журавль | № 33 (60) | Записана в Тверской губ. |
Снегурушка и лиса | № 34 (703*) | Записана в Калужской губ. |
Лиса и рак | № 35 (275) | Записана в Тамбовской губ. Рукопись — в архиве ВГО (р. XL, оп. 1, № 14, л. 5; 1849). |
Колобок | № 36 (2025) | Близка по сюжету американская сказка «Пряничный человечек»[6]. В западноевропейских сборниках встречаются варианты, о пироге, который убежал от трёх девушек, не вынувших его своевременно из печи. |
Кот, петух и лиса | № 37, № 38, № 39 | |
Кот и лиса | № 40, № 41, № 42, № 43 | |
Напуганные медведь и волки | № 44, № 45, № 46, № 47 | |
Медведь, лиса, слепень и мужик | № 48 | |
Волк | № 49, № 50 | |
Свинья и волк | № 51, № 52 | |
Волк и коза | № 53, № 54 | |
Волк-дурень | № 55, № 56 | |
Медведь | № 57, № 58 | |
Медведь, собака и кошка | № 59 | |
Коза | № 60, № 61 | |
Сказка о козе лупленой | № 62 | |
Сказка про одного однобокого барана | № 63 | |
Зимовье зверей | № 64 | |
Медведь и петух | № 65 | |
Собака и дятел | № 66, № 67 | |
Кочет и курица | № 68 | |
Смерть петушка | № 69 | |
Курочка | № 70, № 71 | |
Журавль и цапля | № 72 | |
Ворона и рак | № 73 | |
Орёл и ворона | № 74 | |
Золотая рыбка | № 75 (555) | Совпадение во всех сюжетных звеньях текста со сказкой Пушкина предполагает прямое заимствование сюжета из литературного произведения без ряда подробностей[7]. |
Жадная старуха | № 76 | |
Сказка об Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове | № 77, № 78, № 79, № 80 | |
Байка о щуке зубастой | № 81 | |
Терем мухи | № 82, № 83, № 84 | |
Мизгирь | № 85, № 86 | |
Пузырь, соломинка и лапоть | № 87, № 88 | |
Репка | № 89 (2044) | Записана в Архангельской губ. А. Харитоновым. |
Грибы | № 90 | |
Мороз, Солнце и Ветер | № 91 | |
Солнце, Месяц и Ворон Воронович | № 92 | |
Ведьма и Солнцева сестра | № 93 | |
Вазуза и Волга | № 94 | |
Морозко | № 95, № 96 | |
Старуха-говоруха | № 97 | |
Дочь и падчерица | № 98 | |
Кобиляча голова | № 99 | |
Крошечка-Хаврошечка | № 100 | |
Бурёнушка | № 101 | |
Баба-яга | № 102, № 103 | |
Василиса Прекрасная | № 104 | |
Баба-яга и Заморышек | № 105 | |
Баба-яга и жихарь | № 106, № 107 | |
Ивашко и ведьма | № 108, № 109, № 110, № 111 | |
Терёшечка | № 112 (327C, F) | Записана в Курской губ. |
Гуси-лебеди | № 113 (480А*) | Записано в Курской губ. |
Князь Данила-Говорила | № 114 | |
Правда и Кривда | № 115, № 116, № 117, № 118, № 119, № 120, № 121, № 122 | |
Королевич и его дядька | № 123, № 124 | |
Иван-царевич и Марфа-царевна | № 125 | |
Масенжны дзядок | № 126 | |
Купеческая дочь и служанка | № 127 | |
Три царства — медное, серебряное и золотое | № 128, № 129, № 130 | |
Фролка-сидень | № 131 | |
Норка-зверь | № 132 | |
Покатигорошек | № 133 (312D), № 134 (312D + 300А) | № 133 — записана на Украине (на укр. яз.), доставлено историком, этнографом и фольклористом М. А. Максимовичем (1804—1873). Первая публикация сказки на русском языке относится к XVIII в. («Забавный рассказчик» Е. Хомякова, М., 1791, ч. I, с. 1—19). Обработанная в начале XIX в. в лубочном духе «Сказка о Василисе золотой косе, непокрытой красе, и об Иване-Горохе» (Бронницын Б. Русские народные сказки. СПб., 1838, № 1) № 134 — записана в Новогрудском уезде Гродненской губ. на белорусском языке учителем М. А. Дмитриевым. |
Иван Попялов | № 135 | |
Буря-богатырь Иван коровий сын | № 136 | |
Иван Быкович | № 137 | |
Иван крестьянский сын и мужичок сам с пёрст, усы на семь вёрст | № 138 | |
Иван Сученко и Белый Полянин | № 139 | |
Зорька, Вечорка и Полуночка | № 140 | |
Медведко, Усыня, Горыня и Дубыня-богатыри | № 141 № 142 | |
Надзей, папов ўнук | № 143 | |
Летучий корабль | № 144 | |
Семь Семионов | № 145 № 146 № 147 | В ранних сборниках Афанасьева (например 2-е издание 3 выпуска от 1860 года, стр. 48, сказка № 12 или 6 выпуск от 1861 года, стр. 154, сказка № 31) указано название «Семь Симеонов». |
Никита Кожемяка | № 148 (300) | Записана в г. Козлове Тамбовской губ. П. И. Якушкиным. |
Змей и цыган | № 149 | |
Батрак | № 150 | |
Шабарша | № 151 | Сюжет схож с пушкинской «Сказкой о попе и балде»[8] |
Иванко Медведко | № 152 | |
Солдат избавляет царевну | № 153 | |
Беглый солдат и чёрт | № 154 | |
Два Ивана солдатских сына | № 155 | |
Кощей Бессмертный | № 156 № 158 | |
Марья Моревна | № 159 (552А+4001,554,3022) | |
Фёдор Тугарин и Анастасия Прекрасная | № 160 | |
Иван-царевич и Белый Полянин | № 161 | |
Хрустальная гора | № 162 | |
Бухтан Бухтанович | № 163 | |
Козьма Скоробогатый | № 164 | |
Емеля-дурак | № 165 № 166 | |
По щучьему веленью | № 167 (675) | |
Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке | № 168 | |
Жар-птица и Василиса-царевна | № 169 № 170 | Без труда узнаём «Конька-Горбунка» сказки Петра Ершова[8] |
Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде | № 171 № 172 № 173 № 174 № 175 № 176 № 177 № 178 |
Русская сказка — Википедия
Русская сказка — русская народная или авторская сказка, созданная на основе или в духе традиций русской народной сказки.
Русская народная сказка — произведение устного творчества русского народа, один из видов фольклорной прозы[1].
Владимир Пропп — исследователь русской сказки считал, что русская «сказка содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности»[2].
Глубокий библейский, евангельский, православный и морально-психологический смысл русских сказок был выявлен Александром Ужанковым на основе разработанного им подхода символической интерпретации их текста.
В русских сказках всегда повествуется о чём-то невозможном в реальной жизни, но фантастический вымысел заключает в себе идею, то есть в вымысле есть и жизненная правда, которая выражается сильнее, чем если бы повествование велось без вымысла. Сказки разных народов схожи между собой. Но у каждого народа сказки особенные. На всех русских сказках лежит печать старинного быта, обычаев, порядков[3].
Список некоторых народных сказок[править | править код]
Баба-Яга, Бычок — смоляной бочок, Лиса и волк, Глиняный парень, Гуси-лебеди, Диво дивное, чудо чудное, Журавль и цапля, Заюшкина избушка, Зимовье зверей, Иван-крестьянский сын и чудо-юдо, Иван-царевич и Серый волк, Как лиса училась летать, Каша из топора, Колобок, Крошечка-Хаврошечка, Курочка Ряба, Лиса, заяц и петух, Лиса и тетерев, Лисичка со скалочкой, Марья Моревна, Машенька и медведь, Медведь — липовая нога, Морозко, Мужик и медведь, Ненасытный волк, Никита Кожемяка, Пузырь, соломинка и лапоть, По щучьему веленью, Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что[en], Репка, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, Сказание о роскошном житии и веселии, Снегурочка, Сивка-бурка, Теремок, Терёшечка, Финист — ясный сокол, Царевна-Лягушка, Петушок — золотой гребешок, Яичко.
Русская литературная, или авторская сказка — литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традицию русской фольклорной сказки, и соединяющий авторскую самобытность и русские народные традиции.
Литературная сказка считается жанром, впитавшим в себя фольклорные и литературные принципы. Она выросла из фольклорной, трансформируя и изменяя её жанровые особенности. Русская литературная сказка создавалась авторским замыслом, восприняв духовный опыт, идеалы, представления о добре и зле русской народной сказки[4]. По мнению И. П. Лупановой, литературная сказка является наследницей народной[5]. Л. В. Овчинникова классифицирует литературные сказки на фольклорно-литературные и индивидуально-авторские сказки[6].
Основные отличия фольклорной и литературной сказок:
- Фольклорная сказка не имеет строго устоявшегося текста, каждый сказитель мог по своему желанию что-то добавить в неё или убрать. Литературная сказка всегда записана и её вид неизменен.
- В фольклорной сказке отражаются идеалы и ценности всего народа. В литературной сказка отражается личный взгляд автора на мир, его представление о жизни и справедливости.
- Литературная сказка является отражением эпохи, в которую была написана и господствующих литературных течений того времени.
Русская литературная сказка, наряду с романом и повестью, была самым популярным и распространенным жанром в России второй половины XVIII века. Сказки, стихотворные или прозаические, создавали практически все крупнейшие русские писатели того времени. Сказки писала даже императрица Екатерина II. Бурный расцвет жанра происходит в 30-е годы XIX столетия. С. В. Савченко, исследуя народные и литературные сказки ХVIII века в работе «Русская народная сказка: История собирания и изучения» (1914) считал, что «сказки литературные отражают в себе и стиль, и манеру, и содержание тех произведений, в подражание которым они написаны».[7].
В русских сказках частым персонажем оказываются волшебные животные, которые могут разговаривать и помогать главному герою. Иногда такими животными оказываются заколдованные люди, которых необходимо освободить от власти злых чар. Наиболее часто в русских сказках присутствуют следующие животные: лягушки (Царевна-Лягушка), птицы (Гуси-лебеди, Жар-Птица), лисы (Лиса Патрикеевна), медведи (Мишка Косолапый), кошки (Кот-Баюн), волки (Серый Волк), козы (Коза-дереза), лошади (Сивка-Бурка).
Нередко персонажами становятся демонические существа (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудо-юдо, Змей-Горыныч).
Люди представлены либо мужскими (Иван-дурак, Иван-царевич, Емеля, Солдат), либо женскими (Марья Искусница, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Василиса Прекрасная) вымышленными персонажами.
Также персонажами могут стать ожившие артефакты (Терёшечка, Глиняный парень, Колобок).
- Сборники сказок
Названия русских народных сказок для детей :: SYL.ru
Не одно поколение детей выросло на бабушкиных сказках. В них открывался чудесный мир, где животные разговаривали, в лесу жила Баба Яга в избушке, а Иван Царевич спасал Василису Прекрасную. Кто их сочинял? Есть ли авторы у волшебных сказок?
Русские народные сказки: авторы и названия
Среди признанных сказочников одно из первых мест занимает А. Н. Афанасьев, который составил сборник сказок русского народа. Он был издан при его жизни в 1855 году. Позже переработанная редакция четырехтомного сборника вышла уже после его смерти. В ней названия русских народных сказок распределены по темам: о животных, волшебные, новеллы и лубочные.
Это всеми любимые «Колобок», «Репка», «По щучьему веленью», «Морозко», «Царевна-лягушка». Но сборник содержал в том числе сказки для взрослых, и Афанасьев издает специально для детей и семейного чтения богато иллюстрированную книгу из 61 сказки.
На сказках, собранных А. Н. Афанасьевым, не только выросло несколько поколений детей. Они представляют собой ценное научное исследование русского фольклора и богатейшее собрание народных сюжетов.
Писатель А. Н. Толстой трепетно относился к народному сказочному наследию. Он переработал тексты многих сказок, собранные по разным российским уездам, чем значительно обогатил их тексты. В сороковых годах прошлого века были выпущены два сборника. Они включали следующие названия русских народных сказок:
- «Лихо»;
- «Неосторожное слово»;
- «Бобовое зернышко»;
- «Три сестры»;
- «Скряга».
Сбором народных сказок занимались И. А. Худяков, Д.Н. Садовников, Н.Е. Ончуков, А. А. Шахматов, Д.К. Зеленин, А.М. Смирнов, М.К. Азадовский, И.В. Карнаухов, М.М. Коргуев. Многие сказки похожи, но различаются деталями.
А. С. Пушкин и его сказки
Благодаря своей няне Арине Родионовне великий поэт был с детства погружен в атмосферу русских сказок. Его другом был известный собиратель фольклора В. И. Даль. Он-то и открывал писателю сокровищницу народных преданий.
Многие сюжеты сказок Пушкина пришли на Русь с Запада. Это и «Сказка о золотой рыбке», которая перекликается с немецкой сказкой собирателей фольклора и прекрасных литераторов братьев Гримм о рыбаке и его жене. Сюжет о мертвой царевне и семи богатырях аналогичен рассказу о Белоснежке тех же авторов.
Пушкин накладывает славянские мотивы на германский сюжет – и происходит чудо: сказка становится народной. Правда, сюжет «Сказки о попе и работнике его Балде» записан Афанасьевым как чисто русский фольклор. Ее аналог – «Батрак Шабарша».
Сказки о царе Салтане и о Руслане и Людмиле были рассказаны Ариной Родионовной. Предание о городе-крепости, построенном на острове и ведущем международную торговлю, бытовало среди поморов.
Пушкин вводит в литературу народный говор, что значительно обогащает ее. Находясь в Михайловском, он писал в письмах, что целыми днями слушает сказки. Стихи нейдут – констатировал поэт. Сам он был высокого мнения о русских сказках и считал, что пополняет пробелы в своем образовании. Ведь без знания фольклора невозможно стать знатоком языка, — говорил он.
Кто сочинял волшебные сказки
Названия русских народных волшебных сказок содержат имена персонажей, имеющих сверхъестественные способности. Это баба Яга, Жар-птица, Леший, Змей Горыныч, Марина-русалка. Также в них содержится описание волшебных предметов: блюдечко, клубочек, меч-кладенец, гусли-самогуды, сапоги-скороходы, ковер-самолет.
Сюжеты их наиболее древние, связанные с языческими традициями и обрядами. Хранителями их были волхвы, они же проводили обряды инициации мужчин и женщин. Нередко волхв воспитывал мальчика, проводя его через разные задания. Баба Яга выступает старейшей женщиной рода.
Волшебные вещи, которые фигурируют в сказках, имеют особое значение. Клубочек – это напоминание о нити Ариадны. Вообще, в преданиях нити, пряжа и полотно вкупе со способностью ткать и вышивать означают изменение судьбы. Поэтому так важно было вышить сорочку любимому для женщины тех времен.
Блюдечко, которое показывает весь мир, – это символ дара предвидения. Гусли-самогуды – власть над людьми. В сказке тот, кто играет на музыкальном инструменте, подчиняет других своей воле.
Исследователь древнего мира славян академик Б. А. Рыбаков проводит параллель волшебных сказок с древнегреческими сюжетами с той разницей, что в славянских сказках счастливый конец.
Это не случайно. Возьмем Аида с Персефоной и Кощея с Василисой. Героиня попадает в царство Зла. Иван-Орфей идет ее спасать. Но греческая традиция в невозможности победы над Аидом, тогда как у славян Добро и Любовь побеждают Смерть. Поэтому Орфей оставляет Эвридику у Аида, а Иван спасает Василису.
Сказки волхвов
Названия русских народных сказок, сюжеты которых переданы волхвами:
- «Марья-искусница»;
- «Руслан и Людмила»;
- «Арысь-поле»;
- «Вещий сон»;
- «Хрустальная гора»;
- «Царевна-змея»;
- «Иван Бесталанный».
Названия русских народных сказок о животных
В народе прижились свои названия, звания и прозвища для каждого персонажа из животных. Медведь уважительно называется Михайло Потапычем, кот – воеводой Котофеем Ивановичем, волк – Зубами щелк, мышка – Норушка.
На почетных ролях бояр обосновались Медведь, Кабан и Бык. Корова — символ дома и матери, семейного уюта. Коза скорее напоминает вдову с малыми детьми. Она часто выступает в одиночку.
В сказках сюжет складывается так, что представляются самые главные черты персонажей. Отсюда видно, что в народе считалось положительным, что отрицательным. Все это влияет на формирование национального характера.
Названия русских народных сказок, где животные олицетворяют качества людей:
- «Мышь и воробей»;
- «Коза»;
- «Зимовье зверей»;
- «Волк-дурень»;
- «Посулено»;
- «Свинья и волк»;
- «Теремок»;
- «Зайкина избушка».
Лиса – символ хитрости
Лиса Патрикеевна, Лисавета или Лисичка-сестричка – это хитрая и нередко злая представительница русского фольклора. Часто объектом ее нападения или интриги бывает заяц. В природе лиса, загнав зайца или небольшого зверька, нападает на него, кусая и отскакивая.
Так же поступает персонаж сказок: нанося мелкие удары, потихоньку она становится хозяйкой положения. Она прибегает к откровенной лжи и одурачивает волка, прибедняется и просится на ночлег, а потом выгоняет хозяина дома. Убегая, она обычно заметает следы хвостом.
Сказки про лису
В русских пословицах про лису находят отражение такие качества человека, как изворотливость и использование других в своих интересах. Удивительно, в каком количестве созданы сказки про лису. Русские народные названия просто уточняют очередную ситуацию, в какой действует рыжая плутовка.
- «Заинькина избушка»;
- «Лиса и журавль»;
- «Лиса и Котофей Иванович»;
- «Лисафья кума»;
- «Лисушкина свадьба»;
- «Снегурушка и лиса»;
- «Рак и Лиса».
Что почитать детям
В русских сказках бывают не совсем педагогические рассуждения. В сказках на бытовые темы Иван-дурак, солдат или Шиш обводит вокруг пальца купца или барина, может несправедливо поделить курицу и забрать большую часть себе. В рассуждениях о правде и кривде утверждается, что правдой не проживешь.
По этой причине сборник Афанасьева запрещала цензура в царской России. Поэтому родителям следует осторожно выбирать книги для чтения. Можно порекомендовать следующие названия русских народных сказок (список):
- «Сивка-Бурка»;
- «Волк и семеро козлят»;
- «Волшебное колечко»;
- «Елена Премудрая»;
- «Мачехина дочь и падчерица»;
- «Иван царевич и перстень»;
- «Три вьюноши»;
- «Ленивая жена»;
- «Бова королевич»;
- «Купецкий сын и царева дочь»;
- «Волк Медный Лоб»;
- «Царская собака».
Хорошие, добрые сказки нравятся и детям, и взрослым. Обязательно нужно, чтобы добро побеждало зло. Чтобы герой женился на красавице. Чтобы присутствовало в жизни чудо. Тогда ребенок вырастет и захочет сказку сделать былью.
Список русских народных сказок(вдруг кому пригодится)
Вот хожу по книжным магазинам я, смотрю всякие сказочки русские народные=) это конечно хорошо… но хочется еще не только в книжки прочесть же=) но и посмотерть мультфильм=)
Села сегодня собрала в охапку книжки все Полины, и давай искать видео(мультфильмы) в контакте=) нашла не все… почему то…
но в любом случае, хоть что то=) чего не нашла то в рунете поищу, либо куплю уже на диске=)
а вот собственно и список=)))) делюсь, может кому тоже пригодится=)
А
Арысь-поле
Б
Баба-Яга и жихарь
Баба-Яга
Барин и мужик
Барин и собака
Барин-кузнец
Беглый солдат и чёрт
Бедный барин и слуга
Бедный мужик
Безграмотная деревня
Беззаботная жена
Безногий и безрукий богатыри
Безногий и слепой богатыри
Белая уточка
Берёза и три сокола
Беспамятный зять
Бобовое зёрнышко
Болтливая баба
Братья-охотники
Булат-молодец
Бык, баран, гусь, петух и волк
Был в одной помещичьей деревне управляющий-немец
В
В одном селе жил-был старик
Ванюшка и царевна
Василиса Прекрасная
Ведьма и солнцева сестра
Вещий дуб
Вещий мальчик
Вещий сон
Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды
Волк и коза
Волк и козлята
Волк и семеро козлят
Волк-дурень
Волшебная водица
Волшебное кольцо
Волшебные ягоды
Волшебный кафтан
Вор
Вороватый мужик
Ворона и рак
Ворона
Выдали девку замуж
Г
Глупая барыня
Горе
Горшеня
Горшечник
Горшок
Гуси-лебеди
Д
Давно было…
Два Ивана — солдатских сына
Два приятеля
Двое из сумы
Дедушка и внучёк
Деревянный орёл
Добрый поп
Дока на доку
Докучливые сказки
Дорогая кожа
Дочь и падчерица
Думы
Дурак и берёза
Е
Елена Премудрая
Емеля-дурак
Ж
Жар-птица и Василиса-царевна
Жена-доказчица
Жена-спорщица
Журавль и цапля
З
За дурной головой — ногам работа
За лапоток — курочку, за курочку — гусочку
Загадки
Заколдованная королевна
Заюшкина избушка
Заяц
Звери в яме
Звериное молоко
Знахарь
Золотой башмачок
Золотой конь
Золотой петушок
Зорька, вечорка и полуночка
И
Иван — вдовий сын
Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо
Иван — мужицкий сын
Иван Бесталанный и Елена Премудрая
Иван грозный и вор
Иван-крестьянский сын и мужичок сам с пёрст, усы на семь вёрст
Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо
Иванушка-дурачок
Иван-царевич и белый полянин
Иван-царевич и серый волк
К
Как барин овцу купил
Как дела в Ростове?
Как дьякона мёдом угощали
Как Иван-дурак дверь стерёг
Как лиса шила волку шубу
Как муж дома хозяйничал
Как муж отучил жену от сказок
Как мужик гусей делил
Как поп работницу нанимал
Какофей
Кашица из топора
Кикимора
Клад
Коза Тарата
Коза
Козлятки и волк
Козьма Скоробогатый
Колобок
Кольцо волшебное
Кому будет лучше в судный день
Конь, скатерть и рожок
Королева-ведьма
Королевич и его дядька
Кот и лиса
Кот, петух и лиса
Кочет и курица
Кочеток и курочка
Кощей Бессмертный
Кривая уточка
Крошечка-Хаврошечка
Кузьма Скоробогатый
Купил мужик гуся к празднику и повесил в сенях
Курочка ряба
Л
Ленивая жена
Летучий корабль
Леший
Лиса и дрозд
Лиса и журавль
Лиса и заяц
Лиса и козёл
Лиса и кувшин
Лиса и рак
Лиса и тетерев
Лиса, заяц и петух
Лиса-исповедница
Лиса-повитуха
Лисица-девица и Котофей Иванович
Лисичка-сестричка и волк
Лихо одноглазое
Лутонюшка
М
Мальчик-с-пальчик
Марья Моревна
Марья-краса — долгая коса
Маша и медведь
Медведко, Усыня, Горыня и Дугиня богатыри
Медное, серебряное и золотое царства
Мена
Мизгирь
Молодильные яблоки
Морозко
Морока
Морской царь
Морской царь и Василиса Премудрая
Мудрая дева
Мудрая девица и семь разбойников
Мудрая жена
Мудрые ответы
Муж да жена
Мужик и барин
Мужик и заяц
Мужик и медведь
Мужик и поп
Мужик, медведь и лиса
Мышь и воробей
Н
Набитый дурак
Наговорная водица
Напуганные волки
Напуганные медведь и волки
Наставление отца
Несмеяна-царевна
Неумелая жена
Никита Кожемяка
Ночные пляски
О
О Ваське-Муське
О поселянине и медведице
О цыгане
Одна глупая баба
Окаменелое царство
Оклеветанная купеческая дочь
Охотник и его жена
П
Пастушья дудочка
Пёрышко Финиста ясна сокола
Петух и бобок
Петух и жерновцы
Петух и курица
Петухан Куриханыч
Петушок — золотой гребешок
Петушок — золотой гребешок и жерновцы
Петушок
По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре
По копейке блёстка
По щучьему веленью
Повёз мужик в город три четверти ржи продавать
Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что
Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что
Поп и мальчик
Поп и работник
Поп на том свете
Поп Пахом
Попова корова
Поповские увёртки
Посулёно
Похороны козла
Притворная болезнь
Про белого бычка
Про глупого змея и умного солдата
Про Иванушку-дурачка
Про мужика-бедняка
Про старушку и бычка
Птичий язык
Пузырь, соломинка и лапоть
Р
Разбойники
Разговор
Рассказ о ведьме
Рассказы о мертвецах
Репка
Рукавичка
С
Самоцветный камень
Сапожник на небе
Свинья на свадьбе
Семь Симеонов
Серебряное блюдечко и наливное яблочко
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Сестрица Алёнушка, братец Иванушка
Сивка-Бурка
Сивко-Бурко
Сказание о храбром витязе Укроме-Табунщике
Сказка о Василисе, золотой косе и об Иване горохе
Сказка о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове
Сказка о злой жене
Сказка о медведе костоломе и об Иване, купецком сыне
Сказка о молодильных яблоках и живой воде
Сказка о славном богатыре Еруслане Лазаревиче
Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке
Скорый гонец
Скрипач в аду
Скупой
Смерть скупого
Снегурочка
Снегурушка и лиса
Солдат и пельмени
Солдат и смерть
Солдат и царь в лесу
Солдат избавляет царевну
Солдат-сказочник
Солдатская загадка
Солдатская шинель
Солдатская школа
Сосватанные дети
Старик и волк
Суд
Т
Теремок
Терешечка
Три калача и одна баранка
Три медведя
У
У мужика в сенях висел кусок сала
У одной бабы был муж глухой
Удалой батрак
Умная Дуня
Умный работник
Ф
Финист — ясный сокол
Фома Беренников
Х
Хаврошечка
Хитрая наука
Хлыст и Подлыгало
Хорошо, да худо
Хрустальная гора
Ц
Царевна, разрешающая загадки
Царевна-змея
Царевна-лягушка
Царь Иван и лапотник
Царь-девица
Царь-медведь
Ч
Чего на свете не бывает
Чёрт-заимодавец
Чивы, чивы, чивычок…
Чудесная рубашка
Чудесные лапоточки
Чудесный ящик
Ш
Шабарша
Шёл солдат домой
Шемякин суд
Я
Яичко
вот на этом сайте есть сказки эти целиком=)
http://traditio.wiki/Русские_народные_сказки
PS: я даже о большей половины и не знала=)
Материал по теме: Список лучших сказок для детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Список литературы для чтения детям (в род. уголок) средняя группа
Список литературы для чтения детям (в род. уголок) средняя группа…
Примерный список литературы для чтения детям во 2-ой младшей группе.
Чтение литературы способствует нравстенному развитию детей и правильному восприятию окружающего мира, формируют внимание и усидчивость. Важно подбирать книги по возрасту, объяснять детям поступки перс…
Примерный список литературы для чтения детям 4-5 лет
Примерный список литературы для чтения детям 4-5 лет по программе «От рождения до школы» поможет родителям в подборе библиотечки для ребенка, произведений для ознакомления с художественной литературой…
Примерный список литературы для чтения детям старшего дошкольного возраста
В списки для чтения представлена различная литература, как зарубежная так и отечественная. Она направлена на развитие патриотического воспитания, познавательного интереса, духовно-нравственного воспит…
Список литературы для чтения детям 4-5 лет по программе Васильевой
Список литературы для чтения детям 4-5 лет по программе Васильевой…
Список литературы для чтения детям во 2 младшей группе
Примерный спмсок литературы для чтения детям 3 — 4 лет…
Список рекомендованной литературы для детей от 3 до 4 лет.
Художественная литература Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонаже…
Перед вами список 100 лучших книг, составленный по результатам голосования посетителей нашего сайта. В голосовании участвуют произведения художественной литературы любой длины, любого жанра, написанные на любом языке в любой период времени.
Участники голосования сами решают, что понимать под словами «лучшие книги». Вы можете добавить в список и проголосовать как за самое эпохальное с вашей точки зрения литературное произведение, так и за просто интересную книгу, которую можете перечитывать раз за разом (подробнее в разделе «О проекте»). Система голосования позволяет голосовать как «за», так и «против». Онлайн голосование является бессрочным, результаты обновляются немедленно в режиме реального времени.
Добро пожаловать в рейтинг 100 лучших книг всех времен! Читайте и любите книги!
Наличие:
Все книги
По языкам:
Все
По времени:
Все
Метки:
Сказка
Название Посчитать прочитанное Копировать список | Год | Средний балл | Проголосовало | Баллы | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 |
| 1820 | 2.27 | 3862 | 8793 | ||
2 |
| 1985 | 1.19 | 5700 | 6814 | ||
3 |
| 1939 | 1.25 | 5323 | 6672 | ||
4 |
| 1916—1922 | 1.27 | 5118 | 6501 | ||
5 |
| 1942 | 0.73 | 7282 | 5356 | ||
6 |
| 1964-1965 | 1.63 | 3262 | 5322 | ||
7 |
| 1965 | 1.24 | 4259 | 5282 | ||
8 |
| 1835 | 2.53 | 2080 | 5268 | ||
9 |
| 1959-1972 | 1.51 | 3463 | 5249 | ||
10 |
| 1894-1895 | 2.75 | 1860 | 5133 | ||
11 |
| 1839-1872 | 1.06 | 4663 | 4989 | ||
12 |
| 1833 | 1.44 | 3386 | 4880 | ||
13 |
| 1726 | 1.68 | 2850 | 4802 | ||
14 |
| 1953-1954 | 0.88 | 5209 | 4635 | ||
15 |
| 1864 | 1.03 | 4354 | 4523 | ||
16 |
| 1887 | 2.13 | 2120 | 4521 | ||
17 |
| 1871 | 1.77 | 2389 | 4237 | ||
18 |
| 1956 | 1.94 | 2058 | 4013 | ||
19 |
| 1975 | 4.14 | 914 | 3785 | ||
20 |
| 1858 | 2.27 | 1656 | 3764 | ||
21 |
| 1906 | 2.75 | 1366 | 3760 | ||
22 |
| 1834-1856 | 1.96 | 1903 | 3731 | ||
23 |
| 1831 | 1.54 | 2407 | 3728 | ||
24 |
| 1830 | 1.41 | 2277 | 3224 | ||
25 |
| 1924-1928 | 0.90 | 3544 | 3223 | ||
26 |
| 1933 | 1.43 | 2216 | 3189 | ||
27 |
| 1954-1955 | 0.48 | 6515 | 3134 | ||
28 |
| 1958 | 2.99 | 992 | 2971 | ||
29 |
| 1955 | 0.88 | 3299 | 2927 | ||
30 |
| 2.25 | 1284 | 2895 | |||
31 |
| 1997-2007 | 0.36 | 7445 | 2749 | ||
32 |
| 1998 | 1.52 | 1788 | 2729 | ||
33 |
| 1963 | 2.78 | 968 | 2697 | ||
34 |
| 1834 | 1.75 | 1538 | 2692 | ||
35 |
| 1928 | 2.36 | 1104 | 2609 | ||
36 |
| 1935 | 1.04 | 2416 | 2526 | ||
37 |
| 1916-1946 | 1.49 | 1690 | 2520 | ||
38 |
| 1844 | 2.42 | 962 | 2337 | ||
39 |
| 1908 | 2.06 | 1119 | 2314 | ||
40 |
| 1974 | 1.77 | 1297 | 2304 | ||
41 |
| 1982 | 1.19 | 1882 | 2243 | ||
42 |
| 1909 | 2.36 | 873 | 2065 | ||
43 |
| 1945-1979 | 1.21 | 1690 | 2059 | ||
44 |
| 1812 | 1.55 | 1196 | 1854 | ||
45 |
| 1786 | 2.13 | 867 | 1853 | ||
46 |
| 1950-1956 | 0.86 | 2109 | 1834 | ||
47 |
| 1938 | 1.07 | 1687 | 1808 | ||
48 |
| 1697 | 1.38 | 1309 | 1807 | ||
49 |
| 1957 | 1.01 | 1780 | 1800 | ||
50 |
| 1945-1970 | 1.38 | 1292 | 1793 | ||
51 |
| 1826-1828 | 2.23 | 791 | 1769 | ||
52 |
| 1936-1950 | 2.01 | 840 | 1692 | ||
53 |
| 1978 | 2.08 | 793 | 1655 | ||
54 |
| 1937 | 1.99 | 829 | 1652 | ||
55 |
| 1964 | 2.80 | 584 | 1641 | ||
56 |
| 1929 | 1.99 | 774 | 1541 | ||
57 |
| 1888 | 2.42 | 601 | 1456 | ||
58 |
| 1843 | 1.78 | 798 | 1421 | ||
59 |
| 1923 | 0.86 | 1625 | 1402 | ||
60 |
| 1962 | 2.65 | 499 | 1323 | ||
61 |
| 2.08 | 633 | 1319 | |||
62 |
| 1833 | 1.45 | 906 | 1319 | ||
63 |
| 1944 | 1.78 | 697 | 1243 | ||
64 |
| 1940 | 1.76 | 594 | 1050 | ||
65 |
| 1697 | 1.69 | 604 | 1021 | ||
66 |
| 1837 | 3.04 | 324 | 985 | ||
67 |
| 1964 | 1.23 | 796 | 980 | ||
68 |
| 1937 | 0.29 | 3160 | 932 | ||
69 |
| 1968-2001 | 0.77 | 1150 | 888 | ||
70 |
| 2007 | 2.12 | 412 | 877 | ||
71 |
| 1843 | 2.27 | 385 | 876 | ||
72 |
| 1954 | 1.46 | 569 | 831 | ||
73 |
| 1924 | 0.69 | 1180 | 823 | ||
74 |
| 1960 | 2.22 | 354 | 786 | ||
75 |
| 1981 | 1.75 | 441 | 774 | ||
76 |
| 1900 | 1.20 | 639 | 773 | ||
77 |
| 1951 | 2.16 | 347 | 752 | ||
78 |
| 1943 | 1.80 | 397 | 718 | ||
79 |
| 1873 | 2.61 | 257 | 673 | ||
80 |
| 1834 | 2.08 | 308 | 641 | ||
81 |
| 1908 | 1.00 | 613 | 617 | ||
82 |
| 1814 | 1.10 | 536 | 592 | ||
83 |
| 1924 | 1.64 | 335 | 552 | ||
84 |
| 1818 | 1.14 | 479 | 547 | ||
85 |
| 1867 | 2.23 | 225 | 502 | ||
86 |
| 1877 | 2.49 | 199 | 496 | ||
87 |
| 1911 | 2.44 | 198 | 485 | ||
88 |
| 1911 | 0.76 | 587 | 451 | ||
Книги из списка кандидатов на включение в основной список лучших книг: | |||||||
89 ? |
| 1940 | 2.35 | 1425 | 3362 | ||
90 ? |
| 1936 | 2.26 | 1482 | 3362 | ||
91 ? |
| 2014 | 1.96 | 1715 | 3362 | ||
92 ? |
| 1964 | 2.11 | 1589 | 3361 | ||
93 ? |
| 2.93 | 1144 | 3360 | |||
94 ? |
| 1970 | 2.31 | 1452 | 3360 | ||
95 ? |
| 1968 | 2.09 | 1601 | 3360 | ||
96 ? |
| 1948 | 2.04 | 1646 | 3358 | ||
97 ? |
| 1945 | 2.52 | 1293 | 3268 | ||
98 ? |
| 1982 | 2.00 | 505 | 1013 | ||
99 ? |
| 1829 | 2.30 | 421 | 970 | ||
100 ? |
| 1828 | 1.71 | 492 | 842 | ||
| |||||||
Страницы: 1 2 | Список кандидатов Копировать список Проголосовать | ||||||
|
Подписывайтесь на наш Инстаграм аккаунт @100bestbooks. Ежемесячный список 100 лучших книг на текущий момент, другие литературные рейтинги и списки, тематические списки книг. Азартные игроки постоянно крутят барабаны онлайн слотов. Популярные игровые автоматы с выводом денег на otzivycasino.xyz пользуются спросом у многих ценителей казино. Однако, нельзя торопиться с выбором сайта. Далеко не все п…
Сайту и списку 100 лучших книг всех времен исполнилось 10 лет! За это время мы зарегистрировали более 90 миллионов посещений и почти 35 тысяч проголосовавших. Мы поздравляем всех причастных с этой замечательной вехой и благодарим всех посетителей и участников голосования за ваш интерес и участие. У нас получился действительно хороший и замечательный список. Ура! Читайте и любите книги! Обратите внимание на лицензионные сайты с азартными играми. Экспертный
При частичном или полном цитировании материалов сайта ссылка на 100bestbooks.ru обязательна
| О проекте
Краткосрочный проект
«По страницам русских народных сказок»
в подготовительной к школе группе.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный проект, 1 недели.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель.
Возраст детей: 6-7 лет.
Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Актуальность: Огромное значение в жизни человека имеет книга. Стойкий интерес к чтению и привычка ребенка читать формируется в семье. Пока ребенок маленький родители читают ему книги, а как только малыш научится читать сам, облегченно вздыхают. Ни для кого не секрет, что многие дети вырастают, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается не тронутой и теряет свое значение в формировании художественного вкуса. Большую часть своего свободного времени дети, и их родители проводят у телевизора или компьютера, в связи с этим, замедляется процесс чтения, теряется интерес к книге. Чтение же художественной литературы имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. От того как дети понимают содержание прочитанного, умеют бегло и выразительно читать, анализировать поступки героев, делать выводы, зависят их успехи в обучении.
Начав интересоваться книгой, ребенок попадет в совершенно другой мир – увлекательный, красочный, интересный, который подарит ему множество открытий и находок. Любовь к чтению и книге – это любовь на всю жизнь, поэтому очень важно поощрять первые успехи дошкольника в чтении, рассказе, стимулировать его интерес к слову и хорошим произведениям.
Книжка – малышка, сделанная дошкольниками, позволит поднять интерес к художественной литературе, даст понимание важности книги в жизни человека и повысить самооценку детей за свой труд.
Книжка-малышка- это и развлечение, и времяпрепровождение с ребёнком, а также обучение.
Самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чём не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая им необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы позволяют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.
Гипотеза: Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.
Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.
Трудности формирования у детей связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составления рассказов по картине и серии картинок, составления описательных рассказов. Слабо развиты творческие способности детей.
Цель:
Воспитывать у детей любовь к книгам, а также любовь к русским народным сказкам; развивать у детей устойчивый интерес к сказке, как к произведению искусства; раскрытие творческих способностей детей.
Задачи:
1.Повысить у детей интерес к самостоятельной читательской деятельности.
2.Формировать умение планировать процесс изготовления книжки – малышки.
3.Расширить представление детей о сказках.
4.Развивать у детей умение самостоятельно отбирать интересующую литературу.
5.Развитие мелкой моторики рук.
6.Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.
7.Воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
8.Воспитывать культуру речи.
9.Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
10.Воспитание эстетического вкуса.
Планируемые результаты:
1. Повышение эффективности работы по развитию связной речи детей.
2. Обогащение словарного запаса детей.
3. Использование детьми в своей речи элементов русского фольклора, сравнений, метафор, эпитетов и других средств образной выразительности.
4. Умение играть в дидактические и настольно-печатные игры, разгадывать и составлять свои загадки, разгадывать кроссворды и ребусы по русским народным сказкам.
5. Применение полученных знаний, умений и навыков в творческой деятельности (создание книжки-малышки).
Продукт проекта: Книжка-малышка по русским народным сказкам: «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Зайкина избушка», «Теремок», «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой», «Гуси-лебеди».
Ожидаемые результаты по проекту:
— развитие интереса детей к русским народным сказкам;
-закрепление умения применять свои знания в беседе, связных высказываниях;
-воспитание чувства дружбы и коллективизма;
— получить эмоциональный отклик от своей работы;
— пополнение книжного уголка книжками-малышками, сделанными своими руками.
I этап «Подготовительный»
1. Изучение литературы по проектной деятельности.
2. Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг с русскими народными сказками, иллюстраций по сюжетам русских народных сказок.
3. Разработка конспектов совместной деятельности, сценарии викторины по теме «Что за чудо эти сказки!».
4. Обогащение развивающей среды: в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения; в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (плоскостной, настольный, на палочках, на ложках, на конусах, Бибабо, пальчиковый,); в игровую зону – маски,
в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам.
5. подбор наглядно-дидактического материала.
II этап «Информационно-творческий»
Познавательное развитие:
1. СОД: «Русские народные сказки».
2. ФЭМП (развивающие игры): «Иван-царевич спасает Василису Премудрую» (лабиринт),
3. Конструирование: «Построй замок для Елены Прекрасной» (строитель); «Царевна Лягушка», «Жар-птица», «Зайчик» (оригами).
Речевое развитие:
1. СОД: Пересказ сказки «У страха глаза велики».
СОД: Рассказывание по серии картинок «Лисичка-Сестричка и волк».
СОД: Творческое рассказывание: «Придумай конец сказки».
2. Рассказывание сказок, используя мнемотаблицы.
3. Составление описательных рассказов о героях и волшебных предметах русских народных сказок. Придумывание загадок детьми по теме.
4. Дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Из какой сказки пришёл герой (героиня)?», «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Путаница», «Сложи картинку и узнай сказку»
5. Чтение художественной литературы: «Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Кот, Петух и Лиса»), «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка-Бурка» и «Иван-Царевич и Серый Волк» (сравнение сюжетов сказок), «По щучьему велению», «Сказка про Бабу Ягу», «Семь Симеонов», «Морозко», «Снегурочка», «Финист – Ясный сокол», «Летучий корабль», «Волшебное кольцо».
Социально-коммуникативное развитие:
1. Игра-драматизация по русской народной сказке «Красная шапочка».
2. Обыгрывание сюжетов из сказок: «Волк и Лиса», «Петушок – Золотой Гребешок»
3. Беседа: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?».
4. Отгадывание загадок.
5. Заучивание наизусть считалок, стихотворений.
6. Настольно-печатные игры: «Любимые сказки» («Играем и учимся»), «Мои любимые сказки» («Умка» развивающие игры – узнай по тени), «Сказки о животных», «Сказки. Игра в дорогу» (с фишками), кубики «Любимые сказки», театр сказок.
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Золотые ворота», «Кошки-мышки», физминутка «Сказки»; пальчиковая гимнастика «Любимые сказки», глазная и дыхательная гимнастика.
Художественно-эстетическое развитие:
1. Рассматривание репродукций картин В.Васнецова «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке».
3. Рисование «По мотивам русских народных сказок» (акварельные краски, мелки, фломастеры).
4. Рисование песком «По мотивам русских народных сказок».
5. Аппликация «Укрась сарафан, рубашку-косоворотку для русского костюма».
6. Лепка «Мои любимые герои».
8. Театр своими руками.
9. Показ воспитателем театров по сказкам: «Три поросенка» (теневой), «Гуси лебеди» (Настольный), Теремок (плоскостной).
10. Просмотр мультфильмов по любимым русским народным сказкам.
11. Спектакль в саду «По мотивам русских народных сказок».
12. Музыка: подбор музыкального материала для обыгрывания сюжетов сказок, русских народных песен, хороводов, музыкальных народных игр.
Совместная работа родителей и детей:
1. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
2. Составление сказок на новый лад, оформление книжек-малышек.
Работа с родителями:
1. Консультация для родителей «Воспитание сказкой».
III этап «Заключительный»
Результаты проекта:
1. В группе созданы необходимые условия по формированию у детей целостного представления о русской народной культуре.
2. Расширился кругозор и активизировался словарный запас детей.
3. Речь детей стала выразительной и эмоционально окрашенной.
4. Дети с интересом и удовольствием обыгрывают сюжеты знакомых сказок, играют в разные виды театров, в дидактические и настольно-печатные игры по русским народным сказкам.
5. Дети используют полученные знания, умения и навыки в своих творческих работах.
6. Родители активно участвовали в ознакомлении детей с русскими народными сказками, выполнении творческих работ по их сюжетам, изготовлении театров.
Продукт проекта:
1. Выставка творческих работ детей по сюжетам сказок (рисунки, аппликации, рисование песко, лепка).
2. Книжки-малышки «Сказка на новый лад» (дети и родители).
3. Театры, сделанные руками детей, родителей, воспитателей и их помощников.
4. Викторина «Что за чудо эти сказки!» (дети и родители).
5. Лэпбук «Добро пожаловать в сказку»
Результат:
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а также способствовала возникновению интереса и желания у детей принять участие в проекте «По страницам наших сказок»; сблизила детей и педагогов нашей группы.
Список используемой литературы:
1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
2. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005. -№4.
3. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2012г.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007
5. Румянцева Е.А. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет. Волгоград: Учитель, 2014.
6. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». -М.: АРКТИ, 2004.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 1279 «ЭВРИКА»
117149, Москва, Азовская улица, д.2, корп.2
Тел.: 8(499)619-39-43, e-mail: 1279@edu.mos.ru http://sch1279.mskobr.ru
ОКПО 11351978, ОГРН 1037739181402, ИНН/КПП 7727123537/772701001
Дошкольные группы ГБОУ Школа 1279 «Эврика»
По адресу: ул. Болотниковская, д.36 «Б»
Самообразование воспитателя по теме «Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста»
в старшей группе № 17 — Б на 2020 – 2021 учебный год.
Воспитатель:
Гаева О.В.
Москва 2020г
Актуальность:
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка.
Сказка, фантазии — это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…”
В. А. Сухомлинский.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому очень важно уже с младшего дошкольного возраста показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Одним из средств нравственного воспитания является сказка.
Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Именно в этот период сказка способна пробудить все доброе, что есть в душе малыша, сформировать нравственные ценности и любовь к чтению, научить правильному общению, развить эмоциональную сферу и речь.
Так, интерес к воспитательным способностям народной сказки перерос в обширный тематический модуль по самообразованию «Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста».
Целью работы над темой стало создание условий для формирования нравственных качеств посредством народной сказки.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
— проанализировать методическую и психолого – педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста;
— оценить целесообразность и успешность применения русской народной сказки для воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста;
— способствовать педагогическому просвещению родителей по вопросам нравственного воспитания детей;
— поделиться опытом с коллегами по вопросу применения возможностей русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников.
Предполагаемый результат работы над темой:
Дети научатся:
- Внимательно слушать литературное произведение.
- Соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом.
- Устанавливать причинные связи в тексте.
- Давать элементарную оценку поступкам героев сказок.
- Различать границы фантастического (сказочного) и реалистического в книге.
- Сочувствовать и сопереживать героям произведения.
- Станут охотнее принимать участие в играх и инсценировках по сюжетам знакомых произведений.
Список литературы:
1. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой. — М.: Сфера, 2002.
2. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С. – М., 2008.
3. Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4.
4. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. — Владос, 2001.
5. Зинкевич — Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.
6. Шорыгина Т.А. Общительные сказки. М., 2005г.
7. Фесюкова Л. Б.. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. – М. —
Фолио, 1996.
Интернет – ресурсы:
1. «Сказка — как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников»:
http://lib.convdocs.org/docs/index-104220.html
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
В процессе работы над темой были проведены следующие мероприятия:
— Оформлен альбом «Нравственные эталоны русских народных сказок».
— Оформлены тантамарески по русским народным сказкам: «Кот, Лиса и Петух», «Три медведя», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок».
— В группе создан мини – музей «Там, где живет сказка».
— Организована выставка поделок «Мои любимые сказки» (совместно с родителями).
В процессе работы над темой плодотворно велась работа с родителями:
— В начале учебного года проведено анкетирование «Сказка в жизни нашей семьи», по результатам которого было выяснено отношение родителей к народным сказкам. Так, 65% опрошенных предпочитают народные сказки другим художественным произведениям.
— Проведены консультации: «Скрытые возможности русских народных сказок», «Нравственное воспитание в семье».
— Подготовлена папка – передвижка «Сказка в жизни ребенка».
— Организована фотовыставка «В мире сказок».
— Проведено родительское собрание: семинар – практикум «Сказка глазами детей и родителей».
— Произведен обмен опытом с педагогами ДОУ «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Методика работы».
Результат (чего достигли):
В результате плодотворной работы в течение учебного года произошло повышение качества воспитательно-образовательного процесса по результатам показателей мониторинга в области «Социально – коммуникативное развитие» (нравственное воспитание).
Результат мониторинга по сформированности нравственных качеств на начало учебного года.
Результат мониторинга по сформированности нравственных качеств на конец учебного года.
Таким образом, у детей сформированы понятия о таких нравственных качествах личности, как: взаимовыручка, взаимопомощь, дружелюбие, чувство товарищества, верность, трудолюбие, гостеприимство.
Дети не только познакомились с проявлением данных качеств народных произведениях, но стараются применять их в своей жизни: в играх и общении друг с другом.
Перспективы на будущий год:
По результатам углубленного изучения темы по самообразованию, мы увидели важнейшее значение сказки еще и в том, что с ее помощью малыш видит мир в его целостности. Проживая сюжет произведения, он учится сопоставлять, анализировать, делать выводы, используя не скучный дидактический материал, а погружаясь в мир удивительных персонажей – красочный, живой, наполненный звуками и красками.
Сказка сопровождает ребенка на всем протяжении дошкольного детства, постепенно вводя его в мир более серьезных житейских понятий.
Положительный опыт применения сказок в качестве средства воспитания и обучения предполагает возможность их использования в других областях развития детей на следующий учебный год.
Дошкольник.ру
Дошкольник.ру — сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф — журнал воспитателя.
Фейсбук
Фольклор
Раздел для педагогов и родителей, содержит занятия по теме «Фольклор», вы можете добавлять свои статьи сами и принимть участие в обсуждение статей. Предлагаем педагогам помощь в аттестации. Размещаем творческий материал в официальном всероссийском сетевом журнале «Дошкольник.рф». Журнал выходит 1 числа каждого месяца и имеет вид .pdf формата. Выдаются документы о публикации. Рассылается всем авторам номера и его можно скачать с главной страницы сайта. Имеет лицензию СМИ и зарегистрирован в Роскомнадзоре (ЭЛ №ФС77-55754). Для публикации в журнале и получения Сертификата публикации Вам нужно: прислать свой материал по адресу: doshkolnik@list.ru Мы соцсетях — вступайте в группы — будем рады видеть Вас в наших рядах! Условия выдачи Сертификата публикации Условия выдачи Свидетельства публикации Как попасть в журнал | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >> | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 2 из 57 |