Список русских народных сказок для детей 6 7 лет

Авторские развивающие логические игры от автора попадейкиной л. а. для детей 5,6,7 лет в мире сказок. игры пригодятся педагогам подготовительных

Авторские развивающие логические игры от автора Попадейкиной Л. А. для детей 5,6,7 лет «В мире сказок». Игры пригодятся педагогам подготовительных и старших групп для улучшения логического мышления детей.

Задачи:

  • прививать любовь к книге, воспитывать любовь к сказкам;
  • развивать сообразительность и смекалку, логическое мышление, умение подбирать определения, расширять словарный запас;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе.

Ход занятия «Развивающие логические игры»

Ведущая: «Сказка — ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам — урок.» Все мы любим читать и слушать сказки. И сказок в мире великое множество.
А знаете ли вы сказки? Это мы сегодня и узнаем. Приготовьтесь, мы отправляемся в приключение по сказкам.

Игра «Отгадай сказку»

(нужно отгадать название сказки)

— Он от бабушки ушёл
И от дедушки ушёл,
А лиса перехитрила
И на носик посадила ( Колобок)

— Кто-то в домик к ним пришёл
Беспорядок в нём навел.
Съел из миски,
Стул сломал
И в кроватке полежал (Три медведя)

— Сидит в корзине девочка у Мишки за спиной
Он сам того не ведая несёт её домой.
Хотел присесть он на пенёк и скушать вкусный пирожок,
Но Маша в коробе сидит и тихо — тихо говорит:
«Не садись ты на пенёк, и не кушай пирожок.
Неси бабушке, неси дедушке» (Маша и медведь)

— Рыбкой кто не поделился —
Мёртвым зверем притворился.
Рыбку кто ловил хвостом,
Битый был потом ведром.
Догадайтесь, я о ком ( Лиса и волк)

— Мышка там зерно толчёт,
Лягушка пироги печёт —
А лиса с колючим ёжиком
Режут сало острым ножиком ( Теремок)

— Кто не слушался сестрицу,
Воду выпил из копытца.
Кто кого потом искал?
Из озёрной тины звал.
Отвечайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Ведущая: Что ж загадки отгадали и героев вы узнали. Но в сказке не один герой, вы немножко поищите — всех героев покажите. У меня на столе лежат картинки персонажей сказок — нужно для каждой сказки подобрать своих героев.

Игра «Покажи сказку»

( детям даётся название сказки и они должны на магнитную доску выставить из общего набора персонажей тех, кто подходит для их сказки)

Например:

  • для сказки «Колобок» — колобок, бабка, дед, заяц, медведь, волк, лиса;
  • для сказки «Репка» — репка, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка;
  • для сказки «Заюшкина избушка» — лиса, заяц, волк, медведь, петух и т. д.

Ведущая: Ну, ребята, молодцы! Все герои — хороши! А сейчас давайте представим, что вы — актёры театра. И вам необходимо приготовиться к выступлению.

Игра «Одень сказочного героя»

( выбираем четырёх детей: из них двое будут сказочными героями, а двое будут помогать им наряжаться)

Ведущая: Вот здесь у нас костюмы сказочных героев, но к сожалению, из-за частого переезда театра, они перемешались. Вам нужно найти костюм именно вашего сказочного героя. В каждом костюме по 5 предметов.( даётся название сказочного героя)

Например:

  • дед — парик, усы, шляпа, рубаха, шаровары;
  • баба — платок, юбка, блузка, лапти, корзина;
  • волк — уши, жилет, шаровары, хвост, игрушечный заяц;
  • лиса — уши, жилетка, юбочка, хвост, игрушечная рыбка.

Ведущая: Молодцы, ребята! Хоть сейчас на сцену! Если присмотреться к нашим сказочным персонажам — про них можно многое рассказать.

Игра — развлечение для старших дошкольников «В мире сказок» (по сюжетам русских народных сказок)

Игра «Какие они?»

  1. Крошечка — хаврошечка. Какая она? (добрая, трудолюбивая, ласковая, сострадательная, работящая…)
  2. Лиса в сказках. Какая она? (рыжая, хитрая, изворотливая, жадная, лживая…)
  3. Машенька из сказки «Машенька и медведь». Какая она? (добрая, любящая, трудолюбивая, смекалистая…)
  4. Волк в сказках. Какой он?(серый, злой, грубый, жадный, голодный…)
  5. Петушок из сказки «Петушок — золотой гребешок». Какой он? (глупый, непослушный, крикливый, беспомощный…)
  6. Снегурочка. Какая она? (снежная, ледяная, любящая, боязливая…)

Ведущая: Вот теперь, благодаря вам, ребята, мы знаем, какие они — сказочные персонажи. Вы, конечно, знаете, что у каждой сказки есть начало и есть конец. Давайте с вами попробуем по началу и концу сказки отгадать её название.

Игра «Отгадай сказку»

  1. Эта сказка начинается со снежной бабы, а заканчивается белым облачком (Снегурочка).
  2. Эта сказка начинается со стрелы, а заканчивается смертью Кощея (Царевна — лягушка).
  3. Эта сказка начинается с посадки овоща, а заканчивается помощью мышки (Репка).
  4. Эта сказка начинается с запретного питья из копытца, а заканчивается гибелью ведьмы (сестрица Аленушка и братец Иванушка).
  5. Эта сказка начинается с выпечки, а заканчивается на кончике носа лисы (Колобок).
  6. Эта сказка начинается с рыбки, а заканчивается поездкой на битом волке (Лисичка — сестричка и волк).
  7. Эта сказка начинается со скалочки, а заканчивается оторванным хвостом (Лисичка со скалочкой).

Ведущая: Молодцы, ребята, отгадали названия сказок. Но какая бы не была сказка, в ней добро всегда побеждает зло. Читайте сказки и вырастайте добрыми, умными, честными. А наше приключение в мире сказок закончилось и за ваше невероятное знание сказок вы получаете медали «Сказочные знатоки».

Живёт в каждой сказке какой — то герой,
Мечтает герой подружиться с тобой
Ты руку ему протяни поскорей
И в сказочный мир шагни посмелей.

Автор: Попадейкина Людмила Александровна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ Д/С КВ № 27 «Ёлочка»
Месторасположение: город Северск, Томская область, Россия.

Дата изменения: 17.02.2021
Дата публикации: 19.06.2014

Муниципальное
автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад 
№14 «Умка»

Самообразование по теме:

 «Русские народные сказки как
средство развития связной речи старших дошкольников»

Воспитатели:  Ф.В. Ахмедова

С.З. Мирзоева

План работы по теме
самообразования

 

 

Тема:
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Речь – инструмент
развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые
способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия
для успешного обучения в школе. 

У ребенка старшего
дошкольного возраста (6-7 лет) речь должна быть чистой внятной, без нарушений
звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения
звуками.

Русские народные
сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают,
как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная
мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой
яркостью, как в народных сказках.

В формировании
связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов.
Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях
формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно
предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами
художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное
высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного
языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень
умственного, эстетического, эмоционального развития малыша.

Русские народные
сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи
детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка,
показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями.
Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно
воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки
как фактор развития связной речи детей.

Цель: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи
старших дошкольников.

Задачи:

1.      работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи
детей, грамматического строя, связной, выразительной речи; обогащать словарь

2.    
обучать детей построению полных и выразительных
ответов по содержанию прочитанной сказки; излагать свое отношение к
прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства
образной выразительности;

3.    
развивать у детей мышление и воображение,
эмоциональную отзывчивость

4.     воспитывать любовь к художественной литературе.

Содержание работы на 2020-2021 учебный год

Сроки выполнения

Практический выход

Определение цели, задач, подбор литературы

Ознакомление с передовым педагогическим опытом

Насыщение ППРС по теме исследования

Сентябрь

Сентябрь-май

Работа с детьми

НОД «Что такое сказка»

Досуг  «Путешествие в сказочную страну»

Дидактическая игра с элементами ТРИЗ «Собери и расскажи сказку»

Сентябрь

Выставка рисунков «Моя любимая сказка»

Чтение и обсуждение сказки «По щучьему велению»

НОД с использованием ТРИЗ «Спасем прекрасную царевну»

Дидактическая игра «Расскажи сказку» по серии картинок

Октябрь

Изготовление масок для героев сказок

Пополнение книжного уголка

Чтение и обсуждение сказки «Сивка-бурка»

НОД «Сивка-бурка»

Беседа «Изменим ситуацию в знакомых сказках»

Ноябрь

Драматизация сказок

Выставка поделок из бросового материала «Мой любимый герой сказки»

Чтение и обсуждение сказки: «Снегурочка»

НОД «Снегурочка»

Творческий вечер «Перевирание сказки» (ТРИЗ)

Декабрь

Изготовление открыток к празднику

Чтение сказки «Морозко»

НОД «В гостях у сказки»

Январь

Конструирование книжек-малышек

Чтение и обсуждение сказки «Иван-царевич и серый волк»

НОД с использованием ТРИЗ «Путешествие в волшебную страну»

Дидактическая игра «Расскажи сказку по иллюстрациям»

Февраль

Создание альбома «Волшебный мир сказок»

Чтение и обсуждение сказки «Хаврошечка»

НОД с использованием ТРИЗ «Хаврошечка»

Беседа «Сказка, но по-новому» (ТРИЗ)

Март

Конкурс «Сочини сказку»

Чтение и обсуждение сказки «Царевна-лягушка»

НОД «Сказочный сундучок, откройся»

Дидактическая игра «Расскажи сказку по героям»

Апрель

Вечер сказок

Конспект занятия с элементами ТРИЗ «В гостях у сказки»

Использование мозгового штурма в работе со сказкой «Кот, петух и
лиса»

Викторина сказок

Май

Драматизация сказки

Работа с родителями

Анкета для родителей «Русская народная в жизни Вашего ребенка»

Консультация «Мама, почитай мне сказку»

Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности.

Приобретение в группу раскрасок с героями русских народных сказок

Консультация «Русская народная сказка как средство развития речи
дошкольников»

Консультация «Сказка в жизни ребенка»

Мастер-класс по изготовлению настольного театра

Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка».

Акция «Подари детям книгу», конкурс «Сочини сказку»

Вечер сказок

Викторина сказок

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Работа с педагогами

Самореализация

Отчет работы по теме самообразования на итоговом педсовете

май

Литература

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития
речи и обучения родному языку дошкольников. — М., 1997.

Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи…
Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.

Корзун А.В. «Весёлая дидактика». Использование
элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Пособие для педагогов в
дошкольных учреждениях. — М: Линка-Пресс, 2000

Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии
развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов
дошкольных учреждений), 2004

Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. — М: Фолио,
2000, 464 с.

Использование русских народных сказок
в детском саду.

Автор О.С. Ушакова предлагает
определенную последовательность ознакомления младших дошкольников со сказкой:
1. Рассказывание сказки и одновременное рассматривание иллюстраций.
 (Для ребёнка младшего
возраста предпочтительно утрированное выразительное рассказывание, при котором
голосом «рисуются» образы и картины происходящего). 2. Показ настольного
кукольного театра с одновременным рассказыванием.
 3.
 Игра-инсценировка по сказке.
 (Проводя коллективные
инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются
передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру
разговора. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и
высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность
речи). 4. Игра-драматизация по мотивам сказки.

Для усиления эмоционального
воздействия, лучше сказки рассказывать, а не читать так же это способствует
лучшему понимания основного смысла сказки.

Сказка раскрывает перед ребенком
меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором,
живыми и образными выражениями, сравнениями. Чем старше становится ребенок, тем
больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её
поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно
приобщается к народной мудрости.

Использование  народных сказок в
работе с дошкольниками позволяет решить следующие
задачи:

1. Развитие умения связно,
последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные
произведения.

2. Обогащение словаря.

3. Развитие умения воспринимать,
понимать и эмоционально откликаться на сказку.

4. Развитие представления об
окружающем мире.

5. Воспитание интереса и любви к
русскому народному творчеству.

6. Побуждение к использованию
сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.

Использовать можно следующие варианты
работы со сказками.

1.     Постановки
кукольных спектаклей по русским народным сказкам.

Цель: развитие творческих
способностей детей в процессе работы в кукольных спектаклях.

2.     Постановки
театрализованных представлений, спектаклей по теме русских народных сказок.

Цель: развитие
творческих и музыкальных способностей детей и знакомство с русскими народными
сказками.

3.     Рассматривание
иллюстраций  и просмотр м/ф русских народных сказок

Цель: визуальное
знакомство с персонажами сказок

4.     Чтение
и рассказывания русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке

Цель: знакомство с
содержанием русских народных сказок.

5.     Рисование
на тему: «Мой любимый сказочный герой»

Цель: развитие
творческих способностей детей

6.     Изготовление
поделок «Герои наших любимых сказок»

Цель: развитие
творческих способностей детей

Важно использовать
в работе сказки подходящие по возрасту. Например такие

Подготовительная
группа (6-7 лет)

  •  «Дикие
    лебеди» — Х.К. Андерсен;
  • «Сундук
    –самолет» — Х.К. Андерсен;
  •  «Кот
    на велосипеде» — С. Черный;
  • «У
    лукоморья дуб зеленый…» — А.С. Пушкин;
  • «Конек
    – горбунок» — П. Ершов;
  • «Спящая
    царевна» — В. Жуковский;
  • «Господин
    Ау» — Х. Мякеля;
  • «Гадкий
    утенок» — Х.К. Андерсен;
  •  «Лягушка
    – путешественница» — В. Гаршин;
  • «Денискины
    рассказы» — В. Драгунский;
  • «Сказка
    о царе Салтане» — А.С. Пушкин;
  • «Мороз
    Иванович» — В. Одоевский;
  • «Госпожа
    Метелица» — Бр. Гримм;
  • «Сказка
    о потерянном времени» —  Е. Шварц;
  • «Золотой
    ключик» — А.Н. Толстой;
  • «Гарантийные
    человечки» — Э. Успенский;
  • «Черная
    курица, или Подземные жители» — А. Погорельский;
  • «Сказка
    о мертвой царевне и о семи богатырях» — А.С. Пушкин;
  • «Слоненок»
    — Р. Киплинг;
  • «Аленький
    цветочек» — К. Аксаков;
  • «Цветик
    – семицветик» — В. Катаев;
  • «Кот,
    который умел петь» — Л. Петрушевский.

 Старшая
группа (5-6 лет)

  • « «Царевна –
    лягушка» (обр. Булатова);
  • «Хлебный колос»
    — А. Ремизов;
  • «Серая шейка»
    Д. Мамин-Сибиряк;
  • «Финист –
    ясный сокол» — р.н.сказка;
  • «Случай с
    Евсейкой» — М. Горький;
  • «Двенадцать
    месяцев» ( пер. С.Маршака);
  • «Серебрянное
    копытце» — П.Бажов;
  • «Доктор
    Айболит» — К. Чуковский;
  • «Бобик в
    гостях у Барбоса» — Н. Носов;
  • «Мальчик – с
    —  пальчик» — Ш. Перро;
  • «Доверчивый
    ежик» — С. Козлов;
  • «Хаврошечка»
    (обр. А.Н. Толстого);
  • «Царевна –
    льдинка» — Л. Чарская;
  • «Дюймовочка»
    — Х. Андерсен;
  • «Цветик –
    семисветик» — В. Катаев;
  •  «Волшебник
    изумрудного города» (главы) – А.Волков;
  • «Собачкины
    огорчения» — Б.Захадер;
  • «Сказка про
    трех пиратов» — А. Митяев.

Средняя группа
(4-5 лет)

  • «О девочке
    Маше, о собачке, петушке и кошке Ниточке» — А. Введенский;
  • «Бодливая
    корова» — К. Ушинский;
  • «Журка» — М.
    Пришвин;
  • «Три поросенка»
    (перевод С. Маршака);
  • «Лисичка –
    сестричка и волк» (обр. М. Булатова);
  • «Зимовье»
    (обр. И. Соколова-Микитова);
  • «Лиса и
    козел» ( обр. О. Капицы;
  • «Про Иванушку
    – дурачка» — М. Горький;
  • «Телефон» —
    К. Чуковский;
  • «Зимняя
    сказка» — С. Козлова;
  • «Федорино
    горе» — К. Чуковский;
  • «Бременские
    музыканты» — братья Гримм;
  • «Собака,
    которая не умела лаять»  (перевод с датск. А. Танзен);
  • «Колобок –
    колючий бок» — В. Бианки;
  • «Кто сказал
    «Мяу!»?» — В. Сутеев;
  • «Сказка о
    невоспитанном мышонке».

II младшая
группа  (3-4 года)

  • «Волк и
    козлята»  (обр. А.Н. Толстого);
  • «Бычок –
    черный бочок, белое копытце» ( обр. М.Булатова);
  • «У страха
    глаза велики»  (обр. М. Серовой);
  • «У солнышка в
    гостях»  (словацкая сказка);
  • «Два жадных
    медвежонка»  (венгерская сказка);
  • «Цыпленок» –
    К. Чуковский;
  • «Лиса, заяц,
    петух» – р.н. сказка;
  • «Руковичка»
    (украинская, обр. Н. Благина);
  • «Петушок и
    бобовое зернышко» — (обр. О. Капицы);
  • «Три брата» —
    (хакасская, пер. В. Гурова);
  • «Про
    цыпленка, солнце и медвежонка» — К. Чуковский;
  • «сказка про
    храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» — С. Козлов;
  • «Теремок» 
    (обр. Е. Чарушина);
  • «Лиса-лапотница» 
    (обр. В. Даля);
  • «Хитрая лиса»
    ( корякская, пер. Г. Меновщикова);
  • «Кот, петух и
    лиса» (обр. Боголюбской);
  • «Гуси –
    лебеди» (обр. М. Булатова);
  • «Перчатки» —
    С. Маршак;
  • «Сказка о
    рыбаке и рыбке» — А. Пушкин.

Таким
образом, русская народная сказка, является эффективным средством воздействия на
развитие основных компонентов речи дошкольника. Добрые и поучительные,
обязательно оставят у малыша впечатления и наполнят разнообразными чувствами и
эмоциями, а речь дополнится красивыми словами и оборотами.

Воспитательная и образовательная
значимость народного образа в

иллюстрациях русских народных сказок для
школьников

 В педагогической
деятельности определяющим моментом является изучение процессов достижения
определенных результатов зрительной деятельности, причем не только при
конкретной работе над изображением, но и в системе выстроенных заданий,
учитывающих различные виды работы – рисование природы, тематический и
декоративный рисунок, а также использование разнообразных художественных
материалов.

Декоративный рисунок на
уроках изобразительного искусства в его современном изложении, основанном на
изучении традиций народного творчества, является прекрасным примером развития
знаковой культуры. Знаки воды, солнца, плодородия в вышивке, резьбе –
стилизация, доведенная до выразительной четкости, понятной и доступной для
воспроизведения. «Давно замечено, что мир рукотворных предметов (предметы
домашнего обихода, одежда, ткани, игрушки), с которыми ребенок знакомится с
самого начала своей жизни, вызывает в нем живую реакцию, активизирует
творческое мышление, способствует развитию художественных знаний, помогает
ответить на многие вопросы»

Символ и знак – важные
атрибуты зрительной деятельности детей. Особенно это проявляется в
декоративно–тематической росписи. Символическая роль цвета, передающего тонкие
оттенки эмоционального состояния, хорошо известна как в детских рисунках, так и
в живописи. Личность человека формируется и развивается под влиянием множества
факторов: объективных и субъективных, природных и социальных, внутренних и
внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих
спонтанно или в соответствии с определенными целями. Важнейшим условием такого
развития является способность каждого члена общества к творческой деятельности,
результаты которой лежат в основе процессов обогащения, трансформации и
развития социального опыта человечества. Личность развивается в деятельности,
поэтому деятельность – главное средство и условие формирования личности.

Ориентация образования на
развитие личности ребенка требует выявления и определения тех свойств,
воздействие на которые способствует развитию личности в целом. В качестве
одного из них рассматривается творческая деятельность, которая является
системообразующим свойством личности и определяющей характеристикой ее движения
к самосовершенствованию. Творческую деятельность можно рассматривать как
целостность, для которой характерны многие ее проявления: единство внутренней и
внешней творческой деятельности, взаимозависимость мотивационного и
операционного компонентов, воображение и продуктивное мышление как основа
единого исполнительного механизма психической, творческой деятельности.

По мнению российских
психологов, педагогов и художников, художественному образу присущи следующие
характеристики: обобщенность при наличии чувственной конкретности,
эмоциональности; ассоциативность; целостность, не исключающая двусмысленности;
а также диалектическое единство общего и индивидуального, объективного и
субъективного, рационального и эмоционального, подробного и условного, прямо
отраженного и творческого. Развитие творческого воображения возможно только в
процессе творческой деятельности, при решении проблемно-творческих задач.

Современные условия развития
нашего общества диктуют необходимость воспитания образованных, нравственных,
предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации
выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом,
конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством
ответственности за судьбу страны.

Известно, что нравственные
ценности и ориентиры человека могут сильно варьироваться. Это может быть
обусловлено разнообразными факторами. Особенности характера, воспитания, личные
убеждения – всё это играет немаловажную роль в формировании личностных
установок человека, а также его отношения к важнейшим нравственным категориям.
Одной из важных детерминант, оказывающих непосредственное влияние на установки
человека по отношению к большинству нравственных категорий, например, таких,
как «ложь» и «правда», являются этнокультурные особенности личности человека.
Принадлежность человека к определенному этносу и соответствующим культурным
традициям оказывает существенное влияние на многие составляющие жизни человека,
в том числе, и на его отношение к ценностно– смысловым конструкторам. Ведь,
участвуя в коммуникации, каждый член общества постоянно сталкивается с их
непосредственным проявлением. Именно по этой причине представляется важным
рассмотрение специфики понимания нравственных категорий в связи с
этнокультурными особенностями личности.

Интересы – это целостные
динамические структуры, органические процессы, глубоко укоренившиеся в
биологической основе личности. Они развиваются вместе с личностью и проходят
все стадии роста и созревания. Интересы нельзя приобрести, они являются
врожденным качеством, но их можно развить, и этот процесс особенно бурно
проходит в младшем школьном возрасте. Интересы подкрепляются впечатлениями, под
их воздействием могут меняться и сами интересы. Этот процесс ведет к изменению
взаимоотношений со средой, проявлению скрытых до поры до времени черт личности.
Возникают межличностные связи, формируется общественное мнение, появляется
взаимная оценка.

Сейчас мы можем сказать, что
тема русского народного творчества выступает для детей как что–то новое с точки
зрения понимания.

Дети способны осознать
значимость тех сказочных образов и переложить их на собственную жизнь, принять
как интересный опыт своих предков. Найти отражения себя в героях сказок. Они
всё ещё ищут то, на что можно опереться и у кого позаимствовать опыт. Однако
сам процесс рисования уже нацелен на выявление главного смысла или передачи
образа, в котором заключён какой–то знак.

13 летний ребенок полностью
осознает, что в сказке лиса вредит зайцу и почему она это делает. Может
сопоставить реальную лису и художественный образ. Будучи учителями, мы
объясняем ребенку, что лиса наделена свойствами человека не просто так. В этом
есть смысл, знак. Многие ребята любят создавать на этом этапе себе и другим
клички.  И будет хорошо если она будет связана с народным творчеством. Потому
что в наших сказках даже самый с виду отрицательный герой может выглядеть
положительно. 

На примере волшебных и
бытовых сказок мы способны научить детей очень глубоким замыслам, которые
будут, тянутся всю их жизнь. Они смогут увидеть поступки, которые не стоит
совершать и в целом будут стремиться к позитиву даже когда, казалось бы, всё
плохо. Воспитание духа у молодого поколения наиважнейшая часть уроков по ИЗО. 

Так же через сказки
проносятся большие пласты художественных стилей. Если показывать детям работы
разных достойных художников отечества и зарубежья у детей разовьется хороший
вкус. Вероятно, появится желание ходить по местам, в которых можно увидеть и
может потрогать предметы русского народного быта. 

И не самое не мало важное,
что можно развить на уроках народных сказок это уважение к тому, что нам
оставили наши предки. Уважение к тому, как сильно мы люди стремимся сохранить
свою историю. Насколько красочна наша история и необъятна.

Надо помнить, что хоть у нас
и существует цель воспитать хорошо адаптированного человека в общество. Мы не
можем его заставить глубоко изучать свой предмет. Наша обязанность познакомить
человека с народным творчеством и привлечь максимально внимание, но не
заставлять изучать его глубоко. Дети очень быстро теряют интересно к тому, что
им навязывают. В нашем образовании часто встречается выгорание детей уже в 15
лет. А это значит, что к этому возрасту детей нужно привести не к выгоранию, а
зажечь новый интерес. И именно поэтому в 5 классе лучше всего раскрыть тему
художественного образа.

Образ персонажей,
присутствующих в русских народных сказках, могут служить скелетом для создания
детьми новых персонажей. Символы животных в этом возрасте часто перерастают в
ассоциацию с религией. Знак солнца может стать для ребенка частью его какого–то
художественного образа и не обязательно в среде народной сказки.

Новому поколению свойственно
создавать персонажи, олицетворяющие их или окружение. Поэтому если ребенок
рисует вместо обычного волка, стилизованную под знак иллюстрацию это говорит о
его развитой фантазии и способности создавать новые образы. Необходимо давать
свободу в творчестве, чтобы не убить художника в подростке.

Список русских народных сказок для детей 6 7 лет

Окончание третьего класса – важный этап в жизни ребёнка. По мнению педагогов, именно в этот период у детей появляется огромный интерес и тяга к знаниям. Вместе с тем, конечно, младшим школьникам, хочется провести летние каникулы с друзьями и хотя бы на время забыть о домашних заданиях и учебниках. Родителям также не хочется загружать детей уроками, однако полностью отказываться от познавательного процесса на всё лето тоже не стоит. Мы подготовили для вас список книг для чтения летом после 4 класса.

Программа по чтению будущего пятиклассника ощутимо сложнее той, которую изучают в младшей школе. Список изучаемых текстов можно разделить на несколько групп:

  • русские народные сказки;
  • произведения русских писателей XIX в.;
  • произведения отечественных авторов XX в.;
  • зарубежная литература;
  • мифы Древней Греции.

Чтобы лучше усвоить материал и в течение учебного года не перегружать ребёнка, рекомендуем начать подготовку уже сейчас. Тем более, что после 4 класса в рекомендованном списке литературы есть внушительные по своему объёму произведения. Например, «Старик Хоттабыч», «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» и «Приключения Электроника».

Необходимо читать в среднем 6-7 страниц ежедневно, чтобы освоить всю программу за летние каникулы.

Содержание:

«Школа России»: список литературы на лето

список чтения после 4 класса

Русская литература

  1. В. Брагин «В стране дремучих трав».
  2. А. Усачёв «Великий могучий русский язык».
  3. С. Прокофьева «Тайна хрустального замка».
  4. Л. Гераскина «В стране невыученных уроков».
  5. К. Булычёв «Сто лет тому вперёд», «Девочка с Земли», «Тайна Третьей планеты».
  6. В. Крапивин « Мушкетёр и фея», «Мальчик со шпагой».
  7. Ю. Ситников «Возвращение кота».
  8. Т. Ломбина «Дневник Пети Васина и Васи Петина».
  9. Р. Погодин «Дубравка».
  10. В. Зарапин «Опыты на воздухе. Весёлые научные опыты для детей и взрослых».
  11. В. Медведев «Баранкин! Будь человеком!»
  12. С. Алексеев «Идёт война народная», «Ради жизни на земле».
  13. Е. Велтистов «Приключения Электроника».
  14. Ю. Олеша «Три толстяка».
  15. Б. Зубков «Как построили небоскрёб», «Из чего все машины сделаны?»
  16. М. Константиновский «О том, как устроен атом», «О том, как работает автор».
  17. Г. Шторм «Подвиги Святослава», «На поле Куликовом».
  18. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила».

Зарубежная литература

  1. Эдит Патту «Восток».
  2. Д. Даррел «Зоопарк в моем багаже».
  3. Л. Кэрролл «Алиса в Стране Чудес».
  4. Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
  5. Л. Мальмузи «Неандертальский мальчик в школе и дома».
  6. Ф. Зальтен «Бемби».

Список литературы на лето по программе «Перспектива»

список литературы для 4 класса

Русская литература

  1. Русские народные сказки: «Василиса Прекрасная», «Финист – Ясный Сокол».
  2. В. Жуковский «Спящая царевна».
  3. Сказки А. Пушкина.
  4. Н. Гоголь «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь, или Утопленница».
  5. И. Крылов «Басни».
  6. Юмористические рассказы А. Чехова («Толстый и тонкий», «Налим», «Злоумышленник», «Смерть чиновника», «Лошадиная фамилия» и др.).
  7. И. Тургенев «Муму».
  8. Л. Толстой «Кавказский пленник».
  9. В. Короленко «Дети подземелья».
  10. А. Куприн «Чудесный доктор»
  11. А. Платонов «Волшебное кольцо»
  12. К. Паустовский «Кот-ворюга»
  13. В. Астафьев «Васюткино озеро»
  14. В. Белов «Скворцы»
  15. В. Осеева «Васек Трубачёв и его товарищи»
  16. М. Горький «Дед Архип и Ленька»
  17. К. Булычёв «Путешествие Алисы», «Гостья из будущего»

Зарубежная литература:

  1. Мифы и легенды Древней Греции (под редакцией Н. Куна).
  2. Г. Андерсен «Соловей», «Снежная королева».
  3. В. Гауф «Карлик Нос».
  4. Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
  5. Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе».
  6. А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста».
  7. Дж. Родари «Сказки по телефону» или «Говорящий сверток», «Голубая стрела».
  8. М. Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна».
  9. Д. Толкин «Хоббит, или туда и обратно».
  10. О. Уайльд «Соловей и роза».
  11. Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес».
  12. А.Сент-Экзюпери «Маленький принц».
  13. Р. Стивенсон «Остров сокровищ».
  14. Дж. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень».

Список литературы на лето «21 век»

Список литературы на лето 4 класс

Русская литература

  1. Русские народные сказки «Марья Моревна», «Иван-Царевич и Серый Волк» и др.
  2. Библейские предания «Блудный сын», «Суд Соломона».
  3. Русские былины о богатырях.
  4. Басни И. Крылова, Л. Толстого, А. Измайлова, И. Хемницера.
  5. Сказки Ш.Перро.
  6. П. Ершов «Конёк-Горбунок».
  7. Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».
  8. В. Жуковский «Война мышей и лягушек».
  9. В. Одоевский «Городок в табакерке».
  10. В. Даль «Сказка об Иване молодом сержанте, Удалой Голове, без роду, без племени, спроста без прозвища».
  11. М. Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключение Гекльберри Финна».
  12. Х. Андерсен «Дикие лебеди».
  13. Сказки В. Гауфа.
  14. Сказки Б. Гримм.
  15. А. Куприн «Четверо нищих».
  16. В. Катаев «Сын полка».
  17. Е. Ильина «Четвертая высота».
  18. Н. Вагнер «Сказки Кота-Мурлыки».
  19. Д. Свифт «Путешествие Гулливера».
  20. К. Булычёв «Тайна третьей планеты», «Приключения Алисы», «Девочка с Земли».
  21. Л. Лагин «Старик Хоттабыч».
  22. П. Треверс «Мэри Поппинс на Вишнёвой улице».
  23. Е. Велтистов «Приключения Электроника».

Список литературы для чтения летом по программе «2100»

Список русских народных сказок для детей 6 7 лет

Русская литература

  1. Г. Сапгир «Стихи».
  2. Е. Велтистов «Приключения Электроника».
  3. Стихи Ю. Мориц.
  4. А. Пушкин «Борис Годунов», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеде».
  5. Н. Кончаловская «Наша древняя столица».
  6. «Повесть временных лет».
  7. Д. Герасимов «О поселянине и медведице».
  8. Савватий (Терентий Васильев) «Азбуковное учение».
  9. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука».
  10. А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова, написанные самим им для своих потомков».
  11. Н. Новиков журнал «Детское чтение для сердца и разума».
  12. Басни И. Крылова.
  13. А. Одоевский «Городок в табакерке».
  14. А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители».
  15. В. Жуковский «Спящая царевна».
  16. В. Даль «Война грибов с ягодами».
  17. А. Ишимова «История России в рассказах для детей».
  18. Стихи А. Плещеева.
  19. Стихи А. Майкова.
  20. Стихи Ф. Тютчева.
  21. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
  22. Л. Толстой «Два брата».
  23. К. Ушинский «Детский мир и хрестоматия», «Жалобы зайки».
  24. А. Куприн «Слон».
  25. Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки».
  26. Б. Житков «Морские истории».

ТОП-10 современных произведений для чтения летом

Список литературы на лето 4 класс

  1. С. Седов «Сказки про мальчика Лёшу».
  2. М. Бершадская «Большая маленькая девочка».
  3. С. Востоков «Не кормить и не дразнить».
  4. А. Гиваргизов «С детского на детский», «Записки выдающегося двоечника», «Про драконов и милиционеров».
  5. Т. Михеева «Асино лето».
  6. М. Ботева «Мороженое в вафельных стаканчиках».
  7. А. Перова «Волки на парашютах».
  8. Т. Крюкова «Блестящая калоша с правой ноги», «Ровно в полночь по картонным часам».
  9. М. Бородицкая «Последний день учения».
  10. М. Дружинина «Классный выдался денёк!».

Что ещё почитать будущему пятикласснику

Список литературы на лето для чтения после 4 класса

Если список литературы у ребёнка подходит к концу, предлагаем ещё несколько книг, которые в школьную программу не входят, однако уже многие годы не оставляет равнодушным юных читателей.

  1. Л. Давыдычев «Рассказ про Ивана Семёнова второгодника и второклассника».
  2. Л. Кассиль «Дорогие мои мальчики», «Будьте готовы, Ваше высочество», «Кондуит и Швамбрания».
  3. В. Крапивин «Мушкетёр и фея», «Мальчик со шпагой», «Бегство рогатых Викингов».
  4. В. Осеева «Динка», «Динка прощается с детством».
  5. А. Фраерман «Дикая собака Динго».
  6. Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье».
  7. Э. Сетон-Томпсон «Снап», «Виннипегский волк», «Чинк».
  8. А. Линдгрен «Мы все из Бюллербю», «Расмус-бродяга», «Братья Львиное Сердце», «Ронни дочь разбойника».
  9. Дж. Родари «Сказки по телефону», «Говорящий свёрток».
  10. Р. Стивенсон «Остров сокровищ».
  11. Э. По «Золотой жук».
  12. А. Конан Дойл «Затерянный мир».

Чтобы лучше запомнить прочитанное и зафиксировать главные моменты, рекомендуем вести читательский дневник.

Задания после 4 класса на лето

список для чтения на лето 4 класс перспектива

Летняя пора – уникальное время, чтобы не только подтянуть и освежить полученные знания, но и подготовиться к новому учебному году. Чтобы сохранить уровень полученных в школе навыков и умений, необходимо уделять занятиям минимум 15 минут ежедневно. Такую методику используют во многих странах мира. Это помогает не только поддерживать познавательную деятельность, но и придерживаться дисциплины даже в период летнего отдыха.

Русский язык

  1. Производить синтаксический разбор предложений (простых и сложных).
  2. Разбирать слово как часть речи, работать над составом слова.
  3. Писать изложение текста (90-100 слов).
  4. Писать сочинения по плану (0-25 предложений).
  5. Повторять все изученные правила русского языка (это нужно делать в августе перед началом учебного года).

Математика

  1. Вычислять периметр и площадь прямоугольника, многоугольника.
  2. Решать уравнения, применяя правила нахождения компонентов.
  3. Применять правила выполнения операций с числами в 3-4 действия со скобками и без.
  4. Работать с единицами величин (длина, масса, площадь, время).

Чтение

  1. Тренировать скорость чтения (минимум 80 слов в минуту).
  2. Читать группами слов, без пропусков и перестановок букв и слогов, соблюдая орфоэпические нормы и интонацию.
  3. Формулировать своё отношение к сюжету, героям и их поступкам.

Лайфхак для родителей: найдите правильную мотивацию к чтению для дошкольника или младшего школьника. Вместе придумайте желанную цель, на которую ребёнок будет копить, выполняя те или иные задания от родителя. Осуществить это помогает приложение «Где мои дети» и новая функция «Задания для ребёнка»!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

iphone-X

Мобильное приложение «Где мои дети»

Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом.
Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

appStore

GooglePlay

AppGallery

Загрузить приложение

iphone-X

  • Список рассказов для 3 класса для внеклассного чтения
  • Список рассказов для детей толстого льва николаевича
  • Список небольших произведений для итогового сочинения 2022
  • Список не получивших как пишется
  • Список потерян как пишется