Список рассказов для 3 класса для внеклассного чтения

Мы надеемся, что чтение к концу третьего класса уже успело полюбиться вам и вы с удовольствием будете читать летом книги

Список литературы на лето после 3 класса по программе Школа России. Книги для чтенияМы надеемся, что чтение к концу третьего класса уже успело полюбиться вам и вы с удовольствием будете читать летом книги из списка литературы, который вам дал учитель. Третий класс окончен, не за горами четвертый, и читать нужно много и быстро. Не просто читать, а запоминать, наматывать на ус. Но что можно почитать летом для третьего класса? Некоторые учителя не дают список литературы на лето, и книги приходится подбирать самим ученикам и их родителям. Это прекрасно. Выбирайте любые понравившиеся из нашего списка, адаптированного для учеников, закончивших третий класс. И, если вы учитесь по программе Школа России, не забывайте вести все лето читательский дневник, в котором записывается информация о каждой прочитанной книге.

Список книг на лето после 3 класса, УМК Школа России

Литературные сказки

  1. Аксаков С. Т. — Аленький цветочек;
  2. Гауф В. — Маленький Мук, Карлик Нос, Калиф-аист;
  3. Губарев В. Г. -Королевство кривых зеркал;
  4. Паустовский К. Г. — Растрёпанный воробей, Тёплый хлеб, Кот-ворюга;
  5. Распэ Э. — Приключения барона Мюнхаузена;
  6. Дж. Родари — Путешествие Голубой стрелы;
  7. Успенский Э. Н. — Вниз по волшебной реке.

Проза

  1. Куприн — Белый пудель;
  2. Гайдар А. П. — Голубая чашка, Чук и Гек, Дым в лесу, Тимур и его команда, Р.В.С.;
  3. Драгунский В. — Девочка на шаре;
  4. Житков Б. С. — Рассказы о животных;
  5. Зощенко М. М. — рассказы;
  6. Коваль Ю. И. — Алый, Елец, Капитан Клюквин;
  7. Чехов А. П. — Каштанка;
  8. Авторские рассказы А. Гайдара. -Тимур и его команда; Чук и Гек.

Научно-художественная литература

  1. Акимушкин И. И. — Это всё собаки, Это всё кошки;
  2. Гагарин Ю. А. — Вижу Землю
  3. Митяев А. В — Рассказы о русском флоте, Подвиг солдата;
  4. Сахарнов С. В. — В мире дельфина и осьминога;
  5. Сладков Н. И. — С севера на юг, Под шапкой невидимкой.

Список литературы №2 для чтения летом после 3 класса, УМК Школа России

Народные сказки, былины, мифы и легенды

  1. Русские народные сказки
  2. Былины
  3. Сказки народов мира
  4. Мифы и легенды Древней Греции
  5. Русские волшебные сказки и сказки разных народов « Крошечка-Хаврошечка», «Царевна Несмеяна», «Летучий Корабль», «Финист-ясный сокол», «Волшебная лампа Аладдина (арабская сказка)», «Женщина, которая жила в бутылке» (английская сказка).

Русские литературные сказки

  1. Аксаков С. «Аленький цветочек»
  2. Гаршин В. «Лягушка-путешественница»
  3. Катаев В. Сказки, рассказы
  4. Шварц Е. «Сказка о потерянном времени»

Зарубежные литературные сказки

  1. Андерсен Г.Х. Сказки
  2. Линдгрен А. Сказки, повести
  3. Милн А. «Винни-Пух и все-все-все»
  4. Лагерлеф С. «Сказочное путешествие Нильса с дикими гусями»
  5. Родари Д. «Джельсомино в стране Лжецов», «Приключения голубой стрелы».
  6. Киплинг Р. «Маугли», «От чего у верблюда горб».
  7. Распе Э. «Приключения барона Мюнхгаузена»
  8. Пройслер О. Маленькая колдунья
  9. С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими Гусями».
  10. Д. Даррелл «Моя семья и другие звери».
  11. Д. Харрис «Сказки дядюшки Римуса».
  12. К. С. Льюис «Лев, ведьма и платяной шкаф».
  13. Э. Сетон-Томпсон «Уличный певец».
  14. Ф. Баум «Волшебник страны ОЗ».
  15. П. Треверс «Мери Поппинс».

Повести и рассказы отечественных писателей

  1. Куприн А. Рассказы
  2. Паустовский К. «Стальное колечко»
  3. Лари Я. «Необыкновенные приключения Карика и Вали»
  4. Голявкин В. Рассказы
  5. Раскин А. «Как папа был маленьким»
  6. Губарев В. «Королевство кривых зеркал»
  7. Прокофьева С. «Ученик волшебника», «Приключения желтого чемоданчика»
  8. Лагин Л. «Старик Хоттабыч»
  9. В. Губарев «Королевство кривых зеркал».
  10. С. Прокофьева «Ученик волшебника».

Поэзия

  1. Пушкин А., Лермонтов М., Некрасов Н., Тютчев Ф., Фет А., Бальмонт К., Бунин И., Есенин С.
  2. Басни Эзопа,
  3. Басни Крылова И.

Список книг на лето №3, Школа России, закончили 3 класс

  1. Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева», «Гадкий утёнок».
  2. Аркадий Петрович Гайдар «Голубая чашка».
  3. Бажов П. «Малахитовая шкатулка», «Уральские сказы».
  4. Булычёв К. серия «Алиса и её друзья».
  5. Волков А. «Волшебник изумрудного города» (с продолжением.)
  6. Губарев В. Повести «Путешествие в утреннюю звезду», «Королевство кривых зеркал».
  7. Лагерлёф С. «Путешествие Нильса с дикими гусями».
  8. Лари Я. «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
  9. Линдгрен А. «Малыш и Карлсон», «Пеппи Длинный чулок и др.».
  10. Милн А. «Винни-Пух и все, все, все».
  11. Медведев В. «Неизвестные приключения Баранкина», «Капитан Соври-голова».
  12. Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля».
  13. Олеша Ю. «Три толстяка».
  14. Осеева В. «Васёк Трубачев и его товарищи».
  15. Пройслер О. «Маленькая Баба-Яга», «Маленький водяной».
  16. Родари Д. «Приключения Чиполлино».
  17. Сетон-Томпсон Э. «Рассказы о животных».
  18. Твен М. «Приключения Тома Сойера».
  19. Ишимова А. История России в рассказах для детей.
  20. Житков Б. На льдине.
  21. Кассиль Л. Главное войско.
  22. Катаев В. Сын полка.
  23. М.Зощенко, рассказы.
  24. Н.Носов «Незнайка в солнечном городе».
  25. Медведев «Баранкин, будь человеком».

Список литературы на лето №4 после 3 класса

  1. А. Одоевский «Городок в табакерке».
  2. А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители».
  3. В. Жуковский «Спящая царевна».
  4. В. Даль «Война грибов с ягодами».
  5. А. Куприн «Слон».
  6. П. Бажов «Малахитовая шкатулка».
  7. В. Бианки «Синичкин календарь».
  8. Б. Житков «Морские истории».
  9. Г. Скребицкий « Сказки следопыта», «Лесной голосок».
  10. Н. Сладков «Лесные тайнички».
  11. С. Алексеев «Рассказы из русской истории».
  12. А.Чехов. «Каштанка».
  13. А. Гайдар «Тимур и его команда», «Военная тайна»
  14. В. Катаев «Сын полка».
  15. К. Булычев «Заповедник сказок».
  16. Л. Пантелеев «На ялике», «Главный инженер».
  17. В. Беляев «Старая крепость».
  18. В. Медведев «Неизвестные приключения Баранкина».
  19. А. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля».
  20. С. Прокофьева «Приключения желтого чемоданчика».
  21. А. Рыбаков «Кортик».
  22. А. Волков «Желтый туман», «Тайна заброшенного замка».
  23. Т. Александрова «Домовёнок Кузька».
  24. А. Линдгрен «Калле Блюмквист – сыщик».
  25. Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе».
  26. Ч. Диккенс. «Приключения Оливера Твиста».
  27. Э. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»
  28. Ж. Верн «Дети капитана Гранта».
  29. Э. Д’Эрвильи «Приключения доисторического мальчика».
  30. Д. Родари «Джельсомино в стране Лгунов».

Ведение читательского дневника летом

Как и в прошлом году, заводим для читательского дневника тетрадь в клетку. Пишем Название произведения, жанр, тема. Краткое содержание (5-6 предложений). Своё отношение к произведению. Другие произведения этого автора.

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 15-31.

УКМ «Школа России»

Ответы на вопросы раздела «Устное народное творчество»

1. Что такое устное народное творчество? Расскажи, используя опорные слова.

К устному народному творчеству мы относим произведения, автором которых является народ. Такие произведения сочинялись во все времена, и раньше передавались из уст в уста.

В этих произведениях люди выражали свою мечту о счастье.

К устному народному творчеству относятся малые фольклорные произведения, в том числе сказки. Сказки бывают волшебными, бытовыми и о животных.

В волшебных сказках всегда есть волшебные предметы и сказочные превращения.

2. Какие виды народного творчества ты знаешь?

Заклички, песни, потешки, скороговорки, пословицы, загадки, сказки.

3. Составь список книг, которые можно поместить на выставке «Народное творчество».

Список книг для выставки устное народное творчество:

  1. Русские народные сказки.
  2. Русские волшебные сказки.
  3. Русские бытовые сказки.
  4. Русские сказки о животных.
  5. Сборник «Народные песни».
  6. «100 пословиц и поговорок».
  7. Сказки народов России.
  8. «Пословицы и поговорки о временах года».
  9. «Лучшие детские загадки о животных».
  10. «Считалки и скороговорки для детей».

4. Подготовь рассказ об одном из народных промыслов России (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка). Возможно, в том месте где ты живёшь, развит какой-то другой вид народного искусства. Подготовь сообщение о нём, предварительно составь план своего рассказа.

Примеры рассказов о каждом из этих народных промыслов можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Дополни текст заклички:

Бабочка, бабочка, сядь на ладошку —

Сядь на цветок — принеси нам медок.

Жаворонки, жаворонки, прилетите к нам!

Принесите нам тёплую весну и солнце!

6. Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов «Весна-красна!

Пример заклички про весну для 3 класса

Весна-красна! Приходи к нам быстрей!

Яркое солнышко, свети нам теплей!

Милый дождик лей, лей сильней!

Мы станцуем вам быстрый хоровод

Чтобы меньше было у людей хлопот! 

Приходи скорее в гости к нам весна!

Красно солнышко горит и весна красна!

7. Собери пословицы на стр. 53 в учебнике. Восстанови загадки на стр. 54.

Пример выполнения этого задания смотри в ответах на вопросы учебника к этому разделу по ссылке.

8. Придумай свои загадки к словам: лёд, снег, весна, листья, дождь, лес, подсолнух.

Примеры загадок к словам для 3 класса

Между снегом и водой

Он бывает голубой.

(лёд)

Солнце на земле растёт — 

Кто захочет, тот сорвёт!

(Подсолнух)

Он не море и не поле — 

Для деревьев он раздолье!

(Лес)

Под деревьями трава, 

А на дереве ….

(Листва)

С неба звёздочки летят,

Только губы холодят.

(Снег)

Если он идёт стеной — 

Это значит проливной.

(Дождь)

Тает снег, бегут ручьи. Прилетели вновь грачи.

Значит кончилась зима. Значит к нам пришла …

(Весна)

9. Определи, какое слово лучше всего раскрывает понятие «докучать».

Это понятие лучше всего раскрывает слово «Надоедать».

10. Прочитай докучную сказку про журавля. Как она начинается? Найди повторяющиеся слова, выражения. Какими словами заканчивается сказка?

Сказка начинается словами: Слушайте, послушайте!

Повторяющиеся слова: ноги, хвост, увязнет, вытащит.

Сказка заканчивается словами: Хороша ли моя сказочка?

10. Попробуй сочинить докучную сказку.

Примеры оригинальных докучных сказок можно посмотреть, перейдя по ссылке.

11. Раздели текст сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка на смысловые части. Выпиши опорные слова. Озаглавь части. Можно ли твою запись считать планом? Докажи.

План сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» можно посмотреть, перейдя по ссылке.

12. Сколько раз повторяются слова «Солнце высоко…»? Какие ещё слова повторяются?

Слова «Солнце высоко…» повторяются в сказке три раза.

Также повторяются слова: «Не пей, братец»,  и призыв Иванушки: «Выплынь, выплынь на бережок».

13. Раздели сказку «Иван-царевич и серый волк на три части. Озаглавь их.

Пример разделения сказки на три части можно посмотреть в ответах на вопросы учебника, перейдя по ссылке.

14. Как ты понимаешь выражение «Синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает»? Какую картину ты себе представляешь?

Это выражение описывает скорость передвижения волка. 

Я представляю такие картины:

Леса пробегали мимо глаз с такой скоростью, что казались синими.

От помахивания хвоста на бегу по воде озёр идут волны.

15. Каким был Иван-царевич?

Он был добрым, смелым, решительным и мужественным. Он не был хитрым, потому что всё время попадался. Он был исполнительным и трудолюбивым, потому честно сторожил яблоки. Он не был глупым, но и умным его нельзя назвать.

16. Сравни сказку, иллюстрации Билибина и репродукции картин Васнецова. Какое настроение создают? Запиши свои мысли используя опорные слова.

Пример сравнения картины Васнецова и иллюстрации Билибина можно посмотреть, перейдя по ссылке.

17. Рассмотри произведения изобразительного искусства. Выпиши их названия и распредели на группы.

Портрет: Аргунов «Портрет Шереметьева», Маковский «Алексеич».

Пейзаж: Ге «Мост в Вико», Шишкин «Дубы».

Натюрморт: Ван Гог «Натюрморт с гладиолусами», Серебрякова «Натюрморт с кувшином».

18. Найди в сказке «Сивка-бурка» зачин.

Зачин: «Жил-был старик, и было у него три сына».

Мы сразу узнаём, кто будет героями сказки.

19. Составь таблицу сказочных зачинов. 

Жили-были: «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и серый волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

В некотором царстве, в некотором государстве: «Царевна-лягушка», «Медное, серебряное и золотое царства»,  «Каменное царство».

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве: «Сказка о золотом петушке».

Ехал однажды мужик с базара: «Мудрая девушка».

20. По каким признакам можно определить волшебную сказку?

Выбираем: Чудеса и превращения, волшебные слова, волшебные предметы, троекратные повторы.

Дополняем: волшебные существа, сказочный мир, борьба добра со злом.

21. Вспомни сказку в которой есть один из волшебных предметов. Как она называется? Кто является главным героем? Какие события происходят в ней? Составь рассказ и запиши.

Вспомним сказку «Вещий сон». В ней используются сразу три волшебных предмета из этого списка.

Её главными героями являются Иван, Царевич и Елена Прекрасная.

Иван не хотел рассказывать вещий сон и Царевич бросил его в темницу. Сам Царевич поехал свататься к Елене Прекрасной, а Иван набрал одиннадцать товарищей и поехал следом.

По дороге он забрал у спорящих старичков шапку-невидиму, сапоги-скороходы и ковёр-самолёт, и с их помощью помог Царевичу отгадать загадки Елены.

Царевич успешно женился и вернулся домой.

В этом и состоял вещий сон, увиденный Иваном.

22. Рассмотри иллюстрацию Васнецова на стр. 43 учебника. К какому эпизоду сказки можно её отнести?

Это эпизод третьего прыжка Сивки-Бурки. Иван допрыгнул до Елены и снял перстень.

Герои очень красивые, как я их и представляла.

23. Придумай свои вопросы по содержанию сказки «Сивка-бурка».

Двадцать вопросов по содержанию сказки и ответы к ним можно посмотреть, перейдя по ссылке.

24. Как бы ты сказал, что такое сказка?

Сказка — это литературное или народное произведение, которое изображает всё чудесное, необычное, волшебное. В ней всегда добро побеждает зло.

25. Какие признаки волшебной сказки ты можешь назвать?

Чудесные превращения, троекратные повторы, зачин, концовка, присказка, сказочные помощники, невероятные события.

26. Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах:

Бытовые сказки: «Каша из топора», «Умная внучка», «Как Иванушка-дурачок дверь стерёг».

Сказки о животных: «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Петушок и бобовое зёрнышко».

Волшебные сказки: «Сивка-бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»

27. Сравни произведения художников Билибина и Васнецова. Составь рассказ об одном из них. Запиши план рассказа.

Пример рассказа о художниках Васнецове и Билибине можно посмотреть в ответах на вопросы  учебника к этому разделу, перейдя по ссылке.

План рассказа о художнике для 3 класса

  1. Годы жизни.
  2. Как стал художником.
  3. Самые известные картины.
  4. Моя любимая картина.
  5. Впечатление от картины.

28. Сочини свою волшебную сказку.

Пример самостоятельно мной придуманной волшебной сказки можно посмотреть, перейдя по ссылке.

29. Говорят, что сказка — добрым молодцам урок. Чему тебя учат сказки?

Сказки учат: отличать добро от зла; совершать хорошие поступки; быть находчивым и смелым; быть мудрым, отзывчивым, честным; понимать, что такое настоящая дружба; сравнивать героев.

1

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 9-14.

УКМ «Школа России»

Ответы на вопросы раздела «Самое великое чудо на свете»

1. Вспомни пословицы о книге. Запиши их. Какая главная мысль их объединяет?

Хорошая книга ярче звёздочки светит.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

С книгой жить — век не тужить.

Книга твой друг, без неё как без рук.

Книга мала, да ум придала.

Все эти пословицы объединяет одна главная мысль: книга источник знаний, лучший друг всякого человека.

2. Рассмотри обложки книг. Кто их автор? Всегда ли можно найти фамилию автора на обложке? Почему?

На рисунке мы видим три книги. Автор первой — Сергей Михалков. У второй книги автор не указан, это энциклопедия. Третья книга — сборник произведений разных авторов.

Поэтому имя автора не всегда можно найти на обложке. Если авторов много, указывают просто название книги или сборника.

3. Как ты узнаешь о чём книга? Выбери ответ.

Я выберу ответ: посмотрю оглавление.

Лучше всего прочитать аннотацию.

4. Почему книгу называют великим чудом? Напиши небольшой рассказ, используя слова: учит друг передаёт, просвещает, радует, собеседник.

Пример рассказа на тему «Почему книгу называют великим чудом» можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Вспомни, как найти нужную книгу в библиотеке.

Если искать самостоятельно, то нужно посмотреть в каталоге. 

В трудных случаях лучше воспользоваться помощью библиотекаря.

6. Запиши название книги, которая больше всего тебе нравится, имя и фамилию её автора. О чём она: о природе, о животных, о детях и приключениях?

Мне больше всего нравится книга «Приключения Незнайки и его друзей», автора Николая Носова.

Это сказка о приключениях коротышек.

7. Найди её в тематическом каталоге библиотеки.

Смотрим раздел каталога «Сказки сказки русских писателей». 

Находим автора — Николай Носов. 

Находим название: «Приключения Незнайки и его друзей».

8. Какие книги ты прочитал летом? Какая из них тебе больше всего понравилась? Составь на неё краткую аннотацию, напиши отзыв.

Я прочитала книги:

К. Чуковский «Бармалей», «Федорино горе», «Краденое солнце».

С. Маршак «Вот какой рассеянный», «Детки в клетке».

С. Михалков «Щенок», «Дядя Стёпа».

Н. Носов «Мишкина каша», «Фантазёры», «Живая шляпа».

Ш. Перро «Мальчик с пальчик».

Г. Андерсен «Дюймовочка».

Р. Киплинг «Слонёнок».

Аннотация на книгу Н. Носова «Мишкина каша» для 3 класса

Юмористический рассказ «Мишкина каша» написан писателем Николаем Носовым.

Его главные герои, два мальчика, оказываются одни на даче. Они уверены, что смогут легко обойтись без родителей. Но попытка сварить кашу оборачивается для героев настоящей катастрофой. Чтобы не остаться голодными, ребята пробуют пожарить пойманную днём рыбу. Но и тут их ждёт неудача.

Чем закончатся приключения мальчишек вы узнаете, прочитав этот рассказ.

Отзыв на книгу Николая Носова «Мишкина каша» для 2 класса

Рассказ «Мишкина каша» написал известный детский писатель Николай Носов. Он написал много произведений о детях. В них рассказывается о смешных случаях, ситуациях, в которых оказываются обычные мальчики и девочки.

События рассказа происходят летом на даче. Два мальчика, Миша и Коля остаются одни и пытаются приготовить ужин. У них ничего не получается.

Основная мысль рассказа в том, что нельзя что-то сделать правильно, если не знаешь как.

В рассказе много смешных эпизодов: как убегала каша, как утопили ведро и чайник, как сожгли пескарей. Удивительно мастерство автора, заставляющего смеяться и в то же время сочувствовать героям.

Герои рассказа — обычные мальчики, хвастливые и самоуверенные. Они заблуждаются в своих силах и совершают нелепые ошибки, но им невольно сочувствуешь.

Прочитанное заставило меня задуматься о том, что прежде чем браться за что-либо, нужно много узнать и многому научиться. А просто так ничего не получится, даже то, что кажется очень простым.

9. Какие еще произведения написал твой любимый автор? Посмотри в алфавитном каталоге, составь список.

Мой любимый автор Николай Носов написал много интересных рассказов и несколько сказочных повестей.

Алфавитный список рассказов Николая Носова:

  1. «Бенгальские огни»
  2. «Дружок»
  3. «Живая шляпа»
  4. «Затейники»
  5. «Карасик»
  6. «Мишкина каша»
  7. «Незнайка в Солнечном городе»
  8. «Незнайка на Луне»
  9. «Огурцы»
  10. «Приключения Незнайки и его друзей»
  11. «Телефон»
  12. «Фантазёры»

Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Рассмотри обложки книг. Найди их в школьной библиотеке. Составь вопросы по содержанию одной из книг. Напиши на неё аннотацию.

Сказки народов России.

Вопросы и ответы к книге «Сказки народов России»

  1. Есть ли в сборнике русские сказки? — Есть, ведь русские — один из народов России.
  2. Какие жанры сказок представлены в сборнике? — Волшебная, бытовая, о животных.
  3. Что выманил морской царь и царя земного? — Сына.
  4. Как лиса поделила урожай? — Себе зерно, а волку и медведю солому и мякину.
  5. Кто является частыми героями ненецких сказок? — Белый и бурый медведи.
  6. Каких волшебных персонажей можно встретить в сказках? — Великаны, Шурале, водяные, ведьмы.
  7. Кто такой джигит? — Богатырь, всадник, воин.
  8. В какую игру часто играют во многих сказках? — В шахматы.
  9. Кто такой хан? — Правитель, царь.
  10. Что побеждает во всех сказках? — Добро.

Аннотация к книге «Сказки народов России» для 3 класса

В нашей огромной стране живёт много разных народов, больших и малых. И у каждого народа есть свои обычаи, традиции, фольклор.

Помочь приобщиться к безбрежному океану народных сказок призвана эта книга.

При всём разнообразии культуры разных народов, в их сказках вы найдёте много общего. Все они высмеивают человеческие пороки — лень, глупость, жадность, и восхваляют достоинства — ум, находчивость, верность, мужество.

Многие сказки обладают схожими сюжетами.

И самое главное, что объединяет эти сказки — неизменное торжество добра.

Прочитайте сборник сказок народов России и вы откроете для себя удивительный мир фольклора.

Русские сказки про зверей.

Вопросы и ответы к книге «Русские сказки про зверей»

  1. Кто является автором этих сказок? — Русский народ.
  2. Кто является героями сказок? — Животные.
  3. Кто иллюстрировал книгу? — Евгений Рачев.
  4. Что высмеивается в сказках? — Недостатки и пороки людей.
  5. Кто подавился бобовым зёрнышком? — Петушок.
  6. На что лиса советовала волку ловить рыбу? — На хвост.
  7. Кто притворился козой, чтобы съесть козлят? — Волк.
  8. Кто помогал тянуть репку? — Кошка, Жучка, мышка.
  9. Кто ушёл от дедушки и бабушки? — Колобок.
  10. Из чего сделал избушку лиса? — Изо льда.

Аннотация к книге «Русские сказки про зверей» для 3 класса

Этот увлекательный сборник народных сказок предназначен для самого широкого круга читателей.

Сказки, в которых животные так похожи на людей, будут интересны как маленьким, так и взрослым. Каждая сказка несёт в себе мораль, основную мысль, которая учит нас чему-то полезному.

Учит не обманывать, не обижать слабых, не хвастаться и слушать старших. 

Сказки написаны с юмором, лёгким и понятным языком, они хорошо запоминаются. Прочитайте эти сказки и вы не пожалеете о потраченном времени.

Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»

Вопросы и ответы к книге «Алёнушкины сказки»

  1. Кто автор этой книги? — Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
  2. Почему книга названа «Алёнушкины сказки»? — Автор рассказывает сказки для девочки Алёнушки.
  3. Сколько сказок входит в книгу? — В книгу входят 11 сказок.
  4. Кто является героями сказок? — Различные животные, Алёнушка, куклы, трубочист Яша, молочко, каша.
  5. Кто хвастал своей храбростью? — Заяц.
  6. Кто прогнал медведя из болота? — Комар Комарович.
  7. Чей день рождения праздновали куклы? — Ваньки.
  8. Из-за чего поссорились Воробей Воробеевич и Ёрш Ершович? — Из-за червяка.
  9. Кто считал себя умнее всех? — Индюк.
  10. С кем жила канарейка, когда сбежала из клетки? — С вороной.

Аннотация к книге «Алёнушкины сказки» для 3 класса

Эту замечательную книгу написал известный писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк.

В ней собраны очень добрые и весёлые сказки о животных, людях, и прочих. Герои сказок ошибаются, ведут себя не очень красиво, хитрят и хвастают. Но из каждой сказки вы извлечёте урок о том, как нельзя поступать в жизни.

Животные в сказках очень похожи на людей своими поступками и поведением. И это не случайно. Ведь эти сказки для детей, которым ещё многому предстоит научиться и многое узнать.

Читайте увлекательные сказки Мамина-Сибиряка и наслаждайтесь удивительной фантазией автора.

1

ПОСОБИЯ 3 КЛАСС

 Уважаемые родители!

Предлагаю уже в мае заказать необходимые учебные пособия на 3 класс. 

Пособия по предметам (обязательны для всех):

1) Математика. Рабочая тетрадь — 6 руб.
2) Русский язык. Комплексный тренажёр — 5 руб.
3) Беларуская мова. Комплексны трэнажор — 5 руб.
4) Человек и мир — 4 руб
5) Основы безопасности жизнедеятельности — 3,50 руб.
6) Трудовое обучение. Комплект для уч-ся 3 класса — 10 руб.
7) Хрэстаматыя для пазакласнага чытання — 7,5 руб
                                                         Итого: 41 рубль.

Пособия по английскому языку:

1) Учебник. Magiс Box 

2) Рабочая тетрадь. Magiс Box.

3) Тест Magiс Box

4) Тетрадь-словарик Magiс Box

Если б/у учебником можно пользоваться (спрашивайте у своих знакомых, дети которых сейчас учатся во 2 классе; так можно приобрести хороший учебник по выгодной цене), то тетради необходимы только новые.

Вы можете приобрести данные виды пособий самостоятельно до 1 сентября либо сделать заказ вместе с нами в мае этого года, до летних каникул. Я буду заказывать пособия 6 мая согласно данным таблицы ЗДЕСЬ.

Деньги необходимо сдать классному руководителю до конца апреля.

ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ

 Количество платных занятий в марте:

4 занятия по математике (2.50 х 4 = 10 руб.) 

4 занятия по русскому языку (2.50 х 4 = 10 руб.).

8 занятий по английскому языку (2.00 х 8 = 16 руб. )

Необходимо внести данную сумму на счёт учащегося 

до 1 апреля.

ЗАНЯТИЯ В БАССЕЙНЕ

  Начало школьных занятий 5 апреля.

В 4 четверти учащиеся начальной школы будут посещать бассейн  в спорткомплексе «Юность». Эти занятия бесплатны и обязательны для всех здоровых детей, т.к. проходят за счёт уроков физической культуры и здоровья (об изменении расписания читайте позже).

Необходимо заранее позаботиться о наличии резиновой обуви, купального костюма, шапочки. 

Дети, которые по медицинским показаниям не могут посещать бассейн, должны предоставить подтверждающие документы 5 апреля.

Для составления расписания СРОЧНО проводится ОПРОС родителей.

unnamed

ЧЕЛОВЕК И МИР

 На протяжении целой четверти ребята с интересом слушали сообщения своих одноклассников о разнообразии животных на планете Земля. Спасибо за хорошую подготовку!

ВНИМАНИЕ!

 Screenshot 2

Инструкция

по безопасному поведению во время весенних каникул

1.    Период весеннего половодья особенно опасен для тех, кто живет близ реки, пруда, водоема.
2. Весенний лед резко отличается от осеннего и зимнего. Если осенний лед под тяжестью человека начинает трещать, предупреждая об опасности, то весенний лед не трещит, а проваливается, превращаясь в ледяную кашицу.
3. Переходить реку, пруд, озеро по льду опасно.
4. Помните, течение реки сильно подмывает крутые берега. Возможны обвалы. Остерегайтесь любоваться весенним ледоходом с обрывистых берегов.
6. Помните, весенний паводок — ответственный период! Больше всего несчастных случаев весной на реке происходит со школьниками. Дети часто позволяют себе шалости у реки, даже пробуют кататься на льдинах.

Помните! Игры на льду во время ледохода и половодья опасны для жизни!

Учащиеся обязаны:
1. Соблюдать правила поведения на дорогах.
2. Соблюдать правила поведения на водоёмах.
3. Соблюдать культуру поведения и общественный порядок.
Запрещается:
1. Находится на улице позже 22.00 часов.
2. Находится вблизи крутых берегов, омываемых весенними потоками.
3. Пользоваться взрывоопасными и огнеопасными предметами.

ВНИМАНИЕ

Каникулы с 29 марта по 4 апреля.

03.11.17 6

На  занятия — 5 апреля.

Расписание без изменений.

УМНЯША МАРТОВСКАЯ

 Поздравляем победителей в номинации

«Умняша Мартовская»:

Гулика Ян 

Родевич Амалия 

Подкопаева Юлия 

Якубчик Данила 

Кононенко Полина 

Зыков Макар 

Истратьков Матвей 

Рутковская Александра 

Тумаш Ксения 

Гриб Кирилл

Масловская Арина

AsP1HlHWXnf29yrCTIURYeK JduakFDiWO 0 1XPPqBhVCsnZGA9O2Yhm76msqIGP54cXJbeKRnsJcmcjsyyu91FXAdXa 0lNERqMvFqhDVoI7XMc1c6 qbmyhG4yHanpzgVk8PIt9tC5y yZJ11YKul=s0 d

ИТОГИ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД

 В гимназии подвели итоги олимпиад по предметам 

среди учащихся 2-х классов. 

В четверг на торжественной линейке победителям были вручены дипломы. 

ПОЗДРАВЛЯЕМ

победителей олимпиады по русскому языку:

Зыков Макар — 2 место

Истратьков Матвей — 2 место

Гриб Кирилл — благодарственное письмо

Гончарик Максим — благодарственное письмо

победителей олимпиады по белорусскому  языку:

Подкопаева Юлия — 1 место

Зыков Макар — 2 место

Кононенко Полина — 3 место

Якубчик Данила— благодарственное письмо

Истратьков Матвей — благодарственное письмо

победителей олимпиады по математике:

Зыков Макар — 1 место

Подкопаева Юлия — 3 место

Гулика Ян — благодарственное письмо

Якубчик Данила — благодарственное письмо

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

26 апреля состоится урок внеклассного чтения по теме 

«Книги Самуила Яковлевича Маршака». 

10108188 0

К уроку необходимо:

1) Прочитать следующие произведения (все!!!) и быть готовыми к викторине по их содержанию: ССЫЛКА ЗДЕСЬ

«Кошкин дом»

«Багаж»

«Почта»

«Детки в клетке»

«Сказка о глупом мышонке»

«Мастер-ломастер»

«Знаки препинания»

«Усатый-полосатый»

«Робин-Бобин»

«Шалтай-Болтай»

«Двенадцать месяцев»

«Книжка про книжки» .

2) Заполнить 1 слайд совместной презентации «Жизнь и творчество Самуила Маршака» ЗДЕСЬ и быть готовыми его представить (не читать с доски, а рассказывать своими словами!!!)

3) Записать очень выразительное чтение (можно видео) любого из произведений С.Я.Маршака целиком или отрывка из него и прислать на почту классного руководителя ЗАРАНЕЕ

4) Выучить наизусть ещё одно произведение С.Я.Маршака или отрывок из него.

НОВОСТИ УЧИ.РУ.

 На платформе Учи.ру завершился марафон 

«Цветущие Гавайи».

В марафоне приняло участие 17 учащихся нашего класса. 

Общая сумма баллов — 950.

Классный руководитель благодарит всех, кто находит время для получения новых знаний, и желает самым активным выиграть заветные призы.

%25D0%25B8%25D0%25B7%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B6%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5 viber 2021 03 25 15 48 55

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ АКЦИЯ

 Уважаемые родители! Дорогие дети!

Во вторник, 16 марта состоится благотворительная ярмарка-продажа домашней выпечки и сладостей, которая проводится в рамках благотворительной акции Гродненского областного отделения «Белорусского детского фонда» «Сколько стоит детская улыбка?»

Приглашаем всех желающих принять участие не только в роли покупателей, но и продавцов! 

YARMARKA

Ценники для своей продукции с названием товара нужно заготовить заранее, принести тарелки, на которые будут выкладываться сладости, салфетки, а также снабдить ребят карманными деньгами и пакетиками для складывания покупок.

Вырученные на ярмарке деньги пойдут детям, находящимся на надомном обучении и малоимущим.

ПАЗАКЛАСНАЕ ЧЫТАННЕ

У красавіку (апреле) адбудзецца пазакласнае чытанне на тэму 

«Рады мы вясну сустрэць».

Да ўрока неабходна:

1) чытаць творы беларускіх пісьменнікаў пра вясну і вясновыя змены ў прыродзе + рабіць запісы ў дзённік чытача;
2) вывучыць на памяць 1 верш на беларускай мове па тэме пазакласнага чытання (не з падручніка) і размясціць яго разам с ілюстрацыяй у прэзентацыю ТУТ
3) знайсці 1 прыказку пра вясновыя месяцы ці вясновыя з’явы і размясціць яе на другім слайдзе прэзентацыі ТУТ,  ведаць сваю прыказку на памяць і ўмець тлумачыць.

1 ~1

Праздничная программа

 Дорогие девочки!

10 марта в рамках празднования Международного женского дня состоятся следующие мероприятия:

1) спортландия для девочек (на следующей неделе)

2) конкурсная программа «Королевы класса» (5ый урок)

Для подготовки к конкурсам вам нужно:

         а) продумать и прорепетировать возможные танцевальные движения ко всем предложенным мелодиям (до 1 минуты) на звание «Королева танца»;

  б) потренироваться быстро и ловко завязывать узелки на нитке для конкурса «Мастерица».

57364a03d2a8c

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

  16 марта состоится урок внеклассного чтения по теме 

«Рассказы Евгения Чарушина о природе».

img11

К уроку необходимо:

1) читать и записывать в дневник читателя произведения Е.Чарушина о природе (как можно больше!!!);

2) подготовить хороший пересказ одного из коротких рассказов писателя:                        

3) создать 1 слайд общей презентации «Интересные факты из жизни Евгения Чарушина» и быть готовыми его представить ЗДЕСЬ;

4) прочитать «Моя первая зоология» и быть готовыми к викторине по этому произведению (узнавать зверей и птиц по описанию и повадкам).

ПАЗАКЛАСНАЕ ЧЫТАННЕ

 05 сакавіка (марта) адбудзецца пазакласнае чытанне па тэме 

«Добрыя і дрэнныя ўчынкі».

Да ўрока неабходна:

1) чытаць прапанаваныя творы па дадзенай тэме (як мага больш!!!) і рабіць запісы у дзённік чытача;
Л. Арабей. «Зернетка i вецер».
Г. Аўласенка. «Сказ пра Мураша-лайдака»
Р. Бензярук. «Клекатунчык», «Заяц, Вожык і Ручай»
Я. Бяганская. «Сябры».
Н. Галіноўская. «Ветлівы свавольнік», «Няўважлівыя лісяняты»,«Выратаваў».
В. Гурыновіч. «Добрыя суседзі».
М. Даніленка. «Заяц Доўгае Вуха», «Салодкая цыбуля».
А. Дзеружынскі. «Памочніца».
А. Жук. «Хто вінаваты?».
Р. Ігнаценка. «Наш мосцік».
У. Карызна. «Чыстая градка».
Л. Качанка. «Яблычак».
Клаўдзія Каліна. «Хлопчык Пакідайчык».
М. Лук. «Выпадак з марожаным».
І. Муравейка. «Ціма», «Тры лыжкі».
Т. Мушынская. «Самы смачны яблык».
У. Немізанскі. «Два Васі».
С. Панізнік. «Чарадзейныя словы».
М. Пазнякоў. «Хлеб».
Я. Пархута. «Кропелька».
П. Прануза. «Добры дзень», «На градцы».
В. Ткачоў. «Гузак».

2) прыняць удзел у інсцэніроўцы аднаго з прапанаваных твораў. 

Каб размеркаваць ролі, можна дамаўляцца. Пажадана парэпетыраваць за нейкі час перад урокам. Прадумаць  касцюмы і рэквізіт. Неабходна запісацца ў ТАБЛІЦУ.

3) запісаць у дзённік чытача 2-3 прыказкі, якія падыходзяць да тэмы пазакласнага чытання і прачытанных твораў. Ведаць свае прыказкі на памяць, умець іх тлумачыць і прыводзіць у прыклад творы, якія прачыталі, сцісла пераказваць іх (называць асноўныя падзеі і галоўную думку).

Меня зовут Стас Гаранжа, я выпускник курса «Python-разработчик» в Яндекс.Практикуме. Я хочу помочь начинающим разработчикам, которые приступили к изучению Django Rest Framework (DRF) и хотят разобраться, как устроен этот фреймворк.

Я готовлю цикл статей, в которых расскажу о разных сторонах работы DRF. У меня пока нет значимого практического опыта для описания всех изюминок при работе с этим фреймворком, поэтому в основе статьи — исследование, обобщение и по возможности непротиворечивое изложение того, что у DRF под капотом.

В этой статье разберёмся, как сделать REST API на базе Django Rest Framework, чтобы получить по GET-запросу набор записей из базы данных (БД). Иными словами, рассмотрим, как DRF работает на чтение (о том, как с помощью него создавать, изменять и удалять записи в БД, поговорим в отдельной статье).

Общую схему решения этой задачи мы рассмотрим в первой части статьи. Вторая будет посвящена детальному разбору процесса сериализации данных.

Несколько вводных замечаний:

  • Учебный проект, на основе которого даны все примеры в статье, можно найти в репозитории на Гитхабе.
  • Стиль и объём изложения рассчитаны на тех, кто не знаком с DRF и только начинает свой путь в разработке.
  • Предполагается, что читатель в общих чертах уже знаком с Django и знает основы ООП на Python.

Надеюсь, статья станет хорошим подспорьем изучения DRF и работы с его документацией, прояснит процесс сериализации данных и даст уверенность, что любая магия исчезает, стоит только покопаться под капотом конкретной библиотеки.

API для сайта на Django: общая схема

Задача

На локальном сервере работает одностраничный сайт на Django. На единственной странице сайта по адресу http://localhost:8000 пользователи видят информацию о четырёх североевропейских столицах. Информация попадает на страницу из подключённой к сайту базы данных, в которой есть модель Capital с пятью полями:

Поле author через внешний ключ (foreign key) связано с моделью User, в которой есть вся информация о пользователе с конкретным id.

Мы хотим получить информацию из базы данных, не открывая сайт в браузере, а сделав запрос из другого Python-приложения.

В каком виде нужно получить информацию:

  • Набор информации должен быть списком из Python-словарей: ключ — название поля записи в таблице Capital, значение — содержимое конкретного поля.
  • Названия стран нас не интересуют — нам нужны названия столиц, численность населения, а также имя сотрудника, который внёс запись в базу. Имя получаем через id автора, указанный в поле author.
  • Для передачи по сети полученные из БД данные должны быть конвертированы в json-формат.

Таким образом, каждую запись, которая при извлечении из базы данных является Python-объектом, принимающее приложение после декодирования json-строки должно получать в виде словаря:

{
  'capital_city': 'Oslo',
  'capital_population': 693500,
  'author': 'test_user'
}

В этом и состоит одно из назначений API — дать возможность различным приложениям доставать из БД сайта информацию в виде структуры данных, которую дальше можно обрабатывать.

Решаем задачу с помощью Django Rest Framework

Задача решается в два шага:

  • Сложный объект (набор записей из Django-модели) нужно превратить в более простую структуру, в нашем случае в список словарей. Понадобится сериалайзер.
  • Сериализованные данные для дальнейшей передачи по сети нужно перевести (отрендерить) в json-формат — универсальный текстовый формат передачи данных, не зависящий от языка реализации. Понадобится рендер.

Небольшое отступление о json. Базовые структуры данных на python кодируются в json и декодируются обратно следующим образом:

Создаём сериалайзер

Каждая запись в таблице Capital — объект. И как у любого объекта, у записи есть свои атрибуты. Изучим их на примере первой записи о столице Норвегии, воспользовавшись атрибутом __dict__. Нам доступен словарь, который хранит информацию о динамических (writable) атрибутах объекта:

Capital.objects.first().__dict__

{
    '_state': <django.db.models.base.ModelState object at 0x00000126F2DB0BB0>,
    'id': 1,
    'country': 'Norway',
    'capital_city': 'Oslo',
    'capital_population': 693500, 
    'author_id': 1
}

Каждое поле модели Capital — атрибут объекта конкретной записи. При этом поле author, которое через внешний ключ связано с моделью User и содержит id объектов из неё, в атрибуте записи и в БД получает приставку _id.

Сериалайзер поможет достать данные из нужных атрибутов (полей) записи и сформировать упорядоченный python-словарь — объект класса OrderedDict. Отмечу, что в Python с версии 3.7 и «обычные» словари стали сохранять порядок вставки пар «ключ — значение».

Для сериалайзера нужно описать поля: каждое поле будет отвечать за извлечение и представление данных из корреспондирующего поля табличной записи.

Важный момент: здесь мы рассматриваем сериалайзер на основе базового класса Serializer, чтобы лучше понять принципы его работы. На более высоком уровне абстракции есть класс ModelSerializer, который позволяет частично уйти от ручного создания полей. В этой статье он не рассматривается.

Нас интересуют данные, которые есть в трёх полях каждой табличной записи:

  • поле capital_city,
  • поле capital_population,
  • поле author.

Значит, в сериалайзере должно быть тоже три атрибута-поля.

При создании поля сериалайзера нужно определиться с названием поля и его типом. Назвать поля сериалайзера можно как угодно: именно эти названия будут ключами в словаре, в который сериалайзер преобразует запись из таблицы.

Вот примеры трёх вариантов названий полей сериалайзера:

Но как сериалайзер понимает, в каком порядке стыковать собственные поля с полями табличной записи? Например, если поле сериалайзера условно называется a, то как он определяет, что его нужно состыковать с полем записи capital_city?

Логика такая:

  • При создании поля сериалайзера можно передать аргумент source и в качестве значения указать название поля табличной записи, данные из которого будут пропускаться через поле сериалайзера. Продолжая пример, если поле сериалайзера названо a и при этом указано source='capital_city', то из табличной записи будут извлекаться данные атрибута (поля) capital_city. Именно поэтому на выходе сформируется пара "a": "Oslo".
  • Через точечную нотацию в аргументе source можно передать значение объекта из записи, с которой сериализуемая запись связана через внешний ключ. Так можно достать имя автора из таблицы пользователей, указав source='author.username'.
  • Если аргумент source не передан, то сериалайзер будет искать в табличной записи атрибут с тем же названием, что и название поля сериалайзера. Если не найдёт, появится ошибка AttributeError.
  • Если передать в аргументе source значение, которое совпадает с названием поля сериалайзера, возникнет ошибка AssertionError, a DRF предупредит: такое дублирование избыточно.

Теперь нужно выбрать тип поля сериалайзера. Его нужно соотнести с тем, какие данные извлекаются из корреспондирующего поля табличной записи. Дело в том, что у каждого поля сериалайзера есть собственный метод to_representation. Как следует из названия, задача метода — представить извлечённые из записи данные в определённом виде.

Например, есть поле serializers.IntegerField. Посмотрим на его метод to_representation:

class IntegerField(Field):
    . . .
    def to_representation(self, value):
        return int(value)

Очевидно, этот тип поля сериалайзера нельзя выбирать для данных из табличной записи о названии столицы: int('Осло') вызовет ValueError. А вот для данных о численности населения — самое то.

Выберем следующие типы полей сериалайзера:

О соотношении полей сериалайзера и полей Django-моделей можно прочитать в документации DRF.

Код сериалайзера разместим в том же приложении, где находится Django-модель, под именем serializers.py:

# capitals/serializers.py
from rest_framework import serializers

class CapitalSerializer(serializers.Serializer):
    capital_city = serializers.CharField(max_length=200)
    capital_population = serializers.IntegerField()
    author = serializers.CharField(source='author.username', max_length=200)

В поле CharField указан необязательный параметр max_length, благодаря которому задаётся максимально допустимая длина передаваемого значения. О других параметрах поля написано в документации.

Для полей сериалайзера capital_city и capital_population мы не передаём аргумент source — названия поля сериалайзера и корреспондирующего поля табличной записи совпадают. Для поля author, наоборот, нужен аргумент source. В поле author модели Capital есть только id автора, а нам нужен его username. За этим значением мы идём в таблицу с данными о пользователях, с которой поле author связано по внешнему ключу. Используем точечную нотацию author.username.

Пропущенный через сериалайзер набор табличных записей доступен в атрибуте сериалайзера data. Посмотрим на содержимое этого атрибута, создав тестовый вариант сериалайзера.

Сериалайзер в действии

Обратимся к файлу serializer_example_1.py. Он имитирует работу сериалайзера без необходимости запускать сервер и делать запрос к сайту. После клонирования учебного проекта и установки зависимостей (шаги 1—6 из ридми) достаточно запустить файл как обычный Python-скрипт и посмотреть в консоли результат его работы.

В serializer_example_1.py созданы классы с данными об авторах и о столицах для записей в таблицах:

class User:
    def __init__(self, username):
        self.username = username

class Capital:
    def __init__(self, country, capital_city, capital_population, user: User):
        self.country = country
        self.capital_city = capital_city
        self.capital_population = capital_population
        self.author = user

Созданы объекты соответствующих записей:

author_obj = User('test_user')
capital_1 = Capital('Norway', 'Oslo', 693500, author_obj)
. . . 

Объединены записи в список по подобию кверисета из Django-модели:

queryset = [capital_1, capital_2, capital_3, capital_4]

Объявлен класс сериалайзера: код идентичен тому, который был приведён выше для class CapitalSerializer(serializers.Serializer). Затем создали его экземпляр:

serializer_obj = CapitalSerializer(instance=queryset, many=True)

При создании мы передали сериалайзеру набор записей, которые нужно преобразовать. Они передаются в аргументе instance.

Кроме того, мы указали аргумент many со значением True. Дело в том, что логика работы сериалайзера с одной записью и с набором записей разная. Указывая many=True, мы включаем логику обработки набора записей. В чём она заключается, расскажу во второй части статьи при детальном разборе работы сериалайзера.

Выведем в консоль содержимое атрибута data сериалайзера:

# serializer_obj.data
[
    OrderedDict([('capital_city', 'Oslo'), ('capital_population', 693500),
                 ('author', 'test_user')]),
    OrderedDict([('capital_city', 'Stockholm'), ('capital_population', 961600), 
                 ('author', 'test_user')]),
    ...
]

Каждая запись из набора превратилась в упорядоченный словарь класса OrderedDict. Он находится в Python-модуле collections. Поэтому, если взглянуть на строки импорта в исходном коде restframework.serializers, можно увидеть:

from collections import OrderedDict, defaultdict

В каждом OrderedDict содержится информация только из тех полей табличных записей, которые были состыкованы с полями сериалайзера. Данных о содержимом поля country нет — сериалайзер не настроен доставать эту информацию, потому что мы не создавали корреспондирующего поля в сериалайзере.

Отображаем (рендерим) информацию в формате json

Нам понадобится рендер — объект класса JSONRenderer. В файле serializer_example_2.py мы дополнили импорт — помимо модуля сериалайзеров из restframework мы импортировали модуль рендеров.

Далее необходимо создать экземпляр рендера нужного типа и вызвать у него метод render:

json_render_for_our_data = renderers.JSONRenderer()
data_in_json = json_render_for_our_data.render(serializer_obj.data)

В результате мы увидим байтовую строку с массивом json-объектов:

b'[{"capital_city":"Oslo","capital_population":693500,"author":"test_user"},{"capital_city":"Stockholm","capital_population":961600,"author":"test_user"},...]'

Эта байтовая строка и будет передаваться по сети в атрибуте ответа content, а принимающее приложение будет её декодировать в список из Python-словарей и вытаскивать нужную информацию из каждого.

Что нужно ещё

Итак, мы испытали сериалайзер и посмотрели, как пропущенный через него набор табличных записей был преобразован в json-формат.

Чтобы сайт начал отдавать сериализованные данные, остаётся описать контроллер (view) и указать url-маршрут — эндпоинт, при обращении к которому сайт будет отдавать данные о столичных городах.

Контроллер

Во views.py создадим класс контроллера. Нам понадобятся следующие инструменты DRF:

  • класс APIView, который служит каркасом для контроллера;
  • класс Response, с помощью которого будет создан объект ответа на запрос. Похожая схема есть в «классическом» Django, где в ответ на HTTPRequest должен возвращаться HTTPResponse.

Внутри контроллера описываем один метод — get. Почему он называется именно так?

Логика класса-родителя APIView, а значит, и класса контроллера, такова: в контроллере запускается метод, чьё имя совпадает с именем метода поступившего http-запроса в нижнем регистре. Ровно так же работает родительский View-класс в Django.

Пример: если поступил GET-запрос, то будет задействован метод get контроллера.

В методе get опишем ту же логику, что и в файле с пробным запуском сериалайзера:

  1. Подготовить набор записей.
  2. Создать экземпляр сериалайзера, который может обрабатывать не отдельную запись, а их набор (many=True).
  3. Отрендерить в json-формат данные, полученные от сериалайзера.

# capitals/views.py
from rest_framework.response import Response
from rest_framework.views import APIView

from .models import Capital
from .serializers import CapitalSerializer

class GetCapitalInfoView(APIView):
    def get(self, request):
        # Получаем набор всех записей из таблицы Capital
        queryset = Capital.objects.all()
        # Сериализуем извлечённый набор записей
        serializer_for_queryset = CapitalSerializer(
            instance=queryset, # Передаём набор записей
            many=True # Указываем, что на вход подаётся именно набор записей
        )
        return Response(serializer_for_queryset.data)

В отличие от файла serializer_example_2.py, где мы явно прописывали json-рендер и вызывали у него метод render, в коде контроллера ничего такого нет. Но рендер всё равно отработает: его работа описана под капотом внутри класса-родителя APIView.

После того как отработал метод get, работа контроллера выглядит так:

  1. Объект ответа, который вернул метод get (return Response({'capitals': serializer_for_queryset.data}), передаётся в метод finalize_response родительского класса APIView.
  2. В методе finalize_response объекту ответа добавляются атрибуты:
    • accepted_renderer — им как раз выступает объект JSONRenderer,
    • accepted_media_type — ‘application/json’,
    • context.

Благодаря этим атрибутам формируется rendered_content: у экземпляра JSONRenderer срабатывает метод render, который возвращает байтовую строку с данными в json-формат. Она помещается в атрибут ответа content.

Маршрут (эндпоинт)

Здесь та же схема действий, как в классическом Django. Подключаем маршруты приложения capitals:

# config/urls.py
from django.urls import include, path

urlpatterns = [
    path('', include('capitals.urls')),
]

Прописываем сам маршрут в приложении capitals и связываем маршрут с контроллером:

# capitals/urls.py
from django.urls import path

from . import views

urlpatterns = [
    path('api/capitals/', views.GetCapitalInfoView.as_view()),
]

API в действии

Чтобы посмотреть, как работает API, можно:

  1. Подготовить Python-скрипт, который будет отправлять запрос на адрес http://localhost:8000/api/capitals/ и что-то делать с полученным контентом.
  2. Запустить локальный сервер, на котором работает сайт — python manage.py runserver.
  3. Запустить в терминале Python-скрипт.

Первый шаг уже сделан: в корне учебного проекта есть файл get_info_from_our_site.py. Этот скрипт делает запрос к http://localhost:8000/api/capitals/, декодирует полученный json-ответ и записывает информацию о столицах и их населении в текстовый файл.

Осталось выполнить шаги 2 и 3.

Если всё отработало штатно, в корневой директории проекта появится файл capitals.txt со следующим содержимым:

The population of Oslo is 693500, author - test_user
The population of Stockholm is 961600, author - test_user
The population of Helsinki is 655300, author - test_user
The population of Reykjavik is 128800, author - test_user

Несмотря на то, что пример наивный, он показывает главное: как мы научили
веб-приложение отдавать информацию из базы данных в ответ на запрос, который поступает не от человека через браузер, а от другого приложения. И далее — как это приложение использует полученную информацию.

Browsable API — удобный инструмент для тестирования API на DRF

Django Rest Framework позволяет посмотреть в браузере, какую информацию будет отдавать API при обращении к конкретному маршруту (эндпоинту). Достаточно ввести маршрут в адресную строку, и откроется страница с данными о запросе и результате его выполнения. За такое отображение отвечает BrowsableAPIRenderer.

kq1mnupq7tax er6b67upa29yqw


Итак, мы рассмотрели, как сделать API на базе DRF, чтобы получить по GET-запросу набор записей из Django-модели. Во второй части подробно разберём работу сериалайзера на чтение.
Если у вас появились вопросы по решению задачи, пишите в комментариях.

  • Список рассказов для детей толстого льва николаевича
  • Список небольших произведений для итогового сочинения 2022
  • Список не получивших как пишется
  • Список потерян как пишется
  • Список народных сказок 5 класс