Список литературы для 11 класса для итогового сочинения

Поделиться официальный список произведений для подготовки к итоговому сочинению 2020-2021 учебный год для каждого направления. ссылка для скачивания списка произведений

ПОДЕЛИТЬСЯ

Официальный список произведений для подготовки к итоговому сочинению 2020-2021 учебный год для каждого направления.

Ссылка для скачивания списка произведений для «Забвению не подлежит»: скачать

Ссылка для скачивания списка произведений для «Я и другие»: скачать

Ссылка для скачивания списка произведений для «Время перемен»: скачать

Ссылка для скачивания списка произведений для «Разговор с собой»: скачать

Ссылка для скачивания списка произведений для «Между прошлым и будущим»: скачать

Список произведений к направлению Забвению не подлежит итоговое сочинение 2020-2021:

«Слово о полку Игореве»

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери», «Капитанская дочка», «Борис Годунов», «Медный всадник», «Два чувства дивно близки нам…»

Н. Островский «Как закалялась сталь»

Л.Н. Толстой «Война и мир», «Хаджи-Мурат»

А.Н. Толстой «Петр I»

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»

В.К. Арсеньев «Дерсу Узала»

Л. Пантелеев, Г. Белых «Республика ШКИД»

В.А. Каверин «Два капитана», «Открытая книга»

В.Д. Дудинцев «Белые одежды»

В.А. Обручев «Земля Санникова»

Ю.Н. Тынянов «Пушкин», «Смерть Вазир-Мухтара»

В.С. Гроссман «Жизнь и судьба» «Мама»

А.П. Платонов «Котлован», «Чевенгур»

К.Д. Воробьев «Убиты под Москвой»

Г.Я. Бакланов «Навеки — девятнадцатилетние»

Б.Л. Васильев «Экспонат № … », «А зори здесь тихие», «Вещий Олег»

В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет».

В.Г. Распутин «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни»

М.А. Шолохов «Они сражались за родину», «Поднятая целина» «Тихий Дон»,  «Судьба человека»

К.М. Симонов «Живые и мертвые»

В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда»

Ю.В. Бондарев «Батальоны просят огня», «Горячий снег»

Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Ф.А. Абрамов «Братья и сестры»

В.В. Быков «Обелиск»

В.О. Богомолов «Момент истины (В августе 44-го…)»

Н.К. Чуковский «Балтийское небо»

В.Т. Шаламов «Колымские рассказы»

К. Булычев «Город без памяти»

В.И. Аксенов «Таинственная страсть»

Е.И. Замятин «Мы»

А.Н. Рыбаков «Дети Арбата»

А.И. Солженицын «Архипелаг «ГУЛАГ», «В круге первом», «Один день Ивана Денисовича»

Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день»

О.М. Куваев «Территория»

А.В. Иванов «Тобол»

Е.Г. Водолазкин «Авиатор»

А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Б. Пастернак «Доктор Живаго»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

В.П. Катаев «Трава забвения»

И.С. Шмелев «Как я встречался с Чеховым. За карасями»

С.Д. Довлатов «Блеск и нищета русской литературы»

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

К.Г. Паустовский «Бригантина»

В.А. Чивилихин «Память»

Н.Я. Эйдельман «Твой XIX век»

И.Г. Эренбург «Люди, годы, жизнь»

А.М. Адамович, Д.А. Гранин «Блокадная книга»

В.Г. Ян «Чингиз-хан. Батый. К последнему морю»

Г.Р. Державин «Памятник»

В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов»

А.С. Пушкин «Два чувства дивно близки нам», «Памятник», «Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге»

М.Ю. Лермонтов «Мцыри», «Смерть поэта», «Бородино»

А.Т. Твардовский поэма «По праву памяти», «Я знаю, никакой моей вины…», «Василий Тёркин»

О.Ф. Берггольц «Памяти защитников» 

С.П. Щипачев «Павшим»

А.А. Блок «Двенадцать»

А.А. Ахматова «Реквием»

И.А. Бродский «Я входил вместо дикого зверя в клетку…», «Посвящается стулу»

В.С. Высоцкий «Памятник»

Л. Лоури «Дающий»

Дж. Оруэлл «1984»

Д. Митчелл «Облачный атлас»

И. Стоун «Жажда жизни»

Т. Кенэлли «Список Шиндлера»

Х.Л. Борхес «Цербер»

Список произведений к направлению Я и другие итоговое сочинение 2020-2021:

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский» «Повести Белкина»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Маскарад»

Н.В. Гоголь «Шинель», «Мертвые души», «Тарас Бульба»

А.Н. Островский «Свои люди – сочтемся», «Гроза»

И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Записки охотника»,  «Дневник лишнего человека»

Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», «Кавказский пленник»

И.А. Гончаров «Обломов»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Бедные люди»

В.Г. Короленко «В дурном обществе»

А.П. Чехов «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Размазня», «В аптеке» «Беззащитное существо», «Человек в футляре», «Ионыч»

К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», «Телеграмма»

Е.И. Замятин «Мы»

А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Поединок», «Тапер», «Чудесный доктор» («Добрый доктор»)

М. Горький «На дне», «Мать», «Старуха Изергиль», «Фома Гордеев»

А.П. Платонов «Юшка», «Котлован»

А.Грин «Зеленая лампа», «Алые паруса»

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Белая гвардия»

Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

Ч.Т. Айтматов «Плаха», «И дольше века длится день»

В.В. Быков «Обелиск»

В.Г. Распутин «Уроки французского»

Е.И. Носов «Кукла»

Ф.А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»

А.И. Солженицын «Матренин двор»

П.Ф. Нилин «Жестокость»

Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день»

Х. Ли «Убить пересмешника» 

Д. Киз «Цветы для Элджернона» 

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»

Дж. Остин «Гордость и предубеждение»

В. Гюго «Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеется», «Отверженные»

У. Голдинг «Повелитель мух»

Дж. Оруэлл «1984»

О. Хаксли «О дивный новый мир»

Т. Драйзер «Американская трагедия»

А. Азимов «Позитронный человек»

У. Грум «Форрест Гамп»

С. Коллинз «Голодный игры»

У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»

Д. Дефо «Робинзон Крузо»

Ф. Кафка «Процесс»

А. Камю «Постороний»

К. Кизи «Над кукушкиным гнездом»

Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

Д. Лондон «Мартин Иден»

У. Шекспир «Отелло» «Ромео Джульетта»

Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

Р. Хайнлайн «Чужак в чужой стране»

Ф. Бакман «Вторая жизнь Уве»

И. Шоу «Богач, бедняк»

К. Воннегут «Колыбель для кошки» 

Дж.С. Фоер «Жутко громко и запредельно близко»

Список произведений к направлению время перемен итоговое сочинение 2020-2021:

А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Станционный смотритель»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

М. Горький «На дне», «Фома Гордеев»

А.Н. Островский «Гроза»

Н.Г. Чернышевский «Что делать?»

М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»

И.А. Гончаров «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история»

А.П. Чехов «Вишневый сад», «Ионыч», «Чайка»

И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Ася», «Дворянское гнездо», «Накануне»

Ф.М, Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы»

Л.Н. Толстой «Война и мир», «Детство. Отрочество. Юность»

А.И. Куприн «Чудесный доктор»

Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин»

А. Блок «Двенадцать»

В. Маяковский «Во весь голос»

С. Есенин «Я усталым таким еще не был»

Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой», очерк «Вверх и вниз по течению»

М.А. Булгаков «Дни Турбиных», «Собачье сердце», «Белая Гвардия»

В.А. Каверин «Два капитана»

А.П. Платонов «Котлован»

Е.И. Замятин «Мы»

М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Поднятая целина»

А. Грин «Алые паруса»

Б. Васильев «Завтра была война»

В. Набоков «Камера обскура»

Ч. Айтматов «И дольше века длится день»

Л. Улицкая «Зеленый шатер»

А. Богомолов «Маленький человек в эпоху больших перемен»

М. Петросян «Дом в котором…»

А. Красильщик «Три четверти»

А. Жвалевский, Е. Пастернак «Открытый финал»

Р. Сенчин «Зона затопления»

Е. Водолазкин «Авиатор», «Лавр» 

Ю. Полякова «Любовь в эпоху перемен»

Р. Силверберг «Время перемен»

Статьи под ред. А. Асмолова «Личность в эпоху перемен»

Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!»

Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

Э.М. Ремарк «Три товарища», «Земля обетованная»

Р. Йейтс «Дорога перемен» 

К.С. Льюис «Хроники Нарнии»

Х. Ли «Убить пересмешника»

М. Митчелл «Унесенные ветром»

О. Хаксли «О дивный новый мир»

А. Азимов «Позитронный человек»

Д. Тартт «Щегол»

Ф. Бакман «Вторая жизнь Уве»

И. Шоу «Богач, бедняк»

Дж. С. Фоер «Жутко громко и запредельно близко»

Ч. Диккенс «Повесть о двух городах» 

Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков» 

А. Камю «Чума»

Список произведений к направлению разговор с собой итоговому сочинению 2020-2021:

А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Капитанская дочка»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»

Л.Н. Толстой «Война и мир», «Детство. Отрочество. Юность», «Анна Каренина»

Ф.М. Достоевский «Подросток», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Слабое сердце», «Записки из подполья», «Сон смешного человека»

И.С. Тургенев «Дневник лишнего человека», «Отцы и дети»

А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Поединок», «Молох»

А.П. Чехов «Черный монах»

И.А. Гончаров «Обломов»

И.А. Бунин «Солнечный удар»

М. Горький «На дне»

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

С. Есенин «Черный человек»

Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»

М. А. Шолохов «Тихий Дон»

А.П. Платонов «Котлован»

Ю. Трифонов «Московские повести»

В.В. Набоков «Защита Лужина»

Н. Бердяев «Самопознание»

Е. Замятин «Мы»

Г. Бакланов «Навеки-девятнадцатилетние»

В.С. Гроссман «Авель (Шестое августа)»

М. Зощенко «Перед восходом солнца», «Повесть о разуме»

В.К. Железников «Чучело»

А. Вампилов «Утиная охота»

Ф. Абрамов «Разговор с самим собой»

А.В. Иванов «Географ глобус пропил»

А.Н. Варламов «Лох»

Е. Гришковец «Рубашка»

М. Петросян «Дом, в котором …»

М. Аврелий «Наедине с собой»

У. Шекспир «Гамлет»

И. Гете «Фауст»

Ч. Диккенс «Большие надежды»

Э.А. По «Человек толпы»

Г. Флобер «Воспитание чувств», «Госпожа Бовари»

О. де Бальзак «Шагреневая кожа»

А. Дюма «Граф Монте-Кристо»

Ф. Кафка «Процесс»

А. Камю «Посторонний», «Падение», «Чума»

Дж. Лондон «Мартин Иден»

Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!»

С. Моэм «Бремя страстей человеческих»

Дж. Оруэлл «1984»

К. Гамсун «Голод»

Ж.П. Сартр «Слова»

Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту»

Д. Киз «Цветы для Элджернона»

Д.Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

Х. Ли «Убить пересмешника»

У. Голдинг «Повелитель мух»

Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Дж. С. Фоер «Жутко громко и запредельно близко»

Г. Флинн «Острые предметы»

Список произведений к направлению между прошлым и будущим: портрет моего поколения итоговое сочинение 2020-2021:

М. Петросян «Дом, в котором …»

О. Рой «Изгои»

А. Иванов «Сердце Пармы»

П. Санаев «Похороните меня за плинтусом»

С. Лем «Солярис»

В. Пелевин Generation «П»

Т. Толстая «Кысь»

Стругацкие «Трудно быть богом»

Е. Замятин «Мы»

С. Лукьяненко «Ночной дозор», «Дневной дозор»

Д. Митчелл «Облачный атлас»

К. Исигуро «Не отпускай меня»

Э. Вейер «Марсианин»

М. Парр «Вафельное сердце»

И. Макьюэн «Искупление»

Дж. Роулинг «Гарри Поттер»

Дж. Толкин «Властелин колец»

Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков»

Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

Дж. Оруэлл «1984»

Д. Джонс «Ходячий замок»

Д. Киз «Цветы для Элджернона»

Ч. Паланик «Бойцовский клуб»

Дж. С. Фоер «Жутко громко и запредельно близко»

Н. Гейман «Коралина», «За дверью»

Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Ф. Флэгг «Жареные зеленые помидоры …»

Я. Вишневский «Одиночество в сети»

В. Рот «Дивергент»

С. Коллинз «Голодные игры»

С. Чбоски «Хорошо быть тихоней»

Ф. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах», «Человек в высоком замке»

Н. Спаркс «Дневник памяти»

А. Сапковский. Сага «Ведьмак»

У. Голдинг «Повелитель мух»

С. Кинг «Кэрри», «Зеленая миля», «Как писать книги», «Сияние» и др.

П. Несс «Голос монстра»

М. Зусак «Книжный вор»

Ф. Пулман «Темные начала»

Д. Браун «Код да Винчи»

Х. Янагихара «Жизнь Пи»

Б. Смитт «Дерево растет в Бруклине»

Т. Чан «История твоей жизни»

Дж. Грин «Виноваты звезды»

Р. Салли «Нормальные люди»

К. Функе «Чернильное сердце»

Дж. Эндрюс «Я, Эрл и умирающая девушка»

Дж. Боуэн  «Уличный кот по кличке Боб»

М. Панке ««Выживший»

Р. Даль «Чарли и шоколадная фабрика»

К. Морган «Сотня»

Дж. Дэшнер «Бегущий в лабиринте»

О.С. Кард «Игра Эндера»

Л. Лоури «Дающий»

Серия книг С. Майер

Э. Вэнс «Илон Маск: Tesla, SpaceX и дорога в будущее»

Н. Вуйчич «Жизнь без границ. Путь к потрясающе счастливой жизни»

В. Айзексон «Стив Джобс. Биография»

С. Хокинг «Кратчайшая история времени»

Майкл Уайт и Джон Грибин, «Стивен Хокинг. Жизнь среди звезд».

Ф. Найт, «Продавец обуви. История компании Nike, рассказанная ее основателем».

Г. Форд «Моя жизнь. Мои достижения».

Ю. Харари «21 урок для XXI века»

Реальные темы итогового сочинения 2020-2021:

Итоговое сочинение по литературе ЕГЭ 2021 направления и темы

Москва, 06.01.2022, 10:39:46, редакция FTimes.ru, автор Алиса Корнилова.

Итоговое сочинение – обязательное мероприятие в рамках аттестации для учеников 11-х классов. Кроме правильной структуры работы, грамотности написания и качественных аргументов, обязательно оценивается соответствие темы и выбранной литературы, использованной школьником. К счастью, существует список произведений, на которые будет уместно сослаться в большинстве случаев.

Особенности итогового сочинения 2021-2022

В декабре 2021 года ученикам отведут 3 часа 55 минут для написания текста. Для подготовки школьникам предоставляется пять направлений, по которым в день экзамена будут сформированы окончательные темы.

  1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека. От одиннадцатиклассников ожидаются рассуждения о путешествиях, странствиях, жизненном пути.
  2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия. Здесь стоит затронуть плюсы и минусы технологического прогресса, его влиянии на общество и экологию.
  3. Преступление и наказание – вечная тема. В этом случае ученики смогут порассуждать над широким смыслом «преступления», а также о его последствиях.
  4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня. Дети смогут поделиться впечатлениями о любимом художественном произведении, его анализом, выводами.
  5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина. Этот блок предполагает размышления на социальные, общественные, а также исторические темы.

iStock 180107378 d 850

Какие произведения использовать?

Как можно заметить, отображение сразу нескольких направлений четко прослеживается во многих произведениях художественной литературы. Если правильно использовать пример из выбранного источника, ученик гарантированно получит высокий балл по критериям оценивания.

«Война и мир» Л. Н. Толстой

Произведение хорошо подходит для аргументации в первом блоке. Вспоминается, как по дороге Болконский встретил Наташу. В данном случае старый дуб, встретившийся персонажу на пути, является олицетворением его душевного состояния, а путешествие героя стало значимым событием в его буднях. Для этого же направления подходит и пример Ростова, который во время путешествия вдали от дома встретил любовь.

Для тем из третьего блока также можно взять пример из «Войны и мира». Вспомните Наполеона, который пошел на злодеяние – начал войну, за что впоследствии и понес кару.

Произведение Толстого отлично вписывается в тематику четвертого направления. Чудодейственную силу искусства можно подтвердить примером Николая, на которого сильно повлияло пение Наташи.

Если же ученик выберет пятую тему, в данном случае можно сослаться на взгляды Пьера Безухова, его политическую деятельность и демократические взгляды.

k1yo13kpi

«Евгений Онегин» А. С. Пушкин

Произведение Пушкина можно упомянуть по первому направлению, ведь именно после долгого турне по стране главный персонаж осознал себя и кардинально изменил отношение к Татьяне.

Для блока «Преступление и наказание – вечная тема» подходит пример, описывающий убийство Ленского Онегиным. После своего поступка главный персонаж был наказан собственной совестью.

Персонаж Татьяны описывает человека, увлеченного литературой, благодаря чему она стала образованной и разносторонней девушкой. Данный эпизод можно смело использовать для четвертого направления.

Onegin and Tatyana e1465162499984

«Горе от ума» А. С. Грибоедов

Развитым умом и широким кругозором Чацкий во многом обязан многочисленным путешествиям за границей. Этот пример уместно применить в первом направлении.

Для блока «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня» сразу вспоминается случай Софьи, её увлеченность французскими романами. Литература произвела большое впечатление на девушку, она выросла наивной и доверчивой.

Подбирая пример для сочинения по темам «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина», можно упомянуть произведение «Горе от ума». Так, стремление народа к лучшей жизни не должно считаться злачными происками вольнодумцев, иначе благополучие в стране станет недостижимым. В прогрессивной стране ум не должен приносить горя.

214

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

Говоря о путешествиях, сразу же вспоминается пример Базарова и Кирсанова, путешествующих по губернии. Их жизнь кардинально меняется после встречи с Одинцовой.

Для аргументации по второму направлению ученик может упомянуть прогрессивного в медицине Базарова, ведь благодаря его широким познаниям в науке он спасал жизни людей. Так, здесь мы видим, что новшества и технологии приносят пользу.

Высказываясь по теме «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня», ученик может заметить, что литература и искусство развивают в человеке высокие качества сочувствия. Например, Николай Петрович, увлеченный классикой и знающий толк в культуре русского гуманизма, хорошо понимал сына.

Отголоски пятого направления отслеживаются в убеждениях Базарова. Персонаж предлагал разрушить всё и построить новый лучший мир.

zen

Подпишись на канал FTimes в Яндекс.Дзен

  • Список литературы для итогового сочинения 2022 по направлениям
  • Список книг для сочинения в 11 классе
  • Список книг для декабрьского сочинения
  • Список литературы 11 класс итоговое сочинение
  • Список литературы для итогового сочинения 2022 года