Списать рассказ по русскому языку для 4 класса

Темы диктантов для 4 класса:местоимениеоднородные члены предложенияокончание имен существительных во множественном числеокончания имен существительных 1-го склоненияокончания имен существительных 2-го склоненияокончания

Темы диктантов для 4 класса:

  • Местоимение
  • Однородные члены предложения
  • Окончание имен существительных во множественном числе
  • Окончания имен существительных 1-го склонения
  • Окончания имен существительных 2-го склонения
  • Окончания имен существительных третьего (3-го) склонения
  • Повторение 1-3 классы
  • Предложение

Диктант Жаркое лето (84 слова)

Вот и наступило жаркое лето. Долгие солнечные дни сменяют…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант «Новогодняя ночь» (95 слов)

Зима – пора волшебства. Только зимой можно увидеть, как…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант В вечные льды из энциклопедии «Что есть что» (155 слов)

С давних пор Север считали непроходимым и опасным для…

Диктант В лес пришла весна (97 слов)

Наступила самая мягкая и светлая пора. Весна. Особенно…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант В осеннем лесу (67 слов)

Красиво было в лесу в этот ранний час. Тихо шумели, качались…

Диктант В старом лесу по И. Тургеневу (145 слов)

Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар. На…
Автор: Тургенев И.

Диктант Весенний первоцвет (86 слов)

Еще в полях лежит снег, а на склонах холмов, сквозь снежные…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Весенняя капель (107 слов)

Весенняя капель – это первые звуки весны. Еще снежные…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Весной (75 слов)

Стоят жаркие весенние дни. На деревьях уже набухают почки….

Диктант Дыхание весны (63 слова)

Весна – самое чарующее время года. Зима еще пытается…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант За грибами (61 слово)

Кто не любит бродить по лесу осенью? Это настоящая грибная…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Запятая внутри сложных предложений (116 слов)

Расставьте запятые

Умей жить и тогда__когда жизнь…

Диктант Зима (102 слова)

На дворе – зима. Всё вокруг стало белым и нарядным. Снег шел…

Диктант Зима в городе (87 слов)

Незаметно подкралась зима. Еще вчера осенние грозы…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Зима в лесу (82 слова)

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света…

Диктант Зимние игры (124 слова)

Зима – самое холодное время года. Мороз неустанно…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Зимние краски (90 слов)

Считается, что зима носит исключительно белые одеяния. Дома…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Зимние краски (90 слов)

Считается, что зима носит исключительно белые одеяния. Дома…

Диктант Зимний день (102 слова)

На дворе – зима. Всё вокруг стало белым и нарядным. Снег шел…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Зимний день (59 слов)

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё…

Диктант Золотая пора (71 слово)

Осень по праву можно назвать золотой порой. Природа словно…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Как мужик убрал камень (103 слова)

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал…

Диктант Конец осени (62 слова)

Пока ещё стоят тёплые осенние деньки. Деревья готовятся к…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Краски лета (88 слов)

Лето – самое разноцветное время года. В лесу – настоящее…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Ласточки (72 слова)

Прошли ненастные и хмурые дни. Деревья и кусты освободились…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Лесное чудо (88 слов)

Живёт где-то на свете маленькая фея. Не с кем ей играть, вот…

Диктант Лесной голосок (112 слов)

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали…

Диктант Летний отдых (78 слов)

Наступило долгожданное лето. Начались самые…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Летняя гроза (87 слов)

Потемнело, нахмурилось небо. Побежали мрачные грозовые…

Диктант Летняя рыбалка (90 слов)

Этим летом мы с дедушкой отправились на рыбалку. Идти нужно…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Лето в деревне (69 слов)

Наша семья проводит лето в деревне у бабушки. Мама и папа…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Лето на море (99 слов)

Летом мы отдыхали на Черном море. Интересно, почему его…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Могучий дуб (68 слов)

Рос на опушке могучий дуб. Был он самым заметным в округе….

Диктант Осень хозяйка (80 слов)

Осень разукрасила природу самыми яркими красками. Клёны и…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Природа поздней осенью (61 слово)

Заканчиваются осенние деньки. Совсем не весело природе….
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Прогулка (83 слова)

Ранним утром я иду в соседнюю рощу. Хорошо и радостно в эту…

Диктант Прозвища зимы (112 слов)

Как только не называют зиму русские поэты и писатели.
А. С….
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Сирень (91 слово)

Под моим окном расцвел куст сирени. Теплый майский ветер…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Совесть (91 слово)

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а…

Диктант Трусиха (84 слова)

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не…

Диктант Умей владеть собой (82 слова)

Человек должен подавлять в себе злость, скверное…

Диктант Цветущая липа По А. Трофимову (87 слов)

Я шел по лесу и уловил сильный запах липы. Свернул с дорожки…
Автор: Трофимов А.

Диктант Чудесная пора осени (62 слова)

Летели и летели осеннее листья. Ветер подхватил их и погнал…

Диктант Щедрая осень (70 слов)

Как быстро пролетело весёлое лето. Наступила красивая и…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант №343 (67 слов)

Выпишите первое слово из пятого предложения и сделайте его…

Диктант №344 (65 слов)

Выпишите три последних слова из второго предложения и…

Диктант №345 (79 слов)

Выпишите из текста слово с разделительным мягким знаком и…

Диктант №346 (66 слов)

Напишите транскрипции двух первых слов седьмого…

Диктант №347 (63 слова)

Напишите транскрипции трёх последних слов последнего…

Диктант №349 (73 слова)

Найдите в тексте название частей света и сделайте…

Диктант №350 (68 слов)

На востоке появилась бледная узкая полоска. Постепенно в…

Диктант №351 (70 слов)

Сделайте фонетический разбор двух последних слов из…

Диктант №352 (69 слов)

Сделайте фонетический разбор двух первых слов из…

Диктант №353 (68 слов)

Сделайте фонетический разбор предпоследнего слова из…

Диктант №354 (65 слов)

Сделайте фонетический разбор третьего и четвёртого слов…

Диктант №355 (70 слов)

Подчеркните в первом предложении буквы, обозначающие…

Диктант №356 (65 слов)

Сделайте фонетический резбор первого слова первого…

Контрольные и итоговые диктанты по русскому языку для 4 класса — разбиты по темам, с грамматическими заданиями для школ России — контрольные работы с повторением изученного материала. Объём диктанта для 4 класса: 1 и 2 четверть – 55 — 75 слов / 3 и 4 четверть – 75 — 95 слова.

Входной диктант «Осенняя пора»

Прошло знойное лето. Наступила золотая осень. Загляни в лес. По опушкам растут грибы. Среди пожухлой травы краснеют подосиновики. По краю ельника можно найти скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни покрыты опёнками. Моховые болота усыпаны румяной клюквой. На поляне горят гроздья рябины. Дни стоят погожие. Небо высокое и прозрачное. На дне ручья видна каждая травинка. Умолкают птичьи голоса. В лесу тишина и покой.Объём слов: 62

Входной диктант «Поздняя осень»

На дворе октябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжёлые светлые кочаны лежат в корзинах. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между грядками. На краю леса краснеет рябина. Кудрявое дерево её усыпано ягодами, словно яркими бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки. Объём слов: 53

Входной диктант «Чудесный сад»

У нас в стране есть чудесный сад. В этом саду на черемухе висят крупные вишни. На рябине зреют сладкие ягоды, а на яблоньке растут груши. Эти чудесные деревья вырастил наш русский ученый Мичурин. Студенты и опытные садоводы учились у Мичурина. Теперь всюду в нашей стране выращивают чудесные сады. Осенью и летом собирают богатый урожай ягод и фруктов. Объём слов: 57

Диктант «Апрель»

Лучи апрельского солнца светят и греют 4. Веет легкий ветерок. Гибкие ветки берез трепещут на солнце 4. Почки начинают быстро наливаться и развертываться в зелёные листья. Через стекло чувствуешь весеннее тепло. На ветке осинки видишь ворону. Она вытягивает шею и хрипло каркает. Молодая галка ищет место для гнезда. На изгороди сороки вертят головами, хвостами качают и трещат. В кустах сирени слышишь чудесный голос овсянки. Ее весенняя песенка позванивает, как маленький колокольчик. Каждый день появляется что-то новое. Посмотришь вокруг — и станет тебе легко и радостно. Объём слов: 83

Диктант «Бабье лето»

Часто в середине сентября после моросящих дождей наступает короткая пора солнечных деньков. Затихает ветер. Лазурное небо снова становится безоблачным и высоким. В яркие золотые наряды одеты осенние деревья. У этих сентябрьских дней есть особое название: «бабье лето». В старину в это время деревенские жители заканчивали полевые работы. В погожие тёплые дни осени женщины могли заниматься более лёгкими домашними делами или просто отдохнуть на завалинке и погреться на солнышке. Поэтому ясные дни начала осени наши предки и стали называть бабьим летом. Объём слов: 80

Диктант «Бобрёнок»

Снег весной растаял, вода поднялась и затопила бобровую хатку. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась ещё выше, и бобрята расплылись в разные стороны. Самый маленький бобрёнок выбился из сил и стал тонуть. Я заметил его, вытащил из воды и принёс домой. За печкой он почистился, высушился, потом нашёл веник, уселся на задние лапки и стал его грызть. Утром стружки валялись по всему полу, а у стола ножка стала тоненькой. Это бобрёнок постарался! Вода в реке спала, и я выпустил зверька. Объём слов: 83

Диктант «В ожидании чуда»

Приближается самый волшебный праздник — Новый год. На площадях города наряжают ёлки. Яркая иллюминация освещает вечерние улицы. Весёлые огоньки радостно искрятся и подмигивают прохожим. Блеск разноцветных гирлянд восхищает и завораживает. В морозном воздухе царит ожидание чуда. Совсем скоро куранты на Спасской башне Московского кремля возвестят о начале следующего года. Ночное небо озарят сверкающие вспышки больших и маленьких салютов. Пусть новогодний праздник подарит людям мир и счастье! Пусть сбудутся их светлые мечты! Объём слов: 70

Диктант «Весенний звон»

Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зелёного тумана по широкому лугу. Стоят тёплые и тихие вечера. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывёт звон. Что это звенит? Вот скатилась капля сладкого сока с берёзовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда. Возвратились из тёплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы. Объём слов: 71

Диктант «Весна»

Три месяца ты можешь наблюдать ход весны. Хорошо, если ты шагаешь вместе с ней, смотришь, думаешь, запоминаешь. Вчера ты шёл в школу под зимним небом, а сегодня в небе – весна. Поле чернеет проталинами, и ты чувствуешь запах оттаявшей земли. И ты скажешь: «Этого ещё вчера не было». Лужайка меняет свой вид после тёплого дождя. Она начинает зеленеть иголочками молодых травинок. В синем небе трепещет, дрожит, медленно исчезает в вышине золотая звёздочка. Это жаворонок взлетает над лугом. Его звонкий голос ты всегда услышишь в ясный весенний день. Объём слов: 86

Диктант «Весна»

Идёт весна. Повсюду тает серый снег, по улицам бегут весёлые ручьи, появляются первые проталины, кое-где пробивается молодая зелёная травка. Оживились воробьи. Они купаются в струйках холодной воды, чистят пёрышки. Шустрые птички собирают сухие травинки, веточки, шерстинки, бумажки, соломинки. Всё это они несут в неприметный уголок, складывают в кучу. Так получается воробьиное гнездо. Совсем скоро в уютном тёплом гнёздышке появятся пёстрые яички. Объём слов: 61

Диктант «Вечер в лесу»

За вершинами леса скрылось солнце. Дышит и оживает земля. Пахнет весенними почками. Показалась из земли зелёная стрелка молодой травы. Заливаются звонкой трелью соловьи в густых деревьях. На вершине старого дуба воркует голубь. Глухо турлычат в прозрачных весенних лужах лягушки. Пролетают над лесом дикие утки. Страшно ухнул и захохотал филин. Ниже спускается весенняя прохладная ночь. Объём слов: 54

Диктант «Волга – кормилица»

Близка река Волга всем россиянам. На Волге в давние времена русские люди вставали на борьбу со своими врагами. Под Сталинградом разбили фашистов. Называют Волгу рекой – красавицей и рекой-кормилицей. Знаешь почему? На Волге я Ярославле и Тольятти машины выпускают. Вниз по реке плывут пароходы, проносятся суда на подводных крыльях. На самоходных баржах везут вниз по Волге легковые и грузовые машины, пшеницу, нефть, сборные дома, станки и рыбу. Перегородили Волгу большие плотины. Волга даёт электрический ток нашей стране. Объём слов: 76

Диктант «Всё для победы»

Бабушка редко говорит о войне. Её папа и дед ушли на фронт. Она девочкой-подростком пошла работать на завод. По ночам цеха бомбили немецкие самолёты. Вражеские бомбы разрушили заводские стены и крышу. Но люди продолжали трудиться под открытым небом. Для наших солдат в борьбе с фашистами был важен каждый танк, каждый снаряд. Рабочие терпели холод, голод, но оружие для армии выпускали без задержки. Ежедневный подвиг вершил весь народ на фронте и в тылу. Каждый, как мог, приближал Победу. Объём слов: 78

Диктант «Всегда на службе»

С давних времён собаки жили рядом с человеком. Они помогали людям пасти скот, охотиться, перевозить грузы. И сегодня эти умные животные остаются нашими верными помощниками. Собаки служебных пород участвуют в спасении людей, охраняют границы страны, помогают задерживать опасных правонарушителей. На Крайнем Севере ездовые собаки могут перевозить людей и грузы по глубокому снегу и бездорожью. Собаки-поводыри служат надёжными помощниками слабовидящим людям. Много профессий освоили наши четвероногие герои. Но во все времена люди особенно дорожили главным собачьим призванием — быть настоящим другом. Объём слов: 80

Диктант «Где же приятель?»

Пришла весна. Кругом зажурчала вода. Медвежонок отправился гулять по поляне. Вдруг он остановился. Перед ним сидела лягушка. Она только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ней лапу. Лягушка отпрыгнула. Мишка принял это за игру. Он тоже сделал скачок. Так они добрались до большой лужи. Лягушонок прыгнул в воду. Медвежонок сунул лапу в воду. Вода была холодна. Он отдёрнул лапу, потряс ею. Мишка осмотрелся. Куда девался его новый приятель? Объём слов: 72

Диктант «Гроза»

Утро. Я открываю глаза и прислушиваюсь к звукам за окном. Слышны близкие раскаты грома. По стеклу стучат редкие капли дождя. Через открытое окно в комнату проникает лёгкий ветерок и играет с занавеской. Вдруг небо разрезает молния. Всё вокруг озаряется ярким светом. Словно выстрел пушки, ударяет гром. Я вздрагиваю и прячусь под одеяло. Неожиданно всё смолкает, но это только затишье перед бурей. Дождь вновь барабанит по стеклу, но уже более настойчиво. Я выглядываю из-под одеяла — за окном ливень. В комнате пахнет свежестью. Вдруг всё прекратилось так же внезапно, как началось. Тучи растянуло, и на небе показалось солнце. Объём слов: 96

Диктант «Дуб»

Между березками рос могучий дуб. Кабаны часто питались его плодами. В его ветвях соловей напевал свои песни. Дуб защищал птичку от палящего солнца, листьями укрывал в ненастные дни. Лишь бы не кончалась соловьиная песня! Только с дятлом не дружил дуб, не любил его стука. Скоро у дерева от червяков и жучков опала листва, кора испортилась. Доброе сердце было у дятла. Пожалел он горемыку, очистил долгожителя от вредителей. Объём слов: 67

Диктант «Дыхание осени»

Стояли последние погожие деньки августа. Ещё радовали теплом солнечные лучи. В саду нарядными букетами цвели астры и золотые шары. Но с каждым днём всё больше ощущалось дыхание осени. У белоствольной берёзки в зелени кос замелькала жёлтая проседь. Попрощались с родными местами и улетели на юг ласточки. В вышине смолк весёлый писк стрижей. Вода в речке стала холодной и особенно прозрачной. Не за горами то время, когда осенний листопад запорошит её берега и спокойное течение понесёт листья-кораблики в далёкое путешествие. Объём слов: 80

Диктант «Дятел»

Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, на головке шапочка с красным кантиком. Лапки у него большие, когти цепкие. Наступила холодная и голодная зима. Нашёл дятел в лесу корявое дерево с трещинкой на стволе и начал сосновые и еловые шишки таскать. Засунет шишку в трещинку, выбирает из неё семечки. Некоторые семечки он роняет на землю. Пройдут годы, около зимней столовой вырастут молодые деревья. Берегите, ребята, лесных птиц! Объём слов: 66

Диктант «Загадочные звёзды»

Над сонными водами озера разливался розовый рассвет. На утреннем небе исчезли яркие звёздочки. Но не пропало их отражение на зеркальной поверхности воды. Восхитительные большие звёзды покачивались на тихих волнах. Что за волшебство? Да это же кувшинки! С первыми лучами солнца они раскрыли свои белоснежные лепестки. Словно настоящие небесные красавицы спустились на бирюзовую гладь, чтобы отдохнуть. Вечером цветы спрячутся в глубине озера. А, может, они просто поднимутся и засияют на ночном небе сказочными созвездиями? Объём слов: 73

Диктант «Зайчик»

Зайчик родился летом, у него сразу были открыты глаза. Шёрстка у зайчика была серая и пушистая. Зайчиха приказала зайчонку лежать тихо и никуда не бегать, а сама ушла за кормом. Малыша кормила родная мать и другие зайчихи. Скоро зайчик окреп, вырос, начал есть сочную траву и бегать по лесу. Он познакомился с птицами и лесными зверьками. В густой траве и кустах зайчик прятался с птицами и лесными зверьками. Так зайчишка жил и не тужил, а затем наступила осень. Объём слов: 78

Диктант «Засуха»

Лето в этом году выдалось жарким и засушливым. На знойном небе нет ни облачка. Дождей давно не было. Над полями и лугами сильные ветры кружат едкую пыль. Земля растрескалась. Цветы и травы пожухли, начали желтеть. Листочки на деревьях поникли, ветки ломаются от жары. Природа ждёт дождя. Вот на горизонте появилась туча и быстро стала приближаться. Грянул гром, и по земле застучали первые долгожданные капли дождя. Он усиливается и льёт стеной. Всё живое жадно впитывает живительную влагу. Объём слов: 76

Диктант «Зелёный друг»

Чудесный зелёный друг для всех нас — это лес. Он защищает озёра, реки и пруды от палящих солнечных лучей. Леса люди сажают там, где поля надо спасать от песка и ветра. Леса встают и на защиту пашен от оврагов. Своими могучими корнями наш зелёный друг укрепляет почву склонов и холмов. Лес — это друг не только для людей. Это дом для братьев наших меньших. Лес — чудо природы! Объём слов: 65

Диктант «Зимний лес»

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты. Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки. Эти нарядные птицы живут дружными стаями. Объём слов: 82 

Диктант «Зимой»

В деревне мороз запушил деревья снежком. Огромный пруд зима затянула гладким льдом. Ребята размели каток. Коньки у всех готовы. Ловко и легко скользят ребятишки по льду. На Коле и Вите спортивные костюмы. У бегунов блестят от счастья глазки. Старшие ребята разъехались в разные стороны. Малыши катаются цепью. По льду бегает за ребятами Шарик и всем мешает. Весело и радостно звучат детские голоса. Объём слов: 62

  • ДИКТАНТ

  • Контрольный диктант (входной) №1

Белка и лиса.

Над норой лисы жила белка. Белка прыгала по веткам и дразнила старую лису. Однажды утром лиса легла на полянку перед сосной, будто мертвая. Любопытная белочка бросила в лису шишку. Лиса не поднялась. За шишкой полетела ветка. Лиса не двигалась. Тогда белка совсем близко пробежала около лисы. Лиса быстро вскочила. Но охота не удалась. Белочка чуть не очутилась в зубах хитрой лисицы. (64 сл.)

Грамматические задания:

1)Четвёртое предложение разобрать по членам предложения, обозначить части речи

2)Выписать из текста три словосочетания, определить главное слово

3) Просклонять словосочетание: жаркое лето

  • Контрольный диктант №2

Неудачная охота.

Охотник шёл на лыжах по следам кабанов. Следы вели с поля в лес. И как только охотник подошёл к опушке, его заметила с дерева сорока. Она громко застрекотала. В лесной чаще сорочий крик быстро подхватили другие птицы. И такой треск пошёл по лесу, что охотник издали его услышал. Со злости он повернул лыжи — и домой. Теперь тут не место охоте! С таким криком разве можно подойти близко к зверю и к птице?

(74 сл.)

Грамматические задания:

1) Разбери слова по составу: брёвнышко, переписчик, развесёлая.

2) Первое предложение разбери по членам предложения, обозначь части речи.

3) Вставь пропущенные окончания, определи число, склонение, падеж:

Без печал… — для встреч… — не берёз… — по скатерт… —

  • Контрольный диктант №3

Волчий след.

Вот волчий след. В рыхлом снегу тяжёлый хищник оставил глубокую борозду.

След выводит на озеро. На льду озера мелкий снег, и волк побежал рысцой. Вдруг он на полном ходу затормозил всеми четырьмя лапами. Затем огромными прыжками бросился в сторону, ворвался в густые тростники на берегу и, ломая заросли, выскочил снова на чистый глубокий снег.

Волк мчался, утопая в снегу чуть не головой: видно, он почуял след косули. (67 сл.)

Грамматические задания:

1) Найди и выпиши из текста четыре имени прилагательных с существительными, определи их падеж.

2) Второе предложение разбери по членам предложения, обозначь части речи.

3) Выполни фонетический разбор слова: снег.

  • Контрольный диктант №4

Гнездо ласточки.

Под крышей дома ласточка свила уютное гнёздышко. Местный воробей решил занять его и влетел туда. Ласточка подняла шум, стала гнать воробья. Воробей раскрыл крылья, резко закричал. Бедняжка в испуге отлетела. Воробей успокоился. Но что это? Вдруг примчалась целая стая птиц. У каждой птицы в клюве был кусочек земли. Они быстро стали закрывать отверстия в гнезде. Пленник поднял крик. Мы принесли лестницу и открыли отверстие. Воробей вылетел стрелой. А ласточка вернулась в свой дом и звонко запела. (75 сл.)

Грамматические задания:

1) Найди и выпиши из текста три местоимения, определи их падеж.

2) Первое предложение разбери по членам предложения, обозначь части речи.

3) Разбери по составу слова: гнёздышко, отлетела.

  • Контрольный диктант №5

Зима.

Я прожил целую зиму в деревне. Узнавал разные интересные подробности из жизни птиц. Это было моим любимым занятием. Но вот ударили февральские морозы. Поднялась сильная метель. Время тянулось медленно. Через несколько дней я увидал в окошко ясное небо. Я отпросился у отца, оделся и выскочил на двор. На дворе было морозно. Ярко светило солнце. В лесу намело такие сугробы снега, что я на каждом шагу проваливался по пояс. Птиц не было нигде. Передо мной тянулась длинная полоса реки. Справа и слева на её крутых берегах молчаливо стоял засыпанный снегом лес. (90 сл.)

Грамматические задания:

1) Найди и выпиши из текста три глагола в форме прошедшего времени. Поставь их в форму настоящего времени. Запиши.

2) Первое предложение разбери по членам предложения, обозначь части речи.

3) Выполни фонетический разбор слова: ярко

  • Контрольный диктант № 6

Гнездо

Дед осторожно подошел к кусту крыжовника. Он опустил внука на землю. Куст отцвел и сверкал на солнце изумрудными бусинками. Дед наклонился. Из куста взлетел соловей и сел на ближнюю ветку сирени. Соловьиха сидела в гнезде. Она зорко следила за рукой деда живой черной крапинкой глаз. Внук радостно потянулся к гнезду. Но дед остановил его руку и отвел в сторону. Птица оправила крылья, села поудобнее и замерла. Скоро к соловьихе подлетел соловей. Птицы успокоились. Пройдут дни. Весь сад наполнится новыми голосами. А ты любишь слушать пение птиц? (87сл.)

Грамматические задания:

1)Выпиши из текста:

  • 3имени существительных, определи склонение, род, число, падеж.

  • 3глагола, укажи спряжение, время, число, лицо, вид.

  • 2 местоимения, укажи лицо и число

  • 2 наречия, укажи их значение.

  • Контрольный диктант № 7

Тополя.

От станции до города дорога была прямая. По обеим сторонам дороги росли тополя. Они украшали дорогу, радовали глаз. Кто же посадил эти тополя?

Однажды мальчик прочитал статью о тополях. Он узнал, что из веточки может вырасти дерево. Об этом он сообщил другу.

Ранней весной люди обрезали тополя. Мальчики собрали все веточки. Они высаживали свои тополя, ухаживали за молодыми деревцами.

Прошло несколько лет. Чудесная аллея из тополей шумела на дороге. Как много хорошего для земли могут сделать золотые руки!

Грамматические задания:

1)Выпиши 5 глаголов прошедшего времени. Определи род и число.

2)Сделай синтаксический разбор предложения:

Чудесная аллея из тополей шумела на дороге.

3)Как изменяется в тексте слово дорога? Определи падеж.

  • Контрольный диктант № 8

Весеннее утро.

Тёплое весеннее утро. Ласково и приветливо светит солнце. Верхушки деревьев покачиваются и поблескивают под нежными лучами солнца. Из глубины леса выбегает ручеёк, пересекает дорогу и торопливо скрывается в кустах. В прозрачной воде отражаются белые кучевые облака. Просыпаются и поют птицы.

На веерку берёзки взлетела ворона. Она вытягивает шею и хрипко кричит. Молодая галка ищет для гнезда. На дальней изгороди сороки вертят головами, качают хвостами и трещат. (70 сл.)

Грамматические задания:

1)Разбери по составу слова: верхушка, выбегает.

2)Сделай синтаксический разбор предложения:

В прозрачной воде отражаются белые кучевые облака.

3) Выпиши три глагола, определи время.

  • Контрольный диктант № 9

Синичка.

Однажды утром я нашел у забора синичку. Она лежала и не двигалась. Глазки у нее были закрыты. Я взял синичку в руку и стал греть своим дыханием. Она открыла глаза и жалобно пискнула. Я принес синичку домой. Синичка ожила, встрепенулась и громко зачирикала. Мама осторожно подставила синичке чашечку с зерном и блюдце воды. Синичка наелась, напилась, стала летать по комнате, села на комод.

Так и прожила она с нами всю зиму. А весной мы выпустили ее на волю. (79 сл.)

Грамматические задания:

1)Выпиши из текста три слова с проверяемой безударной гласной в корне слова, подбери проверочные слова.

2)Выпиши из текста три слова с парной согласной в корне слова, подбери проверочные слова.

3) Выполни фонетический разбор слова: комод

  • СПИСЫВАНИЕ

  • №1

Осень в лесу.

Пришла в лес з…л…тая осень. На тр…ве уже л…жат сл…ды ос…ни. Повсюду пахнет з…млёй и прелыми лист…ями. Из вороха старых лист…ев выглядывают гр…бы. Вот белый гриб стоит на крепкой но…ке. Вот прижались к пеньку опята. Одинокие з…л…тые монетки бл…стят на …сине, б…рёзе. Вет…р несёт их к опушке леса, к р…ке. От р…ки веет хол…дом. От м…роза тр…ва у б…регов завяла. Везде стоит тиш…на. Смолкли птич…и г…л…са. (68 сл.)

Грамматические задания:

1.Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.

2.Выпиши из текста три слова с проверяемой безударной гласной в корне слова, подбери проверочные слова.

  • № 2

Дивный цветок.

Из д…лёкой стр…ны вывезли прелес…ный цв…ток з…л…тистой окраски. Редкое чудо было высокого роста. Заморского красавца сажали в центре клумбы. Он царствовал над остальными с…довыми цв..тами. Цв…ток д…ржался на прямом толстом стебле. Его украшали ш…рокие нарядные лист…я. На б…льшой круглой г…л…ве был венец из нежных ж…лтых лепестков. Г…л…ва чудес…ного цв..тка нап…минала солнце. Она поворачивала своё лицо к яркому солнеч(?)ному свету. Цв…ток и назвали …… . (66 сл.)

Грамматические задания:

1.Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.

2. Разбери слово по составу: нарядные.

3. Выпиши из текста два словосочетания «имя прилагательное + имя существительное». Определи падеж имён прилагательных.

  • № 3

Телефонный аппарат

Один раз мы с Мишкой были в игрушеч(?)ном м…газине и увидели замечательную игру…ку — т…л…фон. В б…льшой д…ревянной к…ро…ке ледали два т…л…вонных а……арата, две тру…ки, в которых можно г…ворить и слушать, и целая кату…ка проволоки. Пр…давщица об…яснила нам, что если один т…л…вон поставить в одной кв…ртире, а второй — у с…седей и соеди…нить два а……арата проволокой, то можно перег…вариваться.

Грамматические задания:

1.Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.

2.Найди в тексте числительные, подчеркни их.

  • № 4

Майские красавицы.

Ты просыпа…шься ч…десным майским днём. Вид…шь, как весеннее сол…це залива…т всю ул…цу. Ве…т тёплый в…т…рок. Беж…шь к реч(?)ке в лес. На б…р…гу р…ки цв…тёт черёмуха. Белые цв…ты покрывают её ве…ки. С раннего утра до позднего вечера расп…вают на дер…ве птицы. Гляд…шь на цв…тущую красавицу и радостно станови…ся на сер…це. Дума…шь, как сохранить такую красоту? Люди, не л…майте майских цв…тов!

Грамматические задания:

1.Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.

2.Найди в тексте пять глаголов, образуй неопределенную форму и определи спряжение

  • № 5

Зацветает липа.

Давно уже отцв…ли многие д…рев…я в парках и г…родских с…дах. Давно уже они покрылись густой з…лёной л…ствой. И вдруг в тех же с…дах, в парках и даже на ул…цах ч…десно з…пахло цв…тами. Это зацв…ли липы.

Дикие л…сные липы с мелкими л…сточ(?)ками зацв…тают раньше. а в г…родах сажают крупнолистную липу. Эти д…рев…я украшают себя сочной тёмно-з…лёной л…ствой, наполняют воздух благоуханием своих скромных цв…тов. Придите в солнеч(?)ный день в сквер, где растут старые липы. Присядьте на скамейку и прислушайтесь. В выш…не, в густой кроне д…рев…ев гудят пчёлы.

Грамматические задания:

1.Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.

2. Сделай синтаксический разбор предложения:

Дикие лесные липы с мелкими листочками зацветают раньше.

98671881 1

УМК «ШКОЛА 2100»

Тексты для списывания

по русскому языку.

Учитель: Лиманец Е.А.

  1. «Букет».  

Алёша с сестрой купили букет мимоз. Они весело вбежали в дом. Чудный запах лился от цветов. Вот пушистый букет на столе. Малышка Аннушка сунула нос в букет. С щеки упала пыльца. Как хороши были мимозы! Это цветы для мамы Светланы.

Раздели слова для переноса: купили, весело, лился, Аннушка, пыльца.

  1. «В лесу».

Утром Митя с папой пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы клали в лукошко. Его нёс папа. Ягоды клали в пакет. Его нёс Митя. Домой вернулись к обеду.

Раздели слова для переноса: утром, собирали, ягоды, вернулись.

Найди слова, которые нельзя переносить.

  1. «Книги в шкафу».

В книжном шкафу пять полок. На нижней полке лежат детские журналы. На второй полке стоят детские книжки. Другие полки занимают книги для взрослых. Скоро Маша станет большой. Она прочтёт книги со всех полок.

Раздели слова для переноса: полок, большой, другие, второй, книжки.

Ответь письменно на вопросы:

1. Сколько полок в книжном шкафу?

2. Что лежит на нижней полке и на второй полке?

3. Какие книги занимают другие полки?

4. Какой скоро станет Маша?

5. Что скоро прочтёт Маша?

Выполни звуковой анализ слова: пять.

  1. «Лев, медведь и лиса».

Лев и медведь добыли мясо и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лиса увидала их мясо, подхватила его и убежала. Подчеркни грамматическую основу.

  1. «Первая встреча». 

Было тёплое утро. Малыш выбежал на крыльцо. В ведре с водой играл луч солнца. Брызги холодной воды полетели во все стороны. Это малыш умывался. На ручку мальчика села божья коровка. Она ловко и быстро двигалась. Хрустнула ветка. На круглой спинке показались два крепких крылышка. Мелькнула темная головка и букашка скрылась в чаще куста. Малыш был очень удивлен. 
Подчеркни все орфограммы в тексте.

  1. «Птичий двор».

На птичьем дворе живут разные породы птиц. Вот бегают десять куриц и большой петух. Он умеет громко кричать. Вот огромный индюк. У него грозный вид. Живут здесь домашние утки. А это гуси с длинными шеями.

Разделить слова на слоги: породы, бегают, кричать, домашние, индюк. Подчеркнуть все известные орфограммы.

  1. «Котёнок».

Дети нашли во дворе маленького котёнка. Он залез на дерево и не мог спуститься на землю. Дети принесли лестницу и сняли котёнка. Потом они взяли его в дом, напоили молочком, накормили котлетой. Теперь котёнка зовут Кешей. Он будет жить в доме. А осенью Кеша поедет в город. Он скоро привыкнет жить в городской квартире.

Раздели слова на слоги: спуститься, молочком, взяли, городской.

  1. «Наши рощи».

Хороши наши рощи. Красивы там берёзы. Сколько в рощах птиц! Стучат пёстрые дятлы. Кричат грачи. А как свищут синицы! Люди часто ходят в рощу слушать пение птиц.

Грамматические задания

1. В словах людиходят подчеркнуть буквы мягких согласных. 
2. Разделить для переноса слова: свищутслушать.

  1. «Дикие утки».

Дымка тумана сползала в овраг. Мы подъехали к озеру. Солнечный луч прыгал по траве. В воздухе раздался легкий шумок. Это пролетали над озером дикие утки. Они сделали круг и сели в камышах. Дикие утки строят гнёзда на кучках старого камыша. Птица найдёт кучку, вытопчет в середине ямку и устилает её легким пухом. Пушком они закрывают яички, когда уходят попить или поесть.

Раздели слова для переноса и на слоги: овраг, подъехали, озером, попить.

Найди слова, которые нельзя переносить.

Звуковой анализ слова: ямка.

  1. «Кошка Пушинка».

У Гриши Щукина есть кошка Пушинка. Пушинка умная и красивая. Гриша и Пушинка любят играть. Летом Гриша будет жить у бабушки. Он будет скучать.

Подчеркнуть все известные орфограммы.

  1. «Ворона и лужа».

Ребята вышли во двор. В лицо ударили яркие лучи солнышка. Вот лужа. Ручьи стайками бегут в лужу. Вода в луже мутная. Кусочки льда плавают в ней. Ворона села у воды. Она крепким клювом стала долбить льдинки. Вот забавная ворона!

Спиши текст. Раздели слова на слоги и для переноса: ребята, ударили, лучи, стайками, плавают, клювом.

  1. «Однажды в лесу».

В лесу под деревьями лежал глубокий снег. По утрам ещё бывали весенние морозцы. Зверей и птиц держал на снегу плотный наст. По снегу пробежала мышь. Крепко прижались друг к другу маленькие зайчата. Они робко осматривали местность. Малыши терпеливо ждали зайчиху. Уселась рядом птица. Страшными большими зверями казались ей зайчата. А они с ужасом смотрели на неё. Кто кого пугал?

Подчеркнуть все известные орфограммы и грамматическую основу.

  1. «Привет мартышке». 

Мартышка сидела на пальме и ела финики. Чем больше она ела, тем лучше становился аппетит, но ухудшалось настроение. Мартышка грустила. И тут она увидела слонёнка. Он нёс ей привет от удава. Мартышка слезла с пальмы, вытерла ладошки о траву и протянула руки. Она хотела от слонёнка взять привет. Ведь он был очень большой и горячий. Но где, же привет? 

Раздели слова для переноса: финики, аппетит, пальмы, протянула, горячий. Найди слова, которые нельзя переносить. Сделай звуковой анализ слова: привет.

  1. «Скоро обед».

Аня и Катя накрывают на стол. Аня ставит тарелки. Катя несёт ложки и вилки. Аня режет хлеб. Катя несёт масло и сметану. Собирается вся семья. Мама вносит кастрюлю с борщом.

Раздели слова для переноса: режет, сметана, собирается, борщом.

Ответь на вопросы:

1. Что делают Аня и Катя?

2. Что ставит Аня?

3. Кто несёт ложки и вилки?

4. Что режет Аня?

5. Какие продукты несёт Катя?

6. Кто собирается к столу?

7. Что вносит мама?

  1. «Цепкий кедр».

Спиши текст, подбери проверочные слова, запиши их в скобках и вставь безударные гласные.

Кедр растёт выс…ко ( ) в г…рах ( ), ветры его клонят, стараются к з..мле ( ) пригнуть, скрючить. А он вцепится в землю к…рнями ( ) и тянется всё выше и выше. На конце веток шишки в…сят ( ). В каждой шишке настоящие сундучки с орехами.

  1. «Чудный олень».

В лесу тихо. Только ветерок иногда играл с листочками. Особенно он любил осинку. Вдруг послышался треск сучьев. Из чащи вышел олень. Чудные рога красовались на голове. Олень шагнул к ручью. Он жадно стал пить чистую вкусную воду.
Раздели слова на слоги и для переноса: ветерок, любил, осину, красовались, олень. Подчеркни грамматическую основу.

Жи — ши, ча — ща, чу — щу

  1. «Пыжик».

Пыжик – это оленёнок,

он пушистый и смешной.

К маме ласково спросонок

прижимается спиной.

Только спит он очень мало,

непоседою прослыл.

Мама спрашивать устала:

«Пыжик, пыжик, где ты был?»

(30 слов) (М. Пляцковский)

  1. «Чьи шишки лучше»?

У Саши шишки сосновые,

у Серёжи шишки еловые,

у Алёши – большие кедровые,

а у Миши на лбу – бедовые.

(24 слова)

  1. «Модный портной».

Сшил жилет жирафу ёжик

из шикарной рыжей кожи.

Шимпанзе – из джинсы клёши

и из замши плащ хороший.

(20 слов)

  1. «Цветочный ужин».

Вот шмель пушистый, жирный

в шиповнике жужжит.

Поужинать душистым

нектаром он спешит.

(14 слов)

Двойные согласные.

  1. «Попробуй, догони»!

По ускоренной программе

обучается наш класс.

Как экспресс, мы мчимся, мама, —

не догнать тебе уж нас.

(18 слов)

  1. «На природу».

Пассажиры на перроне

ожидают свой экспресс.

В долгожданную субботу

все спешат умчаться в лес.

(16 слов)

  1. «Вальс отличника». 

Я контрольную писал,

получил высокий балл.

В настроении прекрасном

побегу сейчас на бал.

Буду в вальсе я кружиться

и «пятёркою» хвалиться!

(23 слова)

БОЛЬШАЯ БУКВА

в именах, отчествах, фамилиях людей,

кличках животных, названиях.

  1. «Заклинание».

Начал Петя наш икать —

нужно стих ему читать:

“Икота, икота,

перейди на Федота,

с Федота на  Якова,

с  Якова – на всякого”.

(22 слова)

  1. «Выбор кандидатов».

Наша  Натка на уроке

оглядела всех ребят:

«Юрка? Слишком толстощёкий!

Петя ростом маловат!

Вот Алёша славный малый!

Я влюблюсь в него, пожалуй.

(24 слова)

(по А. Барто)

  1. «Одноклассники».

Как много школьников у нас!

У нас четыре Аси,

четыре Васи, пять Марусь

и два Петровых в классе.

(19 слов) (по А. Барто)

Автор: Мальцева Ольга Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 54 имени Ю. А. Гагарина
Населённый пункт: город Севастополь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сборник упражнений по русскому языку для 4 класса
Раздел: начальное образование

Орфография

1. Непроизносимые согласные в корнях слов

1. Запиши слова с непроизносимыми согласными и без них в два

столбика.
Небес_ный, трос_ник, ненас_ный, здра_ствуй, желез_ный, влас_ный,
ужас_ный, со_нце, парус_ный, напрас_ный.

2. Вставь в пословицы подходящие по смыслу слова с непроизносимыми

согласными.
1)_____________ матери лучше ______________ греет. 2) Беда
_______________ в его зависти. 3) Человек трудолюбивый – самый
_______________ .

Слова для справок: со_нца, счас_ливый, сер_це, завис_ника.

3. Запиши, заменяя выделенные слова близкими по значению словами с

непроизносимыми согласными.
Весёлый человек -_____________________ ,знаменитый поэт —
________________________ , красивый цветок — __________________ ,
огромное здание — __________________ .

Самостоятельная работа

4. Образуй и запиши однокоренные слова с непроизносимыми

согласными.
Звезда — _____________ , доблесть — ____________ , грусть — ______________ ,
трость — ____________, честь — _________, место — ___________ , счастье —
__________ .

5. Вставь непроизносимые согласные, где они нужны.

Ярос_ный, извес_ный, сер_це, любез_ный, тес_ный, прелес_ный, ужас_но,
радос_ный, капус_ный, вкус_ный, крепос_ной, ус_ный, лес_ница,
завис_ливый, гиган_ский.

2. Правописание приставок

1. Выдели приставки в словах. Как пишутся приставки со словами?
Прилетели к нам метели,
Залепили снегом щели.
На окне старик мороз
Льдинкой росписи нанёс. (Г. Ладонщиков)

2. Напиши слова с ударной гласной в приставке и слова с ударной

гласной в корне в два столбика. Выдели корень и приставку в словах.
Насыпь, вырез, заявка, подбить, запев, выход, полить, запах.

3. Допиши подходящие по смыслу приставки. Выдели корни и

приставки.
____летел ветер, ___шумели деревья. Вниз ___сыпались хлопья
снега. ___глянула из дупла белочка. ____смотрела по сторонам и
прыгнула на ветку.

4. Впиши безударные гласные в приставки. Выдели приставки.
Р_стаял, с_шёл, _т_двинул, з_глянул, п_р_сказал, н_мёл, п_гасил,
пр_гулял, р_зговор, з_гадка, _твёртка, в_круг.

5. Запиши однокоренные слова с различными приставками.
Пишу –
Бегу –
Солю —

6. Запиши в два столбика слова с приставками и слова с предлогами.
(За)беру, (за)стеной, (на)кинул, (у)бежал, (от)ветра, (до)говор, (о)смотр,
(о)книге, (без)воды, (за)мёрзнуть, (от)крыл.

3. Правописание приставок роз- (раз-), рос- (рас-)

1. Напиши слова с ударной гласной в приставке и слова с ударной

гласной в корне в два столбика. Сделай вывод, когда в приставке

пишется буква О, а когда А.
Роспуск, распустить, розыгрыш, розлив, разыграть, разливать.

2. Запиши слова, вставляя пропущенные буквы в приставках. Выдели

приставки.
Р_ссыпь, р_ссчитать, р_здать, р_спись, р_зыск, р_схаживать, р_звальни,
р_зжигать, р_зыгрыш, р_ссечь, р_звлечь.

3. Запиши слова в два столбика: с приставкой, заканчивающейся на

букву С и с приставкой, заканчивающейся на букву З. Сделай вывод о

написании этих приставок.
Росписи, рассказ, разбить, разжечь, раздать, раскат, развить, растерять.

4.От данных слов образуй два новых слова: одно с приставкой С-, другое

с приставкой РАЗ- (РАС-). Выдели корень и приставку.
Делать, жечь, купить, шить, жать, крыть.

5. Запиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Объясни

орфограммы.
Рысь р_ _бежалась и перепрыгнула овражек. Вдали показались р_
_сыпи. Мороз р_ _рисует узорами окна домов. Р_ _светало, и небо
становилось светлее. В долине р_ _ кинулось небольшое село. Р_ _данные

Дедом Морозом подарки очень понравились ребятам. Мы р_ _местились
рядом с речкой.

4. Правописание приставок рас-, раз-, пре-, при-

Вставь пропущенную букву. Объясни написание орфограммы.
1. Ра_строить, ра_сердиться, ра_смотреть, ра_стёгивать, ра_парывать,
ра_носить, ра_бирать, ра_водить, ра_молоть, ра_деть, ра_сада, ра_тереть,
ра_саживать, ра_пробовать, ра_пить, ра_говаривать, ра_нимать, ра_жигать,
ра_украшивать, ра_бить, ра_плата, ра_творить, ра_качать, ра_качегарить,
ра_пилить, ра_грузить, ра_давить, ра_мыть, ра_дробить, ра_стояние,
ра_колоть, ра_весёлый, ра_любезный, ра_несчастный, ра_прекрасный,
ра_чудесный, ра_паковать, ра_плести, ро_ыгрыш, ро_сказни, ра_сказ,
ра_ыграть, ра_свет, ра_огнаться, ра_топтать, ра_уться, ра_печатать,
ра_бежаться, ра_толкать, ра_гневаться, ра_одеться, ра_да́
ть, ра_писа́
ние,
ра_пи́
ска, ра_сы́
пать, ра_лива́
ть, ра_ы́
скивать, ра_же́
чь, ра_пусти́
ть.
2. Пр_бить, пр_цепить, пр_интересный, пр_одолеть;
пр_рвать, пр_школьный, пр_скучный, пр_увеличить, пр_забавный, пр_нести,
пр_близиться, пр_открытый, пр_гореть, пр_коснуться, пр_ехать, пр_красный,
пр_вокзальная; пр_открыть, пр_близиться, пр_хорошенький, пр_летит,
пр_клеить, пр_храбрый, пр_шил, пр_красный, пр_поднялся, пр_града,
пр_строить, пр_рывать, пр_близиться, пр_поднять, пр_гладить, пр_хороший,
пр_слоняться, пр_пасть, пр_брежный, пр_бежать, пр_везти, пр_морье,
пр_вязать, пр_расти, пр_обрести, пр_встать, пр_сесть, пр_украсить,
пр_гнуть, пр_задуматься, пр_крыть, пр_сильный, пр_неприятный,
пр_длинный, пр_сытиться, пр_взойти, пр_старелый, пр_интересный,
пр_ломить, пр_ступник, пр_градить.

5. Правописание слов с разделительным мягким и твёрдым знаком

1. Вставь Ь или Ъ знак. Разбери слова по составу. Объясни написание

этих орфограмм.

Заш_ётоб_явитьнал_юраз_ярилсястул_яс_езжатьжил_ёвз_ерошенный

2. Вставь, где необходимо, Ъ.
Под_езд, под_резал, под_ехал, раз_яснил, от_резал, об_едки, с_ёмка,
над_писал, в_летел, под_ём, над_рез.

Запиши слова в два столбика: с разделительным Ъ и без него.

3. Исправь ошибки. Запиши.
Разярённаяобезяна, журчанеручя, седаютлистя, обедатьсяваренем, шёт плате,
вётсявюга.

4. Подбери однокоренные слова с разделительным Ъ или Ь.
Ясный — ____________ , Юра — ___________ , листок — ___________,
ездить — __________, лить — _________, есть — ___________,
пить — __________.

5. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выделенные слова разбери по

составу.
Не учи бездел_ю, учи рукодел_ю. Чтобы рыбкус_есть, надо в воду лезть.
Весел_е – от всех бед спасен_е. Труд людей об_единяет. Не гони коня
плет_ю на под_ёме в гору.

Строение слова

1. Найди «лишнее» слово. Запиши однокоренные слова, выделяя корень.
Желток, жёлтый, жёлтые, железо; борьба, воин, борец, борцы; печурка,
печать, печка, печки; час, часы, часовщик, часть; противник, вражда, враг,
враги.

2. Выдели в словах окончание, основу, корень. Определи, как

образовались вторые слова каждой пары. Как изменилось значение

слов?
Глаза – глазки;
уши – ушки;
хвост – хвостище;
школа – школьный.

3. Прочитай, определи окончание, основу и корень в словах. Как

образовались слова? Как изменилось их значение?
Писать – написать, подписать, списать, выписать, дописать, переписать,
записать, вписать.

4. Спиши, выбирая подходящие по смыслу приставки. Выдели их.
Женщина (по-, пере-, до-)садила зерно в цветочный горшок. Из зерна (про-,
вы-, под-)рос цветок. Как он был (пре-, по-, на-)красен! Цветок (рас-, при-,
от-)крылся. В самой чашечке сидела маленькая девочка. Её (про-, на-,
пере-)звали Дюймовочка.

Корень слова, однокоренные слова

1. Найди однокоренные слова. Запиши ряды однокоренных слов, выдели

корень.

Хлеб, дубрава, скрипучий, хлебница, озеро, дубок, хлебный, дуб, озерцо,
скрипеть, хлебец, озёрный, дубовый, скрип.

2.Выпиши группы родственных слов. Выдели в них корень.

Смелый, решительный, отважный, храбрый.

Смелость, смелый, смело, осмелел.

Скорый, быстрый, проворный, стремительный.

Скорый, скорость, поскорее, скоро.

3. Найди «лишнее» слово. Запиши однокоренные слова, выделяя корень.
Желток, жёлтый, жёлтые, железо; борьба, воин, борец, борцы; печурка,
печать, печка, печки; час, часы, часовщик, часть; противник, вражда, враг,
враги.

4.Спиши. В однокоренных словах выдели корень.
Жарким днём лесной тропой звери шли на водопой. За слонихой топал
слонёнок. За лисицей крался лисёнок. За ежихой катился ежонок. За
медведицей шёл медвежонок.

Морфология

1. Имя существительное как часть речи

1. Подбери проверочное слово. Там, где это необходимо, вставь

пропущенную букву. Запиши слова вместе с проверочными.
Безопас_ный — …, бе_радос_ный — …, несоглас_ная — …, хвас_ливая — …,
грус_ный — …, трус_ливый — … .

2. Определи к какой части речи относится каждое слово.
Красивый, красоваться, красота, красиво; далёкий, далеко, дальше, даль,
дальний; сияющий, сиять, сияние; белый, белизна, белеть, белеющий, бело;
холод, холодный, холодать, холодно, холода, холодеющий.

3. Запиши предложения. Выполни их синтаксический разбор. Определи

части речи.
Мы купили два куска душистого мыла. Валя мыла окно в комнате. Вода
перестала течь. В лодке открылась течь.

4. Выбери слова и запиши их номера рядом с соответствующим

заголовком.
1) Кукла, 2) бег, 3)поросёнок, 4) тетрадь, 5)осень, 6)ласточка, 7) прыжок,
8) малыш, 9)Вася, 10)плач, 11)мама, 12) смех, 13) дом, 14)снег, 15)непогода,
16)ветер, 17)поход, 18)ягода, 19)салют, 20)плавание, 21)радость, 22)Катюша,
23)тишина.
Предметы:______________________;
живые существа:___________________________;
явления природы:__________________________;
события:____________________________;
процесс, действие:________________________;
отвлечённые понятия:___________________________ .

5. Запиши имена существительные в два столбика: в первый – имена

существительные, обозначающие признак предмета; во второй – имена

существительные, обозначающие действие предмета.
Смелость, поиск, смех, отвага, сев, красота, всесильность, уговор,
азартность, краткость, дыхание.

6. Прочитай слова.
Разговор, путь, костёр, беседа, работа, ограда, дорога, пламя, труд, забор,
ремешок, горе, ветер, пояс, битва, граница, несчастье, бой, рубеж, ураган.

Выбери из данных слов синонимы и запиши их парами. Подчеркни

имена существительные с абстрактным значением. С любой парой

составь два предложения и запиши их.

2. Изменение имён существительных по числам

1. Подбери проверочное слово. Вставь пропущенную букву, запиши слова

вместе с проверочными.
Шлю_ка — …, скре_ка -…, ло_кость — …, лё _ кий -…, схва_ка -… .

2. Измени имена существительные по числам. Выдели окончания.
Образец: Звезда (ед. ч.) – звёзды (мн. ч.)
Куст, лебедь, дерево, бревно, журавль.

3. Определи число имён существительных каждой группы. Попробуй

изменить число имён существительных. Сделай вывод.
1) Тетрадь, ягода, огурец, море, сверчок, медведь.
2) Молоко, сметана, золото, сахар, виноград, солома.
3) Ножницы, хлопоты, очки, ворота, каникулы, клещи.

4. Выпиши имена существительные, которые употребляются только во

множественном числе.

Палатки, брюки, рубашки, вилы, глаза, дрожжи, бублики, игрушки, волосы,
очки, заводы, лыжи, плоскогубцы, ворота, листья, сумерки.

5. Выпиши имена существительные, которые употребляются только в

единственном числе.
Тень, чернило, книга, солнце, вещь, молоко, орех, рожь, вода, метро, нефть,
хлопок.

6. Спиши, раскрывая скобки и вставляя имена существительные в

нужном числе. Выдели окончания. Укажи число существительных.
Это была странная комната. В ней ж_лиуд_вительные (вещ_) :с_ломенные
(стул) и резиновые (мяч_), плюшевые (тигр) и старые (кукла). В пустых
(к_робка) пос_лились (мыш_), а в книжных (полка) ютились (гном).

3. Род имён существительных

1. Подбери проверочное слово. Там, где это необходимо, вставь

пропущенную букву. Запиши слова вместе с проверочными.
Напрас_ный — …, тес_ный — …, сер_це — …, грус_ный — …, наез_ник — … .

2. Запиши имена существительные в три столбика: в первый – имена

существительные мужского рода, во второй – женского, в третий –

среднего.
Сосна, урожай, молоко, молоток, степь, дядя, кольцо, сторож, ворона, тень,
море, вьюга, дедушка, занятие.

3. Найди «лишнее» слово в каждом ряду.
Дождь, остров, конь, тень, куст, день.
Рожь, печь, морковь, огонь, лень, ночь.
Земля, тайга, время, семья, родня, станция.
Окно, село, море, поле, полотенце, яблоко, стол.

4. Заполни пропуски подходящими по смыслу именами

существительными, укажи их род.
Душистая ____________, жареный______________, тёплое______________,
железная_______________, субботний_______________,
дружный________________, известная______________,
душистый________________, летучая___________________,
топлёное________________,
красное_________________,верный__________________.

5. Восстанови предложения. Укажи род имён существительных.
(Наступать, поздняя) вечер. (Запылать, алый) заря. (Сесть, жаркий) солнце.
(Потемнеть, вечерний) небо.

6. Спиши, определи род имён существительных.
К беседке( ), на столе( ), в кровати( ), на озере( ) , за
дверью( ), без вороны( ), о дяде( ), для кита( ), для смеха(
), вокруг дерева( ), под шкафом( ), на поверхности( ),
без пальто( ), в страну( ), про город( ), по тропе( ),
навстречу солнцу( ) , из-за стены( ), у
мыши( ), у папы( ), с дубиной( ), по лесу( ).

7.Из данных слов составь пословицы. Запиши их, укажи род имён

существительных.
1. Кормит, лень, портит, а, труд. 2. Почёт, рядом, труд, живут, и. 3. Труд,
перетрут, терпенье, и, всё. 4. Лицу, скромность, к, всякому. 5. Птица,
человек — , крыльями, дружбой, сильна, а.

8. Определи род имён существительных
Без зависти ( ), ради сестры( ), из-за отметки( ), от книги( ), без
отвёртки( ), из мяса( ), о железе( ), перед уроком( ), при
школе( ), по классу( ), из кабинета( ), о студенте( ), для
доктора( ), без крови( ), со стены( ), под лошадью( ), на

тепловозе( ), в шкафу( ), на сцене( ), до дня( ), перед началом(
).

4. Существительные женского и мужского рода с шипящим на конце

1. Подбери проверочное слово. Вставь пропущенную букву, запиши слова

вместе с проверочными.
Ги_кий — …, ро_кий — …, лё_кий — …, шля_ка — …, оши _ка — … .

2. Запиши слова, подчеркни мягкий знак, который не обозначает

мягкости согласных звуков.
Речь, день, рожь, шерсть, деревья, мышь, портфель, ночь, мощь, дождь.

3. Выпиши в два столбика имена существительные мужского и женского

рода.
Печь, пляж, тушь, молодёжь, нож, карандаш, упряжь, ландыш.

4. Определи род имён существительных. Запиши, вставив где это

необходимо мягкий знак в конце слов.
Стриж.., лож.., брош.., врач.., мелоч.., ключ.., лещ.., тиш.., богач.., скрипач..,
вещ.., кирпич.., доч.., мяч.., луч.., дрож.., сыч.., мощ.., камыш.., хвощ..,
рубеж.., падеж.., роскош.. .

5. Составь сочетания слов.
Кирпич.. (какой?) ______________ молодёж.. (какая?)________________
пляж.. (какой?)________________ багаж.. (какой?)___________________
полноч.. (какая?)_______________ морж.. (какой?)__________________
дич.. (какая?)__________________ дрож.. (какая?)___________________
плащ.. (какой?) ________________ мякиш.. (какая?)___________________
реч.. (какая?) ___________________ мыш.. (какая?)__________________
борщ..(какой?)_________________ камыш.. (какой?)_________________

6. Вставь нужные слова. Укажи их род.
Наступила __________ . ______________ человека не красит. Маш_нав_ехала
в ____________ .Со_нцевыгл_нуло из-за _______________ . Первый
_____________ со_нцаск_льзнул по д_рев-ям, и забл_стели крыши
__________ .

5. Изменение имён существительных по вопросам

1. Измени окончания в словах так, чтобы восстановить смысл

предложения. Запиши исправленный вариант, выделяя окончания.
На опушке леса растёт высокая сосна. Возле (сосна) _________ замер
трусливый зайка. Под (сосна)___________ зарылся в старую хвою колючий
ёжик. Юркая белка притаилась на (сосна)________ .

2.Из предложенных слов составь предложения, изменяя окончания.

Запиши получившиеся предложения, выделяя окончания.
В, берёзовая, грачи, роща, жил.
Забрался, однажды, на, крыша, кот.
Сирень, кусты, под, окно, зацвели.

3. Измени окончания в словах так, чтобы восстановить смысл

предложения. Запиши исправленный вариант, выделяя окончания.
Я рублю топор дровами.
Митю ела каша.
На берег реки стояла красивый дому.

4. Вставь пропущенную букву, там где это необходимо. Объясни свой

выбор.
Смерч.., реч.., плащ.., этаж.., рож.., полноч.., ковш.., мощ.., кулич.., нож..,
помощ.., гореч.. .

5. Измени существительные по вопросам. Выдели окончания.

Что?
цветок
Кто?
коза
чего?___________________________кого?

_________________________

чему?__________________________ кому? _________________________

что?____________________________кого? _________________________

чем?___________________________ кем? _________________________

о чём?_________________________ о ком? _________________________

6. Спиши текст, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Поставь

вопросы к именам существительным. Определи падеж имён

существительных.
Т_кут (__) руч_и. Л_тят шумные стайки (__) скв_рцов. (__)Гр_чив_ют
(__)гнёзда (__) (на) д_рев_ях. Л_тают и п_ют (__) птицы. (По)_вилас_
з_лёная (__) тра_ка. (__) (В) с_ду много (__) р_боты.

7. Запиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы и подходящие

по смыслу предлоги. Определи и укажи падеж, род и число имён

существительных.
С_ёжился __ холода; перешёл __ речку; п_тляет __ дерев_ями; проб_вался
__ л_ству; ост_новился __ домом; выгл_нуло __ тучки; грелись __
костра; по_вился __ куста; отдыхал __ полянке.

Слова для справок: от, сквозь, между, из-за, около, из-под, через, на,

перед.

8. Из данных слов составь предложения. Озаглавь получившийся текст.
1)В, было, весело, зоопарке, шумно, и. 2) Из, медведь, клетки, еды,
выпрашивал, кусочки. 3) Бегемота, загоняла, в, сторожиха, домик, метлой. 4)
Топал, слон, ногой. 5) Стоял, на, лось, холме. 6) Распушил, хвост, красивый,
павлин, свой.

Спишите текст. Укажите род и число имён существительных.

9. Вставь пропущенную букву. Объясни свой выбор.
Пол_ём, об_ёмный, в_юнки, отоб_ются, от_ела, шалун_я, под_ёмный,
раз_яснить, пер_я.

10.Спиши, вставляя пропущенные буквы. Найди имена

существительные, определи их род и число.
Осл_пител_ная молния переч_ркнула небо. Заклубилась пыль на д_ра_ках.
Природа наст_рожилась, зат_ила дыхание. Гр_зовые тучи медленно
нап_лзали на лес и поле.

11. Запиши вопросы к выделенным словам. Выдели окончания в

слове счастье.
(________)Счастье в воздухе вьётся, а в руки не даётся. Человек создан
для (____________) счастья, как птица для полёта. Великая радость –
дарить людям (____________)счастье! Герои сказок отправились за
(____________) счастьем в трудный путь. Человек живёт с мечтой о
(______________) счастье.

12. Составь и запиши словосочетания, употребляя предлоги. Выдели

окончания, определи падеж.
Добрался (до) город; вылетел (из) гнездо; прочитал (в) книга; встретился
(с) друг; слетел (с) голова.

6. Окончания 1-го склонения имен существительных

Определи падеж существительного, вставь пропущенную букву, выдели

окончание.

Образец: по поляне ( Д. п.)
Вырос в долин__ (___), работал на стройк__ (___), думал о
встреч__(____), подошёл к машин__(____), по двум сторонам

дорог__(____), повалились от бур__(____), в медвежьей берлог__(___),
подъезжаю к теплиц___(____), работник библиотек___(____), жил у
бабушк__ (_____).

7. Связь имён прилагательных с именами существительными

1. Подбери проверочное слово. Вставь нужную букву, запиши

проверочные слова.
Т_кла — ______________, х_л_дная — ______________,_________________,
в_да — ________________, зар_сли — ________________, пош_л —
________________, тр_пинка — ___________________, к_л_силась —
_________________, ___________________, кр_сивая — _________________.

2. Допиши имена прилагательные по образцу.

Например: слива (какая?) овальная, сладкая, синяя, крупная.
Вишня (________?)________________________________________________.
Апельсин (__________?)____________________________________________.
Яблоко (____________?)____________________________________________.

3. Впиши подходящие по смыслу имена прилагательные. Выдели их

окончания.
Поле___________________________________________________________.
Скатерть_______________________________________________________.
Окно___________________________________________________________.
Ночи___________________________________________________________.
Рассказ ________________________________________________________.
Голоса__________________________________________________________.

4. Допиши по два прилагательных к каждому существительному так,

чтобы показать разные его значения.
Музыкальный — ключ — студёный
______________ — звезда — _________________

______________ — лист -____________________
_______________ — лист — ____________________
_______________ — язык — ____________________
_______________ — ручка — _____________________

5. Запиши имена прилагательные в нужной форме.
(Тёмная) _____________ лес; (тёплый)______________ кровать;
(полевой)_____________ мышь; (настоящий)_______________ золото;
(большое)_____________ город; (берёзовый)_______________ роща;
(белый)_____________ облако; (смелая) _________________ рыцарь.

8. Изменение имён прилагательных по родам и числам

1. Подбери проверочное слово. Запиши слова, вставляя пропущенную

букву.
М_слёнка — …, выпл_кать — …, гл_зок — …, кор_левский — …, н_готок — … .

2. Допиши пропущенные окончания. Укажи число и род, если это

возможно. Выдели окончания прилагательных.
Стройн_ дерево(_), подземн_ дорога(_), зелён_ долина(_), весёл_
рассказ(_), радос_н_ событие(_), ярк_ цвета (_), под_ёмн_ кран(_), весёл_
школьники(_).

3. Измени имена существительные и прилагательные по вопросам,

выдели окончания в вопросах и словах.
Что? мак Какой? красный
Чего?___________ Какого?_____________
Чему?___________ Какому?______________
Что?____________ Какой?_____________
Чем?____________ Каким?_____________
О чём?_____________ О каком?______________

4. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните

прилагательные волнистой линией, а существительные, к которым они

относятся, — одной линией. Определите и укажите (где возможно) и число

прилагательных.
Л_сн__ п_лянка
На п_лянкет_чётшумн__ ручей. Тр_ва кругом изумрудн__ и много
красочных цв_тов. На цв_тах неутомимые пчёлы р_ботают. М_хнат__
шмели гудят. А у стройной сосенки в_ются комары.

9. Прилагательные с окончаниями –ей, -ий.

1. Спиши, вставляя пропущенные окончания прилагательных.

Определи их род и число.
Перед жгуч… крапивой, в палящ… зной, без горяч… сосиски, о
минувш… встрече, в близлежащ… роще, в дремуч… лес, певч…
голос, на лучш… рисунок, отталкивающ… поступок, на свеж…
зелени, погож… день, кипуч… поток, нищ… старик, в лишн…
пачке, за ближн… деревней.

10. Склонение имён прилагательных во множественном числе

2. Измени словосочетания по падежам, выдели окончания
И. п. снежные шапки трескучие морозы
Р. п.______________________________________________________________
Д. п.______________________________________________________________
В. п.______________________________________________________________
Т. п.______________________________________________________________
Пр. п._____________________________________________________________

3. Спиши, определи падеж имён прилагательных, выдели окончания.
Разноцветн…. огнями бл..ститоз..ро. Коршуны в..ют гнёзда на высок…
д..рев..ях. Из гор..да проложены д..роги к близк… и дальн…
д..ревням.

11.Изменение глаголов по временам

1. Образуй глаголы неопределённой формы. Разбери глаголы

неопределённой формы по составу.

Засв_стит, выл_вил, взгрус_нул.

2. Используя слова для справок, запиши ответы на вопросы.

Слова для справок: писать, читать, решать, рисовать.

Что вы делали вчера на уроках?
Вчера на уроках мы (что делали?) …, …, …, … .
Что вы делаете на

уроках сегодня?
Сегодня на уроках мы (что делаем?) …, …, …, … .
Что вы сделаете

на уроках завтра?
Завтра на уроках мы ( что сделаем?) …, …, …, … .
Что вы будете

делать на уроках завтра?
Завтра на уроках мы (что
будем делать?)…, …, …, … .

12. Изменение глаголов по временам и числам

1.Вставь пропущенную букву. Объясни свой выбор.
Руч_и, п_ют, на дерев_ях, с_ел, лист_я, в_юга, под_ехал, об_единил.

2. Спиши, ставя глаголы в скобках в нужную форму. Укажи время

глаголов.
Соловей (спеть). Зритель (быть) слушать.
Соловей (петь). Зрители (слушать).
Соловей (спеть), зрители (зааплодировать).

3. Образуй от данных глаголов: 1)прошедшее время, 2)настоящее время,

3)будущее время.
Петь, смеяться, бежать, думать.

4. Спиши текст, укажи время глаголов.
Росинки-серебринки
Туман рассеивался, щедро умывал цветы и осыпал землю
серебряными капельками росы. Травы поникли. Все насекомые
попрятались.

А вот паучок зазевался и лежит. Его сковывает туман. И стрекозу
туман усыпает капельками. А бабочек припаивает своим серебром к
цветам.
Но взойдёт солнце и растопит серебро горячими лучами. И травы
воспрянут, поднимутся. А насекомые запорхают над лугом.

13 .Правописание личных окончаний глаголов (5 февраля)

1.Определи спряжение глаголов. Вставь пропущенные буквы в личные

окончания глаголов. Запишите по образцу.

Образец: дуют (Iспр.) – дует,
Наступа…т, ве…т, исчеза…шь, чувству…м, лета…м, сине…т, та…т, ожива…т,
люб…м, пробега…шь, свет…т.

2.Перепиши, ставя глаголы в форму 1-го лица мн. числа настоящего

времени. Выдели окончания.
Цветы (сажать) перед домом, в лесу (собирать) грибы, рыбу (ловить) в
речке, картошку (жарить) на сковородке, стол (накрывать)чистой скатертью,
укроп (сеять) на грядке, часто (гулять) в парке, зимой (кататься) на коньках,
изложение (писать) в тетради.

3.Спиши, вставляя пропущенные буквы. Укажи спряжения глаголов.
Кто се..т мир, пожнёт счастье. Труд человека корм..т, а лень порт..т. Крепкую
дружбу и топором (не)разруб..шь. Слезами горю (не)помож..шь.

4.Вставь подходящие по смыслу глаголы в 3-м лице ед. числе. Укажи

спряжение глаголов.
Врач … больных. Шофёр … машину. Геолог … в земле полезные
ископаемые. Поэт … стихи. Учитель … школьников. Тракторист …
землю. Каменщик … дом из камня.

14. Имя числительное как часть речи

1. Запиши слова. Поставь к ним вопросы, определи к какай части речи

относится каждое из слов.
двойка –

двойной –
удвоить –
двоякий –
два –
двое –

2. Спиши предложения, найди и укажи имена числительные.
Контрольные работы успешно написали восемь учащихся. Десятого мая
состоялось открытие нового киноцентра. Около двенадцати часов дня
закончились уроки у первоклассников. С утренней рыбалки мы принесли
двадцать карасиков. Книга раскрыта на пятнадцатой странице. После второй
четверти начались каникулы.

К каждому имени числительному устно задай вопрос. Запиши эти

числительные по группам.

3. От количественных имён числительных образуй порядковые. Запиши.
Шесть -…, шестнадцать — …, девять — …, сто — …, сорок — …,
одиннадцать — …, пять — …, семнадцать — …, двадцать — … .

4. Письменно ответь на вопросы. (Вопросы не записывай.) Над

числительными укажи порядковые они или количественные.
Сколько тебе лет? В каком классе ты учишься? Сколько мальчиков и девочек
в твоём классе? Какой по счёту ваш классный кабинет? Сколько учебных
предметов ты изучаешь в школе?

15. Образование и строение имён числительных (15 января)

1. Образуй числительные второго десятка. Запиши получившиеся слова.
1
2
3
4 + на + дцать(10)
5
6
7
8
9

2. Распредели числительные по группам:

простые(один корень); сложные(несколько корней); составные

(несколько слов)
Двенадцать, восемь, двести двадцать, сороковой, шестьдесят,
пятьдесят третий, восьмой, шестидесятый, сорок шесть.

Правописание

Запомни!

1. Перед –десят и –сот пишется Ь

2. В конце числительных от 5 до 20 и 30 пишется Ь

3. Запиши числа словами.
50, 5, 60, 700, 8, 500, 14, 20, 30, 37, 800, 17.

4. Из данных слов составь и запиши предложения. (Самостоятельно)
Акула, китовая, Земле, на, рыба, крупная, самая. Достигает, длину, в,
метров, 18, она, весит, и, 30, тонн.

5. Спиши загадки, записывая имена числительные словами. (Отгадки

записывай в скобках с большой буквы).
2 братца впереди бегут, а 2 догоняют. Танцует крошка, а всего 1 ножка.
Кто ест сено без рта 3 зубами. Стоит хлевец – в нём 1000 овец. 700 ворот, а 1
вход. 2 брюшка, 4 ушка.

6. Запиши предложения, раскрывая скобки и записывая имена

числительные прописными буквами.
Высоко в небе летали 2 (ястреб). 3 (день) прошло, а журавли (не)вернулись.
Гроза продолжалась около 2 (час). Марина живёт в 5 (квартира). В нашем
классе 30 (ученики). В году 12 (месяцы). В магазине мы купили 7 (яблоки) и
1 (груша).

7. Выпиши в первый столбик числительные, которые обозначают

количество предметов, а во второй – обозначающие порядок предметов

при счёте.
Одиннадцать лет, двенадцатый месяц, восемь груш, первый палец, девять
тонн, тридцать килограммов, седьмой раз, вторая машина.

  • Списки литературы для итогового сочинения 2022
  • Список аргументов к итоговому сочинению 2022
  • Спин офф однажды в сказке
  • Спи отдыхай сказка текст
  • Спикер государственной думы как пишется с большой или с маленькой буквы