Спектакль сказки на всякий случай отзывы

Данное сообщение материал было создано и или распространено иностранным сми, выполняющим функции иностранного агента, и или российским юридическим лицом, выполняющим

Данное сообщение (материал) было создано и (или) распространено иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Недавно норвежцы попросили выступить на конференции и рассказать им об иноагентах. Через zoom. Смотрю фотографии с конференции: Мария Захарова приехала: ладно, – думаю, – сейчас все выскажу, сейчас объясню ей, что такого закона быть не должно в природе, что это ненормально, античеловечно и что-то там ещё, – заставлять человека писать капслоком ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В кои-то веки подготовился, написал речь:

«Я, по идее, должен иллюстрировать весь ужас иноагентского положения. Иначе Мария Владимировна скажет: нормально все у этих иноагентов, видите. Положа руку на сердце, так и есть: все нормально, – вопрос только в том, что считать нормой? Сейчас объясню. Вот, например, на митинги, на акции протеста, на прогулку я всегда беру с собой книгу и наивно думаю, что если меня арестуют, мне будет чем заняться. То есть я как минимум лет 6-7 своей деятельности журналистской готовлюсь к задержанию, оглядываюсь по сторонам, когда захожу в подъезд, меняю и без того сложные пароли в телефоне, сношу на всякий случай все приложения, когда меня задерживают, например, 31 декабря за съемку рядом с колонией под Петрозаводском, ну и так далее.

Или другой пример: приехал я недавно из Армении, только с ретрита (духовные практики – СР), где научили нас вдыхать и выдыхать, вдыхать и выдыхать, вдыхать и выдыхать – в тот же день, то есть в день приезда, звонят коллеги, спрашивают: что там у тебя с административным протоколом? А я знать не знаю ни о каком административном протоколе, а они: ну административный протокол на тебя завели за то, что ты сменил аватарку в фесбуке, вот даже бумага есть, смотри. Я смотрю, бегу на почту за письмом, к счастью, письмо из налоговой, но дыхание уже сбилось, сердце стучит, коллеги снова пишут под ночь: так и что там у тебя с административным протоколом. Я говорю: не было административного протокола. Они говорят: понятно. и на утро пишут: на Маркелова завели административный протокол за то, что он сменил аватарку в фейсбуке. Обычный день.

Да, есть плюсы, несомненно – стали звать в эфир как местные, так и федеральные телеканалы. Прямыми эфирами я тоже не брезгую. Говорю там журналистам: представьте себе, вот объясняю я, объясняю про иноагентство, люди слушают меня, слушают, и вворачивают в конце: а ты деньги-то брал из заграницы. Представляете, – говорю им. Журналисты слушают меня, слушают, и такие: да, кошмар… так а ты деньги-то брал из заграницы? и тень сомнения вырисовывается на лице, мол: лох, че – dura lex, sed lex. Ведь В.В. Путин, отвечая на вопрос Дмитрия Андреевича Муратова, объяснил, что иноагент если занимается политической деятельностью, то его деньги должны быть окрашены, но…

Вот я сейчас сижу в машине (а когда я сочинял этот текст, то действительно сидел в машине), у меня за окном столб (у меня тогда, действительно, был за окном столб), на столбе наклейка с надписью: УБЕРЕМ ДЕРЬМО 19 СЕНТЯБРЯ. Денис Базанков. Денис Базанков – журналист. Это – политическая деятельность (я думал, что во время эфира эффектно поверну камеру в окно и скажу: вот это – политическая деятельность). Где моя политическая деятельность? Где огромные гонорары за нее?

Если бы каждый понедельник на планерке я получал задание от заграничных медиа: Сергей, понедельник уже, хватить лениться, давай, доедай Доширак и ступай раскачивать лодку, и ступал бы я, и раскачивал бы лодку, а в конце года вселялся, например, в самую дорогую квартиру самого дорогого дома в самом дорогом жилом комплексе Петрозаводска «Аквамарин», в котором одна из квартир, например, числится за супругой бывшего главы Карелии, или достраивал бы коттедж в коттеджном городке, один из коттеджей в котором записан на родственника… да был бы я хоть Корейко или даже Зицпредседатель Фунт, можно было бы как-то ещё оправдать эту дикость, но я слишком ленивый для этого (я даже сочинил шутку о том, что я настолько ленив, что недавно выступал на конференции и даже тезисы к выступлению поленился дописать, не говоря о самом выступлении).

Спросите одного редактора, спросите другого редактора, спросите любого редактора, с которыми я работал: как это, работать со мной. И любой редактор ответит: он то от темы откажется, потому что конфликт интересов или неохота, то в ответ на просьбу редактора что-то исправить скажет: нет, я художник, я так вижу, и ничего не исправит, а ещё он дедлайны пропускает годами. Можно ли такому человеку доверить столь ответственную деятельность по дестабилизации политической обстановки в стране? И как сказал мне недавно один лауреат одной престижной премии: ладно бы были гонорары.

Написал я все это и многое другое, норвежцы, наконец, подключили меня к зуму. Вижу, на том конце сидят сонные скандинавы, готовятся слушать историю об иноагентах в маленькой аудитории, извиняются за ограниченное время, просят рассказывать побыстрее. В конце спрашивают: чем мы можем помочь. Ни Марии Захаровой, ни Лаврова. Чем тут поможешь.

Сергей Маркелов – журналист (по версии Минюста – иноагент)

Высказанные в рубрике «Мнения» точки зрения могут не совпадать с позицией редакции

А судьи кто?

Ежегодный фестиваль «Театральная весна» по понятным всем причинам не раздавал награды два последних сезона. Многие краевые театры всё же надеются на март грядущего года, но на всякий случай говорят об этом шепотом. В том числе и эксперты, отбирающие материал на конкурс, — заслуженный работник культуры РФ Владимир Спешков, а также критики Оксана Кушляева и Алексей Исаев. Комиссия объехала 8 городов и один посёлок, посетила 16 театров и посмотрела 46 спектаклей. Стартовали с главной краевой площадки — Красноярского драматического театра им. Пушкина, а завершили тур в норильской «Маяковке». Именно эти два театра экспертная комиссия называет главными претендентами на награды и основными соперниками.

– Это две вершины краевого театрального процесса, театры с наиболее сильными актёрскими труппами, которым подвластны серьёзные задачи, — дал им свою оценку Владимир Спешков.

Норильский театр представил на суд премьеры 80–го и 81–го театральных сезонов. Это чеховский «Иванов» в постановке «золотомасочного» режиссёра Марата Гацалова, «Кровавая свадьба» Федерико Гарсиа Лорки, над которой работал звёздный якутский режиссёр Сергей Потапов, гоголевские «Игроки» режиссёра и актёра Владимира Даная и «Колчак–Полярный» драматурга Михаила Дурненкова в постановке главного режиссёра нашего театра Анны Бабановой.

Главный претендент?

– На меня очень серьёзное впечатление произвёл «Иванов», — признаётся театральный критик Владимир Спешков. — Я много лет наблюдаю за Маратом Гацаловым, вижу его рост, помню, как он начинал, какие новые территории осваивал. Это человек, который всё время использует новые формы. Но его спектакли последнего времени «Таланты и поклонники» и «Август. Графство Осейдж» немного меня разочаровали. Там всё замечательно в смысле картинки и формы, но на этом всё и заканчивается — история, содержание, актёрское существование, проработка роли были менее интересными. Поэтому я с большой радостью посмотрел вашего «Иванова», потому что, на мой взгляд, при такой очень современной замысловатой форме в спектакле есть и глубокий смысл. Он о человеческой жизни, кризисных ситуациях, и в нём совершенно замечательный актёрский ансамбль. Я всегда был высокого мнения о норильской труппе, и в этом спектакле нет ни одной неудачной или проходной роли. Даже у персонажей, которые появляются с несколькими репликами, сразу читаются характер и судьба. Кроме того, всегда интересно открывать новые актёрские имена или известных актёров в новом качестве. В этом спектакле достойна внимания работа молодой актрисы Анастасии Черкасовой, которая играет Сару. Я впервые вижу на большой сцене эту артистку, она не так давно в труппе, но за ней безумно интересно наблюдать. Также невозможно оторвать взгляд от Якова Алленова, я его прекрасно знаю по Красноярской драме, но для меня стал полной неожиданностью его переезд в Норильск. Поражает масштаб этого актера, на него смотришь не отрывая глаз.

Форма — главная фишка режиссёра Марата Гацалова. Но, возможно, именно она и оттолкнула норильского зрителя — на премьере около 90 человек покинули зал. Однако критики отмечают: да, такие режиссёры часто забывают об актёрах, но не в этом случае. Наша труппа приняла правила игры, когда они не находятся на сцене, а их работу транслируют на экранах телевизоров. Артисты театра, привыкшие работать лицом по максимуму, так как их должно быть видно на самых последних рядах большого зала, существуют в новом пространстве, как хорошие британские актёры в сериалах ВВС, то есть не гримасничают, лица естественны. По мнению Оксаны Кушляевой, эмоции наших артистов можно легко переводить в текст — что она подумала, что она почувствовала, какое событие отразилось у неё на лице.

– Я не знаю, почему зрители вышли из зала, — пожимает плечами театральный критик Алексей Исаев. — Но и у меня возник вопрос, когда я слежу за театром на экране, моим взглядом кто–то руководит, не я сам смотрю на это. Здесь возникает проблема театра–кино, если я смотрю театр на экране, который пытается быть артхаусом, тогда у меня претензии к артхаусу, как к изображению. А если это всё–таки театр, то для меня здесь нет некой смычки, потому что на сцене ничего не происходит. Не могу сказать, что это проблема постановки, это такое режиссёрское решение, просто следить за ним на протяжении двух часов иногда не очень продуктивно.

Не доиграли…

– «Игроки» — это крепко сколоченный спектакль, — продолжает давать оценку Владимир Спешков. — Над ним работал очень хороший художник, который интересно освоил пространство. Но видно, что он не находился в союзе с режиссёром. Режиссёр выстроил очень линейную текстовую историю. «Игроков» ставят часто и, как правило, серьёзные режиссёры дают сверхзадачи — кто такой Ихарев, что для него игра и колода карт, кто для него Аделаида Ивановна. А в этом спектакле всё как–то плоско. Притом что задействована очень серьёзная актёрская мужская команда, и актриса Евгения Воронова очень хороша. Для меня это не самые сильные впечатления последних дней, хотя и качественная профессиональная работа театра, который не имеет право опускаться ниже определённого уровня.

– В этом спектакле пьеса Гоголя поставлена в традициях детектива, который ты можешь посмотреть только один раз, — поддерживает коллегу Оксана Кушляева — редактор «Петербургского театрального журнала». — Потому что как только становятся известны интрига и все перипетии, дальше, в общем–то, в этой истории узнавать нечего. Если вы не читали «Игроков» Гоголя, то следить за персонажами и уверенным развитием сюжета можно, но когда вы знакомы с комедией классика, то очень быстро визуально эта история считывается, а дальше вглубь ничего не просматривается.

Якутский Лорка

– Мне больше всего понравилась «Кровавая свадьба», — признаётся Алексей Исаев. — Заслуга режиссёра в том, что он переводит историю в трагический балаган. Есть два классических персонажа — белый и черный клоуны, которые всё и цементируют. Другое дело, есть вопросы к некоторым персонажам, немного выпадающим из общей истории, но сама постановка крепкая, не противоречит Федерико Гарсиа Лорке. Завораживает графичность этого спектакля — деревья, лошади, смесь жанров, вестерн, Мексика, Испания. Всё это вместе, по идее, должно разрушить ткань спектакля, а здесь, наоборот, всё очень связано. И конфликт чёрного и белого клоунов решён в русской традиции, ты понимаешь, если есть эта парочка, то ничем хорошим история не закончится, всё будет плохо, но как раз здесь интересно наблюдать, как всё будет плохо.

– Сергей Потапов — конечно, гений якутской режиссуры, но он тёмный гений, — уверен Владимир Спешков. — Он работает не только в Якутии, он очень много ставит по всей стране, недавно в Пскове даже прошёл целый фестиваль, посвящённый ему. В его спектаклях всегда царствуют какие–то тёмные силы — вурдалаки, вампиры. Эта тёмная энергия берёт тебя в плен, и ты всегда пугаешься этого. А вот в «Кровавой свадьбе» мне такой энергии не хватило, и было ощущение, что это нужно перенести на малую сцену, казалось, что действие не отапливает пространство большой площадки. Молодые актёры, которые должны играть любовь и страсть на разрыв аорты, теряются в этом пространстве. Впрочем, это сложно именно для русского театра, пьеса Лорки хорошо получается в национальных, где люди прекрасно понимают, что такое кровная связь, матриархат и кровавая месть. Поэтому на Кавказе, в Якутии, Бурятии — это понятно, а когда ставят на русских сценах, все уходят во фламенко. Но в вашей постановке есть очень мощная драматическая основа, её создают заслуженные артисты России Нина Валенская и Яков Алленов. Но, отмечу, есть спектакли, от которых остаётся ощущение, что они как бы на вырост. Так вот ваша «Кровавая свадьба», думаю, со временем наберёт ещё больше силу.

Колчак. Не главный

– «Колчак. Полярный» — на вид академический, исторический спектакль большого стиля с хроникой и фотографиями. Но если бы в Норильске был театр юного зрителя, там бы он тоже пришёлся ко двору, потому что это история–послание, обращение к молодому поколению, — уверена Оксана Кушляева. — Ведь и сам сюжет — это рассказ сыну о мечте, как за ней следовать, почему люди делают невозможные вещи ради неё. Это история про путешествие, утопию, желание найти идеальный мир. Здесь, возможно, нет ясности в связи с историей — что правда, что не правда, но драматургическая ясность точно есть. Я смотрела постановку не через героя Сергея Ребрия — самого Колчака, а через героя Николая Качуры — барона Эдуарда Толля. Менее интересна для меня линия в тюрьме, потому что и у Михаила Дурненкова она написана формально. Это всего лишь рама, из которой мы должны попадать в ту, главную историю. А главная история этого спектакля — покорение Севера.

По новым правилам

Несмотря на уже известные нам отзывы критиков, результаты нынешнего фестиваля предсказать абсолютно невозможно. Краевой форум выработал новые правила «Театральной весны». Раньше экспертный совет, отбирающий спектакли, также выступал и в качестве членов жюри. Отныне судить будут совершенно другие люди. Поэтому как в этот раз оценят норильскую драму, покажет весна.



Спектакль сказки на всякий случай отзывы

Сообщения: 2116

Откуда: Саласпилс

Я правильно понимаю, что спектакли СКАЗКИ НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ и ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ (Золотая маска) в Риге не будут идти, а только в Лиепае и Вентспилсе?

в начало Посмотреть профиль Отправить личное сообщение



Спектакль сказки на всякий случай отзывы

Сообщения: 562

Помню что вопрос поднимался, а ответ не помню))

Продаются в Риге Ярина или Жанин и практически в каждой аптеке или ловить по городу надо?

в начало Посмотреть профиль Отправить личное сообщение



Спектакль сказки на всякий случай отзывы

Модератор

Сообщения: 5809

Откуда: центр столицы :)

где купить ( в крайнем случае заказать) мужской кошелёк, но такого плана

главное, чтобы был без застёжки и как можно тоньше

_________________
Madam Pompon’s shop- лавочка вязаных изделий

в начало Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Skype

Спектакль сказки на всякий случай отзывы

Сообщения: 2577

Откуда: Межциемс, Каивас

О, я послушаю тоже. Мой плачет тоже по такому кошельку. Терпеть не может помятые купюры, хочет чтобы непременно вся банкнота ровно влезала. Да-да

_________________
Льняные слинги, handmade. Мои работы

в начало Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора



Спектакль сказки на всякий случай отзывы

Модератор

Сообщения: 5809

Откуда: центр столицы :)

ulla :
Терпеть не может помятые купюры, хочет чтобы непременно вся банкнота ровно влезала. Да-да

вооот, именно так же и мне сказали Да-да есть один, но какой-то дорогой, не хочет каждый день с ним ходить Хихи а так- просто идеален (привезли на заказ)

_________________
Madam Pompon’s shop- лавочка вязаных изделий

в начало Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Skype

Спектакль сказки на всякий случай отзывы

Сообщения: 4945

Брала себе портмоне — фото не вижу, что интересует — около улицы Стрелниеку- там кожаные сумки и т.д. итальянский магазинчик- в частном секторе..

Сходу не скажу адрес.. пол года ношу — за эти деньги — 15 латов брала — очень довольна.. внутри была оринальная цена с биркой — около 80 евро..

в начало Посмотреть профиль Отправить личное сообщение



Спектакль сказки на всякий случай отзывы

Сообщения: 501

Откуда: Задвинье

Девочки, а у кого-нибудь в Задвинье есть проверенное место, где телефончик починить можно? Нужно всего лишь заменить гнездо для зарядки. Улыбка

в начало Посмотреть профиль Отправить личное сообщение



Спектакль сказки на всякий случай отзывы

Сообщения: 1440

Откуда: Рига, Молс

Просветите пожалуйста Lenne осенняя коллекция уже есть или еще подождать Sorry
Раньше на цалисе девушка торговала, достаточно долго ее темку там не вижу. Куда податься кроме Стокманна?

в начало Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail



Спектакль сказки на всякий случай отзывы

Сообщения: 1204

Откуда: Рига, Яунмилгравис

девочки когда будут биг скидки на босоножки и на купальники? так редко бываю в магазинах что даже и незнаю куда лучше податься Вспотел ,что бы босоноги купить к отпуску на платформе и что то вроде купального платья Улыбка

_________________
сын 23 года

сын 12 лет

в начало Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail



Спектакль сказки на всякий случай отзывы

Сообщения: 1713

Откуда: Riga- Centr

chocolate :
Просветите пожалуйста Lenne осенняя коллекция уже есть или еще подождать Sorry
Раньше на цалисе девушка торговала, достаточно долго ее темку там не вижу. Куда податься кроме Стокманна?


V Domine v Mothercare byli skidki na veseniju kolekciju. Tam mozhet byti uzhe esti i oseneja. A ishe Lenne esti na babystore.lv

_________________
брошки, серьги ❤

в начало Посмотреть профиль Отправить личное сообщение



Спектакль сказки на всякий случай отзывы

Сообщения: 1747

Откуда: Iļģuciems

Девочки, может кто знает — сколько стоит установка домофона на дом?

в начало Посмотреть профиль Отправить личное сообщение



Спектакль сказки на всякий случай отзывы

Сообщения: 2518

Откуда: Кенгарагс.Zoom- KRauta

http://www.mekounko.lv/index.php?option=com_content&task=view&id=18&Itemid=30

http://www.domofons-info.lv/index.html

_________________
[URL=http://beremennost.net/line]82860

в начало Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail



Спектакль сказки на всякий случай отзывы

Сообщения: 598

Откуда: Rīga (Zolitūde)

Милые девушки! Цветок
Может кто знает — есть ли в Пардаугаве (Золитуде, Иманта, Ильгуциемс и др.) магазины, где продают ткань для тюли/занавески, но не готовые варианты, а из рулонов (метрами)? Когда-то покупала в JYSK, но теперь там из рулонов не продают, только стандарт готовый и тот 2.45 высота, а мне нужно 2,75 ОчкарикВспотел
Заранее спасибки за отзывы Поцелуй

в начало Посмотреть профиль Отправить личное сообщение



Спектакль сказки на всякий случай отзывы

Сообщения: 4945

Novikovi — советую потратить 50 лишних сантим на дорогу — на Маскавас около Южного моста есть отичный магазин — выберете на любые деньги и размеры..

вчера как раз после ремонта перестирывали — год провисели — как новые.. постирали 4 занавески из 8, сегодня вторую партию будем..

за все 8 занавесок — за ткань там — искала среднюю цену и брала то, что отдала 150 латов (.147,50 латов).. + 150 латов работа была.

в начало Посмотреть профиль Отправить личное сообщение



Спектакль сказки на всякий случай отзывы

Сообщения: 598

Откуда: Rīga (Zolitūde)

Mapusha, спасибо огромное за совет Рукопожатие
То есть съезжаем мы с Южного моста и направо? Держаться именно правой стороны?

в начало Посмотреть профиль Отправить личное сообщение



Спектакль сказки на всякий случай отзывы

Сообщения: 1474

Откуда: Солнечная Латгалия

Подскажите где выгодно купить сандалики ребёнку в сад?

Вроде кто-то занимался распространением детских Экко или подойдёт любой другой аналог (Геокс, Суперфиты и т.п.) Размышляю

_________________
line 387517

104266

в начало Посмотреть профиль Отправить личное сообщение



Спектакль сказки на всякий случай отзывы

Сообщения: 4945

Novikovi — вроде этот дом — магазин

Около трамвайной остановки непосредственно перед южным мостом, если ехать в Кенгарагс

справа от Этой старой сталинки — магазин кажется супернетто

есть лесенка как бы на полуторный этаж.. поднимаетесь- двери направо и налево и там и там ткани..

почти напротив раньше бы Крайбанка и банкомат ( туда бегала деньги снимать)

Думаю, что девочки оттуда подскажут точнее.

Шила Вия — ее контакты есть на форуме.

в начало Посмотреть профиль Отправить личное сообщение



Спектакль сказки на всякий случай отзывы

Сообщения: 4945

kristy :
Подскажите где выгодно купить сандалики ребёнку в сад?

Вроде кто-то занимался распространением детских Экко или подойдёт любой другой аналог (Геокс, Суперфиты и т.п.) Размышляю

Mouse 80 как-то давала ссылочку на обувь — там были нужные фирмы по акциям. Но вроде потрогать нельзя. Заказ вслепую.

в начало Посмотреть профиль Отправить личное сообщение



Спектакль сказки на всякий случай отзывы

Сообщения: 1030

Откуда: Southampton, United Kingdom

Где купить хорошие классические кожаные лодочки на каблуках (черные, беж)?

в начало Посмотреть профиль Отправить личное сообщение



Спектакль сказки на всякий случай отзывы

Сообщения: 1747

Откуда: Iļģuciems


сенькую. Цветок

в начало Посмотреть профиль Отправить личное сообщение



Спектакль сказки на всякий случай отзывы

Сообщения: 1747

Откуда: Iļģuciems

Джинсы Lee, где у нас можно купить?

в начало Посмотреть профиль Отправить личное сообщение



Спектакль сказки на всякий случай отзывы

Модератор

Сообщения: 10993

Откуда: Плявниеки

где купить/заказать наклейку на машину?

в начало Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Skype

Спектакль сказки на всякий случай отзывы

Сообщения: 374

Джинсы Lee Cooper продаются в фирменых магазинах в домине и альфе

в начало Посмотреть профиль Отправить личное сообщение



Спектакль сказки на всякий случай отзывы

Сообщения: 3398

Откуда: Пурвциемс

Cathie :
где купить/заказать наклейку на машину?


я заказывала много наклеек у них:

«Reklāmas līnija», SIA

67372053

цены очень хорошие, делают быстро…

_________________
Магазин Путешествий

в начало Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Skype

Спектакль сказки на всякий случай отзывы

Сообщения: 1747

Откуда: Iļģuciems

Marinjka :
Джинсы Lee Cooper продаются в фирменых магазинах в домине и альфе


нужны просто LEE. Улыбка

в начало Посмотреть профиль Отправить личное сообщение

Реактивный авиадвигатель от истребителя, установленный на автомобиль? Бывает и такое. Причем не только в Америке, где строят безумные аппараты для установления рекордов скорости. В Советском Союзе отработавшие свое авиатурбины приспосабливали для народнохозяйственных задач. В частности, их использовали на аэродромной спецтехнике, предназначенной для борьбы со льдом и снегом. Изучаем историю таких машин.

Это сейчас со льдом можно бороться с помощью специальных реагентов, а когда химия не была столь совершенной, существовал только один способ: нагреть лед, растопить его и сдуть воду. Эдакий эффект бытового фена, только в совершенно другом масштабе. Лед на аэродромах был большой проблемой. Когда реактивная авиация стала более-менее массовой, сразу подметили, что горячая газовая струя от авиатурбины хорошо топит лед и сдувает воду. Самолет, конечно, для такой работы не применишь, а вот если поставить турбину на автошасси… Так и родилась идея.

Тепловые машины

Использовать новый реактивный двигатель для борьбы со льдом — роскошь. Слишком дорого даже для СССР. А вот бэушный, «списанный с неба» — очень даже подходит для такой задачи. Режимы работы не полетные, а газовая струя по-прежнему горяча.

Где впервые построили первую тепловую машину — история умалчивает. Сообщалось только, что она была создана «по предложению рационализаторов одной воинской части». На шасси снегопогрузчика Т-105 смонтировали реактивный авиадвигатель ВК-1 от истребителя МиГ-15 со специальной насадкой в виде раструба. Расход топлива приличный, потому и бак потребовался соответствующий — на 1360 литров. Дело было в далеком 1957 году, потому назвали машину ТМ-57.

Конструкция оказалась удачной и работоспособной, потому в 1959 году такая техника уже выпускалась промышленностью. Белорусской промышленностью. Серийное производство тепловых машин ТМ-59 освоил Минский завод «Ударник». В качестве основы также использовалось шасси снегопогрузчика. Заказчиком выступало Министерство обороны СССР, и перебоев с поставками списанных авиадвигателей ВК-1 не было. Но только для нужд Минобороны.

Гражданской авиации тоже нужны были такие машины. Некоторое количество ТМ-59 в распоряжение МГА поступало, но их остро не хватало. Министерство гражданской авиации начало решать задачу своими силами, благо собственные специализированные предприятия по производству аэродромной спецтехники у него имелись. Рижский опытный завод №85 был крупнейшим. Именно там создали аэродромную газоструйную машину АГМ-1 на базе МАЗ-200 с топливной цистерной. Только использовали уже не реактивный, а турбовинтовой двигатель АИ-20, который можно было снять с Ан-10. Такие самолеты массово использовались в гражданской авиации, соответственно, и дефицита моторов не было.

В 1970-х годах реактивные истребители первого поколения были сняты с вооружения ВВС СССР, поэтому списанных двигателей ВК-1 появилось с избытком. Минский завод «Ударник» теперь мог нормально снабжать тепловыми машинами не только военные аэродромы, но и гражданские аэропорты. Появилась и новая модель «фена» — ТМ-59М, базовым шасси для которой служил фронтальный погрузчик ТО-18, выпускавшийся тем же «Ударником». ТМ-59М были широко представлены почти во всех крупных аэропортах. Этот снимок сделан в аэропорту Минск-2 в начале 2000-х. Тогда тепловые машины уже не применяли, но в резерве на всякий случай их еще держали.

Военные используют тепловые машины до сих пор. Пять лет назад по всему рунету пронесся такой текст:

«Члены НАТО, наблюдающие за действиями авианосной группировки России в Средиземном море, были поражены и шокированы, когда на палубе авианосца „Адмирал Кузнецов“ появился трактор, оборудованный реактивным двигателем МиГ-15, сообщает Федеральное агентство новостей. Всем известна старая морская традиция, по которой палуба судна должна быть идеально чистой. Поэтому отечественные военные моряки, проявив немалую смекалку, оснастили трактор мощным двигателем от МиГ-15 и добавили еще топливный бак. Изобретение получило название МТ-59». Он до сих пор доступен.

Как говорится, «не читайте советских газет» ©. Не только легко выдали вымысел за факт, но еще и с названием напутали. Вот то самое фото. «Изобретение российских моряков» на самом деле не что иное, как абсолютно серийная, промышленного производства аэродромная тепловая машина ТМ-59МГ на базе харьковского трактора Т-150К. Третья генерация «фенов» Минского завода «Ударник». Работали ТМ-59МГ и на военных аэродромах, и на гражданских.

В некоторых аэропортах тепловые машины строили собственными силами, часто используя в качестве базы грузовики завода КрАЗ.

Ветровые машины

Подвидом тепловых машин стали ветровые. Принцип работы тот же, только тепловую струю направляли вбок. И задача их была не топить лед, а сдувать снег.

Один из классических примеров ветровой машины — агрегат МВТ-2, который построили силами Пензенского авиапредприятия в 1972 году. Использовали сразу два авиадвигателя АИ-20, а топливоцистерна на шасси МАЗ-500 служила отличным топливным баком.

Апофеозом ветровых машин стал вот этот монстр на шасси МАЗ-537, который построили в Казани с использованием авиадвигателя РД-3М-500. Это уже тяжелая турбина. Такие использовались на преактивных авиалайнерах Ту-104. От снега он мог расчистить путь шириной целых 80 м.

На минском «Дормаше» сделали достойный ответ казанскому монстру. Это была спецмашина ДЭ-229. Работы над ней НПО «Дормаш» начало в 1978 году. Рама ДЭ-229, изготовленная из труб большого диаметра, одновременно служила и огромным баком, в котором помещалось 10 тонн топлива. Сзади раму венчала кабина оператора. Использовалось сразу два авиадвигателя. Это были турбины Д-20П от самолета Ту-124. Построили всего один экземпляр, и работал он в минском аэропорту.

Существовали еще и так называемые ветровые машины холодного потока. Пример — вот этот агрегат ВМВ-3, созданный в Риге на ОЗ №85 ГА. На полуприцеп, который тащила «Колхида», поставили два авиамотора АИ-24 с пропеллерами. Донор — самолет Ан-24.

Обдувочные машины

Отдельной проблемой было обледенение поверхностей самих авиалайнеров. Даже современные отечественные и зарубежные лайнеры не имеют каких-либо средств для защиты поверхностей от наземного обледенения. Что уж говорить про «те времена». А тогда, в 1950—1980-х годах, в СССР для удаления обледенения с обшивки самолетов использовались физико-химический и тепловой методы. Первый способ был основан на удалении обледенения с обшивки авиалайнеров с помощью горячей воды и противообледенительной жидкости типа «Арктика».

В свою очередь, тепловой метод удаления обледенения с обшивки самолетов основывался на применении горячего потока струи газа от газотурбинного авиадвигателя. При этом основная масса льда и снега удалялась струей горячего воздуха, а для предохранения поверхности летательного аппарата от повторного обледенения она также обрабатывалась противообледенительной жидкостью. Один из первых советских протодеайсеров назывался ТМС-МАЗ-200. Делали их в Риге на ОЗ №85.

Да и сами аэропорты не ударяли в грязь лицом и собственными силами строили совершенно невероятные конструкции на самых разных шасси и с разнообразными реактивными авиадвигателями. МАЗовские шасси были очень популярны в этой роли. Данный конкретный экземпляр работал в аэропорту Быково.

Самым высокотехнологичным советским «Змеем Горынычем» можно считать спецмашину УПМ-1, созданную в начале 1980-х годов в Риге. Генератором струи горячего газа являлся авиационный турбореактивный двигатель М-701 от учебно-тренировочного самолета L-29. На УПМ-1 в результате звукоизоляционной обработки и оптимального взаимного размещения кабины оператора и авиадвигателя удалось обеспечить в кабинах оператора и водителя соответствие санитарным нормам по уровню звукового давления. Это было главным преимуществом машины перед «самоделками».

Для определения минимальной дистанции приближения к самолету, которая должна быть не менее 3,5 м, УПМ оснастили ограничительными штангами. С целью предупреждения повреждений конструкции самолета при неудачном подъезде или несвоевременном торможении автомобиля штанги могли изгибаться, если они упирались в фюзеляж. Такого тоже не было у «самоделок».

В 1983 году построили первые 10 машин, в 1984-м и 1985-м выпустили еще по 20 штук. Таким образом, общий «тираж» УПМ составил 50 серийных экземпляров. Известна даже оптовая цена. Универсальная противообледенительная машина УПМ-1 стоила 28 790 советских рублей.


Сейчас тепловой метод обработки поверхностей уже почти не используется. На смену «Змеям Горынычам» пришли современные деайсеры и распределители химических реагентов. Но аэродромные спецавтомобили с реактивными двигателями обеспечивали полеты зимой на протяжении нескольких десятилетий и свое место в истории заняли заслуженно.

Читайте также:

  • «А снег не знал и падал…» Изучаем разные типы снегоуборочных машин

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

На днях на стриминге Disney+ состоялась премьера «Соколиного Глаза» — уже четвертого (не считая анимацию) за год сериала из марвеловской линейки. Недооцененный блокбастерами лучник Клинт Бартон оставался единственным из оригинального состава «Мстителей», кто не получил собственный сольник — теперь у Джереми Реннера есть целых шесть часов, чтобы доказать, что зря с этим делом так долго тянули, и заодно познакомить с преемницей. Пока, впрочем, получается слабо. Сезон целиком мы обязательно обсудим в нашем сериальном подкасте, а сейчас смотрим два вышедших эпизода на телевизоре LG OLED и делимся первыми впечатлениями.

Уже давно ясно, что киновселенная Marvel — эдакий аналог TikTok-ленты для больших экранов, бесконечный поставщик однообразного и почему-то все еще чертовски увлекательного зрительского контента. В шатком же на прокатные перспективы 2021-м студия Кевина Файги, кажется, гуляет на честно заработанные как никогда раньше.

До сих пор не выветрилось клюквенное послевкусие «Черной вдовы», удачно зашла кунг-фу-сказка «Шан-Чи», отгремели «Вечные» (кино Хлои Чжао с треском провалилось, получило нагоняй от критиков и бан в мусульманских странах, но все-таки наметило совершенно новую авторскую веху в Marvel). Впереди грандиозный мета-кроссовер в третьем «Человеке-пауке» — говорят, на огонек заглянут Магуайр с Гарфилдом. Все еще мало? Дома на диване уже можно замарафонить шестичасовые приключения Алой ведьмы с Вижном, Сокола с Зимним солдатом и Локи с Локи.

Теперь дождался своей очереди Соколиный Глаз, и раз уж именно он закрывает первую сериальную фазу, есть смысл подвести какие-то итоги. Напомним, начиналось все с «Ванды/Вижна» — фантасмагорического оммажа ситкомам второй половины XX века. Поразительно экспериментальная для Marvel история о побеге от реальности и отрицании горя, увы, к финалу все-таки свалилась в яму к картонным злодеям и пиксельным баталиям.

У следующих глав вселенной претензий и амбиций было еще меньше: геополитический трэвел-блог под названием «Сокол и Зимний солдат» лишь доказал, что друзья Капитана Америки в его отсутствие умеют только наводить скуку своими невыразительными метаниями, а «Локи» просто оказался насупленной версией «Доктора Кто».

В общем, пока что сериалы Marvel оставляют впечатление эдакой ссыльной для вроде бы плотно закрепившихся в киношном каноне, но все-таки второплановых героев, с которыми просто не знали, что делать в больших блокбастерах. Соколиный Глаз хоть и с удостоверением оригинального состава «Мстителей», но тоже из таких: из него пытались лепить предателя, делали образцовым семьянином, неуклюже перевоплощали в татуированного виджиланте и заставляли вступать в платонические отношения с Наташей Романофф.

У бедняги Клинта Бартона нет ни сверхспособностей, ни какой-то особенной харизмы. Он всегда выглядел простым мужиком, соседом кого-то из главных героев, случайно оказавшимся в гуще событий. Собственно, этим нарративом 10 лет назад удачно воспользовались авторы комикса «Хоукай», остроумно представившие лучника помятым холостяком, занятым бытовыми проблемами вместо спасения мира — именно отсюда пошел тренд на ту самую «приземленную» супергероику.

Сериал Disney+ в первых же двух эпизодах вываливает чуть ли не все главные визуальные и сюжетные маячки оригинального «Хоукая»: злодеи — карикатурные русские (но почему-то говорящие с польским акцентом) мафиози — в красных трениках, генератор милоты — спасенная одноглазая дворняга, титры — прямиком с книжных страниц. Действие разворачивается в канун Рождества, но предпраздничную атмосферу приходится впитывать не с детским восторгом, а с обреченностью хмурого бати: вместо рождественских песен — гам еще не отправленных на каникулы к бабушке детей, вместо мерцания гирлянд — огоньки напоминалок о незакрытых годовых отчетах.

Бартон вынужден терпеть семейный поход на дурацкий мюзикл о Мстителях («Я знаю, чем закончится: я там был»), попутно разбираясь с висяками по супергеройской работе. Кто-то ворует с подпольного аукциона костюм его альтер эго Ронина, чем привлекает внимание банды «треников», давно желающей свести счеты с чистильщиком нью-йоркских улиц. За похищением стоит юная мажорка и лучница-медалистка Кейт Бишоп — о ней «Соколиный Глаз» расскажет прямо в открывающей сцене с флешбэком из 2012 года, где Клинт мимоходом спасает тогда еще 12-летнюю девочку от смертоносных лучей Читаури. С тех пор Кейт — преданная фанатка мстителя, теперь решившая не упустить шанс набиться к нему в напарники.

Да, «Соколиный Глаз» с первых тизеров заявлялся как лихой бадди-муви, но пока что эта заявка откровенно не оправдывается. В стартовых эпизодах мало лихости и еще меньше товарищеского задора: авторы шоу больше увлечены спешным введением в киновселенную новой и потенциально важной для киновселенной героини, хотя и здесь ничего не могут предложить, кроме вялого «подросткового» (Кейт уже 22 — но не суть) бунта девушки против мамы-бизнесвумен. Повод — потенциальный отчим, чьи усы и навыки фехтования с первых секунд выдают в нем злодейскую натуру. В то же время Бартон даже в собственном сольнике продолжает болтаться на периферии и внезапное появление наследницы не дает ему никаких инсайтов: герою все еще нечего ей передавать, нечего у нее приобретать самому, а главная драма Хоукая все еще заключается в ее отсутствии.

В этом, нагло опережая всех критиков, признаются сами авторы в монологе Кейт, которая прямо заявляет Клинту, что у него серьезные проблемы с самопрезентацией. В контексте сюжета это, во-первых, кажется немного странным, учитывая то, что к Хоукаю все еще пристают с селфи прямо в общественном туалете, в ресторане официанты закрывают счет, а детишки вдохновленно пялятся через три театральных ряда. Во-вторых, такие откровения именно здесь звучат не как ироничный метакомментарий, а как неловкие жалобы Disney на то, что люди неохотно покупают игрушки Соколиного Глаза, пылящиеся на складах аж с 2012 года.

Студия при этом не спешит исправлять ситуацию. Сериалу совершенно не удается вслед за комиксом превратить блеклость персонажа из бага в фичу и заставить пожалеть об отсутствии статуэтки лучника на полке над телевизором. Здесь как будто бы не помешала крепкая рука кого-нибудь из выпускников инди-фестиваля «Санденс», специализирующихся на поэтичной бытовухе (и уже зафрахтованных в «старшую» часть киновселенной) — шоураннеру, видному скетч-постановщику Рису Томасу, кажется, просто недостает нужного авторского чутья. По части экшена «Соколиный Глаз» пока что тоже не впечатляет: пара драк впотьмах и брошенный в окно коктейль Молотова вряд ли потянут на откровение даже в сегменте бюджетных боевиков.

Само собой, делать какие-то глобальные выводы на основе двух вышедших эпизодов крайне сложно — дальше можно ждать чего угодно: сериал уже показал новую героиню Эхо в исполнении слабослышащей актрисы Алаквы Кокс, обещают и возвращение Флоренс Пью к роли Красной вдовы. Впрочем, классический конвейер Marvel редко дает сбой в нужную сторону даже под Рождество: спасибо Кевину Файги за очередную дорогую, красивую и теплую куртку, но можно все-таки в следующий раз железную дорогу?

Оценка автора

Опять же, это не оценка всему сериалу. Все еще может круто перевернуться с введением новых антагонистов и притиркой главных героев друг к другу. Однако старт между пафосными «Вечными» и громким «Человеком-пауком» намекает, что перед нами скорее филлер и закрытие оставшихся с «Мстителей» гештальтов, чем полновесная глава вселенной.


LG OLED — это произведение искусства, кинотеатр с большим экраном, портал в игровые миры и место в первом ряду на спортивных мероприятиях. LG OLED создает новые впечатления от фильмов и сериалов благодаря идеальному черному и 100% точности цветопередачи. Теперь фильмы выглядят как их задумали авторы. OLED — технология самоподсвечивающихся пикселей. Он более комфортный для глаз при длительном просмотре, имеет сниженный риск опасных излучений.

Спецпроект подготовлен при поддержке СП «ПРАЙМЭРИ» ООО, УНП 101132766.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

  • Спектакль сказки черного леса отзывы
  • Спектакль сказки гофмана в театре станиславского
  • Спектакль сказка странствий улан удэ
  • Спектакль сказка о царе салтане в москве
  • Спектакль сказки детского мира