Специфика хронотопа в сказках андерсена

Московский академический музыкальный театр имени к.с. станиславского и вл.и. немировича-данченкозрители смогут посмотреть балет и послушать оперу, а также вспомнить любимые

«Щелкунчик», «Двенадцать месяцев», «Морозко»: что посмотреть с детьми в театрах в новогодние праздники

Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Зрители смогут посмотреть балет и послушать оперу, а также вспомнить любимые праздничные сказки.

В новогодние праздники взрослых и детей ждут в московских театрах. Гости смогут послушать шедевры итальянской и русской музыки, отправиться в сказочное путешествие и увидеть магические превращения.

Космическая музыка, балет и опера

Поход на балет «Щелкунчик» стал для многих новогодней традицией. В спектакле на музыку Петра Чайковского и либретто Мариуса Петипа исполняется хореография балетмейстера Василия Вайнонена. За рождественской сказкой можно отправиться 2 и 3 января в Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Там же 6 и 7 января в 14:00 можно посмотреть оперу по произведению Александра Пушкина «Сказка о царе Салтане». Всех персонажей в царстве Тмутаракани и на острове Буяне — от ангелов, рыб и коров до деревьев и самого города — играют артисты хора и миманса. Билеты можно купить по Пушкинской карте.

Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Отправиться в космическое путешествие можно с помощью постановки «Волшебный оркестр» 3 и 4 января в 12:00, 15:00 и 18:00 в концертном зале «Зарядье». Юных исследователей галактики приглашает театр «Странствующие куклы господина Пэжо» и Московский государственный симфонический оркестр под руководством пианиста и дирижера Ивана Рудина. Прозвучат фрагменты произведений Сергея Прокофьева, Йозефа Гайдна, Клода Дебюсси, Петра Чайковского и других композиторов. Постановку можно посетить по Пушкинской карте.

Кукольные театры: сказки Гофмана и Андерсена

Спектакль «Волшебный орех. История Щелкунчика» по сказке Эрнеста Теодора Амадея Гофмана покажут 4 и 8 января в 11:00, 13:30 и 16:00 в Московском театре кукол. Там же можно увидеть новогоднее представление по сказочным историям Андрея Усачева «Школа снеговиков» 6 и 9 января в 11:00, 13:30 и 16:00. Дети побывают в уютном домике Деда Мороза и узнают, где живет северное сияние.

Московский театр кукол

А на сказку Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» можно пойти в Московский детский камерный театр кукол5 и 6 января. Одну из самых пронзительных историй писателя покажут в 12:00 и 15:00.

Мексика, фокусы и танцы

Любители фокусов могут посетить мистическое шоу лучших иллюзионистов России «Лига волшебников: Новый год — время чудес». Показы пройдут 3 и 5 января в 15:00 и 19:00 в московском театре «Школа современной пьесы».

Театр «Школа современной пьесы»

Музыкально-танцевальную фантазию «Вредные советы» по стихам Григория Остера можно увидеть в этом же театре 8 января в 15:00. Хореографию создал Егор Дружинин, а костюмы и декорации — художница Мария Трегубова, обладательница театральной премии «Золотая маска».

Прекрасный подарок на Новый год — постановка «Двенадцать месяцев» в «Театриуме на Серпуховке» под руководством Терезы Дуровой. В основе сюжета — известная сказка Самуила Маршака о капризной принцессе, потребовавшей декабрьским днем подснежников. Постановку можно увидеть 5, 6 и 7 января в 12:00 и 15:00.

«Театриум на Серпуховке»

Отправиться из зимы в лето предлагают создатели постановки «Однажды в Мексике: Кукурузный человечек». Действие происходит в деревушке Маисета среди кукурузных полей. Главная героиня отмечает 15-летие, но праздник омрачен — ее младший брат попал в беду. Как ему помочь, можно узнать 3, 4, 8 и 9 января в 12:00 и 15:00.

Билеты на постановки можно приобрести по Пушкинской карте.

«Морозко», парижские страсти и русские сказки

Перенестись в Париж и окунуться в атмосферу творческой богемы можно в Московском театре оперетты. Постановку «Фиалка Монмартра» покажут 4 января в 13:00 и 19:00. Действующие лица самой романтичной оперетты венгерского композитора Имре Кальмана — актеры, художники и поэты. В мелодиях автора знаменитых оперетт «Сильва» и «Принцесса цирка» можно услышать и традиции французского мюзик-холла, и классические венские каноны.

Московский театр оперетты

За еще одной парижской историей можно отправиться на оперетту-мюзикл «Фанфан-тюльпан» 5 января в 13:00 и 19:00. В основе авантюрного сюжета — история о молодом парижском повесе Фанфане, который, спасаясь от преследования родственников соблазненной им девушки, записывается в армию.

Билеты на представления можно приобрести по Пушкинской карте.

Зимнюю сказку «Морозко» можно посмотреть в Московском новом драматическом театре. Музыкальную историю по мотивам сказки Владимира Одоевского «Мороз Иванович» покажут 7 января в 11:00 и 8 января в 12:00.

Новый московский драматический театр

Героев русских сказок можно увидеть в музыкальном представлении «Бабкины сказки. Возвращение чудес». Артисты московского государственного академического театра «Русская песня» подготовили новогоднее интерактивное шоу.

Московский международный дом музыки: котики и козлики

Самых маленьких зрителей в праздники порадуют котики — в новогоднем спектакле Театра кошек Юрия Куклачева «Кошки против Барабаса» помимо Буратино и Мальвины они увидят и четвероногих актеров. Детей ждет разгадка тайны золотого ключика и интерактив с артистами. Постановка рассчитана на зрителей любого возраста и пройдет 3, 4, 5, 6, 7 января в 11:00, 14:00, 17:00, а также 8 января в 11:00 и 14:00.

Театр кошек Юрия Куклачева

Музыкальная сказка «Волк и семеро смелых» тоже понравится малышам. В постановке на музыку Алексея Рыбникова, автора киномюзиклов про Буратино и Красную Шапочку, детей ждут танцы и акробатические номера. Роли исполнят ведущие артисты театра, в том числе участники телевизионного проекта «Голос». Спектакль пройдет 3, 4, 5, 6, 7 и 8 января в 11:00, 14:00, 17:00.

p17 knopka1 knopka4

Воспитательный процесс в сказках Г.Х. Андерсена

Прежде чем приступить к написанию своей научной работы, я обратился к толковому словарю русского языка С. И. Ожегова, чтобы проверить, правильно ли я понял значение слов ВОСПРИЯТИЕ и МЕРСИЯ. Вот как их объясняет великий русский филолог: милосердие – это готовность помочь кому-либо или простить кого-либо из сострадания, благотворительности, а быть сочувствующим – значит быть отзывчивым и отзывчивым.

Чувствительность, милосердие, сострадание – это важные качества, которые необходимы человеку и обществу.

И опыт красоты немыслим без фантазии, без личного участия детей в творчестве, имя которого сказка. Сказки предназначены для детства.

Не будет преувеличением сказать, что чтение в детстве – это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к самым сокровенным уголкам души ребенка. Слово, раскрывающее благородные идеи, всегда закладывает в сердце ребенка зерна человечества, составляющие совесть.

И, возможно, эта тема более актуальна, чем, например, экологическое образование. Потому что прежде чем вы влюбитесь в что-то, пожалеете об этом, увидите красоту, вы должны уметь чувствовать, сочувствовать.

Детская книга должна учить сочувствию, состраданию. А именно сказки. Сказка – это активное эстетическое творчество, которое охватывает все сферы духовной жизни ребенка – его разум, чувства, воображение, волю. Создание сказок – один из самых интересных видов поэзии для детей. В то же время это важное средство психического развития. Сказка, пьеса, фэнтези – это животворящий источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Многолетний опыт убеждает, что эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рожденные в душе ребенка под впечатлением от сказочных образов, активизируют поток мыслей, который пробуждает мозг к активной деятельности, соединяет живые острова мышления с полнокровными потоки. Благодаря сказочным образам слово с его тончайшими нюансами проникает в умы детей; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств – живой реальностью мышления. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами. Без сказки – живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детское мышление и детскую речь как определенный этап мышления и речи человека.

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, душевная чувствительность к несчастьям, горе и страданиям человека. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только учится, но и реагирует на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский пишет: «Через сказку, фантазию, игру, через уникальное детское творчество – верный путь к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключ, с помощью которого вы можете открыть эти источники, и они будут забиваться живительными ключами . ».

Сказки Андерсена и фольклорная сказочная традиция

На карте мира изображена маленькая скандинавская страна Дания, в которой жил и работал великий сказочник Ганс-Кристиан Андерсен.

В Дании все напоминает Андерсен. В столице Дании Копенгагене в Королевском саду находится памятник Андерсену; вход в порт Копенгагена охраняется статуей Русалочки, героини одной из самых замечательных сказок Андерсена.

В Оденсе, городе, где родился Андерсен, есть Сад, названный в его честь, как его еще называют, Сад Сказки. В этом саду находится памятник писателю и скульптура “Дикие лебеди”, созданная по одноименной его работе. Дом-музей Андерсена находится в Оденсе. Здесь собраны бесценные рукописи и редчайшие издания сказок на разных языках – плод пятидесятилетнего кропотливого труда.

«Ганс-Кристиан Андерсен – подлинно национальный, оригинальный писатель, неотделимый от своих родных цветущих островов. В умах датчан он неразрывно связан с историей Дании, с ее традициями, природой, характером народа, с его Своеобразная склонность к юмору », 1955 год, спустя 80 лет после смерти великого рассказчика, его соотечественника, писателя Ганса Шерфига. Действительно, ни одному из детских писателей XIX века не удалось воссоздать свою страну и свой народ в своих произведениях так полно, как это сделал Андерсен.

Ганс-Кристиан Андерсен – один из немногих авторов мировой литературы, которому удалось до конца отразить свое время, выразить свое отношение к вещам, свои мысли, чувства, свое мировоззрение не в романах, рассказах, а только в сказке.

В первой половине девятнадцатого века, следуя немецкой романтике, в Норвегии, Швеции и Дании была разработана широкая коллекция и изучение народных сказок. Интересно отметить, что наряду с совершенно оригинальными сказками в сборниках, изданных в середине века, также широко представлены сказки, которые имеют мировое распространение и, в частности, нашли свое место в сборниках немецких народных сказок Братья Гримм “Сказка о трех лесных людях”, “Белоснежка”, другие.

Однако Андерсен черпал сюжеты своих сказок в первую очередь не из книг, а из детских воспоминаний.

«Моя родина – Дания, – говорит он в своей автобиографии, – поэтическая страна, богатая народными сказками, старыми песнями, историческим прошлым . ».

Будучи ребенком, Андерсен часто слушал рассказы из уст бедных старых богадельниц, занимающихся ремеслами, и его первые рассказы, такие как «Флинт» или «Маленький Клаус и Большой Клаус», были пересказом этих народных сказок, которые он слышал. один раз. С 1835 года Андерсен начинает публиковать сборники своих сказок, и вскоре к ним добавляется все больше самостоятельно созданных сказок, в которых раскрывается безграничная творческая фантазия Андерсена, все богатство его наблюдений за реальным миром, его поэтическая взгляд на жизнь, его любовь к людям.

Сам Андерсен сказал следующее о мире своих сказок: «Сказочная поэзия – это самое широкое поле поэзии, оно простирается от кровавых могил античности до разноцветных изображений невинной детской легенды, впитывает народную литературу и произведения искусство, для меня оно является представителем всей поэзии, и тот, кто овладел ею, может внести в нее трагическое, комическое, наивное, ироничное и юмористическое, к его услугам струны лиры и лепет ребенка и речь естествоиспытателя”.

В сюжете своих сказок, в своих образах Андерсен выходит далеко за рамки архаичной реальности, отраженной в датских народных сказках. И все это потому, что сказка для Андерсена была не литературной концепцией, не жанром (точнее, не только жанром), не сборником фантастических событий, а чем-то гораздо большим.

В сказке Андерсен нашел форму, в которой ему органически удалось выразить свое отношение к жизни. В какой-то степени сказка была для него способом увидеть мир, способом познать мир.

Когда дело доходит до литературной сказки, часто принято судить об этом жанре так, как будто он, в отличие от других, свободен от законов, присущих литературе в целом, полностью определяется предполагаемым произволом воображения художника. Такое понимание сказки на самом деле в корне противоречит ее сути.

Воспитательные черты в сказках Андерсена

Сказка всегда связана с реальностью: и с точки зрения содержания, раскрывая основные коллизии – борьбу добра и зла, правду и кривду, трудолюбие и паразитизм; и в его направлении – выдвигать высокие нравственные идеалы перед человеком и учить его руководствоваться им.

Но у сказки есть свои специфические средства, одним из которых является художественная литература – техника, которая не уводит сказку от жизни, но позволяет взглянуть на жизнь с необычной точки зрения.

Суть сказки заключается в ее реальности, и только сама жизнь является источником сказки, смыслом ее существования.

Сказка, по словам Андерсена, не связана с идеей веселой, радостной, внешне благополучной жизни. В народной сказке мы привыкли к счастливому концу, но в сказке Андерсена такой конец встречается крайне редко. Радость и счастье заключаются в стремлении к добру, в твердом сопротивлении человека мрачным силам реальности, в бескорыстной борьбе за правду. Хотя сказки Андерсена по форме и сюжетам по большей части вполне доступны детям, писатель тем не менее знает, как ставить перед ними большие жизненные проблемы.

Столкновение истинного и ложного искусства – тема этой сказки. И суть настоящего искусства обрисована здесь совершенно однозначно: это искусство, близкое к природе.

Искусственная птица в сказке Андерсена – воплощение ложного искусства. Он мертв, лишен истинной силы и любим только высокомерными придворными. Они предпочитают мертвую механическую имитацию живому существу. В то время как песня настоящего живого соловья побеждает даже смерть, заводная игрушка в час испытаний замолкает.

В эстетике Андерсена природа противопоставляется искусственности, жизнь – «механике». В этом контрасте отголоски романтической эстетики отчетливо слышны.

Сказки Андерсена иногда напрямую вмешиваются в идеологические споры его времени.

В «Галоше счастья» советник юстиции Кноп нападает на статью ученого Эрстеда, в которой современность сравнивается с феодальным прошлым, а предпочтение отдается современности. Но разглагольствования консультанта немедленно опровергаются самым очевидным образом: он одевает галоши счастья, после чего, пережив ряд неприятных приключений в Копенгагене шестнадцатого века, он с восторгом возвращается к современности.

Попытки романтиков идеализировать феодальное средневековье вызывают гневный протест Андерсена. Он характеризуется просвещающей верой в силу человеческого разума.

Сила воспитательных традиций в период общего господства романтизма в европейской литературе составляет важнейшую особенность датской национальной культуры начала и середины XIX века, определяемую общеисторическими условиями развития Дании в России. эта эпоха.

Единственной и бесконечно повторяющейся темой сказок Андерсена является тема любви, борьбы светлых человеческих чувств с темными силами, которая дана как с точки зрения социальной, исторической и общефилософской. Эта мимолетная тема превращает сборник сказок Андерсена в целое, захватывающее произведение, в гимн благотворительности, самоотверженности, мужеству и человеческому героизму. Эта тема звучит в таких сказках, как «Дикие лебеди», «Русалочка» и многих других.

В знаменитой сказке «Снежная королева» особенно ярко проявляется великая сила любви и светлых чувств, смелости и выносливости.

Когда в поисках Кая Герда верхом приближается к дворцу Снежной Королевы, олень просит мудрую финскую женщину наделить Герду беспрецедентной силой, иначе она не вернет Кая.

Но вот что отвечает ему эта женщина: «Сильнее ее, я не могу ее заставить. Разве ты не видишь, как велика ее сила? Думайте, потому что и люди, и животные служат этому! Она шла босиком по всему миру! И эта сила скрыта в ее сердце”.

Такова сила любви в рассказах Андерсена – она ​​действительно сдвигает горы, она побеждает горе и разлуку, она возвращает к жизни обреченных на смерть.

Философская основа творчества Андерсена – идея органических отношений всего, что существует. Это касается людей, животных, растений и мифологических существ. Отношения любви, дружбы, взаимопомощи охватывают весь мир в сказках Андерсена. Прогрессивная, взаимоподдерживающая сила изливается в окружающую нас жизнь и в конечном итоге побеждает силы зла.

В работе Андерсена, в той особой вселенной, которая является миром его сказок, царит суровый моральный закон. В конце концов, недаром маленькая русалка или бедная ромашка, верный оловянный солдатик и его бумажная невеста жертвуют своей жизнью ради высокой любви.

Мотив глупой, обреченной, но самоотверженной, верной до конца любви, всемогущей, несмотря на обстоятельства, постоянно повторяется в рассказах Андерсена.

Истинные герои Андерсена, беспомощные и униженные внешне, полны мужества и большой моральной силы.

Каждая вещь, каждое живое существо, каждое фантастическое существо в рассказах Андерсена имеет свой собственный характер, на основе которого они живут и действуют. Все эти персонажи видны и показаны вполне реалистично в отношении их принадлежности к какой-либо среде, степени их роли и значения в природе и обществе. Вот почему описание привычек любого животного, описание свойств любого предмета или растения всегда звучит убедительно в Андерсене. И все же самыми Андерсеновыми и в то же время самыми близкими к детям являются те сказки, материал для которых Андерсен черпал непосредственно из окружающей жизни.

Простые предметы быта: кухонная утварь, детские игрушки, предметы одежды, растения и цветы, которые можно найти в поле, в саду, в саду возле дома; вокруг нас вполне обычные домашние животные и домашняя птица: собаки, кошки, куры, индейки; Певчие птицы, живущие в саду, – все это любимые сказочные персонажи Андерсена, каждый со своей историей, характером, манерой речи, юмором, капризами и причудами.

У Андерсена был необыкновенный, непревзойденный дар прививать особую жизнь этим знакомым существам и объектам вокруг нас. Сам он знал об этом и сам сказал об этом: «У меня есть пропасть материала, больше, чем для любого другого вида поэзии; мне часто кажется, что каждый плетень, каждый маленький цветок говорит мне: «Просто посмотри на меня, и ты откроешь историю всей моей жизни». Действительно, как только я сделаю так, как мне говорят, и история о любом из них готова”.

В каждой маленькой сказке такого рода две реальности, кажется, сливаются воедино. Одна настоящая жизнь цветка, муки, дерева, чашки или кофейника; другая – не менее подлинная человеческая жизнь.

В той легкости, простоте и убедительности, с которой Андерсен в едином развитии сюжета сопоставляет биографии предметов, животных, растений, мифологических существ с человеческой жизнью, в истории какого-либо животного или предмета домашнего обихода, он представляет схему человека жизнь – детство, юность, зрелость, старость, смерть, а иногда и в самой общей, обобщающей форме – во всем этом он является истинным наследником народной сказки и в то же время настоящим новатором, которому удалось привнести метод Народное искусство ближе к современной реальности.

Содержание произведения Андерсена, как и любого великого писателя, – это жизнь во всем ее объеме, выраженная и отраженная по-своему в этих формах, в тех интонациях, в этом голосе, таким образом, который характерен, необходим и доступен только ему. Сказки Андерсена – это аллегория правды жизни в форме фантазии.

Когда рассказы Андерсена попали в книжные магазины в датской столице, все были поражены; поражен прежде всего странностью героев. Датские дети привыкли к ангельским и воспитанным принцам и принцессам. В сказке Андерсена «Флинт» принцесса едет на собаке, а другая принцесса, Элиза из сказки «Дикие лебеди», отличается необычайным трудолюбием и преданностью, и именно так она спасает своих братьев. В рассказах Андерсена уважение к важным людям постепенно исчезает; Король Андерсена совершенно голый. Мир сказки тоже изменился. Сын купца из сказки «Летающий сундук» летает не на волшебном ковре, как в сказках «Тысяча и одна ночь», а в старом сундуке. Герои Андерсена красуются не в сапогах из семи лиг: у них на ногах водонепроницаемые сапоги или калоши счастья. Феи – как простые девы, а ведьмы – как обычные злые старухи.

Окончания сказок Андерсена отличались от фольклорных. В народных сказках счастливые концы традиционны, но в большинстве сказок Андерсена концовки недееспособны, несчастны.

Вывод:

Андерсен был создателем датской литературной сказки. Он дал ей подробный творческий рассказ, дал свое имя, и эта история осталась у Андерсена и по сей день. Когда они говорят сказку «Андерсена», это означает гуманное и лирическое настроение, которое окрашивает произведения Андерсена, который вкладывает в них свое мировоззрение во всей его сложности и противоречиях. Это также подразумевает анимацию объектов Андерсеном. И сочетание фантазии, волшебства с реальным и реальным, что является сутью творческого метода великого датского рассказчика. И расширение мира народных сказок, где Андерсен представил множество предметов и явлений окружающего мира – детали повседневной жизни, природы, научно-технические достижения, исторические и географические детали. Как справедливо пишет В. Б. Шкловский, «Андерсен обрабатывал народные сказки, сочетая их с новым образом жизни в Дании».

Тем не менее, в дополнение к этим основным отличительным признакам, литературный рассказ Андерсена имеет ряд других особенностей.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Специфика хронотопа в сказках андерсена

Этот выпуск ПАИ-live посвящен юбилею одного из старейших и важнейших предприятий города Пскова – МП «Псковские тепловые сети». Что является главной ценностью теплосетей, в чем задача социального лифта и какие глобальные задачи организации предстоит решить в ближайшее время – об этом и не только рассказал директор ПТС Игорь Максимов.

Почтенный возраст

20 декабря Псковские тепловые сети отмечают 55-летие. Это серьезный возраст. Произошло много серьезных перемен на предприятии. Если говорить в цифрах, то, например, сколько появилось котельных и на сколько увеличился километраж сетей?

– Действительно, 20 декабря исполняется 55 лет с того момента, как было принято знаковое решение Псковского облисполкома о создании хозрасчетного подразделения в Пскове по обслуживанию котельных и тепловых сетей. Создали маленькое, технически несовершенное, не обеспеченное нормальным оборудованием и транспортом предприятие, которое начало свою жизнь. А начали жизнь с чего? Было 36 маленьких угольных котельных, которые в основном отапливали жилой фонд и небольшие учреждения: школы, больницы. Всего 31 километр тепловых сетей. Все котельные были угольные. Что интересно, в штатном расписании была такая единица – трубочист. Были трубочисты 55 лет назад на нашем предприятии.

Стараниями, умениями, трудом многих людей создали современные Псковские тепловые сети, муниципальное предприятие, которое по уровню технической оснащенности, квалификации специалистов находится на передовых позициях на Северо-Западе России. Говорю так, потому что имел возможность посмотреть и сравнить. Это действительно нормальное, серьезное и технически, и в кадровом плане предприятие. И сейчас мы обслуживаем 26 больших котельных.

Это уже совсем не те котельные по объемам?

– Это уже не те котельные: это газовые котельные с современным мощным оборудованием. Обслуживаем почти 600 километров тепловых сетей в городе, 92 центральных тепловых пункта (тоже серьезные инженерные сооружения). В общем-то, большой набор технических сооружений, которые работают: практически 98 % тепла в городе производится на нашем предприятии.

Это огромные цифры по сравнению с тем, что было вначале.

– Да.

Огромный прорыв в развитии предприятия.

– Да. Что такое 55 лет? Это без малого поколение для человека. Это миг с житейской точки зрения, но рывок сделан большой. Хочу сказать, что только 50 лет назад первую котельную перевели на газ: это котельная у фабрики «Славянка» на Народной улице.

А перевод котельной на газ что дает?

– Во-первых, это экология. Во-вторых, это качество обслуживания, работы. Уголь – это грязь и тяжелый физический труд, а газ – это все-таки экологически чистый вид топлива, и, соответственно, все оборудование, вся техника автоматизированные, меньшие по объемам. Это шаг вперед: от паровоза – к тепловозу шаг, от самолета – к ракете.

Какие еще глобальные изменения в работе предприятия произошли за эти годы?

– В принципе, на предприятии «глобальщиной» никогда не страдали, не ставили глобальных задач.

Но с точки зрения механизмов работы что еще изменилось?

– Наша миссия, задача и вообще наше ремесло мало в чем изменились. Семь месяцев в году отопительный сезон, когда все должно работать как часы и у наших потребителей должно быть тепло. Пять месяцев в году, когда мы должны огромными стоическими усилиями сделать большой объем ремонтных подготовительных работ к отопительному периоду. Два цикла в году. И я хочу сказать, что ни в одном из этих циклов нет времени отдохнуть, передохнуть, и никогда нельзя сказать: «Сегодня тяжело, жаркая погода на улице – дождемся нормально погоды и тогда сделаем». Или -20 градусов на улице, мороз, естественно, климатические условия серьезные – тоже инциденты бывают: это же большое производство, много механизмов. И мы не можем сказать: «Давайте когда мороз спадет – тогда все сделаем». Ребята идут в бой здесь и сейчас.

Получается, что предприятие работает и до, и после отопительного сезона. Чем занимаются Псковские тепловые сети?

– Мало того что они занимаются работой постоянно. Очень плохо то, что на предприятии работает тысяча человек, а мы никогда не имеем возможности собраться вместе. Уже появились залы, где можно собрать тысячу человек, но никогда тысяча человек Псковских тепловых сетей не соберется вместе. Почему? Потому что 40 % персонала находится на дежурстве, 12 часов смена, и она меняется четыре раза – цикл. Поэтому такая специфика. Мы круглосуточно на работе.

Специфика хронотопа в сказках андерсена

600 километров железа

Можно ли сказать, что Псковские тепловые сети сегодня работают эффективно? И удается ли избавиться от долгов, которые были?

– Сейчас очень трудно эффективно работать, я думаю, что не только Псковским тепловым сетям. Много факторов – экономических, политических, тех же медицинских. Эффективно работать очень трудно. Но другого пути, как максимально эффективно работать, у нас нет. Я тоже объясню почему.

Мы не бюджетная организация, никто нам не расписал на год вперед, сколько предприятие будет иметь каждый месяц денег и как их потратит. У нас фонд заработной платы в месяц порядка 40 миллионов рублей – это то, что надо заплатить людям за их профессиональную высококлассную работу. И эти 40 миллионов надо собрать, получить от потребителей.

А у нас же сейчас как? Потребители и все мы тяжело со своими деньгами расстаемся, все откладываем свои обязательства на потом, а у нас такие же люди, такие же псковичи, такие же семьи. Это трудная задача.

Так же оплачивают счета.

– Ну конечно. Трудная задача. А во вторую очередь, 600 километров сетей находится на территории города, в основном в земле. Скажут: лежит в земле 600 километров железа. Но это железо должно работать, по нему должно течь тепло, и поэтому этим железом надо заниматься каждый день. Каждый день что-то происходит: где-то сломалось, где-то порвалось, – но это тоже требует колоссальных затрат.

За ремонтный период в этом году, за это лето мы израсходовали почти 6 тонн электродов, два грузовика электродов, чтобы варить, ремонтировать сети и оборудование в котельных, и почти тысячу единиц запорной арматуры: задвижки, шаровые краны. Тысячу! И это только маленькая толика того, что надо сделать.

Почему приходится постоянно что-то ремонтировать, менять? Это специфика нашего региона, что с сетями такое происходит?

– Да нет. Это, наверно, специфика жизни. Любой нормальный человек взрослеет, где-то уже за 40 лет у него начинается «косметический ремонт», потом хирургический, чтобы выглядеть хорошо. Здесь то же самое.

Как и любой организм.

– Железо неживое, но оно имеет свой срок эксплуатации. Есть такие понятия, как напряжение металла, износ металла. Когда вода течет в трубе, происходит процесс трения воды о железо и стирания этого железа. И со временем, как и человеку через 30 лет, требуется сначала косметика, а потом и хирургическое вмешательство.

600 километров сетей. А в каком они состоянии, по вашей оценке, на сегодняшний день?

– В нормальном состоянии: мы же работаем. 78 % механического износа – это никому ни о чем не говорит. Мы говорим о том, что нам тяжело работать, много проблем, но не переживайте: пока Псковские тепловые сети живы, все будут с теплом.

Сейчас вы занимаетесь модернизацией. В этом году почти 10 километров труб было заменено.

– Это ремонт, да.

Если такими темпами будете продолжать, когда мы добьемся хорошего качества?

– Знаете, по науке надо менять 3 % сетей в год. 3 % – это хороший процент. Километров 10 (это то, чего мы достигли в этом году), я считаю, что это нормальная цифра для замены. Надо больше, 20 километров каждый год, но это маленький город, старинный, исторический. Если мы замахнемся на амбициозную задачу поменять 20 километров сетей, город встанет. Он встал уже этим летом оттого, что там 10 улиц одновременно начали ремонтировать, и уже был коллапс. А если мы еще разроем 20 километров одновременно летом?

Я считаю, что это технологически невозможно. 10 километров для нас напряженная программа, и мы должны ей следовать. Если будем этому плану следовать, мы будем уходить от рисков поломок, серьезных аварий в сетях. Но 10 километров сетей надо менять каждый год.

Понимаете, чудес-то не бывает, надо быть реалистами во всем, в том числе и в этом деле. Другое: откуда на это средства взять? А 10 километров поменять в этом городе за сезон, за четыре месяца – это очень хорошо.

Это очень хороший показатель?

– Да.

Специфика хронотопа в сказках андерсена

Трубочисты ПТС

Вы сказали, сегодня в Псковских тепловых сетях трудится тысяча человек.

– Да, около тысячи.

А начинали со скольких?

– Было – исторические справки читал – 160 человек. Это маленькие котельные, там сменные кочегар, трубочист.

А сегодня есть хоть один трубочист?

– Да ну! Приходится, как бы это было ни смешно, уже некоторым молодым сотрудникам объяснять: они не знают, кто такой трубочист. Люди, которым 20-30 лет, действительно не понимают, что это такое. Только в сказках Андерсена или Чуковского встречали. А что это были реальные люди – не знают.

Но хочу сказать о персонале: у нас работают очень профессиональные и болеющие душой за работу люди. И у нас очень много людей, у которых вся их сознательная жизнь – это работа в тепловых сетях. Вот, например, Нина Васильевна Белова (это диспетчер нашей автобазы) – 34 года на предприятии.

Большая часть жизни предприятия.

– Да. Геннадий Петрович Павлов, начальник второго участка, – 37 лет на предприятии. Раптанов Сергей Иванович, ведущий специалист нашего энергонадзора, – 46 лет на предприятии. Он как только из учебного заведения пришел – до сих пор работает на предприятии. Династии работают.

Есть те, кто приводит своих детей?

– Есть династии. Вот, например, Владимир Алексеевич Владимиров, водитель. У нас работает Нина Александровна, его жена, и двое сыновей. И много таких примеров.

Это значит, что хорошо работать, если работают всей семьей и хотят работать все вместе.

– Да, и знаете, таких примеров можно назвать массу. Вот сейчас начальник ремонтной службы – Игорь Владимирович Горшанов. Молодым человеком он пришел на седьмой участок слесарем к своему отцу: отец тоже слесарем на участке работал, – и человек учился, работая слесарем, был замначальника участка, начальником сетевого участка, сейчас возглавляет большую, самую крупную на предприятии службу – ремонтную.

То есть у вас даже возможен социальный лифт?

– Вы знаете, не то что можно – обязательно. У нас через праймериз большим специалистом не станешь – только руками попробовав и пройдя определенные ступени. Только так завоюешь доверие сослуживцев.

Только так можно руководить, понимая, как каждый винтик работает на предприятии?

– Да, конечно, у нас все-таки сложное техническое производство. Ну и потом, коллектив непростой: он годами, десятилетиями создавался, и здесь очень высокие требования друг к другу.

Здесь, наверно, каждый сотрудник должен понимать другого с полуслова, потому что в случае чего нужно действовать очень быстро, и здесь должно быть полное взаимопонимание.

– Да. Я и говорю, что здесь очень высокие друг к другу требования, что меня, например, удовлетворяет как руководителя. Говорят, руководитель – это воспитатель коллектива. Здесь практически воспитывать не приходится, здесь все основано на десятилетних традициях, на понимании ремесла и вообще на отношении к делу.

Специфика хронотопа в сказках андерсена

Соль земли

Вы сказали, что уже очень много лет (некоторые больше 40) работают.

– Да.

В моем понимании в сфере ЖКХ все-таки не очень благодарная работа.

– Что неблагодарная – это точно.

Наши люди не любят говорить спасибо, они любят только предъявлять претензии. Почему все-таки остаются работать в теплосетях, почему не уходят?

– Это, во-первых, коллектив. Во-вторых, здесь созданы неплохие для города Пскова условия – и для работы, и социальные. Все работники одеты, обуты, в спецодежде – это первостепенное условие: соблюдение основ охраны труда, защиты здоровья работника. Был объявлен конкурс на лучшее предприятие в области охраны труда – мы там заняли первое место. Не хвастаюсь. Но люди это чувствуют: новый инструмент, спецодежда, новые чаяния или веяния в области охраны труда, которые появляются, – мы стараемся за этим следить и внедрять.

То есть сотрудник чувствует себя безопасно, комфортно?

– Да. Дальше у нас зарплата: мы стараемся ее держать на хорошем уровне, особенно специалистам. Средняя зарплата весьма конкурентоспособная в городе Пскове, и мы уже в этом году имеем возможность даже слесаря четвертого разряда брать по конкурсу. К нам уже, как в партию, чтоб устроиться – надо иметь рекомендации.

А сейчас у вас есть вакансии?

– Есть. Они некритичные, мы имеем возможность не спешить и выбирать людей, которые больше нам подходят. Дальше: мы в этом году 300 детей наших сотрудников дали возможность отдохнуть в областных загородных лагерях, оплатили путевки – 300, всем детям, понимая, что сейчас пандемия, такая ситуация.

Вообще стараемся поддерживать детей сотрудников с малых лет, чтоб они уже понимали, что такое теплосети, где работают папа, мама, что они работают в нормальной организации и стоит задуматься и присмотреться, как жить дальше и кем быть. Ну и то, что зарплата – это святое: есть день зарплаты, день аванса, это понятно. Ну и потом, мы находим возможность все производственные инициативы отдельно поддерживать материально: за какие-то вещи премируем людей, поддерживаем дополнительно.

Есть те работники, которые искренне любят свою профессию?

– Конечно есть. Понятно, что не все оголтелые сторонники Псковских тепловых сетей, но есть. Мы в начале этого года, в марте, провели конкурс профессионального мастерства на предприятии среди сварщиков, слесарей КИП и автоматики. Слушайте, там с участков по семь-восемь человек принимали участие: видно, что человек гордится своей профессией, тем ремеслом, которым он занят. Это просто стало очевидно.

Мне кажется, профессионал не может не любить свою профессию, иначе он не будет хорошо этим заниматься, правильно?

– Конечно.

Сейчас очень много историй о ваших сотрудниках выкладывается в социальных сетях, о тех, кто у вас работает уже много лет. Почему решили рассказывать о людях?

– Потому что надо о них рассказывать. У нас каждый понедельник эта рубрика, она уже год, люди ждут, о ком же в следующий раз расскажут. Ну а потом, про что еще рассказывать? Про Киркорова телевизор рассказывает, про Машу Распутину. А те люди, о которых мы рассказываем каждый понедельник, – соль земли. Они сейчас создают богатство нации, и это соль земли – Псковской, Русской. А что нам из телека вещают – это все преходящее.

А поговорить?

Компания двигается в сторону наращивания прямых договоров о тепле.

– Да.

Сколько таких договоров управляющих компаний сегодня уже переведено на прямые контракты с населением и как это отражается на работе Псковских тепловых сетей?

– Мы – особенно в последний год – очень интенсивно в этом плане работаем и активно пропагандируем среди населения, среди управляющих компаний. И на сегодня уже почти 70 % населения (а это наш основной потребитель) имеют так называемый прямой договор с теплосетями об обеспечении теплом и об обеспечении горячей водой.

Что это значит? То, что мы являемся держателями лицевого счета каждого Иванова, Петрова, Сидорова. Мы начисляем по прошествии месяца плату за объем тепла или горячей воды, который они потребили, и, соответственно, отвечаем за качество напрямую перед человеком.

То есть мы, как население, покупаем у вас продукт напрямую?

– Да. У нас это все в базе, есть специально обученные люди, которые занимаются тем, что информируют наших потребителей о состоянии счета, о других вопросах. И уже 70 % людей, которые общаются с нами напрямую. Для нас как для предприятия это тяжело, потому что если в городе 60 управляющих компаний, что тоже очень много, то людей – уже 70 тысяч лицевых счетов. Мы уже имеем дело напрямую с 70 тысячами наших агентов. Тяжело даже учет вести. Но это необходимо, потому что мы чувствуем по накалу страстей и вопросов, проблем – их становится все меньше и меньше: человек знает, что он в любое время дня и ночи посредством электронной почты, телефона, непосредственного общения с нашим специалистом найдет ответ на любой вопрос о тепле. А иногда граждане в кол-центр звонят за «поговорить». Мы понимаем, что это не совсем правильно, но это как психологическая отдушина для определенного числа граждан.

Кроме того что снимаются вопросы населения (вы говорите, что становится их меньше), что еще дает предприятию наличие прямых договоров?

– Это еще дает ясную и объективную картину текущей оплаты нашей продукции.

Но, насколько я понимаю, деньги все-таки застревали в управляющих компаниях.

– У управляющей компании, например, 10 тысяч жителей. Управляющая компания начисляет им плату за тепло и потом опосредованно или сама собирает эти деньги и рассчитывается с нами. И на любой сакраментальный вопрос «ребята, а деньги где?» – «А вот там их же 10 тысяч, Петька, Васька, Гришка не платят, поэтому вам, дорогие теплосети, мы не перечисляем эти деньги». Мы эту обузу прямого общения со своими потребителями взяли на себя. И хочу сказать, что у нас это получается более эффективно.

То есть люди готовы платить?

– Да. Просто когда, как и в любом деле, начинаешь общаться напрямую, люди больше начинают понимать, себя вести более ответственно. Они же видят, что мы не черти рогатые – мы нормальные парни, делаем нормальное дело, нужное для всех.

Объясняете им, почему такие цифры, откуда это все взялось?

– Да.

Людям это очень важно, кстати, – иногда просто понять, откуда складывается сумма.

– Да.

А будете стараться доводить число договоров до 100 %?

– Конечно. Такая задача поставлена, потому что иначе смысла нет. Мы уже понимаем, как строить работу, есть специалисты, которые учатся этому делу, и получается нормально. Теперь надо это все собрать в кучу и сказать, что это наша сфера деятельности и наша сфера ответственности.

Три задачи

Вы после того, как ремонтируете свои сети, приводите потом в порядок территории. Я даже знаю, что вы недавно снег в городе помогали убирать.

– Было дело. Что касается благоустройства, это, как правило, плановые ремонтные работы: где что-то нарушаем – мы обязательно восстанавливаем. Аварийные работы – тоже обязательно восстанавливаем. В этом году где-то порядка 10 миллионов рублей затратили только на восстановление дорожного покрытия в городе. Это не считая того, что у нас существуют собственные небольшие бригады, мы оснастились механизмами, машинами и собственными силами восстанавливаем благоустройство. Ну а что? Мы же в городе живем. Мы очень много не афишируем, но это наша позиция. Помогаем школам, детским садам, где-то ремонт сделать небольшой.

Тот же снег, да? Мы ж в этом городе живем. Наши люди, тысяча человек, идут на работу каждый день, и мне, например, тоже небезразлично, через сугробы ли они идут и как они доберутся. Я хочу, чтобы они добрались вовремя и нормально. Поэтому мы всегда и власти говорим: «Ребята, если надо в чем-то помочь, в чем можем…»

В чем есть возможность помочь, да?

– Да, потому что возможности тоже, к сожалению, ограничены. Что касается снега, у нас самих на предприятии 38 зданий, сооружений, не считая всякой мелочи. Это ж тоже надо вычистить, обеспечить подходы, подъезды вокруг тех же котельных, центральных тепловых пунктов, баз, зданий, сооружений. Тоже большая работа, которой мы занимаемся сами, ни у кого не просим, не говорим, что для нас зима наступила неожиданно. У нас все было спланировано.

Тем более, думаю, в этом помогает ваш опыт работы в сфере ЖКХ: вы же сколько в этой сфере уже трудитесь.

– Да.

Тоже прошли весь этот социальный лифт, о котором говорили?

– Да, было дело.

Какие на сегодняшний день стратегические задачи в теплохозяйстве Пскова ставите перед собой?

– Как ни банально звучит, мы хотим, чтобы был порядок на предприятии, порядок с отоплением в городе – это тоже обеспечивается серьезными усилиями и коллектива, и денежными в том числе.

Ну а так сейчас стоит три стратегические задачи и три вызова. Вы знаете, город развивается в сторону поселка Родина: там идет строительство жилья, социальных объектов. К сожалению, тепловые мощности в том направлении исчерпаны и нужны серьезные вложения, государственные наверно, для того чтобы и расширить мощности котельной, и сетевое хозяйство туда довести. Это одно.

Но это задача, которую все равно придется решать?

– Да. Если город будет развиваться, то надо обеспечить кроме воды, газа, электроэнергии, соответственно, и теплом. Потом, вы знаете, самая большая котельная, СВПУ на Запсковье (это самая большая труба, все это видят), к сожалению, тоже уже почти ровесник предприятия, и там предстоит большая работа: и техническая в плане проектирования, а дальше уже «физика» – это замена котлов. Там четыре котлоагрегата, один котел высотой с пятиэтажный дом. Естественно, за 50 лет мы подходим к черте, когда надо менять потихоньку. Это большой, затратный вопрос, и технической подготовки тоже очень много. Серьезный вопрос, и мы сейчас к нему вплотную подошли.

Но это, наверно, еще будет вызов и для всего города: на время работа котельной остановится?

– Нет, весь вопрос в том, что мы не можем остановить отопление, конечно. Мы должны обеспечить отопление и в то же время вести глубокую реконструкцию этой котельной. Это большая техническая задача, в том числе и денежная. Но мы это сделаем. Я буду руководителем, кто-то другой, но за 50 лет срок интенсивной эксплуатации железа истек. Надо принимать кардинальное решение.

Ну и в этой же котельной мы эксплуатируем турбину, которая производит электроэнергию на собственные нужды, тем самым мы серьезно удешевляем стоимость тепла, потому что не покупаем электроэнергию, а вырабатываем для себя ее сами. К сожалению, срок эксплуатации турбины тоже подходит к концу. Это тоже дорогостоящая игрушка, но если мы ее не заменим, то затраты на приобретение дополнительной электроэнергии лягут серьезным бременем на потребителя, на людей, одномоментно будет всплеск повышения платы, тарифа, потому что откуда еще возьмем деньги?

Потребитель должен будет за это заплатить. Мы сейчас разрабатываем варианты, которые могли бы свести к минимуму эти риски, нивелировать этот скачок платы за тепло при худшем сценарии развития событий.

А эти три глобальные задачи вы на какой период себе ставите?

– К сожалению, времени очень мало: три, максимум пять лет.

Мало времени для решения таких задач. Тем более, скорее всего, их придется решать одновременно, да?

– Практически да. Слава богу, что мы осознали, что надо решать. Это же тоже большое дело. Вот хочется сделать все: нам – это, власти – это. Город большой, объем большой. Но, слава богу, мы осознали проблемы. Как еще Владимир Ильич говаривал, чтобы вытянуть всю цепь, надо потянуть за слабое звено. Мы пока для себя определили, что основной удар должен быть туда, на эти три вещи. Все остальное – это текущая деятельность, наше ремесло, это будет всегда, никуда не денется, и мы это сделаем качественно. А вот эти глобальные вещи – это серьезный вызов.

Сейчас многие говорят о цифровизации предприятий. Псковские тепловые сети в этом направлении двигаются?

– Это веление времени. Мы сейчас заканчиваем большую работу: мы постарались проинвентаризировать все сети, которые находятся в городе, еще раз в течение года прошли своими ногами все, пощупали, посмотрели и нанесли на электронную топографическую основу. В будущем год, думаю, где-то в марте появится электронная карта со всеми тепловыми сетями города. И будет легче и нам работать, и всем.

Это действительно облегчает рабочий процесс?

– Конечно. Это принятие прежде всего управленческих решений не методом тыка, а основываясь на реальной картине – географической, технической. Все это в компьютере, в одной базе, и решения принимаются намного быстрее: если сейчас на это уходит день-два, то тогда будет, может, полчаса. Соответственно, все остальное будет решаться быстрее.

Игорь Иванович, с каким настроением лично вы подходите к этой знаменательной дате – к 55-летию вашего предприятия? Как вы считаете, действительно ли сделано все, что было в силах, действительно ли сейчас предприятие хорошо развивается? И есть ли силы для решения глобальных задач?

– Я хочу так сказать и за предприятие, и за себя: мы сделали все, что могли. Может быть, чуть-чуть побольше того, что могли. Ну а какое сейчас ощущение, какое чувство? Нам 55. Я себя ощущаю на этот возраст, хотя мне больше, но я иду в ногу с предприятием, с этим возрастом.

Есть силы для решения задач у предприятия, у коллектива? Готовы?

– У нас нет другого пути, это вопрос риторический. Все задачи, которые на предприятии ставятся, мы должны, обязаны решить – они будут решены. Иначе это будет какое-нибудь другое предприятие, китайские тепловые сети, а не псковские.

Спасибо большое! Игорь Иванович, хочу поздравить лично вас и ваш коллектив с 55-летием предприятия, желаю вам успехов в вашей деятельности на благо Пскова, всех псковичей и, конечно, чтобы у вас так и оставался дружный замечательный коллектив. Спасибо большое!

– Спасибо.

Брейн-ринг
по сказкам Г.Х.Андерсена

Цель:  Активизировать у
учащихся имеющиеся знания

 о сказках  Г.Х.Андерсена .

Задачи:

— закрепить знания о разных  видах
сказок

-расширить знания о творчестве  Г.Х.Андерсена

— учить видеть и ценить добро

— развивать словарный запас,
внимание, память, умение работать в группе, коммутативные способности

— воспитывать любовь к сказкам

Ход
мероприятия:

Дети, заходя в класс, делятся на команды -достают
из « волшебной» корзинки картинку (снежинка, капля, монетка) и рассаживаются
согласно расставленным на столах ориентирам. Образовалось 3 команды.

Слайд 1

Здравствуйте, друзья! Сегодня у нас
литературная викторина и мы побываем в гостях у сказки. Скажите ,пожалуйста,
что такое сказка?

— произведение устного народного
творчества

А какие виды сказок вы знаете?

-волшебные, бытовые, о животных,
авторские, русские-народные, сказки народов мира

Посмотрите внимательно  выставку  и
скажите — о чём сегодня пойдёт речь?

— волшебные, авторские сказки; сказки Г.Х.
Андерсена

Слайд 2

Верно. Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить сказки Г.Х.Андерсена.
Они интересны тем, что в сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и
радость — как в настоящей жизни. Он был великим сказочником и понимал, что даже
самая волшебная сказка должна отражать жизнь.

А вы обратили внимание на жетоны, которые
получали при входе?  Да, это предметы из сказок
Г.Х.Андерсена. Из каких?

— «Огниво», « Русалочка»,
«Снежная королева»

Соответственно
ваши команды будут называться: «Снежинки», «Капельки» и «Монетки»

 Ребята, вопросы я буду задавать по очереди.
У вас на столах лежат ромашки – это своеобразная «шкала» ответов. За правильный
ответ, я буду давать вам новый лепесток. Вы должны приклеить его к ромашке.
Если какая- то команда не знает ответа, право ответа есть у другой команды. За
это команда получает  маленькие ромашки. Не забывайте о правилах работы в
команде, давайте уважать соперника и друг друга.  

Итак – мы начинаем наше путешествие.

Слайд 3          1. « Шифровальщик».

   Первый наш конкурс называется «Шифровальщик».

   Ребята! На столах у вас лежат карточки. Вам нужно взять карточку№1.
Там зашифрованы герои одной из сказок Г.Х.Андерсена. У каждой команды своё
задание. Задание — расшифровать героев и назвать сказку. Команда, которая
справилась с заданием, поднимает руку.2 мин. Вперёд. Оценивается быстрота и
правильность. Проверка на доске.


1 . ТОКР, ШЬМЫ, ЖКУ,АБАЖ, СТОЧКАЛА, ФЭЛЬ 

— «Дюймовочка»


—  крот, мышь, жук, жаба, ласточка, эльф

Слайд 4


 2. КАТУ,НОКУТЕ, ТОК, ЦАРИКУ, ХАСТАРУ, ТЕПХУ 

— «Гадкий утёнок»


— утка, утёнок, кот, курица, старуха, петух.

Слайд 5

3. АНОГ,РАБЛЕИНА,ЛОВОО,УМГАБА.,НОГЬО,ДОКЛА

-« Стойкий оловянный солдатик»

-нога, балерина, олово, бумага, огонь, лодка

Слайд 6

Вы очень хорошо справились с заданием и
заслужили лепестки. Приклейте их к вашей ромашке.

Мы переходим ко 2 конкурсу.

Слайд
7            2. « Отгадай- ка  »

Друзья!  Теперь необходимо взять карточку
№2. Перед вами отрывок из сказки Г.Х.Андерсена (у каждой команды свой). По
отрывку вам нужно определить персонажа и сказку. Узнали –  поднимаете  руку.3
мин. По- очереди, один из членов команды  встаёт и  выразительно читает отрывок
и озвучивает ответ. Проверяем на слайдах. Оценивается быстрота, качество
прочтения отрывка .

1. «Другие сёстры
украшали свой садик разными разностями, которые доставались им с затонувших
кораблей, а она любила только свои яркие, как солнце, цветы, да прекрасного
белого мраморного мальчика, упавшего на дно моря с какого-то погибшего корабля»
 
(О Русалочке. «Русалочка»)

Слайд 8

2. «Бедняжка стояла в
крестьянской избе и играла зелёным листочком —других игрушек у неё не было; она
проткнула в листке дырочку, смотрела сквозь неё на солнышко, и ей казалось, что
она видит ясные глаза своих братьев
» (Об Элизе.  «Дикие
лебеди»)

Слайд 9

3. « Он много вытерпел и поэтому мог лучше
оценить свое счастье.

 Он вспоминал то время, когда все смеялись
над ним и гнали его. Но всё это было позади. Теперь люди говорят, что он самый
прекрасный…»(О гадком утёнке, «Гадкий утёнок»)

Слайд 10

Здорово. Вы прекрасно справились с
заданием – получите заслуженные лепестки.

Командам раздаются выигранные лепестки.
Учащиеся приклеивают их ромашке.

Слайд11              
3.
«  Кто лишний?»

     Ребята, а сейчас я предлагаю  вам  поработать
с интерактивной доской. На доске появятся  иллюстрации к сказкам. Одна из них
не принадлежит сегодняшнему автору. Необходимо найти её. Вы  командой  выходите
 к доске, совещаетесь  и «убираете» ненужную картинку, называя сказку и автора.
Очерёдность определяет ведущий.   Оценивается правильность.

1. — Огниво

    — Соловей

    — Гадкий утёнок

    — Дикие лебеди

    — Золушка ( Ш.Пьеро)

Слайд 12

2. — Девочка со спичками

    — Стойкий оловянный
солдатик

    — Дюймовочка

    — Огниво

    —  Малыш и Карлсон
(А. Линдгрен)

Слайд 13

3. — Новое платье короля

    — Принцесса на
горошине

    — Оле-Лукойе

    — Русалочка

    — Кот в сапогах ( Ш.
Пьеро)

 Слайд 14

Прекрасно! Я рада, что вы
хорошо знакомы со сказками.

Получайте свои лепесточки
и не забывайте приклеивать их.

Ну, а теперь не пора ли
нам отдохнуть?

Слайд
15          4.
«Секрет»

  Я предлагаю  вам 
поиграть в сыщиков. В классе «спрятались» предметы из сказок. Вам нужно их
найти.  Найдёте – садитесь на место. 10 предметов. Кто сколько найдёт. Прошу
вас определить сказки по найденным предметам. Предмет – сказка. Оценивается
правильность.

— горошина – «Принцесса на горошине»

— скорлупа грецкого ореха – «Дюймовочка»

— зонтик – «Оле-Лукойе»

— бумажный кораблик – «Стойкий
оловянный солдатик»

— зеркало — «Снежная королева»

— рюкзак(ранец) – «Огниво»

— яйцо – «Гадкий утёнок»

— ракушка — «Русалочка»

— шёлковая ленточка — «Соловей»

— горшочек – «Свинопас»

   А вот и ваши лепестки! А мы переходим к
следующему конкурсу.

Слайд
16
  5. « Мозаика»

 
 Откройте папку №3. Из  пазлов  собрать картинку и наклеить её на картон. Угадать
сказку. Оценивается быстрота и правильность.

Из
трёх составленных картинок на доске получается коллаж по сказкам Г.Х.Андерсена.

— «Свинопас»

— «Дюймовочка»

— «Снежная королева»

Отлично! Не забывайте
приклеивать свои лепесточки.

Слайд
17
     6.  « Великий сказочник»

 Так называется ваше последнее задание. На
столах карточка №4. Вам нужно вписать  ответы в кроссворд и найти ключевое
слово. Ведущий проверяет ответы  по командам.

Оценивается быстрота и правильность.

Ответы читаются по командам по — очереди
(один из членов команды).

Проверка на доске

1.     Героиня
сказки, которая из-за любви к принцу превратилась в морскую пену. (Русалочка)

2.     Замечательная
певчая птица, по её имени названа сказка. (Соловей)

3.     Как
звали очень маленькую героиню? (Дюймовочка)

4.     Имя
мальчика, который умчался в царство льда к Снежной Королеве. (Кай)

5.     Этот
предмет помог принцессе стать женой принца и мешает спать на мягкой
постельке. (Горошина)

6.     Он
был с одной ногой, т.к. его отливали из олова последним, но он стоял на ней так
же твёрдо, как другие на двух и оказался самым замечательным из всех. (Солдатик)

7.     Из
чего шила Элиза рубашки для своих братьев? (Крапива)

Слайд 18

 http://festival.1september.ru/articles/532762/img1.gif

Замечательно! Давайте
украсим ромашки последними лепестками и повесим на доску. Как красиво у нас получилось!

Подведение
итогов.

Вот и подошла к концу
наша викторина. А скажите ребята, вы не заметили – что — то  находилось рядом с
вами на протяжении всей викторины ? И почему в кроссворде стало ключевым
словом?

— ромашка

— кто знает — хорошо

— нет -« Ромашка»- одна
из мало известных сказок Г.Х.Андерсена.

Слайд 19

 Посмотрите на
иллюстрации к этой сказке.

Мы обязательно  прочитаем
и проанализируем эту и другие малоизвестные сказки Г.Х.Андерсена.

Слайд 20

Я вас всех благодарю  и
желаю всего самого доброго. До следующей встречи в мире сказок и приключений.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1.ШИФРОВАЛЬЩИК

1 . ТОКР —

 ШЬМЫ —

ЖКУ     —

АБАЖ —

 СТОЧКАЛА —


 2. КАТУ —

НОКУТЕ —

 ТОК —

 ЦАРИКУ —

 ХАСТАРУ —

1.     АНОГ

2.     РАБЛЕИНА

3.     ЛОВОО

4.     УМГАБА

5.     НОГЬО

6.     ДОКЛА

2.«ОТГАДАЙКА»

___________________________________________________________________________

«Другие сёстры украшали свой садик разными
разностями, которые доставались им с затонувших кораблей, а она любила только
свои яркие, как солнце, цветы, да прекрасного белого мраморного мальчика,
упавшего на дно моря с какого-то погибшего корабля»

________________________________________________________________

 «Бедняжка стояла в
крестьянской избе и играла зелёным листочком —других игрушек у неё не было; она
проткнула в листке дырочку, смотрела сквозь неё на солнышко, и ей казалось, что
она видит ясные глаза своих братьев
» 

 « Он много вытерпел и
поэтому мог лучше оценить свое счастье.

 Он вспоминал то время, когда все смеялись
над ним и гнали его. Но всё это было позади. Теперь люди говорят, что он самый
прекрасный.»

____________________________________________________________________

«СЕКРЕТ»

Подготовитьи
спрятать предметы:

— горошина – «Принцесса на горошине»

— скорлупа грецкого ореха – «Дюймовочка»

— зонтик – «Оле-Лукойе»

— бумажный кораблик – «Стойкий
оловянный солдатик»

— зеркало — «Снежная королева»

— рюкзак(ранец) – «Огниво»

— яйцо – «Гадкий утёнок»

— ракушка — «Русалочка»

— шёлковая ленточка — «Соловей»

— горшочек – «Свинопас»

7.    
«ВЕЛИКИЙ
СКАЗОЧНИК»

КРОССВОРД

1.Героиня
сказки, которая из-за любви к принцу превратилась в морскую пену. 

2.Замечательная
певчая птица, по её имени названа сказка. 

3. Как
звали очень маленькую героиню? 

4.  Имя
мальчика, который умчался в царство льда к Снежной Королеве. 

5.Этот
предмет  помог принцессе стать  женой принца и мешает спать на мягкой
постельке. 

6. Он
был с одной ногой, т.к. его отливали из олова последним, но он стоял на ней так
же твёрдо, как другие на двух и оказался самым замечательным из всех. 

7. Из
чего шила Элиза рубашки для своих братьев? 

1.

2.

3

4.

5.

6.

7.



Имя всегда было загадочным явлением для писателей, поскольку многие считали, что оно определяет судьбу человека. Изучение поэтической ономастики — занятие особое и нетрадиционное, не каждый человек относится к этой науке серьезно. Ведь многие считают, что имя не имеет лексического значения, поэтому и акцентировать внимание на нем не стоит. Наука об именах имеет междисциплинарный характер, объединяющий изучение по узкой специальности многие науки: географию, культурологию, социологию, психологию и многие другие. Взаимосвязь стольких дисциплин обусловлено тем, что каждая буква в имени имеет свое коренное происхождение на определенной местности и включает себя определенный личностный смысл. Так какую же роль играют онимы в художественной литературе?

В настоящее время усилился интерес лексикографов и к личным именам в составе художественных текстов. Большинство лингвистических исследований строится в плане наблюдения над своеобразием выбора и особенностями функционирования ономастической лексики в творчестве того или иного автора в целом или в конкретном произведении. Различные модели словарей поэтического ономастикона необходимы в качестве лексикографических форм систематизации богатого фактического материала, кроме того, в таких лексикографических сводках раскрываются секреты выразительности имен собственных [Таич Р.У Опыт антропонимического словаря писателя 1970.–С. 314–319].

В. Набоков говорил: «Истинный же сочинитель, как Пушкин или Толстой, выдумывают не только историю, но и историков» [Маликова Мария, Аверин Борис Валентинович, Долинин А. А. 1999: 30]. Писатели наполняют каждое имя глубокой ролью и функциональностью, поясняя его происхождение и почему именно такое имя персонаж имеет. Мир творчества писателя не представим так же, как и мир имен. Для кого-то это неизведанное пространство, для других — основополагающее начало всего творчества. Имена собственные, будучи важным элементом художественного произведения, являются одним из важных средств создания образа, индивидуализации главных действующих лиц. Одновременно с этим они играют значительную роль в формировании идеи произведения в целом и воссоздании индивидуально-авторской картины мира. Особенность классицизма называть персонажей говорящими именами особенно ярко выразил в своем произведении «Горе от ума» А. С. Грибоедов. Рассмотрим анализ имен собственных на примере этого произведения, где автор прямым языком указывает на главные черты характера героев.

Все имена в этой пьесе можно условно разделить на три группы:

— «говорящие» — дающие понять основную черту характера героя —

Фамусов, Тугоуховский, Репетилов, Малчалин

;

— «оценивающие» —

Скалозуб, Хрюмина, Загорецкий

;

— «ассоциативные» —

Чацкий

сопоставим с именем одного из интереснейших людей той эпохи — Петра Яковлевича Чаадаева.

На первый взгляд Грибоедов верен художественному принципу значимых имен, сложившемуся в XVIII веке. Согласно классицистическому принципу, фамилия героя полностью соответствует его характеру или страсти, причем часто в фамилии персонажа звучит прямая авторская оценка — положительная или отрицательная. Как будто бы и у Грибоедова имя однолинейно, полностью исчерпывает характер.

Молчалин —

молчит. Платон Горич — мыкает горе под каблуком деспотичной жены. Скалозуб — скалит зубы, или, иначе, острит по-солдатски. Старуха Хлёстова при случае хлестнет словом всякого, кто ей придется не по нраву, не взирая ни на возраст, ни на чин. Князь

Тугоуховский

туг на ухо; с внешним миром его соединяет один лишь рожок, в который покрикивает его супруга. У нее, слава Богу, все в порядке с ушами.

Репетилов

как бы вечно репетирует жизнь, прожигая ее в бестолковых метаниях, суете, толкотне среди знакомых и незнакомых, в шуме и вдохновенном бескорыстном вранье, бессознательная цель которого — развлечь собеседника, угодить и рассмешить.

Автор, с одной стороны, не заставляет читателя проделывать большую умственную работу, чтобы понять основные черты героя. Тем не менее, если пристальнее всмотреться, имена и фамилии у Грибоедова далеко не так однозначны. Скажем,

Софья

. Ее имя по-гречески означает мудрость. Имя, типичное для положительной героини. (Вспомним, например, положительных героев «Недоросля» Фонвизина:

Софью

,

Милона

, Стародума. И, наоборот, отрицательных героев: Простакову, Скотинина.) Однако Софья у Грибоедова вовсе не мудра. При всех ее достоинствах — честности, воле, способности к искренней любви и жертвенности, презрению к богатству Скалозуба, не подкрепленного умом, — Софья все-таки первая распускает сплетню о безумии Чацкого, не в силах удержаться от мелочной женской мстительности. Мудрость к тому же совершенно отказывает ей в понимании характера Молчалина.

Как показали литературные источники, стимулы для выбора и целей использования онимов, особенно антропонимов, в литературных произведениях весьма разнообразны. Они зависят во многом от индивидуальности автора, от ситуации, в которой автор создает свое творение, а также от целей создания художественного произведения.

Можно с уверенностью говорить, что уже со времен А. С. Пушкина в отечественной литературе выбор имени персонажа был обусловлен:

1) авторским восприятием, авторским выбором;

2) системностью имени в самом произведении. Имена в любом произведении составляют систему. Они системны уже по условию заключения их в произведение;

3) системностью хронотопа. Системность имен обуславливается временем, отраженным в произведении с одной стороны и с другой стороны, не так явно — временем, в котором автор писал данное произведение;

4) социальностью системы. Имена в произведении отражают социумы или точнее их представителей, которые эти социумы репрезентируют и поэтому отражают или единство социальных слоев или их различие.

Э. М. Левина считает, что Язык литературных произведений может быть насыщен именами собственными в различной степени, что в каждом конкретном случае определяется темой, количеством персонажей, широтой социально-исторического кругозора в описании обстановки и др. [Левина, Э. М. Имя собственное в лексикографической практике 2015. — № 10 (90). — С. 1414–1417].

Ю. А. Карпенко разъясняет явные частные признаки ономастики, которые обусловлены особенностями текста и его системностью:

a) Каждое имя персонажа играет ключевую роль, а также ассоциативно связано с другими действующими лицами и развитием сюжета.

b) Ономастические средства текста и их заместители представлены в дискурсе текста, синтагматике, где они, взаимодействуя с остальными словами речевой композиции текста, употребляются в развернутых контекстах как имена действующих лиц или в рамках авторской прямой речи как характеристические средства стиля [Васильева И. В. К стилистике имени собственного: ономастические приемы 2000: 75–76].

Анализ ономастического пространства помогает раскрыть идейный замысел произведения, определить специфику использования некоторых имён собственных, дать максимально исчерпывающую информацию о происхождении и значении онимов и их роли в контексте данного художественного произведения. Ономастические единицы как микроэлементы пространства текста организуют целостное отражение реальной действительности, свойственное своему историческому времени, преломленному в творчестве конкретного автора.

Индивидуальный стиль автора, по мнению И. М. Подгаецкой, -«способ организации словесного материала, который, отражая художественное видение автора, создает новый, только ему присущий образ мира» (Подгаецкая И. М., 1982, 33).

Глубокое и всестороннее познание художественного произведения невозможно без осмысления использования автором системы собственных имен. Экспрессивное использование имен собственных свойственно многим писателям. Опираясь на внутреннюю форму слова, положенного в основу фамилии героя, писатели награждали своих героев выразительными именами-характеристиками.

В целом изучение поэтики имени в творчестве того или иного писателя представляется интересным и важным, поскольку имя является средоточием художественных находок, стилевых влияний, около имен выкристаллизовывается мировосприятие и миропонимание художника.

Итак, систему собственных имен в литературном произведении можно считать достаточно явной «формой присутствия» автора в тексте. Ведь автор волен выбрать то или иное имя для своего героя. С помощью имени писатель наделяет персонаж всеми теми качествами, какие мы должны увидеть в нем с первого взгляда, тем самым создать особый образ, не углубляясь в подробности. Но только тогда имя становится настоящим брендом, когда автор использует имя как дополнительный материал для характеристики своего персонажа.

Литература:

1. Амелин Г. Г., Мордерер В. Я. А вместо сердца пламенное мот // Поэтика. История литературы. Лингвистика. Сборник к 70- летию/В. В. Иванова. — М., 1999.

2. Афанасьев А. Н. Русские сказки: из сборника/ А. Н. Афанасьева. — М.: Изд-во Художественная литература, 1987. — 383 с.

3. Бабенко Н. Окказиональное в художественном тексте. Структурно-семантический анализ. — Калининград, 1997.

4. Бакастова Г. В. Имя собственное в художественном тексте // Русская ономастика.- М., 1984. — С. 23–27.

5. Белов С. В. Федор Михайлович Достоевский. — Изд.2, 2010. [

http://www.familii.ru/onomastika/antroponimica/]

6. Бем А. Личные имена у Достоевского // Сборникъвъ честь на проф./ Л.Милетичъ.- София, 1933.

7. Бромилевский Д. Ю. О критериях разграничения имени собственного и нарицательного // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. Языкознание. Сер. 2. — Вып. 3. — Санкт-Петербург, 1994. — С. 105–109.

8. Васильева И. В. К стилистике имени собственного: ономастические приемы // Reslinguistica. К 60-летию д. ф. н. проф. В. П. Нерознака. — М.: Academia, 2000. — С. 75–79.

9. Введенская Л. А. От названий к именам. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. — 534 с.

10. Вейдле В. В. Эмбриология поэзии. — М., 2002.

11. Вяземский П. А. Записные книжки.- М., 1992.

12. Горбаневский М. В. В мире имен и названий. Изд. 2-е. — М., 1987. — С. 115, 124, 130.

13. Довлатов С. Записные книжки. — Л., 1992.

14. Дурылин С. Н. В своем углу. — М., 1996.

15. Ермолович Д. И. Имена собственные на стыке языков и культур. — М.: 2001.

16. Карамзин Н. М. О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях // Русский архив, 1870. Т. XII.

17. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. — М.: Наука, 1987. — С. 67–69.

18. Ковалев Г. Ф. Аспекты изучения имен собственных в художественных произведениях // Эйхенбаумовские чтения — 5. Воронеж, 2004. Ч. 2.

Основные термины (генерируются автоматически): имя, художественное произведение, автор, произведение, персонаж, писатель, Пушкин.

  • Сперепугу или с перепугу как пишется
  • Специальность доктора айболита из сказки
  • Специалист читать аверченко краткое содержание рассказ
  • Спектакль сказка про то как вовка и петька живую воду искали
  • Спелый фрукт и прямо с ветки рассказ читать