Специальность доктора айболита из сказки

Анализ сказки айболит чуковского сказка айболит восхваляет профессию доктора, которая нелегко датся айболиту. сколько препятствий и переживаний на свом пути

Анализ сказки Айболит Чуковского

Сказка «Айболит» восхваляет профессию доктора, которая нелегко даётся Айболиту. Сколько препятствий и переживаний на своём пути переживает врач, но все равно достигает свои цели. Он борется за жизнь и здравие животных, тем самым оказывая любовь и заботу беззащитным зверькам и их малышам.

Оказавшись в Африке, 10 дней он должным образом не ест, не пьет, весь предаётся своему делу, что учит врачам нашего времени быть истинным лекарем и незаменимым помощником в здоровом образе жизни. Он безотказно помогает и лечит всех, доказывая веру в добро и победу над горестями. Айболит учит состраданию по отношению к живым существам, которых тоже создала природа для этого мира.

Произведение прививает детям чувство ответственности, долга и чести во время любых препятствий. Детским языком, направляя в праведный путь, воспитывая развивающий интеллект с чуткостью оказывать своевременную помощь нуждающимся.

Кроме доктора Айболита описываются персонажи, которые ему помогли преодолеть трудности во время поездки в Африку, а именно в Лимпопо, оказав неизменную помощь в доставке врача целым и невредимым. Автор отмечает любую помощь, оказанную во время долгой дороги и лечения, и даже действия врага Бармалея. Именно он преграждает путь врачу, вредя своей враждой, завистливостью и злостью.

Чуковский делает ударение на дружбу с большой буквы, к дружбе не только с близкими, но и со всем не знакомым, но с добрыми существами. Это и приближает живых существ и помогает жить дружно и быть равными друг с другом.

Когда Доктор Айболит, жил в городе Пиндемонте в лечении всех жителей принимал подмогу от утки Кики, совы Бумба и многих других персонажей. Сплоченная работа желающих мир сделать лучше не остается не замеченным, доказывая положительным высказыванием в адрес Айболита, восхваляя его способности и доброту, которая заразно действует на окружающих ему живых существ.

Преодолевая препятствия на жизненном пути, он обретает друзей, которые в свою очередь отвечает ему взаимностью и всегда оказываются рядом. Профессия доктору помогает завоевать уважение, призвание и честь.

В стихотворениях Чуковского с умением получается смена образов, соблюдение графичности и лиричная живопись. Речь звучит музыкально и поэтично, а в ритме играет переменчивость и подвижность. Рифмы загружены смыслом и не загромождены прилагательными, создающие некую игру слов.

Поэзия богата эмоциональными повторами, интересными как для детей так и для взрослых. Дети с удовольствием просят прочесть эту сказку вновь и вновь, благодаря мастерству написания и содержательности произведения, до наших дней сохранившего свою актуальность.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Чуковского Айболит

Популярные сегодня темы

Вакула – это главный герой рассказа «Ночь перед Рождеством». Он – молодой, сильный и крепкий «парубок», как говорят на Украине. Молодой человек зарабатывал на жизнь

Хамелеонство – способность человека подстраиваться, маскироваться под ситуацию словно хамелеон, меняющий окрас в зависимости от окружающей среды. Такое качество человека вызывает у других неприятные чувства

Городничий города N, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, первостепенный и важный персонаж произведения. Именно благодаря нему развивается действие комедии: он сообщает чиновникам

Тема добра и зла является причиной вековых споров. Детей учат, что добро всегда побеждает зло, в сказке ведущим мотивом часто выступает борьба добра и зла.

В числе трудов В. Короленко существует небольшое творение «Огоньки». Напоминающее стихи в прозе Ивана Сергеевича Тургенева по жанру и серьезности мыслей, это сочинение сразу стало знаменитым в кругу коллег Короленко

Анализ стихотворения «Айболит» Корнея Чуковского

md foto

В основе произведения Корнея Ивановича Чуковского заложена тема любви к животным и прославление одной из самых трудных, но благородных профессий — врач. Главным героем сказки является доктор Айболит, который воплощает в себе доброту, чуткость и сострадание к ближним.

Центральная идея сказочного произведения: исцеление бедных и больных животных. Доктор берется за лечение любых зверей, обратившихся к нему за помощью. Так у безутешной зайчихи трамвай переехал сынишке ноги. Айболит лечит малыша: пришивает ему новые лапки.

Однажды доктору приносят тревожную телеграмму. Звери очень просили в ней поехать Айболита в Африку, чтобы вылечить их детей, которые заболели серьезными и непонятными заболеваниями. Доктор отправляется в путь: бежит по полям и лесам, даже не останавливаясь, чтобы отдохнуть. Врачу оказывают помощь волки: они везут его на своих спинах. Кит помогает переплыть море, а орлы — перелететь высокие горы.

Десять дней Айболит занимается лечением больных в Африке: измеряет животным температуру, дает шоколад и гоголь-моголь. Когда все окончательно выздоравливают, звери устраивают праздник. Они поют, пляшут и прославляют доброго доктора. Произведение демонстрирует нам то, что к животным нельзя относиться также, как к вещам или предметам. Они точно такие же живые существа.

Сказка написана максимально простым детским языком. Она легко читается, но в то же время оказывает огромное воспитательное значение. Произведение выдвигает на первый план те базовые качества, без которых невозможно жить в мире. Айболит никому не отказывает в помощи, старается уделить внимание и время любому животному. Своим примером доктор показывает, как важно оказаться рядом с теми, кому требуется помощь.

В замечательном произведении Чуковского мы наглядно видим, как крепкая дружба и взаимопомощь способны сотворить настоящее чудо. Доктор лечит зверят, и они отвечают ему любовью и благодарностью. Здесь отлично продемонстрирована сила сплоченного коллектива. В одиночку будет сложно противостоять такому опасному врагу как Бармалей, а общими усилиями это прекрасно получается.

Абсолютно не важно — человек ты или зверь. Все мы одинаково нуждаемся в любви, поддержке и вере в чудо. Если каждый из нас в один определенный момент сможет протянуть руку помощи тому, кто слабее, этот мир точно станет лучше. Друзей нужно иметь всегда и не бросать их в трудную минуту.

Полный анализ стихотворения «Айболит» (К.И. Чуковский)

Полный анализ «Айболит» К.И. Чуковский

Полный анализ стихотворения «Айболит», которое написал Корней Иванович Чуковский, помогает узнать историю создания произведения, а так же его основные особенности. Команда Литеровед.ру подготовила необходимый материал, благодаря которому изучение произведения будет намного легче.

История создания

Стихотворение «Доктор Айболит» К.И. Чуковского было написано на основании сюжета произведений английского автора Хью Лофтинга, главным героем которых был доктор Дулитл.

Поскольку Корней Иванович Чуковский был переводчиком, и переводил произведения с английского языка, то, прочитав произведения Хью Лофтинга, он взял их в основу для создания своего произведения. Так и появилось на свет стихотворение «Доктор Айболит», написанное в 1929 году. Но не стоит думать, что стихотворная сказка «Доктор Айболит» — это просто перевод «Доктора Дулитла». Нет, Корней Иванович опускает многие моменты, а многие придумывает самостоятельно. Автор убирает некоторых персонажей, и добавляет новых, своих. Но некоторые моменты Корней Иванович заимствует у Хью Лофтинга. Например, используется прием «перевертышей». Когда доктор обращается к своим животным, он так же начинает разговаривать на их языке.

Сюжет произведения

К доброму доктору по имени Айболит обращаются за помощью разные звери. Всех их беспокоит какой-либо недуг, которые они как можно скорее хотят вылечить, для чего и обращаются за помощью к Айболиту. Но однажды доктор получает срочную телеграмму, в которой его просят незамедлительно приехать в далекую Африку, где очень сильно заболели дети гиппопотама. Добрый доктор, не раздумывая ни минуты, отправляется на выручку зверям. По дороге он неоднократно рискует своей жизнью. Но он понимает, что в далекой Африке без его помощи могут погибнуть бегемотики и другие звери. Все его ждут с нетерпением.

Дорога была очень сложной, но на помощь доктору вовремя приходили животные.

Наконец он в Африке:
Десять ночей Айболит
Не ест, не пьёт и не спит,
Десять ночей подряд

Прототип доктора Айболита

Прототипом Доктора Айболита является не только литературный Доктор Дулитл, а и вполне реальный детский врач по имени Цемах Шабад. Автор был лично знаком с ним. Их первая встреча произошла ещё в 1912 году. Доктор совершенно бесплатно оказывал медицинскую помощь детям бедняков, занимался организацией детских приютов и больниц, всегда помогал животным, которых ему приносили или же он находил на улице.

Жители боготворили Тимофея Осиповича Шабада, в честь которого установили памятник великому доктору Айболиту в городе Вильнюс. Расположен данный памятник на территории детского приюта, который Тимофей Осипович открыл еще при жизни.

Композиция произведения

Композиционно данное произведение состоит из небольших частей, что очень характерно для творчества Корнея Ивановича. У каждой части произведения есть своя определенная функция. Первая часть выступает своего рода зачином, что весьма характерно для народных сказок. Она помогает создать атмосферу сказки весьма необычным описанием места событий и самого доктора. В этот же момент, каждое из двустиший можно проиллюстрировать отдельной картинкой. Автор использует смежную рифмовку.

Во второй части стихотворения разворачиваются события, которые идут перед самой завязкой сказки. Главным событием в этой части можно выделить выздоровление бедного зайчонка, которому отрезало ножки. Эта часть стихотворения является самостоятельной, но без неё не получилось бы показать всю яркость описываемых событий. Она раскрывает истинную сущность доктора, чтобы читатель лучше понял, о каком человеке идет речь. Если убрать данную часть произведения, то воображение читателя не сможет нарисовать полный образ всемогущего доктора, который способен исцелить любого.

В третьей части произведения мы видим уже завязку основного события, которое и является центральным в произведении. Здесь меняется ритм повествования, он становится более торопливым и порывистым по сравнению с предыдущими частями. Да и строки становятся намного короче, передавая все беды и несчастья, которые обрушились на маленьких жителей далекой Африки.

В четвертой, пятой и шестой частях произведения идет описание того, как Айболит добирался по Африке до места назначения. В пути он сталкивается с различными препятствиями и опасностями, но он знает, что его ждут бедные животные. Он должен им помочь. Именно это и придает ему силы двигаться дальше. Он активно борется со стихией, которая активно препятствует его передвижению. Но на пути Айболита встречаются верные помощники, которые оказывают доктору огромную услугу. Здесь каждому испытанию автор при помощи рифмы ставит в противовес определенного помощника.

В седьмой части произведения мы видим непосредственно саму кульминацию. Действие начинает происходить в далекой Африке, где автор не скупится на описание заболевших животных и их тяжелого состояния. Тем самым он накаляет эмоции, держа читателя в напряжении. Все с нетерпением ждут приезда доктора, который сможет их вылечить и облегчить состояние. Ритм стихотворения так же меняется, он снова набирает обороты, становясь прерывистым, полным нетерпения. В каждой строчке нагнетается состояние беды.

В восьмой части стихотворения читатель наблюдает развязку событий. Описывается труд доктора, в которых ярко выражены энергичность и действенность.

В заключительной части произведения рассказывает о счастье зверей, которые, наконец-то, избавлены от боли и мучений. Они здоровы, энергичны и счастливы. Они готовы прославлять доброго доктора Айболита, который спас их от гибели.

Особенности произведения

Сказка в стихотворной форме читается очень легко, поскольку для её написания Корней Иванович Чуковский выбирает простой детский язык. В ней заключается огромный смысл, который благотворно влияет на воспитание и формирование личности. Здесь показаны основные качества человека, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать в жизни. Добрый доктор готов помочь абсолютно каждому, кто нуждается в его помощи. На данном примере автор показывает, какую огромную роль играет умение вовремя прийти на помощь тому, кто очень в ней нуждается.

В произведении «Айболит» показано то, на что способны крепкая дружба и взаимопомощь. Благодаря тому, что доктор помогал всем животным, они готовы оказать ему любую помощь. Звери очень ценят доктора, любят и благодарят. Так же автор показывает, насколько важен сплоченный коллектив и его слаженные действия. Если с какой-то бедой мы не можем справиться в одиночку, то вместе со своими верными товарищами мы обязательно добьемся успеха!

Это поучительное детское произведение на самом деле затрагивает очень важные и актуальные темы, которые очень необходимы для правильного воспитания ребенка и формирования его личности.

Анализ стихотворения «Айболит» К. И. Чуковский

«Доктор Айболит» – это чудесная добрая история о том, как важно быть милосердным, чутким по отношению ко всем, кто попал в беду. Сказка учит взаимовыручке, сопереживанию, настойчивости в достижении цели. Ниже можете ознакомиться с кратким анализом по плану стихотворения-сказки «Айболит» К. И. Чуковский.

Отрывок стихотворения-сказки «Айболит» К. И. Чуковский

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

Краткий анализ «Айболит» К. И. Чуковский

Вариант 1

В основе произведения Корнея Ивановича Чуковского заложена тема любви к животным и прославление одной из самых трудных, но благородных профессий — врач. Главным героем сказки является доктор Айболит, который воплощает в себе доброту, чуткость и сострадание к ближним.

Центральная идея сказочного произведения: исцеление бедных и больных животных. Доктор берется за лечение любых зверей, обратившихся к нему за помощью. Так у безутешной зайчихи трамвай переехал сынишке ноги. Айболит лечит малыша: пришивает ему новые лапки.

Однажды доктору приносят тревожную телеграмму. Звери очень просили в ней поехать Айболита в Африку, чтобы вылечить их детей, которые заболели серьезными и непонятными заболеваниями. Доктор отправляется в путь: бежит по полям и лесам, даже не останавливаясь, чтобы отдохнуть. Врачу оказывают помощь волки: они везут его на своих спинах. Кит помогает переплыть море, а орлы — перелететь высокие горы.

Десять дней Айболит занимается лечением больных в Африке: измеряет животным температуру, дает шоколад и гоголь-моголь. Когда все окончательно выздоравливают, звери устраивают праздник. Они поют, пляшут и прославляют доброго доктора. Произведение демонстрирует нам то, что к животным нельзя относиться также, как к вещам или предметам. Они точно такие же живые существа.

Сказка написана максимально простым детским языком. Она легко читается, но в то же время оказывает огромное воспитательное значение. Произведение выдвигает на первый план те базовые качества, без которых невозможно жить в мире. Айболит никому не отказывает в помощи, старается уделить внимание и время любому животному. Своим примером доктор показывает, как важно оказаться рядом с теми, кому требуется помощь.

В замечательном произведении Чуковского мы наглядно видим, как крепкая дружба и взаимопомощь способны сотворить настоящее чудо. Доктор лечит зверят, и они отвечают ему любовью и благодарностью. Здесь отлично продемонстрирована сила сплоченного коллектива. В одиночку будет сложно противостоять такому опасному врагу как Бармалей, а общими усилиями это прекрасно получается.

Абсолютно не важно — человек ты или зверь. Все мы одинаково нуждаемся в любви, поддержке и вере в чудо. Если каждый из нас в один определенный момент сможет протянуть руку помощи тому, кто слабее, этот мир точно станет лучше. Друзей нужно иметь всегда и не бросать их в трудную минуту.

Вариант 2

В основе поэмы – сказки К. И. Чуковского “Айболит” лежит тема большой любви к животным и прославление тяжелой и трудной, но в то же время очень интересной профессии – доктор (врач лечащий людей и животных ) .

Доктор Айболит – в центре сюжета. Он является воплощением доброты, ума, чуткости, сострадания к ближним, сильным героем, идущим к поставленной цели, побеждающим все зло – и это главные качества, характеризующие большинство героев сказок Чуковского.

Идеей сказки является факт исцеления бедных, больных животных, живущих в далекой Африке добрым доктором Айболитом.

Создавая сказки для малышей К. И. Чуковский непосредственно следовал своим заповедям. Сказка написана простым детским языком, эмоциональна, доступна для детей, легко воспринимается, но в то же время она оказывает большое воспитательное значение.

Все знают, что Доктор Айболит с утра до ночи лечит птиц и зверей, которые прилетают и приходят к нему со всех концов света. Он живет в сказочном городе Пиндемонте на берегу теплого моря. И помогают доктору утка Кики, собака Авва, свинка Хрю-Хрю, попугай Карудо, сова Бумба и соседские дети Таня и Ваня.

У доктора Айболита никогда не получалось жить спокойно и мирно в своем маленьком домике. С ним постоянно случаются невероятные истории. Он сражается с пиратами и попадает к ним в плен, он спасает от гибели корабль, путешествует по свету но главное – везде находит верных друзей.

Вариант 3

Сказка «Айболит» восхваляет профессию доктора, которая нелегко даётся Айболиту. Сколько препятствий и переживаний на своём пути переживает врач, но все равно достигает свои цели. Он борется за жизнь и здравие животных, тем самым оказывая любовь и заботу беззащитным зверькам и их малышам.

Оказавшись в Африке, 10 дней он должным образом не ест, не пьет, весь предаётся своему делу, что учит врачам нашего времени быть истинным лекарем и незаменимым помощником в здоровом образе жизни. Он безотказно помогает и лечит всех, доказывая веру в добро и победу над горестями. Айболит учит состраданию по отношению к живым существам, которых тоже создала природа для этого мира.

Произведение прививает детям чувство ответственности, долга и чести во время любых препятствий. Детским языком, направляя в праведный путь, воспитывая развивающий интеллект с чуткостью оказывать своевременную помощь нуждающимся.

Кроме доктора Айболита описываются персонажи, которые ему помогли преодолеть трудности во время поездки в Африку, а именно в Лимпопо, оказав неизменную помощь в доставке врача целым и невредимым. Автор отмечает любую помощь, оказанную во время долгой дороги и лечения, и даже действия врага Бармалея. Именно он преграждает путь врачу, вредя своей враждой, завистливостью и злостью.

Чуковский делает ударение на дружбу с большой буквы, к дружбе не только с близкими, но и со всем не знакомым, но с добрыми существами. Это и приближает живых существ и помогает жить дружно и быть равными друг с другом.

Когда Доктор Айболит, жил в городе Пиндемонте в лечении всех жителей принимал подмогу от утки Кики, совы Бумба и многих других персонажей. Сплоченная работа желающих мир сделать лучше не остается не замеченным, доказывая положительным высказыванием в адрес Айболита, восхваляя его способности и доброту, которая заразно действует на окружающих ему живых существ.

Преодолевая препятствия на жизненном пути, он обретает друзей, которые в свою очередь отвечает ему взаимностью и всегда оказываются рядом. Профессия доктору помогает завоевать уважение, призвание и честь.

В стихотворениях Чуковского с умением получается смена образов, соблюдение графичности и лиричная живопись. Речь звучит музыкально и поэтично, а в ритме играет переменчивость и подвижность. Рифмы загружены смыслом и не загромождены прилагательными, создающие некую игру слов.

Поэзия богата эмоциональными повторами, интересными как для детей так и для взрослых. Дети с удовольствием просят прочесть эту сказку вновь и вновь, благодаря мастерству написания и содержательности произведения, до наших дней сохранившего свою актуальность.

Стихотворение «Айболит» – анализ по плану

Вариант 1

есьма характерна для творческой манеры Чуковского сказка «Айболит», анализ которой мы предлагаем вам. Она создана по мотивам произведения английского писателя Хью Лофтинга «Доктор Дулитл». (Имеется и прозаический вариант переделки этой сказки К. Чуковским.)

Композиционно эта стихотворная сказка состоит, как обычно бывает у Чуковского, из небольших главок, каждая из которых имеет определенные функции. Так, первая выполняет функции зачина, как известно, необходимого элемента сказок народных.

Создавая свой «детский комический эпос», автор опирается на устнопоэтическое творчество народа, но не следует ему буквально, а трансформирует те или иные детали и приемы. Так, в «Айболите» Чуковского первая главка создает сказочную атмосферу и описанием места действия, и необычностью доктора Айболита. В то же время каждое двустишие ее дает, как минимум, материал для одного рисунка. Рифмовка стиха смежная (Айболит — сидит; лечиться — волчица, медведица; Айболит — исцелит).

Вторая главка — описывает предзавязочные события, центральное из которых — исцеление безногого зайчонка. Главка композиционно самостоятельна, но необходима в цепи глав всей сказки, так как конкретизирует информацию, заявленную в зачине («Всех излечит, исцелит, добрый доктор Айболит»). Без этой главки не было бы у маленького читателя полной уверенности во всемогущей целительной способности Айболита, и сопереживание трудностям его путешествия в Африку не достигало бы такого напряжения.

Третья глава — завязка нового, основного события. Ритм ее меняется по сравнению с первыми двумя главками, он тороплив, порывист. Строка почти вдвое короче, чем в них. Это скоропись беды, настигшей малышей далекой Африки, с непривычно и поэтому почти неправдоподобно звучащими названиями: Занзибар, Калахари, Сахара, Лимпопо.

Три следующие главы (четвертая, пятая, шестая) описывают путешествие Айболита. Если вспомнить народные сказки и сравнить путешествия их героев, то общность не может остаться незамеченной. Герой, в данном случае Айболит, отправляется на поиски далекой страны. Он искатель, как классифицируют фольклористы этот тип героя. Его цель — спасение попавших в беду, и сам он не минует ее.

Трижды (излюбленное в народных сказках число) испытывает его эта беда. Антагонистом, с которым приходится вступать в единоборство, в сказке Чуковского оказывается не Змей-Горыныч, не кощей, как в сказке “Марья Моревна”, а стихия и препятствия: ветер, снег, град, море, горы. Но недобрым силам стихии и препятствиям противодействуют добрые помощники: волки, кит, орлы. Опять-таки близкое народной сказке решение проблемы испытания героя. Обратим внимание на роль рифмованных слов в этих главах (град — назад, не дойду — пропаду, елки — волки, утону — ко дну, кит — Айболит, круче — тучи, скалы — орлы, верхом — довезем), по ним можно воссоздать смысл ситуации, они действительно опора и носители главного смысла фраз.

Седьмая глава — кульминационная. Действие ее переносится в Африку, нагнетаются детали картин болезни животных, создавая рост напряженности в ожидании приезда Айболита. И опять меняется ритм, как и в третьей главе, становясь прерывистым, нетерпеливым, снова та же интонация, по которой узнается беда.

Восьмая глава — благополучная развязка. В описании труда Айболита преобладают глагольные формы, энергичность, действенность.

Девятая, последняя глава, посвящена послеразвязочным событиям: ликованию зверей, излеченных Айболитом и прославлению его и всех добрых докторов, своеобразная концовка сказки.

Анализ стихотворения «Айболит»

Вариант 1

Главный герой сказки «Айболит» – добрый доктор с примечательным именем Айболит. Этот доктор берется за лечение любых животных, которые обращаются к нему за помощью. Например, когда к нему явилась безутешная зайчиха, у которой сынишке трамвай переехал ноги, Айболит вылечил малыша – пришил ему новые ножки и теперь зайчонок может снова бодро прыгать.

Но однажды шакал доставил доктору тревожную телеграмму. Звери, живущие в Африке, сообщали, что их дети заболели разными тяжелыми болезнями. Звери очень просили Айболита приехать в Африку и вылечить их детей.

Доктор незамедлительно отправился в путь. Он бежал по полям и лесам, не зная отдыха. Но в какой-то момент доктор упал, поняв, что не может двигаться дальше. На помощь ему пришли волки. Они вышли из леса и повезли Айболита на своих спинах. Волки доставили доктора к морю, и он с тревогой смотрел в необъятную голубую даль, думая, как же ему проплыть такое большое расстояние. Тут появился кит, который усадил Айболита на свою огромную спину и переправил его через море.

За морем начались высокие горы, которые мешали доктору двигаться дальше. Но положение спасли орлы. Они понесли Айболита высоко над горами, направляясь прямо в Африку.

А тем временем в Африке, у реки Лимпопо, звери с нетерпением ждали прибытия доктора. Под пальмой сидел гиппопотам. Он непрерывно смотрел на море, предполагая, что доктор приплывет на корабле. А по дорогам бродили носороги и слоны. Они досадовали, что доктора очень долго нет.

Но вот кто-то заметил птицу, летящую высоко в небе. Это орел доставил доктора Айболита. Добрый доктор незамедлительно приступил к лечению зверят. Он измерял им температуру, давал гоголь-моголь и шоколад. Десять дней доктор занимался лечением больных, не ведая ни сна, ни отдыха. И вот, наконец, лечение принесло свои плоды, все больные выздоровели. И тогда в Африке начался праздник. Все пели и плясали, прославляя доброго доктора. Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки “Айболит” заключается в том, что доброта и милосердие – это то ценное, без чего невозможно жить в мире. Доктор Айболит никому не отказывал в лечении, он старался помочь всем. Сказка учит быть добрым и отзывчивым, помогать всем, кто болен, слаб или беспомощен.

В сказке мне понравился главный герой, Айболит. Добрый доктор является ярким примером бескорыстного, самоотверженного человека, который старается помочь всем, не жалея своих сил, не считаясь со временем.

Цель:

  • формирование культуру здоровья учащихся, уважительное отношение к своему телу и своему здоровью.

  • Задачи:

  • объяснить учащимся значение соблюдения правил личной гигиены;

  • формировать привычки выполнения гигиенических требований;

  • определить значение воды в жизни человека;

  • воспитывать осознанное выполнение правил

  • гигиены для сохранения собственного здоровья.

— Здравствуйте, ребята!

Остановка «В гостях у Мойдодыра».
В школе есть у нас закон:
Вход неряхам запрещен,
Хлопну я в ладоши: раз, два, три!
Вот мои помощники, посмотри!
1. Я маленький, я гладенький,
Покорный, неспесивый,
А в скачке пеной брызгаю,
Как дикий конь ретивый. (показывает мыло)
2. Зубаст, а не кусается. Как он называется? (показывает гребешок)
3. Будь аккуратен, забудь лень, чисти зубы каждый день. (показывает зубную
щетку и пасту)
4. Если мальчик любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик очень милый,
поступает хорошо.
5. Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок.

Игровое упражнение «Улыбка».

Учитель предлагает детям посмотреть друг на друга и улыбнутся.

Игровое упражнение «Мое настроение»

Ученики выбирают цветную карточку-настроение и крепят её на «Дерево — настроение».

– Отгадайте загадку:

Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (Доктор)

– Какого сказочного доктора вы знаете? (Доктор Айболит)

Просмотр мультфильма «Доктор Айболит»

-Ребята, а кого лечил доктор Айболит?

-А как узнать, что перед нами стоит доктор?

-Как называют людей, которые посещают врача?

-Кто из вас был пациентом?

-Кто вас лечит, когда вы болеете?

Ребята у меня есть волшебная палочка. Давайте посмотрим, что она умеет.

Превращаюсь в доктора.

Игра.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто быстрее найдет предметы , принадлежащие врачу»

(Учитель раздает каждому ребенку карточку с изображением доктора и

Изображение разных инструментов, которыми пользуются люди различных профессий врачей. Детям необходимо соединить картинки с нарисованными врачебными предметами и картинки врача).

(Инструменты:   Фонендоскоп, шприц, градусник, вата, бинт, шпатель для осмотра горла, грелка, горчичники, йод, зеленка, мази, микстура, таблетки, зеркало для осмотра носоглотки, таблица для проверки зрения, ростомер)

ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ.

-Ребята, к кому мы обращаемся, если у нас заболел зуб?

Послушайте стихотворение

Кушать слишком много шоколада
Вредно для зубов — все говорят.
Но ведь детям-то для счастья надо
Килограмм конфет и мармелад.

Я не верю «взрослому» совету,
И зубной я боли не боюсь.
Лучше съем еще одну конфету.
Ой! Мой зуб! Спасите, я сдаюсь!

Это очень, очень, очень больно,
Что же делать мне? Куда бежать?
Хватит боль, отстань! Ну все, довольно!
Я готов уже и плакать и кричать.

Маме рассказал про это горе,
А она меня в больницу отвела.
Я боюсь! Ну что же будет вскоре?
Боль уже до слезок довела.

Вот он стоматолог, мой спаситель!
Вырвал зуб и боли нету вдруг.
Звания достоин «Победитель»,
Он теперь мой самый лучший друг!

А еще усвоил я уроки:
Сладости зубам наносят вред.
Да и боль, совсем она жестока,
Лишь приносит слишком много бед.

Основные правила сохранения зубов здоровыми:

-Чистите зубы 2-3 раза в день по три минуты

-Меняйте зубную щетку 4 раза в год

-Полощите рот после еды

-Посещайте стоматолога не менее 2-х раз в год, а при необходимости и чаще

-Питайтесь 3-4 раза в день, употребляя больше овощей, фруктов и зелени.

Психологический настрой. Весёлая минутка.

Дети имитируют движения хомячка.

Хомка, Хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёки моет, шейку трёт.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хочет Хомка сильным стать.

Сказка о микробах.

Жили – были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.

Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на её лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе: на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот человеку. А там уж и до болезни рукой подать!

— Подумайте, что в этой сказке, правда, а что вымысел?

— Что помогает победить микробов? (Вода)

С водой надо дружить. Вода – доктор. Без воды человек не может жить.

Да, вода и мыло — настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.

Практическая работа.

Демонстрируют воспитанники.

«Как правильно мыть руки» Остановка «В гостях у доктора Чистюлькина».
(Театр. Открывается занавес.)
У доктора Чистюлькина живет Каркуша.
Каркуша:
Здравствуйте, ребята!
Вы любите из песка что-нибудь строить, полоть грядки. От всякой
работы руки становятся грязными. И ничего страшного – даже хорошо,
что руки от работы пачкаются.
Но соблюдайте простое правило: после любой работы руки надо
вымыть.
Если мы не будем соблюдать правила, то с нами могут случиться
различные неприятности. Послушайте, пожалуйста, советы доктора
Чистюлькина. Входит доктор Чистюлькин. Рассказывает:
Советы доктора Чистюлькина.
1. Если случайно потереть глаза грязными, то можно занести туда
инфекцию, и глаза воспалятся.
2. На грязной коже находится множество микробов, которые так и
норовят заползти в какую-нибудь маленькую царапинку на коже. В
таком случае возникает воспаление.
3. За едой можно нечаянно облизать грязные пальцы, а от этого легко
заболеть.
Каркуша: А как вы моете руки?
Оказывается, многие ребята не умеют мыть руки. Придут с
улицы – и к крану, пустят воду, ладошку о ладошку чуть-чуть потрут без
мыла и к полотенцу тянутся, грязь на нем и останется.
Послушайте памятку доктора Чистюлькина как правильно
мыть руки.
Входит доктор Чистюлькин и рассказывает:
Правила доктора Чистюлькина, как правильно мыть руки.
1. Закатай рукава.
2. Намочи руки.
3. Возьми мыло и намыль руки до появления пены.
4. Потри не только ладошки, но и тыльную их сторону.
5. Смой пену.
6. Проверь, хорошо ли вымыл руки.
7. Вытри руки полотенцем.
8. Проверь, сухо ли вытер руки, — приложи тыльной стороной к
щеке.

  • Сильно намочите руки;

  • Намыльте их с обеих сторон и между пальцев;

  • Прополощите чистой водой;

  • Вытрите насухо полотенцем.

Дети обводят свою ладошку. Затем сдуваем микробы с рук.

Чтение стихотворения.

Мышка плохо лапки мыла:

Лишь водичкою смочила,

Мылом мылить не старалась

И на лапках грязь осталась.

Полотенце в чёрных пятнах!

Как же это неприятно!

Попадут микробы в рот –

Может заболеть живот.

Милый друг, запомни это –

Руки после туалета

Вымой тёплою водой,

Всех микробов сразу смой.

Чтобы не попали в рот,

Чтоб не заболел живот,

Чтоб с тобой, мой друг, беда,

Не случилась никогда!

Так что, детки, постарайтесь,

Чаще с мылом умывайтесь!

Надо тёплою водой

Руки мыть перед едой!

Рефлексия. Игровая ситуация.

Бывают на свете такие дети, которые делают всё наоборот. Для них придумал «Вредные советы» Г. Остер.

Ох, чистюля наша кошка, Только вымоешь лицо –

Лижет лапки, лижет хвостик. Смотришь, грязное оно.

Только выйдет погулять, Постоянно всё пылится.

Смотришь, грязная опять. Так зачем нам долго мыться?

Хоть, я вовсе не котёнок, Лучше в парке погулять

А сознательный ребёнок, Или танк нарисовать,

Утром вымыл, как всегда. Или съесть кусочек пиццы.

Руки, уши и глаза. Ну, зачем мне снова мыться?

А под вечер всё опять Нет, ребята, не старайтесь,

Надо с мылом оттирать. Часто так не умывайтесь.

Если не дружить с водой, можно заболеть. И тогда микробы могут вызвать инфекционное заболевание. Появятся симптомы кишечного заболевания:

  • высокая температура;

  • расстройство кишечника;

  • и другие.

И тогда надо вызвать врача, а в экстренных случаях

СКОРУЮ ПОМОЩЬ — 03

Итог занятия.

Давай вспомним с тобой всех врачей, с которыми мы сегодня познакомились.
— как называется врач, который лечит детей?
— у какого врача в кабинете висит табличка, с помощью которой можно проверить зрение?
— кто из врачей учит правильно чистить зубки?
— к какому врачу нужно обратиться, если сильно заболели  ушко, горлышко или носик.

-Вот и познакомились мы с профессией врача. На самом деле специальностей у врачей гораздо больше. Постепенно мы познакомимся и с другими.

Игровое упражнение «Мое настроение» (Ученики выбирают цветную карточку-настроение и крепят её на «Дерево — настроение») Учитель анализирует изменение настроения учеников в ходе занятия

Конструирование из бумаги с детьми подготовительной группы  «Чемоданчик Айболита».

Цель: развитие у детей интереса к конструированию из бумаги.

Задачи:  

— продолжать учить детей складывать бумагу в разных направлениях, обучать различным приёмам работы с бумагой; вырезывать ножницами по контуру;

— развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительное внимание, творческие способности, фантазию, воображение;

— продолжать формировать умение следовать словесным и наглядным инструкциям;

— продолжать развивать диалогическую речь, активизировать словарь детей;

— воспитывать интерес и уважение к труду врачей;

— воспитывать аккуратность, самостоятельность;

— воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи, эмоциональную отзывчивость в ходе ООД.

Словарная работа:  профессия врач (доктор), медицинские инструменты и материалы, лекарства, градусник, термометр, фонендоскоп, шприц, бинт стерильный, йод, зеленка, Доктор Айболит, витамины, микстура

Демонстрационный материал:  книга «Доктор Айболит», принадлежности медицинского чемоданчика, готовый чемоданчик из бумаги

Раздаточныйматериал:  лист белой бумаги А4, лист красного цвета, небольшой лист прямоугольной формы для ручки, силуэты для вырезывания – содержимое чемоданчика.

Предшествующая работа по подготовке к занятию: подбор физминуток,  демонстрационного материала,  атрибутов для игр и изготовление своего образца.

Предварительная работа с детьми: знакомство с творчеством К.И.Чуковского; знакомство с профессиями (презентация), отгадывание загадок, чтение стихотворений, прослушивание детских песен о профессиях.

Индивидуальная работа с детьми: обобщение и закрепление материала по теме «Профессии» с Кирой К., Димой С., словарная работа с  Полиной К., Артемом О.

Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у нас   всё отлично получилось, и целый день было хорошее настроение! А для начала давайте поприветствуем друг друга.

Здравствуй, правая рука,

 Здравствуй, левая рука.

Здравствуй, друг,

Здравствуй, друг.

Здравствуй, весь наш дружный круг.

Ребята, скоро вы все пойдёте в школу, потом в институт, после

обретёте профессию, по которой будете работать.

А что означает слово «профессия»? (ответы детей).

Профессия- занятие человека, его трудовая деятельность, дело, работа.

На свете есть много профессий. Перечислите профессии, которые вы знаете. (ответы детей).

Давайте рассмотрим картинки с профессиями. Я предлагаю поиграть в игру «Найди предметы профессии» (продавец, строитель, учитель, повар и т.д.)

Я заметила, что вы чаще всего любите играть в «доктора». А почему? (ответы детей).

Профессии есть многие на свете, 
Не знаю я, как все их перечесть, 
Но всех прекрасней и живей на свете, 
Спасать людей, везде, где они есть! 

 Как вы считаете доктор-врач это хорошая профессия? (ответы детей)

Доктора, врачи бывают разные, в зависимости от того, что они лечат.

Хирурги-делают операции, стоматологи — лечат зубы. Окулисты — это

специалисты по глазам, кардиолог — лечит сердце, лор-лечит уши, горло, нос,

травматолог — лечит травмы, переломы.

Когда мы с вами видим этих людей, мы сразу понимаем, что это врачи.

Почему? Что у них общего (ответы детей)

Правильно белый халат, белая шапочка с красным крестом. Предлагаю разделиться на три команды и поиграть в игру «Хирург, терапевт, медсестра».  Команда хирургов будет переливать воду шприцом из одного стаканчика в другой стаканчик. Команда терапевтов будет «лечить» (складывать разрезанное) сердце. А медсестры сворачивать бинты.

Много разных врачей бывает. И у каждого врача свои инструменты и материалы. Перечислите, что необходимо врачу, медсестре (дети перечисляют).  А у Доктора  Айболита  медицинские инструменты и материалы где хранились?

Все вы любите играть в доктора, но чемоданчика у вас нет. Я вам предлагаю  сконструировать чемоданчик из бумаги.

Физминутка

Нас не надо вам лечить, (шагают друг за другом).  

Будем бегать и шагать,

Будем силы набирать.

Не болят у нас животики, (поглаживают животики).  

Как у бедных бегемотиков.

 К солнцу руки мы потянем, (руки тянут вверх)

 А потом к траве присядем (приседают).  

Как орлы летим, парим, («машут» руками)

 Во все стороны глядим.  

Где же Африка — страна? («глядят» из-под руки).

Может помощь там нужна?

Вместе с Читой мы поскачем, (поскоки по кругу).

Как веселый, звонкий мячик.

Скок-поскок, скок-поскок, не цепляйся за сучок.

Дружно к бедным страусятам (шагают)

По траве пройдут ребята.

Ноги будут поднимать,

По густой траве шагать.

Всем мы помощь оказали, (показывают, какие сильные)

Сами сильными мы стали.

Основной этап

Пройдем за столы. Приступаем к работе. Большой лист  сгибаем пополам.

Загибаем лист (там, где открывается) примерно на 2-3 см. На бумаге красного цвета обводим шаблон креста, вырезаем его и приклеиваем на чемодан. Далее, берем лист бумаги поменьше, вырезаем ручку для чемоданчика и приклеиваем её. И последнее 2 загнутых конца листа склеиваем внахлест друг на друга. И ваш чемоданчик готов!

В конце творческой деятельности проводится зрительная гимнастика «Лучик солнца»:

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной. (моргают глазами)

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись. (делают круговые движения глазами)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду. (отводят взгляд влево)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду. (отводят взгляд вправо)

Рефлексия: Ребята, чем мы сегодня занимались? Важен ли труд врачей? Что вам больше всего понравилось? Что у вас вызвало затруднения? Кто-нибудь из вас в будущем хочет стать врачом?  Предлагаю организовать игру «Поликлиника».

Игра по профориентации «Калейдоскоп профессий» для учащихся начальной школы.

Цель: создание условий для формирования представлений о мире профессий, формирование коммуникативной компетентности воспитанников.

Задачи:

  • Учебная: формирование и закрепление первичных знаний о различных сферах и видах профессий;
  • Развивающая: развивать познавательный интерес и творческую деятельность детей, развивать мотивы образовательной деятельности (Для нас учеба — главный труд);
  • Воспитательная: воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий, воспитывать коммуникативные умения: слушать и слышать, работать в команде, сотрудничать, сопереживать другому.

Возраст участников: учащиеся 3 класса начальной школы.

Инновационная технология: конкурсная игра

Оборудование: таблички (для каждой команды), презентация, листы бумаги, ручки, конфеты, предметы из разных профессий, проекты детей «Профессии моих родителей».

Ожидаемые результаты:

  • активизация процесса профессионального самоопределения;
  • расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово

— Здравствуйте, уважаемые ребята, гости и коллеги!

Начинаем наше мероприятие.

Создание проблемной ситуации

Задача участников — применяя полученные ранее знания, логическое мышление и смекалку набрать как можно больше балов, чтобы победить в игре.

— Чтобы узнать, о чём пойдёт речь на нашей игре, надо соединить первые буквы каждого слова и прочитаете его.

(Слайд 1, 2)

Пир рис оса фрукт ель сосулька слон ирис яблоко

— Ребята, не далек тот час, когда перед Вами станет выбор — какую профессию получить. Сейчас главным для вас является учеба, знания, которые вы получите — это база вашей дальнейшей жизни. Пришла время поразмыслить о выборе своей будущей профессии.

В вашем возрасте это сделать нелегко. Помочь вам могут ваши учителя и родители, старшие братья и сестры, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.

— Кто нужней и всех важней, какая профессия? Спорить можно долго. «Все профессии нужны, все профессии важны»

В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий:

  • важно суметь разобраться в этом многообразии;
  • узнать, чем занимаются люди данной профессии;
  • познакомиться какие качества необходимо вырабатывать для своей будущей профессии;
  • учитывать собственные интересы и способности.

Выбор профессии — жизненно важный вопрос. Он сравнивается со вторым рождением.

Обдумать вопрос о будущей профессии — полезно. Это значит поставить себе много вопросов и найти правильный ответ.

Прекрасных профессий на свете огромное множество, и каждой профессии слава и честь.

— С некоторыми из них сегодня мы познакомимся.

— Своё знакомство с профессиями мы проведем в форме игровых конкурсов «Что я знаю о профессиях» (Слайд 3), в которой участвуют две команды. Если вы знаете ответ, то поднимаете карточку. Какая команда вперёд поднимет таблички, та и имеет право отвечать на вопрос. Если команда дала неправильный ответ, то право ответа получает следующая команда. Игра состоит из 3 туров. Та команда, которая в ходе игры наберёт наибольшее количество баллов — будет победителем игры.

Актуализация опорных знаний

Для победы участникам необходимо сплотится в команде, сообща принимать правильное решение, осуждая.

II. Основная часть

Для начала проведем небольшую игровую разминку.

1 ТУР: «Наши профессий»

(Слайд 4)

Конкурс №1 «Угадай профессию»

(отгадайте о каких профессиях идёт речь в пословицах и поговорках) (Слайды 5-16)

  • Какой водитель смотрит на землю свысока (парит в облаках)?

    (Пилот, лётчик, космонавт.)
  • Кто выносит сор из избы?

    (Уборщица, техничка.)
  • Самый сладкий мастер — это… Кто?

    (Кондитер.)
  • Назовите имя самого известного в нашей стране ветеринара.

    (Айболит, ведь он лечил зверей.)
  • Как звали первую женщину-лётчицу?

    (Баба-Яга)
  • Звёздный бухгалтер — это… Кто?

    (Астроном.)
  • Ухажер за деревьями — это…Кто? (Садовод, садовник)
  • Преобразователь ткани в одежду- это … Кто ?(Портной, швея)
  • Представители какой профессии всё время задают молодым людям вопросы, на которые сами знают ответы?

    (Учителя.)
  • «Сумчатый» профессионал — это… Кто?

    (Почтальон.)

Конкурс №2. «Головоломка»

(Слайд 17) вам необходимо (поочерёдно) разобраться в словах, в названии которых имеется (скрыта профессия)

(Слайд 18 — 19)

РВАЧ = В- — — (медработник)

ТЁРКА = А — — — — (театральная и кинематографическая профессия)

КУЛОН = К — — — — (весёлая цирковая профессия)

МАРЛЯ = М — — — — («разноцветный рабочий»)

СТАРИНА = С — — — — — — (младший медработник)

ВОДОСТОК = С — — — — — — — (животноводческая профессия)

КРЕДИТОР = Д — — — — — — — (руководитель предприятия, начальник)

Конкурс №3 «САМАЯ-САМАЯ»

(Слайд 20) А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.

(Слайд 21)

Назовите профессии: (3 минуты на обдумывание)

  1. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор …)
  2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе …)
  3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель…)
  4. Самая волосатая (парикмахер…)
  5. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель…)
  6. Самая неприличная (венеролог, ассенизатор…)
  7. Самая смешная (клоун, пародист…)
  8. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник…)
  9. Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог…)

— Болельщики, которые добавят не названные профессии.

2 ТУР: «Профессия и ее инструменты»

(Слайд 22)

Конкурс №4 «Бюро находок»

Слайд 23) узнай, кому принадлежат вещи (предметы)

(Слайд 24)

  1. КОЛЕСО
  2. КИРПИЧ
  3. ИГЛА — ТАБЛЕТКИ
  4. НИТКИ
  5. МУКА
  6. МЕЛ
  7. НОЖНИЦЫ

ОТВЕТЫ:

  1. Водитель
  2. Каменщик, строитель
  3. Врач, доктор
  4. Портной, швея
  5. Повар, пекарь, кондитер
  6. Учитель, педагог
  7. Парикмахер

Конкурс №5 «Буквы и профессии»

Надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы. Чья команда это сделает лучше?

(Слайд 25, 26)

К

Р

Ф

П

Контролер

Разведчик

Фрезеровщик

Проводник

Киноартист

Рыбак

Фотограф

Плотник

Крановщик

Редактор

Фигурист

Пилот

Кочегар

Радиоведущий

Фармацевт

Пожарный

Киномеханик

Рентгенолог

Фтизиатр

Полицейский

Космонавт

Радист

Фокусник

Полярник

Кабельщик

Репортер

Фотомодель

Пограничник

Кровельщик

Фотокорреспондент

Печник

Каменщик

Пиротехник

Кутюрье

Повар

Кондитер

Пекарь

Кондуктор

Портной

Парашютист

Конкурс №6 «Что лишнее»

(Слайд 27) В цепочке слов найдите лишний предмет (кто быстрее справится с заданием?)

(Слайд 28)

1) Шприц — лекарство — вата- спица

спица

2) Игла — нитки — гвоздь — напёрсток — сантиметровая лента

гвоздь

3) Кастрюля — ложка — тёрка -ножницы

ножницы

4) Фен — нож — расческа -ножницы

Нож

3 ТУР «Профессия каждая самая важная» (Слайд 29)

Конкурс №6 «Пословицы о труде и профессиях» (Слайд 30-37).

Собери пословицы — кто быстрее поднимет таблички — имеет право отвечать)

  • Кончил дело — гуляй смело.
  • Терпение и труд всё перетрут
  • От труда здоровеют, а от лени болеют.
  • Глаза страшатся, а руки делают.
  • На работу с радостью, а с работы с гордостью.
  • Не игла шьёт, а руки.
  • Хозяин тот, кто трудится.

Конкурс № 7 «Покажи профессию». Давайте, немного отдохнём, проведём физминутку, при помощи движений покажем, чем занимаются люди разных профессий. По одну человеку от команды, выходят и показывают по одной профессии и по одному от команды болельщиков.

(Слайд 38-39)

— Как делает шофёр?

— Как делает повар?

— Как делает маляр?

— Как делает парикмахер?

— Как делает пианист?

— Как делает дворник?

— Как делает врач?

Ведущий.А сейчас послушайте стихи о людях разных профессий.

Тепловозы я вожу, пассажирам я служу.

Я не токарь, не горнист — я веселый машинист.

Строю дом и детский сад и больницу строить рад,

И у цирка я не зритель, так как я его строитель.

Шью я куртки и штаны, вы меня все знать должны:

На машинке строчу лихо, потому что я портниха.

Потушу пожар любой, быстро справлюсь я с бедой.

За опасный этот труд нас пожарными зовут.

Напеку я пирожков, и коврижек, и рожков.

Вот такой имею дар: я кондитер — кулинар.

Я за компьютером сижу, счета, балансы подвожу.

Во всех конторах там и тут меня бухгалтером зовут.

Ведущий. Об этих профессиях вы, наверняка уже слышали. А вот существуют такие редкие профессии, что я думаю, вы о них даже не подозреваете.

В Антарктиде самая редкая профессия на Земле — «переворачиватель пингвинов». Дело в том, что если пингвин упадет на спину, то не может встать самостоятельно. В нормальных условиях пингвин на спину вообще никогда не падает — то ли ему хвост мешает, то ли центр тяжести так расположен. Но в Антарктиде рядом с аэродромами, где летают всякие самолеты-вертолеты, пингвины так сильно задирают голову на звук, что некоторые из них падают на спину. После каждого взлета или посадки переворачиватель пингвинов ходит вокруг аэродрома и ставит бедных пингвинов на лапы.

В штатном расписании транспортной службы Тель-Авива есть должностьусотёра. Человек, занимающий ее, обязан стирать пририсованные усы с лиц, изображенных на плакатах и рекламных объявлениях. Работы хватает: специалист занят полную рабочую неделю, по 8 часов в день.

Самая экзотическая профессия существует в израильской хлебопекарной промышленности: здесь введена должность инспектора, который озабочен измерением отверстия в «бейгельсе» — дырки в бублике. Все идущие на продажу «дырки» должны строго соответствовать стандарту.

Вопрос учителя. Ну, а сейчас давайте поговорим о том, какие профессии выбрали ваши родители?

Дети защищают свои проекты.

III. Награждение победителей

Сноровку, ловкость и умение

Сегодня показать сумели вы.

А теперь, справедливое жюри,

Игроков по достоинству оцени. (слово жюри)

IV. Заключительное слово ведущего

— Вот мы и подвели итоги нашей игровой программы. Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно не обычных для нашего региона, но востребованных в стране и в мире.

В будущем я желаю вам выбрать себе профессию по душе. Счастлив тот, кто занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию.

Вопрос выбора профессии решить за короткое время нельзя. К нему нужно вновь и вновь возвращаться после прочитанных книг, просмотра фильмов, бесед с учителем и родителями, опытными рабочими о труде и профессиях.

Делается вывод:

— Вы знаете, что каждый человек на Земле должен трудиться. Труд был, есть и будет основой жизни на Земле. Любой труд почётен и все работы хороши!

Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе профессию по душе. О таком человеке говорят, что он на своём месте или, что у него золотые руки. Я желаю Вам правильно избрать свой путь!

Чтобы стать хорошим специалистом, человек должен много знать и уметь!

А у вас главным делом сейчас является ваша учёба, получение хороших знаний, которые пригодятся вам в будущей жизни. Желаю хороших оценок, успехов в ваших начинаниях, в труде и крепкого здоровья!

Много здесь профессий разных,

Выбрать что — не знаешь сразу.

В жизни много пригодится —

Стоит только научиться.

Всем большое спасибо за внимание и участие!

Сказочная викторина

1. Кем по профессии был отец трех сыновей в сказ­ке «Кот в сапогах»? (Мельником.)

2. Человеккакой профессии в сказке Шарля Перро спас Красную Шапочку и ее бабушку? (Дровосек.)

3. Кем по профессии был Джузеппе в сказке Алек­сея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? (Столяром.)

4. Кем по профессии был Стекляшкин в сказке «Не­знайка на Луне»? (Астрономом.)

5. Кем работал дядя Степа после службы на флоте в стихотворении Сергея Михалкова? (Милиционером.)

6. Какая сказка заканчивается восклицанием: «Сла­ва добрым докторам!»? («Доктор Айболит».)

7. Какая врачебная специальность была у Доктора Айболита? (Ветеринар.)

8. Кем работала фрекен Бок в сказке «Малыш и Карлсон»? (Домработницей, а по определению Карлсона — домомучительницей.)

(Дети озвучивают написанные дома сочинения «Профессии моих родителей)

— Как много нового и интересного мы узнали о профессиях, слушая ваши сочинения.

А давайте попробуем выяснить, что влияет на выбор человеком профессии.

Как мы уже говорили, существует много подходов к выбору профессии, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас — житейским. Как вы понимаете смысл этого слова?

Само слово житейский говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей.

Итак, что же мы должны учитывать при выборе профессии, следуя этому методу?

  • Востребованность на рынке труда.
  • Доходность.
  • Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз).
  • Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер).
  • Образованность (врач, учитель, психолог, ученый).
  • Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной).
  • Положительное влияние на семейную жизнь.
  • Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).

Делается вывод:

— Вы знаете, что каждый человек на Земле должен трудиться. Труд был, есть и будет основой жизни на Земле. Любой труд почётен и все работы хороши!

— Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе профессию по душе. О таком человеке говорят, что он на своём месте или, что у него золотые руки. Я желаю Вам правильно избрать свой путь!

Чтобы стать хорошим специалистом, человек должен много знать и уметь!

— Сегодня вы за школьной партой. Ученье — тоже труд, и труд не простой. Пройдут школьные годы. Вы будете молодыми людьми, и перед вами станет серьёзный вопрос «Кем быть?». И вы не должны ошибиться в выборе своей профессии.

Ученик 1

Передо мной открыты все дороги,

Как много от судьбы своей я жду.

Но помню я со школьного порога:

Всё что посею, то же и пожну!

Ученик 2

Знайте, ребята! От знаний зависят

Сила страны и здоровье людей.

«Троечный» трактор в труде не помощник,

Воин на «двойку» — врага он страшней.

Ученик 3

Труд наш сегодня — это учёба.

Разве нам стыдно свой труд показать?

Так постараемся делать работу

Пусть на девять, а лучше на десять!

Профессий много в мире есть,

Их невозможно перечесть.

Сегодня многие важны

И актуальны, и нужны.

И ты скорее подрастай —

Профессией овладевай.

Старайся в деле первым быть

И людям пользу приносить!

Когда вы подрастёте и станете взрослыми, придет время выбирать профессию. Перед вами откроется множество дорог, где вы сможете найти своё место в этом мире. Может, кто-то станет ученным и изобретёт машину времени или сможет найти вакцину от опасной болезни? Или кто-то отправится на межпланетном корабле исследовать просторы Вселенной? Или кто-то хорошо поёт и танцует и ваше будущее — театральная сцена, аплодисменты и море цветов. А если любишь готовить когда-нибудь будешь шеф-поваром или откроешь свое кафе. Как хорошо помечтать! Но, не забывайте, что у каждого в жизни своя дорога, своя судьба. Не старайтесь искать легких дорог, путь к успеху — всегда работа до седьмого пота.

Кроссворд по теме «Профессии»

По горизонтали. 3. Специалист по отделке зданий или помещений. (Маляр.) 1. Специалист по изготовлению изделий из металла. (Токарь.) 8. Специалист по воспитанию и обучению детей. (Педагог.) 11. Специалист по сборке и наладке механического оборудования. (Слесарь.) 12. Специалист по обработке металлов давлением. (Чеканщик.) 13. Специалист по обслуживанию и ремонту радиоаппаратуры. (Радиомастер.) 14. Мастер по ручной ковке металла. (Кузнец.) 15. Специалист с высшим техническим образованием. (Инженер.) 17. Владелец сельскохозяйственного предприятия с использованием земельного участка. (Фермер.) 18. Специалист по разведению фруктово-ягодных кустарников. (Садовод.) 19 Специалист по технологии соединения деталей конструкции путем их местного сплавления. (Сварщик.) 20. Специалист по уходу за лошадьми. (Коневод.) 21. Специалист по духовым и клавишным инструментам. (Музыкант.) 22. Специалист, владеющий ножницами и расческой. (Парикмахер.) 23. Специалист по изучению процессов, происходящих в земной атмосфере. (Метеоролог.)

По вертикали. 1. Специалист по обработке дерева. (Столяр.) 2. Специалист, наносящий рисунок на ткань. (Раклист.) 4. Специалист по обслуживанию электрических сетей и электрического оборудования. (Электромонтер.) 5. Специалист по передаче информации с помощью волн. (Радист.) 6. Специалист по возделыванию сельскохозяйственных культур. (Агроном.) 9. Работник торговли. (Продавец.) 10. Специалист по изображению предметов (машин, сооружений, технических устройств и приспособлений) в соответствии с установленными едиными требованиями. (Чертежник.) 14. Рабочий на стройке. (Каменщик.) 16. Сотрудник, занятый изданием газеты, журнала. (Редактор.)

img1

Что это за профессия?

Ведущий 2. За последнее время появилось много новых и модных профессий. Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это и проверим.

Только один ответ (из трех предложенных) является правильным.

1. Логист — …

а) занимается логикой;

б) специалист по управлению транспортировкой продукции;

в) организует конференции и научные саммиты.

Комментарий. Логист — специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы экономическое образование и курсы специализации.

2. Веб-мастер — …

а) работает на компьютере;

б) разрабатывает программы;

в) разрабатывает проекты сайтов.

Комментарий. Веб-мастер — разрабатывает проекты сайтов.

В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадет, но веб-мастер может легко переквалифицироваться в специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь фундаментальное техническое образование.

3. Маркетолог — …

а) работает на рынке ценных бумаг;

б) тот, кто изучает рынок;

в) тот, кто изучает товарные марки и бренды.

Комментарий. Маркетолог — тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно-техническое образование.

4. Фандрайзер — …

а) ищет деньги и возможности для организации;

б) фанат, которого занимает звезда;

в) изучает пути развития предприятий.

Комментарий. Фандрайзер — ищет деньги и возможности для организации. Спрос на профессию постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Сейчас существует много курсов по фандрайзенгу. Часто работают при крупных научных центрах.

5. PR-агент — …

а) связан с политикой;

б) специалист по связям с общественностью;

в) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.

Комментарий. PR-агент — специалист по связям с общественностью. Необходимо гуманитарное образование. В России эта профессия часто называется «пресс-секретарь» и пользуется неизменным спросом как на предприятиях, так и в различных общественно-политических объединениях.

6. Имиджмейкер — …

а) философ;

б) парикмахер;

в) имидж-консультант.

Комментарий. Имиджмейкер — специалист по созданию имиджа образа личности. Человеку, заботящемуся о своем имидже, важно помнить, что эффект приятного впечатления создают не только модная прическа и дорогая одежда, но и внутреннее содержание личности, которое внешне незаметно, но хорошо улавливается другими людьми. Имидж — вся совокупность данных, по которым фиксируются главные личностные и профессиональные характеристики человека.

Имиджмейкер умеет увидеть в человеке положительные качества и создать вокруг него ауру внимания, научить искусству самопрезентации.

Блиц-опрос

1. Какой писатель познакомил детишек всего мира с тем, чем пахнут ремесла?

а) Агния Барто;

б) Сергей Михалков;

в) ДжанниРодари.

2. Где работает брокер?

а) в банке;

б) на бирже;

в) на ипподроме.

3. За чем мужчина обращается к флористу?

а) за табаком;

б) за цветами;

в) за морепродуктами.

4. Представители какой профессии в середине века успешно заменяли врачей?

а) кузнецы;

б) цирюльники;

в) алхимики.

5. Где работает крупье?

а) в казино;

б) на конюшне;

в) на мельнице.

6. Как называется ученый, исследующий духовную культуру народа?

а) культиватор;

б) культуролог;

в) культурист.

7. С представителем, какой уважаемой профессии сравнивают грязнулю?

а) трубочист;

б) шахтер;

в) нефтяник.

8. Кто в больнице погружает в глубокий сон пациента перед операцией?

а) физиотерапевт;

б) гипнотизер;

в) анестезиолог.

9. Представитель, какой профессии в послереволюционной России назывался шкрабом?

а) посудомойка;

б) сторож;

в) учитель (шкраб — школьный работник).

10. Как называется специалист по монтажу в кинематографии?

а) монтажер;

б) монтер;

в) монтажист.

11. Что делает визажист?

а) визы;

б) пластические операции;

в) макияж.

12. Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?

а) спикер;

б) конферансье;

в) диктор.

13. Кто должен заверить завещание, чтобы оно вступило в законную силу?

а) прокурор;

б) адвокат;

в) нотариус.

14. Кто осуществляет в суде защиту подсудимого?

а) прокурор;

б) адвокат;

в) следователь.

15. Кто из перечисленных лиц работает в аптеке?

а) провизор;

б) прозектор;

в) проректор.

Ведущий 2. Итак, наш классный час подошел к концу, пришло время подводить итоги. Дети усаживаются в круг.

Ведущий 1. Нам бы хотелось услышать ваши ответы. Высказывайте свое мнение!

1. Любой ли профессией может овладеть человек?

2. К каким качествам человека предъявляет требование профессия?

3. Что такое склонность, интерес?

4. Связан ли уровень образования человека с определенной областью его интересов?

5. Способности — дар природы или результат труда человека? Ребята обсуждают предложенные им вопросы, делятся своими мнениями.

Ведущий 2. Спасибо всем за размышления.

Но с конца 80-х годов российские переводчики стали предпринимать попытки восстановить историческую справедливость: появились новые переводы этих сказок, причисленных к золотому фонду мировой классики. Пиноккио, наверное, повезло больше всех. Его образ в нулевые годы вписался в пантеон известных литературных персонажей – правда, благодаря культовому мультфильму «Шрек». А потом Пиноккио даже попал на московскую театральную сцену – именно как Пиноккио с его собственными приключениями. И на сцену выкатывался гроб, где покоилась Фея с голубыми волосами…

Везение имело понятные причины: Пиноккио все-таки довольно сильно отличался от своего «младшего брата» Буратино – и растущим от вранья носом, и желанием превратиться в настоящего мальчика, и борьбой с самим собой за человеческое в себе.

Что касается «Волшебника из страны Оз» и «Доктора Дулиттла», то их место и с приходом новых веяний оказалось прочно занято. Не то чтобы новые переводы оказались совсем незамеченными, но им не досталось и сотой доли той любви и популярности, которой обладали «Волшебник Изумрудного города» и «Доктор Айболит».

Филолог и специалист по детской литературе Алексей Копейкин считает, что у нас «так и не случилось канонического перевода “Доктора Дулиттла”. Дулиттл от всех ускользал» и требовал «если не равного своему создателю по таланту, то хотя бы близкого по духу человека».

И вот в 2020 году, через сто лет после появления «Доктора Дулиттла» на англоязычной литературной сцене, российской читающей публике представили новый перевод этого произведения, выполненный Станиславом Востоковым. В послесловии к первой книге («новые» приключения доктора Дулиттла вышли в двух книгах) Станислав Востоков называет причину, по которой решился взяться за перевод: «С первой же главы я понял, что это моя книга… Тут все про зверей, а я с ними связан всю жизнь».

Тем не менее, это очень смелый шаг: любому переводчику, взявшемуся восстановить историческую справедливость по отношению к Хью Лофтингу, волей-неволей придется вступить в состязание с автором Айболита.

Пусть «Доктор Айболит» и не является переводом в строгом смысле слова: повесть написана «по мотивам» сказок Лофтинга. Но в центре повествования – доктор, который лечит животных. Этот доктор отправляется в Африку на помощь больным обезьянам, попадает в плен к обитателям побережья, но спасается сам и спасает обезьян. Те в благодарность дарят ему невиданного двухголового зверя Тяни-толкая. Затем доктор чудом добывает корабль, чтобы плыть обратно… Сюжетная канва и ее узловые события сохранены. А зовут доктора… Айболит! По каким причинам нынешние родители, так же как и их родители, и родители родителей, выросшие на «Докторе Айболите», станут вдруг читать детям «Историю доктора Дулиттла»?

И все же сегодня у книги гораздо больше возможностей найти своих читателей, чем двадцать и тем более тридцать лет назад.

Речь не о том, что доктор Дулиттл вдруг обретет славу, равную славе Айболита в советские времена. Это вряд ли возможно. Это вряд ли возможно для самых разных замечательных книг, написанных в прошлом веке и вовремя до нас не дошедших. Хотя бы потому, что таких книг сегодня довольно много. Да еще появились и другие – совершенно новые, но выросшие на почве, возделанной авторами классических произведений.

Но, с другой стороны, именно благодаря обилию книг и богатейшему выбору, который сегодня открывается и перед читателем-ребенком, и перед читающим ребенку взрослым, изменилась структура детского и детско-родительского чтения. Эти изменения, в частности, коснулись пантеона «обязательных для культурного человека» произведений. Этот пантеон уже не представляется таким незыблемым и транслируемым из поколения в поколение. И хотя триада «Чуковский-Маршак-Барто» все еще считается самой востребованной на книжном рынке, я бы осмелилась утверждать, что далеко не все молодые родители сегодня читают своим маленьким детям «Доктора Айболита». Может, и жаль. Но кто-то предпочитает Финдуса и Петсона, например. А о них вышло больше 15 книг! На все случаи жизни, включая «финдусовскую» кулинарию. Можно ли представить такое в 60-е или в 70-е годы ХХ века?

Как это связано с книгами о докторе Дулиттле? Для них сегодня возникает «зазор»: ведь «Доктор Айболит» и «История доктора Дулиттла» имеют совершенно разную возрастную адресацию. Ребенок, которому в дошкольном детстве по каким-то причинам не прочитали сказку о докторе Айболите, в третьем-четвертом классе, возможно, захочет самостоятельно прочитать истории о «другом» докторе.

Создавая своего «Айболита», Корней Чуковский пошел по пути заметного упрощения синтаксиса и освобождения повествования от деталей, которые показались ему лишними, перегружающими текст. Язык «Доктора Айболита» предельно лаконичный, почти «прозрачный», тяготеющий к простым предложениям: «Жил-был доктор. Он был добрый. Звали его Айболит… Больше всего на свете доктор любил зверей…». Это проза детского поэта, адресованная маленьким детям, в возрасте «от двух до пяти». (Хотя ее вторую часть, остросюжетную историю «Пента и морские разбойники», можно предложить и тем, кто постарше.) И произведение в целом «обустроено» в соответствии с психологическими запросами дошкольника: вот добрый герой – вот злой. Все четко определено. Все четко разведено. Никаких полутонов, никаких ненужных «осложнений». Добрый доктор – абсолютно добрый. Он живет… Собственно, нам даже не сообщают, где именно: в некоем абстрактном сказочном мире: «Жил-был доктор». И проблемы (к примеру, проблема нехватки денег) в том мире тоже решаются сказочным образом: «Не нужно мне денег, – отвечал Айболит. – Мне и без денег отлично. Звери накормят и меня, и тебя». (Правда, такая сказочность вполне в духе военного коммунизма. Или существования в райском саду. Тут что кому больше нравится или что больше отвечало исторической ситуации появления сказки.)

А что же доктор Дулиттл (в переводе Станислава Востокова)?

«Давным-давно, когда наши дедушки были еще маленькими сорванцами, жил-был доктор. Звали его Джон Доктор Дулиттл, д. м. (В сноске поясняется, что это «доктор медицины.) “Д. м.” означало, что он был настоящий доктор и очень много знал. Жил он в городке Паддлби-на-Болоте… Всякий раз когда он в своей высокой шляпе проходил по улице, кто-нибудь непременно говорил: “Вон доктор идет. Он ужас до чего умный!”…»

Это совсем другой «зачин» – и с точки зрения содержательности, и с точки зрения синтаксиса. Тут гораздо более сложный язык, обремененный важными для повествователя подробностями: доктор, оказывается, в первую очередь, умный! То есть знающий, понимающий. И деятельный. Не просто добрый, а делающий «добрые дела». И его английское имя говорит само за себя: Do-little («Делай! Пусть и малое доброе дело, но делай!»). С другой стороны, в образе Дулиттла обнаруживаются черты типичного для литературных персонажей начала ХХ века «ученого чудака», с трудом приспосабливающегося к требованиям окружающей действительности. Ему надо чем-то кормить своих питомцев, число которых все время увеличивается. К тому же их присутствие в доме отваживает пациентов. В результате доктор остается без денег. Но «рецепты» военного коммунизма совершенно не для него. В отличие от доктора Айболита, он реагирует на происходящее вполне в духе капиталистической реальности – меняет род занятий. Доктор Дулиттл, раньше лечивший людей, по совету продавца кошачьего корма становится ветеринаром. («Продавец кошачьего корма» – скорее всего, удачная придумка переводчика, потому что какой-такой «кошачий корм» мог быть в те времена, когда творил Хью Лофтинг?) Он ведь так хорошо знает животных! Даже книжку о них написал. При этом Дулиттл понимает, что «на свете полным-полно ветеринаров», и ему придется с ними… конкурировать. Этого слова в тексте нет, но оно явственно присутствует между строк. И вот, чтобы превзойти конкурентов, доктор Дулиттл учит звериный язык – потому что среди множества ветеринаров «нет ни одного по-настоящему хорошего, который бы до конца понимал животных». Оказывается, быть «ужасно умным» недостаточно. Ты еще и должен учиться. Даже тень такой «буржуазной» мысли не могла бы прийти в голову доктора Айболита, которому знание языка животных дано изначально…

Так и хочется, не дожидаясь вопроса, ответить, чему нас учит эта сказка.

То есть характер персонажа, созданного Хью Лофтингом (и Станиславом Востоковым), в гораздо большей степени отвечает пониманию подростка, а не маленького ребенка. И само повествование, при всей видимой сказочности, гораздо больше тяготеет к жанру авантюрного приключенческого романа в «чисто английском духе», чем к сказке.

Морские путешествия литературных персонажей, в том числе в Африку, – скорее традиция, укорененная в истории Британии («Правь, Британия, морями!»), чем нечто небывалое: и Свифт, и Даниэль Дефо, и Стивенсон отправляли своих персонажей в плавания. И перевод отлично передает захватывающий характер повествования: тут и динамика, и экзотика, и юмор. Животные очень смешно «ругаются». Пес Джип, к примеру, то и дело приговаривает: «Кот меня раздери!» Звучит очень колоритно (и наверняка придумано переводчиком).

Правда, трудно понять, как сегодня будет восприниматься эпизод с несчастным чернокожим африканским принцем, мечтающим «побелеть». Его «чернота» становится главным препятствием для счастливого брака с принцессой. Но эпизод смягчен настолько, насколько это возможно: принц описан с явным сочувствием и симпатией, в уста африканского короля, пленившего доктора Дулиттла и его спутников, вкладывается смачное ругательство-«противовес»: «А этот беломазый, – король показал на доктора Дулиттла, – будет до конца жизни драить полы на моей кухне!» Да и агрессивное поведение африканского короля (в отличие от Бармалея у Чуковского) имеет вполне понятное объяснение: «Когда-то, – говорит король, – на нашем берегу высадился человек с такой же белой, как у тебя, кожей. Я принял его по всем законам гостеприимства и был к нему ужас как добр. А он нарыл в земле глубоких колодцев, чтобы добыть золото, а потом перестрелял всех слонов Веселивии… Из-за слоновой кости. Твой земляк отпилил у слонов бивни, погрузил на корабль и уплыл, даже не сказал мне спасибо!.. Я уж не говорю про БОЛЬШОЕ СПАСИБО!..»

Вполне реалистичная ситуация. И вполне антиколониальный авторский выпад: никакого упрощения.

Иными словами, переводчику удалось подчинить себе текст – и его образы, и реалии, и (что, на мой взгляд, невероятно важно) язык. В первую очередь – синтаксис, чтобы предложения не сводились исключительно к простым, и в то же время не угнетали своими длиннотами и количеством придаточных. А по отношению ко многим книгам начала ХХ века это непростая задача – заставить книгу говорить по-русски в соответствии с «духом автора», но при этом внятно и энергично. В данном случае, я надеюсь, между историей, рассказанной Хью Лофтингом сто лет назад, и современным подростком языкового барьера не возникнет.

И свидетельствую: книгу интересно читать! Даже мне, взрослому человеку, было интересно. А мой свежий опыт еще и позволил мне сравнивать впечатления от двух книг: год назад я читала вслух семилетнему внуку «Пенту и морских разбойников» К.Чуковского. (Как ни крути, я бабушка «старого покроя» и до сих пор не могу удержаться от бессмысленных сетований вроде «как можно быть культурным человеком, не читая того-то и того-то».) Так что, пожалуй, это теперь неоспоримый факт: в нашей детской литературе существуют два доктора, совершенно разных – добрый и умный. И об их приключениях рассказывают совершенно разные книги.

Марина Аромштам

Подробнее о сказке Корнея Чуковского можно прочитать в статье «Доктор Айболит, или Детям о рае и аде»

  • Специалист читать аверченко краткое содержание рассказ
  • Спектакль сказка про то как вовка и петька живую воду искали
  • Спелый фрукт и прямо с ветки рассказ читать
  • Спектакль японская сказка меч самурая
  • Спектакль это определение для сочинения