Создание сказки золотая рыбка

Время чтения: 8 мин.на море на океане, на острове на буяне стояла небольшая ветхая избушка; в той избушке жили старик

Время чтения: 8 мин.

На море на океане, на острове на Буяне стояла небольшая ветхая избушка; в той избушке жили старик да старуха. Жили они в великой бедности; старик сделал сеть и стал ходить на море да ловить рыбу: тем только и добывал себе дневное пропитание. Раз как-то закинул старик свою сеть, начал тянуть, и показалось ему так тяжело, как доселева никогда не бывало: еле-еле вытянул. Смотрит, а сеть пуста; всего-навсего одна рыбка попалась, зато рыбка не простая — золотая. Возмолилась ему рыбка человечьим голосом: «Не бери меня, старичок! Пусти лучше в сине море; я тебе сама пригожусь: что пожелаешь, то и сделаю». Старик подумал-подумал и говорит: «Мне ничего от тебя не надобно: ступай гуляй в море!»

Сказка Золотая рыбка - картинка 1

Бросил золотую рыбку в воду и воротился домой. Спрашивает его старуха: «Много ли поймал, старик?» — «Да всего-навсего одну золотую рыбку, и ту бросил в море; крепко она возмолилась: отпусти, говорила, в сине море; я тебе в пригоду стану: что пожелаешь, все сделаю! Пожалел я рыбку, не взял с нее выкупу, даром на волю пустил». — «Ах ты, старый черт! Попалось тебе в руки большое счастье, а ты и владать не сумел».

Сказка Золотая рыбка - картинка 2

Озлилась старуха, ругает старика с утра до вечера, не дает ему спокоя: «Хоть бы хлеба у ней выпросил! Ведь скоро сухой корки не будет; что жрать-то станешь?» Не выдержал старик, пошел к золотой рыбке за хлебом; пришел на море и крикнул громким голосом: «Рыбка, рыбка! Стань в море хвостом, ко мне головой». Рыбка приплыла к берегу: «Что тебе, старик, надо?» — «Старуха осерчала, за хлебом прислала». — «Ступай домой, будет у вас хлеба вдоволь». Воротился старик: «Ну что, старуха, есть хлеб?» — «Хлеба-то вдоволь; да вот беда: корыто раскололось, не в чем белье мыть; ступай к золотой рыбке, попроси, чтоб новое дала».

Сказка Золотая рыбка - картинка 3

Пошел старик на море: «Рыбка, рыбка! Стань в море хвостом, ко мне головой». Приплыла золотая рыбка: «Что тебе надо, старик?» — «Старуха прислала, новое корыто просит». — «Хорошо, будет у вас и корыто».

Сказка Золотая рыбка - картинка 4

Воротился старик, — только в дверь, а старуха опять на него накинулась: «Ступай, — говорит, — к золотой рыбке, попроси, чтоб новую избу построила; в нашей жить нельзя, того и смотри что развалится!» Пошел старик на море: «Рыбка, рыбка! Стань в море хвостом, ко мне головой». Рыбка приплыла, стала к нему головой, в море хвостом и спрашивает: «Что тебе, старик, надо?» — «Построй нам новую избу; старуха ругается, не дает мне спокою; не хочу, говорит, жить в старой избушке: она того и смотри вся развалится!» — «Не тужи, старик! Ступай домой да молись богу, все будет сделано».

Сказка Золотая рыбка - картинка 5

Воротился старик — на его дворе стоит изба новая, дубовая, с вырезными узорами. Выбегает к нему навстречу старуха, пуще прежнего сердится, пуще прежнего ругается: «Ах ты, старый пес! Не умеешь ты счастьем пользоваться. Выпросил избу и, чай, думаешь — дело сделал! Нет, ступай-ка опять к золотой рыбке да скажи ей: не хочу я быть крестьянкою, хочу быть воеводихой, чтоб меня добрые люди слушались, при встречах в пояс кланялись». Пошел старик на море, говорит громким голосом: «Рыбка, рыбка! Стань в море хвостом, ко мне головой». Приплыла рыбка, стала в море хвостом, к нему головой: «Что тебе, старик, надо?» Отвечает старик: «Не дает мне старуха спокою, совсем вздурилась: не хочет быть крестьянкою, хочет быть воеводихой». — «Хорошо, не тужи! Ступай домой да молись богу, все будет сделано».

Сказка Золотая рыбка - картинка 6

Воротился старик, а вместо избы каменный дом стоит, в три этажа выстроен; по двору прислуга бегает, на кухне повара стучат, а старуха в дорогом парчовом платье на высоких креслах сидит да приказы отдает. «Здравствуй, жена!» — говорит старик. «Ах ты, невежа этакой! Как смел обозвать меня, воеводиху, своею женою? Эй, люди! Взять этого мужичонка на конюшню и отодрать плетьми как можно больнее». Тотчас прибежала прислуга, схватила старика за шиворот и потащила в конюшню; начали конюхи угощать его плетьми, да так угостили, что еле на ноги поднялся. После того старуха поставила старика дворником; велела дать ему метлу, чтоб двор убирал, а кормить и поить его на кухне. Плохое житье старику: целый день двор убирай, а чуть где нечисто — сейчас на конюшню! «Экая ведьма! — думает старик. — Далось ей счастье, а она как свинья зарылась, уж и за мужа меня не считает!»

Ни много, ни мало прошло времени, придокучило старухе быть воеводихой, потребовала к себе старика и приказывает: «Ступай, старый черт, к золотой рыбке, скажи ей: не хочу я быть воеводихой, хочу быть царицею». Пошел старик на море: «Рыбка, рыбка! Стань в море хвостом, ко мне головой». Приплыла золотая рыбка: «Что тебе, старик, надо?» — «Да что, вздурилась моя старуха пуще прежнего: не хочет быть воеводихой, хочет быть царицею». — «Не тужи! Ступай домой да молись богу, все будет сделано».

Воротился старик, а вместо прежнего дома высокий дворец стоит под золотою крышею; кругом часовые ходят да ружьями выкидывают; позади большой сад раскинулся, а перед самым дворцом — зеленый луг; на лугу войска собраны. Старуха нарядилась царицею, выступила на балкон с генералами да с боярами и начала делать тем войскам смотр и развод: барабаны бьют, музыка гремит, солдаты «ура» кричат!

Сказка Золотая рыбка - картинка 7

Ни много, ни мало прошло времени, придокучило старухе быть царицею, велела разыскать старика и представить пред свои очи светлые. Поднялась суматоха, генералы суетятся, бояре бегают: «Какой-такой старик?» Насилу нашли его на заднем дворе, повели к царице. «Слушай, старый черт! — говорит ему старуха. — Ступай к золотой рыбке да скажи ей: не хочу быть царицею, хочу быть морскою владычицей, чтобы все моря и все рыбы меня слушались». Старик было отнекиваться; куда тебе! коли не пойдешь — голова долой! Скрепя сердце пошел старик на море, пришел и говорит: «Рыбка, рыбка! Стань в море хвостом, ко мне головой». Золотой рыбки нет как нет! Зовет старик в другой раз — опять нету! Зовет в третий раз — вдруг море зашумело, взволновалося; то было светлое, чистое, а тут совсем почернело. Приплывает рыбка к берегу: «Что тебе, старик, надо?» — «Старуха еще пуще вздурилася; уж не хочет быть царицею, хочет быть морскою владычицей, над всеми водами властвовать, над всеми рыбами повелевать».

Сказка Золотая рыбка - картинка 8

Ничего не сказала старику золотая рыбка, повернулась и ушла в глубину моря. Старик воротился назад, смотрит и глазам не верит: дворца как не бывало, а на его месте стоит небольшая ветхая избушка, а в избушке сидит старуха в изодранном сарафане. Начали они жить по-прежнему, старик опять принялся за рыбную ловлю; только как часто ни закидывал сетей в море, не удалось больше поймать золотой рыбки.

I. Организационный момент.

У. — Давайте в начале урока вспомним русскую пословицу:

“Чтение – вот лучшее…” (учение)

У. — Закончите фразу.

— А кого мы называем хорошим, серьезным читателем?

Д. — Человека, который понимает прочитанное, запоминает детали, новые слова, может анализировать текст.

II. Разминка « Читалочка».

(На доске чистоговорка)

Тара-тара-тараторка,

Быстрая чистоговорка,

Чистая чистоговорка.

Я её проговорю

И пятёрку получу.

1. Читаем глазками.

— Что это? для чего нужна чистоговорка?

2.Читаем хором.

— Какой звук повторяется? Что вы знаете об этом звуке?

3.Чтение на выдохе 2-З раза с повышением голоса и с понижением голоса.

5.Интонационное чтение ( с точкой, ? ,с! ).

Вывод:

— Меняется ли интонация при изменении знака препинания в конце предложения?

III. Постановка цели урока.

У.— Посмотрите на доске буквы. Интересно, какое слово рассыпалось?

(ксазак)

Д. – Сказка.

У. – Правильно. Это слово сказка. А какую сказку мы с вами изучаем?

Д. – «Сказка о рыбаке и рыбке».

У. – А кто автор этой сказки?

Д. – Александр Сергеевич Пушкин.

У. – Почему это произведение А. Пушкин назвал сказкой?

Д. Происходит волшебство.

У. К какому виду сказок относится « Сказка о рыбаке и рыбке»

Д. – Это волшебная сказка.

У. – Что волшебного в сказке? Что могло быть в настоящей жизни?

У. – Сегодня на уроке мы с вами будем учиться давать характеристику каждому герою « Сказки о рыбаке и рыбке». Назовите героев сказки.

Д. Старик, Старуха, рыбка.

IV. Работа по теме урока.

У. В начале нашей работы предлагаю выполнить задание на жёлтой карточке.

Какой характер у старика? У старухи? Соедини стрелками ( « Сказка о рыбаке и рыбке»).

Характер

старика

сварливый

добрый

мягкий

злобный

властный

смиренный

жадный

алчный

податливый

грубый

неуживчивый

Характер

старухи

Проверка: фронтальная, игра « Хлопай-топай».

У. – Чтобы более точно охарактеризовать героев сказки, мы будем работать по плану.

План.

1.В  Где живёт герой?

2.В  Чем занимается?

3.В  Какие поступки совершает?

4.В  Какой характер у героя?

5.В  Что вам понравилось или не понравилось в герое?

Первому характеристику мы дадим старику.

У. – Где живёт старик?

Д. – Старик живёт у моря. В ветхой землянке.

У. – А из каких строчек вы узнали, что старик живёт у моря. Найдите, прочитайте эти строчки.

Д. – Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

У. Чем занимается старик?

Д. – Старик ловил рыбу.

У. – В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки.

Д. – Старик ловил неводом рыбу.

У. Какие поступки совершает старик?

Д. – Старик поймал золотую рыбку и отпустил, её ничего не попросив.

У. Найдите строчки, в которых об этом говорится. Прочитайте.

Д. Раз он в море закинул невод,

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, —

Пришёл невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, —

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

« Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь».

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

« Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

У. — Какой характер у старика?

Д. — Старик добрый, мягкий, смиренный, податливый.

У. – Докажите, что характер у старика был добрый?

Д. – Старик отпустил золотую рыбку, не взяв с неё выкуп.

У. – А почему старика можно назвать мягким, смиренным, податливым?

Д. — Старик выполнял все приказания старухи, не перечил ей.

У. — Что вам понравилось или не понравилось в старике?

(Подвести детей к выводу, что старик не является положительным героем. Хоть он простоват и добр, но имеет нетвёрдый характер. Он выполняет все приказы старухи, тем провоцирует её на всё большее зло.

У. – Где живёт старуха?

Д. – Старуха живёт у моря. В ветхой землянке.

У. Чем занимается старуха?

Д. – Старуха прядёт свою пряжу.

У. – В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки.

Д. – Старуха пряла свою пряжу.

У. Какие поступки совершает старуха?

Д. – Старуха каждый раз отправляет старика просить у рыбки новый выкуп.

У. – Вспомните все желания старухи и расположите их по порядку с меньшего.

В 

Вольная царица.

Владычица морская.

Новое корыто.

В 

Столбовая дворянка.

В 

Новая изба.

У. — Какой характер у старухи?

Д. — Старуха сварливая, неуживчивая, жадная, алчная,

злобная, властная, грубая.

У. — Что вам понравилось или не понравилось в старухе?

Физкультминутка.

— Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Дружно выстроились в ряд

В рыбок превратились в раз.

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тепленькой воде:

То согнутся, разогнутся,

То зароются в песке.

Самостоятельная работа.

У. Самостоятельно по плану составьте рассказ–характеристику о золотой рыбке.

( Выслушиваются ответы детей).

У. — Как мы можем узнать настроение рыбки?

Д. — Настроение рыбки можно узнать, по словам о море.

У. — Выполните карточку. Проведите к рисункам стрелки от цитат из сказки. Работу выполняйте в парах.

Проверка: фронтальная, игра « Изобрази движением».

У. – Почему так изменялось настроение моря?

Д. — Когда старуха захотела невозможного, море почернело, и поднялась на море буря.

У. А можно ли море считать четвёртым героем сказки?

Д. – Да море можно считать четвёртым героем сказки, потому что его настроение изменяется, по мере того как изменяются желания старухи.

У. – Вспомните, как называется сказка?

У.— Почему «Сказка о рыбаке и рыбке», а нет старухи?

Подсказка: какие герои вам нравятся, а какие нет?

У.— У автора тоже есть свои предпочтения. Отношение автора к своим героям выражается через название сказки. Старуха злая, корыстная, завистливая, жадная и не удостаивается внимания автора даже в названии.

У. — Какая главная мысль сказки. Выберите наиболее точную формулировку.

Как здорово поймать волшебную золотую рыбку!

В 

Как плохо быть сварливым и жадным.

В 

Если ты сварливый и жадный ты потеряешь своё счастье.

V. Итог урока.

У. — Ребята, представьте, что вы оказались в этой сказке и рыбка может исполнить ваши желания.

На парте у вас лежат золотые рыбки, найдите их. Напишите свое желание, а может быть это будет просьба для родных, друзей из класса.

(Ученики пишут под музыку. Чтение желаний)

У. — Спасибо за урок

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;

— создание условий
для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную
деятельность; уточнение типа урока;  уточнение тематических рамок.

Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно
выполнять эти правила.

Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.

Организует выставку.

Уточняет тематические рамки. Доброе утро! Солнцу и птицам! Доброе утро
улыбчивым лицам! Пожелаем друг другу
успехов на
сегодняшний урок. 

Организация выставки книг и
рисунков.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять —
И внимательно считать.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с
одноклассниками совместно с учителем о правилах пов
едения и общения и следовать им (Коммуникативные
УУД).

II. Формулирование темы урока, постановка цели        
(3 мин)

Цели: формулирование темы урока учащимися;

— организовать
постановку цели урока учащимися.

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель
урока.

Организует
формулирование темы урока учащимися

Организует
постановку цели, формулировку темы урока учащимися

 На доске перед вами
«Картинная галерея», созданная вашими руками. В ней я поместила ваши рисунки
по «Сказке о рыбаке и рыбке».

— Как можно
назвать эту выставку рисунков? (Наши любимые сказки А.С. Пушкина)

Как назовём выставку книг?

-Сказки А.С.
Пушкина.

Строить предложения при ответе на вопросы.

 Уметь
оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные
УУД).

III. Повторение и обобщение прочитанного  (27  мин)

Цели:
повторное чтение текста с элементами анализа содержания прочитанного;
выборочное чтение по частям Как вы думаете, что ждет нас на этом уроке?
(театральный занавес) Что же такое театр? (место для зрелищ — краткий словарь
театральных терминов) Я доверила Лере поработать со словарем, и она найдёт
значение слова театр. Театр — (от греч. theatron — место для зрелищ,
зрелище), род искусства, средством выражения которого является сценическое
действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Давайте
только слегка приоткроем занавес. Что можно увидеть за кулисами перед началом
спектакля? (репетицию актеров, подготовка декораций и костюмов, работу грима,
технического персонала)

Целевое обоснование этапа, связь с результатами выявления первичного
восприятия.

Организация медленного «вдумчивого» чтения, диалога с
автором через текст, вычитывание подтекста.

Постановка к тексту вопросов разной смысловой направленности.

Краткий и ёмкий комментарий текста.

Деление текста на смысловые части и постановка уточняющего вопроса к
части.

Организация в случае необходимости попутного составления плана,
пересказа (в том числе, и с опорой на учебную тетрадь).

Проведение необходимой словарной работы по ходу перечитывания и
комментирования текста.  Просмотр театрализованного фрагмента сказки.

Организует  учащихся на представление сообщений, сказок, пробуждение
актёрских способностей.

Как жили старик со старухой?

-Какое чудо произошло?

-Каким мы видим старика в начале сказки?

-Как отнеслась старуха к рассказу старика?

-Каким вам представляется старик? А старуха?

-Почему именно корыто в первую очередь потребовалось старухе?

Попробуйте по иллюстрации рассказать об этом изображённом эпизоде
сказки(1чел)

— А вы бы выпустили
рыбку или загадали желание?

-Как вы думаете,
любое ли желание может исполнить золотая рыбка?

— Ребята, вы
нарисовали свою золотую рыбку, не простую, а волшебную.

Я предлагаю вам на
обратной стороне рисунка написать ваше желание.

— Зачитайте,
пожалуйста, что бы вы попросили у золотой рыбки. Почему именно это?

— Давайте отпустим
ваших рыбок в море, пусть гуляют там себе на просторе.)

— Предлагаю заслушать несколько человек с чтением
любимого отрывка из сказки..

— Кто приготовил пословицы к этой сказке.

Работа с
пословицами.

— Ребята, для вас
золотая рыбка приготовила необычные пословицы.

Подумайте и измените
текст этих пословиц так, чтобы они приобрели привычный вид.

1.Без труда не
вытащишь золотую рыбку из пруда. (Без труда не вытащишь рыбку из пруда.)

2. Не всё золотая
рыбка, что блестит. (Не всё то золото, что блестит.)

3.Мала золотая
рыбка, да дорога. (Мал золотник, да дорог.)

— Объясните смысл
каждой пословицы.

( Если не
потрудишься, не приложишь своих усилий, то ничего в жизни не добьёшься.
Маленький ребёнок дорог каждой маме. Хоть и маленькая вещь, но дорога, так
как сделана своими руками…)

Откройте ТПО, выполним задания на стр
44 №2, стр 45 №4 -101

(Коллективная работа по выполнению
заданий ТПО)

Уметь полным ответом отвечать на вопросы, опираясь на
текст.

 У каждого ученика нарисованная рыбка.

— Ребята, вы
нарисовали свою золотую рыбку, не простую, а волшебную.

Учитель: — Какая
фраза из этой сказки стала крылатой? Как вы её понимаете?

Остаться у разбитого
корыта, то есть остаться ни с чем, всё потерять

Дополнительное задание (если на уроке останется время).

Игра «Хорошо – плохо».

1. Учитель:


Старуха стремится к большей власти – это хорошо. Почему?

Хорошо,
когда есть стремление достичь большего.

Учитель:


Это плохо. Почему? Плохо,
когда всё получаешь в готовом виде, за счёт других, сам не прикладывая
никаких усилий. Тогда ты не ценишь того, что имеешь.

2. Учитель:


Старик добрый и покорный – это хорошо. Почему?

— Это плохо. Почему?

В группах указать на любую понравившуюся иллюстрацию
и рассказать по ней отрывок из произведения.

Отвечать на вопросы, построив речевые высказывания;
разгадывать кроссворд по материалу раздела учебника; анализировать
прочитанные произведения.

 Вступать в общение,
выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения;
аргументировать высказывания.

 (Коммуникативные
УУД)

 (Познавательные
УУД)

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке,
инструктаж о домашнем задании
(3 мин)

Цели:
Оценивание качества своей работы на уроке.

Оценивают свою работу на уроке

Организует рефлексию, выставляет отметки за урок.

Дает инструкцию по домашнему заданию.

— Работа с рефлексивным плакатом

— Оцените свою работу и покажите цветовым сигналом.

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности
(«Сегодня я научилась …», «Я ещё не очень хорошо читаю
выразительно, мне надо …»)

Работа с таблицей самооценки.

-Работа с психологическим комфортом урока.Нарисована  на доске
лестницу успеха и оцените деятельность своей группы на уроке. (Учащиеся
прикрепляют  смайлик на одной из ступенек по 1 человеку из группы.).

Дома можно подготовить с пересказ любой сказки А.С
Пушкина

2.Сделать поделку к изученному произведению.  ДОМА: ТПО
стр 46

Оценивать  свою деятельности на уроке

Дети оценивают свою работу цветными смайликами: хорошее настроение-зелёный
цвет, плохое настроение-красный цвет.

 Способность
к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные
УУД
).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения
на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Маленькие дети очень любят, когда родители рассказывают им интересные сказки. Нужно отметить, что большинство таких вымышленных историй имеют свою мораль. Практически все сказки несут в себе некую информацию для ребёнка, которая должна его научить, что такое добро и зло, как отличить плохое от хорошего и т. д. «Золотая рыба» — индийская народная сказка, которая является не только очень интересной и увлекательной, но и поучающей. Стоит вспомнить краткое содержание и выяснить, какие же качества воспитывает эта вымышленная историю у детей.

Индийские народные сказки

И детей, и взрослых завораживают различные сказки народов мира, а в особенности индийское народное творчество. Стоит сказать, что каждая строка, с которой знакомится читатель, пропитана любовью народа к своей культуре.

Индийские сказки очень отличаются от подобных произведений других народов. Можно сказать, что после знакомства с творением, которое сочиняли выходцы из народа, сразу становится понятно, в какой стране родилась сказка.

Нельзя не отметить, что индийские сказки отличаются колоритом индийского духа. Читая такое произведение, можно на минуту погрузиться в мир, который был придуман жителями этой таинственной и удивительной страны. Практически всё индийские сказки склонны к набожности и учёности.

Познавательные сказки и их главные герои

Немаловажно, что сказки, рождённые в Индии, являются очень познавательными и полезными для детей всего мира. Они воспитывают в каждом ребёнке хорошие качества, учат бороться со злом, быть добродетельными и беречь свою честь до конца дней.

Зарубежные сказки всегда отличались и будут отличаться от отечественных. Это связано с мировоззрением, религией, основными жизненными принципами и т. д. Это же касается и сказок, рождённых в Индии.

Главными героями индийских сказок очень часто являлись простые люди, происхождение которых не было благородным. Скорее всего, это связано с тем, что авторами таких произведений очень часто являлись обычные выходцы их народа, дух которых был довольно силён, а их мудрость передавалась из поколения в поколение.

Сказка «Золотая рыба»

Если вспоминать добрые сказки Индии, то можно отметить «Царевну Лабам», «Волшебное кольцо», «Добрый Шиви» и т. д. Однако нужно сказать, что самой известной и распространённой является поучительная сказка «Золотая рыба».

Сказка о Золотой рыбке – увлекательная и поучающая. Она показывает людские пороки, которые мешают жить не только им самим, но и окружающим. «Золотая рыба» учит, как можно, а как нельзя поступать. Эта сказка является одной из немногих, которая способна воспитать в каждом человеке хорошие качества ещё в раннем детстве. Многие родители предпочитают читать сказку о Золотой рыбе своим детям.

золотая рыба индийская народная сказка

Жизнь старика и старухи на берегу реки. Краткое содержание

«Золотая рыба» – индийская народная сказка, которая передавалась из поколения в поколение, чтобы воспитать в детях самые важные и нужные в жизни качества.

На берегу большой реки в бедности жили старик и старуха. У них не было практически ничего: ни хорошей одежды, ни вкусной еды, ни большого дома. Старик каждый день приходил к реке и ловил рыбу, потому что есть им было больше нечего. Старуха её варила или пекла, и только такая еда спасала их от голодной смерти. Бывало, что дед возвращался домой без улова, и тогда они и вовсе голодали.

индийские сказки

Встреча с Золотой рыбой. Кратко

Однажды старик как всегда пошёл к реке, однако вместо обычной рыбы ему удалось словить золотую. После этого она сказала деду: «Не уноси меня к себе домой старик, а выпусти. Тогда я исполню твои желания». В ответ он произнёс: «Что же мне у тебя просить, Золотая рыба? У меня нет ни хорошего дома, ни нормальной одежды, ни вкусной еды». Старик сказал, что будет благодарен рыбке, если она сможет исправить его трудное положение.

«Золотая рыба» – индийская народная сказка, в которой главный герой – старик – поймал не обычную, а золотую рыбу. Она согласилась выполнить желания деда в том случае, если он отпустит её обратно в реку.

сказка о золотой рыбке

Недовольство старухи. Краткое содержание

Встреча с рыбой стала для старика настоящей радостью. Она согласилась выполнить его желания. Когда дед вернулся, то не смог узнать свой прежний дом: он стал намного больше и прочнее прежнего, все блюда наполнены едой, лежит красивая одежда, в которой было совсем не стыдно показаться на люди.

Старик сказал своей жене, что теперь они должны быть благодарны Золотой рыбе, стараниями которой у них стало всего вдоволь. Дед рассказал старухе, что исполнительница желаний сделала это всё ради того, чтобы старик отпустил её на волю и не приносил в свой дом.

Однако не всё оказалось так хорошо, как думал дед. Его жена стала возмущаться: «Того, что ты попросил, нам надолго не хватит!». Старуха объяснила деду, что одежда со временем износится, а еда закончится, и сказала: «Что тогда мы будем делать? Иди и проси у нее больше богатства, еды и одежды!». После этих слова погнала она деда обратно к Золотой рыбе, чтобы волшебница выполнила и ее желания.

зарубежные сказки

Вторая встреча с Золотой рыбкой

Пошёл старик обратно к реке и стал звать свою благодетельницу. Она выплыла и спросила, чего же снова хочет дед. Он объяснил, что старуха недовольна. Теперь им нужно было, чтобы рыба сделала героя старостой, дом стал больше нынешнего в два раза, появились слуги и полные амбары риса. Волшебница выслушала деда и сказала, что вновь выполнит их желания, и всё будет так, как хочет жена бедного старика.

Однако и в этот раз старуха осталась недовольной. Сказала она деду, чтобы он вновь шёл в Золотой рыбе и просил большего. Старый отказался, но его жена стояла на своём. Ему больше ничего не оставалось, как идти к реке и опять звать рыбку.

Пришёл старик к реке и стал звать волшебницу, однако она так и не выплыла. Старый долго ждал и потом всё-таки решил пойти домой. Видит дед, что на месте богатого большого и роскошного дома опять стоит шалаш, а в нём – старуха, одетая в лохмотья. Старик взглянул на неё и промолвил: «Эх, жена… Я же тебе говорил, что хочешь много, а получишь мало, но ты пожадничала, и теперь мы не имеем ничего. Прав я был!».

сказки народов мира

Тема произведения. Схожесть со сказкой «О рыбаке и рыбке»

«Золотая рыба» – индийская народная сказка с поучительным содержанием. Слова деда в конце показывают читателю, что жадность ни к чему не приведёт, а сделает только хуже. Старик говорил своей жене, что больше не нужно просить Золотую рубку о богатстве, потому как она и так дала им практически всё, что нужно было для хорошей жизни. Однако такой человеческий порок, как жадность, сыграл свою роль, и старуха всё равно хотела всего побольше и лучше, чем они имели до этого.

Сказка о Золотой рыбке учит: нужно ценить то, что есть. Не следует гнаться за богатством, роскошью и лучшей жизнью, потому что «хочешь много, а получишь мало». Так и произошло в сказке: золотая рыбка вернула старикам прежний дом, забрала у деда и бабы всё то, что они просили до этого.

тема сказки

Тема сказки заключается в последних словах старика. Нужно ценить то, что есть, а не гнаться за роскошью и богатством.

Сказки народов мира можно разделить на добрые, грустные, весёлые и т. д. В Индии нередко рождались вымышленные истории, которые были познавательными и поучительными.

Вспоминая зарубежные сказки, можно заметить, что у многих из них сюжет довольно-таки схож между собой. Очень сложно придумать что-то, о чём ещё никогда не говорилось в другой стране. Это же касается и «Золотой рыбы». Все помнят сказку Пушкина «О рыбаке и рыбке», которая имеет огромное количество сходств с индийской.

добрые сказки

Любят сказки не только дети, но и их родители. Каждый человек в глубине души верит, что добро, честность и правда точно смогут одержать верх над злом, лицемерием, ложью, притворством, а также другими человеческими пороками. Поэтому стоит сказать, что, скорее всего, сказки не забудутся никогда, и будут ещё очень долго передаваться из поколения в поколение, воспитывать в детях положительные качества и просто приносить огромное количество положительных эмоций и взрослым, и малышам.

Тема урока: «А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чему учит сказка?»

Цель: создание условий для овладения алгоритмом составления словесного портрета героя и использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности.

Планируемые результаты

Личностные:

  • проявляют интерес к чтению литературных сказок,
  • проявляют желание составлять словесный портрет сказочного героя.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • принимают и сохраняют учебную задачу;
  • выполняют учебное задание по алгоритму;
  • контролируют и оценивают свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • в конце урока объясняют  удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой.

Коммуникативные УУД:

  • учитывают разные мнения и стремятся к сотрудничеству в рамках учебного диалога,
  • используют речевые средства для представления результата деятельности.

Познавательные УУД:

  • определяют особенности литературной сказки и обосновывают своё мнение,
  • описывают героев сказки и их характер, обосновывают свой мнение,
  • сравнивают героев и обосновывают своё мнение.

Предметные:

  • читают осознанно, выразительно,
  • составляют словесный портрет героев,
  • составляют план и пересказывают текст по плану.

Средства достижения планируемых результатов:

  • технология критического мышления (приём составления кластера)
  • технология проблемного диалога (создание проблемной ситуации)
  • технология оценивания учебных успехов
  • диалоговый метод
  • деятельностный метод
  • метод моделирования
  • средства ИКТ (ПК, экран, проектор, ЭОР)

Ход урока

  1. Оргмомент. 

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас!

  1. Речевая разминка.

    Синицы

Зайчик едет на такСИ.

Куда едет, сам спроСИ.

Медведь лежит в густой теНИ,

Его за лапу не тяНИ.

В подарок белочке овЦА

Несёт четыре леденЦА.

Хочу спросить я учениц:

Скажите, сколько здесь синиц?

— Прочитайте медленно хором.

— Ответьте на вопрос стихотворения.

— Прочитайте с вопросительной интонацией.

— А теперь скороговоркой.

  1. Актуализация знаний

— С какой сказкой познакомились на прошлом уроке? Кто автор сказки?

— Чтобы проверить, внимательно ли вы читали сказку, проведём игру.

(Класс делится на две команды, вопросы обсуждают в команде, один ученик отвечает. За правильный ответ даётся «золотая рыбка». Кто больше наберёт, тот и победил.)

— Где жили старик и старуха? (у синего моря в ветхой землянке)

— С чем первый раз пришёл невод? (с тиной)

— С чем второй раз пришёл невод? (с травой морской)

— Какая труба была на новой избе старика и старухи? (кирпичная, белёная)

— Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые)

— В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона)

— Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке)

— Что держит стража царицы на плечах? (топорики)

— Что ела за столом старуха-царица? (пряник)

— Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню)

— Как встретила старика старуха-царица? (выгнала)

  1. Анализ «сказочных примет»

-Найдите черты сходства и отличия сказки А.Пушкина с народной сказкой.

(Приём ТРКЧП — составление кластера. Фронтальная  работа –– по ходу вопросов и обсуждения составляется кластер).

Создание сказки золотая рыбка

                     Создание сказки золотая рыбкаСоздание сказки золотая рыбка

                                                      Создание сказки золотая рыбкаСоздание сказки золотая рыбка

Создание сказки золотая рыбка

Создание сказки золотая рыбка

  • Зачин
  • Повтор
  • Получение трудного задания, которое  сам герой выполнить не может
  • Волшебный помощник
  • Магическое число
  • Поучительный характер
  • Стихотворная форма
  • Необыкновенно богатый язык сказки

      5. Работа над содержанием сказки, характеристикой её героев.

1) восстановление сюжетной цепочки сказки:

Вспомним содержание и восстановим события сказки, в этом нам поможет схема

Создание сказки золотая рыбка

2) Постановка проблемного вопроса?

Почему старуха осталась у разбитого корыта? Ведь ей рыбка дала все что могла. А могло ли быть иначе?

— Вот он наш главный вопрос.(?)

3) Характеристика героев сказки и анализ их поступков.

Начнем с героев сказки. Назовите героев сказки. (старик, старуха и рыбка)

— Что вы узнали о них из сказки, расскажите где они жили, чем занимались…

— Что произошло со стариком, когда он в очередной раз пошел рыбу ловить, что его очень удивило, найдите отрывок в сказке и прочитайте его.

— Как вела себя рыбка?

— Почему старик её отпускает, ведь он такого чуда никогда не видел?

— Почему рыбка стала помогать старику?

—  Как обращается старик к рыбке в тексте?

— Что он испытывает когда вновь обращается к рыбке? (стыд, растерянность, уважение, страх, почтение)

4) Характеристика старика и старухи, рыбки ( работа в паре по карточкам)

Описание: C:Documents and SettingsАлексРабочий столработакартинкисказка о рыбаке и рыбке6.jpg

кроткий

сварливый

добрый

мягкий

злобный

властный

смиренный

жадный

грубый

неуживчивый

безропотный

бескорыстный

покорный

Описание: C:Documents and SettingsАлексРабочий столработакартинкисказка о рыбаке и рыбке4.jpg

— Какой характер был у старика? У старухи? Соедини стрелочкой героя и слово.

— Покажите свои рисунки.

— А рыбка, какая она, дайте ей характеристику.

5) Отношение автора к героям сказки

— Итак, вот они наши герои, а как автор относится к ним?

— рыбку – любит, гордится ею, восхищается;

— старику – сочувствует, жалеет …

— старуху – осуждает, наказывает от имени рыбки

— Давайте разделим героев на положительных и отрицательных и докажем почему мы так поступили. Оцените поступки героев, кто из них был прав, а кто нет.

— У нас остался еще один герой, на которого мы не обратили наше внимание. Как вы догадались, что рыбка сердится на старуху? Всегда ли море в сказке одинаковое?

6.Физкультминутка.

6) Характеристика моря.

— Море всегда разное, то оно синее, то оно помутилось и…. давайте восстановим последовательность каким было море. (работа по карточке в паре)

  — помутилось синее море

  — синее море

 —  видит на море чёрная буря

  — море слегка разыгралось

  — не спокойно синее море

  — почернело синее море

— Молодцы, а теперь найдем отрывок из текста соответствующий каждому виду моря.

— Что помогает нам понять – море? (что оно сердится на старуху)

Создание сказки золотая рыбка

7) Характеристика героя по плану.

Прочитайте алгоритм.

— Можно ли считать удачно составленным словесный портрет, если в нём описана только внешность героя? Обоснуйте своё мнение. (работа в парах)

 Составьте словесные портреты старика и старухи из «Сказка о рыба%ке и рыбке» А. С. Пушкина, используя алгоритм составления сло%весного портрета литературного героя. (групповая работа)

— Возвращаемся к нашей схеме.

— Чем заканчивается сказка? Так почему же старуха осталась у разбитого корыта? За что же так наказала её рыбка. Хорошо. Как бы старуха высоко не вознеслась, но добро побеждает зло и старуха наказана за свою жадность и алчность.

— А вы бы не хотели поймать золотую рыбку, чего бы вы попросили у рыбки?

— Чему учит нас эта сказка?

7) Работа с пословицами.

— На примере сказки объясним смысл пословиц:

Много захочешь – последнее потеряешь.

Много желать – добра не видать.

Жадность всякому горю начало.

Ненасытному все мало.

— Сказка была написана почти 300 лет назад, но она до сих пор интересна и не просто интересна, она учат нас жить и правильно поступать.

Кому сегодня понравилось на уроке? Кто об этом уроке расскажет родителям, друзьям. И на память о нашем уроке поймайте золотую рубку, пуст она вам напомнит об уроке, а может кому- нибудь поможет.

7. Итог урока.

Мне сегодня понравилось на уроке…..

Мне было трудно …..

Я узнал, что ….

Оцените свою работу на уроке.

8. Д.З. нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку, выучить наизусть

  • Соисполнение как пишется слитно или раздельно
  • Созваниваться как пишется правильно
  • Соединение фольклорного фантастического и реального сказки дикий помещик
  • Согласны ли вы с утверждением что под лежачий камень вода не течет итоговое сочинение
  • Согласуйте пожалуйста как пишется