Составьте рассказ по опорным словосочетаниям озаглавьте текст и запишите его

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 3 класс, 1 часть, климанова, виноградская, страница 114. укм перспектива1. что в произведении бианки

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 114. 

УКМ «Перспектива»

1. Что в произведении Бианки правда, а что вымысел?

Вымыслом являются мысли и разговоры насекомых, их взаимопомощь.

Правдой оказывается описание внешности и особенностей поведения насекомых.

2. От чьего имени ведётся рассказ?

Рассказ ведётся от имени автора, писателя Валентина Бианки.

3. Что вы можете сказать об авторе рассказа?

Это человек внимательный, наблюдательный, любящий природу.

4. Расскажите, что вы знаете о В. Бианки. Найдите статью о нём в энциклопедии.

Рассказ «Краткая биография писателя Валентине Бианки» для 3 класса

Будущий писатель родился 11 февраля 1894 года в Санкт-Петербурге. Его отец был биологом и работал в орнитологическом отделении музея. Он и привил мальчику любовь к природе и всем живым существам.

Когда Бианки вырос он тоже стал орнитологом, изучал природу Алтая, путешествовал на Телецкое озеро.

В начале 20-х годов прошлого века Бианки стал писать рассказы и сказки о природе. Чуть позднее он стал публиковать «Лесную газету», книгу о животных и птицах, которая сделала писателя знаменитым.

«Лесная газета» выходила несколько лет. В ней оказались собраны лучшие рассказы и сказки писателя.

Бианки очень любил природу, он был внимательным наблюдателем, предпочитал не охотиться, а изучать. Он очень много узнал об образе жизни животных и птиц и спешил поделиться своими знаниями с читателями.

Бианки хотел, чтобы мальчики и девочки тоже полюбили природу.

Умер писатель в 1959 году в возрасте 65 лет. Он написал более 120 книг, которые до сих пор пользуются огромной популярностью.

5. Представьте себе маленьких помощников Муравьишки. Нарисуйте их в своём воображении, используя строки из рассказа.

Гусеница-землемер. Червяк-червяком. Спереди ножки и сзади — ножки. Пошёл землю мерить.

Паук-сенокосец. Ноги как ходули, между ног голова.

Жужелица. Ноги ровные, шестиногий конь.

Жучок-блошачок. Чуть от земли видно.

Кузнечик. Длинные здание ноги. Крылья за спиной.

Майский хрущ. Тяжёлый, неуклюжий конь. Жёсткие крылья, как перевёрнутые корыта.

6. Найдите в тексте опорные слова и выражения. С их помощью составьте план. Перескажите рассказ Бианки другу.

План рассказа «Приключения муравьишки» по опорным словам

  1. Дунул ветер и сорвал листок с ветки.
  2. Пошёл землю мерить.
  3. Начал паук ходули переставлять.
  4. Бежит шестиногий конь.
  5. Пружинки складные.
  6. Перенесли кузнечика через забор.
  7. Река и водомер.
  8. Крылья, как корыта.
  9. Качается Муравьишка на листовёртке.

Пересказ рассказа «Приключения муравьишки» другу для 3 класса

Однажды муравьишка забрался высоко на берёзу, загляделся на вид вокруг, но дунул ветер и сорвал лист с муравьём. Унесло муравья далеко-далеко, за деревню. Не знал он, как домой в муравейник добираться будет, и сильно расстроился.

Но встретил муравьишка гусеницу-землемера. Согласилась гусеница помочь муравьишке. Сел муравей на гусеницу, а та пошла землю мерить. Растрясла муравьишку. 

Слез муравьишка с гусеницы, паука-сенокосца увидел. Согласился паук помочь муравьишке. Сел муравей на паука, а тот давай длинные ноги, как ходули переставлять. Но медленно шёл паук, не понравилось это муравью.

Пересел он на жужелицу. Та побежала, как конь шестиногий. Вмиг до картофельных грядок довезла.

Там муравьишка пересел на жучка-блошачка. Тот хоть и маленький, а высоко прыгает. Доставил муравья до забора.

Там муравью кузнечик помог. Ноги длинные разогнул, подпрыгнул, крылья выпустил и перемахнул через забор.

А там река. Как через неё бедному муравью переправиться? А солнце уже к земле клонится. Не успевает муравей. Но помог ему клоп-водомер через реку переправиться.

А дальше уже хрущ майский на помощь спешит. Тот помчался так, что у муравья дух захватило. Доставил хрущ муравья к родной берёзе, на самой вершине высадил.

Стал муравей просить листовёртку помочь ему спуститься. А та отказала. Обиделся муравей, укусил гусеницу, а та с перепугу упала и давай паутинку разматывать. А муравей за гусеницу уцепился и спускается.

Так и добрался муравьишко до муравейника. А тут и солнце село.

7. Придумайте историю про то, как Муравьишке помогала, например, бабочка. Составьте план текста и запишите получившийся рассказ в творческую тетрадь.

План рассказа о бабочке, которая помогла Муравьишке.

  1. На высокой берёзе.
  2. Летящая бабочка.
  3. Доброта бабочки.
  4. Муравей спустился.

Рассказ о бабочке, которая помогал муравьишке для 3 класса

Опустил майский хрущ муравьишку на высокий сук и улетел. А бедный муравьишка не знает, как спуститься, ведь солнце уже садится.

Вдруг видит муравьишка, летит мимо бабочка, крылышками порхает. Стал он просить бабочку помочь ему с дерева спуститься.

Не стала отказывать бабочка, велела муравью сесть на спину и держаться крепче.

А потом спустилась к самому муравейнику. Спрыгнул муравей на землю, поблагодарил бабочку и домой поспешил. Тут и солнце село.

AVvXsEiwV9FhtoWZe6S6oUpBvLlvmgsspJAKX91H5h1Dc1QDzd9JTPZVOYrJzO8Ia6UwVxa5G 39pvEoBGZeYrgHVjjUOeuR64rfZWQBMxQHF5J9RnfKVhaPWaDHMo1zVFF VX2UIo0HcbSdvMn9jtuYTNm4ahgla85OijM 9usr spo3smqfdqOQE 8C0539Q=w400 h280

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 62» города Магнитогорска

Учитель – логопед: Алиева Т.К.

Логопедические уроки для первоклассников

Пособие предназначено для учителей-логопедов и учителей начальных классов. Пособие состоит из 22 занятий, которые направлены на углублённое изучение фонетики, словообразования, морфологии. Содержание уроков включает в себя лексические задания, письменные задания, дидактические игры.

Логопедические уроки рекомендовано проводить для предупреждения и устранения дисграфических ошибок. Длительность одного занятия 30 минут. Для занятий необходимо иметь тетрадь в клетку, тетрадь в узкую линейку, ручку, карандаши, линейку. Начинать занятия желательно во второй половине года для закрепления приобретённых знаний в классе.

Материал данного пособия эффективен при работе с детьми с речевыми нарушениями. Необходимость уроков возникает у детей при затруднениях в делении слов на слоги, постановке ударения, выполнении звукового разбора слова. А также при работе с текстом и предложением.

Профилактические меры позволяют ребёнку закрепить знания и умения, полученные по грамоте и выработать навык владения словом. Уроки опробированы и приносят стабильные результаты.

Содержание курса. Темы уроков

  1. Текст

1.Предложение

2.Виды предложений

3.Составление предложений

4.Заглавная буква в именах собственных

  1. Слово

5.Слова-предметы

6.Слова- признаки предметов

7.Слова-действия предметов

  1. Слог

8.Деление слов на слоги

9.Ударение в словах

10.Перенос слова

  1. Звуки и буквы

11.Алфавит. Звуки и буквы

12.Гласные звуки

13.Согласные звуки

14.Буква Ь

15.Безударные гласные

  1. Согласные звуки и буквы

16.Звонкие и глухие

17.Мягкие и твёрдые

18.Буква Й

  1. Буквосочетания

19.ЖИ-ШИ

20.ЧА-ЩА

21.ЧУ-ЩУ

22.ЧК-ЧН

Урок 1

Тема урока: Предложение

Цель урока:

Уточнение понятия «предложение» и «текст». Выделение предложения из текста. Определение количества и последовательности слов в предложении.

Раздельное написание слов в предложении

Разминка

Сядет тот , кто назовёт слова, которые заканчиваются на звук А

Подготовительный этап

Мы отправимся в лес и послушаем голоса (звучит музыка)

— Чьи голоса звучат?

— Назовите птиц, которых вы знаете

Основной этап

-Отгадайте загадку:

Птица серая живёт, никогда гнезда не вьёт,

В чужих семьях вырастает, годы жизни предрекает

(картинка кукушки)

-Послушайте текст и сосчитайте предложения

Кукушка

В лесу живёт кукушка. Она кладёт яйца в чужие гнёзда. У кукушки нет своего гнезда.

-Сколько предложений в этом тексте?

Лексическая работа

Замените слово «кладёт» другим словом

Анализ предложения

-. Сколько слов в предложении? Назовите первое слово? С какой буквы пишется первое слово в предложении? Как пишутся слова в предложении? Как на письме обозначить, что предложение закончилось? Составьте схему первого предложения в тетради (проводится анализ каждого предложения)

Заключительный этап

Что я вам сегодня читала? Как называется текст? Из чего состоит текст? Что мы составляли? Из чего состоят предложения? Как пишутся слова в предложении? Назовите правила написания предложения

Урок 2

Тема урока: Виды предложений

Цели урока:

Изучение знаков препинания в конце предложения. Составление предложений. Формирование навыка написания заглавной буквы в начале предложения.

Разминка

Сядет тот, кто составит предложение из двух слов

Подготовительный этап

-Кто прикатился на урок? (картинка колобка)

-Вспомним русскую народную сказку «Колобок» (рассказывают по одному предложению)

Основной этап

На доске написано предложение «Лиса перехитрила колобка. »

-Какой знак препинания стоит в конце предложения? Это предложение называется повествовательным. Запишите схему в тетради. С какой буквы пишется первое слово в предложении?

-Задайте вопросы по предложению (кто перехитрил колобка, кого перехитрила лиса) Составьте и запишите в тетради схему. Какой знак поставим в конце предложения? Это предложение называется вопросительным.

На доске написано предложение «Колобок я тебя съем!

-Какой знак стоит в конце предложении? Это предложение называется восклицательным. Запишите схему в тетради. Составьте восклицательные предложения.

Заключительный этап

-Вспомним, какие знаки препинания мы изучили.

Отгадайте загадки:

Бурным чувством нет конца: пылкий нрав у молодца! (восклицательный знак)

Вечно думая над смыслом, изогнулся коромыслом (вопросительный знак)

Загораживает путь, предлагает отдохнуть (точка)

Урок 3

Тема урока: Составление предложений

Цель урока:

Составление предложений по опорным словам. Установление связи слов в предложении. Определение границ предложения в тексте

Разминка

Сядет тот, кто составит предложение по схеме

____ ____ на ____ .

Подготовительный этап

На доске картинки деревьев.

-Где мы с вами находимся? Как вы определили, что в лесу? Назовите деревья, которые вы знаете

Основной этап

Послушайте текст и сосчитайте предложения

На реке.

Ветер шумит и воду рябит. Деревья скрипят. Ветер затих. Негромко поют птицы. Луг выскочила на лягушка.

-Сколько предложений в тексте? Как вы это определили? Какое предложение составлено неправильно? Почему? Составьте предложение правильно. Запишите схему каждого предложения. Вспомните правила написания предложения

Лексическая работа

Предложение Деревья скрипят дополните новыми словами.

Назовите предложения.

Синтаксическая работа

Составьте предложения из слов каждой строчки и запишите в тетрадь.

Играли, песочнице, в, малыши.

Они, из, замок, построили, песка.

Заключительный этап

Отвечайте на вопросы полным предложением. — Из чего состоит текст? Из чего состоят предложения? Как пишется первое слово в предложении? Как пишутся слова в предложении? Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

Урок 4

Тема урока: Заглавная буква в именах собственных

Цель урока:

Различение имён собственных и подбор примеров таких слов. Выделение имени собственного из текста. Запись слов с заглавной буквы.

Разминка

-Перечислите названия городов

Подготовительный этап

-Послушайте рассказ одного мальчика

Летом я поеду с папой в Сочи. Этот город находится на берегу Чёрного моря. Катя поедет в Иркутск, на озеро Байкал. Таня будет отдыхать в деревне Сосновка. Там живут корова Бурёнка и пёс Шарик.

-Назовите имена собственные.

Основной этап

Имена собственные — это названия городов, деревень, улиц, рек, озёр, клички животных, имена, фамилии, отчества людей.

Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Письменное упражнение:

-Запишите из текста имена собственные в тетрадь

Дидактическая игра «Назови имена персонажей сказки»

А. Н. Толстой «Золотой ключик»

Деревянный мальчик –

Девочка с голубыми волосами –

Черепаха –

Лиса-

Кот –

Владелец кукольного театра –

Письменное упражнение:

-Запишите в тетрадь фамилии известных людей

Поэт –

Писатель –

Композитор –

Космонавт –

Заключительный этап

-Скажите, где ставится большая буква? Давайте вспомним улицу, на которой вы живёте? Назовите имя отчество ваших родителей.

Урок 5

Тема урока: Слова-предметы

Цель урока:

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через слова, обозначающие предметы и явления. Слова, отвечающие на вопросы: кто? что?

Разминка

-Сядет тот, кто назовёт слова, обозначающие предметы, вокруг нас

Подготовительный этап

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.

-Слово называет предметы и явления окружающего мира. Предмет и слово, его называющее, — это не одно и то же. Попробуем это доказать.

Лексическая работа

Игра с мячом

— Я каждому брошу мяч и назову слово, а вы скажите значение этого слова.

Например: стол-мебель

Основной этап

— Мяч – это предмет. Его можно потрогать, подбросить, поймать.

-Можем ли мы со словом «мяч» произвести все эти действия?

Слово можно только услышать, произнести, прочитать, написать.

На доске изображения предметов (с подписью словарных слов)

-Давайте напишем в тетради слова, которые отвечают на вопрос кто? в первый столбик, а на вопрос что? – во второй столбик.

Кто? что?

Мальчик машина

Девочка молоко

Медведь пальто

Ребята пенал

Воробей деревня

Заключительный этап

— Скажите, чем предмет отличается от слова? Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос что? Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос кто?

Работа над словарём

Игра: «Четвёртый лишний»

Урок 6

Тема урока: Слова-действия предметов

Цель урока:

Различение слов, обозначающих действие предметов. Подбор действий к предмету. Слова, которые отвечают на вопрос: что делает? Составление предложений из двух слов: предмет-действие.

Разминка

Сядет тот, кто скажет, что я могу сделать с мячом?

Подготовительный этап

Выберите из стихотворения С. Маршака «Мяч» слова, которые говорят о действиях мяча. На какие вопросы они отвечают?

Лексическая работа

Сравните слова, обозначающие действия предмета: покатился, докатился, подкатился. Что общего и отличного в звучании и значении этих слов?

Основной этап

— Слова, которые отвечают на вопрос: что делает? Обозначают действие предмета.

— Послушай те слова, обозначающие действия. Объясните разницу в значении этих слов. Какие слова обозначают завершенное действие?

Пишет – написал рисует — нарисовал

Варит – сварил строит — построил

Чистит – вычистил красит — покрасил

Собирает – собрал цветёт — отцвёл

— Составьте предложения с этими словами.

— В тетради запишем предложения из двух слов. Например: Заяц прыгает.

Птица_________________. Конь________________.

Лягушка_______________. Рыба________________.

Уж___________________. Слон________________.

Сколько слов в каждом предложении? Какое слово отвечает на вопросы: кто? что делает?

Заключительный этап

— На какой вопрос отвечает и что обозначает слово: летит? идёт? плывёт?

Дидактическая игра «Кто что делает?»

— Составьте предложения из двух слов.

Столяр——. Маляр——. Ткачиха——. Швея——. Повар——. Пекарь——. Кузнец——. Сторож——. Врач——. Учитель——. Художник——. Балерина——.

Урок 7

Тема урока: Слова – признаки предметов

Цель урока:

Различение слов, обозначающих признак предмета. Подбор признаков к предмету. Слова, которые отвечают на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие? Составление предложений из двух слов: предмет — признак предмета.

Разминка

Подберите к слову мальчик слова, которые отвечают на вопрос: какой?

Подготовительный этап

Игра «Кто это?» «Что это?»

Белоствольная, высокая, стройная___________________

Вкусный, алый, сахарный_______________________

Жёлтые, красные, осенние______________________

Новая, интересная, библиотечная_________________

Ветвистая, зелёная, колючая___________________

Красное, спелое, сладкое_________________

Основной этап

— Подберите к предметам слова, отвечающие на вопрос какой? запишите в тетрадь (картинки на доске).

Лук (какой?) горький, лимон (какой?) кислый, арбуз (какой?) сладкий.

Подберите к предметам слова, отвечающие на вопрос какая? запишите в тетрадь (картинки на доске).

Книга (какая?) интересная, дорога (какая?) широкая, вода (какая?) чистая.

Подберите к предметам слова, отвечающие на вопрос какое? запишите в тетрадь (картинки на доске).

Солнце (какое?) яркое, море (какое?) солёное, яблоко (какое?) вкусное.

Подбираем несколько слов, а записываем одно слово.

Заключительный этап

— На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признак предмета?

— Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы какой? Какая? Какое?

Дидактическая игра «Свари вкусную кашу»

Каша из гречки (какая?) гречневая, каша из пшена (какая?) пшённая ( из риса, из манки, из перловки, из гороха, из геркулеса)

Урок 8

Тема урока: Деление слов на слоги

Цель урока:

Определение количества гласных и слогов в слове. Подбор слов с разным количеством слогов. Составление слов из слогов. Выполнение анализа и синтеза слов, полученных путём перестановки слогов.

Разминка

Назовите слова, которые состоят из одного слога

Подготовительный этап

Стихотворение «Гусь»

— Га-га-га! – гогочет гусь. –

Я семьёй своей горжусь!

На гусят и на гусыню

Всё гляжу, не нагляжусь.

— Сколько раз произнесён слог-га-?

Словарная работа

-Назовите родственные слова в стихотворении.

— Вспомните слова, начинающиеся со слога -га-.

Основной этап

— Слова состоят из слогов. Сколько гласных в слове, столько и слогов. Слова, состоящие из одного слога называются односложными, из двух слогов двусложными, из трёх слогов трёхсложными.

— Поделите слова на слоги (на доске представлены картинки) — Запишите слова в тетрадь, деля их на слоги (кук-ла, мо-ло-ко и т.д.)

Дидактическая игра «Сколько слогов»

— Я называю слово, вы должны сосчитать количество слогов и поднять карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в слове. Кто поднял карточку с цифрой не правильно, тот выбывает из игры. Победителем становится тот, кто не разу не ошибся.

Заключительный этап

Из чего состоят слова? Как определить количество слогов в слове? Дидактическая игра «Восстанови порядок»

-Составьте слова из слогов

Ко, дил, кро. Фан, са, ра. Ти, кар, на.

Урок 9

Тема урока: Ударение в словах

Цель урока:

Определение ударных и безударных гласных звуков и слогов в слове. Обозначение ударения в словах. Сопоставление слова со схемой. Сравнение произношения слов с разным ударением.

Разминка

Назовите слова, состоящие из двух слогов, с ударением, падающим на первый слог

Подготовительный этап

Ударный слог, ударный слог –

Он назван так недаром…

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом!

И молоток, стучит, стучит.

И чётко речь моя звучит. А. Шибаев

— Произнесите в указанном ритме слог –ла-

Лала—ла, ла—лала

— Выделите ударением слог –ла-

Ло-лу-ла, лу-ла-ло, ла-ло-лу

Основной этап

— Ударный слог в слове произносится с несколько большей громкостью и длительностью по сравнению с безударным.

Устное упражнение:

-Подберите слово к схеме и произнесите слово с ударением (на доске изображения картинок и слоговые схемы слов)

Письменное упражнение:

-В тетради составьте слоговые схемы слов (каждому выдаётся индивидуальная карточка со словами)

Словарная работа

-Есть такие слова, которые пишутся одинаково, а произносятся по- разному: например, гвоздики-гвоздики, замок-замок, кружки-кружки, ирис-ирис, хлопок-хлопок, полки-полки. Ударение в этих словах падает на разный слог. Мы сейчас определим значение этих слов, произнесём их с ударением. Затем составим предложения с этими словами и запишем их в тетрадь.

Заключительный этап

-Соберите имена людей из слогов и поставьте ударение

Урок 10

Тема урока: Перенос слов

Цель урока:

Деление слов на слоги и для переноса. Деление слов с мягким знаком и й для переноса. Чёткое и правильное произношение звуков и сочетания звуков в слове.

Разминка

Назови слова, состоящие из трёх слогов, с ударением, падающим на второй слог.

Подготовительный этап

-Я вам прочитаю стих, а вы составляйте слова (на доске карточки со слогами сок, но, пе, ку, ча, ле; из них дети составляют слова).

Ребята пили сладкий сок.

Слог «пе» добавили — стал «песок».

А «но» пришло – уже «носок».

А если «ку» — читай «кусок».

Со слогом «ле» прочтём «лесок»,

Туда пошли мы на «часок».

— Составьте слова из слогов. Напишите в тетради, подчеркните гласные.

Лу – на пуш-ка зон-тик

Зи –на мыш-ка бан-тик

Пе –на зай-ка бра-тик

Ле –на вил-ка вин-тик

Основной этап

-Спиши слова, деля их на слоги. Подчеркни гласные.

Огурец, овощи, олени, утюги, уголок.

— Можем ли мы перенести одну гласную на другую строчку? Напишите эти слова деля из для переноса (огу-рец)

— Спишите слова, деля их для переноса по образцу (маль-чик, паль-то)

— Чем похожи слова? Как переносятся слова с мягким знаком?

— Спишите слова, деля их для переноса по образцу (май-ка, зай-ка)

— Чем похожи слова? Как переносятся слова с буквой Й ?

Заключительный этап

-Повторим правила переноса: нельзя оставлять одну букву на строке.

Дидактическая игра «Составь слово из слогов»

— Подчеркните ударный слог и напишите слово, которое получится из ударных слогов данных слов.

Удочка, подарок, ребус, низенький, ехать.

Урок 11

Тема урока: Звуки и буквы. Алфавит

Цель урока: Знакомство со способами образования звуков речи. Определение места звука в слове. Определение количества звуков в слове. Звуковой анализ и синтез слова. Знакомство с алфавитом.

Разминка

Назовите слова, которые заканчиваются на звук А

Подготовительный этап

-Мир полон звуков — живых и неживых. Пение птиц, рокот машин, кваканье лягушек, грохот грома… Вслушиваясь в звучание мира, мы догадываемся о событиях, происходящих вокруг.

Дидактическая игра «Слушаем звуки в доме»

Назовите звуки, которые мы слышим дома. Кто не может назвать звука, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто услышит больше всех звуков

( например: телефонный звонок, звонок в дверь, тиканье часов)

Основной этап

-Когда мы говорим, мы произносим звуки речи. Звуки бывают гласные и согласные. Когда образуются гласные, воздух проходит свободно, без препятствий. Сейчас мы это проверим. На кончик карандаша закрепим бумажку и поднесём ко рту. Произнесите гласный звук. Бумажка не шёлохнётся. Произнесите согласный звук. Воздух встречает препятствие и бумажка падает.

— Чем же звуки речи отличаются от букв? Чтобы изучить буквы, существует алфавит. Алфавит – это греческое слово. Буквы в алфавите располагаются в определённом порядке, который нужно хорошо запомнить.

— Вы изучили все буквы? Среди них есть похожие. Чтобы не спутать при чтении и письме, повторим их ещё раз.

Буквы-колёса О, С, З, Ю, Ф. Лестницы Н,Е. Заборы Ш, Щ, Ц, И. Ракеты Л, А, Д. Ворота П,М. Молотки Г,Т. Жучки Ж, Х.Крючки К, У, Ч.

Письменные упражнения:

  1. Записать печатные буквы, как письменные

  2. Написать слова в алфавитном прядке

  3. Вставить пропущенные буквы в слова

Заключительный этап

— Какие бывают звуки? Назовите слово, в котором буквы расположены в определённом порядке. Сколько букв в алфавите? Сколько гласных в алфавите? Назовите их. Сколько согласных в алфавите? Назовите их. Назовите буквы, которые звуков не обозначают.

Урок 12

Тема урока: Гласные звуки

Цель урока: Образование гласных звуков. Выделение гласных из слогов, слов, предложений. Составление слов и предложений из слогов.

Разминка

Назовите гласные, которые вы знаете

Подготовительный этап

Дидактическая игра «Замени букву»

-Вставьте гласную, чтобы получилось другое слово

Сын-сон, лук-лак, бак – бык, сок – сук.

Письменное упражнение:

— Выпишите в строчку гласные из стихотворения

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора.

Стоял ноябрь уж у двора. (А.Пушкин)

-Проверим. Какой гласной не было в стихотворении?

Основной этап

-В русском языке 10 гласных звуков и букв. Они состоят только из голоса, тянутся и поются. Давайте произнесём все гласные звуки нараспев. При их произнесении воздух проходит через рот свободно. Гласные буквы образуют слог.

— Прочитайте слоги: 1-мо, 2-ло, 6-бо, 7-ро, 5-го, 9-сок, 4-чо, 3-ко, 10-нок, 8-бок.

— Составьте из этих слогов слова.

1-2-3 3-2-9 5-2-9

3-7-8 3-2-8 6-4-10

— Прочитай слоги от последнего к первому. Что получилось?

Кой, гол, и, вой, но, сос, рой, ост, ся, лол, ко, у, нок, жо, ве, мед.

— Запишите в тетрадь. Подчеркните гласные буквы.

Заключительный этап

— Сколько гласных в русском языке? Из чего они состоят? Для чего служат гласные?

-Вставьте в слова подходящие слоги. Прочитайте свои слоги. Какое слово получилось?

Тёплое Чёрное _____ре, топкое торфяное бо____то, тёмный глубокий коло_______.

Урок 13

Тема урока: Согласные звуки

Цель урока: Образование согласных звуков. Преобразование слов. Работа над произнесением фраз с трудными сочетаниями звуков.

Разминка

Назовите согласные звуки, которые вы знаете

Подготовительный этап

Дидактическая игра «Замени букву»

-Придумайте слова, которые отличаются только одним согласным

Гайка-майка-зайка-лайка-чайка

Соль-моль-боль-роль-ноль

Письменное упражнение:

Запишите слова, добавляя букву в начале слова

Мех-смех

Тон-стон

Кот-скот

Тук-стук

Основной этап

-Согласных в русском языке больше, чем гласных. При произнесении согласных звуков воздух встречает препятствие (губы, зубы). Согласные встречаются в слоге только с гласными.

Письменное упражнение:

-Замените первую букву в слове на букву щ и запишите новые слова

Кепка, кит, мель, тётка, река, венок, детина, полка.

-Обведите согласные в кружок

-Закройте на минутку глаза, откройте, прочитайте буквы и запишите по памяти в соответствующие фигуры

Дидактическая игра «Угадай букву»

-Начерти в воздухе букву, а мы будем угадывать, что ты написал

Заключительный этап

-Выучим скороговорки и будем чётко и правильно произносить согласные звуки

  1. Шапкой Мишка шишку сбил

  2. Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока

  3. Жутко жуку жить на суку

  4. Мыла мила Милу с мылом

  5. Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели

Урок 14

Тема урока: Буква мягкий знак

Цель урока:

Закрепление знаний детей о функциях мягкого знака. Образование новых слов с помощью мягкого знака

Разминка

Назовите слова с мягким согласным на конце

Подготовительный этап

-Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает,

Может только показать,

Как согласную читать.

Дидактическая игра «Догадайся и ответь»

-Как из хора сделать хищное животное, из угла — топливо, из полки – танец, из галки – мелкий камень, из кона – домашнее животное.

Основной этап

Письменное упражнение:

-Прочитай. Спиши. Обозначь точкой мягкие согласные.

Кон-конь, банка-банька, кров-кровь, шест-шесть, брат-брать, угол-уголь, ел-ель, полка-полька, галка-галька.

-Новые слова, которые мы получили, присоединив к ним Ь, возникли потому, что в них изменился согласный, вместо твёрдого стал мягкий. Указание на мягкость – это одна из главных задач Ь в русском языке. Меняя твёрдый согласный на мягкий, мы получим различные слова.

Заключительный этап

— Для чего нам на письме нужен Ь? Чтобы смягчать впереди стоящую согласную. Угадайте названия животных.

Урок 15

Тема урока: Родственные слова

Цель урока: Образование родственных слов. Развитие и закрепление навыка подбирать проверочные слова

Разминка

-Назовите слова, которые заканчиваются на звук А

Подготовительный этап

Словарная работа

-Назовите похожие слова из стихотворения

Дорога, дорожка, дороженька…

Мы дорожные вещи возьмём,

Подорожник сорвём осторожненько,

Придорожную травку найдём.

-Эти слова называются родственными.

Дидактическая игра «Назови ласково»

— Назови ласково

Стол-столик, полка-полочка, чашка-чашечка, кольцо-колечко, дым-дымок, день-денёк, лук-лучок, снег-снежок, картина-картинка, муха-мушка, лиса-лисичка, мыло-мыльце, лужа-лужица, солнце-солнышко, вишня-вишенка, горох-горошек, лицо-личико

Основной этап

Гора, горевать, горка, горный.

— Чем похожи эти слова? Можем ли мы их назвать родственными? Почему? Родственными словами называются только слова близкие по значению и с одинаковым корнем. Запишите в тетрадь только родственные слова.

Письменное упражнение:

-Спишите, вставьте пропущенную букву

Снег — сн… га

хлеб — хл…ба

плод – пл…ды

след – сл…ды

берег – б…рега

Заключительный этап

— Найдите лишнее слово в каждой строчке. Объясните, почему оно лишнее

Белка, беленький, белила

Пёс, песочный, песок

Печка, печурка, печать

Какие слова называются родственными?

Урок 16

Тема урока: Звонкие и глухие согласные

Цель урока: Усвоение правил написания слов с сомнительными парными звонкими и глухими согласными в конце слова и в корне слова, умение подбирать проверочные слова, используя продуктивные способы словообразования и словоизменения

Разминка

-Назовите слова, которые начинаются со звука С

Подготовительный этап

— Отгадайте загадку: Какой это мастер на стёкла нанёс и листья, и травы, и запахи роз? Мороз

-Какой звук мы слышим на конце слова?

— Какую букву будем писать? Как проверить?

Основной этап

— В русском языке есть парные согласные. Всего 6 пар. В каждой паре один согласный — звонкий он произносится с голосом, другой – глухой он произносится без голоса.

Б – П, В – Ф, Г- К, Д – Т, З – С, Ж – Ш

— Давайте их произнесём и определим звонкие и глухие согласные.

Письменное упражнение:

— Напишем слова, в которых парный согласный слышится отчётливо

Арбузы – арбуз

Ножи – нож

Зубы – зуб

Львы – лев

Слоги – слог

Сады – сад

Дидактическая игра «Назови ласково»

Воз-возок клюв-клювик город-городок

Год-годок гриб-грибок кузов-кузовок

Дуб-дубок пояс-поясок желоб-желобок

Заключительный этап

Дидактическая игра «Один-много»

Верблюд-много верблюдов

Ландыш-много ландышей

Хоровод-много хороводов

Урок 17

Тема урока: Мягкие и твёрдые согласные

Цель урока: Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я. Дифференциация согласных звуков и букв, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.

Разминка

-Назовите слова, в которых есть звук НЬ (учитель записывает слова на доске)

-Назовите слова, в которых есть звук Н (учитель записывает слова на доске)

Подготовительный этап

-Назовите гласные, которые стоят после буквы «ЭН» (и, я, ё, е, ю). Это гласные второго ряда. Согласный, стоящий перед ними всегда будет мягким.

-Назовите гласные, которые стоят после буквы «ЭН» (а, о, у, ы, э). Это гласные первого ряда. Согласный, стоящий перед ними всегда будет твёрдым.

Основной этап

Дидактическая игра «Назови имя»

Петуха спросили дети:

— Почему зовут вас Петей?

Так ответил Петя детям:

-Хорошо умею петь я.

Вопросы:

-Как звали петуха? Какой первый и третий звук в слове «Петя»? Назовите второй и четвёртый звук. Из какого ряда стоят гласные после согласных? Значит, согласные будут какими? (мягкими). Напишите схему слова «Петя» в тетради. Назовите имена, в которых есть мягкий согласный.

Письменное упражнение:

-Прочитайте пары слов: нос-нёс, мыл-мил, лук-люк, мал-мял

-Чем отличаются эти слова? Запишите слова в тетради и обозначьте мягкость и твёрдость согласных карандашом.

-Как обозначается мягкость согласных? Назовите гласные второго ряда.

Заключительный этап

-Прочитайте пословицы. Объясните значение пословиц. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные, зелёным карандашом, а буквы, которые обозначают твёрдые согласные, синим карандашом.

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

Учить – ум точить.

Урок 18

Тема урока: Буква Й

Цель урока:

Обозначение звука й буквой «Й» на письме. Деление слов на слоги. Развитие словообразование и связной речи.

Разминка

— Назовите слова, в которых есть буква Й

Подготовительный этап

-Послушайте стихотворение и назовите слова с буквой Й, которые здесь встречаются

В это время над землёй

Промчался пчёл гудящий рой.

Летят они, как пули.

Несутся пчёлы в лес густой,

Чтоб строить новый улей.

Основной этап

-Звук й обозначается на письме буквой и- краткая. Звук й согласный, всегда звонкий и мягкий.

Письменное упражнение:

-Вставьте в данные слова букву й, спишите слова, разделяя их на слоги и подчёркивая букву й

Ле.ка, ча.ка, ча.ник, скаме.ка, ма.ка.

Работа над связной речью

-Послушайте текст и расскажите, какие правила поведения в школе и дома вы знаете.

Прилежно учись. Внимательно слушай учителя. Выполняй все его задания. Не опаздывай на занятия. Помогай товарищу лучше учиться.

-Уточните характеристику звука Й

Заключительный этап

Дидактическая игра «МНОГО-ОДИН»

-Измени слова по образцу

Музеи-музей

Герои-герой

Муравьи-муравей

Сараи-сарай

Воробьи-воробей

Трамваи-трамвай

Урок 19

Тема урока: Буквосочетания жи-ши

Цель урока:

Развитие умения выделять слова с буквосочетаниями жи-ши из текста. Подбирать и записывать слова с буквосочетаниями жи-ши без ошибок.

Разминка

-Подберите слова с буквосочетаниями жи – ши

Подготовительный этап

-Послушайте текст и назовите слова с буквосочетаниями жи – ши

Тишина в лесу. Легко скользят лыжи. В воздухе пушистые снежинки. На вершинах сосен мохнатые шапки.

Основной этап

-Как напишем слова с буквосочетаниями жи – ши ?

Письменное упражнение:

— Запишите слова с буквосочетанием жи в первый столбик, а слова с буквосочетанием ши во второй столбик. Подчеркните буквосочетания, которые надо запомнить.

(слова для справок: пружина, машина, шить, жир, жить, жираф, шишка, ошибка, тишина, снежинка)

Заключительный этап

Дидактическая игра «Ответы на вопросы»

  1. Какие цветы расцветают в мае?

  2. Что растёт на соснах и елях?

  3. Как называется дикая роза?

  4. Какой ты знаешь съедобный гриб с рыжей шляпкой?

  5. Как называется форменное пальто у военных?

Урок 20

Тема урока: Буквосочетания ча-ща

Цель урока:

Развитие умения выделять слова с буквосочетаниями ча-ща из текста. Подбирать и записывать слова с буквосочетаниями ча-ща без ошибок.

Разминка

— Назовите слова, где встречаются буквосочетания ча-ща

Подготовительный этап

-Отгадайте загадки:

  1. Солдат, который стоит на часах

  2. Растение с кислыми съедобными листьями

  3. Смелый человек

  4. Волшебник

— Какие сочетания встречаются в отгадгах?

— Как напишем ча, ща?

Основной этап

Письменное упражнение:

-Спишите, вставляя пропущенные буквы

Полезные советы

Ешь молч.. Ч.ще проветривай класс. Дыш. глубоко и ровно. Всегда помогай товарищ.м. Активно уч.ствуй в жизни класса.

— Проверьте то, что вы написали. Подчеркните пропущенные буквы

Заключительный этап

Дидактическая игра «Звериная семейка»

— К данным словам подбери названия детёнышей животных

Волк-волчата

Заяц-зайчата

Галка-галчата

Белка-белчата

Кролик-крольчата

Урок 21

Тема урока: Буквосочетания чу-щу

Цель урока:

Развитие умения выделять слова с буквосочетаниями чу-щу из текста. Подбирать и записывать слова с буквосочетаниями чу-щу без ошибок.

Разминка

Назовите слова, где встречаются буквосочетания чу-щу

Подготовительный этап

— Послушайте загадку, отгадайте.

Вот так чудо! Чудеса!

Подо мной два колеса.

Я ногами их верчу

И качу, качу, качу.

-Назовите слова с буквосочетаниями чу-щу

-Как напишем слова с буквосочетаниями чу-щу

Основной этап

-Спишите по образцу:

Поймать кого? (лещ) — поймать леща

Решить что? (задача)

Поехать куда? (дача)

Позвонить кому? (врач)

-Подчеркните буквосочетания чу-щу

Заключительный этап

Дидактическая игра «Скажи как я»

Искать грибы — ищу грибы

Учить уроки-

Крутить ручку-

Тащить санки-

Кричать другу-

Шептать на ухо-

Молотить рожь-

Урок 22

Тема урока: Буквосочетания чк-чн

Цель урока:

Развитие умения выделять слова с буквосочетаниями чк-чн из текста. Подбирать и записывать слова с буквосочетаниями чк-чн без ошибок.

Разминка

Назовите слова, где встречаются буквосочетания чк-чн

Подготовительный этап

-Послушайте стихи и назовите слова с буквосочетаниями чк-чн

Прилетела к нам синичка.

Села прямо под окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждём.

И чтоб ей полегче стало,

Ведь исчезли червячки,

Для неё кусочки сала

Мы повесим на крючки.

-Назовите слова с буквосочетаниями чк-чн

-Как напишем слова с буквосочетаниями чк-чн

Основной этап

-Спишите по образцу:

Значок-значка

Крючок-

Сачок-

Пучок-

Зрачок-

Бычок-

Заключительный этап

Дидактическая игра «Измени слова»

Желток из яйца — яичный желток

Дом из кирпича –

Игрушки для ёлки –

Сок из яблок-

Лестница из верёвки –

Луч солнца –

Часы из песка –

Вода из реки –

Работа с текстом

Автор: Фассалова Разина Рафисовна

Организация: МОБУ СОШ №2 с.Верхние Киги МР Кигинский район РБ

Населенный пункт: Кигинский район, с. Верхние Киги

Чтение – это окошко, через некоторое дети видят и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами.

В.А.Сухомлинский

Упражнения для работы с текстом в начальной школе. Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования.

Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Программа по чтению для младших школьников чётко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения – это прежде всего:

  • уметь понимать содержание читаемого текста;
  • это правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок;
  • это выразительность – умение интонировать знаки препинания.

Чтобы научить ученика хорошо владеть своей речью, необходимо научить его технике чтения, т.е. той стороне, которая обеспечивает хорошую дикцию, владение интонацией, помогает развить силу голоса, полётность, высоту, речевой слух.

Основные задачи на уроках -это:

  • воспитание любви к чтению;
  • формирование потребности читать;
  • развитие творческих способностей детей;
  • создание единого читательского пространства во взаимодействии школы, библиотеки и семьи;

Работа с детьми младшего школьного возраста сложна тем, что ученики быстро теряют интерес к какому-либо виду работы. Особенно это заметно на уроках чтения. Чтобы избежать подобной ситуации, увлечь детей и добиться хороших результатов, можно предлагать детям всевозможные разнообразные упражнения, направленные на формирование навыков чтения.

Все виды работ условно делятся на три группы: — упражнения для развития техники чтения; — упражнения для формирования навыков выразительного чтения; — упражнения для понимания смысла.

Текст – результат речетворческого процесса. Выделяют следующую систему текстов:

— художественные тексты (используют особенности образного отражения моделирования действительности);

— Разговорные тексты (основаны на ассоциативном мышлении);

— научные, или теоретические тексты (основаны на логико-понятийном воспроизведении результатов познания);

— инструктивные, или прикладные, тексты (основаны на изложении готового знания и рассчитаны на прямое исполнение предписанного);

— информативные тексты (представляют собой перечень фактов: словари, справочники и т.д.);

— агитационные тексты (цель – воздействие на сознание адресатов);

— тексты СМИ (сочетают особенности информативных агитационных текстов).

Вида работы с текстом

  • Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).
  • Чтение, деление на смысловые части. Составление плана (цитатный, вопросный, картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений).
  • Восстановление деформированного текста.
  • Инсценирование текста или отрывка.
  • Выборочное чтение (включает в себя 3 этапа: работа до чтения, во время чтения и после чтения).
  • Чтение с пометками.
  • Чтение с группами.
  • Поисковое чтение.
  • Чтение с пометками (найти отрывок к рисунку).
  • Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  •  

Работа на уроке литературного чтения с художественным текстом.

Н.Н.Светловская ввела систему основных понятий: «тип правильной читательской деятельности», «читательская самодеятельность», «квалифицированный читатель» и характеризует тип читательской деятельности как трехступенчатый процесс («предчтение»,»процесс чтения», «послечтение») целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процесс чтения и после чтения).

Квалифицированный читатель, с точки зрения Н.Н.Светловской, это ребенок или взрослый, который обладает читательской самостоятельностью, то есть умеет видеть в любой книге собеседника, различать собеседников и выбирать из числа нужного для себя и делать это наименьшей тратой времени сил.

С точки зрения лингвистики понимание текста – это вычитание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.

Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия и т.д.

Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых «скважинах» (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющие знания. Опыт) в словах-образах (художественных средствах), в монтаже текста.

Под концептуальной информацией понимается система взглядов, мыслей и чувств автора, которую он отражает в тексте, рассчитывая на ее вычерпыванием читателем. Конечно, текст- это единое целое, и виды текстовой информации разграничиваются условно: в науке – в исследовательских, а на практике – учебных целях.

Анализ текста:

  1. Работа с текстом (прогнозирование, предугадывание): анализ заголовка, иллюстрации, опорных слов.
  2. Работа с текстом во время чтения: аналитическое чтение с целью выявления композиции текста, анализа героев, анализа средств художественной выразительности. Сначала понимание фактов, потом подтекста и концепта.
  3. Работа с текстом после чтения: результат анализа (рассказ о герое, пересказ, выразительное чтения).

Воробей И.С.Тургенев

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Работа с текстом перед чтением

  • Беседа учителя с детьми
  • Рассказ учителя
  • Словарная работа
  • Анализ заголовка, иллюстрации;
  • Выделение из текста ориентирующих слов, непонятных слов и выражений и т.д.
  • Что мы будем читать? Это рассказ, стихотворение или сказка? Как вы догадались?
  • Какое название дал автор этому рассказу?
  • Кто такой воробей?
  • Какие произведения о воробьях читали?
  • Какая история могла произойти с этой птицей?
  • Послушай текст и подумай, могли ли эти события произойти в реальной жизни?

Проверка первичного восприятия

Цель: выяснить эмоциональную реакцию детей на произведение и их понимание общего смысла произведения.

  • Понравился ли вам рассказ?
  • Что особенно понравилось?
  • Когда было страшно?
  • Когда героя было жалко?

1 ступень анализа — понимание фактического содержания.

  • С чего началась эта история? Прочитайте.
  • Как развивались события?
  • Какой момент повествования является самым напряженным (самым важным)? Прочитайте.
  • Чем все закончилось?

2 ступень анализа- понимание главных мыслей, чувств героев. Оценка поступков.

  • Каким изображен молодой воробей?

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

  • Каким мы увидели старого воробья? Расскажи, каким ты его представляешь?
  • С какой целью автор написал рассказ? Что хотел нам сообщить?
  • Какую мысль автора можно считать главной?

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

На каждом уроке целесообразно выполнять следующие виды заданий: работа над артикуляцией, словарная работа, разучивание скороговорок, жужжащее чтение.

Для работы над техникой чтения одно упражнение используется несколько уроков подряд. После того как дети привыкают к заданию и большинство начинает его успешно выполнять, нужно выбрать новое задание. Работа по формированию выразительности и осмысленности чтения проводится в медленном темпе. Иногда одно и то же задание выполняется в течение 1 -2 месяцев.

Развитие речи долгий и кропотливый труд учеников и учителей. И только систематическая работа обязательно приведет к успеху. Играя, ребёнок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Игра интересна для детей. А интерес рождается там, где есть место удивлению.

Каждый ребенок от природы наделен разнообразными творческими способностями, и педагог должен создать условия для их проявления и развития. Основным стимулом к учебе должен стать интерес и любознательность, желание познать самого себя.

Использованная литература:

  1. Функциональная грамотность младшего школьника : книга для учителя / [Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др.] ; под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М. : Российский учебник : Вентана-Граф, 2018.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО РАЗВИТИЮ У РЕБЕНКА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ:

1. Ничего не делайте за ребенка из того, что он может и умеет делать сам.

2. Воспитывайте читателя личным примером.

3. Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.

4. Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия.

5. Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.

6. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.

7. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей. О книгах любимых рассказывайте с восхищением.

8. Поручите школьнику составить каталог домашних книг. Опыт показывает, что он может найти интересную для себя, копаясь в книгах.

9. Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.

10. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.

11. Убедите школьника записаться в городскую библиотеку и посещать ее не реже двух раз в месяц. Учитель с удовольствием порекомендует интересные книги.

Памятка при работе над басней

1. Как называется басня? Кто ее автор?

2. Прочитайте басню. Какие события в ней описываются?

3. Кто действует в басне?

4. Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.

5. Что осуждается в басне?

6. Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?

7. Что должен понять из этой басни читатель?

8. Какое выражение басни стало крылатым?

Памятка при работе над стихотворением

1. Назовите стихотворение и его автора.

2. Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?

3. Перечитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под этими картинками?

4. Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?

5. Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

6. Что вам понравилось в стихотворении?

7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Памятка при работе над сказкой

1. Как называется сказка? Кто ее сочинил?

2. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?

3. Кто в сказке действует? Какие это герои?

4. Какие события описываются в сказке?

5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

6. Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.

7. Как относится автор сказки (если она авторская) к своим героям?

8. Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?

Как составить план текста

1. Перечитайте весь рассказ (наметьте для себя его части).

2. Разделите рассказ на части, отметив начало каждого рассказа галочкой (одна часть отличается от другой содержанием).

3. Перечитайте первую часть, выделяя в ней главное (отметьте главные места в тексте и выпишите их в тетрадь).

4. Озаглавьте эту часть (выразите главное в одном предложении и запишите свой заголовок в тетрадь).

5. Эту же работу выполните при чтении следующих частей.

6. Проверьте себя: прочитайте план, просмотрите рассказ, убедитесь в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).

Формирование умений младших школьников пересказывать полно

1. Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать последовательность событий).

2. Наметьте его основные смысловые части (картины).

3. Подберите заголовки к частям (своими словами или словами из текста).

4. Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге.

5. Проверьте себя по книге, бегло просмотрев рассказ.

Формирование умений младших школьников пересказывать кратко

1. Перечитайте текст.

2. Составьте план (определите части, выделите в них главные предложения, озаглавьте их).

3. Расскажите о главном в каждой части.

4. Перескажите рассказ сжато, используя план, отразите самое главное в нем и главное в каждой части.

5. Проверьте, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, но не пропуская главного. Сравните подробный и сжатый пересказы (если они были ранее составлены).

Формирование умений младших школьников выразительно читать

1. Перечитай текст, определи содержание мысли, чувства, настроение, переживания героев, автора.

2. Определи своё отношение к событиям, героям, к описаниям картин природы.

3. Представь их.

4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, какова твоя задача чтения.

5. Выбери тон, темп чтения, пометь паузы, логические ударения (интонационные средства).

6. Прочитай вслух для себя. Проверь, интересно ли другим тебя слушать.

7. Прочитай выразительно.

Приложения:

  1. file0.docx.. 29,3 КБ

Опубликовано: 05.12.2021

  • Составьте рассказ от имени дружинника участвовавшего вместе с князем игорем в сборе дани с древлян
  • Составьте рассказ об одном из растений тропического леса
  • Составьте рассказ о своей трудовой деятельности используя план
  • Составьте рассказ о поэте опираясь на прочитанные произведения и статьи ломоносов кратко
  • Составьте рассказ о роли труда в жизни современного человека используя следующий план