Составьте план рассказа природная зона пустынь

Тема: наш край цель: познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значение в природе

Тема: Наш край

Цель: познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значе­ние в природе и жизни человека.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познава­тельную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника; коммуника­тивные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, плани­ровать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необхо­димые действия; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, аудио­запись песни «Наш край» (ел. А. Пришельца, муз. Д. Кабалев­ского), политико-административная карта России, карта своего края (области, республики), толковый словарь В.И. Даля или СИ. Ожегова.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний ‘ Анализ проверочной работы

(Учитель подводит итоги работы, которая была проведена на прошлом уроке, останавливается на заданиях, в которых было допущено наибольшее количество ошибок. При необходимости выполнить работу над ошибками. Можно предложить учащимся аналогичные задания.)

— Определите, о какой природной зоне идет речь.

• Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом полярный день. Почва почти совсем не образуется, суша промер­зает на много метров в глубину. (Арктическая зона.)

• Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая тем­пература воздуха, сильные ветры — все это препятствует росту больших деревьев. (Тундра.)

• Здесь четко выражены четыре сезона: холодная зима, теплая вес­на, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная. Лето жар­кое и сухое, с горячими сухими ветрами. Дожди выпадают редко, обычно ливневые. (Зона степей.)

• Корни растений очень длинные и достают воду с большой глу­бины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров. (Зона пустынь.)

— Исправьте ошибки в цепи питания. (Подорожник сли­зень змея сова. Клевер кузнечик ящерица орел.)

Сова —»змея — подорожник —»слизень. Кузнечик — орел —»ящерица — клевер.

III. Самоопределение к деятельности

(Звучит аудиозапись песни «Наш край» («То березка, то ря­бина…»).)

— Как вы думаете, почему сегодня наш урок начался так не­обычно, почему прозвучала эта песня? (Потому что гово­рить сегодня мы будем о нашем крае.)

— Совершенно верно. Мы начинаем изучение нового разде­ла — «Родной край — часть большой страны». Прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел.

(Ученики читают по цепочке текст на с. 135.)

— Что вас особенно заинтересовало, а может быть, удивило? (Высказывания детей.)

О чудесном нашем крае

Будет разговор,

О прекрасном милом крае,

Где мы все живем!

(На доске учитель записывает тему урока: «Наш край».)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вы хотели бы узнать о родном крае? (Вопросы детей.) На некоторые вопросы мы ответим сегодня, а на другие — Родной край — часть большой страны

IV. Открытие нового знания

1. Работа со словарем

Край — слово многозначное. Посмотрим все его значения в толковом словаре Владимира Даля. (1) Конечная линия, пре­дельная часть чего-либо. Например: край одежды, на краю обры­ва, налить стакан до краев. 2) Страна, область. Например: теплые края, в наших краях (в нашей местности). 3) В России: крупная административно-территориальная единица. Например: Примор­ский край.)

— Какие определения для нас подходят? (Второе и третье.)

2. Работа с картой

— Давайте познакомимся с картой России на с. 136—137 учеб­ника. Узнайте ее название на с. 138. (Политико-админист­ративная.)

— Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? (На ней показаны границы краев и областей. Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующихся точек и тире. Территории субъек­тов Российской Федерации закрашены определенным цветом, и указаны их названия. Можно увидеть их центры и столицы.)

— Посмотрите, сколько республик, краев, автономных окру­гов и областей в составе нашей страны. Найдите самые крупные республики, края, округа. (Якутия, Хабаровский край, Краснодарский край и т. д.)

— Где в основном находятся эти большие по территории края, республики, округа? (Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье.)

— А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равни­не? (На ней расположено очень много небольших по площади республик, областей.) Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густо населена. Посмотрите, как много здесь населенных пунктов, городов. Бывают очень маленькие субъекты, тогда на карте даже нет места, чтобы написать их название. В таком случае на карте ставится цифра, а внизу дается расшифровка, что обозначает эта цифра. — Найдите на ваших картах территорию Республики Адыгея. Она обозначена цифрой 1. Назовите столицу этой респуб­лики. (Майкоп.) (Можно предложить найти на карте и другие области.)

V. Первичное закрепление

1. Работа с картой своего края

— Найдите на карте территорию, где мы живем.

(Ученик с помощью учителя показывает на стенной карте, остальные находят у себя в учебнике.)

— Какой город является главным на нашей территории? (Называют и находят на карте.)

— Это наш край, наша малая Родина. Где расположен наш край? Кто наши соседи? Каков наш край в сравнении с со­седями? с другими округами, республиками, краями? В ка­кой природной зоне мы живем?

(Ученики, работая по карте, отвечают на все вопросы.)

— А сейчас познакомимся подробнее с картой нашего края. Что можно сказать о нашей территории, глядя на эту карту? Перечислите города, реки, населенные пункты. Найдите город, в котором мы живем.

2. Работа в группах

— Узнаем больше о своем родном крае. Для этого поработаем в группах: 1-я группа узнает и расскажет о растительном мире республики (края); 2-я — о животном мире; 3-я — о до­стопримечательностях нашего края.

(Ученики готовятся по дополнительной литературе, рассма­тривают гербарий, открытки своего края. Если есть возможность, работают с ресурсами сети Интернет.)

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Сообщения учащихся

— Узнаем, какие растения есть в нашем крае.

(После выступления групп можно провести игру «Узнай ра­стение». Учитель показывает растение из гербария (или слайд), ученики его называют.)

— А сейчас послушаем рассказы, которые подготовили ребята о животном мире республики.

(После выступления — загадки о животных своего края.)

— Что нужно делать, чтобы сберечь в нашем крае такую кра­сивую природу?

— А вы что можете сделать для этого? (Не мусорить, не ломать деревья и т. д.)

— Какие достопримечательности есть в нашем крае? Чем он знаменит? Об этом расскажет третья группа.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполните самостоятельно задания 1-3 на с. 65.

3. Творческая работа

— Подготовьте рассказ на тему «Что расскажу иностранцам о моем крае». Можете воспользоваться своими записями в тетради.

(Работа ведется в парах.)

План рассказа о родном крае

1. Географическое положение (равнина, плоскогорье, горы, соседи, природная зона).

2. Природа края (растения, животные).

3. Достопримечательности края. (Выслушать рассказы учащихся.)

— Чей рассказ, на ваш взгляд, был более подробным? Ваши дополнения.

VIII. Подведение итогов урока

— Какие карты вы знаете?

— С какими новыми картами мы сегодня работали?

— Что можно узнать с помощью политико-административной карты России?

— Какие условные обозначения используют в этих картах?

— Достигли мы цель урока? (Высказывания детей.)

IX. Рефлексия

— Дополните предложение: «Теперь я знаю, что…»

— Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 138 учебника.

2. Выполнить задания 4—6 на с. 66 рабочей тетради.

3. Найти (выучить) стихи и песни о родном крае.

Инфоурок

География
ПрезентацииПрезентация по географии » Природные зоны Африки»

 Природные зоны Африки

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

     Природные зоны Африки

    Описание слайда:

    Природные зоны Африки

  • 2 слайд

    Что за Африка – страна, Где лишь лето и весна, Где кругом стоит жара, Всё уз

    Описание слайда:

    Что за Африка – страна,
    Где лишь лето и весна,
    Где кругом стоит жара,
    Всё узнать о ней пора,
    Что за звери там живут,
    Что за птицы там поют,
    Сплошь загадками полна,
    Что за Африка – страна?

  • 3 слайд

    Составьте план рассказа природная зона пустынь

  • 4 слайд

    Цель урокапродолжить формирование представлений о природе Африки, познакомит

    Описание слайда:

    Цель урока
    продолжить формирование представлений о природе Африки,
    познакомить учащихся с органическим миром экваториальных лесов, саванн и пустынь,
    закрепить и углубить знания о взаимодействии природных компонентов и их влияние на формирование природных зон.

  • 5 слайд

    Задание. Из предложенных слов и выражений составьте определения понятия:Приро

    Описание слайда:

    Задание. Из предложенных слов и выражений составьте определения понятия:
    Природная зона – это… (температурных условий и увлажнения, крупный природный комплекс, почв, обладающий общностью, растительности и животного мира)

  • 6 слайд

    Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью темпера

    Описание слайда:

    Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира.

  • 7 слайд

    План изучения природной зоны.Географическое положение. Климат. Почвы. Раст

    Описание слайда:

    План изучения природной зоны.
    Географическое положение.
    Климат.
    Почвы.
    Растительный мир.
    Животный мир.

  • 8 слайд

    Составьте план рассказа природная зона пустынь

  • 9 слайд

    Природные зоны АфрикиВлажный экваториальный лесСаваннаПустыня

    Описание слайда:

    Природные зоны Африки
    Влажный экваториальный лес
    Саванна
    Пустыня

  • 10 слайд

    Влажный экваториальный лес-это природная зона, для которой характерна вечноз

    Описание слайда:

    Влажный экваториальный лес-
    это природная зона, для которой характерна вечнозеленая растительность, расположенная ярусами

    Климат
    Почвы
    Растения
    Животный мир

    230сш
    00
    230сш
    Влажный экваториальный лес

  • 11 слайд

    Почвы Красно-желтые ферраллитные Содержат много железа Органичес

    Описание слайда:

    Почвы
    Красно-желтые ферраллитные

    Содержат много железа
    Органические вещества разлагаются до конца и не накапливаются
    Обилие влаги приводит к непрерывному промыванию на большую глубину почв
    Происходит заболачивание

    Климат

    Экваториальный пояс
    Экваториальные воздушные массы – влажные и жаркие
    tи+240С tя+240С
    осадков 1000-2000мм
    Дожди идут равномерно в течении всего года

  • 12 слайд

    Растительность1000 видов В лесу сумрак и сырость. Растительность вечнозелена

    Описание слайда:

    Растительность
    1000 видов
    В лесу сумрак и сырость.
    Растительность
    вечнозеленая,
    расположена ярусами.
    На стволах и ветвях
    деревьев селятся
    растения –паразиты.
    Множество лиан, пальмы, фикусы, хлебное дерево, мимозы, эбеновое дерево, красное дерево, железное дерево, масличная пальма, бананы….

  • 13 слайд

    Составьте план рассказа природная зона пустынь

  • 14 слайд

    Животный мирГорилла Леопард Окапи Шимпанзе

    Описание слайда:

    Животный мир
    Горилла
    Леопард
    Окапи
    Шимпанзе

  • 15 слайд

    Составьте план рассказа природная зона пустынь

  • 16 слайд

    Саванна-это природная зона, для которой характерна смена сухого и влажного с

    Описание слайда:

    Саванна-
    это природная зона, для которой характерна смена сухого и влажного сезонов года, преобладает травянистый покров с отдельными деревьями или группами деревьев

    Климат
    Почвы
    Растительность
    Животный мир
    230сш
    00
    230сш
    саванна
    саванна

  • 17 слайд

    Субэкваториальный пояс Летом господствуют экваториальные воздушные массы –

    Описание слайда:

    Субэкваториальный пояс
    Летом господствуют экваториальные воздушные массы – влажные и жаркие; зимой – тропические – сухие и жаркие
    tи+240 С tя+240С
    Осадков 1000-2000мм
    Выделяются сезоны:
    сезон дождей — лето
    сезон засухи -зима
    Почвы
    Красно-бурые саванн

    Плодородные
    Органические вещества накапливаются в сухой сезон
    Климат

  • 18 слайд

    РастительностьМолочаи ,Баобабы, Зонтичные акации Масличные пальмы, Различные

    Описание слайда:

    Растительность
    Молочаи ,Баобабы, Зонтичные акации
    Масличные пальмы, Различные травы
    У растения развились приспособились к сухому сезону года: жесткие, сильно опушенные листья, толстая кора.

  • 19 слайд

    Животный мирАнтилопы ГнуНосорогЗебраЖирафСаванны богаты растительной пищей, п

    Описание слайда:

    Животный мир
    Антилопы Гну
    Носорог
    Зебра
    Жираф
    Саванны богаты растительной пищей, поэтому там много крупных травоядных животных. Эти животные вынуждены пробегать большие расстояния в поисках воды.
    Слоны
    Буйволы
    Бегемоты
    Лев
    гиена

  • 20 слайд

    Составьте план рассказа природная зона пустынь

  • 21 слайд

    Составьте план рассказа природная зона пустынь

  • 22 слайд

    Пустыня-это природная зона с очень малым количеством осадков, редкой растите

    Описание слайда:

    Пустыня-
    это природная зона с очень малым количеством осадков, редкой растительностью, а местами лишенной её

    Климат
    Почвы
    Растительность
    Животный мир

    230сш
    230сш
    00
    Сахара
    Намиб

  • 23 слайд

    Климат Тропический пояс Тропические воздушные массы – сухие и жаркие tи+320

    Описание слайда:

    Климат
    Тропический пояс
    Тропические воздушные массы – сухие и жаркие
    tи+320 С tя+160С
    Осадков менее 100мм
    Почвы
    Тропические пустынные
    Мало перегноя
    Много минеральных солей.
    Из-за отсутствия дождей соли из почв не вымываются. При искусственном орошении на таких почвах можно получать хорошие урожаи.

  • 24 слайд

    РастительностьРастения имеют: длинные корни листья-колючкиВельвичияСахараНам

    Описание слайда:

    Растительность
    Растения имеют:
    длинные корни
    листья-колючки
    Вельвичия
    Сахара
    Намиб
    алоэ

  • 25 слайд

    Животный мирШакалЗмеяВерблюдФенек Страус

    Описание слайда:

    Животный мир

    Шакал
    Змея
    Верблюд
    Фенек
    Страус

  • 26 слайд

    Составьте план рассказа природная зона пустынь

  • 27 слайд

    Составьте план рассказа природная зона пустынь

  • 28 слайд

    Днём пустыня раскалена, ночью температура может упасть ниже нуля. Такие

    Описание слайда:

    Днём пустыня раскалена, ночью температура может упасть ниже нуля. Такие огромные колебания в течение суток подвергают животных тяжким испытаниям.
    Пушистый хвост
    Прячутся в норах
    Охлаждение потением, пыхтением, вибрация горлом, облизывание
    Большие уши –
    радиаторы
    охлаждения
    Ведут ночной образ жизни
    Пробегают большие расстояния
    Обходятся долго без воды
    Лапы имеют перепонки и опушение
    Способы приспособления животных к выживанию

  • 29 слайд

    Задание.Определение причин разнообразия природных зон материка. 1. Определит

    Описание слайда:

    Задание.
    Определение причин разнообразия природных зон материка.
    1. Определить причины разнообразия природных зон материка.
    2. Анализировать и сопоставлять карты, делать на основе анализа и сопоставления карт обобщения и выводы.
    Вывод: причиной разнообразия природных зон материка является разнообразие климатов.
    Экваториальный
    Субэкваториальный
    Тропический пустынный
    Много тепла и влаги круглый год
    Смена сухого и влажного сезонов года
    Высокие температуры

  • 30 слайд

    Лианы,вельвичия,жираф,горилла,оазис,Лианы пальмы,баобаб,лев,верблюд,колючки,с

    Описание слайда:

    Лианы,
    вельвичия,
    жираф,
    горилла,
    оазис,
    Лианы
    пальмы,
    баобаб,
    лев,
    верблюд,
    колючки,
    смена сезонов,
    длинные корни,
    антилопы,
    ярусность.
    Вельвичия
    Жираф
    Горилла
    Оазис
    Пальмы
    Баобаб
    Лев
    Верблюд
    Колючки
    Смена сезонов
    Длинные корни
    Антилопы
    Ярусность

  • 31 слайд

    Притча о слонеНа Востоке существует интересная и поучительная притча. Однажды

    Описание слайда:

    Притча о слоне
    На Востоке существует интересная и поучительная притча. Однажды трёх слепых мудрецов подвели к слону и спросили: «Что это такое?» Один обхватил ногу гиганта и ответил: «Это колона!» Другой мудрец, взялся за хобот, и испугался: «Это же змея!» Третий, ощупав хвост, провозгласил: «Это верёвка!» Никто из мудрецов так и не понял, что перед ними огромный слон. Чему учит нас эта притча, если мы рассмотрим её с точки зрения нашего урока и, вообще, с точки зрения географии?
    Вывод: необходимость комплексного изучения природных зон.

  • 32 слайд

    Домашнее заданиеЗаполнить таблицу. Подготовить сообщение о национальных парка

    Описание слайда:

    Домашнее задание
    Заполнить таблицу.
    Подготовить сообщение о национальных парках Африки.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Составьте план рассказа природная зона пустынь

  • Сейчас обучается 931 человек из 80 регионов

Составьте план рассказа природная зона пустынь

  • Курс добавлен 18.11.2021
  • Сейчас обучается 48 человек из 24 регионов

Составьте план рассказа природная зона пустынь

  • Сейчас обучается 69 человек из 38 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«География материков и океанов», Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А.

Тема:
§ 28. Природные зоны

Похожие материалы

  • Календарно-тематическое планирование 5 класс 1 час внеделю

  • Практическая работа «Тропинка школьная моя»

  • Сценарий урока географии 5 класс «Масштаб и его виды»

  • Презентация к уроку по теме: «Рельеф России»

  • Новый обязательный школьный курс «Индивидуальный проект»

  • Презентация к уроку: «Природное районирование»

  • Презентация «Географическое положение Африки»

  • Конспект урока по теме: «Океания»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5459915 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «География: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс повышения квалификации «Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

  • Ответы к учебнику Плешакова, Крючковой. 4 класс 1 часть
  • Ответы к учебнику Плешакова, Крючковой. 4 класс 2 часть
  • ГДЗ к рабочей тетради Плешакова. 4 класс 1 часть
  • ГДЗ к рабочей тетради Плешакова. 4 класс 2 часть
  • Все ГДЗ

Вопросы в тексте параграфа

Вспомни, больше или меньше тепла получает от Солнца зона тундры по сравнению с зоной арктических пустынь. Что ещё ты знаешь о тундре? Если тебе приходилось бывать в тундре, приготовься рассказать об этом одноклассникам.

Тундра

Природная зона тундры расположена чуть южнее зоны арктических пустынь. Благодаря этому тундра получает немного больше тепла от солнца, чем ледяные пустыни, так что климат здесь отличается от климата островов Северного Ледовитого океана.

Так же, как и в зоне арктических пустынь, зимы в тундре очень холодные и длинные. Но температура воздуха достигает -50ºС, а не -60ºС как в ледяных пустынях. Зима здесь длится 7 — 8 месяцев в году и на целых два месяца наступает полярная ночь.

Лето в тундре наоборот короткое, но температура воздуха может прогреться до 8ºС. Это теплее, чем в ледяных пустынях, но не намного. Не спасает ситуацию и длящийся несколько месяцев полярный день. В тундре всё равно очень холодно, так как дуют сильные холодные ветры.

А ещё летом в тундре часто бывают серьёзные заморозки. Именно поэтому земля в этой природной зоне оттаивает летом не полностью, а лишь на небольшую глубину. Постоянно замёрзшие глубинные слои почвы называют вечной мерзлотой. Они не пропускают талую и дождевую воду, из-за чего земли тундры становятся очень влажными и болотистыми.

Я никогда не был в тундре, но из фильмов и книг знаю, что это очень суровая и неприветливая для человека земля. Несмотря на это, местные жители очень любят свою малую родину и считают её невероятно красивой.

О том, что такое вечная мерзлота, в каких районах земли она бывает и какие экологические проблемы ей угрожают можно посмотреть видео на канале Prometheus Studio:

Рассмотри фотографию и представь себе тундру. Чем она отличается от арктической пустыни? Опиши тундру по фотографии.

Тундра - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Описание тундры по фотографии

Глядя на фотографию мы видим, что тундра — это бескрайняя равнина простирающаяся на бескрайних просторах побережья Северного Ледовитого океана. Суровый климат этой природной зоны не способствует буйному росту растений. Поэтому в тундре можно найти лишь низкие подушки разноцветных мхов и лишайников, которые, как красочные островки, разбросаны по каменистой почве тундры.

На фотографии не видно ни лесов, ни отдельно стоящих деревьев, ни кустарников. Поверхность тундры практически ровная. Оживляют её лишь невысокие плоские холмы и многочисленные реки, озёра и болота. Даже на фотографии видно, что тундра буквально напоена водой. Холодные воды океана, воды озёр и рек, низкие водянистые тучи, висящие над ровной пустыней — всё говорит о том, что в этом месте невероятно влажно и сыро. Так и кажется, что сейчас пойдёт дождь.

Так как на фотографии мы не видим снега или льда, то скорее всего она была сделана поздней весной или летом. Несмотря на это тундра не кажется солнечной и ярко освещённой. Напротив, создаётся ощущение пасмурного дня или сумерек. На самом деле, для тундры такой хмурый свет вполне обычен, ведь солнце никогда не поднимается здесь высоко над горизонтом.

И всё-таки есть у тундры какая-то особенная красота. Природа тундры кажется невероятно спокойной и умиротворяющей, а её неброские краски лишь подчёркивают уединение и безмятежность этого далёкого края.

Видео о тундре можно посмотреть на канале Август Гетия:

Найди тундру на карте природных зон. Что ты можешь рассказать о ней по карте? Научись показывать на карте эту природную зону.

Зона тундры обозначена на карте фиолетовым цветом.

К этой зоне относится:

  • большая часть побережья Северного Ледовитого океана;
  • некоторые области Чукотского полуострова и полуострова Камчатка.

Для того, чтобы показать зону тундры на карте, надо обвести указкой все закрашенные фиолетовым цветом области.

Тундра - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Холодная безлесная равнина

1. Рассмотрите в гербарии и на рисунке растения тундры. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в тундре.

Морошка — это ягодное растение, относящееся к тому же семейству, что и малина. Растение морошка отлично приспособилось в жизни в тундре: 

  • у него небольшая высота — около 30 см, что позволяет растению устоять во время сильнейших тундровых ветров;
  • корневище морошки очень длинное и ползучее, оно позволяет растению крепко зацепиться на каменистой почке и вобрать из неё все питательные вещества, которые только возможно здесь найти;
  • плоды морошки — съедобные ягоды, созревают всего через полтора месяца после цветения, так что растение успевает дать плоды несмотря на очень короткое лето.

Карликовая берёза — это совсем невысокое дерево (обычно достигает 80 см в высоту), больше похожее на кустарник. Из его приспособлений к жизни в тундре можно назвать:

  • высоту растения — помогает ему справляться с сильными ветрами;
  • очень медленный раст и сбрасывание листьев на зиму — это необходимо для того, чтобы потреблять как можно меньше питательных веществ, так как в тундре их не хватает;
  • короткие, но очень разветвлённые корни — из-за вечной мерзлоты корни растений не могут пробиться на глубину, поэтому выживают в тундре только растения с короткими корнями.

Полярная ива — совсем маленький кустарник, который действительно является родственником нашей ивы. Для того чтобы выжить в тайге, у полярной ивы:

  • есть короткие подземные ветви, которые уходят на 3 — 5 см в почву и там укореняются и выпускают наружу лишь листья — это позволяет иве защититься от ветра и стужи;
  • высокая морозоустойчивость — растение способно сохранять зелёные листья даже под снегом, чем с особым удовольствием пользуются северные олени;
  • способность довольствоваться малым количеством питательных веществ, которые способны дать почвы тундры.

Тундра - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

2. По рисунку учебника (с. 62 — 63) познакомьтесь с животным миром тундры.

На рисунках на странице 62 — 63 учебника изображены следующие обитатели

  1. Кречет — птица, родственник сокола. Питается птицами средней величины, причём ловит свою добычу в полёте, подлетая сверху и захватывая мощными лапами.
  2. Лебедь, а точнее малый лебедь, — водоплавающая птица, которая выглядит практически как привычный нам лебедь, но по размеру почти в 2 раза меньше. Питается в основном растительной пищей: травой, ягодами, водными растениями. Также может поедать мелкую рыбу и рачков.
  3. Северный олень — крупное млекопитающее. Питается лишайниками, например ягелем, а также травами и грибами, листьями карликовых берёз и ив. Зимой северные олени добывают себе пищу прямо из под снега, раскапывая сугробы высотой до полутора метров.
  4. Серый гусь — водоплавающая птица из отряда утиных. Питается в основном растительной пищей: травой, ягодами, семенами и водными растениями.
  5. Серый журавль — это крупная птица высотой 115 см и с размахом крыльев до 2 метров. Питается растительной пищей: травой, ягодами, листьями и стеблями карликовых ив и берёз. Также поедает насекомых, червей, лягушек, змей, рыб и грызунов.
  6. Полярная сова — крупная птица размером более полуметра. Питается мелкими грызунами, например леммингами, а также ловит зайцев, мышей-пищух, горностаев и птиц. также уптребляет в пищу рыбу. 
  7. Песец — млекопитающее, родственник лисицы. Питается разными видами животных и растений: травами, водорослями, ягодами, рыбой, леммингами, мелкими птицами и грызунами.
  8. Комар, его личинка (а) и куколка (б) — широко распространённое в мире насекомое. Самцы комаров питаются нектаром растений и медовой росой, а самки помимо нектара растений питаются кровью животных, птиц и людей. 
  9. Кулик — мелкая птица размером не более 12 — 14 см. Питается насекомыми и их личинками, а также моллюсками и мелкими ракообразными.
  10. Полярная ива — кустарник, который не растёт в высоту, а стелется по земле. Листья полярной ивы сохраняются зелёными и зимой. Летом же полярная ива цветёт, образуя длинные продолговатые серёжки со множеством цветком, наполненных нектаром и пыльцой.
  11. Лемминг — мелкий грызун. Лемминги питаются семенами, листьями и корнями деревьев.
  12. Белая куропатка (в летнем оперении) — птица отряда курообразных. Питается листьями, почками и побегами карликовой берёзы и ивы, а также ягодами.
  13. Морошка — ягодное растение, плоды которой нередко называют арктической малиной.
  14. Голубика — ягодное растение, ближайший родственник брусники и черники.
  15. Брусника — ягодное растение, который представляет собой вечнозелёный кустарник. Ягоды брусники после созревания могут храниться под снегом всю зиму.

Тундра - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

3. Расскажите по этому рисунку об экологических связях в тундре. Изготовьте модель цепи питания, характерной для тундры.

Модель цепи питания № 1, характерная для тундры:

Тундра - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Модель цепи питания № 2, характерная для тундры:

Тундра - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Модель цепи питания № 3, характерная для тундры:

Тундра - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Модель цепи питания № 4, характерная для тундры:

Тундра - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Жизнь в тундре

Замечательный обитатель тундры — дикий северный олень. У него густой мех, широкие раздвоенные копыта… Подумай, какое значение это имеет для жизни оленя в тундре. Проверь себя на «Страничках для самопроверки».

Густой мех защищает северного оленя от холодной зимы в тундре, а раздвоенные копыта позволяют оленю легко передвигаться даже по рыхлому глубокому снегу.

Обсудим!

1. Сравните природу тундры и природу зоны арктических пустынь. Чем объясняется сходство и различие?

Сходство природы тундры и природы зоны арктических пустынь:

  • и зона тундры, и зона ледовых пустынь представляет собой безлесную равнину;
  • и в зоне тундры, и в хоне ледовых пустынь очень холодный климат;
  • и в зоне тундры, и в зоне арктических пустынь наблюдается полярная ночь и полярный день;
  • и в зоне тундры, и в зоне арктических пустынь лежит слой вечной мерзлоты.

Различия природы тундры и природы зоны арктических пустынь:

  • практически все обитатели ледовых пустынь ищут себе пропитание в океане, а в зоне тундры многие животные могут найти себе питание и на суше;
  • в отличие от зоны арктических пустынь в тундре произрастает намного больше видов растений;
  • в зоне тундры, в отличие от зоны арктических пустынь, очень много насекомых: комаров и мошек;
  • в зоне тундры много болот, озёр и рек, а в зоне арктических пустынь их нет, так как большая часть поверхности покрыта ледниками.

2. Приведите примеры нарушения человеком экологических связей в тундре. К чему это приводит? Что нужно сделать, чтобы этого не допускать?

Во время добычи нефти и природного газа природа тундры часто загрязняется ядовитыми химическими веществами. Это приводит к гибели многих растений и животных тундры. Например, исчезает мох ягель и стада северных оленей не могут найти себе пропитание.

Для того, чтобы природе не наносился вред хозяйственной деятельностью человека, в тундре применяются новые современные технологии добычи нефти и газа, а также проводятся мероприятия по очистке окружающей среды от имеющихся загрязнений.

Также природе тундры очень вредит браконьерство. Неограниченная охота привела на грань исчезновения таких животных, как: белый журавль — стерх, кречет, малый лебедь и краснозобая казарка. Это приводит к нарушению экологических связей в природе и обеднению тундры.

Чтобы сохранить и защитить их исчезновения государство занесло в Красную книгу многие виды тундровых животных и растений. также были организованы заповедники, например, Таймырский заповедник.

Проверь себя

1. Покажи на карте зону тундры.

Зона арктических пустынь показана на карте фиолетовым цветом. Для того, чтобы показать эту зону, надо обвести указкой по её контуру (синяя линия).

Тундра - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

2. Дай краткую характеристику зоны тундры по плану, приведённому на с. 47.

Краткая характеристика зоны тундры по плану изучения природной зоны

  1. Название природной зоны:
    • название — тундра;
    • на карте она показывается заливкой фиолетового цвета.
  2. Особенности природы:
    • Климат в зоне тундры очень холодный. Зимой температура воздуха опускается до — 50ºС, а летом поднимается до + 8ºС. Зимой здесь два месяца длится полярная ночь, а летом — полярный день.
    • Растительный мир тундры представлен в основном карликовыми растениями и ягодными кустами. Так, здесь произрастает карликовая берёза, полярная ива, морошка, брусника и голубика. Также в тундре растёт много мхов и лишайников. Самое крупное животное тундры — северный олень. Также в тундре обитают песцы, лемминги, кречеты, полярные лебеди, серые гуси, серые журавли, кулики, полярные совы и другие животные. Летом в тундре огромное количество насекомых: комаров и мошек.
  3. Использование природы данной зоны человеком:
    • Коренные народы тундры занимаются оленеводством и рыболовством.
    • В тундре добываются полезные ископаемые: нефть , природный газ и каменный уголь.
  4. Экологические проблемы и охрана природы:
    • Главная экологическая проблема тундры — загрязнение природы в процессе хозяйственной деятельности и добычи полезных ископаемых. Для защиты уникальной природы тундры от этой опасности в России действуют специальные законы и проводятся охранные мероприятия. Промышленные и добывающие предприятия работающие в тундре должны применять современные технологии, способные исключить риск загрязнения природы.
    • Ещё одна экологическая проблема тундры — браконьерство. Например, из-за ценного меха истребляются песцы, а из-за высокой цены в массовом порядке отлавливаются кречеты. Чтобы решить проблему неконтролируемой охоты и рыболовства, в тундре организованы заповедники и редкие животные занесены в Красную книгу.

Задания для домашней работы

(на выбор)

1. Нарисуй, как ты представляешь себе тундру. Можно попробовать из пластилина и других материалов сделать макет участка тундры.

Тундра - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

2. В книге «Зелёные страницы» прочитай рассказ «Ягель». Какие виды лишайников объединены под этим названием? Какие экологические связи раскрыты в этом рассказе? Объясни их с помощью текста рассказа.

Ягель — это семейство лишайников

Растение ягель часто называют «олений мох». На самом деле ягель — это вовсе не мох, а лишайник, а точнее несколько видов лишайников, которые очень похожи друг на друга.

Так, к ягелю относятся следующие виды лишайников:

  • Кладония оленья.
  • Кладония альпийская — это самый рослый из оленьих мхов. Она вырастает примерно на 20 см. 
  • Кладония лесная — это самый низкорослый из оленьих мхов. Высота этого растения редко превышает 10 см.

Ягель растёт очень медленно — всего на 4 — 5 миллиметров в год. Для того, чтобы вырос настоящий кустик требуется несколько десятков лет. Самые крупные кустики ягеля растут 100, 200, 300  и более лет. Известны случаи, когда было установлено, что некоторые из этих лишайников живут уже 4 000 лет, так что ягель — это растение долгожитель.

Экологические связи

Ягель является пищей для северных олений как зимой, так и летом. Зимой олени поедают в большем количестве, так как другой растительной пищи в тундре практически нет.

Летом олени предпочитают свежую зелень и ягоды, а ягель едят лишь немного. Дело в том, что летом ягель становится сухим и колючим, а размягчается только в сырую погоду.

Экологические проблемы

Из-за того, что ягель растёт очень медленно, оленеводы должны строго регулировать выпас оленей на том или ином пастбище. Чтобы защитить ягельники надо регулярно перегонять оленей с одного пастбища на другое, так как полностью объеденное пастбище восстанавливается 15 — 20 лет.

Также для ягельников большую опасность представляют пожары. Сгоревшее пастбище восстанавливается только через 70 лет. 

Все лишайники, в том числе и ягель, очень чувствительны к чистоте окружающего воздуха. Любое загрязнение атмосферы приводит к болезням и гибели лишайников. Кроме того, лишайники способны впитывать в себя присутствующие в воздухе вредные вещества. Так что животные, которые едят ягель, могут получить отравление если ягельник находится в загрязнённом месте.

3. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение об одном из растений или животных тундры. Запиши в рабочей тетради план своего сообщения и наиболее важные сведения о растении или животном.

Тема сообщения: Кречет — хищная птица семейства соколиных

План сообщения:

  1. Распространение кречетов
  2. Внешний вид кречетов
  3. Питание кречетов
  4. Соколиная охота
  5. Опасности для вида и охрана животных

Важная информация для сообщения: 

Кречет — хищная птица семейства соколиных

Кречет — птица из отряда соколообразных. Обитает кречет в тундровой и арктической зоне России, на самой северной оконечности Европы и Северной Америки. Также существует горно-азиатский вид кречетов, который обитает в горах Тянь-Шань.

Тундра - Плешаков 4 класс 1 часть. Рабочая тетрадь

Кречеты являются самыми крупными представителями соколиных. Их длина достигает 60 см, а размах крыльев — 135 см. У сибирских кречетов окраска спинки бывает различной — от почти белой до буровато-серой, брюшная сторона кречетов всегда белая с тёмным рисунком.

Тундра - Плешаков 4 класс 1 часть. Рабочая тетрадь

Кречеты являются типичными хищниками. Питаются они небольшими птичками или маленькими зверюшками. Птицы нападают на добычу сверху. Они складывают крылья и хватают добычу цепкими лапами. Вообще эти птицы — прекрасные летуны. Всего несколько взмахов крыльев и птица несётся вперед на огромной скорости или камнем падает вниз.

Тундра - Плешаков 4 класс 1 часть. Рабочая тетрадь

В средние века широко была распространена охота с соколиными, в том числе и с кречетами. Их использовали в качестве ловчих птиц по всей Европе и в России. Сейчас сейчас соколиная охота также является любимым хобби множества людей по всему миру.

Тундра - Плешаков 4 класс 1 часть. Рабочая тетрадь

Из-за того, что стоимость одной птицы достигает 30 000 долларов, браконьеры отлавливают их и продают. Кроме того кречеты часто гибнут в капканах, поставленных браконьерами на песцов — ценных пушных зверей. Охранные органы активно борются с промыслом браконьеров и кречетам, к счастью, вымирание пока не грозит.

Тундра - Плешаков 4 класс 1 часть. Рабочая тетрадь

Источник (источники) информации: Интернет

  • Ответы к учебнику Плешакова, Крючковой. 4 класс 1 часть
  • Ответы к учебнику Плешакова, Крючковой. 4 класс 2 часть
  • ГДЗ к рабочей тетради Плешакова. 4 класс 1 часть
  • ГДЗ к рабочей тетради Плешакова. 4 класс 2 часть
  • Все ГДЗ

ТЕМА УРОКА: «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ».

7 класс

Учебно-воспитательные цели урока:

  1. Познакомить учащихся с природными зонами Южной Америки, их особенностями, с эндемичными представителями флоры и фауны.

  2. Продолжить формировать умения: использовать картографические материалы в качестве источника географической информации, давать характеристику природным зонам, слушать, анализировать, обобщать.

Развивать коммуникативные навыки работы в группах, познавательный интерес, внимание и географическое мышление учащихся.

  1. Способствовать воспитанию географической культуры и эстетического восприятия географических объектов.

Оборудование: карта природных зон Южной Америки, атлас (климатическая, почвенная карта, природных зон), видеопроектор с презентацией, музыкальное сопровождение, видеоролик.

Методы и формы учебной деятельности: урок-путешествие (беседа, проблемный метод, исследовательский (частично-поисковый), составление связного рассказа; географические загадки, обобщение).

План урока (на доске):

  1. Понятие о при родных зонах.

  2. Факторы, влияющие на размещение природных зон.

  3. 3. Размещение природных зон на карте Южной Америки.

  4. Краткая характеристика.

  5. Обобщение . Вывод.

ССоставьте план рассказа природная зона пустынь труктура урока:

1. Организационный момент 1 мин

2. Сообщение темы и цели урока. 1 мин

3. Актуализация знаний. 3 мин

4. Изучение нового материала. 4 мин

5. Групповая работа 23 мин

  1. Закрепление. 3 мин

  2. Итог. 1 мин

8. Мотивирование оценок. 2 мин

9. Домашнее задание. 2 мин

Ход урока

  1. Организационный момент. (1 мин)

Стихотворение (читают 4 ученика):

«Во многих странах побывали,

И каждая к себе манит.

Маршрут сменили мы недавно.

Пред нами — южный материк.

Вы много потеряете, поверьте,

Не встретив на материке

В высоких Андах лам печальных,

Пираний кровожадных на реке.

Вы не услышите шум леса.

И рокот водопада там, в горах,

Колибри – крошечную птичку –

Вы не заметите в садах.

И зря сидеть за школьной книгой,

Вам скажет каждый ученик:

Кто не мечтает побывать здесь,

Тот не увидит материк.

II. Сообщение темы и цели. (1 мин)

— А вы, ребята, мечтаете побывать на этом удивительном материке? Сегодня, у нас есть такая возможность. Вы – рекламные агента.

Пять туристических групп отправятся в путешествие по разным природным зонам Южной Америки, исследуют их, результаты исследования занесут в рекламные листы, а затем расскажут нам о том, что они интересного узнали. Но сделать это надо так. Чтобы и нам захотелось увидеть эти удивительные места.

III. Актуализация знаний. (3 мин)

Но прежде, чем отправиться в путешествие, мы должны вспомнить: что такое природная зона. (ответы учащихся).

Составьте план рассказа природная зона пустынь

Природная зона – крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий, увлажнения, почв, растительности и животного мира.

— Какие причины влияют на их расположение?

Составьте план рассказа природная зона пустынь

Составьте план рассказа природная зона пустынь

Составьте план рассказа природная зона пустынь

Составьте план рассказа природная зона пустынь

Составьте план рассказа природная зона пустынь

Составьте план рассказа природная зона пустыньСоставьте план рассказа природная зона пустынь

Составьте план рассказа природная зона пустыньСоставьте план рассказа природная зона пустыньВы уже изучили расположение природных зон в Африке, Австралии, и знаете, что южные материки имеют общее происхождение и у них много схожего в расположении, давайте же предположим, какие природные зоны могут находиться на этом континенте, а для этого вспомним природные зоны изученных материков.

Ответ 1: В Африке самые крупные природные зоны — зоны саванн и пустынь, но есть также влажные экваториальные леса и переменно-влажные леса, а на самом севере и самом юге материка – жестколистные вечнозелёные леса

Ответ 2: В Австралии самые крупные зоны – зона пустынь, саванн, но есть переменно-влажные леса и жестколистные вечнозелёные леса.

IV. Новый материал. (4 мин)

слайд карта природных зон Ю.А.

— Используя карту атласа, назовите природные зоны Южной Америки в направлении движения от экватора:

1. влажные экваториальные леса;

2. переменно-влажные экваториальные леса;

3. саванны и редколесья;

4. жестколистные вечнозелёные леса;

5. полупустыни и пустыни;

6. степи;

7. смешанные леса;

8. высотная поясность.

— Какие природные зоны самые большие по площади? Чем это объяснить?

Ответ: Большая часть материка лежит в экваториальном и субэкваториальном климате, это области пониженного давления, где преобладает жаркий и влажный климат, поэтому большую часть занимают влажные экваториальные леса.

— Какие зоны занимают небольшие площади?

Ответ: Жестколистные леса, смешанные леса.

— Какая зона нам встретилась на материке впервые? Чем это объяснить?

Ответ:Смешанные леса, т.к. они находятся в умеренном поясе, который отсутствует в Африке или Австралии.

V. Групповая работа по составлению характеристики природной зоны. (23 мин)

Чтобы лучше представить материк отправимся в самые крупные пр. зоны.

В путевом листе есть план, по которому вам предстоит составить описание природной зоны, используя карты атласа и параграф 44 учебника. Постарайтесь, чтобы ваш рассказ смог нас заинтересовать и удивить.

План описания природной зоны.

  1. В какой части материка находится, какова протяжённость по сравнению другими природными зонами.

  2. Какие крупные формы рельефа охватывают, речные системы, озёра.

  3. Типы климата (температуры, влажность, постоянные ветры).

  4. Почвы (плодородны или нет).

  5. Растительный и животный мир.

Группы получают путевые дневники с заданиями.

1. Экваториальные леса Амазонии. Ролик «Амазонская сельва»

С. Цвейг писал «Кто видел Амазонку, тому хватит красот на всю жизнь».

Что же там такого удивительного расскажите нам, когда вернётесь.

2. Саванны.

А Гумбольдт хорошо описал саванны: «Когда отвесные лучи солнца сожгут траву и превратят её в пыль, отвердевшая почва растрескивается такими щелями, как будто её поколебало могучее землетрясение…

Наконец, после продолжительной засухи наступает время благодатных дождей. Едва только верхний слой земли успевает наполниться влагой… травы пробуждаются, распускаются цветы водных растений». Чем же саванны Южной Америки отличаются от африканских саванн?

3. Степи.

Яркое описание аргентинской степи оставил Жюль Верн: «…Слово, которым называют в южной Америке степи, арауканское, и означает «травяная равнина». Чем сможет удивить нас субтропическая степь или это всё, чем она может похвастаться? и как все-таки она называется?

4. Полупустыни.

Что может быть интересного в полупустынях? На востоке эта территория состоит из целого ряда гигантских плато и столовых возвышенностей, сложенных песчаниками. А на юге царствуют сильнейшие западные ветры.

У южных полупустынь материка тоже есть своё уникальное название. Узнайте его и расскажите нам.

  1. Высотная поясность.

Последнюю группу я хочу напутствовать древней легендой о вожде индейского племени, который посылал юношей на вершину горы Аконкагуа.

«Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесёт мне ветку с того места, где он свернёт с дороги» — говорил вождь. Вскоре первый юноша принёс ветку кедра, старик одобрительно кивнул: «Ты был на полпути к вершине». Второй юноша пришёл с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоём голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всём её величии».

Почему мудрый вождь похвалил последнего юношу? Это мы узнаем из рассказа наших путешественников, когда они вернутся.

Слайд — план

Составьте план рассказа природная зона пустыньСоставьте план рассказа природная зона пустынь

Проверка: Прошу вас внимательно прослушать составленные описания, т.к. в конце урока мы проверим, как внимательно вы слушали и запомнили материал. (Заслушиваю рассказы учащихся.) Есть ли дополнения?

Какие новые понятия вам встретились в тексте? Как бы вы объяснили их значение (я даю пояснения и показываю презентацию по каждому понятию).

Слайды

1. Влажные экваториальные леса(слайд)

Сельва – на португальском языке означает «лес».

Растения в нём располагаются в 3 яруса:

верхний ярус – сейба (до 80 м высотой), пальмы;

средний ярус – древовидные папоротники, гевея, шоколадное дерево;

нижний ярус — травянистый покров

Животные: ленивцы. Обезьяны, ягуар, анаконда, колибри, попугаи, множество насекомых

2. Саванны (слайд)

Саванны – редколесье.

Растения: Часто встречается дерево кебрачо («сломай топор»), получившее название за твёрдую древесину, кустарники, пальмы.

Животные — олени, дикие свиньи – пекари, броненосцы, муравьеды, страус нанду.

3. Степи (слайд)

Пампа – субтропические степи.

Растения: травы, ковыль, дикое просо, араукарии (хвойные деревья).

Животные: ламы, пампасский олень, пампасская кошка.

4. Полупустыни (слайд)

Патагония – полупустыни на юге Южной Америки.

В Южной Америке, в отличие от Африки и Австралии, почти нет материковых тропических пустынь. Небольшие территории, занятые полупустынями, расположены в субтропическом и умеренном климатическом поясе. Из-за скудной растительности почвы малоплодородные. Растительность, представленная сухими злаками и подушкообразными кустарниками, — характерная черта этой природной зоны.

Животные: грызуны (вискаша), болотный бобр (нутрия), ламы.

5. Горы Анды (слайд).

Растения: от пустынных до тех, что обитают в альпийских лугах.

Животные: очковый медведь, кондор, шиншилла, ламы.

VI.Закрепление. (3 мин)

1. Суровый край полупустынь

Всё ждёт дождя, но ждёт напрасно.

Дожди бывают там не часто. (Патагония)

2. Там очковые медведи

Ходят, бродят между скал.

Там шиншилла обитает.

Кондор по небу летает. (Анды)

  1. Это слово значит – «лес»,

Растут в нём сейба и лианы.

Ну а по веткам там и здесь

Шныряют чудо-обезьяны. (Сельва)

4. На безлесных на просторах

Там пасутся лам стада

И оленей быстрых, скорых

Там увидишь иногда (Пампа)

5 . На просторах в этом крае

Вы увидите зверей:

Броненосца, муравьеда,

Даже диких пекарей.

А для нанду просто рай!

Что за зона угадай! (Саванны)

6. Что за дерево такое.

Что не срубишь топором.

Древесина словно камень,

Очень крепкая, что лом. (Кебрачо)

7. Нет существа медлительнее скажем

Ему спешить не надо – он такой!

То ли ленив, а может очень важен,

Нет, просто он с рождения такой! (Ленивец)

8. Рекордсмен средь царства змей

В мире нет её длинней! (Анаконда)

  1. Тоне рыба – просто жуть,

Про неё не позабудь.

Там, где водится она

Плавать и нырять нельзя. (Пиранья)

  1. Что за птичка-невеличка

И проворна и быстра.

Словно бабочка нектаром

Насыщается она. (Колибри)

VII. Обобщение. Вывод(1 мин)

— Какие знания сегодня вы унесёте с собой с урока?

(Узнали , что в Ю.А. природных зон больше и для каждой характерен свой животный и растительный мир, мир непохожий на мир других материко.

VIII. Мотивирование оценок. (2 мин)

Похвалить все группы и отметить самые лучшие.

IX. Домашнее задание(2 мин)

параграф № 44, Пункт «Изменение природы материка под влиянием деятельности человека». Стр. 179-180

Дополнительно : заповедники и национальные парки Южной Америки (используя дополнительные источники информации). обратить внимание на выставку

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/450742-tema-uroka-prirodnye-zony-juzhnoj-ameriki-7-k

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

г. Кизилюрт

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

В 4 КЛАССЕ

«У Чёрного моря»

99766294 1

Подготовила:

учитель начальных классов

Хамидова Сарижат Юсупбеговна

Конспект урока по окружающему миру.

Тема урока: У Чёрного моря.

Цели урока:

сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

Задачи урока:

образовательные: познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей;

развивающие: формировать умение аргументировано высказываться, делать логические умозаключения;

воспитывающие: работать над осознанным отношением к индивидуальной, групповой деятельности; воспитывать экологически грамотного человека.

Планируемые результаты:

Предметные:

показывать природную зону на карте природных зон;

иметь представление о природе зоны субтропиков (неживая природа, растения, животные);

устанавливать причины своеобразия природной зоны;

моделировать цепи питания природной зоны;

иметь представление об освоении природной зоны человеком.

Метапредметные:

определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;

извлекать информацию из карты;

устанавливать причинно-следственные связи;

рассказывать о природной зоне по плану;

готовить сообщения.

Личностные:

осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности;

проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России;

понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия.

Формируемые УУД:

познавательные — осознавать познавательную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное, уметь искать, получать и использовать информацию, пользоваться справочной литературой, находить в ней нужные сведения;

коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

умение обмениваться мнениями, слушать другого человека; быть способным работать в команде, заинтересовывать и мотивировать других; выполнять свою часть работы, принимать трудности другого как свои, вносить свою часть в общий результат;

регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления;

личностные — положительно относиться к урокам окружающего мира, понимать значение знаний для человека, поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Оборудование:

электронное приложение к учебнику, карточка «Исправь ошибки в тексте», атлас-определитель «От земли до неба», Красная книга России, энциклопедии: «Я познаю мир. Растения», «Я познаю мир. Животные», карта природных зон России, гербарий, веточки лавра с листьями.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

1. Работа с картой. Проверка домашнего задания.

— Назовите природную зону, которую мы с вами изучили на прошлом уроке. (Пустыни).

— Пустынь в России немного у нас.

Прощаться с пустыней не будем спешить —

О ней мы сейчас будем говорить.

(Ученик показывает на карте полупустыни и пустыни.) (Южнее зоны степей, на юго-западе страны по берегам Каспийского моря расположена природная зона полупустыни и пустыни.)

2. Работа в группе. Задание на карточке.

— Исправьте ошибки в тексте.

Отличительной особенностью зоны пустынь является сплошной растительный покров (правильно — отсутствие растительного покрова). Ветер наносит холмы песка, которые называют джузгунами (правильно — барханами). Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков, — это сайгак (правильно — колосняк) и джузгун. В пустыне встречаются крупные животные — тушканчики (правильно — сайгаки), они кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи. А забавное животное песчанка (правильно — тушканчик) передвигается прыжками.

3. Самоопределение к деятельности.

— Перечислите по порядку природные зоны. (Зона арктических пустынь, тундра, зона лесов (тайга, смешанные и широколиственные леса), зона степей, пустыни, субтропики).

— О какой природной зоне мы не говорили? (О субтропиках.)

— Назовите тему урока. Слайд 8.

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

(Изучить особенности природной зоны, узнать о климате, как климат влияет на растительный и животный мир.)

4. Открытие нового знания.

1. Работа с картой.

— Обратимся к помощнице — карте. Что она нам расскажет? Найдём на карте субтропики.

(Эта зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны — Кавказские горы, а с другой — Чёрное море.)

— В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Давайте рассмотрим простой пример: вы на пляже. Когда вода теплее — днём или вечером? (Вечером.)

— Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдаёт побережью зимой тёплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья. Они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и оно тоже задерживается горами.

— Выясним, что же обозначает слово «субтропики». Вам уже известно, что такое тропики. (Тропики — это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора.)

— А что означает приставка «суб «? В переводе с латинского это означает «под». Так что же такое субтропики? (Это территория под тропиками. Субтропики — области, лежащие к северу и югу от тропиков, по климату приближающиеся к жаркому, тропическому поясу.)

— Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, — лишь её маленькая часть.

2. Работа в группах.

— Продолжим изучать природную зону группами: ботаники, зоологи, экологи.

— Вспомните правила работы в группе.

1. В группе должен быть ответственный.

2. Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие слушают.

4. Своё несогласие высказывай вежливо.

5. Если не понял, переспроси.

— Вспомните правила сотрудничества.

1. Выполняю свою часть работы.

2. Принимаю трудности другого как свои.

3. Вношу свою часть в общий результат.

— Ботаники, пользуясь учебником (стр. 126 — 130), энциклопедией «Я познаю мир. Растения», атласом-определителем «От земли до неба», расскажите о растениях субтропиков по плану.

План рассказа для группы ботаников. Группа № 1.

1. Растения дикорастущие.

2. Растения, завезённые из тёплых стран.

3. Растения фруктовые.

— Ботаники, пользуясь учебником (стр. 132), энциклопедией «Я познаю мир. Растения», Красной книгой России расскажите о растениях субтропиков по плану.

План рассказа для группы ботаников. Группа № 2.

1. Редкие растения, которые внесены в Красную книгу России.

2. Иглица колхидская.

3. Самшид колхидский.

4. Тис ягодный.

— Зоологи, пользуясь учебником (стр. 126 — 130), энциклопедией «Я познаю мир. Животные», атласом-определителем «От земли до неба», расскажите о животных субтропиков по плану.

План рассказа для группы зоологов. Группа № 3.

1. Морские обитатели.

2. Обитатели суши.

— Зоологи, пользуясь учебником (стр. 132 — 133), энциклопедией «Я познаю мир. Животные», Красной книгой России расскажите о животных субтропиков по плану.

План рассказа для группы зоологов. Группа № 4.

1. Обитатели моря, которые попали в Красную книгу России.

2. Обитатели суши, которые попали в Красную книгу России.

— Экологи, пользуясь учебником (стр. 131 — 132), расскажите об экологии зоны по плану.

План рассказа для группы экологов. Группа № 5.

1. Красивейшие города-курорты.

2. Их главные достопримечательности.

— Экологи, пользуясь учебником (стр. 132 — 133), расскажите об экологии зоны по плану.

План рассказа для группы экологов. Группа № 6.

1. Экологические проблемы Черноморского побережья.

2. Национальный парк «Сочинский».

5. Первичное закрепление.

Сообщения учащихся. (Рассказы сопровождаются демонстрацией слайдов.)

Рассказ ботаников. Группа № 1.

Благоприятные условия — тепло, влага, обилие солнечного света, плодородные почвы- дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым. В лесах на склонах гор растут широколиственные деревья — дуб Слайд 9, бук Слайд 10, каштан настоящий Слайд 11.

В парках и на городских улицах люди выращивают красивые растения, привезённые из разных тёплых стран: кипарисы Слайд 12, магнолии Слайд 13, пальмы Слайд 14. Эти растения круглый год остаются зелёными.

В садах зреют грецкие орехи Слайд 15, инжир Слайд 16, абрикосы Слайд 17, персики Слайд 18.

Дополнение.

Каштан — дерево-долгожитель, может жить до тысячи лет, его высота достигает 35 м. Листья у него продолговатые с острыми зубчиками. Плоды — орехи — употребляют в пищу.

На склонах гор раскинулись плантации чая. Слайд 19.

На Черноморском побережье растёт виноград Слайд 20 и ………….. . (Лавр.)

Лавр Слайд 21 — вечнозелёный кустарник, который внешне напоминает небольшое деревце.

Живёт около 400 лет. В древ­не­гре­че­ской куль­ту­ре лавр оли­це­тво­рял по­бе­ду и мир и был по­свя­щён Апол­ло­ну. Слайд 22. Вот по­че­му в Гре­ции му­зы­кан­тов, по­этов, тан­цо­ров, по­кро­ви­те­лем ко­то­рых был Апол­лон, на­граж­да­ли имен­но лав­ро­вы­ми вен­ка­ми Слайд 23,

в то время как спортс­ме­нов, ат­ле­тов увен­чи­ва­ли олив­ко­вы­ми или сель­де­рей­ны­ми венками.

В Древ­нем Риме лав­ро­вый венок ста­но­вит­ся выс­шим зна­ком во­ин­ской и им­пе­ра­тор­ской славы.

Ли­стья лавра из­дав­на ис­поль­зу­ют в ка­че­стве аро­ма­ти­че­ской при­пра­вы.

Рассказ ботаников. Группа № 2.

В Красную книгу России внесены редкие растения этих мест: иглица колхидская, самшид колхидский, тис ягодный.

Самшит колхидский Слайд 25 — дерево, имеющее крепкую, плотную древесину. К сожалению, самшиты в настоящее время на грани исчезновения.

Тис ягодный Слайд 26. Высотой 10 — 20 м, в отдельных случаях до 28 м. 
Растёт относительно медленно, но при этом отличается большой продолжительностью жизни: от 1,5 до 4 тысяч лет.
Тис ягодный, занимавший первоначально очень большую территорию, был почти полностью истреблён человеком из-за своей прочной и практически «вечной» древесины, обладающей сильными бактерицидными свойствами — она убивает даже те микроорга-низмы, которые имеются в воздухе.

Иглица колхидская Слайд 27 — многолетний полукустарник. Растение высотой 45 — 55 см. Стебли прямые. Цветки мелкие, распускаются постепенно в течение осени и зимы; весной созревают плоды. Ягоды крупные, красные.

Рассказ зоологов. Группа № 3.

Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья Кавказа.

Очень интересны морские обитатели: дельфины Слайд 29, морские коньки Слайд 30 , морские иглы Слайд 31, а также крабы Слайд 32, медузы Слайд 33.

Находясь на берегу, издалека слышишь стрекотание сидящих на веточках цикад

Слайд 34 (они питаются соком растений). Среди зелёных листьев притаился хищный богомол Слайд 35, который поджидает добычу — мух и других насекомых.

Изредка встречается удивительной красоты бабочка олеандровый бражник. Слайд 36. Много и других красивых бабочек. Слайд 37.

В лесах обитают косули Слайд 38, медведи Слайд 39, кабаны Слайд 40.

На берегу моря живут чайки Слайд 41, бакланы Слайд 42, которые кормятся рыбой.

Дополнение.

Морские коньки — это рыбки с головой, похожей на голову сказочного Конька-Горбунка. У них нет постоянной окраски: сядет морской конёк на бурую водоросль — и сам станет бурым, сядет на зелёную — позеленеет.

Дополнение.

В атласе — определителе, стр. 159.

Ни с кем не спутаешь богомола! Его передние ноги с шипами и зубчиками приспособлены для захватывания и удерживания добычи. Богомол достигает в длину до 7 см.

Рассказ зоологов. Группа № 4.

На страницы Красной книги попали животные — дельфин черноморская афалина и жужелица кавказская.

Дельфины Слайд 44 — это зубастые киты, только намного меньше. Длина афалины — 2 — 3 м, вес — 150 — 300 кг. Зубы крепкие. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде. Случалось, дельфины спасали людей. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.

Жужелица кавказская Слайд 45 — крупный красивый жук длиной 32 — 55 мм. Верх тела синий, иногда с фиолетовым или зелёным оттенком, блестящий, низ чёрный. Жук наиболее активен ночью, но иногда наблюдается и дневная активность. Питается улитками.

6. Физкультминутка. Слайд 47.

Звучит музыка, дети играют в игру.

Рассказ экологов. Группа № 5.

Берег Чёрного моря — это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Здесь расположены красивейшие города-курорты Сочи Слайд 49 и Ялта

Одна из главных достопримечательностей города Сочи — Дендрарий Слайд 51

(от греческого слова «дендрон» дерево). Это необыкновенно красивый парк, где собраны растения со всего мира. Здесь можно увидеть могучий кедр Слайд 52, родина которого — далёкие горы Гималаи, и эвкалипт Слайд 53, «приехавший» из Австралии, и слоновую пальму Слайд 54 из Южной Америки. Мы увидим бамбуковые рощи Слайд 55, заросли кактусов Слайд 56 и высокие кипарисы Слайд 57.

В числе главных достопримечательностей города Ялта — Никитский ботанический сад Слайд 58. Здесь представлены растения из самых разных уголков Земли. Очень богата коллекция кактусов. Слайд 59.

Дополнение.

Дендрарий в Сочи был основан в 1892 году Сергеем Николаевичем Худековым (нашим земляком). Слайд 60.

Рассказ экологов. Группа № 6.

Люди, приезжающие отдыхать к морю, не всегда относятся к природе бережно. Они срывают красивые цветы, ломают ветки деревьев и кустарников, выбрасывают мусор где попало, ловят на память жуков, бабочек, других насекомых, уничтожают крабов, медуз. Если к медузе прикоснуться, она обжигает, словно крапива. Так медуза защищается. Но некоторые люди, вместо того чтобы купаться осторожнее, предпочитают уничтожать медуз: выбрасывают их на берег, где они погибают под лучами солнца.

Для сохранения природы Черноморского побережья Кавказа в 1983 году создан национальный парк «Сочинский» Слайд 62.

Каждый, кто живёт на берегах Чёрного моря или приезжает сюда отдыхать, обязан беречь природу этих замечательных мест.

7. Включение нового знания в систему знаний.

1. Выполнение заданий в рабочей тетради.

— Заполним таблицу, выполняя задание 3 на стр. 61.

(Ученики самостоятельно с помощью учебника заполняют таблицу, затем проверяют друг у друга.)

Обитатели суши — цикады, богомол, жужелица кавказская, олеандровый бражник, косули.

Обитатели суши, добывающие пищу в море, — чайки, бакланы.

Обитатели моря — дельфины, морские коньки, морские иглы, крабы, медузы.

Слайд 64 — 65.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Какова была цель урока? Достигли её? Докажите. (Правильно выполнили самостоятельную работу.)

— Что нового для себя узнали? (Сегодня на уроке я узнал … . Мне показалось интересным, что … .) Слайд 66.

— Понравилось ли вам работать в группе?

— С каким настроением вы уходите с урока? Поднимите карточку: солнышко или тучку.

10. Домашнее задание. Слайд 67.

1. Прочитать текст на стр. 126 — 134, выполнить задания.

2. Выполнить задания в рабочей тетради на стр. 60 — 63, по желанию подготовьте сообщение об одном из растений или животных зоны субтропиков России.

— Вы все молодцы. Спасибо за урок.

  • Составьте в тетради рассказ от имени земледельца как прошел его день включите в рассказ описание
  • Составьте кластер по теме три типа народных сказок и их особенности
  • Составьте и запишите небольшой рассказ о спортивной жизни вашей школы
  • Составьте памятку для определения рассказа как жанра
  • Составь рассказы об овощах по предложенному плану