Составьте небольшой рассказ используя как можно больше несклоняемых существительных

Буховец татьяна алексеевна моу-сош 3 г. унеча брянской области урок презентация по русскому языку по теме: несклоняемые имена

Буховец
Татьяна Алексеевна

МОУ-СОШ
№ 3 г. Унеча Брянской области

Урок
+ презентация по русскому языку по теме:
«Несклоняемые имена существительные»

для
6 класса

Для
создания презентации были использованы
иллюстрации, взятые по адресу:

http://images.yandex.ru

Стихотворение:

http://berhofer.ru/279155/52/

Тема:
«Несклоняемые
имена существительные».

Цель:
ознакомить
учащихся с понятием «несклоняемые имена
существительные».

Задачи:
1)
формировать навыки грамотного письма;

2)
развивать
орфографическую зоркость, речь, логическое
мышление,
процессы анализа, синтеза, творческие
способности;

3)
воспитывать доброе отношение к животным,
интерес к предмету.

Оборудование:
компьютер, проектор.

Ход
урока.

1.Организационный
момент.

У.:
Дорогие,
ребята! Сегодня у нас необычный урок
русского языка. К нам пришли гости.
Давайте поприветствуем их. Садитесь,
ребята.

2.Лингвистическая
разминка.

У.:
Ребята,
сегодня я хочу пригласить вас в зоопарк.
СЛАЙД
№1

Давайте
запишем предложение.

В
зоопарке живут дикие животные: кенгуру,
львы, шимпанзе, какаду, фламинго, колибри.

1
ученик делает синтаксический разбор
предложения у доски с объяснением,

одновременно
второй – фонетический разбор слова
львы
(самостоятельно),

третий
– морфологический разбор существительного
в
зоопарке

(самостоятельно).

Проверка
учащимися заданий.

У.:
Назовите
в этом предложении все известные вам
орфограммы.

3.Актуализация
опорных знаний.

У.:

Давайте просклоняем существительные
львы
и кенгуру
.

Учащиеся
устно склоняют эти существительные.

У.:
Сделайте
вывод.
СЛАЙД
№2

Слово
кенгуру не склоняется.

У.:
А
какие еще слова в предложении не
склоняются?


Фламинго, шимпанзе, какаду, колибри.

У.:
Попробуйте
сформулировать тему урока.

4.Формулирование
темы и цели урока.

Запись
темы урока.

СЛАЙД
№3, СЛАЙД №4
.

5.Изучение
нового материала.

Этимологическая
справка.

У.:
Из
каких языков пришли эти слова? (Сообщение
учащегося о происхождении этих слов)

Составление
таблицы.

У.:
Какие
еще несклоняемые существительные вы
знаете?

Ребята,
давайте наши выводы запишем в таблицу.
СЛАЙД№5

Комментарий
учителя:

Итак,
слова
кенгуру, метро, кино, колибри, шимпанзе,
какаду никогда не изменяются. Это
заимствованные слова из других языков.
Они не хотят подчиняться законам русского
языка и поэтому называются несклоняемыми.
Конечные гласные таких слов не окончания,
а гласные корня.
Обратите
внимание!
Некоторые
из них похожи на существительные среднего
рода, у которых –о и –е – окончания.
Такие похожие слова нужно различать. И
помнить, что, например, слово решето
склоняется, а слово пальто – нет.

1)
Сущ. иноязычного происхождения с
конечными гласными –о, -е, -у, -ю, -и.


СЛАЙД
№6

У.:
В
зоопарк пришли школьники.

Вите
Семченко понравился яркий колибри,

а
Яне Долгих – проворный кенгуру.
СЛАЙД
№7

У.:
Назовите
фамилии детей. Попробуйте их просклонять.
Сделайте вывод.

2)
Русские и украинские фамилии на –о и
–их (-ых) не склоняются.
СЛ.№8

У.:
А
у нас в классе есть ребята с несклоняемыми
фамилиями? Назовите их.

У.:
СМИ
сотрудничают с
ООН,
чтобы привлечь всемирное внимание к
биологическому разнообразию и
необходимости защиты исчезающих видов
диких животных и мест их обитания.
СЛАЙД
№9

У.:
Как
называются подчеркнутые слова?

(Аббревиатура, или сложносокращенные
слова звукового, буквенного характера).

У.:
Расшифруйте
их.

Попробуйте
их просклонять. Сделайте вывод.

3)
Аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный,
а также
аббревиатуры
с опорным словом среднего и женского
рода
не
склоняются.

СЛАЙД №10

У.:
Прочитайте
правило на странице 91 и дополните
таблицу.

4)
Не склоняются иноязычные сущ., обозначающие
лиц женского пола и оканчивающиеся на
согласный ( к знакомой мисс, роман
писательницы Войнич).
СЛАЙД
№11

У.:

Пользуясь составленной таблицей,
назовите еще раз группы несклоняемых
существительных.

6.Закрепление.

1.Полминутки
для шутки.

У.:

А теперь послушайте стихотворение:
СЛАЙД
№12

Как-то
рано поутру

С
другом сели мы в метру.

И
поехали в метре

Фильм
смотреть о кенгуре.

Кенгуру
в кафу зашёл,

Занял
там свободный стол

И
сидит за доминой

С
шимпанзой и какадой.

У.:

А почему вы смеялись? Что-нибудь не так?

Д.:
Очень
смешное стихотворение, потому что так
говорить нельзя.

У.:

Исправьте текст. Назовите несклоняемые
существительные.

2.Творческая
работа в группах.

У.:

Составьте небольшой рассказ, используя
как можно больше несклоняемых
существительных. Можно пользоваться
материалом из упражнений учебника
(стр.92-93).

Задания
для сильных учащихся:

сочините стихотворение, используя
несклоняемые существительные.

3.Самостоятельная
работа
.

СЛАЙД
№13

Тест.

1.Выберите
несклоняемые существительные.

А)
меню; Б) село; В) Баку; Г) Жюль
Верн.

2.В
каком слове нет и не может быть окончания.

А)
пол
е
Б)
гор
е
В)
каф
е

Г)
ребр
о.

3.
В каком предложении допущена ошибка.

А)
Дети с удовольствием читают романы
Вальтера Скотта.

Б)
Друзья ждали Машу Гореленко в фойе.

В)
«Зенит» сыграл вничью с «Динамой».

Взаимопроверка.

СЛАЙД
№14

7.Итоги.
Рефлексия.

Что
нового узнали на уроке?

(Есть особая группа существительных –
несклоняемые.)

Что
такое несклоняемые существительные?

(Существительные, которые имеют для
всех падежей одну и ту же форму.)

Что
можете сказать про окончание несклоняемых
имён существительных?

(Они не имеют окончания (всё слово —
основа.)

— Зачем
в школе изучают такую тему?
(Чтобы
речь была грамотной.)

Что
показалось трудным на уроке?

Домашнее
задание.

Найти
в словаре 5 несклоняемых имён
существительных.

Составить
5 предложений с несклоняемыми
существительными.

Для
сильных учащихся

– рассказ об охране окружающей среды,
используя несклоняемые существительные.
СЛАЙД
№15

У.:

А напоследок я хочу рассказать вам
анекдот. Послушайте и попробуйте
догадаться, какова будет тема следующего
урока.

Образованная
девушка стоит за прилавком. К ней по
очереди подходят покупатели и просят:
«Дайте одно кофе». Девушка ждет, когда
же появится кто-нибудь грамотный. И вот
наконец она слышит: «Дайте один кофе».
Увы, следующая фраза была: «И один булка».

Предложения с несклоняемыми существительными – примеры

predlozheniya s nesklonyaemymi suschestvitelnymi 03

Несклоняемые существительные встречаются в разных стилях нормативной и разговорной речи. Это в большинстве случаев слова иностранного происхождения. Для правильного употребления слов этой категории важно определить, что к ней относится, а также рассмотреть алгоритм определения лексико-грамматической группы.

Какие существительные относят к несклоняемым

Застывшую форму, которая не меняется при склонении по падежам и числам, имеют преимущественно слова, заимствованные из других языков. К исключениям можно отнести фамилии русского происхождения.

Несклоняемые по падежам имена существительные имеют род. Другие признаки по правилам определяются только в контексте с другими словами.

6 групп несклоняемых существительных:

  1. В первую очередь, это нарицательные имена иностранного происхождения, которые заканчиваются гласными -о, -у, -е, -и, -э, -ю, а также имеют ударную :
    – Ксюша очень хотела попробовать экзотический фрукт, но фейхоа в такой сезон не продается.
    – Мама ухаживала за алоэ и ждала, пока растение начнет расти.
  2. Слова-названия лиц женского пола:
    – Не стоит винить фрау, ведь она не хотела навредить детям.
    – Он звал мадам, надеясь услышать ответ.
  3. Фамилии и имена женщин с твердым согласным в основе:
    Кармен отправили за письмом на почту.
  4. Славянские фамилии с окончанием на -о, -их, -ых, женские фамилии на согласный:
    – Проверяющим Евгению Костенко и Елене Жук направили письма с просьбой о приеме в 3 класс.
  5. Могут относиться фамилии и имена с конечным -а, -я, когда перед ним стоит гласная:
    – Серьезному Струа эта шутка показалась неуместной.
  6. Аббревиатуры, в которых главное слово имеет ж.р. или последняя буква гласная:
    – Он не знал, что такое работа в СМИ, она казалась сложной, но интересной.

Лексико-грамматические группы

Независимо от грамматических форм, существительные делят на несколько разрядов. Они свойственны и неизменяемым словам.

Группы несклоняемых существительных по разрядам с примерами:

  1. Собственные и нарицательные.
    Гюго открыл миру собор потрясающей красоты, покрытый тайнами.
    Манго в корзине больше не осталось.
  2. Одушевленные и неодушевленные.
    – Места для Эдит в зале не оставалось.
    – Сестре из Мексики привезли какаду, а меня порадовали сомбреро.

Предложения с несклоняемыми существительными – примеры

Склоняемые и несклоняемые существительные имеют стандартные постоянные признаки

Как определить грамматические признаки

Набор грамматических признаков у несклоняемых существительных не полный. Они не изменяются по падежам, числам. Можно определить только род таких слов.

Предложения с несклоняемыми именами существительными разного рода:

  1. Большинство неодушевленных иностранных существительных относятся к с.р.
    – Он надел привычное пальто в клеточку и вышел из дома.
  2. Слова со значением лиц мужского пола, названиями птиц и животных, занятий и процессий имеют м.р.
    Мсье рассказывал мне об экзотическом фламинго, а конферансье тем временем объявлял номера.
  3. Если существительное называет лиц или животных женского пола, понятного из контекста, оно принадлежит к ж.р.
    – Самка колибри кружилась над гнездом.
    – Голос моей случайной визави звучал загадочно.

Число и падеж можно узнать только в словосочетаниях и приложениях, исходя из грамматических форм связанных слов:

  • В списке планов мэра – проложить скоростное шоссе. Новые шоссе охыватывают город сплошным кольцом. – Единственное и множественное число можно определить по зависимым прилагательным.
  • В программе говорили о кенгуру. Картинка красивее смотрелась без кенгуру. – Предложный и родительный падежи определяются по управлению глагола.

Чтобы правильно употреблять существительные, которые не имеют склонения, нужно рассматривать их в контексте предложения. Так можно определить грамматические признаки, выделить лексико-грамматические группы.

Несклоняемые имена существительные. 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Говорухина Галина Владимировна

Данный урок – урок «открытия» новых знаний. Мобилизующий этап урока – работа с теоретическими сведениями (использовался приём «Инсерт») способствующий формированию критического мышления, формирующий умение работать с информацией, выделять главное и переосмысливать изученное.

Скачать:

Вложение Размер
Несклоняемые имена существительные 1.64 МБ
Конспект урока в таблице 36.48 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Двадцать седьмое ноября Классная работа

Линейной меры единица В соединенье с буквой гласной Вам скажут сразу, что в столице Любой увидеть может сразу! Узнайте слово! метро

Перед нами было ___________ . У ____________красивый вход. К ____________подошли воспитанницы. Я вижу ______________. Мы довольны построенным ___________. В ___________тепло. Вставьте на месте пропусков слово МЕТРО в нужном падеже, запишите полученную форму слова в столбик, укажите падеж.

Несклоняемые имена существительные

Знаком «галочка» (V) – известная информация. Знаком «плюс» (+) — новое знание, новая информация. Знаком «минус» (-) нужно подумать. Знаком «вопрос» (?) — осталось непонятным и требует дополнительных сведений . Прием « Инсерт ».

Фламинго , Семченко, ЕГЭ, ФСБ, писательница Войнич , знакомая мисс, шимпанзе, Толстых, какаду, МГУ, меню, колибри, Долгих Слова, предложенные на карточке, разделить на группы и обосновать свои действия.

Несклоняемые существительные примеры 1. Сущ. иноязычного происхождения с конечными гласными –о, -е, -у, -ю, -и и конечным ударным –а 2.Русские и украинские фамилии на –о ,–их (-ых). 3. Аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный , аббревиатуры с опорным словом среднего и женского рода . 4. Иноязычные сущ., обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный . Устно составьте предложение с любым из слов

П равильное решение задания 1. Сущ. иноязычного происхождения с конечными гласными –о, -е, -у, -ю, -и и конечным ударным -а Фламинго, шимпанзе, какаду, меню, колибри, бра 2.Русские и украинские фамилии на –о ,–их (-ых ). Семченко , Долгих, Толстых, Короленко 4. Иноязычные сущ., обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный . Знакомая мисс, писательница Войнич . 3. Аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный , аббревиатуры с опорным словом среднего и женского рода . СМИ , МГУ, ЕГЭ, ООН .

Важно ли распознавать несклоняемые имена существительные?

Как-то рано по утру с другом сели мы в метру, И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре , Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне… А вернее – я и ты без кашна и без пальты . Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол. И сидит за доминой с шимпанзой и какадой . Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян . Тут и взрослый сняв пенсню , хохотал на всю киню . Интересное кино! Жаль, что кончилось оно! В гардероб пора бежать – будут польта выдавать! автор Аркадий Хайт Поработаем редактором. Как выражается значение падежа и числа?

кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка; какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове; кашне – шейный шарф; пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу; манто – широкое дамское платье; фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля , фильма, концерта. З начения слов

Исправленный вариант Как-то рано поутру с другом сели мы в метро( В.п .) И поехали в метро( П.п .) ф ильм смотреть о кенгуру( П.п .). Вот сидим мы с ним в кино( П.п .) без пальто( Р.п .) и без кашне( Р.п .), А вернее, я и ты Без кашне( Р.п .) и без пальто( Р.п .). Любит кино(В.П.) детвора, Если в кино( П.п .) кенгуру( И.п .), Ходит – бродит по шоссе( Д.п .), Носит в сумке шимпанзе( В.п .). Кенгуру( И.п .) в кафе( В.п .) зашел, Занял там свободный стол И сидит за домино(Т.п .) С шимпанзе(Т.п.) и какаду(Т.п.). Вдруг огромная обезьяна Стала играть на фортепьяно( П.п .). Тут и взрослый, сняв пенсне( В.п .), Хохотал на всё кино( В.п .). Интересное кино( И.п .). Жаль , окончилось оно. В гардероб пора бежать – Будут пальто ( В.п .) выдавать

к ино т акси Кручёных Если существительное – несклоняемое, есть ли у него окончание? Конечные гласные и согласные таких слов не окончания, а гласные корня или суффикса.

Вчера я видел Шляфер , а сегодня – Шляфера . Лингвистическая задача -ловушка Когда я видел сестру, а когда брата? Если фамилия, оканчивающаяся на согласный, называет лицо женского пола, то она не изменяется !

Я люблю читать книги Марка Твена, Стефан Цвейга, Джека Лондона, Жюль Верна, Этель Лилиан Войнич , а особенно рассказы Конана Дойля о Шерлок Холмсе. Исправьте ошибки в записи ученика.

На МКС запустили новый проект. сложносокращённые слова буквенного характера В вузе объявили о начале экзаменов. склоняются аббревиатуры, обозначаемые строчными буквами нарицательные понятия Стоял на МКАДе ; работать в МИДе . аббревиатуры , обозначаемые заглавными буквами, в книжной речи не склоняются, в разговорной могут склоняться Дополнительная информация. Сложносокращённые слова

1 . Несклоняемые существительные делятся на группы. 2.Несклоняемые существительные употребляются в разных падежах, но не меняют форму. 3.Конечные гласные и согласные таких слов не окончания, а гласные корня и суффикса. 4.Значение падежа и числа у них выражается с помощью предлогов и зависимых слов. Выводы

Сегодня на уроке…. Мне очень понравилось Мне было очень весело Я узнала много интересного Я узнала много нового Мне было скучно Я осталась равнодушной

1. Придумать историю, используя, как можно больше несклоняемых существительных ( по желанию) 2. Поработать со словарём, записать значение 10 несклоняемых существительных Упр . 269. Д.З.

Не склоняются, помимо указанных, также сложносокращённые слова буквенного характера, оканчивающиеся на согласный : СНГ, ЭВМ, ВДНХ, МКС . Звуковые аббревиатуры на согласный могут склоняться и не склоняться в зависимости от сферы использования слов. Последовательно склоняются аббревиатуры, обозначаемые строчными буквами ( либо имеющие два варианта написания1) и представляющие собой нарицательные понятия: вуз, втуз, дот, загс и др. Аббревиатуры , обозначаемые заглавными буквами, в книжной речи не склоняются, в разговорной могут склоняться: встретимся у ТЮЗа ; стоял на МКАДе ; работать в МИДе . Д ополнительный материал к уроку

1.Выберите несклоняемые существительные. А ) меню; Б) село; В) Баку; Г) Жюль Верн. 2.В каком слове нет и не может быть окончания. А ) поле Б) горе В) кафе Г) ребро. 3 . В каком предложении допущена ошибка. А ) Дети с удовольствием читают романы Вальтера Скотта. Б ) Друзья ждали Машу Гореленко в фойе . В ) «Зенит» сыграл вничью с « Динамой ». Дифференц.задание Тест . Тест. 1. А, Б. 2. В. 3. В.

1 . Какао, пальто, повидло. 2 . Бра, трава, халва. 3 . Интервью, ручью, тишью. 4. Домино, окно, трико. 5. Пюре, кашне, платье. Выделите третье лишнее. Повидло, бра, интервью, окно, платье

1 . Ирина Кохно слушала новый альбом Ильи Лагутенко. 2. Между Пашей Долгих и Колей Ломейко разгорелся спор. 3. Лохматая голова Юрика Хитрово наклонилась над приключениями Робинзона Крузо. Выделите неизменяемые фамилии, стоящие в родительном падеже. Лагутенко, Хитрово, Крузо.

1. Я хотел бы побывать в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене. 2. Краткий вывод из сказанного, заключительные слова доклада называются резюме. 3. Мы зашли в уютное кафе и выпили по чашечке черного кофе. 4. В газете опубликовано интересное интервью. 5. Выступала группа акробатов под руководством Филиппа Белых. 6. Многоводная Миссисипи протекает в Америке. 7. Без шимпанзе в зоопарке было бы скучно. 8. Я просила доктора Благово познакомить меня с вами. Выделите неизменяемые имена существительные.

Корнелюк Наталья, Корнелюк Игорь, Алексеенко Павел,Николай Крученых, Катя Рушак , Бернард Шоу, Богданова Ольга. Выделите неизменяемые фамилии. Корнелюк , Алексеено , Кручёных, Шоу

Как можно правильно определить род несклоняемых существительных?

Категория рода для русских существительных — постоянная характеристика. Носители языка не задумываются над дифференциацией номинативных единиц по роду. Для иностранцев, изучающих русский язык, это становится проблемой. Не зная родовой принадлежности слова, невозможно правильно согласовать с ним прилагательное или глагол в прошедшем времени, можно ошибиться в падежной форме.

В русской грамматике принята следующая классификация рода:

Род имен существительных

  • Мужской — слова с основой на Й и твердый согласный, имеющие нулевой аффикс в Им. пад. единственного числа (стол, рой); с основой на мягкий согласный, в Род. пад. единственного числа имеющие -а/я (коня);
  • Женский — большинство слов с окончанием а/я в Им. падеже единственного числа; имеющие на конце основы мягкий согласный или шипящий (помощь, лень).
  • Средний — с окончанием -о/е в начальной форме и десять слов на -мя (бремя, стремя и т. д.).
  • Общий — группа слов оценочного характера, относимые равно к людям мужского и женского пола (задира, забияка, зубрила). Сочетаемость с прилагательным основывается на контексте: Миша большой забияка. Катя скромная зубрила.

Род несклоняемых имен существительных определяется по другим признакам.

Какие виды имен существительных существуют? Какие между ними сходства и какие между ними различия?

Рассматривая общую классификацию морфологических признаков данной части речи, отметим, что выделяется несколько характеристик:

  1. Одушевленные/неодушевленные — номинирующие живых существ или предметы.
  2. Собственные/нарицательные —являющиеся наименованиями единичных предметов или ряда однородных. Первые опознаются по специальным знакам: прописным буквам или кавычкам. Журнал «В добрый путь», город Волгоград, Медаль За оборону Москвы.
  3. Относящиеся к одному из трех родов.
  4. Склоняемые/несклоняемые/разносклоняемые. К последним относятся 10 существительных на -мя и слово путь. Большая часть слов данной части речи изменяется по падежам и числам. Не изменяется определенная группа слов со своими признаками.

Расскажем, как определить род несклоняемых имен существительных.

Посмотреть примеры несклоняемых имен существительных

Данная категория слов не изменяется по падежам и числам. Большая часть их попала в наш словарь из других языков и ассимилировалась не полностью.

Несклоняемые имена существительные: таблица

Нарицательные всех родов, оканчивающиеся на гласные у, и, е, о и ударный а Жалюзи, рагу, табу, буржуа, леди
Топонимы и имена людей Тбилиси, Сочи, Мэри
Фамилии лиц женского пола, оканчивающиеся на согласный Зегерс, Войнич
Отдельные аббревиатуры НКО, МГУ, ГАИ

Знать, как определяется род несклоняемых существительных, необходимо при составлении сочетаний данных слов с именами прилагательными или глаголами в прошедшем времени: Цветок рос в высоком кашпо. Великолепный Тбилиси поражал гостеприимством.

Как определить род несклоняемых существительных

В грамматике принято распределение данных слов по родам с ориентацией на их лексическое значение.

Род несклоняемых существительных: таблица

Мужской Женский Средний
Лица мужского пола (кутюрье, атташе) Лица женского пола (леди, мадам, мисс) Неодушевленные предметы: кино, метро, пальто, меню
Наименования животных (пони, кенгуру) Исключения из названий животных: (муха) цеце, колибри Последними изменениями разрешено использование слова кофе в среднем роде. Допустимы оба варианта: крепкий кофе (м. р.) и сладкое кофе (ср. р.)

Род несклоняемых имен существительных-топонимов в таблице не рассматривается: их родовая принадлежность определяется по принадлежности наименования:

  • Онтарио, Комо, Иссык-Куль — озеро (ср. р.)
  • Сочи, Алматы, Гуанчжоу — город (м. р.)
  • Миссисипи, Янцзы, Конго — река (ж. р.)
  • Фудзи, Чогори — гора (ж. р.)
  • Ньюберри, Фуэго, Тунгурауа — вулкан (м. р.)

Род существительных-наименований изданий определяется по тому же алгоритму: «Юманите» — газета, ж. р.

Аббревиатуры классифицируются по главному слову после расшифровки: МГУ (университет, м. р.), ООН (организация, ж. р.).

Несклоняемые существительные, список слов по родам

В данном разделе рассмотрим ряд исключений из данных правил.

Примеры несклоняемых существительных женского рода: авеню, бере (сорт фрукта), бери-бери (болезнь), кольраби, салями, иваси.

Некоторые несклоняемые существительные среднего рода могут быть отнесены и к мужскому: авто, бренди, па-де-де, кофе. На такую изменчивость влияет и язык-основа, и условия ассимиляции в языке-реципиенте.

К мужскому роду относятся исключения: пенальти, га, сирокко, торнадо, сулугуни, экю и др.

Существуют двуродовые заимствования: визави, протеже, инкогнито, хиппи (м. р и ж. р.). Их сочетаемость со словами в предложении зависит от того, к лицу какой гендерной принадлежности они относятся.

источники:

https://kakpishem.ru/chasti-rechi/sushchestvitelnoe/predlozheniya-s-nesklonyaemymi-suschestvitelnymi-primery.html

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/05/08/nesklonyaemye-imena-sushchestvitelnye-6-klass

https://bingoschool.ru/manual/kak-mozhno-pravilno-opredelit-rod-nesklonyaemyix-sushhestvitelnyix/

Класс: 6 Г

Дата: 25.11.19

Учитель: Дубовик Н.В.

Тема: Что мы знаем о несклоняемых именах существительных?

Цели:

  • Предметные: углубить знания обучающихся о теории русского языка, о склонении имён существительных;

создать условия для усвоения способа определения рода несклоняемых имён существительных.

  • Метапредметные: способствовать расширению словарного запаса обучающихся, способствовать умению выдвигать гипотезу и обосновывать доказательства в процессе анализа учебной информации.

  • Личностные: воспитывать интерес к русскому языку (биологии, географии) и культуру учебного труда. содействовать осмыслению целей образования; приобретению веры в себя; реализации конкретных индивидуальных способностей, содействовать формированию желания познавать мир.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, для выполнения классной работы – листы А 4

Ход урока.

  1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку. Приветствие.

Дети стоят у своих мест. Провожу блиц-опрос, предлагая вопрос каждому обучающемуся в классе, после чего ответивший на вопрос садится на место. Или подготовьте вопрос однокласснику по теме имя существительное.

(5 мин)

  1. Какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем?

  2. Как вообще называется наука о языке?

  3. Что изучает морфология?

  4. На какие группы делятся части речи?

  5. Назовите самостоятельные части речи, которые вы знаете.

(сущ., нареч., глагол., местоимение., имя прилагат., имя числительное.

  1. Назовите служебные части речи.

  2. На какие имя существительное?

  3. Назовите постоянные признаки имени существительного.

  4. Назовите непостоянные признаки имени существительного.

  5. Синтаксическая роль имен существительных.

  6. Приведите пример. Окончания е или и у сущ. 3 скл. В Р. Д. П. падежах

  7. Что такое склонение имени существительного?

  8. Сколько у имени существительного типов склонения?

  9. Какие относятся к первому?

  10. Ко второму?

  11. К третьему?

  12. Какие существительные называются разносклоняемыми?

  13. Сколько их?

  14. Назовите (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь)

  15. Какие окончания они имеют в Р.,Д., и П.п.?

  16. Какие суффиксы у них появляются при изменении по падежам?

Зачем нам всё это знать?

  1. Проблемный вопрос. Формулируем тему урока, цели и задачи. (3 мин)

А теперь нам пора заняться работой по нашей теме. О какой части речи мы будем говорить?

А что именно мы узнаем об имени существительном сегодня, попробуйте догадаться после просмотра видео «Про то, как не надо говорить».

Что не так? Почему смешно?

Какие это существительные? Они изменяются по падежам? Изменение по падежам – это склонение. А если не склоняются, то какие они?

Проблемный вопрос: что мы знаем о несклоняемых именах существительных?

Запишите число, классная работа. Тема «Что мы знаем о несклоняемых именах существительных?»

Какими будут наши цели? (Повторить, что такое имя существительное. Узнать какие существительные называются несклоняемыми и почему. Узнать разницу между склоняемыми и несклоняемыми им. сущ.)

Что вы уже знаете? Давайте узнаем или проверим?

  1. Работа по теме урока. Решение проблемы. (5 минут работа и 10 мин. защита)

Давайте попробуем ответить на главный вопрос урока. Для этого поработаете в группах. Время ограничено, всё что не успеете сделаем вместе.

Физкультминутка (1 минута):

Если слышим существительное на –мя, наклоняемся вперед, если несклоняемое слово – руки вверх, склоняемые существительные – хлопки в ладошки.

Пламя, пенсне, море, семя, фойе, поле, бремя, метро, детство, время, бюро, окно.

Представление результатов работы группы.

Давайте ответим на главный вопрос урока. Что мы знаем о несклоняемых именах существительных?

— К какой части речи они относятся? — Имеют ли падежное окончание? – Изменяются ли по числам?

Можно ли проверить орфограммы этих слов привычными правилами? – Изменяются ли по падежам?

Являются ли эти слова русскими или заимствованы из других языков? — Имеют ли падежное окончание?

Вывод.

Несклоняемые — не изменяются по числам, не изменяются по падежам — не имеют окончания. Большинство слов заимствованные либо сложносокращённые.

— Ребята, какова была цель нашего сегодняшнего урока? Достигли мы этой цели?

Индивидуальное задание с взаимопроверкой по эталону. Проверим, как применяете знания. Распределите слова в две колонки

Склоняемые и несклоняемые: окно, кино, пианино, какао, молоко, сено.

ТЕСТ с самопроверкой

1.Выберите несклоняемые существительные.

А) меню; Б) село; В) Баку; Г) Жюль Верн

2.В каком слове нет и не может быть окончания.

А) поле Б) горе В) кафе Г) ребро.

3. В каком предложении допущена ошибка.

А) Дети с удовольствием читают романы Вальтера Скотта.

Б) Друзья ждали Машу Гореленко в фойе.

В) «Зенит» сыграл вничью с «Динамой».

Ответы и оценка.

1. А, В.

2. В.

3. В.

Один ответ- 3

Два ответа – 4

Три ответа — 5

Как считаете, мы всё теперь знаем о несклоняемых именах существительных? Проверим!

1. Живописн… Бали – прекрасное место для отдыха.

2. В 160 километрах от устья Лимпопо становится судоходн… .

3. Альпинисты с трудом преодолевают вершины труднодоступн… Килиманджаро.

4. Сурикаты обитают в знойн… и выжженн… солнцем Калахари.

5. Многомиллионн… Токио – столица Японии.

Конечно нет, над этой темой мы будем работать на следующем уроке.

Рефлексия  

  • Я узнал, открыл для себя…

  • Я понял, научился…

  • Было интересно…

  • Вызвало затруднение…

  • Я могу похвалить себя, одноклассников за… 

Оцените себя. Работа в группе от 2 до 5.

Личная работа на уроке. 2- 5

Домашняя работа.

  1. Найти в словаре 5 несклоняемых имён существительных, записать их значения

  2. Составить 5 предложений с несклоняемыми существительными.

  3. Упр. 266

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Составьте небольшой рассказ, используя как можно больше несклоняемых существительных. Можно пользоваться материалом из упражнений учебника.

Образованная девушка стоит за прилавком. К ней по очереди подходят покупатели и просят: «Дайте одно кофе». Девушка ждет, когда же появится кто-нибудь грамотный. И вот наконец она слышит: «Дайте один кофе». Увы, следующая фраза была: «И один булка»

  1. Знак препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если они выражены именем существительным в именительном падеже (тире).

  2. Группа людей, решающих вопрос о предоставлении наград на выставках и конкурсах (жюри).

  3. Колёса самолёта, автоматически убирающиеся при взлёте (шасси).

  4. Шейный шарф (кашне).

  5. Танцевальное движение (па).

  6. Шторы из жёстких вертикальных или горизонтальных непрозрачных пластинок (жалюзи).

  7. Птица с розовым оперением (фламинго).

  8. Условие, по которому проигравший в споре должен выполнить какое-либо обязательство (пари).

  9. Самая маленькая птичка в мире (колибри).

  10. Штрафной удар по воротам (пенальти).

Учитель предлагает детям оценить свои знания: кто верно ответил на 10, 9, 8 вопросов – поставить себе отметку 5, на 7, 6, 5 вопросов – отметку 4.

Учитель организует проверку деятельности учащихся Учитель: Ребята, для чего мы сейчас это делали? (расширяли свой лексикон).

Красив… Сочи (город)

Бурн…Алазани (река)

Древн…Конго(государство)

Жарк…Гоби (пустыня)

Свеж… кольраби

Вкусн… салями

Задание: списать словосочетания, поставив имена прилагательные в нужную форму.

Выйти из _______________,

гулять без ___________________,

ехать по ___________________,

приехать на ______________________,

вынуть из ______________________,

слушать по ___________________,

пойти в ___________________,

работать в ___________________,

играть на _______________,

бутерброд с ___________________,

кататься на _______________

Задание: Бразильск… кофе, огромн… шимпанзе, живописн… Капри, жарк… Гоби, разговорчив… какаду, знойн… сирокко, полноводн… Миссисипи, гигантск… кенгуру.

Инженю, иваси, кимоно, алиби, гризли. Перу заключил(?) договор с Чили. Торонто встречал (?) гостей из России. Капри восхищал (?) туристов красотой природы.

1 группа

Как-то рано поутру с другом сели мы в метру

И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне,

А вернее, я и ты без кашна и без пальты.

Любит кина детвора, если в кинах кенгура!

Ходит, бродит по шоссу, носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафу зашёл, занял там свободный стол

И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян стал играть на фортопьян.

Тут и взрослый, сняв пенсню, хохотал на всю киню.

Интересное кино, жаль, что кончилось оно.

В гардероб пора бежать, будут польта выдавать!

Употребление каких слов показалось странным?

— А теперь поработайте корректорами. Исправьте ошибки прямо в бланке. Выпишите только несклоняемые имена существительные.

Распределите роли. Например, назначьте корректора, который исправит ошибки,

Спикера, который прочитает классу получившийся текст,

Ученика, который зачитает выписанные слова.

2 группа Найдите значения несклоняемых существительных. Начните с тех, значения которых вы не знаете. Составьте предложения со словами пенсне,

Колибри, кенгуру, шоссе, фламинго, пони, шимпанзе, кашне, манто, какаду, пари, жюри, фойе, авеню, ателье, кольраби, салями, жалюзи, кашпо, суши, пенсне.

Значения выделенных слов есть в толковом словаре учебника.

Распределите роли. Кто-то ищет в словаре и делает закладки или запоминает значение, кто-то ищет в толковом словаре учебника, кто-то озвучит.

3 группа

Просклоняйте слова какаду и львы. Измените число. Отметьте корень и окончание в каждом слове.

Сделайте выводы по вопросам. Изменяются ли несклоняемые слова? Есть ли окончание? Есть ли нулевое окончание? Что обозначает нулевое окончание. Можно ли изменить число несклоняемых слов? (Сформулируйте полный ответ)

Распределите роли. Один склоняет первое слово, другой второе, кто-то озвучивает, кто-то делает выводы по вопросам.

4 группа

Определите падеж несклоняемых имен существительных. Как вы это сделали? Расскажите, как правильно определять падеж несклоняемых имен существительных.

Вчера мы ходили в кино. В кино было много народу. Из кино мы пришли поздно. Мы вспоминали про кино. Мы были очень довольны кино. Мы всем рассказывали о кино.

В магазине продаются разные пальто. У пальто меховой воротник. К пальто пришиты красивые пуговицы. Мне тепло в пальто. Я доволен своим пальто.

Распределите роли. Кто-то работает с первым абзацем, кто-то со вторым. Кто-то расскажет, как определять падеж.

5 группа.

Расскажите о несклоняемых именах существительных, опираясь на материал параграфа 47. Что такое несклоняемые существительные? На какие группы по происхождению их можно поделить? Отвечайте полно, с примерами.

Распределите роли. Кто-то даст определение несклоняемые сущ. – это…, второй назовёт группы и примеры.

  • Составьте небольшой рассказ о войне 1812 года 4 класс
  • Составьте небольшие рассказы употребив следующие слова и выражения a day off weather
  • Составьте краткий рассказ о социально экономическом развитии балкарии
  • Составьте краткий рассказ об историческом деятеле науки и культуры по выбору
  • Составьте краткий рассказ о том как менялся облик земли на протяжении геологической истории