Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 ноября 2015; проверки требуют 33 правки.
Казачество в России — казачество, проживавшее (или возрождённое) на территории Юга России и выделяемое в силу региональной специфики. Под казачеством в России, прежде всего, понимается казачество, появившееся на Дону, Кубани, Нижнем Поволжье и Урале.
К казачеству в России также относится понятие кубанские казаки, которое официально появилось в 1796 году для обозначения запорожских казаков
Первое официальное упоминание в российских источниках о «казаках» относится к XVI веку, в частности, в грамоте ногайского князя Юсуфа русскому царю Ивану Грозному. В грамоте, датированной 1550 годом, князь пишет: «Холопи твои, нехто Сарыазман словет, на Дону в трех и в четырех местах городы поделали, да наших послов и людей наших, которые ходят к тебе и назад, стерегут, да забирают, иных до смерти бьют… Этого же году люди наши, исторговав в Руси, назад шли, и на Воронеже твои люди — Сары азманом зовут — разбойник твой пришел и взял их». Различные историки, опираясь на российские источники, до сих пор не могут прийти к единому мнению о происхождении казаков, единственное, что можно достоверно утверждать о происхождении казаков, это то, что казачество возникло в зоне этнических контактов различных этносов. В частности, этноним «казак» имеет однозначно тюркское происхождение.
Северские казаки или севрюки[править | править код]
Севрюки (сиврюки, реже севруки, позже саяны) — потомки северян[1][2], в Московском государстве с конца XVI века считались служивым сословием из Северской земли[3]. Проживали на территории современных Украины и России, в бассейнах рек Десны, Ворсклы, Сейма, Сулы, Быстрой Сосны, Оскола и Северского Донца. Упоминаются в письменных источниках с кон. XV до XVII вв.
В XV—XVII веках севрюки представляли собой военизированное пограничное население, охранявшее границы смежных частей Польско-Литовского и Московского государств. Судя по всему, они были во многом похожи на ранних запорожских, донских и других подобных казаков, обладали некоторой автономией и общинной военной организацией.
Как представители служилого люда[3] (казаки), севрюки упоминаются ещё в начале XVII века, в эпоху Смутного времени, когда они поддержали восстание Болотникова, так, что война эта довольно часто называлась «севрюковской»[4]. Московские власти отвечали карательными операциями, вплоть до разгрома некоторых волостей[5]. После завершения смуты севрюкские города Севск, Курск, Рыльск и Путивль подверглись колонизации из Центральной России[4].
После раздела Северской земли по соглашениям Деулинского перемирия (1619), между Русским царством и Речью Посполитой имя севрюков практически исчезает с исторической арены. Западная часть Северской земли подвергается активной украинской экспансии, северо-восточная заселяется служилыми людьми и крепостными из Русского царства. Большая часть северских казаков перешла в положение крестьянства, некоторые влились в запорожское казачество. Некоторая часть переселились на Нижний Дон.
Донские казаки[править | править код]
Донски́е казаки́ или донцы́, донско́е каза́чье во́йско — самое многочисленное из казачьих войск Российской империи.
Размещалось на отдельной территории, называющейся Область Войска Донского, которая занимала часть современных Луганской и Донецкой областей Украины, а также Ростовской, Волгоградской, Воронежской областей.
Историческое название связано с рекой Дон (бассейн Азовского моря).
До 1708 года донское казачество было организованной структурой, абсолютно независимой от окружающих государств[6]. После подавления в 1708 году Булавинского восстания Петром Первым территория донского казачества была официально включена в Российскую империю.
Не всегда просто складывались отношения донских казаков с Русским государством и позднее. Не последнюю роль в этом играл вопрос религии. Официально Донское казачество относилось к традиционному православию, хотя, даже на 1903 год минимум 150.000 из двух с половиной миллионов прихожан Донской епархии принадлежали к старообрядцам[7], а 30 000 казаков-калмыков тринадцати калмыцких станиц Сальского округа исповедовали буддизм. Так например атаман Матвей Платов был представителем поповского течения старообрядчества[8].
Впрочем, казаки частично сохранили свои привилегии в новом статусе, отстаивая их перед имперскими властями, примером чего может служить Есауловский бунт 1792−1794 годов.
Яицкие казаки[править | править код]
Первое официальное упоминание о пребывании казаков на реке Яик относится к 1584 году когда несколько сотен донских казаков под руководством атаманов Матвея Мещеряка и Барабоши обосновались на берегах реки Яик(Урал) по берегам которой кочевала Ногайская орда. В «Истории Пугачевского бунта» под редакцией Пушкина А. С. собраны устные предания яицких казаков об их появлении на Яике. В частности там говорится о том что казаки появились на Яике под руководством атамана Гугни и были они с Дона. Вначале они отбивали у окружавшей их Ногайской орды женщин, а в случае выступления в поход убивали прижитых ими детей от женщин, а женщин бросали, чтобы не привязываться к земле. Но атаман Гугня первым нарушил запрет и пощадил свою женщину, вследствие чего остальные казаки последовали его примеру и осели на Яике. До 19 века казачки ставили в церквях свечки в память о бабке Гугнихе. Основными занятиями яицких казаков были рыболовство, добыча соли, охота и набеги за добычей и «ясырем» на окружающие народы. Набеги были как успешными, так и крайне неудачными. Так например упоминаются походы двух яицких атаманов, Нечая и Шамая . Первый, набрав вольницу, отправился в Хиву, в надежде на богатую добычу. Счастие ему благоприятствовало. Совершив трудный путь, казаки достигли Хивы. Хан с войском своим находился тогда на войне. Нечай овладел городом без всякого препятствия; но зажился в нем и поздно выступил в обратный поход. Обремененные добычею, казаки были настигнуты возвратившимся ханом и на берегу Сыр-Дарьи разбиты и истреблены. Не более трех возвратилось на Яик с объявлением о погибели храброго Нечая. Несколько лет после другой атаман, по прозванию Шамай, пустился по его следам. Но он попался в плен степным калмыкам, а казаки его отправились далее, сбились с дороги, на Хиву не попали и пришли к Аральскому морю, на котором принуждены были зимовать. Их постигнул голод. Несчастные бродяги убивали и ели друг друга. Большая часть погибла. Остальные послали наконец от себя к хивинскому хану просить, чтоб он их принял и спас от голодной смерти. Хивинцы приехали за ними, забрали всех и отвели рабами в свой город. Там они и пропали, Шамай же, несколько лет после, привезен был калмыками в яицкое войско, вероятно для размена. С тех пор у казаков охота к дальним походам охладела. Они мало-помалу привыкли к жизни семейной и гражданственной. Впервые в совместный с регулярной армией поход в Хиву яицкие казаки отправились с экспедицией князя Бековича-Черкасского в 1714—1717 годах. Яицкие казаки составляли 1500 человек из четырёхтысячного отряда, отправившегося из Гурьева вдоль восточного берега Каспия к Аму-Дарье. Поход, бывший одной из авантюр Петра I, сложился крайне неудачно. Более четверти из состава отряда погибли из-за болезней, жары и жажды, остальные либо погибли в боях, либо пленены и казнены, в том числе и начальник экспедиции. К яикским берегам смогли вернуться лишь около сорока человек.
После поражения астраханский генерал-губернатор Татищев решил вывести воинские гарнизоны с Яика. Но казаки смогли убедить царское правительство оставить Яик под своим контролем, взамен обещали за свой счёт обустроить границу. Началось строительство крепостей и форпостов вдоль всего Яика. С этого времени началась пограничная служба яицкого войска, время вольных набегов закончилось.
Впоследствии, после подавления русскими войсками под руководством Суворова восстания Пугачева в котором яицкое казачество приняло активное участие, в 1775 году Екатерина II издала указ о том, что в целях полного предания забвению случившейся смуты Яицкое войско переименовывается в Уральское казачье войско, Яицкий городок в Уральск (был переименован и ещё целый ряд населённых пунктов), даже река Яик была названа Уралом. Уральское войско окончательно утратило остатки былой автономии.
В ходе Гражданской войны 1917—1921 годов уральское казачество поддержавшее Белое движение было ликвидировано и упразднено Советской властью. Большинство уральских казаков были физически ликвидированы или оказались в числе белоэмигрантских беженцев в Иране, Манчжурии и Китае.
Дальневосточное казачество[править | править код]
Первопроходцами Дальнего Востока были казаки, которые не только раздвинули пределы Русского Царства на Востоке, но и сформировали самобытные культурные традиции. Среди них можно выделить нескольких войсковых групп — амурских, забайкальских, уссурийских, камчатских и якутских казаков.
Возрожденное казачество[править | править код]
Примечания[править | править код]
- ↑ Багновская, 2002.
- ↑ Голубовский, 1881.
- ↑ 1 2 Садиков, 1947, с. 132—166.
- ↑ 1 2 Ракитин.
- ↑ Гойзман.
- ↑ Facts about Cossack: habitation of Don River basin, as discussed in Don River (river, Russia): History and economy: — Britannica Online Encyclopedia
- ↑ Отчет о деятельности Противораскольнической и противоеретической миссии Донской епархии за 1903 г.
- ↑ Вургафт С. Г., Ушаков И. А. Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы. Опыт энциклопедического словаря — М., 1996.
Литература[править | править код]
- Казачество. Энциклопедия / Редкол.: А.П. Федотов (гл. ред.) и др. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 400 с.
- Малороссийские казаки // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … []. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
- Багновская Н. М. Севрюки: население Северной земли в XIV-XVI вв.: Научное издание. — М.: Палеотип (Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова), 2002. — 48 с. — ISBN 5-94727-007-2.
- Российское казачество: место в истории // Национальные приоритеты России. — 2019. — Вып. 2 (33). — ISSN 2221-7711.
- Воскобойников Г. Л., Батырев В. Д. Казачество и Советская власть (1921 — июнь 1941 гг.). — М.: ООО «ПКЦ Альтекс», 2003. — 208 с.
- Голубовский П. История Северской земли до половины XIV столетия. — М.: Университетская типография (И. И. Завадзкого), 1881.
- Севрюки. // Малая курская энциклопедия / Сост. Ш. Р. Гойзман — Сайт «МКЭ» (www.mke.su) (2005—2011). Дата обращения: 10 августа 2014.
- Ракитин А. С. Севрюки − коренное население Северской земли. // Сборник статей и материалов, посвященный деревне Любощь и местам её окружающим — Сайт «Diderix» (diderix.petergen.com) (2009). Дата обращения: 10 августа 2014.
- Садиков П. А. Поход татар и турок на Астрахань в 1569 г. // «Исторические записки». — М., 1947. — Т. 22. — С. 132−166.
- Краснов П. Н. История войска Донского. Картины былого Тихого Дона. — М.: Вече, 2007. — 448. — ISBN 5-9533-1614-3.
- Алмазов Б. А. Казаки. — СПб: Золотой век; Диамант, 1999. — 79 с.
- Астапенко М. П. Донские казаки 1550—1920. — Ростов н/Д: Логос, 1992.
- Астапенко М. П. Край донской казачий… — Ростов н/Д: 1994.
- Винников Н. Парадоксы донской истории — Ростов н/Д: 2005.
- Генеалогия и семейная история Донского казачества. — М., 1998—…. — (Генеалогия и семейная история Донского казачества).[страница не указана 188 дней]
- Лазарев С. Е. Советская власть и казачество: трансформации взаимоотношений (конец 1920-х – начало 1930-х годов) // Гражданин и право. 2016. № 11. С. 3–16.
- Лазарев С. Е. Сергей Михайлович Сивков о жизни и о себе (Наши интервью с известными учёными) // Военно-исторический архив. 2016. № 6 (198). С. 75–84.
- Шовунов К.П. Калмыки в составе российского казачества. Элиста: Калмыцкий институт общественных наук, 1992. 317 с.
- Крылов A.Л. Умственное и нравственное развитие донских калмыков и особенности их быта. Этнографический очерк действ. чл. Обл. Войска Донского стат. ком. А. Крылова. Новочеркасск: Области Войска Донского типография, 1873. 58 с.
- Максимов К. Н. Калмыки в составе донского казачества (XVII — середина XX в.). Ростов-на-Дону: Издательство Южного научного центра РАН, 2016. 584 с.
- Маслаковец Н. А. Физическое и статистическое описание кочевья донских калмыков: в 2 ч. Новочеркасск : Области Войска Донского типография, 1874. Ч. 2: Статистическое описание. 95 с.
- Уланов М. С., Андреева А.А. Буддизм и донские калмыки-казаки в социокультурном пространстве России // Новые исследования Тувы. – 2021. – № 2. – С. 100-114.URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/1024/1415
Казаки — это определенное сословие, которое существовало в Российском государстве.
Кто такие казаки? Происхождение слова
Казаки — это определенное сословие, которое существовало в Российском государстве. Современное сообщество, которое именует себя «казаками» — потомки представителей этого сословия (среди историков споры на счет преемственности). Слово «казак» происходит от тюркского «вольный человек». Впервые слово зафиксировал неизвестный составитель мамлюкско-арабского словаря, который предположительно работал в Египте. Однако ряд исследователей отвергает такой перевод слова переводом слова «qāzāq» и склоняется к версии «одинокий» или «неприкаянный».
Эта версия близка к истине, так как во времена зарождения казачества (а, история казаков насчитывает более 500-а лет существования) считалось особой доблестью в молодости провести некоторое время в отшельничестве: удалиться в пустыню, горы или леса, чтобы питаться дичью и одеваться в шкуры зверей.
В словаре В. И. Даля есть своя версия происхождения слова. Так, по мнению Даля «вероятно» происходит от среднеазиатского «казмак» в значении «скитаться, бродить». Для него казаком был «войсковой обыватель, поселённый воин, принадлежащ.<ий> к особому сословию казаков», в новгородском и северных диалектах «батрак, годовой наёмный работник, не подёнщик», иногда «прислуга».
Происхождение казачества
Происхождение казачества — сложная тема, которая до сих пор вызывает споры и бурные дискуссии. Этническая принадлежность казаков тоже покрыта завесой тайны. Принято считать, что казачество сформировалось на территории, которая сейчас принадлежит разным государствам:
- Польше,
- Чехии,
- Хорватии,
- Австрии,
- Украины,
- России,
- Казахстана.
Ряд историков считает, что казаки относятся к культуре различных тюркских народов.
Немецкий историк Г. Штекль пишет:
«первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV в. все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары. Решающее значение для образования русского казачества имело влияние татарских казаков на пограничье русских земель. Влияние татар проявлялось во всём — в образе жизни, военных действиях, способах борьбы за существование в условиях степи. Оно распространялось даже на духовную жизнь и внешний облик русских казаков».
Во все времена казаки считались хорошими воинами. Казачьи воинские формирования входили в вооружённые силы:
- России (Советского Союза),
- Великого княжества Литовского,
- Польши,
- «вольного города» Гамбурга,
- короля Швеции Карла XII (Мазепа и Гордиенко),
- Османской империи (Правобережная Гетманщина под Османским протекторатом /1669−1685/, «некрасовцы» и Задунайская Сечь),
- Персии (Персидская казачья дивизия),
- Украинской Народной Республики,
- Парагвая, Германии (Kosakenlager),
- Маньчжоу-го,
- Японии (Квантунская армия).
Казаки на Руси
На Руси c XIV−XV вв. называли людей вольных, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место, независимо от их языка, веры и происхождения.
С. М. Соловьев в своем труде «История России с древнейших времён» пишет и о знаменитых казацких дружинах:
Во-первых, мы видим, что заселителям земель можно было всегда найти таких людей, нетяглых и неписьменных (не переписанных), людей, не имеющих собственной земли, собственного хозяйства и долженствующих потому кормиться работою на чужих землях, при чужих хозяйствах, при чужих промыслах; а такие-то бездомовные люди именно назывались у нас казаками. Но понятно, что между этими людьми находилось много и таких, которые не хотели жить на чужих землях, в зависимости от чужих людей и предпочитали вести воинственную, опасную, но более привольную, разгульную жизнь в степи, на границах и далее, за границами государства; куда должны были деваться люди, выбывшие из городов и волостей, которых населители земель не имели права принимать к себе? Существование казаков как пограничного воинственного народонаселения было естественно и необходимо по географическому положению древней Руси, по открытости границ со всех сторон; на всех границах долженствовали быть и действительно были казаки, но преимущественно были они необходимы и многочисленны на степных границах, подвергавшихся постоянным и беспощадным нападениям кочевых хищников, где, следовательно, никто не смел селиться, не имея характера воина, готового всегда отражать нападение, сторожить врага.
В России многие слышали о Запорожских и Донских казаках, это два самых известных казачьих сообщества. Оба появились приблизительно в XV-XVI веках. Они имели похожие традиции и культуру, но жили на разных территориях, хоть и недалеко друг от друга. — вдоль Днепра на территории современной Украины, донские — вдоль нижнего Дона на территории современной России.
Донские казаки нанимались на службу к представителям русской монархии, запорожцы служили Великому княжеству Литовскому, а затем — Речи Посполитой.
К XIX казачество стало исключительно военным сословием, казаки часто участвовали в подавлении различных восстаний. Во время гражданской войны казаки сражались по обе стороны участников конфликта, а некоторые воздержались от военных действий.
Современные казаки
Современные казаки считают себя потомками представителей прежнего казачества, но многие историки относят казачество XXI века к определенной субкультуре. Участники первых казачьих организаций 1980-х годов считали себя потомками отдельного народа, репрессированного при советской власти.
Верховный совет РСФСР даже принял особое постановление о «Реабилитации казачества». Казаки XX века пытались возродить аутентичную одежду, танцы, традиции.
Сейчас казачество регламентируется законом «О государственной службе российского казачества», принятым в 2005 году. Казачьи сообщества занесены в государственный реестр.
Иерархия казаков
Обычно у казаков действует определенная иерархия, хотя ряд казачьих сообществ не признает эту систему.
Казачьи поселения называют «станицами», во главе станицы стоит «атаман», избираемый на «казачьем круге» (совете). Несколько станиц могли объединяться в полки во главе с полковником.
Казачьи чины
Нижние чины:
- Казак — рядовой
- Приказный (приказной казак) — ефрейтор
Унтер-офицерские (младшие) чины:
- Младший урядник — младший унтер-офицер, младший сержант
- Урядник — унтер-офицер, сержант
- Старший урядник — старший унтер-офицер, старший сержант
- Младший вахмистр — старшина
- Вахмистр — фельдфебель, прапорщик
- Старший вахмистр — старший прапорщик
- Подхорунжий — младший лейтенант
Обер-офицерские (старшие) чины:
- Хорунжий — подпоручик, лейтенант
- Сотник — поручик, старший лейтенант
- Подъесаул — штабс-капитан, капитан
- Есаул — майор
Штаб-офицерские (главные) чины:
- Войсковой старшина — подполковник
- Казачий полковник — полковник
Генеральские (высшие) чины:
- Генерал-майор — генерал-майор
- Генерал-лейтенант — генерал-лейтенант
- Генерал от кавалерии — полный генерал
- Генерал-фельдмаршал — генерал-фельдмаршал
Форма казаков
Форменная одежда — обязательная составляющая облика казака. Казаков легко отличить от других воинов по характерной одежде, обладающей этнической символикой.
По расцветке лампасов казака можно узнать род войск и принадлежность к определенному региону.
Другие элементы одежды казака:
- фуражка,
- папаха,
- бешмет,
- шаровары.
Казачья форма считается семейной реликвией, а фуражку в доме кладут на видное место.
Женщины в казачьих сообществах
Женщины-казачки всегда славились своей силой, умом и красотой. Брачные обряды и права женщин у казаков сильно отличались от общерусских, на протяжении всей истории они претерпевали значительные изменения. В период XVII-XVIII веков роль женщины в казачьем обществе эволюционировала к практически полному равноправию с мужчинами в том же обществе.
Изначально казаки приводили в дом супругу из числа захваченных пленниц, часто это были турчанки, татарки или черкешенки, брачный обряд был самым простым, о своем намерении объявляли на казачьем кругу.
Но постепенно тип женщины, которая полностью подчиняется мужчине сменился на роль хозяйки. В отсутствии мужа, который часто воевал, женщина вела сама хозяйство, обрабатывала пай, поддерживала дом, занималась воспитанием детей.
Казачки почитались всей станицей, существовала пословица «женщину-мать защищает круг».
Традиционной одежды у казачек изначально не было, они носили наряд той местности, откуда были пленены. Постепенно был сформирован традиционный образ, хотя наряды казачек разных станиц все равно отличались.
Традиционный элементы одежды:
- на праздники надевали кубелек – платье с V-образным вырезом и вышивкой ручной работы;
- замужние женщины носили сукман – сарафан с короткими рукавами;
- верхний праздничный наряд – кохта;
- повседневно женщины носили сарафан поверх рубашки;
- чтобы не запачкаться, использовали белый передник, «запон»;
- шарованы широкие или узкие;
- зимой женщины спасались жупейкой;
- нижнюю юбку, спидницу, украшали символическими узорами;
- в холода надевали юбку-плахту;
- на шапку надевали капюшон «башлык».
Кухня казаков
Основа рациона казаков — блюда из рыбы, так как станицы часто располагались вблизи водоемов и вдоль рек. Даже казачьи войска именуются по названию рек (Терек, Кубань, Енисей, Амур, Волга). В каждой станице еду готовят по-разному, согласно сложившемуся родовому обычаю.
Из напитков казаки предпочитают чай, которым традиционно начинаются и заканчиваются застолья.
Казаки, прославленные Русской Православной Церковью
Так как среди казаков встречаются представители разных народов, между казаком и словом «православный» далеко не всегда стоит знак равенства. Но есть казаки, которые были прославлены Русской Православной Церковью:
- потомственный оренбургский казак, полковник, архимандрит Варсонофий Оптинский (в лике преподобных);
- потомственный сибирский казак Далмат Исетский (в лике преподобных);
- потомственный полтавский казак Даниил Ачинский (в лике праведных).
Казаки в художественной литературе
Многие классические произведения художественной литературы рассказывают об укладе жизни и быте казаков.
-
Проза
- Гоголь Н. В. «Тарас Бульба».
- Толстой Л. Н. «Казаки», «После боя».
- Шолохов М. А. «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Донские рассказы».
- Седых К. Ф. «Даурия», «Отчий край».
- Петров (Бирюк) Д. И. «Кондратий Булавин», «На Хопре», «Сказание о казаках».
- Мирошниченко Г. И. «Азов».
- Егоров Иван Яковлевич «Буйные травы».
- Калинин А. В. «На юге».
- Никулин М. А. «Полая вода».
- Краснов П. Н. «От Двуглавого Орла к красному знамени».
- Шукшин В. М. «Я пришёл дать вам волю»
- А. П. Чехов «Казак»
-
Поэзия
- Туроверов А. «Конь боевой с походным вьюком».
- Туроверов Н. Н. «Стихи».
- Софронов А. В. стихотворения «Медвежье ухо», «Седло», «Казачья слава», «Казаки за бугром».