Контрольная работа по обществознанию Экономика 7 класс с ответами. В контрольной работе представлены 2 варианта, в каждом по 16 заданий.
Вариант 1
1. Возраст человека относится к
1) социальным характеристикам
2) общим характеристикам
3) биологическим характеристикам
4) потребностям
2. Верны ли следующие суждения о сильной личности?
А. Сильная личность измеряется способностью брать на себя ответственность.
Б. Человек, который превозмогает трудности ради общего блага, — сильная личность.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Конституция РФ содержит
1) основы государственного строя в РФ
2) все законы страны
3) нормы этикета
4) нормы поведения
4. Верны ли следующие суждения о военной службе?
А. Несение военной службы в РФ определяется специальным законом.
Б. Военная служба связана с риском и ответственностью.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Что из перечисленного представляет экономику как хозяйство?
1) Предположения об изменении цен на товары в текущем месяце.
2) Производство автомобилей на заводе N.
3) Вручение премии в области экономических знаний.
4) Формулирование нового экономического учения.
6. На предприятии S работники выполняют только определённые операции. Какое явление отражает данный пример?
1) обмен
2) производительность
3) разделение труда
4) прибыль
7. Торговля с другими странами носит название
1) внутренней торговли
2) бизнеса
3) внешней торговли
4) предпринимательства
8. При начислении заработной платы владелец компании прежде всего должен учитывать
1) квалификацию и сложность труда
2) внешние данные
3) мнение друзей
4) успехи
9. Какой из примеров иллюстрирует применение электронных денег?
1) Ученик В. купил в магазине хлеб и расплатился наличными.
2) Пенсионерка Н. получила пенсию на почте.
3) Ученик Г. купил в столовой пирожок по карте школьника.
4) Работник получил премиальные в заводской кассе.
10. Верны ли следующие суждения о потребителе?
А. Потребитель опирается на личный выбор при покупке товара.
Б. Потребитель должен ориентироваться на рекламу.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. В приведенном ниже списке указаны черты сходства розничной и оптовой торговли и черты отличия оптовой торговли от розничной. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1) покупка единичных товаров
2) продажа товаров
3) получение прибыли
4) покупка партии товаров
Черты сходства | Черты отличия | ||
Прочитайте текст. Проанализируйте диаграмму и выполните задания 12, 13.
Социологическая служба страны Z провела опрос граждан. Им был задан вопрос: «Где ваша семья покупает продукты?» Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
12. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Около трети опрошенных покупают продукты в супермаркетах.
2) Большая доля участников опроса покупают продукты в продовольственных магазинах.
3) Равные доли участников опроса не покупают продукты.
4) Половина опрошенных покупают продукты в непродовольственных магазинах.
5) Наиболее малая часть опрошенных покупают продукты в павильонах.
13. Результаты опроса, отраженные на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В стране Z развиты разные формы магазинов, продающих продукты.
2) Граждане страны Z в основном покупают продукты в супермаркетах и продовольственных магазинах.
3) Между супермаркетами и продовольственными магазинами существует конкуренция.
4) Рынки не пользуются популярностью у покупателей из-за дороговизны.
5) Покупатели обладают рациональным подходом к покупкам.
Прочитайте текст и выполните задания 14-16.
Банк — это финансово-кредитная организация, основная функция которой заключается в оказании услуг физическим и юридическим лицам. В отличие от рантье, которые выдают ссуду из своего собственного капитала под проценты, банкиры оперируют чужими капиталами, получая прибыль в виде процентов, дивидендов, комиссионных и др. Банкиров можно уподобить предпринимателям, которые занимаются движением денег, их мобилизацией и распределением.
В Средние века такие предприниматели назывались менялами. Они занимались обменом денег среди иностранных купцов. В дальнейшем менялы усложнили свою деятельность. К чужим капиталам они прибавили свои собственные деньги, и этот вклад выдавали в виде ссуды под проценты. Так появились первые банки.
В настоящее время банки занимаются деятельностью, связанной с привлечением денежных средств населения и размещением их в различные фонды, получая от этого прибыль.
Банковская система представляет собой совокупность взаимосвязанных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма. Она является важным звеном в развитии рыночной экономики, и её чётко разработанная стратегия может влиять на экономическое положение государства Основным видом банковской системы является кредитование. Кредит — это форма движения свободных денежных средств. Существует несколько видов кредитования.
14. Составьте план текста. Для этого выделите смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
15. С опорой на текст укажите, в чем заключалась деятельность менял? Каков результат их деятельности?
16. Почему деньги удобнее размещать в банке? Приведите два аргумента (объяснения) в обоснование своей позиции.
Вариант 2
1. Врожденные качества, которые человек может развивать в процессе жизни, называются
1) способностями
2) поступками
3) новизной
4) гениальностью
2. Верны ли следующие суждения о сверстниках?
А. К сверстникам относятся люди одного возраста.
Б. Сверстники могут проживать в разных странах мира.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. К содержанию Конституции РФ относится(ятся)
1) основные права и свободы гражданина
2) правила поведения подростков в школе
3) школьная программа
4) основы школьного устава
4. Верны ли следующие суждения о правовом положении подростка?
А. Подростки с 14 лет подлежат уголовной ответственности за тяжкие преступления.
Б. Подросток с 14 лет может совершать любые сделки.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Что из перечисленного характеризует экономику как науку?
1) Производство шоколада на фабрике.
2) Приобретение холодильника в магазине.
3) Расчет стоимости товаров первой необходимости в текущем месяце.
4) Руководство цехом на заводе.
6. Работники фирмы производят за час пять деталей. Какое явление отражает пример?
1) производительность труда
2) разделение труда
3) специализация
4) выручка
7. Торговля крупными партиями товара называется
1) внутренней
2) внешней
3) розничной
4) оптовой
8. Бригада лесорубов за день работы получает вознаграждение. Какой вид оплаты труда применятся в этом случае?
1) повременная
2) сдельная
3) смешанная
4) обычная
9. В древности деньги делали из шкурок животных. Наиболее распространённым видом денег в современности являются
1) металлы
2) банкноты
3) интернет-деньги
4) купоны
10. Верны ли следующие суждения о производителе?
А. Производитель ориентируется на запросы потребителя.
Б. Производитель заинтересован в развитии своего производства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. В приведенном ниже списке указаны черты сходства внутренней и внешней торговли и черты отличия внутренней торговли от внешней. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1) продажа товаров
2) покупатели — граждане страны
3) участие в мировом рынке
4) получение прибыли
Черты сходства | Черты отличия | ||
Прочитайте текст. Проанализируйте таблицу и выполните задания 12, 13.
Социологическая служба страны Z провела опрос граждан. Их попросили ответить на вопрос: «Когда ситуация в экономике изменится к лучшему?» Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы.
Варианты ответа | % |
1-2 месяца | 2 |
6 месяцев | 4 |
1 год | 12 |
1,5-2 года | 12 |
3-4 года | 13 |
Через 5 лет | 27 |
Затруднились ответить | 29 |
12. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Большинство опрошенных уверены в выходе из кризиса.
2) Равные доли участников опроса считают, что ситуация изменится через год или два года.
3) Около четверти опрошенных уверены, что ситуация в экономике улучшится через пять лет.
4) Незначительная доля опрошенных надеются на быстрое изменение ситуации к лучшему.
5) Около половины опрошенных затруднились с ответом.
13. Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В стране Z наблюдается экономический кризис.
2) Граждане страны Z по-разному оценивают временной период кризиса.
3) Правительство в стране Z проводит экономические реформы.
4) Гражданам страны Z трудно разобраться в ситуации.
5) Гражданам страны Z не хватает знаний по экономике.
Прочитайте текст и выполните задания 14-16.
Сказать, когда появились первые деньги, достаточно сложно. В первобытные времена не существовало понятия «деньги». Практиковался простой обмен друг с другом, гончары выменивали свои кувшины и горшки, кузнецы — копья, наконечники для стрел и т.д. Со временем пришло понимание, что это очень неудобно. Ведь ценность вещей и пищи разная.
Следующей формой денег стали определённые товары, предметы или животные. Так, например, в Эфиопии рассчитывались брусками соли, на острове Науру островитяне использовали крыс, а ацтеки в качестве первых денег использовали какао-бобы. Колонистам в Америке первыми деньгами служили табачные листья и шкурки животных. Широко распространены были раковины каури. Впервые начали использоваться в Китае, но затем служили первыми деньгами также в Индии, Таиланде, Африке. Впоследствии сформировалось несколько требований к деньгам:
— при хранении и при передаче друг другу они не должны портиться;
— их легко можно носить с собой, и даже сравнительно небольшого их количества должно хватать на покупку продуктов, вещей и т.д.;
— даже при самом мелком делении их общая ценность не должна уменьшаться.
На следующем историческом этапе возникновения денег прочное место в экономике многих стран заняли металлические деньги. В VII веке до н.э. в Лидии были выпущены первые монеты. Формой они походили на фасоль и назывались статерами, или стандартами. Затем монеты стали изготавливать греки, и около ста лет спустя во многих городах Греции, Малой Азии, а также на юге Италии появились свои монеты. Наиболее ценными считались золотые монеты, за ними шли серебряные и медные.
14. Составьте план текста. Для этого выделите смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
15. В тексте названы разные формы денег в истории. Назовите три такие формы.
16. Почему со временем металлические деньги были заменены на бумажные банкноты? Приведите два аргумента (объяснения) своей позиции.
Ответы на контрольную работу по обществознанию Экономика 7 класс
Вариант 1
1-3
2-3
3-1
4-3
5-2
6-3
7-3
8-1
9-3
10-1
11. 23 14
12-12
13-12
14.
1) банки и их функции
2) из истории банков
3) современные банки
4) банковская система
15.
1) ответ на первый вопрос: менялы занимались обменом денег среди иностранных купцов, выдавали ссуды под проценты.
2) ответ на второй вопрос: результат деятельности — появление банков.
16.
1) банки выплачивают процент по вкладу
2) большая сохранность сбережений
Вариант 2
1-1
2-3
3-1
4-1
5-3
6-1
7-4
8-1
9-2
10-3
11. 14 23
12-234
13-124
14.
1) обмен в первобытные времена
2) разнообразные формы денег и требования к ним
3) металлические деньги
15. Формы денег в истории: предметы обихода; определенные предметы и животные; металлические деньги.
16.
1) удобство использования бумажных денег
2) исчерпание запасов драгоценных металлов
Алгоритмы формирующие учебные навыки.
План — это краткая программа какого-нибудь изложения; тематически записанные коротко сформулированные мысли-заголовки.
Алгоритм составления простого плана.
1. Прочитайте текст (представьте мысленно весь материал).
2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
З. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именамисуществительными.
4.Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
5.3апишите план.
Запомните требования к плану.
а) план должен полностью охватывать содержание текста (темы).
б) в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.
Алгоритм составления сложного плана или плана — конспекта.
1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.
2.Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана). Выделяя название пункта другой пастой или подчёркиванием
З.Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и тоже озаглавьте (подпункты плана).
4.Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Тезис — это положения, кратко излагающие какую-либо идею или одну из основных мыслей лекции, доклада, книги. Основные мысли выражены в форме утверждения или отрицания. В каждом тезисе заключена одна мысль. Тезисы помогают хранить в памяти информацию и являются основой для выступления.
Алгоритм составления тезисов.
1.В каждом абзаце текста выделите ключевые слова, несущие смысловую нагрузку.
2.Опираясь на выделенные слова, составьте предложение. В нем и будет содержаться основная идея абзаца.
3. Классифицируйте основные идеи и кратко сформулируйте то, что они передают.
Конспект — это краткое последовательное изложение содержания статьи, книги, лекции. Конспект, в отличие от тезисов, воспроизводит не только мысли оригинала, но и связь между ними.
Алгоритм составления конспекта.
1. Подготовься к выполнению задачи: раздели развернутый лист тетради на две неравные части – слева будет записываться план, справа конспект.
2. Прочитай текст целиком.
3. Выдели в нем логически законченные части. (Помни, что каждая часть не обязательно состоит из одного абзаца).
4. Сформулируй кратко главную мысль каждой части в виде заголовка; выпиши все заголовки (пункты плана) на левой стороне листа (нумеруя их римскими цифрами).
5. В каждой части выдели факты, цифры, выводы, уточняющие главную мысль.
Кратко перескажи главную мысль, а если это трудно, процитируй текст источника, заключая его в кавычки. Основные положения конспекта выписывай на правой стороне листа – против соответствующих заголовков (нумеруя арабскими цифрами).
6.Проверь сделанную работу. Если нужно, исправь, уточни заголовки.
Алгоритм описание учебной картины (иллюстрации)
I: Определите основной замысел картины.
2.Какие основные персонажи и их действия раскрывают (доказывают) этот замысел?
З.Какие дополнительные средства (цвет, композиция, передний — задний план, второстепенные сюжеты или персонажи и т.д.) использованы в целях раскрытия главной мысли?
4.Какое общее впечатление произвела на вас данная картина?
Алгоритм решения творческих задач
1.Внимательно прочитай условие задачи и вопрос к ней.
2.Выдели из текста задачи, что дано (географический объект, исторический
объект, исторический деятель, дата, исторический факт).
3.Начни обдумывать эти данные (слово за словом, строку за строкой) и
определи, что они делают для ответа на вопрос.
4.Подумай, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не
помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.
5.Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомни, что ты знаешь по теме задачи, и подумай, что из этих знаний может помочь решению.
6. Обязательно докажи свое решение.
7. Проверь, является ли твое решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли твой ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи.
Алгоритм работы с историческими источниками.
1.Сформулируйте общее представление о документе. Выясните название, автора и дату написания документа.
2.Определите причины побудившие написать этот документ. Выясните, с каким
историческим событием связано его появление.
3.Внимательно прочитай текст документа, выдели непонятные места, сними
неясности и пользуя словари и справочную литературу.
4.Разделите текст на смысловые части. Выясните основные мысли документа,
составьте структурный план и подготовьте тезисы или конспект. Оформите
соответствующие записи в тетради.
5.Сделайте сообщение перед классом. Умейте ответить на вопросы учителя.
Алгоритмы приобретения знаний.
Алгоритм описания жизни и деятельности исторической личности (персоналии):
1.Годы жизни или (и) правления.
2.Этапы жизни и деятельности (краткая биография),
3.Основные действия, взгляды, решаемые проблемы.
4.Предшественники и последователи; положения, которые показывают сходство и различие взглядов
нескольких исторических лиц.
5.Историческое значение данной личности.
*Этот алгоритм можно применять в 5-8 классах, так как он более понятен для учащихся среднего звена.
Алгоритм описания жизни и деятельности исторической личности (персоналии):
*Этот алгоритм можно применять в 9-11 классах, так как он более сложный, чем первый.
1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности
2.3адачи, которые стремится решить исторический деятель?
З.Интересы, какого класса выражает исторический деятель?
4.3начение его личных качеств.
5.Оценка результатов деятельности исторической личности.
Алгоритм изучения цивилизации
1.Природно — географические условия существования.
2.Особенности социально-экономического развития.
З.Особенности духовного развития (религия, уровень образования, науки и культуры, черты общественного сознания).
4. Нравственные ценности, нормы поведения.
5.Вклад в развитие мирового сообщества (собственная точка зрения).
Алгоритм изучения войн.
1.Причины и характер войны: основные противоречия, приведшие к войне: подготовка к войне, соотношение сил, планы сторон.
2.Ход войны (основные этапы): повод к войне и ее начало: основные этапы и главные сражения: окончание войны, условия мира, итоги.
З.Значение войны. Экономические, социальные, политические и другие последствия войны
Алгоритм изучения революций.
I. Причины и задачи революции.
2.Поводреволюции (ест есть).
З. Движущие силы революции.
4.Ход революции, ее этапы.
5.Характер революции.
6.Итоги и значение революции.
Алгоритм изучения крестьянских восстаний.
1. Причины восстания.
2.Движущие силы восстания.
З.Цели и требования восставших,
4.Районы восстания.
5.Ход восстания, его основные этапы.
6.Причины поражения.
7. Итоги восстания и его значение.
Алгоритм изучения общественного строя
1. Тип и форма государственной власти.
2.Уровепъ развития производительных сил.
3.Взаимоотношение личности и общества.
4. Развитость демократических институтов.
5.Наличие антагонистических классов и борьба между ними.
6.Внешняя и внутренняя политика.
7.Уровень развития пауки, культуры, распространение образования.
Алгоритм изучения отношений между классами
1. Положение класса эксплуататоров: какой собственностью владели? чем занимались? кого и каким образом эксплуатировали?
2.Положение класса эксплуатируемых: чем владели или пользовались? в какой мере были свободны? на кого работали?
3.Какие способы эксплуатации были главными.
Алгоритм изучения государственного строя.
1.Интересы, какого класса защищало государство?
2.Каковы были его задачи.
3.Какой была форма правления?
4.Каким было устройство государства? Назовите государственные органы в центре и на местах.
5.Какие перемены по сравнению с более ранним периодом произошли в устройстве государства? чем они были вызваны.
Алгоритм анализа явлений общественной жизни
1Какими причинами вызвано изучаемое явление? Как оно повлияло на дальнейший ход событий?
2Каковы основные черты явления и его особенности в данных исторических условиях?
З.Как изучаемое явление связано с другими явлениями, которые оказывали на него существенное влияние?
4.Было ли это явление неизбежным? Могло ли оно не произойти в сложившихся условиях?
5.Какое историческое явление однотипно с данным? В чем их сходство и различие?
6.Какие известные вам закономерности проявились в изучаемом вами явлении?
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?
Девиантное поведение; труд; семья; обмен; монархия.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
2
Задание 2 № 374
Что относится к естественным наукам?
1) история
2) математика
3) искусствоведение
4) физика
Ответ:
3
Задание 3 № 563
Принцип: «Поступай по отношению к людям так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе», — выражает требование
1) морали
2) науки
3) искусства
4) права
Ответ:
4
Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.
Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
5
Рассмотрите фотографию.
Какая отрасль российского права регулирует правоотношения, в которые вступают лица, изображенные на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила, которым следует придерживаться рациональному покупателю и кратко поясните их.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
6
Совершеннолетнему Оскару пришло SMS-сообщение с короткого номера: «Уважаемый клиент! Ваша карта заблокирована, перезвоните по телефону *** . Для оперативности приготовьте Ваши паспортные данные и следующие данные по Вашей карте: № и PIN-код. Наш оператор решит данную проблему после вашей идентификации».
В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Оскара? Как ему правильно поступить в данной ситуации?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
7
Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?
1) прибыль
2) труд
3) налоги
4) зарплата
Ответ:
8
Какой пример свидетельствует о сохранении в смешанной экономике элементов традиционной экономической системы?
1) Разработка текстильным предприятием новой коллекции тканей со старинным орнаментом.
2) Развитие ручного ремесленного промысла — изготовление глиняных игрушек и художественных изразцов.
3) Изготовление фар для автомобилей небольшой фирмой-партнёром крупного автогиганта.
4) Использование промышленными предприятиями электроэнергии, произведённой ветряными электростанциями.
Ответ:
9
Верны ли следующие суждения о роли экономики в жизни общества?
А. Предпринимательство — это деятельность, направленная на получение прибыли.
Б. Для успешного предпринимательства необходим грамотно составленный бизнес-план.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
10
Задание 10 № 1465
Пётр после двадцати лет работы на заводе стал начальником отдела. Это — пример
1) горизонтальной социальной мобильности
2) социальной стратификации
3) вертикальной социальной мобильности
4) социального неравенства
Ответ:
11
Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Социальный конфликт имеет место только в случае осознанного противоречия между намерениями, целями и устремлениями участников.
Б. Социальные конфликты в современном обществе всегда разрешаются путём достижения компромисса.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
12
В ходе социологических опросов, проведённых среди совершеннолетних жителей страны Z им предложили ответить на вопрос: «В какой поддержке со стороны государства нуждается семья в наибольшей степени?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на отдельном листе, указав номер
задания.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
13
Задание 13 № 1468
В государстве N проводятся безальтернативные выборы, деятельность оппозиции жёстко контролируется, существует свобода экономической деятельности и допускается многообразие форм собственности. Какой политический режим установился в государстве N?
1) демократический
2) правовой
3) тоталитарный
4) авторитарный
Ответ:
14
Верны ли следующие суждения о государстве?
А. Одним из признаков государства является суверенитет.
Б. Государство всегда имеет собственную армию и национальную денежную единицу.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
15
Задание 15 № 642
Установите соответствие между областью культуры и ее признаками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ | |
А) вера в потусторонний мир Б) плюрализм мнений В) соблюдение определенного ритуала Г) отражение личной позиции автора в произведении | 1) религия 2) искусство |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ответ:
16
Нормы административного права регулируют
1) имущественные и личные неимущественные отношения
2) отношения в сфере труда и занятости
3) отношения между родителями и детьми
4) отношения в сфере управления
Ответ:
17
Задание 17 № 1255
Согласно российским нормам трудового права, допускается заключение трудового договора с несовершеннолетними гражданами, при условии письменного согласия родителей, с
1) 14 лет
2) 15 лет
3) 16 лет
4) 18 лет
Ответ:
18
Верны ли следующие суждения о федеративном устройстве Российской Федерации?
А. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ и пошлин.
Б. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
19
Задание 19 № 1536
В приведённом списке указаны черты сходства и черты различия между нормами права и морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1) регулируют жизнь общества
2) принимаются государством
3) формально закреплены
4) устанавливают правила поведения
Черты сходства | Черты отличия | ||
Ответ:
20
Задание 20 № 8318
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМА ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
---|---|
Искусство | Форма духовной деятельности, направленная на освоение и создание эстетических ценностей |
… | Форма духовной деятельности, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов |
Ответ:
21
Задание 21 № 863
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Показать
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
22
Задание 22 № 864
С какими качествами многие люди, по мнению Д. С. Лихачева, связывают интеллигентность? Назовите четыре качества. Какие качества, присущие подлинно интеллигентному человеку, приведены в тексте? Назовите любые четыре качества. Для кого, по мнению автора, нужна интеллигентность?
Показать
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
23
Задание 23 № 866
Объясните утверждение автора о том, что «интеллигентность нужна и для окружающих, и для самого человека». С опорой на текст и личный опыт приведите три объяснения.
Показать
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
24
Задание 24 № 403
Как, по-вашему, должен вести себя человек, которого «интеллигентность сделает… «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми»? Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный опыт, выскажите два суждения.
Показать
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.
Начнем с того, что запоминание бывает произвольным и непроизвольным, хотя это и не единственная классификация.
Если вы хотите научиться быстро запоминать тексты, нужно тренировать произвольную память. Но можно подключить к делу и непроизвольную, если связать нужную информацию с каким-то делом, со своим опытом или с эмоциями.
Как все происходит: мы стараемся быстро выучить текст или отдельные факты, и они вначале попадают в кратковременную память, а потом могут перейти или не перейти в долговременную. Срок хранения информации зависит от того, насколько она связана с нашим опытом — с тем, что мы уже знаем.
Кроме того, выделяют разные виды памяти по типу восприятия: зрительную, слуховую, обонятельную. Каждый человек периодически использует все эти разновидности памяти, но одна из них обычно развита лучше остальных.
Методы быстрого запоминания текста
Вопрос, как выучить большой текст за 5 минут, волновал студентов и школьников во все времена, поэтому скопилось много приемов и техник запоминания.
При выборе своего фирменного метода ориентируйтесь на то, какой тип сенсорной памяти развит у вас сильнее других: зрительная или слуховая. Если определиться сложно — возможно, вы один из тех людей, которые усваивают информацию с помощью логики.
Если у вас хорошая зрительная память:
- прочитайте текст, а затем возьмите яркий маркер и отметьте все ключевые слова, определения, выводы. Так вы структурируете материал и создаете опорные точки для запоминания;
- используйте для заучивания иностранных слов и терминов таблички, на которых будут кратко записаны нужные сведения. Развесьте такие таблички по дому, чтобы читать их в течение дня.
Если вы запоминаете информацию на слух:
- вместо обычных учебников используйте аудиокниги, которые можно слушать во время повседневных дел;
- читайте тексты вслух несколько раз — вдумчиво и выразительно, вслушиваясь в каждое слово. Особенно хорошо этот прием подходит для запоминания стихотворений.
Если у вас преобладает логическое мышление:
- выделите в тексте причинно-следственные связи, обозначьте все термины и выясните их значение, мысленно упростите материал. Этот способ полезен всем, ведь сложно представить, как можно быстро выучить что-то непонятное;
- вместо того, чтобы заучивать текст в одиночку, попробуйте объяснить или пересказать его другому человеку своими словами.
Вместе с тем любые методы будут слабо эффективны, если пытаться вызубрить всё за одну ночь. Быстро заученная информация так же быстро испаряется из памяти, а для долговременного эффекта нужно повторение.
Хорошая память не всем дается от рождения, но ее можно развить и сделать своим главным преимуществом. В бесплатной рассылке от Skysmart «Учеба без слез» психолог Екатерина Мурашова делится с родителями лайфхаками: как влюбить ребенка в учебу, меньше контролировать и не так переживать за него. Присоединяйтесь!
Кривая Эббингауза
Немецкий психолог Герман Эббингауз занимался исследованиями памяти и выявил закономерности, по которым мы забываем материал. Согласно его данным, зачастую человек уже спустя полчаса после заучивания помнит лишь 60% информации. Через час эта доля падает до 40%, но дальше забывание идет медленнее.
По этой кривой психологи определили, как быстро учить новую информацию — нужно разбить запоминание на несколько этапов. Если времени мало, достаточно четырех повторений:
- сразу после изучения текста;
- через 20 минут;
- через 8 часов после второго повторения;
- через сутки после третьего повторения.
Если необходимо выучить большое количество сведений и запомнить их надолго, нужно добавить еще повторения через 2–3 недели и через 2–3 месяца. Но намного важнее в этом случае связать новую информацию со своими знаниями, чтобы она стала частью опыта.
Интересный факт!
Лучшее время для повторения — утренние часы с 08:00 до 10:00, максимум до 12:00. В этот период мозг настроен на запоминание новой информации и построение логических связей. Также было установлено, что на перевод сведений в долговременную память хорошо действует сон — повторите текст еще раз вечером и ложитесь спать.
Топ-5 способов быстро выучить текст
Мы выделили самые популярные методы быстрого запоминания, чтобы разобрать их подробнее. Каждый из них по-своему раскрывает вопрос, как учить текст, но все они могут пригодиться для подготовки к экзаменам по разным предметам.
Переписываем текст вручную
Переписать текст от руки — отличный способ подключить сразу два канала восприятия информации: зрительный и двигательный. Этим методом иногда пользуются актеры, чтобы выучить свои реплики. Ничуть не хуже он подойдет в случаях, когда нужно к экзамену быстро запомнить текст наизусть — например, сложное определение научного термина.
Для начала разбейте текст на несколько частей по смыслу, выделите ключевые слова. Затем перепишите каждую часть на бумагу 2–3 раза, обращая внимание на важные предложения. Постарайтесь воспроизвести эти предложения по памяти. И в итоге, опираясь на ключевые слова и фразы, расскажите все, что запомнили.
Структурируем текст
Это оптимальный метод, если нужно быстро и легко запомнить текст для пересказа. Он тренирует умение отделять главное от второстепенного и правильно обрабатывать большой массив информации.
Как структурировать материал:
- прочитайте текст 3–4 раза, выясните значение всех непонятных слов;
- разбейте материал на несколько частей и озаглавьте каждую из них;
- составьте подробный план текста с оглавлением;
- напишите краткие тезисы к основным частям плана;
- опираясь на план, перескажите текст как можно подробнее.
Таким способом можно легко выучить целый параграф из учебника, подготовиться к сочинению по «Войне и миру» или другому литературному произведению такого же масштаба.
Слушаем аудиозапись
Метод создан для тех, у кого хорошо развита слуховая память, но по большому счету он будет полезен всем. Если нужный текст уже есть в аудиозаписи, его можно слушать в дороге или во время повседневных дел. Если же аудиозаписи нет, создайте ее сами, прочитав текст медленно и с выражением на диктофон.
Полезно слушать материал по частям, одновременно отслеживая глазами слова на бумаге, чтобы подключить и зрительную память. После можно пересказать каждую часть в отдельности и, наконец, весь текст целиком.
Прослушивание аудиозаписей подойдет для запоминания любой информации. Его можно использовать вместо обычного чтения учебников, чтобы ознакомиться с литературным произведением или изучить текст на иностранном языке.
Рисуем пиктограммы
Эта ассоциативная техника поможет быстро выучить большой текст наизусть или сделать очень точный пересказ. Она задействует воображение, зрительную и двигательную память, а еще подключает эмоции.
Суть в том, чтобы передать информацию небольшими рисунками — пиктограммами. Каждая из них может стать смысловой единицей и обозначать как отдельное слово, так и целое предложение.
Как использовать метод пиктограмм:
- прочитайте текст и разбейте его мысленно на части (разделы);
- каждую часть разделите на смысловые единицы, которые можно было бы обозначить пиктограммой;
- нарисуйте пиктограммы к тексту, прорабатывая раздел за разделом, и пусть рисунки будут максимально простыми, схематичными;
- перескажите текст по памяти, используя пиктограммы, а затем сравните свой пересказ с оригиналом;
- отметьте все места, которые вам трудно было вспомнить, и запишите их пиктограммами подробнее;
- перескажите текст несколько раз, а затем отложите и повторите через 20 минут, через 8 часов, через сутки.
Метод пиктограмм перекликается с другим способом запоминания — интеллектуальной картой. Но при использовании такой карты зашифровать рисунками нужно не все слова и предложения, а лишь главные из них. И рисунки будут располагаться не в порядке очередности событий, а группами. Вот так:
Пример записи текста с помощью пиктограмм
Комплексный метод
Эта методика совмещает несколько эффективных способов быстро выучить текст. Она задействует разные виды памяти, что повышает шансы на успех, а также позволяет включить воображение. Такой метод стоит попробовать тем, кому не подошли другие методы.
Как работать с текстом:
- прочитайте текст и разбейте его на разделы по смыслу;
- озаглавьте каждый раздел и составьте план, запишите тезисы;
- выпишите основные мысли, ключевые слова и предложения;
- для каждого ключевого предложения придумайте пиктограмму;
- запишите текст на диктофон или прослушайте готовую аудиоверсию;
- слушая аудиозапись, следите глазами за текстом на бумаге;
- попробуйте пересказать текст по частям, используя свои записи;
- соедините все записи по порядку: план, ключевые слова, пиктограммы и перескажите текст целиком.
Эта техника требует чуть больше усилий, но зато помогает быстро выучить рассказ или параграф из учебника — за счет того, что здесь одновременно подключается зрительная, слуховая и моторная память.
Секрет запоминания текстов от профессионального актера
Как быстро выучить стихотворение
Безусловно, учить стихи намного проще, чем научные материалы, но и это бывает нелегко, если времени в обрез. Все перечисленные выше методики прекрасно подойдут и для стихотворений — можно смело использовать любой способ. Но есть и специфические методы, которые помогут именно в том случае, когда мы имеем дело с рифмой.
Если хотите быстро запомнить стихотворение:
- попробуйте пропеть его, подобрав любой несложный мотив — песни запоминаются намного легче;
- визуализируйте тест, схематично зарисуйте все, что происходит в стихотворении;
- подключите двигательную память — отбивайте ритм текста и жестикулируйте во время чтения;
- прочитайте материал вместе с другом, распределив роли или изобразив диалог;
- выпишите на бумагу первые слова и рифмы каждой строчки — зная начало и конец строки, вам будет несложно вспомнить все остальное.
Пытаясь быстро выучить что-либо перед экзаменом, тестированием или важной контрольной работой, не занимайтесь зубрежкой до глубокой ночи. Усталость и дефицит сна плохо сказываются на памяти, снижают способность сосредоточиться и сделать все на отлично.
Кроме того, во время сна наш мозг занят работой — он систематизирует информацию и связывает ее с уже имеющимся багажом. Даже если вечером вы думаете, что ничего не запомнили, утром может оказаться, что в памяти осталось намного больше. Все дело в том, что за ночь информация улеглась и стала частью актуальных знаний.
Проверочный тест для закрепления темы.
3 варианта с ответами: 3v-o.docx
I. Обязательная часть.
1. Социальная мобильность — это:
а) изменение места того или иного социального субъекта в социальной структуре
б) переход людей из одних общественных групп и слоев в другие (социальные перемещения)
в) движение к позициям с более высоким (социальное восхождение) или более низким (социальное нисхождение) престижем
г) все перечисленное выше
2. В какой из стран процессы социальной мобильности были затруднены в наибольшей степени?
а) в Древнем Египте
б) в Древней Индии
в) в Древнем Китае
3. Социальный статус — это:
а) степень признания достоинств личности;
б) оценка обществом статуса личности
в) положение человека в обществе, определяемое его правами и обязанностями
4. Что из перечисленного характеризует прирожденный статус человека?
а) национальность, квалификация
б) социальное происхождение, национальность
в) образование, квалификация
5. Совокупность функций, выполняемых индивидом в обществе, образует содержание:
а) социального статуса
б) социальной роли
в) личного статуса
г) авторитета
6. Под социальной справедливостью понимают:
а) прекращение всякой дискриминации личности, а также равенство в правах и возможностях
б) уравнительное распределение всего того, чем располагает общество (эгалитаризм)
в) обеспечение обществом жизненно важных потребностей людей независимо от их трудового вклада и решение проблемы социальной защищенности
7. Слово «норма» латинского происхождения и означает буквально:
1) «хорошо»;
2) «право, порядок, поведение»;
3) « правило, образец»;
4) «ответственность».
8. Как называются социальные нормы, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости?
1) нормы морали;
2) нормы права;
3) эстетические нормы.
9. Каким образом обеспечивается исполнение религиозных норм?
1) сознанием и верой в неизбежность кары за грехи отступление от этих норм;
2) силой привычки людей при помощи общественного авторитета;
3) авторитетом или принудительной силой государства;
4) внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения; их нарушение встречает общественное осуждение.
10. Каким образом обеспечивается исполнение норм традиций и обычаев?
1) сознанием и религиозной верой в неизбежность кары за грехи отступление от этих норм;
2) силой привычки людей и при помощи общественного авторитета;
3) авторитетом или принудительной силой государства;
4) внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения; их нарушение встречает общественное осуждение.
11. Как называются социальные нормы, регулирующие отношения между личностью и властью, между социальными группами, государствами?
1) нормы традиций и обычаев;
2) нормы морали;
3) религиозные нормы;
4) политические нормы.
12. В реальности поведение людей в обществе:
1) далеко не всегда соответствует установленным социальным нормам;
2) всегда соответствует установленным социальным нормам;
3) никогда не соответствует установленным социальным нормам.
13. Что может послужить примером позитивного отклоняющегося поведения?
1) свержение старых устоев;
2) проявление творческих наклонностей;
3) помощь ближнему в беде.
14. Социологическое объяснение причин отклоняющегося поведения состоит в следующем:
1) зависимость отклоняющегося поведения от кризисных явлений в общественном развитии;
2) зависимость отклоняющегося поведения от природных и климатических явлений;
3) зависимость отклоняющегося поведения от конфликта между господствующей культурой и культурой субкультурой, отрицающей общепринятые нормы;
4) зависимость отклоняющегося поведения от внутреннего психологического состояния и стресса.
15. Субъектами социального конфликта являются:
1) индивиды;
2) социальные общности;
3) оба ответа верны.
16. Разделение общества на группы – это
1) маргинализация
2) глобализация
3) демократизация
4) стратификация
II. Дополнительная часть.
Прочитайте текст и выполните задания
Социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он — просто индивид. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания, учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.
Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Например: мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Один человек может иметь два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.
Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или он сам. Для мужчин чаще всего главным является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин —- с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.
Яркий пример — известный российский хозяйственный и политический деятель Юрий Лужков. Несмотря на разнообразие его позиций в обществе (вплоть до сенатора, почетного профессора Российской академии наук и автора популярной книги о Москве), должность мэра столицы России – главный социальный статус этого человека.
17. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.
18. В тексте приводится точка зрения, согласно которой в статусном наборе обязательно найдется главный статус. Разделяете ли вы эту позицию? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.
Ответы
1. г;
2. б;
3. в;
4. б;
5. б;
6. а, в;
7.3;
8. 1;
9.1;
10.2;
11.4;
12.1;
13.2;
14.1;
15.3
16 — 4
17. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них. Могут быть выделены следующие смысловые части:
1) понятие «социальный статус»;
2) статусный набор;
3) главный статус.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие основной идеи фрагмента, и выделение дополнитель-ных смысловых блоков.
18. В тексте приводится точка зрения, согласно которой в статусном наборе обязательно найдется главный статус. Разделяете ли вы эту позицию? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) выражено мнение учащегося: выбрана та или иная точка зрения;
2) приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия с данной точкой зрения может быть ука-зано, что
— главным называется наиболее характерный для конкретного человека статус, у каждого он свой;
— главным выступает тот статус, который на текущий момент определяет стиль поведения и образ жизни данного человека;
в случае несогласия может быть указано, что…
Автор: Жданова Лилия Юрьевна.