Хрестоматия к практикуму «Семь подсказок для тысячи сказок»
Сказки-подсказки (часть VIII. Понятие сказки)
|| Сказки (по Брокгаузу и Ефрону)
|| Морфология «волшебной» сказки (конспект)
||
||
|| Миф о сотворении людей и искусство математики ||
Сказки
Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь, http://www.booksite.ru/fulltext/bro/kga/brokefr/
Сказки (литер. и этногр.) — словесные произведения повествовательного
характера, почти исключительно прозаические, созданные иногда в видах
развлечения, иногда с целью дидактической, но большею частью без всякой
цели, как естественное выражение словесной или литературной потребности.
С. — органическое явление народной психики, они рассеяны по всей земле,
у всех народов. Разнообразие С. обусловлено не столько обилием мотивов,
которых насчитано приблизительно до 400, сколько различными их
комбинациями.
С. существуют с незапамятной древности. В старое время ими
пользовались, не задаваясь вопросами об их происхождении и литературной
истории, как занимательными или поучительными рассказами. Ныне интерес к
С. более глубокий, но менее широкий, чем в старину. Интеллигенцию они
занимают лишь в художественной обработке (повести Л. Толстого, Квитки,
Стороженко), а в простом виде обращаются в низших слоях населения,
преимущественно среди старых и малых; большую ценность они имеют для
специалистов по фольклору. В старое время С. и сказочники были одинаково
популярны на всех ступенях общественного быта, от крестьянских хат до
царских дворцов.
Научное изучение С. весьма важно ввиду того, что С. тесным образом переплетается с другими родами произведений (новеллы, повести, романы, фацеции, анекдоты, фаблио, былины, героические песни, даже лирика, напр. свадебные песни и колядки).
Во многих случаях нельзя отделить С. от
новелл, повестей, анекдотов. Многие средневековые романы и фаблио,
многие русские былины представляют лишь переделку С. или состоят из
подбора сказочных мотивов.
Наряду с народными С. уже в глубокой древности появляются писанные
художественные С., который, как и народные С., из литературы одного
народа переходили в литературу другого, благодаря переводам и
подражаниям. Древнейшие из известных писанных С. принадлежит Египту и
относится к XIV в. до Р. Хр.
Из писателей древнего классического мира
Геродот очень часто приводит С., преимущественно заимствованные у
египтян; Плутарх в своих рассказах дает больше С., чем исторического
изложения; Лукиан сочинял философские С.
Позже сочиняли имп. Екатерина II (аллегорические С. о царевиче Февее и
царевиче Хлоре), Жуковсий (С. в подражание народным: Спящая царевна, Война мышей и лягушек, О царе Берендее, Об Иване царевиче и сером волке, Кот в сапогах и др.); Пушкин (О золотом петушке, О мертвой царевне, О попе и его работнике, О рыбаке и рыбке, 0 царе Салтане и др.), Лермонтов (Ашик-Кериб, С. для детей и
др.), Даль (С. казака Луганского), Щедрин (сатирические С.), Гаршин и др.
Морфология «волшебной» сказки (конспект)
Пропп Владимир Яковлевич, http://lib.ru/CULTURE/PROPP/morfologia.txt
Слово морфология, означает учение о формах. В ботанике под морфологией понимается учение о составных частях растения, об их отношении друг к другу и к целому, иными словами, учение о строении растения.
С классификацией сказки дело обстоит не совсем благополучно. А ведь классификация — одна из первых и важнейших ступеней изучения. Вспомним хотя бы, какое важное значение для ботаники имела первая научная классификация Линнея. Наша наука находится еще в долиннеевском периоде.
Композиция и сюжет
Все содержание сказки может быть изложено в коротких фразах, вроде следующих: родители уезжают в лес, запрещают детям выходить на улицу, змей похищает девушку и т. д. Все сказуемые дают композицию сказок, все подлежащие, дополнения и другие части фразы определяют сюжет. Другими словами: та же композиция может лежать в основе разных сюжетов. Похищает ли змей царевну или черт крестьянскую или поповскую дочку, это с точки зрения композиции безразлично. Но данные случаи могут рассматриваться как разные сюжеты.
Основные тезисы
I. Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются. Они образуют основные составные части сказки.
II. Число функций, известных волшебной сказке, — ограничено.
III. Последовательность функций всегда одинакова. Следует оговорить, что указанная закономерность касается только фольклора. Она не есть особенность жанра сказки как таковой. Искусственно созданные сказки ей не подчинены.
IV. Все волшебные сказки однотипны по своему строению.
Функции действующих лиц
Сказка обычно начинается с некоторой исходной ситуации. Перечисляются члены семьи, или будущий герой (например, солдат) просто вводится путем приведения его имени или упоминания его положения.
Вслед за начальной ситуацией следуют функции:
I. Один из членов семьи отлучается из дома.
II. К герою обращаются с запретом.
III. Запрет нарушается.
IV. Антагонист пытается произвести разведку (выведывание).
V. Антагонисту даются сведения о его жертве (выдача).
VI. Антагонист пытается обмануть свою жертву, чтобы овладеть ею или ее имуществом (подвох).
VII. Жертва поддается обману и тем невольно помогает врагу (пособничество).
VIII. Антагонист наносит одному из членов семьи вред или ущерб (вредительство).
VIII-a. Одному из членов семьи чего-либо не хватает, ему хочется иметь что-либо (недостача).
IX. Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его (посредничество).
X. Искатель соглашается или решается на противодействие (начинающееся противодействие).
XI. Герой покидает дом (отправка).
XII. Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или помощника (первая функция дарителя).
XIII. Герой реагирует на действия будущего дарителя.
XIV. В распоряжение героя попадает волшебное средство (снабжение, получение волшебного средства).
XV. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков (пространственное перемещение между двумя царствами, путеводительство).
XVI. Герой и антагонист вступают в непосредственную борьбу (борьба).
XVII. Героя метят (клеймение).
XVIII. Антагонист побеждается (победа).
XIX. Начальная беда или недостача ликвидируется.
XX. Герой возвращается.
XXI. Герой подвергается преследованию (погоня).
XXII. Герой спасается от преследования.
XXIII. Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну .
XXIV. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания.
XXV. Герою предлагается трудная задача.
XXVI. Задача решается.
XXVII. Героя узнают по клейму (рана, звезда) или по переданному ему предмету (колечко, полотенце), или по решению трудной задачи.
XXVIII. Ложный герой или антагонист изобличается.
XXIX. Герою дается новый облик (трансфигурация).
XXX. Враг наказывается — он расстреливается, изгоняется, привязывается к хвосту лошади, кончает самоубийством и пр. Наряду с этим иногда имеем великодушное прощение.
XXXI. Герой вступает в брак и воцаряется (свадьба).
Мы видим, что очень большое количество функций расположено попарно (запрет — нарушение, выведывание — выдача, борьба — победа, преследование — спасение и т. д.). Другие функции могут быть расположены по группам. Так вредительство, отсылка, решение противодействовать и отправка из дома составляют завязку. Испытание героя дарителем, его реакция и награждение также составляют некоторое целое. Наряду с этим имеются одиночные функции (отлучки, наказание, брак и др.).
Определения
Волшебная сказка есть рассказ, построенный на правильном чередовании приведенных функций в различных видах, при отсутствии некоторых из них для каждого рассказа и при повторении других. — При таком определении термин волшебный теряет свой смысл, ибо легко можно себе представить волшебную, феерическую, фантастическую сказку, построенную совершенно иначе (ср. сказку Гете о змее и лилии, некоторые сказки Андерсена, сказки Гаршина и т. д.).
Морфологически волшебной сказкой может быть названо всякое развитие от вредительства или недостачи через промежуточные функции к свадьбе или другим функциям, использованным в качестве развязки. Конечными функциями иногда являются награждение, добыча или вообще ликвидация беды, спасение от погони и т.д. Такое развитие названо нами ходом. Каждое новое нанесение вреда или ущерба, каждая новая недостача создает новый ход.
Волшебные сказки можно бы назвать сказками, подчиненными семиперсонажной схеме. Это термин очень точный, но очень неудобный. Если определять этот класс сказок с точки зрения исторической, то они заслуживают старинное, ныне отброшенное название мифических сказок.
Миф о сотворении людей и искусство математики
С.Н. Бычков, А.С. Строгалов, С.Г. Шеховцов, Е.В.Шикин. О тождестве фундаментальности и гуманитарности в общем образовании. — Материалы конференции «Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков» (Дубна, сентябрь 2000 г.), http://scholar.urc.ac.ru:8002/Teachers/methodics/journal/numero4/pedag/shikin.html.ru
ХХ век очень наглядно показал, что можно натворить, если люди проецируются только в плоскость рыночного бытия.
Ведь этот популярный сегодня на постсоветском пространстве аспект не может порождать устойчивых и одновременно благотворных форм жизни людей. Понято это было очень давно: об этом, например, говорится в древнегреческом мифе о творении смертного мира, в котором многочисленные несовершенства человека моделируются как брак одного из титанов-исполнителей Эпиметея, который не смогла выправить кража-жертва другого титана-исполнителя Прометея: ни божественный огонь, ни премудрое искусство Гефеста и Афины не решали задачи устойчивости совместного бытия людей, потребовались дары Зевса, стыд и правда, наделившие человека потенциальной, внутренней способностью решать задачу построения благотворных форм совместного бытия. Другими словами, творцы мифа нашли на наш взгляд удачную метафору, чтобы показать принципиально иную, не производственно-потребительскую природу этих абсолютно необходимых для жизни способностей.
Но, как говорится, «не в коня корм» — подавляющему большинству образованных советских людей этот древний сказ был известен в столь искажённом виде, что увидеть его главный смысл было очень непросто; более того, подавляющее большинство классных специалистов, подготовленных советской образовательной системой, не знает даже более простых вещей: смысла имён братьев-титанов, исполнителей божественного заказа, и в какой связи эти имена находятся с другим хорошо известным, но не понимаемым словом «математика».
… Платон особо выделял один тип знания, который назывался словом «мaтема», постоянно показывая, что именно это знание позволяет видеть мир идей. Именно поэтому «математике» как инструмент обретения или, как часто говорил Платонов Сократ, измерения «матемы», сущностного смысла любого предметного знания есть самое важное искусство для человека.
…
Маленькая теоретическая глава № 5 «СТРУКТУРА ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ»
Мы все знаем или уж во всяком случае чувствуем, что большинство сказок обладают единой структурой при разнообразии содержания. В сказке легко заменить Ивана-царевича на Золушку или Мальчика-с-пальчика, жар-птицу на молодильные яблоки или царевну, серого волка на птичье перышко — и структура сказки, ее сюжет и окончание не изменятся. В сказках неизвестных нам народов, когда мы не можем даже выговорить имена героев, мы часто можем по началу правильно предсказать основные коллизии и развязку. Возникает ощущение, что в сказке важны сказуемые, а не подлежащие и дополнения. У ученых уже лет 100 назад было сильное ощущение, что можно построить модель сказки, некую единую схему всех или хоть большинства сказок. Но было сделано довольно много попыток, прежде чем это удалось.
Первым это сделал русский лингвист Владимир Яковлевич Пропп, и я очень схематично сейчас представлю его результаты. В поисках сказочных инвариантов он создал понятие функции. Функция — это поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его значимости для хода действия. Так Баба-Яга, дающая золотое веретенце невесте Финиста — Ясна Сокола, фея, наряжающая Золушку на бал, мертвец, который дарит Ивану меч, — выполняют одну и ту же функцию Дарителя. Вот как сформулировал Пропп постулаты своей работы:
1. Постоянными, устойчивыми элементами сказок служат функции действующих лиц, независимо о того, кем и как они выполняются. Они образуют основные составные части сказок.
2. Число функций, известных волшебной сказке, ограничено.
3. Последовательность функций всегда одинакова.
Далее, он взял далеко не все сказки, а так называемые «волшебные», к тому же «классические». То есть те, которые нам самые родные. Непосредственно он основывался на сотне русских сказок из сборника Афанасьева. И из них он выделил 31 функцию действующих лиц:
Название функции по Проппу
Пример:
1. Отлучка — Уезжают родители; царь отправляется на войну.
2. Запрет — «Не заходи только в десятую комнату»; «Не ходи со двора».
3. Нарушение — Побежала Аленушка с подружками, заигралась.
4. Выведывание — Стала ведьма вызнавать, выспрашивать.
5. Выдача — «Но царевна все ж милее…»
6. Подвох — Волк подражает голосу мамы-козы.
7. Пособничество — Царевна ест предложенное старухой яблочко.
8. Вредительство (или недостача) — Схватили гуси-лебеди Иванушку; заболел царь тяжкой болезнью.
Эти 8 функций образуют подготовительную часть, следующие 3 функции — завязка:
9. Посредничество — «Иди, Марьюшка, братца искать…»
10. Начинающееся противодействие — «Позволь мне, царь, попытать счастья…»
11. Отправка — Царевич отправился в путь.
Далее следует основная часть:
12. Первая функция дарителя — Стала Баба-Яга вопросы спрашивать;
13. Реакция героя — «Ты б меня сперва накормила, напоила…»;
14. Получение волшебного средства — Дал старичок Ивану коня; «Только скажи: по щучьему велению, по моему хотению…»
15. Перемещение в иное царство — Долго ли шла Марьюшка, коротко, уже три пары башмаков истоптала;
16. Борьба — Стал Иван биться со змеем-горынычем;
17. Клеймение — Расцарапал ему Змей всю щеку;
18. Победа — Завертелся Кощей волчком и сгинул.
19. Начальная беда или недостача ликвидируется — Вышла к Ивану из подземелья Царь-девица.
20. Возвращение — Сели они на ковер-самолет, поднялись в воздух и полетели домой.
21. Погоня — Бросились гуси-лебеди в вдогонку.
22. Спасение — Бросила она зеркальце, разлилось море; ведьма море пила-пила, да и лопнула.
На этом сказка может кончиться, но часто встречается дополнительный сюжет, в котором действуют лжегерой (чаще всего брат или братья героя).
Первая его часть (новое вредительство) аналогична функциям 8-15:
8 bis. Братья похищают добычу;
10–11 bis. Герой снова отправляется на поиски;
12–14 bis. Герой снова находит волшебное средство;
15 bis. Возвращение с новым средством домой.
Далее при таком развитии появляются новые функции:
23. Неузнанное прибытие — Приехал в родной город, но домой не пошел, стал учеником у портного.
24. Необоснованные притязания — Генерал заявляет царю: «Я — змеев победитель».
25. Трудная задача — «Кто поднимет змеиную голову — тому и царевна достанется»
26. Решение — Подошел Иван, только тронул…
27. Узнавание — Показал он заветное колечко, узнала его царевна.
28. Обличение — Рассказала все царевна, как было.
29. Трансфигурация — Искупался Иван в молоке, вышел молодцем лучше прежнего.
30. Наказание — Посадили служанку в бочку, скатили с горы
31. Свадьба, воцарение — Получил Иван царевну и полцарства.
Не все функции присутствуют всегда, но число их ограничено и порядок, в котором они выступают по ходу развития сказки, неизменен. Если взять нашу сказку, про Золотую птицу, то в ней явно присутствуют все функции завязки и основной части, кроме клеймения и погони. Неявно в ней также есть отлучка и запрет из подготовительной части (был запрет на изменение внешнего вида, пока Золотая птица улетала), а также нарушение запрета, оно же вредительство. Порядок здесь также сохранен от и до.
Неизменным Пропп определил и набор ролей, т. е. действующих лиц, обладающих своим кругом действий (т. е. имеющих одну или несколько функций).
Этих ролей семь:
— царевна
— отправитель
— герой
— даритель
— помощник
— антагонист
— ложный герой
Вывод, к которому пришел Пропп в отношении структуры, звучит достаточно сурово: волшебной сказкой называется произведение, в котором действуют все или несколько из указанных семи героев, а сюжет содержит в себе тридцать одну функцию (с возможными пропусками) в указанной последовательности. Если бы он стал более знаменит в советское время, страшно подумать, как назвали бы остальное. Даже если не быть таким категоричным, стоит иметь в виду, что Пропп описал структуру огромного количества сказок, и хотя он основывался только на русских, эта структура полностью применима к большинству известных сказок других народов. Какая-то поразительно популярная структура. Распространенная в десяти сторонах света и пережившая тысячелетия. Что же в ней — ТАКОГО?
Нож, устройство, элементы, составные части и детали
Нож – это и универсальный инструмент, и оружие, но если практически любой нож может использоваться в качестве подспорья в обыденных делах, то не каждый нож можно в полной мере назвать оружием. Не будем вдаваться в юридические тонкости определения холодного оружия, скажем только, что отличие привычного нам кухонного ножа от тактического оружия кроется в деталях, к примеру, в отсутствии гарды или крестовины.
Несмотря на то, что нож сопутствует человеку много тысяч лет, названия многих элементов до сих пор рождают споры. Этот неприятный факт возник не сегодня и не вчера, всё дело в том, что многие имена составляющих частей ножа, элементов оформления и деталей пришли к нам из других языков. Многообразие форм ножей и их конструкции также зачастую не дают возможности присвоить однозначное определение конкретной детали или участку формы клинка или рукояти. Поэтому в данной статье мы попытаемся описать все элементы ножа и обозначить термины, наиболее часто используемые в обиходе, технической документации и подобрать им лучшие синонимы. В основном будем опираться на русские исторические справки.
Начнём с того, что стальная заготовка для ножа состоит не только из клинка разнообразнейших форм и размеров, но и из хвостовика, к которому крепится рукоять. Различные способы крепления рукояти к ножевой полосе определяют и форму хвостовика и названия задней части ножа.
Рисунок 1. Нож с всадной рукоятью
Клинок ножа может выглядеть совершенно по-разному, но практически все клинки содержат следующие элементы:
Плоскость (голомень) – поверхность самой толстой части клинка. Зачастую плоскостью называют всю поверхность клинка.
Лезвие – рабочая режущая затачиваемая кромка ножа, которая практически у всех изделий тянется от острия до пятки клинка. Нередко лезвием называют всю рабочую часть клинка от острия до рукояти.
Подводы – две самые узкие поверхности, непосредственно формирующие кромку лезвия. Подводы образуются в момент заточки, именно по ним под строго определённым углом скользит точильный инструмент, создавая лезвие.
Пятка (пята) – не затачиваемый участок плоскости клинка (продолжение лезвия), который служит и усилителем жёсткости, и не даёт рукояти мешать заточке лезвия. Лезвие и пятка создают рабочую часть клинка.
Обух – противоположная лезвию кромка клинка, которую не затачивают. Совсем не обязательно обух должен оставаться прямым, он может иметь множество различных форм. Кроме того, на обухе могут располагаться дополнительные функциональные элементы клинка, такие, как серрейтор (пилообразная неглубокая заточка).
Скос – изгиб или скошенная часть обуха (в зависимости от типа клинка), которая может быть заточена для улучшения функциональных особенностей данного ножа. Если же заточка этого элемента больше похожа на декоративную (как такового острого лезвия нет), в этом случае скос называют фальшлезвием.
Упор – место на обухе под большой палец рядом с рукоятью. Часто бывает обозначен утолщением обуха или насечками на обухе для лучшего сцепления с пальцем. На некоторых ножах с удлиненной рукоятью упор находится на самой рукояти, как на втором рисунке.
Подъём – изгиб лезвия, направленный к оси клинка.
Остриё (носок) – точка соединения подъёма и скоса. Если точнее, то это место соединения обуха и лезвия. Когда остриё находится выше линии обуха, его называют «взлетающее остриё» (первый рисунок), когда ниже этой линии – «падающее остриё» (второй рисунок). В том случае, когда обух плавно закругляется к лезвию, точки острия как таковой не наблюдается, ножи подобной формы, как правило, относят к столовым ножам.
Спуск – часть поверхности клинка, создающая сужение от плоскости к острию. Разнообразие линий, которые формируют спуск, требует отдельного разговора, так как у каждой формы спуска есть свои достоинства. Одной из самых распространённых форм спуска является линзовидное сечение, так как его легче всего получить с помощью фрезерной обработки или при выборке цилиндрическим абразивом. Такой профиль позволяет получить самое тонкое лезвие при наличии относительно толстого обуха. Кроме этого, линзовидные спуски больше других снижают вес клинка без потери жёсткости. Иногда этот тип сечения клинка называют «бритвенным» спуском.
Ребро – линия, образованная плоскостью и спусками клинка. Не стоит забывать о том, что плоскость также может быть заужена к обуху, поэтому ребро можно назвать самой толстой частью клинка.
Дол – выемка на плоскости клинка, снижающая вес и улучшающая жёсткость на изгиб или излом.
Маркировка – наносимая производителем гравировка (химическая или лазерная), на которой чаще всего присутствуют основные характеристики клинка: марка стали, заводское клеймо, способ первичной обработки и внутренний заводской артикул изделия. Мастера Златоустовской гравюры на стали могут выполнить клеймо в цвете, с использованием золочения, чернения и других технологических приёмов.
Рисунок 2. Нож с накладной рукоятью
Рукоять ножа – очень важный элемент, позволяющий осуществлять надёжный хват. Хвостовик стальной заготовки для ножа изначально делают под тип рукояти. Основных типов всего два: накладная рукоять (её ещё называют пластинчатой) и всадная рукоять. Всадной принцип установки рукояти тоже имеет два типа крепления, один из которых полностью соответствует названию – хвостовик под нагрузкой буквально всаживается в подготовленное отверстие рукояти из плотного материала (чаще всего в дерево, хотя может использоваться и кап берёзовый, и даже кость), а место крепления дополнительно фиксируется клеем или смолой. Ещё применяется так называемый «сквозной» метод всадки, когда хвостовик заготовки ножа оборудован резьбой, и с помощью гайки декоративной формы элементы рукояти стягиваются между собой. В любом случае, посаженная таким способом рукоять тоже дополнительно закрепляется с помощью клея или смолы.
Черен – основная часть рукояти, место, которое охватывает ладонь.
Спинка – верхняя часть рукояти, на которую ложится ладонь. У большинства рукоятей исторически сложившаяся форма напоминает бочонок.
Брюшко – нижняя часть рукояти, на которую ложатся пальцы. Формы брюшка бывают самые разные, каждая форма рассчитана на определённый хват под конкретные нужды или специфику ножа.
Подпальцевая выемка (подпальцевый радиус) – ложбинка под указательный палец, создающая дополнительный упор при колющем ударе. Подпальцевая выемка бывает двух видов: непосредственно в рукояти, и на клинке, на пяте. Вокруг этого элемента ножа постоянно ведутся споры, так как некоторые рукояти не имеют подпальцевой выемки, или сильно сглаженные формы рукояти ножа не дают точного определения местонахождения подпальцевого радиуса.
Гарда – не совсем правильное определение переднего ограничителя рукояти ножа. Дело в том, что гарда как ограничитель от соскальзывания ладони или как защита от встречного удара использовалась в длинноклинковом оружии и была частью эфеса. Поэтому более правильный термин для обозначения специальной защиты кисти руки – крестовина. Однако, слово «гарда» применительно к ножам уже прочно вошло в обиход, поэтому отказаться от него – значит, вызвать недопонимание и новые кривотолки. Следует учесть, что «условная» гарда присутствует только у ножей с всадной рукоятью как отдельный элемент этой рукояти. У ножей с накладной рукоятью технологически чрезвычайно трудно пристроить к клинку даже обычную крестовину.
Тыльник – задняя часть рукояти, обеспечивающая удержание ножа в ладони при вытаскивании ножа из разреза. Опять же, составная всадная рукоять имеет тыльник как отдельный элемент, в накладной рукояти задний конец ножа называют просто «торец». И тыльник и торец русские охотники называли «головкой» ножа.
Обоймица (практически то же, что и оковка) – неширокая демпфирующая и обхватывающая прокладка между череном и гардой, а также между череном и тыльником. Само слово «обоймица» происходит от «объять» или «обнять» и служит в первую очередь кольцевым охватывающим предохранителем от раскалывания рукояти (черена) при ударе, а также как декоративная деталь и как буфер при разбухании или ссыхании черена.
Заклёпки (или просто клёпки) – элемент крепления накладной рукояти.
Любой нож для специальных работ имеет множество элементов и деталей, но мы остановились только на тех, что являются общими для большинства ножей.
Составные части гитары начинают изучать еще на первых уроках. Эта информация нужна для того, чтобы новичок понимал принцип работы, умел ее правильно настроить. Несмотря на то что внешне инструмент выглядит просто, чтобы разобраться в его устройстве потребуется время.
Общее строение
Гриф, головка грифа, корпус составляют основу инструмента. Каждая из частей выполняет важную функцию, без которой играть было бы невозможно.
Гриф
Грифы струнных инструментов изготавливают из древесных брусьев, которым придают нужную форму. Различают ладовые (лютня, гитара, балалайка), а также безладовые (скрипка, виолончель) грифы. В конструкции выделяются три части: головка, чтобы натягивать струны; лады, чтобы разделять звучащие ноты; пятка, чтобы крепить к корпусу.
При изготовлении используется два типа распила дерева:
- Радиальный – бруски выпиливают через сердцевину ствола, чем объясняется их однородность по структуре и цвету. Их отличает высокая износостойкость, а также устойчивость ко внешним воздействиям или деформации.
- Тангенциальный – при распиле не затрагивают сердцевину, поэтому получается волнистый рисунок, образованный годовыми кольцами. Такие грифы стоят дешевле, но они подвержены усушке, а также их чаще приходится подстраивать.
Есть несколько способов крепления пятки грифов к корпусу. Они могут крепиться на болты, вклеиваться при помощи эпоксидной смолы в специально вытесанную выемку или полностью вклеиваться в корпус гитары, т.е. проходить сквозь него.
Голова грифа
Головка грифа – это место, расположенное выше его верхнего порожка. Часто украшена резьбой, является продолжением грифа, которое немного расширяясь, отклоняется назад. Есть два продольных отверстия с валиками для накручивания струн. У головки нет определенной формы – все зависит от мастера, который ее делал.
Гриф и головку изготавливают из одной заготовки, которую распиливают под углом. Часть будущей головки переворачивают, а затем приклеивают с противоположной стороны от места спила. Таким образом, в середине головки остается шов, но его обычно прикрывает накладка.
Корпус
Корпус строится из трех элементов: верхней деки, нижней, обечайки. От формы и размеров зависит звучание. Чем объемнее корпус, тем громче звук. Характеристики зависят от профессионализма гитарного мастера, подобранных материалов, правильной обточки пружин.
Другие параметры корпуса тоже важны. Чем уже отверстие в нем, тем больше отражается низкочастотных звуков. Узкая талия способствует более высокому звучанию инструмента. Сбалансированность звука зависит от того, насколько нижняя часть симметрична верхней.
Назначение каждого элемента гитары
Для лучшего понимания внешнего устройства необходимо знать, как называются другие части гитары, какую функцию они выполняют
Справка! Чтобы перейти к настройке гитары, необходимо разбираться в названии, назначении каждого ее элемента.
Колковая механика
Служит для крепления струн, настройки инструмента. Бывает для металлических и нейлоновых струн. Различают колки для каждой струны или на единой планке, которые прикручиваются с каждой стороны.
Порожек
Верхний элемент, расположенный на грифе, служит опорой для струн. При изготовлении используют плотную древесину, кость или синтетические материалы.
Гитарные лады
Металлические профили, изготовленные из нейзильбера, латуни, стали. Служат для изменения тональности струн.
Накладка на гриф
Деталь, в которую вставляются лады. Подвержена риску протирания, поэтому используют прочный материал.
Ладовый порожек
Представляет собой верхнюю и нижнюю деталь, обеспечивающую необходимую высоту струн над грифом.
Обечайка
Боковая поверхность гитарного корпуса. Нередко ее материал соответствует материалу нижней деки.
Розетка
Орнамент вокруг резонаторного отверстия, составленный из разной древесины.
Резонаторное отверстие
Элемент, которым инструмент резонирует. Через него из корпуса гитары выходят звуковые колебания.
Дека
Делится на две акустически важные части. Роль верхней деки более значима, так как тембр и качество звука в основном зависят от нее.
Порожек (нижний)
Подкладка, предназначенная для струнной регулировки. Влияет на звуковые параметры. Изготавливают из кости или пластика.
Подставка
Придает жесткости конструкции, оказывает натянутым струнам сопротивление. Материалы: палисандр, черное дерево.
Нижняя кнопка (пуговица)
Металлическое приспособление для крепления ремня.
Внутреннее устройство гитары
Знать внутренние части гитары и их названия тоже важно, так как они выполняют сразу две функции – укрепляют корпус, улучшают звучание. Например, деки имеют небольшую толщину (около 2 мм), чтобы они выдержали напряжение во время игры, используют специальные подкладки – футоры. Их располагают по шву в месте склейки двух частей деки.
Еще одним важным элементом внутреннего устройства инструмента (гитары) являются поперечные пружины. Помимо обеспечения жесткости конструкции, играют важную роль в настройке инструмента.
Во время исполнения распределяют энергию колебания струн, чтобы звучание было нужного тона и тембра.
Справка! В верхнюю деку, помимо поперечных, вклеивают дополнительные пружины, которые принято называть веерными.
В местах, где происходит склейка обечайки и дек, вклеивают контробечайку – укрепляющую рейку. Иногда их заменяют «сухарями» – маленькими специальными клиньями.
О гитарных струнах
Струны – источник звучания гитары. Их обозначают порядковыми номерами снизу вверх, ставят по увеличению толщины. Чем они толще, тем объемнее звучание. Различают несколько типов струн:
- Нейлоновые (синтетические) – ставят на акустические гитары. Внешне они напоминают прозрачную леску, а три басовые струны имеют металлическое покрытие. Основной недостаток – часто приходится подстраивать.
- Стальные – самый распространенный вид. Подходят для исполнения в любом музыкальном жанре, по насыщенности звучания превосходят другие типы.
- Карбоновые – по составу напоминают нейлоновые, но плотнее, поэтому тоньше. Дольше изнашиваются, поэтому их стоимость выше.
- Жильные – при изготовлении используют кишки животных. Их ставят исключительно на акустику. Считается, что они способны в полной мере раскрыть тембр инструмента. Их редкое применение объясняется тем, что модели этого типа быстро изнашиваются, а производят их только за границей.
Устройство гитары, схема размещения всех ее элементов, классификация струн – первое, что должен знать новичок, перед тем как освоить инструмент. Особенно это необходимо при самостоятельном обучении без помощи репетитора.
Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 15-31.
УКМ «Школа России»
Ответы на вопросы раздела «Устное народное творчество»
1. Что такое устное народное творчество? Расскажи, используя опорные слова.
К устному народному творчеству мы относим произведения, автором которых является народ. Такие произведения сочинялись во все времена, и раньше передавались из уст в уста.
В этих произведениях люди выражали свою мечту о счастье.
К устному народному творчеству относятся малые фольклорные произведения, в том числе сказки. Сказки бывают волшебными, бытовыми и о животных.
В волшебных сказках всегда есть волшебные предметы и сказочные превращения.
2. Какие виды народного творчества ты знаешь?
Заклички, песни, потешки, скороговорки, пословицы, загадки, сказки.
3. Составь список книг, которые можно поместить на выставке «Народное творчество».
Список книг для выставки устное народное творчество:
- Русские народные сказки.
- Русские волшебные сказки.
- Русские бытовые сказки.
- Русские сказки о животных.
- Сборник «Народные песни».
- «100 пословиц и поговорок».
- Сказки народов России.
- «Пословицы и поговорки о временах года».
- «Лучшие детские загадки о животных».
- «Считалки и скороговорки для детей».
4. Подготовь рассказ об одном из народных промыслов России (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка). Возможно, в том месте где ты живёшь, развит какой-то другой вид народного искусства. Подготовь сообщение о нём, предварительно составь план своего рассказа.
Примеры рассказов о каждом из этих народных промыслов можно посмотреть, перейдя по ссылке.
5. Дополни текст заклички:
Бабочка, бабочка, сядь на ладошку —
Сядь на цветок — принеси нам медок.
Жаворонки, жаворонки, прилетите к нам!
Принесите нам тёплую весну и солнце!
6. Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов «Весна-красна!
Пример заклички про весну для 3 класса
Весна-красна! Приходи к нам быстрей!
Яркое солнышко, свети нам теплей!
Милый дождик лей, лей сильней!
Мы станцуем вам быстрый хоровод
Чтобы меньше было у людей хлопот!
Приходи скорее в гости к нам весна!
Красно солнышко горит и весна красна!
7. Собери пословицы на стр. 53 в учебнике. Восстанови загадки на стр. 54.
Пример выполнения этого задания смотри в ответах на вопросы учебника к этому разделу по ссылке.
8. Придумай свои загадки к словам: лёд, снег, весна, листья, дождь, лес, подсолнух.
Примеры загадок к словам для 3 класса
Между снегом и водой
Он бывает голубой.
(лёд)
Солнце на земле растёт —
Кто захочет, тот сорвёт!
(Подсолнух)
Он не море и не поле —
Для деревьев он раздолье!
(Лес)
Под деревьями трава,
А на дереве ….
(Листва)
С неба звёздочки летят,
Только губы холодят.
(Снег)
Если он идёт стеной —
Это значит проливной.
(Дождь)
Тает снег, бегут ручьи. Прилетели вновь грачи.
Значит кончилась зима. Значит к нам пришла …
(Весна)
9. Определи, какое слово лучше всего раскрывает понятие «докучать».
Это понятие лучше всего раскрывает слово «Надоедать».
10. Прочитай докучную сказку про журавля. Как она начинается? Найди повторяющиеся слова, выражения. Какими словами заканчивается сказка?
Сказка начинается словами: Слушайте, послушайте!
Повторяющиеся слова: ноги, хвост, увязнет, вытащит.
Сказка заканчивается словами: Хороша ли моя сказочка?
10. Попробуй сочинить докучную сказку.
Примеры оригинальных докучных сказок можно посмотреть, перейдя по ссылке.
11. Раздели текст сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка на смысловые части. Выпиши опорные слова. Озаглавь части. Можно ли твою запись считать планом? Докажи.
План сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» можно посмотреть, перейдя по ссылке.
12. Сколько раз повторяются слова «Солнце высоко…»? Какие ещё слова повторяются?
Слова «Солнце высоко…» повторяются в сказке три раза.
Также повторяются слова: «Не пей, братец», и призыв Иванушки: «Выплынь, выплынь на бережок».
13. Раздели сказку «Иван-царевич и серый волк на три части. Озаглавь их.
Пример разделения сказки на три части можно посмотреть в ответах на вопросы учебника, перейдя по ссылке.
14. Как ты понимаешь выражение «Синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает»? Какую картину ты себе представляешь?
Это выражение описывает скорость передвижения волка.
Я представляю такие картины:
Леса пробегали мимо глаз с такой скоростью, что казались синими.
От помахивания хвоста на бегу по воде озёр идут волны.
15. Каким был Иван-царевич?
Он был добрым, смелым, решительным и мужественным. Он не был хитрым, потому что всё время попадался. Он был исполнительным и трудолюбивым, потому честно сторожил яблоки. Он не был глупым, но и умным его нельзя назвать.
16. Сравни сказку, иллюстрации Билибина и репродукции картин Васнецова. Какое настроение создают? Запиши свои мысли используя опорные слова.
Пример сравнения картины Васнецова и иллюстрации Билибина можно посмотреть, перейдя по ссылке.
17. Рассмотри произведения изобразительного искусства. Выпиши их названия и распредели на группы.
Портрет: Аргунов «Портрет Шереметьева», Маковский «Алексеич».
Пейзаж: Ге «Мост в Вико», Шишкин «Дубы».
Натюрморт: Ван Гог «Натюрморт с гладиолусами», Серебрякова «Натюрморт с кувшином».
18. Найди в сказке «Сивка-бурка» зачин.
Зачин: «Жил-был старик, и было у него три сына».
Мы сразу узнаём, кто будет героями сказки.
19. Составь таблицу сказочных зачинов.
Жили-были: «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и серый волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
В некотором царстве, в некотором государстве: «Царевна-лягушка», «Медное, серебряное и золотое царства», «Каменное царство».
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве: «Сказка о золотом петушке».
Ехал однажды мужик с базара: «Мудрая девушка».
20. По каким признакам можно определить волшебную сказку?
Выбираем: Чудеса и превращения, волшебные слова, волшебные предметы, троекратные повторы.
Дополняем: волшебные существа, сказочный мир, борьба добра со злом.
21. Вспомни сказку в которой есть один из волшебных предметов. Как она называется? Кто является главным героем? Какие события происходят в ней? Составь рассказ и запиши.
Вспомним сказку «Вещий сон». В ней используются сразу три волшебных предмета из этого списка.
Её главными героями являются Иван, Царевич и Елена Прекрасная.
Иван не хотел рассказывать вещий сон и Царевич бросил его в темницу. Сам Царевич поехал свататься к Елене Прекрасной, а Иван набрал одиннадцать товарищей и поехал следом.
По дороге он забрал у спорящих старичков шапку-невидиму, сапоги-скороходы и ковёр-самолёт, и с их помощью помог Царевичу отгадать загадки Елены.
Царевич успешно женился и вернулся домой.
В этом и состоял вещий сон, увиденный Иваном.
22. Рассмотри иллюстрацию Васнецова на стр. 43 учебника. К какому эпизоду сказки можно её отнести?
Это эпизод третьего прыжка Сивки-Бурки. Иван допрыгнул до Елены и снял перстень.
Герои очень красивые, как я их и представляла.
23. Придумай свои вопросы по содержанию сказки «Сивка-бурка».
Двадцать вопросов по содержанию сказки и ответы к ним можно посмотреть, перейдя по ссылке.
24. Как бы ты сказал, что такое сказка?
Сказка — это литературное или народное произведение, которое изображает всё чудесное, необычное, волшебное. В ней всегда добро побеждает зло.
25. Какие признаки волшебной сказки ты можешь назвать?
Чудесные превращения, троекратные повторы, зачин, концовка, присказка, сказочные помощники, невероятные события.
26. Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах:
Бытовые сказки: «Каша из топора», «Умная внучка», «Как Иванушка-дурачок дверь стерёг».
Сказки о животных: «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Петушок и бобовое зёрнышко».
Волшебные сказки: «Сивка-бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»
27. Сравни произведения художников Билибина и Васнецова. Составь рассказ об одном из них. Запиши план рассказа.
Пример рассказа о художниках Васнецове и Билибине можно посмотреть в ответах на вопросы учебника к этому разделу, перейдя по ссылке.
План рассказа о художнике для 3 класса
- Годы жизни.
- Как стал художником.
- Самые известные картины.
- Моя любимая картина.
- Впечатление от картины.
28. Сочини свою волшебную сказку.
Пример самостоятельно мной придуманной волшебной сказки можно посмотреть, перейдя по ссылке.
29. Говорят, что сказка — добрым молодцам урок. Чему тебя учат сказки?
Сказки учат: отличать добро от зла; совершать хорошие поступки; быть находчивым и смелым; быть мудрым, отзывчивым, честным; понимать, что такое настоящая дружба; сравнивать героев.