Что такое развернутый план — это подробная логическая схема текста, состоящая из нескольких блоков: введение, основная часть, заключение — и подпунктов к ним. Он отличается от тезисного методом написания. Какие еще бывают виды, типы и правила такой работы с текстом?
Виды планов
Умение раскладывать информацию по полочкам — необходимый навык не только для учебы. Но в школе без него не обойтись, поэтому разберем, как составить план текста по русскому языку, литературе или любому другому предмету.
Различают два вида планов:
- простой (краткие заголовки главных частей текста);
- сложный (развернутый); в развернутом плане, кроме основных пунктов, есть подпункты, которые уточняют и раскрывают содержание раздела.
По типу языкового оформления:
- вопросный;
- назывной;
- тезисный;
- опорная схема.
Вопросный от назывного отличается построением.
Пример:
Назывной | Вопросный |
1. Птицы, зимующие у нас. | 1. Какие птицы зимуют у нас? |
2. Перелетные птицы. | 2. Какие птицы улетают на юг? |
3. Поможем птицам перезимовать. | 3. Как помочь птицам перезимовать? |
Опорная схема — самый «индивидуальный» тип, он составляется так, как удобно его автору — отдельными предложениями или словами. Пример: Сказка «Колобок»:
- Испекся Колобок.
- В лесу: заяц, волк, медведь, лиса.
- Съели Колобка.
Тезисный план (в отличие от развернутого) — это не заголовки, а пункты, содержащие кратко сформулированную основную мысль отрывка. Одно или два предложения, объясняющих не только «про что», но и «о чем» говорится в части текста, т. е. и пересказ фактов, и смысловая нагрузка.
Вот простой пример, что такое тезисный план, к русской народной сказке «Колобок»:
- Бабушка и Дедушка собрали остатки припасов и испекли Колобок.
- Колобок убежал от Бабушки и Дедушки в лес.
- Колобок встретил Зайца и с шутками-песнями сбежал от него и т. д.
При работе с литературными произведениями иногда используют цитаты.
Пример — роман «Евгений Онегин»:
- «Онегин, добрый мой приятель…».
- «Деревня, где скучал Евгений…»
- «По имени Владимир Ленский…» и т. д.
Какие существуют требования
Общие требования:
- Структурированность. Правильный план имеет ту же логику и последовательность, что и текст, отражает его основные элементы, части от начала до конца.
- Информативность. В заголовках и подзаголовках — законченная по форме и ясная по содержанию мысль. В этом случае план поможет пересказу текста.
- Последовательность, т. е. логическая связь отдельных пунктов между собой и в направлении от начала (и заголовка) к общему выводу.
- Единообразие. Пункты и подпункты необходимо обозначать в единой системе символов — если цифры римские, то римские, а не вперемешку с арабскими и т. д.
Алгоритм составления тезисного плана
Составление ведется по одному алгоритму:
- прочитать;
- разделить на части по смыслу;
- озаглавить каждую часть.
Полезные рекомендации, как составить тезисный план текста и проверить себя:
- Внимательно (несколько раз) прочитайте текст.
- Сформулируйте основную тему: про что, о чем, зачем это написано.
- Выделите основные части. Сформулируйте основную мысль каждой из них.
- Прочитайте текст еще раз, соотнося с тем, что у вас получилось; проверьте, нет ли несоответствий, противоречий или повторов; если заметили пропущенные важные детали — запишите, но не увлекайтесь, не перегружайте план.
- Проверьте готовый план, попробуйте по нему пересказать текст.
Как составить развернутый план
Важно помнить: обязательные части сочинения, эссе, другой творческой работы — введение, основная часть, заключение. Их необходимо отразить.
В остальном алгоритм, как делать развернутый план, такой же, как и другие:
- разделить текст на основные части, озаглавить их;
- пункты разделить на подпункты, прописать самые важные элементы, увязать их в логическую систему;
- проверить, чтобы не пропустить важные моменты и исключить повторы.
Важно следить за единством символов, обозначающих заголовки и подзаголовки.
Чем различаются тезисный и развернутый планы
По смыслу и задачам — ничем. Их цель — создать «фарватер», расставить «маяки», опорные точки в тексте, по которым его проще уложить в голове, изложить устно или на бумаге.
Разница в том, что обычный развернутый — это озаглавленные пункты, ступени от введения через аргументы к заключениям и выводам.
Тезисы — перечень последовательно выхваченных их текста основных мыслей. Это главное, чем тезисы отличаются от плана развернутого — вместе они составляют не скелет текста, а его краткий, сжатый пересказ. Характерный признак: развернутые бывают типовыми, по образцу одного штампуются еще несколько. Тезисный — всегда конкретный.
Примеры
На примере образа главного героя романа Пушкина «Евгений Онегин» разберемся, чем план текста отличается от тезисов по этой же теме.
Развернутый
- Онегин — ключевой образ романа:
- культурная среда, в которой жил Онегин;
- возможные прототипы.
- Раскрытие образа:
- детство, воспитание;
- отношение к высшему свету;
- Онегин и Ленский;
- Онегин и Татьяна;
- отношение автора к герою.
- Заключение: эволюция характера Онегина.
Тезисный
Пример того, что такое тезисный план по литературе, и чем он отличается от обычного развернутого:
- Роман «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни», а главный герой — типичный молодой дворянин-помещик начала XIX века. Это собирательный образ, в котором угадываются черты многих современников поэта — П. Чаадаева, А. Раевского и самого Пушкина.
- В начале романа Онегин, столичный житель, которому успел надоесть высший свет, попадает в деревню. Знакомство с поэтом Ленским и Татьяной Лариной — толчок к эволюции характера героя. Привычное высокомерие Онегина к Татьяне, к Ленскому, приведшее к дуэли, отъезд из деревни и новая встреча с Татьяной в Петербурге — эпизоды драмы Онегина как «лишнего человека», не видящего места для себя. Пушкин не жалеет и не осуждает своего героя, а отражает в его образе судьбу своего поколения.
- Евгений Онегин в конце романа — тот же скучающий и разочарованный светом человек, но уже не легкомысленный и циничный, а переживший глубокую душевную драму.
Содержание:
- Особенности эссе
- Цель эссе
- Требования, предъявляемые к эссе
- Структура эссе
- Компоненты эссе
- Рассмотрим каждый из компонентов эссе
- Структура эссе в процентном отношении
- Клише для написания эссе
- Клише, которые можно использовать при написании эссе
- Алгоритм написания эссе
- Памятка при написании эссе
- Топ 6 самых распространенных ошибок при написании эссе
- Орфографические ошибки
- Выбор глагола
- Запятая после вступительной фразы
- Фрагменты предложения
- Многословие
- Неправильное использование запятой
- Советы по написанию эссе
- Как оценивает эссе преподаватель
- Примеры эссе
- Скачать готовые эссе
Эссе распространены в средней школе, колледже и университете. Возможно, вам даже понадобится написать эссе в деловом мире (хотя в этот момент их обычно называют «отчетами»). Эссе определяют как: «короткое сочинение письменной формы, которая выражает информацию, а также мнение писателя».
Эссе от французского «essai», англ. «essay», «assay» — попытка, проба, очерк; от латинского «exagium» — взвешивание. Родоначальником жанра эссе был французский писатель, философ Мишель Монтень (1533 — 1592). В 1580 году Монтень написал эссе, в котором поделился размышлениями о судьбе общества и человека. На русский язык название было переведено как «опыты».
Эссе — самостоятельная творческая письменная работа, по форме эссе обычно представляет собой рассуждение – размышление (реже рассуждение – объяснение), поэтому в нём используются вопросно-ответная форма изложения, вопросительные предложения, ряды однородных членов, вводные слова, параллельный способ связи предложений в тексте.
Особенности эссе
|
|
|
|
|
|
|
Цель эссе
Цель эссе заключается в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и выписывания собственных мыслей. Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку позволяет автору научиться четко, компетентно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, различать причинно-следственные связи, иллюстрировать концепции соответствующими примерами, обосновывать свои выводы и овладеть научным стилем речи.
Требования, предъявляемые к эссе
- Объем эссе не должен превышать 1–2 страниц
- Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
- Надо писать коротко и понятно. Эссе не должно содержать ничего лишнего, оно должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идей.
- Эссе должно иметь грамотную композиционную конструкцию, быть логичным, понятным по структуре.
- Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
- Эссе должно показать, что его автор знает и хорошо использует теоретические концепции, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
- Эссе должно содержать убедительный аргумент в пользу изложенной позиции.
Структура эссе
Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:
- Мысли автора по проблеме представлены в виде кратких тезисов (Т);
- мысль должна быть подтверждена доказательствами — поэтому за тезисом следует аргумент (А).
Тезис — это сужение, которое надо доказать.
Аргументы — это факты, социальные явления, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнения ученых и т. д. Лучше привести два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «подавить».
Таким образом, эссе приобретает круговую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, выбранного плана, логики развития мысли):
- вступление тезис,
- аргументы тезис,
- аргументы тезис,
- аргументы заключение.
Компоненты эссе
Рассмотрим каждый из компонентов эссе
Вступление – сущность и обоснование выбора темы. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ.
Во введении вы можете написать общую фразу для отражения или интерпретации основного термина темы или использовать второстепенную фразу (основную мысль высказывания), например: «для меня эта фраза является ключом к пониманию. ..»
Основная часть — ответ на поставленный вопрос. Один абзац содержит: тезис, доказательство, иллюстрации, заключение, которое частично является ответом на вопрос. В основной части необходимо высказать свою точку зрения и аргументировать ее.
Вы можете использовать так называемый аргумент в основной части эссе для выдвижения воспользоваться ПОПС – формулой:
ПОПС – формулой:
П – положение (утверждение) – Я считаю, что …
О – объяснение – Потому что …
П – пример, иллюстрация – Например, …
С – суждение (итоговое) – Таким образом, …
Высказывайте своё мнение, рассуждайте, анализируйте, не подменяйте оценку пересказом теоретических источников.
Заключение, в котором резюмируются главные идеи основной части, подводящие к предполагаемому ответу на вопрос или заявленной точке зрения, делаются выводы.
Структура эссе в процентном отношении
Элемент структуры | % к общему объему работы |
Начало — актуализация заявленной темы эссе | 20% |
Вывод — содержащий заключительное суждение — умозаключение | 20% |
Тезис — три аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих ваше личное мнение (вашу позицию) и имеющих в своей основе научный подход. Переформулировка тезиса. | 60% |
При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:
- Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении — резюмируется мнение автора).
- Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.
- Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность.
- Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование «самого современного» знака препинания — тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.
Приветствуется использование:
- Эпиграфа, который должен согласовываться с темой эссе (проблемой, заключенной в афоризме); дополнять, углублять основную мысль, логику рассуждения вашего эссе.
- Пословиц, поговорок, афоризмов других авторов, также подкрепляющих вашу точку зрения, мнение, логику рассуждения.
- Мнений других мыслителей, ученых, общественных и политических деятелей.
- Риторические вопросы.
- Непринужденность изложения.
Клише для написания эссе
Клише, которые можно использовать при написании эссе
Вступление | Основная часть | Заключение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Возможные лексические конструкции:
- По моему мнению…; я думаю…; на мой взгляд; автор (этого высказывания), хотел сказать о том, что…; имел в виду…; обозначил проблему…
- Я согласен (сна) с автором (имя, фамилия)…; не могу не согласиться…; я совершенно согласен…; я не во всем согласен…; к сожалению, я не совсем согласен с точкой зрения, (мнением, позицией)…
- Это высказывание представляется мне спорным…
- Правота этого утверждения очевидна (не вызывает сомнения).
- Недаром народная мудрость гласит… (далее пословица, поговорка).
- Конечно, существуют другие мнения…, одним из них является точка зрения философа (мыслителя и т. д.)
- В доказательство своей точки зрения (позиции…) я хотел бы привести пример из… В истории нередко можно найти примеры того… (тому…)
- В связи с этим, мне вспоминается (случай, телепередача, событие…)
- Завершая свое эссе (размышление), я бы хотел еще раз сделать акцент…
- В завершение своего эссе я хотел бы вернуться к идее (мысли), обозначенной в эпиграфе…
Алгоритм написания эссе
- Внимательно прочтите тему.
- Определите тезис, идею, главную мысль, которую собираетесь доказывать.
- Подберите аргументы, подтверждающие ваш тезис: a) логические доказательства, доводы; b) примеры, ситуации, случаи, факты из собственной жизни или из литературы; c) мнения авторитетных людей, цитаты.
- Распределите подобранные аргументы.
- Придумайте вступление (введение) к рассуждению (опираясь на тему и основную идею текста, возможно, включив высказывания великих людей, крылатые выражения, пословицы или поговорки, отражающие данную проблему. Можно начать эссе с риторического вопроса или восклицания, соответствующих теме.).
- Изложите свою точку зрения.
- Сформулируйте общий вывод.
Памятка при написании эссе
Прежде чем приступить к написанию эссе:
- изучите теоретический материал;
- уясните особенности заявленной темы эссе;
- продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;
- выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему;
- определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции;
- составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.
При написании эссе:
- напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;
- проанализируйте содержание написанного;
- проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность и последовательность изложенного; 4) внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.
Когда вы закончите писать эссе, ответьте для себя на следующие вопросы:
- Раскрыта ли основная тема эссе?
- Правильно ли подобрана аргументация для эссе?
- Есть ли стилистические недочеты?
- Использованы ли вами все имеющиеся у вас информационные ресурсы?
- Корректно ли изложена в эссе ваша точка зрения?
- Обратили ли вы внимание на правописание, грамматику, когда писали эссе?
- Обсудили ли вы написанное вами эссе с учителем?
- Какой формат вы выбрали для своего эссе?
- Какой опыт вы приобрели, когда работали над своим эссе?
Топ 6 самых распространенных ошибок при написании эссе
Даже очень грамотные люди могут найти сочинение эссе довольно сложной задачей. Я знаю это наверняка, так как тысячи студентов используют мои доступные услуги по написанию эссе, чтобы обеспечить идеальные результаты. Итак, я знаю, как трудно найти время и вдохновение, чтобы начать писать. Тем не менее, вы должны закончить свое эссе. И если вы все еще думаете о написании эссе самостоятельно, ознакомьтесь с моими топ-6 разочаровывающих ошибок при написании ниже.
Орфографические ошибки
Студенты часто используют в предложении неправильные гомофоны (слова с одинаковым произношением, но разные по значению, такие как «ты» и «ты»). Автоматическая проверка орфографии может не помочь, потому что неправильно используемые слова написаны правильно!
Выбор глагола
Это самая распространенная и неприятная ошибка за всю историю. Помните, что вы должны использовать глагол в единственном числе с субъектом в единственном числе, а во множественном числе используется глагол во множественном числе.
Запятая после вступительной фразы
Студенты любят использовать вводные фразы при написании сложных эссе; однако они часто забывают, что за вводными фразами следует запятая.
Фрагменты предложения
Фрагменты предложения — это фраза или предложение, написанные как предложение, но без элемента, которые позволили бы ему функционировать как независимое предложение.
Многословие
Это, наверное, самая неприятная ошибка, которую делают студенты.
Неправильное использование запятой
Сложный субъект — это две или более именных фраз, соединенных соединением, чтобы образовать одну длинную именную фразу. У студентов всегда много проблем с правильным использованием запятых с составным предложением.
Советы по написанию эссе
Дополнительные советы, чтобы сделать ваше эссе на отлично:
Планирование
Хотя это может показаться пустой тратой времени — особенно во время экзаменов, когда времени мало — почти всегда лучше немного подумать, прежде чем начинать сочинение. Это должно позволить вам найти лучшие идеи поддержки, а не просто первые идеи, которые приходят на ум, и соответственно поместить их в свое эссе.
Ваша лучшая идея поддержки — та, которая наиболее убедительно обосновывает вашу позицию и, одновременно, о которой у вас больше всего знаний — должна идти в первую очередь. Даже самые написанные эссе могут потерпеть неудачу из-за неэффективно поставленных аргументов.
Разнообразие
Предложения и словарь различной сложности являются одним из признаков эффективного письма. Когда вы пишете, старайтесь не использовать одни и те же слова и фразы снова и снова. Вам не обязательно быть ходячим тезаурусом, но небольшая разница может заставить ту же идею искриться.
Если вас спросят о «деньгах», вы можете написать красиво что это «богатство» . В то же время избегайте начинающих предложений скучного паттерна «субъект + глагол + прямой объект». Хотя примеры этого сложнее привести, рассмотрим наше написание в этой статье как один большой пример разнообразия структуры предложений.
Практика
В конце, тем не менее, помните, что хорошее эссе не происходит случайно. Хотя я постаралась объяснить все, что входит в эффективное написание эссе, как можно более четко и кратко, в теории это гораздо проще, чем на практике.
В результате я рекомендую вам попрактиковаться в написании образцов эссе на различные темы. Даже если поначалу они не являются шедеврами, небольшая регулярная практика скоро изменит это — и сделает вас лучше подготовленными, когда дело доходит до настоящего.
Как оценивает эссе преподаватель
Критерий | Требования к студенту |
Знание и понимание теоретического материала |
|
Анализ и оценка информации |
|
Построение суждений |
|
Оформление работы |
|
Примеры эссе
Пример эссе №1
Эссе на тему: : «Добро и зло»
Добро или Зло? Личностное восприятие политики и общества Что такое «хорошо» и что такое «плохо»»? – вопрос, который не теряет актуальности для взрослого человека, и который, пожалуй, является одним из жизненно важных для ребенка. Вопрос, которым задавался каждый. Современное общество – не исключение.
Добро и зло разграничены, бедность и богатство противоположны, комфорт и физическое страдание существуют в разных плоскостях. Но мир противоречив, и вряд ли человечество открыло абсолютную разницу между счастьем и несчастьем. И мы вновь оказываемся перед вопросом: что есть добро и что есть зло?
Добро и зло – древнейшие мерила человеческих отношений, и на сегодняшний день – это богатейшие категории этики и морали. Если проследить историю становления категорий добра и зла, то можно убедиться, что корни их прячутся еще в политической философии древнейших мыслителей: Платона, Аристотеля, Эпикура и др. Каждый из них видел в принципах этики что-то свое, но в целом очень многие мысли мудрейших совпадали. Так, например, Эпикур подчинял все категории этики категории счастья. Аристотель же главной считал категорию блага, а Кант – категорию долга. Сами принципы добра и зла охватывают такую сторону общественных отношений, которая связана с поведением и поступками людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье, коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости.
Таким образом, жизненные события и факты можно оценивать с точки зрения добра и зла, хорошего или плохого, а сами они могут выступать формой этой оценки: человек долга, справедливый, порядочный, ответственный (либо наоборот).
Особенность же категорий добра и зла заключается в том, что различные люди дают им порой совершенно противоположные нравственные оценки. Это объясняется тем, что категории объективны по содержанию, но субъективны по форме. Значительное развитие в исследовании категорий добра и зла происходит в ходе постепенной культурной эволюции самих слов – они дополняются множественными вкладами литераторов, лингвистов, учёных, политических деятелей.
На мой взгляд, доброта это состояние человеческой души, которое никогда не утратит свою силу и будет всегда сильнее и выше зла. Мне хочется выделить два фильма, в которых четко прослеживается грань между добром и злом, равнодушием и любовью, которые оставили отпечаток в моей душе: «Сестренка» (по произведению М.Карима) и «1+1: Неприкасаемые». Эти кинофильмы очень трогательные, глубокие и имеют важный смысл.
Фильм «Сестренка», новое кино, которое вышло в 2019 году. Сам фильм очень душевный и самое главное с положительным концом. Кино повествует о девочке, которую спас во время второй мировой войны солдат нашей армии, родом из Башкирии. Спас и отправил к себе на родину, в свою семью, к своей жене и сыну Ямилю – примерно одногодке, спасённой Оксаны. Фильм показывает картину настоящего поступка мужчины, который, несмотря на трудные времена (войну), смог сохранить в себе высшие человеческие качества. Безусловно, главные роли в фильме — это детские роли. Показана их светлая, нежная душа, жаждущая любви, понимания. Дети лучше всех умеют проявлять доброту.
Очень понравились и образы ребят и то, как сыграли юные актёры. Оксана-показана сначала таким забитым ребёнком с испуганными глазами, чуть позже, когда она оттает от ужасов войны-вполне обычная девочка. Ямиль-маленький серьёзный человечек с большим и добрым сердцем, влипающий периодически в неприятности из-за желания сделать хорошее.
Хоть фильм связан с войной, временем полным жестокости, насилия, смертей, суть его в сохранении нравственных светлых сторон человеческой души, не смотря на эти жуткие события.
Второй фильм, это «1+1: Неприкасаемые». В фильме 1+1 только что вышедший из тюрьмы темнокожий Дрисс нанимается на работу к богатому аристократу Филиппу, неспособному ходить после автокатастрофы. Филипп, несмотря на инвалидное кресло, не собирается терять жажду жизни и сохраняет дух авантюрных приключений с помощью нового ассистента. Идея фильма о дружбе, понимании, радости к жизни и ценности жизни. О Дриссе хочу сказать, что, не смотря на то что он жил всю свою сознательную жизнь в районе в котором всегда правит криминал, где каждый выживал как мог, и потерял своих родителей в раннем детстве, он смог остаться внутренне душевным человеком. Сначала Дрисс придя на работу к богатому аристократу, не мог переступить через свою гордость, чтобы работать в полную меру, но со временем все изменилось. Дрисс подружился с Филлипом и помог ему прочувствовать вкус к жизни. Также он помогает и своему брату в трудный момент. Здесь показаны истории двух людей, способных сохранять свою положительную жизненную энергию, стойкость, взаимопомощь и доброе сердце даже при тяжелой судьбе.
В заключении хочется отметить, что современное видение добра и зла во многом отличается от представлений предыдущих столетий: меняющийся мир определяет новые принципы и прерогативы. Однако, вопросы морали — достаточно стабильная категория, а, кроме того, глубоко личностная характеристика.
Пример эссе №2
Эссе на тему: «Конкуренция есть порождение редкости»
Вся наша жизнь — конкуренция. С самого раннего возраста мы встречаемся с этим понятием, и оно сопутствует нам всегда, нередко определяя наши решения. Конкуренция — это соперничество за право получения большей доли определенного вида экономических ресурсов или благ.
Действительно ли основа конкуренции — редкость ресурсов и благ? Предположим, что играют две команды, которые соперничают друг с другом за кубок.
В этом случае чашки встречаются редко. В этом случае слушатель встречается редко, поэтому в бою слушателя участвуют две радиостанции. Две компании производят бумагу. Они конкурируют за наличные деньги покупателя. Высокое качество и низкая стоимость бумажного листа означает, что компания более рационально использует производственные и трудовые ресурсы. И она побеждает в поисках другого дефицитного потребительского выбора.
Конкуренция делает нас более рациональными и интеллектуальными, получая то, что мы хотим и чего хотят другие. Конкуренция благотворно влияет на нашу жизнь. Производители имеют стимулы использовать свои ограниченные ресурсы для производства более качественных продуктов, чем другие, и покупатели постоянно стремятся удовлетворить неограниченные потребности с ограниченными экономическими выгодами.
Пример эссе №3
Эссе на тему «Проблемы семьи в условиях рыночной экономики»
С переходом страны от плановой экономики к рыночной произошли огромные изменения. Эти изменения затронули не только государственную экономику, но и микро экономику, коснулись каждого из нас. Но поскольку большая часть наших граждан живет в семьях, то рыночные отношения нашли свое отражение и в семейной экономике, ведь в ней, как в зеркале отражаются все процессы, происходящие на национальном уровне. Если раньше каждый человек, каждая семья как ячейка общества имела право на труд, право на жилище и т. д., то теперь все эти права государство уже не может гарантировать. Рыночные отношения, с одной стороны, привели к дифференциации общества, а значит и отдельных семей, но, с другой стороны, эти же отношения дали возможности и для большей самореализации.
Учитывая текущее положение молодых семей, нетрудно установить, что у молодых семей другая отправная точка. Например, не все молодые семьи имеют достаточный источник дохода.
Раньше основным источником дохода семьи была заработная плата ее членов, но теперь начинают появляться другие источники, такие как недвижимость (например, наследство) и различные виды ценных бумаг, которые генерируют конкретные процентные ставки. вы. Разница в первоначальном «стартовом» капитале позволяет семье начать жить на лучших условиях. Конечно, «стартовый» капитал это еще не все. Потому что, даже с огромным начальным доходом, семьи вообще не защищены от финансовых потрясений. Как и прежде, многое зависит от образования, трудоспособности, таланта и способностей семьи, что влияет на уровень заработной платы. И последнее, но не менее важное — это количество работающих семей. Важными факторами, влияющими на уровень благосостояния, являются рабочая сила и охват капитала. Будь то частная компания, семейная или государственная служба.
В связи с этим рыночная экономика предлагает гораздо более широкий спектр деятельности и может не только жертвовать заработной платой, но и дополнять домашние хозяйства.
Однако для того, чтобы правильно представить положение семьи в рыночной экономике, необходимо учитывать источники дохода. Кстати, поговорим о семейных расходах. Здесь размер семьи не последняя роль. Учитывая основные расходы семьи, их можно разделить на группы: питание, одежда, жилье, транспорт, обучение. Вероятно, правильно сказать, что процент этих расходов зависит от возрастного фактора. Например, у более молодых семей расходы на образование выше, чем у более старых. Однако есть и общая тенденция в распределении расходов для российских семей. Это значительная часть денег, выделяемых на еду (более 40%). В последнее время расходы на жилье увеличились.
Конечно, мы не можем говорить о семьях как о средней единице. В условиях рынка небольшая часть семьи владеет значительной частью отечественной продукции. Разница между бедными и богатыми семьями стала более заметной. Но государство пытается вмешаться и нейтрализовать этот процесс. С одной стороны, вводятся различные налоги (подоходный налог, налог на имущество, земельный налог), а с другой стороны, государство оказывает адресную поддержку самым бедным семьям в виде всевозможных субсидий. Но опять же, вам нужно бояться крайностей. Ведь невозможно «поделиться» всем.
Таким образом, в рыночной экономике семьи сталкиваются с теми же трудностями, что и отдельные граждане, и кризис, переживаемый экономикой в целом, в конечном итоге затрагивает отдельные семьи. Национальная экономика тесно связана с семейной экономикой. Но в то же время признаком национального процветания является положение семей «среднего класса», которые, к сожалению, не остаются сильно после дефолта. Об этом стоит подумать!
Скачать готовые эссе
- Скачать эссе на тему: Секреты отношений, или чему нас учит фильм «Как отделаться от парня за 10 дней
- Скачать эссе на тему: Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество. В. Г. Белинский
- Скачать эссе на тему: Идеальное государство
- Скачать эссе на тему: Скачать эссе на тему: Если ты помогаешь другим быть счастливым, по большому счёту ты помогаешь быть счастливым самому себе
- Скачать эссе на тему: Отношение к свободе обществом в России
- Скачать эссе на тему: Человек и общество
- Скачать эссе на тему: Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды
- Скачать эссе на тему: Единственный, кто поступал разумно, был мой портной
- Скачать эссе на тему: В сущности, название и образ правления не имеют никакой важности: если только правосудие оказывается всем гражданам, если они уравнены в правах, государство управляется хорошо
- Скачать эссе на тему: Всякая личность начинается тогда, когда чувствуешь потребность выйти из толпы
- Скачать эссе на тему: Когда могущество государства и нации объявляется большей ценностью
- Скачать эссе на тему: Бизнес без прибыли — такой же бизнес, как соленый огурец — конфета
- Скачать эссе на тему: Жениться — это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности
- Скачать эссе на тему: Великие нации никогда не беднеют из-за расточительства и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительства и неблагоразумия государственной власти
- Скачать эссе на тему: Жестокость законов препятствует их соблюдению
- Скачать эссе на тему: Если бедность — мать преступления, то недостаток ума их отец
- Скачать эссе на тему: Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарования
- Скачать эссе на тему: Потребность в образовании лежит в каждом человеке
Полезные страницы по написанию эссе:
- Как написать короткое эссе
- Как написать сочинение в виде эссе
- Как написать краткое эссе
- Как написать небольшое эссе
- Как написать эссе рассуждение
- Как написать эссе по ГОСТу
- Как понять суть эссе
- Как написать эссе на любую тему
- Как оформить эссе
- Примеры и образцы написания эссе
- Где купить эссе
- Темы для эссе
- Структура эссе
Прежде чем приступать к написанию статьи, автору необходимо понять, что именно и в каком порядке он собирается описывать. В этом помогает план текста – изложенные в виде списка и логически структурированные основные мысли статьи.
Давайте разберемся, как составить план текста, поговорим о видах планов и требованиях, которые необходимо соблюдать при их написании.
Зачем нужен план текста?
- План облегчает автору задачу и значительно ускоряет процесс написания текста, избавляет от страха белого листа.
- Закончив одну часть статьи, вам не придется думать, о чем рассказывать дальше – достаточно посмотреть в план и раскрыть следующий пункт.
- План не даст запутаться, отступить от темы, поможет более четко и доступно для читателя сформулировать свои мысли.
- Кроме того, если вы пишете тексты на заказ, после составления плана вы можете согласовать его с заказчиком, дабы тот убедился, что вы правильно поняли свою задачу.
Особенности написания плана
Прежде чем приступить к написанию плана текста, внимательно изучите всю найденную информацию по теме, а затем выделите основную идею. Задумайтесь о том, какую задачу должна решать статья, на какой вопрос читателя отвечать. Информация, которая содержит ответ на вопрос, и определит структуру текста.
Собранные для написания текста сведения необходимо разделить на несколько частей, разбить на смысловые блоки, выделить логические категории для удобства восприятия информации.
Поставьте себя на место читателя, обратившегося к вашей статье для решения своей проблемы. Подумайте, какие именно данные будут наиболее важны для него и какие советы могут быть максимально полезны. Теперь опишите все это в виде последовательности пунктов, и ваш план будет готов, а дальше можно приступать к написанию и редактированию материала.
При составлении плана нужно учитывать характер текста. Например, при написании новостей и обзоров в первых пунктах плана нужно отразить самые важные, привлекающие внимание данные, в середине статьи подробно раскрыть изложенные в начале сведения, а в конце расположить обобщение или дополнительную информацию. Тогда как при написании научных статей автор, наоборот, сначала излагает аргументы, ссылается на авторитетные источники и только в конце текста озвучивает основную идею материала.
Виды планов текста
Статья состоит из заголовка, введения, основной части и заключения. Рассмотрим, какие виды планов позволяют структурировать информацию основной части текста.
Назывной план
Назывной план состоит из небольших заголовков, включающих обычно от 2 до 4 слов. Глаголы в таком типе плана не используются, содержание пунктов выражается существительными в именительном падеже и прилагательными. Каждый пункт такого плана состоит из опорных слов и словосочетаний, которые отражают какой-то процесс, явление либо состояние.
Пример назывного плана для данной статьи:
- Назначение плана текста.
- Особенности написания плана.
- Виды планов текста.
- Требования к плану текста.
Вопросный план
Структура плана этого типа основана на вопросах, которые автор задает к каждому смысловому блоку текста. На мой взгляд, это самый простой вариант плана, так как уже в процессе обдумывания темы и сбора материала для статьи вопросы возникают сами собой. Этот вариант идеально подойдет, если вы пишете руководство, инструкцию или обучающую статью. Начинайте вопросительные предложения со слов: как, когда, почему, какой, сколько, кто, каким образом и т. п.
Например, к текущей статье вопросный план может быть таким:
- Зачем нужен план текста?
- В чем заключаются особенности написания плана?
- Какие существуют виды планов текста?
- Как проверить правильность составления плана?
Тезисный план
Тезисный план – это план, состоящий из тезисов, как и назывной, однако здесь обязательно используются глаголы, из-за чего пункты получаются длиннее. Тезис представляет собой основную мысль нескольких абзацев, которая сформулирована в одном предложении. Подлежащее в каждом пункте обозначает тему, а сказуемое раскрывает ее.
На каждую тысячу знаков рекомендует отводить один пункт в тезисном плане. Соответственно, если в статье 5000 знаков, пунктов-тезисов должно быть 5.
Рассмотрим, что такое тезисный план на примере этой статьи:
- Причины, по которым имеет смысл составлять план текста.
- Действия, которые необходимо выполнить в начале написания плана.
- Нюансы, которые необходимо учесть при составлении плана в зависимости от характера текста.
- Виды планов могут быть разными и каждый подходит для определенных типов текста.
- Требования, которым должен соответствовать правильно составленный план.
Опорный план
Опорный план-схема характерен тем, что в качестве его пунктов используются только ключевые мысли, самые значимые слова или отрывки предложений, на которые автор будет опираться при написании текста. План этого типа хорошо подходит для составления текста устного выступления, презентации, а также при написании различных небольших по объему текстов, таких как новости, анонсы, краткие обзоры и т.п.
В опорную схему уместно включить главные факты, цифры, названия предметов, а также имена действующих лиц и цитаты. Каждый пункт данного плана является опорой, вызывающей яркие, детальные картины, которые передают содержание текста. Назначение этого вида плана – систематизация собранного материала и облегчение последующего воспроизведения информации. Пункты в таком плане могут существенно отличаться друг от друга как по структуре, так и по длине.
Пример опорного плана:
- 4 причины целесообразности написания плана текста.
- Какие особенности надо учитывать при написании плана.
- 5 видов планов текста с примерами.
- В каких случаях можно обойтись простым, а когда нужен сложный план.
- Чек-лист проверки правильности составления плана текста.
Смешанный план
Совсем необязательно стремиться к тому, чтобы все пункты плана представляли собой вопросы или являлись тезисами статьи, можно составить план смешанного типа. Например:
- Зачем нужен план текста?
- Особенности написания плана.
- Какие существуют виды планов текста?
- Чек-лист проверки правильности составления плана.
Простые и сложные планы текста
Планы текста по своему типу также можно разделить на простые и сложные. Сложный план отличается большей развернутостью и содержит подпункты. Это необходимо, если статья содержит мысли разного уровня, когда определенная мысль раскрывается посредством нескольких других. Используйте сложные планы с пронумерованными пунктами и подпунктами, оформленными как маркированный список, для длинных серьезных статей со множеством подзаголовков – в этом случае вы не упустите из вида ни одну даже самую мелкую деталь.
В других случаях можно ограничиться составлением простого плана, в котором пункты располагаются последовательно.
Сложный план для данной статьи может выглядеть так:
- Зачем нужен план текста?
- В чем заключаются особенности написания плана?
- С чего начинается составление плана
- Зависимость от характера текста
- Какие существуют виды планов текста?
- Назывной план
- Вопросный план
- Тезисный план
- Опорная схема
- Смешанный тип
- Простые и сложные планы текста
- Как проверить правильность составления плана?
Требования к плану текста
Правильно составленный план текста должен соответствовать ряду требований:
- Во-первых, он должен иметь четкую, логичную структуру, при взгляде на которую сразу должно быть ясно, о чем пойдет речь в статье. Все пункты плана должны быть связаны между собой. При прочтении плана не должно возникать дополнительных вопросов, ход повествования должен быть плавным, а пункты должны подробно раскрывать основной вопрос или задачу текста.
- Следите за тем, чтобы информация в разных пунктах не повторялась – в двух разных пунктах плана не должно описываться одно и то же разными словами.
- Обратите внимание на полноту раскрытия темы – план должен содержать исчерпывающую информацию и отражать все нюансы выбранной тематики.
- В плане не должно быть лишних пунктов. Если по определенной подтеме нечего написать кроме краткой формулировки, объединяйте такие пункты с другими.
- Пункты плана не должны напоминать целые абзацы, их длина не должна превышать 9 слов. Они должны содержать только краткую информацию о том, что вы собираетесь осветить в статье.
- Будьте лаконичны – придерживайтесь небольшого числа пунктов. 5-7 пунктов для простого плана вполне достаточно. Маленькие пункты можно объединять с другими.
Заключение
Итак, мы рассмотрели, что такое план текста, и убедились, что его использование делает работу над статьей намного продуктивнее. При наличии грамотно составленного плана вы напишете текст быстрее и качественнее. План позволяет легко сфокусироваться на теме, в процессе его составления в голове автора вырисовывается четкая картина того, как должен выглядеть готовый текст и на какие вопросы читателя он будет отвечать.
Выбирайте тот тип плана, что наилучшим образом соответствует виду текста, который вам предстоит написать. И помните, что при составлении плана информационной статьи вы не обязаны неукоснительно придерживаться какого-то одного из типов и видов.
Доброго времени суток, уважаемые посетители сайта! Сегодня мы поговорим о том, как составить план текста, который впоследствии поможет в написании статьи. Эта импровизированная памятка будет полезна преимущественно тем, кто видит свое будущее в написании текстов или только ищет подходящий для себя вариант заработка в интернете.
Мы научимся приводить в порядок и систематизировать собственные мысли, чтобы впоследствии упорядоченно и правильно излагать их в устном или письменном виде. Так что эта информация будет полезна и для общего развития, ведь красивая, логичная и аргументированная речь – это один из маркеров образованного и интересного человека. В конце концов, разве вам не хочется красиво и связно писать и говорить?
Зачем нужен план текста?
Логично предположить, что если вы ищете инструкцию по составлению плана текста, то вы уже знаете, что это такое. Но для тех, кто немного запамятовал, напомню: план текста – это его скелет и опора. Автор составляет схему из слов, фраз и даже целых предложений, которые в краткой форме «рассказывают» читателю о содержании текста. Каждый элемент плана должен идти в логичном и хронологическом порядке, чтобы в результате получился связный текст без повторений и неуместной информации.
Вспомните школьные годы и задания по составлению планов. Большинство из нас думало: а зачем они вообще нужны? В результате структурированные и грамотные сочинения получались далеко не у всех: многочисленные повторы, логические нестыковки и прочие огрехи убивали все впечатление от, в общем-то, неплохих и, главное, самостоятельно написанных работ.
Конечно, во время учебы можно «содрать» из Интернета что угодно: хоть план, хоть сочинение целиком. Но во взрослой жизни это аукнется откровенной беспомощностью перед необходимостью ясно и аргументированно выразить мысли не только в публичном выступлении или статье на заказ, но и в обычной бытовой беседе.
В веб-райтинге без умения последовательно и без повторов излагать информацию делать нечего. Благо, этот навык развивается в любом возрасте, правда, с индивидуальной скоростью. Но со временем вам достаточно будет беглого прочтения материала – и канва плана будущего текста уже прорисуется в вашем сознании.
Этот навык необходим для выхода на качественно новый уровень оплаты: не секрет, что не желающие развиваться райтеры всю дорогу сидят на 20-50-рублевых заказах, а их опусы напоминают этакий винегрет из слов и мыслей. Неумение работать с информацией (искать, анализировать, логично преподносить) – это первый признак случайного человека в копирайтинге. Или совершенствуйтесь, или ищите другую дорогу – третьего не дано, если не хотите считать себя аутсайдером.
Заработок топовых копирайтеров исчисляется тысячами, а иногда – и десятками тысяч рублей за один текст. И они тоже не родились с умением писать эффективные коммерческие и полезные информационные тексты. Да, от способностей зависит многое, но основная составляющая успеха – это ежедневный труд и самосовершенствование.
Основные формы и цели
Работа над планом начинается с внимательного прочтения информации: ее нужно как следует осознать, выделить основную тему и идею. Поработаем для начала над готовым и всем известным текстом – сказкой «Курочка Ряба». Итак, тема: как разбилось золотое яичко. Идея: не нужно печалиться – что ни делается, все к лучшему.
Далее следует сделать разбивку текста на основные части и каким-то образом маркировать каждую из них. Главное, чтобы вы, имея перед глазами этот план, могли пересказать основную информацию в устном или письменном виде (ну чем не подготовка к рерайтингу?).
А вот каким образом вы будете маркировать части текста – дело ваше, но от этого зависит форма плана, который получится в итоге.
Тезисный
Если вы хотите создать достаточно подробный план, остановитесь на тезисном варианте. Каждый пункт представляет собой фразу, содержащую законченную мысль, характеризующую отрывок текста. Берем наш пример:
- Курочка снесла золотое яичко.
- Старики не смогли разбить яйцо.
- Яйцо разбила хвостиком мышка.
- Дед и баба расстроились.
- Курочка пообещала снести другое яичко.
Перед нами известная сказочка, представленная в виде основных тезисов. Обратите внимание – каждый пункт – это самостоятельное повествовательное предложение. По такому плану легко рерайтить (пересказывать основное содержание) логично, полно, с сохранением структуры.
План-конспект
Тут мы на минуточку отойдем от курочки Рябы, ибо план-конспект составляется только для большеформатных текстов, так что короткая сказочка для малышей в качестве примера ну никак не подходит.
План-конспект – это эволюция тезисного, более подробная и развернутая. Пункты плана могут представлять собой целые блоки информации в виде абзацев. В копирайтинге этот вариант используется крайне редко, разве что, чтобы привести в порядок и осознать незнакомую тему или адаптировать ее к нуждам целевой аудитории.
Например, мы имеем подробную статью о выделении доли наследства, написанную практикующим адвокатом для коллег. Понятно, что в специальной лексике и терминологии без юридического образования разобраться, мягко говоря, затруднительно. Наша задача – понять, о чем пишет юрист, несколько сократить материал и привести его в понятный целевой аудитории вид. Для этого идеально подойдет составление плана-конспекта с разумной заменой специальных терминов на общеупотребительные. Словом, из сугубо специальной статья превращается в популярную, предназначенную для широкого круга читателей.
Кстати говоря, умение создавать план-конспект пригодится и студентам, которые действительно записывают лекции. Искусство стенографии угасло за невостребованностью (голос преподавателя можно записать на диктофон), но многим проще усваивать и запоминать информацию, записывая ее старым дедовским способом, ручкой в конспект.
Вопросительный
План, сформированный из тематических вопросов к частям текста, называется вопросительным. Впрочем, специалисты чаще именуют его вопросным, что логически вернее. Итак, просто формулируем вопросы и записываем их по порядку.
Вернемся к многострадальной курочке Рябе. Итак:
- Что сделала курочка Ряба?
- Что делали старики с золотым яичком?
- Почему яйцо разбилось?
- Как отреагировали на это дед и баба?
- Как утешала стариков курочка?
В ходе написания текста придется отвечать на вопросы, поэтому формулировать их нужно максимально конкретно, чтобы в голове автоматически возникал развернутый ответ.
План такого типа идеален для подготовки развернутого устного ответа или написания изложения. Применим этот вариант и в веб-райтинге: вы анализируете пласты информации, формулируете пункты плана в виде вопросов, пишете текст в виде ответов на них. Кстати говоря, этот вариант очень удобен для написания статей большого объема: всегда можно максимально развернуть ответ, добавить собственных мыслей или занимательной полезной информации. И наоборот, можно сократить ответ, если вы видите, что катастрофически заходите за установленные рамки объема.
Цитатный
Содержание плана этого типа определяется его названием: он состоит из цитат, то есть, дословных выдержек из первоисточника. Приводить его пример я не буду из соображений уникальности: любая цитата снижает этот показатель, что не слишком хорошо для продвижения. А вот при написании школьного сочинения это, наоборот, приветствуется: демонстрирует умение ориентироваться в тексте.
Составление «цитатника» – одно из наиболее распространенных заданий по русской литературе, начиная с младшей школы. Ничего здесь выдумывать не нужно: найди подходящую фразу, выражающую мысль части текста, запиши без изменений – и молодец.
Цитатники уже написанных текстов зачастую используются при подготовке докладов, защите дипломных работ и рефератов, а также при других видах устных выступлений. Там дословные цитаты уместны и только повышают доверие к докладчику.
Назывной
Этот вид плана предусматривает необходимость придумывать названия к каждой логической части, то есть, именовать ее. Назывной план минимально информативен по сравнению с предыдущими вариантами и служит, скорее, для «представительских» целей. Пересказывать текст по нему проблематично, но зато из него можно сформировать названия разделов и пунктов повествования.
Обратите внимание на начало этой публикации: там представлен назывной план текущей статьи. По нему удобно ориентироваться в приличном массиве информации, правда? Я составляла план этого текста перед началом работы, но по ходу написания несколько подкорректировала и добавила новые пункты. Бывает, что стоящие мысли приходят в ходе работы – не отказываться же от них, если они будут полезны читателям?
И последнее упоминание о курочке Рябе в назывном плане:
- Золотое яичко
- Действия деда и бабы
- Мышь и золотое яичко
- Трагедия
- Утешение стариков
Само собой, в приложении к сказочке для малышей такие названия звучат несколько пафосно и комично, зато, надеюсь, пример будет понятен каждому. Да и хорошее настроение еще никому никогда не мешало!
Опорный
Перед нами последний тип плана – опорный. Каких-либо требований к нему не предъявляется, ибо он служит исключительно для систематизации материала и облегчения последующего воспроизведения информации. Главный критерий – удобство пользования. Пункты могут существенно отличаться друг от друга по структуре и длине. Они могут представлять собой отдельные слова, цитаты, фразы и так далее.
Опорными планами зачастую пользуются при подготовке устных выступлений. Например, в большинстве случаев их составляют студенты, сдающие экзамены по устным дисциплинам: вытянул билет, во время подготовки набросал опорный план – и используй его во время ответа.
Многие райтеры также используют опорные планы, набрасывая пришедшие в голову мысли в блокнот или смартфон. Никогда не знаешь, когда тебя озарит: во время утренней пробежки или приготовления/поглощения обеда.
Структура плана статьи
Если текст невелик и последователен, достаточно будет простого плана. Выше во всех случаях мы «препарировали» сказочку с помощью этого варианта: четкие пронумерованные пункты, никаких дополнений и изысков.
Однако если вы пишете, например, реферат или дипломную работу, таким примитивом не обойтись: потребуется сложный (или развернутый) план: двух-трех-и более уровневый. Это значит, что в плане будут не только пункты, но и подпункты, иногда разных уровней. Обычно названия частей нумеруются римскими цифрами, разделов – арабскими, а при необходимости идут в ход и русские, и латинские буквы.
В большинстве случаев сложные планы бывают двухуровневыми, то есть, состоящими из пунктов и подпунктов первого уровня.
Ценность плана для веб-райтера
Как говорилось выше, без умения обрабатывать и структурировать информацию в копирайтинге делать нечего. Любой материал должен быть проанализирован, усвоен, систематизирован и приведен в годный для подачи читателю вид.
Статьи, содержащие повторы, логические противоречия, «подвешенные» мысли, не имеющие завершения, напоминают поток сознания. Естественно, ни о какой полезности для читателя речь не идет. Даже если каким-то образом пользователь попадет на страницу с подобным опусом, он быстренько, после прочтения пары фраз, сбежит на другой ресурс, где информация подана более удобоваримо. Благо, на любую тему можно найти сотни статей, удовлетворяющих интересы читателей и нравящихся поисковым системам.
Малоинформативные и плохо структурированные статьи ухудшают поведенческие факторы, постепенно загоняя ресурс все ниже в выдаче. Естественно, никакому владельцу сайта сие не понравится, и он откажется от услуг горе-автора. Конечно, если он разумен и понимает, что если автор сидит на 20-30 рублях за тысячу знаков годами, то чудес от него ждать не приходится. И если хочешь получить контент приличного качества, платить придется раз этак в 10 больше (как минимум).
Даже топовые копирайтеры всегда составляют планы текстов, особенно если речь идет о достаточно объемных массивах информации. Пункты плана обычно представляют собой заголовки разных уровней, которые выделяются средствами Ворда и используются в дальнейшей работе.
Составление плана в зависимости от целей
Каждый вид статей требует особого подхода к созданию плана, хотя принципы остаются идентичными: строгая логика, последовательность и понятность для пользователя. Рассмотрим типы статей, которые наиболее часто заказывают для сайтов:
- Информационная статья. Нам потребуется строгая структура и последовательность, с небольшим вступлением и заключением. Если для понимания темы необходимо отступление, нужно органично оформить его отдельным пунктом и предусмотреть в плане.
- Инструкция. Инструкция пошагово описывает действия, необходимые для достижения какой-либо цели. Поэтому здесь идеально подойдет тезисный план. Возможно, даже простой, если не будет предусмотрено разветвление алгоритма (при одном условии поступаем так, при другом – иначе).
- Коммерческий текст. Здесь все сложнее: написать эффективный текст, способствующий повышению конверсии (превращению пользователей в покупателей, заказчиков, подписчиков – в зависимости от целей) – это высший пилотаж. Существуют специальные формулы структур продающих текстов: старенькая, но по-прежнему эффективная AIDA и ее молодые «конкуренты» типа AIDCA, PMHS, ACCA и иже с ними. Тут сначала нужно определиться с формулой, а потом уже по ней создавать план и писать текст.
- Новость. Новостные статьи обычно невелики, но план все равно нужен, потому что в этот скромный объем приходится вмещать максимум информации в сжатом виде, без воды. Не забывайте про эффектное и информативное вступление, которое пишется по формуле «Что? Где? Когда?».
- Статья в блог. Здесь допускается большая свобода: названия пунктов плана и, соответственно, заголовки могут быть не столько информативными, сколько креативными. Небольшой сумбур тоже не вызовет отторжения – это же блог, пишется от души. Особенная свобода допускается, если блог уже имеет сложившуюся аудиторию, а имя автора достаточно известно в определенных кругах.
Советы начинающим
В заключении я хочу дать несколько рекомендаций по составлению планов:
- Тренируйтесь на простом. Возьмите простейший текст. Можно, как в моем примере, элементарную детскую сказочку. Создайте сначала простой план, потом попытайтесь «разветвить» его подпунктами.
- Если заказчик дал план статьи в ТЗ, придерживайтесь его неукоснительно. Техническое задание – Священное писание для копирайтера, поэтому придерживайтесь его неукоснительно. Единственное исключение – это когда вы видите логические нестыковки и явную чушь. Например, пункт плана «Получение шенгенской рабочей визы» существовать не может, так как шенгенская виза априори рабочей быть не может. Такая ерундистика встречается в случаях, если создатель ТЗ совершенно не в теме. Но если он заинтересован в конечном результате, то пойдет на диалог.
- Помните о ключевых словах. В пункты плана, которые впоследствии станут подзаголовками текста, необходимо включать ключевые слова, если таковые есть в ТЗ. Однако переусердствовать не нужно: приветствуется одно-два разбавленных вхождения, вставка отдельных слов из ключевых фраз и так далее.
- Знайте меру. Не стоит разбивать текст на слишком большие или малые смысловые части. Золотой стандарт – один подзаголовок на 1-1,5 тысячи знаков.
- Не бойтесь многоуровневых планов. Не стоит бояться заголовков уровня ниже H2: если вы пишете, например, лонгрид, без них точно не обойтись. Просто включите логику – и все получится!
Я надеюсь, что вы разобрались в основных принципах создания плана и теперь структурирование материала станет для вас неотъемлемой частью рабочего процесса. Это поможет вам выйти на принципиально иной уровень мастерства и, соответственно, оплаты.
План – это перечень основных смысловых блоков текста. Составление плана имеет большое значение при подготовке текста. Пункты плана – это ориентиры, которые помогают автору двигаться в нужном направлении – к задаче, поставленной перед текстом.
Текст, написанный без плана, напоминает поток сознания. Невозможно уловить его центральную идею, а следить за развитием мысли – крайне сложно. Такой текст имеет право на жизнь в художественной литературе, но в сфере бизнеса или науки он неприемлем. В данной статье мы рассмотрим виды планов, разберем, как составить план текста, проанализируем примеры планов.
Виды планов текста
Существуют разные виды планов текста. Мы рассмотрим вопросный, тезисный планы и план-опорную схему. Покажем примеры и разберемся, как составить каждый тип плана.
Вопросный план
Строится в виде списка вопросов, на которые необходимо ответить автору статьи по ходу ее подготовки. Оптимален для написания инструкций, мастер-классов, обучающих статей.
Пример вопросного плана:
- Что такое декоративная штукатурка?
- Как подготовить поверхность к нанесению декоративной штукатурки?
- Какую декоративную штукатурку лучше выбрать?
-
Сколько стоит декоративная штукатурка?
Тезисный план
Тезис – кратко сформулированное содержание одного-двух абзацев текста. Позволяет зафиксировать не только структуру текста, но и основные идеи и мысли, которые будут раскрыты в каждой части статьи. Универсален, можно использовать для подготовки любого текста.
На каждую 1000 знаков текста рекомендуется отводить один пункт в тезисном плане. Если вам нужно написать статью на 5000 знаков, значит, в плане должно быть 5 пунктов, если на 10 тыс. знаков – значит нужно составить план из 10 пунктов.
Пример тезисного плана текста:
- Определение контекстной рекламы, особенности и преимущества (позволяет привлечь «горячих» клиентов, уже заинтересованных в покупке товара или услуги).
- Показатели эффективности контекстной рекламы: количество показов и переходов, кликабельность (CTR), стоимость одного перехода. Формулы для расчета, ориентиры для оценки.
- Условия, при которых контекстная реклама будет эффективной.
-
Чек-лист, нужна ли читателю контекстная реклама (10-15 вопросов и интерпретация результатов теста).
План-опорная схема
«Опоры» – это ключевые слова и части предложений, по которым легко восстановить полный текст. Строится по усмотрению автора. Такой вариант плана хорошо подходит для устного выступления. В работе копирайтера может пригодиться для составления коротких текстов, например, новостей. В такой план можно включать основные факты, цифры, которые планируется изложить в материале.
Пример такого плана:
- Контекстная реклама.
- Количество показов, переходов, CTR, стоимость клика.
- Эффективность контекстной рекламы.
-
Чек-лист, нужна ли вам контекстная реклама?
Как составить план текста?
Существует довольно большое количество видов текстов, которые имеют четкую структуру. К ним относятся, например, новости, пресс-релизы, деловая корреспонденция, научные работы. Для примера приведем структуру новости: заголовок, лид (первый абзац – суть новости), содержание (раскрывает суть подробнее), бэкграунд (дополнительная информация).
Важно знать, какую структуру должен иметь текст, и придерживаться правил. Во-первых, читатели интуитивно ожидают, что текст определенного стиля и жанра будет иметь определенную структуру. Во-вторых, типовая структура составлена оптимальным образом для решения задачи, поставленной перед текстом.
Знание структуры текста – это важно!
Посмотрите, как значительно отличаются, например, структуры научного и журналистского текста:
- Научный текст строится так, чтобы логично, аргументированно и убедительно подвести читателя к главной мысли текста. Таким образом, главная мысль находится в конце текста.
- Журналистский текст строится по противоположному принципу: сначала – самое важное, затем – чуть менее важное, а конце – второстепенная информация.
Разница связна со спецификой текстов. В научной работе важно обосновать ее значимость, актуальность, подтвердить собственные мысли ссылками на материалы других ученых. Научные труды не читают на бегу, их внимательно изучают. Журналистские тексты «живут» в совершенно иных условиях. В них не вчитываются, их пробегают глазами за завтраком, по дороге на работу. Они должны привлечь внимание читателя и сразу сообщить ему важную информацию. Если не учесть эту разницу при подготовке материалов, тексты получатся «неработающими».
Общий алгоритм составления плана текста
Составить план любого текста поможет следующий алгоритм:
- понять задачу текста,
- определить, какая информация необходима для решения задачи,
- изложить эту информацию в виде пунктов плана,
-
логично расположить пункты – и план готов.
Пункт 2 – выбор информации – может вызывать сложность, особенно если объем текста не ограничен. Здесь можно рассуждать следующим образом: готов ли потенциальный читатель текста воспринимать большой объем информации? Например, для рекламных текстов действует следующее общее правило: чем дороже и сложнее товар или услуга, тем больше объем текста. Если товар недорогой и решение о покупке может быть импульсивным, то объем текста уходит на второй план, а основной задачей становится запоминаемость.
Давайте попробуем составить план текста по этому алгоритму!
Допустим, мы готовим посты для блога компании, которая занимается продажей бытовой техники. Какой-то общепринятой структуры для постов в блоге не существует, поэтому рамками структуры мы не ограничены.
Тема сегодняшнего поста – интересные факты о холодильниках. Итак, начали:
1. Задача текста – получить интересный материал, который люди будут охотно читать и делиться им в социальные сети, отправлять друзьям.
2. Что нужно написать в тексте, чтобы решить эту задачу? Действительно интересные факты. Сколько их должно быть? Вероятно, от 5 до 10. Меньше 5 – слишком мало, больше 10 – долго и утомительно читать.
3. Ищем фактическую информацию. Допустим, нам удалось найти 20 интересных фактов. Выбираем из них 10 самых любопытных и кратко формулируем в виде пунктов плана-опорной схемы, например:
- Холодильник императора Нерона.
- Самый дорогой холодильник в мире.
- Холодильник размером с дом.
- …
4. Теперь ранжируем пункты по тому, насколько они интересны. Самые интересные размещаем в начале, а также оставляем один из самых интересных пунктов на конец текста – чтобы пост закончился на интересной ноте и у читателя был стимул поделиться постом. Вот и все, план готов.
Общие требования к планам текста
Проверьте, что составленный план отвечает следующим требованиям:
- Логичность. Структура текста должна быть понятной и логичной.
- Отсутствие дублирования. Пункты плана не должны дублировать друг друга, информация не должна повторяться.
- Полнота. Важно, чтобы план вмещал всю информацию, которую необходимо изложить в тексте.
- Возможность развития темы. Проверьте, что в каждом пункте есть что написать. Пункт плана, который нельзя расписать подробнее его краткой формулировки, необходимо объединить с другим пунктом.
- Краткость. Избыточно формировать пункты плана как фрагменты готового текста, на данном этапе это лишняя работа. Точные и развернутые формулировки будут отшлифовываться на этапе написания текста.
- Лаконичность. Оптимально умещать план в 5-7 пунктов, так как большее число пунктов трудно запомнить. Мелкие пункты можно объединять. Проверьте, что в плане нет пунктов, которые можно убрать, и ценность текста от этого не уменьшится. Возможно, такие пункты стоит удалить.
Пример удачного плана текста
Допустим, нам нужно написать статью «Как пересадить крупный кактус?» Задача текста – объяснить процесс пересадки кактуса, чтобы читатель смог с этим справиться. Задумаемся, какие вопросы могут волновать человека, решившего пересадить кактус? Составим из них вопросный план для будущей статьи.
Допустим, у нас получился вопросный план:
- В какое время года и в какую погоду можно делать пересадку?
- Как подготовить кактус к пересадке?
- Какие потребуются инструменты и материалы?
- Как пошагово выполнить пересадку?
- Как ухаживать за растением после пересадки?
-
Как определить, что пересадка прошла успешно?
Почему этот план – удачный?
- Данный план логичен (процедура пересадки рассматривается последовательно: от подготовки до последующего ухода за растением).
- Информация в разных пунктах плана не дублируется, каждый пункт содержит новую информацию.
- План содержит все основные аспекты работы.
- Каждый пункт плана можно раскрыть, расписать более подробно.
- Пункты плана сформулированы кратко.
-
План состоит из 6 пунктов. Такое количество пунктов относительно несложно удержать в голове.
Пример неудачного плана текста
Возьмем ту же тему – «Как пересадить крупный кактус?» – и представим, как бы выглядел неудачный план.
- Как ухаживать за кактусами?
- В какое время года можно делать пересадку?
- Когда начать полив после пересадки?
- Какого размера должен быть новый горшок для растения?
- Какие потребуются инструменты и материалы?
-
Как пошагово выполнить пересадку: слегка обстучать горшок со всех сторон, чтобы корни, прикрепившиеся к стенкам, не повредились; обхватить растение сложенной в несколько раз широкой бумажной полоской; осторожно перевернуть горшок, стряхнуть осыпавшуюся землю; осмотреть корни на предмет повреждений; поместить растение в новый горшок, насыпать сверху свежий субстрат и слегка уплотнить его.
Данный план требует доработки, потому что:
- Пункт 1 содержит избыточную для данного текста информацию, его нужно убрать.
- План нелогичен: пункт об уходе за растением после пересадки поставлен на 2 место.
- Пункты 3, 4 затрагивают мелкие вопросы, их лучше объединить с более крупными пунктами.
- Пункт 6 сформулирован слишком подробно, расписывать здесь этапы пересадки было избыточно.
Теперь вы знаете, как составить план текста правильно. Выбирайте любой вид плана – вопросный, тезисный, план-схему или какой-либо другой. Главное – не забывайте: любой план всегда лучше отсутствия плана.
Автор: Валентина (KadrofID: 13)
Добавлено: 11.07.2017 в 11:54
Рекомендуем
Копирайтинг – одна из самых востребованных профессий на фрилансе, но и одна из самых скромных в плане оплаты. Этому есть веские причины, в которых …
Оптимизация текстов на сайте необходима для продвижения в поисковых системах. Задача оптимизации – гармонично вписать в статью определенные …