МДОУ «ЦРР «Дубравушка» — детский сад №31
Непосредственная образовательная деятельность
по речевому развитию детей
в подготовительной группе
Тема: «Составление рассказа по картине
«Не боимся мороза»
Подготовила воспитатель:
Шеховцова Екатерина Александровна
г. Железногорск,
2021 г.
ООП: Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.
Программные задачи:
— развитие словаря: формировать навыки точного подбора слова при формулировании мысли и правильного его употребления в любом контексте;
— активизировать словарь детей по темам: «Перелетные птицы. Зимующие и кочующие птицы»;
— формирование грамматического строя речи: формировать умение правильного построения речевого высказывания;
— воспитание звуковой культуры речи: развивать у дошкольников дикцию;
— развитие связной речи: учить составлять творческий рассказ по сюжетной картине;
— закрепить умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы;
— содействовать развитию умения устанавливать причинно-следственные связи;
— развивать навыки самоконтроля и самооценки;
— воспитывать интерес к художественной литературе;
— создать условия для формирования навыков взаимодействия со сверстниками, сотрудничества, активности.
Методические приемы: игровая мотивация, дидактические игры, дидактические упражнения, ИКТ (презентация), моделирование, составление рассказа по картине, беседа, рассказ, вопросы, использование художественного слова, объяснение.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие; интеграция- социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
Использование современных образовательных технологий:
* Технология обучения детей составлению загадок.
* ТРИЗ-технология (составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине).
* Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика «Подуем на снежинку».
* ИКТ-технология (презентация).
Оборудование и материалы: мультимедийная установка, презентация, магнитная доска, 2 мольберта, песочные часы, указка, сотовый телефон, картина «Не боимся мороза», письмо в конверте 15х21 см, модели для анализа рассказа по картине, кружки ( Д=3 см) с цифрами 1, 2, 3, 4; волшебная лесенка (30х40 см); лист бумаги формата А4; снежинки (7х7 см); рабочие тетради (Н.В. Нищева «Рабочая тетрадь для развития речи и коммуникативных способностей детей подготовительной к школе группы (с 6 до 7 лет)); цветные карандаши.
Предварительная совместная деятельность: наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе, экскурсия в зимний лес; чтение художественных произведений о зиме.
Ход НОД
Приветствие
Колокольчик наш звенит,
Быть внимательным велит.
Давайте улыбнемся друг другу и скажем такие слова «Не сердись, улыбнись!» Эту фразу передаем по кругу.
Беседа
— Скажите, какое сейчас время года? (Зима)
— Как вы догадались?
(На деревьях, домах, на земле снег.) (слайд 2)
(На улице морозно, холодно.) (На улице метель.) (слайд 3)
(Деревья стоят голые.) (слайд 4)
(Остались только зимующие птицы.) (слайд 5)
(Я думаю, что сейчас зима, потому что люди тепло одеты.) (слайд 6)
— За что вы любите зиму? (Я люблю зиму, потому что можно кататься на санках, ледянках.) (Я люблю зиму, потому что зимой можно лепить снеговика, играть в снежки.)
— Как вы думаете, везде на Земле бывает такая же зима, как у нас? (Нет.)
— Где не бывает зимы, как у нас в России? (Не бывает такой зимы, как у нас, в Австралии, в Америке, в Африке.)
Игровая мотивация.
— К нам в детский сад пришло письмо.
— Как вы думаете, от кого? (Не знаем.) (Здесь что -то написано.)
Воспитатель показывает письмо, на котором нарисованы пирамиды и написано: «Кому: детям 7 группы. От кого: Египет, город Каир, от Ези и Золы». (слайд 7).
— Так от кого же мы получили письмо? (Мы получили письмо от Ези и Золы.)
— Интересно, что девочки нам написали? Хотите прочитаю? (Да.)
Воспитатель читает письмо.
— «Здравствуйте, дети! Пишут вам Ези и Зола. Мы живем в Каире. Знаем, что сейчас в России зима. Но мы, к сожалению, никогда не видели русской зимы. Расскажите, пожалуйста, нам о вашей зиме, о детских забавах. А мы расскажем своим подружкам».
— Что же нам надо сделать? (Надо рассказать девочкам из Каира о зиме.) (Я думаю, надо послать им письмо с рассказом о зиме.)
— Что нам может помочь в составлении рассказа? (Я думаю, что в составлении рассказа может помочь картина.)
Переходят к картине вместе с воспитателем.
Упражнение в составлении творческого рассказа по сюжетной картине.
— Сегодня нам поможет картина. Подходите к ней.
Воспитатель показывает девочкам картину к пособию Ушаковой О. С. «Не боимся мороза». (слайд
В течение 10 секунд дети рассматривают картину.
— Как вы думаете, эта картина может подойти для составления рассказа о зиме и зимних забавах? (Я думаю, что эта картина подходит для составления рассказа о зиме и зимних забавах.)
— Почему вы так решили?
(Я думаю, что на картине нарисована зима).
(Я считаю, что эта картина подходит для составления рассказа о зиме, потому что идет снег, все деревья в снегу).
(Я считаю, что эта картина подходит для составления рассказа о зиме, потому что девочки тепло одеты).
— Предлагаю вам рассказать о том, что вы видите на картине с помощью вот этого листа бумаги.
На столике лежит лист бумаги формата А 4.
Игра по технологии ТРИЗ «Подзорная труба»
Дидактическая задача: учить детей выделять объекты, изображенные на картине.
— Что можно сделать из листа бумаги, чтобы рассмотреть объекты на картине? (Я думаю, что из листа бумаги можно сделать подзорную трубу.)
— Сделайте себе подзорную трубу.
— Наведите глазок подзорной трубы на один объект на картине и назовите его. Будем говорить по цепочке. (Я вижу девочку в розовом пальто.) (Я вижу девочку в фиолетовом пальто.)( Я вижу девочку в зеленом пальто.) ( Я вижу санки.) (Я вижу плюшевого медведя.) (Я вижу ворону.) (Я вижу ель.) ( Я вижу снежинку.)
— Молодцы! Вы смогли рассмотреть отдельные объекты картины при помощи подзорной трубы. Отложите её в сторону, на стол.
Игра «Кто о чем говорит?»
Дидактическая задача: учить детей составлять диалоги от лица объектов картины.
— А сейчас очень важное задание. Давайте доверим трем девочкам придумать имена нашим героям.
— Оля, как ты назовешь девочку в розовом пальто? (Вера.)
— Даша, а ты какое имя придумала девочке в фиолетовом пальто? (Маша.)
— А ты, Катя? (Катя.)
— А теперь вам предстоит очень сложная задача -попробовать себя в роли рассказчиц. Для выполнения этого задания вам понадобится напарница. Найдите себе пару.
Девочки находят себе пару.
— У вас получился литературный дуэт. Я буду в роли редактора. Получите творческое задание.
— Вашей паре нужно составить рассказ по заданию №1. О чем разговаривают Маша и Катя? Составьте диалог от лица героев. Договоритесь, кто будет Маша, а кто Катя. Присаживайтесь на ковер.
Воспитатель ставит кружок с цифрой 1 около изображения Маши и Кати на картине.
— Вашей паре задание №2: составить рассказ, о чем думает Вера.
Воспитатель ставит кружок с цифрой 2 около изображения Веры на картине.
— Ваше задание №3: о чем задумалась ворона.
Воспитатель ставит кружок с цифрой 3 около изображения вороны на картине.
— Составьте рассказ и договоритесь, кто начинает, а кто заканчивает. Для работы вам отводится 3 минуты.
Воспитатель ставит песочные часы на столик. Дети составляют рассказы.
— Чья пара готова, поднимите руки.
— Интересно, о чем разговаривают Маша и Катя. (Маша: «Давай построим домик из снега?» Катя: «Давай!» Маша: «Что у нас будет в домике?» Катя: » Я предлагаю сделать кроватку, стол и кресла».)
—Какой интересный диалог!
— Послушайте, о чем думает Вера. («Какой замечательный морозный денек! Сейчас скачусь еще разочек с горки и пойду играть к подружкам».)
— Как ярко и образно! Спасибо!
— Послушаем, о чем же задумалась ворона. («Как весело играют девочки! Может и мне с ними поиграть? Буду бросать им по ягодке.»)
— Какие удивительные мысли у вороны! Может действительно вороны так думают, глядя на девочек.
— Ваши рассказы получились очень интересные, как хорошо вы умеете договариваться в парах.
Физкультминутка «Зима»
Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения, руки согнуты в локтях)
И снегурочку лепим мы, лепим мы. (соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс).
Игра» Что было, что будет»
Дидактическая задача: учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом.
— Посмотрите внимательно на подружек. Как вы думаете, что было с ними до того, как они вышли на прогулку? (Однажды зимой шел белый, пушистый снег. Подружки договорились выйти во двор погулять. Они взяли санки и игрушки: лопатки, ведро, медведя. Девочки тепло оделись и вышли во двор.)
-Кто хочет добавить к рассказу Кати? (Наступила зима. Выпало много пушистого снега. Подружки созвонились и вышли вместе на прогулку, чтобы порадоваться снегу и морозной погоде.)
— Как вы думаете, что будет с подружками после прогулки? (Девочки построили красивый дом. Вера покаталась на санках и помогла подружкам построить дом. Они пошли домой ужинать.)
— Вы меня порадовали. Как хорошо вы умеете фантазировать! Спасибо вам за рассказы.
Игра «Составь рассказ по сюжетной картине»
Дидактическая задача: тренировать умение составлять рассказ по сюжетной картине.
— Дети, зачем мы с вами составляем рассказ по картине? (Мы хотим отправить письмо девочкам из Каира и рассказать им о нашей зиме и зимних забавах.)
— Да, мы с вами можем написать письмо, но оно будет идти очень долго. Как можно быстрее отправить ваши рассказы про зиму? ( По интернету, через компьютер).
— Я предлагаю вам отправить видеосообщение девочкам. Все согласны? (Да, согласны.)
— У меня есть сотовый телефон, с помощью которого мы запишем ваши рассказы по картине на видео. Пусть каждая из вас подумает, с чего можно начать рассказ, как продолжить и чем закончить.
— Кто готов?
Ребенок смотрит на картину и рассказывает.
(Однажды зимой выпало много пушистого снега. Подружки Вера, Катя и Маша собрались на прогулку. Они взяли с собой санки и игрушки: лопатки, ведро, медведя. Девочки тепло оделись и вышли во двор. Катя и Маша решили с помощью лопаток построить домик. В доме сделать стол, кресла и диван. Мишка сидит в санках и думает: «Как хорошо зимой на улице! Здорово, что можно покататься с горки. Девочки сейчас мне ее построят!» На рябине присела ворона, в клюве у нее ягодка рябины. Она прислушивается к разговору девочек. Вера катается с горки. Девочки радуются зиме. Счастливые и довольные девочки вернутся домой и расскажут родителям о своей прогулке с подружками.)
Заслушиваются 2 рассказа детей.
— Какие интересные рассказы у вас получились. Какой рассказ вам понравился и почему?
— При оценке вам поможет эта схема.
Воспитатель демонстрирует схему к анализу рассказа. (слайд 9)
Дети анализируют рассказы. (Мне понравился рассказ Оли, потому что он полный, она рассказала обо всем, в правильном порядке, ее рассказ был плавным, Оля передавала эмоции, использовала красивые слова.)
Дыхательная гимнастика «Подуем на снежинку»
- Сделать полных вдох.
- Задержать дыхание на 3-4 секунды.
- С силой выпустить воздух, направляя его на лежащую снежинку.
Повторить 3-4 раза.
Игра » Придумай название картины»
Дидактическая задача: развивать творчество детей.
— Ребята, мы с вами потренировались в составлении рассказа по картине.
Вы знаете, что каждая картина имеет своё название. Как, по вашему мнению, можно назвать картину? Объясните свой выбор.
(Я думаю, что картину можно назвать «Девочки на прогулке», так как здесь изображены девочки, которые гуляют.)(Я думаю, что картину можно назвать» Зимняя прогулка», потому что девочки гуляли зимой.)(Я думаю, что картину можно назвать «Зима», потому что на картине изображена зима.)
— Интересно! Замечательно!
Работа в тетрадях.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунки, а затем задает вопросы:
-Кого вы видите на картинках? (Птиц)
— Назовите их.
-Обведите перелетных птиц красным карандашом, а зимующих и кочующих-синим.
Составление загадок о птицах.
Воспитатель предлагает детям составить описательную загадку по плану:
- Внешний вид.
- К какой группе относится?
- Чем питается?
- Как поет?
Далее дети загадывают загадки (5—6 детей).
Оценка ответов самими детьми (Воспитатель предлагает выбрать самую точную, и интересную загадку).
— Чтобы зимующим птицам было хорошо зимовать, как должны им помогать люди? (Ответы детей).
Осмысление (итог).
— Что мы сегодня делали? (Мы составляли рассказы по картине для девочек Каира.)(Мы рассказывали о зиме и зимних забавах для девочек из Каира.)
— Почему нам это удалось? (Нам удалось составить рассказы по картине, потому что мы делали это все вместе.) (Нам удалось составить рассказы по картине, потому что мы хорошо подумали.) (Нам удалось составить рассказы по картине, потому что мы уже составляли рассказы по другим картинам.)
— Что для вас было самым интересным? (Мне было интересно смотреть в подзорную трубу.) (Мне было интересно придумывать, о чем говорят и думают девочки на картине.)(Мне понравилось размышлять, что было сначала, что потом.)(Мне было интересно составлять рассказы по картине.)
— Что для вас было самым трудным и почему? (Мне было трудно составлять рассказы по картине, потому что для меня это еще сложно.)(Мне было трудно придумать, о чем говорят девочки, потому что надо было хорошо подумать.)
— Молодцы! Вы постарались придумать интересные, образные рассказы о нашей зиме и зимних детских забавах. В группе мы с вами еще раз прослушаем ваши рассказы на телефоне и отправим девочкам из Каира. Договорились? (Да, договорились.)
— Подойдите к лесенке успеха и оцените себя с помощью снежинок. Кому сегодня всё удалось — прикрепите снежинку на верхнюю ступеньку, кому надо еще потренироваться — на нижнюю.
Дети подходят к мольберту, на котором нарисована лесенка с 2-мя ступеньками и прикрепляют снежинки. (слайд 10)
ЗАДАНИЕ 1.
Реализация программных задач
№п/п | Раздел МРР | Программные задачи (из конспекта) | Реализация программной задачи (пример из конспекта) |
1. | Развитие словаря | -формировать навыки точного подбора слова при формулировании мысли и правильного его употребления в любом контексте; — активизировать словарь детей по темам: «Перелетные птицы. Зимующие и кочующие птицы» | Игра по технологии ТРИЗ «Подзорная труба». Игра «Кто о чем говорит?» Игра «Придумай название картины». Составление загадок о птицах. |
2. | Формирование грамматического строя речи | — формировать умение правильного построения речевого высказывания | Составление творческих рассказов по картине. |
3. | Воспитание звуковой культуры речи | -развивать у дошкольников дикцию | Физкультминутка «Зима» |
4. | Развитие связной речи | -учить составлять творческий рассказ по сюжетной картине; — закрепить умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы | Игра «Составь рассказ по сюжетной картине». Игра» Что было, что будет». Беседа о зиме. |
Методы и приемы развития речи детей
№п/п | Словесный метод Приемы: | Наглядный метод Приемы: | Практический метод Приемы: |
1. | Вопросы | Рассматривание картины | Игровая мотивация |
2. | Беседа | Презентация | Дидактическая игра «Подзорная труба» |
3. | Использование художественного слова | Использование схем, моделей | Дидактическая игра «Кто о чем говорит» |
4. | Объяснение | Видеозапись | Упражнения в составлении творческого рассказа по картине. |
5. | Рассказ | Игра «Что было, что будет» | |
6. | Упражнения в рабочей тетради. |
Интеграция образовательных областей
№п/п | Образовательные области (по ФГОС ДО) | Пояснения (по конспекту) |
речевое развитие | Обогащение активного словаря (формировать навыки точного подбора слова при формулировании мысли и правильного его употребления в любом контексте; — активизировать словарь детей по темам: «Перелетные птицы. Зимующие и кочующие птицы»); развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (формировать умение правильного построения речевого высказывания; -учить составлять творческий рассказ по сюжетной картине; — закрепить умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы); развитие звуковой и интонационной культуры речи (развивать у дошкольников дикцию); знакомство с детской литературой (загадки ) | |
социально-коммуникативное развитие | развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками (беседы) | |
художественно-эстетическое развитие | восприятие художественной литературы (чтение стихотворения, загадки) | |
познавательное развитие | предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации (создание игровой мотивации, использование дидактических игр и упражнений; систематизация знаний о временах года, о птицах) | |
физическое развитие | приобретение опыта в двигательной деятельности: (физкультминутка, дыхательная гимнастика). |
ЗАДАНИЕ 2.
Дидактические игры и упражнения
Развитие связной речи
Дидактическая игра «Фотограф»
Дидактическая задача: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины.
Правила: найти фрагменты картины и составить рассказ.
Ход игры. Взрослый просит ребёнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные».
Игровое упражнение «Чего на свете не бывает»
Дидактическая задача: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.
Ход игры. Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.
Развитие словаря
Дидактическая игра «Вершки-корешки»
Дидактическая задача: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).
Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.
Игровое действие. Разыгрывание фантов.
Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками».
Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.
Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит: «Вершки – а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки».
Игровое упражнение «Собери пять»
Дидактическая задача: научить относить единичные предметы к определенным тематическим группам.
Ход игры. Для игры надо заготовить набор предметных картинок, состоящий из нескольких тематических групп (одежда, посуда, игрушки, мебель и т.д.) Играет несколько человек, по количеству тематических групп. Картинки лежат на столе изображениями вниз. Каждый берёт по одной картинке, называет её и родовое понятие, к какому относится данная картинка. Таким образом, устанавливается, какую группу будет собирать каждый участник. Если выбраны одинаковые группы, открывают ещё по одной картинке. Затем ведущий показывает играющим по одной картинке, а они должны просить себе ту или иную картинку: «Мне нужна кукла, потому что я собираю игрушки». Выигрывают тот, кто первый собрал свою группу картинок (количество картинок в каждой группе должно быть одинаковым, например, по шесть картинок).
Формирование грамматического строя речи
Дидактическая игра «Зачем нам эти вещи»
Дидактическая задача: научить использовать в речи сложноподчинённые предложения цели.
Правила. Дети должны выбрать себе любой предмет, но объяснить, для чего он нужен. В предложении должен быть использован союз чтобы: «Я взял карандаш, чтобы рисовать».
Ход игры. Перед игроками лежат разные предметы: мяч, карандаши, книга, кукла, грузовичок, скакалка и другие игрушки. Дети по очереди выбирают предмет и объясняют для чего он нужен с использованием союза «чтобы».
Игровое упражнение «Составь фразу»
Дидактическая задача: закрепить умение образовывать предложения из слов.
Ход игры. Предложить детям придумать предложения, используя следующие слова:
забавный щенок полная корзина
спелая ягода веселая песня
колючий куст лесное озеро
Воспитание звуковой культуры речи
Дидактическая игра «Повтори»
Дидактическая задача: развитие дикции.
Правила: ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке.
Ход игры.
Мак-бак-так
Ток-тук-так
Бык-бак-бок
Дам-дом-дым
Ком-дом-гном
моток-каток-поток
батон-бутон-бетон
будка-дудка-утка
натка-ватка-ветка
клетка-плетка пленка
При восприятии слов необязательно знание понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.
Игровое упражнение «Похоже — не похоже»
Дидактическая задача: развитие дикции, правильного звукопроизношения.
Ход игры.
Из каждых четырех названных взрослым слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:
Мак-бак-так-банан
Сом-ком-индюк-дом
Лимон-вагон-кот-бутон
Мак-бак-веник-рак
Совок-гном-венок-каток
Пятка-ватка-лимон-кадка
Ветка-диван-клетка-сетка
Каток-дом-моток-поток
ЗАДАНИЕ 3.
Н.В. Нищева «Рабочая тетрадь для развития речи и коммуникативных способностей детей подготовительной к школе группы (с 6 до 7 лет)).
Развитие словаря:
задача: активизировать словарь детей по темам: «Перелетные птицы. Зимующие и кочующие птицы»;
задание: обвести перелетных птиц красным карандашом, а зимующих и кочующих-синим.
Формирование грамматического строя речи:
задача: совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными);
задание: подберите слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», и расскажите о каждой птице.
Воспитание звуковой культуры речи:
задача: формирование навыков звукобуквенного анализа;
задание: разгадайте ребус, в котором спрятано название одной из птиц. Кто нарисован на картинке? (Врач).
Какую букву этого слова надо заменить на другую букву? (Букву «в» нужно заменить на букву «г»).
Развитие связной речи:
задача: совершенствование навыков монологической речи;
задание: cоставить описательные загадки о птицах.
ЗАДАНИЕ 4. (см. Приложения)
Конспект
НОД «Речевое развитие» по теме:
«Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени
с опорой на картинки – символы».
Тема: Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени по опорным картинкам- символам.
Задачи:
Образовательные: учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой»; учить составлять описательный рассказ об осени с опорой на картинки-символы, активизировать в речи слова, обозначающие приметы осени, учить правильно располагать детские рисунки, соблюдать пропорции.
Развивающие: развивать речевую активность и связную речь детей, логическое мышление, наблюдательность, зрительную память, творческие способности.
Воспитывающие: воспитывать любовь к родной природе, умение восхищаться её красотой и желание беречь её.
Материалы и оборудование: картины с изображением ранней, «золотой», поздней осени, картинки-символы, план-схема с рябиновой кистью, картинки на каждого ребенка с изображением снегирей.
Методы и приемы:
Наглядный: рассматривание картины «Поздняя осень».
Словесный: беседа об осени, загадка об осени.
Практический: рисование рябиновой кисти по образцу-схеме.
Игровой: Минута вхождения в день «Нам здороваться не лень», физминутка «Признаки поздней осени», письмо от Незнайки.
НОД
1. Организационный момент. Минутка вхождения в день:
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое.
Здравствуй, легкий ветерок,
Здравствуй маленький цветок.
Здравствуй, утро!
Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!
Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста загадку:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое. Если дождик льется,
Как такое время года у людей зовется? (Осень)
Воспитатель: Верно, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о прекрасной поре – поздней осени.
2. Беседа по вопросам.
Воспитатель: Скажите, как называется первый месяц осени? (Сентябрь).
Воспитатель: Мы уже с вами знаем, что в сентябре наступает ранняя осень, ранней осенью немного холодает, но еще тепло, солнце ярко светит, дожди идут редко, листья на деревьях только начинают менять окраску. В парках еще цветут цветы.
— А какой же месяц наступает после сентября? (Октябрь).
Воспитатель: В октябре наступает «золотая осень», листья начинают окрашиваться в желтый, красный, коричневый цвет. Можно наблюдать листопад, часто идут дожди, солнце светит не так ярко, цветы на клумбах засыхают и теряют свой цвет.
— Сейчас уже третий месяц осени. А как он называется? (Ноябрь).
— В ноябре тепло или холодно? (В ноябре становится холодно)
— Солнце светит ярко? (Светит, но не греет)
— Куда улетают птицы? (Птицы улетают в теплые края)
— Дожди идут часто или редко? (Дожди идут часто)
— Можно ли увидеть снег в ноябре? (В ноябре можно увидеть первый снег)
3. Сравнить природу в октябре и ноябре.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какая погода была в октябре, когда мы с вами наблюдали «золотую осень», и расскажем какая погода сейчас, в ноябре, поздней осенью. Я начну предложение, а вы его закончите.
— В октябре было тепло, а сейчас … (холодно)
— В октябре листья начинали падать с деревьев, а сейчас … (опали)
— В октябре птицы улетали на юг, а сейчас … (улетели)
— В октябре редко шли дожди, а сейчас… (часто)
— В октябре снега не было, а сейчас… (можно увидеть первый снег)
Воспитатель: Ноябрь – это последний месяц осени. Он очень холодный, дождливый. Небо хмурое, солнце появляется редко на небе и светит не так ярко.
4. Найди ошибку.
Воспитатель: Знаете, ребята. Прихожу я сегодня утром в нашу группу, а на столе лежит письмо. Как вы думаете. От кого оно? (от Незнайки) Давайте вместе его откроем. Незнайка пишет, что очень любит позднюю осень, и утверждает, что хорошо знает её признаки. Давайте это проверим? Если утверждение верное, вы будете хлопать, если неверное – топать.
— В ноябре люди ходят в легкой одежде. (Не верно, люди ходят в теплой одежде)
— В ноябре птицы прилетают из теплых стран (Не верно, птицы улетают в теплые края)
— В ноябре часто идут дожди (Верно)
— В ноябре можно увидеть первый снег (Верно)
— В ноябре почки на деревьях набухают и листья распускаются (Не верно. Листья опадают с деревьев, природа увядает).
— Ноябрь – это последний месяц осени. ( Верно)
Воспитатель: Оказывается, Незнайка не очень хорошо знает признаки поздней осени, я ему обязательно отправлю ваши правильные ответы.
4. Физминутка.
Солнышко греет уже еле-еле,
Птицы на юг давно улетели,
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля.
5. Составление описательного рассказа о поздней осени по картинкам- символам.
— Ребята, сегодня мы с вами поучимся составлять описательный рассказ о поздней осени по опорным картинкам- символам. Давайте их рассмотрим.
— Что это за символ? (Солнце). Вам нужно будет рассказать, какое оно поздней осенью.
— А это у нас туча? (Да, туча). Туча будет символизировать небо. Что можно сказать о небе поздней осенью? (Хмурое, серое).
— А что значит солнце и месяц на одной картинке? (День и ночь). Ночи в ноябре становятся длиннее, а день короче.
— Что будет означать зонтик? (Дождь). Правильно, в ноябре часто идут холодные дожди.
— Почему здесь можно использовать символ – снежинку? (В ноябре можно увидеть первый снег).
— Посмотрите на дерево, на нем совсем нет листьев. Почему? (Осыпались).
— Кто изображен на следующей картинке-символе? (Мальчик). В чем он одет? (В теплой одежде, потому что стало холодно).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Послушайте, как я опишу позднюю осень по опорным картинкам-символам, а потом вы попробуете сделать это самостоятельно.
Наступила поздняя осень. Солнце светит редко и не греет. Небо серое, хмурое. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Часто идут холодные и моросящие дожди. В ноябре можно увидеть первый снег. Листья с деревьев опали, деревья стоят голые. Люди надели теплую одежду.
— Ребята, кто первый хочет рассказать о поздней осени, опираясь на картинки-символы? (Ответы детей).
6. Продуктивная деятельность.
Воспитатель: Ребята! Осень – щедрое время года. Оно богато чем? (Овощи, фрукты, орехи, грибы, желуди). Вот и у меня в волшебной коробке её дары. Подойдите, посмотрите, что в ней? (Ягоды рябины). Кисть рябины – главное украшение осени. А кто любит полакомится этими ягодами? (Снегири). Ребята, хотите, чтобы и к вам сейчас прилетели снегири? У вас на столах лежат рисунки с ветками рябины. Давайте сделаем их яркими и красочными, чтобы снегири их увидели, и прилетели к нам в группу.
8. Рефлексия. Дети раскрашивают ветки рябины, под музыку П.И. Чайковского «Ноябрь».
Воспитатель: Посмотрите на свою работу. По-моему, у вас получились очень красивые ветки рябины. Вот и снегири летят! (Воспитатель кладет на рисунок каждого ребенка изображение снегиря). А рисовали мы сегодня под прекрасную музыку, которую написал Пётр Ильич Чайковский, которая называется, как последний месяц осени… (Ноябрь).
Презентация творческого проекта в старшей группе
«Колокольчики»
Тема: «Творчество Николая Николаевича Носова»
Автор: Проценко Анна Ивановна
Организация: МБДОУ «Детский сад №22»
Населенный пункт: Ставропольский край, с. Надежда
Вид проекта: творческий, ролево–игровой.
Участники проекта: воспитанники старшей группы «Колокольчики», родители воспитанников, воспитатель группы.
Срок реализации: 2 недели, краткосрочный.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, познавательное развитие.
Актуальность: На сегодняшний день мы все чаще сталкиваемся с тем, что наши дети не читают и не хотят читать книги.
В нашем проекте мы решили работать с произведениями детского писателя Николая Николаевича Носова. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность рассказов Носова, их заразительность, и необыкновенный юмор. Произведения Николая Носова близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным и добрым другом детей.
Герои рассказов Н.Н. Носова, обязательно заняты каким-нибудь интересным делом: они строят инкубатор, разводят пчёл, работают на огороде, ездят в лес за ёлкой или варят кашу. После прочтения текста детям хочется прослушать их еще несколько раз. Пример героев побуждает читателей взяться за такое же увлекательное дело.
Цели проекта: Формирование у детей представлений о жизни и творчестве Н.Н. Носова, развивать у детей ценностно-смыслового восприятие и понимание произведений писателя, речевую культуру и художественно-творческие способности.
Задачи проекта:
- познакомить с биографией и основными произведениями детского писателя Николая Носова;
- способствовать нравственному и коммуникативному развитию дошкольников путем расширения кругозора детей и обогащения словарного запаса речи;
- воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык рассказов;
- воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений;
- формировать способность у детей быть внимательными к своим сверстникам, к близким людям, совершать для них добрые дела, побуждать детей к положительным поступкам;
- развивать у детей способности к рассуждению, образное мышление, фантазию, творческие способности;
- формировать умение инсценировать эпизоды сказок;
- развивать познавательные и интеллектуальные способности, речь детей;
- приобщить родителей к семейному чтению литературы.
Ожидаемые результаты: Воспитанники имеют представления о жизни и творчестве Н. Н. Носова, проявляют познавательный и эмоциональный отклик на содержание произведений поэта. Свободно, последовательно, логично и грамотно выражают свои мысли, чувства в речи. Творчески передают отношение к литературным образам в коммуникативной, театрализованной, игровой, изобразительной, музыкальной видах деятельности.
Этапы проекта | Содержание деятельности | Участники |
1.Подгото-вительный этап | 1. Обсуждение проекта, выяснение возможностей и средств для реализации проекта. 2. Сбор информационного материала, подготовка виртуальной экскурсии в библиотеку, оформления книжного уголка, подборка игрового и дидактического материала к играм – драматизациям и сюжетно — ролевым играм по произведениям Н. Н. Носова, иллюстрации к рассказам, фотографий по биографии, видеодисков с мультфильмами по рассказам Н.Н. Носова, аудиозаписи рассказов. 3. Знакомство родителей с проектом, пополнения книжного уголка. Выполнение книжек самоделок, иллюстрации (рисунки) к книжкам. | Воспитатель, родители, дети |
2.Основной этап | 1. Знакомство с биографией Н.Н. Носова. Рассматривание и обсуждение альбома «Семья Николая Носова» 2. Рассматривание портретов Н.Н. Носова, выполненных разными художниками. 3. Чтение рассказов, просмотр мультфильмов, прослушивание аудиозаписей по произведениям Н. Н. Носова, обсуждения. 4. Пересказ рассказов или отрывков из рассказов. 5. Виртуальная экскурсия в библиотеку: «Творчество Н. Н. Носова». 6. Рассматривание иллюстраций к книгам Н. Носова художника — иллюстратора И. Семенова. 7. Проведение Вечера загадок и викторины по произведениям Н. Н. Носова. 8. Самостоятельное составление смешных стихотворений из произведения «Как Незнайка был писателем», подбирая рифму. 9.Изготовление костюмов, атрибутов, декораций к драматизациям. 10. Инсценировка рассказов Н. Н. Носова «Огурцы», «Телефон». 11. Рисование по произведению «Незнайка и его друзья». Лепка по произведению «Живая шляпа». 12. Оформление ЛЭПБУКа «Н. Н. Носов» 13. Домашние чтения и разговоры с родителями о поэте и его рассказах. 14. Оформление выставки детских и семейных рисунков в группе по произведениям поэта. | Воспитатель, родители, дети |
3. Заключительный этап.
Презентация проекта.
Воспитатель: Добрый день, ребята, обратите внимание на портрет писателя. Вы знаете, кто это? (Н. Н. Носов). Хотите поучаствовать в игре «Мы знаем всё», которая посвящена писателю Николаю Николаевичу Носову?
Мы отправляемся в путешествие по произведениям Н. Носова. Вас ожидает 5 конкурсов. Главное – уметь слушать друг друга, договариваться, принимать совместное решение.
1. Разминка.
Воспитатель: Начинаем нашу игру с разминки. Я прочитаю вам стихотворение, а вы назовите произведения Носова, о которых в нем говорится.
С этой книжечкою сразу
Подружились ты и я,
В ней веселые рассказы,
Будто точно по заказу
Для тебя и для меня.
Фантазеры-почемучки!
Ваша жизнь полна вопросов,
И на радость много книжек
Сочинил писатель Носов.
Есть про горку и про кашу,
Про Незнайку и про
Телефон, ступеньки, Дружка,
Про живую шляпу, автомобиль,
И как ночью возвращали
Сорванные огурцы.
Ответы: («Фантазеры», «На горке», «Мишкина каша», «Незнайка», «Телефон», «Ступеньки», «Дружок», «Живая шляпа», «Автомобиль», «Огурцы»).
Воспитатель: Отлично, вы были очень внимательные и отгадали все произведения Н. Носова.
2. «Блиц-опрос».
Воспитатель: Внимательно слушайте вопрос и дайте на него ответ.
Чем швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»? (картофелем)
Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы? («Фантазёры»)
В какой сказке Носов рассказал нам о человечках коротышках? («Приключение Незнайки и его друзей»)
Что нарвали на колхозном огороде мальчики? («Огурцы»)
На что обменял Виталик рыбку в рассказе «Карасик» (Милицейский свисток)
Сколько огурцов съел по дороге к колхозному полю Котька? (Один)
3. «Бюро находок»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Приглашаем Вас в бюро находок. Проходите, присаживайтесь. У нас есть коробка с находками. Попробуем, определить из каких произведений Н. Носова потерялись предметы. Вот одна находка (Шляпа). Из какого рассказа этот предмет? (Полные ответы детей).
1. Шляпа («Живая шляпа»)
2. Огурец («Огурцы»)
3. Лопата («На горке»)
4. Пистолет («Саша»)
5. Нитка с иголкой («Заплатка»)
6. Отвёртка, винтики («Приключения Незнайки и его друзей»)
4. Физминутка: «Зарядка».
5. «Чему учит рассказ?»
Воспитатель: Зачитывает пословицу, задача детей – определить к какому рассказу подходит данная пословица.
Молодцы, отлично справились с заданием! А вы знаете, что рассказы Н. Носова чему-то учат. Попробуем к этим рассказам подобрать пословицы? Как вы думаете, к какому рассказу подходит пословица:
1.У страха глаза велики. (Живая шляпа), а чему же она учит?
2. Дурной пример заразителен. (Огурцы)
3. Сумел испортить, сумей и исправить. (На горке)
4. Всё хорошо, что хорошо кончается. (Саша)
5. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Заплатка)
6. Ломать не строить. (Телефон)
6. Инсценировка отрывка из рассказа Н. Н. Носова «Фантазёры».
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием отлично справились. Но у Н. Носова очень много интересных и поучительных рассказов. А сейчас посмотрим инсценировку отрывка из рассказа Н. Н. Носова «Фантазёры»?
Ребёнок1: Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.
Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:
Ребёнок2: — Вот врут-то! И вам не стыдно?
Ребёнок3: — А чего стыдно? Мы же никого не обманываем.
— Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.
Ребёнок2: — Сказки! — Нашли занятие!
Ребёнок4: — А ты думаешь, легко выдумывать!
Ребёнок2: — Чего проще!
Ребёнок 3: — Ну, выдумай что-нибудь.
Ребёнок2: — Сейчас… . — Пожалуйста.
Ребёнок1: Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.
Ребёнок2: — Сейчас…- Э-э-э… гм… кхм э-э-э….
Ребёнок4: — Ну, что ты все «э» да «э»!
Ребёнок2: — Сейчас! Дайте подумать.
Ребёнок3: — Ну, думай, думай!
Ребёнок2: — Э-э-э….
Ребёнок1: — Снова сказал Игорь и посмотрел на небо
Ребёнок2: — Сейчас, сейчас… э-э-э…
Ребёнок3: — Говорил — чего проще! — Ну, чего же ты не выдумываешь?
Ребёнок2: — Сейчас… Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.
Ребёнок4: — Ну и что же ты тут выдумал?
Ребёнок2: — Ничего. Как было, так и рассказал.
Ребёнок3: — А говорил — выдумывать мастер!
Ребёнок2: — Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы все врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.
Ребёнок4: — Какая польза?
Ребёнок2: — А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза.
Ребёнок4: — Значит, из-за тебя, другому досталось, а ты и рад!
Ребёнок2: — А тебе что?
Ребёнок4: — Мне ничего. А вот ты этот, как это называется… Брехун! Вот!
Ребёнок2: — Сами вы брехуны!
Ребёнок3: — Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.
Ребёнок2: — Я и сам не стану с вами сидеть.
Ребёнок1: Игорь встал и ушел. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.
Ребёнок3: — Купим порцию и разделим пополам.
Ребёнок1: — Продавщица дала им мороженое на палочке.
Ребёнок3: — Пойдем домой — разрежем ножом, чтоб было точно.
Ребёнок4: — Пойдем.
Ребёнок1: — На лестнице они встретили Иру. Глаза у нее были заплаканные.
Ребёнок3: — Ты чего ревела?
Ребёнок5: — Меня мама гулять не пускала.
Ребёнок4: — За что?
Ребёнок5: — За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.
Ребёнок3: — Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем, я тебе свои пол порции мороженого дам.
Ребёнок4: — И я тебе свои пол порции отдам, вот только попробую разочек и отдам.
Ребёнок5: — А вы разве не хотите сами?
Ребёнок4: — Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня.
Ребёнок5: — Давайте лучше это мороженое, на троих разделим.
Ребёнок4: — Правильно! А то, у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.
Ребёнок1: — Пошли они домой, разделили мороженое на три части.
Ребёнок3: — Вкусная штука! Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.
Ребёнок5: — Ну, ты выдумываешь все! Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!
Ребёнок3: — Так оно ведь совсем маленькое было, ведрышко! Такое бумажное, не больше стакана…
Воспитатель: Спасибо ребята за инсценировку! Ребята, а вам понравилось? Продолжайте ребята уже со своими родителями знакомиться с произведениями Н. Н. Носова и с творчеством других писателей. И чтобы вы не потеряли страницу, на которой вы остановились, мы вам дарим закладки. Любите книги.
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь набирайтесь ума!
Дети прощаются и уходят.
Приложения:
- file0.docx.. 30,6 КБ
Опубликовано: 17.11.2021
Развитие связной речи дошкольников.
Автор: Ихьянова Ольга Станиславовна
воспитатель МАДОУ «Буратино»
Развитие связной речи дошкольников.
Ихьянова О.С.
Развитие связной речи дошкольников посредством ТРИЗ
Говорить – значит пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами. Чтобы говорить, ребенок должен владеть определенным запасом слов, активно пользоваться им, строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, уметь слушать и быть внимательным
Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики ( когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Итак, что же такое ТРИЗ? ТРИЗ – ЭТО ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА, ЦЕЛЬ КОТОРОЙ – СТИМУЛИРОВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ, НАУЧИТЬ МЫСЛИТЬ СИСТЕМНО И ВМЕСТЕ С ТЕМ НЕСТАНДАРТНО. ТРИЗ РАСПОЛАГАЕТ КОНКРЕТНЫМИ ПРИЁМАМИ, ПРАВИЛАМИ, ИНСТРУМЕНТАМИ ТВОРЧЕСТВА . Основоположником Триз стал отечественный изобретатель, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер.
«Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта»
(Генрих Саулович Альтшуллер).
Основная задача ТРИЗ- технологии – это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги.
Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
Основными целями ТРИЗ-образования для дошкольников являются: формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие твор-
ческих способностей; формирование качеств творческой личности.
Достижению этих целей способствует решение следующих задач:
Осуществление системного подхода в ознакомлении детей с человеком и миром, формирование системного мышления. Придание занятиям комплексного характера.
Воспитание интереса к собственным открытиям через поисковую и исследовательскую деятельность.
Развитие творчества, воображения в разнообразной продуктивной деятельности.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. Выделяют 4 этапа работы решения изобретательских задач.
Цель первого этапа- научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом?
Цель второго этапа- учить детей фантазировать , изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый.
Цель третьего этапа- решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью методов ТРИЗ.
На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации. Нас интересует использование приемов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольников, более подробно они раскрыты на третьем этапе работы.
На первом этапе
Можно применить следующие игры:
Игра “Да-Нетки” или “Угадай, что я загадала”
Игра “Черное-белое”
Игра “Наоборот” или “перевертыши” (проводится с мячом).
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить — разрушать выход — вход,…)
Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов
Пример “Помоги Золушке”
На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями
, которые они решают с помощью алгоритма.
Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.
Метод фокальных объектов (МФО)
– перенесение
Метод “Системный анализ”
(игра «Волшебный телевизор») Например
: Система “Лягушонок
”,
Особый этап работы педагога – тризовца – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик.
Метод “Каталог”
Метод разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 году. Его
суть в применении к синтезу сказок: построение связанного текста сказочного
содержания осуществляется с помощью наугад выбранных носителей (героев,
предметов, действий и т.д.). Метод создан для снятия психологической инерции и
стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места
происходящего.
Цель:
научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные
объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой
присутствуют два героя (положительный и отрицательный),имеющие свои цели; их
друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.
Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» (игрушки или картинки).
Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы
детям.
Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:
— Жил-был… Кто?
— С кем он дружил?
— Пришел злой… Кто?
— Кто помог друзьям спастись?
Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним детям задаются примерно
следующие вопросы:
— Жил-был… Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?)
— Пошел гулять (путешествовать, смотреть…)… Куда?
— Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?
— Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному
герою? Что стало со злым героем?
— Где наши друзья стали жить?
— Что стали делать?
(Вопросы составлены на основе адаптированного алгоритма сказок В.Я. Проппа).
Правила поиска ответа на вопрос:
— Задается вопрос детям. Например: ”Жил-был кто?”
— Ведущий открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать
пальчиком на любое слово (например: “Жил-был… карандаш!”) Значит, история
будет про карандаш, который попал в беду.
— Следующий “ответ” на вопрос ищется на любой другой странице.
— Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал
на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи,
либо найти другое на этой же строчке.
Во время работы с книгой дети могут терять интерес к сочинительству. Для снятия этого
эффекта необходимо:
— «Собирать» сюжет в быстром темпе.
— Эмоционально реагировать на каждый “найденный” ответ (удивление, радость,
ужас и т.д.).
— Использовать приемы драматизации.
— Прекратить искать “ответы” в книге, а придумывать вместе с детьми окончание
истории, используя элементы “мозгового штурма”.
По мере использования данного метода следует стремиться к тому, чтобы дети
самостоятельно делали связки наугад выбранных “ответов” и восстанавливали
последовательность вопросов.
Иногда роль ведущего берет на себя ребенок. Сам ставит вопросы и «читает» на них
ответ. Воспитатель осуществляет функцию контролера.
Время от времени рекомендуется вспоминать составленные истории и рассказывать их
так, как делают это артисты-сказочники. Сначала это делает воспитатель, а затем и
сами дети.
Коллаж из сказок.
Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. “ Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание . . .” Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.
Знакомые герои в новых обстоятельствах.
Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.
Сказка “Гуси – лебеди”.
Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.
Сказка от стишка
(Э. Стефановича)
— Не знахарка, не ведьма, не ворожка, Но обо всем, что в Миске, знает Ложка.
Ранним утром ложка из обыкновенной превратилась в волшебную и стала невидимкой . .
Спасательные ситуации в сказках
Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств.
“Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть . . .” Предложите свои варианты спасения котенка.
Сказки, по-новому
. Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.
Старая сказка – “Крошечка -Хаврошечка” Сказка по – новому – “Хаврошечка злая и ленивая”.
Сказки от “живых” капель и клякс.
Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: “на что похожа твоя или моя клякса?” “Кого или что напоминает?” далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы “живых” капель, клякс помогают сочинить сказку.
Моделирование сказок
Вначале необходимо обучить дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели. Например, показать какой – то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии.
Пример: черный домик
(это может быть домик бабы Яги или кого – то еще, а черный он потому что тот, кто живет в нем – злой . . .)
На следующем этапе
можно предложить несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать выбор и придумывание сказки пойдет быстрее. Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они уже смогут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с опорой на модель.
Главная задача взрослого — создать такую эмоциональную обстановку принятия решения, чтобы дети не боялись в творческих заданиях делать не так, «как положено».
Важно также четко провести границу: есть дидактические задания, где всегда есть правильный ответ, где вкладыш обязан соответствовать по форме и размеру отверстию, а герой — своей сказке. А есть — творческие задания, где принципиально НЕТ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ, где есть только разные возможности, которые каждый автор — и взрослый, и ребенок — использует так, КАК ХОЧЕТ. С первых же своих творческих шагов дети должны почувствовать, что в СВОЕЙ СКАЗКЕ они могут делать все, что захотят, что они — АВТОРЫ созданных новых работ, новой реальности и АВТОРАМ в ТВОРЧЕСТВЕ МОЖНО ВСЁ!
Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.
Результатами использования приёмов ТРИЗа в развитии связной речи у детей дошкольного возраста являются:
– повышение концентрации внимания, которое у детей, как правило, еще неустойчивое;
– повышение уровня понимания речи, активизация средства общения, обогащение словарного запаса, формирование правильного лексико-грамматического строя речи;
– формирование навыков связной речи:
ребенку надо составить рассказ (новую сказку), проследить логику событий и изобразить все схематично на основе символической аналогии (графическая аналогия);
– развитие изобретательских способностей и мышления детей, их творческого
воображения, художественного вкуса;
– положительная динамика в развитии памяти: ребенку надо запомнить новое сло-
восочетание и правильно употребить его в нужной ситуации;
– активизация мыслительной деятельности: ребенку необходимо решить поставленную
перед ним задачу и словесно объяснить, как ее решать (предложить свой вариант) (МФО);
– снятие с детей комплексов, развитие их эмоциональной стороны, т. е. ребенок не
только понимает, но и сам может изобразить мимикой, жестами различные эмоциональные состояния, объяснить их словами (эмпатия).
Таким образом, результативность проводимой работы по использованию приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования связной речи у детей дошкольного возраста соответствует высказыванию Л. С. Выготского о том, что «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».А теперь мы вам предлагаем составить синквейн со словом любовь.
Конспект НОД по
развитию речи в старшей группе.
Тема: «Составление описательного рассказа
по репродукции картины
И.И. Левитана «Золотая осень».
Работу
выполнил:
воспитатель
Мизева
Светлана
Михайловна
г.
Пермь, 2020.
Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень».
Цель: Закрепить представление детей об осеннем времени года.
Задачи:
1.Учить детей
составлять описательный рассказ по пейзажной картине из пяти – шести
предложений, соблюдая композицию рассказа, использовать в речи разные
синтаксические конструкции, образные слова и выражения.
2.Совершенствовать
монологическую речь детей, развивать наблюдательность, умение чувствовать и
передавать в рассказе настроение, заключенное в пейзаже, учить рассказывать
связно, плавно, эмоционально, узнавать образы осенней сказки в звуках музыки,
стихах, картине художника.
3. Обогащать
словарь детей.
4.
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.
Интеграция
образовательных областей: речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное
развитие.
Активизация словаря: Осень, осенние месяца; приметы осени: становится холоднее, листва
меняет свою окраску, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, сырость, урожай,
увядание, ранняя, золотая, багряная, поздняя, и др.
Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за осенними признаками, чтение
стихотворений и рассказов о осени, заучивание стихов, загадывание загадок,
проговаривание скороговорок, знакомство с жизнью лесных животных осенью,
рассматривание иллюстраций по теме.
Оборудование: Сюжетные
картины об осени, картина «Золотая осень» И. И. Левитан, мнемотаблица для
составления описательного рассказа по пейзажной картине, осенние листочки.,
произведение П.И. Чайковского «Времена года»
Ход занятия
Воспитатель беседует с детьми.
Воспитатель:
Ребята, с каким настроением вы приходите в детский сад?
Дети: С
хорошим.
Воспитатель:
А у вас всегда бывает хорошее настроение?
Дети: Нет не
всегда.
Воспитатель:
Как можно догадаться, какое у человека настроение?
Дети: По
глазам, по мимике, по разговору.
Воспитатель: Правильно, о настроении можно узнать по-разному.
Воспитатель: Интересно, а сможете вы узнать о настроении поэта по его
стихотворению?
Дети: Да
Воспитатель: Слушайте внимательно.
Унылая пора!
Очей очарованье!
Приятна мне
твоя прощальная краса –
Люблю я пышное
природы увяданье,
В багрец и в
золото одетые леса…
Воспитатель:
О каком времени года рассказал нам поэт А.С. Пушкин?
Дети: Об
осени.
Воспитатель:
С каким настроением, с какими чувствами писал он это стихотворение?
Дети:
Восхищением, нежностью, грустью, печалью.
Воспитатель:
Какими словами он определил свое настроение?
Дети: Очей
очарованье, краса, пышное увядание, унылая пора, прощальная краса.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, а по музыкальному произведению можно догадаться о
настроении музыканта?
Дети: Да.
Воспитатель:
Давайте попробуем.
Воспитатель предлагает детям прослушать грамзапись произведения П.
И. Чайковского «Времена года».
Воспитатель:
Какая музыка прозвучала: веселая или грустная?
Дети:
Грустная.
Воспитатель:
Какие чувства, какое настроение она у вас вызвала?
Дети: Грусть,
печаль.
Воспитатель:
Ребята, а с помощью рисунка можно выразить свое настроение?
Дети: Да
Воспитатель:
Правильно, по рисунку также можно догадаться о настроении художника, о его
чувствах, мечтах.
Воспитатель под грамзапись предлагает детям рассмотреть
репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень».
Воспитатель:
Ребята, посмотрите внимательно на картину: на луг, на речку, на золотые
листочки берез, на пожелтевшую, почти высохшую траву, на одинокий полуувядший
цветок, склонившийся прямо к воде и на яркое солнечное небо над ними.
Воспитатель:
А вы хотели бы оказаться на этом лугу?
Дети: Да
Воспитатель:
Как бы вы назвали эту картину?
Дети: Осенняя
пора, осень.
Воспитатель:
И. Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень». Как вы думаете,
почему?
Дети: Потому
что вся листва желтого цвета похожа на золото.
Воспитатель:
Правильно, ребята. Все на этой картине как будто золотое: пышное убранство
берез, яркий солнечный свет осеннего дня…
Воспитатель:
Какие приметы осени вы видите на этой картине?
Дети: Листва
на деревьях поменяла свою окраску.
Воспитатель:
Какое небо?
Дети: Яркое,
солнечное, голубое, прохладное.
Воспитатель: Какой день изображен на картине: ясный или пасмурный?
Дети: Ясный.
Воспитатель:
Есть ли на небе облака? Какие они?
Дети: Белое
облачко.
Воспитатель:
Как вы думаете, какое настроение у берез?
Дети:
Веселое, радостное, игривое настроение, они гордятся своими золотыми платьями.
Воспитатель:
А вы заметили одинокий цветок у ручья? Как вы думаете, какое настроение у
цветка?
Дети: Он
радуется яркому солнцу: радуется, что он такой красивый, но немного грустит,
потому что остался совсем один и скоро будет холодно.
Воспитатель:
А теперь давайте отгадаем, с каким настроением художник рисовал эту картину.
Дети: С
хорошим, веселым, радостным, светлым, восторженным и немного грустным.
Физ.
минутка «Листочки»
Листья
осенние тихо кружатся, — (Дети кружатся на кончиках
пальцев ног, руки
– в стороны,)
Листья нам
под ноги тихо ложатся – (приседают),
И под ногами
шуршат, шелестят, — (движения руками вправо-влево),
Воспитатель:
Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине рассказ, а поможет нам
составить рассказ мнемотаблица. Придумайте название своему рассказу и
расскажите об осеннем дне, об осеннем небе, об облаках, о солнце, о березах, об
одиноком цветке и о голубом ручье.
Примерный рассказ
Наступила
осень. Тоненькие березки с белыми стволами нарядились в ярко-желтые платья.
Дует легкий ветерок, листики обрываются с веток и летят, кружась в медленном
танце. Смотришь на березы и удивляешься, как это зеленые листочки превратились
в золотые. По лугу протекает темно-синяя река. Вода уже стала холодная. На
изгибе реки стоит одинокая красавица береза, ярко-желтая и ровная, как свечка.
Вдалеке виднеются зелено-коричневые деревья, ярко-зеленое поле и несколько
деревенских домиков.
Небо
голубое-голубое с легким белым облачком. Солнца не видно, но его присутствие
чувствуется во всем: словно горит и переливается золотая листва, играя в
солнечных лучах. А от деревьев падает тень. По тени можно догадаться, в какой
стороне находится солнце.
На берегу
реки ярко расцвел осенний цветок. Он радуется сам яркому лучистому солнцу и
радует всех своей красотой. Только жаль, что он остался один. Наверное, все
цветы уже отцвели.
Слушаем
рассказы по картине 2-3 детей с опорой на мнемотаблицу; в случае затруднения
педагог предлагает детям помочь рассказчику, подсказываю детям слова и фразы,
для выразительного описания.
Каждый
рассказ анализируется с участием всех детей группы.
Воспитатель: Закончить занятие я хочу словами Сергея Есенина:
Как дерево
роняет тихо листья,
Так я роняю
грустные слова.
И если время,
ветром разметая,
Сгребет их
все в один ненужный ком…
Скажите так…
что роща золотая
Отговорила
милым языком.
Сергей Есенин.
Итог.
Вопросы к
детям:
Воспитатель:
Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии? О чем говорили, что
составляли?
Дети: Мы
сегодня составляли рассказы про осень.
Воспитатель: Репродукция какого художника нам помогла это сделать?
Дети: Левитана.
Воспитатель:
Вы такие молодцы! Спасибо Вам за интересные рассказы.
И.И. Левитана
«Золотая осень»