Какие упражнения включаются в открытые занятия
Успех показательного занятия по физкультуре во многом зависит от того, насколько разнообразны виды упражнений, предлагаемые педагогом детям.
Таблица: виды упражнений для открытого занятия
Вид | Пример |
Отработка скорости движения в беге | «Наш поезд» Дети становятся друг за другом, берутся за плечи впереди стоящего. Под музыку первый в цепочке начинает двигаться по указанию водящего (педагога). Движения становятся резкими, из стороны в сторону, увеличивается скорость, но «поезд» не должен расцепиться. |
На ориентирование в пространстве (то есть на построение и перестроение) | На этапе разминки дети строятся в одну колонну, а затем перестраиваются в 3–4 звена. Упражнение можно усложнить увеличением числа перестроений. |
На равновесие | «Пройди по извилистой тропинке» Педагог на полу располагает верёвку, намеренно не выравнивая её. Это «тропинка». Малыши по очереди идут по ней, стараясь «не упасть» в пропасть. |
На развитие навыка имитации | Дети выполняют и повторяют рифмовку с движениями за педагогом: |
На тренировку навыка лазания | «Помоги обезьянке» Педагог на 5–6 рейке располагает игрушку-обезьянку, задача ребёнка: правильно, не пропуская рейки, залезть до нужного уровня и, дотронувшись до игрушки, слезть. |
Задания с мячом | Обычно это упражнения на отработку элементов спортивных игр с мячом. Например, сделать 4 броска в баскетбольное кольцо. По итогам подводятся итоги: кто забросил большее количество мячей. |
На тренировку внимания | «Xлоп и Топ» Педагог перечисляет предметы (дом, туалет, прихожая и пр.), а малыш хлопает в ладоши или топает ножкой каждый раз, когда слышит оговоренные заранее слова. |
На релаксацию (или игры малой подвижности) |
В открытое занятие включаются хорошо знакомые детям виды упражнений
Формы показательных занятий по физкультуре
Открытые физкультурные уроки могут быть в нескольких формах, доступных для понимания и полноценного участия малышей 4–5 лет:
- сюжетные уроки (непосредственная образовательная деятельность — НОД — организуется в виде сказки или истории, где дети участвуют в качестве действующих лиц, например, тема «Путешествие в лес» предполагает получение заданий детьми от Лешего, который рассердился и захватил всех зверей в лесу, а малыши пытаются вызволить животных);
- досуговые мероприятия (например, «Мой папа самый спортивный!» – такой формат занятий предполагает обязательное присутствие гостей);
- физкультурные праздники, построенные на комбинации подвижных игр и спортивных упражнений — с мячом, бадминтоном и пр., обычно приурочены к календарному празднику, которые являются продуктом совместной подготовки педагога, родителей и коллег, показывают достижения детей в здоровом образе жизни (ЗОЖ), к примеру, «Осень спортивная»;
- дни здоровья — мероприятия, призванные предупреждать утомляемость и мере возможности оздоравливать детей (малышей, коллег и детей, участвующих в подготовке).
Цели проведения открытых физкультурных занятий
Открытое занятия предполагает присутствие гостей. Ими могут быть как коллеги педагога, так и родители воспитанников.
Основные цели проведения показательного физкультурного урока состоят в:
- демонстрации уровня достигнутых результатов в физподготовке детей;
Открытые занятия демонстрируют уровень достижений детей в физподготовке
- презентации методического опыта педагога.
Кроме того, как и обычные физкультурные занятия, открытые уроки в любой возрастной группе, реализуя образовательное направление «Физическое развитие», преследуют следующие цели в отношении ребят:
- укреплять и сохранять физическое, психическое здоровье детей;
- показать наработки пополнения двигательного опыта (к примеру, освоение нескольких видов перестроений в рамках одного упражнения, или эстафеты);
- выявить уровень развития скоростных и силовых качеств малышей, а также продемонстрировать умения соотносить движения разных частей тела;
- продемонстрировать сформированность культурно-гигиенических навыков (КГН);
- показать активность детей в желании поддерживать здоровье.
Для педагога целями проведения открытого занятия является:
- презентация методических наработок (комбинаций приёмов, рифмовок, атрибутов и пр.) в работе с детьми определённого возраста;
- обобщение вопросов темы по самообразованию (открытые уроки являются неотъемлемым элементом практического этапа разработки проблемы в области образовательного направления «Физическое развитие»);
- пополнение опыта публичной презентации занятий (например, для участия в конкурсе педмастерства).
Открытые занятия пополняют опыт педагога в области подготовки профессиональных публичных мероприятий
Задачи проведения открытого физкультурного занятия с детьми 4–5 лет
Задачи показательных уроков также подразделяются на те, что ставятся перед детьми и те, что касаются педагога. При этом в обоих случаях они имеют чёткую ориентацию на возраст воспитанников. Для детей задачи открытых занятий по физкультуре заключаются в демонстрации:
- навыков освоения новых техник движений (например, бег спиной вперёд);
- умений передвигаться по гимнастической стенке разными техниками — опираясь на колени, локти, цепляясь пальцами рук, ног;
- навыка занимать исходную позу перед началом упражнения (например, метания мягкого мячика в цель) и выходит из неё после завершения выполнения задания;
- сноровки ловить и передавать мяч на расстояние до 1,5 метров, отбивать о пол, не теряя мячик, до пяти раз;
- способности удерживать равновесие в статике и в динамике;
- навыка строится в одну колонну, в шеренгу, по парам, а также делать 1–2 перестроения из одной позиции в другую;
- умения выполнять повороты на двухколёсном велосипеде;
- творческие способности в выразительном, грациозном и пластичном выполнении имитационных игровых действий в подвижных играх.
Для педагога задачами проведения открытого физкультурного занятия является:
- объединение детей общей интересной деятельностью (для этого инструктор по физвоспитанию придумывает сюжет, персонажей урока, которые призваны увлечь малышей);
- проработка теоретического материала и его практической интерпретации (педагог знакомится с теорией по целям проведения занятий, подбирает упражнения);
- составление такой комбинации заданий, которая позволит включить в занятие максимальное количество видов упражнений.
Для педагога важной задачей организации открытого занятия является объединение детей совместной деятельностью
Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 — 5 лет
Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе «Петрушка-физкультурник» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка-детский сад №3»Конспект ООД по образовательной области «познавательное развитие» в средней группе на тему:«Петрушка- физкультурник» Подготовила: Юнаева Т.А. Цель: Совершенствовать умение…
Физкультурный досуг для детей средней группы. Эстафета-развлечение к 23 февраля совместно с папами Эстафета-развлечение к 23 февраля в ДОУ совместно с папами. Средняя группа №10 «Затейники»
Ход развлечения: Дети под музыку заходят в спортивный зал, строятся в колонну. Родители находятся в спортивном зале на лавочках. Ведущий: Сегодня мы собрались чтобы поздравить наших пап и…
Ход занятия.
Дети входят в зал по ребристой дорожке и массажным коврикам, строятся в шеренгу.
И н с т р у к т о р. Здравствуйте, ребята! Скажите, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в необычную страну. Название этой страны вы узнаете,отгадав мою загадку:
Что дороже всех на свете,
И не купишь на планете? (Здоровье)
Да – это здоровье. Его не купишь ни за какие сокровища мира. Я вас приглашаю в страну Здоровья. А доставит нас туда паровоз Букашка. На 1, 2 расxитайсь! Направо! И отправляемся…
Движения в обход зала под музыку «Паровоз Букашка»
— обычная ходьба;
— ходьба на носках, на пятках;
— ходьба «Обезьянки»;
— бег с убыстрением и замедлением темпа движения;
— дыхательные упражнения в ходьбе;
— перестроение в 2 колонны
И н с т р у к т о р. Ребята, 1 станция на которой мы совершили остановку, называется «Спортивная».Ведь не даром говорится: «Отдай спорту время, а получи здоровье».
Спорт, ребята, очень нужен!
Мы со спортом крепко дружим!
Спорт помощник, спорт – здоровье,
Спорт – игра! Физкульт-ура!
А сейчас мы выполним упражнения.
Общеразвивающие упражнения:
1. И. п.: стойка ноги врозь, руки вдоль туловища. 1 – руки вперёд, 2 – руки вверх, 3 – руки в стороны, 4 – и. п. (5-6 раз.)
2. И. п.: то же. 1 – наклон туловища вперёд, 2 – наклон туловища назад, 3– наклон туловища вправо, 4 – наклон туловища влево. (5-6 раз.)
3. И. п.: сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. 1 – поднять руки вверх, 2 – наклон к правой ноге, руками достать носок ног, 3 — наклон к левой ноге, руками достать носок ног, 4 – и. п. (По 3 раза к каждой ноге.)
4. И. п.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. 1 – согнуть ноги в коленях, 2 – поднять прямые ноги вверх, 3 – опустить ноги, согнутые в коленях, 4 – и. п. (5-6 раз.)
5. И. п.: ноги вместе, руки вдоль туловища. 1 – присесть, руки вытянуть вперёд, 2 – встать, руки вдоль туловища, 3– присесть, руки вытянуть вперёд, 4 – и. п. (5-6 раз.)
6. И. п.: ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой на месте.
И н с т р у к т о р. Парами идём по кругу. Перестроиться в 1 колонну.
Молодцы, ребята! Наш паровоз отправляется дальше. (Ходьба по кругу под музыку. Остановиться. Повернуться налево.) Мы прибыли на станцию «Неболейкино». Здесь живут самые здоровые и не болеющие люди. Мы тоже хотим быть как они, и поэтому я предлагаю вам выполнить следующие задания.
Основные виды движений (выполняют поточно).
— ходьба по гимнастической скамейке, руки в стороны на середине присесть, в конце скамейки спрыгнуть;
— пролезание в обруч прямо в группировке;
— забрасывание мешочка с песком в корзину (S=1м) правой и левой рукой.
(Мальчики убирают скамейку, девочки – остальное оборудование.)
И н с т р у к т о р. Молодцы, ребята! Теперь мы стали такими же здоровыми, как и люди на этой станции.
Наш паровоз отправляется дальше. Направо раз, два! (Ходьба по кругу под музыку. Остановиться.) Налево, раз, два! Мы прибыли на станцию «Витаминная». Ребята, помочь сохранить здоровье и не заболеть можно с помощью витаминов. Витамины делают наш организм крепким и здоровым. Много витаминов содержится в овощах и фруктах. Какие вы знаете овощи? Фрукты? (Называют.). На этой станции я предлагаю вам поиграть в игру «Собери фрукты на компот, а овощи на суп».
Дети встают врассыпную. Проводится дыхательная гимнастика «Вырастем большими». (И. п.: о. с., 1 – 2 руки поднять вверх, потянуться, встать на носки – вдох, 3 – 4 руки опустить, встать на всю ступню – выдох,произнося: «Ух – ух!».
Ходьба на месте под музыку.
И н с т р у к т о р. Хорошо, ребята! Вот мы и прибыли в страну Здоровья. Её жители никогда не болеют. Что они для этого делают? (Правильно питаются, соблюдают правила гигиены, занимаются спортом,закаляются, делают гимнастику) А ещё они дружат с солнцем, воздухом и водой. Давайте и мы подружимся с солнцем и выполним массаж биологически активных зон «Солнышко».
Текст Движения
Солнце утром рано встало, Поднимают руки вверх, потягивают, делают руками «фонарик»
Всех детишек приласкало.
Гладит грудку, Массируют «дорожку» вдоль передне-серединного меридиана по спирали снизу вверх.
Гладит шейку, Поглаживают шею большими пальцами рук сверху вниз.
Гладит носик, Кулачками растирают крылья носа.
Гладит лоб, Проводят пальцами по лбу от середины к вискам.
Гладит ушки, Ладонями растирают уши.
Гладит ручки. Растирают ладошки.
Загорают дети! Вот! Поднимают руки вверх.
Дети под музыку идут по кругу и выходят из зала.
Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.
Задачи: Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели; сохранить некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, обогащать словарь, развивать звуковую культуру речи. Учить создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажей сказки Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость.
Материал и оборудование: Набор условных заместителей к сказке «Рукавичка» (рукавичка, 7 геометрических фигур разных по величине, и цвету). Счетные палочки. Картины с зимним пейзажем. Компьютер, музыкальная запись. Маски зверюшек, краски, губки и кисточки. Книжка со сказкой «Рукавичка».
Ход занятия
Дети проходят и садятся.
— Искрится, падает снежок. На землю и дома. А это значит, мой дружок, Что к нам пришла Зима! Снег! Снег! Снег – снежок… Белый и пушистый. Снег! Снег! Снег – снежок… Звёздно-серебристый.
— Дети, а какими словами можно описать снег? (Белый, холодный, чистый, пушистый, мягкий, серебристый, как вата) А вы рады снегу? Почему? В какие игры можно играть со снегом?
Дидактическое упражнение «Какой снег»
— Давайте, прямо сейчас покатаемся на лыжах. Вы не знаете, как можно в группе покататься на лыжах? Как думаешь ты? А кто думает по другому? Покажите, пожалуйста.(ответы детей)
— Посмотрите, что у меня в руках? Похожи палочки на лыжи? Я предлагаю вам превратить палочки в лыжи и отправиться в летний лес и так покататься на лыжах. Кто со мной согласен? Что сейчас лето (ответы детей). Можем мы встать на счетные палочки и поехать? (ответы детей) А хоти я покажу, как отправиться в зимний лес на счетных палочках.
Пальчиковая гимнастика «Лыжники»
Утром на лыжах кататься пошли,
Быстро до леса на лыжах дошли.
(пауза)
Время к обеду – весь лес обошли.
Дружно на лыжах домой мы пришли.
— Вот мы и в зимнем лесу. Красиво в зимнем лесу. Сыграем в вами в игру я буду говорить, а вы за мной повторяйте.
Чистоговорка «Зима»
Ма-ма-ма – пришла снежная зима.
Ег-ег-ег – все засыпал белый снег.
Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.
Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы.
Оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз.
Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.
— Послушайте мелодию и скажите, что нас ожидает дальше (звучит мелодия «В гостях у сказки»)?
— Нас встречает сказка (на доске – картинка). Ребята, что это? Как вы думаете, кто ее потерял? Я расскажу вам сказку. А вы, слушайте и смотрите сказку. Будете помогать, если мне нужна будет помощь? (ответы детей) Спасибо.
Чтение русской народной сказки «Рукавичка». Только сегодня у меня не обычные сказочные герои. Вот какие (показываю геометрические фигуры).
Сказка «Рукавичка»
Шёл дед лесом, а за ним бежала собачка.
Прямоугольником я обозначу дедушку, а собачка будет маленький прямоугольник.
Шёл дед, шёл, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка. Какая геометрическая фигура больше всего подойдет для обозначения мышки? Почему? (ответы детей)
влезла в эту рукавичку и говорит:
— Тут я буду жить.
А в это время лягушка — прыг-прыг! — спрашивает:
-Скажите, пожалуйста, правильно я подобрала фигурку для лягушки
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка. А ты кто?
— А я лягушка — попрыгушка. Пусти и меня!
— Иди.
Вот их уже двое. Бежит зайчик.
-Маша подбери геометрическую фигуру для зайчика. Почему? Кто думает по другому?
Подбежал к рукавичке, спрашивает:
— Настя, что спросил зайчик? Покажите сигналом согласны вы с ответом.(ответ детей)
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка. А ты кто?
— А я зайчик — побегайчик. Пустите и меня!
— Иди.
Вот их уже трое. Бежит лисичка:
-Андрей, выбери фигуру для обозначения лисы. Почему, ты выбрал эту фигуру?
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Полина, перечисли кто живет в рукавички.
— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка да зайчик — побегайчик. А ты кто?
— Лиза озвучить лисичку ответь за нее. Какой голос у лисы? Какая она бывает в сказках? Передай его голосом.
-А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!
Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок — и тоже к рукавичке, да и спрашивает:
— Не садись на пенек не еще пирожок. Так ребята должно быть? (ответы детей) А Как? Озвучь, Валера, пожалуйста.
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто?
— А я волчок — серый бочок. Пустите и меня!
— Ну, иди!
Влез и этот. Уже стало их….
— Сколько их стало жить? Как узнать точно? Что надо сделать? (ответы детей)
пятеро. А в рукавички тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:
— Ребята, покажите, как медведь ходит (подражание походке медведя) А какой голос у медведя низкий или высокий? Давайте все вместе спросим.
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок. А ты кто?
— Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка — батюшка. Пустите и меня!
— Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.
— Да как-нибудь!
— Ну, уж иди, только с краешку!
Влез и этот. Шестеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.
А тем временем дед хватился — нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:
— Как вы думаете, что сделала? (ответы детей)
— Гав-гав-гав!
Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.
Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!
Понравилась вам слушать и рассказывать сказку?
— Нам пока возвращаться в группу. Давайте скажем наши волшебные слова.
Хлоп, хлоп.
Топ-топ.
Вокруг себя обернись
И в группе окажись.
— Ребята, а ведь сказки можно не только слушать, но и показывать сказку. А мы с вами можем показать другим ребятам сказку. Что для этого нам понадобится? (ответы детей)
Показываю маску дедушки и собаки.
— Вот у меня есть заготовки масок зверей из сказки «Рукавичка». Можно такими масками показывать сказку? (ответы детей) Почему?
— Так давайте их закончим. То есть покрасим и раскрасим.
— Мы поделимся на пары, и каждая пара будет раскрашивать одну из масок. Сначала вместо кисточек мы будем пользоваться губками, а затем, когда у нас подсохнет первый слой краски, мы нарисуем все остальные части на маске: глаза, нос, усы.
Дети делятся на пары.
-Вот у нас на столе есть коричневая краска, зеленая, серая, красная и желтая. Какой цвет вы возьмете? (ответы детей).
-А какая краска нам понадобиться, чтобы покрасить лисичку? (ответы детей)
— Но у нас нет такой краски, как нам быть? (ответы детей)
— Ребята, я вам открою секрет, не которые краски смешиваются, и получается новый цвет.
-Чтобы получить оранжевый цвет, какие 2 краски нужно смешать? (ответы детей)
-А как вы думаете, а как я получила серый цвет? (ответы детей)
-Да, я смешала черный и серый (не большой опыт — на глазах у детей смешиваю 2 краски). Дети приступают раскрашивать.
Четверг 28.10.2021
Утро
ООД
Прогулка
1
2
половина дня
Прогулка
2
Вечер
Прием детей. Утренняя гимнастика.
Утренний круг: Приветствие
«Назови
имя друга». Улыбнитесь всем вокруг и скорей вставайте в круг. Мячик ты
передавай, Имя друга называй.
Новости дня: «Убережем
дом от пожара». Цель: познакомить детей с правилами
противопожарной безопасности, рассказать детям о причинах возникновения
домашнего пожара.
Игровая ситуация
«Марусин сундучок». Цель: Закреплять знания детей о свойствах материалов, из
которых изготовлены различные предметы.
Артикуляционные
упражнения. «Забьем гвозди» Мы построим дом большой, забьем
гвозди в нем (улыбаться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними
зубами, звонко, отчетливо и многократно повторяя: «дддд», «ттттт», «т-д-т-д-т».
Развитие речи. Ушакова.
Стр. 24. Занятие 3. Описание игрушек – собаки, лисы. Составление сюжетного
рассказа по набору игрушек. Цель: учить при описании игрушки называть ее
признаки, действия, связывать между собой предложения; закреплять умение
соотносить названия животных с названиями их детенышей; отрабатывать навыки
правильного произношения звуков [c] – [c”] изолированных,
в словах и фразах.
Прогулочная
карта №39.
Тема: «День здоровячков».
Цели: расширять
представления детей о важности сна для здоровья, а также гигиенических
процедур, движений, закаливания; познакомить детей с понятиями «здоровье» и
«болезнь»; развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и
состоянием организма, самочувствием; формировать представления о здоровом
образе жизни, о значении физических упражнений для организма человека. Беседа
о здоровье. Д/упражнение: «Что делать, чтобы…»
П/и «Витаминная
игра», «Лови, бросай, называй», «Не сбивай!»
Самостоятельная
деятельность детей: игры с выносным материалом, спортивным
инвентарем, предметами-заместителями.
Гимнастика после
сна. Комплекс
№2 (октябрь). (см. картотеку)
ННОД.
Конструирование. Лыкова. Стр. 50. «Как шишки стали лесными жителями».
Цель: Вызывать интерес
к конструированию обитателей леса из природного материала по замыслу. Помочь
сделать вывод о том, что из одной и той же природной формы (шишки) могут
получиться разные образы. Показать два новых способа соединения природных
форм: 1) втыкание детали в деталь, 2) прикручивание детали с помощью
проволоки или ленточки. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать
бережное отношение к природе.
Посещение детьми
кружков:
«Изостудия».
Прогулочная
карта №39. Тема:
«День здоровячков».
Цели: расширять представления
детей о важности сна для здоровья, а также гигиенических процедур, движений,
закаливания; познакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь»; развивать
умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием
организма, самочувствием; формировать представления о здоровом образе жизни,
о значении физических упражнений для организма человека.
П/и «Витаминная
игра», «Лови, бросай, называй», «Не сбивай!»
Самостоятельная
деятельность детей: игры с выносным материалом, спортивным
инвентарем, предметами-заместителями.
Вечерний круг.
Рефлексия-обсуждение
с
детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Что сегодня сделали по теме? Что
сегодня было интересно? Было ли сегодня такое, что вас огорчило? Что хотелось
бы изменить? За что можно похвалить себя (воспитателя)? Дети
становятся в круг и по очереди благодарят друг друга за совместные игры,
обнимаются друг с другом.
Чтение «Волк и
козлятки» обр. А.Н. Толстого. Цель: обратить внимания детей на злых и добрых
персонажей сказки, сопереживать героям, вести беседу по прочитанному.
Д/И: «Какой
предмет лишний». Цель: Учить классифицировать предметы и явления по
принципу связи с определенными сезонами.
Рассказывание «Дом, в котором я
живу». Цель: Упражнять в употреблении в речи простейших видов
сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Милана Хох и Кира
«Подбрось повыше». Цель: учить
бросать мяч вверх и ловить его двумя руками; развивать внимание.
Милана Хор, Ярослав и Полина Х.
«Подбрось повыше». Цель: учить
бросать мяч вверх и ловить его двумя руками; развивать внимание.
Варя, Лада и Азамат.
Формировать у детей умение
правильно держать ножницы, пользоваться ими, учить резать бумагу, продвигая
ножницы по прямой линии, получать длинные полосы. Ойгор и Артем
Создать условия для раскрашивания раскрасок
«Мебель». Цель: учить детей аккуратно раскрашивать не заходя за контуры.
Картинки с изображением предметов
и животных, в названиях которых есть звук [c]
8 шт и нет этого звука 8 шт.
Муляжи овощей и
фруктов, две корзинки, кегли, выносной игровой материал, спортивный инвентарь,
предметы-заместители.
Шишки еловые;
грецкие орехи, желуди, перышки, ракушки, веточки и т. д.
Выносной игровой
материал, спортивный инвентарь, предметы-заместители.
Иллюстрации к сказке, атрибуты
для д/и. Свободная деятельность детей в центрах активности.
Поговорить с
родителями о том, как важно приходить в детский сад без опоздания (до 8.30)
Правильная организация обучения детей с ОНР — очень сложное дело. Следует помнить, что, как и для нормально развивающихся детей, наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребёнка, однако не превышает его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.
Дошкольный возраст — период образных форм сознания, поэтому основные средства, которыми ребёнок овладевает в этот период, образные: сенсорные эталоны, символы, знаки, различные модели, схемы.
Коррекционно-воспитательная работа, включающая развитие связной речи, имеет два направления.
- Формирование базы для речевой деятельности.
- Самостоятельная речевая деятельность.
Реализация второго направления предполагает определённые этапы в работе:
- оставление предложений разных конструкций;
- упражнение в диалогической речи;
- упражнение в инициативной связной описательно-повествовательной речи.
Опыт показывает, что использование картинного материала, метода моделирования, мнемоники, элементов театрализованной деятельности, различных игровых приёмов могут быть успешно использованы в развитии связной речи у детей с ОНР. Они дают возможность обобщённо познавать явление, способствуют развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления и тесно связанной с ними речи в целом.
Развитие фразовой и диалогической форм речи
Обучение составлению предложений является подготовительным этапом к упражнениям в связной речи. Оно проводится по мере необходимости на индивидуальных и подгрупповых занятиях, и только иногда используется как часть группового занятия. Подготовительная работа включает также ряд развивающих речевых игр и упражнений, направленных на активизацию речемыслительной деятельности, закрепление навыков составления фразовых высказываний, формирование словесного творчества и чувства языка. (Приложение 1)
Как показали исследования, старшие дошкольники с ОНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной диалогической речи. Дети затрудняются длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны, у них слабо сформированы навыки рассуждения, отсутствует аргументация. Каждый ребёнок говорит о своём и не слышит партнёра, не отвечает эмпатией на собеседника. Для развития просодической стороны речи и эмоциональных проявлений детей нам, как педагогам-практикам, показалась интересной нетрадиционная форма работы над диалогической формой речи — метод интервьюирования.
Этот метод позволяет отойти от традиционных методов обучения развития связной речи. В виде беседы происходит практическое усвоение вопросно-ответной формы, помогающее соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания, а также овладеть простыми синтаксическими моделями фраз.
Цель предлагаемого метода — развитие диалогической формы речи с включением второго ребёнка в речевую деятельность. Научить детей планировать свою речь, понимать предметные ситуации, выстраивать их в определённой логической последовательности, совершенствовать навыки использования невербальных средств общения, опираться при составлении связного высказывания на условные знаки, отображающие ход беседы детей друг с другом — основные задачи, которые стоят перед педагогом.
При закреплении лексической темы очень важна чёткая постановка вопросов, необходимых для проведения интервью. Собственный сенсорный и практический опыт ребёнка уточняется, обогащается представлениями в ответах других сверстников, что в дальнейшем отражается на качестве его рассказа. Для успешного решения задач развития диалогической речи целесообразно использовать игровые приёмы, что увеличивает эффективность занятия; например, дети «отправляются» на экскурсию, на прогулку, в путешествие, на выставку, где и проводится интервью.
К приёмам развития диалогической формы речи можно отнести игру из технологии ТРИЗ «Да-нетки». Игра требует не только широких знаний по лексической теме, но и хорошо развитых логического мышления, умения задавать вопросы.
Работа над пересказом
Все занятия по обучению инициативной связной речи разбиты на три группы: рассказы по восприятию, памяти, воображению.
Картинный материал и средства графического моделирования (схемы, модели, мнемотаблицы, предметные, сюжетные картинки, серии, пиктограммы и т.п.) для активизации связной речи используются при обучении:
- пересказу;
- составлению описательного рассказа о единичных предметах, по серии картин, картине;
- составлению рассказов из личного опыта;
- рассказыванию с элементами творчества.
Серьёзные затруднения при пересказе привели нас к применению обучения наглядному моделированию смыслового содержания текста с учётом специфических нарушений связной речи и потенциальных возможностей детей.
Овладение приёмами моделирования значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов (внимания, памяти, образного мышления), а также на перекодирование информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы. Пересказ требует дословного запоминания текстовой информации. Совершенно очевидно, что ребёнок, как и взрослый, воспроизводит текстовые сведения по припоминаемым картинкам. Когда мы слушаем или читаем рассказ, сказку, воссоздающее воображение автоматически переводит слова в зрительные образы. Благодаря этому процессу запоминаются как бы отдельные кадры из «просмотренного кино», вызванного в воображении этим текстом. Процесс воспроизведения, пересказа прочитанного или услышанного напоминает рассказ по картинкам.
Опора на визуальный образ важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации — наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в сказках, текстах.
Сопровождающая при свободном пересказе текстового сообщения в качестве зрительной опоры яркая, красочная иллюстрация в виде сюжетной картинки с детализацией изображений и даже не всегда имеющей значимости для рассказа поможет ребёнку в обогащении связного высказывания. При необходимости точного повторения достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчает запоминание и воспроизведение целостного образа.
Обучая детей рассказыванию, учим детей с ОНР использовать схемы-модели в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ и как его завершить.
Обучению пересказу помогают тексты, выбранные с учётом возрастных и речевых возможностей детей и рекомендованных программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с ОНР.
На начальных этапах обучения пересказу используем иллюстрированные панно и опорные картинки, затем иллюстрации меняются на условные схемы, которые помогают детям учиться составлять план пересказа. На более поздних этапах дети сами составляют простые рисунки-схемы при пересказе, работе с деформированным текстом.
Использование опорных рисунков для обучения пересказу увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для дошкольников с речевой патологией. Как уже было отмечено, в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запоминать текст. Сначала следует подбирать опорные картинки к выбранному тексту (желательно к каждому предложению — рассказы цепной структуры). (Приложение 2) Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении текста картинки выставляются на доске, после прочтения дети воспроизводят текст по опорным картинкам.
На более поздних этапах при работе над пересказом подбираем текст, кодируем его при помощи символов, читаем и по ходу чтения изображаем текст. Затем текст воспроизводится логопедом и детьми с опорой на рисунки. Далее дети «читают» текст хором, группами, по одному. (Приложение 3) Дети второго года обучения придумывают рисунки-символы («шифруют») к текстам вместе с логопедом.
Знакомя детей с текстами, над которыми будем работать на занятиях по развитию речи, часто используем различные виды театра: настольный, пальчиковый, теневой. Для поддержания интереса детей рассказываем сказку, текст от имени кукольного героя, либо сами переодеваемся, перевоплощаясь в «Сказочницу», «Бабушку-Загадушку», «Волшебницу» и
т.п. Работая над пересказом, используем различные его виды: цепочкой; по частям; по ролям; выборочный; краткий; с изменением лица, от которого ведётся повествование. Придумываем с детьми диалоги между героями, события, предшествующие изображённым в тексте; предлагаем детям подумать, как сделать героев лучше, добрее, изменить конец; драматизируем сказки, истории.
Мнемотехника в работе над составлением описательных рассказов
При обучении детей описанию предметов решаются следующие задачи:
- развитие умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;
- формирование обобщённых представлений о правилах построения рассказа-описания;
- овладение языковыми средствами, необходимыми для такого рассказа.
Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи недостаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребёнка по выделению признаков и свойств предмета или явления. Кроме того, внутренняя организация такого сообщения не имеет жёсткой структуры.
Обучение описанию предмета проводится с использованием картинного плана, который позволяет систематизировать полученные знания, спланировать высказывание. План устанавливает последовательность, определяет содержание рассказа. Картинный план — это 6-8 карточек, каждая из которых представляет признак предмета, явления, о котором надо рассказать. На более поздних этапах обучения составления рассказов-описаний детям предлагается готовый план — мнемотаблица. (Приложение 4)
Мнемоника, или мнемотехника, — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Процесс запоминания делится на 4 этапа:
- кодирование элементов информации в зрительные образы;
- собственно сам процесс запоминания;
- запоминание последовательности информации;
- закрепление информации в памяти.
Важно отметить, что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушения в работе этих психических процессов сделают практически невозможным произвольное запоминание.
Мозг не хранит информацию в привычном смысле этого слова. Он способен сохранять только связи. Внутренние связи, существующие в реальных объектах, выделяются мозгом и запоминаются им автоматически. В дальнейшем, по отдельной части информации мозг создаёт целостный образ объекта. Ни сам объект, ни его характеристики мозгом не фиксируются. Вся система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении. Именно с помощью мыслительных операций сознательно контролируется процесс запоминания, припоминания и сохранения информации в мозге, где зрительные образы — инструмент для запоминания.
У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти.
Такой приём особенно важен для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. Однако для развития связной речи применение одних искусственных приёмов мало, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным. Особенность методики — применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы понятны и максимально приближены к речевому материалу.
На логопедических занятиях учим не только рассказывать по картинному плану, но и обозначать его графически. На доске заполняются клетки таблицы, а каждый ребёнок заполняет свою собственную, с помощью которой он имеет возможность составить рассказ-описание или загадку о любом предмете по данной лексической теме.
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов или объектов. (Приложение 5)
На занятиях по составлению описаний используются красочные игрушки, натуральные предметы, картинки с изображением птиц, животных, растений, предметов окружающего мира. Внимание детей направляется на выбор более точных определений, умение контролировать свою речь, точно соотносить предмет с его признаками. К работе привлекаются кукольные персонажи, которые «будут интересоваться» рассказом ребёнка. Можно предложить ребёнку «быть» знатоком, журналистом, экскурсоводом, рассказывающем о чём — или о ком-либо. Это повышает эмоциональный настрой, побуждает к более детальному описанию.
Поведение взрослого должно отличаться гибкостью, потому что картинный план позволяет каждому дошкольнику находить свой вариант высказывания. При использовании картинного плана речь логопеда сводится к минимуму: он молча показывает на символическое изображение признака предмета. В случае затруднения для дополнения, исправления речи говорящего можно привлекать других детей.
При обучении составлению описательного рассказа используются следующие приёмы:
- логопед даёт образец рассказа, раскладывая карточки, а дети повторяют его;
- логопед описывает предмет, ребёнок раскладывает карточки, а дети повторяют рассказ;
- на полотне располагаются все карточки, кроме первой, логопед описывает предмет по плану-схеме, дети угадывают, что это, затем повторяют описание;
- логопед начинает описание, ребёнок продолжает его по оставшимся карточкам;
- игра «Карточка обиделась». От одной до трёх карточки повёрнуты изображением вниз. Ребёнок составляет описание предмета, включая в рассказ закрытые пункты плана.
- игра «Карточки разбежались». Логопед предлагает детям составить рассказ-описание, чтобы помочь Незнайке, от которого убежали все карточки. Детям приходится составлять описание, удерживая в памяти план рассказа.
Интерес детей к теме, их желание говорить зависит от педагога, его манеры вести занятие, эмоциональности, умения поощрять свободные высказывания детей, не подавляя их речевую активность. Любую, даже неудачную попытку ребёнка выразить свою мысль необходимо поддерживать, тактично исправляя неточность. Успехи детей можно поощрять различными знаками: фишками, жетонами, флажками, звёздочками. (Приложение 6)
Составление рассказов по картине, серии
Большие возможности для развития связной речи дают сюжетная картина, серия. Особое внимание уделяется методам, направленным на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления.
Рекомендуется несколько видов занятий с картинным материалом:
1. Составление рассказов по многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или сценок в пределах общего, хорошо знакомого сюжета. Такие картины позволяют составить короткие рассказы первоначально по отдельным фрагментам, что облегчает последующее составление связного рассказа-сообщения по всей картине.
2. Составление коротких рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, событий, определяющих общую тематику: «Ледоход», «В зимнем лесу».
3. Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий по опорным вопросам: «Скоро Новый год»».
4. Описание пейзажной картины. Дети называют время года, перечисляют предметы ландшафта в последовательности, определяемой пространственным расположением, описывают объекты по вопросам с использованием опорных картинок: Какое небо, солнце? Как выглядят река, лес, поле? Применяются также направляющие вопросы-указания: А теперь расскажи о берёзках.
5. Составление рассказа по серии после раскладывания картин в правильной последовательности, придумывание окончания истории, содержания пропущенного фрагмента, окончания истории и т.п.
Чтобы научить дошкольников выделять главное и второстепенное на картине, серии вначале в качестве образца можно использовать готовый повествовательный текст.
При обучении рассказыванию по картине, серии используются следующие приёмы:
- формулирование вопросов к рассказу;
- упорядочение вопросов в план для рассказа;
- составление картины, отражающей содержание рассказа;
- разбор содержания каждой картины серии в отдельности;
- образец рассказа педагога;
- наводящие вопросы;
- предваряющий план рассказа;
- рассказ по фрагментам картины;
- придумывание предваряющих, последующих событий того, что представлено на картине, серии;
- коллективное составление рассказа.
Вначале дети упражняются в составлении краткого, а затем более развёрнутого рассказа целиком по наводящим вопросам, в дальнейшем по подробному плану, предлагаемому педагогом.
Основные этапы работы с картинным материалом:
1. Определение состава картины, называние живых и неживых объектов, схематичное обозначение (Кто больше назовёт живых, неживых объектов? Кто больше увидит и запомнит? Кто самый внимательный?)
2. Нахождение связей между объектами на картине, серии. (Кто запомнил, чем заняты различные персонажи? Как связаны между собой соединённые линией объекты?)
3. Исследование картины на полисенсорной основе. (Закрой глаза, представь, что ты попал в картину. Что ты слышишь, чувствуешь, ощущаешь?)
4. Копилка образных сравнений. (Скажи, что это за предмет. Назови другой такой же.).
5. Выстраивание временной последовательности событий. (Придумай, что герой делал раньше, что случится потом.)
6. Выслушивание разных точек зрения. (Описание событий от лица какого-либо героя картины, серии.)
Работа по картине проводится на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Дошкольники учатся анализировать и обобщать содержание картины, серии; у них формируется целостное и одновременно дифференцированное представление об изображённой ситуации. На групповом занятии дети уже справляются с подобным заданием: они могут логично, связно передать содержание, используя разнообразную лексику, сравнения.
Особенности работы над рассказом из личного опыта
При составлении рассказов из личного опыта дети должны научиться планировать свою речь, понимать предметные ситуации, выстраивать их в логической последовательности; делать графические зарисовки. Опираться на схему, отображающую ход событий.
Только проанализировав ситуацию, в которой участвовал сам ребёнок, он может воспроизвести характерные для неё события.
Логопед даёт чёткую установку: прежде чем рассказывать что-то из своего опыта, нужно мысленно нарисовать этюд, который ляжет в основу рассказа. Таким «мысленным рисунком» (определённым набором предметов, их расстановкой) ребёнок обозначает границы сюжета. «Мысленный рисунок» даёт ему возможность понять, что такое эпизод, и осознанно представить основу повествования.
Можно использовать такой приём: дети рисуют или вкладывают готовые картинки в специально обозначенные на бумаге места, указывающие на логику последовательного изложения событий. Таким образом, получается сюжетная основа для рассказа с алгоритмом: что было сначала, что дальше, чем закончилась история.
Рассказы из личного опыта целесообразно проводить после утренников, экскурсий, досуговых мероприятий, а также наблюдений во время прогулок, общественно-полезных дел и др. Рассказ составляется с опорой на образец педагога и предваряющий вопросный план. Используется коллективная форма составления, приём его дополнения другими детьми. При рассказывании на основе коллективного опыта можно применять рисунки самих детей, отражающие события жизни ДОУ.
Важно научить детей соединять в рассказе наблюдения за собой и действиями других. Это помогает уточнить, обогатить свой сенсорный и практический опыт, что положительно влияет на умение пересказа события.
Творческое рассказывание в работе с детьми с ОНР
Под творческим высказыванием понимают придуманные детьми истории с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облечённым в соответствующую словесную форму.
Подобная работа проводится в основном на втором году обучения (подготовительная группа). Элементы творчества, доступные детям, задания творческого характера: игры-инсценировки; составление пересказов с изменением действующих лиц; лиц, от которого ведётся повествование.
Для формирования навыка составления самостоятельного рассказа проводятся следующие вид занятий:
- составление рассказа по аналогии;
- придумывание продолжения незавершённого рассказа;
- придумывание предшествующих изображённого на картине, серии, в тексте событий;
- составление сюжетного рассказа по набору игрушек;
- сочинение на заданную тему по нескольким опорным словам, предметным картинкам и др.
Обучение составлению по опорным словам целесообразно вначале проводить в сочетании с демонстрацией соответствующих картинок: мальчик — удочка — река; ребята — лес — ёжик; мальчик — озеро — плот. Помимо предметных картинок, могут использоваться картинки с изображением пейзажа. Они выполняют функцию своеобразного картинного плана. Возникающие у детей при восприятии слов наглядные образы дополняются, уточняются конкретными деталями, которые могут быть использованы при решении творческой задачи. Затем детям предлагается тема рассказа, определяющая его возможную событийную основу: «Случай на реке», «Приключение в зоопарке», «История в лесу». Для облегчения выполнения задания применяется план-схема: Что было раньше? Что случилось потом? Чем закончилась история? Используется также краткий план из трёх-четырёх вопросов, к составлению которого привлекаются дети.
Беседа-обсуждение предложенной темы (активизация и уточнение имеющихся у детей представлений, связанных с темой рассказа):
- коллективное составление плана и графической схемы будущего рассказа;
- направляющие указания к составлению рассказов (дети определяют место, время действия, основных персонажей);
- обсуждение и анализ детских рассказов;
- домашние задания (пересказать родителям составленный на занятии рассказ, придумать другие рассказы на ту же тему).
Наблюдения показали: использование картинного материала, моделей, мнемотаблиц, схем, игровых приёмов, элементов театрализованной деятельности облегчает процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных и повествовательных связных высказываний, их связностью. Анализ рассказов выявил улучшение почти всех показателей: большинство детей к концу обучения самостоятельно, без наводящих вопросов описывали игрушки, животных, растения, птиц; пересказывали тексты; составляли рассказы по картине, серии, из личного опыта, творческого характера. (Приложение 7)
Список использованной литературы
- Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР [Альбом 1 Мир растений] / Н.Е.Арбекова. — М.: Издательство «Гном», 2010. — 56 с.
- Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР [Альбом 2 Мир животных] / Н.Е.Арбекова. — М.: Издательство «Гном», 2010. — 64 с.
- Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР [Альбом 3 Мир человека] / Н.Е.Арбекова. — М.: Издательство «Гном», 2010. — 68 с.
- Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР [Текст]: Конспекты фронтальных занятий логопеда / Н. Е. Арбекова. — М.: Издательство «Гном», 2011. — 78 с.
- Барсукова, Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек [Текст] / Е.Л.Барсукова // Логопед. — 2009. — № 5. — С. 13-19.
- Бардышева, Т.Ю., Чохонелидзе, Т.А. Пересказы и рассказы [Текст]: Учебно-методическое пособие для чтения взрослыми детям / Т.Ю.Бардышева, Т.А.Чохонелидзе. — М.: «Карапуз», «Гелеос», 2008. — 94 с.
- Белошистая, А.В., Шляхтина, Т.Ю. Учимся сочинять и рассказывать [Текст] /А.В.Белошистая, Т.Ю.Шляхтина. — М., 2007. — 84 с.
- Большева, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления и речи дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] / Т.В.Большева. — СПб., 2005. — 54 с.
- Воробьёва, В.К. Обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи [Текст] / В.К.Воробьёва // Дефектология. — 1990. — №4. — С. 27-39.
- Гурьева, Н.А. Год до школы. Развиваем память [Текст]: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике / Н.А.Гурьева. — СПб., 2000. — 47с.
- Ивановская, О.Г., Гадасина, Л.Я., Савченко, С.Ф. Занятия с логопедом по обучению связной речи детей 6-7 лет на основе разрезных картинок [Текст] /О.Г.Ивановская, Л.Я.Гадасина, С.Ф.Савченко. — СПб.: КАРО, 2009. — 93 с.
- Коноваленко, В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приёмы [Текст]: методическое пособие / В.В.Коноваленко.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. — 67 с.
- Кротова, И.В. Метод интервьюирования в обогащении словаря детей 6-7 лет с ОНР [Текст] / И.В.Кротова // Логопед. — 2010. — № 7. — С. 61-67.
- Лапп, Е.А. Активизация инициативной связной речи дошкольников с амблиопией и косоглазием средствами графического моделирования [Текст] / Е.А.Лапп //Логопед. — 2005. — № 4. — С. 43-51.
- Малетина, Н.С., Пономарёва, Л. В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР [Текст] /Н.С.Малетина // Дошкольное воспитание. — 2004. — №6. — С. 23-32.
- Миронова, С А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / С.А.Миронова. — М., 2007. — 93 с.
Омельченко, Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] / Л.В.Омельченко // Логопед. — 2008. — №4. — С. 13-19. - Соломенникова, Л.О. Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи [Текст] / Л.О.Соломенникова // Дошкольное воспитание. — 1999. — №4. — С. 73-81.
- Строгова, С.Ю. Развитие связной речи детей с использованием метода моделирования [Текст] / С.Ю.Строгова // Логопед. — 2010. — №8. — С. 67/
- Ткаченко, Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст] / Т.А.Ткаченко //Дошкольное воспитание. — 1990. — №10. — С. 30-33.