Составление сказки как ежик выручил зайца подготовительная группа

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группепровел: воспитатель подготовительной группы м.е. артюшевскаятема: придумывание сказки на тему: как

Конспект занятия

по развитию речи

в подготовительной к школе группе

Провел: Воспитатель

 подготовительной группы

 М.Е. Артюшевская

Тема: Придумывание сказки на тему: «Как ежик выручил зайца»

Цель: Развивать связную речь, творческое воображение.

Задачи:

Образовательные:

— продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему, описывать внешний вид персонажей и их поступки

— учить подбирать однокоренные слова, подбирать синонимы, антонимы;

— закреплять знания детей о диких животных;

Развивающие:

— развивать связную речь творческое воображение, логическое мышление.

Воспитательные:

— воспитывать любовь к природе, доброе, заботливое отношение к животным;

Коррекционные:

— расширять и активизировать речевой запас детей на основе представлений об окружающем.

Здоровье-сберегающие:

— чередовать виды деятельности, предупреждая утомление детей.

Методы и приемы:

— наглядный, словесный, практический, игровой.

Материалы:

— игрушки лиса, заяц, ёж;

— макет лесной поляны;

— фланелеграф;

— картинки (ёж, заяц, лиса);

— указка;

— старичок-лесовичок, загадки.

Предварительная работа:

— чтение художественных произведений, сказок, рассказов о животных В. Сутеева;

— рассматривание иллюстраций с изображением животных;

— экскурсия в музей в зал «Животные наших лесов».

Ход занятия

Организационный момент.

Дети входят, вступают в круг, здороваются. Упражнения «подари улыбку»

(дыхательные упражнения). Пальчиковая гимнастика «я здороваюсь везде».

Предлагаю детям закрыть глаза «вокруг себя обернись и в лесу очутись». Дети

открывают глаза, появляются бутафорские деревья, а под ними животные (игрушки белка, ёж, заяц, лиса) и грибы.

Смотрите сколько здесь много деревьев. А в лесу деревья какие (высокие и низкие). А ствол у них, какой? (толстый и тонкий)

«Что такое лес.

Сосны до небес.

Ягоды грибы

Дикие звери»

В. А каких диких зверей вы знаете?

д. Волк, заяц, лось, медведь. Белка и т.д.

В. Почему их называют дикими?

д. Живут в лесу. Сами о себе заботятся: строят жилье, делают запасы.

В. Мы с вами в лесу, на полянке. А если эта полянка в лесу, она какая?

д. Лесная.

В. А кто следит за порядком в лесу?

д. Лесник или лесничий.

В. Смотрите, нас ожидает под елкой старичок-Лесовичок. Почему его так называют?

д. Он живет в лесу и охраняет лес.

В. А вы знаете как надо вести себя в лесу.

д. Громко не разговаривать, не шуметь в лесу, чтобы не мешать зверям, птицам не пугать их, нельзя ломать ветки, разжигать костер, топтать грибы, ягоды, мусорить в лесу.

В. Вот и давайте вести себя на лесной полянке тихо спокойно не шуметь, не мешать диким животным, которые готовятся к зиме. Давайте тихо сядем на пенечке лесника. А старичок-Лесовичок приготовил вам загадки.

Загадка 1

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А ниток ни одной.

                             (ёж)

В. Кто это?

— Ёж какой?

(колючий, маленький, медлительньий, тело покрыто иголками)

— А какие иголки у ежа?

(острые, жесткие, твердые, длинные)

— А зачем ему иголки?

Иголки нужны, чтобы защищаться от врагов, помогают делать запасы.

Кому нужны

Иголки для шитья,

Кому нужны иголки

Для житья.

                     (ёжику)

В. А какие еще бывают иголки?

д. Иголки для шитья, иголки у елки и сосны.

В. А вот еще загадка.

Загадка 2

Это что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной?

И стоит среди травы

Уши больше головы.

                                (заяц)

В. А как вы догадались?

д. У зайца длинные уши.

В. Заяц какой?

д. Заяц трусливый, боязливый, пугливый, быстрый, ловкий.

В. А как вы думаете ёж по характеру какой?

д. Отважный, смелый, храбрый.

В. Может ли заяц себя защитить?

д. Нет.

В. Что вы можете сказать заяц какой?

д. Трусливый, боязливый, пугливый.

В. А кто может обидеть зайца?

д. Охотники, лиса, волк.

Загадка З

Хитрая плутовка

Рыжая головка

Хвост пушистый

Мех золотистый.

                           (лиса)

В. Лиса какая?

д. Хитрая, ловкая, пушистая, золотистая плутовка.

В. Как ласково называют лису в сказках?

д. Лиса Патрикеевна, лисичка-сестричка, кумушка лиса, лиса плутовка.

Вот сколько много загадок про зверей мы отгадали.

В. Звери приглашают вас на веселую зарядку. Давайте встанем в круг и проведем лесную зарядку.

Мы проверили осанку и свели лопатки.

Мы походим на носках, а потом на пятках.

Пойдем мягко как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька трусишка,

И как серый волк волчище.

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся, ёжик сладко потянулся.

Пальчиковая гимнастика.

«Грибок»

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик гриб сорвал,

Этот пальчик гриб пожарил,

Этот пальчик грибок съел

Потому и потолстел.

Физкультминутка

Стали звери просыпаться

И зарядкой заниматься.

Первой лисонька бежала,

Она хвостиком виляла

Хвостик вправо, хвостик влево,

Она ловко им вертела.

Раз прыжок, а два присядка

Это заячья зарядка.

Ну а белка ловко скачет,

Словно мячик, словно мячик,

Потом спрячется в дупло

Не найдет ее никто.

В. Садитесь на свои пенечки. Мы с вами читали много сказок и рассказов о

диких животных а сейчас я предлагаю вам сочинить свои сказки, а название нам подскажет старичок-лесовичок. Сказка о том «как ежик зайца выручил».

Когда будете сочинять сказку не забывайте, что у сказки есть начало. Как начинаются обычно сказки? Какими словами?

Жили-были, жил-был

В сказке есть середина и конец. Сказка всегда заканчивается хорошо, добро побеждает зло.

Старичок-чесовичок вам поможет сочинить сказки и послушает всех, 4-5 сказок составляют дети. Дети придумывают свои сказки.

Итог: Вам понравилось составлять сказки. А чья сказка вам понравилась больше? Почему? Лесовичку-старичку тоже понравились ваши сказки. Он их запомнит и расскажет эти сказки всем лесным жителям в лесу.

В. Звери вас тоже поблагодарят за доброе отношение к ним. Понравилось вам в лесу? А что вам больше всех понравилось в лесу?

Да хорошо в лесу, но пора нам всем домой. «Вокруг себя обернись и в группе снова очутись»

До-свидания, до новых встреч, всего вам доброго.

Здравствуйте мои дорогие друзья,

 дети подготовительной группы №6!

Очень рад приветствовать вас в своем лесном доме. Я знаю, что вы очень любите природу и животных, заботитесь о них.  

Хочу напомнить вам несколько лесных правил, которые вы должны соблюдать:

1. Громко не разговаривайте, не шумите, чтобы не мешать зверям, не пугать птиц

2. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников

3. Разжигать костер

4. Топтать грибы, ягоды

5. Мусорить в лесу

Для вас я приготовил несколько загадок про своих друзей-жителей леса:

Загадка 1    Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А ниток ни одной.                             (ёж)

В. Кто это?

— Ёж какой?

(колючий, маленький, медлительньий, тело покрыто иголками)

— А какие иголки у ежа?

(острые, жесткие, твердые, длинные)

— А зачем ему иголки?

Иголки нужны, чтобы защищаться от врагов, помогают делать запасы.

Кому нужны

Иголки для шитья,

Кому нужны иголки

Для житья.                     (ёжику)

В. А какие еще бывают иголки?

д. Иголки для шитья, иголки у елки и сосны.

В. А вот еще загадка.

Загадка 2    Это что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной?

И стоит среди травы

Уши больше головы.                                (заяц)

В. А как вы догадались?

д. У зайца длинные уши.

В. Заяц какой?

д. Заяц трусливый, боязливый, пугливый, быстрый, ловкий.

В. А как вы думаете ёж по характеру какой?

д. Отважный, смелый, храбрый.

В. Может ли заяц себя защитить?

д. Нет.

В. Что вы можете сказать заяц какой?

д. Трусливый, боязливый, пугливый.

В. А кто может обидеть зайца?

д. Охотники, лиса, волк.

Загадка 3     Хитрая плутовка

Рыжая головка

Хвост пушистый

Мех золотистый.                            (лиса)

В. Лиса какая?

д. Хитрая, ловкая, пушистая, золотистая плутовка.

В. Как ласково называют лису в сказках?

д. Лиса Патрикеевна, лисичка-сестричка, кумушка лиса, лиса плутовка.

Вот сколько много загадок  про зверей мы отгадали.

Заяц и еж

Сказка эта, ребята, на небылицу похожа, а все же она правдивая, — дед мой, от которого я ее слышал, говаривал всякий раз, когда он с чувством и с толком ее рассказывал:

«Правда-то в ней, сынок, есть; а то зачем бы и стали ее рассказывать?»

А дело было вот как.

Случилось это в одно воскресное утро, в пору жатвы, как раз когда зацветает гречиха. Солнце на небе взошло яркое, утренний ветер дул по скошенному жнивью, жаворонки распевали над полями, пчелы гудели на гречихе; люди шли в праздничных одеждах в церковь, и всякая тварь земная радовалась, и еж в том числе тоже.

И стоял еж у своей двери сложа руки, дышал утренним воздухом и напевал про себя веселую песенку — не хорошую и не плохую, какую поют обычно ежи в теплое воскресное утро. И вот когда он тихо напевал про себя эту песенку, пришло ему в голову, что он может, пока его жена купает и одевает детей, прогуляться немного по полю да поглядеть, как растет брюква. А брюква росла совсем близко возле его дома, и он всегда ел ее вместе со своей семьей, потому и смотрел он на нее, как на свою. Сказано — сделано. Запер еж за собой дверь и направился в поле. Отойдя недалеко от дома, он хотел было пробраться через терновник, что рос возле поля, почти у того места, где росла и брюква, и вдруг заметил он зайца, который вышел за тем же делом — посмотреть на свою капусту. Увидел еж зайца и пожелал ему доброго утра. А заяц был господин вроде как бы знатный и уж очень надменный. Он ничего не ответил на привет ежа и сказал ему, скорчив презрительную гримасу:

— Чего это ты так рано бегаешь тут по полю?

— Гуляю, — говорит еж.

— Гуляешь? — засмеялся заяц. — Мне думается, что ты мог бы применить свои ноги для какого-нибудь более полезного дела.

Этот ответ сильно раздосадовал ежа: он мог бы все перенести, но о своих ногах он не позволял ничего говорить, — уж очень они были у него кривые.

— Ты, видно, воображаешь, — сказал еж зайцу, — что своими ногами ты можешь лучше управиться?

— Я думаю, — ответил заяц.

— Это надо еще проверить, — сказал еж. — Я готов биться об заклад, что если мы с тобой побежим взапуски, я прибегу первым.

— Да это прямо смешно — ты-то, со своими кривыми ногами? — сказал заяц. — Ну, что ж, если у тебя такая большая охота, я, пожалуй, согласен. А на что мы будем спорить?

— На один золотой луидор и на бутылку водки, — говорит еж.

— Идет! — ответил заяц. — Ну, тогда уж давай начнем сейчас.

— Нет, зачем нам так торопиться, я не согласен, — говорит еж, — ведь я еще ничего не ел и не пил. Сперва пойду домой и немного позавтракаю, а через полчаса вернусь на это же самое место.

Заяц согласился, и еж направился домой. По пути еж подумал про себя: «Заяц надеется на свои длинные ноги, но я-то его перехитрю. Хотя он и знатный господин, да глупый, он наверняка проиграет».

Пришел еж домой и говорит своей жене:

— Жена, скорее одевайся, придется тебе идти вместе со мной на поле.

— А что такое случилось? — спрашивает она.

— Да вот поспорили мы с зайцем на один золотой луидор и на бутылку водки: хочу бежать я с ним взапуски, и ты должна быть при этом.

— Ах, боже ты мой! — стала кричать на него жена. — Да ты что, одурел в самом деле. Да в своем ли ты уме? Как можешь ты бежать с зайцем взапуски?

— Да ты уж, жена, лучше помолчи, — говорит ей еж, — это дело мое. В мужские дела ты не вмешивайся. Ступай оденься и пойдем вместе со мной.

Что тут было ей делать? Хочешь не хочешь, а пришлось ей идти вслед за мужем.

Идут они вдвоем по дороге в поле, и говорит еж жене:

— А теперь внимательно выслушай, что я тебе скажу. Видишь, вон по тому большому полю мы и побежим с зайцем взапуски. Заяц будет бежать по одной борозде, а я по другой, а бежать мы начнем с горы. А твое дело — только стоять здесь, внизу, на борозде. Когда заяц пробежит по своей борозде, ты и крикнешь ему навстречу: «А я уже здесь!»

С тем и добрались они на поле. Указал еж жене место, где ей надо стоять, а сам отправился повыше. Когда он пришел, заяц был уже на месте.

— Давай, что ли, начинать? — говорит заяц.

— Ладно, — отвечает еж, — начнем.

И стал каждый на свою борозду. Начал заяц считать: «Ну, раз, два, три», и помчался, как вихрь, вниз по полю. А еж пробежал примерно шага три, забрался затем в борозду и уселся себе там преспокойно.

Добежал заяц до конца поля, а ежиха и кричит ему навстречу:

— А я уже здесь!

Заяц остановился и был немало удивлен: он подумал, что это кричит, конечно, сам еж, — а известно, что ежиха выглядит точно так же, как и еж. Но заяц подумал: «Тут что-то неладно» и крикнул:

— Давай побежим еще раз назад!

И кинулся он вихрем, прижав уши, по борозде, а ежиха осталась преспокойно на своем месте. Добежал заяц до конца поля, а еж кричит ему навстречу:

— А я уже здесь!

Разозлился заяц и крикнул:

— Давай бежать еще раз назад!

— Как хочешь, — ответил еж, — мне-то все равно, сколько тебе будет угодно.

Так бегал заяц еще семьдесят три раза, а еж все приходил первым. Всякий раз, когда заяц прибегал на край поля, еж или ежиха говорили:

— А я уже здесь!

Но на семьдесят четвертый раз не добежал заяц до конца: упал на передние ноги, пошла у него кровь горлом, и не мог он двинуться дальше.

Взял еж выигранные им золотой луидор и бутылку водки, вызвал свою жену из борозды, и они пошли вместе домой, оба друг другом вполне довольные. Если они не умерли, то живут они еще и сейчас.

Вот как оно вышло, что простой полевой еж обогнал зайца, и с той поры уже ни один заяц не решался больше бегать с ежом взапуски.

А сказки этой поученье такое: во-первых, никто, каким бы знатным он себя ни почитал, не должен себе позволять глумиться над простым человеком — хотя бы даже и над ежом. Во-вторых, дается совет такой: если надумает кто жениться, то пускай тот берет себе жену из того же круга, что и сам, и пусть будет она на него самого похожа. Вот, скажем, если ты еж, то и бери себе в жены ежиху, и так дальше.

Палочка-выручалочка

Шёл Ёжик домой. По дороге нагнал его Заяц, и пошли они вместе. Вдвоём дорога вдвое короче. До дома далеко — идут, разговаривают. А поперёк дороги палка лежала. За разговором Заяц её не заметил — споткнулся, чуть было не упал.

— Ах, ты!.. — рассердился Заяц. Наподдал палку ногой, и она далеко в сторону отлетела.

А Ёжик поднял палку, закинул её себе на плечо и побежал догонять Зайца.

Увидел Заяц у Ежа палку, удивился:

— Зачем тебе палка? Что в ней толку?

— Эта палка не простая, — объяснил Ёжик. — Это палочка-выручалочка.

Заяц в ответ только фыркнул. Пошли они дальше и дошли до ручья.

Заяц одним прыжком перескочил через ручей и крикнул уже с другого берега:

— Эй, Колючая Голова, бросай свою палку, тебе с нею сюда не перебраться!

Ничего не ответил Ёжик, отступил немного назад, разбежался, воткнул на бегу палку в середину ручья, одним махом перелетел на другой берег и стал рядом с Зайцем как ни в чём не бывало.

Заяц от удивления даже рот разинул:

— Здорово ты, оказывается, прыгаешь!

— Я прыгать совсем не умею, — сказал Ёжик, — это палочка-выручалочка — через всё-скакалочка мне помогла.

Пошли дальше. Прошли немного и вышли к болоту.

Заяц с кочки на кочку прыгает. Ёжик позади идёт, перед собой палкой дорогу проверяет.

— Эй, Колючая Голова, что ты там плетёшься еле-еле? Наверно, твоя палка…

Не успел Заяц договорить, как сорвался с кочки и провалился в трясину по самые уши. Вот-вот захлебнётся и утонет.

Перебрался Ёжик на кочку, поближе к Зайцу, и кричит:

— Хватайся за палку! Да покрепче!

Ухватился Заяц за палку. Ёжик изо всех сил дёрнул и вытянул своего друга из болота.

Когда выбрались на сухое место, Заяц говорит Ежу:

— Спасибо тебе, Ёжик, спас ты меня.

— Что ты! Это палочка-выручалочка — из беды-вытягалочка.

Пошли дальше и у самой опушки большого тёмного леса увидели на земле птенчика. Он выпал из гнезда и жалобно пищал, а родители кружились над ним, не зная, что делать.

— Помогите, помогите! — чирикали они.

Гнездо высоко — никак не достанешь. Ни Ёж, ни Заяц по деревьям лазить не умеют. А помочь надо

Думал Ёжик, думал и придумал.

— Становись лицом к дереву! — скомандовал он Зайцу.

Заяц стал лицом к дереву. Ёжик посадил птенца на кончик своей палки, залез с ней Зайцу на плечи, поднял как мог палку и достал почти до самого гнезда. Птенчик ещё раз пискнул и прыгнул прямо в гнездо.

Вот обрадовались его папа и мама! Вьются вокруг Зайца и Ежа, чирикают:

— Спасибо, спасибо, спасибо!

А Заяц говорит Ежу:

— Молодец, Ёжик! Хорошо придумал!

— Что ты! Это всё палочка-выручалочка — наверх-поднималочка!

Вошли в лес. Чем дальше идут, тем лес гуще, тем нее. Страшно Зайцу. А Ёжик виду не подаёт: идёт впереди, палкой ветки раздвигает.

И вдруг из-за дерева прямо на них огромный Волк выскочил, загородил дорогу, зарычал:

— Стой!

Остановились Заяц с Ежом. Волк облизнулся, лязгнул зубами и сказал:

— Тебя, Ёж, я не трону, ты колючий, а вот тебя, Косой, целиком съем, с хвостом и ушами!

Задрожал Зайчик от страха, побелел весь, как в зимнюю пору, бежать не может: ноги к земле приросли. Закрыл глаза — сейчас его Волк съест.

Только Ёжик не растерялся: размахнулся своей палкой и что есть силы огрел Волка по спине.

Взвыл Волк от боли, подпрыгнул — и бежать…

Так и убежал, ни разу не обернувшись.

— Спасибо тебе, Ёжик, ты меня теперь и от Волка спас!

— Это палочка-выручалочка — по врагу-ударялочка, — ответил Ёжик.

Пошли дальше. Прошли лес и вышли на дорогу. А дорога тяжёлая, в гору идёт. Ёжик впереди топает, на палочку опирается, а бедный Заяц отстал, чуть не падает от усталости. До дома совсем близко, а Заяц дальше идти не может.

— Ничего, — сказал Ёжик, — держись за мою палочку.

Ухватился Заяц за палку, и потащил его Ёжик в гору. И показалось Зайцу, будто идти легче стало.

— Смотри-ка, — говорит он Ежу, — твоя палочка-выручалочка и на этот раз мне помогла.

Так и привёл Ёжик Зайца к нему домой, а там давно его поджидала Зайчиха с зайчатами. Радуются встрече, а Заяц и говорит Ежу:

— Кабы не эта твоя волшебная палочка-выручалочка, не видать бы мне родного дома.

Усмехнулся Ёжик и говорит:

— Бери от меня в подарок эту палочку, может быть, она тебе ещё пригодится.

Заяц даже опешил:

— А как же сам ты без такой волшебной палочки-выручалочки останешься?

— Ничего, — ответил Ёжик, — палку всегда найти можно, а вот выручалочку, — он постучал себе по лбу, — а выручалочка-то вот она где!

Тут всё понял Заяц.

— Верно ты сказал: важна не палка, а умная голова да доброе сердце!

Сказка «Как ёжик Крошка помог зайцу Прошке».материал по развитию речи (подготовительная группа)

Сказка «Как ёжик Крошка помог зайцу Прошке».

Жили – были ёж Крошка, и заяц Прошка — закадычные друзья. Заяц был шустрым, быстрым, хвастливым, а ёж – спокойным, степенным, скромным. Дружили они долго, вместе делали запасы на зиму, жили рядышком, ходили друг другу в гости.

Но однажды затеяли они спор: кто из них самый смелый и храбрый. Заяц начал хвастаться:

-Бегаю, я быстро, от врагов ухожу ловко… Словом, я самый смелый, сильный и храбрее меня в лесу не сыскать зверя.

-Большая ли в этом смелость, — возразил ёжик Крошка,- целыми днями от лис и волков бегать, зимой в снег нырять, а летом столбиком у сосны стоять. Только шубу портишь, да сорок смешишь.

Обиделся заяц Прошка на друга, и сказал:

-А у тебя кроме иголок ничего и нет, смотреть – то не на что.

Совсем разладилась у них дружба, разошлись они в разные стороны света, друг с другом не разговаривают, в гостях долго не бывали.

Как – то раз, уже под вечер, еж Крошка снимал со своих иголок грибочки, и услышал:

— Спасите, …. Помогите, ….. Лиса за мной гонится…. Погубить меня хочет… Съесть пытается…

Крик был настолько сильным и громким, что все звери поразбежались по сторонам, а птицы улетели на самые высокие деревья в лесу. Ёж Крошка узнал голос своего друга зайца Прошки.

Побежал он своими маленькими ножками выручать друга. Встретились они с зайцем на поляне, Прошка задыхался от страха, сердечко его стучало так, что ёжик Крошка его слышал.

— Заяц, что случилось? – спросил ёжик Крошка.

— Лиса, лиса, там, там, гонится, за мной – ответил заяц Прошка.

-Убегай скорее, я её задержу – предложил ёжик Крошка.

— Как же ты её задержишь, она вон какая… страшная….

-Не спорь, убегай, говорю, погубит тебя Патрикеевна….

Сделал заяц Прошка, все как велел ему друг, убежал далеко далеко. Прибегает лиса на поляну, все злая, взъерошенная.

-Где, где же этот заяц? Чую, чую, был он здесь…-говорит лиса, а сама скалит зубы. – Так и быть, побегу по следу его…

И уже было продолжила погоню, как вдруг закричит на весь лес… Звери тут уж совсем перепугались.

-Моя лапа…как больно…наступила я на иголку… — и убежала к себе в нору зализывать раны, да вспоминать упущенного зайца Прошку.

Вернулся заяц на поляну, смотрит, лисы нет, сидит ёжик Крошка на пеньке.

-Как ты смог её прогнать, такой маленький? – спросил друга Прошка.

— Я свернулся в клубок, и когда она погналась за тобой, я покатился к ней навстречу, и уколол её лапу.- Ответил ёжик.

— И ты не по боялся Патрикеевны? – удивился заяц.

— Боялся, а куда же деваться, бросать тебя в беде, или выручать надо было…. Вот я и помог чем смог тебе. – ответил ёжик Крошка.

-Это ты самый отважный, это ты самый смелый хоть и маленький … мой самый лучший друг! Давай не будем больше ссорится? Правда не в спорах, а правда в дружбе! – сказал заяц Прошка.

-Приходи ко мне на чай с вареньем сегодня – предложил ёжик крошка.

С тех пор дружба у зайца Прошки и ёжика Крошки с каждым днем все крепче и крепче.

ДетиАннотация: конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы в рамках лексической темы. Обучение составлению сказки на заданную тему. Развитие связной речи, познавательной активности, коммуникативных навыков. Воспитание потребности в заботе о своей безопасности, чувства дружбы, сплочённости.

ФИО педагога Теплых Елена Анатольевна, воспитатель в логопедической группе Возрастная группа Подготовительная к школе группа, 6-7 лет Дата апрель-май, 2020 Форма организации, количество обучающихся Групповое занятие, 13 человек Тема занятия Сочинение сказки на тему«Как ёжик выручил зайца»

(В рамках лексической темы)

Содержание Данная деятельность  является НОД (новое знание) Развитие связной речи Используемые технологии и методики
  1. Технология дифференцированного обучения и воспитания.
  2. Информационно-коммуникационные технологии.
Цель занятия Создаем условия для реализации следующих речевых задач: Задачи образовательные связная речь:учимся придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга;словарь и грамматика: учимся подбирать однокоренные слова; учимся подбирать синонимы и антонимы; воспитываемчуткость к смысловым оттенкам слова; способствовать усвоению значений многозначных слов;

звуковая культура речи: учимся регулировать силу голоса.

развивающие Развиваем связную речь, обобщать полученные знания, делать выводы.Развиваем познавательную активность, любознательность, воображение, коммуникативные навыки; расширять кругозор детей.

Обогащаем словарный запас детей, развивать навыки диалогической и монологической речи.

воспитательные

Воспитываем у детей потребность в заботе о своей безопасности;чувство дружбы, сплочённости. Образовательные области приоритетная Речевое развитие в интеграции Социально-коммуникативное, познавательное развитие

Предпосылки универсальных учебных действий

Предпосылки личностных

УУД:

Предпосылки регулятивных

УУД:

Предпосылки коммуникативных УУД:

Предпосылки познавательных

УУД:

Формируется познавательный интерес, интерес к изучаемому материалу, усваиваются основные требования к составлению описания и построения сказки, формируется адекватная самооценка, формируются представления о сказках про животных.Умение осознавать свои возможности, умение прийти на помощь. Действовать  по образцу и заданному правилу.Умение работать по инструкции взрослого.

Умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания.

Реализация потребности ребенка в общении с взрослыми и сверстниками.Предлагать помощь и сотрудничество,

проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных и речевых задач;вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;слушать собеседника;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;участвовать в совместной деятельности.

Умение создавать алгоритм действий при решении поставленных задач.Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого.

Сформированность логических операций: сравнение, обобщение.

Методы и приемы, используемые в ОД

Словесные- Беседа с детьми —  Диалог с детьми прирешении проблемной ситуации

-Словесные инструкции педагога при выполнении практических заданий

Наглядные- схемы-модели

— мягкие игрушки ёжик и зайчик

Практические- Дидактическая игра «Шишка»

— Практическое задание «Опиши сказочного персонажа», «Сочини сказку»

Методы повышения эмоциональной активности.

— Физминутка- Мягкие игрушки

— Загадки

— Д/И «Шишка»

Предварительная работа

С детьми Чтение произведений художественной литературы:- Русские народные сказки о животных;

— Сказки В.Г. Сутеева

— просмотр мультфильмов по сказкам В.Г. Сутеева

С родителями — Привлечение родителей к оформлению книжного уголка по теме недели «Сказки про животных».- Рекомендации в родительском уголке о теме недели, цели совместной деятельности, играх и упражнениях дома, в свободное время для закрепления лексической темы.

Оборудование:

мягкие игрушки ёжика, зайца; схемы-модели: внешний вид, действия и повадки; небольшая, интересная и законченная.

Структура занятия.

Этапы (последовательность)деятельности, цель деятельности педагога

Содержание занятия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

1. Введение в ситуацию.

ПриветствиеСоздание атмосферы психологической комфортности, эмоциональной поддержки ребенка; веры в собственные силы.

Формирование и фиксация «детской» цели;

Приветствует детей, устанавливает зрительный контакт.Здравствуйте! Я рада вас видеть. Приготовила загадки для вас

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы,
Уши больше головы?

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки — ни одной.

А кто сочинил загадки?

А что ещё народ сочинил для нас?

Хотите попробовать сочинить сказку сами?

Прекрасно! Сегодня  мы будем сочинять сказку о зайце и ёжике. Но для этого нужно немного размяться: кое-что вспомнить.

Здороваются с педагогом.Активно включаются  в личностно-значимую для них беседу.

2. Актуализация знаний и умений

Побуждает детей к активизации необходимых знаний, их анализу, синтезу, обобщению и систематизации, необходимые для построения нового знания. Почему у ежа много иголок, зачем они ему? Какие еще бывают иголки?  

Где живут еж и заяц?

Но мы с вами хотим сочинить сказку, а заяц и ёж персонажи (герои) народных сказок. И сейчас предлагаю задание отдельно для мальчиков и девочек.

Мальчики вспомнят, какой ёжик в сказках,

а девочки, какой заяц

Сейчас слушайте внимательно, задание будет трудным. Заяц трусливый. А как сказать про него по-другому? Подберите слова, по смыслу близкие к слову трусливый.

 (Боязливый, пугливый…)

Смелый еж. Подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый.(Храбрый, отважный…)

Похожи ли по смыслу слова: трусливый, боязливый, пугливый?

Можно сказать, что заяц трусливый?

 А что заяц пугливый?

Это близкие по смыслу слова, слова-друзья.

Общение.Взаимодействие со сверстниками и взрослым.

Ответы детей.

Способность обобщать.

Способность ребенка к совместному общению, высказывание собственных позиций.

Проявление инициативы, опираясь на свои знания и умения.

Ответы детей.

3. Затруднение в ситуации

Моделирование ситуации, в которой дети сталкиваются с затруднениемв деятельности Предлагает детям составить описание ежа и зайца.Описатьзначит рассказать, какой еж, его внешний вид, действияи повадки. Я вам опишу одного зверя, а вы догадайтесь, о ком речь: рыжая, бывает серая, длиннохвостая хлопотунья, скачет по деревьям, делает запасы на зиму.

Кого ещё можно описать?

А теперь вы попробуйте составить описание ежа и зайца. Предлагаю разделиться на группы: кому хочется рассказать про смелого ёжика – проходит к столу, где сидит ёжик. Кто будет рассказывать про пугливого зайчика – проходит к столу с зайчиком.

Итак, одна группа описывают ежа, другая – зайца. Можно составить рассказы-загадки, как я про белку.

Заслушиваются ответы детей (2-3 человека).

Чьё описание получилось интересней? Почему?

Взаимодействие со сверстниками и взрослым.Дети повторяют тип речи – описание с опорой на схему.

Способность ребенка к совместному общению.

Детям предлагается выбор и проявление инициативы.

Высказывание собственных позиций.

Детям предоставляется самостоятельность.

Построение связного речевого высказывания.

Формирование адекватной самооценки.

4. «Открытие» нового знания

Физминутка «Ёжик»Вовлекает детей в процесс самостоятельного  поиска и «открытия» новых знаний, решения вопросов проблемного характера

Использует различные формы организации детских видов деятельности в поиске и «открытии» новых знаний (способов действий)

Организует выдвижение предположений.

Фиксирует новое знание и способ действия во внешней речи и знаково

Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)
Как думаете, теперь мы готовы написать сказку о том, как ежик выручил зайца?Подумайте, что могло случиться с зайцем и как еж смог выручить своего друга.Сказка у нас должна получиться небольшой, интересной и законченной.

Сложно? Не волнуйтесь: я буду вам помогать!

Как можно начать сказку?

(жили-были, однажды летом…)

Воспитатель:Однажды летом (а почему это не могло произойти зимой?) заяц нашел большую поляну, где росла … заячья капуста. (Какая?) День был (какой?) солнечный, ясный. Заяц так увлёкся нежной, в, что забыл об опасности. А в это время на поляну из чащи выскочил (кто?Опишите его.) Наш зайчик …., потому что он был …(трусливым, пугливым). Зайчик приготовился к своей … (смерти), но вдруг увидел…(своего друга ежика), который неподалёку собирал…(грибы). Ёжик заметил, что другу грозит опасность, но…(не растерялся), потому что он (какой?). Ёж превратился в …(колючий клубок) и стал колоть волку лапы. Волк взвыл от боли и убежал далеко в лес.

Как закончим сказку?

(Так  смелый ёж спас трусливого зайца).

Вам понравилась сказка? Сложно сочинять сказки? А как можно назвать нашу сказку?

(Друзья. Как ежик помог зайцу. Случай в лесу).

Какое название самое точное?

(Как ежик помог зайцу)

Я попрошу вас дома сочинить свою сказку про животных и рассказать нам на следующем занятии.

Двигательная активность детей.Проявляют активность, ловкость в выполнении задания.

Проявление любознательности.

Общение, взаимодействие со сверстниками и взрослым.

Ответы детей.

Наблюдательность, умение анализировать, обобщать.

Проявляют активность, творчество в выполнении задания.

Построение связного речевого высказывания.

Высказывают предположения, проявляют инициативу, творчество

5. Включение нового знания и способа действия в систему знаний ребёнка

Использует новое знание (способ действия) совместно с освоенными ранее способами с проговариванием вслух нового знания.Использование нового знания  в совместной деятельности..

Проверяет результаты игры.

Помогает формулировать выводы, выбирать правильное решение.

Осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе выполнения задания.

Проверяет результаты задания.

Дидактическая игра «Шишка»Хочу предложить вам поиграть со мной в игру, которая называется «Шишка». Не против?

Пройдёмте со мной на коврик. Садитесь поудобней.

Отгадайте загадку.

Рыжая, пушистая

На сосну взбирается

Шишками кидается.

Кто это?

Закончите предложения: белка бросила в волка…( шишку).На лбу у волка выросла… (шишка).

Какие шишки бросала белка?(еловые)

Что вскочило у волка на голове?(Шишка)

Еловая? Сосновая? Какая?

Какое веселое слово «шишка»! Подберите к нему слова, которые рифмуются с ним.

(Шишка — мышка, малышка, трусишка).

Белка угостила ежа орехами, а он не смог их… (съесть). Еж (он у нас какой?) взял молоток и… расколол орехи. Что еще можноколоть?(дрова)

Чем можно уколоться?(Иглой).

Почему?(Игла острая, колючая).

Про что мы говорим острая?

(Про иглу, пилу, вилку)

Острый?

( Нож, язык, ум, зрение, слух, нюх)

А у кого острый язык?

(У тех, кто говорит много колючих слов: резких, обидных)

А у кого острый нюх?

А у кого острый слух?

Острое?

Острые?

Закончите фразу так, чтобы было складно.

Где ты, белочка, гуляла?

(Я орешки собирала)

Ты кого, ежок, нашел?

(Я вам белочку привел)

А ежиха в лес пошла…

(Спелых ягод принесла)

Быстро белочка скакала…

(Все орешки растеряла)

В стороне стоял грибок…

(Еж его найти не смог)

Проявляют инициативность.

Ответы детей.

Построение речевого высказывания.

Проявление активности, инициативы.

Построение связного

речевого высказывания.

Ответы детей

Способность ребенка к совместному общению.

Ответы детей

Проявляют инициативность, творчество в выполнении задания.

Построение речевого высказывания.

Проявление любознательность

Ответы детей.

Детям предоставляется самостоятельность.

6. Осмысление

Фиксирует достижения детьми «детской» цели.Создает ситуацию успеха. Чем сегодня занимались? Что нам помогло сочинить сказку?

 Что получилось?

 Что было сложным?

Вы большие молодцы! Думаю, сказка, которую вы сочините дома, очень нам понравится

Рефлексия.Проговаривание детьми условий, которые позволили достигнуть цели.

Loading ... Loading …

zayac i yozh 1

Задачи:

        

связная речь:
учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их
поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга;

        

словарь и
грамматика: учить подбирать однокоренные слова; учить подбирать синонимы и
антонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; способствовать
усвоению значений многозначных слов;

        

звуковая культура
речи: учить регулировать силу голоса, различение ритма, темпа речи.

Материал: игрушки – ёжик, зайчик, белка; картинки – ёжик,
зайчик; шишки – еловые, сосновые; волшебная палочка.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, вы хотите отправиться в
путешествие? На прогулку в сказочный осенний лес! У меня есть волшебная
палочка, с помощью её мы и отправимся в сказку. Но для этого вы все закроите
глаза, а я буду считать до трёх и до каждого дотронусь своей палочкой. На счёт
три вы откроите глаза. И так начнём.

Звучит спокойная классическая музыка.

Воспитатель:

Ребята, мы с вами очутились в сказочном осеннем лесу.
Посмотрите, как красиво кругом. Осень бывает разной: то тёплой, как летом,
когда летают паутинки, то золотой, когда листья окрашиваются в разные цвета, то
сумрачной, хмурой, когда наступает поздняя осень, становится холодно, зима
стоит уж на пороге. Но мы с вами в сказке и осенний лес такой чудесный.
Листочки разноцветные: жёлтые, оранжевые, красные. Давайте по шуршим ими, ведь
их столько много под ногами.

Воспитатель
вместе с детьми имитируют движения ногами.

Воспитатель:

загадывает
загадки

Это
что за зверь лесной

И
стоит среди травы,

Уши
больше головы?         Заяц.

Сердитый
недотрога

Живёт
в глуши лесной,

Иголок
очень много,

А
нитки — ни одной.         Ёжик.

Дети отгадывают загадки, что это заяц и ёж. Воспитатель показывает
картинки ежа и зайца и спрашивает, почему у ежа много иголок, зачем они ему,
какие ещё бывают иголки? Дети отвечают. Воспитатель предлагает детям сесть на
пенёчки.

Воспитатель:

Сейчас слушайте внимательно, задание
будет трудным. Заяц трусливый. А как
сказать про него по-другому? Подберите слова, по смыслу близкие к слову
трусливый.

Дети: Боязливый, пугливый…..

Воспитатель:

Смелый еж. Подберите слова, близкие
по смыслу к слову смелый.

Если дети не смогут самостоятельно подобрать синонимы, воспитатель
помогает.

Воспитатель:

Похожи ли по смыслу слова:
трусливый, боязливый, пугливый?

Воспитатель

: Можно  сказать, что заяц трусливый?

Воспитатель: А что заяц пугливый?

Дети: Да.

Воспитатель:

Это близкие по смыслу слова,
слова-друзья.

Воспитатель предлагает детям составить описание ежа и зайца.

Описать – значит рассказать, какой
ёж, его внешний вид, действия и повадки. Я расскажу про зайца. Он серый,
пушистый, с длинными ушами, косыми глазами, быстроногий и симпатичный
зверёк. Зайцы любят капусту и морковку. Мне очень нравятся зайцы.

Воспитатель:

А теперь расскажем про ёжика.

Дети описывают ежа.

Воспитатель:

У меня есть волшебная палочка, вы
должны закрыть глаза и произойдёт чудо.

Дети закрывают глаза, а воспитатель считает до трёх и меняет картинки на
игрушки-ежа и зайца.

А теперь давайте придумаем сказку о том,
как ёжик выручил зайца. Подумайте, что могло случиться с зайцем и как ёж мог
выручить своего друга. Сказка должна быть небольшой, интересной и законченной.

Следует опросить не менее пяти детей – они могут рассказывать группами.
После двух-трёх рассказов воспитатель спрашивает, чья сказка понравилась больше
и почему.

Релаксационная пауза.

Я – кленовый  листочек.

Ребята, закройте глазки и представьте, что каждый из вас – кленовый
листочек.

Дети открывают глаза.

Он висел на дереве, но вдруг подул
сильный осенний ветер, листочек оторвался с ветки и полетел далеко-далеко.

Мы – листочки осенние

На деревьях висели.

Дунул ветер — полетели

И на землю тихо сели.

Снова ветер пробежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

Имитируют движения листочка – по желанию. Каждый выполняет по своему.

Но ветер стих. Листочек опустился на
землю и остался лежать с другими листиками, и ждать следующего случая, когда
вновь подует ветер и перенесёт его в другое место.

Дети приседают на корточки, сворачиваются калачиком.

Во время игры звучит музыка.

Игра «Шишка».

Воспитатель: Отгадайте загадку.

Рыжая, пушистая,

На сосну взбирается,

Шишками кидается.           Белка.

Воспитатель показывает детям игрушку белку.

Дети отвечают.

Закончите предложения: белка бросила
в волка… шишку. На лбу у волка
выросла…шишка.

Воспитатель показывает шишки еловые и сосновые. Дети делают сравнение.

Воспитатель:

Еловая? Сосновая? Какая?

Дети отвечают.

Воспитатель:

Какое весёлое слово «шишка»!
Подберите к нему сходные слова. Шишка – мышка…

Дети:

Пышка, малышка, трусишка, мартышка….

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Собери созвучные слова».
Делит детей на две группы и раздаёт карточки. Нужно найти созвучную пару слова.
Кто быстрее справится, тот и победил.

Воспитатель:

Белка угостила ежа орехами, а он не
смог их… съесть. Ёж взял молоток и … расколол орехи. Что ещё можно колоть?

Воспитатель:

Чем можно уколоться?

Дети: Игла острая, колючая.

Воспитатель: Про что мы говорим
острая?

Дети:

Про иглу, пилу, вилку.

Воспитатель:

Что еще бывает острым?

Дети:

Нож, язык, слух, перец, нюх, ум.

Воспитатель:

Закончите фразу так, чтобы было
складно.

Где ты белочка гуляла?

Воспитатель:

Ты кого, ежок, нашёл?

Дети:

Я вам белочку привёл.

Воспитатель:

А ежиха в лес пошла…

Дети:

Спелых ягод принесла.

Воспитатель:

Быстро белочка скакала…

Дети:

Все орешки растеряла.

Воспитатель:

В стороне стоял грибок…

Дети:

Ёж его найти не смог.

Воспитатель:

Ребята, пора нам возвращаться в
детский сад, но когда вы вернётесь нарисуйте всё, что вам понравилось в нашей
прогулке. Оставьте свои впечатления на рисунке. Можете нарисовать трусливого
зайца, смелого ёжика, пушистую озорницу белочку. Закрывайте глаза, я досчитаю
до трёх, прикоснусь к вам своей волшебной полочкой и вы окажетесь в своей
группе.

Звучит медленная музыка. Воспитатель предлагает детям сесть на свои места
и нарисовать рисунки о своих впечатлениях о путешествии по осеннему лесу.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД “РОМАШКА”

(МАДОУ «РОМАШКА»)

Конспект

открытого занятия по развитию речи

комбинированной направленности детей 6-7 лет

Сочинение сказки на тему:

«Как ёжик выручил зайца».

1322199 1

Составила: воспитатель

Беляева Галина Владимировна

г. Лабытнанги 2019г

Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»

Цель: обучение детей творческому рассказыванию, развитие связной речи и воображения.

Задачи:

Образовательные:

Связная речь: учить детей придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга, закреплять знания детей о диких животных.

Грамматика: учить подбирать однокоренные слова.

Словарь: учить подбирать синонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; учить подбирать антонимы; помочь усвоить значения многозначных слов.

Звуковая культура речи: учить регулировать силу голоса.

Развивающие:

Развивать связную речь творческое воображение, логическое мышление.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе, доброе и заботливое отношение к животным.

Коррекционные:

Расширять и активизировать речевой запас детей на основе представлений об окружающем.

Здоровье сберегающие:

чередовать виды деятельности, предупреждая утомление детей.

Материал: игрушки -ёжик, зайчик, белка; картинки — ёжик, зайчик; шкатулка-книжка с телефоном внутри и книгой, картинка лесной Сказочницы, осенние листочки, деревья, картинки-отгадки.

Предварительная работа: заучивание пальчиковой игры «Замок», работа с мнемотаблицами, чтение сказок и рассказов о диких животных, подготовка наглядного материала.

Словарная работа: пугливый, трусливый, боязливый, шило, перо, ножницы, заяц, ёж, белка, шишка.

1.Вводная часть (мотивационный этап). Организационный момент. Приветствие гостей.

Воспитатель: Дети, посмотрите сколько у нас гостей. Давайте потрём ладошки друг о друга и подарим тепло нашим гостям, поприветствуем их.

Дети: -Доброе утро!

Воспитатель: —Присаживайтесь поудобнее и слушайте внимательно. Дети, вы любите ходить на прогулку? Ответы детей.

Хотите отправиться на прогулку? Ответы детей.

Воспитатель: — Куда же мы, с вами можем отправиться?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Молодцы, но я вам предлагаю отправиться в сказочный, осенний лес. В этом нам поможет лесная Сказочница. Посмотрите на экран (на экране картинка лесной Сказочницы).

Зачитывается сообщение от лесной Сказочницы:

— «Здравствуйте, дорогие ребята! Я вас приглашаю на прогулку в сказочный лес. Знаю, что вы готовитесь идти в школу. Хочу проверить, умеете ли вы, сочинять

сказки? Для этого, вам необходимо выполнить задания, которые встретятся на пути. Не забывайте о правилах поведения в лесу. А дорогу в лес, вам, укажет

план-карта. Я, вам отправила план-карту и книжку-шкатулку. Знайте, что книжка-шкатулка откроется в том случаи, когда вы выполните все задания и сочините сказку. Желаю вам удачи!»

Воспитатель: -Ну, что готовы отправиться в сказочный лес? Ответы детей.

Воспитатель: — Чтобы попасть в сказочный лес, нам надо поколдовать и открыть замок. Повторяйте за мной волшебные слова и слова и действия.

Начинаем колдовать. (пальцы соединили)

Двери в сказку открывать, (пальцы разъединили)

Хоть замочек очень крепкий, (соединяем пальцы рук)

Металлический и цепкий. (повороты вправо, влево)

Мы его сперва покрутим, (от себя, на себя), а потом три раза дунем. (дуем),

Покачаем: раз-два — три. (покачиваем)

Дверь, замочек отопри! (пальцы разъединили.)

На экране открывается замок в сказочный лес.

2. Основная часть. Актуализация знаний.

Воспитатель берёт с собой шкатулку-книгу и план-карту.

Воспитатель: — Дети, мы с вами очутились в сказочном осеннем лесу. Посмотрите, как красиво кругом! Давайте вести себя тихо, спокойно, не шуметь, не мешать диким животным, которые готовятся к зиме. Согласны! Давайте, посмотрим карту, куда она укажет путь?

Дети смотрят на карту и определяют, в какую сторону нам идти.

(Воспитатель приглашает детей встать около стола, на осенние листочки. Лесная Сказочница приготовила задания).

Задание 1: Нам надо разгадать загадки.

Воспитатель загадывает загадки:

Загадка 1: Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А ниток ни одной. Кто это?

ДЕТИ: ЁЖ

Загадка 2

Это что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной?

И стоит среди травы

Уши больше головы.

ДЕТИ: ЗАЯЦ

Воспитатель выставляет картинки-отгадки, хвалит детей.

3. Затруднение в ситуации.

Воспитатель: — Где живут ёж, и заяц? Ответы детей.

2 задание: — Сейчас слушайте внимательно, задание будет трудным. Заяц трусливый. А как сказать про него по-другому? Подберите слова, по смыслу близкие к слову- трусливый.

Ответы детей: Боязливый, пугливый….

Воспитатель: — Смелый ёж. Подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый.

Ответы детей: — Храбрый, отважный…….

Слова: трусливый заяц -боязливый, пугливый по смыслу близкие, это слова-друзья.

Слова: смелый ёж-храбрый, отважный, так же похожи, близки по смыслу, это слова-друзья.

3-е задание:

Воспитатель: — На столе лежат картинки-ответы. На мой вопрос, вам надо поднять руку, показать и назвать картинку-отгадку.

Воспитатель: — Мишке в лоб упала……? Шишка

Надо к слову шишка, подобрать сходные слова.

Например, шишка-мышка (малышка, трусишка, топтышка, зайчишка, мальчишка…)

Воспитатель: — Это слова сходные, но по смыслу разные.

Воспитатель: — Как-то белка угостила ежа орехами, он взял молоток и расколол орехи.

-А что еще можно колоть? —дрова

-Чем можно уколоться? —иглой

-Почему? —игла острая, колючая.

-Про что, мы говорим острая? —про вилку, иглу, пилу.

Острый? Нож, язык, слух, нюх, ум.

Острое? –Перо, шило

А острые? Ножницы.

Воспитатель: — Молодцы, мы с вами выполнили три задания. Но карта нам показывает ещё один путь. Отправляемся и возьмём с собой карту и книжку-шкатулку.

4. Открытие нового знания или способа действий.

Воспитатель: — Я, предлагаю хорошо осмотреться. Смотрите, на карте нарисована стрелка, которая ведёт куда?- Под дерево. Давайте, посмотрим, что же там лежит? Дети идут по плану и видят перед собой дерево, под которым спрятаны игрушки: (еж и заяц), находят их.

Воспитатель: —Молодцы, присаживаемся на стульчики-пенёчки. На доске висит мнемотаблица (дикие животные).

4-е задание такое: — Необходимо составить рассказ-описание о зайце и еже. Мы будем описывать по мнемотаблице. Описать — значит рассказать, какой ёж, его внешний вид, действия и повадки. Посмотрите на мнемотаблицу. Например, я расскажу по ней про зайца. Он серый, пушистый, с длинными ушами, косыми глазами, быстроногий. Зайцы любят капусту и морковку. Мне очень нравятся зайцы. А сейчас, расскажем про ёжика.

Дети рассказывают про ежа.

Воспитатель: -Молодцы! Последнее пятое задание!

5. Введение новых знаний в систему знаний.

Воспитатель: -Давайте придумаем сказку о том, как ёжик выручил зайца. Подумайте, что могло случиться с зайцем и как ёж мог выручить своего друга.

Вспомните о их повадках. Сказка должна быть небольшой, интересной и законченной.

Дети сочиняют и рассказывают сказку.

6. Заключительная часть: Итог. Самооценка.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что открылась наша книжка-шкатулка, потому, что все задания выполнили и сказки сочинили. Молодцы! Воспитатель показывает, что внутри находится телефон с диктофоном, все ваши сказки записались. Мы их отправим лесной Сказочнице, она их отредактирует, проверит ошибки и создаст книгу, в которую поместит ваши сказки на тему: «Как ежик выручил зайца». А вам за помощь и знания она прислала книгу (достаёт книгу из шкатулки и показывает).

Воспитатель: Давайте попрощаемся с ежом и зайцем, ведь они живут в лесу. Воспитатель берёт с собой книжку-шкатулку. А нам, пора возвращаться в детский сад: «Вокруг себя обернись и в группе снова очутись».

Дети возвращаются и присаживаются на стульчики:

Воспитатель задаёт вопросы:

— Вам понравилось гулять в сказочном лесу?

— Все ли вам удалось?

— Чем мы, занимались?

— Чья сказка вам понравилась больше?

— Почему?

-лесной Сказочнице тоже понравились ваши сказки. Она вас благодарит и прощается с нами (показывается слайд на доске).

-До свидания, до новых встреч, всего вам доброго!

  • Составление сочинения в рамках огэ
  • Составление сюжетного рассказа по набору игрушек случай в лесу средняя группа
  • Составление рассказа с использованием мнемотаблицы мой друг
  • Составление рассказов в средней группе картотека с целями
  • Составление рассказа по теме дом в котором я живу