Составление рассказа с использованием мнемотаблицы мой друг

Ход занятия: 1.организационный момент: развитие произвольного зрительного внимания воспитатель подзывает детей к себе и предлагает рассмотреть предметные: ветка, медведь, белка,

Ход занятия:

1.Организационный момент: (Развитие произвольного зрительного внимания) воспитатель подзывает детей к себе и предлагает рассмотреть предметные: ветка, медведь, белка, шишка, заяц, сорока, лоси;

2.Воспитатель: Узнайте, о ком или о чем я говорю.

— Косолапый, большой (медведь,

-труслывый, длинноухий (заяц,

-болтливая….(сорока,

-ловкая, проворная (белка,

-зеленая, мохнатая….(ель,

— сильный, рогатый

Воспитатель: Уберите картинки тех животных, которых вы не назвали. (Ёж, волк, лиса)

Чтение рассказа

1. Подготовка к восприятию текста

Воспитатель: Ребята, очень много написано рассказов, загадок о животных, которые живут в наших лесах.

Воспитатель показывает книгу.

Воспитатель: С этим сборником рассказов вы знакомы. Сегодня мы прочитаем рассказ Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал». Внимательно слушайте рассказ.

2. Развитие слухового внимания и памяти. Подготовка к восприятию текста. Уточнение и активизация предметного словаря и слов- признаков по теме «Дикие животные».

3. Чтение адаптированного рассказа

Воспитатель: — Внимательно послушайте рассказ Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал»

1. Вошел медведь в темный лес. Хрустнула под лапой ветка. (Слайд 2.)

2. Испугалась белка и выронила шишку. (Слайд3)

3. Упала шишка на зайца. Затопал заяц по лесу. (Слайд 4,5)

4. Увидела его сорока, подняла крик на весь лес. (Слайд 6)

5. Решили лоси, что она охотников видит.

(Слайд 7).

Пошли они по лесу кусты ломать. (Слайд 8)

6. Услышал медведь шум, испугался и убежал из темного леса. (Слайд 8.)

Так медведь сам себя напугал.

По мере чтения воспитатель листает слайды и расставляет предметные картинки в последовательности рассказа: медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси.

4. Беседа по содержанию.

Воспитатель: -Ребята, как называется рассказ?

(Рассказ называется «Как медведь сам себя.»).

-Куда вошел медведь? (медведь вошел в темный лес)

-Что хрустнуло под его лапой? (под лапой хрустнула ветка)

-Что сделала белка (Белка испугалась и выронила шишку)

— На кого упала шишка? (Шишка упала на зайца)

— Что сделал заяц? (Заяц затопал по лесу)

Кого увидела сорока? (Сорока увидела зайца, крик подняла на весь лес)

-Что решили лоси? (Лоси решили, что сорока охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.)

-Как повел себя медведь (Медведь услышал шум, испугался и убежал из темного леса.)

— Кто же напугал медведя? (Медведь сам себя напугал)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы очень внимательно слушали. А сейчас немного поиграем. Будем двигаться так как передвигаются зайцы: шустро, проворно, весело. Проводится подвижная игра «Превращения».

Воспитатель проводит физкультминутку

«В зимнем лесу»

Зайки встали на лужок, собираемся в кружок.

Прыг-скок, прыг- скок (прыжки на месте, руки перед грудью, ладонями вниз)

Сели зайки на лужок, (Присесть на корточки)

Роют зайки корешок. (Роют перед собой-эмитация)

Вот какие зайки, зайки- попрыгайки!

Игра повторяется – 2 раза.

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики.

Коллективное составление предложений по опорному слову. Стимулирование мыслительной и речевой активности детей.

Воспитатель называет первое слово. Дети предлагают свои варианты предложений.

Вошел…. Хрустнула…. Испугалась ….

Упала…. Затопал…. Увидела …. Подняла….

Решили…. Пошли…. Услышал… Испугался …

Убежал… Так медведь…

По мере составления предложений педагог вместе с детьми выставляет графические схемы – план рассказа.

5. Повторение чтения рассказа с установкой на пересказ. Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.

Воспитатель: Я прочитаю вам рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. В этом вам помогут схемы. Давайте попробуем пересказать рассказ. Кто хочет начать?

6. Пересказ по графическому плану. Развитие связной речи, памяти. Все дети пересказывают рассказ по цепочке. В конце один ребенок повторяет рассказ целиком.

7. Итог занятия.

Воспитатель:

Чем мы сегодня занимались?

(Мы сегодня слушали рассказ, про медведя).

Чему вы научились на занятиях?

(Пересказывать рассказ про ….).

Что вы запомнили?

(Ответы детей).

Осенний день в березовой роще

Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая…

Я сидел и глядел кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаками; она то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбалось… то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли… и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь.

Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна молоденькая, вся красная или вся золотая…

Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы.

***

Осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща насквозь вся сверкает, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья, — когда по реке радостно мчатся синие волны, тихо вздымая рассеянных гусей и уток; вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней…

***

… К началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие и безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.

Медведи

Вечером вышла медве­дица с медвежонком на лес­ную полянку, увидела му­равьиную кучу. Хочется ей полакомиться муравьями и угостить медвежонка.

А в муравьиной куче сидел зелёный дятел-му­равьед, добывал муравьи­ные яйца. Услыхал он мед­ведей, вспорхнул с кучи, улетел в лес.

Подошла медведица к муравьиной куче, стала раз­гребать лапой кучу. Раско­пала её и высунула длин­ный красный язык.

Составление рассказа с использованием мнемотаблицы мой друг

Облепят муравьи медве­жий язык, а медведица — хоп! хоп! — и проглотит му­равьёв. Смотрит на медве­дицу медвежонок, учится, как нужно есть муравьёв.

Много забот и хлопот по осени у медведей. Нужно наесться на всю долгую зи­му, накопить побольше жи­ру, нужно устраивать тёп­лую берлогу.

Поздней осенью забе­рутся медведи в свои бер­логи, будут спать до весны, до весеннего тёплого сол­нышка.

Ход занятия.

Воспитатель. Послушайте загадку.

С ветки на ветку быстрый, как мяч,

Прыгает по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал.

(Белка)

А как вы догадались? (ответы детей)

Очень много написано загадок, рассказов о животных, которые живут в наших лесах.

-Вы, любите животных? (да)

— С этим сборником рассказов вы уже знакомы.

-Я прочту отрывок из рассказа И. Соколова-Микитова «Белки»

«… В еловом лесу хлопочут проворные белки. То заберутся на высокую ель, то перепрыгнут с сучка на сучок, то спустятся на землю собирать грибы.

На еловом сучке, белки развесили сушить красноголовый подосиновик и тонкие маленькие опята. Поздней осенью меняют белки свои рыжие платьица на серые шубки.

В вершинах густых ёлок у белок, устроены тёплые дупла. В этих глубоких дуплах белки воспитывают и кормят своих маленьких бельчат, зимой спасаются от лютых морозов и холодных ветров.

Шустрая белка, весёлая проворная и хлопотливая.

-Ребята, вам понравился рассказ? (да)

-Как называется рассказ? (Рассказ называется «Белки»)

Кто написал рассказ белки? (Рассказ «Белки», написал писатель И. Соколов-Микитов)

-Где живут белки? (Белки живут в еловом лесу)

-Что делают белки в лесу? (Белки перепрыгивают с сучка на сучок)

-Что делали белки с грибами? (Белки развешивали грибы на сучки и сушили их)

-Что происходит поздней осенью с рыжими беличьими платьицами? (Белки меняют свои рыжие платьица на серые шубки)

-Как называется домик белки? (Домик белки называется дупло)

-Что делают белки в дуплах? (В дуплах белки прячутся от морозов и холодных ветров, воспитывают своих бельчат)

(воспитатель обращает внимание детей на нарисованную сосну с дуплом)

-Ребята, вы знаете, как называется это дерево? (Это дерево называется сосна)

-По этой сосне любит путешествовать белка.

(Воспитатель демонстрирует движение белки)

-Что сделала белка? (Белка забралась на высокую ель)

-А теперь? (Белка перепрыгнула с ветки на ветку)

-А сейчас, что сделала белка? (Белка спряталась в дупло, белка спустилась на землю, белка подбежала к подосиновику)

-Вы составили много предложений о белке, а теперь вспомните слова, описывающие внешний вид белки: её повадки, настроение, характер.

(Игра с мячом)

-Какая белка? (Весёлая, заботливая, наблюдательная, проворная, хлопотливая, шустрая, ловкая, маленькая, пушистая, рыжая, а зимой серая, осторожная, озорная, умная)

-Посмотрите на эти картинки -подсказки, что умеют делать белки?

Дети:

-Белки умеют перепрыгивать с ветки на ветку;

-Белки умеют забираться на высокую ель;

-Белки умеют находить грибы;

-Белки умеют нанизывать грибы на еловые сучки;

-Белки умеют грызть шишки;

-Белки умеют воспитывать и кормить своих маленьких бельчат;

-Белки умеют делать тёплые гнёзда;

-Белки умеют плавать, белки умеют делать запасы.

Воспитатель: вы много знаете о белках и сможете про них рассказать.

-Послушайте рассказ И. Соколова-Микитова ещё раз.

(По ходу чтения воспитатель выставляет схемы)

-Кто из вас хочет начать рассказ?

-Кто хочет продолжить?

Дети пересказывают по цепочке. Затем один ребёнок повторяет рассказ целиком.

-Теперь вы много знаете об этих замечательных зверьках и сможете рассказать про них своим близким, друзьям.

Ход занятия

— Прежде всего давайте вспомним и назовем какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

— Что происходит с природой осенью?

— Как называется явление, когда опадают листья?

— Какого цвета листья бывают осенью?

— Как готовятся к зиме звери? (Звери строят норы, делают запасы. Барсуки собирают коренья, белочки делают запасы в дуплах. Зайцы начинают менять шубки, кроты и мыши собирают колоски.)

— Как готовятся к зиме птицы? (Птицы начинают улетать в теплые края.)

Все птицы улетают? А вы помнитептиц которые остаются? А называются они зимующими.

Д/И «Лето-осень»

Педагог демонстрирует картинку детям и просит рассмотреть изображение слева и справа. Картинки одинаковые? Чем отличаются? Какие времена года изображены? Что было летом? Что происходит осенью? Раскрась по установке.

Зрительная гимнастика «Осень на опушке» 7.2

Ребята, а как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды вы знаете (ранняя, середина, поздняя)Чем отличается середина осени от ранней осени? поздней?

— Осень бывает разная, говорят даже, что на самом деле есть две осени. Одна — осень радостная, яркая, богатая урожаем, её ещё называют «Золотой», а другая — грустная, с тихим плачем мелкого дождика, туманами, поникшей, опадающей листвой, холодными ветрами, ночными заморозками, первым снегом. Этот период года зовут поздней осенью.

Какая погода бывает осенью?

Игра «Да или нет»

(Педагог задает вопрос,дети отвечают движениями: «ДА»-хлопают, «НЕТ»-топают)

Осенью растут грибы? (да)

Тучки солнце закрывают? (да)

Колючий ветер прилетает? (да)

Туманы осенью плывут? (да)

Ну, а птицы гнезда вьют? (нет)

А букашки прилетают? (нет)

Урожай все собирают? (да)

Птичьи стаи улетают? (да)

Часто-часто льют дожди? (да)

Достаем ли сапоги? (да)

Можно детям загорать? (нет)

Ну, а что же надо делать?

Куртки, шапки одевать? (да)

Очень хорошо, молодцы!

Д/И «К какому времени года относится?»

Педагог демонстрирует картинку. Просит детей рассмотреть ее. Назвать времена года. Далее просит соотнести предметы к каждому времени года. Назвать и объяснить свое решение.

Физкультурная минутка «Осенний денёк» 6.5

Почему осенью листву называют золотой?

— Листву, каких деревьев действительно можно назвать золотой? (берёзы, клёна). А какую багряной? (осины)

— Почему осенью листья на деревьях желтеют и падают?

Рассказ педагога: В листьях осенью происходят удивительные превращения. Сначала листья начинают желтеть, хотя никто не добавляет в соки жёлтой краски. Жёлтая краска находится в листьях всегда. Только летом жёлтый цвет незаметен, он забивается более сильным – зелёным. Зелёный цвет листьям придаёт особое вещество –Лист всё время зелёный. Наступает осень, удлиняются ночи. Света получают меньше. Хлорофилл днём разрушается, и не успевает восстанавливаться. Зелёный цвет в листвеубывает, и заметным становится жёлтый: лист желтеет.

Задание «Осень»

Педагог просит выполнить задание, предложенные на листочках

Подведение итогов

Ребята, о чем мы говорили сегодня?

Какие признаки осени мы знаем?

Какие дары нам приносит осень?

Ждут помощников

Деревья, кусты и травы спешат устроить своё потомство.

С ветвей клёна свешиваются парочки крылаток, они уже разъединились и ждут, когда их сорвёт и подхватит ветер.

Ветра поджидают и травы: бодяк, на высоких стеблях которого из сухих корзинок выставляются пышные кисти сероватых шелковистых волосков; рогоз, поднимающий над болотной травой свои стебли с верхушкой в коричневой шубке; ястребинка, пушистые шарики которой в ясный день готовы разлететься от малейшего дуновения.

И множество других трав, плодики которых снабжены короткими или длинными, простыми или перистыми волосками, также ждут ветра.

На опустевших полях, по обочинам дорог и канав поджидают, но уже не ветра, а четвероногих и двуногих: лопух с сухими крючковатыми корзинками, туго набитыми гранёными семенами, череда с чёрными трёхрогими плодами, так охотно прокалывающими чулки, и цепкий подмаренник, мелкие круглые плодики которого так вцепляются и закатываются в платье, что вырвать их можно только с клочком шерстинок.

Осень в лесу Соколов-Микитов рассказ с иллюстрациями

Рейтинг: / 96 Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.

Составление рассказа с использованием мнемотаблицы мой друг
По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.

В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещенных солнцем лесных полянках краснеют гроздья рябины.

Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса.

На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка.

По прозрачному высокому небу бегут и «бегут облака. В погожие дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки.

В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли…

Составление рассказа с использованием мнемотаблицы мой друг

Осень

И. Соколов-Микитов

Давно улетели на юг щебетуньи-ласточки, а ещё раньше, как по команде, исчезли быстрые стрижи.

В осенние дни слышали ребята, как, прощаясь с милой родиной, курлыкали в небе пролетные журавли. С каким-то особым чувством долго смотрели им вслед, как будто журавли уносили с собой лето.

Тихо переговариваясь, пролетели на теплый юг гуси…

Готовятся к холодной зиме люди. Давно скосили рожь и пшеницу. Заготовили корма скоту. Снимают последние яблоки в садах. Выкопали картошку, свёклу, морковь и убирают их на зиму.

Готовятся и звери к зиме. Проворная белка накопила в дупле орехов, насушила отборных грибов. Маленькие мыши-полевки натаскали в норки зёрен, наготовили душистого мягкого сена.

Поздней осенью строит своё зимнее логово трудолюбивый еж. Целый ворох сухих листьев натаскал он под старый пень. Всю зиму спокойно будет спать под тёплым одеялом.

Всё реже, всё скупее греет осеннее солнышко.

Скоро, скоро начнутся первые морозы.

До самой весны застынет земля-матушка. Все от нее взяли всё, что она могла дать.

Беляк

Выскочил из своего логова трусливый зайчишка. Сел, слу­шает.

Страшно робкому зайчишке- беляку. Много у него в лесу врагов. Вдруг подкрадётся хит­рая лисица, или схватит голод­ный волк, или спрыгнет с дере­ва и загрызёт быстрая рысь…

Всякого шума боится беляк. Заскрипит дерево — кажется бе­ляку, это идут злые волки. Прыг­нет из-под ног лягушонок — то­же страшно зайчонку. Гугукнет ночью сова —у беляка душа в пятки.

Составление рассказа с использованием мнемотаблицы мой друг

Почти весь год в страхе живёт зайчишка-беляк. А всего страшнее ему в осенние прозрач­ные дни. Где ни ляжет, ни спря­чется, его видно издалека: кру­гом всё жёлтое, золотое, а пор­точки у бедняги уже побелели. Ни ночью, ни днём не спит роб­кий беляк.

Ждёт не дождётся, когда придёт зима, выпадет глубокий снег.

Зимою беляк весь белый, только кончики ушей чёрные.

Зароется он в снежный суг­роб — никто его не увидит: ни хитрая лисица, ни волк, ни бы­страя рысь.

Ход занятия

1. Вводная часть.

Вношу в группу посылку.

— Ребята сегодня утром мне прислали посылку. Как вы думаете, что там может быть? (Дети перечисляют все возможные варианты.)

-У меня есть для вас загадка и если вы ее отгадаете, то узнаете, что лежит в посылке. Слушайте внимательно.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает (книга).

После отгадывания загадки, достаю из посылки книгу.

— Эту книгу написал Евгений Чарушин.

— Это мой любимый рассказ,в детстве мне читала бабушка этот рассказ, много раз.

— Давайте присядем на стульчики и внимательно послушаем рассказ.

2. Основная часть

Рассказ называется «Лисята»

Чтение рассказа Е. Чарушина «Лисята». (Приложение 1)

После чтения рассказа задаю вопросы.

1. Про кого говорится в этом рассказе? (про лисят)

2. Какие были лисята? (шустрые, беспокойные, ловкачи)

3. Как играли лисята? (Взбирались на занавеску, залезали в шкаф)

4. Куда лисята однажды спрятались? (Залезли в сапог)

5. Как охотник обнаружил лисят?

6. Чем заканчивается рассказ?

7. Ребята как вы понимаете слово «ловкачи»

— Правильно, значит ловкие.

8. Ребята как вы понимаете слово «перевертывается»

— Переворачивается с бока на бок.

Повторное чтение.

Сейчас ещё раз внимательно послушайте этот рассказ.

Пересказ рассказа по мнемосхемам (индивидуально или по цепочке всеми детьми)

— Ребята, постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы использовали при чтении текста.

Такой большой рассказ сложно одному пересказывать. Если разбить текст на части, его можно пересказать втроем, даже вчетвером.

— Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схемам?

— Миша, Саша, Оля как вы назовёте свой рассказ? (вызывает 2-3 детей к мольберту)

Анализ пересказа.

— Использовали ребята слова, выражения автора?

— Какие слова использовали ребята? (настоящие ловкачи, охотничий сапог, и т. д.).

Загадываю загадку

— Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

А зовут её… (Лиса).

— Правильно, лиса.

— Ребята, давайте вспомним, какая бывает лиса? (хитрая, рыжая, пушистая)

— Какие у неё повадки? (тихо подкрадывается, любит петушков и курочек).

— Теперь сами попробуйте придумать загадки про лису?

— Ребята давайте немного с вами отдохнем. Подходите все ко мне. Физкультминутка «Лиса».

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Лапки, ножки и бока.

Вот какая красота!

(Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т. д.).

А потом ладошкой

Пошлёпала немножко.

Ну, красавица – Лиса!

До чего же хороша!

(Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину). Садятся на стулья.

-Маленькие лисята были весёлые, беспокойные.

— Как ещё можно сказать про них, какие они? (шустрые игривые, шаловливые, озорные.)

— Если лисята шустрые игривые, шаловливые, озорны, то что они делали?

Если дети не называют действия, напоминаю, как говорится в рассказе)

(кувыркались, носились, возились, шалили, весело играли, прыгали, перевертывались.

Речевые упражнения «Один-много», «Какой- какая»

— Ребята, послушайте об одном или двух лисятах я сейчас скажу:

-шустрый…

-озорные…

-шаловливые…

-пушистый…

-весёлые…

-смешые…

-Ребята о ком говорят, что она хитрая- о лисе или о лисенке? (О лисе).

Лиса хитрая, а лисенок …. (хитрый)

— Слово хитрая о ком — о лисенке или о лисе?

Лиса хитрая — лисенок хитрый

— Можно ли сказать «хитрая лисенок»?

— Как сказать правильно? Наш лисёнок хитрый, весёлый.

Молодцы!

Заключительная часть

— Чем мы занимались на сегодняшнем занятии?

— Какой рассказ мы сегодня читали?

— Кто автор этого рассказа?

Рефлексия

— Ребята у меня на столе лежат звёздочки трёх цветов. Выберите одну и приклейте её к нашему мольберту

Желтая звездочка означает – занятие было интересным, но испытывал (а) трудности.

Ход занятия:

1. Вступительное слово

Ребята, послушайте стихотворение И. Косякова «Всё она»

Кто вас, дети больше любит?

Кто вас нежно так голубит.

И заботиться о вас,

Не смыкая ночью глаз?

-Мама дорогая!

-Если дети вы ленивы, Что бывает иногда,

Кто же слезы льет тогда?

-Все она родная!

2. Беседа о маме

Мама — самый дорогой человек на свете. От маминой улыбки нам становиться светло, радостно, спокойно на душе. Ребята, а вы всегда бываете добрыми ласковыми, послушными детьми?

-Вы помогаете своим мамам?

3. Работа с интерактивной доской.

Ребята, рассмотрите картинки на доске.

— Скажите, какие вы выберите картинки — чем можно порадовать маму?

(Дети выбирают подходящие картинки и рассказывают,чем бы они хотели обрадовать свою маму: стирка белья, мытьё посуды, сервировка стола, мытьё полов, глажка и др.)

Ребята, а почему некоторые картинки остались, и никто из вас не выбрал их? Давайте их рассмотрим (разбросанные игрушки, одежда, грязные вещи, ссора, капризы и д. р.).

-А что может случиться с мамой, если мы её будем огорчать?

-А если вдруг мама заболеет, что мы будем делать?

-Хотите, я расскажу вам один секрет? Чтобы мама не заболела, ей каждый день надо говорить много хороших и ласковых слов. Давайте вместе с вами придумаем много хороших слов.

4. Словесная игра «Положи своё слово в шкатулочку»

-Мама, какая? (Родная, дорогая, любимая, добрая, ласковая, нежная, заботливая, красивая, хорошая, трудолюбивая, умная, веселая, рукодельная, милая)

-Однажды, ребята у девочки Тани заболела мама. А вы хотите узнать, что

сделала Таня, чтобы помочь своей маме?

5. Слушание рассказа К. Д. Ушинского «Лекарство»

6. Беседа о прочитанном

— Для чего врач прописал маме Тани лекарство?

— Поможет маме лекарство, если его выпьет дочка?

— Почему девочка предложила маме выпить за неё лекарство?

— Как можно назвать такую девочку?

— Как может Таня помочь своей больной маме?

7. Повторное чтение

Так и хочется продолжить рассказ, правда?

— Послушайте этот рассказ ещё раз, попробуйте пересказать его близко к тексту и придумайте продолжение. Чем же Таня помогла маме.

8. Пересказ

Дети пересказывают рассказ и творчески дополняют.

Итог занятия

Посмотрите на экран, мама Тани выздоровела и прислала ей в благодарность цветочек.

Кто из вас хочет маму сегодня порадовать?Дети по очереди говорят: я-я и на экране появляются цветочки. Эти цветочки вам прислали ваши мамы, они говорят вам «Спасибо!»

Составление рассказа с использованием мнемотаблицы мой другСоставление рассказа с использованием мнемотаблицы мой друг

У лесного озера

Широко раскинулось глубокое лесное озеро с прозрачной, чистой водой. Восходит над лесом и озе­ром солнце.

На яркий, осыпанный росинка­ми-алмазами расписной ковёр по­хожи берега пустынного озера. Над болотными кочками, заросши­ми вереском, мхом, багульником и голубикой, стоят редкие сосны.

Тихо утром в глухом лесу. Изредка пропищит синичка; пе­репорхнёт, сядет долбить дерево дятел.

Составление рассказа с использованием мнемотаблицы мой друг

Ещё на рассвете вылетел на береговую гальку мошник-глухарь. Ходит у самой воды, выбирает и клюёт крепкие круглые камешки.

В таёжных глухих лесах каж­дую осень вылетают глухари по утрам на берега рек и озёр клевать береговую чистую гальку. Крепкие круглые камешки нужны глухарям, чтобы перемалывать, перетирать в зобах грубую зимнюю пищу. Всю долгую зиму будут питаться глуха­ри колючей и жёсткой сосновой хвоей.

Ходит по гальке глухарь, выби­рает крепкие камешки. Не шелох­нётся прозрачное озеро. Выше и выше поднимается над лесом осен­нее солнце.

Мой дом

Паустовский Константин Георгиевич

Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в салу шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь.

Прохладный воздух едва качает язычок свечи. Угловые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки. Ночная бабочка, похожая на комок серого шелка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль. Пахнет дождем — нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек.

На рассвете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из колодца ведро воды. Из ведра выскакивает лягушка. Я обливаюсь колодезной водой и слушаю рожок пастуха — он поет еще далеко, у самой околицы.

Светает. Я беру весла и иду к реке. Я отплываю в тумане. Восток розовеет. Уже не доносится запах дыма сельских печей. Остается только безмолвие воды, зарослей вековых ив.

Впереди — пустынный сентябрьский день. Впереди — затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба. И эту затерянность я всегда ощущаю как счастье.

Ухоронки

У всякого свои ухоронки, каждый прячется как умеет. Бывают такие, что ждать не ждёшь и думать не думаешь! Раз осенью под моим челном повадились прятаться красавица траурница, лягушка золотоглазая и жаба бородавчатая. Переверну утром чёлн, а приживальщики кто куда: бабочка в лёт, лягушка в воду, жаба в траву. Вернусь с рыбалки, чёлн на ночь переверну — наутро под ним та же троица!

А то разбирал поленницу — так между дров ящерицы попрятались. В скворечнике раз поселились лесные мыши — превратился скворечник в мышатник. Дранка во дворе была сложена — в ней летучие мыши жили. Каждый вечер из щелей вылетали и комаров ловили. Под корытом старым семья землероек прижилась; так и шмыгали по вечерам туда- сюда. В копне за домом полёвки прятались, каждую ночь на копне сыч дежурил: не высунется ли какая? Паук в яичной скорлупе поселился в хоромах белокаменных жил. А один жук-навозник в гриб спрятался! Прогрыз в ножке ход и копошился внутри. Пока вместе с грибом в кузов не угодил. Хоть и груздем не назывался…

«Составление описательного рассказа об осени с использованием мнемотехники»

Цель: Учить детей составлять описательный рассказа об осени с использованием мнемотаблицы.

Задачи:

1. Учить детей,  составлять краткий рассказ об осени с использованием наглядных пособий (мнемоквадраты, мнемотаблица), отвечать полным предложением.

2. Активизировать использование прилагательных в речи детей, называть отличительные признаки осени, используя мнемотехническую таблицу.

3. Воспитывать доброе отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».

Предварительная работа: наблюдение за осенними изменениями в природе, беседы, обучение работе по мнемотаблице, разучивание пальчиковой гимнастики, пение песен про осень.

Материалы для работы: Мнемотаблица «Осень» общая и на листах А4, портативная колонка, муляжи овощей и фруктов, мешочек, мяч, конверт с письмом, ваза с осенними листочками, конверт с фотографиями.

Методы и приёмы:

Практические: дидактические игры, физкультминутка, сюрпризный момент.

Наглядные: показ, рассматривание.

Словесные: беседа, повторное проговаривание, рифмование.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами настроимся на занятие:

«Запоминает наша голова важные поступки, умные слова,

Слушаем внимательно, смотрим обязательно,

Друг друга не перебиваем, для ответа руку поднимаем.

Знаний много получаем!»

Ребята, скажите какое время года у нас наступило? 

Дети: (ответы детей)

Я нашла фотографии с наших осенних прогулок и решила распечатать наши фотографии, чтобы показать вам какие тёплые и интересные у нас были прогулки.  Положила их вот сюда, но они куда-то делись! Вы их не брали?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Ой, ребята посмотрите на наше  осеннее дерево, на нем лежит письмо. Давайте посмотрим, кому оно пришло. Здесь написано

«Детям группы Ромашка» Давайте его прочитаем?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Здесь написано, что осень скоро закончиться, но она не хочет от вас уходить  и хочет с вами поиграть. На дереве спрятаны тоже фотографии, но только обо мне. Расколдуете их, составите рассказ, вот тогда и получите свои фотографии. Подпись: «Осень»

А вы ребята, хотите поиграть с осенью?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Дети, присаживайтесь на стульчики.

Сейчас мы посмотрим, какое первое задание нас ждет? Перед нами  фотография, надо узнать, что осень здесь спрятала?

Задание 1 «Листья на деревьях пожелтели и осыпались»

Что же изображено на этой фотографии?

Дети: (ответы детей) Листья осенью (желтые, пожухлые, красочные). Осенью листья краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают.

Воспитатель:

Задание 2. «Часто дуют холодные ветра». Опишите, какой ветер?

Дети: (ответы детей) Холодный, пронизывающий, сентябрьский, октябрьский.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру:

«Ветер – ветерок – буря»

«На улице подул ветер. Сначала слабый, потом всё сильнее и сильнее, и вскоре началась буря».

Хорошо, молодцы.

Задание 3: «Солнышко редко появляется из-за туч. Идут затяжные дожди».

А что нарисовано здесь?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Солнце осенью, какое? 

Дети: (ответы детей)  (тусклое, неяркое).

Воспитатель: Осенью солнце (что делает). 

Дети: (ответы детей)  (греет, светит).

Воспитатель: А какое небо осенью? 

(хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное сырое, темное).

Задание 4 «На реках и озерах появляется тонкий лед».

Ребята, что происходит с водоемами в конце осени?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Осень хочет  узнать, как мы умеем играть.

Игра с мячом «Скажи наоборот»:

Осенний-весенний

Холодный-жаркий

Твердый-мягкий

Злой-добрый

Чистый-грязный

Высокий-низкий

Легкий-тяжелый

Сильный-слабый

Сухой-мокрый

Хорошо, Молодцы!

Задание 5 «В садах и огородах убирают последние плоды».

Воспитатель: Какие плоды собирают осенью?

Дети: (ответы детей)

Задание 6. «Перелетные птицы улетели в теплые края»

Воспитатель: А какие птицы улетают от нас. А какие остаются?

Дети: (ответы детей)  

Воспитатель: Нужно слова поделить на слоги: ворона, сорока, голубь, синица, воробей, грач, сова, снегирь.

Задание 7 «Люди одели теплые вещи». Какие?

Дети: (ответы детей) (шапка, куртка, шарф, перчатки, брюки, пальто, свитер, кофта.)

перчатки

Задание 8 «За что я люблю осень?»

Игра «Доскажи словечко»

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесли.

Что? Скажите наугад!

Ну конечно. (листопад)

Сапоги надеть нам нужно:

От дождя у дома… (лужа)

И сапожки, и ботинки бережет Алеша,

Надевает в дождь и слякоть осенью (галоши)

И осенью зеленый весь

Стоит густой, сосновый (лес)

Чтобы было нам тепло,

Носим осенью (пальто)

Мы у рыжих листьев

Потихоньку спросим:

-Кто же вас раскрасил?

Отвечают: — … (Осень)

Летом от жары спасает

Легонькая шляпка,

Осенью нас согревает

Вязаная… (шапка)

Есть у туч осенних серых

Свой сердитый вождь,

Целый день пускает стрелы —

Серебристый… (дождь)

Воспитатель: Ребята, мы с вами фотографии все расколдовали, картинки все повесили на доску и сейчас попробуем составить рассказ по схеме. Послушайте, я сначала расскажу.

Рассказ воспитателя Осень.

Осенью листья на деревьях желтеют и осыпаются. Часто дуют холодные ветра. Солнышко редко появляется из-за туч. Идут затяжные дожди. На реках и озерах появляется первый лед. Перелетные птицы улетают в теплые края. В садах и огородах люди убирают последние плоды. Мы одеваем, теплые вещи. Мне нравится осень за то, что она дарит нам яркие краски (можно поиграть с листочками, осень приносит нам урожай).

Рассказ ребенка по таблице.

Воспитатель: Ребята,  что же было интересного в нашем путешествии?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Что помогло нам составить рассказ об осени?

Дети: (ответы детей)  

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями осени.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Девицкий детский сад «Улыбка»

           ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

«МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

                            СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2 ГОДА

Составила: воспитатель Телкова Т,И,

С.Девица

                                       Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему

пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,

но если свяжите двадцать таких слов с картинками,

их он усвоит на лету.

К. Д. Ушинский.

 АКТУАЛЬНОСТЬ

Владение родным языком — это не только умение правильно строить предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, события, явления. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: подбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.

На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:

 · трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

· бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;

· отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

 · односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;

· отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д

· недостаточный словарный запас;

 · плохая дикция.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Как показывает практика, мнемотехника способствует развитию памяти, воображения, развитию речи и логического мышления. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

 Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

 ЦЕЛЬ: Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста.

 ЗАДАЧИ:

1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.

 2. Преобразование образов в символы.

 3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.

 4. Развитие мелкой моторики.

5. Развитие творческих способностей, фантазии.

Ожидаемые результаты: 

Дети:

  • Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
  •   Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
  • Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
  • Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
  • Обогащен словарный запас детей.

 Родители:

  • Вовлечены в процесс речевого развития детей;
  • Знакомы с приемами и методами развития речи детей;
  •  Способны к созданию в домашних  условиях  речевой предметно — развивающей среды.

 Педагоги:

  • Повышение профессиональной компетенции в развитии речи детей дошкольного возраста.
  • Получение педагогами представления о мнемотехнике.
  • Внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами  для развития речи детей-дошкольников.

 Этапы реализации плана по самообразованию:

 I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

 1. Изучение научно-методической литературы по данной теме.

2. Подбор упражнений и игр для развития связной речи.

3. Подготовка наглядного материала (мнемодорожек, мнемотаблиц)

 4. Составление картотек мнемотаблиц по лексическим темам.

 5. Обсуждение проекта вместе с родителями.

5. Подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей.

II.ОСНОВНОЙ

 РАБОТА  С ДЕТЬМИ

 — Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками– символами;

— Самостоятельно, с помощью знаков — символов, заполнять схему – модель. Используя схему – модель как план пересказа;

 — Использовать мнемотаблицу при закреплении материала по лексической теме.

 — Использовать мнемотаблицу при разучивании стихотворений, пальчиковой гимнастики.

 III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

 Открытое занятие по развитию речи с использованием мнемотехники.

Методы работы.

 Словесный метод:

  • рассказ,
  • беседы воспитателя;
  •  чтение художественных произведений;
  • составление описательных рассказов.

Наглядный метод:

  • показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.

Практический:

  • Составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.

 План работы на сентябрь 2021г. – май 2022г.

 Сентябрь.

1. Работа с методической литературой.

Цель: изучить задачи, условия и методику обучения по развитию речи детей посредством мнемотехники.

• Изучение методической литературы по данной теме:

Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»;

Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам».

 • Изучение методик и технологий педагогов в Интернете:

Интернет – ресурсы

2. Разработка плана работы по данной теме.

3. Ознакомление родителей с работой по развитию речи дошкольников.

Цель: знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей.

4. Подбор практического материала работы с мнемотаблицами.

Цель: составить картотеку мнемотаблиц.

 Октябрь.

 1. Составление папки-передвижки для родителей «Уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста».

 Цель: информирование родителей знаниями по развитию речи.

2. Изготовление мнемотаблиц.

 3. Консультация для родителей: «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».

Цель: познакомить родителей с понятием «мнемотехника».

4. Осень

Цель: Закрепить с детьми знания о сезонных изменениях в природе. Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.

5. Загадывание загадок о фруктах, овощах с помощью мнемотаблицы.

Цель: Закрепить с детьми знания о овощах и фруктах, о характерных признаках осени.

Ноябрь

  1. Любимые сказки

Цель: Пересказывать сказку, выразительно передавая диалоги персонажей. Учить детей передавать содержание знакомой сказки, используя мнемотаблицу. Развивать у детей умственную активность.

 2. Досуг «Путешествие в сказкино». Рассказывание знакомых сказок по картинкам. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Составление описательного рассказа.

3. Оформление папки «Стихотворения. Учим стихи с помощью мнемотехник».

 Цель: помощь родителям в заучивании стихотворений с детьми дома.

Декабрь

  1. Красавица зима

Цель: Упражнять детей в умении соотносить знаковые символы с образами. Учить детей составлять рассказ о зиме с использованием наглядных пособий.

 2. Заучивание стихотворения «Маша варежку надела» А. Саконская (с использованием мнемотаблицы).

3. Оформление папки-передвижки «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста» Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.

 Январь

  1. Зимние забавы

 Цель: Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы, продолжать обогащать знания детей о сезоне, развивать связную речь детей.

 2. Заучивание пальчиковой гимнастики «Зимняя прогулка», стихотворения «Снегири» с помощью мнемотаблицы.

3. Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексикограмматическими), влияющими на развитие речи детей.

 Февраль

  1. Защитники отечества

 Цель: Дать доступные детскому пониманию представления об армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину, потренироваться в составлении описательного рассказа про папу или дедушку солдата при помощи воспитателя (мнемотаблица).

  1. Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

 Март

  1. О любимых мамах

 Цель: Воспитывать любовь, бережное отношение к матери, продолжать развивать умение соотносить символы с образами, повторение стихов к утреннику с использованием схем.

  1. Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Весёлый язычок» Обучение родителей артикуляционным упражнениям, для проведения занятий в домашних условиях.

 Апрель

  1. Весна

Цель: Расширить знания о сезонных изменениях в природе, совершенствовать грамматический строй речи, развивать умение соотносить знаковые символы с образами, формировать понятия причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы.

 2. Заучивание стихотворения наизусть «Одуванчик» Е. Серова (использование метода мнемотехники).

3. Составления рассказа «Космос»

 Цель: составить вместе с детьми описательный рассказ, потренироваться самим детям в составлении простейшей мнемотаблицы.

 Май

  1. Насекомые

 Цель: Побуждать детей описать увиденное или найденное ими насекомое, обогащать словарный запас детей, составление мнемотаблицы насекомые. Игра «Наши знакомые насекомые».

  1. Времена года

Цель: Составить описательный рассказ о временах года, выделить различия между ними по предложенной воспитателем мнемотаблице, предложить детям самим составить таблицу. Дидактическая игра «Времена года» 3. Домашнее задание: потренироваться детям с родителями в составлении простейшей мнемотаблицы дома на тему «Как я проведу лето». Цель: закрепление умения самостоятельно составлять мнемотаблицы и рассказывать по их содержанию.

 4.Итоговая диагностика

5.Повторение знаний по лексическим темам, изученным в течение года

Образовательные задачи:

  • обобщать и уточнять знания детей о зиме и зимних забавах;
  • активизировать и расширить словарь за счёт слов-действий, слов-признаков;
  • развивать языковое чутья путём образования родственных слов;
  • обучать составлять описательные рассказы по схеме описания времен года;
  • обучать объяснять смысл пословиц;
  • совершенствовать грамматический строй речи, формировать навыки словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за»; согласование прилагательных с существительными).

Развивающие задачи:

  • развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память;
  • развивать личностные качества: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способность к самооценке и самоанализу;
  • развивать предпосылки к учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать устойчивый интерес к занятиям, инициативу, стремление к активной деятельности, внимание к собственной речи, самостоятельности в принятии решений.

Оборудование:

  • Доска магнитная
  • Магниты
  • Ноутбук
  • Мяч
  • Сюжетные картинки «Зима»
  • Мнемотаблица «Зима»
  • Презентация «Зима»
  • Конверты с заданиями
  • Волшебная коробка
  • Звуковые символы и картинки для звукового анализа

Словарная работа:

  • номинативная лексика: зима, снег, мороз, ветер, лед, декабрь, январь, февраль.
  • адъективная лексика: снежная, серебристая, долгожданная, пушистый, серебристый, мягкий, искристый, жгучий, леденящий, сильный, трескучий, слова-антонимы. предикативная лексика: заморозила, замела, заледенела, завьюжила, запорошила

Ход ООД

I. Вводная часть

Организационный момент

Воспитатель:

Звонкая погода,
Снега кутерьма,
Это время года
Мы зовем…

Дети: Зима.

Воспитатель: — Как долго длится зима? Назовите зимние месяцы?

Дети: декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: — Правильно, молодцы!

А как называют зиму? (Волшебница). Подберите слова, близкие по значению к слову «волшебница». (Кудесница, колдунья, чародейка)

II. Основная часть

Воспитатель: — Зима нам прислала письмо. Хотите его прочитать?

Презентация «Приветствие Зимы»

Зима: «Здравствуйте, ребята! Я Волшебница — зима. И мои сестрицы: метель, вьюга, поземка и пороша.

Метель гоняет снег, падающий с неба или поднятый с земли. Все дорожки (что делает?) …заметает.

Вьюга — это сильная метель. Сильный ветер поднимает снег с поверхности земли и кружит его в воздухе. Вьюга (что сделала?) …завьюжила.

Поземка – это метель без снегопада, поднимающая снег с поверхности земли.

Пороша — это выпавший ночью и переставший идти к утру снег, на котором отпечатываются свежие следы животных.

Пороша все (что сделала?) …запорошила.

Воспитатель: — Ребята, кто запомнил помощниц Зимы?

Дети: Метель, вьюга…

Зима: — Слышала я, что вы веселые, любознательные и находчивые. Захотелось мне узнать, нравится ли вам зимнее время года. Я предлагаю вам выполнить мои интересные задания. За правильно выполненное задание подарю вам снежинки. Когда вы соберете все снежинки, свершится зимнее чудо! Желаю успехов!

Воспитатель: Согласны, ребята? Тогда отправляемся в путь.

Гимнастика для глаз «Зима. Снежинка».

Речевое сопровождение Зрительные упражнения.

Снежинка — пушинка кружится, летает.
Снежинка — пушинка не тает, не тает.
Вот вниз опустилась почти до земли,
Вот вверх поднялась, посмотри, посмотри!
Вот слева кружится и справа кружится,
То в небо летит, то на землю ложится.
Подставь-ка ладошку, смотри, не зевай,
Подуй на нее и скажи: «Улетай!»
Дети выполняют движения глазами.

Задание 1. Словесная игра «Что наделала зима?» (образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за»).

Воспитатель: — Зима рассказала о своих помощниках. Придумайте слова-действия с приставкой ЗА.

Зимушка-зима, что же ты наделала?
Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).
Метель мела и все тропинки… – (замела).
Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).
Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).

Воспитатель: — Вы справились с заданием, вручаю вам первую снежинку.

Задание 2. Дидактическая игра с мячом «Назови как можно больше красивых слов».

Дети отвечают на вопросы: какой, какая? какое?

Погода какая? – снежная, холодная, морозная.

Снег какой? – пушистый, белый, лёгкий, мягкий, серебристый, липкий.

Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.

День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.

Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.

Зима какая? морозная, снежная, ветреная, холодная.

Солнце какое? низкое, неяркое.

Воспитатель вручает вторую снежинку.

Задание 3. Словесная игра «Доскажи словечко».

Воспитатель: — Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем с этим словом. Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (Снег.)
С неба все скользят пушинки —
Серебристые … (Снежинки.)
На посёлки, на лужок
Все снижается … (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Все сильнее … (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился … (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — … (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой … (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил … (Снег.)

Воспитатель: — Подул ветер и все слова разлетелись. Помогите их собрать.

— А слово зима будет родственным со словом снег? Почему?

Воспитатель вручает третью снежинку.

Задание 4. Звуковой анализ слова «Зима».

Воспитатель вручает четвертую снежинку.

Физминутка.

Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
(дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок)
Он превратится в толстый ком,
(останавливаются, «рисуют» двумя руками ком)
И станет ком снеговиком.
(«рисуют» снеговика из трех кругов разного размера)
Его улыбка так светла!
(показывают руками на лице улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла.
(показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу)
Но солнце припечет слегка –
(медленно приседают)
Увы! – и нет снеговика.
(пожимают плечами, разводят руками)

Работа у панно.

Составление рассказа о зиме с помощью мнемотаблицы.

Воспитатель: — Ребята, хочется Зиме услышать рассказы о себе, а чтобы рассказы получились красивые, рассмотрите нашу схему-помощницу. Глядя на схему, вы без труда вспомните, все, что вы знаете о зиме.

Рассказы детей.

1 ребенок. Солнце. Какое зимой солнышко? (Зимой солнце низкое, неяркое, оно светит, но не греет).

2 ребенок. Небо и осадки. Какое небо зимой, какие осадки выпадают? (Небо серое, низкое, часто идет снег, он покрывает землю белым ковром)

3 ребенок рассказывает нам о земле, есть ли трава, цветы, зелень. (Зимой земля замерзает, нет ни травки, ни цветов, а реки часто покрыты льдом до весны).

4 ребенок. Жизнь деревьев. Что происходит с деревьями зимой? (Листья на деревьях и кустарниках уже опали; только, когда выпадет снег, деревья одеваются в белоснежный наряд; одни елочки стоят зелененькие, им мороз нестрашен, они стали еще красивее в снежном наряде.)

5 ребенок. Одежда людей. Кто расскажет, как одеваются люди зимой? (Зимой люди надевают самые теплые одежды: шубы, шапки, шарфы, теплые сапоги и обязательно варежки, чтобы не мерзли руки)

6 ребенок. Напоминает нам о жизни диких зверей и птиц. (Медведь всю зиму спит в берлоге. Зайцы, белки поменяли свой мех, чтобы быть незаметнее, так они спасаются от врагов. Белки запаслись на зиму орехами, желудями, шишками, развесили их на веточках на разных деревьях и помнят о всех своих запасах. Зайцы зимой едят кору деревьев, лисы охотятся за зайцами и выкапывают из-под снега мышей. Многие птицы улетели на юг зимовать в тепле, а у нас остались на зиму воробьи, вороны, синички, сороки. Они стараются перезимовать рядом с человеческим жильем, так легче прокормиться и не замерзнуть).

7 ребенок. Рассказывает нам о зимних забавах и праздниках. (Самый веселый, зимний праздник – Новый год. Дети наряжают елку, приходит Дед Мороз с подарками. Зимой дети катаются на санках с гор, на коньках и лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки).

Полные рассказы детей (3 человека)

III. Заключительная часть

Волшебный сундучок с сюрпризом.

Воспитатель: — Зима, ребята справились со всеми заданиями.

Зима: — Положите, пожалуйста, снежинки в сундучок и произнесите волшебные слова: «Раз, два, три снежинки в сюрприз преврати!».

Понравился вам мой сюрприз? Я благодарю вас. Мне очень приятно, что вы много знаете про зимнее время года. Спасибо! До новых встреч!

Воспитатель: Ребята, кому какие задания Зимы понравились? Ответы детей.

А мне приятно было слышать, как Даня отвечал правильно, полными ответами, Матвей был очень внимательным, Ксюша приходила на помощь друзьям. Молодцы!

Учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад №242», г. Новокузнецк

Ершова В.В. Использование мнемотехники в развитии связной речи // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 06.01.2022).

Заказ № 236059


Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности.

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание различных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. 

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями, описаниями, речь детей — явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем:

  • односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. 
  • неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение.
  • недостаточный словарный запас.
  • бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
  • отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
  • плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для достижения такого эффекта я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи, а именно, метод мнемотехники.

Начиная свою работу по данной проблеме, я рассмотрела факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из факторов, по мнению С.Л. Рубейштейна, Л.В. Эльконина – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. 

В качестве второго вспомогательного фактора я выделила -создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский, он отмечал важность последовательного размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.

К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». 

Взяв за основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами, но изменяя, совершенствуя их по-своему в течении несколько лет мы используем в своей работе по обучению детей связной речи приемы мнемотехники.

В дошкольной педагогике мнемотехнику называют по – разному: 

В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно – графическими схемами, Т.А. Ткаченко – предметно – схематическими моделями, В.П. Глухов блоками – квадратами, Л.В. Ефименкова — схемой составления рассказа.

Мнемотехника – в переводе с греческого «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранении и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:

  • развитие связной и дилогической речи у детей;
  • развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблицам;
  • обучение детей правильному звукопроизношению;
  • развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
  • развитие у детей психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже – мнемотаблицам.

На первых этапах обучения связной речи удобнее всего пользоваться мнемодорожкой, так как она несет в себе обучающую информацию в небольшом количестве. Мнемодорожка представляет собой схему, на которой графически изображены герои или отдельные предметы, играющие важную роль в произведении. Мнемодорожка может быть как в цветном, картинном варианте с использованием красок, так и в графическом варианте с набросками легких контурных линий и штрихов.

Особое место в работе с детьми в этом направлении занимают мнемотаблицы и схемы – моделей. 

Мнемотаблицы – это схема, в которою заложена определенная информация. 

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частичное графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно – наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я использую их для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывание загадок, при заучивании стихов.

Опираясь на опыт педагогов, мы разработали мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах. Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста мы используем цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: лимон – желтого цвета, лягушка – зеленая, ягодка- красная. Позже – мы усложняем или заменяем другой заставкой – изобразить персонаж в графическом виде. Например: лиса-состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой, коричневый круг и т.д. Для детей старшего возраста схемы создаем в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Для систематичности знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Т.М. Бондаренко, В. К, Воробьевой, Т.А. Ткаченко. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому изменив их, мы составили мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план – схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Наиболее трудный вид монологической речи — описательный рассказ. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление), чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание – это анализ, что ребенку дается очень трудно.

Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построены, существенную помощь оказывают мнемотаблицы.

Работа на занятиях по мнемотаблицам строем в 3 этапа.

  1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. 
  3. После перекодирование осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме

Мнемотехника многофункциональна. На основе мнемотаблиц мы создаем разнообразные дидактические игры. Параллельно с этой работой используем речевые игры, настольно – печатные игры, которые помогают детях научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Считаем, что применять модельные схемы, можно и на других занятиях, в других видах деятельности (продуктивная деятельность, театральная деятельность и др.).

Систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных методов, наглядных пособий, дает свои результаты. Анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельно, зрительно воспринимать план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативность коррекционной работы. 

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. 

  • Составление рассказов в средней группе картотека с целями
  • Составление рассказа по теме дом в котором я живу
  • Составление рассказа про осень в старшей группе
  • Составление рассказа по сюжетным картинкам 2 класс школа россии презентация
  • Составление рассказов в подготовительной группе картотека с целями по фгос