Программное содержание:
- закрепить у дошкольников знания по теме «Осень»;
- развивать связную речь детей;
- активизировать словарь по теме: названия деревьев, грибов, других растений;
- развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, распознавать звуки, развивать память, ассоциативно-образное мышление;
- формировать навыки правильного речевого дыхания, говорить с разной силой голоса, с различным темпом;
- развивать общую и мелкую моторику детей, ориентировку в пространстве;
- продолжать учить детей согласовывать слова в словосочетании и предложении по родам, числам, падежам; подбирать слова-признаки; образовывать относительные прилагательные;
- упражнять в составлении распространенных предложений, используя предлоги и союзы (потому, что; для того, чтобы);
- побуждать детей к речевой активности средствами мнемотехники (карточки-символы, план-карта);
- посредством элементов куклотерапии, цветотерапии, изотерапии, музыкотерапии создавать на занятии положительный эмоциональный фон;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, культуру общения.
Ход занятия в старшей группе детского сада
I. Орг. момент.
Воспитатель. — Сегодня наше занятие пройдет необычно, посмотрите, что это за большой лист бумаги. Здесь написано: Детям группы «Смешарики».
— Гляньте, что это такое? (дети рассматривают карту) На что это похоже?
— Да, это план-карта нашей группы и она нам поможет выполнить последовательно все задания и дойти до финиша (дети определяют по карте, где находятся окна, двери, столы, шкафы).
1. Основная часть.
1 задание «Цветная радуга»
— Обратите внимание, где находится задание под номером 1? (дети находят на карте цифру 1 и подходят к тому месту, где лежит первое задание).
— Что вы видите? (Ящик) Как вы думаете, что лежит в ящике? (ответы детей) Давайте посмотрим, что это? (дети достают из него куклы). Чем они отличаются? (куклы отличаются цветом). Какого цвета наряды кукол? (дети отвечают: У этой куклы платье голубое…).
— Нам нужно расставить куклы в том порядке, как они расположены на радуге. Вспомним стих, который поможет определить последовательность цветов в радуге:
Каждый — КРАСНЫЙ
Охотник — ОРАНЖЕВЫЙ
Желает — ЖЁЛТЫЙ
Знать — ЗЕЛЁНЫЙ
Где — ГОЛУБОЙ
Сидит — СИНИЙ
Фазан — ФИОЛЕТОВЫЙ.
Скажите тихо (громко), быстро (медленно). (дети повторяют фразу с разной силой голоса и с разным темпом).
Так, а сейчас соответственно 1 звуку каждого слова стихотворения, выложите последовательно цветную радугу из наших кукол (дети выкладывают, строят ряд из кукол: обращается внимание, что ряд начинается слева направо).
Дети, а что может быть красного цвета? (образуют словосочетание существительное и прилагательное, согласуя слова по родам, числам, падежам).
Красная клубника, красные вишни, красный помидор, красное яблоко.
Оранжевый апельсин, оранжевые абрикосы, оранжевая морковь.
Желтая груша, желтый перец, желтые башмаки.
Зеленый жук, зеленая лягушка, зеленая трава, зеленое пальто.
Голубое небо, голубые глаза, голубая лента, голубой флажок.
Синяя слива, синий шарф, синие сапоги, синее небо.
Фиолетовая салфетка, фиолетовый баклажан, фиолетовое ожерелье, фиолетовые карандаши.
2 задание «Сообразительные пальчики»
Хорошо, мы заберем с собой цифру нашей первой остановки. Следующая цифра какая? (ответы) Посмотрите на план-карту, где находится цифра 2? (дети согласно карты ищут это место в комнате)
Наша следующая остановка называется «Сообразительные пальчики» Как вы думаете, почему? (ответы) Что мы можем узнать с помощью пальцев рук? (ответы).
Перед вами стоят мисочки с зерном и семенами. Давайте вспомним, как они называются? (семечки подсолнечника, тыквенные семечки, пшено, гречка, кукуруза, фасоль, горох) Из какого зерна можно приготовить кашу? (из гречки, пшена) Как будет называться каша? (гречневая каша, пшенная каша – дети образуют прилагательные от существительных, согласовывают по родам, числам) А можно приготовить из гречки суп? Как он будет называться? (гречневый суп) Что можно приготовить из фасоли? (фасолевый суп). Из гороха? (гороховый суп, гороховое пюре).
Давайте покажем, как кипит каша на плите.
Упражнение на развитие речевого дыхание «Каша кипит».
— Вспомним, как правильно выполнять упражнение: положите одну руку на живот, другую на грудь. Вдох — втянуть живот и набрать воздух в грудь, выдох — опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот. На выдохе громко произносить звук ф,ф,ф — повтор. 3-4 раза.
Обратите внимание на куклы. Все они похожи друг на друга, а отличаются тем, что в них спрятано разное зерно. Вам нужно взять куклу в руки, пальчиками исследовать, какое зерно там спрятано и поставить куклу рядом с подходящей тарелочкой. (ответы детей предложением – В этой кукле спрятана гречка. Я поставлю ее рядом с этой тарелочкой, где гречиха).
3 задание «Внимательные ушки».
Молодцы, с этим заданием вы справились. Заберем с собой цифру 2 и пойдем дальше. Какая следующая цифра? (Три. Дети находят задание).
Третья остановка называется «Внимательные ушки». Как вы думаете почему? Что мы можем узнать с помощью ушей? (ответы детей — услышать звуки, узнать, кто кричит, что надо сделать, услышать что-то интересное).
Обратите внимание, перед нами 2 куклы в разной одежде. Какого цвета юбки у кукол? (голубая, розовая) Это куклы-колокольчики. В них спрятаны разные по размеру колокольчики. Как вы думаете, большой колокольчик, как звенит? (громко, громко, звонко), а маленький? (тихо, тоненько).
Сейчас определим, где спрятался большой (маленький) колокольчик? (дети на слух определяют, какая кукла, в каком наряде звенит громко — тихо). Да, в голубом наряде – громкий звук, значит здесь большой колокольчик; в розовом – намного тише, здесь маленький колокольчик.
Поиграем в игру «Отгадай, какая кукла звенит», но для этого нужно выбрать водящего с помощью считалки. (дети выбирают, выбранный ребенок берет одну куклу на выбор и звенит, дети отвернулись или закрыли глаза – затем отгадывают, какой колокольчик звонил-большой или маленький). Усложнение: ведущий звонит сначала одним колокольчиком, потом другим – дети отгадывают, какой первый был колокольчик, какой второй.
4 задание «Волшебные краски»
Вы хорошо все выполнили, отправляемся дальше. Следующая, какая цифра? (четыре) Ищем на карте, где расположена цифра 4. Нашли, что вы видите на столе? (краски, губки, белые бумажные листочки) Какого цвета краски? (желтая, красная, оранжевая, коричневая, розовая) Какое время года напоминают вам эти цвета? (осень) А осень какие имеет цвета? (листочки на деревьях).
Наша остановка называется «Волшебные краски». Мы будем рисовать осенние листочки, но необычным способом: губкой. На листе бумаги уже нарисован листочек с какого дерева, вы его не видите. Для того, что он стал видимым, нужно выбрать 2 краски и нанести их на лист с помощью губок. (дети выполняют задание под спокойную классическую музыку «Осенний вальс» Шопена – воском на листе нанесены контуры листочков; когда ребенок проводит краской, они проявляются).
С какого дерева ваш листочек? (с клена) Какой это листик? (Это кленовый листочек).
Какие необычные у вас были краски. Какие цвета ты выбрала? (красный и желтый) Какого цвета твой листочек? (красно-желтый – дети образовывают сложные слова).
Почему осень называют волшебной? (ответы детей: составляют объяснительные предложения – волшебная Осень, потому что она меняет цвет листочков.)
Как еще называют осень? (дети подбирают слова-признаки – щедрая, богатая, урожайная…) Почему ее называют щедрой? (дети составляют объяснительные предложения)
5 задание «Наблюдательные глазки»
Молодцы, берем с собой цифру 4 и отправляемся дальше. Какая следующая цифра? (5) найдем на плане-карте следующую нашу пятую остановку. (дети находят на плане цифру 5 и идут к месту, где находится следующее задание)
Остановка называется «Наблюдательные глазки». Как вы думаете, почему? (ответы детей) Зачем человеку глаза, что мы делаем глазами? (ответы – рассматриваем предметы, видим куда идти, и кто с нами говорит, что находится вокруг).
Чтобы выполнить следующее задание мы должны быть внимательными и наблюдательными. Посмотрите на эту карточку (карточка — символ леса) Что она вам напоминает? (много деревьев и кустов) Где вы можете видеть много деревьев и кустов? (в лесу). Поэтому мы с вами оказываемся в воображаемом осеннем лесу. Зажмурьте глаза и послушайте (дети слушают звуки осеннего леса) Что вы услышали? (как шелестят листочки на деревьях; как кричат журавли и улетают в теплые края; как стучит дятел по дереву…) На нашей остановке, смотрите что это? (корзина) А зачем в лесу корзина? (для того, чтобы собирать грибы). Все ли грибы можно собирать? Какие есть грибы? (ядовитые и съедобные; дети вспоминают правила безопасности).
Перед тем, как мы расположимся на поляне, где растут грибы, давайте поиграем.. Первый раз произносим — медленно.
Пальчиковая игра «В лес по грибы»
1, 2, 3, 4, 5 — мы грибы идем искать.
Этот пальчик – в лес пошел.
Этот пальчик – гриб нашел.
Этот пальчик – совет дал.
Этот пальчик – показал.
Этот пальчик – хорошо поел
И от этого потолстел.
(Дети рассказывают знакомый стих, нажимая на кончики пальцев одной руки — другой. Начинать надо с мизинчика. Второй раз — рассказываем стишок — быстро, меняем руки — нажимаем на другие пальчики).
Посмотрите на поляне много грибов, но собирать нужно только съедобные, но в корзину кладем только тогда, когда назовете гриб и определите 1 и последний звук в названии (дети выполняют задание).
Составление детьми коллективного рассказа.
Посмотрите, мы с вами собрали 5 цифр. А есть ли на нашем плане еще задачи? (дети внимательно разглядывают карту и обнаруживают, что заданий больше нет). Вам надо разложить наши цифры по порядку в ряд от 1 до 5 (дети выполняют) – а теперь перевернуть каждую карточку-цифру, что вы видите? (буквы, буквы). Здесь спряталось какое-то слово, давайте прочитаем (дети вместе читают).
Назовите 1 и последний звук. Сколько слогов в слове? Почему? (ответы детей: два состава, потому что в слове два гласных звука).
Посмотрите на этот коллаж, он поможет рассказать нам об осени (дети по очереди, с помощью опорных рисунков составляют предложения, что происходит осенью).
III. Итог занятия. Рефлексия
На протяжении всего занятия мы говорили с вами об осени, что происходит осенью, какая она. Скажите пожалуйста, а вы любите осень? Почему? (ответы детей). Есть люди, которые говорят, что когда приходит осень, это не совсем хорошо? Как вы думаете, почему они так говорят? (ответы детей, составляют пояснительные предложения). Да, у вас очень интересные мысли, но как говорят в народе — нет плохого или хорошего времени года, надо любить все. Вы очень хорошо работали на занятии. Посмотрите, что нам принесла осень (дары осени – фрукты – сюрпризный момент). Давайте угощаться.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
«Составление описательного рассказа об осени с использованием мнемотехники»
Цель: Учить детей составлять описательный рассказа об осени с использованием мнемотаблицы.
Задачи:
1. Учить детей, составлять краткий рассказ об осени с использованием наглядных пособий (мнемоквадраты, мнемотаблица), отвечать полным предложением.
2. Активизировать использование прилагательных в речи детей, называть отличительные признаки осени, используя мнемотехническую таблицу.
3. Воспитывать доброе отношение к природе.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
Предварительная работа: наблюдение за осенними изменениями в природе, беседы, обучение работе по мнемотаблице, разучивание пальчиковой гимнастики, пение песен про осень.
Материалы для работы: Мнемотаблица «Осень» общая и на листах А4, портативная колонка, муляжи овощей и фруктов, мешочек, мяч, конверт с письмом, ваза с осенними листочками, конверт с фотографиями.
Методы и приёмы:
Практические: дидактические игры, физкультминутка, сюрпризный момент.
Наглядные: показ, рассматривание.
Словесные: беседа, повторное проговаривание, рифмование.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами настроимся на занятие:
«Запоминает наша голова важные поступки, умные слова,
Слушаем внимательно, смотрим обязательно,
Друг друга не перебиваем, для ответа руку поднимаем.
Знаний много получаем!»
Ребята, скажите какое время года у нас наступило?
Дети: (ответы детей)
Я нашла фотографии с наших осенних прогулок и решила распечатать наши фотографии, чтобы показать вам какие тёплые и интересные у нас были прогулки. Положила их вот сюда, но они куда-то делись! Вы их не брали?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите на наше осеннее дерево, на нем лежит письмо. Давайте посмотрим, кому оно пришло. Здесь написано
«Детям группы Ромашка» Давайте его прочитаем?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Здесь написано, что осень скоро закончиться, но она не хочет от вас уходить и хочет с вами поиграть. На дереве спрятаны тоже фотографии, но только обо мне. Расколдуете их, составите рассказ, вот тогда и получите свои фотографии. Подпись: «Осень»
А вы ребята, хотите поиграть с осенью?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Дети, присаживайтесь на стульчики.
Сейчас мы посмотрим, какое первое задание нас ждет? Перед нами фотография, надо узнать, что осень здесь спрятала?
Задание 1 «Листья на деревьях пожелтели и осыпались»
Что же изображено на этой фотографии?
Дети: (ответы детей) Листья осенью (желтые, пожухлые, красочные). Осенью листья краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают.
Воспитатель:
Задание 2. «Часто дуют холодные ветра». Опишите, какой ветер?
Дети: (ответы детей) Холодный, пронизывающий, сентябрьский, октябрьский.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру:
«Ветер – ветерок – буря»
«На улице подул ветер. Сначала слабый, потом всё сильнее и сильнее, и вскоре началась буря».
Хорошо, молодцы.
Задание 3: «Солнышко редко появляется из-за туч. Идут затяжные дожди».
А что нарисовано здесь?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Солнце осенью, какое?
Дети: (ответы детей) (тусклое, неяркое).
Воспитатель: Осенью солнце (что делает).
Дети: (ответы детей) (греет, светит).
Воспитатель: А какое небо осенью?
(хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное сырое, темное).
Задание 4 «На реках и озерах появляется тонкий лед».
Ребята, что происходит с водоемами в конце осени?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Осень хочет узнать, как мы умеем играть.
Игра с мячом «Скажи наоборот»:
Осенний-весенний
Холодный-жаркий
Твердый-мягкий
Злой-добрый
Чистый-грязный
Высокий-низкий
Легкий-тяжелый
Сильный-слабый
Сухой-мокрый
Хорошо, Молодцы!
Задание 5 «В садах и огородах убирают последние плоды».
Воспитатель: Какие плоды собирают осенью?
Дети: (ответы детей)
Задание 6. «Перелетные птицы улетели в теплые края»
Воспитатель: А какие птицы улетают от нас. А какие остаются?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Нужно слова поделить на слоги: ворона, сорока, голубь, синица, воробей, грач, сова, снегирь.
Задание 7 «Люди одели теплые вещи». Какие?
Дети: (ответы детей) (шапка, куртка, шарф, перчатки, брюки, пальто, свитер, кофта.)
перчатки
Задание 8 «За что я люблю осень?»
Игра «Доскажи словечко»
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесли.
Что? Скажите наугад!
Ну конечно. (листопад)
Сапоги надеть нам нужно:
От дождя у дома… (лужа)
И сапожки, и ботинки бережет Алеша,
Надевает в дождь и слякоть осенью (галоши)
И осенью зеленый весь
Стоит густой, сосновый (лес)
Чтобы было нам тепло,
Носим осенью (пальто)
Мы у рыжих листьев
Потихоньку спросим:
-Кто же вас раскрасил?
Отвечают: — … (Осень)
Летом от жары спасает
Легонькая шляпка,
Осенью нас согревает
Вязаная… (шапка)
Есть у туч осенних серых
Свой сердитый вождь,
Целый день пускает стрелы —
Серебристый… (дождь)
Воспитатель: Ребята, мы с вами фотографии все расколдовали, картинки все повесили на доску и сейчас попробуем составить рассказ по схеме. Послушайте, я сначала расскажу.
Рассказ воспитателя Осень.
Осенью листья на деревьях желтеют и осыпаются. Часто дуют холодные ветра. Солнышко редко появляется из-за туч. Идут затяжные дожди. На реках и озерах появляется первый лед. Перелетные птицы улетают в теплые края. В садах и огородах люди убирают последние плоды. Мы одеваем, теплые вещи. Мне нравится осень за то, что она дарит нам яркие краски (можно поиграть с листочками, осень приносит нам урожай).
Рассказ ребенка по таблице.
Воспитатель: Ребята, что же было интересного в нашем путешествии?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Что помогло нам составить рассказ об осени?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями осени.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.
Тема: «Составление рассказов с использованием антонимов»
Программное содержание:
— связная речь: учить составлять рассказ, используя антонимы;
-словарь и грамматика: учить выделять существенные признаки предметов; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления; развивать умение подбирать одинаковые по смыслу слова, учить образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.
Материал и оборудование: картинки с изображением предметов и игрушек из дерева, стекла, пластмассы, рабочие тетради О.С. Ушакова «Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 6-7 лет; игрушки-обезьянки, платочек для игры.
Организационный момент. Приветствие детей. Разминка.
Дети стоят около своих столов. Воспитатель:
- Сядьте, пожалуйста те дети, имя которых начинается на букву С, и букву М ;
- Сядьте, пожалуйста, те дети, которые считают, что сегодня понедельник;
- Сядьте, пожалуйста, те дети, которые считают, что после осени наступит зима.
Работа в тетради на стр. 12 (О.С. Ушакова «Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 6-7 лет»).
Воспитатель обращает внимание на картинку.
— Что изображено на ней? (Разные предметы). Эти предметы друг от друга чем-то отличаются. А чтобы понять, чем они отличаются, что надо сделать? Сравнить. Предметы отличаются своими свойствами (формой, цветом, размером). Итак, мы видим:
- Игрушки. Из какого материала они сделаны? (Из пластмассы. Значит, предметы, сделанные из пластмассы, называются пластмассовые).
- Доска. (Деревянная).
- Ваза. (Стеклянная. Она очень хрупкая и может разбиться. Поэтому к стеклянным предметам мы должны относиться как? Бережно, аккуратно.
- Мяч. Из чего сделан мяч? Из какого материала? Из резины. Он резиновый.
Воспитатель читает стихотворение про мяч.
Он упрямый и пузатый,
Больно бьют его ребята
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко
А за что беднягу бьют,
А за то, что он надут.
— Какое слово, в стихотворение повторяется несколько раз? Слово бьют. Три раза. Молодцы! Вы были очень внимательными, когда я вам читала стихотворение.
— Что значит слово «мяч»? Что вы можете сказать про него? Это игрушка, он круглый. Что с ним можно делать? Можно бить? Его можно бросать, кидать, пинать…
-Посмотрите на следующую картинку. Что вы видите? Мальчика, который, что делает? Бьет в барабан. А что можно сказать про часы? Они тоже бьют. Часы бьют. Что делает фонтан? Фонтан бьет.
Произнесем вместе фразы:
Мальчик бьет в барабан.
Часы бьют.
Фонтан бьет.
А теперь, представьте, что перед вами стоят две одинаковые девочки. Они одного роста, у них одинакового цвета глаза и волосы. Как мы можем тогда их различить? По именам. Предметы могут отличаться еще и по именам, названиям.
На доске вывешиваются картинки – Ежик и Заяц.
— На прошлом занятии мы с вами составляли рассказ, который назывался «Как ежик выручил зайчика». Давайте вспомним, какой был ежик и зайчик. (Ежик выручил зайчика, поэтому его можно назвать смелым). – Подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый. (Храбрый, отважный). А зайчик был трусливый. Подберите слова, близкие по смыслу к слову трусливый. (Боязливый, пугливый).
— Ребята, отгадайте загадку:
Идут, идут
И все тут, тут
Что это? (Часы)
Дети садятся в круг, передают друг другу платочек и произносят слова, близкие по смыслу.
— Как сказать по-другому? Часы идут … (ходят, тикают, стучат). Дождь идет … (льется, капает, моросит). Мальчик идет …(шагает, бредет, плетется). Поезд идет …(едет, мчится, подъезжает). Весна идет …(наступает). Пароход идет …(плывет).
— Ребята, есть и другие слова, противоположные по смыслу. А вот какие это за слова, мы отгадаем, рассмотрев картинки в рабочей тетради на стр.27. (О.С. Ушакова «Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 6-7 лет»).
Задание «Подбери слова противоположные по смыслу».
Волк злой, а белка ……..добрая.
Береза высокая, и береза…… низкая.
Дерево весеннее, дерево ………..осеннее.
Динамическая пауза «Снег»
Как на горке (Ставим ладошку под ладошку )
Снег, Снег (Перебираем пальчиками)
И под горкой
Снег, Снег
А под снегом спит медведь, (Поднимаем руки вверх и ставим их домиком)
Тише, тише, не шуметь (Пальчик к губам, шепотом)
— Ребята, а сейчас мы вместе придумаем рассказ «Наоборот». Я начну, а вы продолжите.
У мамы обезьянки было две дочери. Старшую звали Послушница, а младшую – Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, а Упрямица их разбросает. Если сестра закроет дверь, другая ее откроет. Одна обезьянка любит ходить быстро, а другая медленно. Послушница любит весело играть с друзьями, а ее сестра любит все время спорить. То игрушку отберет, то ее сломает. И тогда мама решила все исправить. — Как вы думаете, что сделала мама? (Дети, сами придумывают варианты).
Игра «Подумай и покажи противоположное слово».
Воспитатель называет слово, а дети не словами, а движениями, мимикой и жестами показывают противоположной по смыслу слово.
Сахар сладкий, а лимон (кислый), тополь высокий, а шиповник (низкий), река широкая, а ручей (узкий), камень тяжелый, а пух (легкий), редька горькая, а груша (сладкая).
Итог.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по развитию речи в старшей группе для детей с ТНР
Составление описательного рассказа
по картине «Поздняя осень»
Закирова Анна Валентиновна
Цель: формирование умения составлять описательный рассказ с наглядной опорой на сюжетную картину и мнемотаблицу.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать умению составлять рассказ по сюжетной картинке
Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях. (осенний парк, в осеннем парке)
Продолжать учить составлять по образцу простые и сложные предложения.
Упражнять в образовании однокоренных слов (осень-осенний-осеннее-по осеннему)
Упражнять в произведении прилагательных: дубовый, кленовый, березовый, пасмурная, холодная, ветреная, солнечная, прохладная, хмурая, облачная.
Развивающие:
Развивать монологическую речь.
Систематизировать и закрепить представления об осени, сезонных изменениях, признаках.
Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе.
Виды детской деятельности: Коммуникативная, восприятие художественного слова, самостоятельное составление рассказа по мнемотаблице, двигательная.
Методические приёмы:
Наглядные – рассматривание репродукции «Поздняя осень» М.Г.Пишванова.
Словесные — беседы, вопросы воспитателя, повторение, поощрение, игры.
Практические – физкультминутка, пальчиковая гимнастика.
Предварительная работа:
В группе – рассматривание сюжетных картин по теме «Осень», чтение стихов, загадок пословиц и поговорок об осени, дидактические игры.
На прогулке – наблюдение за сезонными изменениями.
Оборудование и материал:
Демонстрационный материал: репродукция «Поздняя осень» М.Г.Пишванова.
Форма организационной деятельности: групповая.
(дети встают в круг)
Организационный момент:
Игра слово-движение «Листочки»
Мы – листики осенние
На веточках сидели,
Дунул ветерок-
И мы полетели.
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
В.: Как называется природное явление, когда падают листья?
(Листопад)
В какое время года бывает листопад? (Осенью)
Давайте назовем погоду, которая бывает осенью
Если идет дождь – дождливая
На улице хмуро – хмурая
Ветер – ветреная
Солнце — солнечная
Облака – облачная
Холодно – холодная
Пасмурно – пасмурная
Прохладно – прохладная
Хмуро – хмурая
Сыро – сырая
Тепло – теплая
Ход организованной образовательной деятельности.
1 часть.
В.: Ребята, давайте вспомним стихотворение об осени
Если на деревьях
Листья пожелтели,
Если в край далекий
Птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льется,
Это время года
Осенью зовется.
В.: Ребята, а какая бывает осень?
Д.: Ранняя, Золотая, Поздняя.
(дети садятся)
2 часть.
В.: Ребята, посмотрите, как осеннюю погоду изобразил художник М.Г. Пшиванова,
которая называется «Поздняя осень»
(дети рассматривают картину)
В.: Что изображено на картине?
Д.: Осенний парк.
В.: Что вы можете сказать о природе?
Д.: Наступила осень, стало холодно, дует ветер, деревья сбросили листву, листья стали разноцветными.
В.: Погода пасмурная, дождливая, грустная, унылая.
В.: Ребята, а кто пришел в осенний парк?
Д.: Дети.
В.: Сколько детей всего на картине?
Д.: Всего на картине четверо детей.
В.: Что делают дети в осеннем парке?
Д.: Они собирают осенние листочки и принесли кормушки.
В.: Расскажите, а зачем дети в осенний лес принесли кормушки.
Д.: Кормушки принесли для зимующих птиц.
В.: Ребята, а как вы догадались, что в парке холодно и сыро?
Д.: Дети одеты в теплую одежду.
В.: Дети одеты по-осеннему.
В.: Повторите.
Д.: Дети одеты по-осеннему.
В.: Ребята, вы все правильно сказали. Осенью холодно, идет дождь и птицы улетают в теплые края. Но несмотря на это, осень-красивое время года. Осень нас радует разноцветными листьями, гроздьями рябины. И птицы, которые улетели в теплые края, весной к нам опять вернутся.
В.: Ребята давайте отдохнем.
3 часть. Физкультминутка «Осенние листочки»
Раз, два, три, четыре, пять
Будем листики считать
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем
Маме осенний букет принесем.
(Дети садятся)
4 часть.
В.: Сегодня мы составим рассказ по картине. В начале рассказа нужно будет рассказать о времени года, которое изображено на картине. В середине о том, чем заняты дети и как одеты. А в конце закончить свой рассказ тем, чем нравится вам осень.
В.: Ребята, я приготовила для вас схемы- подсказки, по которым мы составим рассказ. Послушайте, какой рассказ составила я.
— На картине осенний парк. Погода стоит пасмурная, хмурая. Идет дождь. В парке растут деревья- березы, клены, дубы. С деревьев опадают листья. В парк пришли дети. Они принесли кормушки для зимующих птиц. Дети одеты в теплую одежду, потому что уже стало холодно. Настроение поздней осенью грустное, невеселое.
(Дети составляют свой рассказ)
Физкультминутка «Осень»
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Фартук розовый – осине,
Бусы красные – рябине,
Зонтик желтый – тополям,
Настроение хорошее дарит нам.
В.: Осень в парке раскидала листья. Листья березы, листья дуба, листья клена. Давайте соберем листья и отнесем их к тому дереву с которого они упали. Дети собирают по одному листочку и кладут их в корзинку к тому дереву, с которого этот лист упал.
В.: Ребята, какие листья упали с березы – березовые.
С дуба – дубовые.
С клена – кленовые.
6 часть. Заключительная часть.
В.: Ребята, мы сегодня о каком времени года разговаривали? Как называлась картина, по которой мы составляли рассказ? Чей рассказ вам больше понравился?
Молодцы ребята, вы сегодня старались на занятии и рассказали очень хорошие рассказы.
Ход занятия:
Воспитатель. Дети, сегодня к нам в группу пришло письмо. Давайте откроем? Интересно, что в этом конверте? (Воспитатель открывает конверт в нём загадки). Вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим.
1. Воспитатель загадывает загадку. При угадывании на доску вывешиваются иллюстрации птиц.
Птичка – невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок,
Получается прыжок
(воробей)
2. Воспитатель показывает картинку.
Что это за птица? (дети отгадывают)
(сорока)
3. Воспитатель загадывает загадку. При угадывании на доску вывешиваются иллюстрации птиц.
Носит черный жилет,
Но у крыльев черный цвет.
Видишь кружат 20 пар
И кричат кар-кар-кар
(ворона)
4. Воспитатель показывает картинку.
Что это за птица? (дети отгадывают)
(синица)
5. Воспитатель предлагает детям самим назвать любую птицу найти её среди предложенных (2 ребенка)
Воспитатель. Как можно назвать, одним словом этих птиц? Почему?
А теперь давайте подробнее расскажем о каждой птице. Для этого мы будем использовать схему, но рассказывать мы будем парами, один начинает, затем другой продолжает.
(Воспитатель вывешивает на доску схему, по которой дети будут составлять описательный рассказ, на каждом столе лежат такие же схемы составления рассказа, картинка с изображением зимующий птицы).
Например,о дятле:
1 ребенок
Это птица дятел. Дятел крупная птица. У него большие крылья, длинный хвост. Клюв длинный и крепкий. Тело покрыто перьями. У дятла голова, шея, спина, крылья – чёрные, на голове, шее и крыльях есть белые пятна, ещё на голове красные пёрышки как – будто красная шапочка.
2 ребенок
Его можно узнать по звуку «Тук-тук, тук-тук». Он питается насекомыми и семенами шишек. Живет на дереве. Дятел это зимующая птица.
По схеме дети составляют парами описательный рассказ о птицах.
Воспитатель. Вы все хорошо справились с заданием, а сейчас отдохнём (дети встают, выходят на ковёр)
Воспитатель. Представьте, что мы оказались на лесной полянке и увидели стайку красногрудых снегирей.
Физминутка: «Снегири».
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири
(Опущенными руками, показывают грудку руками)
Распустили пёрышки
Греются на солнышке
(Хлопают себя по бокам)
Улететь хотят
(Головой вертят)
Улетели! Улетели!
(Бегут по кругу, взмахивают руками)
За метелью, за метелью.
Затем дети садятся за столы. На доске картина с изображением дерева с кормушкой и птичками.
Д/и «Кого не стало»
Воспитатель. Каких птичек вы видите у кормушки? Посмотрите внимательно и запомните, где находятся птички. Сейчас вы закроете глаза, а я закрою одну из них. Открыв глаза, вы скажите, кого не стало.
Воспитатель. Кого не стало?
Дети. Синички.
Воспитатель. Где сидела синичка?
Дети. На ветке.
Воспитатель. Что она делала?
Дети. Клевала сало.
Воспитатель закрывает плоскостное изображение воробья.
Воспитатель. Кого теперь не стало?
Дети. Воробья.
Воспитатель. Где сидел воробей?
Дети. В кормушке.
Воспитатель. Что он делал?
Дети. Клевал зёрнышки.
(Воспитатель продолжает задание еще с 2-3 птицами на картине)
Воспитатель. Сегодня я не одна готовилась к нашему занятию, у меня были помощники, они выучили стихотворение Зои Александровой «Новая столовая», и они хотят нам его прочитать (дети выходят и читают стихотворение)
1 ребенок
Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед, будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели к нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри, прилетели снегири
Три вороны были в среду, мы не ждали их к обеду
2 ребенок
А в четверг со всех краев стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей, голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог прилетели 7 сорок
В воскресенье, в воскресенье было общее веселье
Воспитатель. Вы сегодня хорошо рассказывали о зимующих птицах, но в конце нашего занятия я хочу, проверить всё ли вы знаете о них
— Я сегодня шла в детский сад и видела красивую птичку, с красной грудкой, напомните, как она называется?
— Как вы думаете, смогут ли жить зимующие птицы у нас дома?
— Скажите, как мы помогаем птицам зимой?
— Где чаще всего обитает голубь?
Воспитатель. Но чтобы наше занятие нам запомнилось на долго, я предлагаю вам помочь сделать мне дидактическую игру о зимующих птицах «Птичья столовая». У меня готова уже кормушка, но на ней нет птиц, выберите любую раскраску, дома раскрасите и вырежете её, принесите мне, и мы увидим, кто, же прилетает к нам в «Птичью столовую».
Ход занятия
Организационный момент. Приветствие.
Слово «здравствуй»
Много значит для людей.
Поздоровайтесь с друзьями
Все вы поскорей!
Здравствуй — встречу начинает,
Здравствуй – дружбе помогает.
Каждый это слово ждёт,
Когда друг к нему придёт.
«Здравствуй»,- я тебе скажу-
Улыбнись в ответ.
Здравствуй, так я покажу –
Это мой привет
Воспитатель под мелодию П. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня»читает стихи:
Осень наступила,
Начались дожди.
До чего ж уныло
Выглядят сады.
Потянулись птицы
В тёплые края.
Слышится прощальный
Клёкот журавля.
Солнышко не балует
Нас своим теплом.
Северным, морозным
Дует холодком.
Очень уж печально,
Грустно на душе
От того, что лето
Не вернуть уже.
(Е. Арсенина)
Ребята, про какое время года это стихотворение? (Ответы детей.) Верно. Представляет гостью – лесную птицу сову Глашу.
Однажды Глаша прилетела знакомую ей на полянку, а там…
(Воспитатель ставит на доску иллюстрации с изображением ранней осени.)
Расскажите, что же увидела Глаша? (Ответы детей.) Верно, а какая это осень? (Ранняя.) Почему вы так думаете? (Ответы детей.)
Через какое-то время она снова полетела посмотреть, что там интересного и увидела.
Воспитатель ставит на доску иллюстрации с изображением золотой осени.
Скажите, ребята, какую же осень увидела наша сова. (Золотую.) А почему она так называется, какие изменения произошли в природе, с деревьями? На что похожи листики? (Ответы детей.)
А недавно Глаша полетела в берёзовую рощу и ахнула.
Воспитатель ставит на доску иллюстрации с изображением поздней осени.
Воспитатель: Что же на этот раз увидела Глаша? (Позднюю осень.) Давайте расскажем о поздней осени. Что произошло с деревьями? Куда улетели перелётные птицы? Часто ли идут дожди поздней осенью? (Ответы детей.)
Как же одеваются люди в такую погоду?
— Холодно не только людям, но и животным. Где живут дикие животные? (Ответы детей.)
У меня есть волшебная книга. Давайте мы её откроем, посмотрим, кто в ней живёт и как готовится к зиме. (Дети рассказывают о медведе, лисе, волке, зайце, белке, птицах, еже).
Воспитатель. А сейчас отгадайте загадку.
Отхлестал по щекам,
Настегал по рукам,
Шапку с головы сорвал
И удрал. Что это?
(Ветер)
Что умеет делать ветер? (Дуть, выть, завывать, гудеть, бушевать.) А если это было вчера на площадке, то что делал ветер? (Дул, гудел, листья срывал).
Физминутка:
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)
Воспитатель. Как называется это явление, когда летят листья с деревьев? (листопад)
Упражнение «Какой у тебя лист?»
Лист дуба – дубовый
Лист березы – березовый
Лист рябины – рябиновый
Лист осины – осиновый
Лист клена – кленовый
Шишка сосны – сосновая
Шишка ели – еловая.
– Ребята, а что делают в лесу с опавшими листьями. Их собирают? (нет) А куда они деваются? (Перегнивают.) А это не вредно для леса? (нет, наоборот, листья укрывают корни деревьев и защищают их от мороза, а когда они гниют, то образуются вещества, которые удобряют, питают землю)
А сейчас мы с вами немного поиграем. Игра «Хлопай, топай»
Я буду называть признаки, если вы согласны со мной, то хлопаете в ладоши, если нет – топаете ногами.
Осенью растут грибы.
Солнце светит очень жарко.
Тучки солнце закрывают.
Колючий ветер прилетает.
Ну а птицы гнезда вьют.
Все букашки выползают.
Туманы осенью плывут.
Урожай все собирают.
Можно детям загорать.
Дни становятся короче.
Птичьи стаи улетают.
В лесу подснежник расцветает
Часто-часто льют дожди.
Желтеют листья, опадают.
Природа словно засыпает…
Воспитатель: Итак, назовите мне все три периода осени (ранняя, золотая, поздняя).
Закончите предложения об осени «Ранней осенью мы собирали грибы, а поздней осенью … (грибов нет). Ранней осенью на деревьях разноцветные листья, а поздней осенью эти листья где? (под деревьями). Ранней осенью мы рвали яблоки с яблонь, а поздней осенью… (яблок на деревьях уже нет). Ранней осенью мы убирали овощи, а поздней осенью никаких овощей на огородах нет. Ранней осенью идут дожди, а поздней осенью (дожди со снегом)».
Воспитатель: Очень интересно вы рассказываете. В заключении нашего занятия посмотрите, пожалуйста и послушайте произведение, которое называется «Осенняя скрипка».
Спасибо большое, Сегодня все ребята очень хорошо работали. Я думаю, что вы придёте домой и расскажите своим родителям о том, какая бывает осень. Ну а сейчас вам пора возвращаться в группу. До свидания.
Ход занятия:
1. Двигательно-ритмическая часть.
• Приветствие
• Хоровод
• Рецитация
Ни листочка, ни травинки,
Тихим стал наш сад.
И березки и осинки
Скучные стоят.
Только елочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно смелая она!
— Какой сегодня день недели?
— Какой месяц по календарю?
— Какое сейчас время года?
— Ребята, когда к нам приходит Дед Мороз? Дед Мороз никогда не видел лето, осень и весну. Он попросил написать ему письмо с рассказом об осени. Чтобы письмо было интересное, мы вспомним все, что знаем про осень.
• Д/И «Подними снежинку или лист и расскажи про осеннюю погоду» (мрачная, холодная, сырая, прохладная, холодная, дождливая, солнечная, ясная, снежная, пасмурная)
•
2. Рассматривание картины:
• — У нас есть картина, по которой мы будем составлять письмо. Какое время года изображено на картине?
• Поздняя осень — это ноябрь – месяц, послушайте пословицы и поговорки (обсудить, помочь понять смысл поговорок)
•Ноябрь-полузимник: мужик с телегой прощается, в сани забирается.
• Ноябрь-ворота зимы, месяц молодого звонкого льда.
•Ноябрь на пегой кобыле ездит: то снег, то грязь.
• Синица к избе, зима на дворе.
• Синица пищит, зиму и холод вещает.
Ребята, в наши дни эти пословицы тоже верны.
— Представьте, что у вас в руках «кинокамера». Посмотрите на картину и скажите, что вы видите (по одному предмету).
-«Я вижу зайца» (дети называют, а воспитатель выставляет на доску карточки-символы) и т. д.
— Почему не видно бабочек и других насекомых?
— Кто еще ложится в спячку?
— Мы разобрали картину на части. Теперь попробуем объединить все части.
(Соединяем две карточки и объясняем почему)
— «Я соединяю дерево и снег, потому что под деревом лежит снег».
3. Физминутка (на ковре) «Осенние листочки»
(Дети встают в круг)
— Теперь закройте глаза, представьте, что вы находитесь в этом осеннем лесу.
— Что вы увидели?
— Что вы услышали?
— Понюхайте воздух, что вы почувствовали? Какой в лесу воздух?
— Влево покружитесь и в листочки превратитесь. Под музыку кружимся, как листочки.
— «Сильный ветер вдруг подул
И листочки быстро сдул (воздушная струя).
Все листочки полетели
И на землю тихо сели» (ш-ш-ш).
— Теперь вправо покружитесь и в детишек превратитесь.
4.Работа с мнемотаблицей:
— Ребята, теперь по картинам-подсказкам попробуйте рассказать Деду Морозу про позднюю осень. Вы не умеете писать, поэтому мы отправим ему звуковое письмо. Я буду записывать ваши рассказы
1- Какое время года нарисовано на картинке?
2-Все листья с деревьев опали.
3- Выпадает снег.
4- Река покрывается льдом.
5- Медведи и ежи впадают в спячку.
6- Белка делает запасы на зиму. Она стала серой, а не рыжей.
7- Заяц меняет шубку с серой на белую.
8- Перелётные птицы улетели на юг.
9- День становится короче, а ночь – длиннее.
10. Ноябрь закончится и начнется зима.
5. Составление рассказа:
— Расскажите об осени, используя таблицу (2 человека)
6.Вывод:
— Готово наше письмо?
— Сможет Дед Мороз прочитать его?
Мы букв не знаем, но письмо написали. Что нам помогло?
— Что теперь надо сделать с письмом?
(Запечатать в конверт и отнести на почту, или бросить в почтовый ящик).
* * *
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Тёмны, тёмны ночи.
А. Плещеев
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца.
Чахлая рябина
Мокнет под окном:
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Ещё просит сердце
Света и тепла…
А. Плещеев
Осень
Что ни день – то резче ветер
Рвёт в лесу листву с ветвей…
Что ни день – то раньше вечер,
А светает всё поздней.
Медлит солнышко, как будто
Подниматься силы нет…
Потому и всходит утро над землёй
Почти в обед.
И. Мазнин
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:
Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят…
Воспитатель: Кто догадался, о каком времени года говорится в этом
стихотворении?
Дети: Об осени.
Воспитатель обращается к некоторым детям с вопросом : А ты как
думаешь?
Воспитатель: Правильно. Ребята, вы слышите, кто-то стучится к нам.
Входит осень с двумя корзинками, здоровается с детьми.
Осень: Ребята, отгадайте, кто я?
Ответы детей.
Осень: Правильно, я услышала,что вы говорите обо мне и решила к вам
зайти. Ребята, вы знаете, какой урожай собирают в огороде осенью?
Дети: Картошку, капусту, свеклу, морковь…
А какой урожай собирают в садах осенью?
Дети: яблоки, груши, сливы.
Осень:Молодцы! Отгадайте загадки.
1. Она медленно растет, листок к листочку прибавляет и в крепкий их вилок
свивает. (Капуста)
2. Он лежит меж грядок, зелен да сладок. (Огурец).
3. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь).
4. Сидит дед, во сто шуб одет. (Лук).
Дети отгадывают загадки, осень хвалит детей.
Воспитатель с детьми приглашает осень поиграть с ними в игру «Есть у нас
огород». Дети встают в круг. «Есть у нас огород, в нем капуста растет, вот
такой ширины, вот такой ужины, вот такой вышины, вот такой низины.
Огород, огород, что еще там растет?.».Ведущий ребенок называет
следующий овощ, игра продолжается.
Осень: Ребята, задержалась я у вас! Мне нужно спешить в лес попрощаться с
птицами, которые собираются улететь в теплые края. До свидания!
Осень уходит. Воспитатель предлагает детям вспомнить еще
стихотворения об осени:
Зашумела листьями осень золотая,
Закружила листьями, весело играя,
Вот листок березы, вот листок рябины,
Вот листочек тополя, вот листок осины.
А кленовый листок нам под ноги сразу лег.
Только елочки стоят, ронять иголки не хотят.
Воспитатель показывает детям картинки.Воспитатель: Осенью погода
бывает разная.
Если светит солнце, небо голубое, тепло, листья на деревьях желтые, то мы
говорим, что осень ранняя, золотая. Если небо затянуто тучами, идет дождь,
дует холодный ветер, то говорим, что осень поздняя. Дети, давайте
отправим открытку осени! В этой открытке мы нарисуем символы, которые
помогут осени узнать, какой рассказ мы составили про нее. Для того, чтобы
нарисовать открытку, нужно придумать символы, с помощью которых
составим схему.
Воспитатель: Какого цвета листья осенью?
Дети дают ответы и воспитатель рисует символ листьев- листок.
Воспитатель: Деревья не сразу сбрасывают листву, сначала листья желтеют
или краснеют, высыхают и опадают.
Воспитатель: Какое небо осенью?
Дети: Хмурое, на небе тучи.
Воспитатель рисует символ тучи.
Воспитатель: Какая погода осенью?
Дети: дождливая, часто идут дожди.
Воспитатель рисует символ дождя- косые линии.
Воспитатель: Какой ветер бывает осенью?
Дети: сильный, порывистый.
Воспитатель рисует символ ветра- веточка.
Воспитатель: Что мы собираем в лесу осенью?
Дети: грибы.
Воспитатель рисует символ – гриб.
Воспитатель: что мы собираем в саду и на огороде осенью?
Дети: овощи и фрукты.
Воспитатель рисует символы урожая овощей и фруктов.
Воспитатель: Что происходит с птицами осенью?
Дети отвечают и воспитатель рисует символ- галочки (стая птиц).
Воспитатель задает вопросы про зверей и рисует символы некоторых зверей
(зайца, медведя). Дети рассказывают, как эти звери готовятся к зиме.
Физкультминутка (или пальчиковая гимнастика).
Воспитатель предлагает детям составить рассказ об осени по полученной
схеме. Дети рассказывают, воспитатель помогает в случае затруднения или
предлагает другим детям помочь тем, кто не может продолжить
свой рассказ.
Воспитатель предлагает детям на прогулке обратить внимание на
изменения в природе, которые происходят осенью и вечером нарисовать
детям обложку открытки для осени
Ход занятия
Воспитатель: — Дети, к нам в гости пришла кукла Таня.
Чтение отрывка из стихотворения З. Александровой «Таня и волчок».
Познакомьтесь с нашей Таней –
Ей пошел четвертый год.
Таня рано утром встанет,
И гулять она пойдет.
Воспитатель: — Наша Таня собирается на улицу. Что ей надо надеть, чтобы не замерзнуть? Дети называют предметы одежды,воспитатель демонстрирует называемые вещи и задает вопросы:
— Какое это пальто? (зимнее, теплое, меховое). Какого цвета? — Какая шапочка? Какая кофта (свитер? Какой шарф? и т. д. — Про что мы скажем – пушистый, меховой, мягкий? (воротник).
Зимнее теплое (пальто). Желтая вязаная (шапочка). Красная вязаная теплая шерстяная (кофта).
— Для чего нужен шарф? (чтобы его повязывать на шею, чтобы было тепло, чтобы не дуло, чтобы не заболеть).
— Наша кукла Таня тепло оделась и собралась на улицу кататься на санках.
Давайте покажем ей, как вы умеете кататься на санках, лыжах и коньках.
Пальчиковая гимнастика (2 раза)
Санки, (Обе ладони рядом, руки вперед-назад перед собой)
Лыжи (Ладони – противоходом)
И коньки (Ладони ребром – противоходом)
Мчатся наперегонки (Ладонь – кулак)
Воспитатель выставляет картину. Дети рассматривают ее, отвечают на вопросы.
— Кто нарисован на этой картине? (Девочка Таня). — Где гуляет Таня? Что она делает? (Ответы детей). — Какое время года изображено на картине? Почему вы думаете, что это зима? Посмотрите на снег и скажите, какой он (белый, пушистый, холодный, мягкий, блестящий, чистый). А как можно сказать про зиму, какая она? (Снежная, морозная, холодная). А как Таня одета? (Тепло). На ней (пальто, шапка, шарф, варежки, валенки). Дети описывают одежду.
— Еще раз посмотрите на картину внимательно и расскажите, где гуляет Таня, что она делает, во что играет (Ответы детей).
Воспитатель читает стихотворение-загадку Е.Благининой:
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке.
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке (снежинки).
— О чем это стихотворение? Какими словами сказано про снежинки, какие они? Какие еще можно слова сказать про снежинку, какая она? (Ответы детей).
— Давайте еще раз расскажем про Таню.
— В морозный зимний день Таня (вышла гулять). Взяла она с собой (санки, лопатку, ведро). Оделась Таня тепло. На ней (меховая шапочка, зимнее пальто, валенки). На рукавичку Тане упала (снежинка — легкая, белая, красивая). На улице холодно, но Таня (не боится мороза).
— А сейчас расскажите про Таню без моей помощи. Кто хочет рассказать? (Ответы детей).
Оценивая рассказы, воспитатель хвалит тех детей, которые включили в свой рассказ определения: белый, пушистый (снег, снежная, холодная (зима).
— А сейчас мы все тепло оденемся и вместе с куклой Таней пойдем на прогулку (имитация: надевают верхнюю одежду, затем выходят на ковер).
Физкультминутка «Прогулка»
На дворе мороз и ветер,
Во дворе гуляют дети Шагают по кругу
Ручки потирают,
Ручки согревают Потирают рукой об руку
Чтоб не зябли ножки, потопаем немножко Топают
Нам мороз не страшен, Весело мы пляшем похлопать, покружиться.
Воспитатель делит детей на две группы. Одна изображает ветерок, другая – снежинок. Ветерок дует, снежинки кружатся. Затем дети меняются ролями.
Дидактические игры «Отгадай, сколько», «Не ошибись»
— Отгадайте загадку:
С неба падают зимой
И кружатся над землей
Легкие пушинки,
Белые (снежинки).
— Дети, давайте покажем кукле Тане, как вы умеете отгадывать «зимние» загадки и подбирать слова-определения и слова-действия к отгадкам (воспитатель загадывает загадки о снеге, зиме, морозе, а дети отгадывают).
Лексико-грамматическое упражнение «Подбери признаки».
— Зима какая? (холодная, морозная, снежная, веселая)
— Снег какой? (белый, пушистый, мягкий, чистый, блестящий).
— Мороз какой? (сильный, злой, крепкий, слабый).
— Снежинка какая? (легкая, колючая, нежная, холодная, белая, красивая, узорчатая, резная)
Лексико-грамматическое упражнение «Подбери действия».
— Снег что делает? (идет, падает, кружится, летит, скрипит).
— Мороз что делает? (щиплет, трещит, кусает, рисует).
— Снежинка что делает? (летит, опускается, падает, кружится, тает).
Дидактическая игра «Что изменилось?» (с картинками).
ИТОГ
В конце занятия кукла Таня благодарит детей за интересные рассказы, хвалит их за то, что дети хорошо занимались. Воспитатель предлагает детям после занятий тепло одеться, взять куклу Таню с собой на прогулку и покатать ее на санках.
Ход занятия.
Организационный момент (дети стоят возле своих мест за столами):
— Сядет тот, кто назовет осенние приметы.
Посмотрите, ребята, на картину. Какое время года на ней изображено? Как вы догадались? (По разноцветным листьям, улетающим птицам). А вы хотите оказаться в осеннем лесу? Выходите из-за стола. Раз, два, покружись, в лесу осеннем очутись! Идите на полянку.
Поиграем с мячом. Я буду бросать вам мяч, а вы придумайте слово-признак к слову ОСЕНЬ.
Воспитатель: Осень какая?
Дети: Прохладная, золотая, пасмурная и т. д.
Воспитатель:А теперь придумайте слово-действие: осень что сделала?
Дети: Пришла, наступила…
Воспитатель: Бр-р, холодно стало, ветер!
Ветер какой?
Дети: холодный, сильный…
Воспитатель: А дождь какой? Про мелкий дождь говорят МОРОСЯЩИЙ. Это новое слово, запомните его (повтор слова каждым ребенком по очереди).
Ветер что делает?
Дождь что делает?
Ребята, здесь много листьев, возьмите 2 листа.
Воспитатель: Поиграем в игру «Скажи наоборот». Листья мокрые? Тяжелые? Бесцветные? Листья издают звуки, когда мы на них наступаем. Они что делают?
Дети: Шуршат.
Воспитатель: помашите листьями и послушайте, как они шуршат. Листья что делают? (Индивидуальные ответы детей, каждый говорит по — очереди)
Ребята, а птицы, которые перелетают то в теплые края, то обратно к нам, они какие? (Перелетные). Пора, ребята, в детский сад. Раз, два, покружись, в детский сад возвратись.
На этой неделе мы говорили об осени, составляли разные предложения из слов-действий, признаков и слов-предметов. А Матвей болеет, в детский сад не ходит. Его мама попросила прислать ему аудиописьмо. Ваши рассказы об осени я запишу на диктофон. Зарисовки слов-действий и слов-признаков помогут вам составить рассказы. Я предлагаю нарисовать схематичные картинки, чтобы вам было удобно рассказывать. Возьмите карандаш, нарисуйте в конце первой верхней строки солнце, наполовину закрытое тучей. Это будет слово ОСЕНЬ. В конце второй строки, справа, нарисуйте дождь. В конце третьей строки нарисуйте стрелочу-ветер, затем ниже – лист, летящих птиц, яблоко с морковью, это будут овощи и фрукты (все рисую и показываю на доске, дети рисуют на своих листах бумаги). Получилось 6 предложений. Давайте договоримся, что этот значок (слово-признак) в 5 предложении будет словом ПЕРЕЛЕТНЫЕ, так Матвей лучше запомнит. А в 6 предложении предлагаю подумать,какое слово- предмет можно сказать: КТО? (показываю на значок – символ слова-предмета, ЧТО ДЕЛАЕТ? (показываю на значок – символ слова-действия) овощи и фрукты (показываю на изображение яблока и моркови). Подумали? Начинаем запись рассказов.
Примерный рассказ.
Наступила золотая осень.
Моросит мелкий дождь.
Дует холодный ветер.
Падают разноцветные листья.
Улетают перелетные птицы.
Люди собирают овощи и фрукты.
Ход занятия.
1.Организационный момент: Психогимнастика.
Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе.. А теперь пожелайте доброго утра друг другу и гостям! молодцы.
2. Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
— Ребята к нам в гости пришел Петрушка и он очень огорчен.
Петрушка: Ребята, мне нужна ваша помощь, мы с моим верным другом играли в прятки, и он заблудился.А чтобы узнать про кого я говорю отгадайте загадку:
Этот зверь, увидев кошку,
Громко лает у окошка.
Вечно крутится у ног
Рыжий в пятнышках …. (Щенок)
Вы поможете вернуться ему? (Ответы детей)
А у меня есть подсказка. Она на доске.
посмотрите на картинку и опишите щенка
Воспитатель: Верно, ребята, собака – домашнее животное и у нее есть хозяин – человек. Сейчас я предлагаю вам вспомнить стихотворение и поиграть.
Физкультминутка.
Пес веселый лает громко, Дети произносят слова громко и весело,
с радостным выражением лица.
«Гав, гав, гав» всем говорит. Громко произносят слова.
Без хозяина скучает Делают грустное выражение лица, слова
произносят тихо, грустным голосом,
опустив голову и плечи.
И тихонечко скулит: Произносят интонационно окрашенным
«У-у-у, у-у-у, у-у-у, ууу!» голосом, поворачивая голову то
в правую, то в левую сторону.
Вот хозяин пса вернулся — Поднимают голову и расправляют плечи.
Пес как будто улыбнулся. Улыбаются.
Он хвостом виляет, Показывают движением руки вправо-
Хозяина встречает! влево, как пес виляет хвостом.
Воспитатель: ребята, посмотрите Петрушка пришёл к нам не с пустыми руками. Что это? (ответы детей) Правильно – ящик, а для чего Петрушке ящик? А в ящике что? (Щетки). Предлагаю вам рассказать Петрушке для чего эти щетки. (ответы детей)
Аудиозапись голос щенка
Воспитатель: Ребята, вы помогли щенку найти дорогу. Посмотрите, какой он (ответы детей).
Петрушка: Спасибо ребята за помощь. А мы с щенком хотим сыграть с вами в игру? (Да)
Проводится пи «Лохматый пес».
Количество игроков: 10 человек.
Инструкция. Из числа играющих выбирают «пса». Он сидит в стороне. Другие дети медленно идут к нему,приговаривая:
Вот сидит лохматый пес, в лапки свой уткнувши нос.
Тихо, мирно он сидит, не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим и посмотрим
Что же будет?
Дети тихонько подходят и хлопают в ладоши. Пес вскакивает, рычит, лает и ловит детей. Пойманный игрок становится водящим «псом».
Воспитатель: Итог. Рефлексия
— Покажите своё настроение в конце занятия.
-Молодцы, ребята, вы хорошо поработали на занятии.
— Большое спасибо.