Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству подлежат разделению на два типа: формализованные методы (и методики) и малоформализованные методы (и методики). К формализованным
относятся тесты, опрос-пики, проективная техника и психофизиологические методики. Для них характерна определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), стандартизация (т.е. установление единообразия проведения, обработки и представления результатов диагностических экспериментов), надежность и валидность. Эти методы позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.
К малоформализованным методам
следует отнести наблюдение, беседу, анализ продуктов деятельности. Эти методы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т.д.). Следует иметь в виду, что малоформализованные методы очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания.
Малоформализованные диагностические методы не следует противопоставлять формализованным методам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методов. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми (например, с их биографическими данными, их склонностями, мотивацией деятельности и т.д.). С этой целью могут быть использованы интервью, беседы, наблюдения.
Формализованные методы
Как уже говорилось выше, формализованные методы включают четыре главные группы: тесты (которые, в свою очередь, делятся на несколько видов), опросники, проективные методы, психофизиологические методы.
В научной литературе нередко все методы определения индивидуально-психологических различий именуются тестами, а пособия по диагностике называются пособиями по тестологии. Однако по своей психологической сущности тесты и, например, опросники очень несходны между собой. Методики проективного характера также представляют собой особые инструменты, не похожие ни на один из перечисленных. Поэтому для лучшего понимания того, что дает диагностирование, их следует отделить друг от друга по названию. Особое место должны запять в этой классификации психофизиологические методики. Это оригинальные средства диагностики, созданные в нашей стране.
Тесты (от англ. test
— испытание, проверка, проба) — это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от испытуемого нужно получить правильный ответ.
Тесты дифференцируют на несколько видов в зависимости от того, какой признак взят за основание деления. Наиболее значительными представляются классификации тестов по форме и по содержанию.
По форме
тесты делятся на индивидуальные и групповые, устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические).
Индивидуальные тесты —
это вид методик, при котором взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Индивидуальное тестирование имеет свои преимущества: возможность наблюдать за испытуемым (его мимикой, непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оценить отношение к обследованию, отметить функциональное состояние испытуемого и др. Кроме того, опираясь на уровень подготовленности испытуемого, можно по ходу эксперимента заменить один тест другим. Индивидуальная диагностика необходима при работе с детьми младенческого и дошкольного возраста, в клинике — для тестирования лиц с соматическими или нервно-психическими нарушениями, людей с физическими недостатками и т.д. Необходима она и в тех случаях, когда нужен тесный контакт экспериментатора и испытуемого с целью оптимизации деятельности последнего. Однако индивидуальные тесты требуют, как правило, больших затрат времени для проведения эксперимента, чем групповые.
Групповые тесты
— это вид методик, который позволяет одновременно проводить испытания с большой группой людей
(до нескольких сот человек). При этом инструкции и процедура проведения детально разработаны, и экспериментатор должен неукоснительно их выполнять. При групповом тестировании особенно строго соблюдается единообразие условий проведения эксперимента. Обработка результатов объективизирована и не требует высокой квалификации. Результаты большинства групповых тестов могут обрабатываться с помощью технических средств.
Вместе с тем у группового тестирования имеются определенные недостатки. Так, у экспериментатора гораздо меньше возможностей добиться взаимопонимания с испытуемым, вызвать его интерес и побудить к сотрудничеству. Любые случайные состояния испытуемого, такие как болезнь, утомление, беспокойство и тревожность, которые могут влиять на выполнение заданий, гораздо труднее выявить в групповом тестировании. В целом лица, не знакомые с такой процедурой, скорее, покажут более низкие результаты при групповом тестировании, чем при индивидуальном. Поэтому в тех случаях, когда принимаемое по результатам тестирования решение важно для испытуемого, желательно дополнить результаты группового тестирования либо индивидуальной проверкой неясных случаев, либо информацией, полученной из других источников.
Устные и письменные тесты.
Эти тесты различаются по форме ответа. Устными чаще всего бывают индивидуальные тесты, письменными — групповые. Устные ответы в одних случаях могут формулироваться испытуемым самостоятельно (открытые ответы), в других — он должен из нескольких предложенных ответов выбрать и назвать тот, который считает правильным (закрытые ответы). В письменных тестах ответы даются испытуемым или в тестовой тетради, или на специально разработанном бланке ответов. Письменные ответы также могут носить открытый или закрытый характер.
Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты.
Эти тесты различаются по способам подачи заданий, которые используются при тестировании. Бланковые тесты
(широко известны как тесты «карандаш и бумага») представлены в виде отдельных бланков или тетрадей, брошюр, в которых содержатся инструкция по применению, примеры решения, сами задания и графу.] для ответов. Предусмотрены формы, когда ответы заносятся не в тестовые тетради, а на отдельные бланки. Это позволяет использовать одни и те же тестовые тетради многократно. Бланковые тесты могут применяться как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.
В предметных тестах
материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов технических устройств и т.п.
Наиболее известные из них — кубики Косса и тест сложения фигур из набора Векслера, тест Выготского — Сахарова. Предметные тесты чаще проводятся индивидуально.
Аппаратурные тесты —
это вид методик, требующий применения специальных технических средств или специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Широко известны приборы для исследования показателей времени реакции (реактометры, рефлексометры), устройства для изучения особенностей восприятия, памяти, мышления. В последние годы аппаратурные тесты широко используют компьютерные устройства. В большинстве случаев аппаратурные тесты проводятся индивидуально.
Компьютерные тесты
— это автоматизированный вид тестирования в форме диалога испытуемого и компьютера. Тестовые задания предъявляются на экране дисплея, а ответы испытуемый вводит в память компьютера с клавиатуры; таким образом, протокол сразу создается как набор данных (файл) на магнитном носителе. Стандартные статистические пакеты позволяют очень быстро проводить математико-статистическую обработку полученных результатов по разным направлениям. При желании можно получить информацию в виде графиков, таблиц, диаграмм, профилей.
При использовании этого вида методик экспериментатор получает для анализа такие данные, которые без компьютера получить практически невозможно: время выполнения отдельных заданий теста, время получения правильных ответов, количество отказов от решения и обращения за помощью, время, затрачиваемое испытуемым на обдумывание ответа при отказе от решения, время ввода ответа (если он сложен) в компьютер и т.д. Эти особенности испытуемых можно использовать для углубленного психологического анализа результатов, полученных в процессе тестирования (подробнее об этом виде тестов см. гл. 20).
Вербальные и невербальные тесты.
Эти тесты различаются по характеру стимульного материала. В вербальных тестах
основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме. Составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, мышлению в их опосредованной языковой форме. Они очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей.
Невербальные тесты —
это вид методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т.п.). От испытуемых требуется понимание вербальных инструкций, само же выполнение заданий опирается на перцептивные и моторные функции. Самым известным невербальным тестом являются «Прогрессивные матрицы» Равена. Невербальные тесты уменьшают влияние языковых различий на результат испытания. Они также облегчают процедуру тестирования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления. В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.
Тесты интеллекта.
Предназначены для исследования и измерения интеллектуального развития человека. Они являются наиболее распространенными психодиагностическими методиками. Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным
процессам и функциям (мышлению, памяти, вниманию, восприятию). По форме
тесты интеллекта могут быть групповыми и индивидуальными, устными и письменными, бланковыми, предметными и компьютерными. Каждое задание таких тестов имеет правильное решение, и, следовательно, об успешности их выполнения судят по числу правильных или неправильных ответов. В последние 35-40 лет успешно разрабатываются вербальные критериально-ориентированные тесты интеллекта. Их принципиальное отличие от традиционных тестов состоит в том, что в заданиях, в которых испытуемый должен найти свое решение определенной логической задачи, используются не любые понятия и термины, а только те, которые составляют содержание учебных программ. Включение подобных понятий и терминов позволяет установить, насколько они стали предметом мыслительной деятельности учащихся.
Тесты способностей.
Это вид методик, предназначенных для оценки возможностей
индивида в овладении знаниями, навыками, умениями в различных областях: математике, технике, литературе, в разнообразных видах художественных деятельностей. Последующий анализ результатов этого вида тестов показал, что в действительности они измеряют не возможности, а непосредственно сами знания, умения, навыки, которыми человек уже владеет к моменту тестирования (подробнее см. гл. 6 настоящего учебника).
Принято выделять общие и специальные способности. Общие способности
обеспечивают овладение разными видами знаний и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности. Общие способности, как правило, отождествляются с интеллектом, и поэтому часто они называются общими интеллектуальными (умственными) способностями.
В отличие от общих специальные способности
рассматриваются в отношении к отдельным, специальным областям деятельности. В соответствии с таким делением разрабатываются тесты общих и специальных способностей.
По своей форме
тесты способностей носят разнообразный характер (индивидуальный и групповой, устный и письменный, бланковый, предметный, аппаратурный и т.д.). Ответы испытуемых здесь также оцениваются по критерию правильности.
Тесты личности.
Эти психодиагностические методики направлены на оценку неинтеллектуальных проявлений испытуемых (например, эмоционально-волевых
компонентов психической деятельности — мотивации, интересов, эмоций), а также особенностей поведения индивида в определенных ситуациях, которые согласно теоретическим концепциям психологов соотносятся с интеллектуальными. Таким образом, тесты личности диагностируют общие психологические компоненты, лежащие в основе познавательной и личностной сторон индивида. Тесты личности можно подразделить на тесты действия и ситуационные тесты. Тесты действия
представляют собой относительно простые, четко структурированные процедуры, в которых возможен правильный ответ (например, «Тест замаскированных фигур» Уиткина, «Тест ригидности» Лачинса и др.).
Особенностью ситуационных тестов
является то, что испытуемому предлагается выбрать образ поведения в сложной социальной ситуации, близкой к реальной. С их помощью диагностируются, в частности, такие аспекты личности, как склонность к асоциальному поведению, а также к стабильным, устойчивым решениям и действиям.
Неинтеллектуальные, личностные особенности измеряются также с помощью опросников и проективной техники. Эти диагностические методики рассмотрены в гл. 9-11 настоящего учебника.
Тесты достижений,
или тесты объективного контроля успешности
(школьной, профессиональной, спортивной), предназначены для оценки степени продвинутости знаний, навыков, умений
после прохождения человеком соответствующего обучения, общей и профессиональной подготовки. Таким образом, тесты достижений в первую очередь измеряют влияние, которое оказывает на развитие индивида относительно стандартный набор воздействий. Они широко используются для оценки школьных, учебных, а также профессиональных достижений. Этим объясняется их большое количество и разнообразие.
Тесты школьных достижений
являются в основном групповыми и бланковыми, но могут быть представлены и в компьютерном варианте.
Профессиональные тесты
достижений обычно имеют три разные формы: аппаратурные (тесты исполнения или действия), письменные и устные.
Опросники. Это группа психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемою.
Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личности и опросники-анкеты. В отличие от тестов в опросниках не может быть «правильных»
и «неправильных» ответов.
Они лишь отражают отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия или несогласия.
Личностные опросники
можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными. По характеру ответов они делятся на опросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники).
В закрытых опросниках
заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос. Испытуемый должен выбрать один из них. Наиболее распространенным является двух- или трехальтернативный выбор ответов (например, «да, нет»; «да, нет, затрудняюсь ответить»). Достоинствами закрытых вопросов являются простота процедуры регистрации и обработки данных, четкая формализация оценивания, что важно при массовом обследовании. Вместе с тем такая форма ответа «огрубляет» информацию. Нередко у испытуемых возникают затруднения, когда необходимо принять категоричное решение.
Открытые опросники
предусматривают свободные ответы без каких-либо особых ограничений. Испытуемые дают ответ по своему усмотрению. Стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям. Открытые опросники наряду с достоинствами (получение развернутой информации об испытуемом, проведение качественного анализа ответов) имеют и определенные недостатки: сложность формализации ответов и их оценок, трудности интерпретации результатов, громоздкость процедуры и большие затраты времени.
Форма ответов в личностных опросниках может быть представлена также в виде шкалы измерений. В этом случае предполагается оценка тех или иных утверждений по выраженности в них качества, представленного шкалой в виде отрезка прямой (например, двухполюсная шкала: трудный — легкий, хороший — плохой). Обычно используются шкалы с тремя, пятью или семью подразделениями, обозначенными на отрезке прямой. Испытуемый должен отметить степень выраженности оцениваемого качества.
Опросники-анкеты
служат для получения информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его личностным особенностям (например, для получения данных об истории его жизни). Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Ответы могут даваться опрашиваемым в отсутствие экспериментатора (заочный опрос), либо в его присутствии (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируются прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают анкеты: с открытыми вопросами, с закрытыми вопросами и с полузакрытыми вопросами (отвечающий может выбрать ответ из числа приведенных или дать свой собственный). В анкетных опросах часто комбинируют все варианты: открытые, закрытые, полузакрытые. Это повышает обоснованность и полноту информации.
Среди опросников-анкет в психодиагностических целях широко используются биографические анкеты, предназначенные для получения информации об истории жизни человека. Чаще всего эти вопросы касаются возраста, состояния здоровья, семейного положения, уровня и характера образования, специальных навыков, продвижения по службе и других относительно объективных показателей. Они помогают собрать информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей других психодиагностических методик, для создания психологического портрета индивида.
Проективная техника. Это группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен в большей мере глобальный подход
к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт.
Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов,
которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д. Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т.п. В этой группе методик ответы на задания
также не могут быть правильными
или неправильными;
возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые проецируются в его ответах. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести о себе желательное впечатление.
Эти методики носят в основном индивидуальный характер, и большей частью это предметные или бланковые методики. Принято различать следующие виды проективных методик:
- — методики структурирования —
формирование стимулов, придание им смысла; - — методики конструирования —
создание из деталей осмысленного целого; - — методики интерпретации
— истолкование какого-либо события, ситуации; - — методики дополнения —
завершение предложения, рассказа, истории; - — методики катарсиса —
осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях; - — методики изучения экспрессии —
рисование на свободную или заданную тему; - — методики изучения импрессии —
предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.
Психофизиологические методики. Особую группу психодиагностических методов составляют психофизиологические методики, диагностирующие природные особенности
человека, обусловленные основными свойствами
его нервной системы.
Они разрабатывались отечественной школой Б. М. Теплова — В. Д. Небылицына и их последователями в рамках научного направления, получившего название «дифференциальная психофизиология». Эти методики имеют ясное теоретическое обоснование — психофизиологическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений.
Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют содержания психического. Они находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.).
Следует обратить особое внимание на одну черту психофизиологических методик, диагностирующих индивидуальные различия: они лишены оценочного подхода к индивиду.
Проводя тесты интеллекта или способностей, исследователь дает в конечном счете оценочное заключение: один испытуемый имеет более высокий уровень развития измеренной характеристики по сравнению с другим или ближе к нормативу, чем другой. Оценочный подход имеет место и в некоторых личностных методиках, правда, не во всех, а только в тех, где ставится цель выявить некоторые общепризнанные человеческие достоинства или констатировать их отсутствие.
Диагностические психофизиологические методики не претендуют на оценку, поскольку нельзя утверждать, какие свойства нервной системы лучше, а какие хуже. В одних обстоятельствах лучше проявят себя люди с одними свойствами нервной системы, в других -с другими.
При доказательстве диагностической значимости результатов, полученных с помощью психофизиологических методик, используются все те критерии, которые разработаны в рамках традиционной тестологии (стандартизация, надежность, валидность).
По своей форме
большинство психофизиологических методик являются аппаратурными: используются как электроэнцефалографы, так и специальная аппаратура. Но в последние три десятилетия были разработаны методики типа «карандаш и бумага» (бланковые методики). Для практического психолога они могут представлять особый интерес, поскольку их можно широко использовать в школьной практике и непосредственно на производстве. Как аппаратурные, так и бланковые методики носят индивидуальный характер.
2.1. Общая схема классификации психодиагностических методик.
2.2. Методики высокого уровня формализации и малоформализованные методики, их диагностические возможности и ограничения применения.
2.3. Методики высокого уровня формализации. Психологические тесты.
2.4. Методики высокого уровня формализации. Опросники.
2.5. Методики высокого уровня формализации. Проективные техники.
2.6. Методики высокого уровня формализации. Психофизиологические методики.
2.7. Малоформализованные методики. Метод наблюдения.
2.8. Малоформализованные методики. Опрос, интервью, беседа.
2.9. Малоформализованные методики. Анализ продуктов деятельности (контент-анализ).
2.1. Общая схема классификации психодиагностических методик.
В мире насчитывается более тысячи методов психодиагностики, и разобраться в них, не имея в качестве ориентира некоторую схему, практически невозможно.
Классификации методов психологического исследования представляют собой отражение состояния развития психологической науки.
I. Одна из первых классификаций психодиагностических методов была предложена Сергеем Леонидовичем Рубинштейном и соответствовала развитию отечественной психологической науки начала XX века. В качестве основных методов он рассматривал:
Наблюдение;
Эксперимент.
II. В 1977 году Борис Герасимович Ананьев предложил классификацию методов соответствующую состоянию психологической науки 50-х 70-х годов 20 столетия. В основе лежат этапы психологического исследования. Она объединяет 4 группы методов: организационные, эмпирические, приемы обработки экспериментальных данных, интерпретационные.
В настоящее время существует несколько классификаций, построенных на различных принципах.
III. Классификация методов, предложенная Алексеем Александровичем Бодалевым и Владимиром Викторовичем Столиным.
IV. Классификация психодиагностических методов предложенная Вернером Карловичем Гайдой и Владимиром Петровичем Захаровым.
V. Классификация чешского психолога Йозеф Шванцеры.
VI. Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству разделяются на 2 группы: методики высокого уровня формализации и методики малоформализованные.
2.2. Методики высокого уровня формализации и малоформализованные методики, их диагностические возможности и ограничения применения.
Формализованные методы – способы действий, основанные на строгом соблюдении заданных правил, алгоритмов; расчеты по формулам, математическим зависимостям.
I. К высокоформализованным
методикам относят:
2) опросники;
3) проективные техники;
4) психофизиологические методики.
Для них характерно:
Жесткая регламентация процедуры обследования:
Точное соблюдение инструкции;
Строго определенные способы предъявления стимульного материала;
Невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.
Этим обеспечивается уравнивание ситуативных факторов, иначе нельзя сопоставлять индивидуальные результаты.
Высокоформализованые методики позволяют собрать информацию в относительно короткие сроки и проводить сравнение и в количественном и в качественном аспектах.
II. К малоформализованным
методикам относят такие приемы и процедуры как:
1) наблюдение;
2) опросы (интервью, беседа);
Этот способ получения информации трудоемкий, требует большого профессионального опыта, интуиции психолога-диагноста, т.к. велика вероятность ошибок интерпретирования.
Эти две группы средств (высокоформализованные и малоформализованные) не противопоставляются друг другу. Как правило, они дополняют друг друга.
2.3. Методики высоко уровня формализации. Тесты
Психологический тест
– стандартизированное (наличие тестовых норм или других критериев оценки результатов
), часто ограниченное во времени испытание, состоящее из системы заданий, позволяющее измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности.
С помощью теста устанавливаются количественные и качественные индивидуальные психологические различия.
Тестовая батарея
– совокупность групп тестовых заданий (субтестов), объединенных в одну психодиагностическую методику и направленных на измерение различных сторон сложного психологического конструкта.
При составлении программы обследования, подборе методик в батарею психолог должен руководствоваться принципом максимальной эффективности диагностики (то есть исходить из соотношения максимум надежности при минимум затрат).
Классификация тестов
Классификация тестов производится по разным основаниям. Мы рассмотрим три признака: по форме, по содержанию, по цели.
1. По форме:
а) индивидуальные и групповые (по форме предъявления)
б) устные и письменные (по форме ответа)
в) вербальные и невербальные (по характеру стимульного материала)
г) бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные.
а) тесты интеллекта;
б) тесты способностей;
в) тесты достижений;
г) тесты личности.
3. По цели.
а) составление психологических характеристик;
б) постановка психологического диагноза;
в) помощь индивиду в принятии решений;
г) отбор и распределение персонала;
д) выявление возрастных изменений в развитии человека;
е) проф. отбор и проф. консультирование.
2.4. Методики высокого уровня формализации. Опросники.
Относятся к группе психодиагностических методик, в которых задания представлены в виде вопросов и утверждений. В отличие от тестов в опросниках не может быть «правильных» или «неправильных» ответов, т.к. нет среднестатистической нормы. Они только отражают согласие или несогласие испытуемого с высказыванием. Результаты основаны на представлении человека о самом себе, своих переживаниях, реальном или прогнозируемом поведении.
Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личностные (высокоформализованные) и опросники-анкеты (малоформализованные).
Личностные опросники –
это стандартизированные самоотчеты, которые бывают:
1. По форме предъявления:
а) индивидуальные;
б) групповые.
2. По форме ответа:
а) письменные;
б) бланковые;
в) компьютерные.
3. По характеру ответов:
а) «закрытые»;
б) «открытые».
а) опросники черт личности;
б) опросники типологические;
в) опросники мотивов;
г) опросники ценностей;
д) опросники интересов;
е) опросники установок.
Для минимализации мотивационной погрешности вводят шкалы «лжи».
2.5. Методики высокого уровня формализации. Проективные техники.
Это группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д. В отличие от интеллектуальных тестов ответы на задания проективных методик не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов определяется особенностями личности испытуемого, которые «проецируются» на ответы.
Эти методики носят в основном индивидуальный характер и в большей своей части бывают предметными или бланковыми.
Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.
Классификация проективных методик
Как в литературе по психометрическим тестам, так и в литературе по проективным методикам можно встретить разные классификации этих методов. Приведенная классификация наиболее полно охватывает диапазон проективных методик.
1. Методики дополнения. Стимульный материал:
Набор слов-стимулов. От респондента требуется назвать слова, которые «приходят на ум» в связи с услышанным словом (ассоциативный тест К. Г. Юнга).
Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения («Неоконченные предложения»).
Вопрос, на который необходимо дать определенное количество ответов («Кто Я?»).
2. Методики интерпретации. Стимульный материал — набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ (ТАТ, САТ) по предложенным картинкам; ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); отобрать приятные-неприятные картинки-фотографии (Тест Сонди).
3. Методики структурирования. Малоструктурированный стимульный материал (Толкование случайных форм Г. Роршаха).
4. Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого поведения).
5. Методики изучения продуктов творчества. Предметом интерпретации является рисунок, который рисует респондент («Дом. Дерево. Человек», «Дерево», «Человек», «Два дома», «Рисунок семьи», «Пиктограмма», «Автопортрет», «Картина мира», «Свободный рисунок», «Несуществующее животное»).
2.6. Методики высокого уровня формализации. Психофизиологические методики.
Особый класс психодиагностических методов составляют психофизиологические методики, диагностирующие природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы (индивидуальные различия в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.).
Психофизиологические методики лишены оценочного подхода к индивиду, поскольку сказать, какие свойства нервной системы лучше, а какие хуже, невозможно. По своей форме большинство психофизиологических методик являются аппаратурными: используются электроэнцефалографы и иная специальная аппаратура.
Применение аппаратурных методик на производстве или в школе вызывает большие сложности, а иногда их использование вообще не представляется возможным.
2.7. Малоформализованные методики. Метод наблюдения.
К малоформализованным методикам относятся:
1) наблюдение;
2) опрос, интервью, беседа;
3) анализ продуктов деятельности.
Метод наблюдения
– общенаучный метод исследования, который в психологии предполагает целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений поведения личности, коллектива, группы людей или же их психических функций, реакций.
Этот метод незаменим там, где нет стандартизированной процедуры (не разработаны или же их нельзя применить по особым обстоятельствам). Особенно актуально применение этого метода при работе с детьми.
Наблюдение может быть наивным и научным.
1) наивный способ наблюдений
очень сильно зависит от личностных способностей наблюдателя, его установок, намерений и т.п. Результаты такого наблюдения носят неопределенный характер и могут интерпретироваться другими исследователями совершенно по-разному. Можно сказать, что они в большей мере характеризуют самого наблюдателя, чем того, за кем он наблюдает;
2) научное наблюдение
больше соответствует психологическим целям. Такое наблюдение осуществляется на основе тщательной предварительной подготовки.
2.8. Малоформализованные методики. Опрос, интервью, беседа.
Опросники-анкеты –
служат для получения какой-либо информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям.
Чаще всего этот вид опросников предназначен для получения информации об истории жизни человека: возраста, состояния здоровья, семейного положения, уровня и характера образования, специальных навыков, продвижения по службе. С его помощью можно получить надежную информацию о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях индивида.
Они помогают собрать информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей тестов.
Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов.
Одним из наиболее распространенных видов опроса является интервью.
Интервью
– это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (отвечающим).
2.9. Малоформализованные методики. Анализ продуктов деятельности (контент-анализ).
Анализ продуктов деятельности (контент-анализ) – метод, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности: письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, произведения искусства, материалы средств массовой информации (газеты, журналы и т п.).
Это более или менее формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем подсчитывается частота их употребления.
Основная трудность при работе с документальными источниками — умение провести качественный анализ, т.е. выделить смысловые единицы. Это во многом зависит от личной компетентности исследователя, уровня его творческих возможностей.
Федеральное Агентство по образованию и науки РФ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по
дисциплине
:
«Психодиагностика
»
по теме
: «Классификация методов психодиагностики, их достоинства и недостатки»
Введение.
1.Классификация методов психодиагностики.
2. Классификации психодиагностических методов по Й.Шванцаре; В.К.Гайде, В.П.Захарову; А.А.Бодалеву, В.В.Столину
Заключение.
Психология — очень молодая наука. Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, а именно в 1879 г. Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философий; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказанного следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является правильным.
Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика — это “свойство высокоорганизованной материи”. Если же иметь в виду психику человека, то к словам “высокоорганизованная материя” нужно прибавить слово “самая”: ведь мозг человека — это самая высокоорганизованная материя, известная нам. Знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает. Что же является предметом психологии? Ответ предполагает рассмотрение различных точек зрения на предмет психологии — так, как они появлялись в истории науки; анализ оснований, почему эти точки зрения сменяли друг друга; знакомство с тем, что в конечном счете от них осталось и какое понимание сложилось на сегодняшний день. Слово “психология” в переводе на русский язык буквально означает “наука о душе” (гр. psyche — “душа” + logos — “понятие”, “учение”).
ПСИХОДИАГНОСТИКА — это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. Сам по себе термин «диагностика» образован от известных греческих корней («диа» и «гнозис») и буквально истолковывается как «различительное познание». Психодиагностика это не только направление практической психологии, но и теоретическая дисциплина.
1.Классификация методов психодиагностики
Классификация методов психодиагностики призвана облегчить практическому работнику выбор методики, максимально соответствующей его задаче. Поэтому такая классификация должна отражать связь методов, с одной стороны — с диагностируемыми психическими свойствами, с другой стороны — с практическими задачами, ради решения которых эти методы разрабатываются. Критерии решения этих задач и должны предопределять выбор диагностируемых свойств, а вслед за этим и методик, направленных на эти свойства и наилучшим образом соответствующих имеющимся условиям.
Безусловно, не существует взаимнооднозначного соответствия между задачами и методиками. Наиболее ценные методики обладают универсальностью — они могут успешно применяться для решения разных задач. В овладении этими методиками и в процедурах их проведения есть технологические признаки, заслуживающие самостоятельного учета. По этим признакам методики группируются в самостоятельную операционально-технологическую классификацию.
Основные методы исследования и диагностики.
Одним из наиболее доступных и широко применяемых в социальной психологии методов исследования является наблюдение.
Наблюдение — это научно-целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. К достоинствам наблюдения относятся: естественность, независимость от умений испытуемых оценивать свои действия, возможность оценить отдаленные последствия воспитательных воз- действий и др. Недостатками являются: пассивность, наличие элементов субъективизма, недоступность данному методу некоторых скрытых проявлений (переживания, мысли, мотивы) и т.п.
Наиболее типичными ситуациями, в которых эффективно применение наблюдения, являются следующие:
Получение сведений о психическом явлении в “чистом” виде;
Сбор первичной информации, не требующей большой выборки исследуемых объектов;
Оценка фактов, полученных помощью других методов (например, анкетирования);
Другим эффективным методом исследования является эксперимент.
Эксперимент — это активное вмешательство исследователя в жизнедеятельность испытуемого с целью создания условий, при которых обнаруживается какой-либо социально-психологический факт. Достоинствами эксперимента являются: активная позиция наблюдателя, возможность повторения, строго контролируемые условия проведения. К недостаткам относятся: искусственность условий, большие затраты для контроля значимых факторов.
Эксперименты бывают естественными, лабораторными и формирующимися. Естественный эксперимент характеризуется незначительными изменениями обычных условий обучения и воспитания. При этом типе эксперимента стараются минимально изменять условия и контекст, в котором протекает интересующий диагноста психический феномен. Лабораторный эксперимент отличается строгой стандартизацией условий, позволяющих максимально изолировать исследуемое явление, отвлечься от изменяющихся условий окружающей среды. Формирующий эксперимент предусматривает внедрение в педагогическую практику результатов исследования с последующим изучением изменений, которые возникают вследствие подобных новаций.
Широко распространен опрос.
Опрос — это получение информации, заключенной в словесных сообщениях испытуемого. Различают следующие виды опроса: анкетирование, интервью, беседа. В процессе анкетирования информацию получают в виде письменных ответов опрашиваемых (респондентов). Интервью предполагает получение информации путем устных ответов респондентов на вопросы, задаваемые в устной форме. Метод беседы основан на получении информации в процессе двухстороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.
Моделирование.
Это метод исследования, в основе которого лежит построение моделей изучаемого явления. Модель представляет собой копию объекта, интересующего исследователя, или явления в каком-либо аспекте. Модель всегда является упрощением (редукцией) исследуемого явления. Она предназначена для выделения самого главного (с точки зрения целей исследования) в изучаемом объекте. Такое упрощение облегчает процесс качественного и количественного анализа
Тестирование.
Систематический перебор различных симптомов, связанных с гипотетическим скрытым фактором, обеспечивают тесты. ТЕСТ в психодиагностике — это серия однотипных стандартизированных кратких испытаний, которым подвергается испытуемый — носитель предполагаемого скрытого фактора. Более строгое определение: тест — объективное и стандартизированное измерение выборки поведения.
Различные тестовые задания призваны выявить у испытуемого различные симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких испытаний говорит об уровне измеряемого фактора (здесь, для большей ясности, имеется в виду самая простая схема подсчета тестового балла).
За внешней простотой научных тестов скрывается большая исследовательская работа по их разработке и апробации. Относится к методам диагностики, для которых, в отличие от методов исследования, характерен акцент на измерение (т.е. численное представление) некоторой психологической переменной. Процедура тестирования может проводиться в форме опроса, наблюдения или эксперимента.
К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований. Это:
1. Социокультурная адаптированность теста – соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.
2. Простота формулировок и однозначность тестовых заданий – в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.
3. Ограниченное время выполнения тестовых заданий – полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человеку трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.
4. Наличие тестовых норм для данного теста –репрезентативные средние показатели по данному тесту, — т.е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития.
Норма теста – средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально – демографических характеристик. Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований. Такими требованиями являются
1. Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”.
Есть несколько разновидностей валидности. Валидность теоретическая, эмпирическая, внутренняя, внешняя.
Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.
2. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей. Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:
Путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми
Путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях.
3. Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется.
4. Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок.
2. Классификации психодиагностических методов по Й. Шванцаре; В.К. Гайде, В.П. Захарову; А.А. Бодалеву, В.В. Столину
Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики.
1. Классификации методов по Й.Шванцаре.
Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:
1. по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты «бумаги и карандаша» и т.д.);
2. по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);
3. тесты с «правильным» решением и тесты с возможностью различных ответов;
4. по психической активности испытуемых:
· интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;
· экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);
· проективные. Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;
· исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.
2. Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову.
1. по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;
2. по назначению:
· общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);
· тесты профессиональной пригодности;
· тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);
· тесты достижений;
3. по материалу, которым оперирует испытуемый:
· бланковые;
· предметные (кубики Кооса, «сложение фигур» из набора Векслера);
· аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);
4. по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;
5. по форме ответа: устные и письменные;
6. по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;
7. по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);
8. По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);
9. по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;
10. по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;
11. по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.
3. Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину
1. по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема:
· объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания);
· стандартизованные самоотчеты:
· тесты-опросники, открытые опросники
· шкальные техники (семантический дифференциал Ч.Осгуда), субъективная классификация
· индивидуально-ориентированные техники (идеографические) типа ролевых репертуарных решеток
· проективные техники
· диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);
2. по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические. Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедурупроведения, обработки и интерпретации результата, вторые – большой степенью вовлеченности. Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик, самой диагностической процедурой. Ниже приведена шкала, на которой располагается весь континуум психодиагностических методов от полюса объективных до полюса диалогических.
Заключение
Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Под психодиагностикой подразумевается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.
Существует насколько классификаций методов психодиагностики. Однако ведущим основанием методической классификации психодиагностических методик является мера «объективности-субъективности», которой обладают ее результаты. В случае объективных методик влияние исполнителя (психолога-диагноста) на результаты минимально. В случае субъективных методик результаты, напротив, зависят от опыта и интуиции исполнителя. При проведении объективных и субъективных методик от исполнителя требуется выполнять совершенно различные технологические операции. Поэтому данная классификация называется «операциональной».
Не существует жесткой границы между двумя классами – объективными и субъективными методиками. Между крайними вариантами существует ряд промежуточных вариантов методик, обладающих и определенными признаками объективности, и определенными признаками субъективности.
Список используемой литературы:
1. Столяренко Л.Д. Психология. Ростов н/Д: Феникс», 2003
2. Шевандрин Н.И.введение в психодиагностику личности Ростов н/Д, 1996
3.Абрамова Г.С. Практическая психология:учебник для студентов вузов – 4-е изд., перераб. И доп.- Екатеринбург, 1999
4.Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М. : Изд-во МГУ, 1988. С. 10-13.
5.Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика / Под ред. В.В.Столина, А.Г.Шмелева. – М. : Изд-во МГУ, 1984. С. 16-17.
6. Электронная библиотека Гумер.
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
В настоящее время созданы и практически используются множество психодиагностических методов. В начале ХХ в. в психодиагностике как науке были признаны и приняты требования, предъявляемые к наиболее развитым современным наукам, например физике. Это требования операционализации и верификации.
Операционализация – предполагает указания на практические действия или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются.
Верификация – т. е. всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на научность, должно пройти проверку на его непустоту, т. е. на реальность существования явления, определяемого этим понятием.
Краткие характеристики психодиагностических методик
Бланковые методики – составляют большинство из них. В них испытуемому предлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят о психологии испытуемого.
Эти методики просты для разработки, использования и обработки результатов.
Опросные методики – занимают второе место по частоте применения. В них испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы.
Недостатки:
субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них;
эти методики трудно стандартизировать, а следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости результатов.
Рисуночные психодиагностические методики – используют созданные испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный характер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых изображений.
Проективные методики – в свою очередь могут быть бланковыми, опросными, рисуночными. Применяются все чаще, т. к. методики этой группы наиболее валидные и информативные.
Объективно-манипуляционные методики – в которых решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т. п.
Более развернутую классификацию психодиагностических методик можно представить, выделив другие критерии (см. табл. 1)
Таблица 1. Классификация психодиагностических методик
Критерий | Наменование методики | Краткая характеристика |
По типу применяемых тестовых задач | Опросные | Используются вопросы, адресуемые испытуемым |
утверждающие | Используются суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен согласиться или не согласиться | |
Продуктивные | Применяют собственную творч. продукцию испытуемых – вербальную, образную, материальную | |
Действенные | Задание выполнить нек-рый комплекс практических действий | |
Физиологические | П/диагностика на основе анализа непроизвольных физических или физиологических р-ций организма | |
По адресату используемого тестового материала | сознательные | Апеллирующие к сознанию испытуемого |
бессознательные | Направленные на неосознаваемые реакции человека | |
По форме представления тестового материала испытуемым | бланковые | Тестовый материал в письменной или иной знаковой форме (рисунок, схема и т. п.) |
технические | Тестовый материал в аудио-, видео-или киноформе, или ч/з иные технические устройства | |
сенсорные | Тестовый материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств | |
По характеру данных, используемых для выводов о результатах п/диагностики | объективные | Используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или экспериментатора |
субъективные | Используются показатели, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого (пример — интроспекция | |
По наличию в методике тестовых норм | Имеющие тестовые нормы | |
Не имеющие тестовых норм | ||
По внутренней структуре методики | мономерные | В них диагностируется и оценивается единственное качество |
Многомерные | Предназначены для п/диагностики или оценки сразу нескольких одно- или разнотипных психологических качеств человека | |
По типу анализа экспериментальных данных | качественный | Диагностируемое св-во описывается ч/з известные научные понятия |
количественный | Диагностируемое св-во описывается ч/з относительную степень развития его у данного человека по сравнению с другими людьми |
Тесты и тестирование
Тесты – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.
Стандартизированность методики – т. е. она должна применяться всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретации результатов.
Сопоставимость – т. е. оценки, получаемые при помощи теста можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда и кем они были получены.
Классификация разновидностей тестов приведена в табл. 2
Таблица 2. Классификация тестов
Признак группы | Название вида теста | Краткая характеристика вида теста |
По предмету тестирования (какое качество оценивается) | интеллектуальные | Предназначены д/оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и отдельных когнитивных процессов – восприятие, внимание, воображение, память, речь. |
личностные | Связаны с п/диагностикой устойчивых инд. особенностей чел., определяющих его поступки – темперамент, характер, мотивации, эмоции, способности. | |
Межличностные | Оценивают чел. отношения в различных социальных группах | |
По особенностям используемых задач | Практические тестовые задания | З-чи и упражнения, кот. испытуемый должен выполнить, практически манипулируя реальными предметами или их заменителями. |
Образные задания | Упражнения с образами, картинками, рисунками, схемами, представлениями.предполагают активное использование воображения. | |
Вербальные тесты | Задания на оперирование словами.определение понятий, умозаключений, сравнение объема и содержания разл. слов, и т. п. | |
По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым | Бланковые | Используется тестовый материал в виде бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и т. п. |
Аппаратурные | С применением различной аппаратуры для предъявления и обработки результатов тестирования – аудио- и ТV техника, ЭВМ. | |
По объекту оценки | Процессуальные | Исследуют какой-либо психологический или поведенческий процесс, напр. процесс запоминания, процесс межличностного взаимодействия в группе. |
Тесты достижений | Оцениваются успехи человека в различных видах деятельности, или сферах познания – продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания и др. | |
Тесты состояний и свойств | Диагностика более-менее стабильных психологических качеств человека – черты личности, свойства темперамента, способности и др. | |
Особая группа | Проективные тесты | Основаны на косвенной оценке психологических качеств человека. Оценка – результат анализа восприятия и интерпретации человеком некоторых многознвчных объектов, напр. бесформенных пятен, незавершенных предложений и т. д. |
Требования, предъявляемые к тестам
К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований. Это:
Социокультурная адаптированность теста – соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.
Простота формулировок и однозначность тестовых заданий – в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.
Ограниченное время выполнения тестовых заданий – полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человекцу трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.
Наличие тестовых норм для данного теста –репрезентативные средние показатели по данному тесту, — т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития.
Норма теста – средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально – демографических характеристик.
Особые требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам
Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований.
Такими требованиями являются
Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”. Есть несколько разновидностей валидности.
Валидность теоретическая – определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик. Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.
Валидность эмпирическая – проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей.
Валидность внутренняя — означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.
Валидность внешняя – примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.
Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.
Критерии валидностьи:
Поведенческие показатели – реакции, действия и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях.
Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др.
Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий.
Данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными.
Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей. Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:
путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми
путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же
методике в различных условиях.
Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется.
Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок.
Правила проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов
В этом вопросе существуют определенные строгие правила
Наболее важные из них:
Прежде, чем применять тест, психологу необходимо попробовать его на себе или другом человеке, что позволит избежать возможных ошибок из-за недостаточного знания его нюансов.
Важно заранее позаботиться о том, чтобы до начала работы испытуемые хорошо поняли задания и инструкцию к тесту.
Во время тестирования все испытуемые должны работать самостоятельно, не оказывая влияния друг на друга.
Из инструментов научных исследований в психологии личности и межличностных отношений. Таким образом, психодиагностика служит интересам общества в целом и интересам конкретных его членов (учащимся, пациентам, клиентам психологических консультаций).I. Понятие личности и индивидуальные особенности личности. Понятия “человек”, ”личность”, “индивидуальность”. Человек – это биологическое…
… ») и буквально истолковывается как «различительное познание». Психодиагностика это не только направление практической психологии, но и теоретическая дисциплина. 1.Классификация методов психодиагностики Классификация методов психодиагностики призвана облегчить практическому работнику выбор методики, максимально соответствующей его задаче. Поэтому такая классификация должна отражать связь…
Диагноз и прогноз. Психодиагностика как наука определяется, как область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально – психологических особенностей личности. Как теоретическая дисциплина, психодиагностика имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Психодиагностика с одной стороны, это способ проверки теоретических…
Психодиагностические
методики
— это методики, которые позволяют
количественно выражать и оценивать
различные особенности людей, определяющие
состояние их внутреннего природы и
взаимоотношения с окружающим миром.
Количественное выражение достигается
через организацию специальной стимульной
среды, в которую помещается испытуемый,
регистрацию его показателей и реакций
и преобразование данных показателей в
оценку диагностируемых свойств.Психодиагностика
включает широкий спектр научных подходов.
Многообразие этих подходов ведет к
функционированию различных типов
классификаций психодиагностических
методик в зависимости от атрибутов,
выделяемых разными авторами в качестве
релевантных и значимых для классификации.
Рассмотрим
некоторые из них. По К.М. Гуревичу,
средства, которыми коррелирует
психодиагностика, по своему качеству
разделяются на две группы: методики
высокого уровня формализации
и методики
малоформализованные
.
К
формализованным методикам относятся
тесты, опросники, проективная техника
и психофизиологические методики.
Характерная черта данной группы — жесткая
регламентация процедуры обследования
(дословное соблюдение инструкций,
строгие способы презентации стимульного
материала, невмешательство исследователя
в работу испытуемого), стандартизация
(присутствие норм или других критериев
оценки), а также валидность и надежность.
Они просты и не требуют спецподготовки
от экспериментатора.
Проанализируем
формализованные методики в разбивке
по подгруппам:
Тесты:
по
форме проведения: индивидуальные и
групповые;
по
форме ответов: устные и письменные;
по
материалу оперирования: бланковые,
предметные, аппаратурные, компьютерные
и т.д.;
по
характеру стимульного материала:
вербальные, невербальные, смешанные;
по
цели: определение неполноценности,
психологический диагноз в образовании,
консультирование, изучение проблем,
отбор и распределение, профотбор и
профконсультация и т.п.
Опросники:
личностные
(открытые, закрытые, полуоткрытые);
Проективные
техники:
методики структурирования –
формирование стимулов из набора фактов
(предметов, личного опыта) и придание
им смысла;
методики конструирования –
создание целого из деталей;
методики интерпретации –
объяснение события или ситуации;
методики дополнения –
завершение рассказа, картинки;
методики катарсиса –
игровая деятельность, моделирование
ситуации;
методики изучения
экспрессии – рисование на заданную
тему;
методики изучения
импрессии – предпочтение стимулов
в предлагаемой последовательности
раздражителей.
К
малоформализованным методикам относятся
такие техники, как наблюдение, опрос,
анализ продуктов деятельности.
Они
предоставляют очень ценные сведения
об испытуемом, в частности при анализе
таких психических явлений, которые с
трудом поддаются объективизации
(переживания, мотивация, личностные
принципы и т.д.) или постоянно подвергаются
изменениям (настроение, изменение целей
и т. д.). Минус формализованных методик
– их трудоемкость (наблюдения
осуществляются в течение долгого
времени) и основаны на опыте и интуиции
психодиагноста.
В
общем и целом, более или менее развернутую
классификацию психодиагностических
методик можно составить, лишь выявив
общие критерии, в соответствии с которыми
различные психодиагностические методики
будут объединены в отдельные группы.
Такими
критериями являются следующие:
1)
тип применяемых в методике тестовых
заданий;
2) адресат,
на которого направлен используемый в
методике тестовый материал;
3) форма
презентации тестового материала
испытуемым;
4) характер
данных, используемых для выводов о
результатах психодиагностики;
5) наличие
в методике тестовых норм;
6) внутреннее
строение методики.
Попробуем
рассмотреть каждую группу методик
отдельно. По типу применяемых тестовых
заданий психодиагностические методики
делятся на:
опросные
(испытуемому
задаются определенные вопросы),
утверждающие
(используются
суждения или утверждения, с которыми
испытуемый должен согласиться или не
согласиться), продуктивные (делается
акцент на вид творческой продукции
испытуемого: вербальной, образной,
материальной и т.д.),
действенные
(испытуемому
дается задание выполнить ряд практических
действий, по характеру которых выполняется
оценка его личности),
физиологические
(данная
психодиагностика основывается на
анализе непроизвольных физических или
физиологических реакций человеческого
организма).
Таким
образом, для оценки психологического
портрета определенного человека можно
использовать его ответы на прямые или
косвенные вопросы, его согласие или
несогласие с некоторыми утверждениями,
продукты его устной, письменной, моторной,
сенсорной, изобразительной, технической
или другой деятельности, его произвольные
и непроизвольные реакции в ответ на
специальные стимулы и т.д.
По
адресату тестового материала методы
психодиагностики можно поделить на:
сознательные
,
которые обращаются к сознанию испытуемого
(опросники),
бессознательные
,
которые направлены на неосознаваемые
реакции
человека (проективные методики).
По
форме презентации тестового материала
психодиагностические методики
подразделяются на:
бланковые
(тестовый
материал в письменном или какой-либо
ином знаковом формате: в виде рисунка,
схемы и т. д.),
технические
(тестовый
материал в аудио- или видеоформате, а
также посредством иных технических
оборудований и компьютера),
сенсорные
(материал
в виде физических стимулов, направленных
на органы чувств человека).
По
характеру данных методики психодиагностики
делятся на:
объективные
(данные,
не зависящие от сознания и желания как
испытуемого, так и экспериментатора);
субъективные
(данные,
полностью зависящие от сознания и
желания экспериментатора или испытуемого,
имеющие отношение к их опыту и зависящие
от него). К методикам объективного
типа относятся тесты, включающие анализ
физиологических, рефлексивных
показателей или реальных продуктов
деятельности испытуемого, при пользовании
которыми субъективная оценка сведена
почти к нулю. Примером же методики
субъективного типа является та техника,
которая в частности опирается на выводы,
производимые на основании интуиции и
внутреннего опыта. По критерию наличия
тестовых норм психодиагностические
методики делятся на:
имеющие
подобные нормы
;
не
располагающие ими
.
По
внутренней структуре методики
психодиагностики можно разбить на:
мономерные
;
многомерные
.
Для
первых характерно то, что в них
диагностируется и оценивается единственное
свойство личности, а для вторых – то,
что они применяются для оценки сразу
нескольких психологических качеств
человека (будь то однотипных или
разнотипных). В последнем случае методика
диагностирования психологии личности
делится на несколько специальных методик
– подшкал, которые оценивают частные
психологические качества. Примером
мономерной методики является известный
тест Спилбергера-Ханина, а примером
многомерной — личностный тест Кеттела.
При
этом необходимо помнить, что одна и та
же психодиагностическая методика может
рассматриваться и квалифицироваться
с точки зрения разных аспектов и по
различным критериям. Отсюда следует,
что любую методику можно отнести не к
одной, а сразу к нескольким классификациям.
Как следствие, выявленные и определенные
выше категории классификации методик
психодиагностики важно рассматривать
не как взаимоисключающие, а как
взаимодополняющие друг друга, как
возможные и реально существующие аспекты
их анализа и разделения на классы.
Отдельно
от остальных классификаций стоят
психодиагностические методики,
базирующиеся на
качественном
и
количественном
анализе
тестовых данных. При первом виде анализа
диагностируемое свойство определяется
известными научными понятиями, а во
втором случае – путем сравнения развития
данного человека с другими людьми. В
некоторых случаях количественные и
качественные виды анализа сочетаются
в пределах одной и той же методики, что
в итоге дает двойную характеристику –
количественно-качественную.
Вдобавок
ко всему все методы психодиагностики
можно разделить на
научные
и
практические
.
Нужно отметить, что данная классификация
условна, поскольку большинство наиболее
применимых психодиагностических методик
используется как в практике, так и в
научных исследованиях. Разница между
ними состоит в том, что научно-исследовательские
методики ориентированы в основном на
выявление и изучение какого-либо
психологического качества в сугубо
научных целях, а практические – на
оценку степени развития личности и
использования полученных данных в
практических целях. Вдобавок ко всему,
научная методика зачастую является
затратной, трудоемкой, дорогостоящей
и используется только в рамках
исследования, оказываясь по вышеуказанным
причинам непригодной для повсеместной
практической психодиагностики.
Практическая методика, наоборот, проста
в применении, универсальна.
Рассмотрев
различные критерии и виды классификаций,
давайте перейдем к рассмотрению отдельных
видов психодиагностических методик, а
именно тестов по критерию содержания.
Тесты
интеллекта
— тесты психологического тестирования,
направленные на изучение степени
развития интеллекта у человека. В
западной и отечественной школах
психодиагностики существуют свои
отдельные тесты. Шкала Бине представляет
собой проверку коэффициента
интеллектуальности (IQ). В нем определены
границы нормы, которые свидетельствуют
о нормальном интеллектуальном развитии
человека определенного возраста — от
84 до 116 (ниже 84 — показатель низкого
интеллекта, выше 116 — показатель высокого
развития). Тесты интеллекта широко
распространены в западных странах: в
системе образования, а также при приеме
на работу.
Школьный
тест
умственного развития – ШТУР (разработан
Психологическим институтом РАО) для
учащихся 7-9-х классов является примером
отечественной шкалы интеллекта. Следом
за ним идет специальный тест умственного
развития для абитуриентов и старшеклассников
– АСТУР (основан на материале школьных
программ и учебников для изучения уровня
умственного развития выпускников
средней школы). Он включает в себя ряд
субтестов на проверку таких умений и
знаний как: осведомленность, двойные
аналогии, лабильность, классификации,
обобщение, логические схемы, числовые
ряды и геометрические фигуры.
Тесты
способностей
представляют
собой выявление потенциальной
предрасположенности индивида к успешному
выполнению определенного вида
деятельности. Они широко применяются
в практике, в частности в психологической
профориентации. Тесты способностей
разделяются: а) по видам психических
функций — сенсорные, моторные тесты, б)
по видам деятельности — технические и
профессионализированные тесты.
Моторные
тесты проверяют ловкость, координацию
движений, моторику и т.д.). К данной группе
можно отнести тест ловкости Стромберга,
тест скорости манипулирования с мелкими
предметами Крауфорда, тест М. И. Гуревича
и Н. И. Озерецкого и т.д.
Сенсорные
тесты
используются для определения остроты
органов чувств: зрения, слуха, тактильности
и т.д. Здесь выделяют таблицу Снеллена,
тест музыкальной одаренности Сишора,
тест Винга и т.д.
Тесты
технических способностей
анализируют особенности, которые
позволяют эффективно работать с
разнообразным оборудованием или его
компонентами. Наиболее яркий пример —
тест Беннета.
Тесты
достижений
рассматривают учебные достижения
индивида. Их еще называют тестами
успешности, дидактическими тестами,
тестами учителя. Тесты достижений
оценивают успешность овладения
определенными знаниями, они более
объективно показывают уровень обученности,
чем оценка.
Тесты
достижений стоят отдельно от собственно
психологических тестов (способностей,
интеллекта):
с
их помощью анализируется успешность
овладения конкретным учебным материалом,
который ограничен определенными
рамками;
тесты
различаются целями их применения. Тесты
достижений отличаются от тестов
интеллекта тем, что последние не
направлены на диагностику конкретных
знаний или фактов, а требуют от испытуемого
умения обращаться с понятиями, совершать
определенные умственные действия,
такие как классификации, обобщение,
аналогии и т.д.
Выделяют
три вида тестов достижений:
1)
тесты
исполнения (тесты действия),
2)
образцы выполнения работы,
3)
письменные и устные тесты.
Тесты
действия
–
это ряд заданий, наиболее значимых для
успешного осуществления определенной
профессиональной деятельности (тренажеры,
моделирование реальной трудовой
деятельности). Сюда относятся Блэкстонский
тест оценки квалификации стенографисток,
тест адаптации к конторской работе
Пурдье, тест изучения навыков печатания
на машинке Терстона и т.д.
Письменные
тесты
нацелены на то, чтобы проверить специальные
знания, информированность (узкая
профессиональная направленность),
осведомленность и представляют собой
комплекс вопросов, которые представлены
испытуемому на специальных бланках.
Преимущество данного метода — это
возможность одновременной проверки
целой группы людей.
Устные
тесты
профессиональных достижений представляют
собой серию вопросов, касающихся
специальных профессиональных знаний,
которые задаются в форме интервью. Они
удобны в применении, универсальны и
просты в интерпретации.
Личностные
тесты
– это психодиагностические тесты и
процедуры, специально нацеленные на
изучение личностных структур. Они
изучают особенности мотивации, личностные
черты, установки, саморегуляции,
особенности внутреннего мира человека,
систему его ценностей или побуждающих
факторов. К большинству личностных
тестов невозможно применить критерии
надежности, валидности и стандартизации.
На самом деле личностных тестов множество,
рассмотрим лишь самые известнее из них:
1)
Шестнадцатифакторный
опросник Р. Кеттелла, или 16-PF — измерение
16 факторов личности – личностных черт;
2)
Опросник Г. Айзенка — трехфакторная
модель, включающая шкалы Р, Е и N, по
первым буквам английских названий
терминов «психотизм», «экстраверсия-интроверсия»
и «нейротизм»;
3)
Диагностика мотивационных тенденций
или тест А.Эдвардса — опросник на основании
225 пар суждений, образующих 15 шкал:
мотивация достижений, принятие
авторитетов, любовь к порядку,
демонстративность, автономия, терпимость,
самовосприятие, принятие опеки,
доминирование, чувство вины, готовность
опекать других, радикализм, стойкость
в достижении целей, гетеросексуальность,
агрессивность.
4)
Тест репертуарных решеток Келли –
методика исследования индивидуальной
категориальной структуры личности (24
ролевых персонажей: учитель, жена,
руководитель, отец, мать и т.д., относящиеся
к семи группам: «Я», «семья», «отношения»,
«близкие», «авторитет», «ситуативные
персонажи», «ценности»);
5)
Методика распределения времени — С. Я.
Рубинштейн – определение предпочтений,
интересов и установок личности посредством
свободного распределения времени
опрашиваемым по его усмотрению.
Проективные
техники
предназначены для диагностики личности.
Это самая сложная и одновременно
интересная группа методик, для которых
характерен комплексный подход к оценке
личности, а не выявление отдельных черт.
Испытуемый
должен сам интерпретировать, развивать
и определять стимулы. При этом
диагностируются такие качества, как
интересы и установки личности, мотивация,
ценностные ориентации, страхи и тревоги,
неосознаваемые потребности и побуждения
и т.д.
Для
данной группы методик характерно
следующее:
1)
неоднозначность стимульного материала,
который испытуемый должен решать;
2)
малая стандартизованностъ проведения
процедуры обследования;
3)
проективные методы требуют большого
опыта, высокой профессиональной
квалификации, творческого подхода.
Группы
проективных методик:
1)
Методики структурирования: интерпретирование
стимулов, придание им смысла (тест
Роршаха).
Тест
Роршаха: Испытуемому предлагается дать
интерпретацию десяти симметричных
относительно вертикальной оси чернильных
клякс.
2)
Методики конструирования: создание из
деталей единого целого (тест мира). Тест
мира: обследуемому предлагается более
200 моделей разнообразных предметов
(людей, животных, машин, домов и т.д.), и
он создает из моделей некий мир.
3)
Методики
интерпретации: истолкование события,
ситуации (тематический апперцептивный
тест (ТАТ)). ТАТ: обследуемому дается
набор картинок, его задача заключается
в составлении сюжетных рассказов на
основе изображенной на каждой таблице
ситуации.
4)
Методики катарсиса: осуществление
игровой деятельности (проективная игра,
психодрама). Психодрама: терапевтический
групповой процесс, в котором используется
драматическая импровизация для изучения
внутреннего мира человека, развития
потенциала человека и расширения
возможностей. Исследуются особенности
человека, отражающиеся в определенном
написании букв и слов.
5)
Импрессивные методики: предпочтение
одних стимулов другим (тест Люшера).
Тест Люшера: из предложенных цветов
выберите тот, который Вам больше всего
нравится.
6)
Адаптивные или методики дополнения:
завершение неоконченного предложения,
рассказ (тест Сакса-Леви). Тест Сакса-Леви:
обследуемому дается задача закончить
предложения.