Описание знаменитой картины Василия Поленова «Золотая осень», рассказ по картине, сочинение для 3 класса, план написания сочинения.
Картина «Золотая осень» принадлежит знаменитому русскому художнику Василию Дмитриевичу Поленову (1844–1927). Василий Поленов был невероятно талантливым и достаточно разноплановым художником. Он превосходно писал пейзажи, а также картины исторической и жанровой тематики. Прославился в истории русского и мирового искусства. В его коллекции немало работ, которые признаны настоящими шедеврами живописи, к их числу относится и «Золотая осень», которую мы рассматриваем здесь.
Описание сочинение Поленова Золотая осень
Большинство художников за основу своего творчества брали красоту родных равнин, лесов, рек. Особое вдохновение в красоте природы находили знаменитые писатели и художники. Так и в картине художника Василия Дмитриевича Поленова изображена вся мощь, и красота русской осени.
Когда смотришь на картину, возникает ощущение родных мест и начинаешь осознавать, что после этой осенней сказки придут вьюги и холода, и ни в коем случае не хочется отпускать этот яркий солнечный день, приносящий радость. От всей картины веет спокойствием и тишиной.
Золотая осень это пора, когда природа нам показывает разнообразие своих красок. Посмотрев на картину можно заметить, что она наполнена теплом и любовью к этой небольшой реке и к густому лесу, который имеет непревзойденный окрас. Высокое и массивное дерево возвышается на всем берегу. Его сила и мощь отражена в цвете изумрудных листьев и смотря на него чувствуются краски быстро уходящего лета. Рядом стоящие березы гармонично дополняют картину. Их листья, несмотря на первый взгляд, имеют разноцветный окрас. Тут есть и золотые, и красные, и оранжевые, и зеленые цвета. Плавной линией изображена тропинка, идущая по травяному ковру и уходящая в этот волшебный лес. Там в глубокой чаще еще пахнет теплом, еще зелено и по-летнему хорошо.
Особое положение на этой картине занимает река. Он тихая и спокойная. Её воды слегка синего цвета, отражают медленно проходящие по небу облака. Нет ни всплеска, ни лодки, ни птицы. Художник с трепетом показывает нам эту красоту будто боясь нарушить покой.
Каждая живая душа в своей жизни ищет место, где можно обрести гармонию и умиротворение. Смотря на этот кусочек природы, хочется зайти в этот лес и раствориться в его тишине. После шумного города хочется возвращаться к этому месту снова и снова, проживая и чувствуя теплоту этого леса и всей картины. Солнца не видно, но оно греет не только весь видимый пейзаж, но наблюдателя. Это поистине мастерство и талантливая работа.
Популярные сочинения
- Жанровое своеобразие пьесы Горе от ума Грибоедова
Произведение представляет собой сочетание нескольких родовых жанровых направленностей. - Сочинение-описание по картине Зима в лесу. Иней Шишкина (3 класс)
Творчество Ивана Ивановича Шишкина отличается тем, что он в своих работах старался отразить широту и все многообразие русской души и природы родного края. В частности, хорошо ему удавалась природа лесов - Сочинение Идеальная школа
Учебное заведение, какое бы оно ни было, место, в котором человек проводит очень много времени, и соответственно очень привязывается к нему, и потому, очень важно, чтобы данное место у человека
Сочинение вариант 3
Вообще, я люблю осень. Поэтому мне и нравится эта картина. Осенью, как на этой картине и показано, всё очень красивое. То есть, конечно, любое время года хорошо, но осенью больше всего красок.
Многие любят лето, но жара, а в пейзажах всё просто зелёное. Или зимой – всё, наоборот, белое. А вот осенью тебе и зелёный цвет, и желтый, красный-оранжевый… Всё есть! Такие переходы. Нет жары ни холода… Куртку надел (зонтик взял на всякий случай и отправляйся гулять).
На картине такая солнечная погода приятная. Такая красивая излучина реки. Мне б так хотелось попасть в эту картину – погулять там. По природе, думаю, что это средняя полоса России. Наверняка, там не очень холодно… Я б взяла с собой термос кофе, бутерброды… И пошла бы, куда глаза, как говорится, глядят. Кстати, я б пошла не одна – взяла б с собой друзей. Всем веселей гулять!
И ничего, что, судя по погоде, нельзя купаться. Если представить, что лето только закончилось, то все уже накупались. Сколько можно?
А ещё важно, что эти солнечные красивые деньки осенью, они каждый раз последние перед долгой-долгой зимой. И если б она ещё была такой уж сказочной! Часто это месяца три грязи, снега с дождем, дождя со снегом…
И с мыслью об этом начинаешь как-то больше ценить солнышко, прогулки.
Конечно, многие мои друзья осень не очень любят. Но даже те, кто готов впасть в осеннюю депрессию или уж спячку, таких дней не пропустят! Такой осенью можно устроить красивую фотосессию. Это когда девушку фотографируют в золотых листьях. У моей сестры в том году было такое мероприятие. Это было реально красиво! Она столько собрала «лайков», комплиментов… Я б тоже так хотела, но мне просто не нравится, что теперь уже все так фотографируются…
Но можно просто гулять и наслаждаться осенью.
Такую картину можно повесить дома. Я б сделала это с удовольствием… К слову, она б хорошо смотрелась и гобеленом, и вышивкой. (Хотя сложно и вышивать такую, и рисовать, слишком уж близкие цвета!) От такой картины исходит тепло. У меня она вызывает только хорошие мысли. Сразу так спокойно! Можно смотреть на неё долгими вечерами зимой. Станет точно теплей.
Тепло и спокойно. Природа, как говорят, потихоньку засыпает. Я б сказала, что это похоже на сумерки, когда все учебные дела закончены, начинаешь думать о приятном. То есть думаешь о сне, о книгах, смотришь что-то в интернете. Уже настраиваешься на отдых. Опять же это моё любимое время суток. Ты предвкушаешь прямо свой отдых! Почитать перед сном или позвонить подруге?
На картине есть ещё дорога, тропа, но на ней никого. Легкие облака тоже есть, но они не пугают. Даже навевает какие-то стихотворные строчки. Если б я была поэтом, то написала бы стихотворение!
3, 4, 7 класс
История картины
Полотно «Золотая осень» было написано Василием Поленовым в сентябре 1893 года, когда художник проживал в усадьбе «Борок» недалеко от деревни Бехово (Тульская область). Картина писалась с натуры, а изображен на ней вид на реку Обь и Очковые горы. Полотно относится к зрелому этапу творчества живописца, когда Поленов отказался от пленэрной живописи в пользу поэтической пейзажной живописи. В данной работе Василий Дмитриевич использует многие свои излюбленные приемы — изгиб реки, мягкое противопоставление реки и неба, доминирование желтого цвета в различных его оттенках.
Техническое описание:
Полное название | Золотая осень |
Дата создания | 1893 год |
Размеры | 77 x 124 см |
Художественное направление | Реализм, пейзажная живопись |
Техника | Холст, масло |
Где хранится сейчас | Музей-заповедник «Поленово» |
Мнение специалистов
Давайте узнаем несколько мнений искусствоведов о полотне Василия Поленова «Золотая осень»:
- На картине изображена природа в момент начала ее осеннего увядания. Художник использует мягкие, но яркие цвета — желтый, золотой, голубой, синий, золотистый, красно-коричневый и другие. Все это создает чувство глубокой радости и спокойствия, но одновременно с этим — и небольшой грусти;
- На первый взгляд может показаться, что картина полностью лишена каких-либо намеков на человека. Река, небо, тучи, луга, лес — все это существовало задолго до появления человека. Из-за этой особенности некоторые критики относят картину к направлению чистого искусства;
- Если присмотреться более внимательно, то определенные следы человека все же есть. В первую очередь — это, конечно же, небольшая церквушка. Но еще одним признаком человеческого присутствия можно посчитать тропинку на переднем плане картины. Из-за комбинации «очищенной от человека природы» и следов человеческого присутствия создается чувство уюта и комфорта, что делает полотно более сложным, комплексным.
Описание картины (обучающее сочинение 2 класс)
На картине художник изобразил золотую осень. Он будто вглядывается в жизнь осеннего леса с близкого расстояния. Всё его внимание привлекает передний план: два старых клёна с поникшими ветвями и несколько молодых деревьев, зелёная трава, опавшие ажурные кленовые листья. В глубине слева – корявые стволы старых деревьев, а дальше всё как будто сливается с ярким золотом осенней листвы. Художник выбрал яркие цвета жёлто-оранжевых оттенков, чтобы показать красоту осенней природы. Но изображая осень в её золотой красоте, он не забыл нарисовать сорок, скачущих по траве. Именно это позволило нам явственно ощутить жизнь осеннего звучного леса. Природа очаровательна в любое время года, но увидеть и описать это в своих произведениях могут только очень внимательные люди.
Описание полотна
Как уже было сказано ранее, на картине изображен вид на реку Обь в сентябре. Художник Поленов в этом полотне использует свой излюбленный прием — река изображена в виде дуги, что формирует всю композицию картины. Слева от реки изображен зеленый луг с небольшой полоской речного берега желтого цвета. По правую сторону от реки на переднем плане изображена поляна, которая переходит в березовую рощу. Листья на березах окрашены в золотисто-желтые, красновато-коричневые и бледно-зеленые оттенки. На поляне мы можем видеть несколько кустарников, а также небольшую тропинку.
По правую сторону от реки на заднем плане изображен березово-осиновый лес, который является продолжением березовый рощи на переднем плане. Листья на деревьях также окрашена в желтый цвет, хотя кое-где встречаются зеленая листва. В некоторых местах березово-осиновый лес прерывается небольшими полянами. Ближе к горизонту лес перетекает в зеленый луг с небольшими кустарниками и практически без деревьев. В правом верхнем углу можно увидеть небольшую церквушку. Сверху на картине изображено светлое небо с большим количеством белых и беловато-серых облаков. Небо отражается в реке, поэтому она окрашено в те же самые цвета.
О художнике
Василий Дмитриевич Поленов родился в 1844 г. в многодетной дворянской семье. Семья его жила в Петербурге. Отец художника был довольно известным в своё время археологом, а мать занималась живописью, она также писала книги для детей. Когда Василию Поленову исполнилось 12 лет, родители увидели в нём талант художника и наняли для него педагога из Академии художеств. Этим педагогом был Павел Петрович Чистяков, который оказал на творчество Поленова очень большое влияние. В 1861-1863 гг. Поленов учился в Петрозаводской гимназии, а после этого поступил в Петербургский университет на физико-математический факультет. В это же время он учился в Академии художеств. В 1867 г. Василий Поленов закончил Академию художеств с серебряной медалью. Творчество художника начинает пользоваться популярностью. После окончания Академии художеств Василий Поленов много путешествует, ищет темы для новых произведений. Он посещает Вену, Неаполь, Венецию, Мюнхен и другие города. Довольно долгое время он жил в Париже. В 1876 г. Поленов участвует в Русско-турецкой войне, а спустя год переезжает в Москву, где посещает множество художественных выставок, а также демонстрирует широкой публике свои произведения. В те времена творчество художника начинает пользоваться большим успехом, в большей степени благодаря картине «Московский дворик», которая была создана в Арбатском переулке. Василия Поленова многие современники начинают называть мастером эпического пейзажа. В начале 80-х годов XIX в. Василий Дмитриевич Поленов отправляется в путешествие на Ближний Восток: в Палестину, Египет, Сирию и другие страны. Умер художник в 1927 г. в своей усадьбе, прожив 83 года. Над могилой Василия Поленова, согласно его завещанию, поставлен олонецкий крест.
Могила В. Поленова в Бехове
- Вперёд >
О чём мечтается, глядя на шедевр
Описание картины «Золотая осень» Поленова можно продолжить рассказом о голубом небе. Оно очень гармонирует с Окой. Такая же нежная синева. Облака чуть желтоватые и ряска на воде имеют одинаковый оттенок. Картина будто бы пропитана солнечным светом. Он – повсюду. Солнце позолотило кроны деревьев, траву и даже облака. Вот такое великолепие создал Поленов. «Золотая осень» — картина, которая пробуждает мечты. Глядя на неё, хочется оказаться в этом краю, пройтись по тропинке, которая тянется вдоль берёз. Хочется спуститься к реке, смотреть на её воды и дышать свежим воздухом. При взгляде на на холмы, которые очерчены мягкими линиями, пробуждается желание прилечь на их шёлковую траву, вдохнуть её аромат и подставить лицо лучам ещё яркого солнца.
Вот такие мечты и желания пробуждает картина «Золотая осень». Поленов к моменту написания картины жил в этих краях 22 года, имел счастье любоваться такими красотами и оставить их для потомков, запечатлев на холсте.
Биография живописца и его любовь к природе
Василий Дмитриевич родился 20 мая 1844 года в просвещенной многодетной дворянской семье в усадьбе Борог под Тулой. Ребёнку были доступные с ранних лет красоты окружающей природы, что, конечно же, повлияло на его художественный вкус. Мама его тоже хорошо рисовала, хотя и была писательницей. Отец был археологом. Большую роль в формировании художественного вкуса мальчика сыграла его бабушка Вера Николаевна Войенкова. Она придумывала интересные конкурсы для своих внуков. За лучшую живопись бабушка раздавала детям медали. Поленов всю жизнь помнил свои яркие впечатления от девственной природы Оленецкого края, куда он ездил вместе с бабушкой. Всё это и дарование помогло сформироваться вот такому великому художнику.
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Сочинение по картине «Золотая осень» — 3 класс
Вариант 1
На картине русского художника Василия Дмитриевича Поленова изображена красота природы в осеннюю пору. Картина завораживает многообразием красок и великолепием осенней природы.
На холсте изображен солнечный, погожий денек, возможно теплые солнечные лучи радуют землю в последний раз в этом году. По небу плывут белоснежные, изредка серые, пушистые облака. Трава и деревья пожелтели и приобрели невероятный, золотистый осенний окрас, но местами еще проскакивают зеленые краски уходящего лета. Листва деревьев, казалось бы имеет все цвета радуги: зеленый, желтый, багряный, красный, коричневый, оранжевый цвет. Посреди густого ковра из осенней травы протоптана небольшая тропинка, ведущая вдаль леса.
Вдоль деревьев, одетых в красочные, сочные и разноцветные наряды, вьется голубая, гладкая река. Ее плавные изгибы влекут за собой, они волшебны, им нет конца. Плывущие по небу облака отражаются в прозрачных водах чистой реки. Высокие, стройные деревья кидают на реку свои разнообразные тени.
На другой стороне реки виднеется песчаный берег. Пейзаж пробуждает желание расположится на берегу реки, понежиться на солнышке и насладится последними, теплыми деньками. За берегом, на заднем плане картины, раскинулись широкие, бескрайние, осенние поля, среди них изредка проглядывают одинокие деревья.
Художник на своей картине умело передал все разнообразие цветов и красок осени. Любуясь картиной восхищаешься и вдохновляешься осенней природой, душу наполняют теплые, умиротворенные и радостные воспоминания. Картина позволяет отвлечься от городской суеты, полностью погрузиться в мир природы и насладиться ее великолепием.
Вариант 2
Василий Дмитриевич Поленов в своем творчестве уделил большое внимание русской природе, однако, пейзаж «Золотая осень» изображен с какой-то особой любовью. Он написан спустя несколько лет после того, как Поленов поселился в своей усадьбе в имении Бёхово. Полюбившийся образ сентябрьской природы, могучей Оки, Очковых гор предстает перед нами в наилучшем исполнении. Вся работа отражает мысли автора, его настроение по отношению к родным местам. С какой-то особой заботой и трепетом он рисует этот пейзаж.
Река голубой лентой, петляя, движется навстречу горизонту. Вода спокойна, и в ней отражаются тихо шелестящие деревья, стоящие на берегу. Листва только-только начала желтеть, окрашивая весь лесок в прекрасные оттенки. Стройные березы медленно облачаются в золотистые одежды, в то время как могучий дуб еще колышет на ветру темно-зеленые листья. Наверняка, он будет еще долго упрямо стоять, но когда-нибудь лист облетит и с его могучих ветвей.
Вариант 3
Трава не успела сменить свой изумрудный окрас. Маленькие кустики темными пятнами растут на поляне в тени деревьев. Через лесную поляну пролегает аккуратная узенькая тропинка, которая, как можно предположить, направляется в соседнюю деревушку, которой принадлежит маленькая деревянная церковь, стоящая на заднем плане. Над огромными широкими холмами, растворяющимися вдалеке, повисло серо-голубое небо с лениво плывущими облаками. Оно находится очень низко к настолько мягко очерченной линии горизонта, что не понятно, где начинается земля, а где небеса. Осень робко стоит на пороге, как бы в ожидании ухода лета. Она будто еще не решилась властной рукою снять радостное жаркое оживление и чего-то выжидает.
Природа всегда впечатляла и вдохновляла человека. Она была музой не только для художников, но и для писателей и поэтов. И если поэт вкладывал красоту окружающего мира в строки с помощью эпитетов и метафор, художник использует цвет. Цвет – душа живописи. Он несет в себе не только описание окраски предмета или некого тайного смысла, но и психологическое описание, эмоции. Как много может передать палитра, и не каждый художник способен управляться с цветом. В.Д. Поленов же – мастер своего дела, он чудесно передает осеннее настроение, бережными мазками рисует на картине изображение таинственной грусти и умиротворения. Светлые тона преобладают в его работе, что, кажется, делает ее почти невесомой. Все полотно будто дышит прозрачной негой.
Картина также живо, как и реальная природа пленяет каждого своей удивительной красотой. Настоящая русская душа так и рвется попасть в этот безмятежный и спокойный уголок, где человек может обрести истинное умиротворение, гармонию с миром, а главное с самим собой. Часами можно рассматривать этот пейзаж: грациозные деревья, маленькие кустики, широкую вольную реку, бескрайние голубые дали и такое же голубое небо. Хочется почувствовать ласковое прикосновение ветерка, который нежно треплет кроны, заставляя стареющие на глазах листья нашептывать что-то удивительными голосами.
Популярные сочинения
- Сочинение Мой любимый поэт Лермонтов
Я не люблю стихотворения, но эти особенные. Мне очень нравятся практически все произведения М.Ю.Лермонтова. - Сочинение Одежда (рассуждение)
В настоящее время мало кто видит свое существование без покупки одежды, в особенности, речь идет о женском поле. Одежда в социуме играет очень важную роль, ведь первое на что смотрят окружающие люди это - Нужно уметь и проигрывать — сочинение
Каждый человек знает, что не бывает худа без добра и побед без поражений. Именно поражения помогают людям, чаще всего, добиваться желаемого. Они помогают мотивироваться и достигать чего-то большего
«Золотая осень» — 4 класс, сочинение
Описание темы: Наступила пора золотой осени. Нам открывается красивый вид, великолепный пейзаж. Река совершает поворот, лес вдоль берега покрыт осенней позолотой. Облака в небе еще кучевые и белоснежные, а погода дарит тепло уходящих деньков бабьего лета. Описание пейзажа в картине В. Поленова “Золотая осень”.
Золотая осень.
Во многих своих творениях художник В.Д. Поленов изображал Родину и реку Оку. Близ неё ему суждено было прожить немало лет творчества, любимой работы и вдохновения, источником которого служила местная природа. Ей художник не переставал восхищаться, ни в своих письмах, ни в своих работах. Картина «Золотая осень» квинтэссенция этой любви и видно, что часть души автора навсегда застыла в произведении, наполняя его теплотой и мягким внутренним светом.
Удивительно сочно и емко переданы цвета и краски — волшебство проникло в плавные линии и изгибы водной глади, в небеса, нависающие над холмами, в лес и купол церквушки, оживляя и делая всё это объёмным и настоящим. Строгое великолепие окрестностей у берегов Оки притягивает взгляд – тепло последних осенних дней, кажется, стекает с полотна и разливается по залу. Солнечные зайчики и блики от воды заставляют щуриться и улыбаться, вспоминая такие же дни из своей жизни. Холмы, очерченные мягкими, текучими линиями, медленно исчезают, растворяются в безграничной дали. И только крохотная часть огромной равнины попадает в оттиск художника – и река, и деревья, и громады холмов, словно мазки какой-то большой иной картины.
Осень на ней еще только-только просыпается, она еще не дохнула на деревья и многие из них еще в летней одежде, лишь некоторые сменили расцветку. Золото и багрянец теперь живут своей жизнью, разбавляя зелень и добавляя прелести мерцающему в лучах солнца берегу. Маленькая лесная дорога зовет за собой в лес, где еще цветут последние цветы, пахнет травой и хвоей, и от земли исходит последнее тепло. Глядя на эту картину, хочется забыть на секунду о делах и проблемах, раствориться в нежной красоте и гармонии, подумать о плавном и неторопливом течении жизни, которая так далека от сегодняшних кипящих энергией городов.
Сочинение-отзыв
Очень многие известные художники брали за основу своего творчества прекрасные русские просторы. Русь-матушка хоть раз вдохновляла почти каждого, кто-то видел свою музу в широких зеленых просторах полей и лесов, а кто-то видел красоту в маленьких деталях: в лучах солнца в погожий день или в первом снеге, выпавшем на маленькую деревеньку. Сегодня я впервые познакомился с творчеством Василия Дмитриевича Поленова. Картина, которую я сегодня увидел называется «Золотая очень».
На полотне автор запечатлел тот момент, который в народе называют «бабье лето» — на дворе уже осень, но летнее тепло еще не успело никуда уйти и от этого а воздухе так и порхает это теплый аромат уходящих летних дней.
Честно, меня эта картина очень завораживает! Я смотрю на нее и будто бы оказываюсь этим погожим. Художник специально использует яркие и насыщенные цвета, чтобы показать нам с вами, что денек и правда выдался очень хорошим. На картине преобладают все оттенки желтого, так же видно много голубого и зеленого. Яркость красок придает картине теплоты.
На переднем плане перед нами предстает березовая роща. Деревья уже одели новый желтый наряд, и теперь на солнышке березоньки переливаются словно огоньки. Перед деревьями мы видим тоненькую дорожку уходящую куда-то в даль. Наверное, эту тропинку вытоптали местный ребята, которые часто ходят на эту речку.
За Березовой рощею нам открывается не менее шикарный вид. Сзади течет прекрасная река. Это не маленькая речка, это именно река. Видно, что водоем начал свое путь где-то далеко-далеко, и уходит в даль за границы данный картины. Река очень красивая и извилистая. Под солнечными лучами она становится еще краше и заманчивее. Я думаю, что летом на берегу этой реки всегда можно встреть много ребят, которые приходят сюда позагорать и поплавать.
А вот за рекой можно разглядеть поле. Поле еще зеленое, и вполне возможно, что его еще вскопали на осень. А может быть на нее все еще что-то растет и в скором времени крестьяне придут собирать свой урожай.
Картина мне очень понравилась. Я и сам люблю это время года, когда кругом все такое красивое , но градусник еще показывает плюс 18 градусов. Я считаю, что автор полностью смог передать настроение этого момента в осени. Солнца не видно, но все равно картина наполнена жарким осенним теплом. Смотришь на полотно и чувствуется там какая-то невероятная гармония и ясность.
Другие темы: ← Старая мельница↑ ПоленовБабушкин сад →
`
Рассказ по картине В. Поленов «Золотая осень»
Василий Дмитриевич Поленов — выдающийся русский живописец. Его талант сполна раскрылся благодаря многочисленным произведениям пейзажной живописи. Современники называли Поленова Рыцарем красоты, Поэтом Живописи. Художника привлекала красота родной природы. И он умел подчеркнуть её великолепие и гармонию.
Картина «Золотая осень» по праву считается одним из самых знаменитых произведений, созданных великим художником. На картине Поленов изобразил осеннюю природу. В осенней поре есть удивительная красота. Многочисленные цвета и оттенки, свойственные ранней осени, поражают воображение. Золото листвы, зелень травы, глубина неба. Всё это создаёт особое настроение, не может не восхитить. Картина «Золотая осень» была написана в 1883 году. Тогда художник жил на берегу Оки. И картина была им написана с берега этой реки. С берега открывался прекрасный вид, который художник решил запечатлеть на полотне. Красота реки Оки всегда волновала художника. Однажды он написал Константину Коровину: «Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку. Ведь мы с Вами первые открыли её красоту».
Долгие годы провёл художник рядом с Окой. И всякий раз он продолжал восхищаться её красотой и гармонией. Поленов неоднократно изображал Оку в разное время года. Художник видел поэзию в красоте природы, благодаря чему были созданы удивительные произведения. Пейзаж «Золотая осень» был написан Поленовым через несколько лет после того, как он обосновался в имении Бехово в своей усадьбе.
На картине представлен вид Оки в направлении Очаковых гор. Картина «Золотая осень» открывает перед глазами зрителя удивительный пейзаж. Величавая и спокойная река с высокими берегами. Холмистая равнина простирается до горизонта. Бескрайние просторы уходят куда-то далеко. На картине обилие света и воздуха. Линии рельефа плавные и чёткие. Природа, изображённая на картине, создаёт впечатление гармонии и умиротворения. Осень прозрачная и ясная. Это, пожалуй, самое красивое время года. Прошло жаркое лето, и природа дарит возможность насладиться бархатным теплом осени. Солнце ещё такое яркое. Но его лучи не столь испепеляющие, как это бывает в летнюю пору. Воздух кажется удивительно чистым и прозрачным.
Осень золотит листья деревьев, придавая им особое настроение. Осень чародейка рассыпает листья золотые под ногами. Осень волшебница дарит удивительные краски, которых не увидишь в другое время года. Осень дарит хрустальные дни, позволяя насладиться красотой в преддверии наступающих холодов. Осень воспевают поэты, прославляя её идеальную красоту. Чудесные осенние дни надолго остаются в памяти каждого. Нельзя не восхититься тем, насколько точно художник передал краски и цвета.
Линия реки кажется такой светлой и чистой. Небеса нависают над холмами, а их глубина кажется поистине завораживающей. Лес выглядит по-настоящему объёмным. Взгляд притягивает изысканное величие окрестностей реки. Хочется сполна насладиться теплом осенних дней. Сентябрьские дни уже заметно короче летних. Но в этих днях особая прелесть, именно поэтому их так хотелось бы продлить. Картина «Золотая осень» — это застывшее мгновенье, в котором хочется остаться как можно дольше. Золотые солнечные зайчики и янтарные блики играют вокруг, делая мир праздничным и ярким. При взгляде на картину невольно вспоминается что-то хорошее. Сентябрь — начало осени и плавное продолжение лета. Очарование первых осенних дней, когда ещё не чувствуется приближение холодов, вызывает восторг в душе человека. Под бархатным солнцем нежится берег реки, природа живёт своей жизнью, восхищая человека своей гармонией. В лесу ещё цветут цветы, ещё свежа и зелена трава. Земля дарит тепло растениям, как бы убеждая остаться здесь подольше, радуя мир своей красотой.
Для Поленова именно осень была любимым временем года. Он считал, что летние месяцы не представляют интереса для художника пейзажиста, потому что летом преобладает зелёный цвет. «Всё, как из ушата, облито зеленью». А осенью природа дарит все краски радуги. Именно осень — благодатное время для художника. Самым любимым местом художника была река Ока.
Можно сказать, что в картине «Золотая осень» сочетается любимое место и время живописца. В. Д. Поленов много лет прожил рядом с Окой. Местная природа не переставала восхищать его. Об этом свидетельствуют как письма художника, так и его живописные произведения.
При создании данного произведения Поленов использовал приём, характерный для его творчества. Пространство было организовано с помощью дуги. Здесь именно река исполняет роль дуги. Река уравновешивает картину, завершает её. Пейзаж даётся в панорамном развороте. Однако он открывается далеко не сразу. Здесь есть свой секрет. Когда зрители смотрят на картину, они как бы оказываются внутри неё.
Тропинка ведёт в глубину картины. И кажется, что ты идёшь по ней, огибаешь речку, поднимаешься на холмы. И вот зритель уже мысленно оказался у горизонта, именно там, где расположена белая церковь. Именно отсюда можно посмотреть вдаль. Насколько удивительный и завораживающий вид открывается перед нами. Небо словно опускается к земле. Мир кажется бескрайним и беспредельным. А этот чудесный край воспринимается как настоящий рай на земле.
Созерцание красоты природы помогает нам хотя бы ненадолго забыть обо всём на свете, не думать о проблемах и заботах. Кажется, что нет ничего главнее этой красоты, гармонии и великолепия.
Это интересно: «Московский дворик» Поленов Василий. Городской пейзаж русского художника-передвижника, написанный в 1878 году. Картина хранится в Третьяковской галерее. Она является одной из самых известных картин Поленова.
Сочинение Разная осень по моим наблюдениям о(для мальчика 3 класс)
Осенняя пора настолько прекрасна и непредсказуема, что не написать про осень просто невозможно. Осень на самом деле очень разная. То она угрюмо серая, а бывает осенью свежо и ярко. Именно про это мы поговорим далее.
Иногда осень бывает грустной и серой. В такие периоды этого времени года не хочется выходить из дома. Возникает желание погрустить под пледом или почитать книжку за кружечкой чая. Я давно наблюдаю за осенью. И прихожу к выводу о том, что это оно из самых красивых и переменчивых времен года. Осень – волшебная пора. Не зря на эту тему написано столько стихотворений. Осенью появляется возможность и желание отдохнуть от продолжительного лета, от обжигающего солнца и отсутствия свежего воздуха.
Осенью можно дышать полной грудью, побольше гулять и наслаждаться осенним пейзажем. Кстати, осенний пейзаж так же очень переменчив. Каждый день можно увидеть разное небо. То оно темно-серого цвета без единого проблеска солнечного света. А бывает, что оно насыщенного голубого цвета с перемещаюмися белыми облаками. Так же можно сказать и про деревья, которые сначала стоят с разноцветными листьями и радуют глаз. А через какое – то время стоят уже голые и унылые.
Люди осенью одеваются в мрачные одежды. Главное, чтобы было удобно и тепло. Отличное занятие осенью – это сбор грибов. Во время сбора грибов можно вдоволь нагуляться, надышаться, насмотреться на лесных красавиц, немного промочить ноги или даже промокнуть под легким дождем и в полной мере почувствовать прелести этого времени года.
Осень от того и прекрасна, что она не бывает однотонной. Осень разная. И это может подтвердить каждый. Наслаждайтесь, не грустите осенью. Делайте яркие фотографии, ищите живописные местечки вашего города. Получайте больше позитива.
Цели:
учебные:
- знать особенности текста-описания картины, где
изображён пейзаж без человека; - знать особенности различных стилей речи и уметь
использовать необходимый стиль с учётом
создания одного из видов текста; - закрепить умения собирать материал к сочинению;
развивающие:
- формировать умения и навыки создавать текст
типа описания и описания картины как одного из
его видов; - формировать умения соблюдать композицию текста
типа описания (общий признак, характеризующий
объект в целом; частные признаки,
характеризующие его детали); - учить всматриваться в произведение живописи и
создавать текст на основе увиденного на картине; - уметь использовать при необходимости в
сочинении разные типы и стили речи;
воспитывающие:
- вызвать чувство восхищения вечно прекрасной
природой, уважения к художнику, создающему на
полотне красоту родной природы; - воспитывать любовь к родной природе, к родной
земле.
Межпредметные связи: поэзия, живопись,
музыка, история.
Оборудование: презентация в компьютерном
варианте; набор иллюстративного,
познавательного, биографического материала
(репродукции картин В.Д.Поленова, вопросы
«Поразмышляем над картиной», тест, термины
живописи — распечатки из «Краткого словаря
художественных терминов», листы «Рабочие
материалы» для каждого учащегося, распечатки из
«Словаря эпитетов русского языка»
К.С.Горбачевич с эпитетами осенней пейзажной
тематики).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка целей и задач урока.
Приложение.
Слайд 1, слайд 2, слайд 3.
III. Работа по теме урока.
Звучит мелодия П.И.Чайковского «Времена года»
(осень). Слайд 4.
Вступительное слово учителя.
Начали мы урок с осенней мелодии Петра Ильича
Чайковского «Времена года». Осень —
замечательное время года, время отдыха природы
перед чистотой снега, свежим морозцем. Осень
любили многие писателя, поэты, художники. Нам
сразу вспоминаются пушкинские строки:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
Эпиграфом к уроку взяли слова великого
русского писателя Льва Николаевича Толстого.
Вдумаемся в них:
«Всё недоброе в сердце человека должно бы,
кажется, исчезнуть в соприкосновении с природой
— этим непосредственным выражением красоты и
добра».
Цель нашего урока — подготовиться к описанию
картины Василия Дмитриевича Поленова «Золотая
осень», а помогут нам в этом группы учащихся.
ПОЭТЫ напомнят нам стихи об осени, золотой,
прохладной, с шуршащими листьями, криками
улетающих в тёплые края птиц.
БИОГРАФЫ познакомят с биографией художника, с
его необычными дарованиями.
ЭКСКУРСОВОДЫ расскажут о нескольких известных
и незаслуженно забытых полотнах В.Д.Поленова.
ИСКУССТВОВЕДЫ поделятся с нами знаниями из
словарей и напомнят значение некоторых
необходимых для работы над сочинением терминов
живописи.
ЯЗЫКОВЕДЫ напомнят нам синонимы к словам
художник, картина, изобразил.
Выступления учащихся. Слушаем друг друга очень
внимательно, наблюдаем, запоминаем, это поможет
вам правильно ответить на вопросы теста. Помним,
что наблюдать — значит уметь так видеть, слышать,
ощущать, чтобы заметить характерные и яркие
признаки предметов.
ПОЭТЫ. Слайд 5.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
:Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
И.БунинОбвеян вещею дремотой,
Полураздетый лес грустит:
Из летних листьев разве сотый,
Блестя осенней позолотой,
Ещё на ветви шелестит.
Гляжу с участьем умиленным
Когда, пробившись из-за туч,
Вдруг по деревьям испещрённым,
Молниевидный брызнет луч.
Как увядающее мило!
Какая прелесть в нём для нас,
Когда что так цвело и жило.
Теперь, так немощно и хило,
В последний улыбнётся раз!
Ф.И.Тютчев
БИОГРАФЫ. Слайды 6, 7, 8.
Родился Василий Дмитриевич Поленов в 1844 году в
художественной семье. Мать — художница, отец —
знаменитый археолог и библиограф, член Академии
наук. Его дедушка -генерал-майор Воейков воевал
вместе с Суворовым, а в Бородинском сражении
защищал Шевардинский редут, за храбрость
награждён двумя шпагами.
В детстве мальчик обучался музыке, после
окончания гимназии в Петрозаводске поступил в
Академию художеств (1863) в класс исторической
живописи и одновременно на юридический
факультет Петербургского университета. Занятия
музыкой не бросил, даже пел в Академическом хоре.
В годы учёбы посетил Германию, Францию, после был
в Вене, Мюнхене, Венеции. Годы знакомства и дружбы
связывали художника с И.С.Тургеневым, И.Репиным,
В.Васнецовым. Добровольцем участвовал в
сербско-турецкой войне (1877). Позже поселился в
Москве, выступил с картиной «Московский дворик»
(1878), которая начала новый этап его творчества.
Создаёт «Бабушкин сад» (1879), «Заросший пруд»
(1880), «Старая мельница» (1880).
Василий Дмитриевич продолжал занятия музыкой,
участвуя в театральном кружке мецената
С.Мамонтова. С 1878 года более 15 лет этот кружок
ставил спектакли, в которых участвовали Поленов,
Репин, Васнецов, Врубель, Коровин, Остроухов и др.
Поленов писал к спектаклям музыку. Позже кружок
перерос в оперный театр. Поленов сдружился со
многими театральными деятелями — в том числе с
Ф.Шаляпиным. Опера «Призраки Эллады», созданная
Д.Поленовым, поставлена в 1894 году и была тепло
принята публикой.
В 1881 — 82 годах ездил по Святым местам: Египет,
Сирия, Палестина, Рим. С 1882 по 1894 годы преподавал в
Училище живописи, ваяния и зодчества. У него
учились И.Левитан, В.Серов, К.Коровин, К.Юон,
В.Борисов-Мусатов, а в 1900 году Поленов возглавил
общедоступный Народный театр. В 1905 году резко
реагировал на кровавое подавление царским
правительством народных выступлений.
Последние годы посвятил организации народного
театра: сам писал музыку и декорации к спектаклям
для рабочих Пресненского района Москвы. Он
считал искусство мощным средством развития
народного самосознания, воспитывающее
эстетические вкусы и содействующее народному
просвещению.
Василий Дмитриевич Поленов был одним из первых
живописцев, получивших звание народного
художника.
ЭКСКУРСОВОДЫ.
Рассказы по картинам «Московский дворик»,
«Заросший пруд», «Бабушкин сад».
ИСКУССТВОВЕДЫ.
При описании картины необходимо пользоваться
терминами живописи.
Сообщение по словарю «Краткий словарь
терминов живописи» (полотно, палитра, светотень
и другие).
Колорит (от лат. «цвет», «окраска») в живописи
— система соотношения цветов, служащая для
раскрытия художественного образа. В зависимости
от преобладания тех или иных красок, колорит
может быть спокойным или напряжённым, холодным
или тёплым, светлым или тёмным, ярким или
сдержанным:Колорит отражает цветовое
многообразие мира, индивидуальность и
внутреннее состояние художника, его
эмоционально-эстетическое отношение к
изображаемому.
Палитра (от латинского «лопатка» — деревянная
дощечка овальной или круглой формы, на которой
живописец смешивает краски. В переносном смысле
палитрой художника называют характерную для
него цветовую гамму, а вместе с тем и гамму
чувств, которые пробуждает его живопись.
Приближается к понятию «колорит». Палитра —
скупая, щедрая, нежная, мрачная:
Светотень — передача оттенков светлого и
темного на поверхности изображаемых предметов, в
изображении в целом, соотношение освещенных и
находящихся в тени частей изображения. Светотень
является одним из мощных средств художественной
выразительности в графике и живописи.
Проверим наши знания о художнике и его
картинах. Тест (раздаются для каждого учащегося
листы с тестом). Выполнение тестовых заданий (3-5
минут). Самопроверка по ключу. КЛЮЧ к тесту: 1а 2б 3г
4г 5б 6ж.
Тест.
1. Укажите годы жизни В.Д.Поленова
А) 1844 — 1927
Б) 1854 — 1927
В) 1854 — 1937
2. Чем увлекалась мать В.Д.Поленова?
А) музыкой
Б) живописью
В) поэзией
3. Почему мальчик гордился своим дедушкой,
генерал-майором Воейковым?
А) воевал вместе с Суворовым
Б) участвовал в Бородинском сражении
В) за храбрость награждён двумя шпагами
Г) верно всё перечисленное
4. В.Д.Поленов получил образование
А) на юридическом факультете Петербургского
университета
Б) на словесном факультете Петербургского
университета
В) в Академии художеств
Г) верно А и В
5. В.Д.Поленов — не создал картину
А) «Золотая осень»
Б) «Грачи прилетели»
В) «Бабушкин сад»
Г) «Московский дворик»
Д) «Заросший пруд»
6. Чего не делал в жизни В.Д.Поленов
А) пел в хоре
В) рисовал декорации
Г) участвовал в сербско-турецкой войне
Д) возглавлял народный театр
Е) сочинил оперу
Ж) дружил с А.П.Чеховым
З) преподавал в Училище живописи, ваяния и
зодчества.
И вот перед нами картина В.Д.Поленова «Золотая
осень» (1893 год) (показ репродукции по слайду
компьютера и на распечатках у учащихся).
Вдумаемся в название полотна мастера живописи
— «Золотая осень». Как вы его понимаете?
Как ещё можно назвать эту картину?
Почему же художник выбрал название именно
«Золотая осень»?
Работа по листу «Размышляем над картиной»
(слайд 9). Мы должны в своём сочинении постараться
раскрыть замысел художника — в осеннем пейзаже
Поленова всё дышит покоем, тишиной,
умиротворённостью.
1. Как вы думаете, чем привлёк художника этот
уголок природы?
2. Что поэтичного увидел автор в этом пейзаже?
3. Опишите землю, деревья, реку, небо, даль,
изображенные художником.
4. Какое сочетание цветов использовал Поленов,
чтобы передать светлое и одновременно грустное
настроение осени?
Систематизация материалов. Слайд 10.
Работа по листочкам «Сбор материалов к
сочинению» по плану:
а) передний план — сосны, берёзы, земля;
б) второй план — небо, воздух, река, горизонт.
План | Рабочие материалы | Ваши дополнения |
Сосны | Мощная, густая крона: Раскидистые Высокие стволы: | |
Земля | Устлана жёлтыми, коричневыми, янтарными листьями: Нет ярких красок: | |
Берёзки | Белеют стволы берёз: Почти нет | |
Воздух | Сырой, прохладный: Небольшой Пахнет листьями: | |
Река | Широкая, полноводная, с пологими берегами: Вода на глубине тёмно-синяя, у берега | |
Небо | Отражается в реке: Выгорело:Выцвело: Бледно — серое: Вдали слева — синее | |
Горизонт | Далеко видно и далеко слышно: Просторно, |
Записи выполняем на листочках в колонке «Ваши
дополнения», это ваш черновик.
Не забудьте, что, работая над описанием картины,
нужно избегать не только орфографических,
пунктуационных, но и речевых ошибок. Нужно
использовать синонимы.
ЯЗЫКОВЕДЫ. (Работа со словарём). Ученик этой
группы рассказывает о синонимах, выбранных из
«Словаря синонимов русского языка» по теме
работы.
Художник: живописец, автор картины, мастер
живописи, создатель полотна:
Картина: репродукция, полотно, произведение
живописи, шедевр мастера:
Изобразил: показал, передал, запечатлел,
воплотил свой замысел, нарисовал, создал:
Подумаем над началом вашей работы в
зависимости от формы сочинения, не забывая о
стиле:
- письмо к другу,
- отзыв о картине,
- репортаж с выставки картин художника,
- впечатления участника экскурсии на природу.
Учитель или учащиеся творческого и
исследовательского уровня развития редактируют
варианты, предлагаемые учащимися.
Работа над черновым вариантом сочинения.
Учащиеся работают самостоятельно. Тот, кто
справился раньше, становится КОНСУЛЬТАНТОМ и по
рядам помогает тем, кто затрудняется выполнить
работу.
Обобщение по уроку (слайд 11), итоги работы
учащихся.
Домашнее задание (слайд 12):
А) для всех *учащихся написать чистовой
вариант сочинения;
Б) для **учащихся дополнительно составить
свой тест по материалам урока;
В) для ***учащихся дополнительно составить
кроссворд по материалам урока или сценарий к
игре по образцу одной из телевизионных игр по
материалам урока.
Литература:
- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского
языка. - Горбачевич К.С. , Е.П.Хабло. Словарь эпитетов
русского языка.- АН СССР Институт РЯ, — Ленинград:
«Наука», 1979. - Комарова И.И., Железнова Н.Л. Художники. Серия
«Краткие биографические словари» — М.: «РИПОЛ
КЛАССИК», 2001. — 640 с. - Краткий словарь терминов живописи.
Приложение.
3 класс. Русский язык.
Тема. Р/р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень»
Задачи деятельности учителя: создать условия для составления и записи текста по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».
Тип урока: решение частных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся составлять текст по репродукции картины (рассматривать и описывать содержание репродукции картины, обсуждать содержание предстоящего рассказа по репродукции картины, выделять части в содержании рассказа), записывать составленный текст.
Метапредметные:
Познавательные: ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют эстетические чувства.
Наглядно-демонстрационный материал: слова для орфографической подготовки, записанные на доске.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Сегодня урок по развитию речи.
– На уроке будем составлять текст по репродукции картины Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень»: рассматривать и описывать содержание репродукции картины, обсуждать содержание предстоящего рассказа по репродукции картины, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст.
II. Знакомство с творчеством художника.
– Поленов Василий Дмитриевич – выдающийся русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи (учитель демонстрирует репродукции картин: «Бабушкин сад» (1878), «Московский дворик» (1878), «Первый снег» (1891), «Заросший пруд» (1879), «Русская деревня» (1889), «Березовая аллея в Абрамцеве» (1880)), педагог. Родился 20 мая 1844 г. в Петербурге, в старинной дворянской семье. Отец Поленова, Дмитрий Васильевич, был известным историком, археологом и библиографом. Мать художника, Мария Алексеевна, была детской писательницей и художницей-любительницей.
III. Освоение нового содержания и его применение: работа по учебнику (с. 37).
1. Рассматривание и описание содержания репродукции картины.
– Рассмотрите репродукцию картины (учитель демонстрирует репродукцию картины при помощи интерактивной доски).
– Что изобразил художник на картине? (Художник изобразил раннюю осень.)
– Почему вы так думаете? (Художник при написании картины использовал мягкие желтые, голубые и зеленые тона.)
– Осень – любимое время года художника.
– Создалось ли у вас впечатление, что вы видите осенний пейзаж как бы сверху? (Да. Художник, наверное, забрался на возвышенность и долго выбирал место, откуда он будет рисовать.)
– Что вы видите в центре картины? (Реку.)
– Следует отметить, что Поленов использовал в картине прием, характерный для его манеры: организация пространства при помощи дуги. На полотне в роли этой дуги выступает изображение реки Оки, которое уравновешивает и завершает картину в целом. Река тянется, разделяя картину
на две части. Ока – любимое место Поленова. «Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку. Ведь мы с Вами первые открыли ее красоту. Вам тогда почему-то показалось, что в этой красоте и гармонии нет-нет, да и проскользнет гармоника. Вот я живу здесь теперь двадцать два года и ни разу ее не слыхал, а красота и гармония все те же». (Из письма художника К. Коровину.)
– Какими вы увидели реку, ее берега? (Она – зеркало всего пейзажа. В ней отражаются деревья, которые растут вдоль реки, и голубое небо. Берег усыпан чистым, как будто просеянным, песком. Летом там играет и купается деревенская детвора.)
– Какими вы увидели заливные луга, уходящие к горизонту? (На охристо-желтой траве видны зеленые островки.)
– Какими вы увидели деревья и их осенний наряд, землю? (В гуще золотистых деревьев сквозят молодые зеленые сосенки, а три растущие рядом старые сосны возвышаются над ними. Тропинка, вытоптанная местными жителями, ведет в густой лес. Там они собирают грибы и лесные ягоды. В правом нижнем углу картины видна тень от большого дерева.)
– Каким вы увидели небо? (На голубом небе, по которому плывут воздушные облака, не видно туч, серости и других признаков плохой погоды.)
– Что вам запомнилось в картине? (От картины веет прохладой и тишиной. Хочется раствориться в нежной красоте и гармонии, подумать о плавном и неторопливом течении жизни. Видно, что часть души автора навсегда застыла в произведении, наполняя его теплотой и мягким внутренним светом.)
2. Составление рассказа.
– Сколько частей будет в рассказе? (Три части: вступительная, основная, заключительная.)
– О чем вы напишете в первой части? (О художнике, его картине.)
– О чем напишете в основной части? (Дадим описание природы, изображенной на картине.)
– Как вы закончите свой рассказ? Какими словами начнете предложения, в которых выразите свое мнение, свои впечатления о картине? (Высказывания учащихся.)
3. Пересказ составленного рассказа.
– Что расскажете во вступительной части? (О художнике, его картине.)
– Сколько предложений для этого потребуется? (Два или три предложения.)
– А теперь подумайте, о чем расскажете в основной части? (О содержании картины.)
– Сколько для этого потребуется предложений? (Не менее пяти предложений.)
– О чем расскажете в заключении? (О том, почему нравится картина.)
– Сколько предложений для этого потребуется? (Одно-два предложения.)
– Перескажите текст. (1–2 ученика пересказывают составленный текст.)
– Соответствует ли содержание рассказа теме?
– Сколько частей получилось в рассказе? (3.)
Физкультминутка
4. Лексико-орфографическая подготовка. Слова для орфографической подготовки на доске: картина, ранняя осень, осенний пейзаж, видим, спокойно, голубые, река, желтые, перелески, золотые, березки, словно, танцуют, легком, хоровод, возвышается, зелень, деревья-великаны, земля, пожелтевшая, трава, дорожка, стремительно, бежит, зовет, горизонт, заливные, веет, прохлада, тишина.
– Прочитайте орфографически первое слово. (Картина.)
– Что надо знать, чтобы правильно записать это слово? (Это словарное слово. Написание его надо запомнить, а именно: безударную гласную в корне слова – букву «а».)
Аналогично проводится работа с другими словами.
5. Запись предложений в тетради.
– Запишите предложения по репродукции картины.
На уроке русского языка учитель представил картины художника Василия Дмитриевича Поленова. Больше всего меня поразила его картина «Золотая осень».
На картине ранняя осень. Осенний пейзаж мы видим как бы с высоты. Картина выполнена в мягких желтых, голубых и зеленых тонах. В гуще золотистых деревьев сквозят молодые зеленые сосенки, и три старые сосны, растущие рядом, возвышаются над ними. На охристо-желтой траве видны зеленые островки. На голубом небе, по которому плывут воздушные облака, не видно туч. Река – зеркало всего пейзажа. На речной глади отражаются деревья, которые растут по берегам, и голубое небо. Река тянется, разделяя картину на две части. Берег усыпан чистым, как будто просеянным, песком. Летом там играет и купается деревенская детвора. Вытоптанная тропинка ведет в густой лес. Там местные жители собирают грибы и лесные ягоды. В правом нижнем углу картины видна тень от большого дерева.
Видно, что часть души художника навсегда застыла в произведении, наполняя его теплотой и мягким внутренним светом.
6. Взаимопроверка.
7. Чтение записанных предложений.
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Какой урок сегодня провели? (Урок по развитию речи.)
– Что составляли и записывали? (Текст по репродукции картины.)
– Как справились с работой? Что вызвало затруднения? Как оцениваете свою деятельность на уроке?
Составление плана сочинения
Дети составляют план коллективно под руководством учителя.
1. О художнике и его картине. Какое время года изображено на картине?
2. Какой день, как изображено небо, солнце?
3. Река.
4. Наряд деревьев5. Земля.
6. Какие чувства вызывает картина.
— С чего бы вы начали сочинение по картине?
Со вступления. Можно написать о художнике и его картинах. С того, что Поленов изобразил красивую пору — осень.
— Что бы вы написали после вступления?
(Стал бы подобно описывать деревья, реку, небо и т.д.)
— Каково было бы заключение в вашем сочинении?
(Обязательно написала бы о том, какое красивое время года — осень, и как Поленов хорошо ее изобразил. Эта картина мне очень понравилась)
— Художник с помощью красок и кисти передал безмерную красоту родной земли, осенней природы, а вы при описании картины постарайтесь использовать богатые возможности русского языка.
Домашнее задание.
Напишите сочинение по картине В.Д Поленова «Золотая осень», придерживаясь законов построения текста.
Примерный текст сочинения.
На картине художника В.Д.Поленова изображена золотая осень.
Стоит погожий осенний денёк. Светит лучистое солнышко. По ясному небу, как стая белых лебедей, плывут пушистые облака.
В центре картины голубой лентой вьётся река. В ней, как в зеркале, отражаются лазурная гладь небес и деревья, одетые в разноцветные наряды.
Пышным ярким ковром, раскинулся по берегам реки осенний лес. Пожелтевшие листья, блестят в солнечных лучах, как золотые. Белоствольные березки заплели в свои косы яркие оранжевые ленты. Они будто стройные девушки, водят хоровод на солнечной полянке. В кругу березок возвышаются горделивые стройные сосны. Они любуются волшебным золотым нарядом берез и машут им своими пушистыми зелёными платочками.
Земля тоже надела золотистый наряд, лишь кое-где мелькают маленькие островки ещё зелёной травы. Лесная тропинка манит и зовёт за собой в эту разноцветную сказку.
Картина радостная, волшебная. Замечательная пора – золотая осень. Художник Поленов очень точно передал ее красоту. Очень хочется очутиться в этом месте: послушать шум реки, полюбоваться осенним нарядом деревьев, погреться под лучами ласкового и игривого солнышка.
- Сочинения
- По картинам
- Поленов — Золотая осень
/
/
Известный пейзажист В. Д. Поленов всей душой любил свою родину, Россию. Он живописал ее красоты, использовал для этого все цветовые гаммы. Предпочтение же отдавал средней полосе страны: с ее речными просторами, лесами, полями, холмами и оврагами. Особенно Василию Дмитриевичу нравились виды на реки и озера.
В своей картине «Золотая осень» живописец изобразил чудесное время года — осень. Она одаривает всех окружающих своей красотой, невероятными, яркими, ясными, ослепительными цветами. На холсте осенняя солнечная полянка, на которой застыли стройные березки и осинки, с белоснежными и серо-зелеными стволами. Осень только начинается. Но листья уже приобрели самые разные солнечные цвета и оттенки.
Есть среди них багровые, красные, желтые, с зелеными и коричневыми прожилками. По поляне « разбежались» и радостно, глядят на мир, кусты ивы, вереска, акации. Ее разделяет бегущая куда-то вдаль тропинка. Трава, на этюде, поредела и потускнела. Последние цветы как бы дарят последние взмахи своих головок. В глубине рощи стоит могучий дуб. Он крепок и могуч. Он не собирается сдаваться на милость осенней раскраски. Стоит зеленый и высокий. По крутому косогору, сбегают вниз, к берегу полноводной реки Оки, рябины и черемуха, создающие по ее берегам, труднодоступные заросли.
Золотеет мягким, теплым песком плес у быстро бегущей воды. К осени она зацветает и приобретает темную окраску. Течение замедляется водорослями и тиной. Вдали медленно бегут облака, их светло-синяя даль навевают минуты мечтательности и вдохновения. Все в прозрачной дымке. Осенняя пора дарит небесной выси смесь серых, белых барашков. Виртуоза-колориста В. Д. Поленова, отличали невероятно чистые выразительные цвета, четкий рисунок со свежим колоритом, тщательно выверенная композиция его полотен.
Сочинение по картине Поленова Золотая осень
Художники во все времена старались запечатлеть природу в лучший период времени года, чтобы показать нам ее во всей красе. Осень- это самое яркое время года. На картине Поленова Золотая осень пейзаж предстает перед нами во всем разнообразии красок. Живописец использует почти всю палитру: от нежно-голубого до темно-изумрудного, от светло-желтого до багряного. Он умело и с любовью переносит на холст изображение красивейшего уголка нашей природы. Картина была написана с возвышенности, чтобы показать зрителю, какой открывается сверху вид на широкие просторы родной земли.
Уже закончилось лето. Деревья постепенно меняют свои зеленые наряды на ярко-желтые и красные. Совсем немного покрасуются они в своем одеянии. До тех пор, пока холодный осенний ветер не сорвет с ветвей все листья.
На переднем плане художественного полотна изображена поляна, по краю которой расположились молодые березки. Их тонкие белые стволы грациозно выделяются на фоне густого леса. Желтые листочки переливаются золотом на солнце. Кроны на некоторых деревцах уже поредели. Видимо, осенний ветер успел сорвать с них листву.
Небольшие кусты на поляне еще в зеленом одеянии. На фоне пожелтевшей травы они выглядят как вечнозеленые миниатюрные ёлки.
Лесная тропинка, пересекающая поляну, идет по всему пригорку. Скорее всего она ведет к белой церкви, которая видна вдалеке.
За березками расположился могучий дуб. Он возвышается над молодыми деревцами. Величественное дерево не торопится менять свой летний наряд. Его роскошная крона темного изумрудного оттенка. Она ярко выделяется на фоне излучины реки.
Извилистая река занимает почти всю центральную часть холста и скрывается в дымке на заднем плане. Она изображена в голубых тонах, так как в ней отражается высокое светлое небо. На правом крутом берегу тянется бесконечный лес с разноцветной листвой. На пологом левом берегу расположились бескрайние поля. А у самой кромки воды виден песчаный пляж.
Это осенний погожий день. Ярко светит солнце. Справа в водах реки как в зеркале отражаются кусты и деревья. И на всем ее протяжении отражается голубое небо с плывущими по нему облаками. На заднем плане у самого горизонта лес в дымке выглядит синим и почти сливается с небом.
На картине Поленова Золотая осень показана вся красота нашей земли с ее необъятными просторами, полями, лесами и реками. Автор сам очень любит природу, свои родные места и заставляет зрителей проникнутся теми же чувствами.
Сочинение по картине Поленова Золотая осень 3, 4, 7 класс
Похожее
ПОЛЕНОВ Василий – Золотая осень 900 Картин самых известных русских художников
Наступила пора золотой осени. Нам открывается красивый вид, великолепный пейзаж. Река совершает поворот, лес вдоль берега покрыт осенней позолотой. Облака в небе еще кучевые и белоснежные, а погода дарит тепло уходящих деньков бабьего лета. Описание пейзажа в картине В. Поленова «Золотая осень».
Во многих своих творениях художник В. Д. Поленов изображал Родину и реку Оку. Близ неё ему суждено было прожить немало лет творчества, любимой работы и вдохновения, источником которого служила местная природа. Ей художник не переставал восхищаться, ни в своих письмах, ни в своих работах. Картина «Золотая осень» квинтэссенция этой любви и видно, что часть души автора навсегда застыла в произведении, наполняя его теплотой и мягким внутренним светом.
Удивительно сочно и емко переданы цвета и краски – волшебство проникло в плавные линии и изгибы водной глади, в небеса, нависающие над холмами, в лес и купол церквушки, оживляя и делая всё это объёмным и настоящим. Строгое великолепие окрестностей у берегов Оки притягивает взгляд – тепло последних осенних дней, кажется, стекает с полотна и разливается по залу. Солнечные зайчики и блики от воды заставляют щуриться и улыбаться, вспоминая такие же дни из своей жизни. Холмы, очерченные мягкими, текучими линиями, медленно исчезают, растворяются в безграничной дали. И только крохотная часть огромной равнины попадает в оттиск художника – и река, и деревья, и громады холмов, словно мазки какой-то большой иной картины.
Осень на ней еще только-только просыпается, она еще не дохнула на деревья и многие из них еще в летней одежде, лишь некоторые сменили расцветку. Золото и багрянец теперь живут своей жизнью, разбавляя зелень и добавляя прелести мерцающему в лучах солнца берегу. Маленькая лесная дорога зовет за собой в лес, где еще цветут последние цветы, пахнет травой и хвоей, и от земли исходит последнее тепло. Глядя на эту картину, хочется забыть на секунду о делах и проблемах, раствориться в нежной красоте и гармонии, подумать о плавном и неторопливом течении жизни, которая так далека от сегодняшних кипящих энергией городов.
Сочинения
Природа прекрасна в любое время года, а особенно прекрасна природа родного края и в этом мы убеждаемся, когда встречаются работы знаменитых художников. Одной из таких работ, что передает неповторимый пейзаж русской природы, есть работа Поленова Золотая осень.
Описание картины Золотая осень Поленова
Написал Василий Дмитриевич Поленов картину Золотая осень в 1893 году, где изобразил речку Оку с ее удивительными изгибами и зеркальной голубизной. Река уходит далеко вдаль, а вдоль ее берега разбросаны яркие краски. Это начинает вступать в свои права осень.
На переднем плане мы видим лужайку, которая разделена тропинкой. Эта тропинка, наверное, на картине Поленова Золотая осень уходит глубоко в лес, который нам не виден, а может она ведет к ближайшей деревне, ведь купол виднеющей церкви говорит о том, что рядом есть поселение и живут люди. Но не деревню изображает Поленов на картине Золотая осень над чьим описанием я сейчас работаю, изображает он раннюю осень, скорее всего, это бабье лето.
В моем сочинении по картине Поленова Золотая осень упомяну березки, которые вдоль берега сверкают своими уже золотыми листьями. Они тонкие и стройные, а на фоне величественного дерева, наверное это дуб, они кажутся такими хрупкими и не защищенными. Сам дуб еще зеленый, он не успел принарядиться к осеннему балу, но все еще впереди и он будет позже одет в разноцветные краски, ведь осень не проходит мимо.
Поленов в работе Золотая осень на своей картине не упустил ни одной детали. Каждый раз, всматриваясь в картину, видишь что-то новое. Вот на переднем плане камень и кусты, тени падают на травку, вдали церковь, а на водной глади отображаются растения и небо. Небо же голубое с белоснежными воздушными и пушистыми облаками. Так и хочется окунуться в эту голубую перину.
Картина красивая, яркая и мне очень нравится.
Сочинение по картине В. Д. Поленова «Золотая осень»
4.6 (91.67%) 12 votes
Сочинение на 5
Вариант №1
Передо мной картина Василия Поленова «Золотая осень». От неё просто невозможно оторвать взор, настолько прекрасно всё на этом полотне! Куда ни посмотри – всё покрыто золотом.
На многих полотнах этого великого художника можно увидеть его родную реку Оку. Её природой он не переставал восхищаться никогда. Так и на своей картине «Золотая осень» он не оставил без внимания эту известную реку. Столько оттенков можно увидеть на картине в этой прекрасной реке. Также в ней отражаются облака и деревья.
Художник запечатлел свой прекрасный пейзаж в погожий осенний день. Всё здесь наполнено ярким солнечным светом.
Осень наступила совсем недавно. Не все деревья уже успели сменить свои зелёные наряды на ярко-жёлтые, красные и оранжевые. Но стройные берёзы уже принарядились, они стоят в прекрасных золотистых платьях. В глаза бросается длинная тропинка, которая так и манит уйти вглубь этого осеннего волшебства.
Мне очень понравилась картина Поленова «Золотая осень». От неё веет теплом и радостью. Обычно осень представляется людям как дождливое и грустное время года, но здесь она показана совсем другой: ясной, светлой, позитивной!
Вариант №2
Наступила прекрасная пора – золотая осень. Всё вокруг преобразилось. Мастерски показал на своём полотне В.Д. Поленов эту замечательную пору. « В багрец и золото одетые леса » – такой строчкой из стихотворения Пушкина можно описать его прекрасную картину.
Деревья уже переоделись в красивые золотые платья. А вот трава ещё местами совсем зелёная. Тёмные пятна на полотне – это молодые ёлочки.
Настолько красиво художник изобразил красоту русской природы, что стоит взглянуть на эту прозрачную реку, в которой отображается небо и деревья, стоит посмотреть на шикарные наряды деревьев и сразу на душе становится тепло и светло. Могучие ели возвышаются над стройными берёзками. Благодаря ним прекрасные наряды берёз кажутся ещё более выразительными.
Между небольшими елями проходит тропинка. Мы не знаем, куда она ведёт, но хочется думать, что это дорога к чему-то волшебному, сказочному. Ведь всё на картине настолько прекрасно, что кажется, ты попадаешь в настоящую сказку.
Мне очень понравилась эта картина. Она яркая и красивая, поднимает настроение и заставляет радоваться простым вещам. На неё просто невозможно смотреть без восхищения!
Вместе со статьёй «Сочинение по картине Поленова «Золотая осень», 3 класс» читают:
Сочинение «О чём расскажут осенние листья», 3 класс
Сочинение по картине Билибина «Иван-царевич и лягушка квакушка», 3 класс
Сочинение по картине Шишкина «Дубовая роща», 3 класс
Описание картины Василия Поленова “Золотая осень”
Пейзаж “Золотая осень” известного российского и советского живописца Василия Поленова, однокашника Ильи Репина и учителя Исаака Левитана и Остроухова, члена французской Академии, является не самым известным его произведением, но его изящность и проникновенность заставляют написать о нем пару строк.
Картина эта написана художником неподалёку от его усадьбы на реке Оке в Тульской губернии и изображает солнечный осенний день. Взор зрителя сразу приковывает река, тёмной змеёй выделяющаяся на фоне золотых деревьев и холмов. Не сразу замечается, но надолго врезается в память сияние солнца на крышах монастыря у излучины реки.
Василий Поленов изобразил самое начало осени – жёлтый цвет ещё не полностью захватил пространство картины, пример тому – огромное дерево на переднем плане с ещё зелёной кроной. Но все внимание, конечно, забирает себе река. Чистая вода отражает солнечные блики, небо, солнце и деревья, на отмелях кружит жёлтая палая листва. И хотя художник изобразил на картине осень, понятно, что ещё очень тепло и солнечно, и правильнее было бы назвать эту работу “Бабье лето”.
Год написания картины: 1893.
Размеры картины: 77 х 124 см.
Материал: холст.
Техника написания: масло.
Жанр: пейзаж.
Стиль: реализм.
Галерея: Государственный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Таруса, Россия.
«Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку, – писал Поленов в 1914 году Константину Коровину. – Ведь мы с Вами первые открыли ее красоту и выбрали место для жительства». Многие годы жизни на берегу Оки не разочаровали художника в ее красотах. Поленов продолжал нежно любить эту природу и прежде всего за разлитую в ней гармонию. Он запечатлевает Оку в различные времена года, в различных ее состояниях, давая настоящую летопись ее жизни, полную поэзии и глубокой правды: «Ранний снег», «Летом на Оке», «Золотая осень», «Осень на Оке близ Тарусы».
«Золотая осень» Поленова – символ русской природы. Поленов сумел передать красоту осени, как никто другой в русском искусстве.
Широкая картина природы открывается глазам зрителя. Спокойно катит свои прозрачные голубые воды величавая река. Ее высокий берег переходит в слегка холмистую равнину, простирающуюся до самого горизонта. Холмы, обрисованные плавными, текучими линиями, постепенно сходят на нет и тонут в голубых далях. Только небольшая часть этой равнины попадает в поле зрения художника – холмы, деревья и река оказываются как бы случайно срезанными рамками кадра картины. Благодаря чему, зритель может мысленно продолжить изображение, представить себе весь вид в целом и ощутить бескрайность запечатленных художником приокских лугов.
Пейзаж Поленова с его спокойным и широким разворотом пространства, обилием света, воздуха, плавными, текучими ритмами линий рельефа местности, уравновешенной композицией производит удивительно умиротворяющее впечатление. Оно гармонически сочетается с состоянием изображенной природы. Стоит прозрачная и ясная осень, слегка позолотившая берега Оки и смиренно блистающая своей «красою тихой» (Пушкин).
Вариант №2
В жизни и в творчестве русских художников и поэтов Россия занимала одно из главных мест. Они не уставали воспевать её в своих произведениях. Как можно не любить эти поля, леса, берёзки, небо, солнце, воздух! Вот и в жизни художника Василия Дмитриевича Поленова природа всегда занимала одно из главных мест. Он, также как, и Пушкин, любил осень. Река Ока, которую он видел с самого детства всю свою сознательную жизнь, вдохновила его написать картину под названием «Золотая осень». Художник является гением пейзажа.
Вот она, голубоглазая красавица, бежит вглубь картины меж плавно изогнутых берегов и растворяется в цвете пейзажей заднего плана. Её воды, как зеркало, блестят и переливаются в лучах осеннего солнца. В них отражаются и небо с плывущими по нему облаками, и близлежащие леса. На пригорке, на полянке стоят как на подбор, одетые в золотые платья, берёзки. Словно, девчонки на танцах, ждущие своего кавалера. А вековой дуб, как истинный джентльмен, стоит позади них строгим исполином.
Кажется, что лёгкий ветерок ласково треплет его пышную зелёную шевелюру. И маленькие ёлочки зелёными кустиками расположились на полянке. Вдалеке уже что-то мелькает яркими мазками. По всей видимости, на картине изображён сентябрь в средней полосе России, на дворе бабье лето. Дивная погода. Ещё стоят последние тёплые деньки. Природа как — будто нежится на солнышке. Но на небе уже собираются тучки.
На переднем плане картины изображена изрядно протоптанная тропинка. Видно, не одна пара ног прошагала здесь за лето в лесок за грибами и ягодами. Или может это люди шли в белокаменную церковь, расположенную в ближайшей деревне. Она виднеется на заднем плане картины. День клонится к вечеру. Справа видны на земле длинные тени от деревьев. Так и хочется расположиться на этом пригорке и устроить пикник на природе. А потом пойти в лес по этой дорожке. Хоть на один день уехать от городского шума. Так и кажется, что сейчас выкатится на эту опушку колобок, и покатится дальше, а за ним погонится рыжая плутовка-лиса.
Картина яркая и красочная, наполнена теплым внутренним светом. Вроде обычный, незатейливый пейзаж, но сколько в нем неги, спокойствия и умиротворённости. На эту картину можно смотреть и смотреть, и находить что-то созвучное своей душе. Вспоминать свою «малую Родину», свою речку и любимый пригорок и лесок.
Картина хранится в музее-заповеднике художника, в Тарусе.
О художнике
Василий Дмитриевич Поленов родился в 1844 г. в многодетной дворянской семье. Семья его жила в Петербурге. Отец художника был довольно известным в своё время археологом, а мать занималась живописью, она также писала книги для детей. Когда Василию Поленову исполнилось 12 лет, родители увидели в нём талант художника и наняли для него педагога из Академии художеств. Этим педагогом был Павел Петрович Чистяков, который оказал на творчество Поленова очень большое влияние. В 1861-1863 гг. Поленов учился в Петрозаводской гимназии, а после этого поступил в Петербургский университет на физико-математический факультет. В это же время он учился в Академии художеств. В 1867 г. Василий Поленов закончил Академию художеств с серебряной медалью. Творчество художника начинает пользоваться популярностью. После окончания Академии художеств Василий Поленов много путешествует, ищет темы для новых произведений. Он посещает Вену, Неаполь, Венецию, Мюнхен и другие города. Довольно долгое время он жил в Париже. В 1876 г. Поленов участвует в Русско-турецкой войне, а спустя год переезжает в Москву, где посещает множество художественных выставок, а также демонстрирует широкой публике свои произведения. В те времена творчество художника начинает пользоваться большим успехом, в большей степени благодаря картине «Московский дворик», которая была создана в Арбатском переулке. Василия Поленова многие современники начинают называть мастером эпического пейзажа. В начале 80-х годов XIX в. Василий Дмитриевич Поленов отправляется в путешествие на Ближний Восток: в Палестину, Египет, Сирию и другие страны. Умер художник в 1927 г. в своей усадьбе, прожив 83 года. Над могилой Василия Поленова, согласно его завещанию, поставлен олонецкий крест.
Могила В. Поленова в Бехове
- Вперёд >