Тема: Осенний урожай
Предмет: Развитие речи
Возраст: Дети старшей дошкольной группы 5-6 лет
Образовательное учреждение: ГБУДОД ООДТДМ им. В.П.Поляничко
Город: г. Оренбурга
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о дарах осени.
Задачи: Образовательные: устанавливать связь между сезонными признаками природы;
Развивающие: развивать связную речь, дружеские отношения, умение работать в
группе;
Воспитательные: любовь и уважение к природе.
Материал: Игрушка ежик, резиновые массажные шарики, ягоды-муляжи,
Необходимое оборудование: Компьютер, проектор, экран, диск Е. С Железновы «Песенки для массажа»
Ход занятия:
1. Организационный момент
— Доброе утро! –
Птицы запели.
— Добрые люди
Вставайте с пастели,
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по домам.
Вы поскорее ко мне подойдите
И друзей с собой видите
— Вас в круг, ребята, собираю!
Пообщаться приглашаю!
(Дети собираются около педагога)
2. Вступительное слово педагога. Сюрпризный момент.
— Дети, кто это шевелится у меня под колпачком? (Ежик)
Ежик: Я готовлюсь к зиме, собираю осенний дары. Вот заблудился, помогите мне.
— Ребята, а где живет ежик? (в лесу)
— Нам надо проводить ежика в лес и собрать для него осенний урожай.
— Скажите, какое сейчас время года? (Осень)
— Какой урожай собирают осенью? (Фрукты, овощи, ягоды, грибы)
— Сегодня мы с вами будем говорить о дарах осени и должны будем заглянуть во фруктовый сад, на огород – где растут овощи и помочь ежику собрать урожай грибов в лесу.
— Вы готовы? Тогда в путь
3. Работа по теме «Дары осени в огороде»
а) Пальчиковая гимнастика «Ежик» (катание резинового шарика в ладонях)
Слайд №2 (по щелчку, звучит музыка или звучит магнитофонная запись «Песенки для массажа» Е. С Железновы №17)
Катится колючий ежик,
Нет ни головы не ножек
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит
Бегает туда-сюда,
Мне щекотно, да, да, да
Уходи колючий еж,
В темный лес, где ты живешь.
Б) Упражнение «Назови овощи»
— Посмотрите, куда мы с вами попали? (На огород)
Слайд №3
Ребята, что растет на огороде? Давайте посмотрим на слайды
Слайд №4
Как назвать одним словом морковь, капусту, перец, лук? (Это овощи)
— Ежик, мы для тебя соберем овощи в корзину.
В) Речевое упражнение «Убираем овощи»
— Как убирают овощи? Подберите слова-действия.
Слайд №5
Картофель (выкапывают)
— Лук (срезают)
— Редис (выдергивают)
— Помидор (срывают)
— Морковь (выдергивают, а большую выкапывают)
— Баклажан (срывают)
— Перец (срывают)
— Свекла (выдергивают, а большую выкапывают)
— Капусту (срезают)
Г) Упражнение «Повтори слова»
— Я положу ежику в корзину овощи (муляжи): помидор, огурец, перец, морковь, редис.
— Запомнил ежик, что у тебя в корзинке лежит?
Ежик: Нет
— Ребята, давайте вместе с вами повторим, что у ежика в корзине, какие овощи?
А теперь нам надо отправиться, за фруктами.
4. Работа по теме «Дары осени в саду»
а) Упражнение «Назови фрукты»
— Рядом с огородом, сад. Посмотрите, сколько здесь деревьев
Слайд №6
Посмотрите и скажите, что растет в саду
Слайд №7
Б) Упражнение «Один много»
— Надо собрать фрукты для ежика в корзину.
Ежик: Здесь всех фруктов по одному, а мне надо много, чтобы всем лесным жителям хватило.
— На картинке одна груша, а ежику надо много (груш)
— Одно яблоко, много (яблок)
— Один банан, много (бананов)
— Один апельсин, много (апельсинов)
— Один лимон, много (лимонов)
— Один мандарин, много (мандаринов)
В) Упражнение «Назови садовые ягоды»
— Ребята, в саду растут не только фрукты. Посмотрите на слад назовите и скажите одним словом, что это?
Слайд №8
Ежик: Таких ягод я никогда не видел, не пробовал.
— Давайте ежику расскажем об этих ягодах
Г) Упражнение «Опиши ягоду»
— Расскажите ежику про садовые ягоды (с ягодами – муляжами) по плану: форма, размер, цвет, вкус
Клубника круглая, маленькая, красная с черными пятнами, сладкая
Ай-да скромница-клубника,
Твоего не видно лика.
Раскраснелась со стыда.
Ох, не скрыться никуда.
Малина (форма, размер, цвет, вкус)
Бабье лето! Дивные рубины
Приласкала тихая заря.
Щедро ремонтантная малина
Падает в лукошко сентября.
Ежик: Но ведь эту ягоду собирают летом
— Ежик, это особая ягода. Это такие сорта, которые обладают способностью к повторному и многократному цветению и плодоношению, т. е. за сезон можно собирать по 2-3урожая. Такие сорта называют – ремонтантными и второй сбор урожая у них осенью.
— Смородина (форма, размер, цвет, вкус)
Красная смородина
До чего крупна!
Кисленькая, вроде бы,
Но с сахаром, вкусна!
Крыжовник (форма, размер, цвет, вкус)
Не крапива, не шиповник,
Но шипами так же густ…
Называется — крыжовник
Этот злой кошачий куст.
Д) Упражнение «Какая ягода»(слова-признаки)
— Подберите слова- признаки, ответив на вопрос какой, какая, какие?
Клубника, какая? (красная, сладкая)
— Малина, какая? (малиновая, желтая, сладкая)
— Смородина, какая (белая, черная, красная, сладкая)
Ежик: Спасибо, у меня полная корзина овощей, фруктов и садовых ягод. Я вижу тропинку в мой лес. Приглашаю вас в лес, покажу вам осенние дары в лесу.
5. Физкультминутка. Двигательное упражнение «С ежиком в лес» (в парах)
Слайд №9 (по щелчку, звучит музыка или звучит магнитофонная запись «Песенки для массажа» Е. С Железновы №29)
Ежик: Я вам покажу дорожку в лес, а вы выполняйте движения вместе со мной
— Ходит ежик, без дорожек по лесу, по лесу (постукивание пальцами по спине)
И колючками своими колется, колется. (легкое пощипывание)
А я ежику-ежу ту тропинку покажу, (провести указательным пальцем по бокам)
Где катают мышки маленькие шишки (немного пощекотать)
6. Работа по теме «Дары осени в лесу»
Ежик: В лесу много ягоды, только вот я не знаю, как она называется
А) Упражнение «Назови лесную ягоду»
Слайд №10
В лесу не только много ягод, но и грибов. Только нужно быть внимательным и собирать, какие грибы? (Съедобные)
— Посмотрите на слайд и назовите съедобные грибы. (Опенок, груздь, сыроежка, лисичка)
— Какой гриб несъедобный? (Мухомор)
Ежик: Спасибо большое! У меня полная корзина осеннего урожая
7. Подведение итогов
— Назови, какие дары осени мы сегодня собирали для ежика
Огурец, помидор, баклажан – это …
Яблоко, груша, апельсин – это …
Клубника, малина, смородина – это …
Рябина, калина, ежевика – это …
Опенок, сыроежка, груздь – это …
Ежик: Большое спасибо! Мне пора прощаться с вами, возвращаться домой, готовить свой домик к зиме. Теперь я знаю не только лесные ягоды и грибы, но и фрукты, овощи и садовые ягоды. Я всем лесным жителям расскажу про это. Досвидание.
Ребята, нам тоже пора возвращаться домой. Мне очень интересно было с вами сегодня путишествовать.
3-е изд., доп. — М.: 2017 — 272 с.
Книга посвящена вопросам развития речи
детей дошкольного возраста старшей и подготовительной к школе групп.
Предлагаются методические рекомендации по организации образовательной
деятельности. Рассмотрены возрастные особенности развития речи детей 5-7 лет.
Вводная часть знакомит с теоретическими основами программы и методики. В пособии
дается материал для занятий, направленных на развитие всех сторон речи ребенка —
фонетики, грамматики, лексики, а также на овладение основами связной
монологической речи. Приложение содержит литературный материал для занятий по
пересказу и методики выявления уровня речевого развития и методики мониторинга
речевого развития детей. В третье издание книги внесены дополнения в
соответствии с ФГОС ДО. Книга предназначена работникам ДОУ, воспитателям и
методистам, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям,
интересующимся развитием речи детей.
Формат:
pdf
Размер:
4,3 Мб
Смотреть, скачать:
12
.09
.2019г, ссылки удалены по требованию изд-ва «ИД
Сфера»
(см. примечание)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 8
СТАРШАЯ ГРУППА 10
Основные задачи работы по развитию речи детей старшей группы 10
Воспитание звуковой культуры речи 10
Словарная работа 10
Формирование грамматического строя речи 11
Развитие связной речи 12
Методические указания 13
Конспекты занятий 24
Занятие 1. Пересказ сказки «Лиса и рак» 24
Занятие 2. Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами» 26
Занятие 3. Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки» 32
Занятие 4. Составление рассказа по скороговорке 32
Занятие 5. Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» 38
Занятие 6. Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим
дом» 41
Занятие 7. Составление рассказов на темы стихотворений 44
Занятие 8. Составление рассказа на заданную тему 48
Занятие 9. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» 50
Занятие 10. Составление рассказа по картине «Ежи» 52
Занятие 11. Составление рассказа на тему «Домашнее животное» 55
Занятие 12. Составление описательного рассказа о предметах посуды 58
Занятие 13. Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» 61
Занятие 14. Составление рассказа по картине «Река замерзла» 64
Занятие 15. Составление рассказа на тему «Игры зимой» 67
Занятие 16. Составление рассказа на темы скороговорок 70
Занятие 17. Пересказ сказки «Петух да собака» 74
Занятие 18. Составление рассказа по картине «Северные олени» 76
Занятие 19. Составление описательного рассказа на тему «Зима» 79
Занятие 20. Ознакомление с предложением 84
Занятие 21. Пересказ сказки «Лиса и кувшин» 88
Занятие 22. Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком» 90
Занятие 23. Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился» 92
Занятие 24. Составление рассказа на заданную тему 94
Занятие 25. Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки» 97
Занятие 26. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек 91
Занятие 27. Сочинение на тему «Приключения зайца» 101
Занятие 28. Составление рассказа на предложенную тему 103
Занятие 29. Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик» 106
Занятие 30. Составление рассказа по картине «Зайцы» 108
Занятие 31. Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка» 110
Занятие 32. Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» 111
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА 113
Основные задачи работы по развитию речи детей подготовительной к школе
группы 113
Воспитание звуковой культуры речи 113
Словарная работа 113
Формирование грамматического строя речи 114
Развитие связной речи 115
Методические указания 116
Приемы исправления грамматических ошибок 125
Конспекты занятий 133
Занятие 1. Пересказ сказки «Лиса и козел» 133
Занятие 2. Составление рассказа по картине «В школу» 135
Занятие 3. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» 137
Занятие 4. Составление текста-рассуждения 139
Занятие 5. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» 141
Занятие 6. Составление рассказа по картинам по теме «Домашние животные» 143
Занятие 7. Составление рассказа по серии сюжетных картин 145
Занятие 8. Составление рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду» 147
Занятие 9. Составление текста-поздравления 150
Занятие 10. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца» 153
Занятие 11. Сочинение сказки на тему «День рождения зайца» 155
Занятие 12. Составление рассказа с использованием антонимов 157
Занятие 13. Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами» 159
Занятие 14. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» 161
Занятие 15. Составление рассказа по картине «Не боимся мороза» 163
Занятие 16. Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка» 165
Занятие 17. Пересказ сказки «У страха глаза велики» 168
Занятие 18. Составление рассказа на тему «Четвероногий друг» 171
Занятие 19. Сочинение сказки на предложенный сюжет 173
Занятие 20. Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке» 175
Занятие 21. Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин 178
Занятие 22. Составление рассказа «Как Ежок попал в беду» по серии сюжетных
картин 181
Занятие 23. Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» по серии сюжетных
картин 183
Занятие 24. Составление рассказа «Мишуткин день рождения» по серии сюжетных
картин 186
Занятие 25. Составление рассказа о животных по сюжетным картинам 188
Занятие 26. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из
личного опыта 192
Занятие 27. Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк» 193
Занятие 28. Сочинение сказки на заданную тему 196
Занятие 29. Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется» 199
Занятие 30. Описание пейзажной картины 200
Занятие 31. Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками» 202
Занятие 32. Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг» 206
Занятие 33. Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белки»
208
Занятие 34. Составление рассказа на тему «Веселое настроение» 210
Занятие 35. Составление рассказа на самостоятельно выбранную тему 214
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 216
Литературный материал для занятий по пересказу 216
Лиса и Рак (русская народная сказка) 216
Разве так играют? 216
Лисята 216
Про снежный колобок 217
Петух да собака (русская народная сказка) 218
Лиса и кувшин (русская народная сказка) 218
Пожарные собаки 219
Новоселье гномов 219
Послушный дождик 219
Кораблик 221
Про пана Трулялинского 221
Лиса и козел (русская народная сказка) 223
Четыре желания 223
Купание медвежат 224
Перьая рыбка 224
У страха глаза велики (русская народная сказка) 224
Еж 225
Белка и волк 226
Как аукнется, так и откликнется (русская народная сказка) 226
Золотой луг 227
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 228
Диагностика уровня речевого развития детей 228
Ассоциативный метод выявления уровня речевого развития дошкольника 228
Работа над словом (по исследованию Л. Колуновой) 232
Методика выявления особенностей развития связной речи детей старшего дошкольного
возраста (по исследованиям Н. Смольниковой и Е. Смирновой) 239
Выявление уровня связной речи в рассказывании по серии сюжетных картин 246
Выявление влияния восприятия произведений живописи на развитие речи старших
дошкольников (по материалам исследования Е. Савушкиной) 248
Методика обследования речи и коммуникативных умений детей старшего дошкольного
возраста 253
Список использованной и рекомендуемой литературы 263
Задачи:
Образовательные:
Учить детей давать развернутые высказывание, развивать фантазию.
Продолжать расширять знания детей о животном мире.
Предоставить детям возможность участвовать в общей беседе, помогать им понятно излагать свои мысли.
Развивающие:
Закрепить умение классифицировать животных по месту обитания.
Воспитательные:
Воспитывать доброе отношение к животным, желание оберегать их.
Формировать желание общаться в игре со сверстниками и со взрослыми.
Словарная работа:
активизировать в речи детей слова: животные, обитатели (объяснить значение слова «обитатели, проселочная дорога»).
Индивидуальная работа:
активизировать на занятии Артёма, Кристину.
Материал к занятию:
Демонстрационный:
панно «Африка», макет дома трёх медведей, панно «Лес».
Раздаточный:
фигурки животных.
Методы:
словесный, игровой, практический.
Приёмы:
беседа, физминутка, чистоговорки.
Ход занятия:
Организационный момент:
игра «Весёлая семья».
Воспитатель:
Все садитесь рядком,
Поиграем ладком.
Приготовьте ушки, глазки,
Начинаем нашу сказку.
Я сегодня в садик шла,
Шарик я для вас нашла.
Смотрите этот шарик не простой, он с письмом. Давайте прочтём от кого оно.
Открывает конверт, читает.
«Дорогие ребята, я старик — лесовик, живу в лесу сто лет, и недавно со мной случилась беда. Потерялись звери моего леса, помогите мне их найти».
Ребята, как вы думаете, какие звери могли потеряться из леса старика — лесовика?
Ответы детей: лиса, лось, медведь, волк, заяц, белка.
Как мы с вами можем помочь старику — лесовику?
(найти лесных зверей)
На каком виде транспорта удобнее нам поехать?
(На самолёте неудобно, так как в лесу нет места для посадки и т.д. Дети высказывают свои предположения, воспитатель поддерживает идею ехать на автобусе).
А давайте поедем на автобусе. В автобусе могут ехать много детей и в лесу есть проселочная дорога.
Ребята, в лес к старику- лесовику неудобно ехать с пустыми руками. У меня есть кузовок, кладите в него самые любимые угощения для зверей: для зайчика — морковку, для белки — шишку, лисе — рыбку.
(Дети называют для кого какое угощение).
Молодцы! Набрали полный кузовок угощений.
(Дети кладут в кузовок предметы, называя их).
А теперь готовьтесь к поездке. Садитесь удобнее, держитесь крепче. Поехали!
Чтобы не было скучно ехать, поговорим стишки:
Са — са — са — в лесу бегает лиса,
Су — су — су — было холодно в лесу.
Приехали, выходите. Остановка » Путаница«.
(Дети рассматривают панно «Африка», где обитают животные жарких стран, но и «живут» животные тайги).
Каких животных вы видите?
А как вы думаете, всё ли здесь правильно?
(Нет, потому что здесь ещё животные тайги).
Это, наверно, звери старика — лесовика. Давайте возьмем их с собой. Но прежде, чем отправится дальше, давайте поиграем.
Физминутка:
Жарким днём лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой слонихой кто? (слонёнок)
За мамою львицей шагал кто? (львёнок)
За мамой тигрицей шел кто? (тигрёнок)
Жа — жа-жа — есть иголки у ежа.
Жи — жи — жи — здесь живут ежи.
(дети проговаривают чистоговорки вместе с воспитателем).
Приехали! Остановка «Сказка». Здесь живёт старик-лесовик? (нет) Остановка, где живёт старик-лесовик называется «Лесная».
Возле леса на опушке,
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати и три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(дети дают ответ: три медведя).
Посмотрите внимательно и скажите, кто лишний в этой сказке? (лиса, волк, заяц). Почему?
Вспомните и скажите, в каких сказках живёт лиса? («Теремок», «Колобок»).
Давайте поиграем с волком и зайцем. Волк злой, а заяц… (дети отвечают добрый). Волк храбрый, а заяц… (трусливый), волк серый, а заяц… (зимой белый).
Ребята, играть звери из сказок умеют, значит, они живут на лесной поляне у старика — лесовика, берём их с собой в путь. Поехали.
Приехали. Остановка «Лесная». На этой остановке живёт старик — лесовик? (да).
А где же он?
Старик — лесовик:
Я здесь, жду своих помощников. Чем вы меня порадуете? (мы принесли тебе твоих лесных зверей).
Очень хорошо. Расселяйте их на моей полянке (дети распределяют зверей на поляне).
Как я рад, что моя полянка ожила, и я хочу с вами поиграть. Расскажите мне, что любят делать мои друзья?
Медведь что делает? (спит, сосёт лапу).
А где живёт белка? (в дупле). А медведь? (в берлоге). Лиса, волк? (в норе).
Молодцы, всё знаете и умеете. Спасибо вам за помощь.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, мы справились с просьбой старика — лесовика? (да, мы нашли его животных и расселили на лесной полянке).
Старик — лесовик:
А от меня вам угощение.(дарит детям чупа-чупсы)
Воспитатель:
Нам пора возвращаться в детский сад. Скажем старику — лесовику «До свидания».
Рассаживаемся на свои места в автобусе. Поехали.
А вот и наша группа.
Встанем дети, встанем в круг.
Я твой друг ты мой друг.
Я вас всех благодарю,
Всем подарки вам дарю.
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Интересное путешествие»
Ольга Козлова
Конспект занятия по развитию речи для детей 5–6 лет
Тема:
Чтение сказки «Заюшкина избушка».
Задачи:
Закрепить знание детьми скороговорок.
Формировать у дошкольников умение слушать сказку и
рассматривать иллюстрации к ней.
Развивать монологическую речь, память и творческое воображение.
Воспитывать чувство сострадания, желание помочь зайчику.
Оборудование: Игрушка зайца, книга, сюжетная картина.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Игра «Вокруг себя повернис
ь».
Р., образуем, круг и поиграем в игру «Вокруг себя повернись».
Будьте внимательны.
Вокруг себя повернись, в комара превратись. (Имитируют движения комариков, произнося звук [з]).
Вокруг себя повернись, в муху превратись. (Мухи со звуком [з]).
Вокруг себя повернись, в жука превратись. (Жуки со звуком [ж]).
Вокруг себя повернись, ветерком превратись. (Выполняют маховые движения руками, произнося звук [ш]).
Вокруг себя повернись, на занятие вернись.
Понравилась игра? А кем мы были во время превращений?
2. Загадки о животных и повторение скороговор
ок.
Р., отгадайте загадку.
Мохнатенький, усатенький.
Молочко пьёт, песенки поёт. (КОТ.)
Какую скороговорку, вы знаете о ленивом коте. (Лежебока рыжий кот, отлежал себе живот.)
Р., как вы понимаете слово лежебока? (Тот, кто лежит, то на одном боку, то на другом).
Какой звук часто повторяется в этой скороговорке? [ж]
Произнесем скороговорку быстро, но звук [ж] в словах скажем длительно.
Р., отгадайте загадку.
Маленький шарик под лавкой шарит. (МЫШЬ)
Знаете ли вы скороговорку о мыши? Расскажите. (Шесть мышат в шалаше шуршат).
Какой звук часто повторяется в этой скороговорке? (ш)
Произнесите скороговорку так, чтобы услышать, как шуршат мыши.
Произнесём скороговорку медленно и чётко.
Комочек пуха, длинное ухо.
Прыгает ловко, любит морковку. (ЗАЯЦ)
Какую скороговорку о зайце, вы знаете? (У зайки Бубы заболели зубы.)
Как звали зайца, у которого болели зубы? (Буба.)
Повторим эту скороговорку и скажем её с вопросительной интонацией.
Девочки говорят с вопросительной интонацией, а мальчики – с утвердительной.
У девочки Зои был зайчик, которого звали Знайка. Как, вы думаете, почему девочка дала зайчику такое имя? (Он знает очень много, умный.)
Вспомните скороговорку — Зоиного зайку зовут Знайка.
1 группа – говорит грустно, 2 группа – торжественно и радостно.
Скажите наоборот.
3. Разучивание скорогово
рки
.
Рассмотрите картинку.
Кто изображён на картинке?
Кого она держит в корзинке?
Заяц, какой: маленький или большой?
Придумайте имя девочке, чтобы оно начиналось со звука (з).
Р., вы и не заметили, как придумали сами скороговорку — У маленькой Зины зайчонок в корзине (н).
Я предлагаю её выучить. Повторяем все дружно медленно и чётко, проговаривая каждое слово.
Какой звук часто повторяется в скороговорке? (з, з / н, н)
Говорим медленно, выделяя звук (з) в каждом слове.
Скажем в темноте шёпотом.
Проговариваем, хлопая в ладоши; по коленям.
Проговариваем 3 раза вместе со мной: медленно и тихо, громче и быстрее, очень быстро и громко.
Кто хочет посоревноваться друг с другом.
Кто желает рассказать эту скороговорку сам. (Дети рассказывают)
4. Физминутка «Зайчи
к».
Мы очень хорошо потрудились, а теперь можно и отдохнуть.
У зайчика ушки вот такие.
У зайчика лапки вот такие.
У зайчика хвостик, вот какой!
Прячется зайчик вот так.
Прыгает зайчик вот так.
5. Чтение сказ
ки.
Ой, скакал, скакал зайчик, да и прискакал к нам на занятие.
Зайчик, почему ты плачешь? (Лиса меня обидела.)
Что у тебя случилось? (Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная.
Пришла весна, избушка у лисы и растаяла. Попросилась лиса ко мне переночевать, да меня же и выгнала.)
Р., а вы знаете, из какой сказки пришёл зайчик? («Заюшкина избушка».)
Давайте, послушаем сказку, а в ходе чтения можете рассматривать сюжетные картинки к сказке.
6. Беседа по содержанию сказ
ки.
Понравилось сказка?
О чём в ней рассказывается?
Кто главные герои сказки?
Кто тебе понравился? Почему? За что?
Как бы ты поступил, если бы к тебе обратился зайчик за помощью?
6. Подведение итог
ов.
Р., занятие заканчивается. Что интересного было на занятии?
Были ли трудности? Где? Когда? Почему
Программное содержание:
в процессе пересказа по вопросам и составления собственного рассказа из личного опыта. при анализе текста.
Стимулировать развитие внеситуативно-личностной формы общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками. Знакомить воспитанников с некоторыми правилами поведения на конкретных примерах, упражнять в оценке поведения товарищей.
Материалы:
на столе у воспитателя кукольная комната: кроватка разобрана, подушка лежит на стульчике, одеяло перекинуто через спинку кровати, на кукольном столе стоят три чашки с блюдцами, на полу — мусор (маленькие кусочки бумаги) и кубики. У воспитателя — две куклы: кукла-мама и кукла-мальчик.
Ход занятия
Дети, сегодня я расскажу вам несколько истории о детях. Вы внимательно слушайте и оцените их поведение.
Первый рассказ называется «Доведем дело до конца». Он о мальчике Коле.
«Утром мама засобиралась в магазин за покупками и сказала: “Колечка, я пойду в магазин, а ты убери со стола посуду, застели свою кровать и подмети пол, а уже потом будешь играть!” Коля сказал: “Конечно, мамочка!” Мама ушла, а Коля начал убирать комнату.
Для начала я уберу со стола, — Коля берет чашку и убирает ее в шкаф, берет в руки другую, оглядывается и смотрит на кровать. — Мама сказала мне, чтобы я застелил свою кровать!
Коля ставит чашку на стол и идет застилать кроватку.
— «Сначала я стряхну простыню (стряхивает и заправляет), теперь положу одеяло, — Коля берет одеяло в руки и смотрит на пол. — Ой, сколько мусора на полу! Надо его подмести…
Мальчик положил одеяло комом на кровать, взял веник и принялся мести мусор. Но тут же увидал кубики: «А вот и мои любимые кубики! Сейчас я построю самый большой дом!» Коля кладет веник на пол и начинает играть. В это время возвращается домой его мама.
Коля
(радостно встречает маму): Мама, смотри, какой я дом построил!
Мама:
Дом у тебя красивый, но ты обещал убрать посуду, застелить постель и подмести пол!
Коля:
А я уже убирал…»
Воспитатель:
Дети, как вы считаете, почему в комнате все осталось неубранным, хотя Коля начинал уборку?
Дети:
Он не-до-убрал!
Воспитатель:
Давайте попробуем вспомнить, что успел сделать Коля.
Дети вместе вспоминают и пересказывают этот рассказ с некоторыми наводящими вопросами воспитателя.
А что же в комнате осталось недоубранным?
Дети перечисляют по очереди или с помощью наводящих вопросов:
Где лежит подушка?
Куда ее надо было положить?
Что осталось стоять на столе?
Куда Коля составлял посуду?
Да, дети, маленький мальчик Коля еще не научился доводить свои дела до конца. Подскажите ему, что сделать, чтобы в комнате был порядок.
А вы умеете уже наводить порядок в комнате? Что вы обычно сами делаете по дому? Как вы это делаете? В каком порядке? (Ответы детей.)
Воспитатель:
Я прочитаю вам второй рассказ «Кто напутал?» про девочку Таню.
«Мама с Танечкой пошли в булочную. Мимо проходила соседка, тетя Валя. При встрече с тетей Валей мама спросила у Танечки: «Что нужно сказать?»
Не знаю, — вздохнула Таня.
Нужно сказать: “Здравствуйте!”
Здравствуйте! — повторила девочка.
Ну, вот и молодец! Всегда так говори, — и тетя Валя ушла.
Вернулась из булочной мама и протянула Танечке ароматную плюшку. Девочка заулыбалась, взяла плюшку и начала кушать. А мама и говорит:
А что нужно сказать, доченька?
Нужно всегда говорить «Здравствуйте!», — бодро ответила Таня.
Ты что-то напутала, дочка. Надо сказать «Спасибо!», — поправила мама.
Вечером мама ушла в гости, а Таня осталась дома с папой. Поиграли, поговорили, книжку почитали. А когда пришла пора спать, папа уложил доченьку в кровать и спросил:
А что надо сказать перед сном?
Спасибо! — улыбнулась Танечка.
Нет, — засмеялся папа. — Надо сказать «Спокойной ночи!»
Так Таня и не может понять, кто же прав: мама или папа?»
А вы как думаете, ребята? Сейчас мы разыграем сценки из жизни «Как ты поступишь?»
1. Мальчик сидит на стульчике, девочка стоит рядом с ним. Воспитатель описывает детям ситуацию: «Представьте, что ты, Денис, едешь в автобусе, рассматриваешь через окно свой любимый город. На одной из остановок в этот автобус зашла девочка. Свободных мест в автобусе нет. Что ты сделаешь?»
Желательно, чтобы мальчик не только уступил место девочке, но и проявил к ней свое уважение жестом (указать рукой на освободившееся место, улыбнуться) и словами.
Затем ситуация обсуждается в группе по вопросам воспитателя.
Хотелось ли Денису сидеть в автобусе?
Чем он был занят в поездке?
Хотелось ли девочке сесть в автобусе?
Дотягивается ли ее рука до поручня, чтобы удержаться при резком движении?
Правильно ли поступил Денис? Почему вы так решили? Почему надо уступать место в транспорте?
Был ли Денис вежливым? По каким признакам вы это увидели?
Как в этой ситуации чувствовала себя девочка?
В следующих ситуациях дети сами решают, как себя надо вести, а затем коллективно обсуждают стили поведения. Педагог разрешает предлагать свои варианты поведения и объяснять, почему тот или иной стиль лучше или хуже в конкретной ситуации.
2. Мальчик и девочка сталкиваются друг с другом в дверях комнаты.
3. Мальчик и девочка столкнулись нечаянно во время игры в догонялки. Оба больно ударились руками. Девочка упала. Мальчик от обиды замахнулся на нее рукой, а девочка заплакала.
Что чувствуют при этом герои сюжета?
Почему заплакала девочка?
Что чувствуете вы, наблюдатели?
Что можно посоветовать девочке и мальчику?
Измените этот сюжет так, чтобы девочка не плакала.
Должны ли мы извиняться друг перед другом? (Мальчик протягивает девочке руку помощи и извиняется за столкновение. Девочка встает и тоже извиняется. Оба улыбаются.)
4. Мальчик и девочка бегали во дворе. Мальчик споткнулся, упал и сильно разбил колено. От боли он не мог встать. Девочка засмеялась, увидев его в грязи. Мальчик заплакал от обиды. Они больше не дружили.
Бывает ли такое в жизни?
Приятно ли вам наблюдать такую сцену?
Что в этой сцене вам не понравилось?
Кто из участников сцены должен изменить свое поведение?
Как может девочка проявить женственность в такой ситуации? Будет ли мальчик плакать, если девочка его пожалеет и поможет ему добраться до дома?
Какие у них будут отношения в последнем случае?
Кто из девочек сможет показать эту сценку с хорошим концом? Предложите еще свои варианты поведения.
Дети, послушайте стихотворение.
Девочек нужно уважать
И никогда не обижать,
Маму милую любить,
Бабушкам тепло дарить.
Да и вы, девчонки,
Мальчиков жалейте,
Берегите и любите,
Никогда не бейте.
О чем это стихотворение? На что оно похоже? (На правила поведения.)
Хорошенько запомните эти правила и напоминайте их друг другу.
Л. Ладутько, С. Шкляр
Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей «
Содержимое публикации
Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет» стр. 122-124
— связная речь: формировать навыки диалогическую речь, учить самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них;
— словарь и грамматика: активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов, учить подбирать точные сравнения;
— звуковая культура речи: учит понимать и активно использовать в речи интонацию удивления, радости, вопроса, вслушиваться в звучание слов, выделять в них заданный звук.
I. Организационный момент.
Воспитатель : Здравствуйте ребята!
Сегодня в работе нам помогут глаза, уши, голова, язык.
Глазки ваши не просто смотрят, они видят и всё замечают.
Ушки ваши не просто слушают, они всё слышат и улавливают.
Головка думает, а язычки говорят.
II. Введение в тему ООД
Воспитатель : как то раз встретил в лесу козленок зайчонка, ты кто такой спрашивает.
Воспитатель показывает игрушку зайчонка.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, у нас сегодня в гостях зайчонок и хочет с вами поиграть.
Дети присаживаются на стульчики.
Воспитатель : Какой зайчонок пришел? (Маленький, беленький, пушистенький) .
Воспитатель : Что умеет делать зайчонок? (Прыгать,бегать, шевелить ушами) .
Воспитатель : послушайте зто было дальше. Козленок и зайчонокпошли поиграть на лужок. А на встречу им идет …корова
Корова. МУ, кто это?
Козленок. – ме — е
Он очень испугался , а зайчонок просто задрожал. Бросмились малыши безать и увидели маму козу.
Козленок закричал радостно, а зайчонок зашевелил ушами. Как козленок закричал, когдаон испугался?
Стали малыши резвиться, прыгать и озорничать. Какие слова можно про них сказать, каие были малыши?
Дети. Озорные, ловкие, шумные.
Д/и «Назови ласково»
Как можно назвать ласковыми словами зайчонка и козленка
ФИЗМИНУТКА Зайка серенький сидит
«За-за-за – серая коза.
Зы-зы-зы — рожки у козы.
Зе-зе-зе – травку дам козе.
Зу-зу-зу – я пасу козу»
повторяется 2-3 раза с разными детьми.
Представьте, что вы цыплята и выбежали погулять. Цыплята прыгают, пытаются летать, радостно пищат, затаились (увидели червячка, прыгнули.
(Дети повторяют действия и звукоподражание) .
V. Словесные игры.
1. Произношение чистоговорки. Ош-ош-ош –до чего же я хорош (Дети повторяют вместе громко, тихо) . Шу-шу-шу –уползай к себе в траву. (Дети повторяют вместе громко, тихо, как «мышки» . Как «медведи» ).
Воспитатель : Вспомним, чем мы сегодня занимались? Что понравилось? Кто был самый прыгучий? Кто был самый громкий? Кто может себя похвалить?
Воспитатель беседует с детьми
«Зоя – зайкина хозяйка. Спит в тазу у Зои зайка»
— Чтение стихотворений К. Ушинского «Бодливая корова».
Игрушки: козленок, зайчонок, коза, корова.
Всероссийский профессиональный конкурс учебно-практических и методических материалов «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА РОССИИ – ДЕТЯМ »
Международный конкурс изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества и фотографии «ОСЕННИХ КРАСОК ХОРОВОД »
Всероссийский конкурс декоративно-прикладного творчества «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ »
Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях ?
Источник: www.art-talant.org — Ушакова О
Перспективное планирование по развитию речи по программе О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» в младшей группе
Тишкова Татьяна
Перспективное планирование по развитию речи по программе О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» в младшей группе
Перспективное планирование
по развитию речи
по программе О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников»
в младшей группе.
воспитатели второй младшей группы «Солнечные зайчики» Тишкова Т. К.
Перспективное планирование образовательной деятельности с детьми составлено для реализации парциальной программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников».
Основными задачами программы является:
— развивать связную речь;
— воспитывать звуковую культуру речи;
— формировать грамматический строй речи;
— развивать образную речь и знакомить с художественной литературой;
— развивать коммуникативные способности.
Актуальность реализации программы определяется результатами педагогических наблюдений и результатами мониторинга детского развития за 4 года – у воспитанников стабильно наблюдается недостаточно развитая речь.
Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи составлено для детей 3-4 лет (младшей группы).
Реализация образовательной деятельности по развитию речисоставлено для детей 3-4 лет предусматривает следующие формы работы:
1.Работа с детьми:
1. специально-организованное занятие по развитию речи;
2. специально-организованное занятие по ознакомлению с художественной литературой;
3. речевые игры, направленные на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, вида, времени и наклонения глаголов, игры на словообразование, игровые упражнения для развития связной монологической речи, на развитие понимания смысловой стороны слова, на формирование образной речи;
4. речевые игры на закрепление представлений о предложении;
5. артикуляционная и дыхательная гимнастика.
1. Пересказ сказки «Курочка ряба» (Занятие!№1)
Задачи: Учить пересказу знакомых им литературных произведений, составлению коротких рассказов с помощью взрослого; развивать умение ориентироваться на признаки объекта.
2. Рассматривание игрушек- поезда, коровы, кукушки, петуха. (Занятие№2)
Задачи: Подвести составлению короткого описательного рассказа об игрушке; учить правильно называть предметы. Закрепить правильное произношение звука (у).
3. Описание игрушек- котенка, жеребенка, мышонка. (Занятие№3)
Задачи: Учить составлять совместно с воспитателем небольшой рассказ об игрушке; учить образовывать наименования детенышей животных с помощью суффикса – онок.
4. Рассматривание картины «Мы играем в кубики, и строим дом»(Занятие№4)
Задачи: Учить рассматривать картину, формировать умение отвечать на вопросы и составлять совместно с воспитателем короткий рассказ; учить правильному употреблению форм единственного и множественного числа существительных.
1. Описание внешнего вида куклы Оли. (Занятие№5)
Задача: Учить рассматривать предметы, формировать умения отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью него короткий описательный рассказ; учить использовать антонимы.
2. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек совместно с воспитателем. (Занятие№6)
Задачи: Учить составлять с помощью взрослого короткий повествовательный рассказ, формировать умение использовать слова с противоположным значением (высокий-низкий).
3.Составление рассказа об игрушках: котенке- зайчонке. (Занятие№7.)
Задачи: Учить составлять с помощью взрослого короткие рассказы; соотносить наименования детенышей животных в единственном и множественном числе.
4. Описание игрушек – козлика, ослика, парохода. (Занятие№8)
Задачи: Учить составлять с помощью взрослого короткий рассказ об игрушке;показать образные формы повелительного наклонения глаголов: скакать, ехать (поскачи, поезжай).
1. Пересказ сказки «Репка» (Занятие№9)
Задачи: Учить пересказу совместно со взрослым на примере сказки «Репка»; учить правильно по смыслу называть качества предметов, закреплять в активном словаре название детенышей животных.
2. Описание предметов одежды куклы Оли. (Занятие№10)
Задачи: Учить составлять с помощью взрослого короткий рассказ, отвечать на вопросы законченным предложением; учить правильно называть предметы одежды.
3. Составление описательного рассказа об игрушках – мишке и мышке. (Занятие№11)
Задачи: Учить составлять с помощью воспитателя короткий рассказ об игрушке;показать образные формы повелительного наклонения глаголов: скакать, ехать (поскачи, поезжай).
4. Составление описательного рассказа об игрушках – кошке, мишке и мышке. (Занятие№12)
Задачи: Учить составлять с помощью воспитателя короткий рассказ; закреплять в речи названия известных им животных. Учить использовать слова обозначающие действия.
1. Составление рассказа по картине «Катаемся на санках». (Занятие№13)
Задачи: Учить отвечать на вопросы по содержанию картинки; закреплять в активном словаре название предметов одежды.
2. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» (Занятие№14)
3. Проведение игры «Что в мешке у Буратино». (Занятие№15)
Задачи: Учить правильно употреблять в речи название качеств предметов; отвечать на вопросы воспитателя, упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа.
4. Составление описательного рассказа. (Занятие№16)
Задачи: Учить по картинке составлять с помощью воспитателя рассказ из двух-трех предложений; закреплять правильное произношение звуков (т, (д, (н).
1. Пересказ сказки К. Чуковского «Цыпленок» (Занятие №17)
Задачи: Учить правильно отвечать на вопросы воспитателя; воспроизводить содержание сказки по вопросам.
2. Составление рассказа по картине «Троллейбус и игрушки» (Занятие№18)
Задачи: Учить составлять рассказ по картинке, ориентироваться на образец, учить правильно называть предметы, давать описание игрушек.
3. Составление описательного рассказа об игрушках- пароходе, лисе, петухе. (Занятие №19)
Задачи: Учить составлять совместно с воспитателем рассказ об игрушках; активизировать употребление прилагательных.
4. Проведение игры «У Кати день рождения»(Занятие№20)
Задачи: Учить составлять совместно с воспитателем рассказ об игрушках; учить пользоваться словами, обозначающими качества, действия.
1. Составление описательного рассказа об игрушках — лисенке, медвежонке. (Занятие№21)
Задачи: Учить по вопросам составлять описание игрушки; активизировать в речи прилагательные, обозначающие свойства и качества предметов, учить сравнивать разных животных.
2. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек. (Занятие№22)
Задачи: Учить составлять рассказ с помощью воспитателя; учить правильно называть предметы одежды; закреплять правильное произношение звуков (ф) –(ф)
3. Описание овощей и фруктов (Занятие№23)
Задачи: Учить составлять описание предмета; упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе.
4. Составление рассказа о кукле Фае и Феде. (Занятие№24)
Задачи: Учить составлять рассказ совместно с воспитателем и самостоятельно; учить использовать в речи слова с противоположным значением.
1. Пересказ сказки «Козлята и волк» (Занятие№25)
Задачи: Учить пересказывать вместе с воспитателем; приучать отчетливо и правильно произносить звук (с).
2. Описание предметов посуды. (Занятие№26)
Задачи: Учить составлять совместно со взрослым рассказ; учить правильно называть отдельные предметы посуды
3. Называние предметов мебели. (Занятие№27)
Задачи: Учить составлять вместе с воспитателем короткий рассказ; учить называть отдельные предметы мебели
4. Составление рассказа на тему из личного опыта. (Занятие№28)
Задачи: Учить составлять совместно со взрослым короткий рассказ из личного опыта детей; активизировать в речи прилагательные и глаголы.
1. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» (Занятие№29)
Задачи: Учить отвечать на вопросы воспитателя, описать предмет; активизировать в речи прилагательные и глаголы.
2. Составление рассказа по картине «Куры» (Занятие№30)
Задачи: Учить составлять вместе с воспитателем короткий рассказ по картине; учить правильно называть изображение на картине, закреплять пра- вильное произношение звука (з).
3. Составление описательного рассказа о животных по картинкам. (Занятие№31)
Задачи: Учить составлять короткие рассказы по картинке; закреплять умение образовывать формы единственного и множественного числа существительных.
4. Составление описания по предметной картине. (Занятие№32)
Задачи: Учить составлять короткие рассказы по картинке; учить четко и ясно произносить звук (ц, учить регулировать темп
1. Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белка с бельчатами»(Занятие№33)
Задачи: Учить составлять связный рассказ по картине; учить придумывать за- гадки о животных на основе выделения существенных признаков.
2. Составление рассказа на тему «Веселое настроение»(Занятие№34)
Задачи: Закреплять умение составлять рассказ на заданную тему; активизировать употребление прилагательных.
3. Составление рассказа на самостоятельно выбранную тему. (Занятие№35)
Задачи: Учить придумывать сказку на самостоятельно выбранную тему (по аналогии); учить подбирать синонимы и антонимы.
4. ДИАГНОСТИКА (Занятие№З6)
Перспективное планирование «Домашние животные и их детеныши» по программе «Истоки» в младшей группе 1 неделя. Тема: «Домашние животные и их детеныши». Цель. Закрепить знания детей о домашних животных, правильно называть их детенышей. Итоговое.
Перспективное планирование по ОО «Речевое развитие» НОД «Развитие речи» АВГУСТ 4 неделя. Тема: «Вот и лето прошло». Стр. 12. Парамонова Л. А. «Развивающие занятия с детьми 4-5лет». Цель: вовлекать детей в игровое.
Перспективное планирование по развитию речи в подготовительной группе (в соответствии требованиям ФГОС до) Литература: Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» подготовительная к школе группа. 2014 год. месяц тема, задачи страница СЕНТЯБРЬ.
Перспективное планирование по развитию речи в средней группе Перспективное планирование по развитию речи 2 средняя группа «Звёздочка» месяц № тема задачи Стр. Сентябрь 1 Беседа с детьми на тему «Надо.
Примерное перспективное планирование по аппликации по программе «От рождения до школы» на год во второй младшей группе «Осень» сентябрь Аппликация «Большие и маленькие яблоки на тарелке»Программное содержание. Учить детей наклеивать круглые предметы.
Проектная деятельность по развитию речи «Развитие речи детей в процессе обучения рассказыванию» в средней группе Пояснительная записка. Рассказ сравнительно сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового.
Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Актуальность в том, что имея практику работы с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что развитие связной монологической речи.
Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников» в младшей группе Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка.
Родительское собрание во второй младшей группе Тема: «Развитие речи младших дошкольников» Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей. Задачи: Познакомить родителей.
Сценарий родительского собрания во второй младшей группе «Развитие речи младших дошкольников» Сценарий родительского собрания во 2 младшей группе Тема : «Развитие речи младших дошкольников» Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем.
Источник: www.maam.ru — Перспективное планирование по развитию речи по программе О
Программа развития речи дошкольников по Ушаковой О. С.
- Кому адресовано пособие Ушаковой и Струниной
- Коротко о книге
- Практический материал
- Консультация для родителей
- Ушакова о развитии речи у детей
- Содержание программы развития дошкольников по Ушаковой С.О.
- Мастер-класс по развитию речи для родителей
Большой популярностью среди родителей и учителей пользуется литература, посвященная развитию детишек. Она же способствует формированию успешных личностей. Одной из настольных книг в сфере развития речи является «Методика развития речи детей дошкольного возраста» (Ушакова, Струнина).
Кому адресовано пособие Ушаковой и Струниной
Ушакова О.С. («Методика развития речи детей дошкольного возраста») адресовала материал педагогам и логопедам, которые непосредственно занимаются с детьми, для работы и планирования. К тому же пособие может быть познавательным родителям с целью понимания подготовительного уровня их чада к учебе.
Речь малышей должна быть развитой
Коротко о книге
Данное пособие раскрывает методику работы, которую следует проводить с детишками определенной возрастной группы. В книге рассматриваются существующие аспекты деятельности по перспективному речевому развитию:
- процесс формирования детского вокабуляра;
- выстраивание речевой грамматики;
- звукопроизношение;
- обеспечение связности разговора.
В этой же книге представлены примерные конспекты занятий. Представлена разбивка особенностей речевого развития дошкольников в соответствии с их возрастом. Есть также обзор теоретических основ речевого развития.
Литература помогает развитию
Практический материал
Ушакова в своей книге предлагает значительное количество упражнений по развитию речи. Большинство ее предложений строится на игровой деятельности детей, которая позволяет проводить процесс познания в наиболее привычной и интересной форме.
Основными видами речевой работы в соответствующих конспектах являются:
- пересказ прочитанных сказок, рассказов (в зависимости от возраста детей);
- рассматривание картинок, иллюстраций, игрушек, природных пейзажей;
- описание увиденного в форме описательного рассказа;
- составление небольших рассказов, основанных на личном опыте детей;
- самостоятельное сочинение загадок;
- сочинение сюжетных рассказов;
- написание продолжений к существующим рассказам.
Консультация для родителей
Ушакова дает в своей книге рекомендации детям разных возрастных групп, которые могут быть использованы не только профессиональными работниками дошкольных учреждений, но и родителями. Повышает доступность этой книги и то, что все ее переиздания можно прочитать онлайн.
Пересказ помогает развиваться малышу
Ушакова о развитии речи у детей
Ушакова отмечает, что процесс речевого развития у детей дошкольного возраста происходит на протяжении всего их пребывания в учреждении образования. Это происходит и на специально организованных занятиях по развитию речевой деятельности, и в ходе других занятий, а также во время игр со сверстниками. По мнению Ушаковой, наиболее эффективен этот процесс в процессе игры. Игра представляет собой самостоятельную детскую активность, которую взрослый может модерировать и давать оценки. При этом она предоставляет ребенку возможность производить самоанализ, способствует и самообразованию, привитию доброты.
К сведению. В ходе игр детям надо задавать вопросы: «а можно ли сказать таким образом?», «как лучше сформулировать фразу?», «почему тебе кажется, что так говорить можно?», «объясни всем, как ты это понимаешь».
Важным этапом развития детской речи являются и специальные речевые упражнения. Они могут быть представлены в качестве словесных заданий, представляющих собой форму сочинения, описания, рассказывания.
К сведению. Самое важное в этом возрасте для дошкольника — понять смысл тех слов, которые он произносит (например, произнося «посуда», подразумевает чашки, чайник и т.д.). Поэтому важно работать именно над тем, чтобы ребята понимали употребляемые ими слова.
Содержание программы развития дошкольников по Ушаковой С.О.
Всего программа детского речевого развития состоит из нескольких основных блоков:
- звуковая культура;
- грамматический строй;
- словарная работа;
- работа по формированию способности к связной речи;
- работа в сфере образной речи.
Русский язык характеризуется достаточно сложной фонетикой (звучанием). В течение уроков, посвященных звуковой культуре речи, дети должны усвоить фонетические элементы.
К сведению. Особое место занимает интонационная культура. Согласно различным исследованиям, наиболее активная фаза ее развития приходится именно на возраст пять-семь лет.
Развивать звуковую культуру детей стоит через диалогическую и монологическую речь.
Требования в этом блоке можно обозначить следующим образом:
- ребятам следует привить способность к тому, чтобы опираться на речевой слух;
- первоначально требуется овладеть линейными звуковыми единицами;
- впоследствии учиться интонации и словесному ударению.
Грамматический строй речи
Также дошкольник учится грамматическим формам речи. Работа в этом блоке включает в себя такие разделы, как:
- морфология;
- словообразование;
- синтаксис.
Родители должны помогать в обучении
Дети знакомятся с такой единицей языка, как предложения.
К сведению. Дошкольникам требуется умение правильно употреблять согласовывать род и число с глаголами (для прошедшего времени), учиться согласовывать имена существительные и прилагательные (по роду, числу и падежу). Также дети должны усвоить навыки словообразования. К тому же, в этом возрасте ребенок должен получить элементарные представления о структуре предложений.
Словарная работа
Важно проводить с ребятами и словарную работу, которая должна результироваться в понимании детьми значения слов в языке. Дети должны обладать навыком объяснения смысла употребляемых ими в речи слов. Воспитатели учат не просто смыслу тех или иных слов, но и их группировке, построению словосочетаний.
Развитие связной речи
Связной признается речь, организованная с учетом соблюдения логических и грамматических законов. Такая речь должна представлять собой единое целое, характеризоваться полнотой и законченностью мыслей.
Первоначально ребенок осваивает навыки диалогической речи, развитие которой необходимо уделять особое внимание. Главный метод такого развития — беседы, проводимые в дошкольных учреждениях. Помочь могут и родители, общаясь с дошкольником в домашних условиях.
К сведению. Занятие по развитию связной речи в средней группе должно включать приобщение ребят к фольклору, культурным ценностям, эстетике.
Основными заданиями, позволяющими стимулировать навык связной речи, являются пересказы прочитанных текстов, описание картин, написание коллективных рассказов об окружающем мире и т.д.
Развитие образной речи
Очевидно, что под смысловым речевым содержанием в первую очередь понимается ее значение. Однако подлинное освоение речевых навыков подразумевает умение улавливать и все выразительные моменты, присутствующие в той или иной фразе. Образность речи изначально основывается на человеческой эмоциональности.
К сведению. Стоит посвятить изучению по НОД фразеологизмов, поговорок и пословиц, чтобы научиться выразительности речи.
В качестве упражнений по совершенствованию выразительности речи можно предложить самостоятельное сочинение сказок, работу над композициями и т.д.
Мастер-класс по развитию речи для родителей
Важно интегрировать родителей в процесс формирования детской речи. Для них целесообразно провести краткосрочный мастер-класс с целью повысить уровень компетентности в сфере речевого развития их отпрысков.
В игровой форме обучение идет легче
В ходе мастер-класса воспитатель может разобрать с родителями примеры игр, которые нужно будет попробовать за пределами сада.
К сведению. Такими играми могут быть «Словесная цепочка», «Как тебя зовут?», «Скажи наоборот», «Большие и маленькие».
Большое внимание в ходе этого мастер-класса воспитатель должен уделить важности скороговорок.
В настоящий момент существует большое количество литературы, которая помогает воспитателям и родителям правильно формировать речевые способности дошкольника. Одной из самых востребованных и признанных, в том числе нынешними ФГОС, является книга Ушаковой «Методика развития речи детей дошкольного возраста». В ней содержится теоретическая основа по соответствующей тематике вместе с исследованием экспериментов, проводимых в этой сфере ранее, и практический проект возможных упражнений, которые стоит проводить с детьми разного возраста.
Представлены и конспекты соответствующих занятий. Книга может помочь воспитателям в их профессиональной деятельности. Полезна она и родителям, которые могут ориентироваться на нее в ходе своих занятий с детьми и править ошибки воспитания. Для улучшения результата взаимодействия дошкольного учреждения и родителей, воспитатели могут провести специальный мастер-класс, который повысит компетенции родителей и поможет им правильно работать со своими детьми.
Источник: vospitanie.guru — Программа развития речи дошкольников по Ушаковой О
Об авторе: Светлана Игоревна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка» муниципального образования «Курильский городской округ»
_____________________________________________________________________________
694530, Россия, Сахалинская область, Курильский район, г. Курильск, ул. Гидростроевская, 13А
телефон 8 (42454) 42-1-60, 42-0-43 ИНН/КПП 6511003683/651101001, ОГРН 1026501100845, Email: sad-alenyshka@yandex.ru
Конспект открытого занятия
в старшей группе по развитию речи
Тема: Составление рассказа – описания
Воспитатель: Иртакова А.И.
Цель: Способствовать формированию связной речи детей.
Задачи:
- Учить детей составлять описательный рассказ животного, включать в него наиболее точные слова для обозначения признака, цвета, величина;
- Развивать голосовой аппарат детей, умение сравнивать, учить произносить чистоговорки громко, шепотом, вопросительно, радостно;
- Воспитывать любовь к чтению, интерес к русским народным сказкам, любовь к природе.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Музыка», «Художественное творчество».
Оборудование: костюм лисы, картинка с изображением лисы, изображение следов животного, музыкальное сопровождение «Шедевры русской музыки», раскраски, репродукция картины «Осенний лес», корзинка с муляжами грибов и яблок, цветные карандаши.
Ход занятия
- Вступительное слово.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я очень рада всех вас видеть. Сегодня у нас много гостей, давайте с ними поздороваемся. ( дети здороваются). Молодцы, вы очень вежливые дети!.
Уверена, что вы будете внимательными, активными, а, значит, узнаете много нового и интересного.
2. Беседа с детьми.
— Дети, а какое сейчас время года? (осень)
— Какой месяц? ( ноябрь)
— А сейчас мы с вами отправимся в осенний лес. Закройте глаза, представьте себе, что вы листочки (Звучит осенняя мелодия)
Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Дарит осень чудеса
Да ещё какие!
Разнаряжены леса
В шапки золотые!
2 .Путешествие по лесу. Встреча с лисой.
— Вот мы и попали в осенний лес. Открывайте глазки! Как здесь красиво! Какие нарядные деревья! Ой, а как много опавших листиков, а вот и веточки рябины, калинушки.
Но кто- то крадется из-за ели, что за лесное животное? Дети, отгадайте загадку, о ком же идет речь?
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый- краса!
А зовут её … лиса!
— Правильно, дети, узнали лесную красавицу
( звучит музыка, лисичка крадется, в руках у нее корзиночка с муляжами грибов и яблок)
Проходи, лисичка, милости просим.
Ребенок1:
Вы не видели в лесу
Ярко –рыжую лису?
Эта рыжая плутовка
След свой прячет очень ловко.
Ребенок 2.
В рыжем платьице из ситца
Раскрасавица -лисица.
Хвостик с белым кончиком.
Краска что ли кончилась?
Воспитатель: Присаживайся, лиса, к детям. Посмотри, послушай, что о тебе расскажут ребятки.
— Дети, а как вы думаете, с каким временем года можно сравнить лису?
Правильно. Лису сравнивают с осенью. Они похожи по цвету. Осень рыжая, оранжевая, коричневая, желтая.
— О лисе русский народ сложил загадки, сочинил много сказок. Давайте их вспомним. Я вам буду показывать иллюстрации из сказок, а вы отвечайте «Я узнала или узнал сказку…»
(Предлагаю сказки:«Колобок», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и журавль», «Лиса, овца и волк», «Лиса и лапоточек»)
Воспитатель: А как ласково в сказках называют лису?( лисичка-сестричка, кума, кумушка, лисонька, лиса-Патрикеевна)
Воспитатель:Ребята, у нас на выставке не все книги, где действующий персонаж лиса. Советую вам посетить с родителями Детскую библиотеку нашего замечательного города, чтобы почитать и другие интересные сказки.
3. Составление рассказа-описания.
— А сейчас мы с вами будем учиться составлять рассказ-описание лисы.
Вопросы:
— Какой величины лиса? ( лиса- небольшое животное)
— Какой шерстью покрыто тело лисы? ( тело лисы покрыто густой мягкой рыжей шерстью)
— Какой у лисы хвост? ( хвост большой, рыжий, пушистый с белым кончиком)
— Какие у лисы лапы? ( лапы короткие, темно-серого цвета)
— Какая мордочка, уши, глазки ( вытянутая мордочка, заостренная, хитрые глазки и длинные ушки)
Лиса — красивое животное.
-Лисонька, ты согласна с описанием детьми твоего внешнего вида?
Лиса: Да, конечно. Я- небольшой зверь. Мое тело покрыто густой мягкой шерстью. У меня пушистый рыжий хвост. Лапки короткие, темно-серого цвета. Мордочка-вытянутая, с длинными черными ушками и хитрыми глазками. Я – очень красивое животное.
Воспитатель: Ребята, лиса довольна вашими ответами. А теперь немного поиграем. Вставайте в круг. Начинаем.
4.Физминутка.
А сегодня к нам пришла хитрая лисичка( ходят по кругу на носочках)
Показала хвостик рыжий (дети поворачиваются, рассматривают свой «хвостик».
Такой мягкий и пушистый.
Посидели, постояли,
Притаились, как лиса.
Мышку в норке поискали,
Вот какие чудеса.
5. Работа с чистоговоркой («Развитие речи для старшего дошкольного возраста», автор: Ушакова)
Саша в лесу встретил лису
— Произносим медленно, чтобы запомнить
— Произносим громко
— Произносим шепотом
Произносим радостно
— Произносим испуганно
Произносим вопросительно
Произносим быстро.
Воспитатель: Молодцы, лисичке понравилось, как вы отвечали.
А лиса, дети, подготовила вам небольшое задание. Необходимо раскрасить красивого лисенка (дети раскрашивают)
— Надеюсь, что это занятие доставит вам огромное удовольствие.
Воспитатель: Хорошо в осеннем лесу. А на пора возвращаться в группу. А, чтобы нам туда попасть, мы опять закроем глазки, превратимся в листочки (звучит осенняя мелодия)
Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
— Вот мы снова в группе.
6. Подведение итогов.
— Дети, скажите, что для вас было самым интересным?
— А что оказалось трудным?
— Ребята, посмотрите, у каждого из вас на столе по два кружочка: красный и черный. Если вам понравилось занятие, вы узнали много интересного, нового, я прошу вас на тарелочку лисе положить красный кружок, если не понравилось – черный кружок.
Воспитатель: Я очень рада, что вам было интересно, а также узнали много нового для себя. До свидания.
Образовательная
область
Речевое
развитие
Возраст
детей, группа
5-6
лет, старшая группа
Тип
НОД
Открытие
нового знания
Тема
НОД
Пересказ
рассказа Е. Чарушина «Лисята»
Цель
Учить
пересказывать текст по иллюстрациям.
Задачи
Обучающие:
—
формировать умении у детей отвечать на вопросы по содержанию рассказа;
—
учить выразительно пересказывать текст;
—
упражнять в умении согласовывать прилагательные и существительные в роде,
числе и падеже.
Развивающие:
—
развивать
связную речь;
— развивать
психофизические качества детей: память, внимание, речь, воображение,
творческие способности, инициативность, мелкую моторику рук;
Воспитательные:
— воспитывать интонационную
выразительную речь, взаимопомощь; интерес к рассказам;
— воспитывать
любовь к животным.
Материал
Демонстрационный:
Игрушки
«лисята», иллюстрации к рассказу
Раздаточный:
—
пазл.
Предполагаемый
результат
— ребёнок умеет отвечать на
вопросы по содержанию рассказа;
— ребенок пересказывать текст;
—
ребёнок умеет согласовывать
прилагательные и существительные в роде, числе и падеже.
Этапы
технологии
«Ситуация»
Деятельность
воспитателя
Методы,
приемы
Деятельность
воспитанника
Предпосылки
учебной
деятельности
Контроль
результатов действия
I. Введение в
ситуацию
Воспитатель
собирает детей около себя.
—
Ребята, вы сегодня пришли в детский сад и, наверное, рады видеть друг друга.
Давайте скажем слова приветствия.
Собрались
все дети в круг
Я
твой друг и ты мой друг
Крепко
за руки возьмемся
И
друг другу улыбнёмся.
— Давайте
подарим свою улыбку нашим гостям (приветствие с гостями).
— Ребята, у нас в группе есть столик
удивления. Давайте подойдём к нему и посмотрим, чем он нас удивит. (СНЯТЬ
САЛФЕТКУ). Смотрите – какая необычная коробка. Вам, наверное, интересно
узнать, что в ней.
—
Попробуйте отгадать. Предлагаю вам поиграть в игру «Да – нет». Вы мне будете
задавать вопросы об этом предмете, а я буду отвечать «да» или
«нет».
(Дети задают вопросы, перечисляют все возможные варианты.)
— (ЕСЛИ ДЕТИ НЕ ОТГАДАЮТ) У меня есть
для вас подсказка загадка и если вы ее отгадаете, то узнаете, что
лежит в коробке.
Обитает
во лесах
Рыжа
девица-краса.
Среди
всех лесных зверей
Зверя
нет ее хитрей .
Словесные
методы, мотивация, использование средств ТСО
В
беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, принимают решение
вместе с педагогом, «детская» цель.
Познавательная мотивация (эмоциональная
вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности, степень
инициативности ребенка)
В
данном этапе необходимо создать условия для возникновения у детей внутренней
потребности включение в деятельность (постановка так называемой «детской
цели»).
Этапные
(дидактические) задачи:
1. мотивировать
детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об
окружающем мире;
2. развивать
психофизические качества детей: память, внимание, речь;
II. Актуализация знаний и
умений
—
Лиса- это кто? (животное)
—
Какое? Как называют это животное?(дикое)
—
Почему Лиса – дикое животное? (живет в лесу, сама добывает себе пищу и
заботится о своем потомстве)
—
Каких еще знаете диких животных? (медведь, заяц, волк, ёж,…)
—
Какие вы знаете сказки про лису? (Колобок, Лиса и Журавль, Лисичка со
скалочкой,……………..)
Вопросы,
наглядный
метод
Дети садятся напротив интерактивной
доски, перед ними дидактическая игра «Остров белый» Участвуют в диалоге,
работают с доской.
Планирование сотрудничества с
воспитателем и сверстниками; наличие устойчивых познавательных интересов,
целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка. Организуется
деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируется мыслительные
операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового
знания.
Наблюдение за процессом деятельности
детей
На данном этапе
в ходе совместной деятельности с детьми, построенной в рамках реализации «детской»
цели, воспитатель организует деятельность детей, в которой целенаправленно
актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей,
необходимые для построения, «открытия» нового знания.
Формируются предпосылки УУД – умение работать по инструкции взрослого,
взаимодействовать со сверстниками, согласовывать свои действия, выявлять и
исправлять свои ошибки.
Этапные
(дидактические) задачи:
1)
развивать представления об окружающем мире;
2)
развивать психофизические качества детей: память, внимание, речь;
III.Открытие нового знания
—
Ребята, я хочу вас познакомить с рассказом Евгения Ивановича Чарушина
«Лисята»
(ДЕТИ
САДЯТСЯ НА СТУЛЬЯ)
—
Я ВАМ СЕЙЧАС ПРОЧИТАЮ РАССКАЗ «ЛИСЯТА».
—
О ком говорится в этом рассказе? (о лисятах)
—
Как вы думаете, почему лисята поселились у охотника дома? (возможно он принес
их из леса, т.к. животные остались без мамы. Если бы охотник не взял бы их
домой, то они погибли от голода)
—
Какие были лисята? Как называет их автор? (шустрые, беспокойные, ловкачи)
—
Что значит ловкачи? ( подвижные, ловкие)
—
Как играли лисята? (бегали по хозяину, лазали по шторам, забирались на шкаф)
—
Куда лисята однажды спрятались? (в сапог)
—
Как охотник обнаружил их? (сапог шевельнулся, поднялся, свалился на бок)
—
Чем заканчивается рассказ? (охотник нашел лисят)
Физминутка.
Яркий
красный мячик
Прыгает
как зайчик.
Покатился
по дорожке,
Подождал
меня немножко.
Наклонюсь,
возьму его
И
подброшу высоко.
Словесный, наглядный, игровой метод.
Метод демонстрации.
Участвуют в диалоге.
Эмоциональная вовлеченность ребенка,
целенаправленность деятельности ребенка, самостоятельный поиск и открытие для
себя новых знаний.
Наблюдение за процессом деятельност.
На
данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс «открытия» новых знаний. Этапные
(дидактические) задачи:
—
формировать умении у детей отвечать на вопросы по содержанию рассказа;
—
учить выразительно пересказывать текст;
—
упражнять в умении согласовывать прилагательные и существительные в роде,
числе и падеже
—
развивать
связную речь;
IV. Включение
нового знания в систему знаний ребенка
— Ребята сейчас я еще раз вам прочитаю
рассказ, а вы внимательно послушайте, чтобы потом смогли пересказать его.
(ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ)
— Давайте по иллюстрациям перескажем
рассказ (ДЕТИ ПО ОДНОМУ ИЛИ ПО ДВОЕ ВОСПРОИЗВОДЯТ СОДЕРЖАНИЕ РАССКАЗА)
Речевые упражнения: «Один – много»,
«Какой – какая
— Послушайте, об одном или о двоих
лисятах я сейчас скажу:
—
шустрый…
—
озорные…
—
шаловливые…
—
пушистый
—
весёлые
—
смешные
—
А это слово о ком: хитрая — … о лисёнке или о лисе? Правильно, о лисе.
—
Лиса хитрая, а лисёнок (какой?)… хитрый (подчеркнуто произносит
окончания).
—
«Хитрая лисёнок» – можно так сказать? Как сказать правильно? Наш лисёнок
хитрый,
веселый.
-Подумайте,
о чём ещё можно сказать весёлый. (День, праздник, человек,
танец,
рассказ и т. д.)
-А
о ком или о чём можно сказать слово весёлая? (Песня, музыка, игра,
сказка,
книга, пляска.)
-О
ком или о чём мы скажем весёлые? (Ребята, дети, танцы и др.)
—
Ребята давайте подойдем к столу и соберем пазл, а вы мне скажите что у вас
получилось.
Словесный, наглядный, игровой метод
Наглядный метод, вопросы, индивидуальная
работа
Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы
воспитателя.
Целенаправленность деятельности,
овладение общими способами действий; степень инициативности ребенка.
На
данном этапе воспитатель создает ситуацию, в которой дети используют новое
знание совместно с освоением ранее способами.
Этапные
(дидактические) задачи:
—
учить выразительно пересказывать текст;
—
упражнять в умении согласовывать прилагательные и существительные в роде,
числе и падеже
— воспитывать
интонационную выразительную речь, взаимопомощь; интерес к рассказам;
— воспитывать
любовь к животным.
V.Осмысление (итог)
—
Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали? (Лисята)
—
Кто главные герои этого рассказа?
Ребята,
а сейчас я хочу узнать, понравилось вам занятие или нет. На этой
поляне
вы разместите цветы. Если вам понравилось, то возьмите цветы
красного и жёлтого цвета, если нет, то синего.
(Дети берут цветы)
—
Что понравилось? Почему?
— Почему не понравилось, что было
трудно?
Словесный метод
Дети собираются около воспитателя,
отвечают на вопросы воспитателя.
Умение получать и оценивать результат
выполненных собственных действий.
Анализ высказываний
Завершающий
этап является необходимым элементом в структуре рефлексивной самоорганизации.
С помощью системы вопросов воспитатель помогает детям осмыслить их
деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели.
Подводить детей к тому, что «детскую» цель они достигли благодаря
тому, что они что-то узнали, чему-то научились. Сводить воедино «детскую»
и «взрослую» цели. На этом этапе следует уделить внимание
эмоциональной составляющей, т.е. формирование начал чувства собственного
достоинства, образа «Я»(«Я могу», «Я умею!», «Я хороший!»,
«Я нужен!»)
Этапные
(дидактические) задачи:
1)
провести рефлексию деятельности на занятии;
2)
создать ситуацию
успеха.