Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей «
Содержимое публикации
Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет» стр. 122-124
— связная речь: формировать навыки диалогическую речь, учить самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них;
— словарь и грамматика: активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов, учить подбирать точные сравнения;
— звуковая культура речи: учит понимать и активно использовать в речи интонацию удивления, радости, вопроса, вслушиваться в звучание слов, выделять в них заданный звук.
I. Организационный момент.
Воспитатель : Здравствуйте ребята!
Сегодня в работе нам помогут глаза, уши, голова, язык.
Глазки ваши не просто смотрят, они видят и всё замечают.
Ушки ваши не просто слушают, они всё слышат и улавливают.
Головка думает, а язычки говорят.
II. Введение в тему ООД
Воспитатель : как то раз встретил в лесу козленок зайчонка, ты кто такой спрашивает.
Воспитатель показывает игрушку зайчонка.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, у нас сегодня в гостях зайчонок и хочет с вами поиграть.
Дети присаживаются на стульчики.
Воспитатель : Какой зайчонок пришел? (Маленький, беленький, пушистенький) .
Воспитатель : Что умеет делать зайчонок? (Прыгать,бегать, шевелить ушами) .
Воспитатель : послушайте зто было дальше. Козленок и зайчонокпошли поиграть на лужок. А на встречу им идет …корова
Корова. МУ, кто это?
Козленок. – ме — е
Он очень испугался , а зайчонок просто задрожал. Бросмились малыши безать и увидели маму козу.
Козленок закричал радостно, а зайчонок зашевелил ушами. Как козленок закричал, когдаон испугался?
Стали малыши резвиться, прыгать и озорничать. Какие слова можно про них сказать, каие были малыши?
Дети. Озорные, ловкие, шумные.
Д/и «Назови ласково»
Как можно назвать ласковыми словами зайчонка и козленка
ФИЗМИНУТКА Зайка серенький сидит
«За-за-за – серая коза.
Зы-зы-зы — рожки у козы.
Зе-зе-зе – травку дам козе.
Зу-зу-зу – я пасу козу»
повторяется 2-3 раза с разными детьми.
Представьте, что вы цыплята и выбежали погулять. Цыплята прыгают, пытаются летать, радостно пищат, затаились (увидели червячка, прыгнули.
(Дети повторяют действия и звукоподражание) .
V. Словесные игры.
1. Произношение чистоговорки. Ош-ош-ош –до чего же я хорош (Дети повторяют вместе громко, тихо) . Шу-шу-шу –уползай к себе в траву. (Дети повторяют вместе громко, тихо, как «мышки» . Как «медведи» ).
Воспитатель : Вспомним, чем мы сегодня занимались? Что понравилось? Кто был самый прыгучий? Кто был самый громкий? Кто может себя похвалить?
Воспитатель беседует с детьми
«Зоя – зайкина хозяйка. Спит в тазу у Зои зайка»
— Чтение стихотворений К. Ушинского «Бодливая корова».
Игрушки: козленок, зайчонок, коза, корова.
Всероссийский профессиональный конкурс учебно-практических и методических материалов «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА РОССИИ – ДЕТЯМ »
Международный конкурс изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества и фотографии «ОСЕННИХ КРАСОК ХОРОВОД »
Всероссийский конкурс декоративно-прикладного творчества «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ »
Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях ?
Источник: www.art-talant.org — Ушакова О
Перспективное планирование по развитию речи по программе О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» в младшей группе
Тишкова Татьяна
Перспективное планирование по развитию речи по программе О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» в младшей группе
Перспективное планирование
по развитию речи
по программе О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников»
в младшей группе.
воспитатели второй младшей группы «Солнечные зайчики» Тишкова Т. К.
Перспективное планирование образовательной деятельности с детьми составлено для реализации парциальной программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников».
Основными задачами программы является:
— развивать связную речь;
— воспитывать звуковую культуру речи;
— формировать грамматический строй речи;
— развивать образную речь и знакомить с художественной литературой;
— развивать коммуникативные способности.
Актуальность реализации программы определяется результатами педагогических наблюдений и результатами мониторинга детского развития за 4 года – у воспитанников стабильно наблюдается недостаточно развитая речь.
Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи составлено для детей 3-4 лет (младшей группы).
Реализация образовательной деятельности по развитию речисоставлено для детей 3-4 лет предусматривает следующие формы работы:
1.Работа с детьми:
1. специально-организованное занятие по развитию речи;
2. специально-организованное занятие по ознакомлению с художественной литературой;
3. речевые игры, направленные на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, вида, времени и наклонения глаголов, игры на словообразование, игровые упражнения для развития связной монологической речи, на развитие понимания смысловой стороны слова, на формирование образной речи;
4. речевые игры на закрепление представлений о предложении;
5. артикуляционная и дыхательная гимнастика.
1. Пересказ сказки «Курочка ряба» (Занятие!№1)
Задачи: Учить пересказу знакомых им литературных произведений, составлению коротких рассказов с помощью взрослого; развивать умение ориентироваться на признаки объекта.
2. Рассматривание игрушек- поезда, коровы, кукушки, петуха. (Занятие№2)
Задачи: Подвести составлению короткого описательного рассказа об игрушке; учить правильно называть предметы. Закрепить правильное произношение звука (у).
3. Описание игрушек- котенка, жеребенка, мышонка. (Занятие№3)
Задачи: Учить составлять совместно с воспитателем небольшой рассказ об игрушке; учить образовывать наименования детенышей животных с помощью суффикса – онок.
4. Рассматривание картины «Мы играем в кубики, и строим дом»(Занятие№4)
Задачи: Учить рассматривать картину, формировать умение отвечать на вопросы и составлять совместно с воспитателем короткий рассказ; учить правильному употреблению форм единственного и множественного числа существительных.
1. Описание внешнего вида куклы Оли. (Занятие№5)
Задача: Учить рассматривать предметы, формировать умения отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью него короткий описательный рассказ; учить использовать антонимы.
2. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек совместно с воспитателем. (Занятие№6)
Задачи: Учить составлять с помощью взрослого короткий повествовательный рассказ, формировать умение использовать слова с противоположным значением (высокий-низкий).
3.Составление рассказа об игрушках: котенке- зайчонке. (Занятие№7.)
Задачи: Учить составлять с помощью взрослого короткие рассказы; соотносить наименования детенышей животных в единственном и множественном числе.
4. Описание игрушек – козлика, ослика, парохода. (Занятие№8)
Задачи: Учить составлять с помощью взрослого короткий рассказ об игрушке;показать образные формы повелительного наклонения глаголов: скакать, ехать (поскачи, поезжай).
1. Пересказ сказки «Репка» (Занятие№9)
Задачи: Учить пересказу совместно со взрослым на примере сказки «Репка»; учить правильно по смыслу называть качества предметов, закреплять в активном словаре название детенышей животных.
2. Описание предметов одежды куклы Оли. (Занятие№10)
Задачи: Учить составлять с помощью взрослого короткий рассказ, отвечать на вопросы законченным предложением; учить правильно называть предметы одежды.
3. Составление описательного рассказа об игрушках – мишке и мышке. (Занятие№11)
Задачи: Учить составлять с помощью воспитателя короткий рассказ об игрушке;показать образные формы повелительного наклонения глаголов: скакать, ехать (поскачи, поезжай).
4. Составление описательного рассказа об игрушках – кошке, мишке и мышке. (Занятие№12)
Задачи: Учить составлять с помощью воспитателя короткий рассказ; закреплять в речи названия известных им животных. Учить использовать слова обозначающие действия.
1. Составление рассказа по картине «Катаемся на санках». (Занятие№13)
Задачи: Учить отвечать на вопросы по содержанию картинки; закреплять в активном словаре название предметов одежды.
2. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» (Занятие№14)
3. Проведение игры «Что в мешке у Буратино». (Занятие№15)
Задачи: Учить правильно употреблять в речи название качеств предметов; отвечать на вопросы воспитателя, упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа.
4. Составление описательного рассказа. (Занятие№16)
Задачи: Учить по картинке составлять с помощью воспитателя рассказ из двух-трех предложений; закреплять правильное произношение звуков (т, (д, (н).
1. Пересказ сказки К. Чуковского «Цыпленок» (Занятие №17)
Задачи: Учить правильно отвечать на вопросы воспитателя; воспроизводить содержание сказки по вопросам.
2. Составление рассказа по картине «Троллейбус и игрушки» (Занятие№18)
Задачи: Учить составлять рассказ по картинке, ориентироваться на образец, учить правильно называть предметы, давать описание игрушек.
3. Составление описательного рассказа об игрушках- пароходе, лисе, петухе. (Занятие №19)
Задачи: Учить составлять совместно с воспитателем рассказ об игрушках; активизировать употребление прилагательных.
4. Проведение игры «У Кати день рождения»(Занятие№20)
Задачи: Учить составлять совместно с воспитателем рассказ об игрушках; учить пользоваться словами, обозначающими качества, действия.
1. Составление описательного рассказа об игрушках — лисенке, медвежонке. (Занятие№21)
Задачи: Учить по вопросам составлять описание игрушки; активизировать в речи прилагательные, обозначающие свойства и качества предметов, учить сравнивать разных животных.
2. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек. (Занятие№22)
Задачи: Учить составлять рассказ с помощью воспитателя; учить правильно называть предметы одежды; закреплять правильное произношение звуков (ф) –(ф)
3. Описание овощей и фруктов (Занятие№23)
Задачи: Учить составлять описание предмета; упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе.
4. Составление рассказа о кукле Фае и Феде. (Занятие№24)
Задачи: Учить составлять рассказ совместно с воспитателем и самостоятельно; учить использовать в речи слова с противоположным значением.
1. Пересказ сказки «Козлята и волк» (Занятие№25)
Задачи: Учить пересказывать вместе с воспитателем; приучать отчетливо и правильно произносить звук (с).
2. Описание предметов посуды. (Занятие№26)
Задачи: Учить составлять совместно со взрослым рассказ; учить правильно называть отдельные предметы посуды
3. Называние предметов мебели. (Занятие№27)
Задачи: Учить составлять вместе с воспитателем короткий рассказ; учить называть отдельные предметы мебели
4. Составление рассказа на тему из личного опыта. (Занятие№28)
Задачи: Учить составлять совместно со взрослым короткий рассказ из личного опыта детей; активизировать в речи прилагательные и глаголы.
1. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» (Занятие№29)
Задачи: Учить отвечать на вопросы воспитателя, описать предмет; активизировать в речи прилагательные и глаголы.
2. Составление рассказа по картине «Куры» (Занятие№30)
Задачи: Учить составлять вместе с воспитателем короткий рассказ по картине; учить правильно называть изображение на картине, закреплять пра- вильное произношение звука (з).
3. Составление описательного рассказа о животных по картинкам. (Занятие№31)
Задачи: Учить составлять короткие рассказы по картинке; закреплять умение образовывать формы единственного и множественного числа существительных.
4. Составление описания по предметной картине. (Занятие№32)
Задачи: Учить составлять короткие рассказы по картинке; учить четко и ясно произносить звук (ц, учить регулировать темп
1. Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белка с бельчатами»(Занятие№33)
Задачи: Учить составлять связный рассказ по картине; учить придумывать за- гадки о животных на основе выделения существенных признаков.
2. Составление рассказа на тему «Веселое настроение»(Занятие№34)
Задачи: Закреплять умение составлять рассказ на заданную тему; активизировать употребление прилагательных.
3. Составление рассказа на самостоятельно выбранную тему. (Занятие№35)
Задачи: Учить придумывать сказку на самостоятельно выбранную тему (по аналогии); учить подбирать синонимы и антонимы.
4. ДИАГНОСТИКА (Занятие№З6)
Перспективное планирование «Домашние животные и их детеныши» по программе «Истоки» в младшей группе 1 неделя. Тема: «Домашние животные и их детеныши». Цель. Закрепить знания детей о домашних животных, правильно называть их детенышей. Итоговое.
Перспективное планирование по ОО «Речевое развитие» НОД «Развитие речи» АВГУСТ 4 неделя. Тема: «Вот и лето прошло». Стр. 12. Парамонова Л. А. «Развивающие занятия с детьми 4-5лет». Цель: вовлекать детей в игровое.
Перспективное планирование по развитию речи в подготовительной группе (в соответствии требованиям ФГОС до) Литература: Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» подготовительная к школе группа. 2014 год. месяц тема, задачи страница СЕНТЯБРЬ.
Перспективное планирование по развитию речи в средней группе Перспективное планирование по развитию речи 2 средняя группа «Звёздочка» месяц № тема задачи Стр. Сентябрь 1 Беседа с детьми на тему «Надо.
Примерное перспективное планирование по аппликации по программе «От рождения до школы» на год во второй младшей группе «Осень» сентябрь Аппликация «Большие и маленькие яблоки на тарелке»Программное содержание. Учить детей наклеивать круглые предметы.
Проектная деятельность по развитию речи «Развитие речи детей в процессе обучения рассказыванию» в средней группе Пояснительная записка. Рассказ сравнительно сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового.
Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Актуальность в том, что имея практику работы с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что развитие связной монологической речи.
Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников» в младшей группе Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка.
Родительское собрание во второй младшей группе Тема: «Развитие речи младших дошкольников» Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей. Задачи: Познакомить родителей.
Сценарий родительского собрания во второй младшей группе «Развитие речи младших дошкольников» Сценарий родительского собрания во 2 младшей группе Тема : «Развитие речи младших дошкольников» Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем.
Источник: www.maam.ru — Перспективное планирование по развитию речи по программе О
Программа развития речи дошкольников по Ушаковой О. С.
- Кому адресовано пособие Ушаковой и Струниной
- Коротко о книге
- Практический материал
- Консультация для родителей
- Ушакова о развитии речи у детей
- Содержание программы развития дошкольников по Ушаковой С.О.
- Мастер-класс по развитию речи для родителей
Большой популярностью среди родителей и учителей пользуется литература, посвященная развитию детишек. Она же способствует формированию успешных личностей. Одной из настольных книг в сфере развития речи является «Методика развития речи детей дошкольного возраста» (Ушакова, Струнина).
Кому адресовано пособие Ушаковой и Струниной
Ушакова О.С. («Методика развития речи детей дошкольного возраста») адресовала материал педагогам и логопедам, которые непосредственно занимаются с детьми, для работы и планирования. К тому же пособие может быть познавательным родителям с целью понимания подготовительного уровня их чада к учебе.
Речь малышей должна быть развитой
Коротко о книге
Данное пособие раскрывает методику работы, которую следует проводить с детишками определенной возрастной группы. В книге рассматриваются существующие аспекты деятельности по перспективному речевому развитию:
- процесс формирования детского вокабуляра;
- выстраивание речевой грамматики;
- звукопроизношение;
- обеспечение связности разговора.
В этой же книге представлены примерные конспекты занятий. Представлена разбивка особенностей речевого развития дошкольников в соответствии с их возрастом. Есть также обзор теоретических основ речевого развития.
Литература помогает развитию
Практический материал
Ушакова в своей книге предлагает значительное количество упражнений по развитию речи. Большинство ее предложений строится на игровой деятельности детей, которая позволяет проводить процесс познания в наиболее привычной и интересной форме.
Основными видами речевой работы в соответствующих конспектах являются:
- пересказ прочитанных сказок, рассказов (в зависимости от возраста детей);
- рассматривание картинок, иллюстраций, игрушек, природных пейзажей;
- описание увиденного в форме описательного рассказа;
- составление небольших рассказов, основанных на личном опыте детей;
- самостоятельное сочинение загадок;
- сочинение сюжетных рассказов;
- написание продолжений к существующим рассказам.
Консультация для родителей
Ушакова дает в своей книге рекомендации детям разных возрастных групп, которые могут быть использованы не только профессиональными работниками дошкольных учреждений, но и родителями. Повышает доступность этой книги и то, что все ее переиздания можно прочитать онлайн.
Пересказ помогает развиваться малышу
Ушакова о развитии речи у детей
Ушакова отмечает, что процесс речевого развития у детей дошкольного возраста происходит на протяжении всего их пребывания в учреждении образования. Это происходит и на специально организованных занятиях по развитию речевой деятельности, и в ходе других занятий, а также во время игр со сверстниками. По мнению Ушаковой, наиболее эффективен этот процесс в процессе игры. Игра представляет собой самостоятельную детскую активность, которую взрослый может модерировать и давать оценки. При этом она предоставляет ребенку возможность производить самоанализ, способствует и самообразованию, привитию доброты.
К сведению. В ходе игр детям надо задавать вопросы: «а можно ли сказать таким образом?», «как лучше сформулировать фразу?», «почему тебе кажется, что так говорить можно?», «объясни всем, как ты это понимаешь».
Важным этапом развития детской речи являются и специальные речевые упражнения. Они могут быть представлены в качестве словесных заданий, представляющих собой форму сочинения, описания, рассказывания.
К сведению. Самое важное в этом возрасте для дошкольника — понять смысл тех слов, которые он произносит (например, произнося «посуда», подразумевает чашки, чайник и т.д.). Поэтому важно работать именно над тем, чтобы ребята понимали употребляемые ими слова.
Содержание программы развития дошкольников по Ушаковой С.О.
Всего программа детского речевого развития состоит из нескольких основных блоков:
- звуковая культура;
- грамматический строй;
- словарная работа;
- работа по формированию способности к связной речи;
- работа в сфере образной речи.
Русский язык характеризуется достаточно сложной фонетикой (звучанием). В течение уроков, посвященных звуковой культуре речи, дети должны усвоить фонетические элементы.
К сведению. Особое место занимает интонационная культура. Согласно различным исследованиям, наиболее активная фаза ее развития приходится именно на возраст пять-семь лет.
Развивать звуковую культуру детей стоит через диалогическую и монологическую речь.
Требования в этом блоке можно обозначить следующим образом:
- ребятам следует привить способность к тому, чтобы опираться на речевой слух;
- первоначально требуется овладеть линейными звуковыми единицами;
- впоследствии учиться интонации и словесному ударению.
Грамматический строй речи
Также дошкольник учится грамматическим формам речи. Работа в этом блоке включает в себя такие разделы, как:
- морфология;
- словообразование;
- синтаксис.
Родители должны помогать в обучении
Дети знакомятся с такой единицей языка, как предложения.
К сведению. Дошкольникам требуется умение правильно употреблять согласовывать род и число с глаголами (для прошедшего времени), учиться согласовывать имена существительные и прилагательные (по роду, числу и падежу). Также дети должны усвоить навыки словообразования. К тому же, в этом возрасте ребенок должен получить элементарные представления о структуре предложений.
Словарная работа
Важно проводить с ребятами и словарную работу, которая должна результироваться в понимании детьми значения слов в языке. Дети должны обладать навыком объяснения смысла употребляемых ими в речи слов. Воспитатели учат не просто смыслу тех или иных слов, но и их группировке, построению словосочетаний.
Развитие связной речи
Связной признается речь, организованная с учетом соблюдения логических и грамматических законов. Такая речь должна представлять собой единое целое, характеризоваться полнотой и законченностью мыслей.
Первоначально ребенок осваивает навыки диалогической речи, развитие которой необходимо уделять особое внимание. Главный метод такого развития — беседы, проводимые в дошкольных учреждениях. Помочь могут и родители, общаясь с дошкольником в домашних условиях.
К сведению. Занятие по развитию связной речи в средней группе должно включать приобщение ребят к фольклору, культурным ценностям, эстетике.
Основными заданиями, позволяющими стимулировать навык связной речи, являются пересказы прочитанных текстов, описание картин, написание коллективных рассказов об окружающем мире и т.д.
Развитие образной речи
Очевидно, что под смысловым речевым содержанием в первую очередь понимается ее значение. Однако подлинное освоение речевых навыков подразумевает умение улавливать и все выразительные моменты, присутствующие в той или иной фразе. Образность речи изначально основывается на человеческой эмоциональности.
К сведению. Стоит посвятить изучению по НОД фразеологизмов, поговорок и пословиц, чтобы научиться выразительности речи.
В качестве упражнений по совершенствованию выразительности речи можно предложить самостоятельное сочинение сказок, работу над композициями и т.д.
Мастер-класс по развитию речи для родителей
Важно интегрировать родителей в процесс формирования детской речи. Для них целесообразно провести краткосрочный мастер-класс с целью повысить уровень компетентности в сфере речевого развития их отпрысков.
В игровой форме обучение идет легче
В ходе мастер-класса воспитатель может разобрать с родителями примеры игр, которые нужно будет попробовать за пределами сада.
К сведению. Такими играми могут быть «Словесная цепочка», «Как тебя зовут?», «Скажи наоборот», «Большие и маленькие».
Большое внимание в ходе этого мастер-класса воспитатель должен уделить важности скороговорок.
В настоящий момент существует большое количество литературы, которая помогает воспитателям и родителям правильно формировать речевые способности дошкольника. Одной из самых востребованных и признанных, в том числе нынешними ФГОС, является книга Ушаковой «Методика развития речи детей дошкольного возраста». В ней содержится теоретическая основа по соответствующей тематике вместе с исследованием экспериментов, проводимых в этой сфере ранее, и практический проект возможных упражнений, которые стоит проводить с детьми разного возраста.
Представлены и конспекты соответствующих занятий. Книга может помочь воспитателям в их профессиональной деятельности. Полезна она и родителям, которые могут ориентироваться на нее в ходе своих занятий с детьми и править ошибки воспитания. Для улучшения результата взаимодействия дошкольного учреждения и родителей, воспитатели могут провести специальный мастер-класс, который повысит компетенции родителей и поможет им правильно работать со своими детьми.
Источник: vospitanie.guru — Программа развития речи дошкольников по Ушаковой О
Об авторе: Светлана Игоревна
Консультация для родителей
«Игрушки для детей 3 – 4 лет»
Игрушки являются неотъемлемой частью нашего детства. И,
наверняка, у каждого есть своя любимая, о которой мы, даже став взрослыми,
вспоминаем с теплотой и трепетом.
Одной из отличительных черт жизни
современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его
с самого момента появления на свет. Точнее, игрушки не сами окружают ребенка.
Игрушки приобретают взрослые, зачастую не задумываясь о глубине и степени
влияния игрушки на ребенка. Роль игрушек в развитии и воспитании детей огромна,
они позволяют ребенку исследовать окружающий мир, развивать и реализовать свои
способности, выражать свои чувства. Поэтому каждый родитель желает купить
своему ребенку ту игрушку, которая нужна ему не только для игры, но и
способствовало бы его развитию. Сегодня на полках магазинов и на рынках
представлено такое разнообразие детских игрушек, что порой даже сами взрослые
теряются в их выборе.
Нормальное развитие ребенка, становление
его внутреннего мира немыслимы без игры, следовательно, без игрушки. Игрушки
для ребенка – та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир,
формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки
учат общаться и познавать себя.
Вспомните свои любимые игрушки! Это не
обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка,
переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством
немыслимых нарядов из тюля и т.д.
Выбор
игрушек для ребёнка – очень
важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного
количества игрушек именно то, что ему необходимо.
Развитие богатого эмоционального мира
ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства,
исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои
любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У
кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький
пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля и т.д. Выбор игрушек
для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен
выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот
выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор
взрослыми друзей и любимых.
У каждого ребёнка должна быть такая
игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и
утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители
куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в
одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже
ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя,
достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды,
пришивают уши и хвосты.
Трудно представить, что подобное отношение
ребёнок может испытать к роботу — трансформеру, взмывающему ввысь самолёту,
ревущей машине.
В «подружки» маленькие мальчики и
девочки скорее выберут Барби, Мишку, котёнка, зайчонка, то есть существо, очень
на человека, близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребёнка
иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему.Подробнее
Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор
игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления,
кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать
взрослым.
Игрушки
из реальной жизни.
Кукольное семейство (может быть и семья зверюшек),
кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и
парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры,
мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.
Игрушки,
помогающие «выплеснуть» агрессию.
Солдатики, ружья, мячи, надувные груши,
подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.
Игрушки
для развития творческой фантазии и самовыражения.
Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы,
азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин,
мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций,
клей и т.д.
При
покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!
Игрушки, какими их представляют себе
взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические
и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить
творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на
которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства
характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.
Игрушки
для самых маленьких прежде
всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его
потребность — чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и
тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё
познать через осязание.
Самые
лучшие игрушки для маленьких –
это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов –
пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской
формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек
должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.
К
трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются
простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда
при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может
получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном
этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций,
узнаёт, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются
с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает
сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в
«дочки-матери», «в папу и маму», в «магазин», в
«доктора», «детский сад» и.т.п.
Игрушки в этом возрасте увеличиваются в
размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка
парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора
Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности.
Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе
в развитии эмоций и социальной адаптации.
Основное
требование – «бытовые
игрушки» должны быть похожи на «оригинал» и быть достаточно
прочными.
Помните,
что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять.
Если вы заметили, что малыш долго не берёт в
руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её
подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или
познавательный интерес у ребёнка.
И ещё один совет.
Не
водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных,
но очень дорогих игрушек.
Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках
новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребёнок не может
получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только, когда вы сами
готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.
Есть поговорка «Нельзя всю жизнь в
игрушки играть». Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно
получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не
только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения.
Исходя из определяющей роли игрушки в
развитии ребенка, взрослым следует осознанно подходить к ее выбору. Для этого
специалисту, и в частности, педагогу надо знать, как использовать игрушку в
качестве средства педагогической работы, какая роль отведена игрушке в процессе
социализации детей, какое влияние она оказывает на развитие психики ребенка.
Игра развивает и радует ребёнка, делает его
счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты
вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно,
создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для
ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности
поведения.
Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна
хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.