Тема урока.
Состав семьи. Родственные
отношения.
Цели
урока:
актуализировать и закреплять имеющиеся у обучающихся опорные знания о семье и родственных отношениях.
Задачи:
— уточнение значений
понятий «семья», «родственник»; повторение и обобщение знаний о родственных
отношениях в семье;
— развитие связной
речи при ответах на вопросы, составлении монологов;
— формирование
коммуникативных умений и навыков обучающихся;
— создание условий
для повышения познавательной активности;
— коррекция и
развитие аналитико-синтетической деятельности на основе составления рассказа с
опорой текста с пропущенными словами; логического мышления через установление
социальных взаимосвязей в семье, развитие умения обобщать, делать вывод, планировать
деятельность, осознанно выполнять задания,
— коррекция и
развитие зрительной памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия
через игры и упражнения; эмоционально-волевой сферы, навыков
контроля и самоконтроля;
— формирование
положительных личностных качеств (самостоятельности, уверенности,
целеустремленности, способности к анализу), адекватной самооценки через оценку
работы одноклассниками и учителем.
Тип урока: вводный
Методы обучения по источнику знаний:
— словесные методы:
рассказ, объяснение, беседа,
— наглядные
методы: демонстрация предметных картинок, опорных слов, мультимедийной
презентации;
— практические
методы: работа по индивидуальной карте, игры, упражнения, элементы проблемного
обучения.
Формы организации познавательной
деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная.
Материально-техническое оснащение: предметные
картинки по теме «Члены семьи», контрольно-оценочный материал (индивидуальные
рабочие листы), карточки с опорными словами-терминами (понятиями), силуэты
ромашек (для проведения рефлексии); разноцветные квадраты с буквами (Родители)
для составления кодового слова.
Мультимедийный комплекс: проектор, ноутбук,
мультимедийная презентация «Семья. Родственные отношения».
Ход урока
I. Организационный момент. Слайд 1
1. Приветствие. Психологический настрой обучающихся.
— Добрый день
— Присаживайтесь.
— Настраиваемся на плодотворную интересную работу на уроке.
II. Сообщение темы и целей урока. Мотивация
учебной деятельности.
— Сегодня во время всей нашей работы на уроке вы будете отгадывать
зашифрованное слово, помогут вам в этом ваши старания. Вы – одна дружная
команда, будете выполнять мои задания, получать разноцветные части — буквы, с
помощью которых разгадаете волшебное слово. Желаю удачи!
— 1-ю подсказку Вы получите, если догадаетесь, о ком будем
говорить на уроке.
На прошлых уроках мы с вами изучали раздел питание и выполняли
практические работы по приготовлению разных блюд. Давайте проверим ваши знания.
Вы должны разгадать кроссворд и угадать ключевое слово. Это слово относится к теме
нашего сегодняшнего урока.
1. Продолжи
название блюда: овощной…
2. Из
картофеля мы можем приготовить….
3. Жидкость,
которую мы добавляем при приготовлении каши или пюре.
4. Главный
ингредиент при приготовлении картофельного пюре.
5. Что для
вкуса и пользы можно добавить в кашу.
Ключевое
слово: семья.
За
правильно разгаданный кроссворд вы получаете первую подсказку букву «О»
Тема нашего сегодняшнего урока: Состав
семьи. Родственные отношения.
Запишите тему в тетрадь.
— О ком мы будем говорить?
III. Актуализация опорных знаний о семье.
1. Минутка
правового воспитания.
Согласно
Конвенции о правах ребенка и семейному кодексу
— Какие права имеют дети? Какие права у
детей в семье?
— Прочитайте на слайде:
— Каждый ребёнок имеет право жить в
семье!
— Да, это так. У каждого из нас есть
семья.
2. Словарная работа. СЛАЙД
— Перед Вами на слайде несколько
определений.
— Прочитайте 1, 2, 3 предложение.
1. Семья – это люди, которые
живут рядом, на одной улице, дружат, ходят в гости.
2. Семья – это близкие
люди, которые живут вместе и заботятся друг о друге.
3. Семья – это люди, которые
вместе работают.
— Как вы думаете, какое из этих трех определений
слова «СЕМЬЯ» верно?
Семья – это близкие люди,
которые живут вместе и заботятся друг о друге.
Проверка правильности выполнения задания.
— Запишите это определение в рабочем листе.
— Вы успешно справились с заданием и я с
радостью вручаю Вашей дружной команде 2-ую подсказку. ( «Р»)
3. Составление обучающимися рассказа «Семья» с опорой на план.
— Вы знаете: «Семья – это
близкие люди, которые живут вместе и заботятся друг о друге».
— Назовите одним словом близких людей в семье. (Родственники)
— Послушайте рассказ.
(учитель читает текст, рассказ сопровождает демонстрацией
презентации)
Встретились парень и девушка. Полюбили друг друга и решили создать
семью. Теперь они муж и жена. У них
родились дети. Муж и жена теперь мать и отец.
Дети их называют мама и папа. Дети друг другу — брат и сестра.
У отца и матери тоже есть родители. Детям они — бабушки и дедушки,
а дети детей им — внуки.
— Теперь вы повторите рассказ друг за
другом по одному предложению.
— Правильно. Вы получаете следующую часть секретного
слова.(третью)- букву «Е»
4. Динамическая минутка
— А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках
поближе, поиграем в игру » Встаньте те, ,…»:
— у кого есть старший брат;
— у кого есть младшая сестра;
— у кого бабушка и дедушка живут здесь в городе;
— у кого родственники живут в другом городе.
Раз
– подняться, потянуться,
Два
– нагнуться, разогнуться,
Три
– в ладоши три хлопка,
Головою
три кивка.
На
четыре – руки шире,
Пять
– руками помахать,
Шесть
– на место тихо сесть.
5 Слово родственники происходит от слова
«Род» — т.е. объединение родственников. Люди, которые знают историю своего рода
составляют родословную – список родственников и предков. В виде чего составляют
родословную? В виде дерева – родословное или генеалогическое древо.
Слайд.
6. Упражнение в установлении родственных отношений:
а) самостоятельная работа в рабочих листах
— В рабочем листе прочитайте
второе задание.
— Что будете делать?
Мама – ___________ папы.
Бабушка – _________ папы.
Мама — ___________бабушки.
Брат — __________ мамы.
Слова-помощники:
жена, дочь, сын, мама,
Проверка. Взаимоконтроль.
Мама – жена папы.
Бабушка – мама папы.
Мама – дочь бабушки.
Брат – сын мамы.
— Проверим правильность выполнения
задания. Обменяйтесь рабочими листами. Поставьте оценку.
(Правильно выполненное задание на слайде)
— Вы заработали 4–ю подсказку – букву «т
б) игра «Экзамен»,
отработка понятий
—
Мы повторили как называют некоторых членов семьи.
—
Перед вами карточки с названиями других родственников. Прочитайте слово и
объясните, кого так называют.
Слова: тетя, двоюродный
брат, дядя, племянник, прабабушка, отчим, мачеха.
— Ваша команда получает 5 –ю подсказку –
букву «И.
IV. Закрепление
знаний по теме урока.
1. Дидактическая
игра «Семья
Лены»
(фронтальная работа).
—
Познакомьтесь с семьёй Лены. Это Лена. (прикрепить на доску), а это её
мама, папа, брат и бабушка.
— Надо
определить, кого как зовут. Прикрепите табличку с именем.
Марина— мама Лены. Нина — мама
Марины.
Миша — брат Лены. Саша — муж
Марины.
(поэтапно учащиеся прикрепляют таблички со словами)
Ответы на вопросы:
— Кем в семье Лены является Саша?
И т.п. работа по каждому члену семьи.
— Ваша команда получает предпоследнюю подсказку – букву «Л».
А теперь попробуйте решить задачи на логику о родственных
отношениях в семье.
1. Иван
Петрович – отец Нины Ивановны, а Толя – сын Нины Ивановны. Кем Толя приходится
Ивану Петровичу?______________________.
2. В семье
несколько детей. Один ребёнок говорит, что у него есть один брат и одна сестра,
а другой говорит, что у него нет ни одной сестры. Сколько детей в
семье?_________. Сколько в семье девочек и мальчиков?____________.
3. Шли мать с
дочкой, да мать с дочкой, да бабушка с внучкой. Много ли
всех?_________________.
Вы получаете букву Д
IV. Обобщение по теме урока.
— Назовите главное слово урока.
— Что обозначает слово «семья»? (учащиеся проговаривают,
возможна опора на запись в рабочем листе)
Семья – самое дорогое, что есть у человека в жизни. Без семьи
жить очень трудно и одиноко. Семья – это важно!
Ежегодно 15 мая весь мир отмечает праздник — День Семьи, а у нас
в России есть праздник — День семьи, любви и верности и мы отмечаем его 8
июля.
—
Ромашка – символ этого праздника.(раздать ромашки)
Рефлексия.
— Мы начинали урок с хорошим настроением. А какое оно у Вас
сейчас?
— Составим букет настроения!
— Оживите ваши ромашки.
1 ромашка –
настроение в конце урока:
J— хорошее,
K— спокойное,
L— грустное,
2 ромашка –
оценка работы на уроке
J— я – молодец!
K— я старался!
L— мне было трудно!
(Рисуют
на ромашках:
1 смайлик,
соответствующий настроению и психическому состоянию,
2
смайлик – оценка деятельности, прикрепляют на доску).
— У меня тоже очень хорошее настроение!
— Я довольна вашей работой на уроке.
— И от всей души дарю последнюю подсказку – букву «л».
V. Итог урока.
— Дорогие друзья! Поздравляю! Все части тайного слова вы собрали.
-. Составьте из букв слово.
(Получилось «Родители»)
—
— Спасибо, дети, за урок! Было очень приятно с вами работать.
Любите родителей, цените их!
Список использованной литературы:
Нелипенко Т.И. Современный урок в коррекционной школе.-М.: Изд. «Учитель»,
2012
Дементьева Н.Ф. Роль семьи в воспитании и обучении детей с особыми
нуждами. М., 1996
Соболева
А.В. Загадки – смекалки. – М.: Издательство Гном и Д, 2000
Львова
С. А. Практический материал к урокам социально – бытовой ориентировкаи в
специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида – М.: «ВЛАДОС»,
2005
Девяткова
Т. А., Кочетова Л. Л. Социально – бытовая ориентировка в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида – М.: «ВЛАДОС», 2004
Субчева
В. П. Социально – бытовая ориентировка: Учебное пособие, 6 класс – М.: «ВЛАДОС»,
2014
Список использованных интернет-ресурсов:
http://gamejulia.ru/stihi-pro-semyu-samie-zamechatelnie-stihotvoreniya-o-seme.html
https://pandia.ru/text/78/235/36157.php
Презентация на тему Презентация Индивидуальный проект Моя семья, предмет презентации: Детские презентации. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 13 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.
Слайды и текст этой презентации
Индивидуальный проект
«Моя семья»
Автор: Хабибуллина
Равиля Мирхатовна,
воспитатель МБДОУ
«Детский сад №69 «Радуга»
Цель проекта:
Формирование у ребенка понятия «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.
Задачи проекта:
1.Образовательные: формировать у детей представления о семье, о родственных отношениях; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
2. Развивающие: развивать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности.
3. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким; воспитывать уважение к труду и занятиям членов семьи;
Актуальность проекта:
Актуальность данного проекта обусловлена социальной значимостью духовно-нравственного развития личности ребенка, начиная с младшего возраста, ко-гда его восприятие открыто к формированию духовно-нравственных ценностей. Особую актуальность данная задача приобретает в условиях внедрения ФГОС в системе дошкольного образования.
Проект «Моя семья – моё богатство» ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в его реализации, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка, чтобы не упустить важней-ший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участни-ками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от то-го, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Работа в условиях реализации новых ФГОС требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.
Продолжительность проекта:2 недели
Участники проекта: ИсламоваАделя, родители Адели,воспитатель
Виды деятельности: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Тип проекта: исследовательский, обучающий
Ожидаемый результат
За время реализации проекта «Моя семья» мы планируем повысить уровень знаний Адели о семье. Аделя узнает больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи.
Этапы реализации
1 этап подготовительный
выявление проблемы
— разработка проекта, привлечение родителей к участию в совместной деятельности
— определить цели и задачи проекта
-сбор материала по данной теме (использование словаря, специальной литературы, интернет)
2 этап основной
Реализация проекта:
Деятельность воспитателя:
1. Выявление первоначальных знаний Адели о семье
2. Информация родителей Адели о предстоящей деятельности.
3. Подбор стихотворений о семье.
4. Организация сюжетно — ролевых игр
5. Создание условий для творческой деятельности
Деятельность Адели
1. Разучивание стиха о семье.
2. Рисование «Моя семья»
3. Сбор фотографий и рассматривание со сверстниками фотографий.
4.Составление рассказа по на тему: «Расскажи про бабушку»
5.Слушание музыки и песен о маме и папе
6.Составление фотоальбома «Моя семья»
Деятельность родителей:
1.Помогают Аделе в выборе фотографий членов семьи.
2.Помогают в разучивании стиха
3. Помогают оформить семейный альбом.
4. Принимают участие в защите проекта.
3 этап заключительный
Оформление семейного альбома «Моя семья»
Презентация проекта.