Составление повествовательного рассказа как лиса за зайцем охотилась в средней группе

Мбдоу д/с 61 тропинка воспитатель: цивилева надежда романовна нод по развитию речи в средней группе тема: путешествие лисы в

МБДОУ Д/С № 61 «Тропинка»

Воспитатель: Цивилева  Надежда Романовна

НОД по развитию речи в средней группе

Тема: «Путешествие лисы в сказку»

СКАЧАТЬ (с картинками)

Цель: формировать умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования.

Задачи

1.Образовательные:

учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, учить умению соотносить знаковые символы с образами, называть отличительные признаки диких животных.

2.Развивающие:

 развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, мышление, логику.

3.Воспитательные:

 воспитывать любовь к русским народным сказкам, доброе отношение к животным.

 Оборудование и материалы: Игрушка лисы, декорации (деревья), мнемотаблицы.

Предварительная работа:

Чтение сказки «Заюшкина избушка»

Наблюдения в природе

Дидактические игры «Кто в домике  живёт?», «Кто что ест?», «Кто как кричит?»

Рассматривание книг про животных

Чтение стихов, рассказов, сказок, загадок про диких животных

Чтение потешек:  «Зайцы скачут, скок, скок», «Сидит, сидит зайка»

Работа с мнемотаблицами.

 Ход занятия:

1. Организационный момент. Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.

2. Сюрпризный момент. 

Воспитатель: (Стук в дверь). Лиса.

-Ребята, кто это к нам в гости пришел? Как вы догадались, что это лиса? (у неё длинный , пушистый, рыжий хвост).

Лиса:

 -Здравствуйте, ребята. Я прибежала сюда из сказки. А вы знаете, как меня в сказках называют?

(Лиса Патрикеевна, лисичка-сестричка, лисонька, лиса — всему лесу краса).

 Лиса: — Я такая красивая, а кто меня сможет описать?

3. Беседа.

Воспитатель: — А теперь, ребята, присаживаемся на пенёчки (стульчики) и давайте попытаемся описать нашу гостью ( беседа проводится с более слабыми детьми, а сильные дополняют).

— Что вы можете рассказать о шерстке лисы? (шерсть у лисы мягкая, пушистая, рыжая).

-Хорошо, а что вы нам расскажете о мордочке лисы? (Мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники).

-Молодцы! А что расскажете нам о хвосте лисы? (Хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый).

-А как вы думаете, зачем лисе такой пушистый хвост? (Хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать свои следы).

Молодцы, а есть ли у лисы враги? Кто?

Воспитатель: -Лисичка, а наши ребята умеют по схемам описывать животных.

    (Один ребёнок рассказывает)

Лиса – это не домашнее животное, а дикое. Она живёт в лесу. У неё 4 лапы. Тело покрыто густой рыжей шерстью. Хвост — большой и пушистый. У лисы есть детёныши – лисята. Лиса выкармливает их молоком.  Лиса – хищное животное, которая добывает себе еду:  кур, петухов, мышей.

Лиса: -А вы только обо мне умеете рассказывать?

Воспитатель: нет лиса, ребята умеют про разных животных рассказывать. Вот послушай про зайца.

Заяц – это не домашнее животное, а дикое. Он живёт в лесу. У него 4 ноги. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом – серой. На голове два длинных уха. У зайца маленький хвостик. Мама-зайчиха своих детёнышей выкармливает молочком. Когда вырастет, заяц ест морковку, траву, капусту.

-Молодцы, ребята. Лиса прибежала к нам из сказки, а в каких сказках мы с вами встречали лису? (Лисичка со скалочкой, Колобок, Теремок, Рукавичка).

-Да действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика (Заюшкина избушка).

4. Игра с загадками. 

Воспитатель: — Правильно, ребята, и лисичка принесла нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала случаем загадку и лишь потом говорим отгадку.

1)      Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? (заяц)

А кто назовёт мне всю семью зайца? (мама – зайчиха,  детёныши – зайчата, папа – заяц)

2)      Кто большой и косолапый,

Мед достал из бочки лапой.

Скушал сладость и реветь.

А зовут его? (медведь)

3)      Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,

Крыльями хлопает громко.

Курочек верный пастух

Как зовут его? (петух)

4)      У меня отличный слух

Острый взгляд и тонкий нюх,

Сразу лезу с кошкой в драку,

Потому что я (собака)

5)      Скачет по болоту

Зеленая квакушка.

Зелененькие ножки

Зовут меня (лягушка)

-Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали, а все ли они герои сказки «Заюшкина избушка»? (Нет, лягушка из другой сказки)

5. Физминутка.

-Правильно, ребята, лисичка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с лисой?

-Тогда встаем возле стульчиков. Игра называется «Мартышки».

Мы веселые мартышки (улыбаются)

Мы играем громко слишком,

Мы в ладоши хлопаем (хлопают),

Мы ногами топаем (топают).

Надуваем щечки (надувают щечки),

Скачем на носочке (подскоки на месте).

И друг другу даже, языки покажем (показывают языки).

Дружно прыгнем к потолку (подпрыгивают вверх),

Пальчик поднесем к виску (подносят пальчик к виску).

Шире рот откроем (открывают рот),

И гримасы все построим (строят гримасы).

6. Моделирование сказки. 

Воспитатель: — Вот мы немного отдохнули, а сейчас , лисичка, наши ребята расскажут сказку про тебя. ( садятся на стульчики).

Какие геометрические фигуры нарисованы?

-Ребята давайте вспомним сказку «Заюшкина избушка». Расскажите, как можно начать сказку?

Жили-были …

Встретил по пути…

Сидит плачет, а навстречу ему…

Вдруг видит – идет по лесу…

-Какими словами можно закончить сказку?

7. Подведение итогов.

-Молодцы, ребята, вы хорошо помните сказку «Заюшкина избушка».  А чему она нас учит? (быть добрыми, честными, учит дружить со всеми).

Лиса: Ребята, мне очень понравились ваши рассказы я всё поняла, я стану лучше, я буду дружить со всеми зверями.

 (Прощается уходит).

Автор: Агафонова Надежда Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №84 «Снегурочка»
Населённый пункт: г Улан-Удэ
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи
Тема: «Как лиса за зайцем охотилась»
Раздел: дошкольное образование

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский

сад №84 «Снегурочка»

Присмотра и оздоровления г. Улан-Удэ

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи

«Как лиса за зайцем охотилась».

г. Улан-Удэ

2017

«Как лиса за зайцем охотилась».

Интеграция образовательных областей: Социально – коммуникативное

развитие, Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно –

эстетическое развитие, Физическое развитие.

1.Развивать образное мышление, логику, творчество ребенка.

2. Учить при описании картинки называть ее признаки, действия, связывать

между собой предложения.

2.Формировать умение составлять совместный повествовательный рассказ с

помощью таблиц

3.Воспитывать сочувствие к персонажу придуманного рассказа, усидчивость,

внимание.

4. Активизировать и развивать речь детей, закрепить навыки правильного

произношения звуков «С» в словах и фразах; учить подбирать слово со звуком «с» и

вслушиваться в их звучание.

5. Совершенствовать навыки продуктивной деятельности детей.

6. Расширять кругозор детей.

7.Создать обстановку эмоционального благополучия.

Материал: телевизор, презентация «Животные», мяч, готовые нарисованные

силуэты животных, клей, клеевые кисти, салфетки, клеенки, краски, кисти для

краски, баночки с водой, манка.

Предварительная работа: рассматривание тематических альбомов: «Дикие

животные», дидактические игры «Кто, где живет», «Зоологическое лото», Разбор

ситуаций, чтение художественной литературы: «Заюшкина избушка», «Лисичка со

скалочкой», «Лисичка сестричка и серый волк».

Часть

занятия.

Методы и

приемы

работы.

Содержание работы.

Вводная

часть.

Словесный –

игровой прием-

введение в

ситуацию.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг (руки к груди) и ты мой друг

(протягивают руки друг к другу).

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки).

И друг другу улыбнёмся» (улыбаются).

-Хорошо, когда утро начинается с улыбки!

Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, мне на

руку упала снежинка, посмотрите какая она красивая!

(показываю снежинку), а на ней что-то написано!

Давайте прочитаем!

«Здравствуйте девочки и мальчики группы

«Колокольчик». Мы лесные жители: приглашаем вас в

гости познакомиться и поиграть в разные игры! Будем

очень рады встрече с вами!»

Хотите отправиться в гости к лесным жителям?

— Но прежде чем нам отправиться в путешествие нам

нужно выполнить ряд заданий.

Но я без вашей помощи не справлюсь, помогите мне.

Пройдите, пожалуйста , на стульчики.

Основная

часть.

Наглядная-

демонстрация,

показ.

Словесная —

беседа,

рассказывание.

Вы любите играть?

Игра называется «Подбери слова к картинке».

-Что бы узнать какое животное появится сейчас на

экране, вам нужно отгадать мою загадку.

«Рыжая плутовка, кур считает ловко». Кто это? (лиса)

-Посмотрите на экран.

-Что есть у лисы на мордочке? (уши, зеленые глаза,

усы, нос, рот)

-Что еще есть у лисы? (большой пушистый хвост,

мягкие лапы..)

-Что умеет делать лиса? (бегать, прыгать, ловить

мышей, красть кур, подкрадываться, заметать

хвостом следы …)

— Давайте посмотрим на лису повнимательнее, и

скажем, какая у нас лиса?

-(Рыжая)

Как еще можно сказать какая она?

(хитрая, сердитая, озорная, мягкая, пушистая, жадная,

красивая ) (обсуждаем 2-3 высказывания..

(показываете на экране)

-Как вы думаете, почему на кончике хвоста у лисы мех

совсем белый? (Не только для красоты. Когда в

сумерках, в глухом лесу лисята бегут за матерью,

белый кончик хвоста для них служит ориентиром, не

дает потеряться, сбиться с пути. Вот почему лисичка

свой хвост бережет, в сырую ненастную погоду

прячется в нору, старается не испортить драгоценную

меховую шубку.)

Вывод: Да, ребята лиса рыжая, у нее пушистый хвост,

зеленые глаза, усы. Лиса умеет ловить мышей, зайцев;

тихонько подкрадывается к курятнику и таскает оттуда

кур, петушков, цыплят.

Любит лиса дружить с одним лесным жителем, с

каким отгадайте.

Практическое —

-Комочек пуха, длинное ухо.

Прыгает ловко, любит морковку. Кто это? (заяц)

-Давайте посмотрим на экран, правильно ли вы

отгадали?

Посмотрите, какой снежный комочек прислал нам

заяц. Для того чтобы комочек попал к вам в руки, нам

нужно пройти и встать в круги поиграть в игру

«Подбери слово со звуком «с»

Сейчас комочек в руках у меня — я называю слово со

звуком с» «лиса», послушайте, как я произнесла

слово лиса, голосом выделила звук «с». Продолжай те.

— В интересные игры мы сегодня с вами поиграли, и

пришло время отправиться в путешествие к лесным

жителям.

-На каком транспорте вы предлагаете поехать в

лес? А я вам предлагаю поехать на лошадях. Как вы

думаете, почему? (при затруднении воспитатель

объясняет)

Ну что, ребята в путь! (звучит музыка, на экране

тройка лошадей)

Вот мы и приехали в лес. Посмотрите как красиво в

лесу. Снежинок сколько нападало. Присаживайтесь на

снежинку.

С какими лесными жителями мы сегодня встречались?

Много сказок мы знаем про лису и зайца.

А мы придумаем свою сказку. (сочинение сказки)

-«Как- то раз решила лиса зайца…(поймать).

Притаилась за кустиком и …(ждет). Вдруг видит…

(бежит зайчик). Она хотела…(на него наброситься).

Но ничего у нее… (не вышло). Ее рыжий

пушистый…( хвост) зацепился за…(пенек). Лиса

стала сердиться на …(него). Она его кусала …

(зубами), громко…(рычала). Зайчик услышал все это и

…(убежал).

-Понравилась вам сказка?

А как вы думаете, как можно назвать эту сказку? (дети

придумывает)

(«Как лиса за зайцем охотилась» )

Кто хочет рассказать, а я помогу.

(рассказывают 2-3 ребенка, если дети затрудняются,

задаю наводящие вопросы):

-Что задумала лиса?

-Как она решила ловить зайца?

-Почему у лисы ничего не вышло?

В память о нашем путешествии предлагаю изготовить

выполнение

заданий.

много животных-лисичек и зайчиков.

Пройдите за столы. Перед вами находятся кисти, клей,

силуэты животных. Наших животных мы будем

создавать необычным способом. Я сейчас вам покажу

один секрет, и увидим, что получится.

Я буду создавать образ зайца. Посмотрите, как я буду

это делать, таким же способом мы будем

изготавливать образ лисы. (объяснение показа)

Чтобы наш рисунок получился красивым, объемным и

пушистым я набираю на кисть много клея, намазываю

рисунок, не выходя за контур, а затем посыплю его

крупой. А для изготовления лисы, мы используем

песок. Приступайте к работе. (звучит музыка, ведется

индивидуальная работа)

Молодцы! Какие красивые животные у вас

получились.

В память о нашем путешествии животных возьмите с

собой.

Пришла пора возвращаться в наш детский сад.

Поехали на лошадях!

— Вот мы и приехали .

Заключительн

ая часть.

Словесная-

беседа.

Ребята давайте вспомним, прежде чем отправиться в

путешествие какие задания мы с вами выполнили?

(рассказывали про лису, играли со снежком называли

слова со звуком «с»

Вам понравилось путешествовать?

Что вам больше всего понравилось в нашем

путешествие? (ответы детей)

Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать,

сегодня все были активными и внимательными

.Молодцы!

Методические разработки

Октябрь.
1 неделя.

Тема «Составление рассказов об игрушках» (Легковая и грузовая машины).

Цель : Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушках. Упражнять в употреблении предлогов, их согласовании с именем существительным. Развивать память, слуховое внимание. Закрепить правила обращения с игрушками. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Материал : Игрушки, корзина.

Ход занятия.

1. Игра «Принеси игрушку, которую назову».

(Воспитатель заранее расставляет игрушки: под столом, в середине стола, на краю стола, за столом, перед столом. Игрушек может быть по две в каждом упомянутом месте).

Ребята, вы видите игрушки, которые стоят в разных местах стола. Их нужно будет собрать в корзину. Послушайте, как мы будем играть. Я называю имя ребёнка, он находит игрушку, кладёт в корзину, называя её, и где она стояла. Например: «Кукла стояла под столом».

2. Рассматривание игрушек.

Давайте рассмотрим игрушку.

Как она называется? Какая она? Что есть у машины? Что делает грузовая машина? Чем тебе нравится эта игрушка? (Последний вопрос предполагает несколько вариантов ответов, поэтому целесообразно опросить всех детей).

Аналогично проводится рассматривание легковой машины.

3. Составление рассказов о легковой и грузовой машинах.

Сейчас мы будем учиться рассказывать об игрушках. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать его.

Это… (грузовая машина). Она … (большая, красивая, синего цвета). У машины есть …(кузов, кабина, колёса). Грузовая машина перевозит …(грузы). Она мне нравится потому, что … (в ней можно возить кубики, кирпичики).

Аналогичным образом дети привлекаются к совместному с воспитателем рассказыванию о других игрушках. О каждой игрушке можно заслушать 2-3 рассказа.

4. Игра «Слушай внимательно, убирай старательно».

(Перед началом игры обсуждается правило «Каждой игрушке своё место»).

Ребята, вот у нас полная корзина игрушек. У всех игрушек есть своё место в нашей группе. Сейчас мы проверим вашу память и покажем Незнайке, где находится «домик» у каждой игрушки.

2 неделя

Тема «Составление рассказов по картине»Кошка с котятами».

Цель : Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по её содержанию. Способствовать проявлению элементов творчества при попытке понять содержание картины. Закрепить в речи названия животных и их детёнышей. Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного. Воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений; выполнять правила игры.

Материал : Карточки с изображением животных и их детёнышей, картина «Кошка с котятами», мяч, кукла Незнайка.

Ход занятия.

1. Д/и «Исправь ошибку».

Ребята, посмотрите, кто-то разложил карточки с животными и детёнышами неправильно: перепутал пары. Нужно найти взрослому животному его детёныша и назвать кто у кого, например, «У кошки котёнок».

2. Рассматривание картины «Кошка с котятами».

Сейчас мы рассмотрим картину «Кошка с котятами», а потом придумаем рассказ про них.

Посмотрите и скажите, кто изображён на картине? Кошка какая? (Большая, пушистая, красивая). Котята какие? (Маленькие, пушистые, смешные). Что делает кошка? (Лежит, отдыхает). Какое имя можно дать кошке? (Мурка, Василиса, Муся). Что делает этот котёнок? (Играет с клубками). Какое имя можно ему дать? (Игрунчик, Васька). Что делаетэтот котёнок? (Лакает молоко, ест). Какое имя ему дадим? (Мурзик, Пушок, Боря). Что делает третий котёнок? (Лежит около мамы, отдыхает). (Давайте ему придумает имя (Соня, Дрёма,Степашка). Как можно назвать всех, кто изображён на картине? (Кошачья семья). А где же папа-кот? Давайте подумаем, где бы он мог быть? (Ушёл на охоту, спрятался в другой комнате).А теперь подумайте, кто бы мог принести корзину? (Бабушка, мама, хозяйка). Что она скажет кошке с котятами, когда вернётся? («Какие баловные котята!», «Вот я васнакажу — не дам молока!»)

( «При рассматривании картины важно добиваться от детей разнообразных ответов на один и тот же вопрос (там, где это возможно) с той целью, чтобы обогатить,расширить, активизировать словарный запас детей и, одновременно, помочь развитию умений свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания…» )

3. Словесная игра с мячом «Что умеет делать кошка?»

Ребята, я предлагаю вам встать в круг. Я буду бросать мяч, и задавать вопрос: «Что умеет делать кошка?». Тот, кто его поймает, даёт ответ, например:»Царапаться».Так мы будем играть до тех пор, пока не вспомним всё то, что умеет делать кошка. Правило: не повторять ответы других детей.

4.»Составление рассказов по картине».

Мы будем учиться составлять рассказы по картине. Дома расскажете маме про кошку и котят. Ей будет интересно. Я буду помогать вам.

На картине изображена … (кошка с котятами). Кошка большая … (пушистая, красивая). Рядом с ней … (три котёнка). Они … (маленькие, смешные). Одного котёнка зовут… (Игрунчик). Он …играет с клубками). Другого … (котёнка зовут Мурзик). Он … (лакает молоко). Третьего котёнка зовут … (Соней). Соня уже наелась и … (легла рядом с мамой). Папа-кот ушёл … (гулять). Корзину с клубками принесла … (хозяйка). Сейчас она вернётся и скажет … («Какие баловные котята!») Мне понравилась картина, потому что котята получились … (смешные).

(Воспитатель выслушивает несколько рассказов детей, поощряя их попытки к рассказыванию).

( «На начальном этапе обучения составлению рассказов по картине, во-первых, важно, чтобы воспитатель принимал активное участие в составлении рассказов. Воспитатель начинает фразу, ребёнок продолжает. Воспитатель задаёт схему рассказа так, что она наталкивает ребёнка на описание и повествование. Смысл этого продолжения в том, чтобы дети почувствовали смысловую соотнесённость предложений и усвоили способы внутритекстовой связи; Во вторых, полного образца рассказа давать не целесообразно. Когда сразу после рассматривания детям даётся образец, им ничего не остаётся делать, как повторить и смысловое, и грамматическое построение предложений…» )

3 неделя

Тема «Пересказ сказки «Теремок».

Цель : Формировать представлениео такой особенности народных сказок, как наблюдательность. Формировать умение пересказывать знакомую сказкус помощью моделей. Формировать умение подбирать предметы-заместители на основе отличительного признака (величины), характерного для внешнего вида персонажа. Упражнять в умении отгадывать загадки, опираясь на зрительный образ животных, аргументировать свой ответ.

Развивать творческие умения, свободно выражая себя под музыкальное сопровождение. Воспитывать выдержку.

Материал : Карточки с изображением уменьшающихся по величине героев из сказки «Теремок»; полоски бумаги одного цвета, но разной величины.

Ход занятия.

1. Игра «Нарисованные отгадки».

(Воспитатель заранее раскладывает карточки с изображение героев из сказки «Теремок»).

Ребята, перед вами лежат герои знакомой сказки. Я буду загадывать загадку о животном, а вы внимательно должны её выслушать, и, если нашли отгадку, поднять руку. После того, как вы произнесёте вслух отгадку, вы должны будете объяснить, почему вы так решили.

∙ Маленькая, серенькая

Под столом таится —

Кошки боится. (Мышка).

∙ Скачет зверушка —

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка).

∙ Комочек пуха,

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц).

∙ Рыжая плутовка

С пушистым хвостом.

Живёт в лесу

Под кустом. (Лиса).

∙ Кто в лесу холодном

Ходит злой, голодный? (Волк).

∙ Он в берлоге спит зимою

Под большущею сосною,

А когда придёт весна,

Просыпается от сна. (Медведь).

2. Чтение украинской народной сказки «Рукавичка».

Ребята, вы отгадали и нашли всех героев русской народной сказки «Теремок». Мы с вами уже говорили, что народные сказки передавались из поколения в поколение. У украинского народа есть похожая сказка, и называется она «Рукавичка». В этой сказке все герои, кроме одного, те же, что и в русской народной сказке «Теремок». Слушайте внимательно, а потом скажете, кого из героев украинской народной сказки нет в русской народной сказке «Теремок».
(Чтение сказки).

Кого из героев нет в сказке «Теремок»? (Кабана-клыкана).

Давайте, сравним, как называли себя звери в этих сказках?

  • Мышка-норушка — Мышка-поскребушка;
  • Лягушка-квакушка- Лягушка-попрыгушка;
  • Зайчик-побегайчик — Зайчик-побегайчик;
  • Лисичка-сестричка — Лисичка-сестричка;
  • Волчок-серый бочок — Волчок-серый бочок;
  • Медведь-люблю реветь — Медведюшка-батюшка.

Можно сказать, что и русский, и украинский народ очень наблюдательны и внимательны, т.к. подметили особенности поведения зверей.

Про мышку можно сказать и то, что она «норушка», и то, что она «поскребушка». Почему? (Живёт в норке и скребётся). Про лягушку можно сказать «квакушка» и «попрыгушка. Почему? (Потому что она и квакакет, и прыгает).

(Аналогичная работа проводится с остальными героями сказки).

3. Д/упр. «Что кем будет».

Сейчас мы превратим всех животных в полоски, а потом расскажем сказку «Рукавичка». Давайте посмотрим, кто из животных самый маленький. Мышка самая маленькая? Её превратим в самую маленькую полоску и запомним, что эта полоска обозначает мышку. Кто побольше? Лягушка? Её превратим в полоску побольше и запомним, что эта полоска обозначает лягушку и т.д.

4. Пересказ сказки с помощью моделей.

Теперь будем рассказывать сказку, но вместо героев сказки на фланелеграф будем выкладывать соответствующие полоски. (Сказка пересказывается 2-3 раза, но каждый раз к пересказу привлекаются другие дети; слова автора читает воспитатель).

5. Игра «Кто лучше всех покажет».

Я буду показывать карточку с изображением героя сказки, а вы должны будете изобразить животного с помощью жестов и мимики. Внимательно слушайте музыку, она вам поможет лучше изобразить персонаж.

4 неделя

Тема «Составление повествовательного рассказа «Как лиса за зайцем охотилась».

Цель : Формировать умение составлять совместный повествовательный рассказ с помощью заданной воспитателем схемы высказывания. Формировать умение придерживаться сюжетной линии при составлении рассказа. Упражнять в подборе признаков к животному, а также подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Воспитывать сочувствие к персонажу придуманной истории.

Материал : Игрушки — лиса и заяц, мяч, пол-листа ватмана, цветные карандаши.

Ход:

1. Игра «Подбери слова к игрушке».

Сегодня мы будем с вами учиться придумывать рассказ о лесных жителях. Но сначала поиграем. Становитесь в круг.

В центре круга на стульчике сидит игрушка — лиса. Я начинаю «Это лиса». Она какая? (Воспитатель бросает мяч кому-то из детей). «Рыжая». (Ребёнок возвращает мяч воспитателю). Ещё какая? (Дети по очереди называют все признаки лисы).

Что умеет делать лиса? (Бросает мяч по очереди детям, дети называют все действия лисы). Воспитатель подытоживает ответы детей: «Лиса рыжая, у неё пушистый хвост, зелёные с прищуром глаза, усы. Лиса умеет ловить мышей, зайцев; тихонько подкрадывается к курятникам и таскает оттуда кур, петушков, цыплят и т. д.»

(Аналогичным образом проводится игра с другой игрушкой — зайцем).

2. Придумывание рассказа совместно с воспитателем.

Сейчас мы придумаем рассказ про лису и зайчика. Я буду начинать предложение, а вы его закончите. Наш рассказ я буду зарисовывать. (Лист размером не менее полватмана).

(Это целесообразно делать потому, что рисование может способствовать повышению интереса к заданию и активизирует речевую деятельность детей).

«Как-то раз решила лиса зайца … (поймать). Притаилась за кустиком и … (ждёт). Вдруг видит … (бежит зайчик). Она хотела … (наброситься на него). Но ничего у неё … (не вышло). Её рыжий пушистый … (хвост) зацепился за … (пенёк). Лиса стала сердиться на … (него). Она кусала его … (зубами), громко … (рычала). Зайчик услышал всё это и … (убежал)».

( В совместном составлении повествовательного рассказа педагог берёт функцию планирования на себя. Он задаёт схему высказывания, а дети (ребёнок) заполняют эту схему различным содержанием. Важно помогать детям не только наводящими вопросами, но и жестами, мимикой, интонацией ).

3. Самостоятельный пересказ по вопросам воспитателя.

Кому понравился наш рассказ? А мама его не слышала. Чтобы лучше его запомнить и рассказать дома вечером, я предлагаю пересказать рассказ ещё раз. (Пересказывают 2-3 ребёнка).

Что задумала лиса? Как она решила ловить зайца? Почему у лисы ничего не вышло?

4. Коллективное раскрашивание рисунка.

Я предлагаю раскрасить наш рисунок и вывесить его в родительский уголок, а вечером вы расскажете родителям историю, которая называется «Как лиса за зайцем охотилась». (Воспитатель может записать полученный рассказ и также поместить его в родительский уголок).

Конспект занятия в средней группе по развитию речи

«Хитрая лиса, где ты?»

Цель

Расширить и уточнить представления детей о хищных животных (лисице), ее внешнем виде и образе жизни.

Задачи:

1. Уточнить и расширить словарь по теме «Дикие животные».

2. Совершенствовать грамматический строй речи (образование и употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в множественном числе, притяжательных прилагательных от названий животных, согласование существительных с прилагательными;

упражнять в подборе родственных слов).

3. Упражнять детей в умении составлять предложение по картинке-схеме (мнемотаблица).

4. Развивать связную речь, умение координировать речь с движением, подражательность.

5. Воспитывать любознательность, желание прийти на помощь. 

Предварительная работа:

Чтение сказок «Кот, дрозд и петух», «Заюшкина избушка, К. Ушинский «Лиса Патрикеевна»,

Е. Чарушин «Лиса и лисята», беседа о диких животных.

Работа с мнемотаблицами.

Подвижная игра «Лиса и куры»

Оборудование:

Книжка с РНС, мнемотаблица «Лиса», демонстрационное панно «Где, чьи следы», плоскостной домик лисы, игрушки: петушок, лиса.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята! Сегодня я заглянула в нашу любимую книгу сказок и увидела, что петух исчез из этой книги. Вместо него в каждой сказке, на каждой картинке остались только белые пятна. Как вы думаете, куда он мог деться?

Ответы детей.

Воспитатель. Согласно с вами. Скорее всего, в этом виноваты хищные звери.

Ребята, а кто такие хищники и каких хищников вы знаете: лиса, волк, медведь.

Звери, которые живут в лесу и питаются мясом.

Воспитатель. Нельзя бросать друга в беде. Ребята! Вы согласны отправиться на поиски петушка?

Да.

Воспитатель. Давайте поищем, не осталось ли здесь следов петушка, петушиное перо. Обнаруживают следы неизвестного зверя. Дети пытаются догадаться, кто это.

Воспитатель. Ребята нам нужна помощь, я предлагаю вам рассмотреть следы диких животных и узнаем чей это след.

Воспитатель предлагает подойти к планшету и рассмотреть «Где, чей след?».

Попросить по очереди показать диких животных и следы которые они оставили, называя где чей след – лисий, волчий, медвежий. Обращают внимание на то, что некоторые следы похожи, но отличаются по размеру: волчий и лисий.

Приходят к выводу, что лиси следы.

Воспитатель. Но чтобы найти лису мы должны составить словесный портрет. Узнать где она живет, найти ее домик и освободить петушка. Садитесь.

А помогут вам составить словесный портрет лисы схемы-картинки. В каждом предложении должно быть слово – лиса. Воспитатель выставляет мнемотаблицу «Лиса».

1. Это лиса. 2. Лиса рыжего цвета.

3. Лиса живет в лису, в норе. Лиса дикое животное.

4. У лисы длинный нос, маленькие, острые ушки, длинный, пушистый хвост и т.д.

5. Лиса охотится на мышей, зайцев, питается мясом.

6. У лисы есть враги – волк, медведь. 7. Лиса сказочный герой.

8. Весной у лисы появляются лисята. 9. В слове лиса есть

Воспитатель. Молодцы! Теперь пора выручать петушка! Птичка- синичка рассказала мне как домик лисы найти.

(встаньте спиной к окну, слушайте волшебные слова «Вокруг себя повернись и в лесу очутись» закройте глаза, откройте глаза, не поворачивая головы, посмотрите направо и т.п).

Дети выполняют гимнастику для глаз.

Вот мы и в лесу вижу я полянку а на полянке, дикие животные, пойдемте подойдем поближе и посмотрим нет ли там лисы. Работа у коррекционной доски « Назови детенышей».

вставайте в круг мы поиграем в игру «Звери шли на водопой».

А сейчас вокруг себя повернись и в лесного зверя превратись,

«Звери шли на водопой»

Как-то раз лесной тропой (идут по кругу друг за

Звери шли на водопой друг за другом)

За мамой медведицей шли? (медвежата) (идут в перевалку)

За мамой лисицей крались Кто? (лисята) (крадутся, на носочках)

За мамой ежихой катились Кто? (ежата) (двигаются в полуприседе)

За мамою белкой скакали Кто? (бельчата) (прыгают)

За мамой зайчихой — косые Кто? (зайчата) (прыгают, сделав ушки из ладоней)

Волчица вела за собою Кого? (волчат) (крадутся большими шагами)

Все – мамы и дети напиться хотят (лицом в круг, встать на четвереньки)

Вокруг себя повернитесь и в детишек превратитесь.

Вот мы и пришли к домику лисы. Только тихо! Подойдем поближе. Присядьте. Лисичка хитра, а мы хитрее. Выманим ее из домика и освободим петушка.

Давайте позовем ее: «Лисичка, выходи!»

Лиса. Кто там? Что вы хотите?

Дети. Это мы. Отдай нам петушка!

Лиса. Как это вы меня нашли?

Воспитатель. Мы узнали, как ты выглядишь, и нашли тебя по твоим следам.

Лиса. Ах! Я так торопилась, что забыла свои следы хвостом замести!

Дети. Лиса отдай нам петушка. Мы знаем он у тебя.

Лиса. Хорошо, хорошо, отдам, только назовите слова похожие на мое имя «Лиса»

(лисонька, лисичка, лиска, лис, лисята, лисица, лисенок).

Бери своего петушка, но только не рассказывайте никому, где мой домик- норка.

Воспитатель. Молодцы ребята, и лису нашли и петушка освободили.

Пора возвращаться в д/с.

На одной ножке покрутись,

В детский садик возвратись!

Цель: Воспитание основ экологической культуры и развитие речи детей.

Задачи:

Образовательные

1. Формировать представление об изменениях в неживой и живой природе зимой.

2. Формировать умения работать со схемами-моделями.

Развивающие

1. Побуждать детей к познавательному общению.

2. Развивать первоначальные творческие проявления: мимику, жесты, голос, движения.

3. Развивать умения решать проблемные ситуации, создавать условия для использования на практике полученной от организованной деятельности, расширять границы своего опыта, обогащать восприятие мира.

4. Активизировать и пополнять словарный запас детей, развивать наглядно-образное логическое мышление, коммуникативность, эмоциональную сферу общения.

Воспитательные

1. Воспитывать бережное отношение к природе.

2. Формировать чувство сотрудничества, взаимопомощи, дружелюбия и взаимовыручки.

Методические приемы: Рассказ воспитателя, беседа, художественное слово: чтение стихов, потешек, отгадывание загадок, объяснение, элементы ТРИЗ, моделирование, физминутка, пальчиковая гимнастика, ИЗО деятельность – применение нетрадиционной техники рисования «тампонирование», педагогическая оценка.

Оборудование: Макеты деревьев, мольберт, шапочки зверей, схема-модель, гуашь, рисунки с изображением зайца по количеству детей, тампоны для рисования, салфетки.

Словарная работа: хищник.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, отгадывание загадок, разучивание потешек, рассматривание иллюстраций о жизни зверей в лесу.

Ход занятия.

Дети входят в зал.

Воспитатель:

Здравствуйте ладошка (хлоп-хлоп),

Здравствуйте ножки (топ-топ),

Здравствуйте щечки, пухленькие щечки (поглаживают щеки),

Здравствуйте губки (чмокают губами),

Здравствуйте гости.

Посмотрите сколько гостей, давайте улыбнемся им и внимание всё на меня

Сегодня, мы отправимся на прогулку в зимний лес. Встаньте друг за другом. Готовы? Тогда в путь!

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

Шагают наши ножки,

Шагают наши ножки,

Через лужу – прыг,

Через ямку – скок,

Топ – встали,

Куда же мы попали!

Дети: Шли мы шли, в зимний лес пришли.

Дыхательная гимнастика

Воспитатель:

Как хорошо в лесу, какой свежий воздух, давайте подышим. (Дети делают глубокий вдох-выход.)

Воспитатель: Ребята посмотрите вокруг. Как изменился лес с наступлением зимы!

Дети: Деревья стоят голые, в лесу тихо.

Воспитатель: Да, ребята, деревья сбросили осенние наряды и ждут зимы. Пока ещё не выпал снег, но зима уже наступила. И не только деревья подготовились к зиме, но и звери.

Воспитатель:

Это что за зверь лесной,

Встал как столбик под сосной,

И стоит среди травы,

Уши больше головы.

Дети: Заяц.

Воспитатель: Правильно, расскажите про зайца. (Работа по схеме-модели)

Воспитатель: Ребята, а как заяц готовится к зиме?

Дети: Одевает белую шубку.

Воспитатель:

А у кочки под кустом,

Белый заинька сидит,

Хвостик у него дрожит.

Воспитатель: Давайте покажем, как дрожит хвостик у зайчика.

Дети выполняют упражнение «Зайкин хвост».

Воспитатель: Мы сейчас поиграем.

Раз-два-три повернись и зайчонка превратись. (Воспитатель одевает на детей маски зайчат).

Физминутка «Зайка беленький сидит»

Зайка беленький сидит,

И ушами шевелит,

Вот так, вот так,

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Вот так, вот так,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,

Вот так, вот так,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал,

Зайка прыг и убежал.

Воспитатель: Кто же зайку испугал?

Девочка: 

Я хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут меня …?

Дети: Лиса.

Воспитатель: Как лиса готовится к зиме?

Дети: Одевает рыжую шубку.

Воспитатель: Ребята, какие вы знаете потешки о лисе?

Дети читают потешки о лисе.

Воспитатель:

Лиса очень хитрый зверь, она хищница. Леса не делает запасы на зиму, она охотится на мышей и зайцев.

Воспитатель: Как же зайка может спрятаться зимой от лисы.

Дети: Он одевает белую шубку. Зайка белый, его не видно на снегу.

ИЗО деятельность

Воспитатель:

Давайте поможем нашим зайчатам спрятаться от лисы, оденем их в белые шубки. Пройдите в нашу художественную мастерскую.

Дети садятся за столы.

Пальчиковая гимнастика

Ушки длинные у зайки,

Высоко они торчат.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.

Воспитатель: Мы подготовили наши пальчики к рисованию. Сегодня мы будем рисовать тампонами. Их нужно держать также как кисточки, в правой руке. Обмакнуть в краску и лёгким нажатием примокнуть к рисунку. (Воспитатель показывает технику рисования.)

Дети рисуют.

Оценка результатов.

Воспитатель выставляет на мольберт рисунки детей.

Воспитатель: Как мы спрятали зайчиков?

Дети: Мы нарисовали им белые шубки.

Воспитатель:

Молодцы все постарались, а сейчас нам пора возвращаться в группу. Встаньте друг за другом.

Ножки-ножки,

Шагали по дорожки,

Ходили лесочком,

Прыгали по кочкам.

Пришли мы на лужок,

Потеряли сапожок.

Сапожок нашли

И домой пришли.

Итог

Воспитатель:

Вам понравилось занятие?

О ком говорили на занятии?

Что мы с вами делали.

Литература:

1. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»;

2. О.С Ушакова «Развитие речи детей»;

3. О.С Ушакова «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».

  • Составление описательного рассказа по игрушке в старшей группе
  • Составление описательного рассказа на тему осень в старшей группе
  • Составление летописей сочинение книг возведение новых храмов и крепостей расцвет торговли и ремесел
  • Составить характеристику любого героя сказки о мертвой царевне и семи богатырях по плану
  • Составить цитатный план к сочинению по теме гринев в белогорской крепости