Составление описательного рассказа в старшей группе на тему одежда

Конспект открытого фронтального занятия в старшей группе для детей с онр-iii уровня тема: составление рассказа-описания по теме одежда составила: учитель-логопед

Конспект
открытого фронтального занятия

в
старшей группе для детей с ОНР-
III
уровня

Тема:
«Составление рассказа-описания по теме одежда»

Составила:
учитель-логопед 1 категории

Будруева
Е.А.

Цель:
научить детей составлять рассказ-описание.

Задачи:


развитие связной речи;


формирование обобщающего понятия;


сравнение предметов с выделением сходных качеств;


составление описательного рассказа по схеме;


расширение и активизация словаря прилагательных;


развитие памяти, внимания и мыслительных процессов;

Оборудование:
карточки-символы,2 разных детских платья, праздничная коробка, предметные
картинки, разрезные картинки.

Ход
занятий:

1.Организационный
момент:

Логопед:
«Здравствуйте, дети! Внимательно посмотрите друг на друга, в чем вы одеты.
Сейчас сядет тот, у кого красная юбка!» и т.д.

Все
дети сели за парты.

Логопед:
«Кто хочет отгадывать загадки?»

1)Дали
братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился

(варежки)

Логопед
выставляет предметную картинку с ответом на доску, и так со всеми отгадками.

2)Рукава
длинней, чем руки,

Значит, вы надели…(брюки).

3)Чтоб
зимой не мерзла Люба

Мама ей купила…(шубу).

4)Их
зимой на голове

Не бывает сразу две.

(шапка)

5)Пушистый,
как кошка,

Вот только бывает

Колючий немножко.

(шарф)

Все
картинки — отгадки на доске.

Логопед:
«Как назвать одним словом эти предметы?»

Дети:
«Одежда!»

2.Обучающий
этап:

У
логопеда волшебная коробка, в ней 2 разных платья.

Логопед:
«Смотрите, какая у меня волшебная коробка! Что же в ней лежит, давайте
посмотрим! Что это?»

Дети:
«Платья!»

Логопед:
«Они одинаковые или разные?»

Дети:
«Разные!»

Логопед:
«А чем они отличаются?»

Дети:
Это платье летнее, а это зимнее, это платье с короткими рукавами, а это без
рукавов, это платье длинное, а это короткое, это нарядное, а это обычное, это
платье
c
большими желтыми цветами, а это в полосочку и с маленькими голубыми цветочками.

Логопед:
«А есть ли что-то общее между ними?»

Дети:
«Да, эти платья детские, с цветочками.»

3.Основная
часть:

Логопед:
«А теперь, давайте вместе составим рассказ про платье.»

Логопед 
дает инструкцию всем, а спрашивает выборочно.

Логопед:
«Какое платье вам больше всего понравилось?»

Дети:
«Праздничное»

Логопед
выставляет карточку-символ на доску при каждом ответе ребенка.

Логопед:
«Это платье детское или взрослое?»

Дети:
«Это платье детское.»

Логопед:
«Из чего это платье сделано, из шерсти или хлопка?»

Дети:
«Платье сделано из хлопка.»

Логопед:
«Какого цвета это платье?»

Дети:
«Это платье разноцветное.»

Логопед:
«Это платье короткое или длинное?»

Дети:
«Это платье длинное.»

Логопед:
«Чем украшено это платье?»

Дети:
«Это платье украшено кружевами, синими бантиками.»

Логопед:
«Это платье нарядное или обычное?»

Дети:
«Это платье нарядное.»

Логопед:
«Откуда у девочки это платье?»

Дети:
«Это платье купили в магазине детской одежды.»

Логопед:
«Куда можно пойти в этом платье?»

Дети:
«В нем можно пойти на праздник Новый Год.»

Логопед:
«Ребята, а теперь повторим, какой рассказ у нас получился! Сначала я, а потом
все вместе хором!»

Дети
хором повторяют после логопеда каждое предложение.

Это
детское платье. Оно сделано из хлопка. Платье разноцветное.. Оно короткое, с
длинными рукавами. Платье украшено кружевами и синими бантиками. На нем есть
три голубые пуговицы. Это платье нарядное. Платье купили в магазине детской
одежды. В нем можно пойти на праздник Новый год.

4.Закрепление

Логопед:
«А сейчас, попробуйте сами составить рассказ про платье, а помогут вам
карточки-символы. Кто хочет попробовать, кто самый смелый?»

Дети
по цепочке составляют рассказ с помощью карточек-символов.

5.Физкультминутка:

В
понедельник

В
понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А
во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В
среду долго умывался, (Умываемся.)

А
в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В
пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень
долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А
в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый
день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

6.Упражнение
на внимание:

Логопед
веером держит картинки, дети выбирают по одной.

Логопед:
«Ребята, посмотрите на картинки, что забыл нарисовать художник? На моей
картинке художник не нарисовал рукав у рубашки, а у вас?»

Дети
по очереди выходят, показывают картинку и отвечают .

7.Упражнение
«Собери картинку»:

Логопед:
«Кто хочет мне помочь раздать конверты?

(один
из детей выходит раздает конверты с разрезными картинками)

На
счет раз, возьмите конверт, на счет два, откройте, на счет три, соберите
картинку.»

Дети
по цепочке называют собранную картинку.

Дети:
«У меня шуба, а у тебя?…»

В 
конце упражнения логопед дает инструкцию: «На счет раз сложите картинку в
конверт, на счет два закройте конверт , на счет три положите на край стола.»

8.Итог:

Логопед:
«О чем мы сегодня говорили на занятии?

Про
что мы составляли рассказ?

Что
больше всего понравилось?»

Ход занятия:

Воспитатель. Дети, сегодня к нам в группу пришло письмо. Давайте откроем? Интересно, что в этом конверте? (Воспитатель открывает конверт в нём загадки). Вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим.

1. Воспитатель загадывает загадку. При угадывании на доску вывешиваются иллюстрации птиц.

Птичка – невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок,

Получается прыжок

(воробей)

2. Воспитатель показывает картинку.

Что это за птица? (дети отгадывают)

(сорока)

3. Воспитатель загадывает загадку. При угадывании на доску вывешиваются иллюстрации птиц.

Носит черный жилет,

Но у крыльев черный цвет.

Видишь кружат 20 пар

И кричат кар-кар-кар

(ворона)

4. Воспитатель показывает картинку.

Что это за птица? (дети отгадывают)

(синица)

5. Воспитатель предлагает детям самим назвать любую птицу найти её среди предложенных (2 ребенка)

Воспитатель. Как можно назвать, одним словом этих птиц? Почему?

А теперь давайте подробнее расскажем о каждой птице. Для этого мы будем использовать схему, но рассказывать мы будем парами, один начинает, затем другой продолжает.

(Воспитатель вывешивает на доску схему, по которой дети будут составлять описательный рассказ, на каждом столе лежат такие же схемы составления рассказа, картинка с изображением зимующий птицы).

Например,о дятле:

1 ребенок

Это птица дятел. Дятел крупная птица. У него большие крылья, длинный хвост. Клюв длинный и крепкий. Тело покрыто перьями. У дятла голова, шея, спина, крылья – чёрные, на голове, шее и крыльях есть белые пятна, ещё на голове красные пёрышки как – будто красная шапочка.

2 ребенок

Его можно узнать по звуку «Тук-тук, тук-тук». Он питается насекомыми и семенами шишек. Живет на дереве. Дятел это зимующая птица.

По схеме дети составляют парами описательный рассказ о птицах.

Воспитатель. Вы все хорошо справились с заданием, а сейчас отдохнём (дети встают, выходят на ковёр)

Воспитатель. Представьте, что мы оказались на лесной полянке и увидели стайку красногрудых снегирей.

Физминутка: «Снегири».

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири

(Опущенными руками, показывают грудку руками)

Распустили пёрышки

Греются на солнышке

(Хлопают себя по бокам)

Улететь хотят

(Головой вертят)

Улетели! Улетели!

(Бегут по кругу, взмахивают руками)

За метелью, за метелью.

Затем дети садятся за столы. На доске картина с изображением дерева с кормушкой и птичками.

Д/и «Кого не стало»

Воспитатель. Каких птичек вы видите у кормушки? Посмотрите внимательно и запомните, где находятся птички. Сейчас вы закроете глаза, а я закрою одну из них. Открыв глаза, вы скажите, кого не стало.

Воспитатель. Кого не стало?

Дети. Синички.

Воспитатель. Где сидела синичка?

Дети. На ветке.

Воспитатель. Что она делала?

Дети. Клевала сало.

Воспитатель закрывает плоскостное изображение воробья.

Воспитатель. Кого теперь не стало?

Дети. Воробья.

Воспитатель. Где сидел воробей?

Дети. В кормушке.

Воспитатель. Что он делал?

Дети. Клевал зёрнышки.

(Воспитатель продолжает задание еще с 2-3 птицами на картине)

Воспитатель. Сегодня я не одна готовилась к нашему занятию, у меня были помощники, они выучили стихотворение Зои Александровой «Новая столовая», и они хотят нам его прочитать (дети выходят и читают стихотворение)

1 ребенок

Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед, будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели к нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри, прилетели снегири

Три вороны были в среду, мы не ждали их к обеду

2 ребенок

А в четверг со всех краев стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей, голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог прилетели 7 сорок

В воскресенье, в воскресенье было общее веселье

Воспитатель. Вы сегодня хорошо рассказывали о зимующих птицах, но в конце нашего занятия я хочу, проверить всё ли вы знаете о них

— Я сегодня шла в детский сад и видела красивую птичку, с красной грудкой, напомните, как она называется?

— Как вы думаете, смогут ли жить зимующие птицы у нас дома?

— Скажите, как мы помогаем птицам зимой?

— Где чаще всего обитает голубь?

Воспитатель. Но чтобы наше занятие нам запомнилось на долго, я предлагаю вам помочь сделать мне дидактическую игру о зимующих птицах «Птичья столовая». У меня готова уже кормушка, но на ней нет птиц, выберите любую раскраску, дома раскрасите и вырежете её, принесите мне, и мы увидим, кто, же прилетает к нам в «Птичью столовую».

Ход занятия

Организационный момент. Приветствие.

Слово «здравствуй»

Много значит для людей.

Поздоровайтесь с друзьями

Все вы поскорей!

Здравствуй — встречу начинает,

Здравствуй – дружбе помогает.

Каждый это слово ждёт,

Когда друг к нему придёт.

«Здравствуй»,- я тебе скажу-

Улыбнись в ответ.

Здравствуй, так я покажу –

Это мой привет

Воспитатель под мелодию П. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня»читает стихи:

Осень наступила,

Начались дожди.

До чего ж уныло

Выглядят сады.

Потянулись птицы

В тёплые края.

Слышится прощальный

Клёкот журавля.

Солнышко не балует

Нас своим теплом.

Северным, морозным

Дует холодком.

Очень уж печально,

Грустно на душе

От того, что лето

Не вернуть уже.

(Е. Арсенина)

Ребята, про какое время года это стихотворение? (Ответы детей.) Верно. Представляет гостью – лесную птицу сову Глашу.

Однажды Глаша прилетела знакомую ей на полянку, а там…

(Воспитатель ставит на доску иллюстрации с изображением ранней осени.)

Расскажите, что же увидела Глаша? (Ответы детей.) Верно, а какая это осень? (Ранняя.) Почему вы так думаете? (Ответы детей.)

Через какое-то время она снова полетела посмотреть, что там интересного и увидела.

Воспитатель ставит на доску иллюстрации с изображением золотой осени.

Скажите, ребята, какую же осень увидела наша сова. (Золотую.) А почему она так называется, какие изменения произошли в природе, с деревьями? На что похожи листики? (Ответы детей.)

А недавно Глаша полетела в берёзовую рощу и ахнула.

Воспитатель ставит на доску иллюстрации с изображением поздней осени.

Воспитатель: Что же на этот раз увидела Глаша? (Позднюю осень.) Давайте расскажем о поздней осени. Что произошло с деревьями? Куда улетели перелётные птицы? Часто ли идут дожди поздней осенью? (Ответы детей.)

Как же одеваются люди в такую погоду?

— Холодно не только людям, но и животным. Где живут дикие животные? (Ответы детей.)

У меня есть волшебная книга. Давайте мы её откроем, посмотрим, кто в ней живёт и как готовится к зиме. (Дети рассказывают о медведе, лисе, волке, зайце, белке, птицах, еже).

Воспитатель. А сейчас отгадайте загадку.

Отхлестал по щекам,

Настегал по рукам,

Шапку с головы сорвал

И удрал. Что это?

(Ветер)

Что умеет делать ветер? (Дуть, выть, завывать, гудеть, бушевать.) А если это было вчера на площадке, то что делал ветер? (Дул, гудел, листья срывал).

Физминутка:

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

Воспитатель. Как называется это явление, когда летят листья с деревьев? (листопад)

Упражнение «Какой у тебя лист?»

Лист дуба – дубовый

Лист березы – березовый

Лист рябины – рябиновый

Лист осины – осиновый

Лист клена – кленовый

Шишка сосны – сосновая

Шишка ели – еловая.

– Ребята, а что делают в лесу с опавшими листьями. Их собирают? (нет) А куда они деваются? (Перегнивают.) А это не вредно для леса? (нет, наоборот, листья укрывают корни деревьев и защищают их от мороза, а когда они гниют, то образуются вещества, которые удобряют, питают землю)

А сейчас мы с вами немного поиграем. Игра «Хлопай, топай»

Я буду называть признаки, если вы согласны со мной, то хлопаете в ладоши, если нет – топаете ногами.

Осенью растут грибы.

Солнце светит очень жарко.

Тучки солнце закрывают.

Колючий ветер прилетает.

Ну а птицы гнезда вьют.

Все букашки выползают.

Туманы осенью плывут.

Урожай все собирают.

Можно детям загорать.

Дни становятся короче.

Птичьи стаи улетают.

В лесу подснежник расцветает

Часто-часто льют дожди.

Желтеют листья, опадают.

Природа словно засыпает…

Воспитатель: Итак, назовите мне все три периода осени (ранняя, золотая, поздняя).

Закончите предложения об осени «Ранней осенью мы собирали грибы, а поздней осенью … (грибов нет). Ранней осенью на деревьях разноцветные листья, а поздней осенью эти листья где? (под деревьями). Ранней осенью мы рвали яблоки с яблонь, а поздней осенью… (яблок на деревьях уже нет). Ранней осенью мы убирали овощи, а поздней осенью никаких овощей на огородах нет. Ранней осенью идут дожди, а поздней осенью (дожди со снегом)».

Воспитатель: Очень интересно вы рассказываете. В заключении нашего занятия посмотрите, пожалуйста и послушайте произведение, которое называется «Осенняя скрипка».

Спасибо большое, Сегодня все ребята очень хорошо работали. Я думаю, что вы придёте домой и расскажите своим родителям о том, какая бывает осень. Ну а сейчас вам пора возвращаться в группу. До свидания.

Ход занятия:

1. Двигательно-ритмическая часть.

• Приветствие

• Хоровод

• Рецитация

Ни листочка, ни травинки,

Тихим стал наш сад.

И березки и осинки

Скучные стоят.

Только елочка одна

Весела и зелена.

Видно, ей мороз не страшен,

Видно смелая она!

— Какой сегодня день недели?

— Какой месяц по календарю?

— Какое сейчас время года?

— Ребята, когда к нам приходит Дед Мороз? Дед Мороз никогда не видел лето, осень и весну. Он попросил написать ему письмо с рассказом об осени. Чтобы письмо было интересное, мы вспомним все, что знаем про осень.

• Д/И «Подними снежинку или лист и расскажи про осеннюю погоду» (мрачная, холодная, сырая, прохладная, холодная, дождливая, солнечная, ясная, снежная, пасмурная)

2. Рассматривание картины:

• — У нас есть картина, по которой мы будем составлять письмо. Какое время года изображено на картине?

• Поздняя осень — это ноябрь – месяц, послушайте пословицы и поговорки (обсудить, помочь понять смысл поговорок)

•Ноябрь-полузимник: мужик с телегой прощается, в сани забирается.

• Ноябрь-ворота зимы, месяц молодого звонкого льда.

•Ноябрь на пегой кобыле ездит: то снег, то грязь.

• Синица к избе, зима на дворе.

• Синица пищит, зиму и холод вещает.

Ребята, в наши дни эти пословицы тоже верны.

— Представьте, что у вас в руках «кинокамера». Посмотрите на картину и скажите, что вы видите (по одному предмету).

-«Я вижу зайца» (дети называют, а воспитатель выставляет на доску карточки-символы) и т. д.

— Почему не видно бабочек и других насекомых?

— Кто еще ложится в спячку?

— Мы разобрали картину на части. Теперь попробуем объединить все части.

(Соединяем две карточки и объясняем почему)

— «Я соединяю дерево и снег, потому что под деревом лежит снег».

3. Физминутка (на ковре) «Осенние листочки»

(Дети встают в круг)

— Теперь закройте глаза, представьте, что вы находитесь в этом осеннем лесу.

— Что вы увидели?

— Что вы услышали?

— Понюхайте воздух, что вы почувствовали? Какой в лесу воздух?

— Влево покружитесь и в листочки превратитесь. Под музыку кружимся, как листочки.

— «Сильный ветер вдруг подул

И листочки быстро сдул (воздушная струя).

Все листочки полетели

И на землю тихо сели» (ш-ш-ш).

— Теперь вправо покружитесь и в детишек превратитесь.

4.Работа с мнемотаблицей:

— Ребята, теперь по картинам-подсказкам попробуйте рассказать Деду Морозу про позднюю осень. Вы не умеете писать, поэтому мы отправим ему звуковое письмо. Я буду записывать ваши рассказы

1- Какое время года нарисовано на картинке?

2-Все листья с деревьев опали.

3- Выпадает снег.

4- Река покрывается льдом.

5- Медведи и ежи впадают в спячку.

6- Белка делает запасы на зиму. Она стала серой, а не рыжей.

7- Заяц меняет шубку с серой на белую.

8- Перелётные птицы улетели на юг.

9- День становится короче, а ночь – длиннее.

10. Ноябрь закончится и начнется зима.

5. Составление рассказа:

— Расскажите об осени, используя таблицу (2 человека)

6.Вывод:

— Готово наше письмо?

— Сможет Дед Мороз прочитать его?

Мы букв не знаем, но письмо написали. Что нам помогло?

— Что теперь надо сделать с письмом?

(Запечатать в конверт и отнести на почту, или бросить в почтовый ящик).

* * *

Миновало лето,

Осень наступила.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышка не видно,

Тёмны, тёмны ночи.

А. Плещеев

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца.

Чахлая рябина

Мокнет под окном:

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Ещё просит сердце

Света и тепла…

А. Плещеев

Осень

Что ни день – то резче ветер

Рвёт в лесу листву с ветвей…

Что ни день – то раньше вечер,

А светает всё поздней.

Медлит солнышко, как будто

Подниматься силы нет…

Потому и всходит утро над землёй

Почти в обед.

И. Мазнин

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:

Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят…

Воспитатель: Кто догадался, о каком времени года говорится в этом

стихотворении?

Дети: Об осени.

Воспитатель обращается к некоторым детям с вопросом : А ты как

думаешь?

Воспитатель: Правильно. Ребята, вы слышите, кто-то стучится к нам.

Входит осень с двумя корзинками, здоровается с детьми.

Осень: Ребята, отгадайте, кто я?

Ответы детей.

Осень: Правильно, я услышала,что вы говорите обо мне и решила к вам

зайти. Ребята, вы знаете, какой урожай собирают в огороде осенью?

Дети: Картошку, капусту, свеклу, морковь…

А какой урожай собирают в садах осенью?

Дети: яблоки, груши, сливы.

Осень:Молодцы! Отгадайте загадки.

1. Она медленно растет, листок к листочку прибавляет и в крепкий их вилок

свивает. (Капуста)

2. Он лежит меж грядок, зелен да сладок. (Огурец).

3. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь).

4. Сидит дед, во сто шуб одет. (Лук).

Дети отгадывают загадки, осень хвалит детей.

Воспитатель с детьми приглашает осень поиграть с ними в игру «Есть у нас

огород». Дети встают в круг. «Есть у нас огород, в нем капуста растет, вот

такой ширины, вот такой ужины, вот такой вышины, вот такой низины.

Огород, огород, что еще там растет?.».Ведущий ребенок называет

следующий овощ, игра продолжается.

Осень: Ребята, задержалась я у вас! Мне нужно спешить в лес попрощаться с

птицами, которые собираются улететь в теплые края. До свидания!

Осень уходит. Воспитатель предлагает детям вспомнить еще

стихотворения об осени:

Зашумела листьями осень золотая,

Закружила листьями, весело играя,

Вот листок березы, вот листок рябины,

Вот листочек тополя, вот листок осины.

А кленовый листок нам под ноги сразу лег.

Только елочки стоят, ронять иголки не хотят.

Воспитатель показывает детям картинки.Воспитатель: Осенью погода

бывает разная.

Если светит солнце, небо голубое, тепло, листья на деревьях желтые, то мы

говорим, что осень ранняя, золотая. Если небо затянуто тучами, идет дождь,

дует холодный ветер, то говорим, что осень поздняя. Дети, давайте

отправим открытку осени! В этой открытке мы нарисуем символы, которые

помогут осени узнать, какой рассказ мы составили про нее. Для того, чтобы

нарисовать открытку, нужно придумать символы, с помощью которых

составим схему.

Воспитатель: Какого цвета листья осенью?

Дети дают ответы и воспитатель рисует символ листьев- листок.

Воспитатель: Деревья не сразу сбрасывают листву, сначала листья желтеют

или краснеют, высыхают и опадают.

Воспитатель: Какое небо осенью?

Дети: Хмурое, на небе тучи.

Воспитатель рисует символ тучи.

Воспитатель: Какая погода осенью?

Дети: дождливая, часто идут дожди.

Воспитатель рисует символ дождя- косые линии.

Воспитатель: Какой ветер бывает осенью?

Дети: сильный, порывистый.

Воспитатель рисует символ ветра- веточка.

Воспитатель: Что мы собираем в лесу осенью?

Дети: грибы.

Воспитатель рисует символ – гриб.

Воспитатель: что мы собираем в саду и на огороде осенью?

Дети: овощи и фрукты.

Воспитатель рисует символы урожая овощей и фруктов.

Воспитатель: Что происходит с птицами осенью?

Дети отвечают и воспитатель рисует символ- галочки (стая птиц).

Воспитатель задает вопросы про зверей и рисует символы некоторых зверей

(зайца, медведя). Дети рассказывают, как эти звери готовятся к зиме.

Физкультминутка (или пальчиковая гимнастика).

Воспитатель предлагает детям составить рассказ об осени по полученной

схеме. Дети рассказывают, воспитатель помогает в случае затруднения или

предлагает другим детям помочь тем, кто не может продолжить

свой рассказ.

Воспитатель предлагает детям на прогулке обратить внимание на

изменения в природе, которые происходят осенью и вечером нарисовать

детям обложку открытки для осени

Ход занятия

Воспитатель: — Дети, к нам в гости пришла кукла Таня.

Чтение отрывка из стихотворения З. Александровой «Таня и волчок».

Познакомьтесь с нашей Таней –

Ей пошел четвертый год.

Таня рано утром встанет,

И гулять она пойдет.

Воспитатель: — Наша Таня собирается на улицу. Что ей надо надеть, чтобы не замерзнуть? Дети называют предметы одежды,воспитатель демонстрирует называемые вещи и задает вопросы:

— Какое это пальто? (зимнее, теплое, меховое). Какого цвета? — Какая шапочка? Какая кофта (свитер? Какой шарф? и т. д. — Про что мы скажем – пушистый, меховой, мягкий? (воротник).

Зимнее теплое (пальто). Желтая вязаная (шапочка). Красная вязаная теплая шерстяная (кофта).

— Для чего нужен шарф? (чтобы его повязывать на шею, чтобы было тепло, чтобы не дуло, чтобы не заболеть).

— Наша кукла Таня тепло оделась и собралась на улицу кататься на санках.

Давайте покажем ей, как вы умеете кататься на санках, лыжах и коньках.

Пальчиковая гимнастика (2 раза)

Санки, (Обе ладони рядом, руки вперед-назад перед собой)

Лыжи (Ладони – противоходом)

И коньки (Ладони ребром – противоходом)

Мчатся наперегонки (Ладонь – кулак)

Воспитатель выставляет картину. Дети рассматривают ее, отвечают на вопросы.

— Кто нарисован на этой картине? (Девочка Таня). — Где гуляет Таня? Что она делает? (Ответы детей). — Какое время года изображено на картине? Почему вы думаете, что это зима? Посмотрите на снег и скажите, какой он (белый, пушистый, холодный, мягкий, блестящий, чистый). А как можно сказать про зиму, какая она? (Снежная, морозная, холодная). А как Таня одета? (Тепло). На ней (пальто, шапка, шарф, варежки, валенки). Дети описывают одежду.

— Еще раз посмотрите на картину внимательно и расскажите, где гуляет Таня, что она делает, во что играет (Ответы детей).

Воспитатель читает стихотворение-загадку Е.Благининой:

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке.

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке (снежинки).

— О чем это стихотворение? Какими словами сказано про снежинки, какие они? Какие еще можно слова сказать про снежинку, какая она? (Ответы детей).

— Давайте еще раз расскажем про Таню.

— В морозный зимний день Таня (вышла гулять). Взяла она с собой (санки, лопатку, ведро). Оделась Таня тепло. На ней (меховая шапочка, зимнее пальто, валенки). На рукавичку Тане упала (снежинка — легкая, белая, красивая). На улице холодно, но Таня (не боится мороза).

— А сейчас расскажите про Таню без моей помощи. Кто хочет рассказать? (Ответы детей).

Оценивая рассказы, воспитатель хвалит тех детей, которые включили в свой рассказ определения: белый, пушистый (снег, снежная, холодная (зима).

— А сейчас мы все тепло оденемся и вместе с куклой Таней пойдем на прогулку (имитация: надевают верхнюю одежду, затем выходят на ковер).

Физкультминутка «Прогулка»

На дворе мороз и ветер,

Во дворе гуляют дети Шагают по кругу

Ручки потирают,

Ручки согревают Потирают рукой об руку

Чтоб не зябли ножки, потопаем немножко Топают

Нам мороз не страшен, Весело мы пляшем похлопать, покружиться.

Воспитатель делит детей на две группы. Одна изображает ветерок, другая – снежинок. Ветерок дует, снежинки кружатся. Затем дети меняются ролями.

Дидактические игры «Отгадай, сколько», «Не ошибись»

— Отгадайте загадку:

С неба падают зимой

И кружатся над землей

Легкие пушинки,

Белые (снежинки).

— Дети, давайте покажем кукле Тане, как вы умеете отгадывать «зимние» загадки и подбирать слова-определения и слова-действия к отгадкам (воспитатель загадывает загадки о снеге, зиме, морозе, а дети отгадывают).

Лексико-грамматическое упражнение «Подбери признаки».

— Зима какая? (холодная, морозная, снежная, веселая)

— Снег какой? (белый, пушистый, мягкий, чистый, блестящий).

— Мороз какой? (сильный, злой, крепкий, слабый).

— Снежинка какая? (легкая, колючая, нежная, холодная, белая, красивая, узорчатая, резная)

Лексико-грамматическое упражнение «Подбери действия».

— Снег что делает? (идет, падает, кружится, летит, скрипит).

— Мороз что делает? (щиплет, трещит, кусает, рисует).

— Снежинка что делает? (летит, опускается, падает, кружится, тает).

Дидактическая игра «Что изменилось?» (с картинками).

ИТОГ

В конце занятия кукла Таня благодарит детей за интересные рассказы, хвалит их за то, что дети хорошо занимались. Воспитатель предлагает детям после занятий тепло одеться, взять куклу Таню с собой на прогулку и покатать ее на санках.

Ход занятия.

Организационный момент (дети стоят возле своих мест за столами):

— Сядет тот, кто назовет осенние приметы.

Посмотрите, ребята, на картину. Какое время года на ней изображено? Как вы догадались? (По разноцветным листьям, улетающим птицам). А вы хотите оказаться в осеннем лесу? Выходите из-за стола. Раз, два, покружись, в лесу осеннем очутись! Идите на полянку.

Поиграем с мячом. Я буду бросать вам мяч, а вы придумайте слово-признак к слову ОСЕНЬ.

Воспитатель: Осень какая?

Дети: Прохладная, золотая, пасмурная и т. д.

Воспитатель:А теперь придумайте слово-действие: осень что сделала?

Дети: Пришла, наступила…

Воспитатель: Бр-р, холодно стало, ветер!

Ветер какой?

Дети: холодный, сильный…

Воспитатель: А дождь какой? Про мелкий дождь говорят МОРОСЯЩИЙ. Это новое слово, запомните его (повтор слова каждым ребенком по очереди).

Ветер что делает?

Дождь что делает?

Ребята, здесь много листьев, возьмите 2 листа.

Воспитатель: Поиграем в игру «Скажи наоборот». Листья мокрые? Тяжелые? Бесцветные? Листья издают звуки, когда мы на них наступаем. Они что делают?

Дети: Шуршат.

Воспитатель: помашите листьями и послушайте, как они шуршат. Листья что делают? (Индивидуальные ответы детей, каждый говорит по — очереди)

Ребята, а птицы, которые перелетают то в теплые края, то обратно к нам, они какие? (Перелетные). Пора, ребята, в детский сад. Раз, два, покружись, в детский сад возвратись.

На этой неделе мы говорили об осени, составляли разные предложения из слов-действий, признаков и слов-предметов. А Матвей болеет, в детский сад не ходит. Его мама попросила прислать ему аудиописьмо. Ваши рассказы об осени я запишу на диктофон. Зарисовки слов-действий и слов-признаков помогут вам составить рассказы. Я предлагаю нарисовать схематичные картинки, чтобы вам было удобно рассказывать. Возьмите карандаш, нарисуйте в конце первой верхней строки солнце, наполовину закрытое тучей. Это будет слово ОСЕНЬ. В конце второй строки, справа, нарисуйте дождь. В конце третьей строки нарисуйте стрелочу-ветер, затем ниже – лист, летящих птиц, яблоко с морковью, это будут овощи и фрукты (все рисую и показываю на доске, дети рисуют на своих листах бумаги). Получилось 6 предложений. Давайте договоримся, что этот значок (слово-признак) в 5 предложении будет словом ПЕРЕЛЕТНЫЕ, так Матвей лучше запомнит. А в 6 предложении предлагаю подумать,какое слово- предмет можно сказать: КТО? (показываю на значок – символ слова-предмета, ЧТО ДЕЛАЕТ? (показываю на значок – символ слова-действия) овощи и фрукты (показываю на изображение яблока и моркови). Подумали? Начинаем запись рассказов.

Примерный рассказ.

Наступила золотая осень.

Моросит мелкий дождь.

Дует холодный ветер.

Падают разноцветные листья.

Улетают перелетные птицы.

Люди собирают овощи и фрукты.

Составление описательного рассказа в старшей группе на тему одежда

Ход занятия.

1.Организационный момент: Психогимнастика.

Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе.. А теперь пожелайте доброго утра друг другу и гостям! молодцы.

2. Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать,

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

— Ребята к нам в гости пришел Петрушка и он очень огорчен.

Петрушка: Ребята, мне нужна ваша помощь, мы с моим верным другом играли в прятки, и он заблудился.А чтобы узнать про кого я говорю отгадайте загадку:

Этот зверь, увидев кошку,

Громко лает у окошка.

Вечно крутится у ног

Рыжий в пятнышках …. (Щенок)

Вы поможете вернуться ему? (Ответы детей)

А у меня есть подсказка. Она на доске.

посмотрите на картинку и опишите щенка

Воспитатель: Верно, ребята, собака – домашнее животное и у нее есть хозяин – человек. Сейчас я предлагаю вам вспомнить стихотворение и поиграть.

Физкультминутка.

Пес веселый лает громко, Дети произносят слова громко и весело,

с радостным выражением лица.

«Гав, гав, гав» всем говорит. Громко произносят слова.

Без хозяина скучает Делают грустное выражение лица, слова

произносят тихо, грустным голосом,

опустив голову и плечи.

И тихонечко скулит: Произносят интонационно окрашенным

«У-у-у, у-у-у, у-у-у, ууу!» голосом, поворачивая голову то

в правую, то в левую сторону.

Вот хозяин пса вернулся — Поднимают голову и расправляют плечи.

Пес как будто улыбнулся. Улыбаются.

Он хвостом виляет, Показывают движением руки вправо-

Хозяина встречает! влево, как пес виляет хвостом.

Воспитатель: ребята, посмотрите Петрушка пришёл к нам не с пустыми руками. Что это? (ответы детей) Правильно – ящик, а для чего Петрушке ящик? А в ящике что? (Щетки). Предлагаю вам рассказать Петрушке для чего эти щетки. (ответы детей)

Аудиозапись голос щенка

Воспитатель: Ребята, вы помогли щенку найти дорогу. Посмотрите, какой он (ответы детей).

Петрушка: Спасибо ребята за помощь. А мы с щенком хотим сыграть с вами в игру? (Да)

Проводится пи «Лохматый пес».

Количество игроков: 10 человек.

Инструкция. Из числа играющих выбирают «пса». Он сидит в стороне. Другие дети медленно идут к нему,приговаривая:

Вот сидит лохматый пес, в лапки свой уткнувши нос.

Тихо, мирно он сидит, не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим и посмотрим

Что же будет?

Дети тихонько подходят и хлопают в ладоши. Пес вскакивает, рычит, лает и ловит детей. Пойманный игрок становится водящим «псом».

Воспитатель: Итог. Рефлексия

— Покажите своё настроение в конце занятия.

-Молодцы, ребята, вы хорошо поработали на занятии.

— Большое спасибо.

Рекомендации по теме недели

«Город мастеров»

С  13 декабря по 17 декабря 2021 г.

Для детей 3-4 лет:


изготовить елочную игрушку для участия в конкурсе.

— рассмотреть с
детьми узоры на посуде, обратить внимание на сочетание цвета, на элементы
украшения, их расположение.

— познакомить
детей с семейными традициями, обычаями (дни рождения, празднование Нового года,
поздравление бабушек и дедушек и т.д.)

— проведение с
детьми прогулки по городу. Задачи: 
Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в
общественных местах: не разговаривать с незнакомыми людьми и не брать у них
угощения и различные предметы, сообщать воспитателю о появлении на участке
незнакомого человека.

 Для детей 4-5 лет:

— беседу с
детьми о членах семьи. Составить простейшее генеалогическое дерево семьи

-подобрать
кусочки ткани и бумаги для пополнения коллекций «Ткани» и «Бумага»

— посмотреть с
детьми спортивные телепередачи, соревнования; 

—  прочитать сказку «Снегурочка» Одоевского;

— рассмотреть с
детьми предметы декоративно-прикладного искусства.

Рекомендации по теме недели

«Здравствуй,зимушка — зима!»

С  1 декабря по 10 декабря 2021 г.

Для детей 3-4 лет:

— найти и
вырезать из журналов картинки с изображением людей в зимней одежде.

— выучить с
ребенком стихотворение В.Берестова «Снегопад».

—  совершить с ребенком прогулку по парку,
рассмотреть снежинки на варежке, заснеженные деревья.

— изготовить
совместно с ребенком кормушку из подручного материала.

 Для детей 4-5 лет:

— понаблюдать с детьми за красотой
зимнего леса; за снегом в разную погоду;

— почитать сказку «Снегурочка»,
«Зимовье»;

— построить из
снега горку  на участке;

— составить
книжку описательных рассказов ребенка «Зимние забавы».

— сделать альбом
«Наши славные дела» — о помощи зимующим птицам

— составить «Сказку
про снеговика»

— совместно с
детьми из ваты, мятой бумаги, двухстороннего скотча и т.д. создать композицию
на тему «Здравствуй, зимушка-зима!»

— посетить
снежный городок, полюбоваться снежными 
постройками.

— выучить с детьми  стихотворения: И. Никитин  «Зима», И. Суриков «Зима».

— прогуляться по
парку и полюбоваться снегом, вызвав у детей положительный эмоциональный отклик

  Рекомендации по теме недели

«Кто как готовится к зиме»

С  22 ноября по  30 ноября 2021 г.

Для детей 3-4 лет:

— понаблюдать за способом
перенесения зимних условий насекомыми (обследовать деревья с трещинами дощатый
забор, сложенные доски) и др;

— посетить с
детьми зоопарк, побеседовать об увиденных животных;

— поиграть в
дидактические игры на активизацию словарного запаса (употреблять в речи
названий животных и их детенышей в форме единственного и множественного числа);

— привлекать ребенка
к выполнению простейших трудовых поручений дома;

— почитать с
ребенком дома русские народные сказки о животных, помочь ребенку понять смысл
сказки.

 Для детей 4-5 лет:

— совместно с ребенком сделать кормушку, ежедневно добавлять
корм, наблюдать за птицами, прилетающими к кормушке;

— почитать с ребенком дома:
(«Олененок» Ю. Кушак, «Покормите
птиц зимой» А. Яшин, «Скачет шустрая синица…» А. Барто, «В медвежий час» Г.
Цыферов, «Первая охота», «Лесной колобок – колючий бок», В. Бианки, «Зимовье
зверей», «Лисичка-сестричка и волк», «Сказка про Комара Комаровича», народные
сказки о животных, их повадках;

— дидактические игры на использовании в речи прилагательных,
глаголов, наречий (описание животных, птиц);

— привлечение ребенка к работам на садовом участке по
подготовке к зиме, объяснять, что и для чего делается (перекапывание почвы,
укрывание растений и т.п.);

— заготовить корм для птиц на зиму (ягоды рябины, семена и
т.д.);

— в беседах уточнять представления ребенка о том, что нужно
делать для предупреждения простудных заболеваний в холодный период.

Рекомендации по теме недели

«Здоровей-ка»

С  15 ноября по 19 ноября 2021 г.

Для детей 3-4 лет:

— закрепление умения пользоваться
мылом, правильно вытирать руки, чистить зубы по утрам и после еды;

— проведение с детьми в домашних условиях закаливающих
процедур и утренней гимнастики, регулярных прогулок
на свежем воздухе с целью совершенствования привычки к здоровьесберегающему
поведению;

— изготовление странички в групповую кулинарную книгу
«Любимое блюдо моего ребенка или нашей семьи»

— привлекать ребенка к выполнению простейших трудовых
поручений;

— почитать с ребенком дома: М. Газиев «Утром», Р. Сеф
«Мыло», учить правильно называть процесс ухода за своим телом, предметы,
необходимые для его осуществления;

— прочитать стихотворение К.И. Чуковского «Мойдодыр»
(посмотреть мультфильм) и побеседовать о значении гигиенических навыков для
здоровья;

Для детей 4-5 лет:

— рассказы из
личного опыта родителей на тему: «Представление о здоровье и здоровом образе
жизни»;

— почитать с
ребенком дома: М. Дружинина «Кто знает волшебное слово», А. Кондратьев «Добрый
день!», С. Маршак «Ежели вы вежливы», С. Капутикян «Кто скорее допьет», «Маша
обедает», И. Муравейка «Я сама», Н. Павлова «Чьи башмачки»;

— выполнение
совместной творческой работы (рисунок, аппликация) для семейной выставки «Мой
друг Мойдодыр»;

— закреплять культурно-гигиенические
навыки в домашних условиях;

— рассмотреть  ребёнка фото с раннего возраста, отметить,
как вырос малыш;

— в беседах
уточнять представления ребенка о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым;

— составить с ребенком
комплекс упражнений для утренней гимнастики.

Рекомендации по теме недели

«Транспорт»

С  8 ноября по 12 ноября 2021 г.

Для детей 3-4 лет:

                  
прогулки
по городу в ходе которых родители показывают пример детям по соблюдению правил дорожного движения,
рассказывают о правила поведения в транспорте, на улице,

                  
чтение художественной литературы с целью закрепления
с детьми правил дорожного движения
А. Барто «Игрушки» («Грузовик», «Самолет»
«Кораблик», С. Маршак «Кораблик», С. Михалков «Шла по улице машина»)

                  
учить
ребенка правильно переходить дорогу (родители должны проговаривать свои
действия), рассказывать об опасностях, которые могут возникнуть на дороге.

Для детей 4-5 лет:

                   
строительные
игры с обыгрыванием  постройки: «Построим
большой автомобиль», «Грузовик для кота», «Пожарная машина», «Самолет», Корабль»,«Машина
скорой помощи», «Светофор»

                  
сюжетно-ролевые
игры «Скорая помощь» (назначение машины, знакомство с работой бригады скорой
помощи), «Водитель автобуса» (пассажир, водитель, пешеход, если кашляем, чихаем
– закрываем рот платком)

                  
прогулка
«Наша улица».показать движения транспорта на перекрестке. Объяснить назначение
специальных видов транспорта и значение сигналов светофора.

Рекомендации по теме недели

«Дружба»

С  1 ноября по 3 ноября 2021 г.

Для детей 3-4 лет:

     чтение рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Сказка для храброго зайца – Длинные уши, косые глаза, короткий хвост», стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», беседа по прочитанному;

     прогуляться по осеннему парку и поиграть с детьми в игры: с бегом.   «Птички и птенчики», с прыжками. «По ровненькой дорожке», , С подлезанием и лазаньем. «Haceдкa и цыплята»;

Для детей 4-5 лет:

      
составление
рассказа вместе с ребёнком на тему «У меня есть друг» (ко дню животных);

      
чтение
рассказов, сказок, стихотворений об именах, о мальчиках и девочек (их
взаимоотношениях, интересных делах, увлечениях) и другое;

      
посетить главную площадь 
города, украшенную к празднику 
День народного единства
;

      
понаблюдать вечером   с
ребенком праздничный  Салют
;

      
посетить
с детьми выставку совместных поделок «Шире круг»;

       послушать песни
о дружбе: «Дружба начинается с улыбки», «Друг в беде не бросит…», Учим детей
осознанию полезности труда, моем посуду, помогаем маме;

      
чтение,
рассматривание иллюстраций «Дружба»;

      
посетить
выставку с детьми  к Дню народного
единства

Рекомендации по теме недели

«Наш быт»

С  25 октября по 29 октября 2021 г.

Для детей 3-4 лет:

       выполнение несложных действий
с флажком, платочком, ленточками,  мячом
под музыку марша, плясовой мелодии;

       называние предметов домашнего
окружения и действий, которые с ними выполняются;

       отгадывание загадок о
предметах быта;

       обыгрывание  ситуации «Кукла собирается на прогулку»,
«Кукла ложится спать», «Мишка кушает» и др.;

       рассматривание с детьми
орудий труда и электроприборов (веник, пылесос, совок, ведро, кастрюля, и
т.д.), ситуативный разговор о действиях с ними;

       придумывание предложений о
том, что делает мама (папа);

       прогулка по городу, обращение
внимания на чистоту улиц, рассказ о профессии дворника, о том, что чистая улица
результат его труда.

Для детей 4-5 лет:

    
использование
трудовых поручений  в семье;

    
дидактические игры «Раз, два, три, что может быть
опасно — найди» с целью закрепления у детей представлений об источниках
опасности в доме, развития сообразительности, внимания;

     поиграть с детьми в игру
«Встреча гостей»;

    
прочитать
сборник сказок К.И.Чуковского;

    
совместные
подвижные игры с детьми: с бегом. «Ловишки», с ползанием и лазаньем. «Пастух и
стaдo», «Перелет птиц», с бросанием и ловлей. «Сбей булаву»;

    
просмотр видеофильм «Улица полна неожиданностей»;

     совместные
сюжетно-ролевые игры: «Мы пассажиры», «Мы покупатели»;

     совместное рисование для конкурса: «Наши увлечения»;

     чтение детям «Полюбуйтесь-ка, игрушки»
Е. Благининой,
Л.Квитко
«Бабушкины руки»
, А. Барто «Девочка чумазая»;

     рассмотреть иллюстрации
«Предметы вокруг нас», E.И. Радиной, В.А. Езикеевой «Игра с куклой»;

    
показ
детям посуды, объяснение ее назначение (кухонная, столовая, чайная)
;

    
составление
рассказа на тему « Мама моет посуду»
;

    
рассматривание
дома мебели, уточнение материалов из которых она сделана, её свойств
;

    
составить
рассказ «Мебель в моей комнате» и нарисовать ее план.

Рекомендации по теме недели

«Народная культура и традиции «

С  18 октября по 22 октября 2021 г.

Для детей 3-4 лет:

       посетить выставки народных
промыслов: народного декоративно-прикладного искусства;

       домашнее чтение русских
народных сказок, потешек, прибауток с обсуждением характера героев, их
поступков, отношениях друг с другом;

       для домашнего чтения –
пословицы, поговорки, потешки Т; И; Тарабарина, Н;В; Елкина; русские народные
сказки «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», Хитрая лиса»; о народных приметах,
праздниках, народной кухне;

       побеседовать «Какую одежду
носили бабушки наших бабушек», попросить принести  фотографии бабушек и мам в красивой одежде;

       поиграть с детьми в русские народные
игры с бросанием и ловлей: «Кто бросит дальше мешочек», «Попади в круг», «Сбей
кеглю», «Береги предмет»; с подлезанием и лазаньем:; «Haceдкa и цыплята», «Мыши
в кладовой», «Кролики»; с прыжками: «По ровненькой дорожке», «Поймай комapa»,
«Bopoбышки и кот», «C кочки на кочку»; с бегом: 
«Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Лохматый пес», «Птички в
гнездышках»; на ориентировку в пространстве: «Найди свое место», «Угадай, кто и
где кричит».

Для детей 4-5 лет:

       рассматривание книг,
обсуждение;

       рассматривание предметов на
тему «Русской избы», 

       подвижные игры с детьми: с
бегом; «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Лошадки», «Бездомный заяц», «Ловишки»; 

       посетить музей
декоративно-прикладного искусства;

       нарисовать иллюстрацию вместе
с ребёнком по теме «Моя любимая сказка»;

       рассмотреть дома фотоальбом
«Национальные костюмы»;

       рассказать ребёнку о народных
промыслах (вязание, вышивание, плетение и т;п;)

Рекомендации по теме недели

«Я человек «

С  11 октября по 15 октября 2021 г.

Для детей 3-4 лет:

                  
совместное
рассматривание картин и иллюстраций, фотографий (как я рос, моя семья, родители
в детстве, старшие дети в детском саду;);

                  
побеседовать
с детьми о труде взрослых в семье;

                  
прочитать
произведения С.Маршак «Великан», «Тело человека», «Руки», «Мои руки»,  «Ноги», В. Катаев «Цветик — семицветик»;
Л.Толстой «Старый дед и внучек», Е. Пермяк «Как Маша стала большой»; 

Рекомендации по теме недели

«Животный мир «

С  4 октября по 8 октября 2021 г.

Для детей 3-4 лет:

              
рассмотреть
иллюстрации с изображением животных;

              
рассмотреть
игрушки, изображающие домашних и диких животных;

              
понаблюдать
за животными, экскурсия в городской зоопарк, формирование элементарных
представлений о правильных способах вза­имодействия  с животными: наблюдать за животными, не
беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения
взрослых;

              
понаблюдать
за птицами;

              
понаблюдать
за питомцем, привлечь к уходу (налить молоко, положить в тарелочку корм и
т.д.);

рассмотреть
с детьми теплые вещи, связанные из шерсти животных (носки, варежки, шарфики),
отметить особенности таких вещей (мягкие, теплые, пушистые).

Для детей 4-5 лет:

  
рассмотреть
иллюстрации с изображением явлений осенней природы, животных;

  
рассмотреть
игрушки, изображающие домашних и диких животных;

  
привлечь к уходу
за домашним питомцем (налить молоко, положить в тарелочку корм и т.д.);

  
подготовить
фотографии своих домашних питомцев для выставки «Наши домашние любимцы»;

  
понаблюдать за
животными, птицами на прогулке, по дороге в детский сад;

  
посетить
городской зоопарк, формировать элементарные представления о правильных способах
вза­имодействия  с животными: наблюдать
за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с
разрешения взрослых;

  
прочитать
народные сказоки в обр. Ю. Ванага: «Лиса и заяц», «Рукавичка», «Лесной мишка и
проказница мышка»;

  
изготовить маски
для игры – драматизации. Формировать позиции помощника;

  
рассказать детям
интересную историю, произошедшую с участием животных;

  
разучить стихи о
животных.

Рекомендации по теме недели

«Краски осени»

С  27 сентября по 1 октября 2021 г.

Для детей 3-4 лет:

— погулять в парке, понаблюдать за осенними изменениями в
природе (птицы, деревья, трава ветер);

— принять участие в фотовыставке «Я люблю осень»;

— собрать природный материал и опавшие листья и изготовить
из них поделку для выставки;

— рассматривание книг, иллюстраций об осени;

— поговорить с ребенком о том,  что 
интересного он видел на улице;

—  привлекать ребенка
к посильному участию в труде взрослых на огороде, в саду.

Для детей 4-5 лет:

— погулять в осеннем парке;

— отразить впечатления от посещения парка в рисунках;

— принять участие в выставке 
«Осенняя фантазия»;

— подбор пословиц и поговорок об осени;

— составление рассказа «Что мне нравится в осени»;

— привлекать детей к посильной работе дома или на садовом
участке.

Рекомендации по теме недели

«Урожай»

С  20 сентября по 24 сентября 2021 г.

Для детей 3-4 лет:

— прогулки на огород, в сад;

— изготовление поделок из овощей и фруктов;

— закреплять правила поведения в природе (не рвать без
надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.);

— загадывание простейших загадок об овощах;

— привлекать детей к посильному труду на даче;

— рассматривание садовых инструментов;

— рассматривание овощей и фруктов;

— составление кулинарной книги семьи «Книга витаминных
рецептов»;

— участие в выставке Даров осени;

— рисование любимого овоща (фрукта).

Для детей 4-5 лет:

— поговорить с ребенком об овощах и фруктах;

— посетить огород, сад, продуктовый магазин;

— загадывание загадок об овощах и фруктах;

— рассказывать о том, из каких овощей делают салат;

— привлекать к посильной помощи по сбору урожая;

— совместное изготовление салатов;

— совершить прогулку в лес за грибами;

— принять участие в составлении «Книги витаминных рецептов»;

— составление с детьми кулинарной книги семьи  (салаты)

— принять участие в выставках «Мы любим овощи и фрукты»,
«Осенняя фантазия» (поделки из фруктов и овощей).

Рекомендации по теме недели

«Мой дом, мой город, моя страна»

С  13 сентября по 17 сентября 2021 г.

Для детей 3-4 лет:

— поговорить с ребенком о своем городе, домашнем адресе;

— поговорить о правилах безопасного поведения дома, в
детском саду, на улице;

— оформить фотоальбом «Мы гуляем по городу»;

— нарисовать с ребенком «Свой любимый коврик»;

привлекать к оказанию посильной помощи дома

Для детей 4-5 лет:


обговорить с ребенком схему безопасной дороги в детский сад;


объяснять правила безопасного поведения дома, в детском саду, на улицах города;


демонстрировать ребенку пример бережного отношения к природе, учить соблюдать
чистоту в городе;


посетить места отдыха (театр, зоопарк, парк, кинотеатр), обращая внимание на
архитектуру зданий;


изготовить альбом (газету) «Мой родной город»;


участвовать в конкурсе семейного рисунка «Мой город»;


рассказать о своей профессии;


понаблюдать с детьми за строительством нового здания (из какого материала
строят, сколько этажей уже построено, для чего или для кого будет предназначено
здание).

Рекомендации по теме недели

«Здравствуй, детский сад!»

С  1 сентября по 10 сентября 2021 г.

Для детей 3-4 лет:

— показывать и
называть реальные предметы ближайшего окружения ребёнка, пополняя активный
запас детей новыми словами;

— комментировать
свои действия во время выполнения домашней работы и поощрять детей помогать
взрослым и повторять их действия и речевые комментарии;

— привлекать
детей к выполнению посильных поручений дома;

— стихи о лете
для чтения и заучивания с детьми;

— создать альбом
«Я в детском саду» для формирования портфолио ребенка.

Для детей 4-5 лет:


поощрять рассказы ребенка о том, как прошел день в детском саду, с кем и  как играл, что интересного узнал;


участвовать в конкурсе рисунков (фотографий) «Ах, какое было лето!»;


познакомиться с приемами самомассажа;


привлекать ребенка к выполнению простейших трудовых поручений;


поговорить о правилах дорожного движения;


прогулки в парке, лесу с целью наблюдения за неживой природой

Использование нейропсихологических игр
и упражнений в коррекционной работе
с дошкольниками с нарушениями зрения

Автор: Рогожникова Евгения Викторовна, Шефер Евгения Александровна
​​​​​​​В настоящее время в дошкольных организациях стремительно увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с пониженным зрением. При частичном зрительном поражении наблюдается бедность зрительных впечатлений. Накопление непосредственного чувственного опыта и представления ребенка об окружающем мире затрудняют недостатки в зрительной ориентации. Это не редко предопределяет весь ход психофизического развития ребенка с нарушениями зрения. Отмечается низк
Опубликовано: 16.12.2021

Применение средств образовательной
робототехники для развития речи детей
детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Автор: Гюнеш Екатерина Сергеевна
Сегодня современному ребенку интерактивные игрушки, гаджеты заменили живое речевое общение. Помимо нарушений фонетического, лексико-грамматического строя речи на первый план выходит снижение речевой активности, т. е. в век говорящей техники, дети перестали общаться.
Реализуя новые педагогические подходы, особо актуальной становится проблема поиска новых форм коррекционной помощи нуждающимся детям. И решать эту проблему нам необходимо в соответствии с условиями современных требований.
Опубликовано: 16.12.2021

Обследование звуковой стороны
речи у дошкольников

Автор: Ермакова Дина Евгеньевна
Обследование звуковой стороны речи ребенка является важным звеном в общей системе изучения речевой деятельности.Обследование звукопроизношения имеет два аспекта, один из которых, артикуляционный, предполагает выяснение особенностей образования ребенком звуков речи и функционирования произносительных органов в момент речи.
Опубликовано: 16.12.2021

Я могу быть сказочником

Автор: Попова Светлана Анатольевна
Я могу быть сказочником!
Применение техники коллаж для сочинения сказок в подготовительной группе.
Опубликовано: 15.12.2021

Предлог «За»

Автор: Базыкина Светлана Валерьевна
Аннотация: Занятие по формированию предложно-падежных конструкций рассчитано на детей 5-летнего возраста, имеющих общее недоразвитие речи. 1-й год обучения. Данное занятие проводится с подгруппой детей, оно разработано с учётом особенностей категории детей с ОНР. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования.
Опубликовано: 15.12.2021

Биоэнергопластика в логопедической практике с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Докшина Алла Андреевна
Биоэнергопластика-это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук. В логопедической практике существенную роль играет развитие у детей кинестетических ощущений органов артикуляции. Применение такого метода, как биоэнергопластика, помогает специалистам развить у дошкольников данные ощущения, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Опубликовано: 15.12.2021

Дидактическая игра «Что у Санты в мешке?»

Автор: Уварова Елена Александровна
Дидактическая игра на липучках с кармашком «Что у Санты в мешке?». Направлена на отработку базовых артикуляционных упражнений в игровой, занимательной форме.
Опубликовано: 14.12.2021

Технологии коррекционно-развивающего
обучения и воспитания детей с ОВЗ в ДОУ

Автор: Акифьева Эльмира Мидхатовна
В современном мире проблема воспитания и обучения лиц с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого педагогического подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно адаптироваться в среду здоровых сверстников. Поэтому, в процессе образования лиц с ОВЗ обязательно должны присутствовать специальные образовательные технологии, методы обучения и воспитания.
Опубликовано: 13.12.2021

Проект в старшей логопедической группе
«Правильное дыхание – красивая речь»

Автор: Романова Елена Григорьевна
Проект будет интересен и полезен учителям-логопедам и воспитателям, которые работают с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Цель проекта:
Развивать речь дошкольников (обеспечивать нормальное звукообразование, громкость речи, соблюдение пауз, сохранять плавность речи и ее интонационную выразительность), формируя струю выдыхаемого воздуха посредством использования специальных игр и игровых упражнений.
Опубликовано: 13.12.2021

Авторские рабочие тетради
для домашних заданий

Автор: Романова Федора Егоровна
Нами разработаны домашние тетради по звукопроизношению. В пособии дан материал по 4 звукам: [ш],[ж],[л],[р]. Основная цель – оптимизация, улучшение, повышение эффективности коррекционно-логопедической работы.
Опубликовано: 13.12.2021

Конспект итогового логопедического занятия
для средней группы ЗПР
на тему: Тема: «По работе и награда»

Автор: Плотникова Светлана Валерьевна
Конспект итогового логопедического занятия для
средней группы ЗПР на тему: Тема: «По работе и награда».

Речевая область: Совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи, обучение составлению рассказа о птицах.
Закрепить знания детей обобщающих понятий, антонимов, качественных прилагательных. Умение загадывать и отгадывать загадки.
Стимулирование речевой активности.
Познавательная область: Уточнение знаний и расширение словаря по теме «Зима», «Дикие зимующие птицы», «

Опубликовано: 13.12.2021

Нейрологопедический подход и нейротренажёры

Автор: Мирошниченко Марина Александровна
Применение нейрологопедического подхода, как двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции) в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи при подборе комплекса упражнений.
Опубликовано: 13.12.2021

Конспект занятия по развитию связной речи
«Дюймовочка» в подготовительной группе
Составление описательного рассказа
по сказке «Дюймовочка»

Автор: Каменская Виктория Францевна
В соей работе я использую метод развития речи — мнемотехнику. Мнемотехника имеет ряд преимуществ:
Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.
Развивается речь, увеличивается словарный запас.
Представления об окружающем мире расширяются.
Формируется наглядно — образное и абстрактное мышление, интеллект.
Ребенок учится выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.
Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.
П
Опубликовано: 13.12.2021

Конспект образовательной   деятельности

«Составление рассказа по сюжетной картине «Ежи»

для детей старшей группы

Иванова Екатерина Валерьевна,

воспитатель МБДОУ №34,

г. Глазов Удмуртской Республики

Задачи:

I. Образовательные:

  1. Учить детей составлять рассказ по картине с опорой на схему;
  2. Упражнять в образовании однокоренных слов от существительного еж (ежик, ежата, ежиха), в подборе прилагательных, характеризующих животных;
  3. Учить подбирать антонимы;
  4. Учить понимать смысл образных выражений в загадке (недотрога);
  5. Формировать умение рассматривать картину, озаглавливать картину;
  6. Обогащать словарь.

II. Развивающие:

  • Развивать умение внимательно рассматривать картину;
  • Развивать память, воображение.

III. Воспитательные:

  • Воспитывать внимательно слушать, оценивать друг друга;
  • Воспитывать бережное отношение к природе и животным.

Материалы и оборудование: картина «Ежи» из серии «Дикие животные» изд. ООО «ИД Сфера образования», мяч, схема-подсказка, телевизор

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, у меня для вас хорошая новость! Наш детский сад участвовал в акции «Сдай батарейку – спаси ёжика!» и собрал больше 3 тысяч батареек! Как вы думаете, много это или мало? Это очень много! Сдав одну батарейку, мы спасаем одного ежика. Представляете, сколько мы всем детским садом спасли ежей.

Воспитатель: А кто из вас видел настоящих ежей? Где видели? Пойдемте, я вам тоже покажу ежей. (дети садятся на стульчики, включается телевизор).

Воспитатель: Посмотрите, какую картину я вам сегодня принесла. Вам нравится эта картина?

Воспитатель: Давайте придумаем название этой картине. (Семья ежей, Ежиха с ежатами, ежи)

Воспитатель: Мы сегодня с вами будем много говорить. Разомнем ротик:

Жа-жа-жа Есть иголки у ежа,

Жи-жи-жи, а у нас в лесу ежи

Воспитатель: Что нарисовано на картине?

Дети: ежи

Воспитатель: Где находятся ежи?

Дети: В лесу, на полянке

Воспитатель: Какое время года изображено на картине?

Дети: Лето

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Потому что нарисованы ягоды, зеленая травка.

Воспитатель: Сколько ежей на картине?

Дети: Четыре: мама ежиха и трое ежат

Воспитатель: Какая мама ежиха?

Дети: Большая, колючая, заботливая, внимательная.

Воспитатель: Какие ежата? (маленькие, забавные)

Воспитатель: Что делает мама ежиха?

Дети: Смотрит на кузнечика

Воспитатель:  Что делают ежата?

Дети: Один свернулся в клубок, один спрятался, другой смотрит на жука.

Воспитатель: Ежонок, который свернулся в клубок какой?

Дети: Он испугался, значит он трусливый

Воспитатель:  А который смотрит на жука, он какой?

Дети: Смелый

Воспитатель: В одной загадке про ежика говорится, что он недотрога.

Воспитатель: Послушайте загадку:

Сердитый недотрога живет в глуши лесной,

Иголок очень много, а нитки ни одной.

Воспитатель: Почему про него говорится, что он недотрога?

Дети: Потому что он весь в иголках, он колючий, до него нельзя дотронуться голыми руками.

Воспитатель: Что вы видите на картине, похожее на ежика?

Дети: Сосна

Воспитатель: Что общее у ежа и у сосны?

Дети: Иголки

Воспитатель: Чем похожи все иголки?

Дети: Они острые

Воспитатель: У кого еще есть иголки?

Дети: У швеи, ели.

Воспитатель: Как будут называть иголки у сосны?

Дети: Сосновые

Воспитатель: У швеи?

Дети: Швейные

Воспитатель: У ели?

Дети: Еловые

Воспитатель: Ребятки, давайте мы с вами составим рассказ по этой картине?

Используйте слова, которые мы сейчас с вами говорили.

Чтобы вам было легче рассказывать, я приготовила схему-подсказку.

Рассмотрим их.

  1. На картине изображено…
  2. Сколько ежей
  3. Какая мама ежиха (описание)
  4. Какие ежата (описание)
  5. Кого увидели
  6. Что делают

(2-3 ребенка рассказывают по картине. После каждого рассказа дети хлопают в ладоши).

Воспитатель: Чей рассказ вам больше понравился?

(дети высказываются)

Воспитатель: Мне понравились все рассказы. Молодцы!

Воспитатель: А сейчас немножко отдохнем:

Еж спешил к себе домой,

Нес запасы он с собой.

Через кочки он скакал,

Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился,

В шарик круглый превратился,

А потом опять вскочил

И к детишкам поспешил.

Воспитатель: Покажите, как ежик ищет еду, фыркает? (произносят звук ф-ф-ф)

Воспитатель: Покажите, как ежик сердится, пыхтит. (произносят звукосочетание пых-пых-пых)

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Самый внимательный»

Воспитатель: Еще раз посмотрите на картину. Я ее выключаю (закрываю), а вы должны ответить на мои вопросы:

  • Сколько ежат на картине?
  • Какие насекомые  изображены на картине?
  • Где гуляют ежи?
  • Какие растения нарисованы на картине?
  • Что делают ежи?

Воспитатель: Игра «Закончи предложение»

Выходите все и вставайте в круг.

Я буду говорить предложение, а вы должны будете его закончить. Кому кину мяч, тот и отвечает.

  1. медведь большой, а еж (маленький)
  2. заяц пушистый, а еж (колючий)
  3. еж спит днем, а охотится  (ночью)
  4. белка живет в дупле, а еж (в норе)
  5. у лисы лисята, а у ежихи (ежата)
  6. волк злой, а еж (добрый)
  7. один- ежонок, а  много (ежата)
  8. папа- еж, а мама – (ежиха)
  9. кошка домашнее животное, а еж (дикое)
  10. у мышки хвост длинный, а у ежа (короткий)
  11. лиса зимой охотиться, а еж зимой (спит).

Воспитатель: Ребятки, что вам больше всего сегодня запомнилось на занятии? Что было трудно? Что было легко?

Воспитатель: А сейчас вы будите хвалить себя, передавая мяч другому (Я Себя похвалю за…)

Воспитатель: Я вас тоже хочу похвалить за то, что вы внимательно слушали, активно работали на занятии, за то, что вы научили сегодня наших гостей  рассказывать по картине.

Воспитатель: За то, что вы хорошо занимались, за то, что вы спасали наших ежиков, они вас угощают грибочками (детям раздаются угощение в виде грибков).

Список использованных источников:

  • Развитие речи детей 6-7 лет. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Вентана-Граф, 2008.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

  • Составить цитатный план сказки рыба и кольцо
  • Составление описательного рассказа в подготовительной группе на тему осень
  • Составить сценарий к сказке лиса и журавль 4 класс
  • Составить тематику консультаций для родителей с использованием материала рассказов а п чехова
  • Составить философский рассказ 4 класс короткий