Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей «
Содержимое публикации
Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет» стр. 122-124
— связная речь: формировать навыки диалогическую речь, учить самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них;
— словарь и грамматика: активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов, учить подбирать точные сравнения;
— звуковая культура речи: учит понимать и активно использовать в речи интонацию удивления, радости, вопроса, вслушиваться в звучание слов, выделять в них заданный звук.
I. Организационный момент.
Воспитатель : Здравствуйте ребята!
Сегодня в работе нам помогут глаза, уши, голова, язык.
Глазки ваши не просто смотрят, они видят и всё замечают.
Ушки ваши не просто слушают, они всё слышат и улавливают.
Головка думает, а язычки говорят.
II. Введение в тему ООД
Воспитатель : как то раз встретил в лесу козленок зайчонка, ты кто такой спрашивает.
Воспитатель показывает игрушку зайчонка.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, у нас сегодня в гостях зайчонок и хочет с вами поиграть.
Дети присаживаются на стульчики.
Воспитатель : Какой зайчонок пришел? (Маленький, беленький, пушистенький) .
Воспитатель : Что умеет делать зайчонок? (Прыгать,бегать, шевелить ушами) .
Воспитатель : послушайте зто было дальше. Козленок и зайчонокпошли поиграть на лужок. А на встречу им идет …корова
Корова. МУ, кто это?
Козленок. – ме — е
Он очень испугался , а зайчонок просто задрожал. Бросмились малыши безать и увидели маму козу.
Козленок закричал радостно, а зайчонок зашевелил ушами. Как козленок закричал, когдаон испугался?
Стали малыши резвиться, прыгать и озорничать. Какие слова можно про них сказать, каие были малыши?
Дети. Озорные, ловкие, шумные.
Д/и «Назови ласково»
Как можно назвать ласковыми словами зайчонка и козленка
ФИЗМИНУТКА Зайка серенький сидит
«За-за-за – серая коза.
Зы-зы-зы — рожки у козы.
Зе-зе-зе – травку дам козе.
Зу-зу-зу – я пасу козу»
повторяется 2-3 раза с разными детьми.
Представьте, что вы цыплята и выбежали погулять. Цыплята прыгают, пытаются летать, радостно пищат, затаились (увидели червячка, прыгнули.
(Дети повторяют действия и звукоподражание) .
V. Словесные игры.
1. Произношение чистоговорки. Ош-ош-ош –до чего же я хорош (Дети повторяют вместе громко, тихо) . Шу-шу-шу –уползай к себе в траву. (Дети повторяют вместе громко, тихо, как «мышки» . Как «медведи» ).
Воспитатель : Вспомним, чем мы сегодня занимались? Что понравилось? Кто был самый прыгучий? Кто был самый громкий? Кто может себя похвалить?
Воспитатель беседует с детьми
«Зоя – зайкина хозяйка. Спит в тазу у Зои зайка»
— Чтение стихотворений К. Ушинского «Бодливая корова».
Игрушки: козленок, зайчонок, коза, корова.
Всероссийский профессиональный конкурс учебно-практических и методических материалов «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА РОССИИ – ДЕТЯМ »
Международный конкурс изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества и фотографии «ОСЕННИХ КРАСОК ХОРОВОД »
Всероссийский конкурс декоративно-прикладного творчества «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ »
Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях ?
Источник: www.art-talant.org — Ушакова О
Перспективное планирование по развитию речи по программе О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» в младшей группе
Тишкова Татьяна
Перспективное планирование по развитию речи по программе О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» в младшей группе
Перспективное планирование
по развитию речи
по программе О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников»
в младшей группе.
воспитатели второй младшей группы «Солнечные зайчики» Тишкова Т. К.
Перспективное планирование образовательной деятельности с детьми составлено для реализации парциальной программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников».
Основными задачами программы является:
— развивать связную речь;
— воспитывать звуковую культуру речи;
— формировать грамматический строй речи;
— развивать образную речь и знакомить с художественной литературой;
— развивать коммуникативные способности.
Актуальность реализации программы определяется результатами педагогических наблюдений и результатами мониторинга детского развития за 4 года – у воспитанников стабильно наблюдается недостаточно развитая речь.
Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи составлено для детей 3-4 лет (младшей группы).
Реализация образовательной деятельности по развитию речисоставлено для детей 3-4 лет предусматривает следующие формы работы:
1.Работа с детьми:
1. специально-организованное занятие по развитию речи;
2. специально-организованное занятие по ознакомлению с художественной литературой;
3. речевые игры, направленные на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, вида, времени и наклонения глаголов, игры на словообразование, игровые упражнения для развития связной монологической речи, на развитие понимания смысловой стороны слова, на формирование образной речи;
4. речевые игры на закрепление представлений о предложении;
5. артикуляционная и дыхательная гимнастика.
1. Пересказ сказки «Курочка ряба» (Занятие!№1)
Задачи: Учить пересказу знакомых им литературных произведений, составлению коротких рассказов с помощью взрослого; развивать умение ориентироваться на признаки объекта.
2. Рассматривание игрушек- поезда, коровы, кукушки, петуха. (Занятие№2)
Задачи: Подвести составлению короткого описательного рассказа об игрушке; учить правильно называть предметы. Закрепить правильное произношение звука (у).
3. Описание игрушек- котенка, жеребенка, мышонка. (Занятие№3)
Задачи: Учить составлять совместно с воспитателем небольшой рассказ об игрушке; учить образовывать наименования детенышей животных с помощью суффикса – онок.
4. Рассматривание картины «Мы играем в кубики, и строим дом»(Занятие№4)
Задачи: Учить рассматривать картину, формировать умение отвечать на вопросы и составлять совместно с воспитателем короткий рассказ; учить правильному употреблению форм единственного и множественного числа существительных.
1. Описание внешнего вида куклы Оли. (Занятие№5)
Задача: Учить рассматривать предметы, формировать умения отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью него короткий описательный рассказ; учить использовать антонимы.
2. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек совместно с воспитателем. (Занятие№6)
Задачи: Учить составлять с помощью взрослого короткий повествовательный рассказ, формировать умение использовать слова с противоположным значением (высокий-низкий).
3.Составление рассказа об игрушках: котенке- зайчонке. (Занятие№7.)
Задачи: Учить составлять с помощью взрослого короткие рассказы; соотносить наименования детенышей животных в единственном и множественном числе.
4. Описание игрушек – козлика, ослика, парохода. (Занятие№8)
Задачи: Учить составлять с помощью взрослого короткий рассказ об игрушке;показать образные формы повелительного наклонения глаголов: скакать, ехать (поскачи, поезжай).
1. Пересказ сказки «Репка» (Занятие№9)
Задачи: Учить пересказу совместно со взрослым на примере сказки «Репка»; учить правильно по смыслу называть качества предметов, закреплять в активном словаре название детенышей животных.
2. Описание предметов одежды куклы Оли. (Занятие№10)
Задачи: Учить составлять с помощью взрослого короткий рассказ, отвечать на вопросы законченным предложением; учить правильно называть предметы одежды.
3. Составление описательного рассказа об игрушках – мишке и мышке. (Занятие№11)
Задачи: Учить составлять с помощью воспитателя короткий рассказ об игрушке;показать образные формы повелительного наклонения глаголов: скакать, ехать (поскачи, поезжай).
4. Составление описательного рассказа об игрушках – кошке, мишке и мышке. (Занятие№12)
Задачи: Учить составлять с помощью воспитателя короткий рассказ; закреплять в речи названия известных им животных. Учить использовать слова обозначающие действия.
1. Составление рассказа по картине «Катаемся на санках». (Занятие№13)
Задачи: Учить отвечать на вопросы по содержанию картинки; закреплять в активном словаре название предметов одежды.
2. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» (Занятие№14)
3. Проведение игры «Что в мешке у Буратино». (Занятие№15)
Задачи: Учить правильно употреблять в речи название качеств предметов; отвечать на вопросы воспитателя, упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа.
4. Составление описательного рассказа. (Занятие№16)
Задачи: Учить по картинке составлять с помощью воспитателя рассказ из двух-трех предложений; закреплять правильное произношение звуков (т, (д, (н).
1. Пересказ сказки К. Чуковского «Цыпленок» (Занятие №17)
Задачи: Учить правильно отвечать на вопросы воспитателя; воспроизводить содержание сказки по вопросам.
2. Составление рассказа по картине «Троллейбус и игрушки» (Занятие№18)
Задачи: Учить составлять рассказ по картинке, ориентироваться на образец, учить правильно называть предметы, давать описание игрушек.
3. Составление описательного рассказа об игрушках- пароходе, лисе, петухе. (Занятие №19)
Задачи: Учить составлять совместно с воспитателем рассказ об игрушках; активизировать употребление прилагательных.
4. Проведение игры «У Кати день рождения»(Занятие№20)
Задачи: Учить составлять совместно с воспитателем рассказ об игрушках; учить пользоваться словами, обозначающими качества, действия.
1. Составление описательного рассказа об игрушках — лисенке, медвежонке. (Занятие№21)
Задачи: Учить по вопросам составлять описание игрушки; активизировать в речи прилагательные, обозначающие свойства и качества предметов, учить сравнивать разных животных.
2. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек. (Занятие№22)
Задачи: Учить составлять рассказ с помощью воспитателя; учить правильно называть предметы одежды; закреплять правильное произношение звуков (ф) –(ф)
3. Описание овощей и фруктов (Занятие№23)
Задачи: Учить составлять описание предмета; упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе.
4. Составление рассказа о кукле Фае и Феде. (Занятие№24)
Задачи: Учить составлять рассказ совместно с воспитателем и самостоятельно; учить использовать в речи слова с противоположным значением.
1. Пересказ сказки «Козлята и волк» (Занятие№25)
Задачи: Учить пересказывать вместе с воспитателем; приучать отчетливо и правильно произносить звук (с).
2. Описание предметов посуды. (Занятие№26)
Задачи: Учить составлять совместно со взрослым рассказ; учить правильно называть отдельные предметы посуды
3. Называние предметов мебели. (Занятие№27)
Задачи: Учить составлять вместе с воспитателем короткий рассказ; учить называть отдельные предметы мебели
4. Составление рассказа на тему из личного опыта. (Занятие№28)
Задачи: Учить составлять совместно со взрослым короткий рассказ из личного опыта детей; активизировать в речи прилагательные и глаголы.
1. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» (Занятие№29)
Задачи: Учить отвечать на вопросы воспитателя, описать предмет; активизировать в речи прилагательные и глаголы.
2. Составление рассказа по картине «Куры» (Занятие№30)
Задачи: Учить составлять вместе с воспитателем короткий рассказ по картине; учить правильно называть изображение на картине, закреплять пра- вильное произношение звука (з).
3. Составление описательного рассказа о животных по картинкам. (Занятие№31)
Задачи: Учить составлять короткие рассказы по картинке; закреплять умение образовывать формы единственного и множественного числа существительных.
4. Составление описания по предметной картине. (Занятие№32)
Задачи: Учить составлять короткие рассказы по картинке; учить четко и ясно произносить звук (ц, учить регулировать темп
1. Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белка с бельчатами»(Занятие№33)
Задачи: Учить составлять связный рассказ по картине; учить придумывать за- гадки о животных на основе выделения существенных признаков.
2. Составление рассказа на тему «Веселое настроение»(Занятие№34)
Задачи: Закреплять умение составлять рассказ на заданную тему; активизировать употребление прилагательных.
3. Составление рассказа на самостоятельно выбранную тему. (Занятие№35)
Задачи: Учить придумывать сказку на самостоятельно выбранную тему (по аналогии); учить подбирать синонимы и антонимы.
4. ДИАГНОСТИКА (Занятие№З6)
Перспективное планирование «Домашние животные и их детеныши» по программе «Истоки» в младшей группе 1 неделя. Тема: «Домашние животные и их детеныши». Цель. Закрепить знания детей о домашних животных, правильно называть их детенышей. Итоговое.
Перспективное планирование по ОО «Речевое развитие» НОД «Развитие речи» АВГУСТ 4 неделя. Тема: «Вот и лето прошло». Стр. 12. Парамонова Л. А. «Развивающие занятия с детьми 4-5лет». Цель: вовлекать детей в игровое.
Перспективное планирование по развитию речи в подготовительной группе (в соответствии требованиям ФГОС до) Литература: Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» подготовительная к школе группа. 2014 год. месяц тема, задачи страница СЕНТЯБРЬ.
Перспективное планирование по развитию речи в средней группе Перспективное планирование по развитию речи 2 средняя группа «Звёздочка» месяц № тема задачи Стр. Сентябрь 1 Беседа с детьми на тему «Надо.
Примерное перспективное планирование по аппликации по программе «От рождения до школы» на год во второй младшей группе «Осень» сентябрь Аппликация «Большие и маленькие яблоки на тарелке»Программное содержание. Учить детей наклеивать круглые предметы.
Проектная деятельность по развитию речи «Развитие речи детей в процессе обучения рассказыванию» в средней группе Пояснительная записка. Рассказ сравнительно сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового.
Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Актуальность в том, что имея практику работы с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что развитие связной монологической речи.
Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников» в младшей группе Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка.
Родительское собрание во второй младшей группе Тема: «Развитие речи младших дошкольников» Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей. Задачи: Познакомить родителей.
Сценарий родительского собрания во второй младшей группе «Развитие речи младших дошкольников» Сценарий родительского собрания во 2 младшей группе Тема : «Развитие речи младших дошкольников» Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем.
Источник: www.maam.ru — Перспективное планирование по развитию речи по программе О
Программа развития речи дошкольников по Ушаковой О. С.
- Кому адресовано пособие Ушаковой и Струниной
- Коротко о книге
- Практический материал
- Консультация для родителей
- Ушакова о развитии речи у детей
- Содержание программы развития дошкольников по Ушаковой С.О.
- Мастер-класс по развитию речи для родителей
Большой популярностью среди родителей и учителей пользуется литература, посвященная развитию детишек. Она же способствует формированию успешных личностей. Одной из настольных книг в сфере развития речи является «Методика развития речи детей дошкольного возраста» (Ушакова, Струнина).
Кому адресовано пособие Ушаковой и Струниной
Ушакова О.С. («Методика развития речи детей дошкольного возраста») адресовала материал педагогам и логопедам, которые непосредственно занимаются с детьми, для работы и планирования. К тому же пособие может быть познавательным родителям с целью понимания подготовительного уровня их чада к учебе.
Речь малышей должна быть развитой
Коротко о книге
Данное пособие раскрывает методику работы, которую следует проводить с детишками определенной возрастной группы. В книге рассматриваются существующие аспекты деятельности по перспективному речевому развитию:
- процесс формирования детского вокабуляра;
- выстраивание речевой грамматики;
- звукопроизношение;
- обеспечение связности разговора.
В этой же книге представлены примерные конспекты занятий. Представлена разбивка особенностей речевого развития дошкольников в соответствии с их возрастом. Есть также обзор теоретических основ речевого развития.
Литература помогает развитию
Практический материал
Ушакова в своей книге предлагает значительное количество упражнений по развитию речи. Большинство ее предложений строится на игровой деятельности детей, которая позволяет проводить процесс познания в наиболее привычной и интересной форме.
Основными видами речевой работы в соответствующих конспектах являются:
- пересказ прочитанных сказок, рассказов (в зависимости от возраста детей);
- рассматривание картинок, иллюстраций, игрушек, природных пейзажей;
- описание увиденного в форме описательного рассказа;
- составление небольших рассказов, основанных на личном опыте детей;
- самостоятельное сочинение загадок;
- сочинение сюжетных рассказов;
- написание продолжений к существующим рассказам.
Консультация для родителей
Ушакова дает в своей книге рекомендации детям разных возрастных групп, которые могут быть использованы не только профессиональными работниками дошкольных учреждений, но и родителями. Повышает доступность этой книги и то, что все ее переиздания можно прочитать онлайн.
Пересказ помогает развиваться малышу
Ушакова о развитии речи у детей
Ушакова отмечает, что процесс речевого развития у детей дошкольного возраста происходит на протяжении всего их пребывания в учреждении образования. Это происходит и на специально организованных занятиях по развитию речевой деятельности, и в ходе других занятий, а также во время игр со сверстниками. По мнению Ушаковой, наиболее эффективен этот процесс в процессе игры. Игра представляет собой самостоятельную детскую активность, которую взрослый может модерировать и давать оценки. При этом она предоставляет ребенку возможность производить самоанализ, способствует и самообразованию, привитию доброты.
К сведению. В ходе игр детям надо задавать вопросы: «а можно ли сказать таким образом?», «как лучше сформулировать фразу?», «почему тебе кажется, что так говорить можно?», «объясни всем, как ты это понимаешь».
Важным этапом развития детской речи являются и специальные речевые упражнения. Они могут быть представлены в качестве словесных заданий, представляющих собой форму сочинения, описания, рассказывания.
К сведению. Самое важное в этом возрасте для дошкольника — понять смысл тех слов, которые он произносит (например, произнося «посуда», подразумевает чашки, чайник и т.д.). Поэтому важно работать именно над тем, чтобы ребята понимали употребляемые ими слова.
Содержание программы развития дошкольников по Ушаковой С.О.
Всего программа детского речевого развития состоит из нескольких основных блоков:
- звуковая культура;
- грамматический строй;
- словарная работа;
- работа по формированию способности к связной речи;
- работа в сфере образной речи.
Русский язык характеризуется достаточно сложной фонетикой (звучанием). В течение уроков, посвященных звуковой культуре речи, дети должны усвоить фонетические элементы.
К сведению. Особое место занимает интонационная культура. Согласно различным исследованиям, наиболее активная фаза ее развития приходится именно на возраст пять-семь лет.
Развивать звуковую культуру детей стоит через диалогическую и монологическую речь.
Требования в этом блоке можно обозначить следующим образом:
- ребятам следует привить способность к тому, чтобы опираться на речевой слух;
- первоначально требуется овладеть линейными звуковыми единицами;
- впоследствии учиться интонации и словесному ударению.
Грамматический строй речи
Также дошкольник учится грамматическим формам речи. Работа в этом блоке включает в себя такие разделы, как:
- морфология;
- словообразование;
- синтаксис.
Родители должны помогать в обучении
Дети знакомятся с такой единицей языка, как предложения.
К сведению. Дошкольникам требуется умение правильно употреблять согласовывать род и число с глаголами (для прошедшего времени), учиться согласовывать имена существительные и прилагательные (по роду, числу и падежу). Также дети должны усвоить навыки словообразования. К тому же, в этом возрасте ребенок должен получить элементарные представления о структуре предложений.
Словарная работа
Важно проводить с ребятами и словарную работу, которая должна результироваться в понимании детьми значения слов в языке. Дети должны обладать навыком объяснения смысла употребляемых ими в речи слов. Воспитатели учат не просто смыслу тех или иных слов, но и их группировке, построению словосочетаний.
Развитие связной речи
Связной признается речь, организованная с учетом соблюдения логических и грамматических законов. Такая речь должна представлять собой единое целое, характеризоваться полнотой и законченностью мыслей.
Первоначально ребенок осваивает навыки диалогической речи, развитие которой необходимо уделять особое внимание. Главный метод такого развития — беседы, проводимые в дошкольных учреждениях. Помочь могут и родители, общаясь с дошкольником в домашних условиях.
К сведению. Занятие по развитию связной речи в средней группе должно включать приобщение ребят к фольклору, культурным ценностям, эстетике.
Основными заданиями, позволяющими стимулировать навык связной речи, являются пересказы прочитанных текстов, описание картин, написание коллективных рассказов об окружающем мире и т.д.
Развитие образной речи
Очевидно, что под смысловым речевым содержанием в первую очередь понимается ее значение. Однако подлинное освоение речевых навыков подразумевает умение улавливать и все выразительные моменты, присутствующие в той или иной фразе. Образность речи изначально основывается на человеческой эмоциональности.
К сведению. Стоит посвятить изучению по НОД фразеологизмов, поговорок и пословиц, чтобы научиться выразительности речи.
В качестве упражнений по совершенствованию выразительности речи можно предложить самостоятельное сочинение сказок, работу над композициями и т.д.
Мастер-класс по развитию речи для родителей
Важно интегрировать родителей в процесс формирования детской речи. Для них целесообразно провести краткосрочный мастер-класс с целью повысить уровень компетентности в сфере речевого развития их отпрысков.
В игровой форме обучение идет легче
В ходе мастер-класса воспитатель может разобрать с родителями примеры игр, которые нужно будет попробовать за пределами сада.
К сведению. Такими играми могут быть «Словесная цепочка», «Как тебя зовут?», «Скажи наоборот», «Большие и маленькие».
Большое внимание в ходе этого мастер-класса воспитатель должен уделить важности скороговорок.
В настоящий момент существует большое количество литературы, которая помогает воспитателям и родителям правильно формировать речевые способности дошкольника. Одной из самых востребованных и признанных, в том числе нынешними ФГОС, является книга Ушаковой «Методика развития речи детей дошкольного возраста». В ней содержится теоретическая основа по соответствующей тематике вместе с исследованием экспериментов, проводимых в этой сфере ранее, и практический проект возможных упражнений, которые стоит проводить с детьми разного возраста.
Представлены и конспекты соответствующих занятий. Книга может помочь воспитателям в их профессиональной деятельности. Полезна она и родителям, которые могут ориентироваться на нее в ходе своих занятий с детьми и править ошибки воспитания. Для улучшения результата взаимодействия дошкольного учреждения и родителей, воспитатели могут провести специальный мастер-класс, который повысит компетенции родителей и поможет им правильно работать со своими детьми.
Источник: vospitanie.guru — Программа развития речи дошкольников по Ушаковой О
Об авторе: Светлана Игоревна