АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается сущность педагогической технологии «Тонкие и толстые вопросы», которая направлена на развитие логического мышления ученика, умение задавать вопросы и отвечать на них, на индивидуальную исследовательскую деятельность, работу в группах, а самое важное – на углубление анализа художественного произведения и творческий подход к нему.
ABSTRACT
This article examines the essence of the pedagogical technology “Thin and thick questions”, which is aimed at developing the logical thinking of the student, the ability to ask questions, to individual research activities, work in groups, and most importantly – to deepen the analysis of a work of art and a creative approach to it.
Ключевые слова: приём, коммуникация, логическое мышление, работа в группах, «тонкие и толстые» вопросы, исследовательская деятельность учащихся.
Keywords: reception, communication, logical thinking, group work, “thin and thick” questions, research activities of students.
В образовательном процессе школьникам важно научиться не только запоминать и воспроизводить учебный материал, но овладеть навыком установления причинно-следственной связи. С этой целью применяются методические приёмы развития логического мышления ученика, в числе которых обучение умению ставить вопросы и отвечать на них — как кратко, так и развёрнуто. Часто для этого используется технология «Толстые и тонкие вопросы».
Психолог В. М. Снетков описывает коммуникативное значение вопроса как «совокупность возможных альтернатив ответов, допускаемых этим вопросом» [5, 92]. Следовательно, «хороший вопрос» — это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив. Этот же автор выделяет несколько функций вопросов: получение новой информации, уточнение имеющейся, перевод разговора на другую тему, подсказка ответа, демонстрация своего мнения, оценки, позиции; настройка сознания и эмоций собеседника на определённый лад [5, 93].
Загашев И.О. исследовал данный вопрос в своей работе «Умение задавать вопросы» [4, 8].
«Жить — значит иметь проблемы, а решать их — значит расти интеллектуально», — писал исследователь интеллекта Дж. Гилфорд. «Вопрос же, — по мнению профессора психологии Л.М. Веккера, — есть психическое отображение нераскрытости, непредставленности тех предметных отношений, на выяснение которых направлен весь последующий мыслительный процесс» [3, 6]. Следовательно, вопрос «запускает» познавательную деятельность, направленную на решение некоторой проблемы, снятие некоторой неопределенности. Но вопрос и способствует тому, чтобы определить, сформулировать проблему.
Говоря словами Алисон Кинг, «умеющие мыслить умеют задавать вопросы» [7, 18]. Некоторые преподаватели определяют, насколько их ученики умеют думать, по тому, как они формулируют вопросы. Кинг провела ряд исследований и пришла к выводу, что умение задавать продуманные вопросы — это тот навык, которому следует учить, поскольку большинство людей привыкло задавать довольно примитивные вопросы, требующие при ответе на них лишь небольшого напряжения памяти [6, 139].
Приём «Толстый и тонкий вопросы» известен и используется для: взаимного опроса учащихся; беседы по изучаемой теме; определения вопросов, оставшихся без ответа после изучения темы. Часто учащиеся задают вопросы, не учитывая время, которое потребуется для ответа.
Применение исследовательского метода на уроках и во внеклассной деятельности является составной частью работы по совершенствованию общеучебных навыков в условиях модернизации школы [1, 79].
Таблица 1.
Образец приёма «Тонкие и толстые вопросы»
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
В этот столбец записываются такие вопросы, на которые нужен развернутый ответ. Например, «Кто автор поэмы «Полтава»?». | В этот столбец записываются такие вопросы, на которые нужен однозначный ответ. Например, «Кто такой Пётр 1?». |
Педагогическая технология «Тонкие и толстые вопросы» направлена на формирование умения задавать корректные вопросы и грамотно отвечать. Уровень интеллектуального развития школьника определяется по вопросам, которые формулирует ребёнок по заданной теме. Учитель видит, изучен ли материал, доступен ли для понимания ученика, способен ли ученик устно изложить изученное. Обучая детей мыслить, педагог помогает им доказательно обосновывать ответ. В ходе составления и разбора вопросов между учителем и учениками происходит дискуссия, стимулирующая творческие навыки, лучшее усвоение материала.
В средней школе необходимо развивать умение размышлять, ставить вопросы и отвечать на них, что отвечает решению задач возрастного периода и облегчает их прохождение. Для подростка, а именно учащегося 6,7,8 классов, важно общение со сверстниками, самосознание. Современный учитель является важнейший фигурой в организации педагогического процесса [2, 126].
Для подготовки к внеклассному чтению учитель предлагает составить «толстые и тонкие» вопросы по рассказу «Злоумышленник». На занятии мы разделили класс на группы, учитывая читательские способности каждого учащегося. Среди них были выбраны «эксперты»: Ойбек А., Нигора А., Камола С., Александр Н. Затем другие учащиеся мы объединили в группы специалистов по «тонким вопросам» и по «толстым вопросам».
Таблица 2.
Применение вопросов на примере внеклассного урока по литературе в 7 классе по рассказу А.П. Чехова «Злоумышленник»
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Когда и где был опубликован рассказ? Кем является главный герой? Как звали главного героя? Когда происходит действие рассказа? Сколько персонажей в произведении? Сколько имён озвучено в произведении? Мог ли Денис Григорьев поступить иначе? Было ли действие Дениса преступным? Какая статья гласит о наказании за повреждение железной дороги? откуда была взята вторая гайка? Кто покупает неводы у мужиков? Что приделывают к неводам для тяжести? | Дайте объяснение, что может случиться из-за действий мужиков? Как вы думаете, кто в рассказе истинные злоумышленники? Какова композиция произведения? Предположите, что будет, если следователь прав? Что, если поезд, о котором говорил следователь, и вправду сошёл из-за этой злополучной гайки? Согласны ли вы, что рассказ написан в стиле реализма? Как вы считаете, справедливо ли вынесен приговор? А какой приговор вынесли бы вы? Какие чувства вызывает главный герой? Что вы думаете о главном герое на протяжении повествования? |
«Тонкие» вопросы от преподавателя.
«Перечислите героев рассказа». «Здесь два героя – Денис Григорьев и следователь», – отвечает Ойдин У. «Нет, три, – не соглашается Сардор И. – Денис, следователь и сторож, который поймал мужика».
«Кто знает значение слова «злоумышленник»? На этот вопрос попытался ответить Фаррух М.: «На мой взгляд, злоумышленник – это человек, который задумал плохое дело». «Злоумышленник – тот, кто замыслил злое дело, ясно же из смысла самого слова», – спорит Хилола И. «Вы оба правы», – примиряет их учитель.
«Какое событие стало причиной для написания рассказа?» «В основу рассказа легли частые в те времена явления: люди часто и массово откручивали на железнодорожных путях гайки, тем самым приводя железную дорогу в негодность и становясь виновниками того, что поезда сходили с рельс», – ответила Камила А.
«Толстые» вопросы от учителя.
«Каково ваше отношение к персонажу?» «Жалко его», – говорит Мадина М. «Сам виноват», – отвечает Акмаль И. Ирода Г. приводит своё мнение: «Денис Григорьев не специально отвинчивал гайки, не со зла, а так нужно было, чтобы прокормить семью».
«Является ли Денис Григорьев назвать злоумышленником?» По этому вопросу в классе возникли разногласия: кто-то придерживался мнения, что Денис Григорьев злоумышленник, потому что намеренно отвинчивал гайки, а кто-то считал, что он не намеренно делал это. В классе «завязалась» дискуссия, и каждый аргументировал свой ответ цитатами из текста, личным опытом или анализом других произведений.
И это были первые шаги учащихся по пути отстаивания собственных мнений, не «обременённых» авторитетом учителя, литературоведческими и учебными текстами или ограниченных рамками учебной программы. С этой точки зрения следует рассматривать уроки внеклассного чтения не столько «углубляющими» основные темы программного материала, но и как занятия, выполняющие различные самостоятельные функции: возможность анализировать произведения, выбранные учениками; расширение методов и приёмов, современных педагогических технологий на уроках внеклассного чтения; развитие интереса к изучаемому предмету, теме, к анализу художественного произведения; применение творческого подхода к выполняемым заданиям.
Таким образом, интеллект ученика развивается посредством умения правильно задавать вопросы и отвечать на них. Это умение формируется в процессе применения именно таких педагогических технологий как «Тонкие и толстые вопросы», что способствует дальнейшему самообразованию; учит вести дискуссию, отстаивать позицию при помощи аргументов. Произведение, да и любой текст, рассматриваемый таким образом, то есть посредством «тонких и толстых вопросов», легче запоминается и воспроизводится.
Список литературы:
- Буранова Н.Ш. Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы // «Интернаука», № 41, ч.1, Москва, 2020. – С.79-81.
- Буранова Н.Ш. Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся средней школы // Актуальные научные исследования в современном мире, № 4 (72) — Переяслав, 2021. – С.122-126.
- Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. — М.: Смысл, 1998 — 685 с.
- Загашев И. Умение задавать вопросы. // Перемена, весна 2001 (4)- С. 8 — 13.
- Снетков В. М. Психология коммуникации в организациях (учебное пособие). СПб.: СПбГУ, 1989. — 116 с.
- Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Изд-во «Питер», 2006. — 512 с.
- King A. Inquiry as a tool in critical thinking. In D. F. Halpern (Ed.), Changing college classrooms: New teaching and learning strategies in an increasingly complex world (pp. 13-38). — San Francisco: Jossey-Bass.
«РЫБЬЕ ДЕЛО»
(ГУСТОЙ ТРАКТАТ ПО ЖИДКОМУ ВОПРОСУ)
Сегодняшнюю весьма передовую статью нашу мы посвящаем несчастным дачникам, имеющим привычку садиться на одном конце палки, у которой на другом привязана нитка и червяк. Мы даем (даром, заметьте!) целый трактат советов рыболовам. Чтобы придать нашему труду побольше серьезности и учености, мы глубокомысленно делим его на параграфы и пункты.
1. Рыбу ловят в океанах, морях, озерах, реках, прудах, а под Москвою также в лужицах и канавах.
. Самая крупная рыба ловится в живорыбных лавках.
2. Ловить нужно вдали от населенных мест, иначе рискуешь поймать за ногу купающуюся дачницу или же услышать фразу: «Какую вы имеете полную праву ловить здесь рыбу? Или, может, по шее захотелось?»
3. Прежде чем закидывать удочку, нужно надеть на крючок приманку, какую угодно, судя по роду рыбы. Можешь ловить и без приманки, так как всё равно ничего не поймаешь.
. Хорошенькие дачницы, сидящие на берегу с удочкой для того только, чтобы привлечь внимание женихов, могут удить и без приманки. Нехорошенькие же дачницы должны пускать в ход приманку: сто — двести тысяч или что-нибудь вроде.
4. Сидя с удочкой, не махай руками, не дрыгай ногами и не кричи караул, так как рыба не любит шума. Уженье не требует особенного искусства: если поплавок неподвижен, то это значит, что рыба еще не клюет; если он шевелится, то торжествуй: твою приманку начинают пробовать; если же он пошел ко дну, то не трудись тащить, так как всё равно ничего не вытащишь.
Эту сторону нашего трактата мы находим достаточно вычерпанной (на дне ничего не осталось). В следующий раз мы подробно уясним животрепещущий вопрос о том, какие породы рыб можно изловить животрепещущими в мутной московской воде.
В прошлом нумере «»Будильника» на даче» мы с непостижимым глубокомыслием и невероятной ученостью «третировали» вопрос о способах ловить рыбу. Переходим теперь к той части нашего трактата, где говорится о рыбьих породах.
В окрестностях Москвы ловятся следующие породы рыб:
a) . Рыба некрасивая, невкусная, но рассудительная, положительная, убежденная в своих щучьих правах. Глотает всё, что только попадается ей на пути: рыб, раков, лягушек, уток, ребят. Каждая щука в отдельности съедает гораздо больше рыбы, чем все посетители Егоровского трактира. Сыта никогда не бывает и постоянно жалуется на упадок дел. Когда ей указывают на ее жадность и на несчастное положение мелкой рыбешки, она говорит: «Поговори мне еще, так живо в моем желудке очутишься!» Когда же подобное указание делают ей старшие чином, она заявляет: «И-и, батюшка, да кто ж таперича рыбешку не ест? Так уж спокон века положено, чтоб мы, щуки, всегда сыты были». Когда ее пугают пропечатанием в газете, она говорит: «А мне плевать!»
b) Рыбий интеллигент. Галантен, ловок, красив и имеет большой лоб. Состоит членом многих благотворительных обществ, читает с чувством Некрасова, бранит щук, но, тем не менее, поедает рыбешек с таким же аппетитом, как и щука. Впрочем, истребление пескарей и уклеек считает горькою необходимостью, потребностью времени. Когда в интимных беседах его попрекают расхождением слова с делом, он вздыхает и говорит:
— Ничего не поделаешь, батенька! Не созрели еще пескари для безопасной жизни, и к тому же, согласитесь, если мы не станем их есть, то что же мы им дадим взамен?
с) . Тяжел, неповоротлив и флегматичен, как театральный кассир. Славится своей громадной печенкой, из чего явствует, что он пьет горькую. Живет под корягами и питается всякой всячиной. По натура хищен, но умеет довольствоваться падалью, червяками и травой. «Где уж нам со щуками да голавлями равняться? Что есть, то и едим. И на том спасибо». Пойманный на крючок, вытаскивается из воды, как бревно, не изъявляя никакого протеста. Ему на всё плевать.
d) . Красивая рыбка с достаточно острыми зубами. Хищен. Самцы состоят антрепренерами, а самки дают концерты.
е) . Бойкий и шустрый индивидуй, воображающий, что он защищен от щук и голавлей «льготами», данными ему природой, но, тем не менее, преисправно попадающий в уху.
f) . Сидит в тине, дремлет и ждет, когда его съест щука. Сызмальства приучается к мысли, что он хорош только в жареном виде. Поговорку «На то и щука в море, чтоб карась не дремал» понимает в смысле благоприятном для щуки.
— Денно и нощно должны мы быть готовы, чтоб угодить госпоже щуке. Без ихних благодеяниев.
g) . Преисправный посетитель ссудных касс, плохих летних увеселений и передних. Служит на Московско-Курской дороге, подносит благодарственные адресы щукам и день и ночь работает, чтобы голавли ходили в енотах.
h) . Маленькая, получахоточная рыбка, прозябающая в статистах или доставляющая плохие переводы в толстые журналы. В изобилии поедается щукой и окунем. Самки живут на содержании у налимов и линей.
i) ь. Ленивая, слюнявая и вялая рыба в чернозеленом вицмундире, дослуживающая до пенсиона. Нюхает табак в одну ноздрю, объегоривает карасей и лечится от завалов.
k) . Ловится на муху. Нищенка.
l) . Держит трактиры на большой дороге и занимается подрядами. Делает вид, что питается постной пищей. Съевши рыбку, быстро вытирает губы, чтобы «господа» не приметили.
Антон Чехов — РЫБЬЕ ДЕЛО, читать текст
См. также Чехов Антон — Проза (рассказы, поэмы, романы . ) :
РЫБЬЯ ЛЮБОВЬ
Как это ни странно, но единственный карась, живущий в пруде близ дачи.
РЫЦАРИ БЕЗ СТРАХА И УПРЕКА
На станции Разбейся в апартаментах г. начальника станции заседало бол.
Рассказ «Налим» Чехова, написанный в 1885 году, в свойственной автору ироничной манере описывает курьёзный случай у пруда. Пятеро мужчин потратили целый день, чтобы выловить угодившего в ловушку крупного налима, но в итоге остались ни с чем.
Рекомендуем читать онлайн каткое содержание «Налима» на нашем сайте. Пересказ произведения пригодится при подготовке к уроку литературы в 5 классе.
Главные герои
Герасим — плотник, высокий худой мужчина с рыжими курчавыми волосами.
Любим — плотник, невысокий молодой мужчина с горбом на спине.
Андрей Андреич — барин, азартный и требовательный мужчина средних лет.
Другие персонажи
Ефим — пастух, одноглазый старик, медлительный и безответственный.
Васька — кучер, молодой самоуверенный парень.
А ещё у нас есть:
Краткое содержание
Ранним летним утром в холодной воде пруда, возле строящейся купальни, барахтались два мужика: высокий тощий плотник Герасим и его товарищ, горбатый плотник по имени Любим. Было заметно, что « оба посипели от холода, потому что уж больше часа сидят в воде ».
Любим дрожащим голосом кричал, чтобы Герасим был половчее и не упустил крупного налима, который « под корягу забился ». Он предлагал товарищу хватать рыбину « за зебры », но тому никак не удавалось крепко ухватить сколького налима: ему постоянно удавалось освободиться от цепких мужицких пальцев.
Герасима нервировали советы Любима, и он предложил ему самому поймать вёрткую рыбу. Но Любим не мог этого сделать из-за « низкой комплекцыи » — он уходил под воду, пускал пузыри и, пытаясь выбраться, хватался за ветки. Тогда Герасим посоветовал ему встать на корягу, и друзья совместными усилиями попытались ухватить налима за жабры, но не тут-то было — « далече, шут, под корягу забился, не за что и ухватиться ».
От резкого движения Горбач свалился в воду и с большим трудом выбрался на мель. Герасим принялся в одиночку охотиться за налимом, не замечая, что наступил полдень. Любим самозабвенно командовал им с берега.
Вскоре к водопою подошло стадо, неторопливо подгоняемое пастухом Ефимом — дряхлым одноглазым стариком. Узнав, что плотники заняты поимкой крупной рыбы, Ефим мгновенно оживился и прямо в портках забежал в воду. Теперь все трое принялись плескаться и толкаться на одном месте.
Вскоре раздались крики — стадо, оставшееся без надзора пастуха, залезло в хозяйский сад. Тут же показался и сам « барин Андрей Андреич в халате из персидской шали и с газетой в руке ». Он не на шутку рассердился не только на безответственного пастуха, но и на плотников, которые уже два дня никак не могли соорудить ему купальню.
Глаза барина загорелись при упоминании о большом жирном налиме. Герасим решил не упускать случай и попросил у него « полтинник… за труды…» , если удастся поймать рыбу. Не в силах так долго ждать, Андрей Андреич приказал позвать кучера Василия. Тот уверенно принялся за дело, покрикивая на плотников, но и ему не удалось ухватить налима.
Бестолковая суета мужиков настолько сильно возбудила барина, что тот решил сам залезть в воду и поучаствовать в ловле рыбы. Однако « и его вмешательство не ведёт ни к чему ». Тогда Любим потребовал принести топор, чтобы подрубить корягу. Дело сделано, и « Андрей Андреич, к великому своему удовольствию, чувствует, как его пальцы лезут налиму под жабры ». Ему удалось вытащить из воды огромного налима, и все в тишине любовались его блестящим чёрным телом. Но неожиданно для всех налим резко дернул хвостом и ушёл под воду — « поминай как звали ».
Заключение
Будучи мастером юмористического рассказа, в своём произведении Чехов высмеял излишне азартных и самоуверенных людей. Он напомнил, что не стоит торжествовать, не доведя дело до конца.
После ознакомления с кратким пересказом «Налима» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
(Густой трактат по жидкому вопросу)
Сегодняшнюю весьма передовую статью нашу мы посвящаем несчастным дачникам, имеющим привычку садиться на одном конце палки, у которой на другом привязана нитка и червяк. Мы даем (даром, заметьте!) целый трактат советов рыболовам. Чтобы придать нашему труду побольше серьезности и учености, мы глубокомысленно делим его на параграфы и пункты.
1. Рыбу ловят в океанах, морях, озерах, реках, прудах, а под Москвою также в лужицах и канавах.
Примечание. Самая крупная рыба ловится в живорыбных лавках.
2. Ловить нужно вдали от населенных мест, иначе рискуешь поймать за ногу купающуюся дачницу или же услышать фразу: «Какую вы имеете полную праву ловить здесь рыбу? Или, может, по шее захотелось?»
3. Прежде чем закидывать удочку, нужно надеть на крючок приманку, какую угодно, судя по роду рыбы. Можешь ловить и без приманки, так как всё равно ничего не поймаешь.
Примечание. Хорошенькие дачницы, сидящие на берегу с удочкой для того только, чтобы привлечь внимание женихов, могут удить и без приманки. Нехорошенькие же дачницы должны пускать в ход приманку: сто — двести тысяч или что-нибудь вроде.
4. Сидя с удочкой, не махай руками, не дрыгай ногами и не кричи караул, так как рыба не любит шума. Уженье не требует особенного искусства: если поплавок неподвижен, то это значит, что рыба еще не клюет; если он шевелится, то торжествуй: твою приманку начинают пробовать; если же он пошел ко дну, то не трудись тащить, так как всё равно ничего не вытащишь.
Эту сторону нашего трактата мы находим достаточно вычерпанной (на дне ничего не осталось). В следующий раз мы подробно уясним животрепещущий вопрос о том, какие породы рыб можно изловить животрепещущими в мутной московской воде.
В прошлом нумере «„Будильника“ на даче» мы с непостижимым глубокомыслием и невероятной ученостью «третировали» вопрос о способах ловить рыбу. Переходим теперь к той части нашего трактата, где говорится о рыбьих породах.
В окрестностях Москвы ловятся следующие породы рыб:
а) Щука. Рыба некрасивая, невкусная, но рассудительная, положительная, убежденная в своих щучьих правах. Глотает всё, что только попадается ей на пути: рыб, раков, лягушек, уток, ребят. Каждая щука в отдельности съедает гораздо больше рыбы, чем все посетители Егоровского трактира. Сыта никогда не бывает и постоянно жалуется на упадок дел. Когда ей указывают на ее жадность и на несчастное положение мелкой рыбешки, она говорит: «Поговори мне еще, так живо в моем желудке очутишься!» Когда же подобное указание делают ей старшие чином, она заявляет: «И-и, батюшка, да кто ж таперича рыбешку не ест? Так уж спокон века положено, чтоб мы, щуки, всегда сыты были». Когда ее пугают пропечатанием в газете, она говорит: «А мне плевать!»
b) Головль. Рыбий интеллигент. Галантен, ловок, красив и имеет большой лоб. Состоит членом многих благотворительных обществ, читает с чувством Некрасова, бранит щук, но, тем не менее, поедает рыбешек с таким же аппетитом, как я щука. Впрочем, истребление пескарей и уклеек считает горькою необходимостью, потребностью времени. Когда в интимных беседах его попрекают расхождением слова с делом, он вздыхает и говорит:
— Ничего не поделаешь, батенька! Не созрели еще пескари для безопасной жизни, и к тому же, согласитесь, если мы не станем их есть, то что же мы им дадим взамен?
c) Налим. Тяжел, неповоротлив и флегматичен, как театральный кассир. Славится своей громадной печенкой, из чего явствует, что он пьет горькую. Живет под корягами и питается всякой всячиной. По натуре хищен, но умеет довольствоваться падалью, червяками и травой. «Где уж нам со щуками да головлями равняться? Что есть, то и едим. И на том спасибо». Пойманный на крючок, вытаскивается из воды, как бревно, не изъявляя никакого протеста. Ему на всё плевать.
d) Окунь. Красивая рыбка с достаточно острыми зубами. Хищен. Самцы состоят антрепренерами, а самки дают концерты.
e) Ерш. Бойкий и шустрый индивидуй, воображающий, что он защищен от щук и головлей «льготами», данными ему природой, но, тем не менее, преисправно попадающий в уху.
f) Карась. Сидит в тине, дремлет и ждет, когда его съест щука. Сызмальства приучается, к мысли, что он хорош только в жареном виде. Поговорку «На то и щука в море, чтоб карась не дремал» понимает в смысле благоприятном для щуки.
— Денно и нощно должны мы быть готовы, чтоб угодить госпоже щуке. Без ихних благодеяниев.
g) Пескарь. Преисправный посетитель ссудных касс, плохих летних увеселений и передних. Служит на Московско-Курской дороге, подносит благодарственные адресы щукам и день и ночь работает, чтобы головли ходили в енотах.
h) Плотва. Маленькая, получахоточная рыбка, прозябающая в статистах или доставляющая плохие переводы в толстые журналы. В изобилии поедается щукой и окунем. Самки живут на содержании у налимов и линей.
i) Линь. Ленивая, слюнявая и вялая рыба в черно-зеленом вицмундире, дослуживающая до пенсиона. Нюхает табак в одну ноздрю, объегоривает карасей и лечится от завалов.
k) Уклейка. Ловится на муху. Нищенка.
l) Лещ. Держит трактиры на большой дороге и занимается подрядами. Делает вид, что питается постной пищей. Съевши рыбку, быстро вытирает губы, чтобы «господа» не приметили.
Вернуться на предыдущую страницу
Каждый раз, читая произведения разных писателей, убеждаешься, что классики о рыбалке писали часто. Многие из них были страстными рыболовами, поэтому процесс рыбной ловли знали хорошо, и в некоторых произведениях описывали повадки разных рыб.
Хочется отметить рассказ А.П.Чехова «Налим», в котором он описал повадки этой рыбы. Конечно же, не рыба главный герой этого рассказа, но весь сюжет его основан на ловле хитрого налима, забравшегося под корягу.
Рассказ начинается с описания летнего утра.
«Летнее утро. В воздухе тишина; только поскрипывает на берегу кузнечик да где-то робко мурлыкает орличка. На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег. »
Никак не подумаешь, что потом развернутся прямо таки драматические события. А затем мы видим двух мужиков, стоящих в воде. Что же они там делают? По их разговору понятно, что стараются достать что-то из-под корней ивняка. Да и посипели оба от холода, так как больше часа сидят в воде.
По разговору становится понятно, что ловят они налима, забравшегося под корягу. Процесс этот трудоемкий, так как ловят рыбу руками, а она скользкая. Как они не стараются поддеть рыбу под жабры, все никак не получается. И подоспевший пастух Ефим не может помочь.
А меж тем время идет.
«А солнце печет и печет. Тени становятся короче и уходят в самих себя, как рога улитки. Высокая трава, пригретая солнцем, начинает испускать из себя густой, приторно-медовый запах. Уж скоро полдень, а Герасим и Любим всё еще барахтаются под ивняком. Хриплый бас и озябший, визгливый тенор неугомонно нарушают тишину летнего дня».
А начинали то рыбку ловить утром. Такое чувство, что заняться им нечем, коротают себе денечки в сплошном отдыхе, да вот решили поразвлечься. Как бы ни так. Оказывается, строят они купальню для барина, да вот налим попался на глаза. А купальня подождет – лето то длинное.
Крики и суматоха на реке привлекли и барина Андрея Андреевича. Он поначалу стал ругать своих работников, но узнав в чем дело, сам двинулся на помощь. Но налим не поддается. И тогда было решено подрубить корягу.
«Коряга подрублена. Ее слегка надламывают, и Андрей Андреич, к великому своему удовольствию, чувствует, как его пальцы лезут налиму под жабры.
— Тащу, братцы! Не толпитесь. стойте. тащу!
На поверхности показывается большая налимья голова и за нею черное аршинное тело. Налим тяжело ворочает хвостом и старается вырваться.
— Шалишь. Дудки, брат. Попался? Ага!
По всем лицам разливается медовая улыбка. Минута проходит в молчаливом созерцании.
— Знатный налим! — лепечет Ефим, почесывая под ключицами. — Чай, фунтов десять будет.
— Н-да. — соглашается барин. — Печенка-то так и отдувается. Так и прет ее из нутра. А. ах!»
Но радость была не долгой.
«Налим вдруг неожиданно делает резкое движение хвостом вверх, и рыболовы слышат сильный плеск. Все растопыривают руки, но уже поздно; налим — поминай, как звали».
Мучились они (четверо взрослых мужиков) почти целый день, а в результате шиш — рыба ушла. Говорят, что без труда не вынешь и рыбку из пруда. Это, конечно же, так, но надо суметь ее еще и удержать. А рассказ А.П.Чехова «Налим» показал, что рыболовы этого не смогли сделать.
Журнал Александра Гурина
О бересте и не только
Шилишпёр — это вообще-то искажённое, «простонародное» название. На самом-то деле он шереспёр. Он же жерех. Рыба такая семейства карповых. Среди карповых рыб практически все вегетарианцы, а этот почему-то хищник.
Теперь о самом рассказе.
В ходе дискуссии с френдом всплыл один интересный момент. А именно рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник». Рассказ известнейший, так что содержание его вы все, наверное, помните. Впрочем, немного напомню.
Судят мужичка Дениса Григорьева за то, что он отвинтил на железной дороге гайку, которой рельсы крепятся к шпалам. Ему говорят, что отвинченная найка — это тяжёлое преступление, чреватое крушением состава и жертвами. Он не верит и говорит, что гайку свинтил совершенно без злого умысла для того, чтобы сделать грузило для ловли рыбы. А ещё, что они всей деревней отвинчивают и ничего, а потом недоумевает, за что его ведут в тюрьму. Ознакомиться с текстом Чехова вы можете здесь.
Итак, разберём этот рассказ по пунктам.
Пункт первый. Рельсы и шпалы.
. застал тебя за отвинчиванием гайки, коей рельсы прикрепляются к шпалам. Вот она, эта гайка. С каковою гайкой он и задержал тебя.
Чем рельсы прикреплялись к шпалам во времена Чехова? Ну, никак не гайкой. Шпалы в те далёкие годы были сплошь деревянные. А к деревянным шпалам рельсы крепятся костылём. Костыль — это такой мощный четырёхгранный железный «гвоздь». Его вбивали в дерево шпал кувалдой. Примерно вот так.
Гайками рельсы стали прикреплять к шпалам только тогда, когда шпалы стали бетонными. То есть лет через сто после выхода в свет рассказа «Злоумышленник». Об этом даже писал в советское время журнал «Крокодил», в номере, посвящённом юбилею Чехова. Так и писали, что Чехов, сам того не желая, предсказал будущее железной дороги.
Это современные бетонные шпалы и гайки.
Правда гайки всё-таки имели место быть на железной дороге во времена Чехова. Только они не прикрепляли рельсы к шпалам, а скрепляли рельсы между собой. Так может быть, именно эти гайки отвинчивал злосчастный мужичок?
Пункт второй. Грузила и рыбы.
— Да нешто, ваше благородие, можно без грузила? Ежели ты живца или выполозка на крючок сажаешь, то нешто он пойдет ко дну без грузила? Вру. — усмехается Денис. —
Судя по этой фразе, «злоумышленник» Денис Григорьев собирался использовать украденную гайку в качестве грузила при обыкновенной поплавочной ловле. Ну, как мы обычно ловим? Отрежем свинца кусочек, согнём и прижмём зубами, чтоб он плотно сидел на леске. И Денис хотел повесить гайку-грузило на леску.
Обычное наше грузило сколько весит? Два грамма, пять, десять. Теперь посмотрим, каков размер и вес той самой гайки. Шириной она четыре с лишним сантиметра, а весит 220 граммов.
У меня сразу же возникает вопрос. Если к леске привязать вместо двух граммов двести двадцать, то какой же толщины должна быть леска с таким грузилом? И какую рыбу можно было поймать на такую леску? Леска-то должна быть «с палец толщиной». Ну, или хотя бы миллиметров пять-шесть.
Что же до рыбы, то тут мы можем пофантазировать. Какую ж рыбу собирался ловить столь огруженной снастью Денис? Арапайму, нильского окуня, сома, белугу? А климовские-то мужики, они ох как непросты. Это не Денис ли там Григорьев сидит на спине выловленной им рыбки? Какой уж там шилишпёр? Нужен им, деревенским, какой-то шилишпёришка, весом не более десяти килограммов, когда они привыкли ловить таких гигантов?
— Ну! Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем.
Столько лет отвинчивают, столько лет ловят. И всё крупнячок такой идёт. Правда почему-то из бедности не могут выбраться верные рыболовы, в латанных штанах ходят, хоть и добывают тонны вкусной, мясистой рыбы. Пьют, наверное, много.
Пункт третий. Инструмент.
Гайку нужно открутить. Для этого нужен гаечный ключ. Гаечный ключ стал обиходным, бытовым инструментом не так давно. Человеку девятнадцатого века, человеку «лошадному» гаечный ключ не нужен был ни в каком виде. Для того, чтобы удила в рот коню вставить гаечный ключ не нужен. Конечно имелись люди, которые пользовались гаечными ключами и в то время. Слесари, механики. Но я что-то сомневаюсь, чтоб среди климовских мужичков был хоть один механик.
К тому же, знаете как выглядит железнодорожный ключ? Тот самый, которым гайки отвинчивают, Это такая стоечка высотой в метр, а сверху ручечка сантиметров восьмидесяти в размахе. Гайки, коими рельсы крепятся к шпалам, обычно вручную не откручивают. Но если уж возникнет такая необходимость, то используют вот это. О размерах я уже сказал.
Для гаек, существовавших во времена Чехова, орудие было попроще, но тоже внушительных размеров.
Представьте себе, что вся деревня, вооружившись огромными ключами, попёрлась на железную дорогу. На промысел. Рыбаки. Да сторож бы свисток проглотил от страха, увидев такое. Революционеры-террористы-народовольцы не иначе.
Кстати подобный ключ был тогда и остаётся сейчас инструментом, который подлежит строгому учёту. В магазине такой ключ не купишь и на улице он не валяется. В детстве я частенько ходил возле железной дороги, рассматривая валяющиеся странные железки. Но таких ключей не видел валяющимися ни разу. Я видел их только в руках железнодорожников.
Пункт четвёртый. Безопасность.
— С Митрофаном Петровым. Нешто не слыхали? Невода у нас делает и господам продает. Ему много этих самых гаек требуется. На каждый невод, почитай, штук десять.
Представьте, что уже в наше время обходчик, пройдя по дороге, обнаружил отсутствие гайки. Хотя бы одной. Это было бы довольно значительное ЧП. А если обнаружится отсутствие десяти гаек на одном участке, то к расследованию инцидента привлекут всех, кого только можно. Полицию, прокуратуру, ФСБ. Будут что называется «носом рыть землю». Почему-то я не думаю, что в девятнадцатом веке к таким вещам люди относились иначе.
А тут, в рассказе, «годами отвинчиваем и ничего». А люди читают и посмеиваются. Типа в России и не такое бывает. «Не такое», может быть, и бывает, но «такого» не было, нет и, я надеюсь, не будет.
В общем, нужно быть гениальным писателем, чтоб тебе простили даже такой чудовищный художественный вымысел. Чехов и был гением, поэтому почти ни у кого, кто читает этот рассказ, вопросов к автору не возникает. Хотя чую я, что соображения подобные моим, высказывались ещё тогда, в девятнадцатом веке. Высказывались, но были забыты.
Календарно – тематическое планирование по литературе в 7 классе (70 ч)
№ урока
Дата проведения
Тема урока
Домашнее задание
План
факт
1
2
3
4
5
Введение (1ч)
1
5.09
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы
Читать стр 3-5, вопросы стр.5
Устное народное творчество ( 7 ч)
2
6.09
Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник»
Прочитать стр.7-8, вопросы стр.8, пересказ предания (на выбор), стр. 8-10
3
12.09
Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович»
Ответ на вопрос 3, стр. 23(характеристика Вольги или Микулы)
4
13.09
Былина «Садко»
Подгот. к внеклассному чтению – прочитать былину «Илья Муромец и Соловей –разбойник»
5
19.09
Внеклассное чтение. Былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник»
Написать отзыв на одно из произведений на былинный сюжет
6
20.09
«Калевала» -карело – финский мифологический эпос
Подготовить иллюстрацию одного из эпизодов эпоса; прочитать «Песнь о Роланде»
7
26.09
«Песнь о Роланде» — вершина французского эпоса.
Подобрать по 2 – 3 пословицы на различные темы, объяснить их смысл
8
27.09
Пословицы и поговорки.
Ответ на вопрос 4, стр.68; сочинение — миниатюра
Древнерусская литература ( 2ч)
9
3.10
Русские летописи. «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок).
Составить небольшое поучение, выполнить творческое задание 1, стр.73; прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
10
4.10
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Написать сочинение на одну из выбранных тем
Из русской литературы XVIII века (2ч)
11
10.10
М.В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок)
Выразительное чтение отрывка оды
12
11.10
Г. Р. Державин. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание»
Выразительное чтение стихотворения (на выбор); прочитать поэму Пушкина А.С. «Полтава»
Из русской литературы XIX ( 27ч)
13
17.10
А.С. Пушкин. Поэма «Полтава» (отрывок). Образ поэмы
Выучить наизусть отрывок из поэмы
«Полтава»
14
18.10
А.С. Пушкин «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»)
Выполнить задание 2, стр.101
15
24.10
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»
Наизусть отрывок из «Песни о Вещем Олеге» 1-7 строфа
16
25.10
А.С. Пушкин. «Борис Годунов»
Сочинение по теме «Герой Пушкина, о котором хочется рассказать»
17
7.11
А.С. Пушкин. «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека»
Составление рассказа «Моё отношение к Самсону Вырину»
18
8.11
М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов
Прочитать «Песню…» и выделить в ней смысловые части, выразительное чтение любого отрывка
19
14.11
М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика
Выучить наизусть отрывок «Над Москвой великой, златоглавой»
20
15.11
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва»Проект
Выучить наизусть одно стихотворение; произвести анализ
21
21.11
Контрольная работа по произведениям А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова
Подготовить сообщение о Н.В.Гоголе
22
22.11
Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства
Выучить наизусть одно из описаний степи; подготовить устный рассказ о Тарасе Бульбе
23
28.11
Героизм и самоотверженность Тараса и товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Подобрать цитатные материалы для характеристик героев; выучить речь Тараса о товариществе наизусть
24
29.11
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»: Остап и Андрий»
Устный сопоставительный анализ образов Остапа и Андрия
25
5.12
Р.Р Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Подготовка к сочинению
Написать сочинение по составленному плану; прочитать рассказ «Бирюк»
26
6.12
И.С. Тургенев «Бирюк» Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным
Приготовить рассказ «Один день из жизни лесника Бирюка»
27
12.12
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»
Наизусть стихотворение в прозе «Русский язык»
28
13.12
Н.А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая» Историческая основа поэмы
Выразительное чтение диалога княгини и генерала
29
19.12
Н.А. Некрасов. «Русские женщины»: художественные особенности поэмы
Написать небольшой рассказ о главной героине, опираясь на текст поэмы
30
20.12
Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа
Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения
31
26.12
А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады
Подготовить выразительное чтение баллад; работа по вопросам стр.288
32
27.12
М.Е. Салтыков -Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества
Прочитать сказку «Дикий помещик»; проработать вопросы и задания на стр.. 300 — 304
33
16.01
М.Е. Салтыков -Щедрин. «Дикий помещик» (урок внеклассного чтения)
Попробовать сочинить сказку на сюжет из школьной жизни
34
17.01
Л.Н. Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести
Прочитать главу «Классы»; поразмышлять, чем отличаются друг от друга матушка и отец
35
23.01
Л.Н. Толстой. «Детство» (главы). Главный герой повести и его духовный мир.
Дочитать повесть; подготовиться к тестированию по произведениям
36
24.01
Контрольная работа. Тестирование по произведениям Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого
Подготовка устного рассказа об А.П. Чехове
37
30.01
А.П. Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа
Работа по вопросам на стр.332-333, выразительное чтение по ролям
38
31.01
А.П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» ( урок внеклассного чтения)
Написать отзыв на рассказ Чехова (по выбору) по плану
39
6.02
«Край ты мой, родимый край…»В.А. Жуковский. «Приход весны». И.А. Бунин. «Родина». А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…»Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения
Выучить стихотворение наизусть( по выбору)
Из русской литературы XX века (22ч)
40
7.02
И.А. Бунин «Цифры»
Прочитать рассказы Бунина «Лапти», «В деревне»
41
13.02
И.А. Бунин. «Лапти» и другие рассказы (урок внеклассного чтения)
Написать отзыв на прочитанный рассказ писателя
42
14.02
М. Горький. «Детство» (главы) Автобиографический характер повести Изображение «свинцовых мерзостей жизни».
Прочитать главы повести, подробный пересказ эпизодов по выбору
43
20.02
М. Горький. «Детство»(главы) «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»
Ответить на вопрос: «Каким человеком представляется нам Алексей?»
44
21.02
М. Горький «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»)
Художественный пересказ фрагмента легенды
45
27.02
Л.Н. Андреев «Кусака» Гуманистический пафос рассказа
Выборочный пересказ на тему «История Кусаки»
46
28.02
В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
Выразительное чтение стихотворения
47
6.03
В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям»
Написать мини – сочинение «За что я люблю ( не люблю) стихи Маяковского»
48
7.03
А.П. Платонов. «Юшка»
Подготовить иллюстрацию к рассказу, пересказ эпизода по выбору; прочитать рассказ «В прекрасном и яростном мире»
49
13.03
А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире» Автобиографичность рассказа
Ответить на вопросы рубрики «Размышляем о прочитанном»(стр. 140-141)
50
14.03
Р.Р Классное контрольное сочинение на одну из тем:1) Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? 2) В чем проявляется гуманизм произведений М. Горького, И.А. Бунина, В.В. Маяковского, А.П. Платонова (на материале 1-2 произведений)?
Прочитать в учебнике статью о Б.Л. Пастернаке (стр.142-144)
51
20.03
Б.Л. Пастернак. Стихотворения «Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Б.Л. Пастернака
Выучить наизусть одно из стихотворений (по выбору)
52
21.03
А.Т. Твардовский. Стихотворения поэта «Снега потемнеют синие…», «Июль- макушка лета…», «На дне моей жизни…»
Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений.
53
3.04
На дорогах войны. Стихотворения о войне А. А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова
Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о войне
54
4.04
Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе
Составить план рассказа, вопросы стр.172-173
55
10.04
Е.И. Носов «Кукла», «Живое пламя»
Пересказ эпизода, вопросы на стр.182, 185
56
11.04
Ю.П. Казаков «Тихое утро» Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка
Письменная характеристика одного из героев рассказа
57
17.04
Д.С. Лихачев. «Земля родная» Духовное напутствие молодежи
Работа по вопросам стр.209-210, пересказ глав из книги по выбору
58
18.04
М. М. Зощенко. Рассказ «Беда»
Подготовить чтение по ролям одного из понравившихся эпизодов
59
24.04
«Тихая моя родина» Стихи В.Я. Брюсова, Ф. Сологуба, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова, Н.А. Заболоцкого и др.
Выучить наизусть одно из стихотворений
60
25.04
Песни на слова русских поэтов XX века. А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле». Б.Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний.
Выучить наизусть одну из песен, стр. 231-236; подготовить ответы на вопросы, стр 237
61
2.05
Письменная контрольная работа. Тестирование по произведениям русской литературы
Подготовка устного рассказа о Р. Гамзатове
Из литературы народов России ( 1ч_)
62
9.05
Расул Гамзатов. Стихотворения «Опять за спиною родная земля…»,«Я вновь пришел сюда и сам не верю…»(из цикла«Восьмистишия»)«О моей Родине».
Подготовить выразительное чтение стихотворений и ответы на вопросы 1-3 рубрики «Размышляем о прочитанном», стр.240
Из зарубежной литературы (8ч)
63
15.05
Роберт Бёрнс «Честная бедность» и другие стихотворения (урок внеклассного чтения)
Выучить наизусть стихотворение; прочитать вступительную статью о Байроне, стр. 246
64
16.05
Дж.Г. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!..»
Выразительное чтение стихотворения
65
22.05
Японские трехстишия (хокку). Мацуо Басе, Кобаяси Исса
Прочитать рассказ О.Генри «Дары волхвов»
66
23.05
О. Генри «Дары волхвов»Сила любви и преданности
Сочинение — рассуждение «Во имя любви», вопросы стр.263
67
29.05
Р.Д. Брэдбери «Каникулы»
Вопросы стр.276-277, пересказ эпизода по выбору
68
30.05
Детективная литература (урок внеклассного чтения)
Подготовиться к итоговому контролю
69
Урок контроля. Итоговое тестирование
Представить любимого литературного героя, для «Парада литературных героев» Сформулировать советы одноклассникам о пользе чтения
70
Урок – путешествие «По страницам изученных произведений»
Иллюстрации к произведению Чехова хирургия
Дьячок Вонмигласов Чехов хирургия
Чехов а. «Лошадиная фамилия»
Антон Павлович Чехов хирургия
Хирургия Кукрыниксы
А П Чехов нищий
Эскизы к рассказам
Иллюстрации к произведениям Чехова толстый и тонкий
Хирургия Чехов иллюстрации Кукрыниксы
Толстый и тонкий иллюстрации
А П Чехов толстый и тонкий иллюстрации
Иллюстрации к Чехова смерть чиновника
Чехов иллюстрации к произведениям вишневый сад
Иллюстрация к произведению хирургия
Хирургические зарисовки
Иллюстрация к рассказу хирургия Чехова 5 класс
Жюль Эмиль Пеан вклад в хирургию
Чехов и его персонажи
Ах зубы Чехова
Хирургия рисунок
Хирургия Чехов
Чехов иллюстрации
Толстый и тонкий Антон Павлович Чехов книга
Антон Чехов студент иллюстрации
Толстый и тонкий иллюстрации
Марк Шагал мертвые души Манилов
Иллюстрации к произведению Чехова хирургия
Тулуз Лотрек хирургия
Иллюстрация к рассказу смерть чиновника
Чехов Ах зубы рассказ иллюстрация
А.П.Чехова злоумышленник
Смерть чиновника 1883
План рассказа Лошадиная фамилия
Произведения Чехова Лошадиная фамилия
Лошадиная фамилия Антон Чехов
Рисунки на тему Чеховских рассказов
.П.Чехова «Лошадиная фамилия» иллюстрация
Выставка рисунка герои нашего времени
А П Чехов Лошадиная фамилия иллюстрации
Лошадиная фамилия Чехов аудиокнига
Рассказ Антона Павловича Чехова хирургия
Героини Чеховских произведений
Антон Павлович Чехов злоумышленники зарисовки
Чехов Попрыгунья иллюстрации
Чехов иллюстрации к произведениям
Чехов рисунок карандашом
В аптеке Чехов иллюстрации
Иван Карамазов Достоевский
Хирургия шарж
Иллюстрация к Лошадиная фамилия Чехова
Хамелеон Чехов иллюстрации
Художник Пчелко Муму
Злоумышленник а.п Чехов
Карикатура на хирургию Чехова
Иллюстрации к рассказу Чехова Ионыч
Беззащитное существо рисунок
Презентация хирургия Чехов
Чехов переполох иллюстрации
Медицина рисунок карандашом
Булгаков Собачье сердце иллюстрации к книге
Хамелеон Чехов
Иллюстрации к произведениям Куприна
Хирурги рисунок Графика 20 век
Ап Чехов Лошадиная фамилия
Произведение невеста Чехов
Чехов смерть чиновника рисунок
Живой товар Чехова иллюстрация
Лошадиная фамилия Антон Павлович Чехов
Хирургия рисунок карандашом
Иллюстрация к рассказу Чехова размазня
Хирургия Чехов
Смерть чиновника иллюстрации
Рисунки персонажей Чехова
Серов Тришкин кафтан
Казимир Зеленевский
Ионыч рисунок карандашом
Чехов иллюстрации к рассказам
С-Щедрин Пошехонская старина
Антон Павлович Чехов злоумышленники зарисовки
Иллюстрации рассказы Чехов палата №6
Барин и Липунюшка
Иллюстрации Сидни Пэджета
Шукшин экзамен иллюстрации
Кардовский каштанка
Рисунок к рассказу Чехова смерть чиновника
Чехов иллюстрации Пинкисевич Олеся
Сказы Бажова хрупкая веточка
Помещик раскраска
Чехов Антон Павлович «душечка»
Иллюстрация хирургии легко
Чехов Антон Павлович произведения хирур
Чехов а.п. «толстый и тонкий»
Чехов раскраска
Портрет рисунок художественного произведения
Медицинская Графика
Рассказ Чехова злоумышленник
Кардовский Дмитрий Николаевич иллюстрации каштанка
Павел Андреевич Федотов рисунки
Рисование с натуры иллюстрирование
Лемм иллюстрации к произведениям
Иллюстрации к рассказу злоумышленник Чехова
Иллюстрации к рассказу Толстого баня
Данини ошибки иллюстрации
А П Чехов Лошадиная фамилия рисунок
Пикник на обочине Артур Барбридж
Медицинские иллюстрации
Толстый и тонкий иллюстрации к произведению
Хирург в операционной рисунок
Чехов хирургия Вонмигласов
Чехов Чайка иллюстрации
Комиксная зарисовка офиса
А П Чехов хирургия презентация 5 класс
Иллюстрация Чехова Антона
Толстый и тонкий иллюстрации
Булдеев Лошадиная фамилия
Кукрыниксы Чехов
Чехов хирургия книга
Не в духе Чехов иллюстрации
Иллюстрация к злоумышленнику Чехова
Иллюстрации к рассказам а.п Чехова. А.П Чехова «смерть чиновника»,
Рисунок к рассказу хирургия Чехова
Каштанка мультфильм 1952
Рассказы Чехова презентация
Ф М Достоевский преступление и наказание иллюстрации
Дмитрия Кардовского («каштанка» 1903, «
Медицина арты
Шишмарева Чехов иллюстрации
Вишнёвый сад Чехов иллюстрации
Герои Чехова иллюстрации
Морфий Булгаков арт
Кардовский каштанка
Антон Чехов иллюстратор
Иллюстрации к рассказу Муму Тургенева
Рисунок к триптиху Янкилевский
Чехов в овраге иллюстрации
Гаршин сигнал иллюстрации
Дядя Ваня Антон Павлович Чехов
Кардовский иллюстрации к горе от ума
А П Чехова толстый и тонкий
Порода собаки Муму из Тургенева
Попрыгунья Антон Павлович Чехов
Ярбух фюр психоаналитик унд психопатологик
Максим Горький «в людях»
Зубной врач карикатура
Герман Мазурин иллюстрации каштанка
Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 223-224
Смотрите также:
Рассуждение на тему «Почему Герасим ушёл в деревню».
Сочинение «Чему посвящен рассказ «Муму». Против чего он направлен».
Размышляем о прочитанном
1. Понравился ли вам рассказ? Над чем он заставил вас задуматься? Какие чувства испытали вы, читая его?
Мне понравился рассказ, хотя конец у него трагический.
Он заставил меня задуматься о том, что власть одного человека над другим всегда аморальна.
Я очень жалела собачку, сочувствовала Герасиму и возненавидела барыню.
2. Что рассказывается о барыне в начале рассказа? «День её нерадостный и ненастный…» Что хочет сказать нам автор этой фразой? Как можно объяснить приказания барыни (женить пьяницу, убрать собаку)? Что это самодурство или капризы изнывающей от скуки барыни?
Барыня была немолодой вдовой. Она жила одна, окружённая челядью. Она ничего не делала и скучала.
Говоря о нерадостном дне, автор подразумевает зрелые годы человека. У барыни жизнь прошла без радостей.
Говоря о вечере, автор подразумевает старость, закат человеческой жизни. Старость у барыни была ещё хуже, чем остальная жизнь.
Приказания барыни — это самодурство. Ведь самодурство — это склонность потакать своим прихотям, капризам, унижая других людей. Барыня унижала крепостных из прихоти.
3. Каким описывает автор Герасима и можно ли по этому описанию судить об авторском отношении к герою? Как работал Герасим и почему новые его занятия казались ему шуткой? Писатель утверждает, что ко всему привыкает человек и Герасим привык к городскому житью. Как же привыкал Герасим к новому житью? Расскажите об этом близко к тексту. Какова была его каморка и зачем её так подробно описывает Тургенев?
Автор описывает Герасима богатырём. По его описанию, мы понимаем, что автору Герасим симпатичен, ведь у него «замечательное лицо«, за его работой смотреть «весело«. И вообще, «славный он был мужик«.
Герасим работал в деревне за четверых, не зная усталости и скуки. В городе он «скучал и недоумевал«, ведь всю работу на день делал за полчаса. Поэтому его новые обязанности казались Герасиму шуткой.
Герасим долго привыкал к новому житью. Он делал всё старательно, поддерживал вокруг чистоту и порядок, держал в строгости остальных крепостных.
Ему выделили каморку, которую Герасим устроил по себе. Он соорудил богатырскую кровать, столик, стул на трёх ножках. Уходя, Герасим запирал каморку на замок.
Подробное описание каморки потребовалось автору, чтобы лучше познакомить читателя с характером Герасима, его привычками, неприхотливостью в быту.
4. Чем интересны другие герои — Капитон (как сам он говорит о себе), Гаврила, Татьяна (почему красота скоро с неё соскочила)? Как относился Герасим к Татьяне? Расскажите историю её замужества. Какими предстают в ней герои?
Капитон Климов. Пьяница и башмачник. Сам считал себя недооценённым по достоинству, образованным. Интересен, как образ вечного неудачника, зря прожившего жизнь.
Гаврила. Дворецкий. Женат. Не смеет перечить барыне. Хитрый и изворотливый.
Татьяна. Прачка. 28 лет. Всю жизнь её держали в чёрном теле, запуганная. Из-за тяжёлой работы от её красоты не осталось следа. Интересна образом беззащитного, безвольного, всеми унижаемого существа.
Герасиму Татьяна приглянулась. Он стал её покровителем, дарил небольшие подарки, и даже собирался жениться.
История женитьбы Татьяны, кратко
Однажды барыня решила женить Татьяну на Капитоне и сказала об этом Гавриле. Тот, зная отношение к Татьяне Герасима, был озадачен. Капитон так и вовсе перепугался до потери пульса. Татьяна, узнав о приказе барыни, проявила обычное смирение. Её решили представить пьяницей и Герасим поверил, что Татьяна выпивает. Он разочаровался в девушке и позволил женить её на Капитоне. Через год Капитон спился, и его с женой отправили в деревню. Герасим простил Татьяну и подарил ей на прощание платок.
В этой истории барыня показала своё самодурство, Капитон — бесхарактерность, Гаврила — хитрость, а Герасим — великодушие и умение прощать.
5. Известно, что в основе рассказа лежит реальный случай, но дворник в Спасском остался верен хозяйке. Как вы думаете, правильно ли поступил писатель, придумав совсем другую концовку рассказа? Какую цель он преследовал, чего достиг?
Тургенев поступил правильно. Он сделал своего героя Герасима способным на поступок, на возмущение против крепостного права и несправедливости. Писатель хотел показать, что воля к свободе не умерла в людях, и когда-нибудь она заставит всех угнетённых побороться за свои права.
6. Подготовьте краткий пересказ всего текста и художественный пересказ любого эпизода.
Краткий пересказ рассказа «Муму» можно прочитать, перейдя по ссылке.
Художественный пересказ эпизода прощания Герасима с Муму в трактире
Герасим сам решил выполнить приказ барыни. Он надел праздничный кафтан и повёл Муму на верёвочке в трактир. Там он спросил щей с мясом. Муму спокойно стояла рядом, смотря на Герасима умными глазами. Шерсть на ней лоснилась: её недавно вычесали.
Герасиму принесли щи и он поставил тарелку на пол, накрошив в неё хлеба. Муму стала вежливо есть.
Герасим смотрел на собаку и вдруг тяжёлые слёзы выкатились из его глаз. Одна упала на лобик собаки, вторая — в щи.
Муму съела половину тарелки, облизнулась. Герасим заплатил за еду и вышел вон.
7. Понравились ли вам герои и их поступки? Расскажите об одном из героев рассказа.
Из героев мне понравился только Герасим. Остальные герои совершают поступки, которые мне не нравятся.
Например, Татьяна, бедная прачка, которая понравилась Герасиму. Она была несчастным забитым существом, которое не имело своего мнения. Она смиренно переносила все тяготы и невзгоды. Она безропотно согласилась стать женой Капитона, жалкого пьяницы, понимая, что в этом браке счастья не будет.
8. Почему рассказ назван «Муму»?
Рассказ назван по имени маленькой собачки, которая хоть и не является главным героем, но послужила зачином для описанных в рассказе событий.
9. Главный герой рассказа — немой Герасим. Каковы черты его характера? Расскажите об этом, подтвердив свои слова цитатами из произведения. Найдите примеры сравнений и гипербол в тексте. Какие черты характера Герасима они помогают подчеркнуть?
Черты характера Герасима:
Трудолюбие. Работал за четверых.
Ответственность. Ни щепок не валялось, ни сору.
Строгость, любовь к порядку. Даже петухи не смели драться.
Великодушие. Подарил Татьяне на память платок.
Любовь к животным. Заснул возле неё радостным сном. Любил её без памяти.
Умение держать слово. Утопил Муму.
Сравнения и гиперболы:
Работал за четверых. Подчёркивает трудолюбие.
Взрезывал упругую грудь земли, берёзовый лесок смахивать. Подчёркивает силу.
Как рычаг опускались мышцы. Подчёркивает силу.
Вырос могучий, как дерево. Подчёркивает силу.
Недоумевал, как молодой бык. Подчёркивает трудолюбие.
Ни одна мать не ухаживает за ребёнком, как Герасим за питомицей. Подчёркивает любовь к животным.
10. Тургенев в рассказе «Муму» изобразил человека, не сломленного крепостническим гнётом. Можно ли сказать, что Герасим сохранил духовные и нравственные качества? Подтвердите свой ответ примерами.
Герасим положительный герой рассказа, который сохранил в себе духовные и нравственные качества.
Он был трудолюбив и работал за четверых. Держал в порядке двор и свою каморку.
Он не любил пьяниц и, приняв Татьяну за алкоголичку, отказался от неё.
Он был добрым и жалостливым. Он спас Муму и привязался к ней всем сердцем.
Он был честным и исполнительным. Он не посмел обмануть барыню и утопил Муму.
Он не принимал несправедливости. И ушёл в деревню, с несокрушимой отвагой и отчаянной решительностью.