Составить словарь непонятных слов по сказке ашик кериб

Автор на чтение 10 мин. просмотров 323 опубликовано 25.02.2021 ашик-кериб популярная в странах востока сказка, записанная м. ю. лермонтовым.

На чтение 10 мин. Просмотров 323 Опубликовано

«Ашик-Кериб» – популярная в странах востока сказка, записанная М. Ю. Лермонтовым. Это история о любви бедного юноши и прекрасной девушки, история о верности, преданности и умении держать свое слово.

ashik-kerib-chitatelskiy-dnevnik-63826.jpg

Краткое содержание «Ашик-Кериб» для читательского дневника

ФИО автора: Лермонтов Михаил Юрьевич

Название: «Ашик-Кериб»

Число страниц: 32. Михаил Лермонтов. Издательский Дом Мещерякова. 2010 год

Жанр: Сказка (авторская обработка народной сказки)

Год написания: 1837 год

Главные герои

Ашик-Кериб – молодой, бедный юноша, пылкий, доверчивый и добрый, прекрасный певец и музыкант.

Магуль-Мегери – красавица, невеста Ашик-Кериба, любящая, верная.

Аян-ага – богатый турок, отец Магуль-Мегери.

Куршуд-бек – коварный, но разумный мужчина, который сватался к Магуль-Мегери.

Сюжет

У знатного и богатого торговца Аян-аги была дочь по имени Магуль-Мегери, которая славилась своей необычайной красотой и кротким нравом. В нее влюбился бедняк Ашик-Кериб, который зарабатывал на жизнь пением и искусной игрой на сазе. Прекрасная Магуль ответила на его чувство взаимностью, однако их свадьба не могла состояться из-за того, что влюбленных разделяла большая пропасть – Ашик был очень беден, а Магуль была любимой дочерью богатого купца.

Однако Ашик-Кериб не сдался. Он отправился в дальние края, пообещав возлюбленной, что непременно разбогатеет через семь лет. Магуль пообещала его ждать, но с условием – если Ашик не вернется в условленное время, она выйдет замуж за другого.

Ашику пришлось пережить немало приключений. Благодаря своему таланту он стал придворным музыкантом, и смог осуществить свою мечту и разбогатеть. Вскоре он позабыл свою семью, прекрасную Магуль и данное ей обещание.

Годы шли, и девушка становилась все печальнее. Она решила передать блюдо знакомому купцу, чтобы тот во время странствий отыскал ее жениха. Случайно Ашик увидел это блюдо и понял, что пора возвращаться. По пути домой он загнал коня, но успел вовремя – Магуль уже собрались выдать замуж за другого человека. Влюбленные, не медля, сыграли пышную свадьбу, и жили долго и счастливо.

План пересказа

  1. Любовь бедного певца и красавицы.
  2. Обещание Ашик-Кериба.
  3. Странствия музыканта.
  4. Служба во дворце.
  5. Ашик забывает невесту.
  6. Золотое блюдо.
  7. Путь домой.
  8. Пышная свадьба.

Главная мысль

Человек не избежит того, что ему предначертано судьбой.

Чему учит

Сказка учит верности, порядочности, умению держать свое слово. Также она учит, что истинное счастье заключается не в золоте, настоящее богатство – любимые, близкие люди.

Отзыв

Это красивая история о настоящей любви, для которой не стали преградой ни время, ни золото. И Магуль, и Ашик оказались верными своему слову, и в итоге обрели большое счастье.

chitatelskiy-dnevnik-63826-risunok-illyustraciya-k-skazke-ashik-kerib.jpg

Рисунок-иллюстрация к сказке Ашик-Кериб.

Пословицы

  • От сумы и от тюрьмы не зарекайся.
  • Верная любовь в огне не горит и в воде не тонет.
  • Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь.

Что понравилось

Понравилось, что история закончилась хорошо. Однако все могло пойти иначе, если бы верная Магуль не напомнила Ашику о данном обещании.

Воробьёв Аркадий

  «Ашик-Кериб» — сказка, написанная по сюжету древней легенды Востока о любви. Существует несколько вариантов сказки. Нам наиболее известен вариант Михаила Юрьевича Лермонтова. Поэт написал эту сказку, будучи вдохновленным природой Кавказа и той самой мудрой восточной легендой, о которой поэт узнал во время своего изгнания на Кавказ в 1837 году.

Тема сказки М.Ю.Лермонтова «Ашик-Кериб»

  Основные персонажи сказки:

  • юноша Ашик-Кериб;
  • девушка Магуль-Мегери;
  • Куршуд-бек, поклонник Магуль-Мегери.

  В сказке Лермонтова рассказывается о бедном турецком юноше Ашик-Керибе, играющем на саазе (турецкой балалайке), который влюбляется в прекрасную красавицу Магуль-Мегери, дочь местного богатого купца. Действие происходит в Тифлизе. Ашик-Кериб хочет взять девушку в жены, но не хочет жить за счет богатств ее отца, поэтому отправляется в странствование на срок в семь лет, чтобы заработать денег и разбогатеть. Магуль-Мегери обещает ждать юношу все семь лет, но ставит условие, что если тот не вернется в указанное время, она свяжет свою судьбу с Куршуд-беком.

  Кериб отправляется в странствие. Пройдя через трудности и испытания, Керибу удается разбогатеть, в этом ему помогает его дивный голос. В богатстве юноша забывает о своей Магуль-Мегери. За три дня до истечения срока герой вспоминает о своем обещании, но понимает, что ко сроку ему уже не успеть. Ему помогает Хадерилиаз (у Лермонтова – святой Георгий), с помощью которого Ашик-Кериб моментально попадает вовремя прямо в Тифлиз и берет свою возлюбленную в жены.

Основные идеи и мысли сказки, ее смысл

  Основная идея сказки – это нарушение обещаний вечной любви вследствие складывающихся жизненных обстоятельств. Только лишь чудо помогает все изменить.

  Важная мысль сказки: необходимо всегда исполнять свои обещания, держать свое слово и ни при каких обстоятельствах, какие бы ни были при этом трудности, не нарушать его.

  Очень интересен характер Кериба. Этот юноша гордый человек; подвергнув сам себя испытаниям, таким образом показывает, чего он стоит и может ли считаться истинно достойным человеком.

  «Ашик-Кериб» — мудрое произведение. С одной стороны, сказка говорит нам о том, что настоящая любовь способна выдержать все преграды, препятствия и расстояния (пример: верность и терпение Магуль-Мегери). С другой стороны, рассказывает о том, что иногда богатство и деньги могут испортить человека, и тогда только искреннее раскаяние и, как следствие, чудо могут помочь ему искупить свою вину.

  В произведении действительно происходят чудеса. Появление Хадерилиаза, мгновенное перемещение Ашик-Кериба в свой город, исцеление ослепшей матери героя землей из-под копыт лошади Хадерилиаза. Все это определяет «Ашик-Кериб» именно как сказку.

ПожаловатьсяЛермонтов Михаил сказка «Ашик-Кериб» Жанр: авторская обработка народной сказкиГлавные герои сказки «Ашик-Кериб» и их характеристика

  1. Ашик-Кериб, молодой и бедный певец с прекрасным голосом. Романтичный, добрый, доверчивый. Став богатым забыл невесту, но с помощью Святого Георгия поспел на свадьбу.
  2. Магуль-Мегери, красавица, верная и беззаветная. Умеет крепко любить, готова была умереть, лишь бы не выходит за нелюбимого.
  3. Куршуд-бек, коварный, но разумный, не стал чинить препятствия свадьбе
  4. Хадерилиаз, святой Георгий, справедливый, суровый, честный.

План пересказа сказки «Ашик-Кериб»

  1. Бедный певец и красавица
  2. Обет Ашик-Кериба
  3. Предательство Куршуд-бека
  4. Во дворце Паши
  5. Золотое блюдо
  6. Обратный путь
  7. Хадерилиаз и глина
  8. Слепая мать
  9. На свадьбе
  10. Счастливый конец

Кратчайшее содержание сказки «Ашик-Кериб» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Ашик-Кериб и Магуль-Мегери любят друг друга, но бедность мешает Ашик-Керибу просить руки красавицы
  2. Ашик-Кериб отправляется странствовать, Куршуд-бек ворует его одежду и говорит, что Ашик-Кериб утонул
  3. Ашик-Кериб становится богатым и забывает про невесту
  4. Магуль-Мегери посылает блюдо и Ашик-Кериб спешит в Тифлиз
  5. Хадерилиаз помогает Ашик-Керибу и он берет у матери сааз
  6. Магуль-Мегери узнает жениха, мать прозревает, Куршуд-бек женится на сестре Ашик-Кериба

Главная мысль сказки «Ашик-Кериб» Что человеку на роду написано, от того не убежишь.Чему учит сказка «Ашик-Кериб» Сказка эта учит верности, умению держать свое слово. Учит не поддаваться гордыне, учит не забывать своих обещаний, учит не врать, учит не прельщаться видом золота. Сказка учит нас быть справедливыми и мешать чужому счастью.Отзыв на сказку «Ашик-Кериб» Это очень красивая история о любви, которая могла закончится трагически, но благодаря вмешательству высших сил окончилась благополучно. Мне больше всего в этой сказке понравилась Магуль-Мегери, потому что она честно ждала жениха, а тот проводил время в роскоши и развлечениях.Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Ашик-Кериб» Давным-давно жила в Тифлизе красавица Магуль-Мегери и жил там же бедный певец Ашик-Кериб. На одной свадьбе увидел Ашик-Кериб Магуль-Мегери и полюбил ее, а красавица полюбила его. Однажды в саду увидела Магуль-Мегери Ашик-Кериба и признался тот ей в своей любви. Предложила красавица попросить ее руки у отца своего, обещая, что тот не ответит отказом. Но не захотел такого Ашик-Кериб, дал он обет, что будет странствовать 7 лет, но вернется богатым. А Магуль-Мегери обещала ждать его и только потом выйти замуж за Куршуд-бека. Взял свой посох Ашик-Кериб и пошел странствовать. Догоняет его Куршуд-бек и в попутчики просится. Идут они дальше вместе, а впереди река быстрая. Разделся Ашик-Кериб, поплыл через реку, а Куршуд-бек его одежду украл, и в Тифлиз возвратился. Показал Куршуд-бек одежды матери Ашик-Кериба, и сказал, что утонул ее сын. Мать с горя ослепла. А Ашик-Кериб дошел до города Халафа, где его пение услышал паша, большой любитель песен. Осыпал паша Ашик-Кериба золотом, зажил тот богато и забыл про Магуль-Мегери. А семь лет заканчиваются. Дает Магуль-Мегери золотое блюдо купцу и просит в каждом городе показывать его и только настоящему хозяину отдать. Приехал купец в Халаф, показывает блюдо. Прибежал Ашик-Кериб, узнал блюдо, а купец узнал Ашик-Кериба и отдал ему блюдо. До срока осталось только три дня, но сел Ашик-Кериб на коня, взял сумку золота и пустился в обратный путь. В горах пал его конь и решил Ашик-Кериб с жизнью покончить. Но тут появился всадник на белом коне и велел Ашик-Керибу бежать за ним. Не смог Ашик-Кериб бежать, посадил всадник его на седло и спрашивает, где тот хочет оказаться. Сказал Ашик-Кериб, что в Арзеруме и в тот же миг оказался в этом городе. Извинился Ашик-Кериб за обман, сказал, что в Карсе быть ему надобно и в тот же миг в Карсе оказался. Взмолился тут Ашик-Кериб, говорит что в Тифлизе ему быть надо. Пожурил его всадник, но все-таки в Тифлиз доставил. А Ашик-Кериб просит доказательство, ведь никто не поверит ему, что он за один день от Халафа до Тифлиза доехал. Дал ему всадник глины из-под копыт коня и сказал, что глина эта поможет слепой прозреть. Пришел Ашик-Кериб домой, стучится, а мать отпирать не хочет, не верит, что сын вернулся. Сестра открыла дверь, зашел Ашик-Кериб, сааз увидел, поиграть попросил. Сыграл, он, спел, но мать все равно не хочет ему верить. Тогда стал просить Ашик-Кериб сааз на свадьбе сыграть, а мать не дает. Но когда узнала, что у Ашик-Кериба полная сумка золота, дала ему сааз. В это время Магуль-Мегери умирать собирается, чашу с ядом держит, да кинжал острый. Пришел Ашик-Кериб, просит разрешения спеть. Куршуд-бек разрешает ему. А Ашик-Кериб говорит, что утром еще в Халафе был. Хотел его брат Куршуд-бека убить за ложь, но остановил его Куршуд-бек. А Магуль-Мегери узнала голос любимого и выбежала, да на шею ему бросилась. Опять хотел убить их брат Курпшуд-бека, а Куршуд-бек узнал Ашик-Кериба и говорит, что если что кому по судьбе написано, от того не убежишь. И доказательств просит того, что Ашик-Кериб за день до Тифлиза добрался. А сестра уже мать слепую ведет. Смазал ей глаза Ашик-Кериб глиной и прозрела мать. Предложил тогда Ашик-Кериб Куршуд-беку свою сестру в жены, а сам на Магуль-Мегери женился.Пословицы к сказке «Ашик-Кериб» От сумы и от тюрьмы не зарекайся. Верная любовь в огне не горит и в воде не тонет. Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь.Рисунки и иллюстрации к сказке «Ашик-Кериб»

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/ashik-kerib.html
  • https://vashurok.ru/questions/kakaya-vazhnaya-misl-soderzhitsya-v-skazke-ob-ashik-keribe
  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/04/blog-post_23.html

Дата

Предмет

Класс

Литературное
чтение

4

Тема: М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб»
(турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей.

Цели урока: знакомство со сказкой М.Ю.
Лермонтова « Ашик-Кериб».

Формируемые
УУД:

Личностные
УУД
Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро»,
«терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг»,
«справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»,
«народ», «национальность» и т.д. Уважение к своему народу, к другим
народам, принятие ценностей других народов. Оценка жизненных ситуаций и
поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм,
нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Регулятивные
УУД
 Самостоятельно формулировать задание: определять

его
цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его
выполнения, самостоятельно оценивать. Определять самостоятельно критерии
оценивания, давать самооценку.

Познавательные
УУД
Ориентироваться в учебнике: определять
умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению
незнакомого материала. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из
различных источников (словари, энциклопедии,

справочники,
электронные диски, сеть Интернет). Анализировать, сравнивать, группировать
различные объекты, явления, факты. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать
информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем,
моделей, сообщений. Составлять характеристику героев. Уметь передавать
содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные
УУД
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других,
высказывать свою точку зрения на события, поступки. Читать
вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно популярных
книг, понимать прочитанное. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы (задачи).

Оборудование:
карточки, видео физкультминутка, презентация

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний. (Ребёнок с ОВЗ работает с классом)


Послушайте о ком эти строки, о каком писателе идет речь?

(Он
был мастер делать из талого снега человеческие фигуры в коллосальном виде;
вообще он был счастливо одарен способностями к искусствам; уже тогда рисовал
акварелью довольно порядочно и лепил из окрашенного воску целые картины).


Правильно, это М.Ю. Лермантов.

-Какие произведения М. Ю. Лермонтова вам знакомы?

3.Проверка домашнего задания.
(Ребёнок с ОВЗ работает с учителем)

-Какое
задание выполняли дома по чтению? (выразительное стихотворение
М.Ю.Лермонтова «Дары Терека»
)


чём это стихотворение? (О реке Терек.)

-Какая
это была река? (Быстрая, шумная, горная.)

-Кто
хочет выразительно прочитать нам стихотворение? (Дети по желанию читают
стихотворение)

-Что
вдохновило Лермонтова на написание этого стихотворения? (Красивая природа,
горная река, любовь к Кавказу.)

-Когда
Лермонтов побывал на Кавказе в первый раз? (В детские годы.)

-Почему
и зачем он туда приезжал? (Приезжал с бабушкой на лечение, т.к. в детствебыл
очень болезненным мальчиком.)

4. Изучение нового материала

·       
Работа
над заглавием
. (Ребёнок с ОВЗ работает с
классом)

-Сегодня
мы познакомимся ещё с одним произведением М. Лермонтова написанное под
впечатлением о Кавказе. Слайд 1

-Прочитайте,
как она называется?(«Ашик-Кериб».)


Что можете сказать о сказке по её названию: о чём она?(По названию трудно
определить. Дети высказывают разные предположения.)


А по иллюстрации к обложке сказки можно предположить о чём эта сказка? (Дети
высказывают разные предположения.)

·       
Создание
условий для благоприятного эмоционального настроения на чтение сказки.

-Лермонтов
был русским поэтом и писателем. Почему сказка турецкая? (Дети высказывают
своё мнение…) Слайд 2


Лермонтов много лет жил на Кавказе, с детства понимал язык местных жителей, сам
изучал азербайджанский язык – основной для восточных языков. Однажды он услышал
эту сказку и записал её как запомнил.

·       

Прочитайте про себя первые два абзаца сказки.

-Где
происходит действие? (В городе Тифлизе.) Слайд 3-6

-Город
Тифлиз находился на Кавказе. Сейчас на этом месте расположен город Тбилиси.
Город находится между гор.

-Сегодня
вы увидите, как выглядел старинный город Тифлиз. Обратите внимание на городские
постройки, природу Кавказа, чтобы лучше почувствовать атмосферу того времени.
Обратите внимание на музыкальное сопровождение. Всё вместе: архитектура,
природа, и музыка и впечатлило Лермонтова на запись сказки «Ашик- Кериб».

(Детям демонстрируют особенности архитектуры, природы,
музыки народов востока.)Установка на чтение

·       
Продолжим
чтение сказки вслух.
Я начну, а вы продолжите.

(Дети с ОВЗ читают с учителем)

Почувствуйте
настроение, которое передаёт сказка

По
ходу чтения простым карандашом выделяйте непонятные слова.

Как
поняли задание? (Один ученик повторяет задание, которое нужно выполнить.)

Чтение
сказки (учителем, хорошо читающими учениками)

5.     Физкультурная
пауза

·       
Работа
с текстом после чтения.
(Ребёнок с ОВЗ работает
с классом)

-Выскажите,
какие чувства вызвал у вас прочитанный отрывок сказки? (Мнения детей)

-Правильно
ли мы предположили, о чём сказка?

·       
Словарная
работа.
(Ребёнок с ОВЗ работает с классом) Слайд 7

-Зачитайте
слова из текста, которые вам непонятны.(Дети называют слова Пророк, ашик,
газель, Аян-Ага, зарок, благословение, сааз, .)

ПРОРОК
— 1) (религ.) истолкователь воли божества, богов; 2) (перен.) тот, кто
пророчит, предсказывает что-нибудь.

ГАЗЕЛЬ
— родственное антилопе полорогое млекопитающее отличающееся стройностью и
быстротой бега. Здесь стройная как газель.

ЗАРОК—
клятвенное обещание не делать что-либо

СААЗ
— турецкая балалайка.

ПАША
— в старой Турции и некоторых других мусульманских странах: титул высших
сановников и генералов, а также лицо, но¬сящее этот титул.

НАМАЗ
— (ислам.) ежедневная пятикратная молитва из стихов Корана.

АЛЛАХ-
Бог.

AHA
— мать.

ХАДЕРИЛИАЗ
— святой Георгий.

РАШЙД-
храбрый.

ЧАПРА
— занавес.

ШИНДЫ-ГЕРУРСЁЗ
— скоро узнаете.

МАУЛЯМ
— создатель.

АГА
— господин.

ОГЛАН-
юноша.

КАРАВАН-САРАЙ
— постоялый и торговый дом в городе, на дороге.

МИНАРЕТ
— башня у мечети, откуда созывали мусульман на молитву.

СЕЛЯМ
АЛЁЙКЮМ — здравствуйте.

— 
Объясните выражения «нам вдвоем достанет», «высокое сердце».

— 
Подберите синонимы к словам.

УПРЕКАТЬ
— (укорять, шпынять, пилить, точить).

СТРАНСТВОВАТЬ
— (скитаться, странничать).

ВОСКЛИКНУТЬ
— (возгласить, вскричать).

УСПОКОЙСЯ
— (остынь, утихомирься, угомонись).

— 
Подберите антонимы к словам.

БЛЕЩУТ-
(гаснут).

ИСТИНА
— (ложь, обман, заблуждение).

ДРОЖАЩАЯ
(рука) — (спокойная).

 ПРОЗРЕТЬ
— (ослепнуть).

·       
Работа
в парах.
(Ребёнок с ОВЗ работает с сильным
учеником)

-Попробуйте
сами определить значение этих слов.

Проверка
(фронтально)

Слайд 8 (На слайде показывается слово,
значение которого надо объяснить, Дети устно говорят, что оно означает, затем
на слайде показывается точное значение этого слова)

·       
Уровень
понимания текста (фронтально)

-Назовите
действующих лиц в сказке.


Какие события там происходят?

-Для
чего автор описал нам эти события?

-Как
назывался инструмент на котором играл Ашик-Кериб?

·       
Работа
в группах по карточке
(Ребёнок с ОВЗ работает в
группе)

-Чтобы
лучше понять поступки героев, составим их словесный портрет.

-Для
этого можно использовать план (работа в группах).

Как
звали героя?

Чем
занимался?

Возраст.

Бедный
или богатый.

В
какой семье воспитывался?

Кто
его друзья?

Черты
характера.

Ашик-Кериб,
Магуль-Мегери, Куршуд-бек, молодой, молодая, богатый, красивый, богатая,
завистливый, бедный, красивая, жестокий, музыкант, приветливая, дружелюбный,
добрая, приветливый

Проверка.

1
группа отвечает (дополнения учеников)

2
группа отвечает(дополнения учеников)

3
группа отвечает (дополнения учеников)

слайд
9-10
Попробуйте представить, о чём она пела на саазе (на слайде
появляются картины с изображением Ашик-Кериба и Магуль-Мегери)


чём пела Магуль-Мегери? (Мнения детей)

6. Рефлексия.


Какое задание показалось самым интересным? Самым трудным? Что главное поняли на
уроке?

-Сказку
какого народа нам пересказал М. Ю. Лермонтов?

7.  Итог урока

-На
кого из героев ты бы хотел быть похож или взять в друзья? Почему? ( Мнения
детей)

-Хотел
бы ты узнать, чем закончилась сказка?

8. Домашнее задание

Стр.
97-111 Дочитать сказку.

Выделить
непонятные слова.

К
понравившемуся отрывку нарисовать иллюстрацию, а мы попробуем угадать этот
отрывок из сказки.

Самооценка. (карточки)

На
столах у вас лежат листочки для самооценки. На листочках изображены ступеньки.
Оцените пожалуйста свою работу на уроке. Поставьте себя на одну из ступенек.
Передайте листочки с последних пар.


Спасибо вам за урок мне он очень понравился. Если и вам урок понравился, то
похлопайте себе, если нет, то потопайте!

Сценарий
постановки-презентации

«Юбилейные
даты русской литературы»

Михаил
Юрьевич Лермонтов

Турецкая
сказка «Ашик-Кериб»

Звучит музыка. На экране Кавказские горы. Камера
передвигается с панорамы гор на отдельную скалу с сидящим на ней поэтом.
ТРЕК
1

         Ведущая:

 Какие
необычные места, неординарные люди! В таком народе должны быть странные,
волшебные предания… Однажды… Давно
тому назад, в городе Тифлисе…

         Звучит
музыка и на сцене исполняется танец под красивую восточную мелодию. Во время исполнения
танца на экране демонстрируются  красивые виды города Тифлис.
ТРЕК 2

         Сцена 1.

Ведущая: (В это время на сцене появляется поэт-музыкант, он
исполняет грустную, восточную мелодию)

ТРЕК 3

Бывает в жизни все наоборот.

Я в этом убеждался не однажды:

Дожди идут, хоть поле солнца ждет,

Пылает зной, а поле влаги жаждет.

Приходит приходящее не в срок.

Нежданными бывают зло и милость.

И я тебя не ждал и ждать не мог

В тот день, когда ты в жизнь мою явилась…

Мимо него идут Магуль-Мегери с двумя подругами, они
весело разговаривают.

Одна
из них (Магуль-Мегери), услышав грустную мелодию музыканта,  подошла к нему и
стала слушать. Он остановился и взглянул на неё.
ТРЕК
4

Магуль-Мегери: Что ты печален?

Ашик-Кериб: Как мне
не грустить, я  тебя люблю — и ты никогда
не будешь моею. 

Магуль-Мегери: 
решимостью)
 Проси мою  руку  у  отца  моего, 
и отец мой сыграет нашу свадьбу на свои  деньги, 
и наградит меня столько, что нам вдвоем достанет. 

Ашик-Кериб: О, твой отец
ничего не пожалеет для тебя; но кто знает, что после этого
ты не будешь меня упрекать в том, что я ничего не имел
и тебе всем обязан; — нет, я положил зарок на свою душу;
обещаюсь  семь  лет  странствовать  по  свету 
и нажить себе богатство, либо погибнуть  в  дальних 
пустынях;  если  ты  согласна на это,
то по истечении срока  будешь моею. 

Магуль-Мегери: Я согласна, буду
ждать тебя семь лет, но запомни, если в назначенный день  ты не 
вернешься, то я сделаюсь женою Куршуд-бека, который давно уж за меня
сватается.

         Сцена
2. ТРЕК 5

Ашик-Кериб склонил голову
перед  своей  матерью, она благословляет его, целует в голову. Он
отдает матери сааз, вешает  через  плечо  сумку и идёт вдаль,
опираясь на посох.

Сцена 3.     ТРЕК
6

         В кадре река. К
ней приближается Ашик-Кериб.

Ашик-Кериб: Придётся
поискать брод…

Он снимает с себя
верхнюю одежду, идёт вперёд.

В кадре
появляется Куршуд-Бек. Он украдкой забирает одежду и убегает.

Ашик-Кериб оглядывается.
Растерянное лицо.

Сцена 4.

Несет Куршуд-Бек
платье Ашик-Кериба к его старой матери.

Куршуд-Бек: Твой сын 
утонул  в  глубокой  реке,  вот его одежда.

В невыразимой
тоске  упала  мать  на  одежды  любимого 
сына  и  стала обливать их жаркими слезами.  

Исполняется песня «Казачья колыбельная» (слова М.Ю.
Лермонтова)

(Это была любимая песня Ашик-Кериба в детстве)
ТРЕК  7

Спи, младенец мой
прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду
И казак душой.
Провожать тебя я выйду —
Ты махнешь рукой…
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться,
Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
Ты в чужом краю…
Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю.

Потом  
взяла   его вещи   и   понесла  к 
нареченной  невестке  своей,
Магуль-Мегери. ТРЕК
8

Мать: Мой 
сын  утонул,  Куршуд-бек привез его одежды;  ты  свободна. 

Магуль-Мегери: (улыбнувшись):
Не верь, это всё  выдумки  Куршуд-Бека; прежде  истечения 
семи  лет никто не будет моим мужем.

Сцена 5. ТРЕК 9

Ведущая:

Между
тем странник пришел бос и наг в одну деревню, добрые люди одели его и накормили,
а он за это пел им чудесные песни, таким образом, переходил он из деревни в
деревню, из города в город; и слава его разнеслась повсюду.

Однажды
слуга паши, в поисках песельника, услышал в одной кофейне песни Ашик-Кериба,
схватил его и повел к паше.

Слуга тащат
упирающегося 
Ашик-Кериба. Он одет в старую, рваную одежду.

Ашик-Кериб: Куда вы меня
тащите? Я человек вольный, хочу – пою, хочу – не пою, и ваш паша мне не
начальник. Отпустите!

Слуга: Нет, ты пойдёшь,
я слышал, как ты пел в кофейне – такого голоса больше ни у кого нет. Или
ответишь головой.

Втаскивает его в
зал. Паша грозно смотрит на него.

Паша: Ты останешься у
меня. Такой певец достоин исполнять свои песни во дворце. Веди его во дворец!

Сцена 6.

Ведущая:

Весело стал жить Ашик-Кериб; и  сделался
очень богат; забыл он свою  Магуль-Мегери или нет, не знаю, только срок
истекал, последний год скоро должен был кончиться, а он и не 
готовился  к  отъезду.

Но
однажды в одной лавке он увидел блюдо, которое принадлежало Магуль-Мегери, и
стал собираться в дорогу…

Сцена 7.

Звучит музыка. На сцену выходят все участники.
ТРЕК 10

Ведущая:

 И всё же, Ашик-Керибу
удалось вернуться в назначенный срок и обрести свое счастье…

Ашик-Кериб:

И сразу по-другому все пошло,

 Стал по-иному думать, жить и петь я.

Что в жизни все случиться так могло,

Не верится мне два десятилетья.

Порой судьба над нами шутит зло.

И как же я? Мне просто повезло.

1.Литературное чтение

(Видео 7 минут).

Видеоурок в сообществе VK. Азбука с. 64 – 65 читать.

2.Математика

(Видео 7 минут).

Видеоурок в сообществе VK. У с. 68 – 69, Р.т. с. 25.

3.Русский язык

Пропись с. 26, Тренажёр с. 35.

4. ИЗО 

Видео (7 минут).

«Мир полон украшений». Материал. Задание: Нарисовать любой  большой  цветок (раскрашивание любыми материалами)

1.Литературное чтение

(Видео 7 минут).

Видеоурок в сообществе VK. Азбука с. 62 – 63 читать.

2.Русский язык

(Видео 7 минут).

Видеоурок в сообществе VK. Пропись с. 25, Тренажёр с. 34 (закончить).

3. ИЗО 

Видео (7 минут).

«Мир полон украшений». Материал. 

Задание: Нарисовать любой большой  цветок (раскрашивание любыми материалами)

4. Окружающий мир

Т с. 20 – 21. Атлас – определитель с. 128.

1.Литературное чтение

Видео (7 минут). Видеоурок в сообществе VK. Азбука с. 62 – 63 читать.

2.Математика

Видео (7 минут). Видеоурок в сообществе VK. У с. 66 – 67, Т с. 24.

3.Русский язык

Видео (7 минут).

Видеоурок в сообществе VK. Пропись с. 25, Тренажёр с. 34 (закончить).

4.Физкультура

Гимнастика «Акробатические упражнения» Общеразвивающие упражнения(гибкость). Глубокие выпады в приседе, взмахи ногами, сгибание туловища, упражнения у гимнастической стенки.

Д/з Выполнения упражнения с малым мячом (памятка)

1.Физкультура

Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности на материале гимнастики с основами акробатики. Ознакомиться с техникой безопасности (слайд-презентация)

Д/з Выполнения упражнений тип- зарядки

2. Математика

Учебник стр. 66-67 Знакомство с единицей измерения сантиметр

Р.т. стр. 24

3.Русский язык

Учиться писать заглавную букву «Р» (Эр)

Повторить слоги и слова с буквой букву «Р, р» (Эр)

Прописи стр.35,36

4.Окруж. мир

Учебник стр. 30, 31

Р.т. стр. 17, 19

1. Литературное чтение

учебник стр. 60- 61
 2. Математика

стр. 66 — 67, РТ стр. 24, видеоурок (7 минут)  в РЭШ
 3. Русский язык 

пропись стр. 25
 4. Окруж. мир

учебник стр. 32,33

5.Физкультура

Гимнастика «Акробатические упражнения» Общеразвивающие упражнения (гибкость). Глубокие выпады в приседе, взмахи ногами, сгибание туловища, упражнения у гимнастической стенки.

Д/з Выполнения упражнения с малым мячом (памятка

2 А

2 В

1.Русский язык

Устно: Учебник стр.70 упр.106 (видео 2,50 минут)

Письменно: Учебник стр.70 упр. 105 Тренажёр стр. 24 урок 45 Аудио запись (3 минут)

2.Англ. язык

Учебник урок 16 с.34,35. Р.т. урок 16 с.18.

3.Математика

Устно: Числовые выражения. Видео урок (видео 14 минут) Письменно: Учебник стр.40 №2,3,5.

4.Окруж. мир

Тема: « Какие бывают животные» стр. 44,45,46. Видео урок (видео 12 минут) Рабочая тетрадь: стр.41 № 6 Рабочая тетрадь: стр.42, 43, вопросы 1, 2, 3. Тесты: стр. 21

5.ИЗО

Тема урока «Украшение и реальность» Задание: просмотреть презентацию к уроку по ссылке внимательно изучить этапы рисования узора паутинки, дополнить украшением (паучок, листик). Работу можно выполнить цветными мелками, красками, цветными карандашами. Альбом располагаем горизонтально. Работы подписать, сохранить.

1.Окружающий мир

платформа Учи.ру (видео 15 минут)

учебник стр. 40-43, читать

2.Математика

Тема: «Числовые выражения», учебник стр. 40, №1 устно, №2, 4, 5 -письменно

3.Русский язык

Тема «Как определить ударный слог» (видео 1 минут 39 с)

учебник стр. 67-68, правило упр. 99-устно, 100-102 письменно

4. ИЗО

Тема урока «Украшение и реальность» Задание: просмотреть презентацию к уроку по ссылке внимательно изучить этапы рисования узора паутинки, дополнить украшением (паучок, листик). Работу можно выполнить цветными мелками, красками, цветными карандашами. Альбом располагаем горизонтально. Работы подписать, сохранить.

5.Развитие речи

стр. 28, работа с текстом «Аисты и лягушки» С. Михалкова

1.Музыка

Звучащие картины

— Обобщающий урок. (видео 6 минут 20 с)

Д/З: Откликаться  на музыкальные произведения

2.Математика

c. 41 задание 1, 4, 5

3.Русский язык

с.73. 74 упр.110, 112, 113

4.Англ. язык

Учебник урок 16 с.34,35. Р.т. урок 16 с.18.

5.Окруж. мир

с.60-63 в Р.т. задания по теме. Видеоурок  (видео 3 минут 8 с)?

1.Русский язык

Стр. 63 упр. 91, 92

2.Музыка

Звучащие картины

— Обобщающий урок. Д/З: Откликаться  на музыкальные произведения

3.Математика

Стр. 39 №5, 6 и под чертой

4.Литер. чтение

Стр. 78 – читать, письменно в тетради ответить на вопросы  (видео 10 минут)

5.Англ. язык

Учебник урок 16 с.34,35. Р.т. урок 16 с.18.

1.Англ. язык

Учебник урок 16 с.34,35. Р.т. урок 16 с.18.

2.Русский язык

Учебник стр. 73 упр. 112, 113. Д/з стр. 76 упр. 11 (письменно)

3.Музыка

Звучащие картины

— Обобщающий урок.(видео 6 минут 20 с)

Д/З: Откликаться  на музыкальные произведения

4.Литер. чтение

РЭШ «Популярные уроки»  Урок 18 автор Волкова Е.В.

тренировочные задания по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Д/з учебник стр. 101 задание 7

5.Окруж. мир

РЭШ Урок 8 «Какие бывают животные» (видео урок 15 минут) 

Тренировочные задания

1.Физкультура

Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности на материале гимнастики с основами акробатики. Ознакомиться с техникой безопасности (слайд-презентация)

Д/з Выполнения упражнений тип- зарядки

2. Математика

Учебник стр. 46 №1 (устно), №2, №3 (любые два столбика), №5

3.Русский язык

(Видеоурок 3 минут 40 с)

Уч. стр. 79-82, упр. 142 устно), упр. 143, 144, правило, упр.147,правило.

4.Литер. чтение  Учебник стр. 70-75, читать, стр. 102, в. 1, 2, 3 (устно)

5.Окружающий мир

(Видеоурок 7 минут 37 с)

Учебник стр.70-71, ответить на вопросы. РТ выполнить задания по теме урока

1.Литер. чтение

Стр. 64-65 выр. чтение, выуч. наизусть одно стих. (любое)

2.Математика

Онлайн урок в ZOOM 10:00 (40 минут)

3.Русский язык

С. 84, 86 – правило, упр. 155, 156

4.Окруж. мир

Стр. 63-67 отв. на вопросы + РТ

1.Математика

Стр. 41 № 1, 2, 4, 5 карточки на учи.ру

2.Русский язык

Онлайн урок в ZOOM (20 минут)

Стр. 75 правило, упр. 134, стр. 77 упр. 137, 138, 140

3.Окруж. мир

(Видеоурок 13 минут)

рабочая тетрадь стр. 27-28

4.Литер. чтение 

Стр. 86-87 выразительное чтение. Вопросы 1,2 письменно

5.Физкультура

Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности на материале гимнастики с основами акробатики. Ознакомиться с техникой безопасности (слайд-презентация)

Д/з Выполнения упражнений тип- зарядки

1.Русский язык

Онлайн урок в ZOOM 10:00 (30 минут)

Учебник стр. 81-83 упр. 151, 152 (письменно)

2.Физкультура

Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности на материале гимнастики с основами акробатики. Ознакомиться с техникой безопасности (слайд-презентация)

Д/з Выполнения упражнений тип- зарядки

3.Математика

Учебник стр. 45 №4 и № 6 (устно). Р.т. № 1, 2, 3, 5

4. Литер. чтение

Стр. 64-65 – наизусть одно стих. (по выбору)

1.ИЗО

«Родной угол» Материал. Задание: рисунок на тему: «Древнерусский город-крепость». (Цветные карандаши, фломастеры и т.п.)

2.Русский язык

Онлайн урок в zoom — 30 мин. Характеристика предложения и разбор слова как части речи.

3.Математика «Когда делимое меньше делителя». Учебник, стр. 60-61, правило, № 186, 189

4.Литературное чтение Г.-Х. Андерсен «Русалочка» (в сокращении)

Учебник, стр. 84-89, чтение сказки, ответить на вопросы после сказки

5.Англ. язык

Учебник упр. 1 с. 33 (учить слова). Упр. 2 с. 34, (слушать и читать за диктором) упр. 3 с.34. (читать и перевод в тетрадь писм.) Аудиозапись 19 с. 33, аудиозапись 20 с. 34.

1Русский язык

Тема: Обучающее сочинение-отзыв по картине В. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». Материал. Д/З написать сочинение

2.Физкультура

Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности на материале гимнастики с основами акробатики. Ознакомиться с техникой безопасности (слайд-презентация)

Д/з Выполнения упражнений тип- зарядки

3. Математика

Тема: Таблица единиц площади.

Онлайн урок в zoom

4.ИЗО

«Родной угол» Материал. Задание: рисунок на тему: «Древнерусский город-крепость». (Цветные карандаши, фломастеры и т.п.)

5. Литер. чтение

Тема: М. Ю. Лермонтов  «Ашик – Кериб».

Учебник с. 61-71

Д/З перечитать сказку, составить в тетрадь 3 вопроса по прочитанному.

1.Русский язык

Онлайн урок в ZOOM 09:00 (15 минут)

Стр. 73 упр. 124, 125, стр. 74 – правило, упр. 126

2.Англ. язык

Учебник упр.1 с. 33, упр. 3 с. 34.

3.Окруж. мир

Стр. 52-58, (видео урок 8 минут)

4.Литер. чтение

Стр. 78-79 – чт., составить план или пересказ.

5.ИЗО

«Родной угол» Материал. Задание: рисунок на тему: «Древнерусский город-крепость». (Цветные карандаши, фломастеры и т.п.)

1. Русский язык

с. 84 упр. 141, 143, 144. Д/З упр. 147

2.Математика

Стр. 47 №181, №182, №183. Д/З с. 42 №186, №188

3.Физкультура

Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности на материале гимнастики с основами акробатики. Ознакомиться с техникой безопасности (слайд-презентация)

Д/з Выполнения упражнений тип- зарядки

4.Окруж. мир

Стр. 59-67

«Художник идет другим путем. Он создает искусственную жизнь, дополняя ею пошлую реальность. Он творит искусственный мир, в котором благородство, честность, сострадание являются нормой»

Сергей ДОВЛАТОВ, «Зона»              

Глубоки и богаты культурные традиции живописнейшего Подольского края, расположенного в самом центре Украины. Края славного, неповторимого, по праву гордящегося своими выдающимися сыновьями и дочерями.

Так уж распорядилась судьба, что именно с Подольем, с Виннитчиной были связаны как прекрасные, так и тяжелые периоды жизни Великого мага кино-Сергея Иосифовича Параджанова. На Виннитчине родился его Учитель, рано ушедший из жизни режиссер Игорь Савченко, воспитавший также Марлена Хуциева, Юрия Озерова, Владимира Наумова, Александра Алова…

ИМЕННО ИМ, НЕОПЕРИВШИМСЯ «САВЧЕНКОВЫМ ПТЕНЦАМ», пришлось после смерти наставника завершать съемки его незаконченного фильма о великом Кобзаре. Они ничуть не стушевались, блестяще справились с заданием, показав при этом и характер, и профессиональную сноровку.

В «столице Подолии», Виннице жил и творил писатель Михайло Коцюбинский, по мотивам повести которого «Тени забытых предков» Сергеем Параджановым в1965 году на киевской киностудии им. А.Довженко был снят фильм об удивительно своеобразном мире карпатских украинцев. Народные обычаи, костюмы, характеры гуцулов, поэзия и красота гор, чудесно описанные М.Коцюбинским, буквально заворожили Параджанова. Все то сокровенное, что долгие годы таилось в глубинных недрах его души, получило наконец возможность выплеснуться наружу.

Параджанову удалось не просто войти в материал, а бесконечно раствориться в нем. Он полюбил традиции, культуру, обряды и такой близкий ему гуцульский фольклор. В своей красивой и правдивой киноленте Параджанов попытался разгадать, вникнуть в необъятную, подлинно сакральную Вселенную этого удивительного горного народа. И все-же, по справедливому замечанию одного из исследователей творчества классика кино, «…ценность «Теней…»не только в великолепии красок, в беспримерных цветовых решениях и в редкой мобильности камеры. Этот фильм рожден любовью и состраданием к Человеку, размышлениями о жизни и смерти, поэтическим вдохновением Художника, его искренностью и взволнованностью. Параджанов творил по наитию, подчиняясь чувству красоты. Это стихийное чувство и было сутью его мироощущения».

Параджаново детище, которое нарекли «Карпатской эпопеей», весь мир созерцал с любовью и восторгом. Фильм этот собрал неслыханное количество премий, полученных когда-либо произведением киноискусства. Гранды кино были едины в своих суждениях, окрестив эту киноленту «Звездой первой величины». Казалось бы, нужно лелеять Автора, содействовать в реализации его творческих замыслов. Ан, нет! Не успели «Огненные кони» (так фильм назывался в зарубежном прокате) триумфально «проскакать» по кинозалам земного шара, как началось шельмование выдающегося кинорежиссера, привеченного главами многих государств, звездами мировой культуры. Понятное дело, не мог такой яркий, самобытный Талант вписаться в рамки существующего режима, прийтись ко двору партийной верхушки. Власть имущие жаждали отомстить создателю «Теней…» за его острый язык и постоянное высмеивание им партийно-чиновничьего аппарата, скандальную презентацию фильма осенью1965 года в киевском кинотеатре «Украина», получившей широкий отклик по ту сторону океана.

ОЧЕРЕДНОЙ ДОНОС В КГБ ОСЕНЬЮ 1973 ГОДА СТАЛ ПОВОДОМ для наказания «армянского выскочки». Параджанову были предъявлены обвинения сразу по нескольким статьям Уголовного кодекса: от спекуляции антиквариатом, распространения порнографических предметов до мужелоства. Из клубка противоречивых показаний «неподкупные» служители Фемиды «сшили» серьезнейшее обвинение, потянувшее аж на целых пять лет лагерей строго режима. Отбросив все другие статьи обвинительного акта, умышленно оставили самую мерзопакостную… Статью, из-за которой их подсудимый мог сгинуть в зоне или наложить на себя руки… После двухмесячной Лукьяновской отсидки в июле 1974 года великого режиссера упекли в Губникскую колонию (Тростянецкий район Винницкой области) строгого режима для опасных преступников.

Сергею Иосифовичу писали в колонию многие известные люди страны. Сюда, в Губникскую глушь, приезжал всенародный любимец Юрий Никулин. После раскрытия истории с книгами, собранными коллегами по киностудии и тайно переданными режиссеру в колонию, Параджанова перевели в Стрижавскую ИПК Винницкой области. Произошло это 22 апреля 1975 года. Само собой разумеется, что жизнь в колонии не сахар. Всякого насмотрелся великий «стрижавский узник». Многие тюремные надзиратели, которые вдоволь насытились звериными обличьями своих «воспитаников», были сбиты с толку. Ну никак не вписывался этот молчаливый бородач в разряд особо опасных преступников. Хоть умри!.. «Кому же на воле он так крепко насолил?» — вопрос этот долго, очень долго не давал покоя стражам порядка…

«Я, грузинский армянин, осужденный за украинский национализм…Я вспоминаю Губник, Стрижавку. Людей, для кого добро, честь были выше эполет. О них еще обязательно расскажу …». Это слова самого Параджанова. Увы, с того света он уже не расскажет. В необыкновенно пестром узоре, сотканном годами из многочисленных документов, воспоминаний и писем из неволи, изобилуют тусклые тона. Но там, где речь заходит о человечности, неистребимом достоинстве — независимо от «людей в погонах» или поверженных в круги уголовного ада — вовсю играют оттенки светлых красок. Письма Параджанова из зоны удивляют неутомимым любопытством ко всем сферам и проявлениям жизни, не иссякающем даже по ту сторону добра. Память Мастера на людей и интерес к ним поистине феноменальна. В письмах, большинство которых сдобрены колоритным «тифлисским сленгом», фигурируют не только имена его многочисленных родственников. Не позабыты их пристрастия и увлечения. По воспоминаниям Параджановых друзей, он был чертовски обаятельным человеком. Едва познакомившись, люди прикипали к нему всем сердцем, пробивались на свидания через все запреты и кордоны, писали письма, слали посылки.

«ЕСЛИ БЫ Я УВИДЕЛ ГРАНТА МАТЕВОСЯНА РАНЬШЕ, то он сыграл бы Саят-Нову. Он похож на Эль Греко. Милый, добрый, красивый, сутулый, гневный…», — это из письма мэтра сестре Анне. А вот отрывок из его послания другу и ученику Р. Балаяну: «Роман, дорогой! Рад твоей удаче. Пусть «Каштанка» станет началом твоего творческого полета…». Годы заключения для Параджанова, безусловно самые тяжелые. Но при этом в письмах он признается, что …счастлив. И это вовсе не бравада!

Один из парадоксов выживания великого режиссера в неволе состоит в том, что именно в тюрьме он нашел «внимающих» и смог наконец выговориться. Лишенный зрителя в обыкновенной будничной жизни он все-таки прорвался к своему зрителю. «Слабость побеждает силу», — считали мудрецы в Поднебесной. Параджанова же «слабость» победила, именно благодаря его силе духа и интеллекту! Он не выучился «волчьему» лагерному языку, не полюбил блатной шансон. Зато «хищники» на зоне, лишенные элементарных «сентиментов», зауважали его. «И — странное дело. Если зона наложила злой отпечаток на его жизнь, то фильмов она никак не коснулась, — справедливо замечает, давно друживший с режиссером Василий Катанян. — И он не мог мне объяснить, почему. Видимо, он ни разу над этим не задумывался. В самом деле, ни в «Сурамской крепости», ни в «Ашик-Керибе», ни в наметках «Исповеди» вы не найдете ни горечи, ни злости, ни мести, ни сарказма. Я думаю, что природная доброта и оптимизм взяли верх…».

Он не сдался, не отчаялся и не опустил руки, а продолжал созидать, даже здесь, в круге последнем. Отлученный на многие годы от экрана он и в тюремных условиях продолжал увлеченно рисовать и создавать коллажи. В беседе с одним иностранным журналистом Параджанов вспоминал: «… Я там работал дворником. Видите эту фигуру с метлой, там, среди кукол? Это я там, в зоне. Я работал и в прачечной, где уголовники были не склонны работать. Это было ниже их достоинства. У меня было свободное время, хрустящая, чистая, белая, как мечта, бумага, на которой тонким карандашом или фломастером я рисовал все то, что помнил из нормальной жизни. В моей изоляции я стремился делать поэтичным все то, что меня окружало…».

Шматочки мешковины, кусочки блестящей фольги, перья птиц да засушенные цветы — вот, пожалуй, составные части бессмертных параджановских коллажей. Первоначально к странному занятию заключенного Параджанова надзиратели отнеслись равнодушно. Но чуть погодя не только взялись составлять композиции, но и организовали большую тюремную выставку.

Что до пристрастия к произведениям прикладного искусства, то оно у сына тифлисского «старьевщика» с раннего детства. Уже в ту пору маленький Саркис-Сережа пытался выстраивать символические композиции, пользуясь различными брошками, причудливыми веерами и боа, пестрыми платками и шалями. В дальнейшем пропущенное через магию кино это уникальное свойство станет «козырной картой» режиссера-новатора. Стоит, наверное отметить, что термин «миф» в советской атеистической идеологии отождествлялся с суеверием. Поэтому фильмы Параджанова зачастую именовались то легендами, то притчами или, скажем, эпическими сказами…В этой связи анализ творчества по критериям вне мифологических конструкций сужал круг его сущностной проблематики.

Глядя на фильмы «сегодняшними глазами,» нельзя не заметить, что примат визуально-изобразительного начала в его фильмах явно доминирует в связи с тем, что мифологическое сознание оперирует прежде всего образами, отводя смысловым понятиям второстепенную роль. «В своей практике чаще обращаюсь к живописному решению, но не литературному. И мне доступнее всего та литература, которая в сути своей сама — преображенная живопись», — признавался не раз Сергей Иосифович.

ХОТЯ С.ПАРАДЖАНОВ НАДЕЯЛСЯ, что Стрижавка окажется его последним невольничьим обиталищем, впереди его ждали колючие проволоки Перевальска. 30 декабря 1977 года Великий кинорежиссер был досрочно, на одиннадцать месяцев раньше, чем было предписано судом, освобожден. Возымели действие просьбы и обращения выдающихся деятелей мировой культуры к московским партийным бонзам. Домой, на волю он возвращался со своими любимыми творениями: восмьюстами лагерными рисунками, композициями, куклами, а также шестью оригинальными сценариями. В Грузии и Армении он снимет поэтико-героическую драму — «Легенду о Сурамской крепости» и перенесет на экран лермонтовскую сказку «Ашик-Кериб».

Одна из итальянских газет так выскажется о «Легенде…» после показа ее в 1985 году на Международном кинофестивале в Пизаро: «Через пятнадцать лет после «Цвета граната» Параджанов вновь доказал, что он великий режиссер, способный создавать только шедевры». Да и при работе над вторым произведением, получившим, кстати, главный приз на МКФ в Португалии, Параджанов оставался верен себе. Взявшись за экранизацию любимого повествования о странствующем ашуге, он в результате манипуляций и буйных игр с типажами и красками создал яркую «восточную сказку, похожую на расписную шкатулку».

Великий Мастер кино в последние годы жизни также был полон замыслов и планов. В одном из последних интервью Сергей Иосифович поведал о намерениях снять «Исповедь» — киноленту, которая бы стала «кардиограммой его детства, его судьбы»… Однако коварная запущенная болезнь вконец подточила его здоровье. Победить ее не смогли ни отечественные, ни зарубежные лекари. В ночь с 20 на 21 июля 1990 года уставшее и больное сердце 66-летнего Художника остановилось навечно. Украину, которую страстно любил и которую прославил на весь мир, он больше не посетил. Остались нереализованными «Киевские фрески», не дали добро на экранизацию «Интермеццо» по Коцюбинскому, да и другие причудливые задумки этого яркого и самобытного Выдумщика так и не успели обогреть сердца его неистовых поклонников…

Сергей ДАНИЕЛЯН, член Национального союза журналистов Украины, г. Винница

  • Составить словарь сказок писахова
  • Составить словарь архаизмов сказки про семена ложкаря
  • Составить сказку по математике 3 класс жила была упрямая задача
  • Составить сказку с фразеологизмами
  • Составить сказку про лису 3 класс