с 20.12 по 31.12.21
тема недели: «Новогодний калейдоскоп»
Программное
содержание:
1.Приобщение
детей к праздничной культуре русского
народа.
2.
Воспитание желания принимать активное участие в праздниках.
3.Развитие
индивидуальных творческих наклонностей каждого ребенка.
4.Создание радостного настроения и эмоционального
отклика на праздничные мероприятия.
Рекомендуем родителям:
— подготовить карнавальный костюм при активном участии
детей;
— выучить стихотворения: З. Александровой «Елочка», И.
Сурикова «Белый снег, пушистый…».
— поиграть в игру с математическим
содержание «Возле елки новогодней», «Угадай, чего не стало» (ориентировка в
пространстве, развитие памяти, внимания, счет).
— посетить вместе с ребенком на ярмарку новогодних
игрушек: расширять представления детей о целях и способах трудовой
деятельности.
—
сделать поделку для участия в конкурсе «Новогодние чудеса».
—
поиграть в разрезные картинки;
—
посетить снежный городок, рассмотреть ледяные фигуры снежного городка;
— подготовить материал для фотогазеты «Зимний отдых».
— понаблюдать с детьми за тем, как идёт снег. Как
изменяется форма снежинок в зависимости о погоды.
— почитать детям стихотворение Дед Мороз» М. Клоковой, «Новый год»
Н. Найденовой.
с 13.12 по 19.12.21
тема недели: «Город мастеров»
Программное содержание:
1.Расширение представлений о народной игрушке, знакомство
с народными промыслами (вышивание, вязание).
2.Продолжение знакомства с устным народным
творчеством.
3. Использование фольклора при организации различных
видов детской деятельности.
Рекомендуем родителям:
— беседу с детьми о членах семьи. Составить простейшее
генеалогическое дерево семьи
-подобрать кусочки ткани и бумаги для пополнения
коллекций «Ткани» и «Бумага»
— посмотреть с детьми спортивные телепередачи, соревнования;
— прочитать
сказку «Снегурочка» Одоевского;
— рассмотреть с детьми предметы
декоративно-прикладного искусства.
с 06.12 по 12.12.21
Тема: «Здравствуй,Зимушка-Зима!».
Программное содержание:
1. Развитие умений устанавливать
простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, умений вести сезонные
наблюдения, замечать красоту зимней природы.
2.Продолжение знакомства с зимними
видами спорта.
3.Формирование представлений о безопасном
поведении людей зимой.
4.Формирование исследовательского и
познавательного интереса в ходе экспериментирования с водой и льдом. Расширение
знанийо свойствах снега и льда.
5.Знакомство детей с географическими
зонами, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики.
РЕКОМЕНДУЕМ РОДИТЕЛЯМ:
— понаблюдать с детьми за красотой зимнего леса; за снегом в разную
погоду;
— почитать сказку «Снегурочка», «Зимовье»;
— сделать альбом «Наши славные дела» —
о помощи зимующим птицам
— составить «Сказку про снеговика»
— совместно с детьми из ваты, мятой
бумаги, двухстороннего скотча и т.д. создать композицию на тему «Здравствуй,
зимушка-зима!»
— посетить снежный городок,
полюбоваться снежными постройками.
— построить из снега горку на участке;
— составить книжку описательных рассказов ребенка «Зимние забавы».
— выучить с детьми стихотворения:
И. Никитин «Зима», И. Суриков «Зима».
с 29.11 по 05.12.21
тема: «Кто как к зиме готовится»
Программное содержание:
1. Расширение знаний о поздней осени (разнообразие
явлений природы: моросящий дождь, ливень, туман).
2. Развитие умения устанавливать простейшие связи
между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения.
3. Расширение представлений о животных, птицах, их
приспособлению к жизни в зимних условиях (прячутся, гибнут насекомые, птицы
улетают на юг, некоторые животные меняют окрас).
4. Формирование элементарных экологических
представлений (рассматривать растения, наблюдать за животными, не беспокоя их и
не причиняя им вреда).
Рекомендуем родителям:
— совместно с ребенком сделать кормушку, ежедневно
добавлять корм, наблюдать за птицами, прилетающими к кормушке;
— почитать с ребенком дома: («Олененок» Ю. Кушак,
«Покормите птиц зимой» А. Яшин, «Скачет шустрая синица…» А. Барто, «В медвежий
час» Г. Цыферов, «Первая охота», «Лесной колобок – колючий бок», В. Бианки,
«Зимовье зверей», «Лисичка-сестричка и волк», «Сказка про Комара Комаровича»,
народные сказки о животных, их повадках;
— дидактические игры на использовании в речи
прилагательных, глаголов, наречий (описание животных, птиц);
— привлечение ребенка к работам на садовом участке по
подготовке к зиме, объяснять, что и для чего делается (перекапывание почвы,
укрывание растений и т.п.);
— заготовить корм для птиц на зиму (ягоды рябины,
семена и т.д.);
— в беседах уточнять представления ребенка о том, что
нужно делать для предупреждения простудных заболеваний в холодный период.
с 22.11 по 28.11.21
Тема: «Здоровей-ка»
Программное содержание:
1. Расширение представлений о здоровье и здоровом
образе жизни.
2. Формирование эмоциональной отзывчивости на
состояние близких людей.
3. Расширение знаний о функциях частей тела, о
разнообразии органов чувств, их гигиене и профилактике.
4. Развитие умения устанавливать связь между
совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием.
5. Последовательное приучение к самостоятельному
умыванию, мытью рук с мылом по мере загрязнения, использованию расчески,
носового платка.
6. Расширение представлений о важности для здоровья
сна, гигиенических процедур, движений, закаливания.
Рекомендуем родителям:
— рассказы из личного опыта родителей на тему:
«Представление о здоровье и здоровом образе жизни»;
— почитать с ребенком дома: М. Дружинина «Кто знает
волшебное слово», А. Кондратьев «Добрый день!», С. Маршак «Ежели вы вежливы»,
С. Капутикян «Кто скорее допьет», «Маша обедает», И. Муравейка «Я сама», Н.
Павлова «Чьи башмачки»;
— выполнение совместной творческой работы (рисунок,
аппликация) для семейной выставки «Мой друг Мойдодыр»;
— закреплять культурно-гигиенические навыки в домашних
условиях;
— рассмотреть
ребёнка фото с раннего возраста, отметить, как вырос малыш;
— в беседах уточнять представления ребенка о том, что
нужно делать, чтобы быть здоровым;
—
составить с ребенком комплекс упражнений для утренней гимнастики.
с15.11 по 21.11.21
Тема: «Я-человек»
Программное содержание:
1. Обогащение
социальных представлений о людях и о себе:
—
особенности
внешнего вида, различия и сходство во внешности со сверстниками и родителями
(цвет волос и глаз, рост, вес, длина волос, половая принадлежность);
—
органы чувств и
их назначение: глаза — чтобы видеть, различать цвет, форму предметов, уши –
слышать, нос – дышать, различать запахи, язык – различать вкус, помощь в произнесении
звуков и т.п.;
—
люди – живые, они
питаются, передвигаются, дышат воздухом, чувствуют, им нужна пища, чистая вода
и свежий воздух, тепло, свет; особенности, присущие только человеку: люди
общаются с другими людьми, думают, разговаривают, видят красоту природы,
трудятся, заботятся о других людях, растениях, животных, условиях среды,
проявляют доброту.
—
одежда и
деятельность человека (взрослых и детей) в разные сезоны.
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме
рекомендовать родителям:
—
почитать
стихотворение А. Барто «Одиночество»;
—
побеседовать с
детьми о правилах хорошего тона в гостях, в местах общественного пользования;
—
использовать
личный пример родителей в закреплении норм поведения с позиции гендерного
воспитания детей; приобщение к семейным ценностям и традициям;
—
понаблюдать за
домашними занятиями членов своей семьи, совместно с детьми нарисовать любыми
изобразительными средствами альбом «Моя
семья» для выставки в группе;
—
задание:
предложить родителям совместно с ребенком вылепить поделки «Мои любимые игрушки»,
для выставки в группе;
с 08.11 по 14.11.21
Тема: «Этикет»
Программное содержание:
1. Формирование личного отношения к соблюдению (и
нарушению) моральных норм
2. Формирование первичных гендерных представлений
(мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные).
3. Создание условий для закрепления умения
самостоятельно мыть руки с мылом, вытираться полотенцем насухо, пользоваться
носовым платком, расческой.
4. Развитие умения свободно ориентироваться в
помещениях детского сада, принимать участие в оформлении групповой комнаты,
раздевалки.
Для
осуществления образовательной деятельности
в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
— привлекать ребенка к выполнению простых трудовых
поручений;
— почитать с ребенком дома: М. Дружинина «Кто знает
волшебное слово», А. Кондратьев «Добрый день!», С. Маршак «Ежели вы вежливы»,
С. Капутикян «Кто скорее допьет», «Маша обедает», И. Муравейка «Я сама», Н.
Павлова «Чьи башмачки»;
— обсудить с ребенком правила поведения в детском
саду, на улице, в общественных местах;
— подготовить альбом «Как я помогаю»;
— составить и пополнять «Словарик вежливых слов».
2020 у.г.
с 10.05. по 23.05.
тема: «Мир природы»
Программное содержание:
1.
Формирование у детей элементарных экологических
представлений, расширение и систематизация знаний о млекопитающих, земноводных
и пресмыкающихся, насекомых.
2.
Закрепление знаний детей о деревьях, кустарниках,
травянистых растениях (луга, сада, леса).
3.
Закрепление умений обобщать и систематизировать
представления о временах года. Закрепление умений устанавливать
причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут
насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.).
4.
Привлечение детей к посильному труду на участке
детского сада, в цветнике. Закрепление умений правильно вести себя в природе
(не ломать кусты и ветви деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники
и др.).
5.
Расширение знаний детей о неживой природе, свойствах
песка, глины, камня. Формировать представления о переходе веществ из твердого
состояния в жидкое, и наоборот.
6.
Подведение детей к пониманию того, что жизнь человека
на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес,
почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.
Учебный проект
«Устаревшие слова в сказках А. С. Пушкина».
Выполнил: ученик 3»Б» класса шк. №10
Соколов Александр
Руководитель: учитель нач. классов
Бабкина Светлана Леонидовна
Введение
В школе достаточно мало уроков отведено творчеству А. С. Пушкина. Он написал семь сказок и огромное количество стихотворений. Их надо не просто прочитать, но и осмыслить, понять глубину чувств.
В своих сказках А. С. Пушкин использовал слова своего времени, которые не употребляются сейчас. Поэтому не всегда дети поймут значение того или иного слова.
Актуальность проекта
Именно недостаточное понимание устаревших слов школьниками является актуальным при чтении сказок А. С. Пушкина. Необходимо с начальной школы заинтересовать читателя, ведь сказки учат, воспитывают, предупреждают и даже лечат. А для этого нужно не просто читать, а понимать значение устаревших слов.
Объект исследования-
сказки А. С. Пушкина.
Предмет исследования-
устаревшие слова в сказках А. С. Пушкина.
Теоретическая значимость исследования-
изучение устаревших слов из сказок А. С. Пушкина
Практическая значимость исследования-
создание небольшого словаря устаревших слов. Данную работу можно использовать в виде презентации на уроках литературного чтения.
Гипотеза
В основе проекта лежит желание углубить свои знания путем исследования сказок А. С. Пушкина. Для этого буду изучать с помощью словаря устаревшие слова. Они не используются в современной речи. Овладею первичными навыками поисково-исследовательской деятельности.
Цель исследовательской работы
Изучить устаревшие слова на примере сказок А. С. Пушкина, привлечь внимание детей к языку образов, к представлению об окружающем мире, пробудить интерес к чтению сказки. Представить свои исследования в разнообразной форме (в виде печатных работ, презентации), которые могут использоваться в учебной деятельности в начальной школе.
Задачи
1. Найти в сказках А. С. Пушкина устаревшие слова
2. Дать определение устаревшим словам
3. Составить словарь устаревших слов
4. Составить контрольное задание по теме: «Устаревшие слова в сказках А. С. Пушкина».
Великий мастер сказок “Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувственное – совершенство”. А.С.Пушкин
Методы исследования
Выборка слов в тексте
Работа со словарем
Устаревшие слова — слова пассивного запаса языка, вышедшие из употребления: архаизмы и историзмы.
Распределение устаревших слов по группам в зависимости от значения:
1. Слова, обозначающие дом
Светлица — светлая, чистая комната.
Терем — деревянный дом в виде башни, высокий и прочно срубленный.
Светёлка — светлая комната, обычно в верхней части жилья.
Маковка — верх, купол здания, церкви.
2. Слова, обозначающие одежду
Кичка, кика- старинный женский головной убор.
Шелом- шлем, остроконечная железная шапка для защиты от ударов меча.
Латы — железная или стальная броня, которую надевали воины для защиты от холодного оружия.
Душегрейка — тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади.
Слова, обозначающие людей
Бояре- богатые люди, которые служили царю.
Старче — так обращались к старому человеку или отцу, выражая ему особое почтение, уважение.
Ратные – военные.
Сенная девушка- служанка.
Черница- монахиня ( тот кто служит в церкви).
Витязь — храбрый воин, богатырь.
Столбовая дворянка- дворянка старинного и знатного рода.
Слова, обозначающие части тела
Перст- палец.
Очи –глаза.
Чело — лоб.
Слова, обозначающие действие предмета
Бает- говорит, рассказывает.
Пенять- укорять, упрекать.
Спешить- сбить с коня.
Бранить – ругать.
Дивиться – удивляться.
Вороты — воротами.
Бояре- богатые люди, которые служили царю.
Душегрейка — тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади. Современный синоним- жилет. Это слово исчезло полностью.
Землянка- дом, одна часть которого находится в земле, а другая, построена из брёвен и крытая соломой, над поверхностью земли.
Кичка,кика- старинный женский головной убор. Современный синоним-
Шапка (боярка). Это слово исчезло полностью.
Корыто — продолговатый деревянный сосуд для стирки белья.
Невод — большая рыболовная сеть.
Невежа — грубый невоспитанный человек.
Пряник печатный — пряник с оттиснутым ( отпечатанным ) рисунком или буквами. Современный синоним — Тульский пряник. Это слово исчезло полностью.
Старче — так обращались к старому человеку или отцу, выражая ему особое почтение, уважение.
Светёлка — светлая комната, отделённая сенями от кухни.
Столбовая дворянка- дворянка старинного и знатного рода.
Терем — деревянный дом в виде башни, высокий и прочно срубленный.
Чупрун- чуб, хохол. Современный синоним-чёлка. Это слово исчезло полностью.
Курган — высокий земляной холм, который насыпали древние славяне над могилой.
Негде — где-то.
Ратные — военные; рать- войско.
Стан- лагерь.
Шелом- шлем, остроконечная железная шапка для защиты от ударов меча.
Яства — еда, пища, кушанье.
Девичник — в старину перед свадьбой у невесты собирались её подруги. Эта вечеринка назывались девичником.
Перст- палец.
Ради — рады. Во времена Пушкина говорили > вместо >.
Сенная девушка- (старинное выражение), служанка. Современный синоним-прислуга. Это слово исчезло полностью.
Сорочин, или сарачин,- сарацин, арабский наездник.
Спешить-сбить с коня.
Черница- монахиня ( тот кто служит в церкви). Это слово исчезло полностью.
Мета — здесь: намеченная цель. Современный синоним — метить. Это слово исчезло полностью.
Недоимка — не уплаченный в срок налог или оброк.
Оброк — здесь: дань, деньги
Полба — особый сорт пшеницы.
Подворье- усадьба: дом и двор с разными хозяйственными постройками.
Супостат — противник, враг.
Толоконный лоб — грубый человек, дурак.
Толокно — толчёная ( немолотая) овсяная мука.
Оне — они.
Светлица — светлая, чистая комната
Бояре- богатые люди, которые служили царю.
Престол- трон.
Терем — деревянный дом в виде башни, высокий и прочно срубленный.
Удел — здесь: владение, княжество.
Бает- говорит, рассказывает.
Дьяк — в древние времена учреждения, которые управляли делами государства, назывались приказами, а служащие в приказах- дьяками и подьячими.
Витязь — храбрый воин, богатырь.
Пенять- укорять, упрекать.
Латы — железная или стальная броня, которую надевали воины для защиты от холодного оружия: мечей, сабель и т. д.
Контрольное задание.
Попробуй переведи на современный русский язык следующие устаревшие слова.
Гипотеза подтвердилась частично, так как не все слова потеряли свое значение, ушли из оборота.
Например, большинство устаревших слов имеют современное слово-синоним:
Очи- глаза Перст – палец Нынче – сегодня Молвить – сказать.
Некоторые устаревшие слова не только не имеют современного синонима, но и не имеют такого понятия, которым оно обозначалось: Боярин Дворянка.
Русский язык, 06.05.21
Написать ответы на тесты в тетради
1.Укажите вариант правильной расстановки знаков препинания в сложной синтаксической конструкции.Один вариант.
(Баллов: 1)
2.В каком случае представлено сложное предложение с разными видами связи?Один вариант.
(Баллов: 1)
3.В каком случае представлено сложное предложение с разными видами связи?Один вариант.
(Баллов: 1)
4.В каком случае дана правильная характеристика предложения?
Уже все было готово к нашему отлету: упаковано снаряжение, продукты, инструменты, личные вещи, но ледяной аэродром на реке, где нас с Василием Николаевичем должны были высадить, затопила наледь, и теперь там невозможно было посадить самолет.Один вариант.
(Баллов: 1)
5.В каком случае дана правильная характеристика предложения?
Ее присутствие доставляло мне удовольствие, какого я уже давно не испытывал, и я боялся смотреть на нее, чтобы мой взгляд как-нибудь не выдал моего скрытого чувства.Один вариант.
(Баллов: 1)
6.В каком предложении на стыке союзов следует поставить запятую?Один вариант.
(Баллов: 1)
7.В каком предложении не нужна запятая перед союзом И?Один вариант.
(Баллов: 1)
8.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Наша планета прекрасна (1) и (2) когда космонавты видят её из глубин Вселенной (3) то они не могут отвести глаз от её бирюзового свечения.Один вариант.
(Баллов: 1)
9.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Ночью море грозно шумело (1) и (2) когда утром рассеялся туман (3) и выглянуло солнце (4) то все увидели берег (5) заваленный водорослями и каким-то мелким мусором.Один вариант.
(Баллов: 1)
10.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Метеорологи предупреждали (1) что приближается мощный грозовой фронт (2) и (3) если не ускорить уборку пшеницы (4) то она поляжет под дождём (5) и сгинет.Один вариант.
(Баллов: 1)
11.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Я не был уверен (1) хватит ли у меня сил добраться до вершины горы (2 ) и подойдёт ли к тому времени отряд (3) и собирался уже повернуть назад.Один вариант.
(Баллов: 1)
12.Какой схеме соответствует предложение: Кто-то сказал, что заимствовать у древних – значит заниматься пиратством в открытом море, а обкрадывать новейших авторов – значит промышлять карманным воровством на улицах.Один вариант.
(Баллов: 1)
ЕГЭ
Фонетика. Орфоэпия
Орфоэпические нормы (постановка ударения).
Лексика
Лексическое значение слова. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости).
Словообразование
Задания по этому разделу больше не включаются в ЕГЭ, поэтому рекомендуем этот материал как дополнительный.
Основные способы словообразования*.
Морфология
Части речи. Морфологические нормы (образование форм слова).
Орфография
Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.
Правописание корней.
Правописание приставок.
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
Правописание суффиксов различных частей речи.
Правописание НЕ и НИ.
Слитное, дефисное, раздельное написание слов.
Синтаксис
Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание*. Нормы согласования. Нормы управления.
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
Виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные. Типы односоставных предложений*.
Простое осложненное предложение. Построение предложений с однородными членами. Построение предложения с деепричастием.
Виды предложений по количеству грамматических основ. Виды сложных предложений по средствам связи частей. Сложные предложения с разными видами связи. Построение сложноподчиненных предложений.
Пунктуация
Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами.
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями).
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
Знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами).
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.
Речеведение
Речь. Языковые средства выразительности. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации. Функционально-смысловые типы речи.
* — Задания по темам, отмеченным звёздочкой, больше не входят в ЕГЭ. Этот материал можно использовать как дополнительный.
Задание: расставить в словах ударение
красивее | камбала |
коклюш | обеспечение |
вероисповедание | ворожея |
торты | жалюзи |
плесневеть | начался |
ходатайство | звонишь |
премировать | зубчатый |
генезис | брала |
исчерпать | балованный |
доверху | издревле |
каталог | мастерски |
банты | шарфы |
углубленный | облегчить |
- Задание . ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ, ГУМАНИТАРНЫЙ, ГУМАННЫЙ.
Как называются такие слова?
Паронимы — слова, схожие по звучанию, близкие по произношению, но имеющие разное значение.
Необходимо соотнести данные слова с предложенными лексическими значениями:
- относящийся к общественным наукам, изучающим человека и его культуру;
- проникнутый любовью к человеку, уважением к человеческой личности;
- относящийся к гуманизму как к мировоззрению, свойственный гуманизму.
Составьте с данными словами словосочетания или предложения, учитывая их лексическое значение.
- Задание .
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) любимые профессора
2) ярче солнца
3) более пятьсот миллионов
4) кратчайший путь
2. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены
1) к трёмстам сорока четырём избирателям
2)едьте поездом
3) ихними детьми
4) пятидесятью тремя метрами
Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании (устно, но с записью правильного варианта в бланк ответов)
6. Задание . Актуализация знаний синтаксических норм.
(Это задание позволяет проверить знания учащихся, связанные с нарушением синтаксических норм русского языка).
Грамматические ошибки | Предложения |
А) нарушение в построении предложений с однородными членами Б)Нарушение в построении предложения с причастным оборотом. В) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм в предложении. | 1) Одно из чудес на Курильской гряде , привлекающих туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами. 2) Те, кто бывал в Кижах, видел, как вдоль всего острова тянется каменная гряда, точно хребет гигантского животного. 3) А. С. Пушкин подвергает Онегина самому сложному испытанию — «испытанию любовью» — и этим раскрыл истинную сущность своего героя. 4) Я люблю музыку и кататься на коньках. 5) В оде А.С. Пушкина «Вольности» поднимается тема свободы. |
7. Анализ текста. Задание 25
- (Это задание позволяет проверить насколько учащиеся умеют работать с предложенным текстом и на его основе создавать свой)
- А также формулировать проблему текста, определять позицию автора текста, высказывать свою точку зрения по поставленной проблеме, аргументировать ее.
Я полон беспредельной любви к миру и к моей матери, которая называется Россия.
Там, в родных местах, так же, как и в моем детстве и юности, цветут купавы в болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шепотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, которым я умру. Там, в родных моих лесах, слышно ауканье, которое я люблю больше, чем блестящую музыку мировых гениев, поют соловьи, над полями возносятся, рассыпая ожерелья солнечных песен, жаворонки. Там везде говорят по-русски, это язык моего отца и моей матери, это язык моего детства, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в мое прошлое как основа моей личности.
(К. Бальмонт
Задания.
- Сформулируйте проблему текста, которую ставит автор.
- Определите позицию автора текста.
- Выскажите свою точку зрения по поставленной проблеме, аргументируйте ее.
https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/01/24/kompleksnaya-podgotovka-k-ege-urok-russkogo-yazyka-v-11
15.04.21
Подготовка к контрольному сочинению:
1. Моё понимание морали.
2.Моя судьба — в моих руках.
3.Правда редко бывает чистой и никогда не бывает простой.
Оформление проекта по русском языку
1. Формат А4 со стандартными полями, шрифт 12 Times New Roman, межстрочный интервал 1.0.
2. На следующей за заголовком строке указывается Ф. И. автора (полностью), год рождения.
3. Поля: верхнее — 2 см, нижнее — 2 см, левое — 2 см, правое — 1 см.
19.01.21
Написать ответы на пункты плана (с примерами):
1.Несклоняемые имена существительные.
2.Правописание падежных окончаний существительных.
3.Правописание гласных в суффиксах имён существительных.
ІІІ четверть
1. Повторить темы за І-е полугодие.
2. Написать конспект по плану:
2.1.Имя существительное как часть речи.
2.2. Лексико-грамматические разряды.
2.3.Постоянные и непостоянные грамматические признаки имен существительных.
10.12.20
Темы сочинений
1. Будущее начинается сегодня.
2.Нужна ли сказка людям XXI века?
3. Видом орел, а умом тетерев.
23.11.2020-27.11.2020
Ознакомиться с памяткой и письменно выполнить лексический анализ текста.
ПАМЯТКА
Чтобы произвести лексический разбор текста, надо найти в тексте:
1. ключевые слова (словосочетания);
2. слова, употребленные в переносном значении;
3. синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные), омонимы;
4. слова, стилистически окрашенные (высок., книжн., разг., прост., офиц. и др.);
5. заимствованные слова, архаизмы, неологизмы (в том числе авторские);
6. профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы;
7. объяснить роль этих лексических явлений в тексте, их назначение, показать, что достигается благодаря их использованию;
8. провести наблюдения над использованием в тексте лексического повтора (использованием одного и того же слова, однокоренных слов); особенно интересно обратить внимание на те слова, которые, повторяясь, употребляются в разных значениях;
9. показать, с помощью каких лексических средств обеспечивается в тексте связь между предложениями, между абзацами (обратить внимание на роль однотематической лексики, лексического повтора, синонимов, антонимов (в том числе контекстуальных).
ТЕКСТ ДЛЯ АНАЛИЗА
Утро было праздничное, жаркое; радостно, наперебой трезвонили над Донцом, над зелеными горами колокола, уносились туда, где в ясном воздухе стремилась к небу белая церковка на горном перевале. Говор гулом стоял над рекой, а на баркасе прибывало по ней в монастырь всё больше и больше народу, всё гуще пестрели праздничные малороссийские наряды. Я нанял лодку, и молоденькая хохлушка легко и быстро погнала её против течения по прозрачной воде Донца, в тени береговой зелени. И девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка – всё было так прелестно в это милое утро…
Я побывал в скиту – там было тихо, и бледная зелень березок слабо шепталась, как на кладбище, — и стал взбираться в гору.
Взбираться было трудно. Нога глубоко тонула во мху, буреломе и мягкой прелой листве, гадюки то и дело быстро и упруго выскальзывали из-под ног. Зной, полный тяжелого смолистого аромата, неподвижно стоял под навесами сосен. Зато какая даль открылась подо мною, как хороша была с этой высоты долина, темный бархат её лесов, как сверкали разливы Донца в солнечном блеске, какою горячею жизнью дышало всё кругом! То-то, должно быть, дико-радостно билось сердце какого-нибудь воина полков Игоревых, когда, выскочив на хрипящем коне на эту высь, повисал он над обрывом, среди могучей чащи сосен, убегающих вниз!
А в сумерках я уже опять шагал в степи. Ветер ласково веял мне лицо с молчаливых курганов. И, отдыхая на них, один-одинёшенек среди ровных бесконечных полей, я опять думал о старине, о людях, почивающих в степных могилах под смутный шелест седого ковыля…
16.11.2020 -20.11.2020
Схема лексического анализа текста
1.Выписать три однозначных слова со ссылкой на толковой словарь и квалификацией способа толкования лексического значения.
2.Найти три примера многозначных слов. Первый контекст должен содержать слово в основном значении, второй – в производном (оба значения должны быть проанализированы со ссылкой на словарь), третий контекст должен отражать особенности авторского стиля и содержать окказиональное употребление слова. Во всех случаях должны быть вычленены сема, послужившие основой для переноса значения внутри многозначного слова.
3.Выбрать три контекста с синонимами, два из которых должны содержать языковые синонимы, один – контекстуальные. Определить типы синонимов, выявить их дифференциальные признаки и установить функции семантически близких слов в приведенных контекстах. Языковую синонимию описывать с опорой на словарь. При анализе контекстуальной синонимии показать, какие изменения произошли со словом, если оно получило возможность вступать в несвойственные ему в языке отношения.
4.Выбрать три контекста с антонимами. Проанализировать их по той же схеме, что и синонимы.
5.Выбрать три случая употребления фразеологических единиц в речи автора и в речи героев. Определить их значение по словарю и функциональную нагрузку в контексте. Охарактеризовать ФЕ по известным Вам классификациям.
6.Дать общую характеристику текста с точки зрения классификации лексики по происхождению. Попытаться объяснить превалирование той или иной группы лексики. Найти старославянизмы, выявить их приметы (лексические, морфологические, словообразовательные, фонетические), описать функции старославянских слов в тексте.
7.Дать общую характеристику текста с точки зрения классификации лексики по сфере употребления. Объяснить наличие (или отсутствия) в тексте терминов, жаргонизмов, профессионализмом – социально ограниченных групп лексики, диалектизмов – территориально ограниченной лексики.
8.Найти примеры стилистически маркированной лексики. Доказать наличие коннотации, опираясь на словари. Описать функции анализируемой лексики в тексте.
9.Охарактеризовать лексику с точки зрения активного – пассивного состава. Найти историзмы, архаизмы, окказионализмы, если они есть в тексте. Определить их типы и функции.
10.Сделать вывод по лексическому анализу данного текста.
Окказионали́зм — индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем согласно существующим в языке словообразовательным моделям и использующийся исключительно в условиях данного контекста, как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры.
30.09.20
1.Конспект:
Текст может состоять и из одного предложения. Будь оно распространенное или простое, ничем не осложненное предложение. Так, предложение: «Осень», — является текстом, так как оно обладает одним из главных признаков текста — информативностью.
Признаки текста :
* Текст — это высказывание на определённую тему;
* В тексте реализуется замысел говорящего, основная мысль;
* Текст любого размера — это относительно автономное (законченное) высказывание;
* К тексту можно подобрать заголовок;
* Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец
2.Записать 3-5 предложений, которые являются текстом.
28.09.20
Работу выполняем в тетради № 2(кто сдал одну тетрадь) или на двойных листочках (кто сдал две тетради):
1. Выучить. Записать конспект:
Омофо́ны – это слова, различно пишущиеся, но одинаково произносящиеся (за счет редукции и оглушения/озвончения), например, код – кот, пруд – прут, обессилеть – обессилить, пребывать – прибывать.
Омофо́рмы – это разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах. Так, например, глаголы лететь и лечить совпадают в форме 1 лица единственного числа настоящего времени – лечу; мой – форма повелительного наклонения глагола мыть и притяжательное местоимение; печь – глагол и существительное.
Омо́графы – слова, одинаково пишущиеся, но различно произносящиеся за счет различия в ударении: за́мок – замо́к, му́ка – мука́.
Историзмы – это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия, например: кольчуга, барщина, конка; совр. субботник, воскресник; соцсоревнование, Политбюро. Эти слова вышли из употребления вместе с обозначаемыми ими предметами, понятиями и перешли в пассивную лексику: мы их знаем, но не употребляем в своей повседневной речи. Историзмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).
Архаизмы – это устаревшие названия существующих и в современности явлений и понятий, для обозначения которых возникли другие, современные названия.
Существует несколько видов архаизмов:
1) слово может устареть целиком и полностью выйти из употребления: ланиты – ‘щеки’, выя – ‘шея’, десница – ‘правая рука’, шуйца – ‘левая рука’, дабы – ‘чтобы’, пагуба – ‘погибель’;
2) у слова может устареть одно из значений, в то время как остальные продолжают использоваться в современном языке: живот – ‘жизнь’, вор – ‘государственный преступник’ (Лжедмитрия II называли «Тушинский вор»); у слова давать в течение последних 10 лет исчезло значение ‘продавать’, а у слова выбросить – значение ‘пустить в продажу’;
3) в слове могут измениться 1-2 звука и / или место ударения: нумер – номер, библио́тека – библиотека, зерцало – зеркало, снурок – шнурок;
4) устаревшее слово может отличаться от современных приставкой и / или суффиксом (дружество – дружба, ресторация – ресторан, рыбарь – рыбак);
5) у слова могут измениться отдельные грамматические формы (ср.: название поэмы А. С. Пушкина «Цыганы» – современная форма цыгане) или принадлежность этого слова к определенному грамматическому классу (слова рояль, зала употреблялись как существительные женского рода, а в современном русском языке это слова мужского рода).
Устаревание слов – это процесс, и разные слова могут находиться на разных его стадиях. Слова, которые еще не вышли из активного употребления, но уже употребляются реже, чем раньше, называются устаревающими (ваучер).
Неологизмы – новые слова, новизна которых ощущается говорящими.
Диалектизмы – это особенности диалектов, говоров, не соответствующие нормам литературного языка: дюже – очень, качка – утка, баской – красивый.
Жаргонизмы – слова, употребляемые людьми определенных интересов, занятий, привычек. Так, например, существуют жаргоны школьников, студентов, солдат, спортсменов, уголовников, хиппи и т. п. Например, в студенческом жаргоне хвост – ‘несданный экзамен, зачет’, общага – ‘общежитие’, шпора, бомба – ‘разновидности шпаргалок’, в жаргоне школьников шнурки, предки, родаки – родители, кекс, пупс, бугор, перец, чел, чувак, хрящ, шняга – парень. Слова, входящие в разные жаргоны, образуют интержаргон (чмо, прикол, крутой, тусовка).
29.09.20
Жаргонная лексика (продолжение)
Арго – это специально засекреченный язык. В прежние века в России существовало арго бродячих торговцев – коробейников, профессиональных сборщиков пожертвований и пр. Сейчас можно говорить о воровских арго (перо – нож, пушка – пистолет). Сленг – это отличная от нормы литературного языка языковая среда устного общения, объединяющая большую группу людей. Существенным отличием сленга от жаргона является повышенная эмоциональность сленга и отсутствие в нем избирательности объектов для называния при помощи особых слов: сленг употребим практически во всех речевых ситуациях при неформальном устном общении людей. Так, можно говорить о молодежном сленге – средстве неформального общения молодежи в возрасте примерно от 12 до 30 лет. Сленг обновляется довольно быстро, причем источниками постоянного обновления сленга являются единицы жаргонов (за последние несколько лет молодежный сленг переключился с воровского жаргона как основного «поставщика» лексики на жаргон наркоманов), заимствования (рульный ‘правильный’ – от англ. rule, герла ‘девушка’ – от англ. girl), каламбурное игровое переосмысление слов литературного языка (клава ‘клавиатура’, предки ‘родители’), а также производные от этих единиц (кайфовый, прикольный). При этом значение используемых единиц (жаргонизмов, заимствований) обычно расширяется, переосмысляется по отношению к другим сферам деятельности. Например, наркоман скажет: Меня прёт от этой дури, – а от молодого человека можно услышать: Меня прёт этот музон.
Жаргонная и арготическая лексика находится вне литературного языка и фиксируется только в специальных словарях.
К исконной лексике относят все слова, пришедшие в современный русский язык из языков-предков. Поэтому исконно русская лексика распадается на 4 пласта, относящиеся к разным эпохам:
Индоевропейский пласт. К этому пласту относятся слова, имеющие соответствия в корнях слов многих других индоевропейских языков. Это, например, такие слова, как мать, сын, брат, волк, вода, нос (сравним с английскими: mother, son, brother, wolf, water, nose), три, четыре, брать, быть и др. Эти слова являются исконными не только для русского, но и для многих других индоевропейских языков.
Праславянский (общеславянский) пласт. Слова этого пласта имеют соответствия во многих славянских языках, являются исконными для них, например: сердце, весна, дождь, трава (сравним с польскими: serce, wiosna, deszcz, trawa, но в английском heart, spring, rain, grass), внук, тетя, водить, добрый.
К индоевропейскому и праславянскому пластам принадлежат всего около двух тысяч слов, но они составляют 25 % слов нашего повседневного общения. Это легко понять: первыми, естественно, возникли слова, отражающие насущные человеческие потребности.
Древнерусский пласт. К нему принадлежат слова, возникшие в период единства Киевской Руси и общие для русского, украинского и белорусского языков: сорок, девяносто и др. (в украинском так же, но в польском czterdziеšсi, то есть *четыредесят, dziewięčziesiąt, то есть *девятьдесят), ложка, кочевать, коричневый, вместе, белка, груздь.
Собственно русский пласт объединяет слова, возникшие после XIV века, то есть после распада Киевской Руси. Это почти все слова с суффиксами -чик / -щик, -тельств, -лк(а), -ность и многими другими, сложные и сложносокращенные слова: бабушка, летчик, пароход, МГУ. К нему также относятся слова, в этот период изменившие свое значение, например, красный в значении определенного цвета (в праславянском и древнерусском языках слово красный имело значение ‘хороший’, что сохранилось а словосочетаниях красна девица и Красная площадь).
Заимствованная лексика
В различные эпохи в русскую лексику проникали заимствования из других языков. Для заимствования необходимо условие – наличие языковых контактов народов вследствие торговли, войн, культурного взаимодействия и т. д.
Заимствования используются для называния новых реалий и для переименования старых :
леггинсы, грант, дайджест, скейтборд, скотч.
21.09.20
1.Работу выполняем в тетради № 2.
2. Проверим задание (от 14.09)
Фонетическая транскрипция:
[ас’энн’ий’ дошт’], [прахл`аднай’э утра].
Фонетический разбор:
тума́нный→[туман:ый’]
В слове «тума́нный»: слогов—3 (ту-ма-нный), откр., откр., закр.,букв—8, звуков—7:
т →
[т] : согласный, парный глухой, парный твёрдый
у →
[у] : гласный
м →
[м] : согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
а →
[а] : гласный
н →
[н:] : согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
н →
—
ы →
[ы] : гласный
й →
[й’] : согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий
Рекомендованные переносы: туман-ный
3.Запомнить и записать ( что выделено) особенности склонения разносклоняемых существительных.
Особенности склонения разносклоняемых существительных
Слова, заканчивающиеся на -мя, и существительное «дитя» имеют категорию среднего рода, а существительное «путь» с нулевым окончанием — мужского рода (сравним: слово «стол» с нулевым окончанием мужского рода является существительным второго склонения). Все же эти слова не являются существительными второго склонения.
Разносклоняемые существительные изменяются по падежам по-особому:
В форме родительного, дательного и предложного падежей в единственном числе имеют окончание -и подобно существительным третьего склонения, например как у слова «ночь» женского рода.
р.п. наступление (чего?) ночи; древко (чего?) знамени;
д.п. радуюсь (чему?) ночи; знамени;
п.п. думаю (о чём?) о ночи, о знамени.
Склонение слов «время» и «путь»
Посмотрим, как изменяются по падежам и числам разносклоняемые существительные «время» и «путь»:
и.п. (что?) время, времена
р.п. много (чего?) времени, времён
д.п. (чему?) времени, временам
в.п. (что?) время, времена
т.п. располагаю (чем?) временем, временами
п.п. забочусь (о чём?) о времени, о временах
и.п. (что?) путь, пути
р.п. направление (чего?) пути, путей
д.п. иду (по чему?) по пути, по путям
в.п. вижу (что?) путь, пути
т.п. любуюсь (чем?) путём, путями
п.п. нахожусь (в чём?) в пути, (о чём?) о путях
В форме творительного падежа разносклоняемые существительные принимают окончание -ем/-ём существительных второго склонения.
т.п. любуюсь (чем?) морем, огнём;
т.п. иду (чем?) путём; горжусь (чем?) знаменем, именем, пламенем и т.д.
При изменении существительных, заканчивающихся на -мя, в формах родительного, дательного и предложного падежей единственного числа и во всех падежах множественного числа к корню прибавляется формообразующий суффикс -ен/-ён:
знамя — знамени, знамён
имя — имени, имён
племя — племени, племён
В морфемном составе слов «семя» и «стремя» в форме родительного падежа множественного числа к корню прибавляется формообразующий суффикс -ян-:
семя — семени, семян;
стремя -стремени, стремян.
Будем учитывать, что разносклоняемые существительные «бремя», «вымя», «пламя» и «темя» не имеют форм множественного числа.
22.09.20
1.Дописать конспект «Разносклоняемые существительные».
Склонение существительного «дитя»
Это слово имеет форму множественного числа «дети». В его изменении по падежам в формах единственного числа имеются некоторые особенности.
Существительное «дитя» в родительном, дательном и предложном падеже имеет форму «дитяти», как существительные третьего склонения, а в творительном — «дитятей» (дитятею).
Сравним:
улица — улицей,
армия — армией
Понаблюдаем за изменением по падежам слова «дитя» в формах единственного числа:
и. п. (кто?) дитя
р. п. голосок (кого?) дитяти
д. п. иду (к кому?) к дитяти
в. п. колышу (кого?) дитя
т. п. любуюсь (кем?) дитятей (дитятею)
п. п. расскажем (о ком?) о дитяти
2. Задание в тетради.
14.09.20
1.Записать фонетическую транскрипцию: осенний дождь, прохладное утро.
2. Фонетический разбор: туманный.
15.09.20
1.Подготовка к диктанту.
2. Конспект:
20 интересных фактов о письме
История русского письма насчитывает уже более 1000 лет.
863 – с этого года начинается отсчет истории славянской письменности;
по свидетельству древних, первоначально славяне писали с помощью «черт и резов»;
в основу кириллицы был положен греческий алфавит;
в древней азбуке было 43 буквы;
долгое время наши предки писали без пробелов (нормой русского письма пробел стал только в XVIII веке);
буквы кириллицы обозначали не только звуки, но и числа;
за свою тысячелетнюю историю русское письмо претерпело всего 2 реформы;
во время правления Петра I была проведена первая реформа письма, в ходе которой были отменены некоторые писавшиеся по традиции (но ненужные русскому письму буквы) – ω (омега), ψ (пси), ξ (кси) и другие;
до реформы 1708 года не было строчных букв, весь текст писался заглавными;
буква Ё появилась только в конце XVIII века;
слова, пишущиеся с ѣ, ученикам нужно было выучивать наизусть, для этого прибегали к ухищрениям: запоминали, что ѣ пишется после буквы «б» в четырех корнях, после «в» – в пятнадцати, после «д» – в трех. Для лучшего запоминания придумывали рассказы, стишки, состоящие из слов с ѣ, например: «Бѣдный, бѣлый, блѣдный бѣсъ побѣжалъ поспѣшно в лѣсъ»;
слово «есть» со значением «принимать пищу» писалось с «ѣ», а «есть» в смысле «быть» – с «е»: каковъ ни есть, а хочетъ ѣсть;
буквы «ф» (ферт) и «Ѳ» (фита) передавали один и тот же звук – [ф]. Фита писалась только в словах греческого происхождения (за некоторым исключением): апоѳеоз, диѳирамб, ѳёдоръ;
реформа языка, проводимая в начале 20 века, была принята обществом в штыки. И. А. Бодуэн де Куртенэ писал о протестах против отмены в конце слов Ъ следующее: «Отсутствие буквы Ъ в конце писанных русских слов, или так называемое «безъерье», действует на своеобразных «патриотов» как красная тряпка на быка»;
большое количество людей в упразднении лишних букв видели посягательство на язык Пушкина, Тургенева, Достоевского;
проект реформы языка нач. 20 века включал следующие положения: после всех шипящих писать только О (шол, жолудь, чорный); не писать мягкий знак там, где он не обозначает мягкости (мыш, рож, идёш). Однако общественность такие предложения не одобрила, и от этих нововведений решили отказаться;
в начале 20 века общество разделилось на «ятианцев» и «естиариев», так назывались сторонники и противники буквы «ять» (ѣ) в шутливых стихах «Война белой яти и алой ести»;
рассказывают, что после проведенной реформы языка революционные матросы изымали из типографий буквы, «запрещённые» декретом. При этом «просветители» перестарались: кроме «ятя», «фиты» и «ижицы», изъяли и букву «Ъ» (которую никто не отменял). Этим можно объяснить то, что в текстах, напечатанных в 20-х и даже 30-х годах, встречался апостроф вместо разделительного знака (об’явление, раз’ехаться);
в настоящее время письмо регулируется «Правилами русской орфографии и пунктуации», утвержденными в 1956 г. Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР
7.09
На отдельных листах подготовить резюме.
Профессиональная визитка (резюме) должна иметь следующий вид:
1. Должность
2. Контактные данные
3. Опыт работы
4. Образование
5. Профессиональные навыки
6. Рекомендации
7. Дополнительная информация
1. Укажите должность
Если вы не знаете, как составить резюме, обязательно укажите должность, на которую претендуете. Она же — название резюме. Это самая важная часть вашей профессиональной визитки. Чем конкретнее, тем лучше, например: «Бухгалтер», «Переводчик с английского языка», «Менеджер по закупкам».
2. Добавьте контактные данные
Представьтесь и напишите свой номер телефона. Указывать адрес проживания не стоит, так как вряд ли работодатель станет писать вам письмо. А вот адрес электронной почты написать нужно обязательно. Также не помешает указать город вашего проживания или город, в который вы готовы переехать (если готовы). Здесь же напишите, сколько хотите зарабатывать.
Нужно ли вставлять фото? Вообще, это не обязательно, но желательно. Вам бы хотелось увидеть будущего коллегу или подчиненного? Ваш внешний вид может многое о вас рассказать. Поэтому не стесняйтесь, выбирайте удачное фото и смело используйте его в своем резюме.
3. Опишите опыт работы
Максимально подробно опишите опыт работы. Начинать стоит с последнего места работы, а заканчивать — первым. Если на профессиональном пути вам приходилось работать совсем не по той специальности, на которую вы претендуете, эту информацию можно пропустить.
Очень важно как можно детальнее описать, что именно входило в ваши обязанности и каких высот вы достигли. Не обязательно использовать сложные конструкции. Опишите своими словами, что делали, чем занимались, что внедрили и осуществили на предыдущей работе. Не забудьте о своих достижениях!
4. Не забудьте про образование
Теперь образование. Сначала напишите о высшем образовании или средне-специальном. Сделать это стоит хотя бы потому, что так ваш будущий работодатель сможет понять, что вы можете довести проект до конца. Хватило же вам мужества, терпения и способностей окончить институт Но, разумеется, это также позволит узнать о вас как о специалисте, понять, какими знаниями вы можете обладать.
Не забывайте о дополнительных курсах, тренингах, семинарах, которые вы посетили по специальности. Покажите, что вы не стоите на месте и постоянно совершенствуетесь.
5. Укажите профессиональные навыки
Очень важный блок — профессиональные навыки. Этот пункт — ответ на вопрос «как сделать резюме еще привлекательнее?». Именно из него рекрутер узнает, что же вы умеете делать, в каких программах работать и так далее. Но только не стоит увлекаться. Если не знаете, что писать, пропустите его. Чтобы в нем не появилось банальностей и повторов. И не списывайте у конкурентов, пишите о том, что умеете именно вы!
Чем больше языков вы знаете, тем лучше. Не скромничайте, указывайте все, что знаете. Вдруг вашему будущему работодателю нужен полиглот.
6. Добавьте рекомендации
Есть возможность добавить контактные данные тех, кто может порекомендовать вас как специалиста, — отлично же! Чем больше рекомендаций, тем лучше.
7. Внесите дополнительную информацию
Ну, и конечно, черкните пару слов о себе. Оставьте коммуникабельность, ответственность, аккуратность, пунктуальность конкурентам. А для своего резюме используйте оригинальную характеристику, которая действительно отвечает вашему внутреннему миру.
Когда резюме уже написано
Перед тем как разместить резюме, проверьте его по следующим позициям:
нет ли в нем грамматических и лексических ошибок. Попросите кого-то из друзей прочитать ваше резюме перед отправкой или воспользуйтесь онлайн сервисами по проверке орфографии;
в описании настоящего места работы должны быть глаголы настоящего времени: работаю, проектирую, управляю;
в описании предыдущих мест работы должны быть глаголы в прошедшем времени;
во всем резюме должен быть один стиль повествования, то же касается сокращений — если где-то вы использовали сокращения, то используйте их по всему тексту (хотя лучше отказаться от сокращений и писать наименования полностью);
формат резюме должен быть удобным для чтения (большие поля, не мелкий шрифт, но и не слишком крупный шрифт, достаточное расстояние между строками и т. п.);
для печатной версии используйте бумагу белого цвета хорошего качества;
резюме должно уместиться на одной, максимум на двух страницах;
при необходимости вы должны суметь подтвердить всю информацию, которую включили в резюме.
Неплохо создать резюме на двух языках. Разумеется, к резюме на иностранном языке предъявляются те же требования относительно оформления, грамотности и стилистического единства, что и к резюме на русском языке.