С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
- несолоно хлебавши
- положа руку на сердце
- не мудрствуя лукаво
- не щадя живота своего
Составьте предложения со словами
3
Солнечный день
Ответы (9):
Share
3
Фразеологизм «несолоно хлебавши» имеет смысл чего-то неисполненного, неудавшегося.
В очередной раз, охотники возвращались домой, несолоно хлебавши, без добычи.
Когда рассветало, волки разбежались по кустам несолоно хлебавши, так и не сумев задрать лося.
Фразеологизм «положа руку на сердце» означает искренность, честность, правдивость.
Бабушка, «положа руку на сердце», призналась внукам, что она знает тайну их рода.
Лесник, положа руку на сердце, рассказал , где проходит та тропа.
Фразеологизм «не мудрствуя лукаво», означает, не заморачиваясь, не задумываясь, не задумываясь.
Плотники, не мудрствуя лукаво, приступили к строительству дома.
Старик, не мудрствуя лукаво, высыпал из коробки все на стол и предложил выбрать нужное.
Фразеологизм «не щадя живота своего» означает поступать смело, самоотверженно, порою и не жалея своей жизни.
Всю войну женщины работали для фронта, не щадя живота своего.
Воины, вынув мечи, бросились вперёд, на врага, не щадя живота своего.
Share
7
Первый фразеологизм означает, ничего не получить, не добиться.
В этом магазинчике не нашлось для меня подходящего платья, и пришлось уйти несолоно хлебавши.
Володька сильно опаздывал, а завтрак всё ещё не был готов, вот и пришлось убежать несолоно хлебавши.
№№№
Второе выражение означает,что человек говорит чистосердечно.
А я вас уверяю, положа руку на сердце, что все это истинная правда.
Не слишком мне понравилось угощение, положа руку на сердце, скажу я вам.
№№№№
Третий фразеологизм означает, просто, без особых затей.
Проще всего, не мудрствуя лукаво, рассказать всё, как было на самом деле.
Не мудрствуя лукаво, Наталья побросала все вещи в пляжную сумку.
№№№
Четвертое подразумевает: рискуя жизнью.
Чапаев сражался, не щадя живота своего.
Рабы на плантациях всегда работали, не щадя живота своего.
Share
6
Использование фразеологизмов позволяет сделать предложение более красочным и эмоциональным. Поиведу поимеры с вышеуказанными фразеологизмами:
Жильцы дома битый час прождали начальника ЖКХ, но так и ушли, несолоно хлебавши.
Положа руку на сердце, скажу вам откровенно — я несколько раз бросал курить — не получается.
Не мудрствуя лукаво, Сашка раззказал, как сбежал из лагеря.
И бились русские воины против монголо-татарского полчища, не щадя дивота своего.
Share
3
Как-то однажды попытался медведь залезть в охотничью сторожку, поискать там съестных припасов, вот только сторожка была из крепкого сруба, как железная, и пришлось мишке уйти, несолоно хлебавши, прочь.
Конечно, зайцы бегают очень быстро, однако, положа руку на сердце, признайтесь, а перегонит ли наш длинноухий гоночный автомобиль по трассе?
Пока родители были на работе, пятиклассник Саша, не мудрствуя лукаво, принялся в обед за печенье и конфеты, а вот суп и второе есть не стал.
Когда-то вот это поле, не щадя живота своего, вспахивал один пахарь и его лошадь, а сегодня здесь весело порыкивает целый парк современной сельскохозяйственной техники.
Share
3
- В русской народной сказке «Лиса и журавль» рассказывается о том, что хитрая лиса, решившая обмануть журавля, получила по заслугам и ушла от него, несолоно хлебавши.
- Молодой человек, сделавшей предложения двум девушкам одновременно, положа руку на сердце, признался одной из них в том, что он поступил непорядочно.
- Получив двойку по математике, нерадивый ученик, не мудрствуя лукаво, обвинил в произошедшей неприятности своего старенького учителя.
- Русские воины, не смотря на то, что целую ночь не смыкали глаз, голодные и утомленные, но настроенные на победу, не щадя живота своего, яростно бросились в бой.
Share
2
1.1 Лиса забралась в курятник в надежде на добычу, но он оказался пуст, и она ушла несолоно хлебавши.
1.2 Если вы хотите что-то попросить у человека, нужно правильно сформулировать свое желание, чтобы не пришлось уйти несолоно хлебавши.
2.1 Положа руку на сердце скажу, что буду скучать по каждому из вас, — призналась учительница своему классу на выпускном.
2.2 Мы должны признаться положа руку на сердце, что у каждого из нас есть секреты, о которых не знает никто.
3.1 На экзамене я не мудрствуя лукаво начинаю всегда с самого легкого вопроса.
3.2 Мальчик не мудрствуя лукаво признался, что потратил все деньги на мороженое.
4.1 Офицеры не щадя живота своего сражались вместе с рядовыми солдатами.
4.2. Он не щадя живота своего уже несколько лет борется за права животных.
Если устойчивые выражения обозначают образ действия и тесно связанные с глаголом по смыслу, то запятыми они обычно не выделяются.
Share
2
Промокшие и уставшие мы добрались до дачи наших друзей, но, увидев замок, ушли не солоно хлебавши.
Запланированный праздник не состоялся из-за переноса гастролей артиста, приглашенные ушли не солоно хлебавши.
Положа руку на сердце, я призналась мужу, что общение с его родственниками мне неприятно, причину он знал.
Я долго переживала, а потом, положа руку на сердце, призналась, что сожгла утюгом любимую рубашку мужа.
Ткани на платье не хватило и я, не мудрствуя лукаво, сшила себе красивую блузку.
Наш маленький сын, не мудрствуя лукаво, в свой день рождения все подарки раздал своим друзьям.
На пасеке у дяди Федора мы, не щадя живота своего, ели душистый мед.
После долгой голодной зимы партизаны, попав за линию фронта, впервые наелись, не щадя живота своего.
Share
1
Он посмотрел на Маргариту с удивлением, настолько ее слова поразили его, и отвернувшись, ушел несолоно хлебавши.
Со всей серьезностью положа руку на сердце уверяю вас, что тут нет никакого обмана.
Если говорить на чистоту, вот прямо положа оуку на сердце, то у меня складывается о тебе двойственное впечатление.
А что если ты не мудрствуя лукаво ответишь на мои вопросы без пререканий, пожалуйста.
Петр работал день и ночь не щадя живота своего, и все это только ради своей дочери.
Share
1
Очень интересные фразеологизмы. В лучшем ответе уже указано их значение, поэтому просто попробуем составить предложения.
Добытчики золота, целый день проведя в работе, вернулись на базу, несолоно хлебавши. Положа руку на сердце, признаюсь, что эта поездка не принесла мне удовольствия.
Работники с утра легко взялись за работу, не мудрствуя лукаво.
Воины стражались за Родину, не щадя живота своего.