С утра открыла интернеты и углядела бархатный кокошник от Ульяны Сергеенко. Вздохнула так, как только может вздыхать особа женского пола в преддверии нового года. Проверила ценник,вздохнула еще раз, и закрыла интернеты нафиг.
У меня в жизни уже был кокошник и своя собственная Ульяна по имени Елена, точнее «сестра Ленка».
Старшая сестра Ленка досталась мне в возрасте 15 лет. Мне было 4 года. До этого я была вручаемой на каникулы двоюродной сестрой, и ничто не предвещало глубокой родственной кабалы. Но так сложилось, что я стала младшей сестрой со всеми вытекающими последствиями. Последствия выражались в необходимости чтения на ночь сказок Пушкина, в частности, занудной «Руслана и Людмилы». Поэма была длинная и непонятная, с ланитами и прочими непонятными персями. Я делала умный вид, и императивным тоном просила читать дальше. Сносок с разъяснениями мне не надо было, я все додумывала сама. Разглядывала иллюстрации палехских художников, и придумывала перси и ланиты в иконописных завитушках деревьев на рисунках.
Сестра Ленка была доброй блондинкой с веснушками. Согласно картинкам в сказочных книжках – всенепременно принцесса. Поэтому над ней ставились бесчеловечные эксперименты. – под матрас прятались яблочные огрызки, в ожидании того, что она их почувствует, как принцесса в сказке – злосчастную горошину. Матрас был Очень большой, поэтому Елена Прекрасная поняла подвох, когда из под него стало пахнуть. НА вопрос – ЗАЧЕМ, я обиделась на несправедливый взрослый мир, и утверждение что это ни разу не сказки. Жизнь не удалась, — сестра не принцесса, яблоневый сад из огрызков расти не стал, а покрылся плесенью. К тому же оказалось, что сестра Ленка меня обманула: на мой вопрос, как я у них в семье оказалась – она вынула с антресолей синий матрас в желтую полоску ( тот самый, который зимой клали на санки) и – сказала, ну купили тебя, как куклу, вот видишь матрас из коробки. В отличие от того, под которым даже яблочные огрызки не чувствовались, он был очень даже ничего. «А много там было вариантов, в этом магазине, кроме меня?», — поинтересовалась я ассортиментом конкурентов. Ну да, нормально так, но мы тебя решили взять, уж больно хороший матрас шел впридачу. Это был решающий аргумент, в который я верила еще года полтора, пока девочка из детсадовской группы не рассказала мне, ОТКУДА берутся дети. Я была в ужасе, одно дело матрас в полосочку – а совсем другое – такие противные детали биологического характера. Хуже всего, меня эти детали не особо касались, потому что мне нынешние родители были не родители, и сестра Ленка с ее веснушками – совсем не сестра. Так сказала просвещенная одногруппница. Откуда меня взяли, она не знала , но синий матрас с полосочками был тут не при делах. Налицо была двойная сплошная ложь. Было нестерпимо жалко себя. «Уйду от них», — решила я. «Врут мне»,- и начала сборы. Забрала конфеты из бара, книжку про Руслана и Людмилу с их персями, и злосчастный матрас. На этом моменте меня застала сестра. «Ты куда?», — спросила она, глядя на глобальную подготовку побега. «ТУДА», — сказала я. Я себе представляла что то вроде путешествия Герды за Каем, и непременно с Оленем, который пах как хомяк Кеша из соседской квартиры. «А ты все врешь», — в негодовании добавила я и пнула несчастный матрас. «ВСЕ ТЫ ПРИДУМАЛА. И вы меня обманываете». Ну и выложила новообретенные знания про изготовление себе подобных. И про то, что я вообще неликвид, меня даже не так сделали и непонятно откуда взяли. Сестра отнеслась к вопросу серьезно. «Ну куда ты пойдешь?», — спросила она. «Ну не знаю я откуда мы тебя взяли, но мы же тебя любим. Тем более, день рождения скоро, торт же будет».Близился декабрь,а зимой на олене, пахнущем как хомяк Кеша, побег будет совершить проще — к нему можно будет привязать санки, с тем самым. синим в желтую полоску.С побегом решительно стоило повременить.
Это многое меняло. К тому же папа расстроится. А мама ругаться будет. Она же не виновата, что это не они меня изготовили таким замысловатым образом. Зато торт будет и вообще
«Но ведь это же несправедливо», пожаловалась я. «Ну да, — но маме с папой же тоже будет несправедливо. Что же делать?» И предложила компромисс, — сделать мне самую красивую корону на Новый Год. Аргумент был убийственный. Я притащила книгу с палехскими богомазными сказками Пушкина и ткнула головой в кокошник одной из красавиц на картинке. Такую хочу, сказала. Тут сестра озадачилась. Поймите, на дворе был 84 год, Барби и прочих околодиснеевских красот в ивановской семье инженера и фрезеровщика не было. А корону со сложным названием кокошник хотелось. И вот героиня Ленка, сидела недели две над письменным столом и колдовала. Клеила вырезки из ватманских листов, картонок, разбирала елочные игрушки, шила и клеила. От меня волшебство держалось в тайне. Родителям про дискуссии и биологические подробности мы договорились не рассказывать. Куда им, они же не поймут.
Тем временем кокошник был готов. Честно говоря, никакие тиффани до сих пор не способны вызвать у меня такой восторг. Результат был восхитительный, мне разрешили не надевать очки, и вообще встать по центрув во время дестсадовского новогоднего танца снежинок.
Это бы триумф, все остальные изготовленные обычным способом девочки были в капроновых бантиках и в очках, а я была королева. По крайней мере так себя ощущала. Что собственно говоря и демонстрирует приложенное фото.
После праздника я подошла к сестре Ленке, поцеловала ее в веснушки и сказала на ухо, : «Как же хорошо, что ко мне прилагался этот полосатый матрас».Соседский хомяк Кеша к тому времени издох, и был торжественно эскортирован в стеклянной банке в помойку. Это резко снизило азарт побега на олене и санках.К тому же скоро был Новый Год, елка и подарки. Бежать я передумала.
Такая история про Новый Год, моду, и любовь.
У Ленки с возрастом пропали веснушки и позавчера родился третий внук. Одни парни. Им кокошники клеить не надо. Сестра пока не решила , хорошо это или плохо. Одно радует — Ульяна Сергеенко новорожденному явно неинтересна. Как и мне впрочем.
Перевоплощаемся в сказочных персонажей, готовим их любимые блюда и играем в игру «Угадай концовку».
Новогодние каникулы — прекрасное время для того, чтобы отдохнуть в кругу семьи. А еще для того, чтобы прочитать все, что давно откладывалось, напомнить детям, что книга лучше гаджета, показать подросткам, какую пользу и удовольствие приносит литература, а малышей начать учить читать самостоятельно. Как сделать все это и вдобавок отлично повеселиться — рассказывают сотрудники шести московских библиотек.
Family books и книжные фанты
Советует Марина Соломонова, заместитель директора по библиотечно-информационному обслуживанию Центральной городской детской библиотеки имени А.П. Гайдара
— Если не знаете, чем заняться на каникулах, попробуйте организовать у себя дома акцию family books. Для этого каждый член семьи должен выбрать книгу на определенную тему, например про художников. Допустим, мама возьмет биографию Микеланджело Буонаротти, а ребенок — книжку «Мальчик, которого укусил Пикассо» Энтони Пенроуза. Во время чтения и после обсудите произведения, обменяйтесь эмоциями. Мы в библиотеке однажды тоже проводили такую акцию — всем очень понравилось, особенно подросткам.
Еще один интересный вид времяпрепровождения — попробовать рассказать о книге, уложившись в 30 секунд или минуту, не пересказывая сюжет. Потом все голосуют, чей рассказ оказался точнее. Победителю можно вручить приз — что-то вкусное. Еще обязательно попробуйте поиграть в книжные фанты. Они отлично сочиняются даже по энциклопедиям. Очень смешные получаются задания, например про динозавров — изобразить, как они ходят, рычат, летают.
Кроме того, советую почитать по ролям. Если ваш ребенок еще не очень хорошо читает, эта игра ему очень поможет — проверено. Каждый пишет на листочке роль — можно персонажа из книги, а можно из жизни. Внимание: выбирайте персонажей, которых интересно изображать, пусть это будет, допустим, уставший продавец в супермаркете в час пик или самый строгий учитель в школе. Книгу для чтения тоже можно выбрать любую — хоть справочник по математике. Участники вытягивают роли и в течение минуты читают книгу в соответствии с ними.
Если ребенок — фантазер, поиграйте с ним в сочинение сказок по методике Джанни Родари. Его приемами пользуются и многие современные сценаристы. Возьмите любую сказку и постарайтесь придумать, что было с героями дальше, или сказку «наоборот». Что было бы, если бы Красная Шапочка была злой, а волк — добрым? А если бы Белоснежка отправилась не к семи гномам, а к семи великанам?
«Угадай концовку» и чтение вслух
Советует Анна Августиновская, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 68
— Я предлагаю поиграть в «Угадай концовку», которая очень хорошо развивает фантазию. Сначала все вместе прочитайте рассказ, с которым не знаком ни один из членов семьи, а потом по очереди предлагайте свою концовку. И обязательно назначьте приз — либо за самый необычный финал, либо за финал, наиболее приближенный к авторскому.
Дети, особенно младшеклассники, очень любят читать вместе с родителями. Каникулы — отличный повод устроиться вместе на диване и почитать друг другу какую-нибудь новую интересную книгу. Лично я рекомендую «Я не люблю Новый год» Ирины Зартайской. Это история о девочке, которая терпеть не может новогодние елки и подарки. Но однажды с ней происходит кое-что неожиданное, действительно волшебное.
Капсула времени и настольная игра
Советует Ольга Зайцева, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 172
— Дома на каникулах можно устроить книжную вечеринку. Пусть каждый возьмет свою любимую книгу. Потом прочтите любимые отрывки вслух — это невероятно сближает. А еще вы можете записать чтение на диктофон, сделать собственную аудиокнигу, а потом выложить ее на своих страницах в социальных сетях. Кстати, предложите запись и вашей районной библиотеке — уверена, ее сотрудники с радостью опубликуют ваш труд на своих страницах. Мы, например, всегда открыты для такого сотрудничества.
Могу предложить и мистически-фантазийное времяпрепровождение — гадание по книге. Все очень просто: задаете вопрос, открываете книгу на любой странице, вслепую выбираете строчку и зачитываете ее вслух. Совпадения, которые вы можете встретить относительно вашей ситуации, иногда просто поражают. А если вам попалась непонятная абракадабра вместо ответа, попробуйте ее как-то истолковать всей семьей. Поверьте, будет очень весело.
Попробуйте заложить капсулу времени — отправить самим себе письмо в будущее. Что для этого надо? Саму капсулу можно сделать из чего угодно — это может быть любая банка, коробка и даже стаканчик из-под йогурта, главное — ее украсить. Потом запишите на бумаге и положите внутрь обязательства каждого члена семьи — например, прочесть определенное произведение или количество книг. А через год распечатайте капсулу и проверьте, что из задуманного получилось.
Еще можно создать собственную настольную игру по мотивам книги, сделать кубик и фишки, придумать правила, связанные с сюжетом. Сразу могу подсказать идею для игры по мотивам книги Алана Милна «Винни Пух и все-все-все»: если игрок попадает на клетку, где герой падает с дерева, то он пропускает ход.
Домашний театр и письма героям
Советует Наталья Ключникова, заведующая библиотекой № 138
— Попробуйте устроить домашний театр — во время подготовки представления развиваются творческие способности, преодолевается стеснительность, выплескиваются эмоции. Выберете сказку, прочитайте ее, обсудите, смастерите из подручных материалов декорации и костюмы, а потом разыграйте сценки. В них, кстати, могут участвовать не только дети, но и взрослые.
Сейчас, когда мы используем достижения техники во всех сферах своей жизни, совсем забыли о письмах, написанных собственной рукой. Я думаю, очень полезно вспомнить эпистолярный жанр и написать письмо сказочному герою. Обязательно красивым почерком — советую посмотреть вместе какое-нибудь обучающее видео по каллиграфии. Для ребенка, особенно младшего школьника, это то, что надо. Каллиграфия развивает мелкую моторику, творческий потенциал, воспитывает усидчивость.
Театр теней и собственный комикс
Советует Ольга Хлыстова, заведующая библиотекой № 266
— Поделюсь одной очень простой игрой, от которой, поверьте, просто невозможно оторваться. Раскройте книгу и начинайте всей семьей соревноваться — кто за три минуты больше всех найдет слогов «ма», «па» или других. Это, кстати, очень полезно — у детей развивается грамотность. На первый взгляд может показаться, что это развлечение для малышей, но не спешите с выводами. Подростки очень легко включаются в игру, готовы так сидеть подолгу.
Вместе с подростками можно попробовать создать собственный комикс по мотивам события из книги или жизни семьи. А с малышами можно сделать книжку с интересными деталями — например, открывающимися окошками.
Но самое интересное, на мой взгляд, — это театр теней. Мы в библиотеке часто его устраиваем и всегда советуем в качестве домашнего досуга. В последний раз мы ставили спектакль по сказке Джулии Дональдсон «Груффало». Все очень просто: делаете из подручных материалов ширму (подойдет простыня), вырезаете фигурки персонажей (их можно нарисовать или распечатать). Направляете из-за ширмы лампу — и готово. Остальное вам подскажет фантазия.
Еда литературных героев и книга как снотворное
Советует Надежда Краснова, ведущий библиотекарь библиотеки № 111
— Вы пробовали когда-нибудь готовить то, что едят литературные герои сказок и рассказов? Уверена, что нет. Мой вам совет: обязательно сделайте это. Когда еще этим заниматься, как не на каникулах?
Попробуйте создать литературное меню на неделю. Например, в понедельник вы готовите мясные тефтели, которые так любил Карлсон из книжки Астрид Линдгрен, а на десерт делаете пирожные наследника Тутти из «Трех толстяков» Юрия Олеши. Во вторник можно прочитать «Арбузный переулок» из «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского и пообедать молочной лапшой, а в выходные побаловать себя пончиками с малиновым вареньем, которые обожала Мэри Поппинс.
Еще хочу поделиться с вами полезной информацией. Ученые отметили, что книги улучшают сон и снимают напряжение. Всего шесть минут чтения перед сном сработают лучше, чем чашка травяного чая или расслабляющая музыка, поэтому советую вам заменить гаджеты на литературу. А дети обязательно возьмут с вас пример.
Урок №1.
Этап урока
Деятельность учителя
1.
Организационный этап
(1 минута)
Учитель:
Добрый
день ребята! Присаживайтесь на свои места. А сейчас давайте посмотрим друг на
друга и улыбнёмся. У вас хорошее настроение, и это значит, что мы с вами
сегодня очень хорошо и активно поработаем.
Мы с
вами в этом году продолжим знакомство с биологией, с которой начали
знакомиться в прошлом году.
2.
Проверка домашнего
задания
Вопросы:
1. Что мы
изучали на прошлом уроке?
2. На какие
группы делятся организмы, в зависимости от строения клетки
3. Кто
относится к прокариотам? Почему?
4. Кто
относится к эукариотам? Почему?
Задание 1.
Найдите соответствие. Подберите к
терминам, обозначенным цифрами, соответствующие пары, обозначенные буквами.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | A. Б. B. |
1-Б 2-Д 3-Е |
Задание 2. Выполните тест:
1. Хромосомы находятся в:
А. Цитоплазме Б. Ядре
В. Вакуолях Г. Хлоропластах
2. Наследственная информация о строении
и жизнедеятельности
клетки хранится в:
А. Хромосомах Б. Хлоропластах
В. Ядре Г. Ядрышке
3. Клетка – это:
A. Мельчайшая частица всего живого
Б. Мельчайшая частица живого растения
B. Часть растения
Г. Искусственно созданная единица для удобства изучения
человеком растительного мира.
4. Плотное образование, ограничивает
клетку, определяет её форму:
А. Цитоплазма Б. Оболочка
В. Поры Г. Вакуоль
5. Мельчайшие отверстия в оболочке
клетки, через которые
осуществляется обмен веществ
А. Оболочка В. Вакуоль
Д. Хлоропласты
Б. Поры Г.
Пластиды Е. Хромопласты
6. Небольшое плотное тельце
А. цитоплазма Б. оболочка В.
Поры Д. пластиды Г. ядро
7. Полость, заполненная клеточным соком.
А. вакуоль
В. цитоплазма Д. лейкопласты
Б. хромопласты Г.
оболочка
8. Зеленые пластиды.
А. лейкопласты Б.
хромопласты В. хлоропласты
9. Оранжево-красные пластиды:
А. лейкопласты Б.
хромопласты В. хлоропласты
10. Бесцветные пластиды:
А. лейкопласты Б.
хромопласты В. хлоропласты
11. Бесцветное вязкое вещество,
заполняющее клетку
А. цитоплазма В.
пластиды Д. вакуоль
Б. оболочка Г. ядро
Задание 3. Допишите
пропуски в таблице:
Название органоида клетки | Значение |
1. Ядро | 1. Переносчик …… |
2…….. | 2. Энергетическая станция |
3. Лизосома | 3. Принимает участие в …….. |
4. …….. | 4. Запасает и накапливает питательные вещества |
5. Эндоплазматическая сеть | 5. ……… |
3.
МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(8 минут)
Учитель:
На
прошлом уроке мы изучили клетку Какую?
Сегодня мы продолжим знакомство со строением клеток живых организмов и изучим
клетку. Кого
4.
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ:
ТЕМЫ УРОКА
ЗАДАЧИ УРОКА
(2 минуты)
Учитель:
—
Озвучьте тему нашего урока.
Тема урока:
СТРОЕНИЕ ЖИВОТНОЙ КЛЕТКИ
Учитель:
(постановка целей урока)
—
А что мы должны узнать сегодня на уроке?
Цель
урока: (Дополняет и обобщает):
1. Изучить
строение животной клетки.
2. Продолжить
знакомство с органоидами клетки.
3. Изучит хромосомный
набор живых организмов.
4. Познакомиться
с процессами фагоцитоза и пиноцитоза.
5.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление
10 мин.
1.
Учитель:
Все
эукариотические клетки построены по единому строению, в том числе и клетка
животных: цитоплазма, ядро, клеточная мембрана..Животная клетка имеет
практически те же органоиды, что и растительная клетка, и они выполняют те же
функции. Но между этими клетками есть и различия. Животные клетки лишены
твёрдых оболочек, пластид, вакуолей. У них нет клеточной стенки и
хлоропластов, а сами они округлые или неправильной формы.
Вопрос:
Почему между этими 2 клетками наблюдаются такме различия?
6.
Физ. Минутка
2 мин.
Физкультминутка.
Поднимите
руки класс – это раз.
Повертелась
голова – это два.
Руки
вниз, вперёд смотри – это три.
Руки в
стороны пошире – на четыре.
С силой
их к плечам прижать – это пять.
Всем
ребятам тихо сесть – это шесть.
Упражнения
для глаз:
Закрыть-открыть
глаза;
Посмотреть
вправо-влево;
Закрыть
глаза, посчитать до 5, открыть глаза.
2.
Учитель:
Клетка
— основная, структурная и функциональная единица всех живых организмов.
Формы растительных клеток очень разнообразные А так как клетка – живая
частица, ей нужно дышать, питаться, выделять вредные вещества, размножаться..
Поэтому в клетке находятся мельчайшие структуры – органоиды, которые
выполняют каждый свою работу. И с этими структурами мы знакомимся.
Групповая работа
Задание:
1. Внимательно
изучите материалы учебника на стр. 6 – 10. Устно заполните таблицу (каждая
группа о своих органоидах)
2. На
рисунке обозначьте все органоиды растительной клетки
.
Органоид | Функция органоида |
1 Группа: | |
1. Плазматическая 2. Эндоплазматическая 3. Митохондрии 4. Вакуоль | |
2 Группа: | |
5. 6. 7. | |
3 Группа: | |
8. Цитоплазма 9. Лизосомы 10. Пластиды 11. Клеточный |
| 1. Клеточная 2. Вакуоль 3. Митохондрия 4. Аппарат 5. Рибосома 6. Ядро 7. Цитоплазма 8. Хлоропласт 9. Мембрана 10. Лизосома 11. Оболочка 12. ЭПС |
Отчёт по группам:
.
Органоид | Функция органоида |
1 | |
1. Плазматическая | Защищает |
2 | Синтез |
3 | Накопление |
4 | Места |
2 Группа: | |
5 | Контролирует |
6 | Образование |
7 | Синтез |
3 Группа: | |
8 | Связывает |
9 | Переваривание |
10 Пластиды | Бесцветные Красно-жёлтые Хлоропласты |
11 Клеточный | Деление |
7.
Закрепление изученного материала
4
мин.
Закрепление
знаний:
Задание
1.
Прочитайте
сказку и узнайте биологические названия органоидов клетки:
Сказка «Город клетка».
Маленькая девочка попала в город «Клетка». Это был большой клеточный город, в котором все
добросовестно выполняли свои функции. Девочка дошла до крепостной стены (Клеточная
стенка), прошла таможню (мембрана) и попала внутрь. Девочка
шла по улице и встретила овальный органоид, который является энергетической
подстанцией клетки (Митохондрия). Пройдя дальше, она увидела мембранные
пузырьки, содержащие до 30 ферментов. Это санитары клетки, одной из функций
которых является расщепление ненужных веществ клетки. (Лизосома).
Вот бы в нашем городе таких санитаров, проблема с мусором никогда бы не
существовала! Следующий органоид на её пути был похож на огромную стопку
блинов, состоящий из уплощённых канальцев и окружавших его небольших
пузырьков, там хранились запасы питательных веществ клетки, вот это
хранилище! Юля вспомнила, что там же образуются и лизосомы (Комплекс
Гольджи).
Дорога, по которой шла Юля
вдруг стала неровной, шероховатой. Девочка оглянулась и обратила внимание на
тропинку. Она имела множество тропинок, казалось, что она ведёт в разные
участки этого странного государства. Часть дороги была холмистой, а местами
была ровной. Девочке вспомнилось, что систему магистралей в клетке составляет
(Эндоплазматическая сеть), по которой транспортируются ко всем частям
клетки и за е пределы питательные вещества.
Девочка продолжила свой путь и с каждым шагом
приближалась к огромному органоиду, которое было важнейшей частью клеточного
города, в нм хранится наследственная информация всего организма, которая
передаётся дочерним клеткам из поколения в поколение в процессе деления
клетки. (Клеточное ядро).
Задание
2.
Впишите
названия частей и органоидов растительной клетки так, чтобы буква “о” была
общей для всех строчек.
1. Пора
3. Цитоплазма 5. Хромопласты
2. Ядро
4. Хлоропласты 6. Лейкопласты
Задание
3.
Задание
4.
1. Мембрана
и цитоплазма. 4. Ядро.
2. Митохондрия.
5. Хлоропласт
3. ЭПС
6. Вакуоль
8.
Рефлексия деятельности
3 мин.
Вопросы:
1. О чём мы
говорили сегодня на уроке?
2. Что
нового вы узнали?
3. А для
чего же мы изучаем клетку? Почему нам это важно при изучении биологии?
·
Из
клеток — состоят все растения и живые организмы.
·
Клетка
— основная структурная единица любого живого организма.
·
Клетка
— обладает всеми признаками живого организма (питание, дыхание, рост,
развитие, размножение, выделение, обмен веществ.)
9. Информация о домашнем задании (комментирование),
Выставление оценок за урок.
2 мин.
Домашнее
задание:
ü
§
1,
ü
Вопросы
и задания на стр. 12.
Творческое задание (на выбор):
ü
Найти
или придумать загадки об органоидах растительной клетки (5)
ü
Или
составить синквейн об одном органоиде.
Правила составления синквейна:
1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее
главную идею;
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную
мысль;
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в
рамках темы;
4 строка — фраза из нескольких слов, выражающая отношение к
теме;
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно
существительное, допускается описательный
оборот,
эмоциональное отношение к теме).
Синквейн:
Цитоплазма
водянистая,
изменяющаяся
движется, растет, воспроизводится
внутренняя среда живой или умершей клетки
содержимое
Урок №1.
1. Внимательно
изучите материалы учебника на стр. 6 – 10. Устно заполните таблицу (каждая
группа о своих органоидах)
.
Сказка «Город клетка».
Маленькая
девочка попала в город «Клетка». Это был большой клеточный город, в котором все
добросовестно выполняли свои функции. Девочка дошла до крепостной стены (…..),
прошла таможню (…..) и попала внутрь. Девочка шла по улице и
встретила овальный органоид, который является энергетической подстанцией клетки
(…..). Пройдя дальше, она увидела мембранные пузырьки, содержащие
до 30 ферментов. Это санитары клетки, одной из функций которых является
расщепление ненужных веществ клетки. (….). Вот бы в нашем городе
таких санитаров, проблема с мусором никогда бы не существовала! Следующий
органоид на её пути был похож на огромную стопку блинов, состоящий из уплощённых
канальцев и окружавших его небольших пузырьков, там хранились запасы
питательных веществ клетки, вот это хранилище! Юля вспомнила, что там же
образуются и лизосомы (…..).
Дорога, по которой шла Юля вдруг стала неровной, шероховатой.
Девочка оглянулась и обратила внимание на тропинку. Она имела множество
тропинок, казалось, что она ведёт в разные участки этого странного государства.
Часть дороги была холмистой, а местами была ровной. Девочке вспомнилось, что
систему магистралей в клетке составляет (…..), по которой
транспортируются ко всем частям клетки и за е пределы питательные вещества.
Девочка продолжила свой путь и с каждым шагом
приближалась к огромному органоиду, которое было важнейшей частью клеточного
города, в нм хранится наследственная информация всего организма, которая передаётся
дочерним клеткам из поколения в поколение в процессе деления клетки. (…..).
Впишите
названия частей и органоидов растительной клетки так, чтобы буква “о” была
общей для всех строчек.
ü
Вопросы и задания на стр. 12.
ü
Или составить синквейн об одном органоиде
клетки.
5
строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное,
допускается
описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
© Diego Ibarra Sanchez/Getty Images
Вариант «омикрон» обнаружили в Африке в ноябре. Сведения о нем противоречивы: говорят, что он очень заразен, но при этом не опасен, что против него не работают вакцины и что он сам — «живая вакцина», якобы выведенная в лаборатории. Мы постарались разобрать эти версии и понять, стоит ли им верить
26 ноября ВОЗ внесла «омикрон» в список «вариантов коронавируса, вызывающих озабоченность». Это «красная» категория. В нее попадают варианты, которые не только имеют большое число мутаций, но и могут обладать повышенной заразностью и/или вызывать более серьезное заболевание. Сейчас «омикрон» выявили уже в 90 странах, и есть опасения, что он заменит доминирующий сейчас вариант «дельта». Но хорошо это или плохо? Пока данных мало, но много слухов и поспешных предположений. Можно ли им верить?
Пока можно сказать только то, что он очень заразен.
Согласно исследованию японских ученых, опубликованному 9 декабря, «омикрон» в 4,2 раза более заразен, чем «дельта». Они проанализировали генетические данные по 200 случаям заражения в Южной Африке, чтобы убедиться, что эти случаи были связаны именно с новым вариантом. Затем они ввели данные в математическую модель, которая учитывает плотность населения, уровень иммунитета и другие факторы. Данные пока предварительные, но даже с поправкой на возможные ошибки, по мнению авторов, заразность «омикрона» существенно выше.
Данные из других стран подтверждают предположение, что вирус распространяется очень быстро. Так, в Дании за неделю доля вызванных им заболеваний выросла c 5 до 27% от общего числа зараженных коронавирусом. В Осло на него приходится уже 20% случаев. В некоторых районах США «омикрон» находят уже у половины заболевших, и число таких случаев удваивается каждые два-три дня. Министр здравоохранения США Энтони Фаучи уже назвал его заразность «необычайной» (extraordinary).
В течение ближайших недель эксперты ожидают миллиона новых случаев каждый день. А в течение месяца он может стать доминирующим в Европе и США.
Такая скорость может быть связана с мутациями, которые позволяют вирусу производить больше собственных копий в клетках, а также со скоростью воспроизводства вируса или умением обходить иммунитет. Но могут быть и другие причины. Недавно ученые из Гонконгского университета установили, что «омикрон» по сравнению с «дельтой» в 70 раз быстрее размножается в тканях бронхов и в 10 раз медленнее — в тканях легких. По мнению исследователей, это также говорит в пользу того, что человек будет выделять вирус активнее — ведь бронхи находятся выше, чем легкие.
У «омикрона» складывается репутация легкого варианта, которым якобы не страшно (и даже полезно) переболеть. Директор Научно-клинического центра прецизионной и регенеративной медицины Казанского (Приволжского) федерального университета Альберт Ризванов сравнил «омикрон» с живой аттенуированной (ослабленной) вакциной. «Но говорить о том, что это панацея для людей, не совсем корректно, потому что даже у аттенуированных вакцин существует огромное количество противопоказаний», — подчеркнул он.
Действительно, первые случаи заражения новым вариантом оказались относительно легкими. «То, что мы видим в Южной Африке, — а я фактически оказалась в эпицентре происходящего, — очень легкие случаи, легкие для нас [врачей]. Мы никого не госпитализировали, я говорила с коллегами, они такого же мнения», — отмечала южноафриканский врач Анжелика Кутзее, одна из первых заговорившая о новом штамме.
Исследование на материале 78 тыс. случаев также показало, что при заражении «омикроном» на 23% реже требуется госпитализация (снова в сравнении с «дельтой»). Но успокаивать себя тем, что вирус «подобрел», преждевременно, подчеркивают специалисты. Большинство зараженных были молодыми здоровыми людьми. Легкость протекания могла быть связана именно с этим, а не со свойствами самого патогена.
Аналитик Александр Драган указывает на то, что с начала вспышки «омикрона» выявленные заболевшие умирали в 4 раза реже. Доля пациентов на кислородной поддержке среди всех госпитализированных — 14−16%, что почти не отличается от ситуации с «дельтой». Доля пациентов на ИВЛ — 3% (против 9–10%). Доля крайне тяжелых пациентов составляет 8–9% (против 23–24%). При этом заболеваемость в ЮАР уже идет на спад.
С другой стороны, стоит осторожно относиться к этим данным. Большинство переболевших, по оценкам специалистов, в той или иной мере уже иммунны (в ЮАР доля переболевших или вакцинированных составляет минимум 72%). Иммунитет мог сыграть для них роль подушки безопасности. Как болезнь будет протекать у людей без защиты, ученые пока плохо понимают. Больше всего опасений по поводу тех, у кого есть проблемы со здоровьем.
Полные данные о патогенности можно будет получить на большой выборке. «Что касается идеи о меньшем патогенезе, для этого нет никаких оснований, — объясняет молекулярный биолог и автор книги «Вирус, который сломал планету» Ирина Якутенко. — Мы даже «дельту» и «альфу» не можем сравнить. Для этого нужен очень детальный эпидемиологический анализ на миллионах людей, чтобы очистить этот анализ от сопутствующих факторов — состояния здоровья, сопутствующих болезней, пройденной вакцинации и так далее».
У нового варианта уже обнаружили более 50 мутаций, из которых более 30 находятся в «главном» (с точки зрения способности к заражению) спайк-белке, а десять из них — в том месте, где происходит связывание с белком человеческой клетки. Такие вакцины, как «Спутник V», «Спутник Лайт», вакцина от Pfizer/BioNTech и AstraZeneca, Moderna и Johnson&Johnson, создают антитела против спайк-белка — но в той форме, которая была в более ранних вариантах.
Теоретически это может значить, что такие антитела будут менее эффективны против нового варианта. Если это так, то встает еще один вопрос: достаточно ли для лучшей защиты дополнительной (бустерной) дозы уже выпущенной вакцины? Или нужно будет разрабатывать новую? Или достаточно будет доработать уже имеющиеся? И если это придется сделать — когда ждать обновленные варианты?
По предварительным данным, способность антител привитых людей нейтрализовать «омикрон» в сыворотке снижается в десятки раз. Так, антитела от вакцины Pfizer/BioNTech в 41 раз хуже обезвреживали вирус, то есть мешали ему попасть в клетки. Похожие результаты получила вирусолог Сандра Цизек для других вакцин — в том числе Moderna и AstraZeneca. Тем не менее у пяти участников первого исследования, которые имели двойной иммунитет (вакцинный и естественный), плазма нейтрализовала новый вариант лучше.
Иммунитет переболевших — не единственный фактор, способный защитить от «омикрона». Исследование Pfizer/BioNTech также показало, что люди, получившие третью дозу вакцины, имели уровни нейтрализующих антител против «омикрона», сравнимые с таковыми против других вариантов SARS-CoV-2 при двух дозах. Это может говорить о том, что ревакцинации одной дозой будет достаточно для сносной защиты.
О российских вакцинах пока известно немного. По словам Татьяны Голиковой, все они проверяются на эффективность против «омикрона». 16 декабря на сайте препринтов (статей, выложенных до официальной публикации) появилась публикация, в которой нейтрализующая способность «Спутника V» была оценена как нулевая. При этом сниженной была и активность против других вариантов. Производитель вакцины раскритиковал исследование, указав, что его выводы противоречат более раннему исследованию.
По данным же Центра Гамалеи (пока не опубликованным), титр нейтрализующих антител против «омикрона» падает примерно в 12 раз по сравнению с исходным штаммом. Но на момент публикации этого материала статья с подробным описанием опыта еще не вышла.
Адаптировать свои вакцины под новый вариант уже пообещали Pfizer/BioNTtech и Moderna. Первая планирует выпустить первые дозы обновленного препарата же к марту, вторая заявила, что на переработку уйдет не менее трех месяцев. В Центре Гамалеи уже начали разработку адаптированных вариантов. В Центре Чумакова заявили, что перерабатывать вакцину «Ковивак» пока не собираются, так как для этого нет оснований.
Эту версию высказал заведующий лабораторией пролиферации клеток Института молекулярной биологии Петр Чумаков. Он указал на то, что мутации «омикрона» выглядят подозрительно: «Они собрали все мутации, которые были известны, которые встречались в этом вирусе уже спонтанно, — предположил ученый. — Они сделали такой суперослабленный штамм. Я, как человек, который много занимался биоселекцией вирусов с другими целями — для того, чтобы как раз ослабить их свойства, — я понимаю, что эта задача довольно простая». При этом, по его мнению, в геноме «омикрона» есть вставки, нехарактерные для естественных мутаций.
Версию об искусственном происхождении поддержал президент Российской академии наук Александр Сергеев. По его мнению, «это могло быть связано с тем, что испытывалось какое-то лекарственное средство в отношении «дельты» в каком-то мировом регионе, и вирус, который оказался под давлением таких новых лекарственных препаратов, сильно мутировал».
Молекулярный биолог Ирина Якутенко раскритиковала как версию об искусственном происхождении вируса, так и саму идею о создании вирусов с заданными свойствами. «Омикрон» собрал в себе все мутации, которые имеют значение для распространения среди людей. Это говорит лишь о том, что этот вариант — продукт эволюции вируса в людях, — отметила она. — Намеренно создавать нужную комбинацию мутаций, имеющих некие направленные, нами созданные свойства, мы не умеем».
Ее коллега биолог Александр Панчин счел несостоятельными предположения, что генетическое строение вируса выдает его рукотворность. «Действительно, в «омикроне» есть мутации, которые встречаются в других вариантах, — пишет он в своем блоге. — Но то же самое можно сказать и про «дельту», которая совпадает с «эпсилон»-мутацией L452R, или про «бету», которая совпадает мутациями E484K и L18F с «гаммой». При этом 26 мутаций шиповидного белка «омикрона» отсутствуют у «альфы», «беты», «гаммы», «дельты» и «эпсилон».
«Как я буду его развлекать?» — ложная формулировка»
Девять дней дома — с 1 по 9 января. Обычно январские каникулы у родителей маленьких детей и младших школьников расписаны заранее — театральные постановки, елки, походы в музеи и на выставки. Но в начале 2022 года, когда из-за ограничительных мер, связанных с пандемией коронавирусной инфекции, культурных мероприятий не так много, как в доковидные времена, заботы о досуге детей лягут на плечи домашних. «Как развлечь ребенка?», «Чем заняться с ребенком?» — самые частые вопросы в родительских интернет-сообществах в декабре. Ведь раньше можно было купить билет на спектакль, отвести туда ребенка, занять и заинтересовать его. А чем заинтересовать дома?
Педагог Дима Зицер считает, что ошибка кроется уже в постановке вопроса.
«Мы говорим не о педагогическом процессе, а об общении с любимыми людьми. Это — отправная точка. Очень частая и ложная формулировка — а жаль — «как я буду его развлекать?». Вместо «как мы будем вместе развлекаться?» и «как мы будем вместе весело проводить время?», — говорит Дима. — Как вы понимаете, это не просто игра слов. «Как я буду его развлекать?» — в этом есть уже элемент вынужденности, как будто я кому-то это должен. Самый простой совет — ребята, просто на уровне слов поменяйте формулировку. Вы удивитесь, но в этот момент уже происходит маленькое чудо».
По мнению Димы, родителю стоит в первую очередь спросить самого себя, а что интересно лично ему. Это касается родителей, которые не любят играть с детьми, скучают, не могут вовлечься в детскую игру или придумать для них интересное занятие.
«Не нужны искусственные конструкции, когда ради ребенка я должен заниматься тем, что мне не нравится. Важно понять, что вы любите, и подсоединить к этому ребенка. Это особенно легко с маленькими детьми. В возрасте пяти — семи лет мы воспринимаем родителей как богов, и ничего мы не можем такого сделать в его глазах, чего бы не стоило делать. Этот ключ — когда я делаю то, что я люблю, и делаю это увлеченно, и делаю это страстно, это, безусловно, рождает увлеченность в партнерах — в наших детях. Любите готовить — делайте это вместе с детьми. Любите ходить в походы — отправьтесь в него, пусть это будет даже соседний лес или парк».
«Вы должны сказать: «Как нам все это успеть?»
Педагог советует тем, кто привык к насыщенной культурной программе на каникулах, не изменять традиции. Просто в этот раз подготовиться придется чуть тщательнее.
«Ничего не надо менять, — говорит Дима Зицер, — но придется планировать, даже если вы не привыкли к этому. К Новому году составьте список, что бы вы хотели увидеть, что бы хотели поделать, что долго-долго откладывали и вот наконец-то у вас есть такая возможность. Наверняка рядом с вашим городом есть достопримечательности, которые вы еще не видели. Отправились туда — и вот уже и погуляли, и посмотрели, и поели, и поболтали. Планируйте на несколько дней, это должен быть список из большого количества наименований, чтобы к концу этого списка мы сказали вместе с членами семьи: «Ого! Как нам все это успеть?» Чтобы было из чего выбирать, чтобы мы этот момент вынужденности убрали».
Подогреть ожидание Нового года можно уже сейчас, предложив детям новогодний адвент. Обычно эта европейская традиция сводится к открыванию каждый день окошек в календаре, в которых спрятаны шоколадки, игрушки или наклейки с пожеланиями. Если выйти за эти рамки, получится создать для ребенка атмосферу волшебства, увлечь книгами, познавательными играми.
Детский книжный блогер Мария Вусс советует заранее придумать и прописать сценарий адвента. Он может занять десять дней, неделю, даже пять дней — главное, чтобы была концепция, ведь каждый день ребенок будет ждать продолжения истории.
«К примеру, можно помочь Деду Морозу сразиться со Снежной королевой или улететь в чудесное путешествие по разным странам, чтобы узнать о новогодних обычаях и традициях этих государств. Адвент может быть любым: книжным, историческим, библейским, сказочным, музыкальным — все зависит от вашей фантазии и увлечений вашего ребенка!» — говорит Мария.
Каждый день адвента предлагайте ребенку новые задания. Это могут быть готовые химические опыты для детей, отправка поздравительных открыток по почте близким и друзьям, изготовление поделок. Напишите заранее на крафтовой бумаге письма для детей с заданиями от сказочных героев — так вы не только увлечете их, но и сможете потренировать их навыки чтения.
Чем заняться на каникулах дома?
Кроме поездок за город или к окрестным достопримечательностям распишите заранее и подготовьте реквизит для занятий дома. Это может быть выпечка имбирного печенья, сборка и украшение пряничного домика, создание рождественского венка; сделайте из простых картонных коробок поезд, раскрасьте его и поиграйте в Полярный экспресс. Подберите тематические книжки с красивыми иллюстрациями, накануне Рождества зажгите свечи и почитайте детям вслух. Дети любят снимать видео, делать селфи? Попробуйте снять поздравительный клип, смонтируйте ролик и отправьте его друзьям и близким или устройте фотосессию в нарядных костюмах. Достаньте старый проектор и посмотрите с ребенком диафильмы. Это занятие увлекает даже тех детей, которые привыкли к мультикам в планшете и телефоне.
Впрочем, любовь к гаджетам можно обратить во благо: купите ребенку образовательный курс по предмету, который ему нравится больше всего, и тогда время, проведенное за компьютером, будет потрачено с пользой. Например, на сайте «ПостНаука» можно найти курсы, тексты, видеоэфиры, гиды и спецпроекты, посвященные самым разнообразным научным темам; онлайн-кинотеатр Ivi предлагает программы, посвященные географии, истории, космосу, биологии; приложение «Радио Арзамас» — подкасты по литературе, музыке, истории искусства; платформа «Умназия» — онлайн-курсы по географии, химии, физике, финансовой грамотности; сайт Logiclike — логические и математические задания для малышей пяти-семи лет. В интернете есть сотни мастер-классов, которые научат лепке из глины, шитью, приготовлению пряников, созданию собственного мультфильма и клипа и многому другому. Самые знаменитые музеи мира — петербургский Эрмитаж, мадридский музей Прадо, Британский музей и другие — предлагают отправиться в виртуальный тур по их залам.
Отправьтесь с детьми в маленькое, но реальное путешествие за новогодней елкой в лесничество, где вы сами сможете выбрать понравившееся дерево и спилить его. О том, как и где это сделать, мы подробно писали здесь. Накануне праздника займитесь украшением елки.
«Можно сделать елочные игрушки из ваты или других подручных материалов и украсить ими домашнюю елку, — советует Мария Вусс. — А на елку во дворе повесьте баранки, золотые грецкие орехи или ледяные игрушки, которые вы предварительно заморозите дома».
Приготовьте морковь, старый шарф и ведерко и слепите во дворе красивого снеговика, смастерите с детьми кормушку из обрезков досок, фанеры или купите готовый набор для сборки.
Займитесь планированием: напишите с ребенком список дел и достижений, которых бы обязательно хотелось добиться в наступившем году. Напишите вместе с ребенком новогодний рассказ или сказку, красиво оформите его в самодельную книжку, предложите нарисовать картинки для нее.
Отталкивайтесь от увлечений ребенка и вводите в ваши повседневные дела его любимых сказочных героев.
По сути, не так важно, что вы будете делать, главное, что новогодние дни можно потратить на общение с близкими и уделить им персональное внимание — то, на что так редко остается время в повседневной жизни.
Карина Салтыкова