Составить рассказ заменяя слова условными знаками

Статья находится на проверке у методистов skysmart. если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат в правом нижнем углу

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Виды наклонений глаголов

Наклонение глаголов в русском языке — это грамматический признак спрягаемых глаголов.

Формы наклонений глаголов выражают, как ситуация относится к действительности: воспринимается ли действие как реальное, которое происходит в конкретный момент времени, или нереальное, то есть желаемое, возможное при определенных условиях.

Различают два типа наклонений:

  • Прямое наклонение — изъявительное наклонение (индикатив), которое служит для объективной передачи факта действия по отношению к действительности.

    Пример:

    Вчера я выполнила контрольную работу.

  • Косвенные наклонения — повелительное (императив) и сослагательное (конъюнктив). Они служат для выражения ирреального действия, которое может не совпадать с действительностью.

    Пример:

    Поздравь маму с праздником!

    Я прочитала бы эту статью сегодня, но иду на свидание.

Приведем примеры, чтобы увидеть разницу в контексте времени:

  • Ходила. — Действие происходило в прошлом (что делала?).

  • Хожу. — Действие совершается сейчас, в момент, когда мы это слово произносим (что делаешь?).

  • Буду ходить. — Действие будет происходить в будущем, после того как мы произнесем эти слова (что будешь делать?).

  • Ходил бы. — Действие не совершается, есть желание его когда-нибудь реализовать. Невозможно определить время (что бы ты сделал?). В предложении это может звучать так: Ходил бы ты к нам почаще.

  • Ходи! — Действие не соответствует ни одному из времен. Звучит как просьба или приказ. Неизвестно, совершится оно или нет.

Глаголы можно использовать в формах трех наклонений: изъявительное, сослагательное и повелительное. Рассмотрим каждое подробнее.

Изъявительное наклонение

Глаголы в форме изъявительного наклонения используют, когда действие совершается, уже совершилось или будет происходить. Это значит, что глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам:

  • настоящее время (что делаю? что сделаешь? что делаем?) — я читаю, ты прыгнешь, мы пишем;

  • прошедшее время (что делал? что сделал?) она читала, он прыгнул;

  • будущее время (что сделаю? что буду делать?) прочту, прыгну, буду писать.

В формах настоящего и будущего времени глаголы изменяются по лицам и числам, это и называется спряжением:

  1. (что делать?) гулять:

    • 1-е лицо: я гуляю — мы гуляем;

    • 2-е лицо: ты гуляешь — вы гуляете;

    • 3-е лицо: он гуляет — они гуляют.

  2. (что сделать?) создать:

    • 1-е лицо: я создаю — мы создадим;

    • 2-е лицо: ты создашь — вы создадите;

    • 3-е лицо: он создаст — они создадут.

В формах прошедшего времени глаголы изменяются только по родам и числам:

  • спать — ребенок спал (м.р.), мама спала (ж.р.), озеро спало (ср.р.), люди спали (мн. ч.);

  • смеяться — малыш смеялся, девочка смеялась, солнце смеялось, ребята смеялись.

Запоминаем!

Глаголы в форме прошедшего времени не имеют лица.

Чтобы определить форму глагола прошедшего времени, нужно обратить внимание формообразующий суффикс -л- и окончания:

  • нулевое окончание у глагола в форме мужского рода;

  • окончание в форме женского рода;

  • окончание в форме среднего рода;

  • окончание -и/-ы в форме множественного числа.

Условное наклонение

Глагол в форме условного (сослагательного) наклонения обозначает действие, которое возможно при определенных условиях.

Условное наклонение можно образовать через присоединение частицы «бы» к форме глагола прошедшего времени:

  • успеть — успел бы;

  • решиться — решился бы.

Оттенки значений условного наклонения:

  • Условие, возможное действие:

    Если бы ты позвонила раньше, мы бы все успели.

  • Желательность:

    Я бы сейчас с радостью поехала в отпуск.

  • Опасение, сомнение:

    Как бы дождь не пошел…

Глаголы в форме условного наклонения изменяются по родам и числам точно так же, как и глаголы прошедшего времени. Вот так:

  • похвалить — отец похвалил бы, мать похвалила бы, сообщество похвалило бы, родители похвалили бы;

  • улыбаться — мальчик улыбался бы, девочка улыбалась бы, лицо улыбалось бы, дети улыбались бы.

Запоминаем!

Формообразующая частица «бы» всегда пишется раздельно с глаголом. Она может стоять перед, после него или может быть отделена другими словами в предложении.

Примеры:

  • Без гор я совсем бы загрустила.

  • Привела бы ты малыша ко мне на денек.

  • Девушка прочитала и объяснила мне бы это сообщение, если бы не твое вмешательство в спор.

Важный факт: у глаголов в форме условного наклонения нет грамматической категории времени и лица.

Повелительное наклонение

Глаголы в форме повелительного наклонения обозначают просьбу, приказ, пожелание, побуждение к действию.

Примеры:

  • (что делай?) гуляй, пой, рисуй, сядь, отрежь;

  • (что сделай?) открой, поешь, создай, уйди.

Значение форм повелительного наклонения:

  • Простое побуждение:

    Расскажи подробнее, время у нас есть.

  • Ироническое побуждение:

    Кричи шибче, чтобы соседи услыхали, коли стыда в тебе нет. (А. Островский)

  • Категорическое приказание:

    Делай, как знаешь. Иди!

  • Запрещение:

    Не заходите, она занята… Не беспокойте.

  • Угрозу:

    Ты только попробуй это сделать.

  • Приказ, команда:

    Стой на месте!

  • Позволение, разрешение:

    Ну, ладно, сходи погуляй.

  • Пожелание:

    Будь здоров! Расти большой!

  • Призыв:

    Разворачивайся! Мы не туда повернули.

  • Наказ:

    Нам критика из года в год нужна, запомните, как человеку — кислород, как чистый воздух — комнате. (Маяковский)

  • Совет:

    Старайтесь спать не меньше восьми часов. Ужинайте не позже 8 вечера.

  • Предостережение, напутствие и напоминание:

    Осторожно, не упади.

  • Просьбу и мольбу:

    Успокойся, я с тобой.

Запоминаем!

«Стоять!» — это не повелительное наклонение, а неопределенная форма глагола.

В повелительном наклонении глаголы второго лица могут изменяться по числам:

  • ты читай — вы читайте;

  • ты запиши — вы запишите;

  • ты поставь — вы поставьте.

Возвратные глаголы в повелительном наклонении оканчиваются на -ся (-сь):

  • умойся — умойтесь;

  • вернись — вернитесь.

Побуждение к действию, пожелание, призыв можно выразить в форме третьего лица настоящего или будущего времени с частицами «пусть», «да». Например:

  • Пусть она выскажется!

  • Да здравствует союз рабочих и крестьян!

Образование форм повелительного наклонения:

  • Суффикс и + те: приходи, приходите, учись, учитесь.

  • Слова «пусть», «пускай», «да», «давайте» + форма настоящего/будущего времени: давайте посмотрим, да здравствует, пусть приходит.

Запоминаем!

Глагол в повелительном наклонении изменяется по числам и по лицам. Но не изменяется по временам и родам.

Важный факт: мягкий знак перед -те сохраняется: прячьтесь, прячьте, отрежьте, ешьте.

Как определить наклонение глагола

Теперь мы знаем все про наклонения глагола в русском языке. Чтобы быстрее запомнить и научиться определять наклонение глагола по его форме и контексту, используйте табличку-подсказку.

Курсы по русскому языку онлайн в школе Skysmart помогут улучшить оценки в школе, подготовиться к контрольным, ВПР и экзаменам.

Таблица для запоминания наклонений глаголов в четвертом классе

Наклонение

Грамматические категории

Примеры наклонения глаголов

Изъявительное

Время;

Число;

Род;

Лицо.

Прошедшее время:

Я бегал, она бегала, оно бегало, они бегали.

Настоящее время:

Я рисую, ты рисуешь, он рисует, мы рисуем, вы рисуете, они рисуют.

Будущее время:

Я буду читать/прочитаю, ты будешь читать/прочитаешь, он будет читать/прочитает, мы будем читать/прочитаем, вы будете читать/прочитаете, они будут читать/прочитают.

Повелительное

Число;

Лицо.

1-е лицо мн. числа: Давайте мы сделаем, пойдемте.

2-е лицо ед. и мн. числа: Ты собери, вы соберите.

3-е лицо ед. и мн. числа: Пусть он прочитает, пусть они пишут.

Сослагательное

Число;

Род.

Единственное число: Он сделал бы, она убрала бы, оно делалось бы.

Множественное число: Они собирали бы.

Памятка для учеников четвертых классов


МУНИЦИПАЛЬНОЕ
НЕТИПОВОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Лицей № 76»

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК

«ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ»

Учебник «География. Землеведение».

Автор: О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В.
Ким . 5-6 класс,

«Дрофа», 2012.

Жидкова
Мария Евгеньевна

учитель
географии

МНБОУ
«Лицей № 76»

Новокузнецк,
2021

Конспект
урока по теме
:
«Способы изображения земной поверхности».

Цель урока: обобщить
и проверить усвоения учениками знаний, умений и навыков по теме «Изображение
земной поверхности».

Задачи:

·        
применять
знания учащимися при  работе с картами и планом;

  • развивать
    логическое мышление; 
  • распознавать
    различные виды изображения  земной поверхности;
  •  анализировать
    и оценивать географическую информацию и делать обобщающие выводы;

Тип
урока:
Обобщение
знаний

Формы работы
учащихся
:
индивидуальная,
коллективная.

Оборудование: ноутбук,
программа
zoom,  глобусы,
карта полушарий, атласы,  презентация, видеоматериал.

Ход урока

Учитель
приветствует учеников, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе,
проверяет готовность рабочего места ученика.

Для того чтобы вспомнить о чем мы с
вами говорили на предыдущем уроке, я предлагаю вам отгадать загадки:

Объемная
карта с осью внутри,

Его в географии можно найти.
Крути Ты, как хочешь шар голубой,
Знакомься с любой неизвестной страной.
(Глобус)

У меня в столе хранится
Шар земной на ста страницах! (
Атлас)

Я ходил по
разным странам,

Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном. (Географическая карта)

Ребята, что объединяет все эти слова? Изображение земли!

Поэтому тема сегодняшнего урока «Способы изображения
земной поверхности».

Цель урока: обобщить
и применить  усвоенные учениками знания, умения и навыки по теме «Изображение
земной поверхности».

Постановка
проблемной ситуации.


Представьте такую ситуацию. Мы с вами отправляемся в поход. Что нам необходимо
с собой взять? (еду, спички, компас).


Зачем нам компас? Как им пользоваться?


Что делать, если компас забыли? Как ориентироваться в лесу?


Скажите, а что еще бы нам очень пригодилось в походе, кроме компаса для лучшего
ориентирования на местности? (карта)


А почему не глобус? Он ведь больше похож на нашу планету? Или аэрофотоснимок местности?


Затрудняетесь ответить? Давайте разберемся в этом вопросе.

Тема
нашего урока «Способы Изображения земной поверхности», мы с вами рассмотрели
основные понятия и разные виды земной поверхности.

Ваша задача
сейчас состоит в том, чтобы сравнить между собой разные виды изображения земной
поверхности по предложенному плану, а потом мы попробуем определить, какой вид
изображения в какой жизненной ситуации нам поможет. Для этого, посмотрим
небольшое видео о способах изображения земли, чтоб актуализировать ваши знания.
ВИДЕО

 Индивидуальная
работа

— Ваша задача
ответить на вопросы, представленные в таблице

Признаки

План
местности

Аэрофото-снимок

Карта

Глобус

Объекты
более похожи на их реальное изображение, на местности

+

Можно
узнать названия городов, реки и т.д.

+

+

+

Можно
определить тип леса, луга, дорог, мостов

+

Изображены
все объекты, видимые сверху

+

Изображены
только важные объекты

+

+

+

Объекты
изображены условными знаками

+

+

+

Можно
точно измерить расстояния

+

+

+

+

Способ
изображения

Особенности

положительные

отрицательные

Рисунок, фотография

Выполняется  форму и с поверхности
Земли    

Не видно форму и   размеры
участка            

Ближние предметы заслоняют дальние

Обзор ограничен

Не сохраняются  размеры предметов

Аэрофотоснимок

Выполняется с
самолета                       

Показывает местность  сверху

 Можно определить   расположение
объектов,  их  форму и размеры                                       

Подробность изображения невелика

План местности

Показывает местность
сверху                  

Все предметы изображены с помощью
условных знаков с пояснениями

 Дает много информации, по нему удобно
изучать территорию

Размеры изображаемой территории невелики

Географическая карта

Показывает всю поверхность Земли или ее
большие части

Все объекты изображены с помощью
условных знаков

Изображены только самые большие объекты

Есть искажения

Глобус

Модель Земли

Точно передает форму и расположение
объектов

Не имеет искажений

Объекты показаны с помощью условных
знаков

Изображены только крупные объекты

Мало информации

Вывод по таблице (сравнение): план местности
отличается от аэрофотоснимка, тем, что местность на плане изображена с помощью
условных знаков, в уменьшенном виде. Отличие карты и глобуса от аэрофотоснимка
в обобщении изображенных объектов.

Учитель
ставит проблемную задачу:
  для чего нужны планы
местности?

Человек использует
планы местности в своей деятельности: строительстве, сельском хозяйстве и т.д. что
можно узнать по плану местности?

При помощи плана можно научиться простейшим умениям делать
топографическую съёмку, , ориентироваться на местности. Составить план
местности (иначе говоря, произвести съёмку местности) — это значит изобразить
эту территорию на чертеже в выбранном масштабе при помощи условных знаков.

С помощью чего мы можем прочитать план местности?

Что бы прочитать план местности, необходимо знать легенду.

Легенда карты – это изображение всех условных знаков,
которые использованы на данном плане или карте, с объяснением их значений.

Но чтобы правильно ориентироваться на
местности, необходимо знать условные знаки! Условные знаки –
это символы, обозначающие различные объекты.

С помощью условных знаков можно узнать характеристики 
географического объекта, определить его положение относительно других объектов.

Используют
условные знаки. Находят информацию и передают своими словами содержание. Делают
выводы.

Давайте посмотрим на план местности, который находится у вас
в атласе: стр. 16-17.

С этими условными знаками мы уже познакомились на прошлом
уроке. Сейчас давайте вспомним, что обозначает каждый из знаков.

Задание: С помощью атласа на стр. 16-17
определите, что обозначает каждый условный знак:

1.Найти соответствие:  

 1.кустарник          
2.овраг        3.фруктовый сад          4.болото         5.
тропинка в лесу  

А. 
image001    Б.   image002             В.    image003           Г.    image004              Д.image005

Физкультминутка

Зная
условные знаки можно даже составлять рассказы-путешествия.

Ребята,
попробуйте прочитать рассказ, в котором слова, заменены условными знаками:

image006

Сделайте вывод по уроку.  Поставить
оценки:
 


Чему мы  научились на уроке?


Кто или что вам помогало справиться?


Кто доволен сегодня своей работой?

И
так, теперь мы с вами знаем не только основные способы изображения земли, но и
умеем читать план местности и составлять рассказы, используя условные знаки.

Домашнее задание:
§ 10 прочитать. Ответить на вопросы на стр. 52 (устно)

Дополнительно: Составить рассказ,
используя условные знаки, не менее 10-15 символов.

Человек потребляет все больше информации. А чтобы она усваивалась лучше и быстрее, информацию кодируют в знаки.

На нашем телеграм-канале есть цикл статей про профессии типа человек-человек, человек-техника, человек-художественный образ, человек-природа. Сегодня наша задача раскрыть последнюю категорию профессий – человек-знак и понять, какие профессии относятся к классификации Климова «человек-знаковая система».

Знаки в профессиях: что собой представляют?

Сегодня это огромная составляющая каждой профессии. 

Знаковая система – это чертежи, таблицы, графики, схемы, числовые данные, топографические и географические карты, формулы, дорожная разметка, условные сигналы и даже текст.

Знаки – это информация в сжатом виде, которой люди обмениваются в процессе жизнедеятельности.

Суть профессий типа «человек-знаковая система» заключается в том, чтобы накапливать определенную информацию, перерабатывать ее, хранить и донести до конечного потребителя, оказать помощь в обмене этой информации.

Составить рассказ заменяя слова условными знаками

Если орудие труда людей профессии «человек-техника» является некий инструмент, то здесь таковым выступают цифры, коды, формулы, символы, графики, шифры, условные обозначения, языки, письменность и речь.

Характеристика людей профессии типа «человек-знаковая система»

К работникам этой сферы предъявляют особые требования. Вот черты, которыми они должны обладать:

  • пунктуальность,
  • дисциплинированность,
  • высокая работоспособность,
  • скрупулезность,
  • аккуратность,
  • оперативная память,
  • развитое наглядно-образное мышление,
  • высокая и стабильная концентрация внимания,
  • систематичность,
  • усидчивость,
  • склонность к выполнению рутинной работы,
  • склонность к оперированию представлениями.

Классификации профессий «человек-знак»

В рамках профессий человек-знак различают 2 типа специальностей:

Исполнительские специальности – работа по определенному шаблону, четкое следование инструкции, строгое соблюдение нормативов и техники выполнения работы. Сюда смело можно отнести такие профессии, как кассир и корректор.

Творческие (эвристические) специальности – работа, в рамках которой нужно принимать нестандартные решения по ситуации, придумывать и внедрять новые способы, анализировать, планировать, проектировать и исследовать. Яркие представители творческих специальностей класса «человек-знак» — экономист, переводчик, программист.

Существует и другая условная классификация профессий этого типа:

  • специальности по оформлению документов, анализу текстов или их преобразованию/перекодированию: редактор, переводчик, секретарь-референт, оператор связи;
  • специальности, которые оперируют числами и количественными отношениями: бухгалтер, контролер-кассир, оператор ПК, финансист, экономист;
  • специальности по обработке информации, представленной схематическими изображениями или условными знаками: картограф, чертежник, инженер;
  • специальности по сортировке: сортировщик письменной корреспонденции, почтальон;
  •  специальности по обслуживанию (управлению технологическим процессом, движением, контролю качества, составлению и хранению документации): диспетчер управления движением, оператор пульта управления оборудования, статистик, нотариус, архивариус;
  • специальности по восстановлению и устранению искажений: редактор, корректор.

Составить рассказ заменяя слова условными знаками

Особенности профессий

Согласно другой классификации все профессии класса «человек-знаковая система» разделяются по объекту труда на 4 типа.

Первый тип – работа со словами, текстами, книгами, документами. Здесь человек работает с одной их самых сложных, развитых и всеохватывающих систем знаков – языком. Особенности этой профессии заключаются в том, что работники страдают от повышенной нагрузки на слух и зрение. Причина – в долгой и кропотливой работе с документами, рукописными и печатными текстами. Пример профессий: лингвист, юрист.

Второй тип – работа с числами, формулами, знаками. Люди этого типа заняты преобразованием реального производства и область чисел. Такие работники добывают нужную информацию с помощью знаковой системы, исследований в мире физики, химии и других наук. Распространенные профессии этого типа: фармацевт, физик, провизор, бухгалтер.

Третий тип – работа с изображениями, картами и схемами. Работники этого вида превращают определенные знаки в образы реальных предметов и наоборот. Они наблюдательны, усидчивы, внимательны к малейшим переменам. Распространенные профессии этого типа: диспетчеры, картографы, радисты, стенографисты, звукооператоры.

Четвертый тип – работа с информационными системами, интернетом и компьютерами. Специалисты этой группы хорошо оперируют числами, мыслят умозрительно, могут долгое время концентрировать внимание, с интересом работают с формулами, цифрами, схемами и т.д. Здесь будет такая группа профессий: оператор ПК, программист, веб-дизайнер.

Составить рассказ заменяя слова условными знаками

Список профессий типа «человек-знак»

Предлагаем вашему вниманию целый перечень примеров профессий типа «человек-знаковая система» по методике Климова:

  • логист,
  • инженер-конструктор,
  • системный аналитик,
  • инженер по автоматизации,
  • разработчик ИТ,
  • тестировщик ПО,
  • бизнес-аналитик,
  • проджект-менеджер ИТ,
  • архитектор,
  • бухгалтер,
  • культуролог,
  • землеустроитель и прочие.

Среди всего этого разнообразия можно выбрать себе дело по душе. Достаточно лишь определить, обладаете ли вы определенными характеристиками и склонностью к работе со знаками. Ну а если боитесь сложностей в учебе, сервис студенческой помощи будет рядом, чтобы подстраховать.

Инфоурок

Другое
Научные работыМастер-класс для педагогов «Техники и практики формирования читательской грамотности»

Техники и практики формирования читательской грамотностиПодготовила учитель...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Техники и практики формирования читательской грамотностиПодготовила учитель

    Описание слайда:

    Техники и практики формирования читательской грамотности
    Подготовила
    учитель русского языка и литературы
    МБОУ «СОШ № 12» г. Ноябрьска
    Фиалковская Вероника Петровна

  • 2 слайд

    Самый известный вымышленный интеллектуал Шерлок Холмс сравнивал человеческий

    Описание слайда:

    Самый известный вымышленный интеллектуал Шерлок Холмс сравнивал человеческий мозг с маленьким пустым чердаком: «Глупый натащит туда всякой рухляди, какая попадётся ему под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак. Он возьмёт лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и все ин разложит в образцовом порядке».

  • 3 слайд

    Нужно научиться выбирать инструменты, располагать их в образцовом порядке и и

    Описание слайда:

    Нужно научиться выбирать инструменты, располагать их в образцовом порядке и использовать по назначению!!!

  • 4 слайд

    ?!По сведениям некоторых специалистов, человеческая память может вместить свы

    Описание слайда:

    ?!
    По сведениям некоторых специалистов, человеческая память может вместить свыше миллиона гигабайт информации.
    Но это примерно в миллиард раз меньше объёма уже существующих на свете данных.

  • 5 слайд

    ?!Оценивание читательской грамотности как одного из компонентов функционально

    Описание слайда:

    ?!
    Оценивание читательской грамотности как одного из компонентов функциональной грамотности в 5 и 7 классах сосредоточено на навыках чтения, которые включают в себя поиск, выбор, интерпретацию, интеграцию и оценку информации из всего спектра текстов, связанных с ситуациями, которые выходят за пределы класса.

  • 6 слайд

    ?!Слово «текст» подразумевает печатные или изображенные на дисплее тексты, в

    Описание слайда:

    ?!
    Слово «текст» подразумевает печатные или изображенные на дисплее тексты, в которых использован естественный язык.
    Такой текст может включать визуальные изображения в виде диаграмм, картинок, карт, таблиц, графиков, хотя исключает включение фильмов, телеизображения, мультипликации, картинок без слов, которые требуют иной стратегии восприятия.

  • 7 слайд

    Общая классификация текстов С включением визуальных изображений тексты можно

    Описание слайда:

    Общая классификация текстов
    С включением визуальных изображений тексты можно разделить на
    сплошные (без таких изображений),
    несплошные (включающие визуальные ряды, необходимые для понимания текста, с большей или меньшей степенью слияния с текстом).

  • 8 слайд

    Сплошные текстыописание (художественное и техническое); повествование (расс

    Описание слайда:

    Сплошные тексты
    описание (художественное и техническое);
    повествование (рассказ, репортаж);
    объяснение (объяснительное сочинение, определение понятия, толкование слова, резюме/выводы, интерпретация);
    аргументация (комментарий, обоснование);
    инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы).

  • 9 слайд

    Несплошные тексты,кроме вербальных фрагментов, включают: графики; диаграммы

    Описание слайда:

    Несплошные тексты,
    кроме вербальных фрагментов, включают:
    графики;
    диаграммы;
    таблицы;
    карты, схемы;
    рисунки, фотографии,
    формы (анкеты и др.);
    информационные листы и объявления.

  • 10 слайд

    !!!Спецификой проектирования заданий на оценку читательской грамотности в XXI

    Описание слайда:

    !!!
    Спецификой проектирования заданий на оценку читательской грамотности в XXI веке является использование составных текстов, которые включают в себя несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным.
    Например, в составной текст объединяются тексты, содержащие взаимоисключающие или взаимодополняющие точки зрения их авторов. Разные части составного текста могут быть похожи по формату (например, быть двумя сплошными текстами), а могут и различаться.

  • 11 слайд

    РАБОТА С ТЕКСТОММы чаще встречаемся с нетекстовыми данными. Графический форма

    Описание слайда:

    РАБОТА С ТЕКСТОМ
    Мы чаще встречаемся с нетекстовыми данными.
    Графический формат позволяет получать знания гораздо быстрее и в этом его значительное преимущество перед текстовыми.
    Огромная роль отводится дизайну текста (тому, как он подаётся).
    Код – визуальный образ!!!

  • 12 слайд

    Занимательность – интерес – мотивацияПроцесс - результатЗанимательность – яр

    Описание слайда:

    Занимательность – интерес – мотивация
    Процесс — результат
    Занимательность – яркость, доступность для современного ребенка, понятность, совмещение всех видов восприятия информации (аудиалы, визуалы, кинестетики), работа с короткой информацией

    Интерес – к процессу работы + работа с грамматическим материалом + работа с разными источниками, желание разобраться

    Мотивация — на уровне собственного интереса через индивидуальный маршрут, самоподготовка

  • 13 слайд

    Жизнь в мире текстовМы сталкиваемся с ТЕКСТАМИ не только книжными и газетными

    Описание слайда:

    Жизнь в мире текстов
    Мы сталкиваемся с ТЕКСТАМИ не только книжными и газетными, но и с текстами рекламы, телевидения, Интернета, которые зачастую устроены по иным законам, нежели сплошные книжные.
    Успешность решения повседневных жизненных задач напрямую зависит от умения каждого человека извлекать и обрабатывать информацию.
    В этих условиях именно РУССКИЙ ЯЗЫК становится тем самым метапредметом, от качественного освоения которого зависит не только успешное освоение других школьных предметов, но и общая успешность в жизни.
    13

  • 14 слайд

    Результатыумение работать с текстом; умение быстро и качественно извлекать из

    Описание слайда:

    Результаты
    умение работать с текстом;
    умение быстро и качественно извлекать из текста нужную информацию;
    умение систематизировать информацию;
    умение оценивать информацию;
    умение переводить информацию из текстового вида в другие формы и обратно;
    умение делать выводы и принимать решения на основе полученной информации.
    14

  • 15 слайд

    Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из т

    Описание слайда:

    Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением
    информации из текста
    Поиск информации – это процесс определения места, где эта информация содержится. Некоторые вопросы теста предполагают только указание на то, где может быть найдена запрашиваемая информация. В большей степени это относится к печатному тексту, все части которого читатель может увидеть непосредственно.
    15

  • 16 слайд

    Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из т

    Описание слайда:

    Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением
    информации из текста
    Извлечение информации – это процесс выбора и предъявления конкретной информации, запрашиваемой в вопросе. Отвечая на вопросы теста, которые требуют извлечения информации, учащиеся должны связать существенные детали вопроса (искомое свойство объекта, время, место или обстоятельства действия) и соответствующие детали текста. Иногда эта связь прямая, буквальная – по совпадающим ключевым словам, иногда косвенная – синонимическая.
    16

  • 17 слайд

    Читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией текста

    Описание слайда:

    Читательские действия, связанные
    с интеграцией и
    интерпретацией текста
    Толкование или интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую.
    Интеграция или связывание отдельных сообщений текста в единое целое свидетельствует о том, что читатель понимает, что соединяет элементы текста – от отдельных предложений или абзацев до частей составных (множественных) текстов.
    17

  • 18 слайд

    КомпетенцииТакие компетенции относятся к метапредметным, влияют на функционал

    Описание слайда:

    Компетенции
    Такие компетенции относятся к метапредметным, влияют на функциональную грамотность человека и изучаются в рамках международных и национальных исследований качества образования.
    В центре внимания – основной текст. Он может сопровождаться рисунками, схемами, таблицами и инфографикой.
    18

  • 19 слайд

    Тематические блоки текстовТексты разных функциональных стилей: научно-популяр

    Описание слайда:

    Тематические блоки текстов
    Тексты разных функциональных стилей:
    научно-популярные;
    публицистические,;
    официально-деловые и др.

    19

  • 20 слайд

    Привлекательность текстовТексты затрагивают актуальные проблемы современной ж

    Описание слайда:

    Привлекательность текстов
    Тексты затрагивают актуальные проблемы современной жизни.
    Привлекаются тексты современных авторов, пишущих для подростков.
    Каждый текст сопровождается комплексом заданий разного уровня сложности.
    Первостепенное значение приобретает не информационное содержание ответа, а его поиск.

    20

  • 21 слайд

    Задачи работы с текстом:научиться смотреть на тексты с разных позиций, больше

    Описание слайда:

    Задачи работы с текстом:
    научиться смотреть на тексты с разных позиций, больше видеть в них;
    вырабатывать стратегии работы с информацией, заложенной в тексте;
    обращать внимание на имеющийся контекст и возможный подтекст;
    сопоставлять полученную информацию с данными схем, таблиц, графиков, карт и других сопроводительных материалов;

    21

  • 22 слайд

    Задачи работы с текстом задумываться над полнотой и достоверностью предлагаем

    Описание слайда:

    Задачи работы с текстом
    задумываться над полнотой и достоверностью предлагаемой информации;
    оценивать достаточность информации для решения конкретной задачи, а также понимать, где взять недостающую;
    выбирать наиболее подходящий способ действия из нескольких возможных;
    видеть, как навыки работы с информацией помогают решать повседневные задачи, интересные самому ребёнку.

    22

  • 23 слайд

    Тематические блоки текстов по предмету «русский язык»для 5 – 8 классов «Язык

    Описание слайда:

    Тематические блоки текстов по предмету «русский язык»
    для 5 – 8 классов
    «Язык и общение»
    «Страницы истории»
    «Взгляд в будущее»
    «Живая планета»
    «Мир, в котором мы живём»
    (метапредмет – формирование читательской грамотности на всех предметах учебного плана)
    Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности. 5 – 8 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [В. В. Фёдоров и др.]. – 2-е изд.. – М. Просвещение, 2021

    23

  • 24 слайд

    Тематические блоки текстов по предмету «русский язык»для 8 – 11 классов «Здо

    Описание слайда:

    Тематические блоки текстов по предмету «русский язык»
    для 8 – 11 классов
    «Здоровье и саморазвитие»
    «Человек и современная наука»
    «Человек и мировая культура»
    «Человек в меняющемся мире»
    «Образ человека в литературе»
    (метапредмет – формирование читательской гамотности на всех предметах учебного плана)
    Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности. 8 – 11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [С. Ю. Гончарук и др.]. – 3-е изд.. – М. Просвещение, 2021

    24

  • 25 слайд

    Ключевые понятия«Читательская грамотность - способность к чтению и пониманию

    Описание слайда:

    Ключевые понятия
    «Читательская грамотность — способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении учебных , учебно – практических задач и в повседневной жизни»
    В исследованиях PIRLS — «способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, определяемых обществом и/ или ценных для индивида…»
    В исследованиях PISA — «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»
    25

  • 26 слайд

    26

  • 27 слайд

    Особенности восприятия информацииТипы восприятия информации: визуализация ау

    Описание слайда:

    Особенности восприятия информации
    Типы восприятия информации:

    визуализация
    аудирование
    кинестетика

    Новый тип восприятия информации современным ребенком:
    аудиовизуализация

    27

  • 28 слайд

    Основные виды коммуникативной деятельностиСлушание Говорение Чтение Письмо28

    Описание слайда:

    Основные виды коммуникативной деятельности
    Слушание
    Говорение
    Чтение
    Письмо
    28

  • 29 слайд

    Виды деятельностиПрезентацииВидеофрагменты Описание фрагментов картин, фотог

    Описание слайда:

    Виды деятельности
    Презентации
    Видеофрагменты
    Описание фрагментов картин, фотографий, иллюстраций
    Чтение схем, таблиц, тестов
    Работа с перфорированными текстами
    Работа с прослушанными текстами (аудирование)
    Отработка артикуляции по образцам
    Запись прослушанных текстов, краткий пересказ
    Аудиоприложения
    Конструирование текстов и заполнение таблиц
    Задания на сопоставление фрагментов – схем (работа с цифровой панелью)

    29

  • 30 слайд

    Матрица восприятия 30

    Описание слайда:

    Матрица восприятия
    30

  • 31 слайд

    Виды чтения (в зависимости от цели) и стратегияПознавательное (извлечь, осмыс

    Описание слайда:

    Виды чтения (в зависимости от цели) и стратегия
    Познавательное (извлечь, осмыслить, прореагировать)
    Ценностно – ориентированное (обсудить, оценить, пересказать)
    Регулятивное (последующие предметные действия)

    1. Этап ориентировки (какая цель)
    2. Этап планирования (исходя из целей, способ и вид чтения)
    3. Этап исполнения (осуществление восприятия)
    4. Этап контроля (самоанализ результатов)
    31

  • 32 слайд

    Виды чтения в методикеПросмотровое (общее представление об информации + струк

    Описание слайда:

    Виды чтения в методике
    Просмотровое (общее представление об информации + структура текста)
    Ознакомительное (беглое прочтение, как этап для изучающего) «пробегите глазками»!!!

    Изучающее (точное понимание текста, главной и второстепенной информации)
    Поисковое (умение находить элементы информации для выполнения конкретной задачи)

    32

  • 33 слайд

    Восприятие - усвоение информации - формирование компетенций3310% - то, что ч

    Описание слайда:

    Восприятие — усвоение информации — формирование компетенций
    33
    10% — то, что читаем
    20% — то, что мы слышим
    30% — то, что видим
    50% — то, что мы слышим и видим
    70% — то, что мы говорим сами
    90% — то, что мы делаем сами

  • 34 слайд

    Как работать на 90%? Переработка и создание текстов (вовлеченность в деятел

    Описание слайда:

    Как работать на 90%?
    Переработка и создание текстов (вовлеченность в деятельность)
    Визуализация (создание тизеров и видеофильмов по произведениям)
    Создание интеллект – карт
    Работа с аудиокнигами и аудиоприложениями
    Работа с таблицами и матрицами
    Работа с заголовками (создание, анализ на уровне «тема/идея»)
    Создание заголовков для YouTube – каналов («сокращение до смысла»)
    Работа со справочными материалами

    34

  • 35 слайд

    Техники и практики Работа с разными типами текста и знаковыми системами Перев

    Описание слайда:

    Техники и практики
    Работа с разными типами текста и знаковыми системами
    Перевод информации из одной знаковой системы в другую
    Ориентир на все виды восприятия
    Работа со всеми видами речевой деятельности
    Осознанный выбор вида чтения и анализ стратегии «с карандашом»
    35

  • 36 слайд

    Важно! ЧТЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ = ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО Читательская компе

    Описание слайда:

    Важно!
    ЧТЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ = ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО

    Читательская компетентность

  • 37 слайд

    Чтение как деятельность = Литература как искусство Функциональное чтение не ф

    Описание слайда:

    Чтение как деятельность = Литература как искусство
    Функциональное чтение не формируется на уроках литературы, так как этот предмет в большей степени относится к области искусства, эстетики, то есть связан с образами, средствами выразительности и эмоциональной сферой, а не с работой с информацией

    Екатерина Асонова, МГПУ

  • 38 слайд

    Образцы текстов для формирования навыков читательской грамотности Публицистич

    Описание слайда:

    Образцы текстов для формирования навыков читательской грамотности
    Публицистический стиль (газеты, журналы, новостные ленты)
    Научно – популярный стиль (учебные тексты, научно – популярные журналы, энциклопедии)
    Официально – деловой стиль (справки, договоры)

  • 39 слайд

    Чтение художественных произведений как наиболее значимый фактор культурного

    Описание слайда:

    Чтение художественных произведений
    как наиболее значимый фактор культурного развития;
    как деятельность ученика, связанная с чтением, анализом, интерпретацией
    + учебные статьи с биографическим материалом, фрагменты литературно – критических и научных литературоведческих работ о творчестве

  • 40 слайд

    Группы текстов для изучения на уроке литературы

    Описание слайда:

    Группы текстов для изучения на уроке литературы

  • 41 слайд

    Примерный план работы над текстом по формированию читательской грамотности

    Описание слайда:

    Примерный план работы над текстом по формированию читательской грамотности

    Предтекстовый этап (Определение цели и стратегии чтения. Прогнозирование содержания текста по заголовку. Лингвистический комментарий. Толкование смысла эпиграфа (если есть). Примерные варианты заданий:
    • Прочитайте фрагмент из … .
    • О чем рассказал автор?
    • С какой целью?
    • Перед вами фрагмент из … .
    • Как вы думаете, о чем идет речь в этой книге?
    • Бегло прочитайте текст и объясните его название.
    • Бегло прочитайте текст и сформулируйте его тему.
    • Прочитайте введение и заключение текста. Как вы думаете, какая проблема поднимается в этом тексте?
    • Прочитайте высказывание ученика в неофициальной обстановке.
    Почему оно вызывает недоумение?
    • Прочитайте и сопоставьте два текста. Одна и та же или разные проблемы в них обсуждаются?
    • Прочитайте фрагмент учебника и докажите его принадлежность к учебно-научному стилю.

  • 42 слайд

    Текстовый этап Чтение по частям либо чтение всего произведения. Соотношение

    Описание слайда:

    Текстовый этап
    Чтение по частям либо чтение всего произведения. Соотношение читаемого с готовым планом.
    Проверка правильности ранее сделанных в ходе чтения прогнозов.
    Лингвистический комментарий (при необходимости). Соотношение названия произведения и жанра, стиля и типа речи. Фиксирование ключевой информации каждого абзаца).
    Примерные варианты заданий:
    • Опираясь на контекст, объясните значение слова … .
    • Одинаково или по-разному оценивают проблему авторы текстов?
    • К какому типу речи следует отнести этот текст? Свое мнение обоснуйте.
    • Как вы думаете, какую функцию выполняет заголовок?

  • 43 слайд

    Послетекстовый этап Формулировка вопросов, ответы на которые есть в тексте.

    Описание слайда:

    Послетекстовый этап
    Формулировка вопросов, ответы на которые есть в тексте. Составление плана.
    Выбор слов, предложений, в которых заключается главная мысль.
    Объяснение своими словами главной мысли текста. Осмысление взаимосвязи между текстом и эпиграфом.
    Подбор синонимов к слову, подбор синонимичных синтаксических конструкций.
    Анализ изобразительных средств языка (взаимосвязь жанра, идеи произведения и языковых средств).
    Написание аннотаций к произведению, составление тезисов. Написание изложения.
    Написание сочинения с использованием информации текста. Выбор аннотации из нескольких предложенных вариантов. Диалог-обсуждение текста).

  • 44 слайд

    Послетекстовый этапПримерные варианты заданий: • Что привлекло внимание писат

    Описание слайда:

    Послетекстовый этап
    Примерные варианты заданий:
    • Что привлекло внимание писателя в речи персонажа? Почему?
    • Проанализируйте внутренний монолог героя с точки зрения культуры речи. Сделайте выводы.
    • Измените текст так, чтобы он соответствовал требованиям культуры речи.
    • Сформулируйте тезисы, выражающие идею каждого из текстов, и запишите эти тезисы в тетрадь.
    • Опираясь на информацию прочитанных текстов, а также на собственный речевой опыт, выразите свое отношение к проблеме.
    • Если вы согласны с точкой зрения автора, то приведите аргументы, подтверждающие ее, и напишите основную часть текста.
    • Напишите сжатое изложение текста и выразите свое отношение к одной из поднятых в нем проблем.

  • 45 слайд

    Работа с текстомОтбор текстов и проектирование заданий необходимо осуществлят

    Описание слайда:

    Работа с текстом
    Отбор текстов и проектирование заданий необходимо осуществлять в соответствии с возрастными особенностями восприятия учащихся, их читательскими и жизненными интересами, с опорой на содержание школьного курса по предмету и содержание разных образовательных областей; с отражением реальных жизненных ситуаций, с которыми ученик сталкивался или может столкнуться.
    Задания должны быть рассчитаны не на механическую работу по приведенному образцу, а на активизацию мыслительных способностей; развитие умений организовывать работу (например, умение использовать справочные материалы, чтобы решить поставленную в задании проблему), осознавать сложности, с которыми придется столкнуться при ее выполнении.

  • 46 слайд

    Эффективные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской

    Описание слайда:

    Эффективные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской грамотности
    Прием «СЛОВАРИКИ»
    При первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны, затем идёт разъяснение значения непонятных слов.
    Этот прием помогает рационально и эффективно провести словарную работу, которая должна быть организована при первичном знакомстве с любым текстом.

  • 47 слайд

    Эффективные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской

    Описание слайда:

    Эффективные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской грамотности
    Прием «Ключевые слова»
    При первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, которые являются ключевыми.
    Этот прием помогает рационально и эффективно провести словарную работу, которая должна быть организована при первичном знакомстве с любым текстом и поможет восстановить текст.

  • 48 слайд

    Эффективные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской

    Описание слайда:

    Эффективные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской грамотности
    Приём «Чтение с остановками»
    Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

  • 49 слайд

    Эффективные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской

    Описание слайда:

    Эффективные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской грамотности
    Приём «Работа с вопросником»
    Этот приём можно применять при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причём вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
     

  • 50 слайд

    Эффективные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской

    Описание слайда:

    Эффективные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской грамотности
    Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературы при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая — отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

  • 51 слайд

    Эффективные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской

    Описание слайда:

    Эффективные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской грамотности
    Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку, рассказ или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.
    Рецензирование и стилистическая правка сочинений, проведенная с учениками, позволяет исправить ошибки.

  • 52 слайд

    Эффективные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской

    Описание слайда:

    Эффективные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской грамотности
    Прием «Мозаика»
    Этот приём эффективен при изучении, например,  тем: «Предложение» “Текст”, “ Тема текста”. Ученикам предлагается составить из слов предложение, восстановить деформированный текст (расставить предложения в нужной последовательности)
    Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
    Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности.
    В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

  • 53 слайд

    Эффективные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской

    Описание слайда:

    Эффективные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской грамотности
    Приём «Письмо с дырками» (реконструкция текста)
    Один из наиболее эффективных приёмов, направленных на отработку навыков восстановления текста. Необходимо заполнить пробелы в тексте.

  • 54 слайд

    Составить рассказ заменяя слова условными знаками

  • 55 слайд

    Составить рассказ заменяя слова условными знаками

  • 56 слайд

    Эффективные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской

    Описание слайда:

    Эффективные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской грамотности
    Приём «Логическая цепочка»
    После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения, которые мы читаем на уроках.

  • 57 слайд

    Эффективные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской

    Описание слайда:

    Эффективные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской грамотности
    Приём «Опорный конспект»
    Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.

  • 58 слайд

    Эффективные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской

    Описание слайда:

    Эффективные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской грамотности
    «Конкурс шпаргалок» Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Проводится этот конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:
    1)«шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;
    2)в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;
    3)количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).

  • 59 слайд

    Эффективные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской

    Описание слайда:

    Эффективные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской грамотности
    Приём — «Тонкие и толстые вопросы»
    Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.
    Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать »умные» вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание. Можно дать в качестве д/з составить «Толстые и тонкие вопросы»

  • 60 слайд

    Эффективные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской

    Описание слайда:

    Эффективные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской грамотности
    Приём «Тонкие и толстые вопросы»
     

  • 61 слайд

    Эффективные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской

    Описание слайда:

    Эффективные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской грамотности

  • 62 слайд

    Эффективные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской

    Описание слайда:

    Эффективные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской грамотности
    «Кластер»
    Суть приёма — представление информации в графическом оформлении.
    В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиями «второго уровня».

    Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».

  • 63 слайд

    Эффективные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской

    Описание слайда:

    Эффективные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской грамотности
    Приём «Синквейн»
    В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

  • 64 слайд

    Эффективные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской

    Описание слайда:

    Эффективные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской грамотности
    Приём «Определение темы и основной мысли текста»
     

  • 65 слайд

    Эффективные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской

    Описание слайда:

    Эффективные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской грамотности
    Приём «Определение темы и основной мысли текста»
     

  • 66 слайд

    Эффективные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской

    Описание слайда:

    Эффективные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской грамотности
    Комплексный анализ текста
     Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний, но уже не только на уроках русского языка, а на уроках обществознания (задание ОГЭ). Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.
    Применение данных приемов на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал, ведь на уроках важно не столько техника чтения, сколько умение эффективно работать с текстом: понимать его, анализировать, использовать.

  • 67 слайд

    Представленные приемы работы с текстом  позволяют решать такие речевые задачи

    Описание слайда:

    Представленные приемы работы с текстом  позволяют решать такие речевые задачи:
    ●     учить видеть, слышать и чувствовать текст;
    ●     пополнять речевую память учащегося;
    ●     обогащать словарный запас;
    ●     продуктивно усваивать учебный материал;
    ●     прививать  эстетический вкус;
    ●     формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его

  • 68 слайд

    Читательская грамотность школьника (5 – 9 классы): книга для учителя. Под

    Описание слайда:

    Читательская грамотность школьника (5 – 9 классы): книга для учителя.
    Под редакцией
    И.Н. Добротиной. – М.: Российский учебник: Вентана – Граф, 2018.

  • 69 слайд

    Читательская грамотность школьника (5 – 9 классы): книга для учителя. Под р

    Описание слайда:

    Читательская грамотность школьника (5 – 9 классы):
    книга для учителя. Под редакцией И.Н. Добротиной. – М.: Российский учебник: Вентана – Граф, 2018.

    В книге обсуждается проблема формирования читательской грамотности как компонента функциональной грамотности подростка – важнейшего результата обучения в основной школе…

  • 70 слайд

    Составить рассказ заменяя слова условными знаками

  • 71 слайд

    Составить рассказ заменяя слова условными знаками

  • 72 слайд

    Составить рассказ заменяя слова условными знаками

  • 73 слайд

    Умение работать со словом

    Описание слайда:

    Умение работать со словом

  • 74 слайд

    Понимание роли тропа

    Описание слайда:

    Понимание роли тропа

  • 75 слайд

    Работа с текстом при изучении образов. Визуализация. Работа с разными видами

    Описание слайда:

    Работа с текстом при изучении образов. Визуализация. Работа с разными видами переработки информации

    Почему главный герой не вписывается в составленную схему иерархических отношений?

  • 76 слайд

    От процесса чтения к результату обученияОт процесса обучения к личностному р

    Описание слайда:

    От процесса чтения к результату обучения
    От процесса обучения к личностному росту
    Личностные результаты —система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности:
    наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
    владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
    ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
    способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом;
    готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения

  • 77 слайд

    Задание группам1. Ответьте на вопрос «С какими учебными предметами связано со

    Описание слайда:

    Задание группам
    1. Ответьте на вопрос «С какими учебными предметами связано содержание текста и заданий варианта?»
    2. Сформулируйте тонкие и толстые вопросы исходя из содержания текста

    3. Выполните задания предложенного варианта, сравните с ответами
    4. Подберите подходящие для формирования читательской грамотности учащихся задания по тексту заданий вариантов, исходя из теоретического материала семинара

  • 78 слайд

    Ссылки на ресурсы:https://domodsch1.edumsko.ru/attestation/pisa/post/1206178

    Описание слайда:

    Ссылки на ресурсы:
    https://domodsch1.edumsko.ru/attestation/pisa/post/1206178
    Банк заданий (ЦНППМ)
    Открытые задания PISA по читательской грамотности (онлайн):
    КУРИНЫЙ ФОРУМ
    РАПАНУИ
    КОРОВЬЕ МОЛОКО
    ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    Официальный канал Яндекс.Учебника https://www.youtube.com/watch?v=nQG2fLlKhCU

    Инструменты, приемы и стратегии формирования читательской грамотности обучающихся
    https://www.youtube.com/watch?v=GNDfkaruwr8&feature=emb_err_woyt
    Электронная образовательная платформа «Lecta» https://lecta.rosuchebnik.ru/

  • 79 слайд

    Методической поддержке (информация на сайте, в каталогах) Регулярным очным с

    Описание слайда:

    Методической поддержке (информация на сайте, в каталогах)

    Регулярным очным семинарам и курсам по запросам регионов

    Регулярным вебинарам, доступным для просмотра в любое время

    Дистанционному консультированию отдельных учителей
    в качестве обратной связи на сайте rosuchebnik.ru

    Курсам повышения квалификации для педагогов

    Сервисам для учителей на цифровой платформе LECTA

    Ведущий методист О.Н. Бойцов Boytsov.ON@rosuchebnik.ru

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Составить рассказ заменяя слова условными знаками

  • Сейчас обучается 354 человека из 65 регионов

Составить рассказ заменяя слова условными знаками

  • Сейчас обучается 93 человека из 44 регионов

Составить рассказ заменяя слова условными знаками

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Специалист в области охраны труда

  • Сейчас обучается 214 человек из 53 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Мастер-класс для педагогов направлен на осуществление и выбор педагогами приёмов и форм работы по формированию читательской грамотности. Формирование навыков читательской грамотности должно осуществляться на всех учебных предметах при работе с текстами различных видов. Метапредметом при этом выступает «РУССКИЙ ЯЗЫК». По сведениям некоторых специалистов, человеческая память может вместить свыше миллиона гигабайт информации. Но это примерно в миллиард раз меньше объёма уже существующих на свете данных. Оценивание читательской грамотности как одного из компонентов функциональной грамотности в 5 и 7 классах сосредоточено на навыках чтения, которые включают в себя поиск, выбор, интерпретацию, интеграцию и оценку информации из всего спектра текстов, связанных с ситуациями, которые выходят за пределы класса. Важно, чтобы это осуществлялось на уроках и внеурочных занятиях по всем дисциплинам. Широкой общественности предлагается теоретический и практический материал по формированию читательской грамотности школьников, одного из подразделов функциональной грамотности

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Сценарий военно-патриотического тура «Игра Зарничка» (2 класс)

  • Презентация по историческому краеведению Воронежской области на тему: «Хозяйство Воронежской губернии в XVIII в.» (8 класс)

  • Итоговый тест по ВОП. 06 Основы технологии производства

  • Строительные конструкции промышленных зданий

  • Презентация по башкирскому языку как государственному языку на тему: Ҡоштар беҙҙең дуҫтарыбыҙ (5 класс)

  • Разработка уроков по башкирскому языку как государственному языку на тему: Ҡоштар беҙҙең дуҫтарыбыҙ (5 класс)

  • Конспект воспитательного часа на тему: «Настоящий воспитатель» (4 класс)

  • Презентация по кубановедению «Работа с родителями при изучения Кубановедения»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5452531 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

Инфоурок

География
ПрезентацииПрезентация по географии 5 класс «Масштаб»

Инфоурокбиблиотека материалов

Какие объекты показаны стрелками?

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Какие объекты показаны стрелками?

    Описание слайда:

    Какие объекты показаны стрелками?

  • 2 слайд

    Что означают эти знаки?обрывмосттропасадзданиелугрекаредкий лесовраглеслиния

    Описание слайда:

    Что означают эти знаки?
    обрыв
    мост
    тропа
    сад
    здание
    луг
    река
    редкий лес
    овраг
    лес
    линия электропередач
    грунтовая дорога
    озеро
    пашняогород
    шоссе

  • 3 слайд

    школакустарникболотосарайколодецПрочитайте текст: У стоит

    Описание слайда:

    школа
    кустарник
    болото
    сарай
    колодец
    Прочитайте текст:

    У стоит . Он окружен . В

    находится и . За садом простирается

    Через идет к .

  • 4 слайд

    Запишите текст, заменяя слова условными знаками: По шоссе я вышел к реке , и

    Описание слайда:

    Запишите текст, заменяя слова условными знаками:

    По шоссе я вышел к реке , и стал искать мост. Мне пришлось
    пройти через луг, мимо болотца, под линией электропередач, через овраг.

    Правильно ли названы условные знаки?
    сад
    река
    огород
    одинокое дерево
    шоссе
    обрыв
    мост
    озеро

  • 5 слайд

    Какие объекты вы встретите на маршруте?

    Описание слайда:

    Какие объекты вы встретите на маршруте?

  • 6 слайд

    Составить рассказ заменяя слова условными знаками

  • 7 слайд

    Составить рассказ заменяя слова условными знаками

  • 8 слайд

    Составить рассказ заменяя слова условными знаками

  • 9 слайд

    Что здесь изображено неправильно:

    Описание слайда:

    Что здесь изображено неправильно:

  • 10 слайд

    Прочитайте текст:Ребята шли по еле заметной в траве

    Описание слайда:

    Прочитайте текст:
    Ребята шли по еле заметной в траве . Вскоре они

    увидели . Его берега заросли и были .

    закончился и ребята вышли к . Через реку был

    перекинут . Один берег реки был , другой пологий. На

    нем был .

  • 11 слайд

    Масштаб

  • 12 слайд

    Масштаб показывает во сколько раз на плане уменьшен участок земной поверхност

    Описание слайда:

    Масштаб показывает во сколько раз на плане уменьшен участок земной поверхности.
    в 2 раза
    в 6 раз в 8 раз
    в 12 раз в 15 раз

  • 13 слайд

    Виды масштаба1. Численный масштаб – изображается в виде числа.1 : 1000В 1 см

    Описание слайда:

    Виды масштаба
    1. Численный масштаб – изображается в виде числа.
    1 : 1000
    В 1 см плана изображено 1000 см местности
    или
    Местность на плане уменьшена в 1000 раз.
    1 : 250, 1: 25000, 1 : 200, 1: 50

    1 : 1000000, 1 : 4000, 1 : 700

  • 14 слайд

    2. Именованный масштаб – сколько в 1 см плана метров или км местности.в 1см –

    Описание слайда:

    2. Именованный масштаб – сколько в 1 см плана метров или км местности.
    в 1см – 10 м
    В одном сантиметре плана изображено 10 м местности.

    Чтобы узнать по именованному масштабу во сколько раз местность уменьшена на плане, нужно метры или километры перевести в см.

    10 м = 1000 см

    Значит местность уменьшена в 1000 раз.

  • 15 слайд

    Перевод численного масштаба в именованный и наоборот1 : 1000 численный м

    Описание слайда:

    Перевод численного масштаба в именованный и наоборот
    1 : 1000 численный масштаб
    В 1 м – 100 см, поэтому 1000 : 100 = 10 м

    в 1 см – 10 м именованный масштаб

    в 1 см – 400 км именованный масштаб
    в 1 км – 100000 см, поэтому 400 х 100000 = 40000000 см

    1: 40000000 численный масштаб

  • 16 слайд

    3. Линейный масштаб – линия, разделенная на отрезки.Определите численный и им

    Описание слайда:

    3. Линейный масштаб – линия, разделенная на отрезки.
    Определите численный и именованный масштаб на планах стр. 45, 46, 139.

    Во сколько раз уменьшена местность на этих планах?

  • 17 слайд

    Как пользоваться масштабом?Определите расстояние от сарая до моста по прямой:

    Описание слайда:

    Как пользоваться масштабом?
    Определите расстояние от сарая до моста по прямой:

    Измерить расстояние от сарая до моста.
    По плану на стр. 139 определить именованный масштаб.
    Умножить полученное расстояние на масштаб.

  • 18 слайд

    Домашняя работа: понятия и записи в тетради стр. 49-50 № 1 - 6 (3 - 6 письм

    Описание слайда:

    Домашняя работа:

    понятия и записи в тетради

    стр. 49-50 № 1 — 6 (3 — 6 письменно)

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Составить рассказ заменяя слова условными знаками

  • Сейчас обучается 939 человек из 79 регионов

Составить рассказ заменяя слова условными знаками

  • Курс добавлен 18.11.2021
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов

Составить рассказ заменяя слова условными знаками

  • Сейчас обучается 668 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Презентация по географии 5 класс «Понятие о плане местности»

  • Лекция по Географии на тему: «Ведущие страны Латинской Америки»

  • Контрольно-измерительные материалы по географии за курс 5 класса

  • Лекция по Географии на тему: «Ведущие страны Зарубежной Азии»

  • Лекция по Географии на тему: «Ведущие страны Зарубежной Европы»

  • Презентация по теме «Глобус — модель земного шара» География 6 класс (для детей с умственной отсталостью)

  • Практические задания по теме «Водоемы в вашей местности. Охрана вод от загрязнений» География 6 класс (для детей с умственной отсталостью)

  • Презентация по теме «Водоемы в вашей местности. охрана вод от загрязнений» География 6 класс (для детей с умственной отсталостью)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5452531 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «География: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Составить рассказ для 1 класса первый учитель
  • Составить рассказ за что я люблю осень для 2 класса
  • Составить рассказ если бы у меня была волшебная палочка
  • Составить рассказ жизнь египетского вельможи 5 класс
  • Составить рассказ для лентяев каждый день выходной
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии