Всероссийский день призывника.
Установлен распоряжением Президента РФ от 12 ноября 1992 года.
Воинская повинность появилась в нашей стране еще много столетий назад. Уже в Московском государстве существовало хорошо организованное войско. Постоянную службу несли дворяне, а все остальное население призывалось только в случаях особой необходимости.
При Петре I в России появилась регулярная армия, которая формировалась на основе рекрутского призыва. Он охватывал все податные сословия (крестьяне, мещане и др.). Рекруты призывались «доколе силы и здоровье позволят». Позднее срок службы стал составлять 25 лет, потом 20 лет, а в XIX веке — сократился до 7 лет.
Александр II ввел всеобщую воинскую повинность, которой подлежало все мужчины, достигшее 21 года.
В начале XX века в пехоте и пешей артиллерии срок действительной службы стал составлять 3 года, в других родах сухопутных войск — 4 года, во флоте — 5 лет.
В 1918 году было принято постановление ВЦИК «О принудительном наборе в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию», а спустя четыре года — декрет ВЦИК и Совета народных комиссаров «Об обязательной воинской повинности для граждан РСФСР мужского пола», которым устанавливалась обязательная воинская повинность и призыв на службу всех мужчин в возрасте 20 лет. Срок службы составлял от 1 года и 6 месяцев (в пехоте и артиллерии) до 4,5 лет — в Военно-морском флоте.
Первый закон СССР, регулирующий исполнение гражданами страны воинской обязанности, «Об обязательной военной службе», был принят в 1925 году. Последним стал — «О всеобщей воинской обязанности», который был подписан в 1967 году. Призыв стал проходить дважды в год — весной и осенью. На военную службу призывались мужчины, которым ко дню призыва исполнилось 18 лет, но не старше 27 лет. Были установлены новые сроки службы: от 2 лет (в сухопутных войсках) до 3 лет (в военно-морских). Предоставляли отсрочки от призыва: по семейному положению, для продолжения образования и по состоянию здоровья.
В настоящее время основным законодательным актом для призывников является Федеральный закон от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе». Срок прохождения военной службы по призыву составляет 1 год.
Призыв осуществляется два раза в год: с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента РФ.
30 лет назад (1991) состоялось первое заседание правительства РСФСР под председательством Президента страны Бориса Ельцина.
Правительство, известное как «правительство реформ» было сформировано 6 ноября 1991 года. В ходе первого заседания был принят подготовленный ранее командой Егора Гайдара пакет документов, касающийся перехода страны к рыночной экономике (о либерализации внешне-экономической деятельности, отмене ограничений на заработную плату и др.).
33 года назад (1988) состоялся первый и единственный полет советского многоразового космического корабля «Буран».
Над созданием первого советского орбитального корабля многоразового использования в течение почти 20 лет работали около 1300 предприятий и организаций, более 80 министерств и ведомств. Головным разработчиком системы было НПО «Энергия» (ныне Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королёва). Общие затраты на программу составили свыше 16 миллиардов советских рублей.
«Буран» предназначался для решения различных оборонных задач, выведения на орбиту Земли космических объектов и их обслуживания, доставки модулей и персонала для сборки на орбите крупногабаритных сооружений и межпланетных комплексов, возврата на Землю неисправных или выработавших свой ресурс спутников и выполнения других грузопассажирских перевозок по маршруту Земля — космос — Земля.
Система включала в себя ракету-носитель сверхтяжелого класса «Энергия», многоразовый космический корабль «Буран», а также средства наземной космической инфраструктуры. Ракета-носитель была способна выводить на орбиту грузы массой до 100 тонн, космический корабль был рассчитан на 100 полетов, продолжительностью 7-30 суток. Численность экипажа «Бурана» могла достигать 10 человек.
15 ноября 1988 года с космодрома Байконур ракета-носитель «Энергия» вывела на околоземную орбиту корабль «Буран». Полёт, продолжительностью 206 минут, проходил без экипажа и полностью в автоматическом режиме, в отличие от американского шаттла, который совершает посадку только при ручном управлении. Корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего успешно приземлился на аэродроме «Юбилейный» на Байконуре.
В 1990 году работы по космической программе «Энергия» — «Буран» были приостановлены, а в 1993 году она была окончательно закрыта.
33 года назад (1988) приказом МВД СССР было создано Управление по борьбе с организованной преступностью.
Оно было сформировано на базе 6-го Управления МВД СССР. Его возглавил генерал-лейтенант милиции Александр Гуров.
В 1993 году были образованы 15 региональных управлений по организованной преступности: РУОП ГУВД г. Москвы, РУОП ГУВД Московской области, РУОП ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Центральное РУОП, Центрально-Черноземное РУОП, Северо-Западное РУОП, Волго-Вятское РУОП, Поволжское РУОП, Северо-Кавказское РУОП, Южное РУОП, Уральское РУОП, Западно-Сибирское РУОП, Восточно-Сибирское РУОП, Северо-Восточное РУОП, Дальневосточное РУОП.
В 2001 году они были упразднены, а на базе некоторых из них созданы Оперативно-розыскные бюро при Главных управлениях МВД России по федеральным округам. Подразделения в регионах и в административных округах Москвы стали частью службы криминальной милиции.
66 лет назад (1955) был введен в эксплуатацию первый участок Ленинградского (ныне Петербургского) метрополитена.
Первые проекты метро в Северной столице появились в конце XIX века, а к 1917 году на рассмотрение Городской Думы было представлено уже около 20, но ни один из них реализован не был.
К идее строительства метро в Ленинграде вернулись в конце 1930-х годов. Первые работы по проходке тоннелей начались в апреле 1941 года, но в связи с началом Великой Отечественной войны они были законсервированы и возобновились только в мае 1946 года.
15 ноября 1955 года состоялось открытие первого участка Ленинградского метрополитена. Он соединил станции «Автово» и «Площадь Восстания» и имел протяженность 10,8 километров.
Сегодня Петербургский метрополитен состоит из 5 линий, на которых расположено 72 станции. Его протяженность составляет свыше 120 километров. По пассажиропотоку (762,46 миллионов человек) подземка Северной столицы занимает 4-е место в Европе после метро Москвы, Парижа и Лондона.
87 лет назад (1934) в СССР состоялась первая звуковая телепередача.
Она длилась 25 минут и представляла собой своеобразный концерт: артист МХАТа Иван Москвин прочитал рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник», а затем выступили певица и балетная пара.
Первая опытная телепередача была проведена в СССР 29 апреля 1931 года.
88 лет назад (1933) в Москве начала работать первая в СССР троллейбусная линия.
Маршрут пролегал от Тверской заставы (Белорусского вокзала) до села Всехсвятского (ныне район станции метро «Сокол»).
Модели первых троллейбусов носили название «ЛК» (Лазарь Каганович). Шасси для них изготавливались на Ярославском автозаводе, кузовы — на автозаводе имени Сталина (ЗИС), а электрооборудование — на заводе «Динамо». У них был деревянный каркас с металлической обшивкой. Длина кузова троллейбуса составляла 9 метров, ширина — 2,3 метра. В салоне было 37 сидячих мест, зеркала, никелированные поручни, сетки для багажа, а под сиденьями установлены электропечи. Максимальная скорость движения составляла 50 км/ч.
В 1934 году первая троллейбусная линия была продлена до площади Революции, а также была открыта вторая линия — по Арбату до Дорогомиловской заставы.
В августе 2020 года в Москве было прекращено движение троллейбусов, вместо них были пущены автобусы и электробусы. В сентябре в столице был открыт музейный маршрут с ретро-троллейбусами, который связал Комсомольскую площадь и Новорязанскую улицу.
104 года назад (1917) Совет Народных Комиссаров (СНК) принял Декларацию прав народов России.
Под документом свои подписи поставили председатель СНК Владимир Ленин и народный комиссар по делам национальностей Иосиф Сталин.
Декларацией были провозглашены принципы национальной политики Советской России: равенство и суверенность народов страны; их право на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств; отмена всех национальных и национально-религиозных ограничений и привилегий; свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.
После принятия этого документа на всей территории бывшей Российской империи начали создаваться самостоятельные государства. О своей независимости объявили Финляндия, Прибалтийские губернии, Кавказ и ряд других регионов.
109 лет назад (1912) приступила к работе Государственная Дума Российской империи IV созыва.
В неё были избраны 442 депутата: 98 октябристов, 88 националистов и умеренноправых, 64 монархиста, 59 кадетов, 48 прогрессистов, 33 центриста, 21 депутат от национальных групп, 10 трудовиков и 7 беспартийных. Председателем Думы стал октябрист Михаил Родзянко.
С ноября 1912 по февраль 1917 года было проведено только пять сессий: две из них пришлись на довоенный период и три — на период Первой мировой войны.
Официальные заседания парламента прекратились в феврале 1917 года, позднее её члены собирались только на частные совещания.
Шестого октября 1917 года Временное правительство постановило распустить Госдуму в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание.
299 лет назад (1722) была основана Каспийская флотилия ВМФ РФ.
15 ноября 1722 года император Пётр I издал указ, в котором говорилось: «При Астраханском порте для военной службы содержать адмиралтейство и морских адмиралтейских служителей и для этого построить казармы на осмотренном под строение способном месте». На флот, который был создан на Каспийском море, была возложена защита купеческих кораблей и побережья от нападений со стороны персидских и среднеазиатских пиратов.
Сегодня Каспийская флотилия является мощным военно-морским объединением в регионе. В её состав входят несколько бригад и дивизионов кораблей, части береговых войск. Командующий Каспийской флотилией — контр-адмирал Александр Пешков.
46 лет назад (1975) в Рамбуйе (Франция) открылась учредительная конференция Группы шести (ныне «Большая семерка», G7).
Встреча лидеров шести наиболее промышленно развитых стран (Великобритании, Италии, США, ФРГ, Франции и Японии) состоялась по инициативе президента Франции Валери Жискар д’Эстена.
В итоговой декларации наряду с согласованными оценками основных мировых торговых, валютно-финансовых и экономических проблем говорилось о приоритетном значении обеспечения экономики западных стран «достаточными» энергоресурсами.
В 1976 году, после присоединения Канады, это неформальное объединение было переименовано в Группу семи, а в течение 1991-2002 годов поэтапно была преобразована в «восьмёрку» с участием России. В 2014 году после присоединения Крыма к РФ наша страна была исключена из объединения, и оно вновь носит название Группа семи (или «Большая семерка).
23 декабря 2021 г. 11:59
После аудиенции в Ватикане у Папы Римского Франциска председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал эксклюзивное интервью РИА «Новости», в котором раскрыл детали подготовки ко второй в истории встрече Понтифика и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
— После беседы с Папой Франциском Вы выразили надежду, что вторая встреча Понтифика с Патриархом Кириллом состоится уже в 2022 году и будет готовиться в ближайшие месяцы. Можно ли ожидать ее проведения уже в первой половине 2022 года, до Великого поста или после Пасхи, весной или летом?
— Полагаю, что удобнее будет провести встречу после Пасхи, но точное время еще предстоит согласовать.
— Планируется ли приурочить вторую встречу к каким-либо событиям, праздникам, годовщинам?
— Пока не планируется.
— Папа Франциск недавно заявил, что готов приехать в Москву. Но на Вашей встрече с Понтификом такой вариант места его встречи с Патриархом Кириллом не обсуждался — могли бы Вы пояснить, почему? Русская Православная Церковь не рассматривает вариант встречи Патриарха и Папы в Москве?
— Мы обсуждаем сейчас возможность встречи не в России и не в Италии, а в третьей стране.
— Исключен ли визит Патриарха Кирилла в Ватикан для второй встречи с Папой Франциском или нет?
— Такой визит не планируется.
— Какие площадки рассматриваются для встречи? Где, на Ваш взгляд, вторая встреча Папы и Патриарха наиболее предпочтительна и вероятна?
— Мы обсудили конкретные площадки, но до тех пор, пока одна из них не будет согласована со всеми заинтересованными сторонами, мы не будем ее называть.
— Может ли встреча снова произойти, например, в Гаване?
— Не думаю.
— Патриарх Кирилл выражал готовность посетить форум глав мировых религий в Казахстане в 2022 году, а в мае 2022 года планируется провести межконфессиональную встречу под эгидой ООН в России. Могут ли духовные лидеры Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви встретиться на одной из этих площадок?
— Эта локация не обсуждалась.
— Каковы цели второй встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска? И какие темы и вопросы стороны хотели бы на ней обсудить?
— Главный вопрос: как христианам выживать в мире, который становится все более агрессивным по отношению к ним в целом ряде регионов. Не только на Ближнем Востоке, где в последние годы в некоторых странах происходило массовое вытеснение христиан из мест своего обитания, и не только в ряде стран Африки, где христиане подвергаются преследованиям и гонениям. Но и в Европе, где участились случаи нападения на храмы, осквернения святынь. Некоторые такие случаи я упоминал в своем выступлении в Свободном университете Бари.
— Затронут ли стороны темы миротворчества, снижения политического напряжения между Западом и Россией, отстаивания традиционных христианских ценностей в Европе и мире, мировых тенденций отхода от традиционных представлений о двух полах и браке, новых биотехнологий, внедрения искусственного интеллекта, пандемии, QR-кодов и опасений установления тотального контроля над гражданами, миграционных потоков и кризисов, экопроблем, будущего христианства и человечества в целом? Какие вопросы наиболее острые?
— Все эти вопросы — или какие-то из них — будут затронуты. Содержательную сторону встречи еще предстоит проработать, и мы уже начали обсуждать ее с кардиналом Кохом.
— Возможно ли обсуждение богословских тем для снятия доктринальных противоречий между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью?
— Обсуждение богословских и доктринальных тем не планируется.
— Какие надежды Русская Православная Церковь питает в отношении Папы Франциска к украинскому вопросу? Исключен ли визит Понтифика на Украину в свете подготовки второй в истории встречи его с Патриархом Московским? Ожидается ли, что Папа Франциск сделает заявление в поддержку позиции Русской Церкви по проблеме раскола на Украине, а также кризиса в православном мире в результате действий Патриарха Константинопольского Варфоломея?
— Мы не должны втягивать римского Понтифика в решение межправославных проблем и не будем этого делать. Ситуация на Украине не может не вызывать нашего общего беспокойства, но будет ли она обсуждаться на встрече Папы и Патриарха, это еще предстоит определить.
— Предполагается ли поддержка Русской Церкви в дискуссиях о других проблемных точках христианства — Черногории, Македонии?
— Не думаю, что эти темы будут обсуждаться, хотя два церковных лидера могут пожелать обсудить любые темы. Мы с кардиналом Кохом подготовим перечень вопросов, а как уже пойдет беседа, это зависит от самих собеседников.
— Выполнены ли уже все пункты совместной гаванской декларации 2016 года, что она дала и что еще предстоит сделать?
— Нет, они далеко не все выполнены. Эта декларация дала нам задания на много лет вперед. И вне зависимости от успеха следующей встречи, эта первая встреча сама по себе явилась знаковым событием в истории двусторонник отношений.
— Стоит ли ждать после второй встречи новой декларации, о чем преимущественно?
— Это еще предстоит обсудить.
— Возможно ли участие во второй встрече Патриарха Кирилла и Папы Франциска лидеров других религий?
— Планируется, что сама встреча будет носить двусторонний характер.
— Как Вы в целом оцениваете результативность прошедшей встречи с Папой Франциском? Какие вопросы из затронутых в беседе Вы считаете самыми важными, актуальными и почему?
— Беседа была содержательной, длилась один час и проходила в очень доброй атмосфере. Мне удалось обсудить с Понтификом все основные вопросы двусторонней повестки дня. Оцениваю встречу как очень результативную.
Беседовала Ольга Липич
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru
2021-12-09T14:23:00+03:00
2021-12-19T11:14:06+03:00
2021-12-09T14:23:00+03:00
2021
https://inosmi.ru/politic/20211209/251088958.html
Украину ждет незавидная участь
Украину ждет незавидная участь
Политика
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/terms/terms_of_use.html
https://россиясегодня.рф
Почти сотня тысяч российских солдат близ украинской границы вызвали опасения в связи с возможным очередным наступлением на Украину. Разговор двух лидеров на линии Сочи — Вашингтон… ИНОСМИ, 09.12.2021
политика, европа, словакия, словацкий, россия, сша, украина, нато, санкции, оптимизм, уступки, разговор
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25108/92/251089290.jpg
1920
1920
true
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25108/92/251089290.jpg
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25108/92/251089285.jpg
1920
1080
true
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25108/92/251089285.jpg
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25108/92/251089284.jpg
1920
1440
true
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25108/92/251089284.jpg
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25108/92/251089283.jpg
1200
630
true
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25108/92/251089283.jpg
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25108/92/251089244.jpg
3000
2000
true
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25108/92/251089244.jpg
https://inosmi.ru/politic/20211209/251088349.html
https://inosmi.ru/politic/20211209/251085704.html
https://inosmi.ru/politic/20211209/251085330.html
https://inosmi.ru/politic/20211209/251082087.html
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
DenníkN
https://cdnn1.inosmi.ru/images/23908/92/239089245.gif
Почти сотня тысяч российских солдат близ украинской границы вызвали опасения в связи с возможным очередным наступлением на Украину. Разговор двух лидеров на линии Сочи — Вашингтон во вторник не развеял эти страхи, и понятно, что судьба нашего самого большого соседа будет решаться в ближайшие месяцы.
Так что же мы все-таки узнали из беседы, которая началась весьма добродушно?
Байден (вместе с Европой) предупреждает Путина
Американский президент Джо Байден, как и говорил заранее, предостерег Путина от возможного вторжения, реакция на которое будет жесткой, и предложил ему найти дипломатический выход из ситуации. «Президент Байден выразил глубокую обеспокоенность концентрацией российских сил близ Украины и четко сказал, что США вместе с союзниками отреагируют в случае вооруженной эскалации экономическими и другими мерами», — написал Белый дом в заявлении.
Перед разговором с российским президентом и после него Байден связался с несколькими европейскими союзниками из Германии, Франции, Великобритании и Италии. С самого начала Байден старался создать впечатление о том, что действует не в одиночку, а при поддержке Европейского Союза, и в итоге ему это удалось.
Каким может быть наказание для России
Байден не сказал, как именно США с союзниками могли бы отреагировать на возможное российское нападение на Украину. Поговаривают, например, об отключении России от международной системы платежей SWIFT и блокировании обмена рублей на доллары. Это отбросило бы режим Путина на уровень теократического Ирана во времена самых жестких санкций.
Вероятно существует договоренность с Берлином о том, что при таком развитии событий он закроет газопровод «Северный поток — 2», который по-прежнему ждет сертификации немецким регулятором. Он потребовал, чтобы Москва полностью отделила дистрибьютора от продавца, как того требует европейское законодательство.
«Если Владимир Путин хочет увидеть, как по этой трубе пойдет газ, ему не стоит рисковать и вторгаться на Украину», — заявил советник по безопасности в Белом доме Джейк Салливан. Как передает «Файнэншл Таймс», американские руководители уже планируют отправиться в Берлин, где формируется новое правительство Олафа Шольца.
Байден в отличие от республиканцев не поддерживал идею санкций против «Северного потока — 2», и, пожалуй, в этом стоит видеть положительный сигнал. Второй вариант — увеличение военной помощи Украине и укрепление восточного крыла альянса. Иными словами, больше американских солдат на границах Европейского Союза с Россией.
По мнению аналитика Эужена Румера из Фонда Карнеги за международный мир, усиление украинской армии — большая проблема для Путина. Как аналитик заявил в интервью изданию «Экономист», Украина — один из крупнейших получателей американской гражданской и военной помощи. В этом году украинцы уже получили помощь почти на 400 миллионов долларов.
Болезненно воспринимает Путин и турецкие дроны на Украине. Война в Карабахе, где эти беспилотники очень помогли Азербайджану, показала, насколько большую роль они могут играть в таких «опосредованных войнах», как война на Донбассе.
Путин хочет решать судьбу Украины
Российский президент Путин не сошел со своих позиций и снова прочертил свою красную линию, которая подразумевает нерасширение НАТО на восток, и пожаловался на расширение военной инфраструктуры альянса близ российских рубежей. Как он писал еще в прошлом году, по его мнению, «подлинный суверенитет Украины возможен только в сотрудничестве с Россией».
Иными словами, Путин хочет вернуться в те времена, когда судьбу маленьких государств вершили большие.
По заявлению Кремля, Путин по-прежнему требует закрепленных гарантий того, что НАТО прекратит принимать новых членов из числа стран, которые Москва считает российской сферой влияния. В адрес «деструктивного» Киева Путин сказал, что тот нарушает минские договоренности. Также он обвинил НАТО в «опасных попытках завладеть украинской территории и расширить свой военный потенциал на наших границах».
Украина — суверенное государство или нет?
Западные лидеры и НАТО, однако, считают Украину суверенным государством и не приемлют варианта, при котором ее судьба решалась бы без ее участия.
По словам Джейка Салливана, который после беседы президентов вышел к журналистам, Байден не взял на себя никаких обязательств и не пошел ни на какие уступки.
По мнению Байдена, у каждого государства есть право выбирать, к кому примкнуть.
Причины для оптимизма?
Байден начал разговор с дружеского приветствия и выразил надежду, что в будущем году они с Путиным встретятся лично.
«Мало найдется подтверждений того, что между ними царит личная неприязнь», — написала «Нью-Йорк Таймс». «Я рад видеть вас снова», — сказал в начале беседы Байден, который в прошлом называл Путина убийцей. Кремль, в свою очередь, заявил, что разговор получился откровенным и носил рабочий характер.
По словам помощника Путина Юрия Ушакова, президенты время от времени обменивались комплиментами и шутили. Это может говорить о том, что по-прежнему остается шанс на дипломатическое решение вместо бряцанья оружием. При этом растет опасность того, что Украина превратится в буферную зону с навечно замороженным конфликтом на Донбассе и утратит возможность стать полноценным членом Европейского Союза и НАТО.
«Ни слова об Украине без Украины», — написал украинский президент Владимир Зеленский в «Твиттере» после разговора с главой Госдепа США Энтони Блинкеном. Не останется ли это лишь его заветным желанием, покажет время.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конституция рф с изменениями на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
До возникновения Конституции РФ существовали Конституции СССР. Первая из них была принята еще в 1924 году, после окончания Гражданской войны, когда «новая» страна так или иначе была принята на международной арене, и когда ее границы стали более-менее четкими, а институт власти окреп.
Следующая Конституция СССР была создана в 1936 году, так называемая «Сталинская». Правитель издал новую Конституцию для обретения большей поддержки со стороны Европы, так как документ 1924 года был не слишком «демократичен», а также для укрепления своего влияния внутри страны.
Конституция Российской Федерации
Чтобы узнать о своих правах и свободах, нужно открыть главу документа «Права и свободы человека и гражданина». В ней закреплены такие важные гаранты:
- равенство каждого перед законом и судом: не важны раса, пол, язык, национальность, социальное положение, происхождение, вероисповедание и отношение к религии в целом, принадлежность к каким бы то ни было общественным объединениям и т.п.;
- право на жизнь;
- право на охрану государством достоинства человека (никто не может подвергаться пыткам, насилию, физическому и психологическому, и т..д.);
- свобода и личная неприкосновенность;
- право на неприкосновенность личной жизни, сохранение личных или семейных тайн, защиту чести и доброго имени (любая слежка, прослушка и т.д. невозможны без особого решения суда, запрещено распространение какой-либо личной информации без согласия человека);
- жилище человека также неприкосновенно (проникновение в жилье без согласия его владельца или без специального постановления невозможно);
- право определять и указывать свою национальность, как и не делать этого, кроме того, каждый вправе свободно пользоваться любым языком;
- человек имеет свободу в своих передвижениях: он может свободно передвигаться как по территории страны, так и покидать ее;
- право на свободу совести и вероисповедания;
- право на свободу мысли и слова, запрет на любую цензуру;
- право на организацию общественных объединений;
- право граждан на участие в политической жизни страны, как самостоятельно, так и через представителей власти;
- права граждан на экономическую свободу (свобода предпринимательской деятельности);
- право частной собственности;
- право на свободный труд;
- право на семью, семья защищается государством;
- государство обязуется осуществлять социальные выплаты;
- право на охрану здоровья и получение медицинской помощи;
- право на благоприятную окружающую среду;
- право на образование;
- право на интеллектуальную собственность и свободу во всех видах творчества;
- защита прав и свобод происходит в суде;
- презумпция невиновности человека;
- право на двойное гражданство.
Здесь коротко затронем основополагающие принципы и правила государственного устройства России, обозначенные в Конституции. Россия — это «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Это значит, что власть в нашей стране должна принадлежать ее народу, это основной принцип демократии.
Государство состоит из различных регионов, которые объединены федеральными органами власти, Конституцией, едиными федеральными законами, экономикой и т.д. В третьей главе документа перечислены все субъекты, на данный момент входящие в состав РФ, а также основополагающие правила взаимодействия федеральных и местных органов власти.
В нашу Конституцию уже не единожды вносились правки.
Изменялись, например, названия субъектов РФ. Три региона — Ингушетия, Северная Осетия и Калмыкия изменили свои полные наименования в 1996 году. Тогда же указами Президента были внесены поправки в 65 главу Конституции. Также наименования меняли Чувашия и Югра в 2001 и 2003 годах соответственно.
Значение КРФ сейчас вряд ли может быть преувеличено. К ней необходимо обращаться всем без исключения, так как этот закон по-прежнему имеет верховную юридическую силу. Несмотря на то, что текст ее не раз подвергался критики, на данном этапе необходимо принимать Конституцию такой и действовать в соответствии с ее Положениями.
Поправки в Конституцию РФ вступили в силу: краткий обзор изменений
Мы, многонациональный народ Российской Федерации,
соединенные общей судьбой на своей земле,
утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
сохраняя исторически сложившееся государственное единство,
исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,
чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,
возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,
стремясь обеспечить благополучие и процветание России,
исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,
сознавая себя частью мирового сообщества,
принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.
2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
- Конституция РФ
- Конституция РФ Глава 1
- Конституция РФ Глава 2
- Конституция РФ Глава 3
- Конституция РФ Глава 4
- Конституция РФ Глава 5
- Конституция РФ Глава 6
- Конституция РФ Глава 7
- Конституция РФ Глава 8
- Конституция РФ Глава 9
- Конституция РФ Раздел 2
- Конституция РФ скачать
- Изменения 2020
АПК РФ
Бюджетный кодекс РФ
Водный кодекс РФ
Воздушный кодекс РФ
Градостроительный кодекс РФ
Гражданский кодекс РФ
ГПК РФ
Жилищный кодекс РФ
Земельный кодекс РФ
КоАП РФ
Лесной кодекс РФ
Налоговый кодекс РФ
Семейный кодекс РФ
Таможенный кодекс ЕАЭС
Трудовой кодекс РФ
Уголовный кодекс РФ
Конституция РФ
44-ФЗ
Об ипотеке
О приватизации
-
11 января 2021, 09:00
Коммуналка вырастет, удаленку легализуют: 12 главных изменений 2021 года
-
2 января 2021, 09:00
Жесткий техосмотр, новые штрафы и поправки в ПДД: что ждет автомобилистов в 2021 году
-
1 января 2021, 14:38
Квартира и машина загорелись в Ростове из-за новогодних фейерверков
-
1 января 2021, 12:11
Парки Ростова будут закрываться на ночь в новогодние каникулы
Новой статьей 67.1 Конституции РФ определено, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия для детей, способствующие их развитию:
- духовному,
- нравственному,
- интеллектуальному,
- физическому.
Государство уделяет внимание воспитанию в детях:
- патриотизма,
- гражданственности,
- уважения к старшим.
В статье указано, что:
Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.
Новой редакцией статьи 68 Конституции РФ установлено, что русский язык — это язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации. Именно по этой причине он является государственным.
Также в статью добавлен новый пункт 4, в соответствии с которым:
Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством.
Статья 69 Конституции РФ в новой редакции регламентирует обязанность государства защищать культурную самобытность всех народов и этнических общностей РФ и сохранять этнокультурное и языковое многообразие. РФ обязуется оказывать поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в сохранении общероссийской культурной идентичности, защите их прав и интересов.
Статья 75 Конституции РФ в новой редакции определяет, что:
Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав.
Статья 81 Конституции РФ устанавливает требования к лицу, занимающему должность Президента РФ. Это может быть:
- гражданин Российской Федерации;
- в возрасте не моложе 35 лет;
- постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет;
- не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство на территории иностранного государства.
Отдельно отмечено, что:
Требование к кандидату на должность Президента РФ об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в РФ в соответствии с федеральным конституционным законом.
То есть жители Крыма смогут претендовать на должность главы государства на общих основаниях.
Президенту РФ запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков. Но ограничение числа сроков пребывания на посту президента не распространяется на лицо, занимавшее должность Президента РФ до принятия поправок. Для такого лица сохраняется возможность занимать должность Президента РФ в течение еще двух сроков.
Статьей 83 Основного закона регламентировано право президента назначать на должности:
- председателя Правительства РФ;
- заместителей главы правительства;
- федеральных министров.
Их кандидатуры должны быть утверждены Государственной Думой по представлению Президента РФ. Аналогично у главы государства есть право освободить председателя Правительства РФ от должности или принять его отставку.
Президент РФ назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами:
- обороны,
- безопасности государства,
- внутренних дел,
- юстиции,
- иностранных дел,
- предотвращения ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий,
- общественной безопасности.
Для этого утверждение Госдумой не требуется. Генеральный прокурор РФ, его заместители назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом РФ. Глава государства представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность:
- председателя Конституционного Суда РФ и его заместителей;
- судей Конституционного Суда РФ;
- председателя Верховного Суда РФ и его заместителей;
- судей Верховного Суда РФ;
- председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты.
Он лично имеет право назначать председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов. Президент РФ формирует Государственный Совет РФ, а также Совет Безопасности РФ. Последний формируется в целях:
- содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства;
- для поддержания гражданского мира и согласия в стране;
- для охраны суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз.
Президент возглавляет Совет Безопасности РФ, а его статус определяется федеральным законом.
Новая статья 92.1 Конституции РФ вводит гарантии для президента РФ, прекратившего исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или по состоянию здоровья. Такой гражданин обладает неприкосновенностью, которой может быть лишен только в порядке, определенном статьей 93 Конституции РФ. Другие гарантии бывшим президентам могут быть установлены федеральным законодательством.
Статьей 95 Конституции РФ узаконено до этого обиходное название членов Совета Федерации — сенаторы РФ. Установлено, что президент, прекративший свои полномочия, получает право на пожизненное звание сенатора РФ, от которого вправе отказаться. В состав Совфеда входит не более 30 сенаторов, назначенных президентов, из которых не более 7 человек могут быть назначены пожизненно. Это должны быть граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.
Сенатором РФ может стать человек, который:
- является гражданином РФ;
- не младше 30 лет;
- постоянно проживает в России;
- не имеет гражданства иностранного государства либо вида на жительство на территории иностранного государства.
Сенаторам запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ. Аналогичный запрет распространяется на депутатов Государственной думы.
В число полномочий Федерального собрания включили:
- лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;
- назначение на должность по представлению главы государства председателя КС РФ и его заместителя, судей КС РФ, председателя ВС РФ и его заместителе, судей ВС РФ;
- проведение консультаций по предложенным Президентом РФ кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ и его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур;
- проведение консультаций по предложенным главой государства кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
- заслушивание ежегодных докладов генерального прокурора РФ о состоянии законности и правопорядка в стране.
Дополнительные обязанности приведены в новой редакции статьи 103 Основного закона РФ. Новая статья 103.1 Конституции РФ гласит, что:
Совет Федерации, Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц. Порядок осуществления парламентского контроля определяется федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания.
Статьей 77 Конституции РФ установлены требования к человеку, который претендует на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Это может быть:
- гражданин РФ;
- в возрасте старше 30 лет;
- постоянно проживающий в Российской Федерации;
- не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство на территории иностранного государства.
После занятия высшей должности в субъекте РФ гражданину запрещено открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами России. Дополнительные требования к высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) могут быть установлены федеральным законодательством.
Аналогичные требования и ограничения предусмотрены новой редакцией статьи 78 Конституции РФ по отношению к руководителям федеральных государственных органов.
Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в РФ. Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления.
Новые поправки в Конституцию России предложенные Путиным в 2021 году
Комментарий к главе 1
Комментарий к главе 2
Комментарий к главе 3
Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства.
(Статья дополнительно включена с 4 июля 2020 года Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ)
Что именно меняется в Конституции
Комментарий к главе 5
Комментарий к главе 6
Суть изменений старой конституции можно сконцентрировать по пунктам в этом списке:
- Усиление Госсовета.
- Запрет на изменение границ.
- Упоминание Бога.
- Защиты исторической правды.
- О важнейшем достоянии — детях.
- Вместо продолжателя — правопреемник СССР.
- Русский язык – государствообразующий.
- Культура — уникальность и ценное наследие.
- Поддержка зарубежных соотечественников.
- Семейные ценности.
- Индексация пенсий и социальных пособий на уровне МРОТ.
- Ужесточение требований к властям и обеспечение их неприкосновенности.
- Приоритет Конституции РФ над международным правом.
- Неприкосновенность президента после отставки.
- Арбитраж, Верховный и Федеральный суды, мировые судьи, главы силовых ведомств, генпрокурор подчинены главе государства, им же и назначаются.
- Высокопоставленные чиновники не должны иметь иностранного гражданства.
- Органы местного самоуправления отвечают за медицинскую помощь населению.
Пройдемся по каждому новшеству.
Президент предложил закрепить статус Государственного совета в основном законе страны, тем самым поставив его в один ряд с правительством России.
После речи депутата Госдумы Терешковой об обнулении сроков правления действующего президента, эти полномочия уже не стали столь весомыми – ведь появился прецедент, что правление Путина беспрепятственно продлится до 2036 года. Дай бог ему здоровья.
Все знают, что у них есть недра – ведь это народное достояние, но никто не ощущает радости от этого, потому что само понятие «достояние народа» с годами правления одного человека прошло жесткую деформацию: если в Конституции СССР была четко обозначена принадлежность недр народу, то новая статья 9 уже определяет, что недра «могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».
Главное — это то, чего в Конституции нет
Путин предлагает в Конституции слово «продолжатель» заменить на «правопреемник», что РФ уже не будет продолжателем СССР, а станет его приемником. Вроде бы, одно слово, а все в корне меняется.
Правопреемством в юридической науке называют переход прав и обязанностей от одного лица (субъекта права) к другому. То есть одно государство исчезло с лица земли, а абсолютно другое взяло на себя его функции и обязательства. Если раньше Россия хоть как-то продолжала основные положения СССР, то сейчас может этого и не делать.
Доктор юридических наук, директор Центра международного права и гуманитарных проблем Дипломатической академии МИД России, член Постоянной Палаты Третейского Суда в Гааге Черниченко С.В. так прокомментировал изменения: « Если Россия была признана международным сообществом в качестве продолжателя СССР, т.е. тем же самым субъектом международного права, она не может в каком-то отношении рассматриваться как некий новый субъект международного права, правопреемник бывшего СССР».
Исполнительный директор оргкомитетов международных конференций по Геополитике и международным отношениям Кудинов Александр Петрович так высказался по этому поводу: «РФ не может быть ни приемником, ни продолжателем СССР, так как РФ была образована с нарушением конституции РСФСР от 1978 года, (см. гл. 1, ст. 5), юридически она не законна».
В блоге пользователя под ником Страновед была опубликована запись:
«СССР юридически существует. Ведь для того, чтобы его юридически не стало, надо было выполнить процедуры, установленные законом “О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР” (3.04.1990). Решение о выходе союзной республики из СССР считается принятым “посредством референдума, если за него проголосовало не менее двух третей граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики к моменту постановки вопроса о её выходе из СССР” (ст.6). Гражданам СССР, проживающим в отделяющейся республике, гарантировалось “право выбора гражданства, места жительства и работы, а выходящая республика компенсирует все издержки, связанные с переселением граждан из пределов республики” (ст.15).
Как известно, ни в одной из союзных республик референдума о выходе из состава Союза СССР проведено не было. Хотя он был гарантирован Конституцией СССР. А для РСФСР, УССР, БССР – ещё и Уставом ООН. Референдумов не заменяют односторонние декларации о независимости РСФСР (12.06.1990), Молдавии (23.06.1990), Украины (16.07.1990), Узбекистана (20.07.1990), Белоруссии (27.07.1990), Туркмении (22.08.1990), Армении (23.08.1990), Таджикистана (24.08.1990), Казахстана (25.10.1990), Грузии (14.11.1990), Киргизии (15.12.1990). А тем более – решение непонятного «Госсовета» об отсечении от СССР и «признании независимости» Литовской, Латвийской и Эстонской союзных республик» (6.09.1991). Только по результатам референдума можно было лишить 280 млн. человек гражданства СССР с учетом ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, ст. 33 Конституции СССР, ст. 20 закона “О гражданстве СССР” (23.05.1990), ст. 5 Декларации прав и свобод человека (5.06.1991) и др.
Подписание в Беловежской пуще 3-стороннего Соглашения о создании СНГ (8.12.1991), в котором было объявлено, что СССР «прекращает свое существование» не соответствовало действовавшему на тот момент законодательству и противоречило воле народа, выраженной на Всесоюзном референдуме 17 марта 1991 г., когда 76,4% советских граждан проголосовали за сохранение СССР. Так что, юридических препятствий для существования и возрождения СССР нет. Тем более и Конституция России, принятая на референдуме, не содержит никаких норм о запрете существования СССР и провозглашает народ единственным источником власти в России. А поскольку этот источник никогда не высказывался за развал СССР, то изложенное мнение никем ещё не опровергнуто».
Итак, пройдемся постатейно.
- Статья 67 – смущает слово «правопреемник».
- Пункт 2 статьи 67 — о памяти предков и наших идеалах — смущает лишь вставленное слово Бог: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство». Это противоречит статье 28 той же Конституции, где говорится: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
- Статья 68 пункты 2, 3 и 4 – о сохранении национальных языков и культур, все хорошо.
- Статья 60 — о коренных и малых народах также вопросов не вызывает.
- Статья 70, подпункт «т» запрет на двойное гражданство — впечатляет.
- Статья 75 п.6 — об индексации, настораживает пожизненное утверждение в Основном законе того, что индексация будет всегда, что влечет мысль о мизерных копеечных пенсиях. Также стоит внимательно вчитаться в новый пункт: «В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений, а также осуществляется индексация размера пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом». Настораживает фраза «на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений» — такое ощущение, что солидарные с родителями дети должны помогать им в старости. Да и то, что индексация будет установлена очередным Федеральным законом — вообще не внушает доверия.
- Статья 81 о президентстве не более 2-х сроков по 6 лет – тоже хорошо, но почему-то порядок выборов будет определяться очередным Федеральным законом — а в него можно, как известно, все что годно вложить.
- Статья 95 увеличивает значимость и полномочия Совета Федерации.
- А вот статья 119 предписывает вместо референдума простое голосование, где результат будет рассматриваться не от общего числа жителей России, а от количества пришедших на голосование. Этого раньше никогда не было. Учет голосов шел от числа избирателей. А тут новшество – пришло 3 человека, и большинство пришедших в количестве двух человек проголосовали за, то конституция принята – добро пожаловать в новую светлую жизнь! Этого не должно быть.
Непонятной осталась и поправка о государствообразующем народе, там говорится, что таковым является народ, чей язык русский. Странно, ведь на русском языке говорят множество народов и представители разных национальностей. Как-то совсем коряво получилось. И нет ни одного слова о том, каков все же смысл того государства, которое должен образовывать этот самый государствообразующий народ.
Прочитав поправки, вспомнился Верещагин: «За Державу обидно».
— Статья 118
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства;
3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Запрет иностранного гражданства судьям, чиновникам, депутатам
— Статья 119
Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.
— Статья 125
Сокращение численности судей КС РФ
1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя;
2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации.
Часть 4 излагается в следующей редакции:
4. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет:
а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан — конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах «а» и «б» части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты;
б) по запросам судов — конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах «а» и «б» части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле.
51 Конституционный Суд Российской Федерации:
Проверка КС РФ конституционности законов до подписания президентом. Президент получит право обратиться в Конституционный суд (КС РФ) с запросом о проверке конституционности одобренного парламентом закона до его подписания. Таким образом президент сможет попытаться заблокировать подписание и вступление в силу федерального конституционного закона (ФКЗ) (ранее президенту было труднее его отклонить). Если же КС РФ не подтвердит конституционность ФКЗ или федерального закона, то глава государства возвратит закон в Государственную Думу.
а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации законов до их подписания Президентом Российской Федерации;
б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации; а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;
Путин внес в Госдуму поправки в Трудовой кодекс о приоритете Конституции
Статья 129 излагается в следующей редакции:
1. Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.
2. Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Прокурорам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
3. Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
4. Прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
5. Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом Российской Федерации, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом.
6. Если иное не предусмотрено федеральным законом, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.
«Если говорить о политической системе в узком смысле, как совокупности органов власти, то после принятия поправок к Конституции РФ в 2020 году она сильно не изменилась. Если точнее, то политическая система нынешней России изменилась, но не только из-за этих поправок. Она менялась и до внесения их в Основной закон и после — за счет придания законодательству все более репрессивного характера.
«Политическая система России после 2020 года принципиально изменилась, но пока рано говорить о том, в каком виде она предстанет, когда план ее трансформации будет завершен. Пока никто (возможно, и сам Путин) еще не знает всех деталей плана по сохранению власти в руках нынешнего президента после 2024 года и связанного с ним трансформирования системы или ее сохранения.
Пока мне кажется важным, что Путин «подвесил всех на крючок». Элиты сейчас политически выведены из активной игры и должны ждать, когда и чем закончится переналадка системы. Поэтому есть проблема с тем, насколько президент способен без больших сбоев провести ее трансформацию.
Важно также, насколько работоспособным окажется то, что Путин сейчас выстраивает, и не станет ли это приводить к серьезным конфликтам в будущем. Кроме того, существенно и то, сможет ли элита начать работать, когда будет снята с этого «крючка», а не просто ждать, чем все закончится.
Любая Конституция является базовым юридическим документом, на основе которого формируется вся правовая система страны. Базовый характер проявляется в декларации основных прав и свобод граждан, принципов устройства государства и отдельных его структур. Описать в одном документе все правовые механизмы реализации декларируемых норм невозможно, поэтому вся правовая система страны строится по принципу детализации системы защиты конституционных прав, свобод и обязанностей.
Конституция РФ делится на три части:
- описание строя как принципиальной основы формирования общества;
- устройство системы управления;
- защищаемые властью права людей.
Российская Федерации и Россия – это равнозначные понятия, которые используются в любых официальных документах. Главным носителем власти в стране является население, которое реализует свои полномочия непосредственно (через выборы и референдум), а так же опосредованно, делегируя властные полномочия государственным и муниципальным органам.
Таким образом, Конституция создаётся для того, чтобы обозначить основные права и обязанности граждан. Обычно именно это считается главным. Однако не менее значимым является построение государственной системы, которая и должна защищать права граждан.
Конституция Российской Федерации 2020
- Раздел первый
- Глава 1. Основы конституционного строя
- Статья 1 Конституции РФ
- Статья 2 Конституции РФ
- Статья 3 Конституции РФ
- Статья 4 Конституции РФ
- Статья 5 Конституции РФ
- Статья 6 Конституции РФ
- Статья 7 Конституции РФ
- Статья 8 Конституции РФ
- Статья 9 Конституции РФ
- Статья 10 Конституции РФ
- Статья 11 Конституции РФ
- Статья 12 Конституции РФ
- Статья 13 Конституции РФ
- Статья 14 Конституции РФ
- Статья 15 Конституции РФ
- Статья 16 Конституции РФ
Принимаемые поправки призваны сделать политическую систему РФ более сбалансированной, с более дифференцированной системой сдержек и противовесов между ветвями и уровнями власти. Отдельного внимания заслуживает именно усиление роли регионов через повышение значимости института губернатора. Это идет в противовес с ранее доминирующей тенденцией на централизацию власти. Некоторые эксперты предположили, что сам В. В. Путин может занять определенный пост в Госсовете и сохранить за собой важнейшие властные рычаги.
Важное значение имеет усиление законодательной ветви власти через передачу Госдуме отдельных полномочий по утверждению Правительства. Но это не означает перехода РФ к парламентской республике, так как глава государства сохраняет за собой статус ключевой фигуры в политической системе, и именно у него сконцентрированы ключевые функции.
Что касается закрепления ряда социальных обязательств в Конституции в части зарплат и пенсий, то они не окажут существенного влияния на социально-экономическую ситуацию, так как эти нормы и в текущий момент находятся в рамках федеральных законов.
Можно предполагать, что вынесение конституционных поправок на референдум призвано придать легитимность измененному политическому строю и дать возможность рядовым гражданам ощутит сопричастность с принимаемыми важнейшими решениями на федеральном уровне.
Таким образом, изменения в Конституцию, которые предложил Президент РФ, распространили свое действие на социальные обязательства государства перед гражданами, на положение чиновников и главы государства, а также на конфигурацию политической системы. С учетом важности и значимости поправок предполагается, что окончательное решение по их дальнейшей судьбе примут российские граждане на референдуме.
1 июля 2020 года пройдет всероссийское голосование по поводу пакета поправок, вносимых в Конституцию РФ. Ответим на самые распространённые на сегодняшний день вопросы.
Когда назначалось голосование, никто не ожидал эпидемии. Президентом было подчеркнуто, что в случае, если ситуация с коронавирусом станет критической, возможен перенос голосования на другую дату. Так и произошло: с 22 апреля голосование было перенесено на 1 июля в связи с возможностью вернуться к совместной работе над поправками в Конституцию. Этот день официально сделают выходным.
При этом допускается, что проголосовать гражданам можно будет не только 1 июля, но и в течение шести дней до этой даты: с 25 по 30 июня. Таким образом, проголосовать можно будет в течение 7 дней, включая дату 1 июля. Заявления на досрочное голосование писать не потребуется.
Частично голосование проведется в дистанционном формате, однако, список регионов, которым будет доступен такой формат, пока неизвестен. От голосования по почте было принято решение отказаться.
Все участники будут рассредоточены во времени и пространстве: за один час на избирательный участок смогут пройти не более 8 человек. Все члены избирательной комиссии, участники и наблюдатели будут обеспечены масками, перчатками, а также одноразовыми ручками.
Кроме этого, членам избирательной комиссии планируется провести тесты на коронавирус, а на входе в избирательный участок – измерять температуру.
- «Смещение судей Советом Федерации нарушает саму Конституцию» Бывший федеральный судья Сергей Пашин — о том, почему начатая Путиным реформа судов окончательно уничтожит их независимость
- Новости
- Истории
- Разбор
- Игры
- Шапито
- Подкасты
- Meduza Live
- Вечерняя Медуза
- Срочные новости
- Все новости
- Шапито
- Бот
- О «Медузе»
- Кодекс редакции
- Блог
- SecureDrop
Похожие записи:
- Глава 1. Основы конституционного строя
ТЕМА УРОКА | Органы государственной власти Российской Федерации |
ТИП УРОКА | Урок открытия нового знания |
ЦЕЛЬ УРОКА | Создать условия для формирования у обучающихся представления о России как правовом государстве на основе анализа функций и структуры органов власти в Российской Федерации |
ЗАДАЧИ УРОКА | Личностная (воспитательные): воспитание и развитие активного участия в жизни страны; воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к работе государственных органов страны; Предметные (обучающие): изучение учащимися основных функций органов государственной власти РФ; формирование представлений учащихся об основных функциях органов государственной власти РФ; закрепление знаний о системе разделения властей и ее роли в государстве на примере органов власти РФ; Метапредеметные (развивающие): развитие умений учащихся осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей; объяснять взаимосвязи государства и гражданина; продолжить формирование умения работать в паре. |
РЕЗУЛЬТАТЫ | Выпускник научится: — характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию; — объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ; В ходе урока обучающиеся получат возможность научиться: — аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире; — использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ. |
ПРОБЛЕМА | Какой орган власти является самым главным в Российской Федерации |
Методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, словесный, метод обобщающего повторения, метод решения задач, метод стимулирования и мотивации (создание эмоциональных ситуаций) Формы: фронтальная, групповая |
ТЕХНОЛОГИИ И ПРИЕМЫ | Работа с источником (Конституция РФ), анализ текста, работа с видеоисточниоком |
Основные понятия | Разделение властей, органы власти, парламент, Федеральное Собрание, Государственная дума, Президент, правительство |
СТРУКТУРА УРОКА
I. Организационный этап | 1. Приветствие 2. Определение формы работы |
II. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся |
Притча Конфуция о правительстве 2. Определение темы урока 3. Постановка цели урока. |
III. Первичное усвоение новых знаний |
|
IV. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление |
|
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (зарядка для глаз) | |
V. Практическая работа | Самостоятельное выяснение функций органов власти, их состав и полномочия |
VI. Закрепление и рефлексия. |
|
VII. Домашнее задание | Параграф 6 учить, Ответить на вопрос – почему Президент не входит в ветку власти с аргументами |
Конспект урока
- Организационный этап. Приветствие
- Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся
Послушайте притчу.
Однажды к Конфуцию пришёл ученик и спросил:
— Каковы основные характеристики хорошего правительства?
— Еда, оружие и доверие народа, — ответил Конфуций.
— А если представить, что тебя попросили пожертвовать одним из них, что бы было?
—Оружие.
— А если пришлось бы отказаться и от второго?
—Еда.
— Но без пищи народ бы умер!
— С незапамятных времён смерть была участью человеческих существ. Но народ, не доверяющий своему правительству, действительно пропадёт
— О чем притча?
— Как притча связана с темой нашего урока. Сформулируйте тему урока.
- Первичное усвоение новых знаний
В современной России существует принцип разделения власти
— Назовите ветви власти
Определи вид государственной власти по признакам.
ПРИЗНАКИ:
- Создаёт правовые законы, которые признают, гарантируют и защищают права человека.
- Избирается всем народом, выражать его волю и представляет его интересы.
- Её еще называют представительной.
Ответ: Законодательная власть
ПРИЗНАКИ:
- Исполняет, принятые представительной властью решения, законы.
- Действует на основе принятых представительной властью законов.
- Не избирается, а чаще всего назначается.
Ответ: Исполнительная власть
ПРИЗНАКИ:
- Самостоятельная и независимая ветвь власти.
- Защищать право путем осуществления правосудия
Ответ: Судебная власть
В современной России существует принцип разделения власти. Каждую ветвь власти представляет определенный орган. Давайте вспомним, какой орган власти представляет –законодательную власть, исполнительную ,судебную.
IV. Первичная проверка понимания.
Первичное закрепление
Составьте схему высших органов государственной власти Российской Федерации. Укажите, какую ветвь власти представляет каждый орган.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
ПРЕЗИДЕНТ – ГЛАВА ГОСУДАРСТВА
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
| ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ
| СУДЕБНАЯ
ОРГАНЫ ВЛАСТИ |
Парламент: | Правительство РФ | Конституционный суд; Верховный суд Суды общей юрисдикции; |
(Запись Схемы в тетрадь).
V. Практическая работа с источником (работа в группах)
На столах учебники и Конституция РФ.
1 группа «Президентская власть» — глава 4 Конституции
2 группа «Законодательная власть» — глава 5 Конституции
3 группа «Исполнительная власть» — глава 6 Конституции
4 группа «Судебная власть» — глава 7 Конституции
Федеральное Собрание
Используя статьи V главы Конституции РФ.
Задание | Совет Федерации | Государственная дума |
Требования к кандидату | ||
Способ формирования, состав | ||
Правомочия | ||
Способы прекращения деятельности |
Правительство РФ
Используя статьи VI главы Конституции РФ .
Задание | Ответ |
Способ формирования Правительства, состав (111,112) | |
Правомочия Правительства (114,115) | |
Правомочия Председателя Правительства, способ формирования (111,113) | |
Способы прекращения деятельности (116,117) |
Суд РФ
Используя статьи VII главы Конституции РФ № 118(3),119,120,121,122,125,128 (1,2)
Задание | Ответ |
Требования к судам, способ формирования | |
Привилегии суда, Особенности положения органа власти | |
Правомочия Конституционного суда | |
Принципы судопроизводства |
Президент РФ
Используя статьи IV главы Конституции РФ.
Задание | Ответ |
Требования к кандидату в Президенты (81) | |
Способ формирования власти (81) | |
Функции Президентской власти (84,86,89,90) | |
Правомочия Президента (87,80,83) | Президент является… |
VI. Закрепление и рефлексия.
1. Выступления учащихся по каждому органу власти
2. Выполнение заданий по материалам ГИА
Примерные ответы:
1. КАК ФОРМИРУЕТСЯ? | ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
В СФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по 1 от предст. и исполн. органов власти
(гл.5, ст.94-95 Конституции РФ) | ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия ГД. После 3-хкратного отклонения представленной кандидатуры Президент назначает Председателя Правительства, распускает ГД и назначает новые выборы. В течение 7 дней Председатель Правительства представляет Президенту на утверждение структуру исполнительной власти и состав Правительства. (гл.6, ст. 110-112 Конст. РФ) | Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. По представлению Президента и с согласия ГД судей назначает Президент РФ и СФ. Судей Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и Генерального прокурора РФ по той же схеме назначает Президент и СФ. (ст.83, п.е, ст.125, п.1 Конст.) | Прямое голосование народа 1 раз в 4 года (референдум), Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее10 лет. Одно и то же лицо не может занимать эту должность более 2-х сроков подряд. (ст.81,п.1,2,3 Конст. РФ) |
ФУНКЦИИ | СФ: утверждение указов Президента об изменении границ, введении военного положения, ЧП, возможном использовании ВС РФ за пределами России, назначение выборов Президента и отрешение его от должности (ст.№ 102) . ГД: решение вопроса о доверии Правительству, назначение на должность и освобождение, объявление амнистии (ст. №103 Конституции) | Разработка бюджета и его исполнение, единая финансовая политика, ед. политика в области культуры, образования и здравоохранения, социальное обеспечение, экология и наука, управление федеральной собственностью, меры по обеспечению обороны страны, законности и правопорядка, борьба с преступностью (ст.№104) | КС: разрешает дела о соответствии законов, др. нормативных актов Конституции РФ; ВС: высшая судебная инстанция по гражданским, уголовным, административным и др. делам, осуществляет судебный надзор за их деятельностью (ст.№125-127). | Президент РФ – гарант Конституции РФ, высшая кадровая политика, является Главнокомандующим ВС РФ, возглавляет внешнюю политику страны, возглавляет Совет Безопасности, назначает выборы в ГД, распускает её, вносит законопроекты, подписывает и обнародует федеральные законы.(ст.83-90 ) |
Выполняем задания в тетради (с экран)
1. Установите соответствие между органами власти РФ и их компетенцией: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
Компетенция А) осуществляет управление федеральной собственностью Б) решение вопроса о доверии Правительству В) отрешение Президента от должности Г) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности Д) утверждение указа Президента о введении военного положения Е) разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения Ж) роспуск Государственной думы З) решение вопросов гражданства | Органы власти
|
2. Отметьте источники российского права:
А) Конституция РФ
Б) Решение сельского схода жителей
В) Закон РФ «Об образовании»
Г) Указ Президента РФ
Д) Международный пакт «О гражданских и политических правах»
Е) Приказ директора школы
3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из приведенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Конституция (1) РФ предусматривает разделение на законодательную, исполнительную и судебную власти (2). Главная задача разделения властей – исключить монополизацию власти, т.е. захват, сосредоточение ее в одних руках – какого-либо человека (диктатора, фюрера, вождя) или организации, партии, парламента или правительства. Внешне, казалось бы, все просто: каждая из властей должна заниматься только своим делом, не подменяя друг друга. Но благодаря этому достигается высокая эффективность деятельности (3) каждой из ветвей власти. Они внимательно, даже ревностно следят за качеством работы друг друга, осуществляя взаимный контроль (4), в результате чего власти вынуждены работать лучше и точнее соблюдать законы (5). Так практически обеспечивается господство права (6).
Правовое государство (7) считают наиболее демократически развитым государством – лучшего пока человечество не придумало.
4.Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «государственная власть». Составьте два предложения о государственной власти в РФ.
(Например:
- Государственная власть в РФ осуществляют: Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ.
- Высшим нормативным актом государственной власти является закон.
- Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
- Для управления страной государственная власть принимает решения, которые, обязательны для всех граждан и учреждений.
- Существуют правовые нормы, ограничивающие государственную власть.
- Местные вопросы жизни людей разрешаются ими самими без участия государственной власти. (ст.3)
- Политические партию всегда ставят перед собой задачу завоевать государственную власть.
- Государственная власть является важнейшей составляющей политической власти.
- Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть».
- Государственная власть имеет отличительные признаки: публичный характер, суверенный характер, ограниченность территорией.
- Для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.
— Самопроверка. Сколько ошибок? Поставьте себе оценку
Рефлексия.
Как я усвоил материал? Как я работал? Удовлетворен ли своей работой? Как работала группа,?
VII. Домашнее задание Параграф 6 учить,
Ответить на вопрос: почему Президент не входит в ветку власти с аргументами