Составить рассказ с фразеологизмом засучив рукава

О чм нам сигнализирует прокрастинация? правда ли, что тревожные люди более ответственны? как мотивировать себя и не потерять этот стимул?

О чём нам сигнализирует прокрастинация? Правда ли, что тревожные люди более ответственны? Как мотивировать себя и не потерять этот стимул? Зачем нужно вносить ошибки в свой план? На эти и другие любопытные вопросы отвечает Лика Микеладзе, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии факультета клинической психологии и социальной работы РНИМУ им. Н.И. Пирогова.

Тренируем навык завершать дела

— Лика Игоревна, с чем связано поведение, когда человек не доводит начатое дело до конца? Можно ли приобрести обратный навык? Связана ли такая особенность с негативными ожиданиями?

— В нашем ежедневном поведении — выполнении разных дел, отдыхе, общении — участвует множество факторов, каждый из которых вносит свою лепту в то, как мы действуем.

То, с чего начинается любое занятие, — это мотивация. И если она низкая или ее нет вообще, деятельность, скорее всего, очень быстро выдохнется или вовсе ее не будет. Конечно, иногда нам приходится делать то, что мы не очень хотим или любим, но от нас того требуют. Казалось бы, внутренней мотивации здесь нет, так почему мы за это беремся? В данном случае есть особый стимул — заработать деньги, кому-нибудь понравиться, сделать так, чтобы тебя похвалили, и т. д.

Таким образом, мотивация (хотя бы какая-то) нужна для того, чтобы деятельность началась. А затем следует процесс ее выполнения, и за то, как он будет идти, отвечает множество ситуативных и фундаментальных факторов. Например, нас может отвлечь какая-то мысль или эмоция, за которую зацепится ум, воспоминание о других делах, которые мы должны успеть завершить, или просто другой человек. Это ситуативные моменты, но за то, как сильно они на нас влияют и заставляют отвлекаться или бросать работу, отвечают более фундаментальные факторы.

В известном «зефирном эксперименте» было показано, что уже в очень раннем возрасте можно предсказать, продолжит ли человек деятельность в ожидании отложенного результата, тормозя свои импульсивные реакции, или нет. Вероятно, если бы он жил в непредсказуемой среде, ему было бы сложно просчитывать модели ситуаций, и он мог бы приучиться «хвататься» более быстрыми, пусть и менее эффективными решениями — в ожидании оперативного и простого способа с позитивным исходом (или же ради избегания более отсроченного и негативного итога).

Общий уровень стресса, эмоциональное состояние, наличие определенных личностных особенностей или психических расстройств, безусловно, тоже вносят свою лепту в то, как мы формируем цели (ждем ли успеха или поражения, хотим добиться похвалы или избежать наказания, адекватное ли количество времени закладываем на завершение дела, готовимся ли к реализации задачи, ставим ли реалистичные и выполнимые или же «идеальные» цели и др.). И как воплощаем их в жизнь: доделываем работу до поздней ночи или стараемся завершить ее пораньше, откладываем начало или приступаем к выполнению как можно скорее и др.

Получается, тренировка навыка завершения дел возможна, но наталкивается на ряд трудностей, и с ними разобраться будет не так просто. И тем не менее существуют некоторые общие инструменты, которые мы можем использовать в повседневной жизни, выполняя задачи более осознанно. Например, заранее или уже в процессе деятельности нам ничего не стоит продумать и записать, какие могут возникнуть препятствия, в формате «если — то». Например: «Если меня сегодня позовут гулять, то я откажусь, чтобы закончить работу».

Пока мы что-то делаем, мы можем сравнивать имеющийся результат с тем, которого ожидали достичь при постановке цели. Бесспорно, обстоятельства могут измениться. И тогда стоит переформулировать цель или сделать ее более специфичной. Например: «Я не просто буду бегать по вторникам, а буду делать это в 09:00 в парке в течение 20 минут». В целом мы можем более специфично сформулировать для себя желание, предполагаемый результат, возможные препятствия на пути к его достижению и более или менее детальный план и возвращаться ко всем этим составляющим в процессе решения задач.

Внести ошибки в план

— Как справляться с прокрастинацией? И надо ли это делать? О чем она может сигнализировать?

— О техниках, которые мы можем применять для достижения целей и профилактики прокрастинации, мы уже поговорили, но есть и некоторые другие сложные вещи, на которые нам стоит обращать внимание. Желательно задать себе вопрос: «А что меня останавливает от начала выполнения или от завершения дела, боюсь ли я, что не справлюсь с задачей идеально и не достигну высокой планки, которую в мыслях мне поставило общество (а на самом деле я сам)?» Если это так, мы можем напомнить себе, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. В принципе нам даже позволительно внести ошибки в план, иными словами, заранее быть готовыми к тому, что они точно будут, особенно если речь идет о сложной задаче.

Также, помимо страха выполнить что-то неидеально, мы можем остерегаться тех последствий, которые последуют по завершении дела: «Если я его сделаю плохо, меня уволят. Если же слишком хорошо, то и того хуже — позавидуют и начнут мстить. А что если я начну все делать и доводить до конца? Ведь тогда мне станут меньше помогать, я взвалю всю ответственность на себя». Здесь мы касаемся более глубинных убеждений, страхов, с которыми сталкиваемся или которые стараемся обходить стороной.

И негативную роль играет только последнее — в этом случае установки управляют нами. Если мы поподробнее разберемся в том, какие именно внутренние убеждения нас тормозят, управлять ими будем уже мы, причем даже сможем извлечь из них пользу. Например, стремление делать все идеально поможет нам выполнять задачи как минимум хорошо, предположение об увольнении из-за плохо выполненной работы — подготовиться к разным вариантам развития событий, а желание получать поддержку — приобрести умение работать в команде.

Если пойти дальше, иногда прокрастинация может говорить о том, что мы занимаемся не тем делом, в таком случае стоит более широким взглядом окинуть свою деятельность.

— Как организовать систему поощрений для достижения результатов? Как это работает?

— Система мотивации в идеале должна учитывать разные факторы, которые движут людьми при выполнении работы. Денежные стимулы затрагивают базовые пласты личности и соотносятся с желанием иметь ресурс выживания. Затем — ощущение собственной ценности. И только потом — желание доминировать.

Ощущение самоценности, а также необходимости получения внимания может быть удовлетворено за счет неденежной мотивации, например грамот или наград.

Желание взаимозависимости, сплочения можно удовлетворить с помощью организации совместных мероприятий и более частых еженедельных групповых активностей. Тут, правда, стоит учесть, что для кого-то это награда, а для кого-то — мучение, и предложить право выбора участия.

Нельзя забывать, что многим людям при выполнении работы важно также ощущение, что они следуют своему призванию. И тогда мы можем говорить о таких поощрениях, как предложение выбрать свой путь в организации, выполнить сложную и нетривиальную задачу, взяться за новый проект.

— Скажите, почему человек часто загорается идеей, берется за дело засучив рукава, но интерес быстро пропадает?

— Все мы сложные личности, и нами движет множество желаний и мотиваций, часто противоречивых. Стоит осознанно подходить к их идентификации (например: «Я действительно стремлюсь выполнить эту задачу, но и очень хочу посмотреть фильм») и распределять время для удовлетворения всех потребностей. Хотя бы в какой-то мере.

Возвращаясь к вопросу о постановке цели, стоит заранее реалистично подойти к количеству закладываемого на выполнение работы времени и возможных препятствий. Более того, при этом необходимо найти внутреннюю мотивацию и возвращаться к поиску в процессе деятельности.

Три всадника: гиперответственность, перфекционизм и многозадачность

— Восхваляемая эйчарами многозадачность — это хорошо или вредно?

— В данном случае все зависит от конкретного сотрудника. Стоит обсуждать с подчиненными как их возможность выполнять много разных заданий в целом, так и совмещение конкретных дел: порой одна «ненавистная» задача снижает мотивацию и для решения остальных.

— А как научиться грамотно возлагать ответственность не только на себя? С чем связана гиперответственность и недоверие к делегированию полномочий? Чем это грозит гиперответственному человеку?

— Нежелание делегировать выполнение задач может быть связано с разными факторами, начиная с экстраверсии/интроверсии (но переоценивать значение этой характеристики не стоит, т. к. она базовая) и заканчивая трудностями взаимодействия, глубинными проблемами с доверием.

Гиперответственность порой вызвана стремлением к идеалу, о чем мы говорили выше, и здесь также стоит вспомнить о неизбежности ошибок. И тогда проще допустить, что и другие люди, которым делегируют полномочия, будут их совершать. А ошибки всегда (почти всегда) можно исправить.

— Что лучше: разбить крупные цели на подцели, работать по квадрату/матрице Эйзенхауэра (срочно/важно — не срочно / важно — не важно / срочно — не срочно / не важно) или по SMART (цель должна быть проверена на конкретность, измеримость, достижимость, актуальность, ограниченность во времени)?

— Скажу так: все эти техники могут работать в зависимости как от количества и направленности задач, так и от личностных особенностей человека, который их выполняет.

«Меня терзают смутные сомнения»

— Тревожность как черта характера помогает в удержании контроля в делах, быть начеку и оперативно реагировать: правда или заблуждение?

— Скорее, речь может идти об уровне стресса, но в некоторых исследованиях действительно упоминается о таких эффектах. О чем бы мы ни говорили — о стрессе, тревожности, их уровень должен быть оптимальным. При слишком высоких показателях их позитивные эффекты сходят на нет, а выполнение любой продуктивной деятельности становится крайне затруднительным.

— Пресловутый баланс работы и личной жизни (work-life balance), о котором давно и много говорят, — помощник в доведении дел до конца?

— Несомненно, да. Вернемся к тому, что мы сложные личности со множеством потребностей, каждую из которых стоит удовлетворять, поддерживая баланс в разных сферах жизни.

ВНЕКЛАССНОЕ
ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 

в
3 классе

Ход урока:

— Здравствуйте!

1.Вступление:

Наташа:

Мы
рады приветствовать вас в классе нашем,

Мы
будем стараться быть лучше и краше.

И
пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть
будет уютно и очень тепло!

У: Русский язык – наверное, самый сложный из всех предметов в начальной школе. 
Но и один из самых интересных. Ведь на уроках русского языка можно познать тайны 
звука, слова, предложения, научится правильно употреблять слова и красиво выражать 
свои мысли. Всему название дано 
И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным­ полно,
А безымянных нету.
Язык и стар и вечно нов –
И это так прекрасно, В огромном мире – мире слов
живём мы ежечасно.

У:-
Сегодня , друзья, я приглашаю вас совершить удивительное восхождение по
радуге Красноречия! Вверх, по радужным тропинкам,навстречу к нашей мечте. А
мечта у нас одна — научиться правильно и красиво говорить.(звезочка-мечта:
Учимся красноречию!)


Вот какие сигналы Радуга шлёт вам с небес. Прислушайтесь и
попробуйте расшифровать смысл этих сигналов!

Зарубите себе на носу,
вам сегодня придётся работать засучив рукава. В случае неудачи не
падайте духом
, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за
дело. 

— Вам понятно пожелание Радуги? Значит,
как мы будем работать?

   Зарубите
себе на носу
– запоминать

Работать засучив рукава
– усердно работать

Не падайте духом
– не унывать в случае неудачи

Возьмите себя в
руки
– работать сосредоточенно

-А кто вспомнил,
что это за необычные выражения?

(открыть на
доске;
Ах, эти удивительные словосочетания -……

           
Фразеологизмы

Вспомните,
что такое фразеологизмы?
( на доску!)

Устойчивые
словосочетания

Нельзя
заменять слова и менять их местами

Воспринимаются
целиком и в переносном значении

-Зачем
нам нужно изучать фразеологизмы?
(Для яркости речи,
для выразительности, они помогают говорить метко и кратко.)

— Как же появились
все фразеологизмы, хотите узнать?

-2.Итак, нас ждёт красная
дуга
. Сказочная.

Саша К
Старые люди рассказывают, что в древнем государстве встречались бродячие слова.
Словно тени слонялись они по стране, одинокие, несчастные, нигде не находили
себе пристанища. И что самое грустное, они никак не могли встретить друзей. Но
однажды по стране прошёл слух, что в царстве- государстве появился волшебник,
который всех одиноких и несчастных делает счастливыми.

Олег: Со
всех сторон съехались разные слова в этот город. Очень им хотелось найти
друзей. Волшебник выстроил эти слова в определённом порядке, и повелел им друг
друга величать братьями, никогда не терять друг друга, держаться крепко за
руки. И ,приняв клятву верности друг другу, стали называться фразеологизмами.

3. Игра «
Расшифруй значение фразеологизма по рисунку!»

Восхождение
продолжаем по оранжевой тропинке.

— Попробуйте по
картинке понять и расшифровать значение фразеологизма!

4. Стих «Про 
воду»

— В речи мы
употребляем фразеологизмы даже не замечая этого. Так и случилось с ребятами.
Послушайте истории, которые они подготовили.

— Вы , ребята,
должны постараться запомнить фразеологизмы – ориентир-помощник слово «Вода»!

— Радужная дуга
жёлтого цвета встречает нас! Стихотворная!

Бывает частенько,
что слово одно… Кира

Но очень по-разному служит оно. 
Примеры тут можно найти без труда, 
Возьмем хоть короткое слово «вода».

 
Вот был я мальчишкой, да детство ушло, Кирилл
С тех пор уже много воды утекло.

Случилось, что в школе я правил не знал,

Молчал при опросе: воды в рот набрал.

Зато болтуну мы заметить не прочь:  Лера

— Не хватит ли воду-то в ступе толочь.

Не прочь и другому сказать невзначай:

Довольно лить воду! Ты
дело давай!


О смелом мы вправе сказать наперед:   Арсений
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет»!
А гуси и утки – сухие всегда, 
Заметили люди: «Как с гуся вода».

Лентяй отдыхает, а время идет:   Данил
«Под камень лежачий вода не течет». 

Врунишка наврёт, не поймёшь для чего,

На чистую воду выводят его.

-Какие
фразеологизмы со словом «вода» запомнили?

-Что это значит,
когда так говорят?

5. Физминутка

Ну,
что. Засиделись, не пора ли нам косточки размять? Это значит: подвигаться.
Тогда встаём, ножки в пляс рвутся!

— По зелёной
дуге
вверх помчимся, танцуя!

Танцевали на
славу- у всех глаза горят, улыбки светятся на лицах!

6. Работа по
группам
.

Голубая
тропинка
– тропинка дружбы встречает вас!

— Поработаем по
группам

. Какой девиз нам помогает быть дружными в работе?(встают,
берутся за руки и хором!)

«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»

Разделить на группы!

1 гр: Неразлучные
друзья ( сделать названия и поставить на парты)!!!

2 гр: Артисты

3 гр: Писатели

Неразлучные
друзья будут составлять фразеологизмы, находить в словарях фразеологизмов их
значение.

Артистам
необходимо найти в словаре фразеологизмы, записанные на карточке, прочитать их
значение и показать их пантамимой.

Писателям
предстоит по заданным фразеологизмам сочинить небольшой рассказ на любую тему,
но сначала определить смысл их  по словарю!

Музыку спокойную
включить(Весна), озвучивать ли время?!

Проверка:

Итак, время пролетело
незаметно. Пора и честь знать.

1.Свой
творческий проект предлагают Неразлучные друзья!
( показать закладки, смысл
объяснить!)

(выходят и
показывают карточки на себе)

— Прочитайте,
какой фразеологизм получился.

Водой не разольёшь

Что
обозначает этот фразеологизм?(очень дружно)

 Это
выражение появилось очень давно. И вот с чем оно связано.

Илья:
Как известно, бык в стаде должен быть один. Когда появляется ещё один бык,
сразу между ними завязывается драка. В эту минуту к быкам лучше было не
подходить. Они могли легко поранить пастуха. Так вот пастухи придумали
разливать водой дерущихся быков. Пока огорошенные быки приходили в себя, их
разводили в разные стороны. Вот с тех пор выражение « водой не разольёшь»
говорит о том, что кто-то крепко связан, просто как быки во время    драки
рогами. Позже стали так говорить о больших друзьях.

-Есть ли в вашем
классе ребята, о которых можно сказать водой не разольёшь? Поднимите руки!

Как с гуся вода


Что обозначает? (ему  всё нипочём, не обращает не на что внимания).

Ваня:
Раньше больных детей обливали наговорной водой и приговаривали: «Как с гуся
вода уйди болезнь худоба с нашего дитя», и верили, что всякие болезни с их дочери
или сына уйдут так же быстро, как стекает вода с гусиного оперения, так как
перья водоплавающих птиц смазаны жиром, и поэтому вода не смачивает перья, а
скатывается по жиру.

2. Слово «Артистам»!(
всё объяснить)- карточки написать:

«Пантомима»

1.     Водить
за нос.

2.     Строить
глазки.

3.     На
лбу написано

4.     Считать
ворон

3. Послушаем творчество юных писателей!
ВСТАВИТЬ РАССКАЗЫ!!


Молодцы, ребята, Не ударили лицом в грязь!

покорили
моё сердце!

7.Интерактивная
игра

—  А
вот и синяя тропинка приготовила свой сюрприз! До
соприкосновения с мечтой осталось совсем чуть-чуть!

 Догадайтесь по
рисунку- о каком фразеологизме идёт речь и бъясните его смысл!

8. Иностранные
фразеологизмы:

Как
же богат и красив русский язык! Как много в нём удивительных словосочетаний,
которые делают нашу речь выразительной!

— А какие же
фразеологизмы используют в других странах? Интересно?

-Тогда вперёд по феолетовой
дуге-
тропинке любознательных!

1.Англичане
говорят- похожи как две горошины

   Шведы — как две
ягоды

   Немцы — как
яйцо и яйцо

А чукчи
-……………………………………

2.Англичане — знаю
как кисть своей руки

   Французы — 
знаю как собственный карман

А чукчи
-…………………………………..

3.Немцы – надо
записать себе за ушами

   Французы – надо
вбить себе в голову

А чукчи
-……………………………………

9.Итог:

А вот и наша
мечта, сегодня, ребята, мы только соприкоснулись с ней! Чтобы она исполнилась,
нам ещё предстоит открыть много тайн русского языка, на каждом уроке  и занятии
работать, не покладая рук! И только тогда вы сумеете стать грамотными и
научиться Красноречию!

— Я вместе с
Радугой горжусь вашей работой сегодня! И передам от радуги для вас сюрпризы для
хорошего настроения! А сначала, оцените свою работу этими облачками с фразеологизмами!
Выберите цвет фразеологизма и наденьте такого же цвета  пилотку. Ваш работа на
занятии-ваш выбор, друзья!  

Музыка
про радугу!!!

Резерв:

Игра « Покажи у
себя»

-Я загадываю
загадки, а вы, ребята, не называете слово, а показываете у себя.

— Его вешают в
унынии,

  Его задирают,
зазнаваясь,

  Его всюду суют,
вмешиваясь не в своё дело.(нос)

-Не цветы, а
вянут,

  Не ладоши, а ими
хлопают, если чего-то не понимают,

  Не бельё, а их
развешивают.(уши)

-Его проглатывают,
упорно не желая о чём-то говорить,

  Он хорошо
подвешен у человека, который умеет бойко и метко говорить,

  Его держат за
зубами, когда не хотят говорить лишнего.(язык)

-Они могут
разбегаться в разные стороны,

  В них пускают
пыль, если хотят обмануть,

  Их можно сделать
большими от удивления.(глаза)

Тест « Четвертый
лишний»
         Найди лишний фразеологизм.  

            
а) как сельдей в бочке                       

            
б) кот наплакал                            

            
г) повернуться негде                           

            
д) яблоку негде упасть                

 р)
никуда не годится

 л)
все как на подбор

 н)
один к одному

м)
молодец к молодцу

             
п) на краю света

             
с) за тридевять земель

             
т) не ближний свет

             
а) рукой подать

е)
на всех парусах

ж)
в мгновение ока

в)
черепашьим шагом

з)
во весь дух

             
о) сложа руки

             
к) засучив рукава

             
ф) не покладая рук

             
ц) работать рука об руку

-Что получилось в
прямоугольнике?

-Встаньте у кого
получилось слово браво.

-Вы молодцы, вам
за работу ставлю 5.

Интерактивная игра

Составить рассказ
из 3-4 связных предложений, используя фразеологизмы! (подготовить р-зы)

-Вот и подошёл к
концу наше восхождение по радуге.

-Что нового вы
узнали?

-Что такое
фразеологизмы?

-Какие
фразеологизмы запомнили?

-А сейчас давайте
оценим нашу работу тоже фразеологизмами.

-На столах у вас
лежат воздушные шарики. Выберите шарик с таким фразеологизмом, который  больше
подходит к вашей работе.

Радуга вновь 
посылает вам свои сигналы. Слушайте:

Овал: бить баклушиЯ
пришла к вам как снег на голову, но вы не растерялись, держали ушки на макушке,
смотрели в оба, мотали на ус.

image002 


— Я желаю вам в 
дальнейшей учёбе ни пуха,  ни пера,  в добрый час!

Тест «
Четвертый лишний»
       

 Найди
лишний фразеологизм.  

            
а) как сельдей в бочке                       

            
б) кот наплакал                            

            
г) повернуться негде                           

            
д) яблоку негде упасть                

 р)
никуда не годится

 л)
все как на подбор

 н)
один к одному

м)
молодец к молодцу

             
п) на краю света

             
с) за тридевять земель

             
т) не ближний свет

             
а) рукой подать

е)
на всех парусах

ж)
в мгновение ока

в)
черепашьим шагом

з)
во весь дух

             
о) сложа руки

             
к) засучив рукава

             
ф) не покладая рук

             
ц) работать рука об руку

Тест «
Четвертый лишний»
       

 Найди
лишний фразеологизм.  

            
а) как сельдей в бочке                       

            
б) кот наплакал                            

            
г) повернуться негде                           

            
д) яблоку негде упасть                

 р)
никуда не годится

 л)
все как на подбор

 н)
один к одному

м)
молодец к молодцу

             
п) на краю света

             
с) за тридевять земель

             
т) не ближний свет

             
а) рукой подать

е)
на всех парусах

ж)
в мгновение ока

в)
черепашьим шагом

з)
во весь дух

             
о) сложа руки

             
к) засучив рукава

             
ф) не покладая рук

             
ц) работать рука об руку

Проект
урока родного языка в 6 классе  по теме «Отражение во фразеологии истории и
культуры народа»

Планируемые образовательные результаты/критерии
успеха

Личностные

понимание
русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе
получения школьного образования

Метапредметные

применение приобретенных знаний, умений
и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как
средство получения новых знаний по другим предметам; применение полученных
знаний, умений и навыков анализа языковых явлений

Предметные

знать признаки фразеологизмов,
уметь находить фразеологизмы в тексте, понимать и истолковывать значения
фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом;
комментировать (в рамках изученного) историю происхождения таких
фразеологических оборотов; уместно употреблять их; группировать фразеологизмы
по происхождению и значению;

сравнивать
фразеологизмы в русском и других языках, устанавливать соответствие между
ними, правильно употреблять фразеологизмы в устной и письменной речи

Цели события /урока

Личностные

формирование
ценностно-смысловых, мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное
восприятие отечественной культуры и родного языка; развитие способности к
общению на основе имеющегося языкового опыта; воспитание уважительного
отношения к родной культуре, культурным ценностям  и родному языку

Метапредметные

формирование
умения понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для
подтверждения собственной
позиции;         умения
самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать
ее;      умения анализировать свою
деятельность;
развивать
умение пользоваться словарями; развивать  творческие способности обучающихся;

Предметные

формирование представления об  источниках их возникновения
фразеологизмов, о
тражении во фразеологии обычаев, традиций, быта,
исторических событий, культуры
, закрепить и обобщить
знания о значении, происхождении и употреблении фразеологизмов в речи

Структура
урока / этапы деятельности

Содержание
взаимодействия

Примечания

(краткий
комментарий относительно приемов для активного включения в образовательный
процесс обучающихся)

Деятельность
учащихся

Деятельность
учителя

Организационный
этап

Мотивация
учебной деятельности

Постановка проблемы (основного вопроса
урока).

Проверяют
готовность к уроку.

Оценивают свой настрой на работу.

Записывают
в тетрадях число, классная работа

Отвечают на вопросы.

Строят понятные для

партнера высказывания.

Воспринимают на слух

информацию,

закрепляют

лингвистические

термины

Отвечают на вопросы учителя; выдвигают
предложения по теме урока и записывают ее в тетрадь;

Определяют цели урока

Заполняют анкету

Отвечают на вопросы

Приветствие, проверка готовности к уроку Вступительное слово учителя.

Сегодня
мы продолжаем наше путешествие в историю родного языка. И, конечно, нам
понадобятся знания, смекалка, настойчивость, умение работать с книгой,
уважительное отношение друг к другу. Чтобы наш урок был интересным и
плодотворным, я желаю вам сегодня держать ушки на макушке, все услышанное
зарубить на носу, чтобы чувствовать себя как рыба в воде и быть на седьмом
небе от счастья, получив высокую отметку. Я надеюсь, что на уроке не будет
тех, кто захочет работать спустя рукава. Мы будем работать бок о бок. И
зададим всем жару! Ведь мы с вами семи пядей во лбу!

-Моя
речь не кажется вам странной? В чём странность? Какие слова вызвали ваш
интерес? Как их называют? Как вы думаете, случайно я их использовала? О чём
пойдёт речь?


Чтобы перейти к теме урока, нам необходимо записать его девиз. «Не бей
баклуши»

 —
Какое значение имеет сочетание «бить баклуши»?

Интересна
история происхождения фразеологизма «бить баклуши». В давние времена на Руси
самым распространенным столовым прибором была деревянная ложка. Для их
изготовления служили «баклуши» —  небольшие колотые липовые чурки. По этой
версии «бить баклуши» означало заготавливать эти самые чурки для мастеров.
Дело это поручали подмастерьям, работа не требовала особых знаний и усилий,
поэтому стала синонимом любого легкого занятия или безделья.

 Но есть
и другая версия происхождения этого фразеологизма.

Почему именно
бить, а не колоть, рубить, пилить наконец? Что-то тут не так. Вторая версия
такая. В стародавние времена ночные сторожа обязаны были обходить охраняемую
территория и колотить в колотушки, отпугивая воров и показывая, что имущество
охраняется. Эти колотушки вполне могли по-другому называться баклушками, или
баклушами. Баклуша (или баклушка) было общее название для любой деревянной
чурки. Так вот они, сторожа, и били в баклуши всю ночь. Работа ночного
сторожа как раз не требует квалификации, навыков или особого напряжения,
собственно, сторож должен не работать, а присутствовать. Отсюда -Бить баклуши
— означало не работать, а лишь присутствовать на работе, по сути
бездельничать.

— С давних времен в нашем языке сохранилось
множество слов и выражений, которые мы легко, не задумываясь, употребляем в
разговоре, но часто даже не догадываемся об истинном значении, происхождении,
 Между тем их история интересна и поучительна. Нередко за фразеологическим
оборотом лежит целый мир, историческая эпоха,  предметы ушедшего быта,
представления и верования наших предков, реальные события далекого прошлого.

Фразеологизмы
словно приближают к нам далекие эпохи, и мы многое узнаем об обычаях, быте,
профессиях, человеческих взаимоотношениях наших предков. Об этом не прочитаешь
в учебнике истории!

— Я
подготовила для вас Анкету, ответьте, пожалуйста, на вопросы (листки у
каждого)

1.
Знаете ли вы, что такое фразеологизм?

2.
Приведите примеры фразеологизмов.

3. Ваш
любимый фразеологизм.

4.
Употребляете ли вы фразеологизмы в своей речи?

5.
Откуда пришли к нам фразеологизмы?

— На все
ли вопросы вы смогли ответить?

— Какие
вопрос(ы) вызвали затруднение? Почему?


Ребята, как вы думаете, какова будет тема урока? Запись темы в тетрадях: «Отражение
во фразеологии истории и культуры народа
»

 
Что еще вы хотите узнать
об этом явлении?

 
Зачем вам это нужно? Где может пригодиться?

 
Подумайте, что мы будем
знать и уметь в конце урока.

 
Как нам этого достичь?

Воспроизведение

ранее
изученного,

установление

преемственных

связей прежних
и

новых знаний и

применение их
в

новых
ситуациях.

Эвристическая беседа

Создание
проблемных ситуаций.

Работа
по теме урока

Исследовательская
и творческая работа  учащихся

Проводят
исследование: отвечают на вопросы, рассуждают, приводят примеры.

Выступают
с исследованиями, делают выводы

Дают
оценку деятельности одноклассников.

.Музей 
фразеологизмов

— Я
приглашаю вас в музей фразеологизмов.  Давайте познакомимся с историей
возникновения некоторых фразеологизмов. 

— В
русский литературный язык фразеологические обороты пришли из самых
разнообразных источников.

— Где же
можно узнать о происхождении фразеологизмов? (фразеологический словарь)


Сейчас, ребята, вам предстоит очень интересная работа.
У вас на партах
лежат словари, в них — конверты с листочками.
Выберите
фразеологизм для своей исследовательской работы, по предложенному плану, вы
должны оформить заметку «Из истории фразеологизмов».

План
исследования фразеологизма:

1.  Назвать
выбранный для исследования фразеологизм.

2.  Определить
его источник.

3.  Объяснить
значение фразеологизма.  

4.  Рассказать
историю происхождения фразеологизма.

5.  Привести
аналог фразеологизма из другого языка (если он есть). 

6.
Подобрать синоним, антоним (если он есть)

6.  Собрать
и оформить информацию о фразеологизме на альбомном листе.

Индивидуальная
исследовательская работа учащихся по плану (10 минут).

Учитель
на данном этапе выполняет роль консультанта.

Посмотрим,
что у вас получилось.

Поисковый
метод.

Физминутка

Выполняют
задания физминутки

Давайте
мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью
фразеологизмов, а вы их будете выполнять).

-Встанем,
как аршин проглотили.


Проголосуем обеими руками.


Согнемся в три погибели.


Попрыгаем, как заяц.

— Дадим
задний ход.


Посмотрим друг другу в глаза.


Сделаем хорошую мину при плохой игре.

— Побъем
друг другу челом.


Разведем руками.

— А
теперь — руки в брюки.


Подержим нос по ветру.

Но в
ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем урок.

В  
Включение нового  знания в систему знаний и повторение.

Коллективное
задание.

Работают с заданием. Формулируют собственные мысли,
высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и
одноклассниками делают выводы.

1.Фразеологизмы
отражали отношение народа к человеческим достоинствам и недостаткам. Назовите
эти фразеологизмы

одобрение
трудолюбивых людей-золотые руки, мастер на все руки

осуждение
бездельников — лодыря корчит, баклуши бьёт

очень
умный – семи пядей во лбу

   2.
Определите, в какой профессиональной среде могли возникнуть следующие
фразеологизмы:

в
подметки не годится;

стричь
под одну гребёнку;

шито
белыми нитками;

закинуть
удочку;

заговаривать
зубы.

3.
Подбери русский аналог к иностранным фразеологизмам:

Как две
горошины (англ.), как две ягоды (швед.), как яйцо и яйцо (чеш.) – как две
капли воды.

Когда у
петуха будут зубы (фр.), когда полетят свиньи (англ.), когда куры начнут
высиживать котят (исп.) – когда рак на горе свистнет.

Как
заяц в ананасе (польск.), как личинка в сале (нем.), как петух в тесте (фр.)
– как сыр в масле

Фронтальная  работа

Творческая
мастерская

Работа в
группах.

Знакомятся  
с заданием, задают вопросы по выполнению заданий,  выполняют  задания.

— А
сейчас мы посетим творческую мастерскую.

Создание
текста по данным фразеологизмам.

Задание на выбор

Хорошо ли вы себя знаете? «Что вы любите делать?» Выберете те
фразеологизмы, которые именно вам близки, и вы это любите делать. И составьте
с ними текст или предложения.

1.     
Лезть на рожон, витать в облаках, ломать голову, тянуть
канитель, вставлять палки в колеса, Плясать под чужую дудку.

2.     
Делать из мухи слона, метать громы и молнии, держать язык за
зубами, бить баклуши, жить на широкую ногу, играть первую скрипку.

3.     
Точить лясы, задирать нос, работать засучив рукава, считать
ворон, доводить до белого каления выводить на чистую воду.

Составить
рассказ, добавив в него фразеологизмы о дружной работе команды.

Выходной день, привести в
порядок, в один голос, ни свет ни заря, все как один, на каждом шагу, не
долго думая, взяться за дело, первым долгом, не покладая рук, рука об руку.


Молодцы, ребята. Вы умелые мастера.

Этап
включения в систему знаний и повторений

Работа  по ромашке Блума 

Фиксируют
выводы.

Дают
советы по теме.

1.Простой вопрос: Что? Когда? Как? Что называется фразеологизмом? 
2.Уточняющий вопрос: Фразеологизмы, в зависимости от их
происхождения, делятся на несколько групп. Назовите эти группы. 

3.Практический вопрос: Где используются фразеологизмы в
зависимости от их происхождения?

4.Объясняющий вопрос: Для чего нам необходимо знание
фразеологизмов? 

5.Оценочный вопрос: Как вы оцениваете ,что фразеологизмы
звучат в нашей речи? 

6.Творческий вопрос: Представьте ситуацию, если бы из нашей
речи исчезли фразеологизмы? 

Контроль и оценка процесса и результатов
деятельности

Рефлексия

Подведение итогов
урока

Осуществляют оценку урока и самооценку,
соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Итак,
мы убедились, что фразеологические обороты являются истинными хранителями
духовной культуры народа, т.к. они хранят информацию обо всем, что составляло
содержание жизни  народа.


Давайте вспомним, какова была цель нашего урока.


Достигнута ли нами поставленная цель?

-В чем
вы испытали затруднения?

-Что
помогло вам в работе?

-Оцените
свою деятельность на уроке, используя фразеологизмы:

Как рыба
в воде
(чувствовать
себя уверенно и легко).

Точно в
воду опущенный
(грустный, сникший, падший духом).

Ловил
каждое слово
(жадно внимал, не пропустил ни слова).

Рука об
руку
(делали
что-то совместно, дружно, согласованно).

Засучив
рукава
(работать
охотно, с желанием и рвением).

Воспрянул
духом
(обрел
хорошее настроение, стал бодрым, оживился).

Повесил
нос
(загрустил,
расстроился, ухудшилось настроение).

Душа
радуется
(приподнятое
настроение, ощущение радости счастья).

За милую
душу
(делать
что-то с большим желанием, охотно).

Сидел
как на иголках
(быть в ожидании чего-то или предчувствовать
неприятное).

Был на седьмом
небе
(испытывать
состояние блаженства, счастья).

-Ребята,
где можно применять новые  знания? 

-А как
вы думаете, всё ли мы уже знаем о фразеологизмах?

Русский
язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это прекрасное
украшение нашей речи. И чем больше вы будете их знать и научитесь к месту употреблять,
тем выразительнее  и ярче станет ваша речь

Мы
сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И
хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а продолжили
работу. Сегодня на уроке не было ни одного ученика, который бы бил баклуши
или тянул кота за хвост!

Спасибо
за урок!

Домашнее задание

Получают
информацию о домашнем задании

Фиксируют
задание, задают вопросы по выполнению задания.

                        
НА ВЫБОР

1) Сделать свою
книжку фразеологизмов, с иллюстрациями.

2) Выписать 5
фразеологизмов из произведений художественной литературы, подобрать к
выписанным фразеологизмам синонимы и антонимы.

3) составить
интересный, связный рассказ с использованием одного или нескольких уже
знакомых фразеологизмов

Конкретизируют учебный материал для
домашней работы, записывают в дневники

Урок – проект по русскому языку «Рассказ о слове»

3 класс

Наименование УМК: «Школа России»

Цель: открыть обучающимся слово, книги как предмет наблюдения, изучения и практического использования, расширять и обогащать активный словарный запас детей.

Задачи:

образовательные: учить подбирать текстовую информацию с использованием различных источников, отбирать её, использовать имеющиеся знания, расширять их;

развивающие: развивать умение анализировать, делать выводы, совершенствовать речевые умения с использованием научной терминологии; развивать творческие способности;

воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, культуру делового общения; уважительное отношение к мнению, отличному от своего.

Тип урока: обобщающий урок – проект.

Вид проекта: информационный; по профилю знаний — предметный; по форме проведения — групповой; по продолжительности – краткосрочный.

Педагогическая технология: технология сотрудничества.

Планируемые результаты:

предметные УУД: формирование умения характеризовать слово; распознавать омонимы, подбирать синонимы и антонимы, однокоренные слова;

личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, желания осваивать новые виды деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

метапредметные УУД: формирование умения находить и использовать необходимую информацию, использовать словари для решения практических задач, осознанно строить речевое высказывание; формирование умения работать по плану, контролировать процесс и его результаты, осознавать качество усвоения материала; формирование умения участвовать в диалоге, в коллективной беседе; взаимодействовать с партнёрами, находить общее решение.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, словари, учебник — В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык 3 класс М., Просвещение 2014г.

I Оргмомент.

Наши уважаемые гости и вы, ребята, пришли сегодня на урок русского языка. Но обычного урока не будет. Мы сделаем шаг вперёд. Вы понимаете, о чём я говорю?

( Проект – шаг вперёд).

— Прочитайте высказывание на слайде. (Слайд 2)

— Как вы его понимаете?

II Мотивация.

Определить тему проекта поможет стихотворение А.Барто «Сильное кино».

— Почему девочка ничего не поняла?

— Что такое слово?

— С чем будем работать?

Тема проекта – рассказ о слове.

(Выставляется книжка с названием проекта)

III Предпроектная подготовка

Цель: … рассказ о слове. (Слайд 3)

Задачи:

вспомнить ….

найти …

работать …

— Определим слово с помощью рисунков: солнце, электрическая лампочка, фонарь. Что между ними общего? (Слайд 4)

— Речь пойдёт о слове свет.

IV Работа над проектом по плану. Создание продукта.

(Раскрыть книжку с подписанными карманами – это план работы.)

1. Фонетический состав слова.

2. Лексическое значение слова.

3. Часть речи.

4. Однокоренные слова.

5. Синонимы. Антонимы, Фразеологизмы.

6. Словосочетания. Предложения.

7. Пословицы. Загадки.

Работа в группах.

1. Запишите звуковой состав слова на карточке № 1.

Проверка. (Слайд 5)

— Ребята, не будет ли ошибки, если к иллюстрациям добавить ещё одну? (Фотография Земли, освещённой солнцем») (Слайд 6)

Гипотезы.

— Как можно точно узнать лексическое значение слова?

2. Работа с Толковым словарём.

свет

1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым.

2. Источник освещения, освещённое место.

3. Восход солнца, рассвет.

4. Сияние, свет, внутренняя озарённость. (Переносное значение)

свет

1. Мир, вселенная; земной шар вместе со всем существующим на нём.

2. Общественная среда, общество.

— Что подсказывает словарь?

— Прочитайте их значения.

— Каким является первое слова свет?

— Какие это слова по отношению друг к другу?

— Стоит ли оставлять последний рисунок?

3. Часть речи.

— Какой частью речи является слово свет?

На карточке № 3 подчеркните нужное. Проверка. (Слайд 7)

4. Однокоренные слова.

— Посоветуйтесь и запишите как можно больше однокоренных слов на карточках.

Проверка. Дети из каждой группы читают по одному слову, откладывая карточки с повторяющимися словами. (Слайд 8)

Работа с текстом на слайде. Отрывок из сказки А.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (Слайд 9)

— Из какой сказки отрывок? Кто автор?

— Нет ли здесь нужных нам слов?

— Что такое светлица?

Светлица, светёлка – устаревшие слова, которые можно найти в Словаре устаревших слов. Устаревшей формой считается и ласковое обращение со словом свет. Вспомните, с какими словами обращается царица из другой сказки А. Пушкина к своему зеркальцу.

5. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы.

Карточка № 5.

Работа по группам с разными словарями: 1 группа – со словарём синонимов, 2 – со словарём антонимов, 3 – со словарём фразеологизмом. Проверка.

— Что значит ни свет, ни заря? От кого слышали такое выражение?

6. Словосочетания.

-Слово свет, как и любое другое имя существительное, дружит с именами прилагательными. Составьте словосочетания. Карточка № 6.

Самостоятельная работа. Проверка.

— Это было легко? Что надо сделать, чтобы было много словосочетаний и работалось легче?

Работа с предложениями.

Предлагаю воспользоваться предложениями из произведений мастеров слова – писателей. Прочитайте их и выпишите словосочетания. (Слайд 10)

Проверка. (Слайд 11)

— Прочитайте, что выписали.

— Где пригодится знание таких прилагательных?

7. Работа с пословицами.

— Такое замечательное слово не могло не попасть в пословицы. Соберите их.

Прочитайте. Объясните смысл пословиц. (Слайд 12)

Проверка. (Слайд 13)

V Защита проекта.

Чтение ученицей, которая работала индивидуально, информационной статьи.

— Справилась ученица со своей задачей?

— Достаточно ли полно изложен материал?

— Поможет это сообщение запомнить сведения о слове?

VI Рефлексия.

— Удалось узнать что-то новое?

— Что было сложнее всего? Сумели преодолеть трудности сами или товарищи помогли?

Как работали сегодня: спустя рукава или засучив рукава?

Д/з Подобрать несколько загадок с ответом свет или сочинить свою.

(Слайд 14)

Пословица говорит: Познание – сердца яркий свет. Пусть ваше сердце этим светом сияет всегда.

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

в 3 классе

Тема «Фразеологизмы «

Ход урока:

— Здравствуйте!

1.Вступление:

Наташа:

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,

Мы будем стараться быть лучше и краше.

И пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень тепло!

У: Русский язык – наверное, самый сложный из всех предметов в начальной школе.  Но и один из самых интересных. Ведь на уроках русского языка можно познать тайны  звука, слова, предложения, научится правильно употреблять слова и красиво выражать  свои мысли. Всему название дано  И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным­ полно, А безымянных нету. Язык и стар и вечно нов – И это так прекрасно, В огромном мире – мире слов живём мы ежечасно.

У:-Сегодня , друзья, я приглашаю вас совершить удивительное восхождение по радуге Красноречия! Вверх, по радужным тропинкам,навстречу к нашей мечте. А мечта у нас одна — научиться правильно и красиво говорить.(звезочка-мечта: Учимся красноречию!)

Вот какие сигналы Радуга шлёт вам с небес. Прислушайтесь и попробуйте расшифровать смысл этих сигналов!

Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать засучив рукава. В случае неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело.

— Вам понятно пожелание Радуги? Значит, как мы будем работать?

Зарубите себе на носу – запоминать

Работать засучив рукава – усердно работать

Не падайте духом – не унывать в случае неудачи

Возьмите себя в руки – работать сосредоточенно

-А кто вспомнил, что это за необычные выражения?

(открыть на доске; Ах, эти удивительные словосочетания -……

Вспомните, что такое фразеологизмы?( на доску!)

Устойчивые словосочетания

Нельзя заменять слова и менять их местами

Воспринимаются целиком и в переносном значении

-Зачем нам нужно изучать фразеологизмы?(Для яркости речи, для выразительности, они помогают говорить метко и кратко.)

— Как же появились все фразеологизмы, хотите узнать?

-2.Итак, нас ждёт красная дуга. Сказочная.

Саша К:« Старые люди рассказывают, что в древнем государстве встречались бродячие слова. Словно тени слонялись они по стране, одинокие, несчастные, нигде не находили себе пристанища. И что самое грустное, они никак не могли встретить друзей. Но однажды по стране прошёл слух, что в царстве- государстве появился волшебник, который всех одиноких и несчастных делает счастливыми.

Олег:Со всех сторон съехались разные слова в этот город. Очень им хотелось найти друзей. Волшебник выстроил эти слова в определённом порядке, и повелел им друг друга величать братьями, никогда не терять друг друга, держаться крепко за руки. И ,приняв клятву верности друг другу, стали называться фразеологизмами.

3. Игра « Расшифруй значение фразеологизма по рисунку!»

Восхождение продолжаем по оранжевой тропинке.

— Попробуйте по картинке понять и расшифровать значение фразеологизма!

4. Стих «Про воду»

— В речи мы употребляем фразеологизмы даже не замечая этого. Так и случилось с ребятами. Послушайте истории, которые они подготовили.

— Вы , ребята, должны постараться запомнить фразеологизмы – ориентир-помощник слово «Вода»!

— Радужная дуга жёлтого цвета встречает нас! Стихотворная!

Бывает частенько, что слово одно… Кира

Но очень по-разному служит оно. 
Примеры тут можно найти без труда, 
Возьмем хоть короткое слово «вода».

 
Вот был я мальчишкой, да детство ушло, Кирилл
С тех пор уже много воды утекло.

Случилось, что в школе я правил не знал,

Молчал при опросе: воды в рот набрал.

Зато болтуну мы заметить не прочь: Лера

— Не хватит ли воду-то в ступе толочь.

Не прочь и другому сказать невзначай:

Довольно лить воду! Ты дело давай!

О смелом мы вправе сказать наперед:  Арсений
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет»!
А гуси и утки – сухие всегда, 
Заметили люди: «Как с гуся вода».

Лентяй отдыхает, а время идет:   Данил
«Под камень лежачий вода не течет». 

Врунишка наврёт, не поймёшь для чего,

На чистую воду выводят его.

-Какие фразеологизмы со словом «вода» запомнили?

-Что это значит, когда так говорят?

5. Физминутка

Ну, что. Засиделись, не пора ли нам косточки размять? Это значит: подвигаться. Тогда встаём, ножки в пляс рвутся!

— По зелёной дуге вверх помчимся, танцуя!

Танцевали на славу- у всех глаза горят, улыбки светятся на лицах!

6. Работа по группам.

Голубая тропинка – тропинка дружбы встречает вас!

— Поработаем по группам

-. Какой девиз нам помогает быть дружными в работе?(встают, берутся за руки и хором!)

«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»

Разделить на группы!

1 гр: Неразлучные друзья ( сделать названия и поставить на парты)!!!

2 гр: Артисты

3 гр: Писатели

Неразлучные друзья будут составлять фразеологизмы, находить в словарях фразеологизмов их значение.

Артистам необходимо найти в словаре фразеологизмы, записанные на карточке, прочитать их значение и показать их пантамимой.

Писателям предстоит по заданным фразеологизмам сочинить небольшой рассказ на любую тему, но сначала определить смысл их по словарю!

Музыку спокойную включить(Весна), озвучивать ли время?!

Проверка:

Итак, время пролетело незаметно. Пора и честь знать.

1.Свой творческий проект предлагают Неразлучные друзья!( показать закладки, смысл объяснить!)

(выходят и показывают карточки на себе)

— Прочитайте, какой фразеологизм получился.

Водой не разольёшь

Что обозначает этот фразеологизм?(очень дружно)

Это выражение появилось очень давно. И вот с чем оно связано.

Илья:Как известно, бык в стаде должен быть один. Когда появляется ещё один бык, сразу между ними завязывается драка. В эту минуту к быкам лучше было не подходить. Они могли легко поранить пастуха. Так вот пастухи придумали разливать водой дерущихся быков. Пока огорошенные быки приходили в себя, их разводили в разные стороны. Вот с тех пор выражение « водой не разольёшь» говорит о том, что кто-то крепко связан, просто как быки во время драки рогами. Позже стали так говорить о больших друзьях.

-Есть ли в вашем классе ребята, о которых можно сказать водой не разольёшь? Поднимите руки!

Как с гуся вода

Что обозначает? (ему всё нипочём, не обращает не на что внимания).

Ваня:Раньше больных детей обливали наговорной водой и приговаривали: «Как с гуся вода уйди болезнь худоба с нашего дитя», и верили, что всякие болезни с их дочери или сына уйдут так же быстро, как стекает вода с гусиного оперения, так как перья водоплавающих птиц смазаны жиром, и поэтому вода не смачивает перья, а скатывается по жиру.

2. Слово «Артистам»!( всё объяснить)- карточки написать:

«Пантомима»

  1. Водить за нос.

  2. Строить глазки.

  3. На лбу написано

  4. Считать ворон

3. Послушаем творчество юных писателей!— ВСТАВИТЬ РАССКАЗЫ!!

— Молодцы, ребята, Не ударили лицом в грязь!

покорили моё сердце!

7.Интерактивная игра

А вот и синяя тропинкаприготовила свой сюрприз! До соприкосновения с мечтой осталось совсем чуть-чуть!

Догадайтесь по рисунку- о каком фразеологизме идёт речь и бъясните его смысл!

8. Иностранные фразеологизмы:

Как же богат и красив русский язык! Как много в нём удивительных словосочетаний, которые делают нашу речь выразительной!

— А какие же фразеологизмы используют в других странах? Интересно?

-Тогда вперёд по феолетовой дуге- тропинке любознательных!

1.Англичане говорят- похожи как две горошины

Шведы — как две ягоды

Немцы — как яйцо и яйцо

А чукчи -……………………………………

2.Англичане — знаю как кисть своей руки

Французы — знаю как собственный карман

А чукчи -…………………………………..

3.Немцы – надо записать себе за ушами

Французы – надо вбить себе в голову

А чукчи -……………………………………

9.Итог:

А вот и наша мечта, сегодня, ребята, мы только соприкоснулись с ней! Чтобы она исполнилась, нам ещё предстоит открыть много тайн русского языка, на каждом уроке и занятии работать, не покладая рук! И только тогда вы сумеете стать грамотными и научиться Красноречию!

— Я вместе с Радугой горжусь вашей работой сегодня! И передам от радуги для вас сюрпризы для хорошего настроения! А сначала, оцените свою работу этими облачками с фразеологизмами! Выберите цвет фразеологизма и наденьте такого же цвета пилотку. Ваш работа на занятии-ваш выбор, друзья!

Музыка про радугу!!!

Резерв:

Игра « Покажи у себя»

-Я загадываю загадки, а вы, ребята, не называете слово, а показываете у себя.

— Его вешают в унынии,

Его задирают, зазнаваясь,

Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.(нос)

-Не цветы, а вянут,

Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают,

Не бельё, а их развешивают.(уши)

-Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить,

Он хорошо подвешен у человека, который умеет бойко и метко говорить,

Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.(язык)

-Они могут разбегаться в разные стороны,

В них пускают пыль, если хотят обмануть,

Их можно сделать большими от удивления.(глаза)

Тест « Четвертый лишний» Найди лишний фразеологизм.

а) как сельдей в бочке

б) кот наплакал

г) повернуться негде

д) яблоку негде упасть

р) никуда не годится

л) все как на подбор

н) один к одному

м) молодец к молодцу

п) на краю света

с) за тридевять земель

т) не ближний свет

а) рукой подать

е) на всех парусах

ж) в мгновение ока

в) черепашьим шагом

з) во весь дух

о) сложа руки

к) засучив рукава

ф) не покладая рук

ц) работать рука об руку

-Что получилось в прямоугольнике?

-Встаньте у кого получилось слово браво.

-Вы молодцы, вам за работу ставлю 5.

Интерактивная игра

Составить рассказ из 3-4 связных предложений, используя фразеологизмы! (подготовить р-зы)

-Вот и подошёл к концу наше восхождение по радуге.

-Что нового вы узнали?

-Что такое фразеологизмы?

-Какие фразеологизмы запомнили?

-А сейчас давайте оценим нашу работу тоже фразеологизмами.

-На столах у вас лежат воздушные шарики. Выберите шарик с таким фразеологизмом, который больше подходит к вашей работе.

Радуга вновь посылает вам свои сигналы. Слушайте:

Я

бить баклуши

пришла к вам как снег на голову, но вы не растерялись, держали ушки на макушке, смотрели в оба, мотали на ус.

сложа руки

засучив рукава

спустя рукава

Мотал на ус

Смотрел во все глаза

не покладая рук

считал ворон

работал до седьмого пота

ловил мух

держал

ушки на макушке

— Я желаю вам в дальнейшей учёбе ни пуха, ни пера, в добрый час!

Тест « Четвертый лишний»

Найди лишний фразеологизм.

а) как сельдей в бочке

б) кот наплакал

г) повернуться негде

д) яблоку негде упасть

р) никуда не годится

л) все как на подбор

н) один к одному

м) молодец к молодцу

п) на краю света

с) за тридевять земель

т) не ближний свет

а) рукой подать

е) на всех парусах

ж) в мгновение ока

в) черепашьим шагом

з) во весь дух

о) сложа руки

к) засучив рукава

ф) не покладая рук

ц) работать рука об руку

Тест « Четвертый лишний»

Найди лишний фразеологизм.

а) как сельдей в бочке

б) кот наплакал

г) повернуться негде

д) яблоку негде упасть

р) никуда не годится

л) все как на подбор

н) один к одному

м) молодец к молодцу

п) на краю света

с) за тридевять земель

т) не ближний свет

а) рукой подать

е) на всех парусах

ж) в мгновение ока

в) черепашьим шагом

з) во весь дух

о) сложа руки

к) засучив рукава

ф) не покладая рук

ц) работать рука об руку

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/474182-frazeologizmy

  • Составить рассказ с условными знаками по географии 6 класс
  • Составить рассказ со словами мороз морозный подморозило морозище замороженный
  • Составить рассказ про дружбу
  • Составить рассказ про своего друга на английском языке
  • Составить рассказ про красоту неба