Составить рассказ с чередующимися гласными в корне 6 класс

Начальная школа - 17безударные непроверяемые гласные а и о в корне / результаты - 497безударные непроверяемые гласные е и и

Начальная школа — 17

Безударные непроверяемые гласные А и О в корне / Результаты — 497

Безударные непроверяемые гласные Е и И в корне / Результаты — 240

Безударные непроверяемые гласные в корне / Результаты — 194

Безударные проверяемые гласные в корне / Результаты — 252

Безударные проверяемые гласные в корне / Результаты — 211

Безударные проверяемые гласные в корне / Результаты — 165

Буквы И и Ы после Ц / Результаты — 152

Буквы И, У, А после шипящих / Результаты — 97

Гласные Е и И в суффиксах -ЕК и -ИК / Результаты — 148

Имя существительное. Буквы Е и И в окончаниях существительных / Результаты — 204

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных / Результаты — 74

Непроизносимые согласные / Результаты — 136

АудиоПарные звонкие и глухие согласные / Результаты — 102

Парные звонкие и глухие согласные / Результаты — 112

Парные звонкие и глухие согласные / Результаты — 38

Парные звонкие и глухие согласные / Результаты — 36

Разделительные Ъ и Ь / Результаты — 145

4 класс — 15

Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «В зоопарке» / Результаты — 181

Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Всю ночь …» / Результаты — 108

Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Главный певец» / Результаты — 75

Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Жилище бобра» / Результаты — 77

Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Котёнок Мур» / Результаты — 108

Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Ласточка» / Результаты — 69

Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Лесной гость» / Результаты — 51

Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Морская звезда» / Результаты — 55

Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Наступила поздняя осень» / Результаты — 32

Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Парусник» / Результаты — 22

Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Первый снег» / Результаты — 96

Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Снегирь» / Результаты — 62

Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Тайга просыпается» / Результаты — 28

Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Тёплым летним днём…» / Результаты — 34

Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Ясный летний денёк…» / Результаты — 42

5 класс — 39

ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм / Результаты — 971

ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 2 / Результаты — 593

ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 3 / Результаты — 379

ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 4 / Результаты — 488

Глагол. Буквы А(Я) и У(Ю) в окончаниях глаголов I и II спряжения / Результаты — 263

Глагол. Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения / Результаты — 394

Глагол. Контрольный диктант с грамматическим заданием / Результаты — 162

Глагол. Правописание -тся и ться в глаголах / Результаты — 163

Имя прилагательное. Контрольный диктант «Пушок» / Результаты — 96

Имя прилагательное. Правописание падежных окончаний прилагательных / Результаты — 103

Имя существительное. Буквы Е и И в окончаниях существительных / Результаты — 99

Имя существительное. Ь после шипящих на конце имён существительных / Результаты — 131

Интерактивное упражнение №01 / Результаты — 233

Интерактивное упражнение №03 / Результаты — 68

Интерактивное упражнение №07 / Результаты — 52

Интерактивное упражнение №10 / Результаты — 39

Интерактивное упражнение №11 / Результаты — 44

Интерактивное упражнение №13 / Результаты — 198

АудиоКонтрольный диктант «Берёзовая роща» / Результаты — 602

АудиоКонтрольный диктант «Загадочный дубок» / Результаты — 126

АудиоКонтрольный диктант «Летняя гроза» / Результаты — 74

Контрольный диктант «Приближение весны» / Результаты — 60

Контрольный диктант «Сентябрь» / Результаты — 163

Контрольный диктант «Цветочные часы» / Результаты — 151

Морфемика и орфография. Буквы З и С на конце приставок / Результаты — 240

Морфемика и орфография. Гласные в приставках / Результаты — 51

Морфемика и орфография. Проверяемые безударные гласные в корне слова / Результаты — 175

Морфемика и орфография. Согласные в приставках / Результаты — 62

Морфемика и орфография. Чередующиеся Е и И в корне слова / Результаты — 149

Морфемика и орфография. Чередующиеся О и А в корне -РАСТ- — -РОС- / Результаты — 182

Морфемика и орфография. Чередующиеся О и А в корне -РАСТ- — -РОС- / Результаты — 76

Морфемика и орфография. Чередующиеся О и А в корне -ЛАГ- — -ЛОЖ- / Результаты — 215

Морфемика и орфография. Чередующиеся О и А в корнях -ЛАГ- — -ЛОЖ-, -РАСТ- — -РОС- / Результаты — 168

Непроизносимые согласные / Результаты — 38

Разделительные Ъ и Ь / Результаты — 52

Разделительные Ъ и Ь / Результаты — 40

Синтаксис и пунктуация. Запятые в предложениях с однородными членами / Результаты — 433

Синтаксис и пунктуация. Контрольный диктант «Ранним утром» / Результаты — 541

Употребление Ь для обозначения на письме мягкости согласных / Результаты — 68

6 класс — 28

ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 1 / Результаты — 985

ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 2 / Результаты — 559

ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 3 / Результаты — 502

ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 4 / Результаты — 352

ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 5 / Результаты — 296

ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 6 / Результаты — 438

Глагол. Буквы Е-И, А(Я) -У(Ю) в окончаниях глаголов I и II спряжения / Результаты — 411

Глагол. Контрольная работа с грамматическим заданием / Результаты — 173

Глагол. Контрольный диктант / Результаты — 331

Глагол. Повторение. Контрольный диктант / Результаты — 184

Глагол. Правописание суффиксов глаголов -ОВА- (-ЕВА-), -ЫВА- (-ИВА-) / Результаты — 115

Имя прилагательное. Н и НН в суффиксах имён прилагательных / Результаты — 303

Имя прилагательное. Н и НН в суффиксах имён прилагательных / Результаты — 408

Имя прилагательное. О-Е(Ё) после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных / Результаты — 147

Имя существительное. Суффиксы -ЧИК- и -ЩИК- в именах существительных / Результаты — 395

АудиоКонтрольный диктант «Кто сажает лес» / Результаты — 593

Местоимение. Контрольный диктант / Результаты — 18

Морфемика и орфография. Буквы И и Ы после приставок / Результаты — 227

Морфемика и орфография. Гласные О и А в корне -КОС- (-КАС-) и омонимичные корни / Результаты — 135

Морфемика и орфография. Диктант с грамматическим заданием «На рыбалке» / Результаты — 330

Морфемика и орфография. Правописание -ГОР- и -ГАР- / Результаты — 141

Морфемика и орфография. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- / Результаты — 640

Морфемика и орфография. Соединительные гласные в сложных словах / Результаты — 74

Морфемика и орфография. Чередующиеся О и А в корне слова / Результаты — 197

Орфографический тренажёр. Упражнение №1 / Результаты — 70

Орфографический тренажёр. Упражнение №2 / Результаты — 230

Орфографический тренажёр. Упражнение №3 / Результаты — 143

Повторение изученного в 6 классе. Контрольный диктант / Результаты — 303

7 класс — 28

ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 1 / Результаты — 649

ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 2 / Результаты — 410

ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 3 / Результаты — 169

ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 4 / Результаты — 323

ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 5 / Результаты — 391

Гласные после шипящих / Результаты — 173

Деепричастие. Запятые при деепричастиях и деепричастных оборотах / Результаты — 1001

Деепричастие. Контрольный диктант / Результаты — 983

Наречие. Контрольный диктант / Результаты — 217

Наречие. Контрольный диктант / Результаты — 109

Наречие. Суффиксы О и А на конце наречий / Результаты — 174

Наречие. Суффиксы О и А на конце наречий / Результаты — 48

Повторение и обобщение изученного в 7 классе. Контрольный диктант / Результаты — 135

Повторение и обобщение изученного в 7 классе. Контрольный диктант. Вариант 2 / Результаты — 45

Повторение изученного в 6 классе. Контрольный диктант / Результаты — 74

Причастие. Безударные гласные в окончаниях причастий / Результаты — 207

Причастие. Буквы Е и И в суффиксах страдательных причастий настоящего времени / Результаты — 247

Причастие. Буквы Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных / Результаты — 448

Причастие. Буквы Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных / Результаты — 541

Причастие. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени -УЩ-(-ЮЩ-), -АЩ- (-ЯЩ-) / Результаты — 456

Причастие. Гласные в суффиксах причастий / Результаты — 372

Причастие. Контрольная работа / Результаты — 528

Причастие. Контрольный диктант / Результаты — 559

Причастие. Контрольный диктант / Результаты — 199

Союз. Контрольный диктант. Вариант 1 / Результаты — 23

Союз. Контрольный диктант. Вариант 2 / Результаты — 5

Союз. Контрольный диктант. Вариант 3 / Результаты — 21

Частица. Контрольный диктант. Вариант 1 / Результаты — 29

8 класс — 21

ВПР-2021. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 1 / Результаты — 782

ВПР-2021. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 2 / Результаты — 407

ВПР-2021. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 3 / Результаты — 214

Второстепенные члены предложения. Контрольный диктант №3 / Результаты — 925

Главные члены предложения. Контрольный диктант №2 / Результаты — 661

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым / Результаты — 321

Обособленные дополнения. Пунктуационный тренажёр №1 / Результаты — 75

Обособленные дополнения. Пунктуационный тренажёр №2 / Результаты — 16

Обособленные обстоятельства. Запятые при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах / Результаты — 189

Обособленные обстоятельства. Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами / Результаты — 77

Обособленные определения. Запятые при обособленных определениях / Результаты — 129

Обособленные члены предложения. Контрольный диктант №6 / Результаты — 101

Однородные члены предложения. Знаки препинания при обобщающих словах / Результаты — 198

Однородные члены предложения. Контрольный диктант №5 / Результаты — 62

Однородные члены предложения. Однородные и неоднородные определения / Результаты — 47

Односоставные предложения. Контрольный диктант №4 / Результаты — 312

Повторение и систематизация изученного в 8 классе. Итоговый контрольный диктант №9 / Результаты — 77

Повторение изученного в начале года. Контрольный диктант №1 / Результаты — 113

Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Вводные конструкции. Контрольная работа с грамматическим заданием / Результаты — 37

Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Контрольный диктант №7 / Результаты — 72

Чужая речь. Контрольный диктант №8 / Результаты — 17

9 класс — 12

Готовимся к ОГЭ. Орфографический и пунктуационный практикум / Результаты — 657

Готовимся к ОГЭ. Орфографический и пунктуационный практикум / Результаты — 349

Готовимся к ОГЭ. Орфографический и пунктуационный практикум. Вариант 3 / Результаты — 266

Готовимся к ОГЭ. Орфографический и пунктуационный практикум. Вариант 4 / Результаты — 133

Готовимся к ОГЭ. Орфографический и пунктуационный практикум. Вариант 10 / Результаты — 362

Готовимся к ОГЭ. Орфографический и пунктуационный практикум. Вариант 11 / Результаты — 160

Готовимся к ОГЭ. Орфографический и пунктуационный практикум. Вариант 12 / Результаты — 275

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными / Результаты — 106

Сложное бессоюзное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении / Результаты — 141

Сложное бессоюзное предложение. Контрольный диктант №5 / Результаты — 112

Сложноподчинённое предложение. Контрольный диктант №3 / Результаты — 520

Сложносочинённое предложение. Контрольный диктант №2 / Результаты — 341

10 класс — 12

Безударные гласные в суффиксах прилагательных / Результаты — 184

Безударные гласные в суффиксах прилагательных / Результаты — 99

Буквы И и Ы после приставок и в сложных словах / Результаты — 211

Гласные в личных окончаниях глаголов, в суффиксах глаголов и причастий / Результаты — 269

Гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени / Результаты — 108

Морфемика и орфография. Буквы З и С на конце приставок / Результаты — 251

Морфемика и орфография. Правописание ПРЕ- и ПРИ- / Результаты — 399

Морфемика и орфография. Правописание ПРЕ- и ПРИ- / Результаты — 344

Непроверяемые гласные и согласные / Результаты — 139

Разделительные Ъ и Ь / Результаты — 206

Словарный диктант. Непроверяемый согласный Л / Результаты — 70

АудиоЧередующиеся гласные в корне / Результаты — 458

11 класс — 11

Готовимся к ЕГЭ. Задание 10. Правописание приставок. Вариант 1 / Результаты — 285

Готовимся к ЕГЭ. Задание 10. Правописание приставок. Вариант 2 / Результаты — 169

Готовимся к ЕГЭ. Задание 11. Правописание суффиксов. Вариант 1 / Результаты — 178

Готовимся к ЕГЭ. Задание 11. Правописание суффиксов. Буквы О, Е, Ё после шипящих и Ц / Результаты — 194

Готовимся к ЕГЭ. Задание 12. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий, деепричастий / Результаты — 238

Готовимся к ЕГЭ. Задание 16. Знаки препинания при однородных членах / Результаты — 280

Готовимся к ЕГЭ. Задание 17. Запятые при обособленных членах предложения / Результаты — 314

Готовимся к ЕГЭ. Задание 17. Запятые при обособленных членах предложения / Результаты — 135

Готовимся к ЕГЭ. Задание 17. Запятые при обособленных членах предложения / Результаты — 115

Готовимся к ЕГЭ. Задание 18. Знаки препинания при вводных конструкциях / Результаты — 194

Готовимся к ЕГЭ. Задание 19. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении / Результаты — 189

Автор: Иксанова Алсу Самятовна

Организация: МБОУ «Средняя школа №85»

Населенный пункт: город Ульяновск

Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков. Создание мини-проекта.

Цель урока: сформировать устойчивый навык правописания чередующихся гласных в корнях слов, закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами

Задачи:

  1. вспомнить и обобщить правила правописания гласных в корнях с чередованием;
  2. отработать навыки «опознавания» корней с чередованием;
  3. создать проект.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

— овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-, -ращ-; лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, — зар-/-зор-, Е и И в корнях -бер-/-бир- и др. ;

— овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием;

— овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях;

2. Метапредметные:

— умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;

— овладение приемами отбора и систематизации материала;

— способность к конструированию предложений;

— адекватное понимание информации устного и письменного сообщения.

3. Личностные:

— умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;

— овладение умением работать в группах

Ход урока.

1.Организационный момент

2. Мотивация к учебной деятельности. Проблемный вопрос.

(Слайд) У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов)

— Прочитать текст.

— Определить основную мысль текста и объяснить, что хотел сказать нам автор.

— На какие правила пропущены гласные в корне? Назвать пропущенные буквы.

-Сформулировать тему урока. Целеполагание ( исходя из темы). (слайд )

3. Работа по теме урока. Восстановить таблицу. «Мозговой штурм»

Условия написания гласной в корнях с чередованием

Корни с чередованием

Ответы

Слова-исключения

1. От ударения;

1. -кас-, -кос;

2. -раст-, -рос-, -ращ-;

2. От последующей буквы;

3. -зар-, -зор-;

3. От наличия суффикса А после корня.

4. -лаг-, -лож-;

5. -гар-, -гор-;

4.От значения.

6. -бер-, -бир- и др.

Игра «Четвёртый лишний»

Работа по карточкам (карточки с заданием у каждой пары) (слайд )

— Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть те слова, для объяснения правописания которых можно применить одно правило: (слайд )

  1. Расст.лался, ум.раю, заг.раю, к.саюсь.
  2. Предл.жение, р.стение, зар.сли, к.сание.
  3. Подг.реть, з..рянка, зам.реть, уг.реть.

Проверка по слайду.

Словарная работа.

— Что такое зарянка?

ЗАРЯНКА – небольшая кустарниковая певчая птица семейства дроздовых с землисто-бурым оперением на спине и рыжим на груди и горле.

Зарянка — маленькая птица, которую еще называют малиновкой или реполовом, встречается буквально повсюду в Европе, кроме самого крайнего севера. Красногрудые зарянки из России и Скандинавии перелетают на зиму в более теплые края, но одними из первых возвращаются домой с весенним теплом. Небольшие изящные серые зарянки обоих полов обладают ярко-оранжевой грудкой, по которой птицу легко отличить от других. Интересно, что их птенцы появляются на свет с коричнево-бурым окрасом, а оранжевые перья на грудке вырастают только к трех месячному возрасту.

Старинная британская притча повествуется о том, как серая зарянка пыталась освободить Иисуса от тернового венца, который впивался в его голову. Так грудь зарянки покраснела от его крови.

Зарянки очень красиво поют. Питаются насекомыми и червяками, часто караулят садоводов, занятых перекапыванием или рыхлением почвы. С середины 19-го века зарянка является неизменным символом Рождества в Великобритании.

Введение нового слова в активный запас учащихся.

Запись слова

Ударение

Орфограммы

Однокоренные слова

По составу

Словосочетание

Составить предложения со словом ЗАРЯНКА. (варианты детей)

Синтаксический разбор предложения

  • Записать получившееся предложение. Выполнить его синтаксический разбор. ( Один ученик у доски)

Физминутка

Включает ресурс «Две руки». Проводит ученик.

Если в корне «а» руки в сторону, если «о» — вверх.

  • Возлагать надежды.
  • Предложить блины.
  • Южные растения
  • Лёгкое прикосновение
  • Отрасль промышленности
  • Радостное предположение
  • Прилагать усилия.
  • Сложить вещи.
  • Загоралась над степью
  • Расположиться у костра

Работа с текстом. Слайд

Текст. (Текст на слайде и распечатан по одному на группу.)

Мы предпол..гали выехать рано, но зад..ржались. Вдоль дороги, кроме кустарниковой поросли, не было видно никакой другой р..стительности. В полдень мы распол..жились на отдых у оз..ра, зар..сшего к..мышом. Загорелые р..бята плавали на пл..ту. Солнце п..кло так, что к песку нельзя было прикоснуться. В лучах солнца озеро св..ркало, как зеркало.

Догорала вечерняя зорька, когда мы в..рнулись домой.

Ключ. Проверка по слайду.

Проверяемые безударные гласные

Непроверяемые безударные гласные

Чередующиеся гласные

задержались

камышом

предполагали

у озера

ребята

растительности

на плоту

сверкало

расположились

пекло

вернулись

заросшего

Задание.

Отгадать загадки
Природой бережно сплетённый,
Завернутый в зелёный лист,
Р..стёт цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист… (Ландыш)
Девица красна в землю вр..сла. (Морковь)
И зелен, и густ – на грядке выр..с куст.
Начали щипать – стали плакать и рыдать.( Лук)
Рос Демид, выр..с, на белый свет вылез, сквозь землю
прошёл, красну шапку нашёл.(Гриб)
Что вниз вершиной р..стёт?( Морковь)

Задание.

Буквенный диктант.
1 ) изл…гать (а)
2) пол…жить(о)
3) прл…гательное(а)
4) распол…жение (о)
5) отр…сль (а)
6) р…стение (а)
7) р…сток (о)

8) к…снуться (о)

9) заг…р (а)

10) ог…рок (а)
Взаимопроверка.

Задание. Работа в группах.
1группа: расположение лагеря, предложить помощь, жители Ростова-на-Дону, изучаешь прилагательное, маленький росток.
2 группа: полагаться на друга, пишешь изложение, Петров Ростислав, богатая растительность, деревья быстро выросли.

3 группа: возлагать ответственность, сложить пример, вырастить яблоню, растут растения.

4 группа: быстро расти, излагать мысли, располагать временим, порастают дети, росток надежды.

Задание.

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Р_сти, р_сти яблонька подр_стай.

Цв_ти, цв_ти яблонька расцв_тай!

З_л_тое солнышко жарче грей!

Выр_стайте яблоки поск_рей!

Р_сла, р_сла яблонька подр_сла.

Цв_ла, цв_ла яблонька отцв_ла.

Отр_хнула яблонька свой н..ряд

И поспели яблоки для р..бят.

( Расти, расти, яблонька, подрастай.

Цвети, цвети, яблонька, расцветай!

Золотое солнышко, жарче грей!

Вырастайте, яблоки, поскорей!

Росла, росла яблонька, подросла.

Цвела, цвела яблонька, отцвела.

Отряхнула яблонька свой наряд,

И поспели яблоки для ребят.)

Распределительный диктант

Распределить слова в два столбика в зависимости от способа проверки корневой гласной. Объяснить свой выбор.

Прик…сновение, заг…рать, пол…жение, прил…гательное, подг…реть, заг…р, з…ря, к…сательная, з…рька

ПрикОсновение ЗагОрать

полОжение подгОреть

прилАгательное загАр

кАсательная зАря

зОрька

По какому принципу вы распределяли слова?

Создание проекта. Составить кроссворд по теме «Чередование гласных в корне».

Задание: определения понятий заменить синонимичными, используя слова для справок. Составить из данных слов кроссворд.

  1. Слегка дотронуться до чего-то.
  2. Подвергаться действию огня.
  3. Иметь в распоряжении достаточно времени.
  4. Отдалённая вспышка на небосклоне, отблеск далёких молний.
  5. Надеяться на кого-нибудь.
  6. Масло, добываемое из растений.
  7. Прямая, имеющая общие точки с кривой.
  8. Число или выражение, которое складывается с другим.
  9. Смуглый цвет кожи от долгого пребывания на солнце.
  10. Стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища, клубня.

Слова для справок: растительное, положиться, прикоснуться, гореть, касательная, располагать, зарница, слагаемое, загар, росток.

  1. Итог урока. Рефлексия.

Прием «Незаконченное предложение».

Продолжить предложение:

Сегодня я узнал …

Для меня сегодня на уроке самым сложным было …

Я научился …

— Что мы делали сегодня на уроке?

— Как мы это делали?

— Зачем мы это делали? Пригодится ли вам это в жизни? Можно ли было бы обойтись без изучения этой орфограммы в школе?

  1. Домашнее задание. (на выбор учащихся) 1) Выполнить упражнение 191.

2) Найти и записать 5-6 пословиц, в которых встречаются слова с чередующимися гласными в корне.

3) Составить тест на тему: «Гласные в корнях с чередованием» (5-7 вопросов)

Литература

  1. Бондаренко М.А. Поурочные разработки. Русский язык. 5 класс. – М.,2019.
  2. Диктанты и изложения по русскому языку:5 класс. ФГОС/Макарова Б. А., Пересветова Е. В., Никулина М. Ю.- М.: Изд. «Экзамен», 2017.
  3. Егорова Н.И. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: ВАКО, 2014.
  4. Зуева С. В. Современный урок русского языка: пути решения актуальных проблем. – Ульяновск, 2008г.
  5. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс/ сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2018.
  6. Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 5 класс/ А. Б. Малюшкин. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
  7. Малюшкин А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому язык: 5 класс/А. Б. Малюшкин. — М., 2006.
  8. Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. — М.: Просвещение, 2006.
  9. Никитина Е. И. Изучение слов с непроверяемыми написаниями в 4 классе//Обучение орфографии в восьмилетней школе. – М.: Просвещение, 1974г. С.107-120.
  10. Никитина Е. И. Конспект урока русского языка (техника составления).- Ульяновск, 1999г.
  11. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.,1999г.
  12. Панов Б. Т. Типы и структура уроков русского языка. – М.: Просвещение, 1986г.
  13. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. М.: Просвещение, 2019.
  14. Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л. А.Тростенцова, М. М. Стракевич. — М.: Просвещение, 2004.
  15. Тростенцова Л.А. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: к учебнику Ладыженской, Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой и др. М.: Экзамен, 2019.
  16. Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. – М., 1987г.
  17. www.festival.1september. ru

Раздаточный материал

Условия написания гласной в корнях с чередованием

Корни с чередованием

Ответы

Слова-исключения

1. От ударения;

1. -кас-, -кос;

2. -раст-, -рос-, -ращ-;

2. От последующей буквы;

3. -зар-, -зор-;

3. От наличия суффикса А после корня.

4. -лаг-, -лож-;

5. -гар-, -гор-;

4.От значения.

6. -бер-, -бир- и др.

Текст. (Текст на слайде и распечатан по одному на группу.)

Мы предпол..гали выехать рано, но зад..ржались. Вдоль дороги, кроме кустарниковой поросли, не было видно никакой другой р..стительности. В полдень мы распол..жились на отдых у оз..ра, зар..сшего к..мышом. Загорелые р..бята плавали на пл..ту. Солнце п..кло так, что к песку нельзя было прикоснуться. В лучах солнца озеро св..ркало, как зеркало.

Догорала вечерняя зорька, когда мы в..рнулись домой.

Задание. Работа в группах.
1группа: расположение лагеря, предложить помощь, жители Ростова-на-Дону, изучаешь прилагательное, маленький росток.
2 группа: полагаться на друга, пишешь изложение, Петров Ростислав, богатая растительность, деревья быстро выросли.

3 группа: возлагать ответственность, сложить пример, вырастить яблоню, растут растения.

4 группа: быстро расти, излагать мысли, располагать временим, порастают дети, росток надежды.

Задание.

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Р_сти, р_сти яблонька подр_стай.

Цв_ти, цв_ти яблонька расцв_тай!

З_л_тое солнышко жарче грей!

Выр_стайте яблоки поск_рей!

Р_сла, р_сла яблонька подр_сла.

Цв_ла, цв_ла яблонька отцв_ла.

Отр_хнула яблонька свой н..ряд

И поспели яблоки для р..бят.

Приложения:

  1. file0.docx.. 36,2 КБ

Опубликовано: 30.11.2020

Чередование — это заме­на одно­го зву­ка дру­гим в одной и той же мор­фе­ме при обра­зо­ва­нии и изме­не­нии слов.

В корне слов могут чере­до­вать­ся как глас­ные, так и соглас­ные. Приведем при­ме­ры с чере­до­ва­ни­ем глас­ных и соглас­ных в корне слов.

Чередование гласных и согласных в корне (200 примеров)

В корне слов могут чере­до­вать­ся без­удар­ные глас­ные «а» и «о». В таком слу­чае глас­ную невоз­мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем. Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­во, поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом напи­са­ния чере­ду­ю­щих­ся глас­ных.

Примеры слов с чередованием гласных а/о в корне

В кор­нях гар-/гор-, клан-/клон-, твар-/твор- в без­удар­ном поло­же­нии пишет­ся бук­ва «о», а под уда­ре­ни­ем  и «а», и «о», напри­мер:

  • гореть, горелка, загореть, загорелый, загоревший­ся, загорать, угореть, угорелый, под­гореть, под­горелый, под­горевший, погорелец, сгореть, несгораемый, выгорать, выгореть, выгорание,  воз­горать, воз­горание, пере­гореть;
  • загар, угар, угарный.
  • поклонение, поклониться, поклонись, поклоняться, склонение;
  • кланять­ся, уклон, поклон, Поклонная гора;
  • творить, творение, творец, сотворить, сотворение;
  • тварь, тлетворный, затвор, притвор.

ПравилоВ кор­нях кас/кос, лаг-/лож- напи­са­ние бук­вы «а» дик­ту­ет суф­фикс -а-, нахо­дя­щий­ся после кор­ня.

Примеры:

  • касаться, касание, касатель­ная, прикасаться;
  • при­кос­но­ве­ние, при­кос­нуть­ся, кос­нись;
  • излагать, прилагать, прилагаю, предлагать, налагать;
  • изло­жить, изло­же­ние, при­ло­жить, при­ло­же­ние, пред­ло­жить, пред­ло­же­ние, зало­жить, облож­ной.

Будем иметь в виду, что во мно­гих сло­вах в совре­мен­ном рус­ском язы­ке эти кор­ни срос­лись с при­став­ка­ми.

ПравилоВ корне скак-/скоч- напи­са­ние букв «а» или «о» без уда­ре­ния зави­сит от после­ду­ю­щей соглас­ной.

Примеры:

  • проскакать, скакание, обскакать, скакун, скакалка;
  • подскочить на месте, выскочить из дома, заскочить на мину­ту, перескочить через лужу, выскочка.

Гласные а/о чере­ду­ют­ся в корне раст-/ращ-/рост-/рос-.

Примеры:

  • рас­те­ние, рас­ти, рас­ти­тель­ность, росток, выра­щен­ный;
  • водо­рос­ли, нарост, на вырост, отрос­ли, вырос­ла.

Чередование букв а/о отме­тим в сло­вах с кор­нем плав-/плов-.

  • пла­вать, спла­вать, пла­ва­тель­ный, пла­ву­чий, на пла­ву;
  • пло­вец — плов­цы, плов­чи­ха — плов­чи­хи.

В кор­нях мак-/моч- напи­са­ние чере­ду­ю­щих­ся глас­ных а//о явля­ет­ся смыс­ло­вым.

Примеры:

  • макать в сме­та­ну, обмак­нуть перо в чер­ни­ла, мак­нуть в соль;
  • смо­чить вих­ры, про­мо­чить ноги, намо­чить воло­сы, про­мок­нуть под дождем, замо­чить бельё.

Примеры слов с чередованием гласных е/и в корне

В кор­нях бер-/бир-, мер-/мир-, пер-/пир-, дер-/дир-, тер-/тир-, жиг-/жег-, стел-/стил-, чет-/чит-,  блест-/блист- отме­тим без­удар­ные глас­ные «е» или «и» в зави­си­мо­сти от при­сут­ствия суф­фик­са -а-, напри­мер:

  • избира́ть — изберёшь;
  • отпира́ть — отпере́ть;
  • сдира́ть — сдеру́, сдерёт;
  • растира́ть — растере́ть;
  • обжига́ть — обжёгший;
  • застила́ть — застели́ть;
  • заблиста́ть — заблесте́ть;
  • вычита́ние — вы́четы.

В кор­нях с эле­мен­та­ми им-, -ин-, за кото­ры­ми сле­ду­ет суф­фикс -а-, пишет­ся бук­ва «и».

Примеры:

  • пред­принимать;
  • пред­приниматель;
  • понимать;
  • понимание;
  • приминать;
  • занимать;
  • заниматель­ный.

Примеры слов с чередованием согласных в корне

Отметим исто­ри­че­ские тра­ди­ци­он­ные чере­до­ва­ния соглас­ных в корне слов:

г//ж//з

  • друг -друж­ба — дру­зья;
  • подру­га — друж­ный;

д//ж//жд

  • выход, ходок — выхо­жу — выхож­де­ние;
  • водить — вожу — вожде­ние;
  • родить — роже­ни­ца — рож­де­ние;
  • насла­дить­ся — насла­жде­ние; 
  • бро­дить — бро­же­ние;
  • еда — слад­ко­еж­ка;

к, ц, ч//т

  • пота­кать — потат­чик;
  • кабак — кабат­чик;
  • казак — казатчи­на;
  • турок — турец­кий;
  • кру­пи­ца — кру­пит­ча­тый;
  • рес­ни­ца — рес­нит­ча­тый;
  • таб­ли­ца — таб­лит­ча­тый;
  • добы­ча — добыт­чик;
  • раз­да­ча — раз­дат­чик;

к//ч//ц

  • кли­кать — клич — вос­кли­цать, вос­кли­ца­ние; 
  • ткать — ткач — ткац­кий;
  •  бул­ка — булоч­ная;
  • пустяк — пустяч­ный; 

к// ц//ч

  •  лик — лицо — личи­ко;

т//ч//щ

осве­тить — све­ча — осве­ще­ние;

ст//щ

  • мостить — мощё­ный;
  • крест — кре­щё­ный;
  • тол­стый — тол­щи­на;
  • густой — гуще;

ск//щ

  • воск — вощё­ный;
  • треск — тре­щать;
  • дос­ка — доща­тый;
  • лоск — лощё­ный;
  • иск — ищей­ка, сыщик;
  • плес­кать — пле­щет;

г//ж

  • вью­га — вьюж­ный;
  • бакла­га — баклаж­ка;
  • ков­ри­га — ков­риж­ка;
  • бума­га — бумаж­ка;
  • серь­га — сереж­ка;
  • лачу­га — лачуж­ка;
  • пичу­га — пичуж­ка;
  • застег­нуть — застёж­ка;
  • рас­тя­ги­вать — врас­тяж­ку;
  • Волга — волж­ский;
  • варяг — варяж­ский;
  • Норвегия — нор­веж­ский, нор­ве­жец, нор­ве­жен­ка.

з//ж

  • ска­за­ние — ска­жу;
  • воз­ра­зить — воз­ра­же­ние;
  • моро­зить — моро­же­ное;
  • иска­зить — иска­же­ние;

с//ш

  • отно­сить — отно­ше­ние;
  • носить — ноша;
  • согла­сие — согла­ше­ние;
  • про­сить — про­ше­ние;

х//ш

  • ухо — уши, ушной, науш­ни­ки;
  • успех — успеш­ный;
  • сума­то­ха — сума­тош­ный;
  • грех — греш­ный, греш­ни­ца;
  • вспа­хать — вспаш­ка;
  • соха — сош­ка;
  • бло­ха — блош­ка, бло­ши­ный;
  • пух — пушок, пуши­стый;

ц//ч

  • отец, отцов, отцов­ский — отче­ство, отчий, Отечество;
  • серд­це — сер­деч­ный, сер­деч­ность;
  • заяц — зай­чи­ха, зай­чо­нок;
  • яйцо — яич­ный, яич­ни­ца;

Укажем более ред­кое чере­до­ва­ние соглас­ных н//ш:

  • ладонь — ладо­шка;
  • гар­монь — гар­мош­ка;
  • окно — окош­ко;
  • баран — бара­шек;
  • кар­ман — кар­ма­шек;
  • голов­ня — голо­веш­ка.

В кор­нях слов и их форм может про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние соглас­ных:

  • б//бл: влю­бить — влюб­лен­ность, губить — губ­лю, дро­бить — дроб­ле­ние, при­ба­вить — при­бав­ле­ние;
  • п//пл: сыпать — сып­лю, насы­пать — насып­лен­ный, высы­пать — высып­лю;
  • м//мл: кор­мить — корм­лю, корм­ле­ние, выкор­мить — выкорм­лен­ный;
  • в//вл: уди­вить — удив­ле­ние, выло­вить — вылов­лен­ный, нало­вить — налов­лю;
  • ф//фл: раз­гра­фить — раз­граф­лять, раз­граф­лю, раз­граф­лен­ный.

Видеоурок «Понятие о чередовании согласных звуков в корне»


Предыдущая

ФонетикаФонетический (звуко-буквенный) разбор слова «земля»

Следующая

ФонетикаЧто такое чередование звуков? Примеры чередования в суффиксах и корне слов

  • Составить рассказ с фразеологизмом плыть по течению
  • Составить рассказ со словами сыщик разыскать поиск розыск
  • Составить рассказ с использованием условных знаков по географии 6 класс
  • Составить рассказ с помощью условных знаков не менее 10 в рамочке в цвете
  • Составить рассказ с использованием фразеологизмов 6 класс