Начальная школа — 17
Безударные непроверяемые гласные А и О в корне / Результаты — 497
Безударные непроверяемые гласные Е и И в корне / Результаты — 240
Безударные непроверяемые гласные в корне / Результаты — 194
Безударные проверяемые гласные в корне / Результаты — 252
Безударные проверяемые гласные в корне / Результаты — 211
Безударные проверяемые гласные в корне / Результаты — 165
Буквы И и Ы после Ц / Результаты — 152
Буквы И, У, А после шипящих / Результаты — 97
Гласные Е и И в суффиксах -ЕК и -ИК / Результаты — 148
Имя существительное. Буквы Е и И в окончаниях существительных / Результаты — 204
Мягкий знак для обозначения мягкости согласных / Результаты — 74
Непроизносимые согласные / Результаты — 136
Парные звонкие и глухие согласные / Результаты — 102
Парные звонкие и глухие согласные / Результаты — 112
Парные звонкие и глухие согласные / Результаты — 38
Парные звонкие и глухие согласные / Результаты — 36
Разделительные Ъ и Ь / Результаты — 145
4 класс — 15
Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «В зоопарке» / Результаты — 181
Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Всю ночь …» / Результаты — 108
Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Главный певец» / Результаты — 75
Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Жилище бобра» / Результаты — 77
Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Котёнок Мур» / Результаты — 108
Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Ласточка» / Результаты — 69
Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Лесной гость» / Результаты — 51
Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Морская звезда» / Результаты — 55
Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Наступила поздняя осень» / Результаты — 32
Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Парусник» / Результаты — 22
Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Первый снег» / Результаты — 96
Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Снегирь» / Результаты — 62
Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Тайга просыпается» / Результаты — 28
Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Тёплым летним днём…» / Результаты — 34
Готовимся к ВПР. Контрольный диктант «Ясный летний денёк…» / Результаты — 42
5 класс — 39
ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм / Результаты — 971
ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 2 / Результаты — 593
ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 3 / Результаты — 379
ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 4 / Результаты — 488
Глагол. Буквы А(Я) и У(Ю) в окончаниях глаголов I и II спряжения / Результаты — 263
Глагол. Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения / Результаты — 394
Глагол. Контрольный диктант с грамматическим заданием / Результаты — 162
Глагол. Правописание -тся и ться в глаголах / Результаты — 163
Имя прилагательное. Контрольный диктант «Пушок» / Результаты — 96
Имя прилагательное. Правописание падежных окончаний прилагательных / Результаты — 103
Имя существительное. Буквы Е и И в окончаниях существительных / Результаты — 99
Имя существительное. Ь после шипящих на конце имён существительных / Результаты — 131
Интерактивное упражнение №01 / Результаты — 233
Интерактивное упражнение №03 / Результаты — 68
Интерактивное упражнение №07 / Результаты — 52
Интерактивное упражнение №10 / Результаты — 39
Интерактивное упражнение №11 / Результаты — 44
Интерактивное упражнение №13 / Результаты — 198
Контрольный диктант «Берёзовая роща» / Результаты — 602
Контрольный диктант «Загадочный дубок» / Результаты — 126
Контрольный диктант «Летняя гроза» / Результаты — 74
Контрольный диктант «Приближение весны» / Результаты — 60
Контрольный диктант «Сентябрь» / Результаты — 163
Контрольный диктант «Цветочные часы» / Результаты — 151
Морфемика и орфография. Буквы З и С на конце приставок / Результаты — 240
Морфемика и орфография. Гласные в приставках / Результаты — 51
Морфемика и орфография. Проверяемые безударные гласные в корне слова / Результаты — 175
Морфемика и орфография. Согласные в приставках / Результаты — 62
Морфемика и орфография. Чередующиеся Е и И в корне слова / Результаты — 149
Морфемика и орфография. Чередующиеся О и А в корне -РАСТ- — -РОС- / Результаты — 182
Морфемика и орфография. Чередующиеся О и А в корне -РАСТ- — -РОС- / Результаты — 76
Морфемика и орфография. Чередующиеся О и А в корне -ЛАГ- — -ЛОЖ- / Результаты — 215
Морфемика и орфография. Чередующиеся О и А в корнях -ЛАГ- — -ЛОЖ-, -РАСТ- — -РОС- / Результаты — 168
Непроизносимые согласные / Результаты — 38
Разделительные Ъ и Ь / Результаты — 52
Разделительные Ъ и Ь / Результаты — 40
Синтаксис и пунктуация. Запятые в предложениях с однородными членами / Результаты — 433
Синтаксис и пунктуация. Контрольный диктант «Ранним утром» / Результаты — 541
Употребление Ь для обозначения на письме мягкости согласных / Результаты — 68
6 класс — 28
ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 1 / Результаты — 985
ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 2 / Результаты — 559
ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 3 / Результаты — 502
ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 4 / Результаты — 352
ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 5 / Результаты — 296
ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 6 / Результаты — 438
Глагол. Буквы Е-И, А(Я) -У(Ю) в окончаниях глаголов I и II спряжения / Результаты — 411
Глагол. Контрольная работа с грамматическим заданием / Результаты — 173
Глагол. Контрольный диктант / Результаты — 331
Глагол. Повторение. Контрольный диктант / Результаты — 184
Глагол. Правописание суффиксов глаголов -ОВА- (-ЕВА-), -ЫВА- (-ИВА-) / Результаты — 115
Имя прилагательное. Н и НН в суффиксах имён прилагательных / Результаты — 303
Имя прилагательное. Н и НН в суффиксах имён прилагательных / Результаты — 408
Имя прилагательное. О-Е(Ё) после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных / Результаты — 147
Имя существительное. Суффиксы -ЧИК- и -ЩИК- в именах существительных / Результаты — 395
Контрольный диктант «Кто сажает лес» / Результаты — 593
Местоимение. Контрольный диктант / Результаты — 18
Морфемика и орфография. Буквы И и Ы после приставок / Результаты — 227
Морфемика и орфография. Гласные О и А в корне -КОС- (-КАС-) и омонимичные корни / Результаты — 135
Морфемика и орфография. Диктант с грамматическим заданием «На рыбалке» / Результаты — 330
Морфемика и орфография. Правописание -ГОР- и -ГАР- / Результаты — 141
Морфемика и орфография. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- / Результаты — 640
Морфемика и орфография. Соединительные гласные в сложных словах / Результаты — 74
Морфемика и орфография. Чередующиеся О и А в корне слова / Результаты — 197
Орфографический тренажёр. Упражнение №1 / Результаты — 70
Орфографический тренажёр. Упражнение №2 / Результаты — 230
Орфографический тренажёр. Упражнение №3 / Результаты — 143
Повторение изученного в 6 классе. Контрольный диктант / Результаты — 303
7 класс — 28
ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 1 / Результаты — 649
ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 2 / Результаты — 410
ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 3 / Результаты — 169
ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 4 / Результаты — 323
ВПР. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 5 / Результаты — 391
Гласные после шипящих / Результаты — 173
Деепричастие. Запятые при деепричастиях и деепричастных оборотах / Результаты — 1001
Деепричастие. Контрольный диктант / Результаты — 983
Наречие. Контрольный диктант / Результаты — 217
Наречие. Контрольный диктант / Результаты — 109
Наречие. Суффиксы О и А на конце наречий / Результаты — 174
Наречие. Суффиксы О и А на конце наречий / Результаты — 48
Повторение и обобщение изученного в 7 классе. Контрольный диктант / Результаты — 135
Повторение и обобщение изученного в 7 классе. Контрольный диктант. Вариант 2 / Результаты — 45
Повторение изученного в 6 классе. Контрольный диктант / Результаты — 74
Причастие. Безударные гласные в окончаниях причастий / Результаты — 207
Причастие. Буквы Е и И в суффиксах страдательных причастий настоящего времени / Результаты — 247
Причастие. Буквы Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных / Результаты — 448
Причастие. Буквы Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных / Результаты — 541
Причастие. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени -УЩ-(-ЮЩ-), -АЩ- (-ЯЩ-) / Результаты — 456
Причастие. Гласные в суффиксах причастий / Результаты — 372
Причастие. Контрольная работа / Результаты — 528
Причастие. Контрольный диктант / Результаты — 559
Причастие. Контрольный диктант / Результаты — 199
Союз. Контрольный диктант. Вариант 1 / Результаты — 23
Союз. Контрольный диктант. Вариант 2 / Результаты — 5
Союз. Контрольный диктант. Вариант 3 / Результаты — 21
Частица. Контрольный диктант. Вариант 1 / Результаты — 29
8 класс — 21
ВПР-2021. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 1 / Результаты — 782
ВПР-2021. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 2 / Результаты — 407
ВПР-2021. Задание 01. Списывание текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Вариант 3 / Результаты — 214
Второстепенные члены предложения. Контрольный диктант №3 / Результаты — 925
Главные члены предложения. Контрольный диктант №2 / Результаты — 661
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым / Результаты — 321
Обособленные дополнения. Пунктуационный тренажёр №1 / Результаты — 75
Обособленные дополнения. Пунктуационный тренажёр №2 / Результаты — 16
Обособленные обстоятельства. Запятые при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах / Результаты — 189
Обособленные обстоятельства. Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами / Результаты — 77
Обособленные определения. Запятые при обособленных определениях / Результаты — 129
Обособленные члены предложения. Контрольный диктант №6 / Результаты — 101
Однородные члены предложения. Знаки препинания при обобщающих словах / Результаты — 198
Однородные члены предложения. Контрольный диктант №5 / Результаты — 62
Однородные члены предложения. Однородные и неоднородные определения / Результаты — 47
Односоставные предложения. Контрольный диктант №4 / Результаты — 312
Повторение и систематизация изученного в 8 классе. Итоговый контрольный диктант №9 / Результаты — 77
Повторение изученного в начале года. Контрольный диктант №1 / Результаты — 113
Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Вводные конструкции. Контрольная работа с грамматическим заданием / Результаты — 37
Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Контрольный диктант №7 / Результаты — 72
Чужая речь. Контрольный диктант №8 / Результаты — 17
9 класс — 12
Готовимся к ОГЭ. Орфографический и пунктуационный практикум / Результаты — 657
Готовимся к ОГЭ. Орфографический и пунктуационный практикум / Результаты — 349
Готовимся к ОГЭ. Орфографический и пунктуационный практикум. Вариант 3 / Результаты — 266
Готовимся к ОГЭ. Орфографический и пунктуационный практикум. Вариант 4 / Результаты — 133
Готовимся к ОГЭ. Орфографический и пунктуационный практикум. Вариант 10 / Результаты — 362
Готовимся к ОГЭ. Орфографический и пунктуационный практикум. Вариант 11 / Результаты — 160
Готовимся к ОГЭ. Орфографический и пунктуационный практикум. Вариант 12 / Результаты — 275
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными / Результаты — 106
Сложное бессоюзное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении / Результаты — 141
Сложное бессоюзное предложение. Контрольный диктант №5 / Результаты — 112
Сложноподчинённое предложение. Контрольный диктант №3 / Результаты — 520
Сложносочинённое предложение. Контрольный диктант №2 / Результаты — 341
10 класс — 12
Безударные гласные в суффиксах прилагательных / Результаты — 184
Безударные гласные в суффиксах прилагательных / Результаты — 99
Буквы И и Ы после приставок и в сложных словах / Результаты — 211
Гласные в личных окончаниях глаголов, в суффиксах глаголов и причастий / Результаты — 269
Гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени / Результаты — 108
Морфемика и орфография. Буквы З и С на конце приставок / Результаты — 251
Морфемика и орфография. Правописание ПРЕ- и ПРИ- / Результаты — 399
Морфемика и орфография. Правописание ПРЕ- и ПРИ- / Результаты — 344
Непроверяемые гласные и согласные / Результаты — 139
Разделительные Ъ и Ь / Результаты — 206
Словарный диктант. Непроверяемый согласный Л / Результаты — 70
Чередующиеся гласные в корне / Результаты — 458
11 класс — 11
Готовимся к ЕГЭ. Задание 10. Правописание приставок. Вариант 1 / Результаты — 285
Готовимся к ЕГЭ. Задание 10. Правописание приставок. Вариант 2 / Результаты — 169
Готовимся к ЕГЭ. Задание 11. Правописание суффиксов. Вариант 1 / Результаты — 178
Готовимся к ЕГЭ. Задание 11. Правописание суффиксов. Буквы О, Е, Ё после шипящих и Ц / Результаты — 194
Готовимся к ЕГЭ. Задание 12. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий, деепричастий / Результаты — 238
Готовимся к ЕГЭ. Задание 16. Знаки препинания при однородных членах / Результаты — 280
Готовимся к ЕГЭ. Задание 17. Запятые при обособленных членах предложения / Результаты — 314
Готовимся к ЕГЭ. Задание 17. Запятые при обособленных членах предложения / Результаты — 135
Готовимся к ЕГЭ. Задание 17. Запятые при обособленных членах предложения / Результаты — 115
Готовимся к ЕГЭ. Задание 18. Знаки препинания при вводных конструкциях / Результаты — 194
Готовимся к ЕГЭ. Задание 19. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении / Результаты — 189
Автор: Иксанова Алсу Самятовна
Организация: МБОУ «Средняя школа №85»
Населенный пункт: город Ульяновск
Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков. Создание мини-проекта.
Цель урока: сформировать устойчивый навык правописания чередующихся гласных в корнях слов, закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами
Задачи:
- вспомнить и обобщить правила правописания гласных в корнях с чередованием;
- отработать навыки «опознавания» корней с чередованием;
- создать проект.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
— овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-, -ращ-; лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, — зар-/-зор-, Е и И в корнях -бер-/-бир- и др. ;
— овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием;
— овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях;
2. Метапредметные:
— умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;
— овладение приемами отбора и систематизации материала;
— способность к конструированию предложений;
— адекватное понимание информации устного и письменного сообщения.
3. Личностные:
— умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;
— овладение умением работать в группах
Ход урока.
1.Организационный момент
2. Мотивация к учебной деятельности. Проблемный вопрос.
(Слайд) У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов)
— Прочитать текст.
— Определить основную мысль текста и объяснить, что хотел сказать нам автор.
— На какие правила пропущены гласные в корне? Назвать пропущенные буквы.
-Сформулировать тему урока. Целеполагание ( исходя из темы). (слайд )
3. Работа по теме урока. Восстановить таблицу. «Мозговой штурм»
Условия написания гласной в корнях с чередованием | Корни с чередованием | Ответы | Слова-исключения |
1. От ударения; | 1. -кас-, -кос; | ||
2. -раст-, -рос-, -ращ-; | |||
2. От последующей буквы; | 3. -зар-, -зор-; | ||
3. От наличия суффикса А после корня. | 4. -лаг-, -лож-; | ||
5. -гар-, -гор-; | |||
4.От значения. | 6. -бер-, -бир- и др. |
Игра «Четвёртый лишний»
Работа по карточкам (карточки с заданием у каждой пары) (слайд )
— Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть те слова, для объяснения правописания которых можно применить одно правило: (слайд )
- Расст.лался, ум.раю, заг.раю, к.саюсь.
- Предл.жение, р.стение, зар.сли, к.сание.
- Подг.реть, з..рянка, зам.реть, уг.реть.
Проверка по слайду.
Словарная работа.
— Что такое зарянка?
ЗАРЯНКА – небольшая кустарниковая певчая птица семейства дроздовых с землисто-бурым оперением на спине и рыжим на груди и горле.
Зарянка — маленькая птица, которую еще называют малиновкой или реполовом, встречается буквально повсюду в Европе, кроме самого крайнего севера. Красногрудые зарянки из России и Скандинавии перелетают на зиму в более теплые края, но одними из первых возвращаются домой с весенним теплом. Небольшие изящные серые зарянки обоих полов обладают ярко-оранжевой грудкой, по которой птицу легко отличить от других. Интересно, что их птенцы появляются на свет с коричнево-бурым окрасом, а оранжевые перья на грудке вырастают только к трех месячному возрасту.
Старинная британская притча повествуется о том, как серая зарянка пыталась освободить Иисуса от тернового венца, который впивался в его голову. Так грудь зарянки покраснела от его крови.
Зарянки очень красиво поют. Питаются насекомыми и червяками, часто караулят садоводов, занятых перекапыванием или рыхлением почвы. С середины 19-го века зарянка является неизменным символом Рождества в Великобритании.
Введение нового слова в активный запас учащихся.
Запись слова
Ударение
Орфограммы
Однокоренные слова
По составу
Словосочетание
Составить предложения со словом ЗАРЯНКА. (варианты детей)
Синтаксический разбор предложения
- Записать получившееся предложение. Выполнить его синтаксический разбор. ( Один ученик у доски)
Физминутка
Включает ресурс «Две руки». Проводит ученик.
Если в корне «а» руки в сторону, если «о» — вверх.
- Возлагать надежды.
- Предложить блины.
- Южные растения
- Лёгкое прикосновение
- Отрасль промышленности
- Радостное предположение
- Прилагать усилия.
- Сложить вещи.
- Загоралась над степью
- Расположиться у костра
Работа с текстом. Слайд
Текст. (Текст на слайде и распечатан по одному на группу.)
Мы предпол..гали выехать рано, но зад..ржались. Вдоль дороги, кроме кустарниковой поросли, не было видно никакой другой р..стительности. В полдень мы распол..жились на отдых у оз..ра, зар..сшего к..мышом. Загорелые р..бята плавали на пл..ту. Солнце п..кло так, что к песку нельзя было прикоснуться. В лучах солнца озеро св..ркало, как зеркало.
Догорала вечерняя зорька, когда мы в..рнулись домой.
Ключ. Проверка по слайду.
Проверяемые безударные гласные | Непроверяемые безударные гласные | Чередующиеся гласные |
задержались | камышом | предполагали |
у озера | ребята | растительности |
на плоту | сверкало | расположились |
пекло | вернулись | заросшего |
Задание.
Отгадать загадки
Природой бережно сплетённый,
Завернутый в зелёный лист,
Р..стёт цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист… (Ландыш)
Девица красна в землю вр..сла. (Морковь)
И зелен, и густ – на грядке выр..с куст.
Начали щипать – стали плакать и рыдать.( Лук)
Рос Демид, выр..с, на белый свет вылез, сквозь землю
прошёл, красну шапку нашёл.(Гриб)
Что вниз вершиной р..стёт?( Морковь)
Задание.
Буквенный диктант.
1 ) изл…гать (а)
2) пол…жить(о)
3) прл…гательное(а)
4) распол…жение (о)
5) отр…сль (а)
6) р…стение (а)
7) р…сток (о)
к…снуться (о)
9) заг…р (а)
10) ог…рок (а)
Взаимопроверка.
Задание. Работа в группах.
1группа: расположение лагеря, предложить помощь, жители Ростова-на-Дону, изучаешь прилагательное, маленький росток.
2 группа: полагаться на друга, пишешь изложение, Петров Ростислав, богатая растительность, деревья быстро выросли.
3 группа: возлагать ответственность, сложить пример, вырастить яблоню, растут растения.
4 группа: быстро расти, излагать мысли, располагать временим, порастают дети, росток надежды.
Задание.
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Р_сти, р_сти яблонька подр_стай.
Цв_ти, цв_ти яблонька расцв_тай!
З_л_тое солнышко жарче грей!
Выр_стайте яблоки поск_рей!
Р_сла, р_сла яблонька подр_сла.
Цв_ла, цв_ла яблонька отцв_ла.
Отр_хнула яблонька свой н..ряд
И поспели яблоки для р..бят.
( Расти, расти, яблонька, подрастай.
Цвети, цвети, яблонька, расцветай!
Золотое солнышко, жарче грей!
Вырастайте, яблоки, поскорей!
Росла, росла яблонька, подросла.
Цвела, цвела яблонька, отцвела.
Отряхнула яблонька свой наряд,
И поспели яблоки для ребят.)
Распределительный диктант
Распределить слова в два столбика в зависимости от способа проверки корневой гласной. Объяснить свой выбор.
Прик…сновение, заг…рать, пол…жение, прил…гательное, подг…реть, заг…р, з…ря, к…сательная, з…рька
ПрикОсновение ЗагОрать
полОжение подгОреть
прилАгательное загАр
кАсательная зАря
зОрька
По какому принципу вы распределяли слова?
Создание проекта. Составить кроссворд по теме «Чередование гласных в корне».
Задание: определения понятий заменить синонимичными, используя слова для справок. Составить из данных слов кроссворд.
- Слегка дотронуться до чего-то.
- Подвергаться действию огня.
- Иметь в распоряжении достаточно времени.
- Отдалённая вспышка на небосклоне, отблеск далёких молний.
- Надеяться на кого-нибудь.
- Масло, добываемое из растений.
- Прямая, имеющая общие точки с кривой.
- Число или выражение, которое складывается с другим.
- Смуглый цвет кожи от долгого пребывания на солнце.
- Стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища, клубня.
Слова для справок: растительное, положиться, прикоснуться, гореть, касательная, располагать, зарница, слагаемое, загар, росток.
- Итог урока. Рефлексия.
Прием «Незаконченное предложение».
Продолжить предложение:
Сегодня я узнал …
Для меня сегодня на уроке самым сложным было …
Я научился …
— Что мы делали сегодня на уроке?
— Как мы это делали?
— Зачем мы это делали? Пригодится ли вам это в жизни? Можно ли было бы обойтись без изучения этой орфограммы в школе?
- Домашнее задание. (на выбор учащихся) 1) Выполнить упражнение 191.
2) Найти и записать 5-6 пословиц, в которых встречаются слова с чередующимися гласными в корне.
3) Составить тест на тему: «Гласные в корнях с чередованием» (5-7 вопросов)
Литература
- Бондаренко М.А. Поурочные разработки. Русский язык. 5 класс. – М.,2019.
- Диктанты и изложения по русскому языку:5 класс. ФГОС/Макарова Б. А., Пересветова Е. В., Никулина М. Ю.- М.: Изд. «Экзамен», 2017.
- Егорова Н.И. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: ВАКО, 2014.
- Зуева С. В. Современный урок русского языка: пути решения актуальных проблем. – Ульяновск, 2008г.
- Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс/ сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2018.
- Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 5 класс/ А. Б. Малюшкин. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Малюшкин А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому язык: 5 класс/А. Б. Малюшкин. — М., 2006.
- Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. — М.: Просвещение, 2006.
- Никитина Е. И. Изучение слов с непроверяемыми написаниями в 4 классе//Обучение орфографии в восьмилетней школе. – М.: Просвещение, 1974г. С.107-120.
- Никитина Е. И. Конспект урока русского языка (техника составления).- Ульяновск, 1999г.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.,1999г.
- Панов Б. Т. Типы и структура уроков русского языка. – М.: Просвещение, 1986г.
- Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. М.: Просвещение, 2019.
- Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л. А.Тростенцова, М. М. Стракевич. — М.: Просвещение, 2004.
- Тростенцова Л.А. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: к учебнику Ладыженской, Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой и др. М.: Экзамен, 2019.
- Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. – М., 1987г.
- www.festival.1september. ru
Раздаточный материал
Условия написания гласной в корнях с чередованием | Корни с чередованием | Ответы | Слова-исключения |
1. От ударения; | 1. -кас-, -кос; | ||
2. -раст-, -рос-, -ращ-; | |||
2. От последующей буквы; | 3. -зар-, -зор-; | ||
3. От наличия суффикса А после корня. | 4. -лаг-, -лож-; | ||
5. -гар-, -гор-; | |||
4.От значения. | 6. -бер-, -бир- и др. |
Текст. (Текст на слайде и распечатан по одному на группу.)
Мы предпол..гали выехать рано, но зад..ржались. Вдоль дороги, кроме кустарниковой поросли, не было видно никакой другой р..стительности. В полдень мы распол..жились на отдых у оз..ра, зар..сшего к..мышом. Загорелые р..бята плавали на пл..ту. Солнце п..кло так, что к песку нельзя было прикоснуться. В лучах солнца озеро св..ркало, как зеркало.
Догорала вечерняя зорька, когда мы в..рнулись домой.
Задание. Работа в группах.
1группа: расположение лагеря, предложить помощь, жители Ростова-на-Дону, изучаешь прилагательное, маленький росток.
2 группа: полагаться на друга, пишешь изложение, Петров Ростислав, богатая растительность, деревья быстро выросли.
3 группа: возлагать ответственность, сложить пример, вырастить яблоню, растут растения.
4 группа: быстро расти, излагать мысли, располагать временим, порастают дети, росток надежды.
Задание.
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Р_сти, р_сти яблонька подр_стай.
Цв_ти, цв_ти яблонька расцв_тай!
З_л_тое солнышко жарче грей!
Выр_стайте яблоки поск_рей!
Р_сла, р_сла яблонька подр_сла.
Цв_ла, цв_ла яблонька отцв_ла.
Отр_хнула яблонька свой н..ряд
И поспели яблоки для р..бят.
Приложения:
- file0.docx.. 36,2 КБ
Опубликовано: 30.11.2020
Чередование — это замена одного звука другим в одной и той же морфеме при образовании и изменении слов.
В корне слов могут чередоваться как гласные, так и согласные. Приведем примеры с чередованием гласных и согласных в корне слов.
В корне слов могут чередоваться безударные гласные «а» и «о». В таком случае гласную невозможно проверить ударением. Чтобы правильно написать слово, пользуемся орфографическим правилом написания чередующихся гласных.
Примеры слов с чередованием гласных а/о в корне
В корнях гар-/гор-, клан-/клон-, твар-/твор- в безударном положении пишется буква «о», а под ударением и «а», и «о», например:
- гореть, горелка, загореть, загорелый, загоревшийся, загорать, угореть, угорелый, подгореть, подгорелый, подгоревший, погорелец, сгореть, несгораемый, выгорать, выгореть, выгорание, возгорать, возгорание, перегореть;
- загар, угар, угарный.
- поклонение, поклониться, поклонись, поклоняться, склонение;
- кланяться, уклон, поклон, Поклонная гора;
- творить, творение, творец, сотворить, сотворение;
- тварь, тлетворный, затвор, притвор.
ПравилоВ корнях кас/кос, лаг-/лож- написание буквы «а» диктует суффикс -а-, находящийся после корня.
Примеры:
- касаться, касание, касательная, прикасаться;
- прикосновение, прикоснуться, коснись;
- излагать, прилагать, прилагаю, предлагать, налагать;
- изложить, изложение, приложить, приложение, предложить, предложение, заложить, обложной.
Будем иметь в виду, что во многих словах в современном русском языке эти корни срослись с приставками.
ПравилоВ корне скак-/скоч- написание букв «а» или «о» без ударения зависит от последующей согласной.
Примеры:
- проскакать, скакание, обскакать, скакун, скакалка;
- подскочить на месте, выскочить из дома, заскочить на минуту, перескочить через лужу, выскочка.
Гласные а/о чередуются в корне раст-/ращ-/рост-/рос-.
Примеры:
- растение, расти, растительность, росток, выращенный;
- водоросли, нарост, на вырост, отросли, выросла.
Чередование букв а/о отметим в словах с корнем плав-/плов-.
- плавать, сплавать, плавательный, плавучий, на плаву;
- пловец — пловцы, пловчиха — пловчихи.
В корнях мак-/моч- написание чередующихся гласных а//о является смысловым.
Примеры:
- макать в сметану, обмакнуть перо в чернила, макнуть в соль;
- смочить вихры, промочить ноги, намочить волосы, промокнуть под дождем, замочить бельё.
Примеры слов с чередованием гласных е/и в корне
В корнях бер-/бир-, мер-/мир-, пер-/пир-, дер-/дир-, тер-/тир-, жиг-/жег-, стел-/стил-, чет-/чит-, блест-/блист- отметим безударные гласные «е» или «и» в зависимости от присутствия суффикса -а-, например:
- избира́ть — изберёшь;
- отпира́ть — отпере́ть;
- сдира́ть — сдеру́, сдерёт;
- растира́ть — растере́ть;
- обжига́ть — обжёгший;
- застила́ть — застели́ть;
- заблиста́ть — заблесте́ть;
- вычита́ние — вы́четы.
В корнях с элементами им-, -ин-, за которыми следует суффикс -а-, пишется буква «и».
Примеры:
- предпринимать;
- предприниматель;
- понимать;
- понимание;
- приминать;
- занимать;
- занимательный.
Примеры слов с чередованием согласных в корне
Отметим исторические традиционные чередования согласных в корне слов:
г//ж//з
- друг -дружба — друзья;
- подруга — дружный;
д//ж//жд
- выход, ходок — выхожу — выхождение;
- водить — вожу — вождение;
- родить — роженица — рождение;
- насладиться — наслаждение;
- бродить — брожение;
- еда — сладкоежка;
к, ц, ч//т
- потакать — потатчик;
- кабак — кабатчик;
- казак — казатчина;
- турок — турецкий;
- крупица — крупитчатый;
- ресница — реснитчатый;
- таблица — таблитчатый;
- добыча — добытчик;
- раздача — раздатчик;
к//ч//ц
- кликать — клич — восклицать, восклицание;
- ткать — ткач — ткацкий;
- булка — булочная;
- пустяк — пустячный;
к// ц//ч
- лик — лицо — личико;
т//ч//щ
осветить — свеча — освещение;
ст//щ
- мостить — мощёный;
- крест — крещёный;
- толстый — толщина;
- густой — гуще;
ск//щ
- воск — вощёный;
- треск — трещать;
- доска — дощатый;
- лоск — лощёный;
- иск — ищейка, сыщик;
- плескать — плещет;
г//ж
- вьюга — вьюжный;
- баклага — баклажка;
- коврига — коврижка;
- бумага — бумажка;
- серьга — сережка;
- лачуга — лачужка;
- пичуга — пичужка;
- застегнуть — застёжка;
- растягивать — врастяжку;
- Волга — волжский;
- варяг — варяжский;
- Норвегия — норвежский, норвежец, норвеженка.
з//ж
- сказание — скажу;
- возразить — возражение;
- морозить — мороженое;
- исказить — искажение;
с//ш
- относить — отношение;
- носить — ноша;
- согласие — соглашение;
- просить — прошение;
х//ш
- ухо — уши, ушной, наушники;
- успех — успешный;
- суматоха — суматошный;
- грех — грешный, грешница;
- вспахать — вспашка;
- соха — сошка;
- блоха — блошка, блошиный;
- пух — пушок, пушистый;
ц//ч
- отец, отцов, отцовский — отчество, отчий, Отечество;
- сердце — сердечный, сердечность;
- заяц — зайчиха, зайчонок;
- яйцо — яичный, яичница;
Укажем более редкое чередование согласных н//ш:
- ладонь — ладошка;
- гармонь — гармошка;
- окно — окошко;
- баран — барашек;
- карман — кармашек;
- головня — головешка.
В корнях слов и их форм может происходит чередование согласных:
- б//бл: влюбить — влюбленность, губить — гублю, дробить — дробление, прибавить — прибавление;
- п//пл: сыпать — сыплю, насыпать — насыпленный, высыпать — высыплю;
- м//мл: кормить — кормлю, кормление, выкормить — выкормленный;
- в//вл: удивить — удивление, выловить — выловленный, наловить — наловлю;
- ф//фл: разграфить — разграфлять, разграфлю, разграфленный.
Видеоурок «Понятие о чередовании согласных звуков в корне»
Предыдущая
Следующая