Составить рассказ про дедушку

, . .

Âàíþøêà îñòàëñÿ íî÷åâàòü ó áàáóøêè Êëàâû, à óòðîì ðàíî âñòàâàòü åìó íå çàõîòåëîñü. Íèêóäà íå äåíóòñÿ åãî êàðòîííûå êîðîáêè. Îí ïåðåòàùèë èõ çà îâðàã, îò ñûðîñòè íàêðûë âûáðîøåííûì ïîëîòíîì; à ñâåðõó, ÷òîá íå ñäóëî, ðàìó ñòåêëÿííóþ ïðèâîëîê. Äí¸ì æå îí è ñäàñò ñîáðàííûå êîðîáêè. Òàì, â ïðè¸ìíîì ïóíêòå ìíîãî ÷åãî ïðèíèìàþò. Ìóæ÷èí áîëüøå âñåãî èíòåðåñóåò æåëåçî. Âîò è ðàçáèðàþò ñòàðóþ ìåáåëü, âûòàñêèâàÿ ïðóæèíû, áîëòû  ãâîçäè. À åæåëè õîëîäèëüíèê èëè ïå÷êó êòî-òî âûáðîñèò, òî è ñïîðû ìîæíî óñëûøàòü: — Ýòî ìîÿ ïå÷êà!    — Êàê æå, òâîÿ? ß ðàíüøå å¸ ïðèìåòèë!   È õîðîøî,åñëè äîãîâîðÿòñÿ ìåæ ñîáîé. Âàíþøêà îäíàæäû óâèäåë áðîøåííóþ ìèêðîâîëíîâêó. Ïðèêèíóë — ìîæåò ëè ñïðàâèòüñÿ ñ íåé. È êîãäà ðåøèë, ÷òî ñïðàâèòñÿ, â ýòî âðåìÿ è ïîäîø¸ë ê íåìó äÿäüêà Áîðÿ è ðûêíóë: — Ýé, ìàëåö, òåáå å¸ íå óíåñòè! ß ñåãîäíÿ áîëüíîé! À ýòîé æåëåçÿêè ìíå êàê ðàç íà îáåä õâàòèò. Âàíþøêà, ÿñíîå äåëî, â ñòîðîíó îòîø¸ë.

Ñ äÿäüêîé Áîðåé è äðóãèå ìóæèêè íå ñâÿçûâàþòñÿ. Ãîâîðÿò, ÷òî ó íåãî «Íå âñå äîìà!» À åù¸ Âàíüêà óçíàë, ÷òî äÿäüêà Áîðÿ âñåãäà ïîä ìóõîé õîäèò. Êîãäà æå è ìàìà íàêàçàëà Âàíþøêå: — Òû ýòîãî ìóæèêà îñòåðåãàéñÿ, áåñïîêîéíûé îí! Òîãäà è Âàíüêà ñîîáðàçèë, ÷òî ïîä ìóõîé ëþáîãî áåñïîêîéñòâî îäîëååò!  Íó-êà, ÷¸ðíàÿ íàñåêîìàÿ ýòà ñòàíåò ïîëçàòü è êóñàòüñÿ! Áð-ð!

Ìàìà ó Âàíüêè âå÷íî çàíÿòà. À ïîñëå òîãî, êàê çàêðûëîñü ïîñëåäíåå ïðåäïðèÿòèå è ïàïà óåõàë íà ðàáîòó â ñòîëèöó, åù¸ è ãðóñòèò ïîñòîÿííî. Õîòÿ ïåðâîå âðåìÿ ïàïà ÷àñòåíüêî ïðèåçæàë. È äåíåæêè ìàìå ïðèâîçèë. À íåäàâíî ìàìà ñêàçàëà Íàòàøêå, ÷òî òåïåðü ìîäíûå âåùè ïîêóïàòü åé íå ñìîæåò. Áóäòî áû ïàïà èõ íàø¸ë â ñòîëèöå ïðîôóðó. Âàíüêà íå çíàåò — ÷òî òàêîå ïðîôóðà, à ìàìà íå îáúÿñíèëà. È ðåøèë ñïðîñèòü ó áàáóøêè.

Áàáóøêà Êëàâäèÿ Ïåòðîâíà â ñâî¸ âðåìÿ îêîí÷èëà êóëüòïðîñâåòó÷èëèùå è íåïàðëàìåíòñêèõ âûðàæåíèé ÷óðàåòñÿ, õîòÿ è çíàåò — ÷òî îíè îçíà÷àþò. Íî ñ âíóêîì çíàíèÿìè äåëèòüñÿ íå ñòàëà, à, ñåðäèòî õëîïíóâ ëàäîøêàìè, ñâîþ òî÷êó çðåíèÿ íå óòàèëà: — Áûë áû æèâ äåäóøêà, îí áû ýòîìó ïàïå ìîçãè-òî áû âïðàâèë!

Âàíüêà óäèâèëñÿ — îí æå èíòåðåñîâàëñÿ ïðîôóðîé, à áàáóøêà åìó ïðî ïàïèíû ìîçãè! Êëàâäèÿ Ïåòðîâíà, óðàçóìåâ, ÷òî âíóê îñòàëñÿ â íåâåäåíèè, èç íåëîâêîãî ïîëîæåíèÿ âñ¸ æå âûøëà: Ôóðà-ïðîôóðà — ýòî áîëüøàÿ ìàøèíà ñ äëèí-í-ûì êóçîâîì. Âèäàë âåäü? Âàíüêà êèâíóë. È äîìûñëèë, âèäíî, ïðîôóðà êðåïêî ïàïó äåðæèò. Äàæå âî ñíå óâèäåë, ÷òî ôóðà ïîéìàëà ïàïó, à îñâîáîäèòü åãî íåêîìó. Ìàìà íà ðàáîòå, áàáóøêà óæå ïëîõî âèäèò, è Âàíüêà åù¸ ìàë, íå çíàåò — êàê óïðàâèòüñÿ ñ ýòîé íåäîáðîé ôóðîé?

Çà ëåòî Âàíüêà ïîäðîñ. È ðóêè ñèëüíåå ñòàëè. Íå çðÿ æå îí êîðîáêàìè çàíèìàåòñÿ. Íàäî âåäü èõ ðàçäåëàòü, óëîæèòü â ïà÷êè, ñâÿçàòü è ðàçà äâà-òðè ïîñåòèòü ïðè¸ìíûé ïóíêò. Õîòü è íåäàëåêî, íî Âàíþøêà âñ¸ äåëàåò ñ óìîì. Äåäóøêà åãî òàê ãîâîðèë!

 ñåíòÿáðå ó Âàíþøêè äåíü ðîæäåíèÿ, Îí íå çíàåò — ÷òî ïîäàðèò åìó ìàìà.À áàáóøêà îáåùàëà åìó òåëåôîí. Ñêàçàëà: — Êóïëþ íåäîðîãîé! Âñå åãî äâîðîâûå äðóçüÿ-ïðèÿòåëè  èìåþò òåëåôîíû, è òîëüêî Âàíüêà — íå ìîáèëüíûé.
Íàòàøêå òåëåôîí ïðèâ¸ç åù¸ ïàïà, ñêàçàë «ñ ïåðâîé çàðïëàòû!» Íàâåðíîå, â òî âðåìÿ ïðîôóðà åù¸ íå íàøëàñü. Íàòàøêà îò ðàäîñòè âçâèçãíóëà: — Ïàïà, ñïàñèáî! ß òàêîé è õîòåëà.  í¸ì âñ¸, âñ¸ åñòü!

Âàíþøêà æå íà äîðîãîâèçíó íå ïðåòåíäóåò. À óñëûøàâ îò áàáóøêè ïðî ïîäàðîê, ðåøèë ïîäçàðàáîòàòü íà êîðîáêàõ è õîòü íåìíîæêî äîáàâèòü åé íà òåëåôîí. Ïðîñòî îí ïîïðîñèò âçÿòü åãî ñ ñîáîé â ìàãàçèí òåõíèêè è êîãäà îíè ðåøàò — ÷òî åìó ïî äóøå, à åé — ïî äåíüãàì, òîãäà îí è îòäàñò åé ñâîé çàðàáîòîê. Ïåíñèÿ-òî ó íå¸ ìèçåðíàÿ, à îíà êàê-òî óìóäðÿåòñÿ è Íàòàøêå ÷òî-òî ïðèêóïèòü, è âíóêà ïîðàäîâàòü

Ó íèõ òîëüêî äåâÿòèêëàññíèê Ãîøà èìååò íàâîðî÷åííûé òåëåôîí. Ðàíüøå Ãîøà ïî ñîñåäñòâó æèë. Òåïåðü ïåðååõàë. Ïðîñòî âñÿ îêðóãà çíàåò, ÷òî îòåö Ãîøè èìååò â öåíòðå ñîáñòâåííûé ðåñòîðàí ïîä íàçâàíèåì «Áàðèí». È ñêóòåð îòåö åìó íîâûé êóïèë. Ãîøà, âåñü óïàêîâàííûé, ïðè øëåìå, â î÷êàõ è â êîæàíûõ ïåð÷àòêàõ ñ äð-äð-äð, ïóãàÿ ðûêîì î÷óìåâøèõ ñòàðóõ, ÷óòü ëè íå êàæäûé äåíü ïîÿâëÿåòñÿ âî äâîðå. Ïðåæíèõ ñâîèõ ñîñåäåé Ãîøà ñ÷èòàåò íèùåáðîäàìè è ñî ñâîåãî ñêóòåðà ãëÿäèò íà íèõ ñâûñîêà! À îäíàæäû, êîãäà ðåáÿòà ðàññìàòðèâàëè ñêóòåð, ìèìî ïðîõîäèëà Íàòàøêà. Ãîøà óõìûëüíóëñÿ è âûäàë: — «Âàíüê, à ñåñòðóõà ó òåáÿ êë¸âàÿ! Ïîäðàñò¸ò, íàäî áóäåò çàíÿòüñÿ!» È ìãíîâåííî ïîëó÷èë êóëàêîì â íîñ! Ýòî Ñàíÿ, îäíîêëàññíèê Íàòàøêè, áóðêíóâ: — «ß òå çàéìóñü, ôóôåë!» — ìîëíèåíîñíî ñðåàãèðîâàë íà ñêàáðåçíîñòü «áàð÷óêà». Ãîøà, ïðèäåðæèâàÿ ðóêîé íîñ, ÷òî-òî êðóòàíóë, ñêóòåð ñ âèçãîì ðâàíóë âïåð¸ä è… áûë òàêîâ! Ïîñëå ýòîãî Ãîøà ñ íåäåëþ ëå÷èë íîñ è ñòàðóøåê íå ïóãàë!

È ñíîâà Âàíþøêà ñ êîðîáêàìè âîçèòñÿ. À êîãäà îí ðàáîòàåò, òî ÷àñòåíüêî äåäóøêó âñïîìèíàåò. Îí ïîìíèò èõ ïîñëåäíþþ ðûáàëêó. Áûëî â òó ïîðó åìó øåñòü ëåò. È íà âñ¸ì áåëîì ñâåòå ñ÷àñòëèâåé íå áûëî ýòîé ïàðû — äåäà è âíóêà! Âàíüêà çàìåð, ñìîòðèò â íåáî è òèõîíå÷êî, òîëüêî îäíîìó äåäóøêå, åäâà ñëûøíî ìîëâèò: — Ìèëûé äåäóøêà, Àëåêñåé Èâàíû÷, êàê æå ìíå ïëîõî áåç òåáÿ, åñëè áû òû òîëüêî çíàë? Ïî÷åìó òû òàê ðàíî óø¸ë? À? Áàáóøêà Êëàâà ÷àñòî ïëà÷åò. Äóìàåò, ÷òî ÿ íå âèæó. ß âèæó, íî ìîë÷ó. È ñàì ïëà÷ó, íî áåççâó÷íî! Íå õî÷ó å¸ ðàññòðàèâàòü. È íî÷óþ ó íå¸ ÷àñòî, ÷òîáû îíà íå ÷óâñòâîâàëà ñåáÿ îäèíîêîé!

À íåäàâíî, êîãäà ÿ ø¸ë ê áàáóøêå, ìåíÿ îáîãíàëà ÷¸ðíàÿ ìàøèíà è îñòàíîâèëàñü. Âûøåë èç íå¸ äÿäÿ è ñïðîñèë ó ìåíÿ: — Òû âíóê Àëåêñåÿ Èâàíîâè÷à?  ß êèâíóë: — Äà! Äÿäÿ âûíóë èç ìàøèíû áîëüøóþ êîðîáêó è âðó÷èë ìíå: — Ýòî òåáå! Òâîé äåäóøêà ó÷èë ìåíÿ ìàñòåðñòâó!  — À Âû êòî?   Îòâåò: — ß äÿäÿ Àíäðåé! Îòåö Ãîøè!  Ïðèäÿ ê áàáóøêå, ÿ ðàñïàêîâàë êîðîáêó è óâèäåë ïîëíîñòüþ ñîáðàííóþ, ñëîâíî æèâóþ, ïîä ïàðóñîì ëîäêó! Áàáóøêà ñïðîñèëà: — Ãäå òû âçÿë ýòó óäèâèòåëüíóþ êðàñîòó? Îòâåòèë: — Äÿäÿ Àíäðåé ïîäàðèë! È âñ¸ ðàññêàçàë.  — Íàäî æå! — âîñêëèêíóëà.- À ÿ âñ¸ íèêàê  íå âåðèëà, ÷òî «Áàðèí ýòîò» äîáðûå äåëà òâîðèò! Ãîâîðÿò, îí ìíîãèì ïîìîãàåò. Âîò âàì è ÍÎÂÛÉ ÐÓÑÑÊÈÉ! Âèäàòü, íå îñêóäåëî ó íåãî ñåðäöå. Íå êëÿí¸ò ïðåæíþþ æèçíü è äåäóøêó íàøåãî — ÍÀÑÒÀÂÍÈÊÀ ñâîåãî äî ñèõ ïîð ñ ÁËÀÃÎÄÀÐÍÎÑÒÜÞ âñïîìèíàåò! ÏÎÊËÎÍ åìó çà ýòî! Ó÷èñü, Âàíþøêà!  È, ïîãëàäèâ ìåíÿ ïî ãîëîâå, ïîøëà óæèí ãîòîâèòü

Âàíüêó íå íàäî ïîäãîíÿòü â ó÷¸áå. Îí ñòàðàòåëüíûé. È íà êàíèêóëàõ óæå ìíîãî êíèæåê ïðî÷èòàë. À åæåëè óñòàíåò ñ êîðîáêàìè è âå÷åðîì ó íåãî ñëèïàþòñÿ ãëàçà, òî êíèãó áåð¸ò áàáóøêà, è ïîä å¸ æóð÷àùèé ãîëîñ Âàíþøêà ìîæåò è óñíóòü. Ïîðîé ÷òî-òî èíòåðåñíîå îòðûâêàìè çàñòðÿíåò ó íåãî â ãîëîâå, ïîýòîìó óòðîì ïåðå÷èòàåò ñàì. Âîò è ðàññêàç î ñâî¸ì îäíîôàìèëüöå Âàíüêà ïåðå÷èòàë è íàèçóñòü åãî çàïîìíèë! Óæ î÷åíü íåë¸ãêàÿ ñóäüáà âûïàëà òîìó êíèæíîìó Âàíüêå. Îáèæàëè åãî âçðîñëûå Õîçÿèí çà âîëîñüÿ âûâîëîê âî äâîð è îò÷åñàë êàêèì-òî øïàíäûðåì (íàâåðíîå, ïîáèë); à õîçÿéêà ñåë¸äêèíîé ìîðäîé â õàðþ òûêàëà.  — Ïðèåçæàé, ìèëûé äåäóøêà, Õðèñòîì áîãîì òåáÿ ìîëþ, âîçüìè ìåíÿ îòñåäà. Ïîæàëåé òû ìåíÿ, ñèðîòó…

 ýòîì ìåñòå íàø Âàíþøêà âñõëèïíóë è ïðåäàëñÿ ñâîèì ðàçìûøëåíèÿì — õîðîøî, ÷òî ó íåãî åñòü ìàìà, Íàòàøêà è áàáóøêà Êëàâà. Æèâ¸ò â ñòîëèöå è ïàïà. Õîòü è íå îäèí, à ñ ôóðîé-ïðîôóðîé, íî êîãäà-íèáóäü îíè îáÿçàòåëüíî âñòðåòÿòñÿ! Ëèøü áû ñåðäöå ó ïàïû íå îñêóäåëî! Îáúåäèíÿåò æå êíèæíîãî Âàíüêó è íàøåãî ìàëü÷óãàíà áåçìåðíàÿ ëþáîâü ê ñâîèì äåäóøêàì!

Ñåãîäíÿ íà óðîêå ÷òåíèÿ Âàíüêà ó äîñêè íàèçóñòü ïåðåñêàçàë ðàññêàç «Âàíüêà». Íè ðàçó íå ñáèëñÿ è íè÷åãî íå çàáûë. Âòîðîêëàññíèêè ñëóøàëè, íå äûøà! À ñòðîãàÿ Âåðà Ñåðãååâíà ñòîÿëà ó îêíà è ñ íåìûì èçóìëåíèåì ñìîòðåëà íà íåãî!

Âàíþøêà æå, âñ¸ åù¸ ïîä âïå÷àòëåíèåì îò óðîêà, òèõîíüêî èä¸ò äîìîé è, ïîãëÿäûâàÿ íà íåáî, çàëèòîå íå æàðêèì ñåíòÿáðüñêèì ñîëíöåì, áåççâó÷íî îáðàùàåòñÿ ê ñàìîìó äîðîãîìó, óäèâèòåëüíî ñêðîìíîìó è íåâåðîÿòíî äîáðîìó ñâîåìó ðîäíîìó ÷åëîâåêó: — Ìèëûé äåäóøêà, ÿ íèêîãäà òåáÿ íå çàáóäó! Òû áûë ìîèì ëó÷øèì äðóãîì è îñòàíåøüñÿ èì íàâñåãäà! Òû áûë ìîèì ó÷èòåëåì è ÿ, ñîâñåì ìàëåíüêèé — îò ãîðøêà äâà âåðøêà, ñìîòðåë íà òåáÿ ñ ëþáîâüþ è îáîæàíèåì! Åñëè òû áûë ðÿäîì ñî ìíîé, îò òåáÿ âåÿëî òàêèì óþòîì, òåïëîòîé, ëþáîâüþ, ÷òî íè î êîì, êðîìå òåáÿ, ìíå äóìàòü óæå íå õîòåëîñü! Òû ãîâîðèë ìíå: — Áóäü ñèëüíûì! È åñëè ñëàáåë ÿ, ãîâîðèë: Òû — ìóæ÷èíà! Îáåùàþ, ÿ ñòàíó òàêèì æå, êàê òû! È áàáóøêà ãîâîðèò, ÷òî ÿ î÷åíü ïîõîæ íà òåáÿ. Êîãäà âûðàñòó è âûó÷óñü, ïîêà íå çíàþ — êåì ÿ áóäó, íî õîðîøèì ÷åëîâåêîì — îáÿçàòåëüíî! Äåäóøêà, ÿ íå ïîäâåäó òåáÿ è ñåðäöåì íå îñêóäåþ!   Òâîé Âàíÿ Æóêîâ.

Костромская деревня Спас-вежи
Костромская деревня Спас-вежи

В июне 1870 года Некрасов впервые прибыл в Ярославль на поезде (железнодорожное движение от Москвы до Ярославля открылось в феврале 1870 г.). В первый раз вместе с ним в Карабиху приехала его гражданская жена Зинаида Николаевна, с которой поэт сошелся недавно.

По мнению А. Ф. Тарасова, Некрасов приехал в Карабиху в середине июня384, но, вероятнее, это случилось на рубеже второй и третьей декад месяца***.

Вскоре после приезда в Карабиху Некрасов написал едва ли не самое знаменитое своё стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы», которое сразу послал М. Е. Салтыкову-Щедрину в его подмосковную усадьбу Витенево. Уже 17 июля 1870 года тот ответил: «Стихи ваши прелестны»385. Следовательно, стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» написано примерно в период между 25 июня и 10 июля 1870 года (а опубликовано оно было в январском номере «Отечественных записок» за 1871 г.).

К сожалению, стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» практически не изучалось с точки зрения истории его возникновения. А. Ф. Тарасов полагает, что летом 1870 года вместе с Зинаидой Николаевной Некрасов «через Грешнево (…) отправился в костромские места»386. Подтверждением этого, по его мнению, служит то, что наброски стихотворения «Как празднуют трусу», где говорится о посещении поэтом Грешнева («Утром мы наше село посещали, где я родился и взрос»), «находятся на обороте листа с черновыми набросками “Дедушки Мазая…” (II, 732)»387. А. Ф. Тарасов предполагает, что в 1870 году Некрасов с Зиной посетил и Шоду. Выше уже писалось, что мы сомневаемся в приезде поэта в 1870 году в Шоду: сын Гаврилы Яковлевича, Иван Гаврилович, в своих рассказах, наверняка, упомянул бы, что однажды Некрасов посетил Шоду с женой. Сомнительным нам кажется и сама поездка Некрасова «в костромские места» летом 1870 г. Доказательств тому, что Некрасов с Зинаидой Николаевной тогда ездили дальше Грешнева, нет. По-видимому, толчком к написанию «Деда Мазая…» послужили другие обстоятельства (о них чуть ниже).

Нам неизвестно, когда и как Некрасов познакомился с прототипом своего Мазая. Однако кое-какие данные на этот счет есть. В Пушкинском доме сохранился листок с черновыми заметками Некрасова, на котором сделаны следующие записи: «Дедушка Мазай и зайцы» и «Заяц сер как онуча»388. М. В. Теплинский предположил, что эти заметки относятся к периоду между 1866 и 1870 гг.389 О записи «Дедушка Мазай и зайцы» исследователь заметил: «Название известного стихотворения Некрасова, написанного в 1870 году. Мысль о стихотворении и название его могли зародиться у Некрасова и раньше, что подтверждается следующими соображениями. Упоминаемая в стихотворении деревня Малые Вежи находится в той же Мисковской волости Костромской губернии, где Некрасов охотился с Гаврилой, которому посвятил “Коробейников” (1861). Поэт охотился в этих местах в начале 60-х годов, и именно тогда у него мог возникнуть замысел стихотворения (…)»390.

В. Н. Осокин предположил, что дедушка Мазай фигурирует у Некрасова не только в стихотворении о зайцах. По его предположению, рассказ Мазая положен и в основу стихотворения «Пчелы» (1867 г.), представляющего собой рассказ неназванного по имени старика-пасечника. По мнению В. Н. Осокина, старик-пасечник и дед Мазай – одно и то же лицо. «К этому выводу приходишь, – пишет он, – сличая язык деда Мазая с речью старика-пасечника из “Пчел”. Пасечник – это дед Мазай»391. С данным предположением нельзя не согласиться (подробнее об этом чуть ниже). Стихотворение «Пчелы» датировано 15 марта 1867 года и, следовательно, мы можем предположить, что Некрасов познакомился с Мазаем не позднее лета 1866 г.

Помимо «Дедушки Мазая и зайцев», деревню Вёжи, в которой жил Мазай, Некрасов упомянул в черновиках поэмы «Кому на Руси жить хорошо», где говорится:

В Вежах в базарный день (III, 560).

Название Вёжи слишком редкое, чтобы можно было усомниться, что имеется в виду именно та самая деревня, где жил Мазай. Однако это упоминание нам ничего не дает. Вёжи упомянуты в черновиках последней части поэмы «Пир на весь мир», над которой поэт работал в 1876-1877 гг., т. е. спустя 6-7 лет после написания стихотворения о Мазае. Таким образом, Некрасов, скорее всего, познакомился с прототипом дедушки Мазая в 1865 или 1866 году (в 1864 году Некрасов ездил за границу, и в Карабиху не приезжал) и тогда же услышал от него рассказ, как он спасал в весенний разлив зайцев. Почему же стихотворение о дедушке Мазае было написано только в 1870 году? Может быть, как полагает А. Ф. Тарасов, поэт посетил в этом году Вёжи, еще раз встретился с прототипом Мазая, и, вспомнив историю про зайцев, написал своё знаменитое стихотворение? Однако, скорее всего, дело обстояло иначе. Некрасов, судя по всему, давно собирался написать стихотворение о Мазае, но, по-видимому, решающим толчком к его написанию послужил замысел М. Е. Салтыкова-Щедрина выпустить книжку для детей, состоящую из его рассказов и стихов Некрасова392 (почему оконченное стихотворение поэт сразу и послал ему). Судя по всему, именно этому оставшемуся неосуществлённым замыслу мы и обязаны появлением стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы». Как знать, если бы не М. Е. Салтыков-Щедрин, в оставшиеся несколько лет жизни у Некрасова до «Дедушки Мазая…» руки, может быть, так и не дошли.

ПоЛе

Прочитала вчера в ФБ историю , как в больнице перепутали дедушку, похоронили, а он оказался жив и теперь без документов.

Кому лень ходить по ссылке и много читать, краткая история в изложении телеграм-канала Baza:

«В подмосковной больнице семье выдали труп чужого дедушки, а когда ошибка вскрылась, тело уже успели похоронить. Теперь люди пытаются доказать, что их настоящий родственник жив и обеспечить ему лечение.

12 мая Григория Васильева увезли на скорой в Солнечногорскую областную больницу с диагнозом «инсульт». В больнице родственникам запретили его навещать под предлогом коронавируса. А через пять дней сообщили, что Григорий умер. 19 мая в морге родственникам выдали тело Васильева, но человек был явно не тот, хоть и отдалённо похож. Патологоанатом начал кивать на бумаги и уверять, что после инсульта, смерти и трепанации черепа люди сильно меняются. Родные поверили.

Тело похоронили в семейной могиле и тут выяснилось, что это был всё же не тот человек. Оказалось, Григорий Васильев жив и просто лежал в палате с похожим на него пожилым мужчиной. По словам сотрудников больницы, некая санитарка поменяла их местами на кроватях и забыла сообщить об этом на вахте.

Теперь родственники Григория пытаются доказать, что он жив. Это весьма непросто, так как сам он почти не говорит, а по всем документам значится мёртвым. При этом ему требуется неотложная реабилитация, а отпустить в другое медучреждение формально мёртвого человека нельзя.

Сейчас родственники Григория обратились в прокуратуру, чтобы там помогли восстановить его в правах. Это можно сделать только через суд, что может занять не один месяц, которые перенёсший инсульт пожилой человек может просто не пережить. А ещё родные очень хотят найти управу на невнимательный персонал больницы и только поэтому решились сделать эту историю публичной.»

01.06.2021 14:12:59,

59 комментариев

Mrs. Enigma

Не очень понятно, куда смотрели те родственники, когда чужого дедушку хоронили. Они что, в гроб совсем не заглядывали? Или дедушки похожи оказались как близнецы-братья?
А вообще, не удивляюсь конкретно про эту больницу: у меня свекровь там неделю от ротовируса «лечили», уже после выписки выяснилось, что это ковид был((.

02.06.2021 02:25:06, Mrs. Enigma

история чудовищная, но иногда и польза бывает от невнимательности: сдала когда-то на автомобильные права бесплатно и с первого раза, но инспектор при приеме экзамена думал, что я другая девушка и только после вердикта «сдала», мой инструктор с заднего сиденья подсказал ему, что эту прекрасную отметку инспектор ГИБДД вносит напротив не той фамилии, а та девушка, сюдя по всему, заранее заплатила. Но деваться уже было инспектору некуда, таким образом «сдали» мы обе
01.06.2021 19:35:15, Лось-Анджелес

дада, в ту же копилку (к моей теме ниже)

Меня вчера тоже перепутали с женщиной с похожей фамилией.
То есть, сделали рентген ей, потом выглядывают и вызывают меня как бы, но по фамилии этой женщины. Поматерились и в результате той женщине рентген делали два раза. Вот так (. Не знаю уж, почему просто снимок переоформить они не могут, стирают сразу что-ли. А так вот ведь будь на моем месте бабуля и понеслось бы — и лечили бы всех не от того.

Хотя с инсультом странно все же. Когда мама попала с инсультом, на кроватях было подписано у каждого ФИО, дата рождения и дата поступления в больницу


01.06.2021 18:55:58, ЁЁЁЁЁ

ландыш

а где родственники реально умершего дедушки? про них ничего не сообщается?

01.06.2021 15:36:53, ландыш

Родственники реально умершего это все и обнаружили, когда увидели, что живой дед не их.
01.06.2021 16:37:10, Ярти

да уж

01.06.2021 21:40:23, ЁЁЁЁЁ

Чего-то подобное то ли читала в художественной литературе, то ли чуть ли ни в Следе смотрела)) А ДНК анализ сделать такая проблема?
01.06.2021 14:58:00, ШаНуар

УникаЛьнаЯ

Еще бы знать, что это — реальная история… 
Во-первых, почему история умалчивает о родственниках того, который умер, а по документам жив? Они вообще в курсе или продолжают мирно узнавать информацию о состоянии здоровья своего пожилого родственника через справочную больницы? Или могут начать розыск своего как бы живого родственника — и все пути приведут в больницу?
Во-вторых, если «один умер — один похоронен», тот, кто по документам остался жив так и так должен получать мед помощь по состоянию в этой больнице, разве нет? Он-то куда пропал в этой истории?
В-третьих, если коронавирус и родственников не пускают, то и гроб, насколько я помню, закрытый — или куча-куча всяких платных процедур ради возможности попрощаться с покойным (раз это не проблема, сразу бы и ДНК взяли, в самом деле, раз не узнали дедушку). 
В-четвертых, если карантин и в больницу не пускают, дедушки-инсультники не разговаривают, родственники похоронили «своего» покойника — как и кем «тут выяснилась» ошибка? Санитарка заговорила?
Так что полагаю все же, что история процентов на 80 выдумана…

01.06.2021 14:46:54, УникаЛьнаЯ

гроб закрытый если умер от короновируса. а если от инсульта то просто не пускают посетителей в больницу.
а вот что думают по этому поводу родственники реально умершего это, действительно, интересно.

01.06.2021 14:56:50, douceur

Oker

«Со стороны родственников покойного шевелений вообще нет, и складывается ощущение, что забирать они его и не планируют.»

01.06.2021 15:03:12, Oker

ну ладно, забирать не планируют, но справка-то что он умер им когда-то понадобится?

01.06.2021 15:07:41, douceur

Oker

Вероятно, им эту справку уже выдали.
А семье автора выдали справку, что их мед.свидетельство о смерти недействительно

01.06.2021 15:16:14, Oker

УникаЛьнаЯ

Вот да. Ощущение, что ни автор статьи с ними не связывалась ни разу, ни больница после момента их отказа от дедушки. Странно как-то. Судя по _их_ документам, у них где-то (неизвестно где) существует живой родственник, который пропал из больницы. Им-то тоже нужно документы выправлять, то-се. В моем представлении обеим сторонам надо было одновременно к одному прокурору идти и сразу разбираться в обоих делах.

01.06.2021 15:08:30, УникаЛьнаЯ

Oker

Автор — это внучка того самого дедушки.
«Сегодня, 31 мая, маме позвонил зав отделения неврологии для больных с ОНМК по просьбе глав врача, и предложил, чтобы мы встретились с родственниками покойного и решили вопрос эксгумации сами.»

01.06.2021 15:14:05, Oker

УникаЛьнаЯ

Я поняла. Мне странно, что она столько уже проделала, но не связалась со второй стороной (там, где реально умер родственник) — по мне так им было бы проще одновременно восстанавливать документы и решать проблемы перезахоронения. Инцидент-то один.

01.06.2021 15:55:47, УникаЛьнаЯ

Ну так, возможно, вторые родственники и подняли шум, когда им чужого дедушку (только живого) попытались вернуть.
А гроб, если человек умер не от ковида, открывают. Но в больницы любые сейчас не пускают — а вдруг посетители ковид занесут?

01.06.2021 14:55:59, Чернобурка

УникаЛьнаЯ

Да, написано (почитала все же), что они подняли шум, отказавшись забирать чужого дедушку. Странно, что при этом они как бы вовсе не участвуют в дальнейшей истории. Ощущение, что ни автор статьи с ними не связывалась ни разу, ни больница после момента их отказа от дедушки. Странно как-то. Судя по _их_ документам, у них где-то (неизвестно где) существует живой родственник, который пропал из больницы. Им-то тоже нужно документы выправлять, то-се. В моем представлении обеим сторонам надо было одновременно к одному прокурору идти и сразу разбираться в обоих делах.

01.06.2021 15:07:49, УникаЛьнаЯ

ну им уже некуда торопиться.
01.06.2021 15:10:31, Елна

Дело в том, что и в морге, выдают тело только в день похорон. И когда человек умер, даже без ковида, в морге не всегда всем желающим дают посмотреть. Да часто и не просят.

01.06.2021 14:57:46, Оля-Йоля ??

Откуда Вы знаете, что это реальная история?
01.06.2021 14:34:43, ПчЁлКа™®

Birke

Всякая шняга бывает. Лидером по таким историями раньше была мытищинская больница. Не больница , а паноптикум.
Помню, привели нас на курацию к деду, которого готовили на операцию аппендэктомии. Реально готовили, он уже не ел ), то есть, оперировать вот-вот должны были.
И мы его такие осматриваем. И кто-то шрам на животе углядел. И спрашиваем — а что это у вас за шрам ? А он — да аппендицит был, удалили лет 40 назад. Занавес.

01.06.2021 14:38:47, Birke

У нашей больницы такая слава, да. Много лет марку держит.
01.06.2021 14:48:32, Чернобурка

Birke

О, до сих пор ?!
На самом деле, про деда смешно, а вот девочку там видели — еле выжила (
Оперировали по какому-то пустяковому поводу, занесли инфекцию, сепсис начался …исполосовали всю( и тоже неправильно диагноз поставили

01.06.2021 14:50:35, Birke

Да только вчера дали ссылку — рассказ медсестры, которая год проработала на ковиде в этой больнице. В принципе, я рассказам верю, так как похожие детали доносились и из других. Но чтобы вот так кучно — и пропокупку лекарств врачами на свои деньги (потому что людей жалко), и про многоразовость одноразовых шприцов и ковидных костюмов:(((
01.06.2021 14:54:38, Чернобурка

Birke

Хороши родственники, дедушку не узнали. Наверное, навещали его раз в 10 лет.
01.06.2021 14:32:06, Birke

И самое потрясающее, что на момент смерти и опознания тела у них не было сомнений, а как похоронили и в семейную могилу положили, так сразу засомневались, когда эксгумацию для ДНК экспертизы сложно проводить.
01.06.2021 14:39:37, ПчЁлКа™®

ПоЛе

Сомнения как раз были — почитайте по ссылке:

Когда мама, папа и брат увидели тело, они сказали в один голос: «Это не он», после чего вызвали патологоанатома, который начал показывать бирки и документы, где везде было написано, что это Васильев Григорий Михайлович, и начал объяснять, что после смерти, инсульта и трепанации черепа при вскрытии, человек очень меняется

[ссылка-1]


01.06.2021 14:42:22, ПоЛе

Birke

Я и говорю, родственники идиоты. Попробовал бы мне кто про отца втереть, что это не он, когда я его хоронила. Или про маму. Или про бабушку.
01.06.2021 14:51:35, Birke

Ничего потрясающего. Живого выписали, он поехал по месту прописки, а там его наследство делят.

01.06.2021 14:42:20, Оля-Йоля ??

Человек в смерти сильно меняется. Когда бабушку хоронили, маму мамы, моя мама у меня переспросила даже «Оля, это точно она?». Это спросил человек, который с ней провел последние 15-16 лет ежедневно!

01.06.2021 14:39:08, Оля-Йоля ??

Birke

Это отрицание. Психологическое.
01.06.2021 14:53:55, Birke

нет, не отрицание, внешность меняется из-за чисто физиологических причин.

01.06.2021 14:54:56, Оля-Йоля ??

Birke

Стёрла. Не хочу тему развивать
01.06.2021 15:00:45, Birke

Нельсон Мандела

Платная ДНК экспертиза им в помощь

01.06.2021 14:21:03, Нельсон Мандела

Она, вроде, 2 недели делается, минимум.

01.06.2021 14:58:55, Оля-Йоля ??

Нельсон Мандела

Всяко быстрее, чем через суд и без неё.

01.06.2021 15:13:22, Нельсон Мандела

Oker

так никто не сомневается в родстве, вопрос чисто бюрократический

01.06.2021 15:24:53, Oker

Нельсон Мандела

всё равно не понимаю, если уже установили, что родство есть и что дедушек перепутали, то почему только через суд? И почему дедушку не хотят лечить? я допускаю, что всякое бывает, но история всё равно странная со всех сторон

01.06.2021 15:37:22, Нельсон Мандела

Oker

Его без документов не могут выписать из больницы, поэтому лечат там.
Восстановить в правах человека, числящегося умершим, без суда нельзя

01.06.2021 15:42:05, Oker

Нельсон Мандела

Ну так почему родственники не подают в суд? ну то есть время на интервью есть, а на подать в суд — нет.

Я не сильна в юриспруденции, но если есть все документы и есть подтверждение угрозы жизни дедушки, то разве ускорить суд нельзя?

Опять же, разве это не преступная халатность и не требует заведения уголовного дела?

Вы поймите, я верю, что дедушек могли перепутать, и даже допускаю, что забрали труп не своего дедушки, я сомневаюсь в дальнейших действиях родственников с обеих сторон — они мне кажутся очень странными. Может быть я огульно обвиню незнакомых мне людей, но ощущение, что они не особо-то и хотят получить своего дедушку на руки, а вот от материальной компенсации не откажутся, и возможно именно ради нее все это сейчас и делается. Все фантазии исключительно из моей головы, надеюсь, что я ошибаюсь.


01.06.2021 15:57:56, Нельсон Мандела

Oker

Какое интервью? Это сама внучка написала у себя в фейсбуке.
«в суд может подать либо сам человек, которого не верно признали мертвым, либо Больница, либо прокурор.»
Прокурор и подаст.
А родственники уже написали во все инстанции.
«На 31 мая мы подали заявления в генеральную прокуратуру, в Росздравнадзор, омбудсмену по правам человека РФ, омбудсмену по правам человека МО, губернатору МО. В пятницу 28 мая, на наше заявление в генеральную прокуратуру, маме перезвонили и сказали «ну вы же понимаете, что уголовное дело вряд ли будет заведено». Так же мы написали заявление в следственный комитет г. Солнечногорска, на проведение процессуальной проверки в отношении должностных лиц Солнечногорской областной больницы и привлечение их к уголовной ответственности из-за произошедшей ситуации (халатности). «

01.06.2021 16:45:10, Oker

Нельсон Мандела

Я не могу прочитать оригинальный пост в фейсбуке — меня там нет, а при переходе по ссылке отправляет на страницу регистрации, поэтому я опираюсь только на краткий пересказ из стартового сообщения темы))

Тогда мне непонятно, если это просто пост в фейсбуке, то к чему заявление о том, что родственники не видят иного выхода, как придать публичности данному инциденту. Или это фейсбук считается публичным?

31 мая это же вчера? Молодцы, всё правильно сделали. Понятно, что если дело дойдёт до уголовки, то головы полетят только так, вон даже прокуратура не хочет уголовку заводить, хотя как они планируют это всё спустить на тормоза я не представляю, но я в этом и не сильна.


01.06.2021 16:51:56, Нельсон Мандела

Реклама

Можно было бы полицию вызвать, и они бы во всем разобрались. Ну если активно чужого покойника втюхивают.

01.06.2021 15:19:55, Оля-Йоля ??

Нельсон Мандела

Ну это если сразу, то конечно надо было вызвать, тут не поспоришь, но сейчас-то уже поздно

01.06.2021 15:35:02, Нельсон Мандела

Люди в горе, понять можно. Убедили, что дед их.

01.06.2021 16:41:33, Оля-Йоля ??

ПоЛе

это поможет восстановить документы?

01.06.2021 14:29:19, ПоЛе

Нельсон Мандела

Это ускорит процесс, как минимум, их восстановления.

А вообще, извините, я всю статью не читала, но мне очень странно, что они своего дедушку не узнали, когда тело забирали. Людей, конечно, смерть меняет, но не настолько же. Но может в статье это как-то объсняется.

А вообще, как-то же без вести пропавших опознают? А они вообще без документов. Опять же, если есть проблемы со здоровьем, то разве важно кого от инсульта лечить Иванова или Петрова? Тоже не понимаю, почему, чтобы лечить нужно сначала документы через суд восстанавливать?

Но я человек в этом плане темный, могу ошибаться.


01.06.2021 14:42:56, Нельсон Мандела

А я задумалась, что теперь делать с чужим человеком в семейной могиле? у него и свои родственники, вероятно, есть, да и вообще:(
01.06.2021 14:51:40, Чернобурка

Oker

просят эксгумировать, но родственники покойного не торопятся

01.06.2021 15:24:01, Oker

УникаЛьнаЯ

Так автор статьи хочет, как я понимаю, чтобы больница инициировала эксгумацию из-за _своей_ ошибки и за _свой_ счет. Или нет?

01.06.2021 16:48:35, УникаЛьнаЯ

Oker

«Проездив по нескольким инстанциям, нам удалось выяснить, что заявление на эксгумацию должна написать сама больница. В четверг 27 мая, моя мама приехала в больницу и обратилась к глав. врачу Борисовой Ларисе Николаевне, где мама написала заявление с просьбой инициировать эксгумацию тела покойного, которого по ошибке нам выдали как нашего дедушку. «

01.06.2021 17:08:25, Oker

Конечно поможет, ибо это сразу уголовная статья, а сидеть никому не захочется, поэтому документы-то конечно быстро не восстановят, но всю медицинскую помощь окажут мгновенно, сомнений нет.
01.06.2021 14:36:40, ПчЁлКа™®

Это сразу покажет родство, причем не на уровне «он вам не чужой», а именно «он дедушка/отец». Ну и все равно через суд, конечно.
01.06.2021 14:31:29, Чернобурка

И тут окажется, что он не настоящий отец, а мамаша наблудила с соседом.

01.06.2021 14:39:49, Оля-Йоля ??

Нельсон Мандела

Вот тогда и будет что обсудить в конфе)))

01.06.2021 14:48:17, Нельсон Мандела

Есть вероятность, да. Но небольшая:))
01.06.2021 14:47:26, Чернобурка

что с соседом небольшая вероятность, его имени могут уже и не знать

01.06.2021 14:49:53, Оля-Йоля ??

Ремесленника Андрея Трубецкого в его родных Бешенковичах некоторые считают чудаком. Он собирает старинные вещи. Ныряет в Двину — и поднимает со дна якоря. Объезжает окрестные деревни — и бабушки отдают ему свои прялки. Приходит в пункт приема вторсырья — и уносит оттуда каменный топор из неолита. В коллекции уже около 3,5 тысячи артефактов. Трубецкий всерьез верит, что все эти предметы живые: «За каждым стоит предок, который этой вещью пользовался. И он имеет право, чтобы мы, потомки, о нем помнили». Но вот беда: хранить находки, способные составить целый музей, негде. Наш сегодняшний рассказ — про энтузиаста из глубинки, надеющегося, что его «исторической свалкой» заинтересуются спонсоры и туристы.

По образованию Андрей Трубецкий — финансист. 15 лет отдал казенной службе: работал в «Белгосстрахе», облсельхозпроде, налоговой. Потом открыл свою строительную фирму. Она продержалась на рынке лет десять и закрылась. Сейчас Андрей — ремесленник, зарабатывает художественной ковкой. А по совместительству сторож в военной части: охраняет понтонный мост через Западную Двину, который солдаты каждый год весной возводят, а осенью разбирают.

«В детстве собрали с братом две сахарницы старых монет»

Андрей гордится своим родом, фамилией:

— Нашему роду Трубе́цких более 500 лет. У меня есть копия письма 1501 года, где помещик Воронич просит полоцкого воеводу отдать ему деревню Мильковичи, принадлежавшую князю Ивану Юрьевичу Трубецкому, который сбежал отсюда в Москву и перешел на службу к русскому царю. Думаю, это мой предок. Ушел он отсюда, будучи Трубе́цким, а Трубецки́м стал уже в России. Одни мои родственники тоже изменили фамилию на Трубецко́й, убеждали и меня это сделать. Но нет. За мной стоит несколько поколений мастеровых: кузнецов, печников, лодочников, портных. И мы на этой земле сидим как минимум 500 лет. Это ко многому обязывает.

Интерес к краеведению и коллекционированию у Андрея возник в детстве:

Мне повезло с учителем истории: у него под каждый параграф в учебнике были свои рассказы. И они цепляли. А еще мы с пацанами, как только весной сходил снег, бегали по полям, огородам, берегу речки и собирали все, что выбрасывала земля и вода. Одних только монет у нас с братом Вовой было на две большие сахарницы. А еще находили курительные трубки, мелкие военные предметы, гильзы…

«Поднимать якорь со дна такой азарт!»

Западная Двина раньше была главной кормилицей для жителей Бешенковичей. На гербе города — корабль: с XVII века в местечке действовала крупная пристань для торговых судов. Дно реки в черте города усыпано артефактами. Андрей Трубецкий, например, находит якоря.

— Я — человек Двины. Живу на берегу реки, люблю за ней наблюдать. Увлекаюсь подводной охотой, исползал уже все дно и натаскал оттуда всякого железа. А поднимать наверх якоря меня вдохновил друг Саша. Вижу: плывет он как-то на лодке, а на корме — здоровый якорь. Рассказал, что нашел этот предмет в пяти метрах от берега. Меня зацепило, и я стал шарить по дну уже целенаправленно, чтобы найти якорь. Чаще всего его опускали под воду на пеньковой веревке. И если она рвалась, якорь оставался на глубине.

И река стала дарить упрямому дайверу интересные находки.

— Бывает, плывешь, видишь бугорок, а это якорь. И пошла тяжкая работа по его «добыче»! Из ила, к примеру, торчит одна «лапа», а всего их пять. Нужно копать грунт, ворочать камни, дойти до «яблока» — места, где соединяются «лапы», зацепить за него веревку, выдернуть якорь со дна, погрузить на лодку.

На глубине работаю без акваланга. Ныряю под воду, покопаю чуть-чуть, выныриваю. И так целый день шурую вверх-вниз. Иногда на подъем якоря уходит и два дня. Зато какой это азарт! А потом изучаешь, что это за якорь, кто и когда его произвел.

Всего дайвер поднял со дна 27 якорей, сделанных в XVII—XX веках. Самые старинные — кованые, более современные — литые. А самая тяжелая находка весит около 200 кг. Но это был единственный якорь, который не пришлось раскапывать.

— Он стоял на дне — ровненько, как лялька. Мы с другом Андреем выкатывали его к берегу. Пришлось постараться. Нырнули, перекатили, вынырнули, подышали. И так снова, — вспоминает Трубецкий.

В 2017 году в городском парке Бешенковичей открыли необычную аллею — на ней восемь якорей, которые нашел в Двине Андрей Трубецкий. Среди них и этот, 200-килограммовый. Аллея — дань памяти землякам, «плоты водившим в Ригу и охранявшим город от врагов». Такие строчки выбиты на мемориальном камне.

Один якорь Андрей поставил возле своего дома. В метрах двухстах от него — Двина.

«Погулять по этому музею как в церковь сходить»

Кроме якорей, Андрей коллекционирует орудия труда.

За 10 лет собрал около 3,5 тысячи артефактов. Это топоры, рубанки, плуги, косы, серпы, гвозди, жернова, прялки, весы, швейные машинки — перечислять можно долго.

«Склад древностей» находится в производственном помещении, которое принадлежало фирме Трубецкого. Когда она закрылась, помещение перешло к другому владельцу. Но он разрешил Андрею хранить коллекцию здесь, другого же места для нее пока нет.

— Стал собирать орудия труда наших предков в 2012 году. Вначале задумал это как музей инструмента от неолита до современности. Началось все с рубанков. А потом как стало одно за одно цепляться — появились другие инструменты: столярные, слесарные, кузнечные, вдобавок приклеилась «бытовуха» (предметы домашнего обихода. — Прим. Onlíner). За каждой вещью cтоит человек, который ей пользовался. И он имеет право на то, чтобы о нем помнили. Погулять по этому музею, считаю, как в церковь сходить. Там ты общаешься с Богом, а тут — с предками. Это приобщение к своим корням. Кто мы без памяти о прошлом?

Коллекционер находит артефакты в Двине, на огородах, полях, в заброшенных домах, сараях, заготконторах.

— «Чермет» (пункт приема вторсырья) — святое место, просто космос! Если ходил бы туда почаще, музей был бы раза в три больше. Приемщица мне иногда даже звонила: «Андрэй, прыходзь: прынеслі такі тапор, як ты любіш». Прихожу — а там каменный топор. Неолит! Всего у меня три топора из новокаменного века. Один из них меня просто «позвал» к себе. Сижу на работе, а мне неймется: надо идти в «чермет». Пришел, из груды металлолома выкопал ванну. В ванне — сплющенное ведро. Из ведра вытрясаю каменный топор! Как мне объяснили ребята из Академии наук, он не предназначался для работы, а являлся статусной принадлежностью вождя. А третий топор из неолита был весь в копоти: видно, лежал в бане. Я его отмыл и подарил родственнику, который учился на истфаке. Всего же у меня около 140 топоров. Большинство, конечно, современные.

«Музейщики говорили: „По твоей коллекции можно защитить две кандидатские“»

В коллекции много весов и весовых гирь.

— Бешенковичи — торговый городок, в начале ХХ века тут было около 130 лавок. Все продавалось, взвешивалось. Поэтому у меня есть и «бязмены» — ручные рычажные весы, и «шалі» — чашечные весы, а также гири, некоторые из них старые, еще петровских времен. Самое ценное в музее — это то, что 99,9% экспонатов принадлежат бешенковичской земле. Лишь несколько вещей попали сюда из других регионов.

Музейщики говорили: «По твоей коллекции можно две кандидатские защитить, так как все артефакты привязаны к одному месту».

У многих экспонатов есть живая человеческая история:

— Как-то мне говорят: «Цепляй прицеп к машине, поедем в деревню Радюки: там готовый музей на дому, все сараи, чердак забиты интересными вещами». Приезжаем. Встречает бабулька: «Вось гэту прыладу забірай! І гэту таксама забірай, мне ўжо не патрэбна, старая я». Я грузил-грузил это добро, потом вижу: стоит прялочка, маленькая такая, стройная. Бабулька заулыбалась: «Ты на мяне паглядзі: я ж невялічкая, акуратная. Дык дзед пад мяне і калаўрот падагнаў. Лоўка атрымлівалася на ім прасці». Собираюсь уезжать, а хозяйка: «Што ты, ужо паедзеш? У мяне ўнучкі ёсць, і яны цукеркі любяць. Мо, дасі рублёў 40?» Дал, конечно. Веселая бабка!

В одной заброшенной деревенской хате Андрей нашел красивый деревянный шкаф — полностью из массива, никакой фанеры. А на дверцах внутри — целый семейный архив: хозяева писали, когда отелилась корова, когда покрывали свинью.

Есть в коллекции несколько предметов, назначение которых непонятно:

— Что это такое, не знают ни старики, ни мои знакомые «навукоўцы», ни интернет. Вот, например, какой-то секторный зажим. А для чего он? Кто-то предположил, что этой штукой зажимали кожу. А один моряк сказал, что это гаагак — приспособление, чтобы сращивать веревки.

Некоторые земляки считают Трубецкого чудаком:

— Советуют: сдай все это в «чермет» — и год проживешь безбедно. Местная маргинальная публика целенаправленно ищет какие-то старые вещи. Они знают, если принесут что-то интересное, Андрюха всегда отвалит им пару бутылок. Но что-то из музея я раздариваю. Приходит, например, мужчина, видит плуг, и у него глаза горят: на нем бы поработать! Я понимаю, что этот плуг точно не будет у такого хозяина ржаветь, и отдаю.

Ремесленник делает и авторские работы — в технике арт-металл. Больше всего он гордится инсталляцией «Голоса предков»:

— Создал ее за один вечер. Состарил пару досок, стилизовал под старинную дверь, разместил на ней артефакты и инструменты наших предков: топоры, серпы, монеты, крестики, оплавленное стекло после больших пожаров и так далее. Работал — и на кончиках пальцев у меня словно горели синие огоньки. Я будто видел и слышал хозяина каждой этой вещи. Не знаю, как это описать, но они словно собрались и стояли рядышком. Пока не закончил композицию, не мог отойти.

«Пытался сотрудничать с турфирмами, но Бешенковичи стоят не на их маршруте»

Андрей Трубецкий рассказывает, что раньше в его музее было довольно много посетителей.

— Приходили школьники, студенты, туристы, даже иностранцы.

Была как-то немецкая группа. Я им говорю: «Извините, у меня тут бардак, надо навести порядок». А они: «Ничего не надо, вылизанных музеев мы в Европе насмотрелись, скука страшная! А тут ходишь, все вживую, все можно потрогать».

Сейчас с посетителями стало туго. Пытался сотрудничать с турфирмами, но, увы, ничего не вышло. Они забирают группу, например, в Витебске, везут в Полоцк, потом в Березинский заповедник, а завершают экскурсию в Минске. Бешенковичи стоят не на турмаршруте.

Что делать с коллекцией дальше, владелец не знает. Местные власти предлагали ему варианты, но они, говорит мужчина, не подходят:

— Музей находится уже не в моем здании: продал его два года назад. С нынешними хозяевами мы в хороших отношениях, и они пока не просят, чтобы забирал свое добро. Но мне пришлось уплотнить все в кучу, и теперь это больше похоже на историческую свалку. В школе мне выделяли класс, но что туда поместится? Две-три прялки?

Предлагали и здание: местный дом ремесел переезжает. Но это большая ответственность: в музей нужно нанять хранителя фондов, бухгалтера, сторожа, платить им зарплату, обслуживать здание. А откуда я в Бешенковичах возьму столько посетителей, которые покупали бы билеты? Источников финансирования я пока не вижу. Если повезет, найду частного инвестора. Будет больно, если все это уйдет туда, откуда пришло, назад в «чермет».

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

  • Составить рассказ про котенка
  • Составить рассказ про германию
  • Составить рассказ про золотую осень
  • Составить рассказ похороны вождя или утро в древнем поселении выполнить иллюстрации
  • Составить рассказ про библиотеку